Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок внутреннего контроля в сфере закупок 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Это означает, что с даты вступления в силу данной поправки – с 08.01.2020 г. подрядчик при выполнении видов и объёмов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, определённых в контракте на основании постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 для личного выполнения работ подрядчиком, последний вправе привлекать к их выполнению свои дочерние общества.
Итак, контрактная служба может представлять собой некую «надстройку» над существующей у заказчика организационной структурой.
Вместе с тем вполне допустимо и создание контрактной службы в виде отдельного структурного подразделения как на базе имеющегося у заказчика структурного подразделения, так и путем создания новой структурной единицы.
Новые правила контроля в сфере госзакупок. Сроки и порядок проведения проверок
Каждый проверяющий орган имеет свою четко ограниченную область проверки и свои полномочия для ее реализации.
К федеральным и муниципальным исполнительным органам, осуществляющим контроль закупок, относится ФАС РФ, а также региональные и муниципальные аналогичные ведомства. Данные органы могут осуществлять плановые и внеплановые проверки в отношении субъектов проверки.
В ходе общественного контроля субъектам разрешается запрашивать у заказчиков информацию по закупкам, анализировать их эффективность.
Ведомственный контроль осуществляют вышестоящие структуры самих заказчиков, в том числе таких корпораций, как «Росатом» и «Роскосмос». Кроме того, организаторы закупок обязаны обеспечивать соблюдение законодательства, с целью чего они самостоятельно проводят мониторинг всех стадий закупки. В том числе в их задачи входит проверка исполнителя, субподрядчиков в ходе реализации контракта.
Уведомление о проведении плановой проверки направляется не позднее чем за 5 рабочих дней до начала. При этом план проведения, а также внесенные изменения, должны быть размещены в реестре или ЕИС контролирующим органом не позднее 2 рабочих дней со дня утверждения.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗАКУПОК
Время покажет, как на самом деле будут реализованы все вышеперечисленные функции в 2024 году.
Первое, на что следует обратить внимание при рассмотрении порядка проведения таких проверок, — срок. Для ВП он составляет не более 10 рабочих дней, а если сведения о закупках составляют государственную тайну — не более 20 рабочих дней со дня принятия решения. Срок также может быть продлен не более чем на 10 рабочих дней и не более 1 раза.
Основные положения КоАП России в данной сфере также имеет прямое отношение к деятельности ФАС, поскольку опираясь на них ФАС имеет право на то, чтобы ввести штраф для субъекта закупки.
Такой акт составляется в срок, не превышающий 2 рабочих дней со дня непредставления информации и документов о закупках, необходимых контрольному органу. Соответствующий акт передается руководителю контрольного органа в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня его составления комиссией (инспекцией) по проведению плановой (внеплановой) проверки.
Контроль в сфере государственного оборонного заказа, а также закупок, содержащих сведения государственной тайны, осуществляет Рособоронзаказ, при этом данный орган не может касаться вопросов финансового и казначейского контроля.
В случае, если общественный контроль осуществляется в сфере гос-закупок, то может проводиться и независимый мониторинг, а также оценка эффективности проводимых торгов и условий на котором предоставляется договор.
В сферу деятельности данного контроля входит осуществление и сопоставления полученных сведений из самых разных видов документации, для того, чтобы определить соответствует ли закупка той сумме фин-обеспечения которое было установлено. Данный механизм нацелен на цель в виде снижения риска по не целевым расходам средств из бюджета.
Казначейский контроль — это один из видов проверок, проводимых финансовыми органами. Сверяется информация об идентификационных кодах закупок и непревышение объема финансового обеспечения. С 14 августа контролируют документы, связанные с госзакупками, по новым правилам.
По результатам проведения плановых проверок составляется акт в срок не позднее 10 рабочих дней со дня окончания плановой проверки. Копия акта о результатах ПП размещается в реестре или ЕИС не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания.
В п. 16 проекта постановления указано, в течение какого времени осуществляется контроль по ч. 5 ст. 99 и когда информация публикуется в ЕИС. Для большинства сведений этот срок составляет 1 рабочий день с момента получения информации финансовым органом. Для сведений, составляющих гостайну, срок составляет 3 рабочих дня.
В 3 части 99 статьи в Законе о контрактной системе говорится о том, что ведомственный контроль в отношении закупок и каждого Заказчиков должен осуществляться отдельным контрольным органов этой сферы. Однако, даже при таком разнообразие органов контроля, ведущая роль для всех Заказчиков отводится ФАС и Казначейству.
В п. 16 проекта постановления указано, в течение какого времени осуществляется контроль по ч. 5 ст. 99 и когда информация публикуется в ЕИС. Для большинства сведений этот срок составляет 1 рабочий день с момента получения информации финансовым органом. Для сведений, составляющих гостайну, срок составляет 3 рабочих дня.
В 3 части 99 статьи в Законе о контрактной системе говорится о том, что ведомственный контроль в отношении закупок и каждого Заказчиков должен осуществляться отдельным контрольным органов этой сферы. Однако, даже при таком разнообразие органов контроля, ведущая роль для всех Заказчиков отводится ФАС и Казначейству.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Запрет на возложение функций по централизации закупок на органы контроля
Закон не содержит никаких предписаний относительно того, как именно заказчик должен организовать подобную работу. Поэтому каждое учреждение выбирает собственный подход к данному вопросу.
Собственная деятельность заказчика также должна быть предметом его контроля. Последний основывается на разработанных в организациях внутренних локальных актах, которые содержат алгоритмы действий и шаблоны документов, используемых при проведении закупок.
Данный вид контроля направлен не только на фиксацию нарушений, но и на их профилактику, так как в процессе закупки заказчик и исполнитель обязаны тесно сотрудничать.
Контрольные органы в сфере закупок по 44-ФЗ призваны следить за неукоснительным соблюдением законодательных норм.
Изменения, принятые после 1 октября 2020 года, вступают в силу не ранее 1 января следующего года за очередным календарным годом.
По новым правилам, с 1 января 2024 года комиссия заказчика обязана проверять соответствие поставщика п. 7.1 ч. 1 ст. 31. Этот же подход лежит в основе Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631.
Сверяется информация об идентификационных кодах закупок и непревышение объема финансового обеспечения.
В некоторых случаях контроль не осуществляется. Например, при закупках на территории иностранного государства для обеспечения заказчиков, которые осуществляют там свою деятельность, или для избирательных комиссий всех уровней. Об этом говорится в п. 12 правил.
При автоматизированной проверке информацию не разместят в ЕИС до устранения нарушений и прохождения повторной проверки сведений.
Однако, исключена обязанность при осуществлении такого контроля осуществлять проверку своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги (пункт 6 части 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, ранее устанавливавший такую обязанность органов финконтроля, утратил силу).
Срок проведения плановой проверки составляет не более 20 рабочих дней со дня начала ее проведения. Он может быть продлен не более 1 раза и не более чем на 20 рабочих дней. По итогам составляется акт результатов проведения плановой проверки.
ФАС России и её территориальные управления обязаны в течение 3-х рабочих дней с даты вынесения направлять копию решения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков или об отказе в таком включении в адрес заказчика и лица, в отношении которого принималось такое решение (см. абзац 2 пункта 12 Правил).
Изменения в планировании и реестре контрактов в 2024 году
Сказанное означает, что эффективная организация внутренней системы закупочной деятельности — одна из ключевых задач, стоящих перед любым заказчиком. При этом нужно принимать во внимание, что неотъемлемым элементом системы организации закупочной деятельности заказчика является внутренний контроль закупок в организации.
Более четкие, конкретные и структурированные нормы призваны модернизировать механизм контрольно-надзорной деятельности, одним из инструментов которой и являются контрольные (надзорные) мероприятия.
Уведомление о проведении плановых (внеплановых) проверок и направление документов, составленных по результатам таких проверок, осуществляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.
К первой группе отнесены такие мероприятия, как контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка.
Контрольные органы в сфере закупок по 44-ФЗ и их полномочия
Эти изменения в полномочиях Федерального казначейства по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2019 № 1795, вступили в силу с 03.01.2020 г.
Субъекты контроля обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по требованию таких органов документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения.
Требования к совокупным годовым объемам закупок по п. 4.5 при этом сохраняются. Это важное изменение для заказчика!
Несмотря на то что одним из принципов новой системы госконтроля (надзора), муниципального контроля предусмотрен приоритет профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, последние по-прежнему будут составлять важную часть контрольно-надзорной деятельности.
Итак, ряд организационных мероприятий по построению системы закупок внутри организации должен быть совершен заказчиком в силу прямого указания Федерального закона от 5 апреля 2013 г.