Права и обязанности приемных родителей и опекунов в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности приемных родителей и опекунов в России». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Большинство людей, семейных или одиноких, имеют желание завести детей. Некоторые семьи с родными детьми зачастую хотят подарить тепло семейного очага детям без попечения родителей, которых, к сожалению, довольно большое количество в нашей стране на сегодняшний день.

Есть несколько вариантов для того, чтобы взять ребенка в семью:

  • усыновить ребенка;
  • взять опеку над ребенком;
  • взять на воспитание в семью;
  • прочие виды.

Остановимся подробнее на воспитание ребенка в семье, как стать приемными родителями.

В Российской Федерации такая форма заботы о ребенке возникла сравнительно недавно, но с каждым годом приобретает все большую популярность. Семьи, уже вырастившие своих детей, с удовольствием берут по несколько детей из детских учреждений в семью.

Стать приемным родителем более упрощенная процедура, чем усыновить ребенка. Кандидаты в приемные родители, прежде всего, должны любить детей и хотеть их воспитывать.

Только после оценки благонадежности семьи, органы опекунского совета оценят:

  • медицинские показания о состоянии здоровья приемных родителей;
  • размер среднемесячного дохода приемных, как матери, так и отца;
  • исследуют, какие жилищные условия смогут предоставить детям, взятым на воспитание, кандидаты в приемные родители.

Так же как и при усыновлении детей, отдавая на воспитание, к возможным приемным родителям предъявляются требования.

Кандидаты в приемные родители должны:

  • быть дееспособными, совершеннолетними гражданами;
  • иметь постоянное место жительства с достаточной жилой площадью;
  • не иметь судимости за совершение преступлений против жизни;
  • не быть лишенными или ограниченными в родительских правах.

Кроме того, чтобы взять приемных детей, необходимо, чтобы желающие стать приемными родителями не имели медицинских противопоказаний. К ним относят:

  • заболевание туберкулезом, другие хронически заболевания;
  • заболеваний, связанных с нарушением нервной системы;
  • онкологических заболеваний (раковых опухолей);
  • будущие родители не должны страдать наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией;
  • не должно быть психических заболеваний;
  • заболеваний, которые могут привести к неработоспособной группе инвалидности (первой и второй).

Какими правами и обязанностями наделены приемные родители несовершеннолетнего?

Согласно закону об опеке от 24.04.08 № 48-ФЗ, с дополнениями от 18.07.09 г. регламентируются отношения, права и обязанности приемных родителей по отношению к детям, которых взяли на воспитание, усыновили или оформили над ними опекунство.

На основании норм закона, для создания приемной семьи, будущие родители заключают договор с опекунским советом о том, что ребенка забирают на воспитание в семью. Договор о создании приемной семьи заключается в строго определенной форме.

В обязательном порядке в договоре должны быть указаны:

  • срок, на какой берут ребенка;
  • условия, в которых он будет содержаться;
  • обязанности и права приемных родителей в отношении приемных детей, которых они берут к себе;
  • обязанности опекунских органов в отношении семьи, воспитывающей детей.

Договор составляют в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, — для представителей опекунского совета и приемных родителей.

Важно отметить, что соглашение может быть расторгнуто досрочно при определенно сложившихся обстоятельствах:

  • внезапного тяжелого заболевания приемного родителя, не позволяющего в должной мере уделять внимание и выполнять обязанности по отношению к взятому ребенку;
  • при изменении семейного положения членов приемной семьи в случае развода, договор о воспитании аннулируется;
  • в случаях значительного снижения уровня материального благосостояния приемной семьи при потере работы или жилья, опекунским советом оценивается в состоянии ли дальше приемные родители содержать воспитанников;
  • при невозможности наладить отношения в общении между ребенком и приемными родителями, постоянными конфликтами, органы опеки могут инициировать расторжение договора досрочно;
  • также и в связи с невозможностью наладить отношения с другими детьми в семье, в связи с этим сложившейся нездоровой психологической обстановкой в семье, договор расторгается раньше срока.

Приемным родителям не следует забывать, что бывают ситуации, когда родные родители ребенка восстанавливают свои родительские права, налаживают свою жизнь и бытовые условия, возвращают детей через суд. Договор, соответственно, расторгают.

Также, взяв ребенка в семью, приемные родители должны осознавать, что в любой момент ребенка, к которому они привыкают, начинают любить, могут выбрать для усыновления (удочерения) посторонние люди, поскольку данные о нем находятся в базе данных детей кандидатов на усыновление. В таких случаях договор расторгается.

Подбор граждан, которые могут стать приемными родителями, подготовка к взятию ребенка в семью для воспитания осуществляется в соответствии с Семейным и Гражданскими кодексами РФ, а также ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Согласно внесенным изменениям в семейное законодательство, Постановлением Правительства РФ от 25.04.12 г., кандидаты в приемные родители, чтобы взять ребенка на воспитание и получить статус приемных родителей, обязаны представить опекунскому совету документ, подтверждающий, что они прошли соответствующую подготовку в школе приемных родителей.

Цель такой подготовки:

  • подготовить потенциальных родителей к приему ребенка в семью;
  • выявить и помочь сформироваться воспитательским навыкам и навыков для возможности содержать ребенка, создать безопасную окружающую среду для благополучного развития и воспитания ребенка;
  • помочь будущим приемным родителям определиться с выбором, брать или не брать ребенка в семью, осознать все проблемы и трудности, возникающие при воспитании ребенка;
  • ознакомить кандидатов с основами закона о защите прав детей, оставшихся без родительского попечения, а также обязанностей и прав родителей, берущих таких детей в семью для воспитания, информацией, какая помощь может быть оказана, чтобы адаптация приемных родителей прошла как можно быстро и безболезненно как для детей, так и для родителей.

Организуют подготовку кандидатов в приемные родители органы опеки. Для этого:

  • организовываются обучающие семинары;
  • проводятся всевозможные занятия по педагогическим и психологическим вопросам, возникающим у потенциальных родителей;
  • с согласия возможных родители, проводят обследования, оценивающие психологическую готовность принять новых членов семьи.

К подбору и подготовке кадров приемных родителей, привлекаются: образовательные, медицинские учреждения, оказывающие всевозможные социальные услуги.

Приняв решение взять ребенка, приемным родителям следует руководствоваться не только эмоциями, но и серьезно обдумать всю ответственность за человеческую судьбу, поскольку ребенок – это не игрушка или вещь, которую можно выбросить, когда они надоели.

Благородные эмоции проходят в рутине жизненных проблем, а ребенок остается.

Взяв маленького человека в семью, приемные родители должны осознавать и понимать, возложенные на них обязательства в связи с ответственностью за этого ребенка.

Права и обязанности приемных родителей, взявших на воспитание ребенка:

  • воспитание детей;
  • забота о здоровье ребенка;
  • создание благоприятной психологической атмосферы в семье без конфликтов, скандалов;
  • следить за успехами в обучении и развитии ребенка;
  • представлять и защищать интересы приемного ребенка во всех инстанциях.

У приемных родителей есть и определенные права:

  • любая пара, состоящая в зарегистрированном браке, может взять ребенка на семейное воспитание;
  • воспитывать приемного ребенка, как и родного, каждый имеет право на свое усмотрение;
  • получать ежемесячно денежное пособие;
  • на предоставляемые льготы;
  • на медицинское бесплатное обслуживание и лечение детей бесплатно;
  • в права входит оплата труда приемных родителей;
  • воспитывая приемных детей, получают право на льготы трудового и пенсионного законодательства;
  • в связи с тем, что время проживания приемных детей в семье считается как общий трудовой стаж, граждане, ухаживающие за приемными детьми, имеют право на добавление стажа.

Здесь были рассмотрены основные права обязанности родителей

Государство всячески приветствует и старается поддержать инициативу воспитания детей в приемных семьях. С этой целью, при создании такой семьи выплачивается единовременно пособие. Размер выплаты приемным родителям устанавливается законодательно.

В течение всего срока пребывания приемных детей в семье на каждого ребенка регулярно выплачиваются выплаты приемным родителям на приобретение: канцтоваров, различных хозяйственных товаров, необходимых ребенку в обиходе, одежды и обуви для приемного ребенка, а также частично уплаты коммунальных услуг.

Семьи, взявшие на воспитание трех и более детей, пользуются всеми льготами, предусмотренными многодетным семьям.

Выплаты приемным родителям начинаются с момента, когда ребенка забирают в семью, а также с момента получения статуса приемного родителя.

Права и обязанности приемных родителей и опекунов в России

Все дети имеют право на воспитание, обеспечение жизненных интересов, уважение человеческого достоинства.

Родители, ни при каких обстоятельствах не имеют право наносить ребенку физические или психические страдания.

В случае ненадлежащего выполнения обязанностей, в не зависимости наступили ли вредные для ребенка последствия, родители привлекаются к административной ответственности.

За жестокое обращение с ребенком, вред, который причинили родители, применяются административные взыскания.

Также к ним может применяться:

  • взыскание штрафа до 100 тыс. руб. или в размере заработной платы и других доходов за год;привлечение к обязательным работам на срок до 440 ч;
  • привлечение к исполнительным работам до двух лет;
  • к принудительным работам до трех лет;
  • тюремным заключением до трех лет.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Пункт 6 статьи 148.1 СК РФ дает возможность приемным родителям выбирать учреждение образования, определять ребенка на общих основаниях в дошкольное учреждение. Форма обучения выбирается на усмотрение родителей, но с учетом интересов ребенка и мнения органов опеки.

Главой 11 СК РФ определила права ребенка в приемной семье:

  1. право ребенка знать все о своих родителях. Исключение составляют случаи, когда нет возможности дать всю информацию или информация будет вредить ребенку;
  2. ребенок имеет право проживать и воспитываться в семье. Поэтому устройство на семейные формы воспитания являются приоритетными;
  3. право на получение алиментов, пособий по потере кормильца, любые социальные выплаты;
  4. правовой статус приемной семьи дает ребенку защиту своих прав и законных интересов. Это означает, что ребёнок может обратиться в органы опеки с жалобой на то, что имеет место нарушение его прав, злоупотребление родительскими обязанностями. С 14 лет он может обратиться с этим вопросам в суд;
  5. право собственности на жилье, имущество и пользование им;
  6. право на доходы, полученные от собственного имущества. В возрасте от 6 до 14 лет мелкие сделки ребенок может совершать сам. С 14 до 18 лет – по усмотрению распоряжаться своим заработком, любыми своими доходами.

Статья 57 СК РФ дает право ребенку свободно выражать свое мнение.

До 10 лет его интересы представляют органы опеки. С 10 лет ребенок сам имеет право решать некоторые вопросы.

К примеру – помещение его в приемную семью. Кроме того, подросток может повлиять и на выбор родителя. Если отношение ребенка будет отрицательным, помещение в семью невозможно.

При выборе учебного заведения также учитывается мнение ребенка, как и при решении вопросов, которые хоть немного касаются несовершеннолетнего. Что касается взаимоотношений в семье, то это лежит в области норм нравственности и морали.

Права и обязанности приемных родителей и опекунов в россии

Родительские права в приемной семье практически приравнены к правам биологических родителей или усыновителей с целью максимального соблюдения интересов детей, но реализация таких прав имеет ряд ограничений. К таким ограничениям относятся:

  • отсутствие права препятствовать общению с родителями;
  • отсутствие права самостоятельного выбора способа обучения;
  • отсутствие наследственного права.

Приёмными родителями считаются лица, которые совместно с государством реализуют политику замещения семьи для несовершеннолетних, лишённых родительского попечения.

В Семейном кодексе понятию приёмной семьи посвящены 21 и 20 главы, поскольку данная юридическая категория смежна с опекой и попечительством.

Понятие приёмной семьи устанавливается статьёй 152 СК РФ, определяющей, что данный вид семейных отношений является выражением государственной гарантии детям в реализации права на воспитание в семье, пусть и не являющейся родной в биологическом смысле.

Необходимо понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

Позвоните прямо сейчас и решите свои вопросы — это быстро и бесплатно!

Статус приёмного ребёнка выражен в особом сочетании прав и обязанностей, возможностью находится в атмосфере семьи, будучи при этом на финансовом обеспечении государства, под защитой государственных органов.

В чём разница опекунов и приёмных родителей не всегда очевидно. Опекуны, как правило, являются родственниками ребёнка, поскольку родные имеют большие шансы стать ими.

Приёмные семьи устанавливаются договором на определённый период, указанный в нём и деятельность приёмных семей регламентируется гражданским законодательством.

Приёмные родители получают стаж, как при осуществлении трудовой деятельности.

Законом определены категории несовершеннолетних, имеющих право на устройство в приёмные семьи. В частности:

  • оставленные в медицинских и иных государственных учреждениях, то есть фактически брошенные своими родителями;
  • если в отношении их родителей прошла процедура лишения родительских прав, либо ограничения, достаточного для признания воспитания в данной семье невозможным;
  • дети-сироты, чьи родители погибли;
  • дети, оставшиеся без родителей, по иным причинам, в частности при установлении статуса безвестно отсутствующего;
  • дети, чьи родители несут опасность или наносят вред психическому состоянию ребёнка.

СК РФ не допускает разделения братьев и сестёр по разным приёмным семьям, равно как и иной порядок, нарушающий права детей при определении их места проживания.

Наличие родственников или родителей, сохранивших за собой право заявить отказ в установлении режима приёмной семьи также является препятствием.

Не допускается процедура опекунства и при несогласии родных детей опекунов, поскольку при принятии решения, органы опеки ориентируются на интересы всех категорий детей.

Законом допускается проживание в приёмной семье до восьми детей. На деле контролирующий орган принимает решение о максимальном количестве исходя из финансового состояния семьи и наличия соответствующей жилплощади.

Приёмные родители выбираются на основе значительного числа критериев, объективных, либо определяемых по усмотрению специалиста опеки и самого ребёнка. Схожесть процедуры опеки с помещением в приёмную семью предопределила ряд похожих требований:

  1. Семья должна быть полной по возможности. Также режим приёмной семьи может быть установлен по отношению к одному родителю при наличии достаточных условий. Закон не допускает приёмные семьи из двух лиц, если их отношения не зарегистрированы.
  2. Кандидаты должны обладать физическим и психическим здоровьем, не страдать алкоголизмом и наркоманией, быть способными обслуживать себя и ребёнка.
  3. Психологический профиль опекуна должен удовлетворять ребёнка в полной мере. Приёмные семьи не формируются в отношении конфликтных лиц, а также имеющих неудовлетворительную характеристику.
  4. Лицо не должно иметь проблем с законом, либо судимость должна быть погашена.
  5. Требуется обладание высокими моральными качествами и мотивацией на достойный вклад в воспитание ребёнка.
  6. Устойчивое материальное положение, в том числе достаточный доход и наличие жилплощади, удовлетворяющей санитарным нормам (площади, бытовому обеспечению).

Большую часть работы по обучению родителей проводят центры подготовки при органах опеки, устанавливающие тестами истинные мотивы опекунов, оценивающие социально-психологический портрет и проводящие разъяснения по приёмной семье.

Распространение получило такое понятие, как школа приёмных родителей, действующая как коммерческое (реже некоммерческое) учреждение, предоставляющее комплексный подход к нюансам приёмных семей, обучающее взаимодействию с данной категорией детей и проводящее консультации по юридическим вопросам.

Приемная семья образуется на основании решения суда, только тогда у опекунов появляются определенные права и обязанности:

  • воспитывать ребенка, взятого под опеку (попечительство);
  • заботиться о его физическом здоровье, духовном, психическом, нравственном развитии;
  • самостоятельно подбирать методики воспитания ребенка, учитывая его мнение, а также отношение попечительского органа, соблюдая требования Семейного кодекса РФ.

Попечители и опекуны могут устраивать своих подопечных на общих основаниях в образовательные государственные учреждения.

Существует несколько принципиальных отличий приемной семьи от опекунства, стоит рассмотреть их более подробно:

Приемная семья Опекунство/попечительство
Лояльные требования к кандидатам Требования довольно жесткие, не все могут стать опекунами
Процесс приема ребенка в семью длительный и требует согласования всех пунктов договора с органами опеки Необходимо собрать полный пакет документов для решения вопроса
Возможно получать пособия в соответствии с действующими законами Получение пособий не гарантируется, все зависит от конкретно взятого случая и региона
Возможно видеться с родными и близкими Органы опеки могут запретить свидания с биологическими родителями

Вот основные признаки приемной семьи, которые возможно выделить на основании глав 20 и 21 СК РФ:

Приемная семья образуется на основании заявления лица, которое желает взять на воспитание ребенка. Подается заявление в орган опеки по месту жительства, к нему прилагаются следующие документы:

  • характеристика с места работы;
  • справка с места работы с указанием размера заработной платы, должности, заверенная работодателем в установленном порядке;
  • автобиография;
  • документ, который подтверждает наличие у лица, планирующего взять в приемную семью на воспитание ребенка (нескольких детей) жилья;
  • лицам, состоящим в официальном браке, необходимо представить копию свидетельства о заключении брака;
  • медицинская справка лечебного учреждения о состоянии здоровья заявителя, который изъявил желание взять в приемную семью на воспитание ребенка.

Приемная семья возникает на основании согласия органов опеки, а также по решению судебных органов.

Заявитель, который обращается по вопросу получения ребенка в семью, обязан предъявлять гражданский паспорт.

Орган опеки и попечительства для подготовки заключения о возможности стать приемными родителями составляет акт по итогам обследования условий жизни заявителя, который желает взять ребенка (детей) под опеку или попечительство в приемную семью.

Если есть все основания для возникновения приемной семьи, то через 20 дней после подачи официального заявления органом опеки и попечительства будет дано положительное заключение.

Весь процесс регламентирован действующими законами, необходимо действовать в определенной последовательности, а именно:

  1. сбор требуемых документов для органов опеки. Необходимо начать все собирать заранее, так как справка об отсутствии судимости готовится в течение 30 дней;
  2. ожидание принятия решения по заявке. Обычно ответ приходит в течение трех дней. В течение этого времени специалисты изучают документы и осуществляют выезд по месту жительства заявителя. Последнее необходимо, чтобы проверить условия проживания;
  3. обсуждение вопроса о возможности передачи ребенка в приемную семью. Дополнительная проверка длится 10 дней;
  4. организация нескольких встреч с несовершеннолетним, чтобы приемные родители попытались наладить с ним контакт. Параллельно проводится его полное медицинское обследование;
  5. написание заявления. Это должно происходить в присутствии инспектора отдела опеки;
  6. составление акта передачи несовершеннолетнего на воспитание заявителю. Также подписывается соответствующий договор.

Необходимо понимать, какие именно бумаги требуется предоставить органам опеки, чтобы взять несовершеннолетнего в семью, к ним относятся:

Особенности создания приемной семьи в России

Алгоритм оформления приемной семьи для заботы о пожилом человеке выглядит аналогично, что и для получения такого статуса при воспитании несовершеннолетнего. Для получения такого права необходимо:

  1. Собрать все документы, с которыми нужно обратиться в орган опеки и попечительства.
  2. В течение определенного на законодательном уровне срока сотрудники ООП должны проверить документы, условия проживания, в которых будет находиться престарелый человек. По результатам проведения такой проверки составляется акт.
  3. В течение 10 дней с момента обследования жилого помещения сотрудники ООП принимают решение. Если оно положительное, семье предоставляется возможность пообщаться с пожилым человеком, которого они хотят принять в семью.
  4. Если люди согласны заботиться о пожилом человеке, оформляется соответствующий документ, по которому семья приобретает статус приемной.

За разъяснением, что такое приемная семья, необходимо обратиться к положениям ст. 152 Семейного кодекса РФ. Согласно ей, в качестве приемной семьи законодатель признает форму опеки или попечительства над ребенком, лишенным родительской заботы, осуществляемую по договору, заключенному приемными родителями или одним из них и органом опеки.

К отношениям, возникающим в рамках такой семьи, применяются правила, регулирующие отношения между опекунами и попечителями, где первыми выступают приемные родители, а вторыми – приемные дети. В силу этого приемный родитель по отношению к приемным детям реализует права и исполняет обязанности, установленные в отношении опекунов и подопечных семейным и гражданским законодательством.

Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется возмездностью возникающих отношений: за исполнение возложенных функций приемные родители, в отличие от усыновителей, получают вознаграждение. Такой правовой статус является главной отличительной чертой от традиционной опеки.

Усыновление, согласно ст. 122 СК, является приоритетной формой семейного устройства несовершеннолетних детей-сирот, в результате которой между сторонами такого усыновления возникают права и обязанности, характерные для биологических родителей и детей. Они характерны не только возникновением типичных родственных отношений, но и порождением правовых связей, характерных для членов семьи.

Требования к приемным родителям, в соответствии со ст. 10 ФЗ «Об опеке и попечительстве», определены положениями ст. 35 ГК и ст. 146 СК. Согласно им, приемным родителем может выступать исключительно совершеннолетнее дееспособное лицо, кроме тех, кто:

  • был ранее лишен родительских или опекунских прав, а также усыновители, чьи права были аннулированы в результате их виновных действий;
  • привлекался к уголовной ответственности за преступления против жизни и свободы, чести и достоинства, половой неприкосновенности;
  • осужден за тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • не прошел психолого-педагогической и правовой подготовки;
  • состоит в однополом браке, если такой союз признан государством, гражданином которого тот является;
  • является гражданином государства, где признаны однополые браки и не состоит в браке;
  • страдает хроническим алкоголизмом или наркоманией, или другими болезнями, препятствующими полноценному воспитанию детей.

Согласно п. 3 Правил создания приемной семьи, утвержденных постановлением Правительства РФ № 423 от 18.05.2009, приемными детьми могут быть лишь несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав или отсутствуют. При этом обязательному учету подлежит мнение такого ребенка, а если ему более 10 лет – его согласие является обязательным.

Дети, которые являются родственниками (например, братом и сестрой), не могут передаваться в разные приемные семьи, за исключением случаев, когда совместное пребывание противоречит их интересам (например, в результате болезни одного из них). Указанные нормативы также отвечают на вопрос, какое максимальное количество детей может быть в приемной семье: согласно п. 3 Правил, количество детей, в том числе кровных и принятых, не может превышать 8 человек.

Какие-либо ограничения по медицинским показателям для детей, которые передаются в приемные семьи, законом не предусмотрены. Однако если потенциальные приемные дети имеют ограниченные возможности, орган опеки обязан определить наличие у опекунов соответствующих условий.

Приемная семья: особенности и правовые аспекты.

Оформление ребенка в приемную семью – процедура весьма длительная и требующая соблюдения определенного порядка, установленного законодательством. Это, в частности:

  • прохождение процедуры подбора и учета,
  • предоставление пакета необходимых документов,
  • прохождение подготовки,
  • подписание соответствующего договора,
  • последующая адаптация ребенка.

Порядок оформления детей в приемные семьи определен перечнем Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 423. Для более полного понимания считаем целесообразным рассмотреть каждый этап подробнее.

Согласно п. 2 Правил подбора, учета и подготовки граждан, желающих стать опекунами, утвержденных постановлением Правительства РФ № 423, подбор и учет граждан – кандидатов в опекуны детей, осуществляется органами опеки, а также медицинскими, образовательными и социальными организациями, осуществляющими их функции и имеющие соответствующие полномочия.

Для того чтобы стать приемными родителями, кандидатам необходимо подать соответствующее заявление в органы опеки, если таковыми хотят стать супруги – заявление подается ими совместно.

Согласно п. 8 вышеуказанных Правил, перед тем, как стать приемными родителями, потенциальным опекунам необходимо пройти обследование условий жизни. Оно осуществляется в течение 3 дней с момента представления необходимых документов и нацелено на выявление причин, противоречащих созданию приемной семьи.

Результаты обследования, а также основанный на них вывод о возможности (или невозможности) быть приемным родителем отражаются в специальном акте, который оформляется и утверждается руководителем органа опеки в течение 3 дней с момента обследования.

В трехдневный срок с момента его утверждения данный акт направляется заявителю.

В течение 3 дней после вынесения решения о возможности гражданина быть приемным родителем орган опеки вносит сведения о таком человеке в журнал учета граждан, желающих стать опекунами.

После этого потенциальная приемная мать и отец получают информацию о детях, нуждающихся в опеке, а также получают направление на их посещение. В процессе такого посещения кандидаты на опекунство обязаны лично познакомиться с ребенком и наладить с ним контакт, изучить его документы, а также под роспись ознакомиться с результатами его медицинского обследования.


В частности, в них должно быть не более восьми детей как родных, так и усыновленных. Братьев и сестер при передаче в приемные семьи не разлучают и берут всех вместе. За воспитание детей родителям в приемной семье полагается денежное вознаграждение, которое вместе с определенными мерами социальной поддержки предоставляется государством. Причем размер вознаграждения варьируется в зависимости от субъекта Российской Федерации. В частности, на территории субъектов, приравненных к районам Крайнего Севера оно выше, чем, например, в Центральном федеральном округе. Законодательно положение приемной семьи регламентируется гражданским законодательством, Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 года «О приемных семьях», федеральным законодательством (ФЗ «Об опеке и попечительстве»).


Многие граждане попросту путают приемные семьи и опекунов, хотя по сути это несколько разные понятия. Отличия между двумя этими понятиями носят следующий характер:

  • Опеку сложнее оформить и получить, чем взять ребенка в приемную семью;
  • Приемные семьи в отличие от опеки получают гарантии денежных выплат на ребенка ежемесячно в течение действия договора;
  • Опекун имеет полное право наложить запрет на встречи и общение с ребенком. В приемных семьях встречи ребенка и родственников не запрещены.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ Об опеке и попечительстве

В первую очередь это одинокие граждане, семьи, имеющие мать или только отца, семьи, которые не могут завести детей по медицинским показаниям, семьи с несовершеннолетними детьми. Важно! В потенциальной приемной семье хотя бы один приемный родитель должен быть официально трудоустроен. При этом у приемных родителей не должно быть заболеваний, затрудняющих осуществление процесса ухода за приемным ребенком.


Приемная семья может принять детей, у которых нет официальных родителей. В частности, это дети, признанные сиротами. Также это могут быть дети, чьи родители по состоянию своего здоровья не в состоянии обеспечить им достойный уровень жизни, дети у которых родители лишены своих прав либо родители написали официальный отказ от них при рождении. В эту категорию можно отнести детей с родителями лишенными родительских прав, признанными недееспособными, осужденными.


08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала» Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 107-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и статью 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 220-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» в части защиты интересов несовершеннолетнего ребенка» Изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» Федеральный закон о внесении изменения в статью 20 ФЗ «Об опеке и попечительстве» Внесение изменения в статью 6 ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства

1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2010 N 559, от 25.04.2012 N 391, от 12.05.2012 N 474, от 04.09.2012 N 882, от 14.02.2013 N 118, от 02.07.2013 N 558, от 10.02.2014 N 93, от 10.09.2015 N 960, от 30.12.2017 N 1716, от 19.12.2018 N 1586, от 21.12.2018 N 1622, от 15.11.2019 N 1458, от 10.02.2020 N 114)

В соответствии со статьями 6, 8, 10, 14, 16, 24 и 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и статьей 152 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;

Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных;

форму отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829 «О приемной семье» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3721);

пункт 21 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560);

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.04.2012 N 391, от 12.05.2012 N 474, от 04.09.2012 N 882, от 14.02.2013 N 118, от 02.07.2013 N 558, от 10.02.2014 N 93, от 10.09.2015 N 960, от 30.12.2017 N 1716, от 19.12.2018 N 1586, от 21.12.2018 N 1622)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — граждане, выразившие желание стать опекунами), и перечень документов, представляемых ими в целях назначения их опекунами или попечителями (далее — опекуны) несовершеннолетних граждан, а также сроки рассмотрения таких документов органами опеки и попечительства.

2. Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства.

Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, может также проводиться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими указанные полномочия органов опеки и попечительства.

3. Орган опеки и попечительства через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средства массовой информации информирует граждан о возможности стать опекунами, порядке установления опеки (попечительства) и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация), а также ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2013 N 118)

4. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее — заявление), в котором указываются: (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, выразившего желание стать опекуном; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина, выразившего желание стать опекуном; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты). (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.05.2012 N 474, от 10.02.2014 N 93, от 19.12.2018 N 1586)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организации).

2. В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:

а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;

б) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — гражданин, выразивший желание стать опекуном).

3. Полномочия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.

4. Для осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, руководитель организации подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление с приложением копий учредительных документов, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены), копии штатного расписания, других документов по запросу органа опеки и попечительства, подтверждающих возможность организации выполнять возлагаемые на нее полномочия. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)

Орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов направляет в налоговый орган по месту нахождения организации запрос о предоставлении сведений об организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)

Указанный запрос и ответ на него направляются в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у соответствующего органа доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия — в форме документа на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)

Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления указанных полномочий устанавливается Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.12.2018 N 1586)

Орган опеки и попечительства в течение 30 дней со дня получения указанных документов рассматривает их и принимает решение передать организации осуществление полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, либо отказать в такой передаче с указанием причин отказа. Копия решения направляется организации в течение 7 дней со дня подписания.

5. Орган опеки и попечительства вправе возложить на организацию осуществление как всех полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, так и одного из них.

Порядок контроля за деятельностью организации по осуществлению полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, устанавливается органом опеки и попечительства.

6. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей и форма акта обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей устанавливаются Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.12.2018 N 1586)

Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423

1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.

2. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.

Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, и с учетом положений статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации.

3. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

4. Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.

5. При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

6. При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

7. Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

8. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.

9. При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.

Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.

Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.

10. Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

11. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2009 г. N 423

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.02.2014 N 93, от 19.12.2018 N 1586)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных (далее — подопечные), соблюдения опекунами или попечителями (далее — опекуны) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

2. В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее — проверки).

3. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

4. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

4(1). При помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация для детей-сирот), под надзор на период до его устройства на воспитание в семью плановая проверка проводится в виде посещения ребенка в организации для детей-сирот: (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор; (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

б) 1 раз в 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

5. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

6. При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.

Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки.

7. В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.

В случае раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации проверка проводится по месту жительства подопечного. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса РФ и статью 271 Гражданского процессуального кодекса РФ вступил в силу с 1 сентября 2012 года. В нем установлено, что не могут быть усыновителями и опекунами лица:

  1. (для желающих усыновить) — лица, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено). (последний абзац п.1 ст.127 СК РФ).
  2. (для желающих стать опекунами) — лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). (последний абзац п.1 ст.146 СК РФ.

Как видно из приведенных норм, для будущих усыновителей сделаны следующие исключения, и подготовка не обязательна для:

— близких родственников ребенка (близкие родственники это бабушка, дедушка, прямые братья и сестры),

— лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено. Это значит, что если человек был усыновителем, и не произошла отмена усыновления или есть несовершеннолетний ребенок, то им проходить подготовку, чтобы усыновить ещё одного ребенка, не требуется.

Однако в действующем тексте нормы не учтено несколько обстоятельств. Так если усыновитель захотел бы принять ребенка на опеку или планировал усыновить, однако выбранный им ребенок не может быть передан на усыновление и может быть принят только под опеку, то чтобы стать опекуном проходить усыновителю подготовку потребуется.

Аналогичная несуразица есть и в тексте нормы про опеку. Так, опекун не может усыновить своего опекаемого, который уже у него воспитывается или принять на усыновление иного ребенка, не пройдя подготовку, для него нет исключений — это не предусмотрено нормой.

Сейчас готовится внесение поправки в эти статьи, позволяющие усыновителям принять под опеку ребенка, а опекунам усыновить без подготовки, но пока поправки не вступят в силу, требования для них пройти подготовку действуют.

В существующей системе есть ещё один момент, который часто ошибочно трактуется органами опеки не в пользу опекунов. Он касается опекуна, назначенного по технологии предварительного назначения. Передав ребенка на опеку, предварительно назначенному опекуну, без предоставления полного пакета документов, органы опеки почему-то считают, что такой опекун «недоопекун», и настаивают на прохождении таким опекуном подготовки, а иначе они не оформят ему опеку обычным порядком. Это заблуждение.

Закон не предусматривает отдельного требования для предварительного опекуна пройти подготовку и норма исключения его из перечня лиц не обязанных пройти подготовку для него действует. Закон вообще не интересует, как был назначен опекун, ведь речь идет об опекунах вообще и всяких.

Факт то, что такой гражданин опекун, законный представитель ребенка, и на него распространяется исключение из требования пройти подготовку. В противном случае это было бы прямо указано в норме закона, так как ограничительные требования не подлежат расширительному толкованию.

Специалистам органов опеки, которые выдвигают требования для предварительно назначенного опекуна: пройти обязательную подготовку, мы рекомендуем учить базовые основы права. Понять специалиста можно, как правило, избыточные требования возникают из-за неуверенности в своих знаниях, опасениях, что прокурорская проверка обнаружит промахи и, конечно, это психологически сложно, приходится отступать от привычных правил и брать ответственность на себя. Но идти на поводу не стоит – пусть учатся.

Предварительно назначенным опекунам, от которых специалисты требуют прохождение подготовки, рекомендуем игнорировать незаконное требование и подавать заявление об установлении опеки обычным порядком, с приложением всех документов, кроме свидетельства о прохождении подготовки.

В случае отказа принимать заявление лично, документы лучше передать через канцелярию или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Угрозы специалистов «подавайте-подавайте, всё равно мы Вам откажем» это, к сожалению, часто применяемый и отработанный прием, которым они как раз пытаются не допустить подачи письменного обращения. Поданное письменное обращение вынудит специалистов начать с ним работать, проконсультироваться, заглянуть в учебники и сделать всё как надо. Чтобы упростить специалисту принятие решения и поддержать его рекомендую вместе к заявлению приложить первую часть этого разъяснения.

Как взять ребенка под опеку или на попечительство

Есть ряд требований, которые определяют возможность стать приёмным родителем:

  1. отсутствие серьёзных проблем со здоровьем. Существует определенный перечень заболеваний. Основные из них: онкологические болезни, психические проблемы, алкогольная или наркотическая зависимость;
  2. жилищные условия и стабильная работа;
  3. психологический портрет кандидата исходит из характеристик его по месту проживания и работы;
  4. отсутствие судимостей. Кандидат не должен иметь каких-либо проблем с законом.

В последнее время появилась очень неплохая практика обучать кандидатов в приемные родители или родители-опекуны. После прохождения обучения родителям гораздо проще взять ребенка на воспитание. Поэтому перед тем, как принять решение о создании приемной семьи, следует внимательно изучить все условия, необходимые для этого.

Что касается административных и уголовных действий, то законом установлен возраст, с которого ребенок сам будет нести наказание за совершение противоправных действий.

В некоторых случаях ребенок может быть помещен в специализированные учреждения, колонии для детей. Однако в силу возраста он не может оплатить за себя штраф или понести другие виды наказаний. В этом случае наказание понесут законные представители.

Пункт 3 статья 153 СК РФ определяет права приемных родителей по воспитанию детей:

  1. осуществлять воспитательный процесс;
  2. самим выбирать способы воспитания и соответствии с законами, интересами детей;
  3. статус приемной семьи позволяет выбирать любое образовательное учреждение;
  4. возвращать ребенка от людей, которые незаконно его удерживают;
  5. совершать сделки с имуществом, но только с разрешения органов опеки и в интересах ребенка.

Исключение – если такое общение нарушает права ребенка и не соответствует его интересам.

Вместе с тем имеются случаи, когда после такого общения родственники не позволяют детям возвращаться в приемные семьи. Поэтому приемная семья имеет право подать в суд для решения вопроса по возврату ребёнка в замещающую семью.

Пункт 6 статьи 148.1 СК РФ дает возможность приемным родителям выбирать учреждение образования, определять ребенка на общих основаниях в дошкольное учреждение. Форма обучения выбирается на усмотрение родителей, но с учетом интересов ребенка и мнения органов опеки.

Главой 11 СК РФ определила права ребенка в приемной семье:

  1. право ребенка знать все о своих родителях. Исключение составляют случаи, когда нет возможности дать всю информацию или информация будет вредить ребенку;
  2. ребенок имеет право проживать и воспитываться в семье. Поэтому устройство на семейные формы воспитания являются приоритетными;
  3. право на получение алиментов, пособий по потере кормильца, любые социальные выплаты;
  4. правовой статус приемной семьи дает ребенку защиту своих прав и законных интересов. Это означает, что ребёнок может обратиться в органы опеки с жалобой на то, что имеет место нарушение его прав, злоупотребление родительскими обязанностями. С 14 лет он может обратиться с этим вопросам в суд;
  5. право собственности на жилье, имущество и пользование им;
  6. право на доходы, полученные от собственного имущества. В возрасте от 6 до 14 лет мелкие сделки ребенок может совершать сам. С 14 до 18 лет – по усмотрению распоряжаться своим заработком, любыми своими доходами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *