Материально ответственные должности в музее

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Материально ответственные должности в музее». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ЕКС, в частности, возлагает на главного хранителя музейных предметов следующие должностные обязанности:

  • Организует проведение систематических сверок наличия музейных предметов, закрепленных за музеем; формирование в установленном порядке электронных баз данных, содержащих сведения о музейных предметах, закрепленных за музеем;
  • Проведение экспертизы по заданиям федеральных органов исполнительной власти, судебных и правоохранительных органов».
  • Осуществляет руководство работой подразделений, обеспечивающих учет, хранение, консервацию и реставрацию музейных предметов и музейных коллекций;

Материально ответственные должности в музее

В трудовом законодательстве вопрос материальной ответственности работника детально расписан. Итак, когда речь заходит о материальной ответственности, то она может быть установлена законом или договором.

Причем договорная ответственность имеет свои ограничения: ответственность работодателя не может быть занижена, а работника завышена по отношению к той, что установлена законом. По сути, стороны в договоре могут конкретизировать те условия о материальной ответственности, что записаны в законе. Согласно ст. 241 Трудового кодекса РФ материальная ответственность работника имеет предел, установленный на уровне одной среднемесячной зарплаты.

А увеличить ответственность можно только в случаях, прямо прописанных в ст. Когда имело место специальное между работником и работодателем (такое соглашение может иметь разовый или постоянный характер)

Субъектом может быть признано физическое лицо, при соблюдении следующих требований:

  • С этим лицом было заключено соглашение, в котором указано, что его должность в организации подразумевает возможность привлечения к мерам ответственности.
  • Это лицо достигло совершеннолетия;

Лица, которые несут материальную ответственность за имущество, принадлежащее организации, должны быть назначены в соответствующем порядке.

Сотрудник, который непосредственно общается с посетителями и рассказывает о представленной коллекции – это экскурсовод.

Без преувеличения этого работника можно назвать специалистом широкого профиля: ведь он должен не только хорошо владеть материалом, но и уметь его донести до посетителей так, чтобы им было интересно. Причем с учетом аудитории его выступления должны существенно различаться: для маленьких детей играется целый спектакль (иначе их внимание не удержать); взрослым интересны одни детали, специалистам – другие.

Сейчас во многих музеях используется аудиогид – электронное устройство, которое раздают посетителям для того, чтобы они могли слышать экскурсии на понятном им языке и в том формате, который им удобен. Однако большинство гостей по-прежнему предпочитают живое общение с экскурсоводом, который может и пошутить, и на вопросы ответить, и вообще имеет собственный взгляд на предмет разговора.

Профильную специальность «экскурсовод» можно получить после обучения в Институтах культуры, однако по факту на должностях экскурсоводов часто работают историки, краеведы, искусствоведы и журналисты, обладающие необходимыми знаниями и личностными качествами: широким кругозором, организаторскими способностями, способностью к публичным выступлениям.

Те самые «тетеньки на стульчиках» сидят не просто так – это смотрители, которые следят за тем, чтобы посетители музея не нарушали правил поведения: не сорили, не шумели, не заходили за ограничительные ленты, не портили имущество.

В обязанности смотрителей входит обеспечение сохранности экспонатов, – но понятно, что при возникновении угрозы для коллекций или оборудования они не вступают в неравный бой с ворами и хулиганами, а вызывает охранников.

Никаких особых знаний и навыков от них не требуется, поэтому на этих должностях могут работать специалисты без профильного образования и даже вообще без высшего образования. Как правило, молодежь эти должности не прельщают, и музеи с удовольствием берут на работу дам пенсионного возраста, обладающих интеллигентной внешностью.

  • Поступление 2020
  • Карантин
  • Рейтинги
  • ЕГЭ, ОГЭ
  • Профориентация
  • Студентам
  • Куда поступать
  • Бизнес образование
  • Дистанционное образование
  • Новости

1.1. Музейный смотритель относится к категории служащих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность музейного смотрителя принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства), без предъявления требований к стажу.

1.3. Музейный смотритель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Музейный смотритель должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов;

— порядок использования технических средств безопасности;

— правила поведения посетителей в музее;

— основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— [иные знания].

Должностные инструкции сотрудников музея

Музейный смотритель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

Музейный смотритель несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы [инициалы, фамилия, подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано: [должность, инициалы, фамилия, подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен: [инициалы, фамилия, подпись]

[число, месяц, год]

  1. Смотритель музея подчиняется заместителю директора музея по АХЧ.
  2. Смотритель музея нанимается и увольняется приказом директора музея.
  3. Требования по трудовому опыту к кандидату не предъявляются.
  4. Кандидат на эту должность обязан иметь образование искусствоведческого профиля.
  5. При временном отсутствии смотрителя (лечение болезни, отпуск и т.д.) его обязанности выполняет другой сотрудник музея, назначенный замдиректора музея по АХЧ.
  6. Смотритель музея должен разбираться в:
    • нормативно-правовой базе, регулирующей его деятельность;
    • значимости и роли музея и его фонда;
    • нормах взаимоотношений с посетителями музея;
    • правилах, регулирующих осмотр и обращение с музейными ценностями;
    • правилах, регулирующих поведение посетителей музея;
    • кадровом составе персонала музея;
    • порядке действий при возникновении ЧС;
    • нормативах безопасности и иных требованиях, обязательных к соблюдению в музее;
    • графике работы музея.
  7. Смотритель музея руководствуется:
    • соответствующей документацией музея;
    • профильными нормами и законами;
    • сведениями из должностной инструкции.

Смотритель музея отвечает за следующие задачи:

  1. Общий контроль поведения посетителей музея.
  2. Наблюдение за целостностью и неприкосновенностью музейных экспонатов, а также за соответствием экспонатов их топографической описи.
  3. Осмотр помещений музея в начале смены и после её окончания.
  4. Информирование руководства музея о вещах, забытых посетителями.
  5. Вызов представителей администрации и соответствующих служб при возникновении ЧС (неадекватном поведении посетителей, отсутствии предметов экспозиции, возгорании и пр.).
  6. Поддержание в своей деятельности правил безопасности и дисциплины, обязательных для сотрудников музея.
  7. Оказание помощи посетителям музея в пределах своей компетенции.
  8. Заполнение документов, необходимых по внутренним правилам делопроизводства.
  9. Участие в инструктажах по безопасности, проводимых администрацией музея.
  10. Выполнение иных распоряжений замдиректора по АХЧ, не противоречащих положениям трудового договора и этой инструкции.

Смотритель музея отвечает за следующие проступки:

  1. Неисполнение (некачественное выполнение) трудовых функций, перечисленных в инструкции, — в соответствии с принципами трудового законодательства и внутренними правилами музея.
  2. Нарушения действующих законов — в тех границах, которые указаны в трудовом, административном либо уголовном праве.
  3. Причинение музею материального ущерба — в тех пределах, которые даны в соответствующем законодательстве.

Смотритель музея обладает правами:

  1. Предлагать руководителям музея меры по улучшению трудовой деятельности.
  2. Получать от служащих музея информацию и документы, которые необходимы в своей работе.
  3. Требовать от руководства музея поддержания условий, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
  4. Получать дополнительные выплаты в порядке, оговоренном в соответствующих внутренних документах.
  5. Принимать участие в собраниях музейных работников, на которых обсуждаются вопросы, затрагивающие профессиональную компетенцию.

В существующем трудовом законодательстве отсутствуют параметры, регулирующие создание и оформление должностной инструкции. Поэтому организация-работодатель создает документ на основе стандартных образцов, придерживаясь принципов делопроизводства и отраслевых стандартов. Инструкция может создаваться в двух разновидностях: стандартный вариант и расширенный.

Стандартная инструкция включает 4 раздела:

  • Общие положения.
  • Трудовые функции работника.
  • Вероятную ответственность за нарушения.
  • Должностные права.

Этот вариант инструкции является наиболее распространенным в средних и малых организациях. Расширенный вариант применяется в крупных организациях с многочисленным персоналом, а также для высококвалифицированных сотрудников на ответственных позициях. В неё, дополнительно к четырем базовым разделам, могут добавляться:

  • Особенности труда.
  • Должностные взаимосвязи.
  • Принципы оценки сотрудника (KPI).
  • Правила, регулирующие изменения инструкции.
  • Иные моменты, на которые хочет обратить внимание наниматель.

Внимание! Инструкцию можно создавать как в виде дополнения к трудовому договору, так и в форме локального правового акта. В обоих вариантах она должна соответствовать параметрам остальной трудовой документации.

Эта вступительная часть регламентирует базовые параметры трудовой деятельности. В ней описывают:

  • Кто руководит работником.
  • Каков процесс его найма и увольнения.
  • Какие положения регулируют его действия.
  • Каким требованиям по уровню опыта, образования и владения практическими умениями должен соответствовать кандидат на позицию.
  • Прочие параметры общего характера.

Квалификационные стандарты имеют особую значимость. Именно они обеспечивают наём на должность кандидата надлежащего уровня, готового выполнять задачи, описанные во второй части документа.

Внимание! При написании инструкции могут применяться подходящие профессиональные стандарты и параграфы квалификационных справочников. Так, характеристики профессии смотрителя музея прописаны в разделе Единого квалификационного справочника (ЕКС), описывающего параметры работников сферы культуры, утвержденном в 2011 году.

Выделяют несколько разновидностей трудовых функций:

  • Профильные — те обязанности, которые характерны для конкретной профессии.
  • Вспомогательные — их перечень зависит от особенностей должности, трудовой политики нанимателя и иных факторов.
  • Обязательные — они входят в инструкции для большинства профессий: соблюдение правил пожарной безопасности, норм охраны труда и т.д.

Если работодатель хочет увеличить степень управляемости сотрудником, то он может в отдельном параграфе обязать его «Выполнять иные поручения своего руководителя», оговорив, что эти распоряжения не могут выходить за пределы, обозначенные в трудовой документации.

1.1. Музейный смотритель относится к категории служащих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность музейного смотрителя принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства), без предъявления требований к стажу.

1.3. Музейный смотритель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Музейный смотритель должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов;

Порядок использования технических средств безопасности;

Правила поведения посетителей в музее;

Основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— [иные знания].

Те самые «тетеньки на стульчиках» сидят не просто так – это смотрители, которые следят за тем, чтобы посетители музея не нарушали правил поведения: не сорили, не шумели, не заходили за ограничительные ленты, не портили имущество.

В обязанности смотрителей входит обеспечение сохранности экспонатов, – но понятно, что при возникновении угрозы для коллекций или оборудования они не вступают в неравный бой с ворами и хулиганами, а вызывает охранников.

Никаких особых знаний и навыков от них не требуется, поэтому на этих должностях могут работать специалисты без профильного образования и даже вообще без высшего образования. Как правило, молодежь эти должности не прельщают, и музеи с удовольствием берут на работу дам пенсионного возраста, обладающих интеллигентной внешностью.

Музейный смотритель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством

Российской Федерации].

Сохранение культурного и исторического наследия – одна из основных обязанностей государства. И лучшей формой их сохранения, особенно в период глобальных политических кризисов, экономической нестабильности и прочих масштабных перемен в государстве, бесспорно, являются музеи.

Данную функцию им приходилось выполнять на протяжении всего периода становления России, как современного государства – в период революций, войн и смен политических режимов, музейные работники единственные, кто понимал действительную ценность исторического наследия.

В разное время им приходилось сталкиваться с множеством проблем не только финансового, но и идеологического характера. И что самое прискорбное, многие из них сохранились и до сегодня.

Каково же действительно состояние музейного фонда сегодня? С какими проблемами приходится сталкиваться музейным работникам, и какие профессии сегодня актуальны в данной сфере? В Преддверии Международного дня музеев, отмечаемого 18 мая, Карьерист.ру даст ответы на эти вопросы.

Музеи существуют в России более 300 лет – их появлению предшествовал многовековой период, в рамках которого происходило накопление исторических реликвий, военных предметов, сакральных трофеев, старинных книг и рукописей, сохранение церквей и резиденций знатных особ. Постепенно в процессе их сбора появлялись элементы целенаправленного коллекционирования.

Первым в России музеем по праву считается Петровская Кунсткамера, созданная в 1714 года

, после которой произошел существенный музейный скачек, и предметы древности уже стали планомерно разыскиваться. Долгое время Кунсткамера оставалась единственным музеем в России, и так продолжалось до середины и даже второй половины 18-го века, когда свою бурную деятельность развили научные сообщества. В дальнейшем музеи начинали развиваться более бурно – появилась масса культурных, научных и художественных заведений, в том числе и известный всем Эрмитаж.

Дальнейшее осознание и развитие просветительских возможностей музеев привели к тому, что в 19 веке они стали уже не отдельными коллекциями, а группами естественно-научных и исторических музеев при университетах и ученых сообществах – произошел качественно новый виток. В этот же период произошло формирование публичных музеев, а большинство собранных частных коллекций признавались национальным наследием

. Это определило основные тенденции, в рамках которых музеи и развивались до конца 19-го века.

Дальнейший период характеризуется тотальным, но тем не менее стихийным открытием музеев. Набирали обороты также и местные, провинциальные музеи – вместе с ними в дореволюционный период подобного рода заведений насчитывалось по России более 200.

Именно при советской власти впервые ввели платный вход, была развита широкая сеть местных краеведческих музеев, проводилось множество восстановительных и реставрационных работ, и произошло становление музейного дела, как важнейшего культурно-просветительского института общества.

На сегодня в России насчитывается более 2,7 тыс. музеев

всех ведомств – это и местные, и архитектурные, и заводские музеи, музеи ВУЗов и многие другие. Общий фонд музеев насчитывает более 83 млн экспонатов.
Ежегодно российские музеи посещает свыше 102 млн человек
, и больше 2/3 из них – наши сограждане. Это наглядно показывает, что интерес к отечественному культурному наследию все же высок. В то же время 80% зданий, в которых размещены отечественные музеи, не приспособлены для хранения экспонатов, и это далеко не все их проблемы.

Сегодня, более 40% российских музеев размещены в старинных зданиях, которые даже теоретически невозможно оборудовать для правильного хранения экспонатов

. При этом они все чаще стали попадать в фокус отечественных СМИ вовсе не как герои рубрик культуры, а как пострадавшие от происшествий – постоянно приходится слышать про пожары, аварийное состояние хранилищ, кражи ценностей и т.д.

Касательно последних, проведенная недавно всероссийская ревизия показала, что за постсоветский период музейный фонд лишился около 50 тыс. экспонатов.

И по словам многих музейных работников, всему виной отсутствие должного внимания со стороны государства.

С изменениями и дополнениями, внесенными
постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС
от 14 сентября 1981 года N 259/16-59

Государственный комитет Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариат ВЦСПС постановляют:

1. Утвердить перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства (приложение N 1), а также типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности (приложение N 2).

Договор о полной индивидуальной материальной ответственности может быть заключен с работниками, замещающими должности или выполняющими работы (приложение N 1 к настоящему постановлению), непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.

2. Признать утратившими силу постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС согласно прилагаемому перечню (приложение N 3).

Приложение N 1
к постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС
от 28 декабря 1977 г. N 447/24

Заведующие кассами: заведующие кладовыми ценностей; заведующие камерами хранения; заведующие складами и их заместители.

Старшие контролеры-кассиры и контролеры-кассиры; старшие контролеры и контролеры; старшие кассиры и кассиры; а также другие работники, выполняющие обязанности кассиров.

Заведующие сберегательными кассами первого разряда и заведующие операционными частями центральных сберегательных касс; начальники отделов, старшие инспектора и инспектора отделов по проверке и уничтожению погашенных ценных бумаг республиканских главных управлений и управлений Гострудсберкасс СССР; старшие эксперты и эксперты; старшие инспектора и инспектора республиканских главных управлений Гострудсберкасс СССР, осуществляющие экспертизу и оплату выигравших билетов денежно-вещевых лотерей; главные эксперты, старшие эксперты и эксперты, старшие инспектора и инспектора отдела экспертизы ценных бумаг Правления Гострудсберкасс СССР; старшие инспектора и инспектора депозитного отдела Правления Гострудсберкасс СССР.

Заведующие (директора при отсутствии заведующих отделами и секций) магазинами и их заместители; заведующие скупочных пунктов; заведующие товарными секциями (отделами), отделами заказов магазинов и их заместители; начальники цехов и участков предприятий торговли и их заместители.

Начальники товарных и товаро-перевалочных участков; старшие товароведы и товароведы, непосредственно обслуживающие материальные ценности.

Заведующие предприятиями общественного питания и их заместители; заведующие производством, начальники цехов (участков) и их заместители, старшие администраторы и администраторы залов (метрдотели) предприятий общественного питания.

Заведующие заготовительными пунктами; заведующие сепараторными отделениями.

Заведующие аптечными учреждениями и их заместители; заведующие отделами аптечных учреждений и их заместители; заведующие аптечными пунктами первой группы; провизоры-технологи (рецепторы-контролеры), фармацевты (ручнисты); старшие медицинские сестры структурных подразделений учреждений здравоохранения.

Заведующие хозяйством и коменданты зданий, осуществляющие хранение материальных ценностей.

Агенты по снабжению; экспедиторы по перевозке грузов; инкассаторы.

В соответствии со статьей 11 Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 г., N 29, ст. 427), письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены предприятием, учреждением и организацией с работниками (достигшими 18-летного возраста), занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей, если должности, занимаемые работниками или выполняемые ими работы предусмотрены в специальном перечне, утвержденном в установленном порядке.

В целях обеспечения сохранности материальных ценностей, принадлежащих

__________________________________________________________________
(наименование предприятия, учреждения, организации)
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

руководитель или заместитель руководителя предприятия, учреждения,
организации ______________________________________________________

_________________________________________________________________,
(должность, фамилия, имя, отчество)

именуемый в дальнейшем «администрация», выступая от имени предприятия,
учреждения, организации, с одной стороны, и работник ________________
(цеха, отдела, участка, секции, склада и т. п.)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)

именуемый в дальнейшем «работник», с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Работник, занимающий должность _____________________________
(наименование должности)
или выполняющий работу ______________________________________,
(наименование работы)
непосредственно связанную ____________________________________,
(с хранением, обработкой, продажей (отпуском),
перевозкой или применением в процессе
производства переданных ему ценностей)

Перспективы карьерного роста специалистов в области музейного дела связаны с освоением смежных областей (историк, культуролог, HR-специалист и пр.), научным развитием (аспирантура, написание поисковых и научно-исследовательских работ), повышением квалификации (на предприятии с целью обновления знаний, умений и совершенствования в рамках профессии, а также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации).

Профессиональный рост музейного хранителя может быть связан с управленческой карьерой, когда специалист, постепенно совершенствуясь, становится руководителем структурных подразделений (отделов) музея.

музеи декоративно-прикладного искусства;

Меня зовут Ирина, мне 34 года.

Я работаю в музее уже несколько нет и в ближайшее время уходить не собираюсь, хотя не могу сказать, что мне всё нравится.

Работать в музее вполне можно, особенно если ты занимаешься при этом какой-либо научной работой или продолжаешь учиться заочно.

Но все, конечно, зависит от того, в каком музее ты работаешь, к какому уровню и тематической направленности он принадлежит, и, наконец, кто является его владельцем: частное лицо (бизнесмен, юридическое лицо) или государство (федеральный или муниципальный уровень).

У нас в Челябинске, вроде бы миллионном городе, относительно немного музеев:

  • два городских — изобразительного искусства и краеведческий;
  • несколько частных, которые, скорее всего, играют роль помощника бизнеса (Аркаим, народного промысла);
  • множество небольших, которые принадлежат крупным предприятиям (ЧТЗ, ЧМК, ГУФСИН, ЧТПЗ и др.), но считать их полноценными музеями даже не совсем прилично.

Одновременно со мной работала женщина, ей было 37 лет, и она была научным сотрудником. Для этой должности, кроме высшего образования, нужна научная степень.

Научные сотрудники занимаются научным направлением деятельности музея:

  • проводят исторические исследования,
  • организуют и посещают конференции,
  • читают лекции для посетителей,
  • ездят в археологические и этнографические экспедиции,
  • готовят публикации для СМИ.

И еще в одной должности я проработала почти 1,5 года — это экспозиционер. В мои обязанности входило:

  • разработка планов выставочной деятельности,
  • аннотации к экспонатам,
  • оформление выставки,
  • расположение предметов в выставочном зале.

Нужно учитывать, что посетители видят далеко не все, что находится в фондах музея. Именно мне и приходилось решать и обосновывать перед руководством и научным советом нашего музея, что попадет на выставку, что требует реставрации, а что будет интересно только научным сотрудникам.

Директор программ, творческого коллектива цирковых организаций;

заведующий репертуарной частью, заведующий текущим репертуаром;

заведующий театрально-производственной (художественно-производственной, производственной) мастерской;

заведующий костюмерной;

заведующий мастерской по ремонту музыкального (звукового, светового) оборудования;

заведующий музыкальной мастерской;

заведующий нотной библиотекой;

заведующий отделом организации гастролей;

заведующий отделом по работе со зрителем;

заведующий фонотекой;

начальник концертного отдела;

начальник международного отдела;

начальник отдела продаж;

начальник службы (отдела) образовательных (просветительских) программ;

руководитель пресс-службы;

начальник гримерного цеха;

начальник мебельного цеха;

начальник монтировочного цеха;

начальник радиоцеха;

начальник цеха реквизита;

начальник электроосветительного цеха;

начальник билетных касс;

начальник бутафорского цеха;

начальник лекторийного сектора;

начальник макетно-поделочного цеха;

начальник машинного цеха;

начальник парикмахерского цеха;

начальник пошивочного цеха;

начальник столярного цеха;

начальник художественного цеха;

начальник цеха по росписи костюмов;

руководитель (заведующий, начальник) структурного подразделения по основной деятельности (лаборатории, отдела, отделения, секции, сектора, части, цеха, мастерской); (в ред. Приказа Минкультуры РФ от 30.01.2015 N 188)

главный механик; (в ред. Приказа Минкультуры РФ от 30.01.2015 N 188)

главный энергетик. (в ред. Приказа Минкультуры РФ от 30.01.2015 N 188)

Художественный руководитель;

главный режиссер;

главный звукорежиссер;

главный дирижер;

главный хормейстер;

главный балетмейстер;

главный художник;

главный художник-модельер театрального костюма;

главный художник-конструктор;

главный художник по свету;

концертмейстер;

заведующий музыкальной частью;

заведующий художественно-постановочной частью, постановочной частью;

заведующий художественно-постановочной частью программы (аттракциона, коллектива) цирка;

заведующий режиссерским управлением;

руководитель литературно-драматургической части;

руководитель литературно-рекламной части;

руководитель литературно-музыкальной части;

руководитель литературной части;

руководитель оркестровой части;

управляющий творческим коллективом;

заведующий труппой;

помощник (главного режиссера, дирижера, балетмейстера, художественного руководителя).

Режиссер-постановщик;

балетмейстер-постановщик;

хореограф;

художник-постановщик;

оператор-постановщик;

Абзацы 6 — 7 — Исключены. (в ред. Приказа Минкультуры РФ от 30.01.2015 N 188)

дирижер;

балетмейстер;

хормейстер;

художник-бутафор;

художник-гример;

художник-декоратор;

художник — технолог сцены;

художник-конструктор;

художник-скульптор;

художник по свету;

художник-модельер театрального костюма;

концертмейстер по классу вокала (балета);

режиссер;

звукорежиссер;

репетитор по вокалу;

репетитор по балету;

репетитор по технике речи;

Абзацы 25 — 26 — Исключены. (в ред. Приказа Минкультуры РФ от 30.01.2015 N 188)

диктор;

суфлер;

Абзац 29 — 30 — Исключены. (в ред. Приказа Минкультуры РФ от 30.01.2015 N 188)

звукооператор;

аранжировщик;

редактор музыкальный;

библиотекарь; (в ред. Приказа Минкультуры РФ от 30.01.2015 N 188)

библиотекарь-каталогизатор; (в ред. Приказа Минкультуры РФ от 30.01.2015 N 188)

хранитель фондов; (в ред. Приказа Минкультуры РФ от 30.01.2015 N 188)

музыкальный служитель;

инспектор манежа (ведущий представление);

репетитор цирковых номеров;

инспектор творческого коллектива;

Абзац 41 — Исключен. (в ред. Приказа Минкультуры РФ от 30.01.2015 N 188)

художник по комбинированным съемкам;

ассистент (режиссера, дирижера, балетмейстера, хормейстера);

помощник (режиссера, директора);

ветеринарный врач; (в ред. Приказа Минкультуры РФ от 30.01.2015 N 188)

ветеринарный фельдшер; (в ред. Приказа Минкультуры РФ от 30.01.2015 N 188)

кинооператор. (в ред. Приказа Минкультуры РФ от 30.01.2015 N 188)

Артист-вокалист (солист);

артист горлового пения (хоомейжи);

артист балета;

артист оркестра;

артист хора;

артист драмы;

артист (кукловод) театра кукол;

артист мимического ансамбля;

артист сценического оркестра;

артист вспомогательного состава театров, концертных организаций и цирков;

Абзац 11 — Исключен. (в ред. Приказа Минкультуры РФ от 30.01.2015 N 188)

артист-инструменталист;

Абзац 13 — Исключен. (в ред. Приказа Минкультуры РФ от 30.01.2015 N 188)

артист театра юного зрителя.

Должностные инструкции работников предприятия

Аккомпаниатор-концертмейстер;

лектор-искусствовед (музыковед);

чтец — мастер художественного слова;

артист — ведущий мастер сцены;

артист камерно-инструментального ансамбля;

артист разговорного жанра;

артист-конферансье;

артист-травести;

артист-солист-инструменталист.

Те самые «тетеньки на стульчиках» сидят не просто так – это смотрители, которые следят за тем, чтобы посетители музея не нарушали правил поведения: не сорили, не шумели, не заходили за ограничительные ленты, не портили имущество.

В обязанности смотрителей входит обеспечение сохранности экспонатов, – но понятно, что при возникновении угрозы для коллекций или оборудования они не вступают в неравный бой с ворами и хулиганами, а вызывает охранников.

Никаких особых знаний и навыков от них не требуется, поэтому на этих должностях могут работать специалисты без профильного образования и даже вообще без высшего образования. Как правило, молодежь эти должности не прельщают, и музеи с удовольствием берут на работу дам пенсионного возраста, обладающих интеллигентной внешностью.

Тарифно-квалификационные характеристики профессии «Научный сотрудник музея» содержат должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации, требующиеся для определения функционала и видов работ, а в случае необходимости присвоения тарифной ставки и разрядов согласно Трудового кодекса Российской Федерации.

На основе указанного функционала, характеристик выполняемых работ и предъявляемых требований к профессиональным знаниям, навыкам и квалификации составляется должностная инструкция научный сотрудник музея, а также кадровые документы, в том числе для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу по указанной профессии.

При составлении должностных инструкций необходимо учитывать общие положения и рекомендации указанные в ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», если информации недостаточно, обратитесь к поиску профессии через каталог профессий и специальностей по алфавиту.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам сохранения и развития культурного наследия народов Российской Федерации, регламентирующие деятельность музеев; порядок организации работ по учету, хранению, изучению, публикации, обеспечению сохранности музейных предметов и музейных коллекций; законодательство в сфере авторских и смежных прав; правила описания музейных предметов; порядок организации экспертизы культурных ценностей и музейных предметов; требования к порядку выдачи музейных предметов во временное и постоянное пользование; порядок ведения Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации; современное состояние науки в избранной области научной деятельности; порядок планирования, осуществления и оформления научно-исследовательских работ; нормативные и методические документы по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Главный научный сотрудник музея — высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое), наличие ученой степени и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 5 лет.

Любой музей, помимо социальных и образовательных, выполняет еще целый ряд функций, начиная от сохранения исторических и культурных артефактов и, заканчивая научными и изыскательскими функциями.

Поэтому работа в музее – это многогранная деятельность, которая включает в себя такие специальности или содержит довольно обширный список профессий с наиболее важными направлениями работы:

  • историков;
  • антропологов;
  • педагогов;
  • социологов;
  • реставраторов;
  • маркетологов;
  • медиаторов;
  • специалистов мультимедиа;
  • экскурсоводов;
  • кураторов виртуальных экспозиций.

Отдельного разговора требуют профессии в музее-заповеднике, который кроме охранительных и восстановительных функций, выполняет и научные функции изучения и обновления, как исторических, так и природных ландшафтов.

Как правило, музейные профессии получают на искусствоведческих или на исторических факультетах, как гуманитарных, так и педагогических университетов, где изучаются предметы культурных особенностей разных регионов и эпох.

Помимо этого, уже в самом музее каждый сотрудник этого заведения может иметь отдельную узкую или широкую специализацию изучения определенных исторических периодов, событий, объектов либо на изучении той или иной исторической личности.

Осуществляет научно-исследовательские работы в соответствии с целями, задачами и предметом деятельности музея согласно утвержденным в установленном порядке планам научно-исследовательских работ; изучает музейные предметы. Разрабатывает планы научного комплектования музейных фондов, научные концепции развития музея, концепции экспозиций и выставок.
Осуществляет подготовку публикаций о музейных предметах, закрепленных за музеем. Принимает участие в научных конференциях, симпозиумах, семинарах, исследованиях, научных экспедициях, в том числе археологических. Ведет лекционную работу, проводит занятия и дает консультации по тематике проводимых исследований экскурсоводам музея. Готовит ответы на запросы посетителей музея и средств массовой информации. Составляет планы проведения научной деятельности, отчитывается об их исполнении.

Должностная инструкция экскурсовода

В школьном музее школы № 80 г. Иркутска не просто «играют» в музей — это настоящая серьезная музейная экспозиция. И сотрудники музея здесь тоже — самые настоящие, только — школьники. Но они обучаются своему делу на занятиях в музее.

Для них разработаны данные рекомендации.

Музейный работник. Секреты профессии

Музейный работник всегда занят тем, что или сверяет движение экспонатов, или заполняет книгу поступления новых экспонатов.

Описание музейного экспоната — длительная и трудоемкая процедура, она нужна для того, чтобы в случае пропажи, а затем находки можно было опознать предмет. Представьте, как описать скифскую статуэтку так, чтобы не перепутать ее с другой? Или фарфоровую тарелку династии Цинь? Или меч крестоносцев?

Только высшее образование

Чаще всего работники музеев -это выпускники искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов или истфаков крупных университетов и педагогических институтов. Они должны знать особенности культуры разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. Среди музейных работников есть те, кто в вузах изучал техническую экспертизу и знает особенности холстов и красок, может сказать о том, как они изменяются со временем.

Каждый научный сотрудник музея специализируется на определенном периоде или даже личности. Но узкая специализация не мешает сотруднику, и водить экскурсии — это дополнительный заработок, пусть и совсем небольшой. В разных регионах экскурсовод может получать от 100 до 1000 рублей за экскурсию. Больше всего получают те, кто знает иностранный язык и может работать с иностранцами. Поэтому среди экскурсоводов много выпускников лингвистических университетов.

Работа за идею

В большинстве музеев на должность смотрителей набирают людей в возрасте, чаще всего на пенсии. Нередко это бывшие преподаватели в школах. Зарплата у таких работников самая маленькая — она редко превышает 8 тысяч рублей в месяц.

График работы: 2/2 или пять дней в неделю, но обязательно в выходные, потому что музеи работают шесть дней. Выходной — в будни, так как в субботу и воскресенье больше всего посетителей.

Сотрудники фондового отдела, где хранятся экспонаты, начинают работать чуть позже. Их зарплата составляет 10–15 тысяч рублей в месяц в зависимости от научных званий сотрудника и стажа работы. Например, старший научный сотрудник в музее с опытом работы от 10 лет и публикациями может получать 25 тысяч рублей в месяц. В крупных музеях Москвы и Санкт-Петербурга зарплата чуть выше, чем в региональных, но и работы там куда больше: музейный фонд огромный, он может занимать несколько помещений. Попробуй уследить за наличием и сохранностью экспонатов!

Подавляющее число сотрудников музея — очень честные люди, они отличаются самоотверженностью.

Сотрудники в тени

У сотрудников музейных фондов есть план работы на день и на год. Они должны сверять наличие произведений с тем, что есть в книгах учета.

Сотрудники, которые работают непосредственно с музейными ценностями и фондами, как правило, совмещают несколько должностей. Они трудятся экскурсоводами, причем не только по своей тематике. Например, некоторые проводят костюмированные праздники для малышей, на которых рассказывают об истории края.

Второй вариант заработка научных сотрудников, абсолютное большинство которых — кандидаты наук, — это преподавание в колледжах или вузах. Они учат студентов истории, философии, религиоведению, истории цивилизаций, социологии. За преподавание можно получить еще 20–30 тысяч в месяц.

И, наконец, самый рискованный способ заработать деньги — это участие в археологических раскопках, которые проводятся музеями или научно-исследовательскими институтами летом. Попасть туда достаточно сложно — нужно иметь подходящий профиль. Так, если научный сотрудник музея специализируется на эпохе Ярослава Мудрого и на раскопках планируется изучать памятники как раз этой эпохи, то добро пожаловать.

Рукописные фонды

До последнего времени музейные работники вели учет экспонатов по «амбарным книгам» — каждое произведение искусства заносилось в книгу учета вручную. Рукописный учет был требованием старых, написанных еще в 1980-е инструкций. Сейчас в музеях переходят на электронные системы учета, но не везде.

Экспонаты часто перемещаются: из фондов на экспозицию, из зала в зал, они «гастролируют» по музеям других городов и возвращаются назад.

Главный научный сотрудник музея — высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое), наличие ученой степени и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 5 лет. Старший научный сотрудник музея — высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое), наличие ученой степени и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 2 лет либо высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 5 лет. Научный сотрудник музея — высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 2 лет. Младший научный сотрудник музея — высшее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства, гуманитарное, педагогическое) и стаж работы в музее не менее 1 года.
Источник: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н

Внимание

Организует работу и эффективное взаимодействие управленческого персонала, структурных подразделений и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование творческо-производственного процесса с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения, пополнения, воспроизводства и представления коллекции зоопарка. Обеспечивает выполнение обязательств перед посетителями, работниками зоопарка, федеральными, региональными и местными бюджетами, государственными внебюджетными фондами, поставщиками, заказчиками, а также партнерами по договорам.

Принимает меры по обеспечению зоопарка квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды.

1.1. Должность «Старший научный сотрудник» относится к категории «Профессионалы».

1.2. Квалификационные требования — полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист) и повышения квалификации. Наличие научных трудов, каталогов музейных коллекций. Стаж музейной работы по профессии научного сотрудника не менее 2 года. При наличии ученой степени или ученого звания — без требований стажа работы.

1.3. Знает и применяет в деятельности:— действующее законодательство в области культуры;— нормативные и руководящие материалы по вопросам музейной работы;— новейшие исследования и методическую литературу в области музееведения, профильных наук;— передовой опыт отечественных и зарубежных музеев;— правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты;— правила внутреннего трудового распорядка.

1.4. Старший научный сотрудник назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Старший научный сотрудник подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Старший научный сотрудник руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Старший научный сотрудник во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

Российской Федерации, касающиеся охранной деятельности; специфику музейного (библиотечного) дела; правила обращения с музейными экспонатами (библиотечными фондами); правила организации охраны объектов культурных и материальных ценностей; характеристики технических средств защиты охраняемых объектов от несанкционированного доступа к ним;

тактику защиты охраняемых объектов от преступных посягательств; правила приема, сопровождения и сдачи охраняемых объектов; стратегию и тактику ведения переговоров с преступниками; технологию производственного процесса; научные, технические достижения и передовые технологии в сфере безопасности; основы менеджмента;


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *