Программа экологического контроля на предприятии 2024

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа экологического контроля на предприятии 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Осуществление ПЭК в структурном подразделении, выполнение требований природоохранного законодательства, соблюдение экологических нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, требований по эксплуатации технологического и природоохранительного оборудования.

Если организация причислена к одной из категорий ОНВОС, это значит, что до 25 марта каждого года необходимо сдавать в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

При разработке и проведении программы ПЭК используются следующие данные:

  • из проекта предельно-допустимых выбросов (ПДВ) предприятия;
  • из проекта о нормативах образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР);
  • из проекта допустимых сбросов и общих требований по ним.

Почему необходимо разрабатывать программу ПЭК?

В 2024 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:

  • приказ Минприроды от 16 октября 2018 года N 522, который определяет список важнейших методических рекомендаций, подлежащих учету в ходе заполнения отчетной документации о выполнении ПЭК;
  • национальный стандарт ГОСТ Р 56061-2014, который устанавливает правила выполнения производственного экологического контроля и определяет правила составления программы мероприятий по этому направлению;
  • приказ Минприроды от 14.06.2018 N 261, устанавливающий формы отчетной документации по результатам выполнения ПЭК.

Как быть в случаях, когда меняются методики измерения (исключены из перечня, исключены из аккредитации лаборатории и др.)? Сразу менять программу ПЭК?

Мониторинг качества питьевой воды — требование санитарного законодательства, поэтому включать его в программу ПЭК не нужно.

В документе необходимо:

  • Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
  • Указать их количество;
  • Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
  • Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.

Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.

Стоимость учитывает общие объемы организации, сколько источников загрязнения, какие анализы необходимы при этом и их количество, общую сумму точек для проведения отбора проб.

При разработке документов по экологии учитывается специфика организации, в статье мы постараемся дать наиболее полный список экологических документов, необходимых на предприятии.

Если ваше предприятие повторно будет привлечено к ответственности за указанное нарушение, то тогда уже будет штраф за отсутствие программы производственного экологического контроля — юридическое лицо от 20,0 тыс. руб, должностное лицо от 2,0 тыс. руб.

При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:

  • I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
  • II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
  • III – компании с незначительным уровнем воздействия;
  • IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.

Соответственно у них должны быть удостоверения о повышении квалификации по экологической безопасности и Протокол итоговой проверки знаний. Обучение проводится в специализированных учебных центрах. Экологические документы предприятия отражают всю деятельность по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды.

Контроль непосредственно возлагается на производственную или экологическую службу, созданную специально для этих целей, а также может быть возложен и на конкретного работника.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в ответ на обращение Национальной ассоциации природопользователей направило разъяснения по вопросу осуществления производственного экологического контроля (далее – ПЭК) на объектах I категории.

Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС.

Действие порядка не распространяется на скотомогильники, объекты размещения медицинских отходов, специальные объекты размещения радиоактивных отходов. Для объектов размещения отходов, выведенных из эксплуатации, мониторинг осуществляется в рамках контроля за их состоянием и воздействием на окружающую среду.

Факты передачи отходов должны иметь документальные подтверждения: договоры с лицензированными компаниями на передачу отходов, акты выполненных работ.

Паспортизация отходов I — IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности.

Москва, Московской области, г. Казань, Республике Татарстан, г. Йошкар Ола, Республике Марий Эл, г. Чебоксары и Республике Чувашия. Оптимальные цены. Оптимальное качество.

5.1. Подразделения, отвечающие за осуществление производственного контроля

Формулы расчета можно посмотреть в книге: Тепловой расчёт котельных агрегатов (нормативный метод) / Н.В. Кузнецов [и др.]. М.: Энергия, 1973. Также можно провести стехиометрические расчеты.

Согласно Требованиям в программу ПЭК обязательно включаются вещества I, II классов опасности. Позицию о включении в программу ПЭК веществ III, IV классов, превышающих 0,1 ПДК на границе промплощадки, лучше уточнить в территориальном органе Росприроднадзора.

Итоги работы компаний в рамках разработанной системы экологического контроля подлежат подаче в уполномоченный контролирующий орган в форме отчетной документации установленного образца. Он приведен в приказе Минприроды от 14.06.2018 N 261. Правила заполнения этого документа зафиксированы в приказе ведомства № 522.

Проведение наблюдений в рамках проекта СЗЗ — требование санитарного законодательства. Разработка программы ПЭК — требование природоохранного законодательства, поэтому включать программу наблюдений в программу ПЭК не нужно.

Каждый год, перед стартом новой отчетной кампании, мы публикуем актуальную подборку информации о последних новшествах в данном вопросе, чтобы помочь вам правильно и вовремя отчитаться перед государством. В 2020 году мы опробовали сдачу отчетности по новым правилам. Законодательство выпустило новые нормативно-правовые документы и разъяснения о том, как заполнять и подавать отчетность.

5.2. Должностные лица, отвечающие за осуществление производственного контроля

При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются. В форму отчета включают весь спектр отходов производства и потребления, кроме радиоактивных, медицинских и биологических.

Большинство производственных и обслуживающих предприятий в процессе деятельности сталкиваются с экологическим надзором со стороны государства. Поэтому они должны соблюдать требования не только к охране окружающей среды, но и к администрированию своих обязанностей.

Программа в качестве внутреннего документа представляет собой локальный нормативный акт, принимаемый во исполнение требований закона.

Для начала необходимо понять, для каких именно объектов должна быть разработана ПЭК, и определить перечень объектов, для которых обязателен такой контроль. Это, в частности:

  • системы, предназначенные для очистки отходящих газов;
  • системы для очистки сточных вод;
  • склады для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
  • источники образования производственных отходов (цеха, мастерские);
  • источники выброса вредных веществ в атмосферу (передвижные и стационарные);
  • источники загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты или систему канализации;
  • загрязненные земельные участки и водные объекты;
  • зоны особой санитарной защиты.

Последняя инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников была проведена в октябре 2017 года при постановке объекта НВОС на учет. С тех пор корректировка не проводилась.

Отчет о результатах ПЭК должен включать следующие данные об объекте НВОС:

  • адрес места нахождения, код объекта, категорию объекта;
  • наличие источников выбросов и их характеристики;
  • сведения о применяемых технологиях;
  • сведения о собственных либо о привлекаемых лабораториях, их адреса и аттестаты аккредитации;
  • перечень загрязняющих веществ для воздуха;
  • результаты контроля выбросов загрязняющих веществ на источниках;
  • результаты наблюдений за загрязнением воздуха, если они есть;
  • результаты учета объемов забора воды из водного объекта и сбросов сточных вод;
  • результаты наблюдений за водными объектами;
  • результаты проверок очистных сооружений, если они есть;
  • результаты мониторинга на объектах размещения отходов,если они есть.

Ежеквартально на безвозмездной основе предоставляется в Министерство природных ресурсов Краснодарского края и в Кубанское бассейновое водное управление отчет о выполнении условий пользования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных вод и их качества (формы 3.2 и 3.3).

Сроки сдачи экологической отчетности — ежегодно до 15 января за предыдущий календарный год в управление Росприроднадзора. Форма отчетности пока законодательством не установлена.

Разработка ПЭК проводится внутри конкретного промышленного предприятия. Данный проект составляется на предприятии или хозяйственном объекте ежегодно, и представляет собой комплекс данных, отображающих полную картину выполнения производственного экологического контроля на данном промышленном объекте.

Отсюда вывод — если осуществляются мероприятия о которых идет речь выше, то лучше все же их добавить в программу ПЭК. Я бы так сделала.

Если у предприятия отсутствуют выбросы в атмосферу и водные объекты, допускается ограничиться усеченным вариантом ПЭК – программой производственного контроля в области обращения с отходами. Для соблюдения программы производственного экологического контроля ППК отходов назначается ответственный по обращению с отходами.

Для чего разрабатывается порядок ПЭК?

Контроль качества сточных вод ведется в соответствии с «Программой проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод» согласованной с Кубанским бассейновым водным управлением 25 января 2016 года, в которой задается периодичность, место отбора проб, объем и перечень контролируемых ингредиентов.

Текущее положение дел в экономике России и всего мира складывается так, что текущая деятельность производственных организаций зачастую наносит серьезный ущерб состоянию окружающей среды. В целях реализации контроля за уровнем такого воздействия и максимального восстановления благоприятной экологии в нашей стране предусмотрены особые надзорные меры.

При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

7.2. Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категории устанавливается не менее одного раза в месяц осуществления сброса сточных вод, по показателю токсичность — не менее одного раза в квартал.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

В настоящее время НООЛР утверждают на 5 лет, если объект НВОС ежегодно представляет технический отчет. Сроки подачи отчета — ежегодно с даты утверждения нормативов в течении 10 дней. Если документ в рамках экологической отчетности будет сдан не вовремя, то плату будут взимать за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *