Цель отнесения территорий к группам по го

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Цель отнесения территорий к группам по го». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ПОРЯДОК
отнесения территорий к группам по гражданской обороне

(с изменениями на 12 августа 2017 года)

1. Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», определяет основные критерии и правила отнесения территорий к группам по гражданской обороне.

2. Отнесение территорий к группам по гражданской обороне осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

3. Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131. — См. предыдущую редакцию)

4. Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая и вторая группы по гражданской обороне.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131. — См. предыдущую редакцию)

5. К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов Москвы и Санкт-Петербурга.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131; в редакции, введенной в действие с 23 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2017 года N 962. — См. предыдущую редакцию)

6. К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения превышает 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131. — См. предыдущую редакцию)

7. Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек;

численность населения составляет от 150 тыс. человек до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

ОТНЕСЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ К ГРУППАМ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

к Порядку отнесения территорий
к группам по гражданской обороне

Секретно

(по заполнении)

Экз. № ______

(форма)

Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне

№ п/п

Наименование территории города или иного населенного пункта

Численность населения, тыс. человек

Количество организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне

Попадающие в зону возможного

Группа по гражданской обороне

Примечание

особой важности

1 и 2 категории

химического заражения

радиационного загрязнения

катастрофического затопления

существующая

предлагаемая

население, процентов

территория, процентов

население, процентов

территория, процентов

население, процентов

территория, процентов

к Порядку отнесения территорий
к группам по гражданской обороне

Секретно

(по заполнении)

Экз. № ______

(форма)

Перечень территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне

№ п/п

Наименование города или иного населенного пункта

Численность населения, тыс. человек

Количество организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне

Попадающие в зону возможного

Группа по гражданской обороне

Примечание

особой важности

1 и 2 категории

химического заражения

радиационного загрязнения

катастрофического затопления

существующая

предлагаемая

население, процентов

территория, процентов

население, процентов

территория, процентов

население, процентов

территория, процентов

Перейти в раздел Ответы госорганов в области гражданской защиты

Уважаемые коллеги!

На этой странице сайта ЧС-ник.kz планирую дублировать некоторые ответы госорганов по вопросам гражданской защиты, пожарной безопасности, гражданской обороны, которые на мой взгляд кажутся важными.

К сожалению, на сайте Электронного Правительства РК в общем огромном потоке вопросов и обращений к Министру МВД довольно трудно найти ответы на специфические темы в области ГЗ, ГО, ЧС, ПБ. На мой взгляд именно в силу своей специфики было бы целесообразным выделить отдельный блог Комитета по ЧС, как это сделало, например, со своими комитетами Министерство финансов.

Надеюсь, эти разделы будут полезны коллегам и заинтересованным лицам. Приглашаю коллег делиться полезными материалами, ведь в нашем деле взаимопомощь является залогом безопасности.

Антонина Нестеренко

автор сайта ЧС-ник.kz

Порядок отнесения территорий к группам

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

(утв. постановлением Правительства РФ от 3 октября 1998 г. N 1149)

  1. Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», определяет основные критерии и правила отнесения территорий к группам по гражданской обороне.
  2. Отнесение территорий к группам по гражданской обороне осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
  3. Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.
  4. Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая и вторая группы по гражданской обороне.
  5. К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов Москвы и Санкт-Петербурга.
  6. К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
    • численность населения превышает 1000 тыс.человек;
    • численность населения составляет от 500 тыс.человек до 1000 тыс.человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
    • более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.
  7. Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
    • численность населения составляет от 500 тыс.человек до 1000 тыс.человек;
    • численность населения составляет от 150 тыс.человек до 500 тыс.человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
    • более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.
    • Ко второй группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.
  8. Утратил силу.
  9. Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне подготавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
  10. Органы местного самоуправления по запросу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготавливают согласованные с соответствующими главными управлениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне и вносят их в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по форме согласно приложению N 1.
  11. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают на основе материалов, представляемых органами местного самоуправления, предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне и направляют их в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономического развития Российской Федерации по форме согласно приложению N 2.
  12. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации обобщают предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представляют в Правительство Российской Федерации проект перечня территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне.
  13. Перечень территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, уточняется Правительством Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства экономического развития Российской Федерации.
N
п/п
Наименование территории города
или иного населенного пункта
Численность населения,
тыс. человек
Количество организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне Попадающие в зону возможного Группа
по гражданской
обороне
Примечание
особой важности 1 и 2 категории химического заражения радиоактивного загрязнения катастрофического затопления существующая предлагаемая
население, процентов территория, процентов население, процентов территория, процентов население, процентов территория, процентов
N
п/п
Наименование города
или иного населенного пункта
Численность населения,
тыс. человек
Количество организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне Попадающие в зону возможного Группа
по гражданской
обороне
Примечание
особой важности 1 и 2 категории химического заражения радиоактивного загрязнения катастрофического затопления существующая предлагаемая
население, процентов территория, процентов население, процентов территория, процентов население, процентов территория, процентов

Организация гражданской обороны на предприятии

  • Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
  • Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
  • Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.
  • Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
  • Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

    а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;

    в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;

    г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;

    д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

    е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

    ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;

    з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;

    и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;

    к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

    а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;

    б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

    д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

    е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.


    • Разработанный план по предупреждению и быстрой ликвидации различных последствий при внезапной ЧС.
    • План выполнения эвакуации при разных по характеру ЧС.
    • Приказ о процессе обучения сотрудников ГО.
    • Обязанности непосредственных руководителей формирований по ГО.
    • Схема оповещения работающих сотрудников о внезапно случившемся чрезвычайном происшествии.
    • Порядок выполнения действий персонала на промышленном объекте при ЧС.

    Сегодня у многих руководителей возникает вопрос о том, какие организации должны проводить ГО. С весны этого года все без исключения. При этом ответственный за ГО и ЧС на предприятии становится уполномоченным для решения важных запланированных задач в этой области.

    Гражданская оборона. Основные задачи. История.

    Категорирование по гражданской обороне – это классификация территорий (по группам) и организаций (по категориям) в зависимости от их оборонной, экономической и административно-политической значимости для безопасности и обороны страны.

    Категорирование включает отнесение территорий к группам по гражданской обороне и категорирование объектов по гражданской обороне.

    Осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объёме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

    Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территории в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

    Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне. К особой группе территории по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

    К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

    • численность населения превышает 1 млн. человек;
    • численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
    • более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

    Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

    • численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек;
    • численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
    • более 30 процентов населения либо территории городов попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения и катастрофического затопления.
    • Если организация прекращает свою деятельность в случае военной угрозы, то значит организация не относится к категори по ГО. В данном случае потребуется разработать только раздел ЧС (защиты от чрезвычайных ситуаций), это заметно упращает дело, однако (перечень документов по ЧС, вы можете посмотреть тут), как можно заметить, даже в этом случае требуется разработать не мало организационно-распорядительных документов (ОРД), схем, планов, инструкций и журналов. Подводя итог, отметим, что в вышеописанном случае на организацию не разработано (отсутствует) мобилизационное задание (МОБ задание, гриф только для служебного пользования), т.е. обязанность по выполнению мероприятий ГО в особый период (военное время). Организации, имеющие МОБ задание и входящие в систему обеспечения ГО в особый период, проверяются на предмет «готовности»со стороны соответствующих органов особо тщательно .
    • В случае если МОБ задание имеется, и организация не прекращает свою работу а переходит на режим выполнения мобилизационного задания, потребуется разработка разделов ГО (дополнительно к документации по ЧС). К дополнительной документации можно отнести план гражданской обороны объекта экономики, план основных мероприятий объекта экономики по вопросам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности и другие специализированные документы в области организации ГО в рамках МОБ задания, при наступлении особого периода (военных действий на территории РФ).
    • Общее количество работников в организации, также влияет на перечень документов и состав организационных мероприятий по Го и ЧС. Так если в организации менее 50 человек, то существует определенные различия при подготовке документов по ГО и ЧС, для количества работников менее 50 и более 50 работников. В определенных случаях, кроме работников одной организации, при планировании юридическим лицом мероприятий по ГО и ЧС, следуе учитывать также количество (среднее) посетителей «объекта», или к примеру арендаторов, субарендаторов и т.п., которые также могут находится на территориях и помещениях условного объекта экономики.

    Рассмотрим порядок действий, которого нужно придерживаться в процессе разработки и согласования документации по ГО и ЧС

    1. Определение категории по ГО, к которой отнесена организация;

    2. Запрос информации в органы МЧС и АГЗ, администрации района о сведениях для разработки основных документов

    • План мероприятий по ГО и ЧС на год

    3. Распределить работников по категориям персонала по ГО и ЧС, создать приказы по ГО и ЧС, утвердить все обязательные приложения к приказам по ГО и ЧС

    4. Обеспечить обучение работников по ГО и ЧС в учебных чентрах МЧС (бесплатно), либо в других лицензиролванных центрах по программе ГО и ЧС для руководителей и специалистов организаций в объеме должностных обязанностей.

    Категория по ГО – это определенный признак, по которому юридическому лицу присваиваются определенные обязательства по отношению к обороне силами работающего населения в РФ.

    К категорированным по гражданской обороне можно отнести предприятия, которые имеют мобилизационные задания или представляют высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (ст.1 Закона № 28-ФЗ).

    Пример отнесения организации к категории по ГО

    Имеющие мобилизационные задания

    Представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения ЧС в любое время

    Уникальные в историко-культурном отношении объекты

    Консервный завод, мясокомбинат –

    создание, сохранение и обновление запасов госрезерва пищеконцентратов

    Производство и распределение ресурсов: Гидроэлектростанция

    Атомная электростанция

    Теплоэлектроцентраль

    Электрические сети

    Сеть газопотребления

    Фонды государственных архивов и библиотек помимо сохранения самих раритетов, еще и оцифровывают их для будущих поколений

    Учет в военно-учетных столах транспортных средств типа УАЗ, принадлежащих работникам организаций

    Переработка химических веществ или отработанного ядерного топлива

    Петергоф, Тульский, Московский, Ростовский Кремль.

    Помимо того, что предприятие выполняет задачи по виду своей экономической деятельности, оно обладает как материальными, так и человеческими ресурсами, которые в момент опасности должны быть мобилизованы для решения задач обороноспособности страны. Работники, помимо мобилизации запасников в ряды армии, обязаны выполнять свой гражданский долг по защите интересов страны. Организацию этой деятельности должен взять на себя работодатель по указаниям органов исполнительной власти на местах.

    Для того чтобы предприятию присвоить класс по ГО, проводится его ранжирование по степени значимости как для национальной обороны, так и для сохранения культурного наследия.

    Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне

    Обязанности категорированных предприятий регламентируются статьей 9 закона 28-ФЗ. В зависимости от категории, от классов опасности ОПО, различаются и требования к ним:

    Создают НАСФ:

    • организации с ОПО I, II и III классов (переработка отработанного ядерного топлива и химического оружия и т.п.);
    • ядерные и радиационные производства и объекты;
    • гидротехнические сооружения (ГЭС и т.п).

    НАСФ – это нештатное формирование из числа сотрудников предприятия, которые проходят специальную подготовку, оснащаются СИЗ, в том числе органов дыхания, и обязаны в случае любой нештатной ситуации вместе с подразделениями МЧС участвовать в ликвидации последствий и прекращении разрушительного действия. Добровольные пожарные дружины также являются разновидностью НАСФ, но для эффективной деятельности такие формирования из работников должны быть обучены и иметь не только базу знаний, но также необходимые приспособления и инструмент.

    Содержат локальные системы оповещения:

    • организации с ОПО I и II классов опасности;
    • ядерные и радиационные производства;
    • гидротехнические сооружения разной степени опасности.

    ЛКО предназначены для оперативного оповещения населения близлежащих к предприятию населенных пунктов, поэтому сигнал сирен должен распространяться в радиусе 5 км при угрозе утечки радиации, 2,5 км для химических комбинатов, 6 км для гидроэлектростанций в нижнем бьефе, а также в зонах затопления.

    Сирена должна предупреждать население и предоставить возможность для экстренной эвакуации в рассчитанный промежуток времени.

    К примеру, нижний бьеф гидроэлектростанции находится в нижней точке сброса воды, поэтому в случае аварии на ГЭС (прорыве дамбы) район будет смыт тоннами воды.

    Система оповещения должна в момент аварии в радиусе 6 км предупредить население о необходимости найти укрытие.

    Формируют неприкосновенный запас на случай ЧС:

    Все организации, отнесенные к категориям по ГО, должны создавать запасы материально-технических, медицинских и продовольственных ресурсов для осуществления своей деятельности.

    Расчет необходимого запаса «НЗ» у каждого предприятия составляют в соответствии с принятыми в данной отрасли нормами.

    Например, в случае аварии в системе электроэнергетики запасы продуктов питания, кабеля, дизельного топлива и других предметов жизнеобеспечения деятельности аварийно-спасательной бригады рассчитываются не менее чем на 3 дня.

    Считается, что этого времени должно быть достаточно для восстановления электроснабжения.

    До этого момента электроснабжение жизненно важных объектов инфраструктуры, например, кювезов для недоношенных в родильных домах, а также аппаратов искусственного поддержания дыхания должно осуществляться дизель-генераторными подстанциями и другими источниками резервного электропитания.

    Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

    • Готовые решения по действующему законодательству
    • Более 3 000 заполненных шаблонов
    • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

    Неприкосновенный запас должен быть всегда актуальным: просроченные консервы должны списываться и заменяться на свежие, то же самое происходит с СИЗ и фильтрами для противогазов, а запасы топлива пополняются в случае их испарения или доводятся до кондиции (расчетного октанового числа) моторным или исследовательским способом.

    ►Читайте, как назначить ответственного (уполномоченного) по гражданской обороне>>>

    Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:

    • организовывать и вести работу по гражданской обороне;
    • быть готовыми к чрезвычайным ситуациям.

    Это требование ст. 9 ФЗ № 28 от 12.02.1998. Цель такой готовности:

    • сохранение жизни работников и населения в случае аварий, техногенных катастроф и военных действий;
    • умение проводить неотложные мероприятия в очаге катастрофы;
    • обеспечение работы объекта в чрезвычайной ситуации;
    • ограничение масштабов бедствия или катастрофы.

    Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:

    • планировать и проводить мероприятия по гражданской обороне;
    • готовиться к работе в военное время;
    • обучать работников.

    В соответствии с правилами правительства РФ (постановление № 804 от 16.08.2016), законодатель определил категории организаций по ГО и ЧС, которые подразделяются на 3 группы:

    • особой важности;
    • первая категория;
    • вторая категория.

    Для определения категории объектов по ГО используют следующие критерии:

    • показатели роли в экономике и обороне государства и региона;
    • наличие мобилизационного заказа (задания);
    • степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
    • местоположение предприятия;
    • наличие уникальных историко-культурных объектов.

    Ранжирование предприятий по гражданской обороне производится:

    • федеральными органами исполнительной власти;
    • государственными корпорациями;
    • государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Показатели категорирования устанавливает и согласовывает с заинтересованными госорганами, корпорациями и компаниями МЧС РФ (п. 4 постановления № 804). Статус присваивается по наивысшему показателю организации и ее обособленных подразделений независимо от месторасположения. Перечень организаций уточняется по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет (п. 10 постановления № 804).

    ВАЖНО! МЧС самостоятельно сообщает предприятиям о внесении их в перечень и какова категория объекта по гражданской обороне. Информация поступает в течение месяца со дня обновления.

    Перечислим перечень ограничений, с которыми вы столкнетесь, решив самостоятельно ответить на вопрос, как узнать категорию по ГО и ЧС для своего предприятия:

    • перечень таких предприятий закрыт, он содержит военную тайну;
    • список не опубликован на сайте МЧС или субъекта РФ;
    • МЧС координирует и проводит категоризацию на основе постановления № 804, методических рекомендаций № 2-4-71-69-11 от 11.11.2016 (письмо ГУ МЧС России по г. Москве № 817-1-1-8 от 22.06.2017);
    • министерства и ведомства после обновления списков категорированных предприятий в течение месяца доводят их до органов исполнительной власти субъектов.

    Вот несколько шагов, как определить категории по гражданской обороне организаций:

    Шаг 1. Подготовьте письменный запрос в произвольной форме.

    Шаг 2. Направьте его в отдел мобилизационной подготовки администрации вашего города или района.

    Шаг 3. В течение месяца вам придет ответ, несет ли ваше предприятие дополнительные обязанности по гражданской обороне.

    От статуса предприятия зависит работа многих служб и систем. Организации с категорией по ГО создают и поддерживают в готовности:

    • нештатные формирования для выполнения мероприятий по ГО (приказ МЧС № 701 от 18.12.2014);
    • внештатные аварийно-спасательные формирования — организации с ОПО I, II и III классов, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (приказ МЧС России № 999 от 23.12.2005);
    • локальные системы оповещения — организации с ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (постановление правительства РФ № 178 от 01.03.1993 и методические рекомендации МЧС № б/н от 24.12.2002);
    • запасы продовольственных, материально-технических, медицинских и иных средств (постановление правительства № 379 от 27.04.2000).

    Такие организации имеют специальный штат работников:

    Численность работающих Количество освобожденных работников ГО, человек
    До 1000 человек 1
    От 1000 до 5000 человек Не менее 2
    От 5000 и более человек Не менее 4

    ВАЖНО! Руководитель и сотрудники, ответственные за ГО, проходят дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение по ГО один раз в пять лет. Организации, не отнесенные к категориям по ГО, имеют меньше требований к работе служб ГО и ЧС на своей территории. По мере развития предприятия этот статус корректируется.

    ОТНЕСЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ К ГРУППАМ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

    Уполномоченный орган самостоятельно оценивает статус предприятия, после чему ему присваивается или не присваивается категория объекта по гражданской обороне, сама компания в этом процессе участия не принимает. По факту вынесения решения в компанию в течение месяца с момента принятия решения направляют уведомление о вхождении лица в классификацию по ГО.

    Если такого уведомления компания не получала, это значит, что в настоящий момент в классификацию она не входит.

    Если у компании возникла необходимость проверить статус, легкого способа, как узнать категорию организации по ГО и ЧС, не существует: список категоризированных лиц не публикуется, т. к. содержит охраняемую законом тайну, а документы, на основании которых производится категоризация, имеют ограниченный доступ.

    МЧС в письме №11-15-1811 от 29.05.2020 разъясняет, как определить категорию по гражданской обороне организации: для этого необходимо обратиться в отдел мобилизационной подготовки администрации субъекта РФ по месту нахождения компании. Обращение составляется в свободной форме, ответ придет в течение месяца.

    Юридические лица, имеющие категории предприятий по гражданской обороне, обязаны:

    1. Создавать специальные подразделения, в обязанности которых входит проведение мероприятий по ГО.
    2. Создавать внештатные аварийно-спасательные формирования — это требуется от отдельных видов категорийных лиц. К таким относятся лица, в чьем ведении находятся опасные объекты, например радиационно опасные объекты или гидротехнические сооружения, а их деятельность связана с особыми рисками возникновения аварийных ситуаций.
    3. Иметь локальные системы оповещения. Это требование актуально только для отдельных лиц — тех же, которые обязаны иметь аварийно-спасательные формирования.
    • Если организация прекращает свою деятельность в случае военной угрозы, то значит организация не относится к категори по ГО. В данном случае потребуется разработать только раздел ЧС (защиты от чрезвычайных ситуаций), это заметно упращает дело, однако (перечень документов по ЧС, вы можете посмотреть тут), как можно заметить, даже в этом случае требуется разработать не мало организационно-распорядительных документов (ОРД), схем, планов, инструкций и журналов. Подводя итог, отметим, что в вышеописанном случае на организацию не разработано (отсутствует) мобилизационное задание (МОБ задание, гриф только для служебного пользования), т.е. обязанность по выполнению мероприятий ГО в особый период (военное время). Организации, имеющие МОБ задание и входящие в систему обеспечения ГО в особый период, проверяются на предмет “готовности”со стороны соответствующих органов особо тщательно .
    • В случае если МОБ задание имеется, и организация не прекращает свою работу а переходит на режим выполнения мобилизационного задания, потребуется разработка разделов ГО (дополнительно к документации по ЧС). К дополнительной документации можно отнести план гражданской обороны объекта экономики, план основных мероприятий объекта экономики по вопросам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности и другие специализированные документы в области организации ГО в рамках МОБ задания, при наступлении особого периода (военных действий на территории РФ).
    • Общее количество работников в организации, также влияет на перечень документов и состав организационных мероприятий по Го и ЧС. Так если в организации менее 50 человек, то существует определенные различия при подготовке документов по ГО и ЧС, для количества работников менее 50 и более 50 работников. В определенных случаях, кроме работников одной организации, при планировании юридическим лицом мероприятий по ГО и ЧС, следуе учитывать также количество (среднее) посетителей “объекта”, или к примеру арендаторов, субарендаторов и т.п., которые также могут находится на территориях и помещениях условного объекта экономики.

    Порядок отнесения территорий к группам по ГО

    Категория по ГО – это определенный признак, по которому юридическому лицу присваиваются определенные обязательства по отношению к обороне силами работающего населения в РФ.

    К категорированным по гражданской обороне можно отнести предприятия, которые имеют мобилизационные задания или представляют высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (ст.1 Закона № 28-ФЗ).

    Пример отнесения организации к категории по ГО
    Имеющие мобилизационные задания Представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения ЧС в любое время Уникальные в историко-культурном отношении объекты
    Консервный завод, мясокомбинат –создание, сохранение и обновление запасов госрезерва пищеконцентратов Производство и распределение ресурсов: ГидроэлектростанцияАтомная электростанцияТеплоэлектроцентральЭлектрические сетиСеть газопотребления Фонды государственных архивов и библиотек помимо сохранения самих раритетов, еще и оцифровывают их для будущих поколений
    Учет в военно-учетных столах транспортных средств типа УАЗ, принадлежащих работникам организаций Переработка химических веществ или отработанного ядерного топлива Петергоф, Тульский, Московский, Ростовский Кремль.

    Помимо того, что предприятие выполняет задачи по виду своей экономической деятельности, оно обладает как материальными, так и человеческими ресурсами, которые в момент опасности должны быть мобилизованы для решения задач обороноспособности страны. Работники, помимо мобилизации запасников в ряды армии, обязаны выполнять свой гражданский долг по защите интересов страны. Организацию этой деятельности должен взять на себя работодатель по указаниям органов исполнительной власти на местах.

    Для того чтобы предприятию присвоить класс по ГО, проводится его ранжирование по степени значимости как для национальной обороны, так и для сохранения культурного наследия.

    В эти категории включают организации, которые на случай начала войны должны выполнять, например, оборонное задание – рыть противотанковые траншеи, перевозить транспортные колонны с эвакуированным населением, организовать приготовление горячей пищи в полевых кухнях, изготавливать средства поражения врага – пули, патроны, мины, бомбы и т.п. орудия военных действий.

    ► Специалист по го и чс: должностная инструкция

    Кроме проведения мероприятий по повышению обороноспособности, есть ряд организаций, которые должны в опасный период обеспечить сохранение культурного наследия.

    Именно поэтому в годы Великой Отечественной Войны работники учреждений и предприятий Ленинграда охраняли в соединениях противовоздушной обороны памятники зодчества, являющиеся уникальными в историко-культурном отношении не только в масштабе страны, но и в масштабе человечества.

    Не только памятники, картины и фарфор являются историко-культурным наследием. К нему относится генофонд флоры и фауны. Защита семян и видов биокультуры также является важной задачей.

    Обязанности категорированных предприятий регламентируются статьей 9 закона 28-ФЗ. В зависимости от категории, от классов опасности ОПО, различаются и требования к ним:

    Создают НАСФ:

    • организации с ОПО I, II и III классов (переработка отработанного ядерного топлива и химического оружия и т.п.);
    • ядерные и радиационные производства и объекты;
    • гидротехнические сооружения (ГЭС и т.п).

    НАСФ – это нештатное формирование из числа сотрудников предприятия, которые проходят специальную подготовку, оснащаются СИЗ, в том числе органов дыхания, и обязаны в случае любой нештатной ситуации вместе с подразделениями МЧС участвовать в ликвидации последствий и прекращении разрушительного действия. Добровольные пожарные дружины также являются разновидностью НАСФ, но для эффективной деятельности такие формирования из работников должны быть обучены и иметь не только базу знаний, но также необходимые приспособления и инструмент.

    • Разработанный план по предупреждению и быстрой ликвидации различных последствий при внезапной ЧС.
    • План выполнения эвакуации при разных по характеру ЧС.
    • Приказ о процессе обучения сотрудников ГО.
    • Обязанности непосредственных руководителей формирований по ГО.
    • Схема оповещения работающих сотрудников о внезапно случившемся чрезвычайном происшествии.
    • Порядок выполнения действий персонала на промышленном объекте при ЧС.

    Сегодня у многих руководителей возникает вопрос о том, какие организации должны проводить ГО. С весны этого года все без исключения. При этом ответственный за ГО и ЧС на предприятии становится уполномоченным для решения важных запланированных задач в этой области.

    Образец приказа по ГО на предприятии можно изучить и затем скачать на нашем сайте.

    Угроза чрезвычайных ситуаций носит постоянный характер. Каждый день существует небольшая вероятность, что произойдет:

    • техногенная катастрофа;
    • природный катаклизм;
    • военные действия (это совсем крайняя ситуация, но исключать нельзя и ее, и в любом случае считается, что следует быть к ней готовым).

    Вследствие этого приняты нормы, в соответствии с которыми на предприятии необходимо осуществить подготовку персонала, а также заранее установить, какие действия потребуется предпринять, если одно из описанных выше положений возникнет в той местности, где функционирует данная компания.

    • Предприятия, обладающие мобилизационным заказом.
    • Объекты с повышенным уровнем опасности при ЧС и во время войны.
    • Организации с высокой культурной ценностью.
    • Источник: Постановление Правительства Российской Федерации от 2016 года.
    • Категорирование предприятий по гражданской обороне проводится в точном соответствии с показателями, с помощью которых определяется их важная роль в экономике.
    • Также учитывается ряд следующих условий:
    1. Степень существующей опасности внезапного возникновения ЧС.
    2. Место нахождения организации.

    3. Значимость компании как уникального объекта.

    Отнесение территорий к группам по гражданской обороне

    Для того чтобы узнать к какой категории был отнесен объект, необходимо изучить положение о гражданской обороне в организации. Также рекомендуется позвонить в территориальное управление МЧС и попросить выполнить уточнение по интересующему вопросу.

    Если объекты не имеют мобилизационного полученного задания и прекращают свою деятельность при наступлении войны, они являются некатегорированными.

    Категория по ГО – это определенный признак, по которому юридическому лицу присваиваются определенные обязательства по отношению к обороне силами работающего населения в РФ.

    Как получить заключение госпожнадзора

    К категорированным по гражданской обороне можно отнести предприятия, которые имеют мобилизационные задания или представляют высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (ст.1 Закона № 28-ФЗ).

    Пример отнесения организации к категории по ГО
    Имеющие мобилизационные задания Представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения ЧС в любое время Уникальные в историко-культурном отношении объекты
    Консервный завод, мясокомбинат –создание, сохранение и обновление запасов госрезерва пищеконцентратов Производство и распределение ресурсов: ГидроэлектростанцияАтомная электростанцияТеплоэлектроцентральЭлектрические сетиСеть газопотребления Фонды государственных архивов и библиотек помимо сохранения самих раритетов, еще и оцифровывают их для будущих поколений
    Учет в военно-учетных столах транспортных средств типа УАЗ, принадлежащих работникам организаций Переработка химических веществ или отработанного ядерного топлива Петергоф, Тульский, Московский, Ростовский Кремль.

    Помимо того, что предприятие выполняет задачи по виду своей экономической деятельности, оно обладает как материальными, так и человеческими ресурсами, которые в момент опасности должны быть мобилизованы для решения задач обороноспособности страны. Работники, помимо мобилизации запасников в ряды армии, обязаны выполнять свой гражданский долг по защите интересов страны. Организацию этой деятельности должен взять на себя работодатель по указаниям органов исполнительной власти на местах.

    Для того чтобы предприятию присвоить класс по ГО, проводится его ранжирование по степени значимости как для национальной обороны, так и для сохранения культурного наследия.

    В эти категории включают организации, которые на случай начала войны должны выполнять, например, оборонное задание – рыть противотанковые траншеи, перевозить транспортные колонны с эвакуированным населением, организовать приготовление горячей пищи в полевых кухнях, изготавливать средства поражения врага – пули, патроны, мины, бомбы и т.п. орудия военных действий.

    Кроме проведения мероприятий по повышению обороноспособности, есть ряд организаций, которые должны в опасный период обеспечить сохранение культурного наследия.

    Именно поэтому в годы Великой Отечественной Войны работники учреждений и предприятий Ленинграда охраняли в соединениях противовоздушной обороны памятники зодчества, являющиеся уникальными в историко-культурном отношении не только в масштабе страны, но и в масштабе человечества.

    Не только памятники, картины и фарфор являются историко-культурным наследием. К нему относится генофонд флоры и фауны. Защита семян и видов биокультуры также является важной задачей.

    Обязанности категорированных предприятий регламентируются статьей 9 закона 28-ФЗ. В зависимости от категории, от классов опасности ОПО, различаются и требования к ним:

    Создают НАСФ:

    • организации с ОПО I, II и III классов (переработка отработанного ядерного топлива и химического оружия и т.п.);
    • ядерные и радиационные производства и объекты;
    • гидротехнические сооружения (ГЭС и т.п).

    НАСФ – это нештатное формирование из числа сотрудников предприятия, которые проходят специальную подготовку, оснащаются СИЗ, в том числе органов дыхания, и обязаны в случае любой нештатной ситуации вместе с подразделениями МЧС участвовать в ликвидации последствий и прекращении разрушительного действия. Добровольные пожарные дружины также являются разновидностью НАСФ, но для эффективной деятельности такие формирования из работников должны быть обучены и иметь не только базу знаний, но также необходимые приспособления и инструмент.

    Содержат локальные системы оповещения:

    • организации с ОПО I и II классов опасности;
    • ядерные и радиационные производства;
    • гидротехнические сооружения разной степени опасности.

    Малоэтажная жилая застройка определение

    ЛКО предназначены для оперативного оповещения населения близлежащих к предприятию населенных пунктов, поэтому сигнал сирен должен распространяться в радиусе 5 км при угрозе утечки радиации, 2,5 км для химических комбинатов, 6 км для гидроэлектростанций в нижнем бьефе, а также в зонах затопления.

    Сирена должна предупреждать население и предоставить возможность для экстренной эвакуации в рассчитанный промежуток времени.

    К примеру, нижний бьеф гидроэлектростанции находится в нижней точке сброса воды, поэтому в случае аварии на ГЭС (прорыве дамбы) район будет смыт тоннами воды.

    Система оповещения должна в момент аварии в радиусе 6 км предупредить население о необходимости найти укрытие.

    Формируют неприкосновенный запас на случай ЧС:

    Все организации, отнесенные к категориям по ГО, должны создавать запасы материально-технических, медицинских и продовольственных ресурсов для осуществления своей деятельности. Расчет необходимого запаса «НЗ» у каждого предприятия составляют в соответствии с принятыми в данной отрасли нормами.

    Например, в случае аварии в системе электроэнергетики запасы продуктов питания, кабеля, дизельного топлива и других предметов жизнеобеспечения деятельности аварийно-спасательной бригады рассчитываются не менее чем на 3 дня. Считается, что этого времени должно быть достаточно для восстановления электроснабжения.

    До этого момента электроснабжение жизненно важных объектов инфраструктуры, например, кювезов для недоношенных в родильных домах, а также аппаратов искусственного поддержания дыхания должно осуществляться дизель-генераторными подстанциями и другими источниками резервного электропитания.

    Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

    • Готовые решения по действующему законодательству
    • Более 3 000 заполненных шаблонов
    • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

    Неприкосновенный запас должен быть всегда актуальным: просроченные консервы должны списываться и заменяться на свежие, то же самое происходит с СИЗ и фильтрами для противогазов, а запасы топлива пополняются в случае их испарения или доводятся до кондиции (расчетного октанового числа) моторным или исследовательским способом.

    ►Читайте, как назначить ответственного (уполномоченного) по гражданской обороне>>>

    • Если организация прекращает свою деятельность в случае военной угрозы, то значит организация не относится к категори по ГО.
      В данном случае потребуется разработать только раздел ЧС (защиты от чрезвычайных ситуаций), это заметно упращает дело, однако (перечень документов по ЧС, вы можете посмотреть тут), как можно заметить, даже в этом случае требуется разработать не мало организационно-распорядительных документов (ОРД), схем, планов, инструкций и журналов.
      Подводя итог, отметим, что в вышеописанном случае на организацию не разработано (отсутствует) мобилизационное задание (МОБ задание, гриф только для служебного пользования), т.е. обязанность по выполнению мероприятий ГО в особый период (военное время). Организации, имеющие МОБ задание и входящие в систему обеспечения ГО в особый период, проверяются на предмет «готовности»со стороны соответствующих органов особо тщательно .
    • В случае если МОБ задание имеется, и организация не прекращает свою работу а переходит на режим выполнения мобилизационного задания, потребуется разработка разделов ГО (дополнительно к документации по ЧС). К дополнительной документации можно отнести план гражданской обороны объекта экономики, план основных мероприятий объекта экономики по вопросам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности и другие специализированные документы в области организации ГО в рамках МОБ задания, при наступлении особого периода (военных действий на территории РФ).
    • Общее количество работников в организации, также влияет на перечень документов и состав организационных мероприятий по Го и ЧС. Так если в организации менее 50 человек, то существует определенные различия при подготовке документов по ГО и ЧС, для количества работников менее 50 и более 50 работников.
      В определенных случаях, кроме работников одной организации, при планировании юридическим лицом мероприятий по ГО и ЧС, следуе учитывать также количество (среднее) посетителей «объекта», или к примеру арендаторов, субарендаторов и т.п., которые также могут находится на территориях и помещениях условного объекта экономики.

    Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне

    1. Рассмотрим порядок действий, которого нужно придерживаться в процессе разработки и согласования документации по ГО и ЧС
    2. 1. Определение категории по ГО, к которой отнесена организация;
    3. 2.

      Запрос информации в органы МЧС и АГЗ, администрации района о сведениях для разработки основных документов

    • План мероприятий по ГО и ЧС на год

    3.

    Распределить работников по категориям персонала по ГО и ЧС, создать приказы по ГО и ЧС, утвердить все обязательные приложения к приказам по ГО и ЧС

    4. Обеспечить обучение работников по ГО и ЧС в учебных чентрах МЧС (бесплатно), либо в других лицензиролванных центрах по программе ГО и ЧС для руководителей и специалистов организаций в объеме должностных обязанностей.

    Для грамотного и оператвного оформления документации по ГО и ЧС, в том числе по предписаниям на устранение нарушений от МЧС, требуется четкое понимание структуры формирования органов по ГО и ЧС в организации.

    Для выполнения работ по согласованию, разработке документов по ГО и ЧС, центр охраны труда и правового информирования, распологает квалифицированными специалистами и экспертами в области ГО и ЧС, с нами комплекс работ по разработке документов ГО и ЧС будет носить конструктивный и четкий характер выполнения работ и взаимодействия с заказчиком.

    1. В.Г. Атаманюк, Л.Г. Ширшев, Н.И. Акимов. Гражданская оборона. М.: Высшая Школа, 1986, — 146 с.;
    2. Гражданская оборона. Под редакцией генерала армии А.Т. Алтунина — М.: Воениздат, 1982, — 243 с.
    3. Гражданская оборона на объектах АПК. Под ред. Н.С. Николаева, И.М. Дмитриева. — М.: Агропромиздат, 1990, — 167 с.;
    4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
    5. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
    6. Указ Президента РФ от 27 мая 1996 г. «Вопросы гражданской обороны РФ» (в ред. Указов Президента РФ от 09.09.2000 № 1622, от 05.08.2002 № 846, от 08.05.2005 № 531).
    7. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28 – ФЗ «О гражданской обороне» (в ред. Федеральных законов от 09.10.2002 № 123-ФЗ,от 19.06.2004 № 51-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
    • Темы проектов для ДОУ
    • Темы проектов для начальной школы
    • Темы по технологии в начальной школе
    • Темы проектов по технологии (девочки)
    • Темы проектов по технологии (мальчики)
    • Темы проектов по робототехнике
    • Темы проектов по ИЗО
    • Темы проектов по музыке
    • Темы проектов по английскому языку
    • Темы проектов по математике
    • Темы проектов по информатике
    • Темы проектов по биологии
    • Темы проектов по истории
    • Темы проектов по географии
    • Темы проектов по химии
    • Темы проектов по ОРКСЭ
    • Названия проектов

    Обязанности категорированных предприятий регламентируются статьей 9 закона 28-ФЗ. В зависимости от категории, от классов опасности ОПО, различаются и требования к ним:

    Создают НАСФ:

    • организации с ОПО I, II и III классов (переработка отработанного ядерного топлива и химического оружия и т.п.);
    • ядерные и радиационные производства и объекты;
    • гидротехнические сооружения (ГЭС и т.п).

    НАСФ – это нештатное формирование из числа сотрудников предприятия, которые проходят специальную подготовку, оснащаются СИЗ, в том числе органов дыхания, и обязаны в случае любой нештатной ситуации вместе с подразделениями МЧС участвовать в ликвидации последствий и прекращении разрушительного действия. Добровольные пожарные дружины также являются разновидностью НАСФ, но для эффективной деятельности такие формирования из работников должны быть обучены и иметь не только базу знаний, но также необходимые приспособления и инструмент.

    Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

    Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

    • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
    • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
    • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
    • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
    • В транскрипции разберите слово по звукам.
    • Напишите буквы из фразы в столбик.
    • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
    • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
      • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
      • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
    • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

    Данная схема практикуется в школьной программе.

    Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

    Звуковая характеристика букв:

    я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

    Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

    Какие бывают звуки?

    Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

    — Сколько в русской живой речи звуков?

    Правильный ответ 42.

    Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

    Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

    • [б] — бодрый и [б’] — белка;
    • или [д]-[д’]: домашний — делать.

    А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

    Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

    Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

    — Сколько гласных звуков в русской фонетике?

    В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    © Законники, 2024 | Все права защищены