Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «История Армении после обретения независимости». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Верховный совет Армянской ССР 23 августа 1990 года принял Декларацию о независимости Армении. Вслед за путчем августа 1991 года 21 сентября был проведен референдум о выходе Армении из состава СССР. 95% граждан, участвовавших в референдуме, высказались за независимость. Однако полное признание независимости произошло только 25 декабря 1991 года после формального распада СССР.
Первым президентом Армении 17 октября 1991 года был выбран Левон Тер-Петросян.
Весной 1992 года армянскими формированиями был установлен контроль над территорией Нагорного Карабаха, однако война с Азербайджаном длилась до мая 1994, когда между Арменией и Азербайджаном при посредничестве России было заключено соглашение о прекращении военных действий.
По результатам внеочередных президентских выборов 30 марта 1998 года президентом стал Роберт Кочарян, бывший президент Нагорно-Карабахской Республики. В результате выборов в парламент в мае 1999 года наибольшее число мест получил блок «Единство» (альянс Республиканской партии и Народной партии).
27 октября 1999 года в армянском парламенте произошёл террористический акт. Погибли премьер-министр, спикер парламента и ещё 5 человек.
Армения является среднеразвитым аграрно-индустриальным государством. В стране имеются значительные запасы бокситов, медно-молибденовых и полиметаллических руд, строительного камня, минеральных вод, месторождения драгоценных металлов, полудрагоценных камней. Развиты производство синтетического каучука, пищевая и текстильная промышленность, машиностроение и производство строительных материалов.
В 2014 году ВВП составил 24,28 млрд долларов США, ВВП на душу населения — 7400 долларов США.
Структура ВВП в 2014 году имела вид:
- сфера услуг — 46,6 %;
- промышленность — 31,5 %;
- сельское хозяйство — 21,9 %.
В 2007 году завершилось строительство газопровода из Ирана для доставки природного газа. Поставки газа требовали увеличения в связи с завершением строительства Ереванской ТЭЦ в апреле 2010 года.
Наибольшую часть стоимости экспортных поставок из Армении составляют необработанная медь, чугун, молибден и прочие цветные металлы. Серьёзный дисбаланс внешней торговли, обусловленный экономической изоляцией со стороны соседних Турции и Азербайджана, компенсируется международной помощью, денежными переводами от работающих за границей армян, и непосредственными иностранными инвестициями. Армения вошла в ВТО в 2003 году. Уровень безработицы, несмотря на значительный экономический рост, остаётся высоким.
В 2015 году Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу. В 2015 году в Армении был самый низкий уровень инфляции среди стран ЕАЭС.
Поражение на выборах большевиков, которые смогли собрать всего лишь 4% голосов, и победа национальных партий стали тем водоразделом, который окончательно отвел противоборствующие силы по различным сторонам политического ринга, готовя их к новой решающей схватке. На Южном Кавказе сложилось двоевластие: с одной стороны Закавказский комиссариат, который в феврале 1918 года сменил Закавказский Сейм, и с другой — Бакинский Совет во главе с большевиками и примкнувшими к ним силами различных мастей (левые эсеры, дашнаки), в основном состоявшими из армян и русских.
Приход к власти в Петрограде большевиков и первые лозунги их лидеров о мире без аннексий и контрибуции окончательно перепутали карты и в лагере стран Антанты. Начавшиеся в конце 1917 года переговоры большевистского правительства со странами Четверного союза и последовавший за этим процесс вывода русских войск с Кавказского фронта резко изменил политическую ситуацию в регионе.
Призывы турецкого командования к правительству Закавказского Сейма присоединиться к переговорам, которые велись представителями Четверного союза с большевиками, начиная с февраля 1918 года, в Бресте и касались территорий, на которые имели претензии армяне и грузины, не были приняты. В то же время итоги переговоров и подписанный 3 марта 1918 года Брест-Литовский мир между странами Четверного союза и большевистским правительством не был признан Закавказским Сеймом.
Прежде всего, с негодованием были восприняты статьи договора, касающиеся новых границ, а точнее — возвращение к старым, существовавшим до русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Это означало, что Карс, Ардаган и Батум должны были быть возвращены Османской Турции. Однако протесты со стороны грузинских и армянских депутатов Сейма были справедливо отвергнуты турецким командованием, поскольку к моменту подписания договора Закавказский Сейм не объявил о своей независимости от России, а значит, взятые большевиками на себя обязательства в такой же мере относились и к ним.
Брест-Литовский договор окончательно сорвал планы армян по созданию «Турецкой Армении», декрет о котором наспех был обнародован большевиками еще в декабре 1917 года. Армянские добровольческие отряды вынуждены были покинуть территории, занятые ранее русской армией в Восточной Анатолии.
Местом новой дислокации этих сил стали территории Эриванской губернии и город Баку. Огнем и мечом прошлись армянские отряды по 199 мусульманским селениям Эриванской губернии. Приостановка движения по железной дороге между Тифлисом и Баку привела к скоплению в Баку около 8 тысяч армянских солдат, возвращавшихся с Кавказского фронта. Это дало возможность большевикам во главе с С.Шаумяном использовать их в конце марта 1918 года и ценой уничтожения десятков тысяч мирных мусульман свести счеты с «политическими оппонентами», временно укрепив свои позиции на территории Бакинской губернии.
В начале апреля 1918 года бакинские большевики сумели предотвратить первую и единственную попытку Закавказского Сейма утвердить свою власть в Баку. Отряды князя Магалова, направившиеся по поручению Сейма в Баку, дошли лишь до ст. Гаджикабул, а затем, удостоверившись в поражении отрядов горцев под командованием Н.Гоцинского, вступивших в бой с войсками Бакинского совета, отступили к Кюрдамиру.
Направленный в Баку для переговоров с Бакинским советом заместитель председателя Закавказского Сейма С.Тигранян по возвращении в Тифлис потребовал прекращения военных действий против большевиков и ликвидации беспорядков мирным путем. Одновременно для урегулирования отношений и ситуации, которая сложилась после Бреста в середине марта 1918 года, по инициативе турецкой стороны в Трабзоне была созвана конференция, куда были приглашены представители Закавказского Сейма.
После долгих колебаний Сейму удалось организовать делегацию для ведения переговоров во главе с А.Чхенкели. Одним из главных требований Турции на этих переговорах было объявление Закавказья независимым государством, что в первую очередь предполагало независимость от большевистской России.
История Армении : Западная Армения.
С самого начала переговоров турецкая делегация просила Закавказскую делегацию определиться, кого она представляет: российскую провинцию или новое независимое государство. Этот вопрос имел важное значение, поскольку Закавказский Сейм считал неправомочной передачу Батума, Карса и Ардагана Турции по Брест-Литовскому договору, заключенному с Советской Россией. Турки задавали резонные вопросы: «На чем базируются данные территориальные претензии?», «Есть ли у Закавказской делегации полномочия для обсуждения этих проблем, так как их решение входит в компетенцию независимых государств?»
Ответ председателя делегации А. Чхенкели звучал весьма уклончиво: «Закавказье де-факто уже представляет собой государство, хотя оно еще не декларировало и не сделало нотификации державам о своей независимости». Турецкая сторона заявила, что она заинтересована в независимости Закавказья при взаимном признании границ 1918 года и невмешательстве во внутренние дела Турции. Имелось в виду, что Брест-Литовское соглашение признается полностью и с повестки дня снимается вопрос о так называемой «Турецкой Армении», то есть о претензиях армян на турецкие вилайеты Восточной Анатолии. В случае несогласия Турция грозила продолжить военные действия. Для ответа делегации Закавказского Сейма отводилось 48 часов.
Переговоры зашли в тупик. Несмотря на то, что А. Чхенкели согласился на предложения турецкой стороны, Заксейм на своем совещании от 31 марта 1918 года, не уведомив об этом официальную делегацию в Трабзоне, под давлением армянских и грузинских депутатов принял решение о прекращении переговоров, то есть о фактическом объявлении войны Турции. Против выступила только азербайджанская фракция.
Военные действии, начавшиеся 13 апреля 1918 года, завершились установлением турецкого военного контроля над Батумом. В сложившейся ситуации 22 апреля 1918 года Закавказский Сейм принял резолюцию о провозглашении независимой Закавказской Демократической Федеративной Республики. В тот же день Сейм предложил сформированному во главе с А.Чхенкели правительству продолжить мирные переговоры и принять меры к скорейшему заключению мира с Турцией.
11 мая 1918 года в Батуме возобновились переговоры между Турцией и делегацией Заксейма. Последняя, исходя из сложившихся обстоятельств, признала протекторат Турции над Карской, Батумской и Ардаганской областями. В дополнение к этому Турция потребовала еще несколько уездов бывшей Тифлисской и Эриванской губернии. Таким образом, национальные фракции Сейма оказались в патовом положении. Надо было решать: признать новые территориальные требования Турции или, объявив в отдельности свою независимость, затем уже за столом переговоров решать вопрос о границах.
25 мая глава грузинской делегации А. Чхенкели отправляет телеграмму Национальному совету с требованием срочно объявить независимость, иначе Грузии придется признать условия Брест-Литовского договора по отторжению своих земель. В тот же день азербайджанская фракция Сейма приняла резолюцию, в которой говорилось: если «Грузия объявит свою независимость, то с нашей стороны должно последовать объявление независимости Азербайджана».
Что касается армянской делегации, то она была единственной, которая в полном составе не поддержала идею независимости, поскольку в этом случае стремление армян создать на территории Турции армянские области терпело полное фиаско. 27 мая распространилась сенсационная новость, что на переговорах с главой армянской делегации К.Хатисовым и лидером «Дашнакцутюн» О. Качазнуни командующие турецкой армией Халил бей и Вехиб-паша заявили о готовности признать независимое армянское государство на Кавказе. Следует отметить, что этот вопрос обсуждался также в разговоре М.Гаджинского с Энвер-пашой, и последний ответил, что Турция не против создания самостоятельного армянского государства, если армянский народ прекратит свою интригу против турок в интересах англо-русской политики.
Лидер Армянской народной партии М.Пападжанов призвал армян принять ультиматум турок, а вопрос о турецких провинциях оставить до решения общеевропейского конгресса. Таким образом, 28 мая Армянский национальный совет большинством голосов принял Акт о независимости. Тем не менее, дискуссии продолжались до 4 июня 1918 года, когда между Арменией, Грузией и Азербайджаном, с одной стороны, и Турцией — с другой, был подписан договор «О мире и дружбе».
Таким образом, объявление независимости трех республик Южного Кавказа происходило в сложной, драматической ситуации, сложившейся после Первой мировой войны, и было воспринято отнюдь не однозначно всеми участниками процесса. Закавказскому Сейму, а затем и первой Закавказской Федерации, просуществовавшим в общей сложности четыре месяца, так и не удалось стать общим для всего Южного Кавказа правительством, выражавшим интересы всех населяющих регион народов. Даже обретение независимости было по-разному воспринято тремя его титульными нациями.
Ильгар Нифталиев,
доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института Истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана
Армянское нагорье
Армяне — один из древнейших народов Передней Азии, сложившийся на территории Армянского нагорья, которое охватывает обширное пространство между горной цепью Антитавр и восточными склонами Арцахских (Карабахский хребет) гор, между хребтами Армянских Тавров и горными цепями Восточно-Понтийских, Мосхийских и Трельских (Триалетских) гор.
Армянское нагорье занимает примерно 360 тыс. кв. км. Почти в центре хребта возвышается библейская гора Арарат (Масис) (5165м). Гора Арагац — (4090 м) самая высокая вершина на территории нынешней Армении. Климат здесь резко континентальный с холодными зимами и жарким, знойным летом. Армянское нагорье богато флорой и фауной.
Формирование армянского народа
Человек появился на Армянском нагорье еще в каменном веке (эпоха палеолита). Благодаря богатым недрам, Армянское нагорье очень рано становиться не только крупным центром металлургии, но и экспортером меди, свинца, бронзы, а также золота и серебра. В эпоху бурного развития бронзовой индустрии и освоения железа (на рубеже II и I тыс. до нашей эры), среди племен Армянского нагорья постепенно складываются классовые отношения, появляются племенные союзы и создаются предпосылки для зарождения государства.
Первые племенные союзы на Армянском нагорье, известные нам благодаря хеттским, ассирийским и другим источникам, были Хайаса – Асзи, Исува, Алше или Aлзи, Уруатри, Дайаени, Диауехи и др., ставшие небольшими центрами зарождения государственности.
Процесс формирования армянского народа происходил в основном на рубеже II – I тыс. до н. э. Это обстоятельство делает отчасти невозможным полноценное и четкое выяснение всех подробностей его зарождения. Процесс без сомнения происходил на территории Армянского нагорья путем постепенного вовлечения других племен в состав армянских племен. Некоторые исследователи выделяют ведущую роль племенного союза Хайаса, с именем которого вероятно и связано самоназвание армянского народа — “хай”.
Ванское царство или Урарту
Согласно историкам, древнейшее единое армянское государство Армянского нагорья было Айраратское царство Айкидов. В IX веке до н. э. Айраратское царство терпит ряд поражений в борьбе с усиливающейся Ассирией, вследствие чего ослабевает. Укрепляется другой союз племен, к которому постепенно переходит политическое господство.Ассирийцы называют это новое царство по имени Айраратского царства — Урарту, которое однако в надписях урартских царей называется Биайнале или Биайнеле и Шуреле, соответствующее ныне принятому названию – Ванское царство. В 9-8 вв. до н. э. Ванское царство значительно расширяет свои границы и превращается в могущественную державу Передней Азии при царях Менуа, Аргишти и Сардури II. В этот период бурно развиваются экономика, ремесла, городская жизнь и культура, создается известная урартская клинопись.
Однако новое усиление Ассирии и ее победоносные войны против Ванского царства, нашествия киммерийских и скифских племен, образование Мидийского царства привели к падению Ванского царства в начале VI века до н. э. (возможно даже в последние десятилетия VII века до н. э.).
Царство Ервандидов
Согласно последним исследованиям, скифский вождь Партату, или по армянским источникам Паруйр, был провозглашен царем Армении уже в конце VII века до н.э. На развалинах Ванского царства формируется ряд княжеств. Среди них выделяется царство Паруйра, которому не суждено было долго просуществовать.
Страна объединяется под одним царством только при царской династии Ервандидов в лице царя Арамани, ошибочно именуемого отцом армянской историографии Моисеем Хоренским — Арамом. Пользуясь политическим вакуумом в связи с соперничеством Халдейской Вавилонии и Мидии с Ассирийской державой, армянский царь расширил границы своего государства.
Армянские цари Ервандиды продолжают властвовать в Армении, иногда совмещая также пост персидского вассала или будучи подвластными ему.
После разгрома Ахеменидской державы Александром Македонским в сражении при Гавгамелах, Армения восстановила свою независимость (столица Ервандашат). В одном из греческих надписей, найденном в Армавире, написано: ‘’Красивая страна Арминия!’’.
Сформированное на руинах державы Александра Македонского Селевкидское государство на короткое время распространяет свое влияние и на Армению.
Армения в эпоху Арташесидов: Тигран Великий
После тяжелого поражения селевкидской армии при Магнесии (190 г. до н.э.) Великая Армения и Цопк восстановили свою независимость. Основоположник династии Арташесидов Арташес I (189-160 до н.э.) в результате нескольких успешных войн расширил границы Великой Армении, превратив ее в сильное государство.
В Стране Советов сразу же занялись всесторонним развитием Армении. В 1923 году были открыты государственная консерватория и киностудия «Арменфильм». В 1940-м там выпускали студентов уже девять вузов.
За 70 лет советской власти Армения сделала гигантский рывок в развитии. В короткий период она прошла путь от аграрного захолустья до индустриальной республики. Всем построенным в то время пользуются в стране и сегодня. Благодаря инвестициям из центра Армянская ССР стала лидером среди союзных республик по производству, например, станков, стеновых блоков, сыра. Занимала второе место по выпуску часов, третье — по производству меди, каучука, автомобильных покрышек, электродвигателей. Стоит ли говорить, что безработица была нулевая, а Советский Союз обеспечивал рынок сбыта всей этой продукции.
Советская Армения была одной из шести республик, в которых существовало производство автомобилей. В 1987 году Ереванский автомобильный завод достиг рекордного объема выпуска — 16 тыс. машин. Но уже в 1992-м, всего через полтора года после обретения республикой независимости, он обанкротился и закрылся.
Справедливости ради в Армении никогда не было лозунга «Хватит кормить Москву!». В республике прекрасно знали, что сидят на дотациях. Но простой народ даже подумать не мог о размере дефицита, который им покрывала Москва. Дети гор проедали ровно в три раза больше, чем создавали. Вот в чем кроется секрет современной армянской бедности.
Крах единого государства ударил по армянам больнее остальных. К тому же началась война за Нагорный Карабах. Армения — единственная страна бывшего СССР, где в 90-е годы действовали хлебные карточки: выдавали по 350 г на человека в день. Отопления зимой не было. Люди вырубали парки, чтобы хоть немного согреть квартиры буржуйками.
Сотнями тысяч армяне стали уезжать в поисках лучшей доли за границу. Большинство двинулось в Россию на ПМЖ, а те, кто не мог переселиться, ехали хотя бы в качестве гастарбайтеров. В Армении всегда был самый низкий уровень жизни среди республик СНГ. Около 20 процентов населения постоянно недоедают. А самое популярное место работы у молодежи — военная служба по контракту. Оклад военного, по армянским меркам, считается вполне достойным — $230 в месяц.
Чем ниже в республике падает уровень жизни, тем сильнее там пропаганда русофобии. Школьникам забивают головы россказнями о «советской оккупации». Недавно националист Шаген Арутюнян облил краской памятник российскому поэту и дипломату Александру Грибоедову. Президент Армен Саркисян подписал закон об ограничении вещания российских телеканалов. Без оскорбительных лозунгов в адрес России там не обходится ни один митинг. При этом армяне, зажатые между Турцией и Азербайджаном, прекрасно понимают, что Россия для них единственная надежда. Но просить помощи у того, кого уже не раз предавал, очень тяжело.
27 лет независимости Армении: как зарождалась Третья Республика
В этом году 100-летие отметил знаменитый винно-коньячный завод «Арарат». Свое новое имя Ереванский коньячный завод получил в 1920 году, когда был экспроприирован у владельца — русского купца Николая Шустова. Именно ему армяне обязаны своей национальной гордостью и единственным международным брендом. Это он в 1899 году привез в Ереван рецептуру и технологические карты производства французских коньяков, которыми местные производители пользуются до сих пор, но выдают за свои.
- Čeština
- Español
- Français
- Italiano
- Nederlands
- Polski
- Português
- Русский
- Türkçe
- Norsk
- Svenska
- Dansk
- Suomen kieli
- Magyar
- Română
Королевство Урарту , также известный как Королевство Ван процветала между БК в 9 веке и 585 до н.э. в Армянском нагорье . Основатель Урартского царства Араме объединил все княжества Армянского нагорья и присвоил себе титул «Царь царей», традиционный титул урартских царей. Урарты установили свою власть над всем Тароном и Васпураканом . Главным соперником Урарту была Неоассирийская империя .
Во время правления Сардури I (834–828 гг. До н.э.) Урарту стал сильным и организованным государством и облагал налогами соседние племена. Сардури сделал Тушпу (современный Ван ) столицей Урарту. Его сын Ишпуинис расширил границы государства, завоевав то, что позже будет известно как область Тигранокерта, и достигнув Урмии . Менуас (810–785 до н.э.) расширил территорию Урарта на север, распространившись по направлению к араратским полям. Он оставил более 90 надписей, используя месопотамскую клинопись на урартском языке . Аргиштис I из Урарту завоевал Латакию у хеттов и достиг Библа и Финикии . Он построил крепость Эребуни , расположенную на территории современного Еревана , в 782 году до нашей эры, используя 6600 военнопленных.
В 714 г. до н.э. ассирийцы под предводительством Саргона II победили урартского царя Руса I на озере Урмия и разрушили священный урартский храм в Мусасире . В то же время индоевропейское племя, называемое киммерийцами, напало на Урарту с северо-запада и уничтожило остальные его армии. При Ашурбанипале (669–627 до н.э.) границы Ассирийской империи доходили до Армении и Кавказских гор. В мидянах под Cyaxares вторглись в Ассирия позже в 612 г. до н.э., а затем взяли на урартский капитал Ван в стороне 585 г. до н.э., окончательно покончив суверенитет Урарту. Согласно армянской традиции, мидяне помогли армянам основать династию Оронтидов .
Основная статья: Династия Оронтидов
После падения Урарту около 585 г. до н.э. возникла сатрапия Армении , управляемая армянской династией Оронтидов , правившей государством в 585–190 гг. До н.э. Под Orontids, Армения в этот период была сатрапией в Персидской империи , а после ее распада (в 330 г. до н.э.), он стал независимым королевством. Во время правления династии Оронтидов большинство армян приняли зороастрийскую религию.
Основная статья: Империя Сельджуков Смотрите также: Битва при Манцикерте
Хотя коренная династия Багратуни была основана при благоприятных обстоятельствах, феодальная система постепенно ослабляла страну, подрывая лояльность к центральному правительству. Таким образом, внутренне ослабленная Армения оказалась легкой жертвой для византийцев, которые захватили Ани в 1045 году. Династия сельджуков под властью Алп-Арслана, в свою очередь, захватила город в 1064 году.
В 1071 году, после поражения византийских войск турками-сельджуками в битве при Манцикерте , турки захватили остальную часть Великой Армении и большую часть Анатолии . Так закончилось христианское руководство Арменией в следующем тысячелетии, за исключением периода конца XII — начала XIII веков, когда мусульманская власть в Великой Армении серьезно пострадала из-за возрождающегося Грузинского царства . Многие местные вельможи ( нахарары ) объединили свои усилия с грузинами , что привело к освобождению нескольких областей на севере Армении, которой под властью грузинской короны управляла известная армяно-грузинская дворянская семья Закаридов-Мхаргрзели .
«При поддержке Азербайджана армян вынудили покинуть родину»
- Армянское сопротивление во время геноцида армян
- Распад Советского Союза
- История Грузии (страна)
- История Ирана
- История Нагорного Карабаха
- История России
- История Кавказа
- История Западной Азии
- Список армянских королей
- Список армянских территорий и государств
- Список Патриархов Армении
- Политика Армении
- Президент Армении
- Хронология армянской истории
- Хронология армянского национального движения
- Закарид Армения
- Геноцид армян — режиссер Эндрю Голдберг. (Во время Первой мировой войны более 1 500 000 миллионов армян погибли от рук турок-османов в лагерях смерти Западной Армении и Сирийской пустыни, а 1 500 000 были насильственно исламизированы и туркизированы. Еще 600 000 армян бежали в Восточную Армению в Российской империи). 2006 г.
- Семь песен об Армении (Yot yerg Hayastani masin) — док. Режиссер Григорий Мелик-Авагян 1972 г.
- Армянские глаза (Айкакан ачкер), (документальный). 1980 Рубен Геворгянц
- Рукопись независимости (Матян Анкахутян) Этот фильм посвящен 10-летию независимости Армении. Режиссер Левон Мкртчян 2002 г.
Армения неоднократно страдала от завоевателей. Казалось, что Армении больше не будет на картах. Но армяне выжили и защитили свое существование. Они сохранили свою культуру и наследие, несмотря на жестокие битвы и огромные потери.
Армения – суверенное государство, расположенное на Южном Кавказе. Он расположен в Западной Азии на Армянском нагорье, которое является исторической родиной армянского народа.
Грузия граничит с севером, с юга – с Ираном, с северо-востока и юго-запада – с запада.
Когда начался 1-й тысячелетий до н. Э., Начались классовые различия. Племена армянских возвышенностей образовали племенные союзы. В 11 веке до н.э. сформировалось мощное древнее рабовладельческое государство Урарту. Столица была в Тушпе (Ван). В этот период произошло серьезное этническое объединение армянских племен с армянских нагорий и национальности. В IX-VI веках до нашей эры люди Королевства Урарту создали древнюю цивилизацию. Он определил культурное будущее древней Армении.
После Урарту появилось еще одно древнее армянское царство, Эрвандуни. Губернаторы и население Эрвандуни были представителями армяноязычной этнической группы. Они были предками современных армян.
Как и в большинстве стран Европы, Первая мировая война изменила геополитическое положение Армении. Мировая война I разразилась, что привело к конфронтации между Османской империей и Российской империей. Новое правительство в Стамбуле стало смотреть на армян подозрительно и с недоверием.
Армянский геноцид и Первая мировая война тесно связаны друг с другом.
Османская Турция сражалась на стороне центральных держав. Он сражался против держав Антанты.
Военные лидеры начали спорить о предателях Армении. По мере того как война становилась все более интенсивной, армяне организовывали волонтерские батальоны, чтобы помочь российским войскам бороться с турками в Кавказском регионе. Эти события и турецкое подозрение в армянском народе в целом заставили турецкое правительство настаивать на выводе армян из зон войны вдоль Восточного фронта.
24 апреля 1915 года армянские интеллектуалы были арестованы османскими властями. В конечном итоге значительная часть армян, проживающих в Анатолии, погибла от того, что стало известно как Геноцид армян.
Уильям Сароян, известный писатель США, сын армянского иммигранта, написал следующие строки, касающиеся способности армян выжить как нация:
“ХОТЕЛ БЫ Я ЗНАТЬ НАЙДЕТСЯ ЛЬ В МИРЕ СИЛА, КОТОРАЯ СПОСОБНА УНИЧТОЖИТЬ ЭТОТ НАРОД, ЭТО МАЛОЕ ПЛЕМЯ CКРОМНЫХ ЛЮДЕЙ, ЧЬИ ВОЙНЫ ВСЕ ОТЫГРАНЫ И ПРОИГРАНЫ, ЧЬЕ ГОСУДАРСТВО ПОЛНОСТЬЮ УНИЧТОЖЕНО, ЧЬЯ ЛИТЕРАТУРА НЕ ПРОЧИТАНА, МУЗЫКА НЕ УСЛЫШАНА, А НА МОЛИТВЫ БОЛЬШЕ НЕТ ОТВЕТА.
НУ ЖЕ, ВПЕРЕД! УНИЧТОЖЬТЕ АРМЕНИЮ! УВИДЕТЕ, УДАСТСЯ ЭТО ВАМ? ПОШЛИТЕ ИХ В ПУСТЫНЮ БЕЗ ПИЩИ И ВОДЫ. СОЖГИТЕ ИХ ДОМА И ЦЕРКВИ. А ПОТОМ ПОСМОТРИТЕ, НЕ ОКАЖЕТСЯ ЛИ, ЧТО БУДУТ ОНИ СМЕЯТЬСЯ, ПЕТЬ И СНОВА ВОЗНОСИТЬ МОЛИТВЫ. ПОТОМУ ЧТО ЕСЛИ ХОТЯ БЫ ДВОИМ ИЗ НИХ ДОВЕДЕТСЯ ВСТРЕТИТЬСЯ В ЭТОМ МИРЕ, УВИДИТЕ ОНИ СОЗДАДУТ НОВУЮ АРМЕНИЮ.”
В мае 1918 года в Восточной Армении окончательно сформировалась независимая Республика Армения. Он существовал 2,5 года.
Первая Армянская Республика не смогла противостоять угрожающим атакам турецких армий и большевистской России. Они хотели вторгнуться в Армению.
В 1920 году Армения стала Советской республикой.
В 1941-45 годах армяне вместе с другими советскими народами боролись против фашизма. Во Второй мировой войне сражалось более 600 000 армян. 200 000 из них никогда не возвращались с фронта.
В Советской Армии насчитывалось около 60 армянских генералов. 108 получил звание «Герой Советского Союза». Это была высшая награда Советского Союза.
Несмотря на небольшую площадь, Армения обладает огромным климатическим разнообразием.
Из-за многочисленных горных образований и высокого расположения территории над уровнем моря климат континентальный. Существует большая разница между сезонами, включая жаркое лето и холодную зиму. Средняя летняя температура превышает 25 ° С, а зимой температура составляет -5 ° С.
- Армения является самой древней страной по производству вина во всем мире. В 2011 году археологи обнаружили самый старый винный завод на планете недалеко от деревни Арени.
- Шахматы являются обязательным предметом в школах. Вот почему армяне так хороши!
- Во всем мире насчитывается около 11 миллионов армян. В Армении проживает всего 3 миллиона человек. В Лос-Анджелесе есть даже «Маленькая Армения».
- Ереван также известен как «розовый город». Все здания сделаны из вулканических пород многих оттенков розового. Отсюда и название «розовый город».
- Первая церковь в мире была построена в Армении. Святой Эхимиадзин – первая церковь, построенная в мире в начале IV века.
- «Мерси» – это приемлемый способ сказать «Спасибо». Армянский язык – очень жесткий язык. Таким образом, эта альтернатива делает многих счастливыми!
- Гора Арарат – национальный символ. Местные жители считают, что гора Арарат защитила Армению от сильного землетрясения! Они также считают, что вершина горы Арарат была там, где был найден ковчег Ноя. К сожалению, гора больше не находится в Армении.
- Абрикос также является символом Армении. Одним из цветов армянского флага является цвет абрикоса. В средние века армянские короли отправились на битву с абрикосовыми украшениями. Их называли «цирани».
- Черчилль попробовал армянский коньяк. Во время Второй мировой войны Иосиф Сталин отправил несколько десятков случаев армянского коньяка Уинстону Черчиллю. Британский премьер-министр с удовольствием потреблял. Его любовь к бренди не была секретом. Он достаточно выпил бренди, чтобы заполнить три вагоны. Ему было 71 год.
- Армянский лаваш занимает свое место в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2014 году. Вы редко увидите обеденные столы без огромных грудей лаваша. Это вкусный плоский хлеб.
Выражение «внешняя политика начинается дома» будет актуально для Армении в отношениях не только с Азербайджаном и Турцией, но и с главным союзником — Россией и незаменимым партнером по безопасности — Нагорно-Карабахской Республикой.
Что касается внешней политики, то со всей очевидностью можно утверждать следующее: выражение «внешняя политика начинается дома», о котором напомнил в одноименной книге (издана Basic Books в 2013 г.) выдающийся политолог и президент Совета по международным отношениям Ричард Хаас (США), будет актуально для Армении в отношениях не только с Азербайджаном и Турцией, но и с главным союзником — Россией и незаменимым партнером по безопасности — Нагорно-Карабахской Республикой.
Идеи заключения новых, даже самых «продвинутых» договоренностей с Азербайджаном или инициирования процесса нового сближения с Турцией стали весьма непопулярными в обществе. Это произошло после «четырехдневной войны» (апрель 2016 г.) и усиления антиармянской риторики президента Турции Реджепа Эрдогана, который какое-то время будет занят урегулированием проблемы нарастающего движения курдских повстанцев. В случае Азербайджана ситуация вряд ли изменится, учитывая развернутую на государственном уровне пропагандистскую кампанию. Однако вероятность возобновления неафишируемого армяно-турецкого процесса на втором или даже полуторном треке исключать нельзя, даже при президентстве Дональда Трампа.
Триумф и трагедия Первой Республики Армения
К периоду Перестройки Советский Союз подошел в состоянии морального и материального истощения и испытывая острую необходимость в модернизации. Эта необходимость осознавалась элитами, но пожилые лидеры были не в состоянии запустить его сами, оставляя это преемникам.
Экономический рост на протяжении длительного периода замедлялся и стал неудовлетворительным. Тому было довольно много причин – помимо общей неэффективности социализма в его советской реализации с практически полным формальным отказом от рынка, сказывалась критическая отсталость в сфере компьютеризации, а к 1980-м гг. возникла серьезная необходимость обновления фондов, а на экономику крайне негативное влияние оказывал тяжелый внешнеполитический фон.
Таблица 1. Степень износа фондов по советской экономике (%)[1]
Карабахское движение, начавшееся в 1988 году, впоследствии переросло в движение за независимость Армении от СССР. Будучи возможно самым массовым по числу участников, оно имело много общего с движениями в других союзных республиках. В первую очередь, похожими были ожидания от независимости и перехода к капитализму. Описание позднесоветского кризиса уже задало рамку для постановки проблем, которые общество надеялось решить в ходе транзита к капитализму. Разумеется, восприятие рыночной экономики тогда было очень позитивным и многие ожидали решения своих проблем посредством перехода к капитализму и каждый понимал под этим что-то свое. Но представление о капитализме было очень смутным, а отторжение социализма в действительности, было далеко не тотальным, хотя оно и доминировало в общественно-политическом и медийном пространстве. Таким образом, правильнее говорить, что люди ожидали перехода к новой экономической системе, в которой расширялась бы роль рынка, снижалось бы государственное регулирование, сохранялись определенные элементы социальных гарантий, а социальная справедливость понималась бы не как простая «уравниловка», а как более справедливое вознаграждение каждого в зависимости от уровня образования и вложенных в труд усилий. Многие, в особенности, молодежь, стремились к повышению социальной мобильности и ускорению движения социальных лифтов, поскольку правящий класс воспринимался как закрытая каста, препятствующая развитию страны[7]. Кроме того, в конце 1980-ых большое значение получила экологическая повестка[8] (одним из результатов этого стало временное закрытие химического завода «Наирит» и АЭС в Мецаморе). По сути, ожидания общества соответствовали социал-демократии европейского образца, внедрение которой предполагалось в качестве результата сближения капитализма и социализма или конвергенции политико-экономических систем Востока и Запада, обсуждавшейся еще с 1960-ых гг.[9]. В наиболее общем виде общественные ожидания выглядели следующим образом:
Следует отметить, что в значительной мере те же самые вопросы стояли на повестке дня и в ходе «Бархатной революции» 2018 года, что означает, что, по меньшей мере в общественном восприятии экономическая трансформация не достигла своих целей. Советская экономика была построена на глубокой межреспубликанской кооперации. Эта кооперация чаще была обоснована политически, чем экономически – нередко в производственную цепочку вовлекался республики без учета местных ресурсов и логистических возможностей. Неудивительно, что разрыв межреспубликанских связей в постсоветский период привел к экономическому обвалу. Наиболее резко среди всех 15 республик это проявилось именно в Армении. Уже в 1988 году руководством Советского Азербайджана были предприняты первые попытки блокады Армении, а с 4 сентября 1989 года эта блокада приняла законченный вид. Экономика Армении сильно пострадала от этих попыток, огромное число вагонов с товарами так и не удалось поставить в Армению из РСФСР и наоборот – отправить в РСФСР из Армении[10], поскольку к 1989 году 85% всей торговли сырьем Армении проходило через Азербайджанскую ССР[11]. Кроме того, будучи территориально самой маленькой советской республикой, Армянская ССР больше всех была вовлечена в межреспубликанский товарообмен: 28% ее производства приходилось на вывоз (экспорт) и 29% потребления обеспечивалось ввозом (импортом). График 2. Зависимость союзных республик от межреспубликанской кооперации в 1988 году (%)[12] Помимо объективных факторов, почти никак не зависевших от действия экономических властей Армении, ее экономика пострадала от влияния субъективных факторов, реализация которых не была прямым следствием позднесоветских трендов или процесса распада СССР или по меньшей мере руководство новосозданного государства имело больше возможностей повлиять на эти факторы. Среди них выделяются:
Большая часть перечисленного относится почти ко всем республикам бывшего СССР, поэтому в некотором роде и это можно было бы отнести к группе объективных факторов. Тем не менее, здесь есть различия: управленческие практики постсоветского периода складывались на ежедневной основе и зависели от конкретных людей. Интересно, что неолиберальная экономическая политика, предложенная МВФ, противопоставлялась государственному вмешательству в экономику. И если понимать это вмешательство расширительно, как например, государственное регулирование цен, субсидирование продуктов питания и коммунальных услуг, то учитывая острый дефицит ресурсов, эта политика альтернатив не имела. Однако скорость и характер приватизации, когда предприятия отдавались за бесценок с тем, что любой собственник лучше государства, показали крайнюю ошибочность этого подхода. Нередко, новый собственник приступал к распродаже активов приватизированного предприятия, в том числе на металлолом. Пример Чили, приводившийся в качестве успешного примера, в действительности таковым не являлся[16] и экономическим властям постсоветских стран также не хватило профессионализма это понять, а также оценить социальные и политические последствия реализации такой политики. Рассмотрев все проблемы, сопутствовавшие постсоветскому транзиту Армении, возникает необходимость оценить его последствия. Спустя почти три десятилетия после обретения Арменией независимости, существует возможность оценить результаты этого транзита, а также сопоставить их с ожиданиями, которые общество ставило в его начале. Изучение любых показателей не только покажет, что цели, ставившиеся изначально не достигнуты, но во многом не достигнуты даже те показатели, которые имелись в самом начале процесса, а в вопросе критической массы страны даже достигнут регресс. Таблица 2. Доля Армении в мировом населении и экономике, 1989/2018 (%)
Примечание: данные на конец 1988 года, непосредственно перед землетрясением Источник: Расчеты автора на основании данных о глобальном ВВП базы данных проекта Мэддисона (2010 version)[17] и базы данных Всемирного Банка[18]. Как мы видим, несмотря на то что описываемый процесс является вполне обозримым для жизни одного поколения, он очень глубок и привел к почти двукратному сокращению доли Армении в мировом населении и более чем двукратному – в мировой экономике. Эти изменения очень глубоки, но для их понимания следует отметить еще одну вещь: с небольшими колебаниями паттерн повторяется во всех постсоветских странах – и в ряде стран Центральной и Восточной Европы. Экономический спад, вызванный постсоветской трансформацией, являлся столь же глубоким, каковым он был на той же территории в результате всех процессов, сопутствовавших распаду Российской империи примерно сто лет назад. Рассмотрим наложение данных трендов. Хронология основных событий АрменииОпубликовано в журнале Неприкосновенный запас, номер 5, 2010 Сергей Минасян (р. 1977) — руководитель департамента политических исследований Института Кавказа (Ереван). Сергей Минасян Как Армения относится к своему прошлому: история и политика Как сказывается осознание прошлого на общественной ситуации в сегодняшней Армении и на перспективах ее дальнейшего политического развития? Какую роль играют исторические мифы в политическом восприятии местной и внешней действительности? И, наконец, каким образом армянская политика влияет на развитие истории как науки в постсоветский период? Как представляется, ответы на все три вопроса — а вернее, на один вопрос “Что такое история для армян?” — не могут быть однозначными. Более того, если такие ответы и удастся найти, то они при всей специфичности едва ли окажутся уникальными и применимыми исключительно к Армении начала XXI века. Реконструкция прошлого на постсоветском пространстве Очевидно, что история — равно как исторические мифы, исторические стереотипы и исторические комплексы — играет весьма важную роль в политическом развитии всех без исключения постсоветских стран. Но для того, чтобы история стала исторически значимой и цементировала строительство национального государства, ее нужно написать и систематизировать, то есть представить в виде консолидированной картины прошлого, объединяющей элиту и общественность конкретной страны. Причем речь идет именно о таком прошлом, каким его хотели бы видеть само общество и его лидеры[1]. В некоторых странах, например, в Казахстане, Кыргызстане и Беларуси, политические элиты и историки вынуждены создавать свои национальные истории практически “с чистого листа”. Другие постсоветские государства — в частности, прибалтийские республики, Украина, отчасти Грузия — пытаются заново переписать “темные страницы” имперского и коммунистического прошлого, используя это стремление как действенный ресурс в политической и пропагандистской борьбе с Россией. В Азербайджане заметно желание сделать собственную историю более древней и более активно использовать историческую аргументацию в этнополитическом конфликте вокруг Карабаха, а также, соответственно, в информационной войне против Армении. Наконец, в постсоветской России историческое сознание колеблется между “неоимперской ностальгией” и попытками критического переосмысления своего прошлого (без чего, наверное, невозможно оформить ценностные принципы новой российской государственности). В первую очередь, разумеется, речь идет о тоталитарном прошлом Советской России и СССР в целом[2]. При этом во всех без исключения постсоветских странах исторический дискурс и апелляции к прошлому — как к “золотому веку”, эпохе обретения нацией независимости или периоду героической борьбы за выживание во враждебном окружении — остаются самыми важными и, возможно, наиболее эффективными идеологическими основами построения новой независимой государственности. Восприятие прошлого в общественном сознании нынешней Армении В Армении все отмеченные проявления “инструментального” применения истории и исторической науки (за исключением неоимперского дискурса) также присутствуют, но в довольно оригинальных сочетаниях. Как и в прочих малых республиках бывшего Советского Союза, восприятие прошлого в Армении подвержено сильному влиянию этничности. Очевидно, что история не только последнее прибежище этнического самосознания, но и его питательная основа. Разрушение коммунистического строя сопровождалось становлением новых независимых государств и резким всплеском национализма. Не приходится удивляться тому, что подъем этнического самосознания в Армении в конце 1980-х — начале 1990-х годов пробудил невиданный прежде интерес к истории народа. Но одновременно этническая интерпретация истории не могла не привести и к определенному упрощению армянских представлений о собственном национальном пути. В связи с тем, что на первый план политической повестки дня выдвинулся карабахский конфликт, этническое переосмысление истории испытало на себе его мощное влияние. По словам армянского исследователя Александра Искандаряна, произошла “карабахизация” армянской истории и историографии[3]. Вместе с тем, возвращаясь к вопросу, что такое история для армян, можно утверждать, что для армянского общества — и в самой Армении, и в армянских диаспорах, разбросанных по всему миру, — дискурс исторического прошлого предельно осовременивается, причем, по-видимому, в гораздо большей степени, чем во многих постсоветских странах, разделяющих с нами коммунистическое прошлое. Для многих армян прошлое — больше, чем история, оно защитная реакция на вызовы национального настоящего. Так было и в первой половине ХХ века, когда погружение в историю было вызвано шоком от геноцида 1915 года в Османской империи и неудачной попыткой построения государственности в Первой Республике в 1918-1920 годах. Не случайно первая половина прошлого столетия явилась “золотым веком” армянской историографии, особенно посвященной древности и медиевистике.
Основная статья: Флаг Армении Флаг Армении представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равных горизонтальных полос: верхней — красного, средней — синего и нижней — оранжевого цвета. Отношение ширины флага к его длине составляет 1:2. Флаг Армении был принят Верховным Советом Республики Армения 24 августа 1990 года. 15 июня 2006 года Национальное Собрание Республики Армения приняло новый закон «О государственном флаге Республики Армения». Правительство Армении трактует значение цветов следующим образом: Основная статья: Герб Армении Герб Армении был принят 19 апреля 1992 года[22] и уточнён законом от 15 июня 2006 года[23]. Герб составляют следующие элементы: щит — в центре — гора Арарат, которая является символом армянской нации, на её вершине Ноев ковчег, поскольку, согласно в том числе армянской традиции, ковчег после потопа остановился на горе Арарат (согласно Библии — на горах Араратских)[24][25]. Щит разделён на 4 части, которые символизируют четыре независимых армянских царства разных времён[23] (по часовой стрелке): Аршакидов, Рубенидов, Арташесидов и Багратидов. Лев и Орёл, которые поддерживают щит, символизируют собой мудрость, гордость, терпение и благородство. Основной цвет герба Армении — золотистый, царств исторической Армении — красный и синий, гора Арарат в центре Герба изображена на щите оранжевого цвета. Указанные цвета традиционно использовались в гербах и стягах царских династий Армении и аналогичны цветам флага Республики Армения. Внизу щита находятся ещё пять элементов: разорванная цепь, меч, пшеничные колосья, ветвь и лента. Основная статья: Гимн Армении Гимн Армении — композиция «Наша Родина» (арм. Մեր Հայրենիք, «Мер Айреник», дословно — «Наше Отечество»). Утверждён 1 июля 1991 года, переутверждён законом от 25 декабря 2006[26]. За основу взят гимн Первой Республики Армении 1918—1920 годов. Автор стихов — Микаэл Налбандян (1829—1866), автор музыки — Барсег Каначян (1885—1967). При исполнении гимна на большинстве официальных мероприятий используются только первая и четвёртая строфы. Краткая история армянского народаК 1510 году иранский шах Исмаил I, основатель династии Сефевидов, разгромив Ак-Коюнлу, захватил, в числе его прочих владений, Восточную Армению. Это, однако, было лишь началом многовекового соперничества за господство в Закавказье между Оттоманской империей и Сефевидской Персией. Армения превратилась в поле битвы между могущественными соседями[44]. В середине XVI века Османская империя и Персия после 40-летней войны договорились о разделе сфер влияния. Восточные армянские земли отошли Сефевидам, западные — османам. Это, однако, лишь на некоторое время приостановило опустошительные войны, в ходе которых обширные территории Закавказья переходили из рук в руки. С созданием государства Сефевидов территория Армении была преобразована в беглербегство со столицей в Эривани. Исмаил I, всецело опиравшийся на поддержку тюрков-кызылбашей, назначал своими наместниками исключительно племенных вождей. Армения, в частности, стала наследственным ульком племени устаджлу[69]. Весь Иран и прочие страны, непосредственно подчинённые кызылбашам, были разделены на ульки (феодальные наделы) между главами тех или иных племён. Кроме того, обширные территории передавались в пользование воинам из этих племён. С таких территорий старое население, как правило, изгонялось. Так происходило в частности в Армении[70]. После смерти Исмаила I, в период междоусобных войн, на территории Армении также обосновалось племя румлу. Власть племени устаджлу и его правителей сохранялась вплоть до османского завоевания в конеце XVI века. См. также: Геноцид армян, Кавказский фронт (Первая мировая война), Первая Республика Армения, Вильсоновская Армения и Армянская Советская Социалистическая Республика Вследствие гонения на христиан в Османской империи Армения лишилась значительной части армянского населения в результате геноцида 1915 года. В ходе военной кампании на Кавказском фронте Русские войска продвинулись вглубь Османской империи, овладев важнейшими и крупнейшими городами Западной Армении — Эрзерумом, Трапезундом, Ваном, Эрзинджаном и Мушом.[84] Основная статья: Климат Армении Особенности географического положения и большие перепады высот обусловливают разнообразие климатических условий[92]. Несмотря на то, что Армения расположена на широте субтропической зоны, субтропический климат наблюдается только в южной части Армении (в районе города Мегри). В остальных районах климат высокогорный, континентальный — лето жаркое, а зима холодная. На равнинах средняя температура января −5 °C, июля +25 °C; в среднегорьях (1000—1500 метров) −10 °C и +20 °C, на высотах от 1500 до 2000 м. −14 и +16 соответственно. Минимальное количество осадков в Араратской долине — 200—250 мм в год, в среднегорье — 500 мм, а в высокогорье — 700—900 мм. Наибольшее количество осадков наблюдается в Лорийской области и Сюникской областях, территория которых в основном покрыта лесами. Основная статья: Рекреационные ресурсы Армении Республика Армения обладает богатыми рекреационными ресурсами, и в случае соответствующих вложений, возможно создание многоотраслевой высокоразвитой системы рекреационной индустрии и международного туризма, которая по социально-экономическим и экологическим параметрам способна стать одним из главных направлений экономики Армении[93]. Краткая история Армении последних 30 летИзобретателю Геворку Овсепяну сегодня исполнилось 25 лет. Он один из представителей поколения независимости, которые и не могут представить жизнь в иных реалиях. Овсепян гордится, что родился в такой важный для истории страны, народа, день. По его словам, это просто обязывает быть патриотичнее, любить Родину сильнее. Это воспитало в нем особое чувство ответственности, свободомыслие.
РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ: НА ТЕРНИСТОМ ПУТИ НЕЗАВИСИМОСТИ Эдик МИНАСЯН доктор исторических наук, профессор, заместитель декана исторического факультета Ереванского государственного университета (Ереван, Армения) Установление независимости (или ее восстановление) — заветное желание каждой нации. В ходе своей многовековой истории армянский народ много раз утрачивал и восстанавливал свою государственность. Так случилось и в конце XX столетия, когда в Армении была создана Третья республика, причем не только на основах Первой (1918—1920 гг.) и Второй (1920—1991 гг.) республик, но и ставшая их правопреемницей. Просуществовав лишь два с половиной года, Первая республика заложила фундамент армянской государственности новейшего периода, фактически обеспечив — пусть и в несовершенной форме — ее существование в лице Советской Армении, которая через некоторое время вошла в состав Закфедерации, а позднее — СССР. Будучи субъектом Советского Союза, республика достигла значительных успехов практически во всех областях общественной и экономической жизни. Она обрела развитую промышленность, сельское хозяйство и культуру, однако не стала, да и не могла стать, политически и экономически независимым, свободным национальным государством. В конце 1980-х — начале 1990-х годов СССР распался в результате бурного развития политических процессов, и Армения, как и другие союзные республики, стала независимой, что законодательно закреплено 21 сентября 1991 года результатами всенародного референдума1. В стране была введена президентская форма правления. За короткое время Республика Армения (РА) получила всеобщее международное признание, стала членом ООН, установила дипломатические отношения со многими государствами мира. В эти годы РА, как и другие постсоветские страны, с первого дня своего суверенитета столкнулась с необходимостью осуществить значительные преобразования государственной системы. Эти реформы охватывали всю жизнедеятельность общества (политическую, экономическую, правовую, социальную, культурную) и по своей природе были очень объемными и глубокими. По своему охвату подобные преобразования беспрецедентны для мирового сообщества, ни одно государство еще не решало столь масштабных задач, к тому же отсутствовал и соответствующий опыт. Для создания демократического, правового государства потребовалось (наряду с политическими реформами) пропорционально развивать экономику, заменять устаревшие управленческие механизмы на более эффективные рыночные, модернизировать структуру хозяйственной деятельности, приспособив ее к требованиям, обусловленным новой системой, производить товары и услуги, конкурентоспособные на мировом рынке. Однако для осуществления таких мероприятий страны, столкнувшиеся с необходимостью реформирования, располагали весьма коротким промежутком времени, посколь- 1 См.: Республика Армения, 24 сентября 1991. ку развал прежней системы хозяйствования привел к уменьшению объемов производства и к снижению уровня жизни населения. Анализируя ход и результаты преобразований, проведенных в РА за 15 лет, можно сделать однозначный вывод: несмотря на очевидные положительные сдвиги, можно было достичь большего, но этого не произошло по ряду объективных и субъективных причин. К основным результатам социально-экономических реформ следует отнести формирование рыночных отношений. Часто сменявшиеся правительства с большим или меньшим успехом «освобождали» цены и режим внешней торговли, ввели национальную денежную единицу, создавали новые рыночные структуры (банковскую систему, консультационные, страховые и аудиторских фирмы, а также компании, действующие на рынке ценных бумаг и недвижимого имущества). В результате преобразований системы государственного управления сформированы совершенно новые таможенные и налоговые органы, ценовая политика госзакупок, специальные учреждения, регулирующие систему госслужбы; деятельность же звеньев государственного управления «приспособлена» к потребностям рыночной экономики.
Нынешняя конституция Армении была принята на референдуме 5 июля 1995 г. и стала первым основным законом страны с момента обретения ею независимости в 1991 г. Этот день в республике является праздничным. Конституция определяет Армению как суверенное, демократическое, социальное, правовое государство. Главой государства является президент, избираемый на 5 лет прямым и всеобщим голосованием. На основании консультаций с парламентскими фракциями президент назначает премьер- министра; по предложению премьера назначает и освобождает членов правительства; является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами. Высший законодательный орган — однопалатное Национальное собрание, избирается на 5 лет по пропорционально-мажоритарной системе и состоит из 131 депутата. Согласно ст. 111 основного закона Армении, с инициативами по изменению конституции могут выступить президент или парламент страны. Если глава государства предлагает проект новой конституции или поправки в действующую, то Национальное собрание должно в течение трех месяцев проголосовать по этому поводу. Если проект поддержит простое большинство депутатов, он выносится на референдум. Если с инициативой изменений основного закона выступает парламент, президент в течение 21 дня после получения проекта может вернуть его Национальному собранию на доработку со своими возражениями и предложениями. За доработанный проект должны проголосовать не менее двух третей парламентариев. Президент страны назначает дату плебисцита. Проект считается принятым, если его одобрят более половины участников голосования, но не менее четверти внесенных в избирательные списки граждан (в нынешнем референдуме смогут принять участие более 2,5 млн человек; население Армении — 3,4 млн). После вступления в Совет Европы (СЕ) в 2001 г. Армения взяла на себя обязательства «уравновесить и перераспределить полномочия различных ветвей власти». В связи с этим был внесен ряд поправок в конституцию страны. Главной из них стало ограничение полномочий президента за счет усиления роли парламента. Глава государства лишился права в одностороннем порядке распускать Национальное собрание — теперь эта инициатива входит в полномочия спикера или премьер-министра. Президент уступил законодательной власти право назначать генпрокурора, главу Нацбанка, председателя Контрольной палаты (орган государственного финансового контроля) и омбудсмена. Существенно были ограничены полномочия главы государства при формировании правительства. Теперь он может назначать премьер-министра лишь после одобрения предложенной кандидатуры депутатскими фракциями. Глава государства более не возглавляет Совет правосудия (орган заведует назначениями судей и прокуроров республики), а также не назначает состав Совета. Поправки в конституцию отменили запрет для граждан Армении иметь двойное гражданство. На референдуме 25 мая 2003 г. предложенные изменения не получили требуемого количества голосов (за — 50,6%, против — 49,4%). Следующая попытка принять эти поправки оказалась удачной. На референдуме 27 ноября 2005 г. изменения в основной закон страны одобрили 93,3% избирателей. Оппозиция не признала итоги голосования, заявив, что такой высокий результат обусловлен «многочисленными фальсификациями», допущенными в ходе референдума. Несмотря на это, 11 декабря 2005 г. конституция в новой редакции вступила в силу. Процесс новых конституционных реформ стартовал в Армении в 2013 г. 4 сентября президент страны Серж Саргсян ради «необходимости повышения эффективности управления и обеспечения баланса в системе власти» подписал указ о создании специальной комиссии «по конституционным преобразованиям». Она должна была подготовить изменения в основной закон. Среди причин начала реформ действующие власти назвали стремление демократизации политической жизни, которую может обеспечить парламентская форма государственного устройства. 10 апреля 2014 г. на сайте минюста был опубликован предварительный вариант проекта изменений в конституции. 15 октября 2014 г. концепция конституционных реформ и положительное заключение о ней Венецианской комиссии при Совете Европы (анализирует законодательство государств- участников СЕ, затрагивающие вопросы конституционного права) были представлены президенту республики. 14 марта 2015 г. глава государства утвердил концепцию конституционных преобразований. После этого началась разработка текста нового основного закона. Серж Саргсян поручил специальной комиссии провести консультации с политическими партиями, а затем обобщить высказанные предложения. 15 июля 2015 г. комиссия представила окончательный вариант поправок в конституцию страны для публичного обсуждения (опубликованы на сайте минюста). Согласно предложенным поправкам, президент республики получает ограниченные (в основном — представительские) функции. Он будет избираться из числа беспартийных кандидатов парламентом республики, а не всеобщим прямым голосованием населения. Срок полномочий главы государства увеличится с 5 до 7 лет. Один и тот же человек может быть избран президентом только на один срок и в период пребывания на посту не должен состоять в политической партии. Реформа предусматривает отказ от выборов в парламент по мажоритарным одномандатным избирательным округам, депутаты будут избираться исключительно по партийным спискам. Число парламентариев сократится с 131 до 101. Авторы конституционной реформы полагают, что такие меры позволят повысить роль политических партий, обеспечить устойчивость партийной системе. Высшим органом исполнительной власти определено правительство, которое, как указано в проекте, «вырабатывает и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику». Кандидатуру на пост главы кабинета будет выдвигать парламентское большинство, а президент лишь формально утверждать ее. Правительство формируется премьером и несет ответственность лишь перед парламентом. В случае войны премьер-министр становится Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Армении (по действующей конституции таковым является президент). Похожие записи:
|