Участие в консолидированной группе налогоплательщиков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Участие в консолидированной группе налогоплательщиков». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

КГН — это один из видов объединений юридических лиц. Его особенность в том, что компании объединяются с точки зрения исполнения обязанностей налогоплательщиков.

Поэтому порядок создания и работы КГН регулируется не только гражданским законодательством, но и статьями НК РФ. После формирования КГН ее участники несколько иным способом исчисляют налог на прибыль (далее — НП).

Пример

Рассмотрим группу, состоящую из трех компаний: ООО «Альфа», ООО «Бета» и ООО «Гамма»

По итогам года финансовый результат составил:
ООО «Альфа» — прибыль 100 млн руб.
ООО Бета — прибыль 20 млн руб.
ООО «Гамма» — убыток 50 млн руб.

Сравним общие затраты компаний группы по уплате НП в «обычном» порядке и при использовании КГН

Консолидированная группа налогоплательщиков

Участник КГН должен выполнять следующие условия:

  1. Не реорганизовываться
  2. Не ликвидироваться.
  3. Не подвергаться любой из процедур банкротства (кроме наблюдения).
  4. Чистые активы не должны быть меньше уставного капитала.

Кроме того, существуют ограничения, связанные со спецификой деятельности.

Обратите внимание!

Не могут входить в КГН компании, которые освобождены от уплаты НП или используют спецрежимы. Запрещено участие в двух и более КГН одновременно.

Организации финансового сектора в общем случае не могут входить в КГН. Однако банки, страховщики, НПФ и брокеры могут образовывать «специальные» КГН, состоящие только из финансовых учреждений соответствующего вида.

КНГ исчисляет и платит НП, как одно юридическое лицо. Взаимодействие с налоговиками происходит через ответственного участника КГН (ОУКГН). Им может быть любая организация, входящая в группу.

Полномочия ответственного участника закрепляются в договоре. Он осуществляет коммуникации с налоговиками от имени группы в части расчетов по НП.

Как зачесть или вернуть переплату по налогу на прибыль

Члены группы, в свою очередь, обязаны предоставлять своему главному участнику всю информацию, необходимую для расчета и перечисления НП. Но это не значит, что рядовые участники КГН могут вообще не беспокоиться об уплате НП. Если ОУКГН исполняет свои обязанности ненадлежащим образом, то платить налог и (при необходимости) штрафные санкции должны остальные компании, входящие в группу.

Если участники КГН выполняют обязанности налоговых агентов по НП, то они должны самостоятельно сдавать декларации в части этих платежей (п. 7 ст. 289 НК РФ).

Чиновники могут отказать в регистрации КГН, если:

  1. Группа в целом или один из участников не соответствует требованиям закона (вид деятельности, состав учредителей, выручка, сумма уплаченных налогов и т.п.).
  2. Подтверждающие документы предоставлены не полностью или с просрочкой.
  3. В договоре отсутствуют обязательные сведения.
  4. Лица, подписавшие документы, не имеют соответствующих полномочий.

Важно!

Если признаки нарушений незначительны и недочеты могут быть устранены в течение месяца, то налоговики должны сообщить об этом ОУКГН. После чего он вносит исправления в рабочем порядке и регистрация может быть произведена в установленный срок.

Если же препятствия неустранимы (например, не выполнен норматив по выручке), то налоговики принимают решение об отказе в регистрации и направляют его ОУКГН в пятидневный срок.

Отказ в регистрации КГН может быть обжалован в общем порядке (ст. 138 НК РФ). При отмене решения об отказе, КГН считается зарегистрированной, исходя из первоначальной даты сдачи документов в ИФНС.

Любая организация может добровольно выйти из КГН, но не ранее, чем через пять лет. Также компания обязана покинуть группу, если она перестает «вписываться» в установленные параметры, например, при запуске процесса реорганизации или ликвидации.

При выходе участника из группы по любой причине необходимо изменить договор. Для этого следует составить соглашение и зарегистрировать его в ИФНС. Соглашение и подтверждающие документы нужно предоставить налоговикам на регистрацию в течение одного месяца с момента выхода участника из группы.

Если участник выходит из КГН добровольно, то изменения вступают в силу с начала следующего года. Если же участник вынужден покинуть группу из-за несоблюдения требований ст. 25.2 НК РФ, то договор считается измененным задним числом, т.е. с начала текущего года.

Важно!

После выхода организации из группы она должна исчислять свои обязательства по налогу на прибыль в индивидуальном порядке за тот налоговый период, с начала которого зарегистрирован ее выход.

ОУКГН, в свою очередь, должен пересчитать налоговые обязательства группы с учетом выхода одного из членов. Если появился новый участник, то нужно подать изменяющие документы в ИФНС не позднее, чем за месяц до начала нового налогового периода.

Преимуществом работы через КГН для бизнесменов является возможность оптимизировать уплату НП по холдингу в целом.

Однако у КГН есть и недостатки:

  1. Жесткие условия для перехода, особенно в части масштабов деятельности. По сути, воспользоваться этой льготой могут только отдельные представители крупного бизнеса.
  2. Организации, вступившие в КГН, не имеют права учитывать убытки, полученные ими ранее (п. 6 ст. 278.1 НК РФ). Убытки, полученные участниками в отчетном (налоговом) периоде, суммируются, но на них можно сократить консолидированную НБ (максимум на 50%, п. 1 ст. 278.1 НК РФ). Возможен и другой вариант — когда все компании, являющиеся участниками КГН, сработали в убыток. В этом случае НБ равна нулю.

Также существенным недостатком работы с КГН можно считать усложнение учета, особенно для ответственного участника. У нашей компании есть опыт обслуживания подобных клиентов.

Возможность создания консолидированной группы налогоплательщиков предусмотрена статьями 3.1, 8, 25 Налогового Кодекса РФ.

По определению, данному в НК, КГН представляет собой союз на добровольной основе, заключенный между организациями без образования нового юрлица, создаваемый с целью упорядочивания налоговой базы налога на прибыль.

16.11.2011 г. был принят Федеральный закон № 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков», который и ввел это понятие и процедуру в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Специфика объединения в консолидирующую группу предусматривает ряд особенностей, которым должна соответствовать такая процедура и все ее участники.

  1. Организации имеют достаточно высокую степень участия одна в другой, например:
    • являются членами холдинга;
    • главное сообщество контролирует дочерние;
    • организации участвуют в уставных капиталах друг друга.
  2. Срок создания такой группы не может быть меньше 2 налоговых периодов.
  3. Объединение всех входящих в КГН участников можно рассматривать как единую хозяйствующую единицу.
  4. Участие в КГН закрепляется заключением специального договора.
  5. Налог на прибыль считается на основании совокупной прибыли (или убытка) всех входящих в КГН организаций.

НАПРИМЕР: в КГН входит три ООО: «Прима», «Секунда» и «Терция». В конце года прибыль «Примы» составила 70 млн. руб., «Секунда» отразила в отчете нулевую прибыль, а «Терция» оказалась в убытке на 50 млн.руб. Если бы они не входили в КГН, «Прима» бы платила налог на прибыль с 70 млн., а «Секунда и «Терция» не заплатили бы ничего. При условии действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков совокупный доход трех участников составит 70 + 0 – 50 = 20 млн.руб. Каждая из участниц заплатит налог именно с этой суммы, что представляет собой прямую выгоду для «Примы», которая является ответственным участником и контролирует значительную часть уставного капитала своих «сестер» по налоговой базе.

ВАЖНО! Если суммарный показатель налоговой базы получился отрицательным, то налицо убыток всей консолидирующей группы, и налог на прибыль в таком случае не платится.

Один из участников КГН является ответственным, остальные признаются равноправными. «Главное» лицо КГН обрабатывает годовые итоги, полученные от всех остальных участников, вычисляет и уплачивает совокупный налог на прибыль от лица всей КГН. Именно с него налоговый контролирующие орган спросит декларацию и документы в ходе контрольных мероприятий.

В свою очередь, ответственный участник отчитывается перед остальными членами сообщества, предоставляя им информацию о налоговой разнице по итогам отчетного периода.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Создание КГН не избавляет каждого участника от обязанности исчислять собственную налоговую базу и предоставлять все отчетные документы. В случае, если ответственный участник не исполнил своей договорной обязанности, налог на прибыль должен быть уплачен каждой организацией самостоятельно.

Существует ряд лимитов, ограничивающих возможность создания КГН для различных типов организаций. Кроме не соответствующих условиям, перечисленным выше, не смогут войти в КГН юрлица, осуществляющие определенные типы деятельности:

  • являющиеся налогоплательщиками по спецрежимам;
  • юрлица-резиденты особых экономических зон;
  • освобожденные от уплаты налога на прибыль;
  • организации образовательной и медицинской сфер с нулевой ставкой по данному налогу;
  • бизнесмены игорной сферы;
  • клиринговые компании;
  • организации, уже входящие в другую КГН;
  • банковские организации, если банками не являются все члены КГН.

Все участники такой группы должны быть активными сторонами специально заключенного договора. Таким образом, чтобы запустить действие КГН, нужно заключить письменный договор сроком действия не менее 2 отчетных периодов и зарегистрировать его в налоговом органе. Данный договор и сопроводительные документы нужно предоставить в ФНС не позже 30 октября того года, который идет до первого консолидированного налогового периода.

В договоре должны содержаться все предусмотренные законом значимые условия:

  • предмет;
  • наименования и реквизиты участников;
  • выделение ответственного участника;
  • его полномочия;
  • сроки выполнения обязанностей и прав всех сторон;
  • ответственность за уклонение от обязательств;
  • условия исчисления совокупной налоговой базы;
  • порядок налоговых платежей, в том числе и авансовых;
  • срок действия договора – количество целых лет, большее двух (можно указать бессрочность договора).

При необходимости в договор можно внести изменения, если:

  • один из участников КГН в период действия договора оказался банкротом, реорганизовывается или ликвидируется (сроки подачи – за месяц до наступления события);
  • в группу вступает новый участник (подать в ФНС новый документ нужно не позже, чем за месяц до начала нового налогового периода);
  • один из членов выбывает из КГН (такие же временные рамки);
  • есть желание продлить срок действия договора (зарегистрировать не позже, чем за месяц до истечения старого договора).

Ответственный участник предоставляет изменения в договоре для регистрации в ФНС в виде документа – подписанного всеми участниками соглашения вкупе с сопутствующим пакетом документов. Налоговый орган должен вернуть этот документ с отметкой о регистрации в десятидневный срок.

Для налоговой нужно подготовить следующие бумаги:

  • уведомление о том, что в договор создания КГН вносятся изменения;
  • соглашение об изменении договора с подписями всех организаций-участников (в 2 экземплярах);
  • подтверждение полномочий подписавших лиц;
  • подтверждение условий соответствия требованиям участия в КГН;
  • при продлении срока – соответствующее решение (2 экземпляра).

Консолидированная группа налогоплательщиков — это…

К организациям, участвующим в КГН, предъявляется ряд требования согласно главе 25 НК РФ. Среди основных можно выделить:

  • обязательное участие в складочном капитале с долей, не менее 90%;
  • условие участия в капитале должно соблюдаться весь срок работы КГН;
  • если организации являются акционерными обществами, то при определении доли участия учитываются только голосующие акции;
  • организации могут быть только российскими, то есть зарегистрированной в Налоговой инспекции РФ.

Таким образом, только наличие перечисленных условияй дает организациям право создавать консолидированные группы для уплаты налогов.

Помимо вышеперечисленных, необходимо соблюдать условие о том, что организация, вступающая в консолидируемую группу не должна быть в процессе ликвидации или реорганизации юридического лица. То есть против нее не должно быть действующих дел о банкротстве.

Любая из организаций для создания КГН должна соответствовать ряду строгих требований:

  • сумма совокупных налогов, включающая в себя НДС, акцизы, налог на прибыль и добычу полезных ископаемых, за один год составляет более 10 млрд. рублей;
  • величина совокупных активов должна составлять более 300 млрд. рублей по бухгалтерского годовой отчетности;
  • совокупная стоимость активов компании должна превышать величину уставного капитала;

Компания может подтвердить данные факты предоставлением выписки из ЕГРЮЛ и справкой, выдаваемой участником КГН. Условия подтверждаются каждым участником КГН с учетом требований к отчетности российских организаций.

Договор и его условия могут быть изменены. Изменения регистрируются особым соглашением, которое ответственный участник предоставляет в налоговую инспекцию. Соглашение содержит документы, которые подтверждают выполнений условия статьи 25.2 НК РФ.

Министерство финансов РФ указывает, что соблюдение требований к совокупной сумме налогов, которые уплачены в бюджет, а также о общем объеме выручки и доходов, общей величины чистых активов организации, может быть проверено только на момент регистрации начального договора КГН.

Законодательство накладывает ряд запретов для вступления в консолидированную группу. Так, не могут быть участниками следующие организации:

  • банки, за исключение таких случаев, когда консолидированная группа создается только банками;
  • организации, со специальными налоговыми режимами;
  • страховые компании, за исключением таких случаев, когда КГН создается только страховыми организациями;
  • пенсионные фонды негосударственной формой, за исключением тех случаев, когда остальные участники также являются НПФ;
  • участники рынка ценных бумаг, работающие на профессиональной основе;
  • участники иных консолидированных групп.

Помимо вышеперечисленного, не могут вступать в КГН те, кто не уплачивает налог на прибыль и ведет медицинскую и образовательную деятельность. Данные организации имеют нулевую ставку по налогу на прибыль.

Клиринговые компании и микрофинансовые организации имеют сложный механизм уплаты налогов, поэтому не могут вступать в ряды КГН. Сложную налоговую систему имеют и организации, находящиеся в условиях особых экономических зон.

Таким образом, список организаций достаточно широк. Стоит отметить, что даже компании из этого списка могут в некоторых случаях создать КГН, если это будет установлено законодательными нормами.

Суммы налога исчисляются исходя из ставок региона, где находится компания. Ответственный участник выписывает платежное поручение по каждой сумме платежа. При этом средства для уплаты налогов перечисляются главной налогоплательщику от остальным консолидированных компаний.

Если ответственный участник выполняет свои обязанности не должным образом, то он приобретает права регрессивных требований в порядке, предусмотренном гражданским и налоговым законодательством.

Налоговую декларацию предоставляет ответственный участник. Несмотря на то, что в уставном капитале каждый участник имеет свою определенную долю, штрафы, пени и неустойки делятся равномерно между всеми консолидаторами.

Налоговый орган имеет право взыскать налог на прибыль за счет имущества консолидируемых компаний при недостаточности средств на всех счетах участниках КГН. При этом последовательность взыскания задолженности по налогам определяется непосредственно налоговыми органами. Законодательно эта процедура не закреплена.

Сроки создания КГН составляют не менее пяти налоговых периодов, установленных законодательством для оплаты налога на прибыль. Сроки не должны быть меньше 2 лет, а за период может браться как квартал, таки целый год. Законодательство подразумевает и бессрочное создание КГН.

Если организация собирается выйти из группы ранее указанных сроков, то перенос убытков этого участника может быть осуществлен на неопределенных срок.

Сегодня законодательство накладывает определенные запреты на создание КГН по срокам.

Так, группы, зарегистрированные с 2014 по 2015 гг. смогут действовать только с 2018 года. Если договор зарегистрирован с 2015 по 2018 год, то он недействителен. По этой причине, консолидация у групп 2014-2015 годов начнет действовать только в 2018 году, то есть с 2018 года они смогут платить коллективный налог на прибыль.

Данные правила установлены ст. 3 ФЗ № 325. Правила действуют и для групп, созданных ранее 2014 года.

Таким образом, консолидированные группы создаются для удобства плательщиков налога на прибыль. Они позволяют снизить налоговую нагрузку и избежать заполнения множества деклараций.

Участники КГН должны следить за меняющимся законодательством, чтобы не пропустить срок вступления договоров КГН в действие.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Главным требованием при создании КГ являлось то, чтобы ответственный участник консолидированной группы опосредованно или прямо управлял 90% частей в уставном капитале (далее — УК) каждого предприятия, вошедшего в группу. При этом важно, чтобы данное требование выполнялось на протяжении всего срока действия контракта о создании группы.

О том, как определить долю участия одной компании в другой, сказано в ст. 105.2 НК РФ.

Также важно, чтобы у каждого из вошедших в КГ предприятий за весь прошедший год были следующие показатели:

  1. Величина чистых активов по сведениям из бухотчетности должна быть больше величины УК (подп. 3 п. 3 ст. 25.2 НК РФ).
  2. Общий объем полученной выручки компании от реализации ТМЦ и предоставления услуг и других доходов должен быть больше или равен 100 млрд. руб. (подп. 2 п. 5 ст. 25.2 НК РФ).
  3. Общая сумма уплаченных налогов (НДС, на прибыль и на добычу ископаемых) и акцизов должна быть больше или равна 10 млрд. руб. (подп. 1 п. 5 ст. 25.2 НК РФ).
  4. Суммарное значение всех активов в балансе по состоянию на 31 декабря должно быть больше или равно 300 млрд. руб.

О новом порядке расчета активов читайте в нашей статье «Утвержден новый порядок расчета чистых активов».

Кроме того, предприятия не должны были находиться в процессе ликвидации, банкротства или реорганизации.

КГ должна создаваться на срок не менее чем 2 года. При этом возможны варианты прекращения действия КГ (об этом расскажем ниже).

Перечисленные ниже компании ни при каких условиях не могли принять участие в КГ. Речь идет:

  • о клиринговых компаниях;
  • страховых организациях;
  • резидентах/участниках особых и свободных экономических зон;
  • кредитных потребкооперативах;
  • участниках иных КГ;
  • микрофинансовых компаниях;
  • компаниях на налоговых спецрежимах;
  • организациях, освобожденных от уплаты налога на прибыль или не признаваемых налогоплательщиками;
  • образовательных или медучреждениях, применяющих нулевую ставку налога на прибыль;
  • плательщиках налога на игорный бизнес.

Что касается банков, негосударственных пенсионных фондов, профучастников рынка ЦБ или страховых компаний, то их участие в КГ возможно только при условии, что все остальные участники также являются банками, фондами, брокерами или страховщиками.

В договоре о создании КГ указывались следующие важные моменты:

  • предмет;
  • список сторон договора и их контактные/регистрационные данные;
  • название компании-ОУКГ;
  • информация об обязанностях каждого члена группы и отдельно ОУКГ (сроки и порядок исполнения), а также сведения об ответственности, которая наступает из-за невыполнения условий договора;
  • срок действия КГ, а соответственно, и договора;
  • объем сведений, предоставляемых каждым из членов для определения налоговой базы и уплаты налога на прибыль.

Вам может пригодиться информация по налогообложению, изложенная в статье «Что является объектом налогообложения по налогу на прибыль?».

Договор о создании КГ подлежал обязательной регистрации в налоговом органе. С целью его регистрации ОУКГ должен был собрать полный пакет документов. Он включал:

  • сам договор (в 2 экземплярах);
  • заявление о создании, подписанное всеми членами КГ;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц — подписантов договора;
  • бухгалтерско-финансовые документы, подтверждающие, что все члены группы имеют право создавать КГ (сведения, требующие подтверждения, указаны в подп. 2–3, 5 ст. 25.2 НК РФ).

Данные, которые необходимо подтвердить, заверяются ОУКГ. В этот перечень входят копии финнотчетности, платежки, подтверждающие уплату налогов и акцизов.

Все эти документы следовало подать до 30 октября, чтобы со следующего года члены группы могли работать и платить налоги в рамках КГ. После подачи документов в налоговый орган в месячный срок принималось решение о регистрации договора или отказе в ней.

Если в ИФНС обнаруживали устранимые нарушения, которые можно исправить в отведенный месячный срок, ОУКГ уведомляется об этом и обязан своевременно их устранить.

Если соблюдены все формальности относительно соблюдения участниками требований ст. 25.2 НК РФ, а также имеется полный пакет документов, договор о создании КГ регистрируется. В 5-дневный срок выдается 1 экземпляр договора с отметкой о проведенной регистрации.

Далее осуществившая регистрацию ИФНС оповещает все территориальные налоговые органы, в которых зарегистрированы участники КГ, об их статусе. Такие же уведомления направляются в ИНФС, в которых стоят на учете обособленные подразделения компаний — членов КГ.

При соблюдении всех описанных формальностей КГ признавалась созданной с 1 января года, который наступил после момента регистрации договора о создании КГ.

Налоговая могла отказать в регистрации договора по ряду причин, перечень которых является закрытым:

  • если член КГ не соответствует условиям, указанным в ст. 25.2 НК РФ;
  • если договор о создании КГ не содержит обязательных условий, которые перечислены в п. 2 ст. 25.3 НК РФ;
  • если нарушены сроки подачи документов на регистрацию договора о создании КГ либо подан неполный пакет документов, а устранимые нарушения не были устранены в месячный срок (п. 5–7 ст. 25.3 НК РФ);
  • если документы были подписаны лицами, не уполномоченными участниками.

Если налоговая отказала в регистрации контракта о создании КГ, это не лишает ОУКГ права на повторное предоставление документов на регистрацию.

Копия решения, в котором содержится отказ, в 5-дневный срок направляется фискальной службой в адрес ОУКГ и вручается его уполномоченному лицу.

При этом ОУКГ может обжаловать такой отказ в сроки, которые действуют для обжалования актов налоговых органов. Если жалоба на отказ в регистрации будет удовлетворена, то при отсутствии других препятствий налоговая служба должна будет зарегистрировать договор. КГ сможет функционировать начиная с 1 января года, который наступил после подачи документов на регистрацию.

Статья 25.2. Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков

Внесение изменений в договор в обязательном порядке обусловлено одной из ситуаций:

  • один или несколько участников оказываются в процессе ликвидации;
  • ожидается реорганизация одного из участников в форме присоединения, слияния, разделения или выделения;
  • к КГ присоединяется еще компания;
  • один из участников принимает решение выйти из КГ, в т.ч. в случае нарушения условий, указанных в ст. 25.2 НК РФ;
  • необходимо продлить срок действия контракта.

Изменения вносятся в договор в виде отдельного соглашения, которое подписывают все стороны договора о КГ, в т.ч. те, которые только что присоединились. Данное соглашение также представляется в ИФНС по адресу регистрации ОУКГ для прохождения регистрационной процедуры.

При представлении соглашения на регистрацию важно соблюсти установленные в п. 4 ст. 25.4 НК РФ сроки. Данное действие должно быть совершено не позднее месяца:

  • который остался до начала нового налогового периода;
  • когда закончится заключенный договор о создании КГ (если принято решение о продлении договора);
  • в течение которого возникли причины, из-за которых требуется внести изменения (они перечислены в п. 1 ст. 25.4 НК РФ).

Для регистрации соглашения о внесении изменений в договор ОУКГ должен подать в фискальную службу такие документы:

  • сообщение о том, что вносятся изменения;
  • соглашение, подписанное всеми участниками КГ, в 2 экземплярах;
  • решение о продлении срока договора в 2 экземплярах;
  • подтверждающие полномочия подписантов документы;
  • документы, подтверждающие, что участники придерживаются всех требований (с учетом изменений, внесенных в договор), указанных в ст. 25.2 НК РФ.

Регистрация изменений производится в 10-дневный срок после подачи полного пакета документов. В результате регистрационных действий представитель ОУКГ получит на руки 1 экземпляр соглашения с отметкой о пройденной регистрации.

Изменения, внесенные в договор о создании КГ, обычно вступают в силу с 1 января года, который последует за тем, в котором подавался пакет документов на регистрацию. Это касается случаев, когда вносились изменения, связанные:

  • с добавлением новых участников;
  • выходом одного или нескольких участников по разным причинам.

В других ситуациях изменения в договор вступают в силу с утвержденной сторонами даты, но не раньше момента регистрации соглашения о внесении изменений в налоговой.

Есть ограниченное число причин, по которым ИФНС может отказать в регистрации соглашения об изменениях. Вот они:

  • документы подписаны неуполномоченными лицами;
  • участниками не соблюдены все условия в соответствии со ст. 25.2 НК РФ;
  • не соблюдены сроки представления на регистрацию соглашения о внесении изменений в договор о КГ;
  • представлены не все требуемые документы.

Основным условием принятия в КГ нового участника является соответствие его результатов и направления деятельности нормам ст. 25.2 НК РФ. Решение о принятии нового участника должно быть подписано всеми участниками, кроме того, обязательно потребуется внести изменения в договор о создании КГ.

Это соглашение также подписывают все участники КГ, в т.ч. новый член. В случае если показатели деятельности новой компании не соответствуют заявленным в НК РФ, последует отказ налоговой в регистрации соглашения об изменении договора о создании КГ.

Участники КГН назначают ответственного участника, который в специальном порядке исчисляет, уплачивает налог на прибыль, а также представляет по нему декларацию, в которую включает сведения по всей КГН.

Ответственный участник КГН ведет налоговый учет консолидированной налоговой базы на основании информации из налоговых регистров каждого участника этой группы. Консолидированная налоговая база КГН определяется нарастающим итогом как арифметическая сумма доходов всех участников группы, уменьшенная на арифметическую сумму расходов всех ее участников. Отрицательная разница признается убытком консолидированной группы налогоплательщиков.

Другие налоги участники КГН платят сами.

Консолидация налогоплательщиков по-российски

Каждый участник КГН должен вести бухгалтерский учет, формировать в бухгалтерском учете и раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о налоге на прибыль в соответствии с правилами, установленными ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Временные и постоянные разницы определяются участниками КГН исходя из их доходов и расходов, включаемых в консолидированную налоговую базу КГН согласно нормам НК РФ для КГН.

Для рядовых участников группы это означает замену счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68-прибыль, на счет 78 (поскольку расчеты по налогу на прибыль они не ведут).

Приведем примеры проводок, которые могут возникнуть у участников КГН:

Дебет 99 Кредит 78

Отражено постоянное налоговое обязательство

Дебет 78 Кредит 99

Отражен постоянный налоговый актив

Дебет 09 Кредит 78

Начислен отложенный налоговый актив

Дебет 78 Кредит 09

Списан отложенный налоговый актив

Дебет 78 Кредит 77

Начислено отложенное налоговое обязательство

Дебет 77 Кредит 78

Списано отложенное налоговое обязательство

Текущий налог на прибыль формируется участниками (включая ответственного участника) также на счете 78:

Дебет 99 Кредит 78

Начислен условный расход по налогу на прибыль

Дебет 78 Кредит 99

Начислен условный доход по налогу на прибыль

Сумма налога на прибыль по КГН в целом, подлежащая уплате ответственным участником в бюджет, отражается в учете ответственного участника следующей проводкой:

Дебет 78 Кредит 68

Сумма налога на прибыль по КГН в целом, подлежащая уплате ответственным участником

Если же будет получен убыток всей консолидированной группой налогоплательщиков, то в отношении убытка должен создаваться ОНА:

Дебет 09 Кредит 78

Признан убыток КГН в целом

Снижается сумма налога на прибыль и объём налогового контроля:

  • Участники КГН суммируют прибыли и убытки от результатов деятельности каждого из них — то есть консолидируют налоговую базу;

  • Сделки, заключенные между организациями КГН, не являются предметом контроля за трансфертным образованием. Исключение: сделки, предмет которых — добытое полезное ископаемое — объект налогообложения НДПИ с применением процентной ставки.

Таким образом, можно сделать вывод, что введение в России института консолидации налогоплательщиков имеет положительную тенденцию, поскольку направлено на оптимизацию налогообложения прибыли, а также упрощение налогового администрирования.

  • Налог
  • Бухгалтерский учет
  • Бухгалтерский баланс
  • Оборотные активы
  • Юридическое лицо
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

  • Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6
  • Дата публикации 01.12.2014
  • Раздел Экономические науки
  • УДК 336.221
1

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

В России сформировались консолидированных группы налогоплательщиков

  • страница1

Апрель

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налогоплательщиками признаются иностранные структуры без образования юридического лица.

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: 1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

1. Налогоплательщики имеют право: 1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Консолидированная группа налогоплательщиков — первое знакомство

1. Налогоплательщикам (плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

1. Налогоплательщики обязаны: 1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

5.1) представлять в налоговый орган по месту нахождения организации, у которой отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с указанным Федеральным законом не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в Центральный банк Российской Федерации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом.

Центральный банк Российской Федерации представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность Центрального банка Российской Федерации в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) — 1.1) утратили силу.

2) о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

4) утратил силу.

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

3. Налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

1. Каждый налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, возникающие в связи с его участием в договоре инвестиционного товарищества, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и иными положениями настоящего Кодекса.

2. Обязанность по уплате налогов и сборов, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, но возникающих в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, возлагается на участника такого договора — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета).

3. Управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, признается налоговым агентом по доходам иностранных лиц от участия в инвестиционном товариществе.

4. Управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, обязан: 1) направлять в налоговый орган по месту своего учета копию договора инвестиционного товарищества (за исключением инвестиционной декларации), сообщать о его прекращении, сообщать о выполнении, прекращении выполнения функций управляющего товарища в срок не позднее пяти дней со дня заключения указанного договора, его прекращения, начала, прекращения выполнения функций управляющего товарища;

2) вести обособленный налоговый учет по операциям инвестиционного товарищества в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса;

3) представлять в налоговый орган по месту своего учета расчет финансового результата инвестиционного товарищества.

Форма расчета финансового результата инвестиционного товарищества утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Расчет финансового результата инвестиционного товарищества представляется в налоговый орган в сроки, установленные настоящим Кодексом для представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций;

4) утратил силу.

5) в порядке и в сроки, установленные договором инвестиционного товарищества, но не позднее пятнадцати дней до окончания срока представления в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) по налогу на прибыль организаций, установленных настоящим Кодексом, предоставлять участникам договора копию расчета финансового результата инвестиционного товарищества и сведения о приходящейся на каждого из них доле прибыли (убытка) инвестиционного товарищества.

Управляющий товарищ предоставляет товарищам сведения о доле прибыли (убытка) инвестиционного товарищества, приходящейся на каждого из них, по каждому виду доходов, налоговая база по которым в соответствии с настоящим Кодексом определяется отдельно;

6) предоставлять участникам договора инвестиционного товарищества сведения, предусмотренные Федеральным законом «Об инвестиционных товариществах»;

7) в случае, если в расчет финансового результата инвестиционного товарищества вносятся уточнения, представлять уточненный расчет в налоговый орган по месту своего учета и предоставлять участникам договора копию уточненного расчета финансового результата инвестиционного товарищества в течение пяти дней с даты внесения уточнений.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 7

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 направляет в Ваш адрес проблемные вопросы, возникающие в ходе реализации Инспекцией положений Федерального закона от 16 ноября 2011 года N 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков»:

1. В п.6 ст.25.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) одним из условий, при которых организация не может являться участником консолидированной группы налогоплательщиков (далее — КГН) указано участие организации в иной консолидированной группе. При этом в абзаце 2 п.9 ст.25.3 НК РФ содержится норма, согласно которой в течение пяти дней с даты регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков информация о регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков направляется налоговым органом в налоговые органы по месту нахождения организаций — участников консолидированной группы налогоплательщиков, а также по месту нахождения обособленных подразделений организаций — участников консолидированной группы налогоплательщиков.

При этом инспекции по крупнейшим налогоплательщикам (далее — инспекции по КН) являются инспекциями по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика (т.е. иное место постановки на учет).

Соответственно при буквальном соблюдении вышеуказанных норм НК РФ инспекции по КН не будут своевременно информированы о создании КГН, в случае если ответственным участником не является крупнейший налогоплательщик. Кроме того, это может затруднить проверку документов при регистрации договора.

2. В соответствии с пп.1 п.3 ст.25.2 НК РФ организация — сторона договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков не должна находиться в процессе реорганизации или ликвидации.

При этом согласно пп.2 п.2 ст.25.4 НК РФ стороны договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков обязаны внести изменения в указанный договор в случае принятия решения о реорганизации (в форме слияния, присоединения, выделения и разделения) одной или нескольких организаций — участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Нормами пп.4 п.3 ст.255 НК РФ предусмотрено, что ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков обязан в случаях прекращения действия консолидированной группы налогоплательщиков и (или) выхода организации из состава консолидированной группы налогоплательщиков представлять другим участникам этой группы (в том числе вышедшим из состава группы или реорганизованным) сведения, необходимые для исчисления и уплаты налога на прибыль организаций (авансовых платежей) и составления налоговых деклараций за соответствующие отчетные и налоговый периоды, в порядке и сроки, которые предусмотрены договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Следует ли из анализа этих, а также иных норм главы 3.1 НК РФ, что ограничения по реорганизации наложены на ответственного участника КГН на все время действия договора о создании КГН, а на участников КГН только на период регистрации договора?

3. Согласно письму ФНС России от 13.01.2012 N АС-4-2/[email protected] налоговое администрирование КГН налогоплательщика будет осуществляться инспекцией по КН. Представляется неурегулированным вопрос о порядке и сроках передачи зарегистрированного Договора и документов к нему из Инспекции по местонахождению ответственного участника в инспекцию по КН.

4. Письмом ФНС России от 28.12.2011 N ЕД-4-3/[email protected] направлено письмо Минфина России от 16.12.2011 N 03-03-10/118, в котором указано в частности: «Учитывая, что Федеральный закон от 16 ноября 2011 года N 321-ФЗ вступает в силу с 14 января 2012 года:

Как создать консолидированную группу налогоплательщиков

В принципе, выше мы сказали о главном предназначении такого формирования. Все хотят зарабатывать больше, а путём создания такого объединения можно добиться желаемого результата. Мало того, никакого нарушения закона, всё чисто и прозрачно, при этом государство тоже имеет свою выгоду. Будут создаваться новые предприятия, от успешного функционирования которых зависит уровень экономики страны.

Безусловно, сэкономить на налогах хотят все, но чтобы вступить в это объединение, необходимо выполнить ряд условий. Основное требование: ответственный участник формирования прямо или косвенно должен управлять 90% частей уставного капитала каждого участника. Очень важно, чтобы эта ситуация не менялась всё время существования объединения. Для точного определения доли в уставном капитале необходимо тщательно изучить статью 105 Налогового кодекса России.

Кроме этого, выделяют следующие условия создания консолидированной группы налогоплательщиков:

  • у каждой организации величина чистых активов должна превышать величину уставного капитала;
  • компания должна получать за год выручку в размере 100 млрд рублей и более (эта сумма может достигаться путем реализации товаров, предоставления услуг);
  • сумма общих налогов, уплаченных в законном порядке, не должна быть меньше 10 млрд рублей;
  • необходимо, чтобы все активы в балансе имели общую стоимость, равную 300 млрд рублей или более.

Само собой, что все участники объединения не должны находиться на этапах ликвидации, реорганизации или банкротства. Консолидированной группой налогоплательщиков признается формирование, созданное минимум на два года. В некоторых обстоятельствах возможно прекращение действия объединения, об этом подробнее поговорим ниже.

Как и во всех правилах, здесь есть свои исключения. Консолидированные группы налогоплательщиков в России создаются всё чаще. Однако далеко не каждая компания может принять участие в этом объединении. Это:

  • клиринговые фирмы;
  • страховые компании;
  • участники свободных экономических зон;
  • потребительские кооперативы, ориентированные на кредитную деятельность;
  • организации, которые уже состоят в других консолидированных группах;
  • микрофинансовые фирмы;
  • учреждения медицинского и образовательного характера, которые используют нулевой процент на прибыль;
  • те, кто платит налоги на игорный бизнес.

Как уже было сказано, чтобы создать консолидированное объединение, необходим ответственный участник, который будет управлять 90% уставного капитала. Разберём подробнее это юридическое лицо. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков – это та организация, которая считается инициирующей стороной договора о создании формирования. Именно это предприятие обязано выплачивать общий налог на прибыль и предоставлять отчётность в соответствующий орган.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *