Перечень заболеваний связанных с аварией на чаэс россия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перечень заболеваний связанных с аварией на чаэс россия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Мы попросили Павла Воробьева подробнее высказаться о ситуации с постановлением.

Профессор напомнил, что есть несколько совершенно разных групп, объединенных термином «чернобыльцы»: «Это ликвидаторы, непосредственно работавшие на станции в очагах большого загрязнения радиоактивными элементами; люди, непосредственно не имевшие контакта с радиоактивным загрязнением; лица, проживавшие в зоне отчуждения, и лица, проживающие в местах, где выпало относительно много радиоактивных осадков (по крайней мере, Брянская, Орловская, Тульская, Смоленская, Московская области). Число последних граждан не только не уменьшается, но и имеет тенденцию к росту, так как достаточно там прописаться, чтобы получить соответствующий статус и льготы».

Проект постановления, по словам эксперта, нацелен именно на льготников, для которых важно установить связь «между переоблучением и развитием болезней», но не касается всего объема медицинской помощи пострадавшим.

«Если все, что касается непосредственных воздействий ионизирующей радиации, сомнений не вызывает, включая пусть и не явную, но возможную ее связь со злокачественными новообразованиями (повышение заболеваемости на 1–5% нельзя уловить методами обычной статистики), то связь некой “ишемической болезни” с радиацией представляется надуманной. Нет никакой “ишемической болезни”, критериев диагностики не установлено и установлено быть не может, так как это группа заболеваний, включающая инфаркт миокарда, стенокардию и др. Если есть данные по росту числа инфарктов миокарда у ликвидаторов или жителей, то было бы любопытно ознакомиться с результатами научных исследований. До сих пор ничего на этот счет в мировой литературе не опубликовано. Тут все очень просто: если действительно растет число больных со стенокардией, то будет расти и число больных с инфарктом миокарда. При больших дозах облучения сосудистые проблемы возникают, это правда, и касаются они разных сосудистых бассейнов. Но при относительно низких дозах никакого прироста сосудистых катастроф нет».

Оценить влияние еще не принятого постановления на число пациентов, получающих медпомощь в специализированных центрах, трудно: нет данных. «Чернобыльцы и приравненные к ним лица получают медицинскую помощь в обычных медорганизациях.

За подавляющим большинством из них (если не сказать – за всеми) не установлено никакого наблюдения, как за пострадавшими от бомбардировок в Хиросиме и Нагасаки в Японии. Более того, никто не знает данных дозиметрии ликвидаторов: эти сведения были уничтожены.

Можно косвенно определить полученные дозы по хромосомным аберрациям или спину электронов в эмали зубов. Но делают это в очень малом числе специализированных организаций, информация никак не обобщается и не анализируется».

Как выводы профессора, так и ответ руководства ВЦЭРМ свидетельствуют, что реальные объемы медпомощи чернобыльцам и численность пациентов скорее всего будут определяться «по факту» и – одновременно – исходя из бюджетных возможностей конкретного года. Т.е., как и прежде, в плановом порядке, но «в ручном режиме».

Двух недель на обсуждение проекта явно не хватило и, если постановление примут в нынешнем виде, мнение о том, что оно сырое и недоработанное, может оказаться преобладающим.

Список заболеваний по каторым дают связь с аварией на чернобыльской аэс

Установлены несколько категорий чернобыльцев, получивших право на льготы из-за аварии на атомной электростанции:

  • граждане, которым был поставлен диагноз лучевой болезни или работавшие над ликвидацией последствий аварии;
  • лица, получившие статус инвалидов из-за воздействия радиоактивного облучения;
  • граждане, которые были отселены из места постоянного пребывания после взрыва;
  • граждане, проживавшие во всех регионах страны и ставшие донорами костного мозга для пострадавших;
  • граждане, которые проживают в зоне с правом на отселение.

Какие льготы положены чернобыльцам? Ликвидаторам аварии на ЧАЭС льготы от государства полагаются по умолчанию. Согласно ФЗ, выделено несколько категорий ликвидаторов:

  • лица, получившие статус инвалидов или с диагностированной лучевой болезнью, возникшей из-за работы в очаге поражения;
  • граждане, приехавшие из других регионов и проживавшие в зоне отчуждения в определенные сроки;
  • граждане, которые находились в зоне отчуждения в течение более короткого срока, чем лица из второй категории.

Список заболеваний, возникших из-за аварии в Чернобыле, могут изменить

льготы чаэс предполагают единовременные компенсации за вред здоровью, размер которых составляет:

  • инвалидам первой группы — 31400 рублей;
  • инвалидам второй группы — 21 982 рубля;
  • инвалидам третьей группы — 15700 рублей.

размер единовременной выплаты семьям, которые потеряли кормильца из-за последствий аварии на чаэс, составляет 31400 рублей. потерявшим ребенка семьям полагается 15701 рубль.

размеры ежемесячной выплаты устанавливаются в следующих размерах:

  • гражданам, ставшими инвалидами — 1544 рубля;
  • гражданам, которые были эвакуированы из зоны поражения или выехали добровольно — 1236 рублей;
  • детям и подросткам, которые проживали в зонах отчуждения и отселения, в том числе и детям, которые на момент эвакуации пребывали во внутриутробном состоянии — 772 рубля;
  • детям и несовершеннолетним, которые постоянно живут в области, имеющих особый социальный статус — 464 рубля.
  • чернаябыль.рф
  • сайт КРООИ «Талант»
  • Гражданская Ассамблея Красноярского края
  • сайт СПб РО Союз «Чернобыль»
  • сайт «Финкова»
  • сайт «Панова- Коваленко»
  • сайт Союз «Чернобыль» России

(в ред. Приказа Минздравмедпрома РФ от 18.06.96 N 251)

В соответствии с Законом Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3802-1 от 4 ноября 1992 г., а также в целях улучшения реабилитации граждан, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС, приказываю:

1. Утвердить перечень центров по оздоровлению пострадавших в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и их профиль (приложение 1).

2. Руководителям органов здравоохранения Российской Федерации:

2.1. Определять по данным ежегодной диспансеризации населения потребность в разных видах санаторно-курортного лечения и оздоровления лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС (ликвидаторы, дети и подростки, население, проживающее на территории с различным уровнем радиоактивного загрязнения) и полученные данные представлять в администрации территорий.

2.2. Ежегодно до 1 апреля представлять в отдел санаторно-курортной и реабилитационной помощи Минздрава Российской Федерации сведения о потребности в санаторно-курортном лечении детей из контролируемых районов, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и их детей в санаториях Минздрава Российской Федерации.

2.3. При направлении больных на санаторно-курортное лечение руководствоваться «Рекомендациями по медицинским показаниям, противопоказаниям и порядку направления больных (взрослых и детей) на санаторно-курортное лечение в центры по оздоровлению пострадавших в связи с аварией на ЧАЭС» от 28.02.90 г. Минздрава России, действующими положениями по правилам медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, статусом граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (приложение 2), а также основными положениями концепции Минздрава Российской Федерации по реабилитации населения, подвергшегося радиационному воздействию в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях Российской Федерации (приложение 3).

2.4. подпункт утратил силу. (в ред. Приказа Минздравмедпрома РФ от 18.06.96 N 251)

3. Начальникам зональных управлений специализированных санаториев, главным врачам санаториев федерального подчинения:

3.1. Осуществлять постоянный контроль за рациональным использованием мест в санаториях и ежеквартально к 15.04; 15.07; 15.10; 15.01 представлять в отдел санаторно-курортной и реабилитационной помощи отчет об использовании путевок, выделенных контролируемым территориям, участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и их детям.

3.2. По каждому случаю направления непоказанного или противопоказанного больного принимать к виновным меры, установленные действующим законодательством.

4. Пункт утратил силу. (в ред. Приказа Минздравмедпрома РФ от 18.06.96 N 251)

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Ваганова Н.Н.

Министр здравоохранения
Российской Федерации
Э.А. НЕЧАЕВ

Приложение N 1
к приказу Минздрава РФ
от 15.04.1993 г. N 76

Настоящий документ подготовлен в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 4.11.92 г. N 3802-1 «О ходе выполнения Постановления Верховного Совета РФ от 19 сентября 1990 года N 173-1 «О государственной программе по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы на территории РСФСР, на 1990-1995 гг.» и Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Указания Минздрава РФ N 36-У от 12.02.93 г.

Приказ Минздрава РФ от 15.04.93 N 76

Проводимые в стране меры по реабилитации, лечению и оздоровлению населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, требуют коренного пересмотра использования санаторно-курортных и оздоровительных учреждений для этой цели. До настоящего времени существует однобокий подход, выражающийся в направлении населения из пострадавших областей (как взрослых, так и детей) на курорты Черноморского побережья Кавказа и Кавказских минеральных вод, и в основном в летнее время года, без учета состояния здоровья, заболевания, факторов «риска», адаптации и реадаптации. До сих пор существует практика направления на санаторно-курортное лечение не по медицинским, а по социальным показаниям (класс, школа, семья) или по районному принципу. При направлении в санаторно-курортные учреждения не учитывается их профиль.

Поскольку большинство населения проживает на территориях Центрального и Центрально-Черноземного районов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, необходимо обратить внимание на курорты, расположенные в этих регионах с привычными климатическими условиями на незагрязненных радионуклидами территориях. Так, например, одним из таких курортов является многопрофильный курорт «Краинка» в Тульской области. Опыт работы «Краинки» свидетельствует о недостаточном использовании его в реабилитации, лечении и оздоровлении населения, пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС, даже проживающих в Тульской области. Проведенный анализ показал, что за 9 месяцев 1992 года из числа прошедших санаторно-курортное лечение в «Краинке» ликвидаторы составили 0,03%, а больные с пораженных территорий — 31,6%.

Не используются дома отдыха, пансионаты, пионерские лагеря санаторного типа круглогодичного использования для оздоровления взрослых и детей из пораженных районов.

Недостаточное обеспечение санаторно-курортным лечением и оздоровлением населения, подвергшегося воздействию радиации в результате аварии на ЧАЭС, связано с отсутствием четких научных разработок по критериям отбора на санаторно-курортное лечение и оздоровление для данной группы населения с учетом факторов риска вследствие радиационного воздействия на организм и наличие необоснованных показаний для лечения и оздоровления на южных курортах России. До настоящего времени отсутствует четкая система координации распределения и контроля реализации путевок для данного контингента России.

Только вышеназванными причинами можно объяснить ограниченное использование сети курортных и оздоровительных учреждений с целью реабилитации, лечения и оздоровления населения, подвергшегося воздействию радиации в результате аварии на ЧАЭС.

Санаторно-курортное лечение и оздоровление является важным звеном в системе оздоровления населения. Естественные и преформированные физические факторы (климатопогодные условия, бальнеофизиотерапевтические методы лечения, лечебная физкультура, диета) значительно повышают эффективность лечения и оздоровления населения. Кроме того, санаторно-курортное лечение дает возможность временно выключить подвергшихся воздействию радиации из обстановки социально-психологической напряженности.

Для оздоровления населения, подвергшегося воздействию радиации в результате аварии на ЧАЭС, необходимо использовать дома отдыха, пансионаты, санатории-профилактории, оздоровительные лагеря, которые создают такие же, как и санаторно-курортные учреждения, условия для восстановления трудоспособности населения.

Эффективное использование санаторно-курортного лечения и оздоровления возможно лишь при четком соблюдении медицинских показаний и противопоказаний. Следовательно, выдача санаторно-курортных путевок и путевок в дома отдыха, пансионаты, оздоровительные лагеря круглогодичного функционирования должна осуществляться только через медицинские учреждения. Направление населения в оздоровительные учреждения по социальному признаку (класс, школа, место работы, учебы, проживания и т.д.) проводится под контролем медицинских работников.

Минздрав РФ как координирующий орган управления через территориальные органы здравоохранения контролирует правильность круглогодичного распределения и реализации путевок. Финансирование программы санаторно-курортного лечения и оздоровления населения, подвергшегося воздействию радиации в результате аварии на ЧАЭС, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (18 июня 1992 г., N 3062-1).

Местные органы здравоохранения через систему диспансерного наблюдения собирают сведения о потребности в санаторно-курортном лечении и оздоровлении на все периоды года в санаторно-курортные учреждения Министерства Здравоохранения Российской Федерации, санаторно-курортного объединения ФНПР, других ведомств, и извещают о потребности вышеназванные органы.

В настоящее время санаторно-курортные путевки и путевки в оздоровительные учреждения распределяются органами здравоохранения, профсоюзными органами, ведомствами, общественными организациями и т.д., что приводит к невозможности контроля только со стороны органов здравоохранения за распределением и реализацией путевок для населения, подвергшегося воздействию радиации от аварии на ЧАЭС. Следовательно, кроме местных органов здравоохранения и администрация территорий несет ответственность за правильность санаторно-курортного отбора по медицинским показаниям и реализацию путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также за выполнение Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (18 июня 1992 г. N 3062-1).

Решение вопроса о направлении на санаторно-курортное лечение и оздоровление должен принимать только врач, ведущий диспансерное наблюдение после соответствующего медицинского обследования. В случае неправильных рекомендаций ответственность несет только врач, осуществляющий диспансерное наблюдение. В индивидуальной карте медицинского наблюдения должно быть обязательно заключение о виде санаторно-курортного или оздоровительного лечения, типе санаторно-оздоровительного учреждения, возможных вариантах его и рекомендуемых времени года и географической зоне. При этом должны быть четко сформулированы медицинские показания, общеоздоровительные цели, возможность компенсации для предоставления права выбора (имеется в виду бытовой выезд из загрязненной зоны в чистую). Эта запись должна быть оформлена в начале диспансерного года и обновляться ежегодно. При этом необходимо руководствоваться следующими положениями.

В настоящее время для направления на санаторно-курортное лечение и оздоровление используются критерии в зависимости от имеющихся соматических заболеваний, т.к. для детского и для взрослого населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС, характерны одинаковые изменения иммунологического, эндокринного, вегетативного и психологического статуса.

До разработки специальных критериев показаний к санаторно-курортному лечению и оздоровлению в зависимости от дозы полученного радиационного воздействия необходимо руководствоваться существующими в настоящее время положениями по правилам медицинского отбора и направления населения в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

В настоящее время создана система первичного учета и диспансерного наблюдения (Приказ Минздрава РФ N 173 от 4.11.91 г. «О медицинском обеспечении и реабилитации населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС).

Согласно Закона Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в соответствии со статьями 18: о компенсации и льготах гражданам, проживающим (работающим) на территориях зон проживания с правом отселения и 19: о компенсации и льготах гражданам, проживающим на территориях зон проживания с льготным социально-экономическим статусом предусмотрены некоторые социальные льготы (увеличена продолжительность отпуска по беременности и родам, выплачивается единовременное пособие беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки). Рекомендовано проведение им оздоровительных мероприятий за пределами территорий радиоактивно загрязненных. Однако вопросы оздоровления беременных женщин не решены.

Известно, что ионизирующая радиация отрицательно влияет на организм беременной женщины и плод. Повреждение зародыша ионизирующей радиацией может происходить как в результате прямого (непосредственного) действия облучения, так и вследствие непрямого эффекта, обусловленного поражением материнского организма, что имеет место на территориях, загрязненных радионуклидами в результате аварии на ЧАЭС.

Учитывая сложность выведения беременной женщины на весь период беременности с загрязненных территорий для проведения оздоровительных мероприятий показано оздоровление беременных в санаториях-профилакториях, загородных базах отдыха, местных домах отдыха и пансионатах.

Лечебно-профилактические мероприятия рекомендовано проводить 3 курсами в течение беременности по 14-16 дней в сроках до 16 нед., 24-28 нед. и 32-36 нед.

Предгравидарная подготовка — это комплекс медицинских и социальных мероприятий, включающий психопрофилактическую подготовку женщины и выработку у нее сознательного отношения к беременности, уверенности в благоприятном ее течении и завершении родов, медико-генетическое консультирование супругов, санацию хронических очагов инфекции, полноценное сбалансированное питание, здоровый образ жизни, а также проведение курса оздоровления или санаторно-курортного лечения (по медицинским показаниям) за пределами территорий радиоактивно загрязненных.

Особого внимания заслуживает проведение оздоровительных и реабилитационных мероприятий девочкам и девушкам с целью подготовки их к будущему материнству.

Ранняя активная диагностика и коррекция нарушений репродуктивной функции в специализированных учреждениях позволят обеспечить надежную профилактику в детородном возрасте.

Оздоровительные и реабилитационные мероприятия необходимо проводить в соответствии с группами здоровья. К I группе относятся «практически» здоровые девушки, оздоровление которых проводится в лагерях труда и отдыха, пансионатах, домах отдыха, II группа — это группа «риска». В нее входят девочки и девушки, имеющие хронические очаги инфекции, различные дизадаптационные проявления организма. Оздоровление и реабилитация этой группы должна проводиться в санаториях общего профиля и санаториях-профилакториях с санацией очагов инфекции. В III группу входят девочки и девушки, имеющие хроническую или гинекологическую патологию. Реабилитационные мероприятия проводятся им в профильных санаториях по основному заболеванию, по медицинским показаниям.

Детский организм обладает повышенной радиочувствительностью, поэтому наиболее высока и реальность возможных радиационных повреждений.

Клинические проявления и патогенез отдаленной радиационной патологии принципиально не отличается от патологии хронических радиационных и других токсических воздействий.

Однако степень выраженности радиационных эффектов варьирует в зависимости от ряда физических, биологических, генетического фона, гормонального статуса, психосоциальной характеристики личности ребенка и других факторов.

В основу концепции реабилитации детей положен принцип дифференцированного подхода с учетом состояния здоровья детей:

— комплексности использования медико-специальных и психолого-педагогических методов реабилитации;

— этапного оздоровления с использованием всех местных возможностей санаторно-курортных и оздоровительных учреждений.

Разработанная республиканская программа «Дети Чернобыля» включает мероприятия по созданию системы оздоровления и реабилитации детей из зон радионуклидного загрязнения.

Основой для оценки состояния здоровья должны быть результаты ежегодного диспансерного наблюдения за детьми.

Диспансеризация детей осуществляется на районном уровне с использованием информативных методов обследования по стандартным протоколам с учетом специфики радиационного воздействия.

На основе данных диспансеризации формируются потоки детей по группам здоровья: здоровые дети (I группа), дети с риском развития той или иной хронической патологии (II группа), дети с хронической патологией (III группа).

Главным принципом оздоровления детей I группы здоровья является ежегодное пребывание их в «чистых» территориях в течение не менее 2-х месяцев.

Чрезвычайно важно также использовать для оздоровления детей имеющиеся в территориях проживания спортивные и общеоздоровительные комплексы, оздоровительные лагеря, бассейны, сауны, спортивные залы и т.д.

Детям II группы здоровья показано использование оздоровительных и реабилитационных воздействий. С этой целью используются санаторные группы в детских садах, санаторные лагери круглосуточного функционирования.

Дети с риском развития хронической патологии могут направляться в многопрофильные (профильные) санатории и другие оздоровительные учреждения.

Во II группе здоровья особое внимание следует уделить детям с эутиреоидным увеличением щитовидной железы I и II степени. Им не показано пребывание на южных курортах в период повышенной инсоляции (веста, лето). В летнее время отдых данного контингента детей необходимо организовывать в Средней полосе России.

Чрезвычайно важно проведение оздоровительных и реабилитационных мероприятий детям с хронической патологией (III группа здоровья).

Этим детям должно быть обязательно проведено обследование, а при необходимости — лечение в стационаре с последующей этапной реабилитацией в отделениях восстановительной терапии больниц, а также в местных, республиканских санаториях с учетом характера патологии.

На всех этапах реабилитации, проводимой в условиях стационаров, большое значение придается воздействиям, направленным на связывание радионуклидов и выведение их из организма ребенка.

Одним из важных этапов реабилитации детей III группы здоровья является санаторно-курортный, направленный на нормализацию функции различных органов и систем, психоэмоциональной сферы, физической работоспособности.

Для осуществления этого этапа используются различные типы санаторно-курортных учреждений системы Минздрава (специализированные и многопрофильные детские санатории, санатории для детей с родителями), профсоюзов (санатории для родителей с детьми, санаторные лагеря круглогодового функционирования, санатории-профилактории) и Минобразования (санаторные лесные школы, школы-интернаты, санаторные группы детских дошкольных учреждений, сезонные санаторные и общеоздоровительные лагеря труда и отдыха).

Отбор детей на санаторно-курортное лечение проводится строго по медицинским показаниям, а потребность корригируется ежегодно с учетом структуры заболеваемости на основе результатов диспансеризации детского населения. Ответственными за отбор на санаторно-курортное лечение и оценку его эффективности является районный педиатр.

Современные данные о влиянии на детский организм не только малых доз ионизирующего излучения, но и факторов нерадиационного характера, в т.ч. психологического, приводящего к социальной адаптации, обосновывает необходимость проведения в условиях санаторно-курортных учреждений мероприятий по коррекции психологических нарушений.

Для проведения как групповой, так и индивидуальной психотерапии и психологической поддержки необходимо введение в штат санаторно-курортных учреждений психолога.

Организация лечения и профилактики здоровья во многих здравницах базируется на широком применении природных лечебных факторов. Минеральные столовые, лечебно-питьевые и бальнеологические воды в пределах равнинной части России находятся на значительных глубинах, и в основном надежно защищены от антропогенного воздействия. Высокую бальнеологическую ценность имеют и лечебные грязи, месторождения которых не находятся в экологически загрязненных зонах. Надежно защищены месторождения маломинерализованных (так называемых столовых) минеральных вод в зонах проживания населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС; они являются экологически чистым пищевым продуктом и при увеличении их промышленного розлива смогут удовлетворить потребности населения и дать значительную экономию за счет сокращения поставок бутылированных вод из других регионов.

Дальнейшее развитие курортной сети при имеющихся курортных ресурсах, расположенных на незагрязненных территориях Средней полосы России, позволит получить значительную экономию за счет исключения транспортных средств по доставке людей к южным курортам.

Минздрав предложил изменить список болезней, возникших из-за аварии на ЧАЭС

26 апреля 1986 г. в результате взрыва четвертого реактора атомной электростанции в Чернобыле в Украине, в то время Республике бывшего Советского Союза, произошел огромный выброс радиоактивных веществ в атмосферу. Эти радиоактивные осадки выпали, в основном, в странах Европы, но особенно, на больших территориях Беларуси, Российской Федерации и Украины.

По оценкам, в течение 1986-1987 гг. сдерживанием распространения радиоактивных осадков и их очисткой занималось 350 000 работников, или «ликвидаторов», из числа военнослужащих, работников АЭС, местной милиции и пожарных служб.

Самые большие дозы радиации получило около 240 000 ликвидаторов во время проведения работ по уменьшению последствий аварии в пределах 30-километровой зоны вокруг реактора. Впоследствии число зарегистрированных ликвидаторов увеличилось до 600 000, но лишь небольшая их часть подверглась воздействию высоких уровней радиации.

Весной и летом 1986 г. 116 000 человек было эвакуировано из районов, окружающих чернобыльский реактор, в незараженные районы. В последующие годы было переселено еще 230 000 человек.

В настоящее время приблизительно пять миллионов человек проживает в районах Беларуси, Российской Федерации и Украины, где уровни радиоактивных осадков, содержащих цезий, превышают 37 кБк/м21. Из них приблизительно 270 000 человек продолжает жить в районах, классифицированных советскими полномочными органами как зоны усиленного контроля (ЗУК), где заражение радиоактивным цезием превышает 555 кБк/м2.

Эвакуация и переселение оказались глубоко травматичными для многих людей из-за разрыва социальных связей и невозможности вернуться в свои дома, а для многих также и из-за социального клеймения, связанного с тем, что они стали «людьми, подвергшимися воздействию радиации».

Помимо отсутствия достоверной информации для людей, пострадавших в первые несколько лет после аварии, не было доверия к официальной информации, и большинство проблем со здоровьем ошибочно относились на счет воздействия радиации в результате Чернобыльской аварии.

Настоящий информационный бюллетень дает общий обзор медицинских последствий Чернобыльской аварии, которые могут быть установлены на основе высококачественных научных исследований. Предоставление обоснованной и точной информации людям, наиболее пострадавшим в результате этой аварии, должно способствовать процессу их излечения.

В соответствии с инициативой Форума ООН по Чернобылю Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в период с 2003 по 2005 годы провела ряд совещаний экспертов для рассмотрения всех научных данных о медицинских последствиях, связанных с этой аварией.

Группа экспертов ВОЗ использовала в качестве основы Доклад 2000 г. Научного комитета Организации Объединенных Наций по действию атомной радиации (НКДАР ООН), в обновленный вариант которого вошли критические обзоры опубликованной литературы и информации, представленной правительствами трех пострадавших стран. В состав Группы экспертов входили многие ученые, которые проводили исследования в этих трех пострадавших странах, а также эксперты из многих стран мира.

Были также рассмотрены специальные программы медико-санитарной помощи, созданные для лечения людей в трех странах, более всего пострадавших в результате этой аварии. В результате ВОЗ опубликовала доклад «Медицинские последствия Чернобыльской аварии и специальные программы медико-санитарной помощи» (см.www.who.int/ionizing radiation).

Группа экспертов ВОЗ обратила особое внимание на научное качество и использовала информацию, главным образом, из рецензированных журналов, чтобы можно было сделать обоснованные выводы. Кроме того, были проведены сравнения с результатами исследований на людях, пострадавших в предыдущих ситуациях, связанных с высоким воздействием радиации, таких как люди, выжившие после взрывов атомных бомб в Японии.

Воздействие ионизирующей радиации определяется по «поглощенной дозе», измеряемой в греях (Гр).

«Эффективная доза», измеряемая в зивертах (Зв), учитывает количество поглощенной энергии от ионизирующей радиации, вид радиации и чувствительность различных органов и тканей к лучевому поражению.

Для большинства случаев воздействия в результате Чернобыльской аварии поглощенные дозы являются аналогичными эффективным дозам (то есть 1Гр приблизительно равен 1 Зв).

Все люди постоянно подвергаются воздействию ионизирующей радиации из многих естественных источников, таких как космическое излучение и радиоактивные вещества естественного происхождения во всех продуктах питания, которые мы употребляем, жидкостях, которые мы пьем, и в воздухе, которым мы дышим. Это называется естественной фоновой радиацией.

В докладах НКДАР ООН сообщается, что средняя доза естественной фоновой радиации, которую ежегодно получают люди во всем мире, составляет приблизительно 2,4 мЗв2, но эта величина обычно колеблется в диапазоне 1-10 мЗв. Однако для ограниченного числа людей, проживающих в районах мира с высокой фоновой радиацией, дозы могут превышать 20 мЗв в год. Нет фактических данных о том, что это создает какой-либо риск для здоровья.

Для большинства людей более половины их дозы естественной фоновой радиации поступает от радона, радиоактивного газа, который может аккумулироваться в домах, школах и на рабочих местах. При вдыхании воздействие радиации от радона может привести к раку легких. Дозы облучения людей могут характеризоваться как низкие, если они сопоставимы с уровнями естественного фона.

Ниже приводятся общие средние эффективные дозы, аккумулированные за 20 лет наиболее сильно пострадавшими группами населения в результате Чернобыльской аварии. Их можно сравнить со средними дозами, которые люди обычно получают от естественного фона за 20 лет. Для сравнения приводятся также дозы, получаемые в результате обычных медицинских процедур.

Население (годы воздействия) Количество Средняя общая доза за 20 лет (мЗв)1
Ликвидаторы (1986-1987 гг.) (высокое воздействие) 240 000 >100
Эвакуированные (1986 г.) 116 000 >33
Население ЗУК (>555 кБк/м2)(1986-2006 гг.) 270 000 >50
Население низкозараженных районов (37 кБк/м2) (1986-2005 гг.) 5 000 000 10–20
Естественный фон 2,4 мЗв/год (обычный диапазон 1–10, максимум >20) 48
Приблизительные обычные дозы, получаемые в результате облучения рентгеновскими лучами на одну процедуру:
облучение при компьютерной томографии всего тела 12 мЗв
маммография 0.13 мЗв
рентгеноскопия грудной клетки 0.08 мЗв

[1] Эти дозы являются дополнительными по отношению к дозам, полученным в результате естественной фоновой радиации.

Несмотря на то, что эффективные дозы большинства жителей зараженных районов являются низкими, для многих людей дозы на щитовидную железу были большими в результате употребления молока, зараженного радиоактивным йодом.

Индивидуальные дозы на щитовидную железу находились в диапазоне от нескольких десятков мГр до нескольких десятков Гр.

Помимо людей, подвергшихся воздействию высоких уровней радиоактивного йода, упомянутого выше, только те ликвидаторы, которые работали вокруг разрушенного реактора в течение первых двух лет после аварии (240 000), эвакуированные (116 000) (некоторые из которых получили дозы, намного превышающие 100 мЗв) и жители сильно зараженных ЗУК (270 000) получили дозы, значительно превышающие уровни обычного естественного фона.

Люди, которые проживают в настоящее время в слабозараженных районах (37 кБк/м2) продолжают получать небольшие дозы выше уровней естественного фона, но эти уровни находятся в обычном диапазоне фоновых доз, получаемых во всем мире.

Для сравнения, высокая доза радиации, которую обычно получает пациент в результате компьютерной томографии всего тела, приблизительно эквивалентна суммарной дозе, аккумулированной за 20 лет жителями слабозараженных районов после Чернобыльской аварии.

Радиация и здоровье: последствия Чернобыля

Ионизирующая радиация является известной причиной некоторых типов лейкемии (образования злокачественных клеток крови).

Повышенный риск развития лейкемии был впервые выявлен среди людей, переживших атомные бомбардировки в Японии, примерно через два-пять лет после воздействия радиации.

Последние исследования свидетельствуют о возрастании в два раза заболеваемости лейкемией среди ликвидаторов Чернобыльской аварии, подвергшихся наибольшей экспозиции.

Среди детей и взрослых людей, проживающих в зараженных районах, такое возрастание не было четко продемонстрировано.

На основе данных о людях, выживших после взрывов бомб в Японии, можно предположить, что сейчас, спустя 20 лет после катастрофы, большинство случаев лейкемии, которые могут быть связаны с Чернобыльской аварией, уже произошло. Тем не менее, необходимы дальнейшие исследования для получения более точных данных.

В то время как ученые проводят исследования с целью установления того, может ли радиация быть причиной рака многих других органов, обзоры, проведенные Группой экспертов ВОЗ, не обнаружили данных о возрастании риска развития рака (за исключением рака щитовидной железы) в связи с радиацией в Чернобыле.

Кроме последних данных о риске лейкемии среди ликвидаторов Чернобыльской аварии, было зарегистрировано незначительное возрастание заболеваемости раком молочной железы в предклимактерическом периоде в наиболее зараженных районах, что, по всей вероятности, вызвано радиацией. Однако для подтверждения этих двух заключений необходимо провести хорошо спроектированные эпидемиологические исследования.

Отсутствие наблюдаемого возрастания риска развития рака (за исключением рака щитовидной железы) не является доказательством того, что такого возрастания не произошло.

На основе данных о людях, выживших после взрывов атомных бомб, можно предположить незначительное возрастание риска развития рака даже в случае получения малых и умеренных доз радиации. Однако обнаружить такой прирост будет сложно.

По данным НКДАР ООН (2000 г.), 134 ликвидатора получили достаточно высокие дозы радиации для постановки диагноза острой лучевой болезни (ОЛБ). Среди них 28 человек скончалось в 1986 г. в результате ОЛБ. Другие ликвидаторы скончались позднее, но причиной их смерти не обязательно было воздействие радиации.

Можно предположить увеличение количества случаев смерти от рака на протяжении всей жизни среди лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии.

В связи с тем, что в настоящее время невозможно определить, какие конкретные случаи рака были вызваны радиацией, количество таких случаев смерти можно оценить лишь статистически на основе использования информации и проекций, полученных при исследованиях на людях, выживших после взрывов атомных бомб, и других подвергшихся значительному воздействию популяций.

Необходимо учесть, что люди, выжившие после взрывов атомных бомб, получили высокие дозы радиации за короткий период времени, в то время как воздействие радиации в Чернобыле было в низких дозах и в течение длительного времени. Этот и другие факторы, такие как попытки определить дозы, полученные людьми спустя значительное время после аварии, а также изменения в их образе жизни и питании, приводят к очень большой неопределенности при составлении проекций в отношении будущих случаев смерти от рака.

Кроме того, значительное, не связанное с радиацией, сокращение средней продолжительности жизни в трех странах за последние 15 лет, вызванное чрезмерным употреблением алкоголя и табака, и уменьшение масштабов оказания медицинской помощи существенным образом осложнили выявление каких-либо воздействия радиации на смертность от рака.

Несмотря на расхождения во мнениях относительно степени риска развития рака в результате воздействия низких доз радиации, Комитет БЭИР VII при Национальной академии наук США опубликовал в 2006 г. всесторонний обзор научных сведений и пришел к заключению, что риск продолжает носить линейный характер при низких дозах без пороговой величины (так называемая «линейная беспороговая модель», или ЛБП-модель). Тем не менее, существует неопределенность в отношении силы воздействия, особенно при дозах намного ниже 100 мЗв.

Группа экспертов пришла к выводу, что среди трех групп людей, подвергшихся наибольшему воздействию радиации (240 000 ликвидаторов, 116 000 эвакуированных жителей и 270 000 жителей ЗУК), на протяжении их жизни может произойти до 4 000 дополнительных случаев смерти от рака. С учетом того, что более 120 000 человек из этих трех групп могут с течением времени умереть от рака, дополнительные случаи смерти от рака в результате воздействия радиации означают 3-4-процентное превышение обычной заболеваемости раком, вызванной всеми причинами.

Проекции относительно случаев смерти от рака среди пятимиллионного населения районов с уровнем радиоактивных осадков, содержащих цезий, в 37 кБк/м2 в Беларуси, Российской Федерации и Украине гораздо менее определенные, так как эти районы подвергались воздействию радиации в дозах, незначительно превышающих естественные уровни фоновой радиации.

В соответствии с прогнозами, сделанными, по большей части, на основе ЛБП-модели, в этой популяции может произойти до 5 000 дополнительных случаев смерти от рака в результате воздействия радиации, или 0,6 % случаев смерти, ожидаемых в этой популяции в результате других причин. Еще раз подчеркиваем, что эти числа показывают лишь возможное воздействие аварии в связи с большой степенью неопределенности, о которой говорилось выше.

Чернобыль может вызвать случаи заболевания раком и в других европейских странах, за пределами Беларуси, Российской Федерации и Украины. Однако, по данным НКДАР ООН, средняя доза для этих популяций намного ниже и, поэтому, ожидаемое относительное увеличение количества случаев смерти от рака будет гораздо меньше. Прогнозируемые оценки очень неопределенны, и представляется маловероятным, что национальные статистические данные по раку в этих странах покажут какое-либо увеличение (3).

1 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

А.Ю. Бушманов1, А.В. Рожко2, А.П. Бирюков1, А.С. Кретов1, Э.А. Надыров2, Э.П. Коровкина1

Анализ нормативно-правовой базы, используемой экспертными

W ^ W

советами при установлении причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан Союзного государства, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы

1 ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицин-

ский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России, г. Москва

2 Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека,

г. Гомель, Республика Беларусь

A.Yu. Bushmanov1, A.V. Rozhko2, A.P. Biryukov1, A.S. Kretov1, E.A. Nadyrov2, E.P. Korovkina1

Analysis of the applied regulatory and legal framework used by the Advisory Councils in establishment of the causal relationship in cases of morbidity, disability and mortality among the Allied States Citizens exposed to radiation in Chernobyl Accident

1 Federal State Budgetary Institution, State Research Center — Federal Medical Biophysical Centre named by A.I. Burnasyan, Federal Medical Biological Agency, Moscow

2 Republican Research Centre for Radiation Medicine and Human Ecology, Republic of Belarus, Gomel

Ключевые слова: межведомственные экспертные советы (МЭС), ЧАЭС, законодательная база, организационная структура.

В статье проведен анализ методических подходов к установлению экспертными советами причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан Союзного государства, подвергшихся воздействию радиационных факторов вследствие Чернобыльской катастрофы. Рассмотрены нормативные документы и законодательная база, регламентирующие работу межведомственных экспертных советов (МЭС) по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы. Представлены результаты деятельности межведомственных экспертных советов РФ и Республики Беларусь за 2013 г.

Keywords: interdepartmental advisory councils (IAC), Chernobyl Atomic Power Station (ChAPS), legislative base, organizational structure.

The article presents analysis of the applied regulatory and legal framework used by the Advisory Councils in establishment of the causal relationship in cases of morbidity, disability and mortality among the Allied States Citizens exposed to radiation in Chernobyl Accident. It reviews Normative documents and legislation, for the Interdepartmental Advisory Councils operations, that acts in establishment of the causal relationship in cases of morbidity, disability and mortality, among the Allied States Citizens, exposed to radiation in Chernobyl Accident. It presents the results of The Interdepartmental Advisory Councils operation in Russian Federation and Byelorussia for 2013.

С момента взрыва на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС прошло 30 лет. Уже в первые годы после аварии стало очевидно, что Чернобыльская катастрофа и ее последствия еще много лет будут оказывать влияние на здоровье людей, подвергшихся радиационному воздействию, экологию, экономическое развитие, демографические и социально-психологические процессы в загрязненных радионуклидами территориях.

Все годы, прошедшие с момента аварии, среди специалистов продолжаются дискуссии об объективности оценок наблюдаемых медицинских последствий Чернобыльской аварии и корректности прогнозов ее отдаленных радиационных эффектов.

В результате аварии на ЧАЭС радио -нуклидному загрязнению подверглись значительные территории прилегающих регионов Белоруссии, Украины и Российской Федерации.

Опыт гигантской работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не имеет себе равных в мировой практике. При этом участники поставарийных работ, далее именуемые «ликвидаторы», оказались наиболее облученной и одной из самых многочисленных категорий населения, пострадавших в результате катастрофы, на которую в полной мере воздействовали все факторы радиационной аварии, в первую очередь ионизирующее излучение. В данных обстоятельствах особое значение приобретает эпидемиологическое исследование радиационной зависимости заболеваний, прежде всего злокачественных новообразований, так как бласто-могенное действие радиации является наиболее опасным отдаленным последствием облучения [7-9; 10; 12].

1. В случае смерти участника ЛПА на ЧАЭС необходимо вызвать врача «Скорой помощи» (телефон 03). После подтверждения медицинской службой факта смерти сообщить о случившемся в полицию (телефон 02).

2. Узнать у врача «Скорой помощи» или сотрудника полиции адрес морга, куда будет отправлено тело умершего, телефоны.

3. Вы имеете право на бесплатное хранение тела в морге до 7 суток, по письменному заявлению близких -до 14 суток (Статья 8 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 г.).

4. Для лиц, имеющих инвалидность, связанную с участием в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, обязательно провести вскрытие тела (бесплатно) для подтверждения связи причины смерти с инвалидностью. При отказе от проведения бесплатного вскрытия необходимо написать заявление и потребовать его зарегистрировать.

5. Обязательное получение в морге акта вскрытия, где желательно чтобы было указано, что смерть наступила вследствие одного из заболеваний, указанных при установлении инвалидности, связанной с участием в ликвидации последствий катастрофы в Чернобыле.

6. По справке из медицинского учреждения получить в отделе регистрации актов гражданского состояния «Свидетельство о смерти».

7. Получить разрешение на захоронение тела на любом кладбище (в том числе закрытом для захоронения) — это в г. Москва. В других регионах может быть по разному. 8. Имея при себе акт о вскрытии, обратиться в поликлинику, где наблюдался умерший, для подготовки соответствующих документов и их отсылки в Межведомственный экспертный Совет с целью официального установления связи смерти с участием в ликвидации последствий аварии на ЧЭАС.

9. Обратиться в районную чернобыльскую организацию (по месту постоянного проживания участника ЛПА) с просьбой оказать помощь в организации и проведении похорон (по желанию)

10. Кто не хочет пользоваться по какой-то причине помощью региональной общественной организацией СЧР, то: Для оформления и отправки документов на МЭС для установления Причинной связи с Чернобылем умершего инвалида (ликвидатора) чернобыльца можно обратиться в Региональное Министерство (Управление) Здравоохранения в Отдел мобилизационной работы. (Это у нас в Рязани, в других регионах может быть по-другому или вообще не быть). Одним из обязанностей которого является: обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности. Там расскажут, какие нужно собрать копии документов и помогут отправить на МЭС.

11. Имея при себе Свидетельство о смерти, обратиться в районное Управление социальной защиты населения (УСЗН) по месту прописки умершего с письменным заявлением о выделении пособия на погребение: а) как рядового гражданина, б) как участника ЛПА на ЧАЭС. Получить пособие на погребение согласно Закону РФ № 1244-1 от 15. 05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 9910,37 руб. в 2015 г. (пункт15 Статьи 14) в) в случае потери кормильца обратиться за назначением денежной компенсации иждивенцам и детям.

12. Вдовам ЛПА на ЧАЭС необходимо письменно обратиться в группу учета ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС районного отдела социальной защиты для оформления удостоверения «Вдова участника ЛПА на ЧАЭС». Основание: Совместные приказы МЧС РФ № 727, Минздрава РФ № 83 и Минфина РФ № 165н от 08.12.2006 г. с учетом последней редакции «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС», п. 5. Это можно сделать одновременно с обращением (письменным) за пособием на погребение. Заключение МЭС необязательно. ПРИМЕЧАНИЕ. Если у умершего чернобыльца было удостоверение «Ветеран военной службы», то за пособием на погребение лучше обратиться в Военный Комиссариат, там сумма больше. Согласно Постановлению Правительства РФ № 460 от 6 мая 1994 г «О нормах расходов денежных средств на погребение…» они переведут на счет любого банка, который у вас имеется, 16258 рублей (такова сумма на сегодняшний день 26.03.2015 г. и она индексируется). Для этого нужно предъявить копии всех имеющихся документов. Так же нужно предъявить сумму расходов, затраченных на Ритуальные услуги. Например, в Рязани в фирме по оказании Ритуальных услуг выдают расходный чек на специальном бланке для Чернобыльцев для предъявления в Военкомат. Деньги перечисляют на банковский счет (вдовы или родственника) в течение 3-х месяцев. Так же в течение 3-х лет после кончины чернобыльца Военный Комиссариат гарантирует перечисление денежных средств на сумму 28099 рублей (по состоянию на 26.03.2015 г., тоже индексируется) на Памятник либо на банковский счет вдовы (родственника), либо безналичным расчетом на счет фирмы изготовителя. Затем представитель военкомата проверяет на кладбище затраченные средства. Одновременно пособие на погребение и в Военкомате и в Собесе недопустимо. Только на выбор одно.

13. Семьям, потерявшим кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 26046,47 рублей (в 2015 году), родителям погибшего — в размере 13023,27 рублей (в 2015 г.). (Часть 4 Статьи 39). Суммы ежегодно индексируются. ПРИМЕЧАНИЕ. Эти суммы выплачиваются только при наличии заключения МЭС.

Российский межведомственный совет

1. Направление органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации Центрального федерального округа по месту проживания (оригинал) на имя председателя Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию с указанием цели подачи заявления (установление связи заболевания, инвалидности или смерти) (образец в Приложении 1): — бывшим военнослужащим из Центральной военно-врачебной комиссии или Медицинского управления (оригинал). — работавшим в системе учреждений Росатома (Минатома) — из Федерального медико- биологического агентства (оригинал).

2. Личное заявление от граждан (копия), подвергшихся радиационному воздействию на имя руководителя органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации Центрального федерального округа по месту проживания (образец в Приложении № 2). Для ребенка, родившегося от граждан, подвергшихся радиационному воздействию: — ФИО родителей, данные на родителей, подвергшихся радиационному воздействию, указанные выше. — цель подачи заявления (установление связи заболевания, инвалидности или смерти).

3. Копия паспорта заявителя (только листы паспорта, имеющие записи).

4. Заверенная копия удостоверения Российской Федерации установленного единого образца, подтверждающего факт пребывания в зоне радиоактивного воздействия.

5. Документ, подтверждающий факт пребывания в 30-километровой зоне радиационного воздействия (копия справки из архива Министерства обороны РФ, военного билета и т.п.). Официальная справка о точных сроках пребывания в зоне радиационного воздействия и полученной дозе облучения. Для жителей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварийной ситуации, подается копия документа пострадавшего и при наличии данные о полученной дозе облучения (если она определялась).

6. Материалы об уровне внутреннего и внешнего облучения в период работы по ликвидации последствий аварии (если таковые имеются) или результаты биологической дозиметрии (копия карты учета радиации, копия военного билета, копия справки из архива Министерства обороны РФ), а для жителей загрязненных территорий — справка о полученной дозе облучения за время нахождения. Данные о полученной дозе принимаются только от организаций, проводящих дозиметрические исследования непосредственно на месте или официально занимающихся реконструкцией доз. При отсутствии данных Российский МЭС решает вопрос без учета дозовой зависимости заболевания на основании клинической картины имеющихся заболеваний.

7. Маршрутный лист (данные о характере выполняемых работ, заполняется заявителем в произвольной форме). Маршрутный лист (документ, составляемый лицом, подвергшимся радиационному воздействию; указывает о месте нахождения на работах или проживании и характере выполняемых работ в это время). Для ликвидаторов указывается время работы, адреса населенных пунктов или их названия, время работы в данных населенных пунктах, характер выполняемых работ 2 (непосредственно выполняемые работы и время их выполнения). Указывается место проживания (населенный пункт и характер жилого помещения). Место питания. Способ доставки от места проживания к месту работы. При отсутствии этих данных Российскому МЭС сложно определить и учесть факторы, которые могут оказать влияние на принятие решения.

8. Заключение военно-врачебной комиссии (ВВК) — при увольнении (для бывших военнослужащих, копия).

9.Копия трудовой книжки лица, подвергшегося радиационному воздействию.

10. Справка с места работы об условиях труда и характере работы (особо отметить работал ли с источниками ионизирующего излучения).

11. Справка с места жительства.

12. Выписка (только в отпечатанном варианте) из медицинской документации гражданина, подвергшегося радиационному воздействию (амбулаторная карта, медицинская карта стационарного больного), содержащая в полном объеме информацию:

12.1. О состоянии здоровья пострадавшего до и после воздействия радиационных факторов, начале заболевания, частоте обострений с описанием жалоб, данных объективного статуса, локального статуса, данных параклинических методов обследования, лечения, обоснования выставленных диагнозов.

12.2. О динамике состояния здоровья пострадавшего по годам обращений в медицинское учреждение с учетом частоты обострений заболевания и сведений о временной утрате трудоспособности и ее причинах с указанием дат и диагнозов.

13. Копии выписок из стационаров за все годы наблюдения, копии консультативных карт.

13.1. Выписки из истории болезни онкологического больного с данными гистологического исследования опухоли.

13.2. Если больной наблюдается у врача-психиатра — выписки из амбулаторной карты, стационара,

14. При наличии инвалидности:

14.1. Ксерокопии направления (посыльный лист) на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, вместе с «Обратным талоном» в организацию, оказывающую лечебно-профилактическую помощь, выдавшую направление на медико-социальную экспертизу» (Форма № 088/у-06) — при первичном и всех повторных освидетельствованиях;

14.2. Ксерокопии Справок МСЭ при наличии инвали��ности.

Министерство здравоохранения РФ
Министерство труда и социального развития РФ

(Приказ от 26 мая 1999 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 августа 1999 г. N 1877)

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.99 N 623-р и в целях реализации части 10 статьи 24 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (с изменениями и дополнениями от 24.11.95 N 179-ФЗ, от 11.12.96 N 149-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ, от 17.04.99 N 79-ФЗ) приказываем:
1. Утвердить Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (Приложение).
2. Учреждениям Государственной службы медико — социальной экспертизы при установлении инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” от 15.05.91 N 1244-1, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных Советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в утвержденный перечень заболеваний.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г. Онищенко и заместителя Министра труда и социального развития Российской Федерации А.И. Осадчих.

Приложение

Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Острая и хроническая лучевая болезнь; лучевая катаракта; местное лучевое поражение (лучевые ожоги); миелоидный лейкоз; эритромиелодисплазия; апластическая анемия; злокачественные лимфомы; миеломная болезнь; рак щитовидной железы; рак трахеи, бронхов, легкого; рак пищевода; рак желудка; рак толстой кишки; рак мочевого пузыря; рак молочной железы; рак яичников и яичка; рак почки; рак кожи; злокачественные опухоли костей и суставных хрящей; злокачественные опухоли мозга.

Одним из последствий ОЛБ стали катаракты и серьезные повреждения кожи, поскольку основное воздействие было связано с внешним облучением. Так, у некоторых пациентов дозы в коже превышали дозы в костном мозге в 30 раз.

Тяжесть повреждений была непосредственно связана со степенью острой лучевой болезни. При 3-й и 4-й стадиях развились шрамы, контрактуры, фиброз и радиационные язвы, которые не заживали длительное время. В дальнейшем нескольким ликвидаторам даже была проведена ампутация, но вот случаев рака кожи на фоне таких поражений зафиксировано не было.

Помутнение хрусталика глаза, катаракта, развилась практически у всех ликвидаторов. Однако однозначных данных, при каких дозах может наблюдаться такое осложнение, нет. Дело в том, что пациенты, перенесшие острую лучевую болезнь, наблюдались в двух клиниках — московской клинике Федерального медицинского биофизического центра им. А. И. Бурназяна (ФМБЦ) и киевском Украинском научном центре радиационной медицины (УНЦРМ). И каждая по-своему оценивала полученные результаты: согласно выводам ФМБЦ, для проявления катаракты нужно облучение не менее 3,2 Гр, а специалисты УНЦРМ утверждают, что болезнь проявляется уже при поглощенных дозах менее 1 Гр.

Пример с рисками лучевых катаракт показателен для оценок последствий аварии на ЧАЭС. К сожалению, после катастрофы не велось единых исследований, а та информация, которая есть на данный момент, часто разнородная и обрывочная. Свою роль в этом сыграла политическая ситуация 90-х годов. По сути, под наблюдением врачей постоянно находились только ликвидаторы, перенесшие ОЛБ. Причем наблюдались они двумя клиниками параллельно, полученные результаты не обобщались, а также не сравнивались с результатами контрольной группы. Оценить отдаленные последствия для здоровья в этом случае достаточно сложно. Например, по статистике, к 2006 году среди ликвидаторов увеличилось количество сердечно-сосудистых заболеваний, однако насколько это связано с радиационным облучением, сказать сложно. Ведь к этому времени средний возраст исследуемых составлял 54 года, и болезни сердца могли быть вызваны старением. Это же касается респираторных заболеваний, сейчас сложно оценить, какой процент из них связан с облучением, а какой — с обычным курением. Поэтому, что касается неонкологических заболеваний, НКДАР ООН не относит их к последствиям острой лучевой болезни, поскольку заметного увеличения таких болезней не наблюдается.

Мы попросили Павла Воробьева подробнее высказаться о ситуации с постановлением.

Профессор напомнил, что есть несколько совершенно разных групп, объединенных термином «чернобыльцы»: «Это ликвидаторы, непосредственно работавшие на станции в очагах большого загрязнения радиоактивными элементами; люди, непосредственно не имевшие контакта с радиоактивным загрязнением; лица, проживавшие в зоне отчуждения, и лица, проживающие в местах, где выпало относительно много радиоактивных осадков (по крайней мере, Брянская, Орловская, Тульская, Смоленская, Московская области). Число последних граждан не только не уменьшается, но и имеет тенденцию к росту, так как достаточно там прописаться, чтобы получить соответствующий статус и льготы».

Проект постановления, по словам эксперта, нацелен именно на льготников, для которых важно установить связь «между переоблучением и развитием болезней», но не касается всего объема медицинской помощи пострадавшим. «Если все, что касается непосредственных воздействий ионизирующей радиации, сомнений не вызывает, включая пусть и не явную, но возможную ее связь со злокачественными новообразованиями (повышение заболеваемости на 1–5% нельзя уловить методами обычной статистики), то связь некой “ишемической болезни” с радиацией представляется надуманной. Нет никакой “ишемической болезни”, критериев диагностики не установлено и установлено быть не может, так как это группа заболеваний, включающая инфаркт миокарда, стенокардию и др. Если есть данные по росту числа инфарктов миокарда у ликвидаторов или жителей, то было бы любопытно ознакомиться с результатами научных исследований. До сих пор ничего на этот счет в мировой литературе не опубликовано. Тут все очень просто: если действительно растет число больных со стенокардией, то будет расти и число больных с инфарктом миокарда. При больших дозах облучения сосудистые проблемы возникают, это правда, и касаются они разных сосудистых бассейнов. Но при относительно низких дозах никакого прироста сосудистых катастроф нет».

Оценить влияние еще не принятого постановления на число пациентов, получающих медпомощь в специализированных центрах, трудно: нет данных. «Чернобыльцы и приравненные к ним лица получают медицинскую помощь в обычных медорганизациях. За подавляющим большинством из них (если не сказать – за всеми) не установлено никакого наблюдения, как за пострадавшими от бомбардировок в Хиросиме и Нагасаки в Японии. Более того, никто не знает данных дозиметрии ликвидаторов: эти сведения были уничтожены. Можно косвенно определить полученные дозы по хромосомным аберрациям или спину электронов в эмали зубов. Но делают это в очень малом числе специализированных организаций, информация никак не обобщается и не анализируется».

Как выводы профессора, так и ответ руководства ВЦЭРМ свидетельствуют, что реальные объемы медпомощи чернобыльцам и численность пациентов скорее всего будут определяться «по факту» и – одновременно – исходя из бюджетных возможностей конкретного года. Т.е., как и прежде, в плановом порядке, но «в ручном режиме».

Двух недель на обсуждение проекта явно не хватило и, если постановление примут в нынешнем виде, мнение о том, что оно сырое и недоработанное, может оказаться преобладающим.

Чернобыльцам пересчитают дозы?

В настоящее время действует постановление правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. № 592, которым утвержден перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации. Это постановление содержит нозологии, по которым межведомственными экспертными советами устанавливается причинная связь заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.

«Помимо классических стохастических эффектов действия радиации в виде увеличения частоты злокачественных новообразований, в последние десятилетия получены убедительные данные, основанные на результатах радиационно-эпидемиологических исследований по оценке радиационных рисков нераковых заболеваний, в том числе болезней системы кровообращения и цереброваскулярных болезней», – отмечается в документе.

5.Ишемическая болезнь сердца, прогрессирующая, с частыми приступами стенокардии напряжения и покоя, осложненная острыми расстройствами коронарного кровообращения, тяжелыми нарушениями сердечного ритма, острой или нарастающей хронической сердечной недостаточностью.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.99 N 623-р и в целях реализации части 10 статьи 24 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями от 24.11.95 N 179-ФЗ, от 11.12.96 N 149-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ, от 17.04.99 N 79-ФЗ) приказываем:

1. Направление органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации Центрального федерального округа по месту проживания (оригинал) на имя председателя Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию с указанием цели подачи заявления (установление связи заболевания, инвалидности или смерти) (образец в Приложении 1): — бывшим военнослужащим из Центральной военно-врачебной комиссии или Медицинского управления (оригинал). — работавшим в системе учреждений Росатома (Минатома) — из Федерального медико- биологического агентства (оригинал).

13. Семьям, потерявшим кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 26046,47 рублей (в 2020 году), родителям погибшего — в размере 13023,27 рублей (в 2020 г.). (Часть 4 Статьи 39). Суммы ежегодно индексируются. ПРИМЕЧАНИЕ. Эти суммы выплачиваются только при наличии заключения МЭС.

Согласно букве Закона, к 1-й категории относятся участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и потерпевшие от Чернобыльской катастрофы, которые утратили полностью либо частично трудоспособность в результате Чернобыльской катастрофы, больные лучевой болезнью, а также лица, заболевание которых связано с последствиями Чернобыльской катастрофы.

Причинно Следственная Связь Чаэс Перечень Заболеваний 2020 Года

14.1. Личное заявление от родственников граждан, подвергшихся радиационному на имя председателя Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию;

5. Материалы об уровне внутреннего и внешнего облучения в период работы по ликвидации последствий аварии (если таковые имеются) или результаты биологической дозиметрии (копия карты учета радиации, копия военного билета, копия справки из архива Министерства обороны РФ), а для жителей загрязненных территорий — справка о полученной дозе облучения за время нахождения.

ПОСЛЕДСТВИЯ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ

А.Ф. Цыб, В.К. Иванов, М.А. Максютов
Медицинский радиологический научный центр РАМН, Обнинск

В результате аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года в атмосферу были выброшены радиоактивные вещества суммарной активностью около 12×1018 Бк. Основной радиационный удар приняли на себя Белоруссия, Россия и Украина. В России радиоактивное загрязнение захватило территорию с населением 2,3 млн. человек. Площадь с плотностью загрязнения выше 37 кБк/м2 составила более 56 тыс. км2.

Примерно 440 тыс. человек продолжают жить на территориях Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей с загрязненностью свыше 185 кБк/м2. Более 200 тыс. россиян были привлечены к работам по ликвидации последствий аварии, большинство из них получили дозы внешнего облучения от 50 до 250 мЗв.

До распада Советского Союза бытовало мнение, что Россия является наименее пострадавшей в результате аварии на ЧАЭС по сравнению с Белоруссией и Украиной. Но, как с точки зрения масштабов поверхностного загрязнения территории страны, так и с точки зрения численности населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях, Российская Федерация занимает второе место вслед за Белоруссией. В наибольшей степени радиационному загрязнению в России подверглись юго-западные районы Брянской области, где 79 тыс. человек проживают на территориях с плотностью загрязнения 137Cs более 555 кБк/м2. Если рассматривать контингент ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС, проживающих на территории России, то их численность примерно равна численности ликвидаторов, живущих на Украине, и намного выше, чем живет в Белоруссии.

В июне 1986 г. Министерством здравоохранения СССР была принята крупномасштабная программа по созданию в стране Всесоюзного распределенного регистра лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС. Головной организацией по созданию и ведению Всесоюзного регистра был назначен НИИ медицинской радиологии Академии медицинских наук, ныне Медицинский радиологический научный центр РАМН в г. Обнинске.

К декабрю 1991 г. (моменту распада СССР) база данных всесоюзного регистра включала персональную медицинскую и дозиметрическую информацию на 659292 человека. В создание регистра были вовлечены все без исключения республики бывшего Советского Союза, большое число научных и практических учреждений.

22 сентября 1993 года Правительством РФ было принято Постановление № 948 «О государственной регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов». Исполнение этого постановления возложено на Российский государственный медико-дозиметрический регистр (РГМДР, далее Регистр).

В докладе приводятся основные результаты радиационно-эпидемиологического анализа, и делается прогноз радиологических последствий для ликвидаторов и населения Российской Федерации, проживающего на загрязненных вследствие чернобыльской катастрофы территориях. В качестве информационной основы проведенного анализа была использована медико-дозиметрическая база данных Регистра, где собрана информация на 571135 человек, из которых 184175 человек — ликвидаторы, проживающие по всей территории России, и 336309 человек — население Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей, проживающее (или проживавшее, включая отселенных) на территориях с загрязненностью выше 185 кБк/м2.

Прогноз отдаленных медицинских последствий Чернобыля

Решение задачи прогноза отдаленных радиационных эффектов чернобыльской катастрофы требует наличия как минимум двух основных факторов:

  • адекватной модели прогноза для диапазона малых доз облучения, характерных для аварии на ЧАЭС;
  • оценки индивидуальных доз облучения для лиц, подвергшихся радиационному воздействию.

Начнем рассмотрение поставленной задачи и подходов к ее решению с вопроса о дозах облучения ликвидаторов. В научной литературе и средствах массовой информации данный вопрос обсуждался многократно, при этом зачастую давались противоречивые оценки. Научный комитет ООН по действию атомной радиации (НКДАР ООН) на своем заседании в мае 2000 г. в Вене всесторонне рассмотрел этот вопрос и подтвердил правильность дозиметрических данных по ликвидаторам, собранных в Регистре. Т.е. использование официальных доз внешнего облучения, внесенных в Регистр, является правомерным при проведении радиационно-эпидемиологических исследований.

Базируясь на линейной беспороговой модели, рекомендованной Международной комиссией по радиологической защите (МКРЗ), и данных о дозах внешнего облучения ликвидаторов можно сделать прогноз отдаленных радиационных эффектов, связанных с выявлением дополнительных онкологических заболеваний.

Как известно, наибольшие дозы получили ликвидаторы 1986 г. въезда (средняя доза — 16 сГр) в зону, поэтому в первую очередь рассмотрим прогнозные оценки для ликвидаторов 1986 г. Так, в 2000 г. из 100 тыс. ликвидаторов 1986 г. въезда солидные онкологические заболевания (все типы злокачественных новообразований за исключением лейкозов) в соответствии с прогнозом должны быть выявлены у 385 человек (табл. 1).

Таблица 1.
Прогноз последствий облучения участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

    Юрист, г. СамараОбщаться в чате Вдовы участников ликвидации аварии на ЧАЭС могут получать две пенсии: государственную пенсию по случаю потери кормильца и трудовую пенсию по старости.Пенсия по потере кормильца назначается женщинам в 50 лет. При этом не имеет значение ни факт нахождения на иждивении у умершего супруга, ни время, прошедшее со дня смерти, ни продолжительность стажа умершего.

С данным размером она не согласна, так как инвалид-ликвидатор получивший увечье, должен быть приравнен к ликвидатору, получившему военную травму. В направлении ее мужа для ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС принимал участие военкомат.

граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших в 1годы участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

— Оздоровление детей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, за границей регламентировано Указом Президента Республики Беларусь от 18.02.2004 г. № 98 «Об организации оздоровления детей за рубежом, осуществляемого на основе иностранной безвозмездной помощи».

Рекомендуем обратиться в отдел образования по месту жительства. Также согласно п.

5 Указа президента №542 право на бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление сроком до 1 месяца имеют несовершеннолетние дети, проживающие или обучающиеся в учреждениях образования на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем. Эти дети направляются на оздоровление в составе организованных групп в санаторно-курортные организации, в том числе расположенные за пределами Беларуси. Например, в санатории «Белая Русь» в Туапсе и «Беларусь» в Сочи (РФ), «Белоруссия» в Юрмале (Латвия), Управления делами Президента РБ.

— В соответствии со статьёй 18 Закона право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) один раз в два года имеют неработающие инвалиды I и II группы вследствие катастрофы на ЧАЭС. Работающие инвалиды имеют право на частичную оплату путевки в зависимости от получаемого дохода. Компенсация за неиспользованную путёвку не предусмотрена.

Материалы конгрессов и конференций

Чернобыльцы, принадлежащие к одной категории, дифференцированы в правах, а нарушение конституционного принципа равенства привело к необоснованным различиям в объеме социальных прав граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

В Постановлении Правительства РФ от 4 ноября 2004 года N 592 «Об утверждении перечня заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» приведен перечень заболеваний, в основном онкологического характера. В межведомственных экспертных советах устанавливают причинную связь заболеваний только в соответствии с перечнем заболеваний, приведенных в Постановлении Правительства РФ.

13.1. Ксерокопии направления (посыльный лист) на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, вместе с «Обратным талоном» в организацию, оказывающую лечебно-профилактическую помощь, выдавшую направление на медико-социальную экспертизу» (Форма № 088/у-06) — при первичном и всех повторных освидетельствованиях;

11.1. О состоянии здоровья пострадавшего до и после воздействия радиационных факторов, начале заболевания, частоте обострений с описанием жалоб, данных объективного статуса, локального статуса, данных параклинических методов обследования, лечения, обоснования выставленных диагнозов.

В случае несогласия с решением межведомственного экспертного совета вы можете обратиться в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации для направления необходимых материалов и документов на повторное рассмотрение и принятие соответствующего решения в Федеральный межведомственный экспертный совет (123182, г. Москва, ул. Живописная, дом 46), на который возложены функции организационно-методического руководства деятельностью, осуществляемой в области проведения экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.

граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения (именовавшейся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1986 года до принятия настоящего Закона — зоной отселения) или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий указанной катастрофы, включая летный состав гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых работ;

26 апреля 1986 года взрыв и пожар на Чернобыльской АЭС в Украине вызвал крупнейший в истории гражданской атомной промышленности неконтролируемый радиоактивный выброс. Из-за взрыва и пожара на месте аварии в воздух попало большое количество радиоактивного йода и цезия. Бóльшая часть этих радиоактивных веществ осела около установки, однако значительный объем этих радионуклидов разнесло ветром над территорией Беларуси, Российской Федерации и Украины и, в некоторой степени, частями Европы.

В 2006 грду ВОЗ выпустила доклад «Медицинские последствия чернобыльской аварии и специальные программы медицинской помощи»1, в котором были обобщены 20-летние исследования, посвященные медицинским последствиям чернобыльской аварии.

В 2011 году Научный комитет ООН по действию атомной радиации (НКДАР) выпустил доклад «Медицинские последствия действия радиации в результате чернобыльской аварии». Выводы доклада опираются на более чем 20-летние экспериментальные и аналитические исследования, посвященные последствиям воздействия радиации в результате чернобыльской аварии на здоровье пострадавшего населения. Доклад содержит самую всеобъемлющую на сегодня оценку уровней воздействия на человека и последствий для здоровья аварии на Чернобыльской АЭС2.

  1. Последствия Чернобыльской аварии: новые оценки медицинских последствий
  2. План действий ООН на третье десятилетие и Международная научно-исследовательская и информационная сеть по Чернобылю (проект ICRIN)
  3. Безопасность пищевых продуктов в районах, пострадавших в результате Чернобыльской аварии
  4. Тридцать лет усилий по смягчению медицинских последствий Чернобыльской аварии: роль ВОЗ

2. Учреждениям Государственной службы медико-социальной экспертизы при установлении инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.91 N 1244-1, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных Советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в утвержденный перечень заболеваний.

В случае отмены решения областного, Минского городского советов в экспертном заключении фиксируется решение Республиканского экспертного совета об отмене этого решения. Экспертное решение направляется заявителю (для сведения), в управление здравоохранения облисполкома (для принятия мер), в МРЭК (для изменения причины инвалидности), в пенсионирующий орган (для сведения), в орган, выдавший удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС или потерпевшего от катастрофы на ЧАЭС, в Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (для сведения).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *