Субъектом дачи взятки может быть

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субъектом дачи взятки может быть». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Уголовно-правовая характеристика взяточничества

Краткая информация

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.

Взятка: статья за получение и уголовная ответственность за коррупцию

Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

Согласно санкциям ч. 1 ст. 291 УК РФ, простая взятка, не имеющая признаков значительности или крупного размера, карается денежным штрафом от 15 до 30-кратного размера взятки или же тюремным сроком до 2 лет с одновременным штрафом не более 10-кратного размера незаконного вознаграждения. Более подробно санкции за квалифицированные виды указанного преступления представлены в таблице ниже:

Установленная ч. 3 заведомая незаконность действий, за выполнение которых дается взятка, подразумевает то, что взяткодатель понимает и осознает противоправность поведения, которое он требует от должностного лица: сотрудника полиции, врача, учителя, работника гос. учреждения и т.д.

Пример. А. при посещении врача попросил ускорить его прием в качестве больного, подкрепив свою просьбу 1000-рублевой купюрой. Данное деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 291 УК РФ – то есть «простая» взятка.

Пример. З. обратился к начальнику отдела военного комиссариата с просьбой оказать ему содействие в уклонении от службы в армии и предложил выдать ему отсрочку по основаниям, которые реально не имели место. В обмен за содействие гражданин предложил 160 000 рублей. Деяние будет квалифицировано по ч. 4 ст. 291 УК РФ, поскольку здесь имеет место крупный размер взятки и ее дача за заведомо противоправное действие сотрудника военкомата.

В примечании к разбираемой статье указано, что взяткодатель освобождается от ответственности, если им соблюдено одно из следующих условий:

  • — Добровольно заявлено о даче взятки в органы полиции.
  • — Оказано активное содействие в раскрытии преступления.
  • — Должностное лицо, получившее взятку, занималось ее вымогательством и само предложило совершить данное деяние.

В качестве взятки могут фигурировать не только денежные средства, но и другое имущество или услуги. Последние могут также передаваться непосредственно от взяткодателя или посредника.

В статьях 290–291.2 Уголовного кодекса РФ приводятся меры наказания за это преступление. Ответственность устанавливается не только для дающего и получающего взятку, но и для посредников.

Взяточничество и смежные составы преступлений

При получении должностным лицом взятки важно определить, как квалифицируются конкретные действия. Если запланировано или совершено определенное действие с передачей имущественных прав на деньги или другие материальные ценности, признается совершение преступления.

Действия должны совершаться в рамках служебных полномочий. В качестве последних выступает доступ к базам данных, возможность принять решение или выдать определенное разрешение.

Взятка считается переданной с момента принятия части или всего вознаграждения со стороны должностного лица. При этом необязательно полное исполнение действия, за которое передано вознаграждение.

Согласно ст. 291.1 УК РФ, взятку получают лично или через посредника. В качестве последнего признается лицо, которое непосредственно передает саму взятку в интересах другого лица — взяткодателя.

Если передача ценностей не состоялась, преступление квалифицируется в качестве покушения на незаконное вознаграждение. При определенных обстоятельствах данные действия также наказываются, но важно доказать состав преступления. Обстоятельство касается случаев, когда подкуп не состоялся по независящим от участников обстоятельствам.

Если действие не доведено до конца, оно также признается преступлением. За него устанавливается ответственность, но в меньшем размере по сравнению с полноценной передачей взятки.

Определяется ответственность за совершение преступления не только конкретным человеком, но и организованной группой. Также речь идет о противоправных действиях, которые совершаются в результате предварительного сговора двух и более лиц.

Устанавливается наказание в форме штрафа, который составляет 70–90 размеров самой взятки. Предусмотрена также возможность лишения свободы. Срок может быть назначен в пределах 7–12 лет.

Возможно и дополнительное наказание, которое выражается в недопущении заниматься определенной деятельностью в течение 3 лет, а также штраф, который составляет до 60 размеров взятки.

Получение взятки группой лиц квалифицируется, если имел место предварительный сговор до совершения преступления. Это обстоятельство является отягчающим, поэтому требует доказательств или признательных показаний.

Штрафы и ответственность за взятки

Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.

Какая сумма считается взяткой, оценивается по стоимости имущественных активов, переданных госслужащему в качестве взятки. Поэтому главным квалифицирующим признаком для определения тяжести преступного деяния и размера наказания за него является ее стоимость в денежном выражении. Взятки по своему размеру подразделяются:

  • взятка в размере от 25 до 150 тыс. руб. квалифицируется как значительная;
  • взятка в размере от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб. квалифицируется как крупная;
  • взятка в размере более 1 млн. руб. квалифицируется как особо крупная.

Судебная практика показывает, что квалифицировать взятку проще всего в денежном выражении. Если денежным выражением является валюта, размер взятки устанавливается по курсу на день дачи взятки. Аналогично размер взятки рассчитывается, когда она давалась в ценных бумагах, в имущественном виде или оказании услуги. Размер взятки в этих случаях определяет эксперт.

В соответствии с действующим УК России в случаях, когда взятка передается не за один раз и взяткополучатель получил только часть, которая не попадает в категорию крупной, ее тяжесть определяется по всей заранее оговоренной сумме взятки и ответственность наступает в соответствующем размере.

Статья за взятку в размере до 10 тыс. руб. квалифицируемая, как мелкое взяточничество, была дополнена в УК России в 2016 году, в июле. Эта статья УК России за номером 291.2 квалифицирует такое преступное деяние, как взятка в малых размерах и назначает ответственность за действия, аналогичные в ст.291.1, ст.291 и ст.290, но размер взятки не может превышать в денежном выражении 10 тыс. руб.

За взятку в размерах, квалифицируемых как мелкая за любую из ее форм (передача и получение лично, передача и получение через посредника) лицам, совершившим преступное деяние, может быть назначена ответственность:

  • лишение свободы на срок не более чем на один год; ограничение свободы на срок не более чем на два года; исправительный труд на срок не более чем на один год; выплата штрафа в сумме не более 200 тыс. руб.;
  • за повторную и более дачи или получения взятки: лишение свободы на срок не более чем на три года; ограничение свободы на срок не более чем на четыре года; исправительный труд на срок не более чем на три года; выплата штрафа в сумме не более чем в 1 млн. руб.

Следует делать различия между крупной взяткой, передаваемой частями, когда наказание назначается исходя из общей ее суммы и дачи мелкой взятки два и более раз.

Очень важно для правильной квалификации взяточничества и назначения наказания точно устанавливать размер переданной взятки в денежном выражении. В последние несколько лет размер наказания за такие преступления стал заметно больше.

Например, ответственность за преступное деяние, квалифицируемое по ст.290 УК России в 2016 году существенно возросла. По новым поправкам, набравшим силу в этом году ответственность в виде выплаты штрафа стало возможным назначать или кратно сумме полученной взятки, или в виде фиксированной суммы в размере 5 млн. руб.

Согласно правовым нормам ст.290 УК России предусматриваются следующие виды ответственности:

  • В части 1-ой – принудительная изоляция не более чем на 3 года; исправительный труд не более чем 2 года; выплата штрафных санкций от 10-ти до 50-ти кратного размера стоимости ценностей, принятых взяточником или выплата фиксированной суммы в 1 млн. руб.
  • В части 2-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, квалифицируемые как в значительном размере (от 25 до 150 тыс.руб.) – принудительная изоляция не более чем 6 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы в 200 тыс. руб.
  • В части 3-ей за получение ценностей и противоправные действия – принудительная изоляция в пределах 3-8 лет; выплата штрафных санкций от 40 до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб.
  • В части 4-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, занимающим пост в госорганах федерального, регионального, муниципального уровня – принудительная изоляция не менее чем на 5 лет и не более чем на 10 лет; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости принятых взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 1 млн. руб. до 3 млн. руб.
  • В части 5-ой за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей и получение их, квалифицируемой, как в крупном размере (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 7 лет до 12 лет; выплата фиксированного штрафа в пределах от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.; выплата штрафа в размере от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
  • В части 6-ой за получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой как особо крупная (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 8–15 лет; выплата штрафных санкций от 80-ти до 100 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей либо фиксированного штрафа в размере от 3 млн. руб. до 5 млн. руб.

Из приведенной выше информации можно увидеть, что должностное лицо, получившее взятку, квалифицируемую как взятка в особо крупных размерах, может согласно части 6 отделаться штрафом, хотя и очень большим. Однако последние тенденции в судебных разбирательствах, касающихся взяточничества показывают, что судебным приговором очень часто становится лишение свободы, к которому дополнительно назначается запрет на занимание госдолжностей (в некоторых случаях на срок до 15 лет) и выплата штрафа.

Норма, позволяющая назначать суммы, кратные полученной взятке, предоставляет возможность судье требовать уплаты штрафных санкций в очень больших суммах. Если они выплачиваются в назначенные сроки, то моментально инициируется замена штрафа, лишением свободы.

Попытка передачи имущественных активов лицу, занимающему госдолжность, квалифицируется как его подкуп и в подобной ситуации чиновник может, или получить эти активы, или отказаться от них. Если госслужащий соглашается принять их, его действия в соответствии со ст.290 УК России квалифицируются, как взяткополучательство, а действия лица, дающего взятку или оказывающего посредничество во взяточничестве, согласно ст.291 УК России квалифицируются, как взяткодательство.

В случаях, когда чиновник, занимающий госдолжность, отказывается от получения имущественных активов, действия лица, предлагающего имущественные активы, квалифицируются как покушение на взяточничество.

В существующей на сегодня судебной практике одновременное делопроизводство в отношении взяткодателя и взяткополучателя встречаются нечасто. Это связано со сложностью установления сговора между взяткодателем и взяткополучателем, так как один из них заявляет на другого в органы правопорядка и соответственно освобождается от ответственности.

Если в описываемой ситуации судебный пристав принял сделанное предложение, то такое противоправное действие осталось бы нераскрытым, так как договорившиеся стороны сохраняли в тайне эту незаконную сделку.

Следует отметить, что в соответствии с госполитикой по борьбе с коррупционными деяниями, в учреждениях всех уровней проводят занятия и семинары, на которых рассказывается, как правильно вести себя чиновникам в ситуациях, связанных с взяточничеством. Кроме того, существуют на регулярной основе специальные комиссии, решающие проблемы конфликтов интересов, дающие консультации по проблемам доходов и расходов, проводящие служебные проверки по действиям, имеющим признаки коррупции.

Ответственность за взяточничество лица, занимающего госдолжность, регламентируется ст.291 УК России:

  • за мелкое взяточничество при получении материальных ценностей стоимостью не более 25 тыс. руб. наказывается исправительным трудом на срок не более чем 2 года; выплата штрафа от 5 до 30 кратного размера взятки или фиксированного штрафа в размере не более 50 тыс. руб.;
  • за взяточничество, квалифицируемое как значительное при размере взятки от 25 тыс. руб. до 150 тыс. руб. – принудительная изоляция не более чем 5 лет; исправительным трудом не более чем на 2 года, выплата штрафных санкций от 10-ти до 40 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы до 1 млн. руб.;
  • за совершение противоправных деяний при получении материальных ценностей взяточником – принудительная изоляция не более чем на 8 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размеру стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы до 1,5 млн. руб.;
  • за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей, получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой, как крупная (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах 7–12 лет; выплата фиксированных штрафных санкций в пределах не более 3 млн. руб.; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера полученных взяточником материальных ценностей;
  • за получение взяточником материальных ценностей, квалифицируемой как в особо крупном размере (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция от 8 до 15 лет; выплата штрафных санкций от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированный штраф в размере от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.
  • Разъяснение положений ст. 291 УК РФ «Дача взятки»

    Возможности избежать ответственности за взяточничество предусмотрены при соблюдении виновным в этом преступном деянии установленных законом условий:

    • взяткодатель совершал преступные деяния в виде передачи взяточнику имущественных ценностей под воздействием вымогательства;
    • когда после передачи взяточнику материальных ценностей сообщил через иных лиц, в устном или письменном виде об этом преступном деянии в органы правопорядка и им об этом ничего неизвестно.

    И в первом, и во втором варианте взяткодатель должен действовать активно и обязательно добровольно, помогая раскрытию противоправного деяния, то есть помимо признания сообщить о месте преступления и где именно находятся его участники и передаваемые материальные ценности и т.п. Если органам правопорядка эти сведения уже известны, уголовная ответственность не снимается.

    Освобождение от уголовного преследования не может стать основанием для реабилитации гражданина, принимавшего участие во взяточничестве. Ввиду того что в его действиях присутствует состав преступления, он не может быть признан потерпевшей стороной и потребовать возмещения ущерба, который возник из-за преследования.

    Кроме перечисленных выше обстоятельств, существуют и иные, регламентируемые УК России, по которым участник взяточничества может быть освобожден от ответственности: условия, понуждавшие к совершению преступного деяния по крайней необходимости; в случае принуждения к совершению преступного деяния. Например, руководитель понуждает подчиненного совершать преступное деяние, угрожая здоровью или жизни. В таком случае отсутствует преступный умысел и, соответственно, состав преступления.

    Отсутствует состав преступления и в случаях, когда обращаются в органы правопорядка до того, как состоялась передача взяточнику имущественных ценностей, причем это может сделать и взяткодатель, и посредник, и взяткополучатель.

    Опытный адвокат по взяткам поможет разобраться какая сумма считается взяткой; с перечисленными в статье ситуациями; выбрать правильную линию поведения и защиты, тем самым помогая избежать негативных последствий взяточничества.

    Статьи по теме:
    Что такое взятка, кому ее дают и особенности рассмотрения дел по ст.290 и ст.291 УК РФ
    Правовые последствия обвинения во взятке
    Подарок или взятка: когда наступает уголовная ответственность?

    1. Новый УК внес несколько уточнений в формулировку этого состава, традиционно сохранив при этом значительно меньшее число квалифицирующих признаков по сравнению с ответственностью взяткополучателя, а также значительно меньший размер наказания за это преступление. И то и другое объясняется тем, что субъектом этого преступления являются не должностные лица.

    2. Преступление заключается в передаче взятки должностному лицу. В комментируемой статье уточняется, что такая передача может быть совершена лично или через посредника. Это уточнение имеет смысл, поскольку посредничество во взяточничестве как самостоятельный состав, известный прежнему УК, в новый УК не вошло. Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

    3. О понятии взятки см. п. 2 комментария к ст. 290.

    4. Состав преступления является оконченным с момента получения взятки должностным лицом. Поэтому если взятка была передана посреднику, отправлена по почте или на финансовый счет должностного лица, но еще не была принята должностным лицом, действия виновного надлежит квалифицировать как покушение на дачу взятки.

    5. За покушение на дачу взятки подлежит ответственности взяткодатель и в случае так называемого ложного посредничества. Сам ложный посредник, т. е. лицо, обманным путем присвоившее себе деньги или иные ценности под видом передачи их должностному лицу в качестве взятки, отвечает за подстрекательство к даче взятки и мошенничество (см. п. 18 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г.).

    6. Закон предусматривает два квалифицирующих обстоятельства: дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконного действия (бездействия) и неоднократность. Последнее обстоятельство было известно и УК 1960 г. Неоднократность имеет место в том случае, когда лицо передает несколько раз взятки одному и тому же должностному лицу или передает взятки нескольким должностным лицам за совершение ими различных действий в его пользу. Для квалификации не имеет значения, было ли лицо ранее судимо за такое преступление.

    7. Второе квалифицирующее обстоятельство, предусмотренное в ч. 2 комментируемой статьи, является новым для российского уголовного законодательства: дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие). Это обстоятельство непосредственно связано с повышенной ответственностью должностного лица, получившего взятку за совершение незаконных, т. е. преступных, действий (см. п. 5 комментария к ст. 290). Если должностное лицо совершает такие незаконные действия (например, уничтожает протокол допроса свидетеля), то лицо, давшее взятку, подлежит ответственности не только по ч. 2 комментируемой статьи, но и за подстрекательство должностного лица к совершению этого другого должностного преступления. Поскольку в законе употреблен термин «заведомо», то для квалификации по ч. 2 данной статьи необходимо доказать, что при передаче взятки должностному лицу взяткодатель осознавал не только то, что он дает взятку, но и что он дает взятку должностному лицу за совершение им незаконных действий.

    8. В примечании к комментируемой статье в качестве оснований для освобождения от уголовной ответственности, как и прежде, предусмотрено два условия: если к взяткодателю было применено вымогательство (см. п. 8 комментария к ст. 290) или если это лицо добровольно сообщило о даче им взятки должностному лицу. Новый УК уточнил, кому должно быть сделано такое сообщение — органу, имеющему право возбудить уголовное дело. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обязанность возбуждения уголовных дел возложена на суд, прокурора, следователя, орган дознания. Следовательно, упоминание о «ином государственном органе», которому также может быть сделано сообщение о даче взятки, содержащееся в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г., является устаревшим.

    Добровольным признается сообщение, сделанное лицом по любым мотивам. Важно, чтобы до такого сообщения указанные выше органы не знали о факте взяточничества.

    9. Как подчеркивается в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г., применение к лицу примечания к комментируемой статье является освобождением его от уголовной ответственности по нереабилитирующему основанию. Поэтому такое лицо не признается потерпевшим и ему не возвращаются деньги и иные ценности, переданные должностному лицу в виде взятки; они подлежат обращению в доход государства.

    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России

    Дача взятки должностному лицу (статья 291 УК РФ)

    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей

    Подготовлены новые разъяснения по вопросам применения норм о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях.

    Такая актуализация обусловлена многочисленными законодательными изменениями, произошедшими в этой сфере со времени разработки прежних разъяснений от 2000 г.

    В частности, за этот период был установлен новый тип взяткополучателя — должностное лицо публичной международной организации.

    В связи с этим поясняется, что к таким лицам относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Россия.

    Кроме того, это лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Россией.

    Подробно разобран перечень действий, совершение которых дает основания говорить о получении взятки.

    Подчеркивается, что получение вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с должностным положением отношений не может квалифицироваться как получение взятки.

    Также не образует состава получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т. п. за совершение определенных действий (бездействие).

    Это действия (бездействие), хотя и связанные с исполнением его профобязанностей, но при этом не относящиеся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.

    По закону предмет взяточничества и коммерческого подкупа — не только деньги, ценные бумаги, иное имущество, но и незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

    Приведены примеры таких услуг и прав, которые могут признаваться взяткой или подкупом.

    Указывается, что считать моментом окончания подобных преступлений. Рассмотрены случаи, которые следует квалифицировать как покушение, пособничество, провокацию взятки или подкупа.

    Разобраны условия, при которых есть основания для освобождения от ответственности.

    Отмечены ситуации, когда передачу денег, имущества (оказание услуг, предоставление прав) нельзя рассматривать как преступление. В частности, это случаи, когда имеет место крайняя необходимость или психическое принуждение.

    Прежние разъяснения признаются утратившими силу.

    Получение взятки (ст. 290 УК РФ). В законодательстве взяточничество, являющееся характерным проявлением коррупции, рассматривается как корыстное служебное (должностное) преступление, в качестве одного из видов нарушения служебного долга. Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью.

    Взяточничество относится к числу наиболее латентных преступлений. Несмотря на широкую распространенность этого явления, статистика выявленных в России за 1997—2002 гг. фактов взяточничества выглядит достаточно скромно: 1997 г. — 5608, 1998 г. — 5804, 1999 г. — 6823, 2000 г. — 7047, 2001 г. — 7909, 2002 г. — 7311. Доля взяточничества в общем массиве выявленных преступлений колеблется в пределах 0,1—0,2%. По данным Министерства внутренних дел РФ, структура привлеченных к ответственности коррумпированных должностных лиц в 1996 г. представляла собой следующее: работники министерств, комитетов и структур на местах — 41,1%, сотрудники правоохранительных органов — 26,5%, работники кредитно-финансовой системы — 11,7%, работники контролирующих органов — 8,9%, работники таможенной службы — 3,2%, депутаты — 0,8%, прочие — 7,8%.

    По УК 1996 г. понятие «взяточничество» охватывает два преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дача взятки (ст. 291 УК РФ). Специальной статьи, говорящей об ответственности за посредничество во взяточничестве, в УК нет.

    Статья 290 УК РФ определяет получение взятки как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

    Получение взятки является посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления. Однако с учетом характера преступления можно отметить некоторые специфические особенности его основного объекта.

    Одним из важных принципов деятельности аппарата государственной власти и органов местного самоуправления является принцип публично-правовой, законной оплаты служебной деятельности работников этих аппаратов, государственных и муниципальных служащих. Они не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей. Внося элементы разложения в работу публичного аппарата управления, получение взятки дискредитирует властные и управленческие структуры государственных и муниципальных органов, подрывает их авторитет, порождает представление о всеобщей продажности, возможности решать все вопросы путем подкупа должностных лиц. К тому же нередко получение взятки бывает связано с попустительством преступлениям, а то и прямым содействием деятельности организованных преступных групп, что усугубляет его общественную опасность.

    Предметом взятки могут быть любые материальные ценности (деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество и др.), а также различного рода услуги (выгоды), оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ и т. д. Получение должностным лицом различного рода услуг нематериального характера, не влекущих получение материальной выгоды, взяточничеством не признается. В качестве примеров выгод имущественного характера, которые могут рассматриваться как предмет взятки, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» назвал: занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование ссудами. Выгоды и услуги имущественного характера как предметы взятки должны получить в обвинительных документах предварительного следствия и в приговоре суда денежную оценку.

    Наряду с простейшими способами дачи-получения взятки путем передачи предмета взятки лично должностному лицу или через посредника встречаются более сложные завуалированные формы совершения этого преступления. В частности, взятка может быть дана-получена под видом ссуды, путем якобы получения денег в долг, под видом погашения несуществующего долга лица, передавшего ценности, посредством продажи-покупки ценных вещей за бесценок, по явно заниженной цене или, напротив, путем покупки-продажи вещи по явно завышенной цене, под видом «проигрыша» в карты, путем заключения фиктивных трудовых соглашений и выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным доверенным лицам «заработной платы» или «премии» за якобы произведенную ими работу, якобы оказанную техническую помощь, явно завышенных «гонораров» за лекционную деятельность и литературные работы и т. д.

    Получение взятки. Дача взятки. Коммерческий подкуп

    1. Объект и предмет преступления дачи взятки в полном объеме совпадают с аналогичными признаками состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК. В комментируемой статье также закреплены новеллы, касающиеся размера взятки, кратности штрафа размерам взятки.

    2. Объективная сторона выражена в совершении виновным действий, связанных с передачей должностному лицу лично либо через посредника предмета взятки. Однако если последний не знал о характере совершаемого деяния, а лишь выполнял указание своего начальника, то он не может нести ответственность, ибо выступал в роли «средства» достижения преступного результата. Организатором и исполнителем дачи взятки будет должностное лицо. Если же подчиненный был хорошо осведомлен о сути совершаемого им деяния, то он должен рассматриваться как соучастник данного преступления, выступивший в роли исполнителя (посредник).

    3. Состав преступления — формальный. Это преступление считается оконченным с момента фактической передачи предмета взятки. Правомерно ставить вопрос о наличии состава дачи взятки, когда передача ее предмета состоялась после выполнения нужных взяткодателю действий. Возможно и покушение на совершение дачи взятки, если она не состоялась по причинам, не зависящим от воли виновного, и его преступное поведение стало известно правоохранительным органам.

    По ч. 2 данной статьи ответственность наступает за дачу взятки в значительном размере.

    Часть 3 ст. 291 УК предусматривает ответственность за дачу взятки в случаях совершения должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействия). Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий предопределяет соответствующее его поведение. Основу этого поведения составляет совершение должностным лицом таких действий (бездействия), которые носят характер незаконных, противоречащих определенному нормативному акту, имеющему статус закона. В данном смысле должностное лицо может совершать любое правонарушение: проступок или преступление. Доказывая наличие указанного квалифицирующего признака в действиях лица, следует установить его умысел, т.е. знание им того факта, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия). Именно доказывание этого обстоятельства в следственной практике представляет определенную трудность.

    Передача взятки нескольким должностным лицам образует состав самостоятельных отдельных преступлений, при условии что должностные лица совершают разные действия в интересах одного или группы взяткодателей. Если же они составляют единый групповой механизм, от которого зависит решение нужного взяткодателю вопроса, и это понимают все, то налицо состав дачи взятки как единого состава. Что касается правовой оценки действий указанных должностных лиц с позиции соучастия, то они должны рассматриваться как участники получения взятки по предварительному сговору или организованной группой.

    По ч. 4 ответственность наступает за дачу взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, или в крупном размере.

    В ч. 5 установлена ответственность за дачу взятки в особо крупном размере.

    4. Субъектом дачи взятки является любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В качестве субъекта дачи взятки может выступать и должностное лицо. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, должностное лицо, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, — как соучастник дачи взятки.

    5. Субъективная сторона состава дачи взятки характеризуется виной в форме прямого умысла, когда виновный осознает, что он передает должностному лицу незаконное вознаграждение, и желает передать предмет взятки. Однако если субъект все-таки добросовестно заблуждался относительно оснований передачи вещи, считая, что это не вознаграждение, либо не осознавая его неправомерность, то в этом случае состав дачи взятки отсутствует.

    Цели и мотивы дачи взятки могут быть самые различные. Сюда можно отнести побуждения как личного порядка, так и корыстные, желание добиться намеченного результата в обход закона или отблагодарить получателя взятки за решение, принятое в пользу взяткодателя, освободиться от ответственности и т.п.

    6. От уголовной ответственности за дачу взятки закон предусматривает освобождение при наличии двух условий: 1) когда со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки; 2) если лицо, давшее взятку должностному лицу, добровольно сообщило об этом в правоохранительный орган, имеющий право возбуждения уголовного дела. При этом лицо должно активно способствовать раскрытию и расследованию преступления. Вымогательство взятки как основание освобождения от уголовной ответственности состоит в подавлении воли, поведения лица со стороны, оказываемого на него давления должностным лицом. Гражданин вынужден давать взятку, иначе его права и законные интересы будут нарушены либо существенно ущемлены. Лицо, на которое направлено вымогательство взятки, не имеет желания использовать возможности должностного лица в своих целях. Добровольность заявления о факте вымогательства взятки предусматривает три аспекта: а) продуманное и самостоятельное заявление лицом о факте даче им взятки должностному лицу; б) положительность мотивов заявления, указывающих на его добровольность; в) подача заявления только в тот орган, в полн��мочия которого входит право возбуждения уголовного дела по факту дачи взятки.

    Мотивы добровольного сообщения о даче взятки могут быть различными. Добровольность заявления означает, что оно было сделано по собственному желанию при осознании факта, что о совершении преступления еще неизвестно правоохранительным органам.

    В качестве объекта преступления могут выступать различные ценности, отношения в обществе, которым причиняется вред. При даче взятки такой объект – это общественные отношения в части обеспечения работы органов государственной или муниципальной власти. Общественная опасность взятки состоит в том, что это явление ухудшает или ликвидирует эти общественные отношения и, таким образом, вредит обществу в целом.

    Это совершившее деяние лицо, и по закону им может стать гражданин, возраст которого достиг 16 лет. Таким субъектом может быть и должностное лицо.

    Если такое лицо поручило передать взятку своему подчиненному, то такое лицо будет считаться взяткодателем, а передавший взятку будет привлекаться к суду как посредник.

    Привлечение к суду физических лиц за дачу взятки не освобождает от ответственности юридическое лицо, в пользу которого физические лица давали взятку (КоАп).

    Субъективная сторона дачи взятки представляет собой прямой умысел, если лицо, дающее взятку, действует по собственной воле.

    Умысел предполагает, что взамен на незаконное вознаграждение (или материальную выгоду) должностное лицо совершает (или не совершает) в пределах своих служебных полномочий действие в пользу лиц, дающих взятку.

    К таким действиям относятся, например, ускорение рассмотрения дел взяткодателя или принятие благоприятного для дающего взятку решения. Эти действия могут быть совершены в пользу не только самого взяткодателя, но и его родственников, знакомых или организаций, к которым он имеет отношение.

    Лицо, давшее взятку, может уголовно не преследоваться в следующих случаях:

    • взяткодатель активно участвовал в расследовании этого преступления;
    • дача взятки происходила ввиду вымогательства со стороны чиновника;
    • взяткодатель добровольно сообщил о даче взятки компетентным органам.

    УГОЛОВНО — ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДАЧИ ВЗЯТКИ

    На законодательном уровне наказанию подлежат все аспекты коррупционных действий – непосредственно дача или получение взятки, посредничество при передаче ценностей или денег, а также их вымогательство в обмен на выполнение каких-либо действий. Для граждан, выступающих в роли взяткодателей, наиболее актуальны вопросы, связанные с освобождением от наказания после передачи денег или имущества, а также с противодействием коррупции.

    В ст. 291 УК РФ сформирован перечень признаков, характеризующих такое противоправное деяние. Ее отличительными нюансами являются:

    • под взяткой понимается передача любых материальных предметов и ценностей, наличных или безналичных денежных средств, оказание каких-либо услуг в обмен на совершение действий в пользу взяткодателя;
    • получателем может выступать только субъект, наделенный властными, организационно-распорядительными и иными соответствующими обязанностями (должностное лицо);
    • наказанию подлежит не только личная передача, но и аналогичные действия через посредника, в том числе не осознающего преступный характер поведения. Если посредник осознает, что участвует при передаче взятки, он понесет наказание по ст. 291.1 УК РФ.

    Обратите внимание! Если лицо, принимающее материальные активы или деньги фактически не планирует выполнить обещанное действие, или не имеет полномочий на его выполнение, оно может привлекаться к ответственности за мошенничество. Для юридического состава взятки у преступника обязательно должен устанавливаться статус должностного лица.

    Статья 291 УК РФ, при определенных условиях дает освобождение от заслуженного наказания. Для этого нужно соблюсти следующие условия:

    • после факта преступных действий взяткодатель обязан активно способствовать расследованию дела (сотрудничать со следствием);
    • взяткодатель должен добровольно обратиться в правоохранительные органы с сообщением о взятке, либо должен подтверждаться факт вымогательства денежных средств.

    При перечисленных обстоятельствах только от надлежащего поведения гражданина, давшего взятку, зависит ход дальнейшего уголовного преследования.

    Исходя из анализа ст. 291 УК РФ, классификация взяток осуществляется исходя из их стоимостного выражения. Разный размер санкций предусмотрен для следующих категорий взяток:

    • общий размер, без дополнительных квалифицирующих критериев;
    • значительный размер – более 25 тыс. рублей;
    • крупный размер – более 150 тыс. рублей;
    • особо крупный размер – более 1 млн. рублей.

    Если противоправно передаются денежные средства, в том числе в безналичной форме, определение размера взятки не представляет сложности.

    Если предметом противоправных действий выступают имущественные активы, материальные ценности или услуги, определить их стоимостное выражение можно только в ходе специализированных экспертиз.

    Экспертные мероприятия назначаются в рамках уголовного дела следователем, а для расчета используются реальные рыночные цены на аналогичные товары, объекты, предметы или услуги.

    Чтобы своевременно обратиться с сообщением о факте взятки, нужно располагать надлежащими доказательствами противоправных действий должностного лица. Если гражданин осознает преступный характер договоренностей о взятке, он может заблаговременно предпринять следующие действия, чтобы получить доказательства:

    • обратиться в правоохранительные службы (полиция, прокуратура и т.д.) с указанием места и времени передачи ценностей или денег, характер взаимоотношений с вымогателем взятки и т.д. В этом случае могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия, которые позволят зафиксировать передачу ценностей коррупционеру;
    • записать на средства видеофиксации момент требования о передаче денег или ценностей;
    • зафиксировать в аудио- или видеоформате момент встречи с взяткополучателем для передачи обещанного вознаграждения.

    Если обращение в полицию предстоит уже после фактической передачи денег или ценностей, нужно максимально подробно восстановить все обстоятельства взятки – указать место и время, сумму переданных денег или имущественных ценностей, описать обстановку на месте преступления и иные важные сведения.

    Для этого правоохранительные органы назначают проведение экспертизы. Ее результаты приобщаются к делу и впоследствии станут весомым доказательством в суде.
    Суд также вправе запретить виновному занимать некоторые должности, и трудится на них до 5 лет. При установлении отягчающих обстоятельств ему могут ограничить свободу до 10 лет.

    Отсутствие у потребителя кассового либо товарного чека или другого документа, удостоверяющих факт и условия покупки продукта, не является основанием для отказа в ублажении его требований.

    А если менты допросят в качестве свидетелей еще человек 50-60 которым первичные свидетели рассказывали о том, что они слышали. Бред полнейший. Взятку можно доказать только материалами ОРМ, показания свидетелей вторичны. Тему кстати совсем недавно обсуждали.

    В отдельных случаях, когда следователь предполагает, что допрашиваемый в ходе дальнейшего допроса может отказаться от тех или иных показаний, в особенности на вопросы следователя, целесообразно, чтобы допрашиваемый подписывал протокол допроса после каждого ответа.

    Взяточничество (ст.ст.430, 431, 432 Уголовного кодекса Республики Беларусь)

    Не секрет, что у значительной части практических работников (следователей, прокуроров, судей) сформировалось убеждение, что привлечение взяточника к ответственности невозможно без проведения оперативно-розыскных мероприятий и надлежащего их документирования.

    При помощи видеокамеры запишите встречу с должностным лицом для передачи обещанных денег или ценностей.

    Проводится спустя продолжительное время с момента дачи взятки, в целях. Доказательства взяток со стороны представителей российского заявочного. Все полно пропускной номинации сетей, как правило, тесно для того, чтобы вероучение видимости сделало для пользователя незамеченным.

    На основе полученной информации разрабатывается план тактической операции, которая включает два этапа.Первый этап — подготовительный. Он состоит из следующих действий.1. Подготовка предмета взятки (как правило, денежных средств). На предмет взятки (купюры) специальным составом наносятся невидимые обозначения.

    В целях изобличения взяточников и получения от них правдивых показаний могут быть использованы различные тактические приемы. В каждом конкретном случае выбор их зависит от характера дела, личности взяточников и других моментов. Однако основным методом изобличения взяточника и получения правдивых показаний является тактически правильное предъявление доказательств.

    Как сообщил один из свидетелей по делу, Генеральная прокуратура РФ направила надзорное представление на апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, но итоги рассмотрения представления на момент подписания номера в печать нам известны не были. ИЗОБЛИЧЕНИЕ КОРРУПЦИОНЕРОВ И ПОБЕДА ОБВИНЕНИЯ Уголовное дело в отношении А. Михайлова и Б.

    Именно поэтому в вопросах получения и дачи взятки стоит очень много проблем, которые нам сегодня предстоит разобрать в этой статье.

    Михайлова в квартире первого, в которой уже с разрешения суда были установлены средства аудиовидеозаписи, была достигнута договоренность о передаче первой части взятки 02.12.2010. При передаче денег адвокатом А. Михайлову последний был задержан с поличным.

    Коррупция у подавляющего большинства людей ассоциируется с нечистыми на руку чиновниками. Но многие забывают про оборотную сторону медали, а именно о тех личностях, которые готовы идти на подкуп должностных лиц, или просто желающих снискать благосклонность сотрудников государственных структур путем вручения им «подарка».

    Подобные действия квалифицируются как дача взятки. Михайлова, который отказываются, со ссылкой на секретность, ракрывать сотрудники ФСБ. Эти и другие аргументы позволили суду прийти к выводу о том, что в действиях Михайлова и Петрушева отсутствует состав преступления, и затем оправдать их. Снова пересмотр и оправдание.

    На сей раз обжаловать приговор пришла пора стороне обвинения.

    Изучение места происшествия. Если им является помещение (кабинет, офис), то истребуется его план, опрашиваются лица, которые там бывали, или оперативные сотрудники под каким-либо предлогом осуществляют проверку помещения. Целесообразно составить план проникновения на место происшествия В связи с этим можно установить следующие виды взятки:

    • обычная — без особых признаков;
    • в значительном размере — сумма превышает 25 тыс. руб.;
    • в крупном размере — более 150 тыс. руб.;
    • в особо крупном размере — свыше 1 млн. руб.;
    • деяние, совершенное организованной группой.

    Что это значит? Взяткой может считаться любая сумма денег, переданная другому человеку. При этом должно быть доказано, что в обмен на получение взятки, должностное лицо выполнило какие-то действия взяткодателя, или позволило ему совершить какие-то противозаконные действия, получив денежное вознаграждение за молчание.Старайтесь не передавать наличные ни в документах, ни в конверте.

    По ч. 3 ст. 30 УК РФ о покушении на дачу взятки говорят, когда виновный выполнил всё (передал «плату за услугу»), однако цель его достигнута не была по причинам, которые от виновного не зависели. Покушение на дачу взятки может быть, когда, например:

    • она не была принята тем, кому предназначалась;
    • взяткодатель задержан непосредственно в момент передачи и др.

    Следует отметить, что на практике оконченные деяния по ст. 291 УК РФ встречаются крайне редко, так как они предполагают оконченное получение взятки. Другими словами, оба участника «приема-передачи» должны понести ответственность в соответствии с УК. Поэтому предполагаемые взяткополучатели в целях обезопасить себя от судимости предпочитают заблаговременно сообщить правоохранителям об обращениях к ним по таким поводам.

    Чаще всего по делам об этих преступлениях в качестве «взяткополучателей» встречаются сотрудники ГИБДД, участковые, сотрудники ПДН и др., которым дают взятки за то, чтобы не быть привлеченным к ответственности за допущенные нарушения законодательства, например, административного.

    Наказание за покушение не может быть больше ¾ срока или размера самого сурового наказания по вменяемой виновному части статьи.

    За взятку от 10 тыс. руб. по ч. 1 ст. 291 УК РФ следуют:

    1. Штраф:
      • до полумиллиона руб.;
      • в виде дохода виновного за промежуток времени до 12 мес.;
      • на сумму взятки, увеличенной в 5-30 раз.
    1. Исправительные работы до 2 лет.
    2. Принудительные работы до 3 лет.
    3. До 2 лет заключения.

    Переданная в значительном размере (начиная с 25 тыс. руб.) взятка по ч. 2 ст. 291 УК РФ может повлечь:

    1. Штраф в размере:
      • до 1 млн. руб.;
      • дохода за срок до 2 лет;
      • 10-40-кратной суммы незаконного вознаграждения.
    1. Исправительные работы 1-2 года.
    2. Лишение свободы до 5 лет.

    Дача взятки за незаконные действия или бездействие по ч. 3 ст. 291 УК РФ может обернуться:

    1. Штрафом в размере:
      • до 1,5 млн. руб.;
      • дохода за период до 2 лет;
      • 30-60-кратно увеличенной взятки.
    1. Заключением до 8 лет.

    В части 4 ст. 291 указана ответственность за дачу взятки, запрещенную с 1 по 3 ч. этой статьи, совершенную:

    • группой лиц по предварительному сговору, то есть людьми, заблаговременно условившимися о том, чтобы совершить преступление вместе;
    • организованной группой – структурированным сообществом людей с распределенными ролями, объединенных целью совершать преступления;
    • в крупном размере, превышающем 150 тыс. руб.

    За такие деяния назначают:

    1. Штраф в размере:
      • 1-3 млн. руб.;
      • всего дохода за период 1-3 года;
      • суммы взятки, умноженной на 60-80.
    1. Лишение свободы 7-12 лет.

    Дача взятки в особо крупном размере свыше 1 млн. руб. наказывается по ч. 5 ст. 291 УК РФ:

    1. Штрафом в размере:
      • 2-4 млн. руб.;
      • доходов виновного за промежуток времени 2-4 года;
      • 70-90-кратной суммы незаконного вознаграждения.
    1. Лишением свободы 8-15 лет.

    Кроме основного наказания возможно применение дополнительных, а именно запрета занимать определенные должности и заниматься конкретной деятельностью сроком до 10 лет, вместе с лишением свободы возможно назначение дополнительно штрафа равного сумме взятки, увеличенной в 70 раз.

    • Взяткодатель привлекается по ст. 291 УК РФ даже, если сам взятку не передавал и воспользовался для этого услугами посредника.
    • Обещание, предложение передать взятку рассматриваются как создание условий для преступления при ряде обстоятельств:
      • высказанное намерение доводилось до сведения предполагаемого взяткополучателя с целью дать взятку;
      • достигнута договоренность об этом.

    При условии, что другие действия, направленные на реализацию намерения не были совершены независимо от воли участвующих лиц, это могут расценить как приготовление к даче взятки по ч. 1 ст. 30 и ст. 291.

    • Если незаконное вознаграждение не предназначалось для обогащения должностного лица или его близких, передавший его, знавший об этом, за дачу взятки в порядке УК отвечать не будет. Как пример можно привести спонсорскую помощь организации.
    • Покушением на дачу взятки будут действия лица, вручившего взятку посреднику, чтобы он передал ее должностному лицу, даже если он обманул взяткодателя и похитил полученные ценности.

    Субъективная сторона дачи взятки

    В Уголовном кодексе есть статья с номером 304 под названием «Провокация взятки». По ней ответственности подлежат лица, искусственно создавшие ситуацию получения взятки должностным лицом без его согласия, ведома, против воли с целью искусственного формирования доказательств его противоправного поведения, которого на самом деле им не допускалось.

    Часто эту норму «примеряют» к сотрудникам правоохранительных органов, искусственно «создавших условия» для дачи взятки, что в корне не верно.

    Не секрет, что зачастую со стороны сотрудников полиции могут быть такие действия, в особенности, если предполагаемым взяткополучателем является сотрудник этого правоохранительного органа.

    Доказательства – это любые сведения, по результатам оценки которых можно установить обстоятельства, подлежащих доказыванию в ходе производства по делу.

    Все виды доказательств по уголовным делам определены ст. 74 УПК РФ. Они бывают основой обвинения и по уголовным делам о фактах дачи взяток.

    На практике чаще всего обвинение обосновывается следующими доказательствами:

    • показания привлекаемого к ответственности лица как подозреваемого и обвиняемого;
    • показания свидетелей;
    • протоколы следственных действий – осмотра предметов, документов, места происшествия, выемки;
    • заключения экспертов, например, о стоимости предмета, переданного в качестве незаконного вознаграждения;
    • вещественные доказательства;
    • различные документы, например, о должностном положении лица, которому передавалась взятка и т.д.

    Все доказательства должны быть получены с соблюдением требований УПК РФ.

    Уголовные дела о даче взяток по ст. 291 УК РФ подследственны следователям Следственного комитета РФ. Ими проводятся по этим фактам проверки и имеют полномочия возбуждать по ним уголовные дела.

    Часто первоначально о факте дачи взятки или похожих деяний становится известно сотрудникам полиции. Они проводят первоначальные проверочные и иные мероприятия по установлению и закреплению обстоятельств происшедшего, свидетелей, очевидцев. А затем, в случае, если усматриваются признаки состава рассматриваемого деяния, принимают решение о передаче сообщения и собранного материала проверки в территориальное подразделение СК РФ.

    Следователи СК анализируют полученные данные, проводят дополнительные мероприятия, после чего принимают процессуальное решение по итогам проверки:

    1. Возбуждают и расследуют дело при наличии состава преступления.
    2. Отказывают в возбуждении при его отсутствии.

    Многие считают, что взяточничество неискоренимо. Не могут исчезнуть ни факты дачи взяток, ни факты их получения. Однако последствия таких действий очень суровы и заставляют задуматься о том, стоит ли решение одной маленькой проблемы последствий в виде уголовного дела, многократно увеличенной суммы взятки, которую придется выплачивать государству в течение долгого времени, судимости со всеми ее последствиями.

    Курсовые от 500 рублей.

    Дипломные от 2500 рублей.

    Рефераты от 150 рублей.

    Задачи от 50 рублей.

    и многое другое.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *