Выемка в рамках выездной налоговой проверки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выемка в рамках выездной налоговой проверки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

^К началу страницы

До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

Выемка документов при проведении налоговой проверки

Налоговым кодексом не установлен специальный срок для возврата изъятых документов и предметов налогоплательщику. Налоговики не ограничены во времени. Раньше, чем закончится проверка, могут и не вернуть.

После возврата компьютерной техники пусть ее детально осмотрит соответствующий специалист. Не храните на ней секретную информацию и исключите из внутренней сети. На всякий случай.

Попытки спрятать документы или иным способом помешать изъятию суды расценивают как противодействие проведению проверки.

Противодействие выемке может проявляться в уклонении под благовидными предлогами: болезнь директора, командировка, потеря или отсутствие ключа от сейфа, порча или утрата документов в связи с коммунальными авариями и другими недоразумениями.

Косвенным доказательством умысла признается отсутствие усилий по восстановлению пропавших или утраченных документов.

Все эти уловки давно известны. Они мало помогают. Если выездная проверка началась – а к ней налоговики подготовились — без доначислений они не уйдут.

В случае противодействия будет очень сложно результат налоговой проверки оспорить в суде. Сам факт воспрепятствования расценивается судами негативно — как осмысленное противодействие законным контрольным мероприятиям.

В современных реалиях оспорить обоснованность выемки совсем не просто. Инспекции достаточно заявить о подозрениях или сослаться на возможность скрыть документы – и суды согласны с необходимостью выемки.

Протесты компаний о недостаточности оснований для производства выемки судами не поддерживаются:

  1. Если налоговики докажут, что у контрагента есть сомнительные признаки, суд сочтет выемку законной. Определение ВС от 06 декабря 2017 г. № 305-КГ17-18076.
  2. Если компания не представит по требованию инспекторов первичку – суд также встанет на их сторону. Определение ВС от 28 октября 2016 г. № 305-КГ16-13774.

А часто суд и не погружается в ситуацию: и просто констатирует, что выемка обоснована. Так как у налоговиков были основания полагать, что документы будут скрыты, исправлены или заменены. Определение ВС от 26 сентября 2016 г. № 305-КГ16-11358. И компания не смогла оспорить, что оснований для таких сомнений у инспекторов быть не могло. Согласитесь, абсурдная роль по доказыванию отсутствия сомнений…

Суд к налоговой не строг. Нередко и процедурные нарушения самих проверяющих суды признают формальными и несущественными. Особенно, когда есть подозрения компании в налоговых нарушениях.

Но если действительно ревизоры превышают полномочия – пресекайте произвол и обращайтесь в суд. Для признания действий инспекторов незаконными и протокола выемки недействительным. С целью его исключения из состава доказательственной базы.

Кроме налоговиков изъять документы, электронные носители информации и данные с жестких дисков могут и сотрудники полиции в ходе оперативно розыскных мероприятий. Если будет выявлено, что информация свидетельствует о налоговых правонарушениях, полицейские ее направят в рамках межведомственного обмена в налоговую.

Полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий сведения, налоговики вправе использовать в качестве доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки. Судебная практика – на стороне ревизоров. Сбор доказательственной базы с использование материалов органов внутренних дел не противоречит законодательству – вывод из определения Конституционного суда от 25 января 2018 г. № 14-О.

Выемка налоговым органом документов и предметов в 2019 году: кратко о важном

Решением руководителя налогового органа была назначена ВНП предпринимателя за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, в рамках которой 25.12.2018 должностным лицом, проводящим проверку, на основании ст. 94 НК РФ вынесено постановление о производстве выемки, изъятия документов и предметов из арендованного помещения.

В указанный день налоговики провели выемку документов и предметов, о чем составили протокол и опись изъятых документов. Протоколы были подписаны понятыми, присутствовавшими при совершении выемки.

Предприниматель не согласился с действиями проверяющих и обжаловал их в вышестоящем налоговом органе, который оставил жалобу без удовлетворения.

В связи с этим налогоплательщик обратился в суд. Он привел следующие основания для признания действий налогового органа незаконными:

  • налоговики в постановлении о выемке не привели доказательства того, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены;

  • решение о проверке было получено в тот же день, что и проведена выемка;

  • налоговый орган не оформил надлежащим образом перечень изъятых документов, в частности не была составлена подробная опись документов;

  • у налогового органа отсутствовали основания для проведения выемки;

  • в ходе выемки были изъяты документы, не относящиеся к предмету проверки.

Права налоговых органов установлены в ст. 31 НК РФ. Согласно пп. 3 п. 1 нормы налоговые органы в ходе налоговых проверок вправе производить выемку документов у налогоплательщика в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Кроме того, при наличии у осуществляющих ВНП должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, производится выемка названных документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ (п. 14 ст. 89 НК РФ).

Приведенные нормы продублированы в п. 8 ст. 94 НК РФ.

В рассматриваемом деле выемка мотивирована тем, что при анализе финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя установлена группа налогоплательщиков, действующих как единый хозяйствующий субъект, использующий схему «дробление бизнеса» для сохранения права применения специальных режимов налого­обложения. Данная схема позволяет существенно снизить налоговую нагрузку налогоплательщиков, осуществляющих розничную торговлю медицинскими препаратами через аптечную сеть.

«Дробление бизнеса» налоговики подтверждали следующими обстоятельствами:

  • велся один вид деятельности – розничная торговля фармацевтическими товарами;

  • деятельность осуществлялась по адресам нахождения аптечных пунктов под одной вывеской, торговым знаком одного бренда, фасады и интерьеры аптек оформлены в едином корпоративном стиле;

  • физические лица согласно представленным справкам по форме 2-НДФЛ пересекались (одни и те же люди в разные периоды времени являлись сотрудниками нескольких аптек и получали в них официальную заработную плату);

  • все участники схемы применяли специальные налоговые режимы – УСНО или в виде уплаты ЕНВД;

  • в общедоступных информационных ресурсах налогоплательщики позиционируют себя как единая сеть аптек с указанием единого сайта, телефона справочной службы и единой системой заказа;

  • поставщики, с которыми заключены договора на поставку медикаментов и медицинской техники, идентичны;

  • расчетные счета всех налогоплательщиков группы открыты в одних и тех же банках;

  • право распоряжаться расчетными счетами участников группы имеют одни и те же лица.

На основании приведенных данных, полученных еще до начала проверки, у налоговых органов были основания полагать, что сделки между взаимозависимыми лицами имеют формальный характер.

Суды сочли, что наличие такой информации дает основания для возникновения обоснованных предположений у налогового органа о том, что у проверяемого налогоплательщика могут иметь место документы, укрываемые от налогового контроля, а также документы, не соответствующие официальной бухгалтерской и налоговой отчетности, но отражающие реальное движение товарно-материальных ценностей и денежных средств, по различным причинам не включенных в объект налогообложения. Предположение о наличии таких документов вполне обоснованно дает основания полагать, что предприниматель может принять меры по уничтожению, сокрытию, изменению или замене документов.

Кроме этого, суды сделали еще два важных вывода:

  • факты добровольного представления каких-либо документов в ходе проверки не определяют невозможность изъятия подлинников представленных или иных документов инспекцией в случае установления налоговым органом оснований для их изъятия;

  • довод налогоплательщика о том, что необходимым условием для производства выемки является отказ либо непредставление истребуемых в порядке ст. 93 НК РФ документов, несостоятелен.

Согласно нормам НК РФ выемка документов и предметов может быть произведена:

  • при наличии у проверяющих достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89 НК РФ);

  • если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копии документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ);

  • при отказе проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Суд уточнил, что решение о производстве выемки налоговый орган может вынести по любому из указанных оснований. Необходимость наличия совокупности указанных обстоятельств НК РФ не предусмотрена.

Отметим, что рассмотренное дело и позиция судов, приведенная в нем, не единичны. Например, в Постановлении от 11.06.2019 № Ф09-2372/19 по делу № А34-6365/2018 АС УО рассмотрел аналогичный спор и признал достаточными основаниями для проведения выемки документов следующие обстоятельства:

  • информация, полученная в ходе допросов бывших работников контрагентов налогоплательщика, свидетельствует о возможном создании схемы уклонения от налогообложения и ведении последним «двойной бухгалтерии»;

  • названными лицами представлена информация о централизованном ведении бухгалтерского учета самим обществом.

Исходя из названных обстоятельств, учитывая очевидную неэффективность мероприятий по истребованию данных документов у налогоплательщика для подтверждения возникшего предположения, суды признали оспариваемые постановления и действия необходимыми, мотивированными и законными.

* * *

В постановлении о производстве выемки налоговый орган должен обосновать (мотивировать) свои выводы о наличии достаточных оснований полагать возможными уничтожение, сокрытие, изменение или замену проверяемым лицом подлинников документов.

Суды отмечают, что в данном случае речь не идет о наличии реальных действий по уничтожению, изменению, сокрытию документов, а именно о наличии достаточных оснований, чтобы говорить о возможности указанных действий со стороны налогоплательщика. Такими основаниями суды признают в том числе информацию, которая имеется у налоговиков на начало проведения проверки. Подобное изложение причин проведения выемки является обоснованным, продиктованным целями эффективности осуществления налогового контроля, не исключающими при необходимости применения принципа внезапности.

При этом добровольное предоставление документов не считается фактором, определяющим невозможность проведения выемки документов, как и отказ от предоставления документов не становится необходимым условием для проведения изъятия документов.

И, безусловно, должна быть соблюдена процедура выемки документов.

Действующее законодательство РФ устанавливает определенные правила, на основании которых формируется список документов и предметов, которые не могут участвовать в изъятии во время осуществления налоговым органом выездной проверки.

Во-первых, процедура изъятия не может распространяться на документы, которые не имеют никакого отношения к процессу налогообложения юридического лица, к бухгалтерской отчетности и т.д. Факт изъятия таких документов налоговым инспектором сможет послужить причиной для дальнейшего обращения в судебный орган с целью защиты собственных интересов.

Во-вторых, некоторые документы обладают особенным режимом, который делает процедуру изъятия несколько иной и особенной. Например, данным режимом обладают первичные бухгалтерские документы. Их изъятие допустимо на основании соответствующего документа от органов предварительного следствия, судебными органами и т.д.

В отношении предметов не могут подлежать изъятию определенные вещи, находящиеся на балансе организации, учреждения или предприятия, которые не имеют никакого отношения к налоговому законодательству РФ.

Например, на основании проведения выездной проверки, не могут быть изъяты компьютеры учреждения, так как они являются достаточно специфическим имуществом, которое напрямую не относится к нормам налогового права.

Незаконное изъятие подобных предметов ведет к аннулированию всех результатов, полученных в ходе данной проверки и исследования имущества. Это применимо даже в том случае, если в ходе проверки были выявлены определенные нарушения и несоответствие действующим стандартам.

Такой важный юридический факт, как выемка документов, либо изъятие определенных предметов у юридического лица, в обязательном порядке должен быть зафиксирован в соответствующем документе. В данном случае им будет являться протокол, составленный и подписанный уполномоченным лицом – налоговым инспектором.

Протокол составляется по установленной, письменной форме. В него включаются все основные сведения о произведенных операциях:

  • дата составления протокола, которая должна совпадать с датой проведения процедуры по выемке или изъятию;
  • данные об уполномоченном лице, осуществляющем выемку или изъятие документов, а также предметов – его ФИО и должность;
  • данные об организации – юридическом лице, в отношении которого осуществляются процедуры выемки и изъятия;
  • ссылки на определенные документы, на основании которых проводится данная процедура. Это может быть приказ вышестоящей инстанции, решение судебного органа, внутреннее распоряжение и т.д.;
  • сведения о документах и предметах, которые были изъяты;
  • иные сведения, вносимые в протокол и имеющие важное значение в каждом конкретном случае.

Протокол изъятия или выемки подписывается обеими сторонами – представителем налогового учреждения и руководителем организации, в которой проводилась данная проверка, либо иным ответственным и уполномоченным лицом.

Протокол, в обязательном порядке, должен содержать сведения абсолютно о каждом изъятом предмете, либо документе. Намеренное сокрытие или ошибочное не указание данных об одном, либо нескольких предметах, является недопустимым.

Протокол также может включать в себя сведения о том, где находились изъятые документы и предметы, если это имеет значение в определенной ситуации. Копия данного документа обязательно должна быть вручена лицу, у которого произвелась выемка, либо изъятие предметов. Протокол может быть отдан лично или направлен по почте.

Все изъятые предметы предъявляются для рассмотрения другим лицам, участвующим в данной процедуре, с целью максимального контроля ее грамотности и правомерности.

Процедура изъятия документов, в обязательном порядке, должна отвечать всем существующим нормам и правилам.

Любой налогоплательщик, в отношении которого была произведена данная процедура, имеет право на обращение в суд в том случае, если считает, что она была проведена незаконно, либо с явными нарушениями норм действующего законодательства, например, если протокол изъятия отсутствует, либо составлен неграмотно.

Изъятие документов не может быть осуществлено вне рамок организованной налоговым органом выездной проверки.

Первоначальным этапом изъятия документов является предъявление соответствующего постановления налогоплательщику, для его ознакомления. Помимо этого, представитель налогового органа должен разъяснит участвующим в процедуре лицам их права и обязанности. Затем налоговый инспектор предлагает налогоплательщику добровольно отдать документы, с соответствующей записью в протокол.

Если налогоплательщик отказывается от предложения, налоговый инспектор имеет право приступить к вскрытию помещения, либо иного места, в котором хранятся нужные документы.

Изъятые документы обязательно заносятся в протокол, где составляется их подробное описание, и указываются данные о месте, откуда их изъяли. С этого момента протокол будет являться главным документом, подтверждающим проведенную ранее процедуру и факт изъятия требующихся бумаг.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Изъятие документов при производстве по делам об административных правонарушениях регулируется статьей 27.10 КоАП РФ — «Изъятие вещей и документов». Часть 5.1 гласит: «В случае, если изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе.

В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

Справочно

Когда сотрудники полиции считают, что на территории фирмы или у предпринимателя находятся документы, предметы, имеющие значение для уголовного дела, они проводят обыск. Если полицейские точно знают, что хотят изъять, проводится выемка.

В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей…».

В постановлении, которое выносится по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, должны быть в числе прочего решены вопросы о судьбе изъятых документов. Если эти документы не содержат на себе следов подделки и т.п. (т.е. не являются вещественными доказательствами), то они подлежат возвращению законному владельцу. Те же документы, которые признаны вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо передаются заинтересованным лицам (п. 3 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ).

Если документы вам нужны, надо обратиться с письменным запросом на имя руководителя органа, производившего изъятие (либо на имя судьи, рассмотревшего дело об административном правонарушении), с просьбой вернуть подлинник конкретного документа (документов). В случае отказа предоставить запрашиваемый документ, придется использовать имеющуюся у вас копию документа и отрицательный ответ компетентного органа (должностного лица), в распоряжении которого находится изъятый документ.

Выемка документов: решение должно быть обоснованным

Сотрудники полиции могут проверить любую фирму или предпринимателя, но только в рамках административного или уголовного производства. Чаще всего предпринимателям приходится сталкиваться:

  • с подразделениями органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями;

  • с подразделением МВД, отвечающим за борьбу с преступлениями в сфере высоких технологий;

  • с подразделениями органов внутренних дел по борьбе с нарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства;

  • с участковыми уполномоченными.

Налоговые преступления расследует Следственный комитет Российской Федерации.

Функции ФМС и ФСКН России в настоящее время осуществляет МВД России.

Контроль в сфере трудовой миграции осуществляет Управление МВД России по вопросам миграции.

Начинается проверка, как правило, с того, что контролеры смотрят документы на помещение (например, договор аренды или свидетельство о праве собственности), уставные документы или свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя, а также лицензии (если они необходимы).

Если вы занимаетесь торговлей, то оперативники проверят разрешение на торговлю, накладные на товар, сертификаты, ценники, кассовый аппарат и связанные с ним документы.

Затем могут проверить и продавцов (наличие регистрации или прописки, медицинскую книжку).

На этом обычно стандартная проверка заканчивается. Дальнейшие действия проверяющих зависят от того, что их интересует.

Полиция работает строго по территориальному принципу. Например, в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, действуют городские управления и районные или окружные отделы по борьбе с тем или иным видом общественно опасной деятельности.

Управления могут проверить любую фирму, находящуюся на территории города. Районные (окружные) службы обслуживают только территории своих районов или округов.

Но бывают исключения. Например, фирма продает товар, приобретенный в другом районе. Сотрудники полиции выяснили, что он ворованный, и приехали, чтобы его изъять. Однако в этом случае у полицейских должно быть постановление следователя на выемку.

При производстве по уголовным делам могут осуществляться изъятие на этапе проверки сообщения о преступлении или выемка после возбуждения уголовного дела.

Например, сотрудникам оперативных подразделений правоохранительных органов в ходе оперативно-розыскной деятельности разрешается производить изъятие оригиналов документов, в ходе которого проверяемому лицу отдаются лишь копии с них. По этому поводу в законе от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сказано так: «В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы и (или) электронные носители информации, то изготавливаются копии документов, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, передаются лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе.

Актуально

До начала обыска или выемки вам должны предъявить (под расписку) постановление об их проведении, а если эти действия проходят в жилом помещении, то еще и судебное решение (п. 4 ст. 182 УПК РФ).

В случае, если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе… В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления».

Как видите, порядок изготовления копий с изъятых оригиналов документов и их направление взамен оригиналов владельцу схож при производстве дел по административным правонарушениям и в ходе оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

Если же в рамках уже возбужденного уголовного дела производится выемка, то сначала будет оглашено постановление следователя или дознавателя о производстве выемки и его копию оставят представителю юрлица. Особенностью такой выемки является то, что статья 183 УПК РФ разрешает ее в случае, если возникла необходимость изъятия конкретных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся.

Деятельность налоговых органов во многом регламентируется Налоговым кодексом РФ3, который, в отличие от уголовно-процессуального законодательства, не отличается особой четкостью.

Тем не менее налоговики обязаны соблюдать следующие правила. Выемка документов производится ими на основании постановления о производстве выемки, изъятия документов и предметов (Приложение № 19 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]). Данное постановление должно быть обязательно подписано должностным лицом налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, а также утверждено руководителем (заместителем) соответствующей ИФНС (пункт 1 ст. 94 НК РФ).

Правила передачи копий изъятых налоговиками оригиналов документов похожи на ранее описанные. При изъятии документов изготавливаются их копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого изымаются оригиналы (пункт 8 ст. 94 НК РФ ). При невозможности изготовить или передать копии одновременно с изъятием документов инспекция передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение 5 дней после изъятия. Все это протоколируется, а порой сопровождается видеозаписью.

В рамках проведения налоговой проверки выемка происходит только после отказа предоставить документы добровольно, поэтому при получении требования от налоговой лучше предоставить запрошенные документы самостоятельно, даже если основание вам кажется неубедительным, так как законодательство РФ не предусматривает оснований для оставления требования о представлении документов без исполнения.

Обратите внимание

Обязательно контролируйте соблюдение всех процессуальных требований при проведении выемки. Документы, полученные с нарушением требований закона, не могут быть использованы при осуществлении налогового контроля.

Имейте в виду, непредставление налогоплательщиком в течение более 2 месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов дает налоговым органам право определять суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике.

В случае запроса заинтересованными лицами изъятых документов, вы всегда можете предоставить заверенные налоговым органом копии с приложением копии протокола, в котором должен быть указан и описан каждый изъятый документ.

Если у вас на руках имеется протокол выемки (изъятия), заверенная копия изъятого документа и ответ с отказом вернуть такой документ, то этого «джентльменского набора» хватит для того, чтобы избежать обусловленных отсутствием подлинников неприятностей. Во всяком случае, встречающиеся на практике попытки излишне ретивых чиновников и проверяющих наказать фирму за такое отсутствие документов успешно обжалуются в суд.

Венедикт Вагантов, юрист

ПРАКТИЧЕСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ
Электронная версия главного журнала для практиков

О том, как именно последние изменения в законодательстве повлияли на работу бухгалтерии.

Советы при выемке документов в офисе во время налоговой проверки

Срок выездной проверки – от 2 до 6 месяцев. Течение срока может быть приостановлено по решению руководителя налогового органа на 6–9 месяцев – на время проведения экспертизы, получения ответов по встречным проверкам или информации от иностранных госорганов. В этот период налоговый орган не вправе проводить мероприятия налогового контроля в рамках выездной проверки.

Часто в рамках выездных проверок проводятся почерковедческие экспертизы. Рекомендуем не пренебрегать предоставленными ст. 95 НК РФ правами на проверку компетенции эксперта и постановку ему вопросов, на возражения против результатов экспертизы и проведение повторной экспертизы.

При изучении результата почерковедческой экспертизы обратите внимание на документы, содержащие образцы свободных подписей, и убедитесь в достаточности количества образцов свободных и экспериментальных подписей. Так, из документов, представленных эксперту налоговым органом, должно усматриваться, что свободные образцы подписей выполнены тем лицом, подписи которого исследуются. Период выполнения свободных подписей должен быть близок к периоду изготовления исследуемых документов, поскольку человек может со временем изменять свою подпись. Количество свободных образцов подписей должно быть достаточным для проведения исследования.

Если после ознакомления с результатом экспертизы у вас возникли сомнения в его обоснованности, вы вправе привлечь специалиста-почерковеда. Результат его исследования, опровергающий выводы эксперта налогового органа, может быть использован для обоснования необходимости проведения повторной экспертизы в рамках ст. 95 НК РФ, а также при обжаловании решения налогового органа в арбитражном суде.

По окончании проверки налогоплательщику вручают справку о проведенной выездной налоговой проверке. После этого налоговому органу дается 2 месяца на подготовку акта проверки. Акт в течение 5 дней с даты его составления передают налогоплательщику вместе с документами, на основании которых налоговый орган пришел к выводу о нарушении законодательства о налогах и сборах (ст. 100 НК РФ).

В момент передачи акта проверки представитель организации обязательно должен указать дату вручения на экземпляре налогового органа и на своем экземпляре. От этой даты будет исчисляться срок на подготовку возражений на акт при несогласии с ним.

Кроме того, после получения акта проверки надо сопоставить перечень приложенных к нему документов со списком тех, что были собраны в ходе проверки. Для этого используйте вводную часть акта, где перечислены все контрольные мероприятия и реквизиты. Например, указаны поручения и требования, направленные по ст. 93 и 93.1 НК РФ, факт получения ответов, сведения о проведенных допросах. Если после сверки приложенных к акту документов с его вводной частью стало понятно, что каких-то из них не хватает, необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении возможности ознакомиться со всеми собранными в ходе проверки документами. В случае отказа вы будете вправе истребовать их в ходе судебного разбирательства.

Начало проверки оформляется решением о проведении ВНП по специальной форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] Инспекторы не обязаны заблаговременно информировать компанию о предстоящей проверке (письмо ФНС России от 18.11.2010 № АС-37-2/15853). Если компания сдает отчетность по ТКС, обычно инспекция направляет решение о назначении ВНП в электронном виде. Если инспекторы хотят застать организацию врасплох, они могут появиться на проходной ранним утром понедельника. У секретаря компании (или сотрудника, ответственного за допуск на территорию) должен быть под рукой шаблон решения, чтобы сравнить его с предъявленным документом. Критические элементы. В решении обязательны: состав группы проверяющих и Ф.И.О. подписанта. Для инспекторов, которых нет в решении, путь на территорию фирмы заказан. У остальных необходимо проверить служебные удостоверения. Решение подписывает руководитель налогового органа или его заместитель. Информация о руководстве инспекции, в которой компания стоит на учете, есть на сайте ФНС России. Несущественные элементы. Не указан руководитель группы проверяющих (дело № А12-7517/07-С61), указано иное основание для проверки (дело № А40-26973/12-99-126), не указан конкретный налог или указано «проверка по всем налогам» (дело № А72-4064/2011), опечатки в ИНН (дело № А71-1019/2010-А19) и прочие мелкие нарушения. Совет прост — не тратьте на них время. Запрещено производство выемки в ночное время (с 22:00 до 06:00) Впускать или не впускать. Если решение в порядке — впустите проверяющих. В противном случае составляется акт «о воспрепятствовании». Его подписывают руководитель группы проверяющих и налогоплательщик. Отказаться подписывать акт можно, но нет смысла: руководитель группы проставит отметку об отказе. На основании такого акта инспекция по имеющимся данным о проверяемом или аналогичном налогоплательщике вправе самостоятельно определить сумму налога для уплаты (п. 3 ст. 91 НК РФ), то есть применить расчетный метод по подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ (постановление 12ААС от 16.06.2017 по делу № А57-23785/2016). На должностное лицо компании могут наложить штраф в размере 10 тыс. рублей (ст. 19.7.6 КоАП РФ). Есть также практика, когда штрафовали саму компанию через общую ст. 19.4.1 КоАП РФ (постановление Саратовского областного суда от 01.04.2014 № 4А-212/14).

Проверяющим рекомендуется заранее согласовывать с компанией вопросы организационного и информационного характера, прежде чем приступать к проверке (п. 2.3 письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»).

Осмотр будет признан незаконным, если понятые: • сотрудники налогоплательщика (постановление 9ААС от 02.09.13 № А40-85714/12, постановление ФАС МО от 03.12.2010 № А40- 6293/10-13-36); • сотрудники инспекции (постановление ФАС ЗСО от 09.02.2010 по делу № А75-6187/2009); • фактически не участвовали в осмотре, а подошли только на подписание протокола (постановление ФАС СЗО от 07.02.2014 № А66-3086/2013).

Осмотр помещений в рамках выездной проверки в отличие от камеральной не требует специального (отдельного) решения налогового органа. В некоторых случаях осмотр обязателен (п. 6.5 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837), например при подозрениях в том, что компания ведет деятельность, которую не заявляла в учредительных документах. В осмотре вправе участвовать сам налогоплательщик, специалист и эксперт. Инспекторов всегда должен сопровождать ответственный сотрудник, чтобы зафиксировать возможное неправомерное поведение в протоколе. В ходе осмотра проверяющие могут производить фото- и видеосъемку, снимать копии с документов. Проверяющие имеют право знакомиться с документами, составляющими коммерческую тайну (п. 1 ст. 93, абз. 2 п. 3 ст. 102 НК РФ). Если сотрудники препятствуют проведению осмотра, это может быть квалифицировано как воспрепятствование законной деятельности должностного лица с последствием в виде административного наказания по ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.7.6 КоАП РФ. В таких случаях инспекторы нередко возвращаются с подкреплением из правоохранителей и проводят выемки.

Осмотр компьютера. Если компьютер остался включенным, ничто не помешает инспектору осмотреть содержимое технического устройства. В одном из недавних налоговых споров судьи пришли к выводу: действия по осмотру компьютеров законные, обоснованные и не нарушают права налогоплательщика. Проведение осмотра без изучения содержащихся в компьютере данных не отвечает целям его проведения, сам компьютер как техническое устройство не несет информации (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 14.03.2017 по делу № А19-916/2016).

Оформление осмотра протоколом. Каждое действие и нарушения проверяющих подробно отражайте в протоколе осмотра, указывайте свои комментарии и замечания. Налоговики не обязаны представлять копию протокола осмотра. Компания получит ее вместе с актом проверки (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 14.03.2017 № А19-916/2016).

Как проводится выемка документов налоговыми органами

• Указывать нужно: постановление ФАС Поволжского округа от 25.06.2014 по делу № А12-23096/2013); • Указывать необязательно: постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2013 по делу № А31-13075/2012.

Выемка проводится на основании мотивированного постановления. Шаблон предусмотрен Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] Основной мотив для выемки — наличие у инспекции достаточных оснований полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. При этом проверяющим недостаточно имеющихся в их распоряжении копий (п. 8 ст. 94 НК РФ). По вопросу о том, обязан налоговый орган указать в постановлении о выемке доказательства того, что есть вероятность уничтожения документов, или нет, судебная практика противоречива.

  • 1.1. Развитие теории налогообложения
  • 1.2. Принципы налогообложения
  • налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость
  • ответственность за нарушеия законодательства о налогах и сборах

При проведении выездной налоговой проверке может осуществляться осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика. Осмотр осуществляется непосредственно должностными лицами, производящими выездную налоговую проверку. При этом осмотр осуществляется без ограничений – для проведения осмотра никаких дополнительных постановлений не требуется. Однако, осмотр не может проводиться за пределами выездной налоговой проверки, в том числе во время ее приостановления или во время проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

По регламенту налоговой службы — ни одна выездная налоговая проверка не обходится без проведения осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика.

На практике осмотр территорий и помещений при выездной налоговой проверке, как правило, малоэффективен. А вот при осмотре документов и предметов надо быть осторожными. Если, при осмотре будут выявлены подозрительные обстоятельства о подконтрольных компаниях, серых схемах, сделках с фирмами «однодневками» – протокол осмотра будет предъявлен в суд в качестве доказательства налоговых правонарушений.

Возможность проведения осмотра при камеральной налоговой проверке у налоговых инспекторов появилась с 01.01.2015 года и строго в определенных случаях:

  • представления налоговой декларации с предъявленной суммой НДС к возмещению;
  • выявления противоречий и несоответствий в представленной декларации по НДС, указанные в п. 8.1 ст. 88 НК РФ, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Соответствующие изменения внесены Законом № 134-ФЗ в п.1 ст. 91 НК РФ и п.1, п.2 ст. 92 НК РФ.

Выездная налоговая проверка: как избежать проблем?

Налоговый кодекс РФ допускает осмотр вне рамок налоговых проверок только в отношении документов и предметов.

Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверке допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра (п. 2 ст. 92 НК РФ).

Осмотр вне рамок налоговых проверок также предусмотрен законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Так, по объектам недвижимости право на осмотр вне рамок проверок разрешено статьей 9 данного федерального закона. (Осмотр, как мера налогового контроля, применяется при проверке заявлений в налоговые органы для совершения регистрационных действий. Например, при изменении местонахождения юридического лица в связи со сменой адреса).

Частая практика осуществления осмотров вне рамок налоговых проверок сегодня – изменение адреса местонахождения юридического лица. Осмотры помещений на предмет фактического местонахождения организации и ее единоличного исполнительного органа (руководителя). Такие проверки на предмет достоверности сведений внесенных в ЕГРЮЛ ведутся повседневно.

Сейчас бератор «Практическая энциклопедия бухгалтера» вы можете купить на 9 месяцев всего за 10 980 рублей вместо 16 980 рублей. То есть вы получите скидку 6 000 рублей и доступ к бератору на 3 месяца в подарок.

У вас будет:

  • Бератор
    «Практическая энциклопедия бухгалтера»
  • Материалы электронного журнала
    «Нормативные акты для бухгалтера»
  • Материалы электронного журнала
    «Практическая бухгалтерия»
  • Онлайн-сервисы «Учетная политика» и «Алгоритмы для бухгалтера»

Просто заполните форму, и мы вышлем вам на почту письмо с льготным счетом.

  • Правильно рассчитать налоги, без пеней и штрафов.
  • Без ошибок заполнить документы и отчеты.
  • Оптимизировать свой бухучет и сэкономить на налогах.
  • Сократить время работы с бухгалтерской рутиной.
  • Уверенно действовать при проверках и в судах.

Для истребования документов налоговики должны направить вам соответствующий документ – это требование о представлении документов. В случае пребывания налогового инспектора, проводящего проверку, на вашей территории, данное требование он должен передать руководителю (законному или уполномоченному представителю) фирмы или индивидуальному предпринимателю (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.

Если указанным способом требование передать невозможно, его могут:

  • направить вам по почте заказным письмом. При этом датой его получения считается шестой день со дня отправки такого письма;
  • передать в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.

Налоговая инспекция должна передать вам требование в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в том случае, когда вы обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме. Основания – пункт 4 статьи 31 и пункт 1 статьи 93 НК РФ.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, необходимо представить проверяющим в течение 10 дней (20 дней – при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней – при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в российском налоговом органе) со дня получения соответствующего требования. На представление документов налоговым агентом, выплатившим доход иностранной организации, действовавшей в интересах третьих лиц, отведено три месяца. Сделать это вы можете лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Ходатайствовать о продлении срока представления документов разрешает пункт 3 статьи 93 Налогового кодекса. Причинами могут служить, например, отсутствие на рабочем месте главного бухгалтера. Причины отсутствия — его болезнь, командировка и даже очередной отпуск.

В случае приостановления выездной налоговой проверки налогоплательщик все равно обязан представить документы, которые были запрошены до приостановления этой проверки (письмо ФНС России от 7 августа 2015 г. № ЕД-4-2/[email protected]). Эту обязанность налогоплательщика подтверждает и Пленум ВАС (п. 26 Постановления от 30 июля 2013 г. № 57).

Истребуемые бумажные документы можно представить в налоговую инспекцию в электронной форме в виде электронных образов документов, а проще говоря, в виде сканов. При этом должны быть соблюдены форматы представления документов, установленные ФНС России. Сканы можно передать по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Если первичный документ (подлинник) составлялся на бумажном носителе, то представить в ИФНС его скан-образ нельзя. Даже при условии, что такой скан-образ будет подписан усиленными квалифицированными электронными подписями участвующих сторон (письмо ФНС от 17 мая 2016 г. № АС-4-15/[email protected]). В ведомстве уточняют, что скан-образы документов не заменяют затребованные первичные документы.

Порядок направления требования и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 16 июля 2020 года № ЕД-7-2/[email protected]

Нарушать этот порядок нельзя. Например, если организация по требованию ИФНС выдаст проверяющим документы в месте своего нахождения, а не на территории инспекции, то документы не будут считаются представленными.

Похожая ситуация была рассмотрена арбитрами Уральского округа в постановлении от 29 января 2019 года № Ф09-9273/18 по делу № А76-19830/2018.

В ответ на требование о представлении документов в налоговую инспекцию, компания направила в ИФНС письмо, где указала, что оригиналы документов представлены инспекторам по месту, где они проводили налоговую проверку. То есть, на территории организации. Фирма сочла, что выдача документов налоговикам в месте, где проводилась выездная проверка, не влечет штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса. Речь в этой ситуации идет о штрафе в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. ИФНС оштрафовала компанию, а та обратилась в суд.

Суды всех инстанций указали, что в этом случае документы были представлены не по правилам. Поэтому не считаются представленными в ИФНС вообще. А значит, штраф инспекции был правомерен.

Если у вас нет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, то в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомите проверяющих о невозможности сделать это. При этом укажите причины и сроки, в течение которых вы можете представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (его заместитель) налоговой службы вправе:

  • или продлить сроки представления документов;
  • или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков сроки продлеваются не менее чем на 10 дней.

В случае отказа от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или нарушения установленных сроков их представления вас могут привлечь к ответственности, предусмотренной статьей 126 Налогового кодекса.

Налоговые органы не вправе в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица (группы). Такое ограничение не распространяется на случаи, когда:

  • документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;
  • документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

скачать

Форма по КНД 1165013
ОБЩЕСТВО С
ОГРАНИЧЕННОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
«РОМАШКА»,
7702020202/770201001
ПЕРВАЯУЛ, 14, 1, ОФИС
400,МОСКВА Г, 117220

Требование № 120
о представлении документов (информации)

20.01.2019
(дата)

В соответствии со
статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) необходимо
представить в течение 10 рабочих дней со дня получения
(основания для истребования документов (информации)
и срок представления документов (информации))

Выездная налоговая проверка. Интерактивная инструкция для компании

ФНС разъяснила, как поступить, если инспекция не приняла от вас документы по требованию (письмо от 13 декабря 2018 г. № ЕД-4-15/24297).

Если документ, который вы отправили в налоговую, не соответствует утвержденному формату, будьте готовы, что инспекция его не примет.

Если вы получили уведомление об отказе в приеме документов, нужно устранить ошибки и направить документ повторно в инспекцию. Программное обеспечение налоговых инспекций настроено следующим образом. Если вы направляете в инспекцию по ТКС документ с наименованием файла, содержащего сканы нескольких документов, то программа направляет вам уведомление об отказе в приеме электронного документа. При этом в уведомлении налоговики укажут коды ошибок: 0300300000 «Структура файла обмена не соответствует требованиям формата» и 0200100003 «Имя файла указано неправильно».

Эти ошибки нужно исправить и направить файл повторно.

Если вы не получили от ИФНС ни квитанцию о приеме, ни уведомление об ошибке, вы должны направить затребованные документы уже на бумаге. С учетом срока, установленного Налоговым кодексом (п. 3 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

За непредставление документов вам грозит штраф, предусмотренный статьей 126 Налогового кодекса – 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Если у налогоплательщика, по каким-либо причинам (например, в силу большого объема запрашиваемых документов), нет возможности представить документы в установленные сроки, ему следует направить в налоговый орган соответствующее уведомление. Образец такого уведомления представлен далее.

Проверяя деятельность фирмы или предпринимателя, налоговики вправе вызывать свидетелей для дачи показаний (ст. 90 НК РФ). Свидетелем может быть любой человек, которому известны какие-то сведения, необходимые налоговой инспекции: руководитель фирмы, рядовые сотрудники и даже члены их семей.

Чиновники отметили, что по вопросу участия лица, сопровождающего гражданина, вызванного на допрос в налоговую в качестве свидетеля, Налоговый кодекс не регламентирует исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе. Получается, что круг лиц при проведении допроса свидетеля не ограничен.

В качестве свидетелей не могут допрашиваться:

  • малолетние;
  • лица с физическими или психическими отклонениями;
  • лица, получившие информацию в процессе своей профессиональной деятельности (аудиторы, адвокаты и т. д.).

В соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции РФ свидетель вправе воспользоваться юридической помощью при даче пояснений. Это значит, что на допрос он может прийти с адвокатом. Но проведение допроса представителя вместо свидетеля недопустимо. Этот вывод содержится в Решении ФНС России от 11 апреля 2018 года № СА-3-9/[email protected], опубликованном на сайте по результатам рассмотрения обращения физлица, являющегося свидетелем, с жалобой на нижестоящую инспекцию на нарушение его права на участие в налоговых правоотношениях через представителя. Свидетель, находясь в командировке, направил на допрос в ИФНС своего адвоката, действующего по доверенности. Однако инспекция его допрашивать не стала, а перенесла допрос на другой день.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля влечет штраф в размере 1000 рублей (ст. 128 НК РФ).

В Письме ФНС России от 13 июля 2017 года № ЕД-4-2/[email protected], содержащем методические рекомендации налоговым и следственным органам, как выявлять и доказывать умысел налогоплательщиков в налоговых правонарушениях, приведены разработанные этими органами перечни вопросов, которые будут задавать во время проверок руководителю (38 вопросов) и сотрудникам (42 вопроса). Многие вопросы в обоих перечнях дублируются. Это поможет при сопоставлении ответов выявлять противоречия, проводить повторные опросы и собирать доказательства против проверяемого.

Вот перечни вопросов, которые обязательно зададут для обязательного выяснения сведений о выборе контрагентов, процедуре подписания договоров, учете ТМЦ.

1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности?

2. Ваше образование, специальность?

3. Что входит в Ваши должностные обязанности?

4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

5. Где и кем Вы работали до организации?

6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для организации?

7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?

8. Кто выступает инициатором заключения договора с Поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

9. Одобрение того или иного контрагента это Ваше единоличное решение или коллегиальное?

10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

Для установления личности руководителя-контрагента и деловой репутации организации-контрагента.

12. Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?

13. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?

14. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

16. Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Подписание договора.

17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?

19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?

20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?

21. В случае, если контрагент находится не в г. Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?

22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?

23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания Вами?

Документооборот в организации.

24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?

25. Кто несет ответственность за качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?

26. Назовите программу, которая используется для учета ТМЦ.

27. Как у Вас в Компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров (работ, услуг) к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

28. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С Торговля, 1С-Склад?

29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия Вы предпринимали в подобных случаях?

30. Кто в организации отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание ТМЦ для своих подразделений для производства работ?

31. Есть ли склад и где он находится?

32. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров (работ, услуг)?

33. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и ИТР на месте проведения работ?

34. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?

35. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед Заказчиком, перед организацией?

36. Есть ли в организации служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите ФИО, его обязанности и ответственность.

37. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые Вы оформляете.

38. Перечислите наименование документов, которые Вы оформляете.

Прежде всего нужно максимально прозрачно вести свои дела. Для этого требуется либо умелый бухгалтер, либо расчетный счёт с функцией онлайн-бухгалтерии. Сейчас эту функцию за дополнительную оплату предоставляет почти любой банк. С ней налоговая проверка вам будет не страшна.
Любые непрозрачные операции по счёту являются подозрительными, а основная реакция банков на подозрительные операции — это блокировка. Некоторые банки даже показывают в приложении «рейтинг опасности блокировки счёта», который позволяет понять, достаточно ли прозрачно вы ведёте дела. Когда рейтинг начинает падать, можно просто позвонить в банк и узнать, в чём причина. Такой рейтинг есть в Модульбанке, поэтому рекомендуем открывать расчётный счёт в нём, если боитесь блокировок.

Перед тем, как начать выездную налоговую проверку, налоговикам нужно подготовить основной документ, который дает право на осуществление данной процедуры — решение о проведении выездной налоговой проверки, и вручить его проверяемому юридическому или физическому лицу. В решении должна быть отражена следующая информация:

  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы работников налогового органа, которым поручено осуществление проверки.

Обычно выездная налоговая проверка проводится в течение двух месяцев. Однако, налоговикам дано право приостанавливать ее или продлевать. Налоговая выездная проверка может приостановиться на срок не более полугода, при этом оснований для приостановки проверки немного:

  • есть необходимость получения данных от иностранных государственных органов в рамках международных договоров;
  • есть необходимость провести экспертизу;
  • есть необходимость перевести на русский язык документы, которые представлены проверяемым на иностранном языке и истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика или у других лиц документы, которые имеют отношение к работе этого налогоплательщика.

Порядок выездной налоговой проверки определяется соответствующими нормами Налогового Кодекса, однако существуют и общие положения о налоговом контроле, которые должны соблюдаться инспекторами при проведении любой процедуры:

  1. Налоговые орган и его должностные лица не могут для проведения налогового контроля собирать, хранить, использовать и распространять информацию о налогоплательщике полученной в нарушении положений законодательства о конфиденциальности профессиональной тайны (к примеру, адвоката, аудитора и т. д.)
  2. Налоговый орган в целях проверки может получить информацию от аудиторской организации только на основании решения органа исполнительной власти.
  3. Доказывание обстоятельств умышленного занижения налоговой базы или подписания документов первичного бухгалтерского учета неуправомоченным на то лицом доказывается при проведении мероприятий проверки.

Выездная налоговая проверка является особым порядком проведения мероприятий налогового контроля.

Место проведения проверки – на территории налогоплательщика. Однако возможны исключения. Если у проверяемого нет возможности выделить помещение для проведения проверки, то она может проводиться в налоговой.

Во время проверки должностные лица налогового органа изучают, анализирует, оценивает и сопоставляет документы бухучета, налогового учета.

В течение двух месяцев со дня составления справки по итогам выездном проверки, налоговым органом составляется акт налоговой проверки.

Возражение на акт выездной проверки может быть представлено в налоговый орган любой организацией в случаях:

  1. Несогласия с выводами, фактами, предложениями, изложенными в акте на основании п. 6 ст. 100 НК РФ.
  2. Несогласия с выводами, предложениями и фактами, изложенными в акте об обнаружении фактов (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
  3. Несогласия с выводами, предложениями и фактами, изложенными в дополнении к акту.

Возражения на акт проверки подаются в срок не более 1 месяца со дня получения акта в проверяющую налоговую. К возражениям могут быть приложены документальные подтверждения информации, на которую ссылается организация.

Возражения на дополнение к акту подаются в течение 15 дней в проверяющую налоговую.

НК РФ устанавливает, что возражения должны подаваться в письменной форме, с указанием на оспариваемый акт налоговой. В акте должны содержаться опровержения налоговых претензий с обязательной мотивировкой.

Что осматривают налоговые инспекторы?

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Выемка как процессуальное действие производится при наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, могут быть (ст.89 НК РФ, ст.94 НК РФ и ст.93 НК РФ) (п.14 ст.89 НК РФ):

уничтожены,

скрыты,

изменены или заменены,

а также в случае отказа в предоставлении истребуемых документов.

Выемка документов и предметов осуществляется в соответствии со статьей 94 НК РФ.

Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.

Оформление документации по налоговым проверкам осуществляется по формам, утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]

Выемка документов и предметов производится для того, чтобы выявить и подтвердить достаточными доказательствами нарушения налогового законодательства.

Необходимо отметить, что выемка документов и предметов может быть произведена в ходе выездной налоговой проверки или в случае отказа в предоставлении истребуемых документов. В свою очередь, истребование документов может производиться не только в ходе выездной налоговой проверки. Таким образом, выемка документов или предметов может производиться за пределами выездной налоговой проверки (например, в ходе встречной проверки, при проведении камеральной проверки) только в случае отказа лица в предоставлении истребуемых документов.

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

Лица, участвующие при производстве выемки:

1) понятые — их участие обязательно;

2) лица, у которых производится выемка (налогоплательщик, налоговый агент и плательщик сбора) — их участие обязательно;

3) налоговые представители налогоплательщика, налогового агента и плательщика сбора — вправе участвовать при проведении выемки;

4) специалист — привлекается в необходимых случаях;

5) переводчик — привлекается в необходимых случаях .

Порядок проведения выемки:

1. До начала выемки должностное лицо налогового органа:

— предъявляет Постановление о производстве выемки, изъятия документов и предметов;

В рамках выездной налоговой проверки проведена выемка документов и предметов. Составление протокола выемки окончено в 23.40, при этом непосредственно действия по изъятию у налогоплательщика самих документов и предметов завершено до 22.00. Считается ли выемка произведенной в ночное время?

эксперт журнала «Налоговая проверка»

Журнал «Налоговая проверка», N 6, ноябрь-декабрь 2017 г., с. 42-44.

Выемка документов и предметов, являющаяся одним из мероприятий налогового контроля, осуществляется инспекцией при проведении налоговых проверок в случае отказа налогоплательщика добровольно представить по требованию документы*(1).

Порядок проведения выемки урегулирован ст. 94 НК РФ. Положениями названной статьи, в частности, установлено, что производство выемки документов и предметов в ночное время не допускается (п. 2).

Налоговый кодекс не содержит указание на определение временных границ дневного и ночного времени. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Так, ночным временем является промежуток с 22.00 до 06.00 по местному времени (ст. 5 УПК РФ, ст. 96 ТК РФ). Аналогичного мнения придерживается ФНС (см. п. 9.2 Письма от 17.07.2013 N АС-4-2/12837).

Однако, что именно подразумевается под «производством выемки», в ст. 94 НК РФ не раскрывается. В связи с этим налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка и осуществляется выемка документов, интересует следующее. Что конкретно признается выемкой, не допускаемой в ночное время: только непосредственные действия по изъятию документов и предметов либо вся процедура налогового контроля в целом, включая составление и подписание протокола?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Законники, 2024 | Все права защищены