Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Составьте жалобу на решение налогового органа». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Жалоба подается контролируемым лицом в соответствующий уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Формы и способы подачи жалобы (обращения)
на решение о государственной регистрации – в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав на решение об отказе в государственной регистрации – в течение трех месяцев с момента получения решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации
Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в Федеральную налоговую службу только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
Решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в Федеральную налоговую службу в течении трех месяцев со дня принятия вышестоящим регистрирующим органом решения по жалобе на решение территориального регистрирующего органа.
Составлять такую жалобу можно в разных ситуациях, например:
- неверное начисление налогов, ошибки в сумме или неправомерность действий в этом вопросе в целом;
- вынесение разнообразных штрафов без права на это;
- задержка налогового вычета более четырех месяцев (либо более одного, на этот счет до сих пор ведутся юридические споры);
- неверные итоговые результаты налоговой инспекции или вообще их отсутствие.
Подать документ можно в любые сроки. Это касается как времени после проведения инспекции, так и до ее формального начала. Также можно его подать вообще в отсутствие инспекций по своей инициативе. Например, когда задерживаются денежные средства, положенные к выплате по закону.
Жалоба может быть составлена и в свободной форме, но при этом должны быть учтены все требования и нюансы, перечисленные в Федеральном законе №59-ФЗ от 2 мая 2006 года. Их довольно много. Если документ составляется самостоятельно, то есть вероятность пропустить одно или несколько обязательных нюансов.
Таким образом, для того чтобы никакие данные не были упущены и жалоба была принята, лучше воспользоваться уже готовым бланком заявления. Так поступает львиная доля обратившихся по этому вопросу.
Документ адресуется конкретному должностному лицу, которое стоит во главе Федеральной налоговой службы, Управления по субъекту или ИФНС. Подающий жалобу может решить, какой уровень выбрать для своих целей, самостоятельно. Это четко прописано в 138 статье Налогового кодекса России. Допустимо также составить жалобу и отослать ее во все три уровня налоговой инспекции.
Если же причина обращения в неверном выставлении инкассо на счет или возврате какого-либо долга, то обращаться придется сразу в суд по административным правонарушениям. Жалобы в ФНС такого типа не рассматриваются, а направляются туда.
Если же имело место вопиющее превышение полномочий или сознательные действия налогового инспектора, которые повлекли за собой плачевные последствия (включая злостные нарушения), то обращение стоит писать сразу в прокуратуру. Для этих случаев будет неуместным общение с начальством Федеральной налоговой службы.
Апелляционная жалоба в налоговую
Жалоба может быть подана:
- лично в руки, при очном общении;
- через факс;
- путем пересылки по почте или через службу доставки.
Если бумага распечатана, заполнена в бумажном виде и передана лично в руки получателю, то принимающая сторона обязана дать вам письменное подтверждение того, что этот документ к ним поступил, с печатью и подписью Федеральной налоговой службы.
В правом верхнем углу указывается два основных момента:
- Контактные данные и точное наименование получающего органа, включая местоположение. ФНС, ИФНС или Управления субъекта.
- Наименование лица или организации, которое жалобу составило. Это может быть ИП, организация или частное лицо. По желанию допустимо указание адреса, контактного телефона, факса и другой информации.
Описывать можно как какие-либо действия сотрудников, так и бездействие налогового органа в целом. Например, часто встречаются ситуации, когда заявление на налоговый вычет было подано по всем правилам, а денежные средства на счет не начислены. Это именно тот случай, когда требуется жалоба. Также желательно при обращении упомянуть:
- номер и дату акта или иного документа, обжалование которого обсуждается;
- аргументы в свою защиту;
- ссылки на соответствующие случаю законы;
- бумаги, имеющие юридическую силу, которые подтверждают описанные обстоятельства.
Срок, в который должна быть официально зарегистрирована жалоба, по закону – три рабочих дня. А какие-либо действия (ответ) при обращении заявитель вправе получить максимум через месяц после обращения.
В противном случае сотрудник налоговой службы вправе уведомить о продлении срока. Но такая отсрочка не должна превышать одного месяца и дается один раз.
Если ФНС действует по-другому, то это – основание для обращения в судебные инстанции.
Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.
В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
Как обжаловать решение налогового органа
- чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
- это бесплатно;
- это несложно и не требует помощи юристов;
- вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
- если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
- если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.
- копию свидетельства о регистрации организации;
- обжалуемый акт;
- документы, на которые ссылается налогоплательщик;
- документы о направлении заявления в налоговые органы;
- доверенность представителя;
- документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
- подтверждение оплаты госпошлины.
Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.
Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.
Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.
ИФНС России по г.Москве в отношении ООО «А.» была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 29.09.20__ г. Акт вручен уполномоченному лицу от организации 29.09.20__ г. Решением ИФНС России от 14.11.20__ г. ООО «А.» привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение получено уполномоченным представителем ООО «А.» 18.11.20__ г.
Налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в Решении, в связи с чем на основании п.9 ст.101, 101(2), п.3 ст.139 Налогового кодекса РФ представляет Апелляционную жалобу на Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части касающейся.
Решением налогового органа начислена общая сумма:
– налога – 2 949 028 руб.
– штрафа – 603 395 руб.
– пени – 654 237 руб.
Среди установленных Инспекцией нарушений налогового законодательства, среди прочего, выявлено:
- Неуплата (неполная уплата) ООО «А.» налога на добавленную стоимость на сумму 2 261 761 руб. (п.3.1., л.40 акта, л. 7 -38 акта – обоснование, л.52-55 Решения) за проверяемый период;
- Неуплата (неполная уплата) ООО «А.» налога на прибыль на сумму 687 267 руб. за проверяемый период (п.3.2., л.40 акта, л. 4-6 – обоснование);
В данной части налогоплательщик не согласен с фактами и выводами, а также обоснованием, изложенным в акте и в решении по следующим основаниям.
- Неуплата (неполная уплата) налога на добавленную стоимость.
Согласно выводам, содержащимся в Решении, установлено неправомерное завышение ООО «А.» налоговых вычетов по НДС по счетам-фактурам контрагента – ООО «А.», что повлекло неполную уплату налога в размере 1 852 606 руб. 13 коп. за 20__ – 20__ г.; по счетам-фактурам контрагента – ООО «С.», что повлекло неполную уплату налога в размере 191 773 руб. 18 коп. за 20__ – 20__ г.; по счетам-фактурам контрагента – ООО «М.», что повлекло неполную уплату налога в размере 217 382 руб. за 20__ г.
Согласно акту, Решению, инспекцией в процессе контрольных мероприятий собраны следующие сведения в отношении трех контрагентов (идентичные по характеру):
-контрагент является технической фирмой, не осуществляющей финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством, не имеет возможности ведения деятельности, ввиду отсутствия необходимого имущественного, материального и трудового ресурсов, фирма не могла исполнить работу, приобрести товар и реализовать его потребителям, деятельность контрагентов не соответствует уставным целям;
-счета-фактуры, договоры, акты подписаны неустановленным лицом, учредители и руководители контрагентов являются «массовыми», в налоговые органы предоставляется недостоверная отчетность;
-большую часть средств контрагенты перечисляют на счета фирм – однодневок, операции носят фиктивный характер;
На основании собранных сведений инспекцией поставлена под сомнение реальность операций купли-продажи и оказания услуг с данными контрагентами, имеются признаки недобросовестности ООО «А.» в выборе контрагентов, единственной целью осуществления сделок являлось получение налоговой выгоды.
Не ставя под сомнение документальное подтверждение собранных сведений о финансово-хозяйственной деятельности в отношении ООО «А.», ООО «С.», ООО «М.», в том числе по отношению к третьим сторонам – контрагентам, налогоплательщик тем не менее ставит под сомнение обоснованность содержащихся в Решении выводов, относящихся к добросовестности ООО «А.» по следующим основаниям.
- В ходе налоговой проверки осталось вне проверки, равно как не опровергнута
действительная реальная финансово-хозяйственная деятельность ООО «А.» по закупке определенных групп товаров у спорных контрагентов, полной безналичной оплаты со стороны ООО «А.», а также дальнейшей реализации ООО «А.» поставленного товара конечным потребителям, полной безналичной оплаты данного товара конечными потребителями. Данные обстоятельства носят критичный характер при определении вины ООО «А.» по налогового правонарушению.
Между тем, деятельность ООО «А.», в частности за проверяемый период, по закупке товара у трех спорных контрагентов, реализации данного товара более 100 контрагентам-потребителям, финансовые расчеты между тремя контрагентами и ООО «А.», поставке товаров конечным потребителям, их соответствующие расчеты, временное хранение нереализованной продукции на складе (в результате проведенной по состоянию на 27.05.20__ г. инвентаризации на складе ООО «А.» товаров нарушений не выявлено – л.д.3 проверки) указывает на то, что деятельность ООО «А.» соответствует целям и задачам предпринимательской деятельности согласно закону.
Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Как указал Президиум ВАС в постановлении от 20.04.20__, отказ в вычете может быть правомерен лишь в том случае, когда доказана нереальность операций или неосмотрительность покупателя.
В ходе мероприятий налогового контроля сведения о движении реализованных тремя спорными контрагентами товаров в адрес конечных потребителей запрашивались частично, анализ финансово-экономической деятельности ООО «А.» в этой части не производился, товарные накладные, счета фактуры, акты выполненных работ, договора ООО «А.» с конечными потребителями – контрагентами в полном объеме не истребовались. Между тем данные финансово-экономические взаимоотношения документально подтверждены, что соо��ветствует требованиям ст.252 НК РФ. Совокупность имеющихся в распоряжении налогоплательщика документов, свидетельствует о реальности хозяйственных операций ООО «А.» со спорными контрагентами, а также Общества – конечными потребителями.
Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. Сразу обжаловать решение в суде нельзя. Положения НК РФ закрепляют обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа и результатов проверки в вышестоящий налоговый орган (как правило, Управление ФНС по субъекту).
Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.
В том налоговом органе, который вынес налоговый акт, можно обжаловать документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела. В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.
Выделяют два вида обязательного обжалования:
- апелляционная жалоба — подается до истечения месяца со дня получения налогоплательщиком решения по проверке;
- жалоба — подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого документа, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке.
По общему правилу, вышестоящий орган рассматривает жалобу без участия представителя налогоплательщика.
Если итог рассмотрения жалобы вышестоящим органом не удовлетворил налогоплательщика, то он вправе обжаловать его в судебном порядке. В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ, соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов оспариваемым решением налогового органа. При оспаривании его в арбитражном суде срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим органом.
После обязательного досудебного обжалования решения в вышестоящий налоговый орган можно обратиться не в суд, а подать жалобу в Центральный аппарат ФНС России (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ).
Прежде всего нужно подготовить исковое заявление. В нем необходимо указать:
- наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
- для организаций – наименование истца, местонахождение; для ИП – место госрегистрации, номер телефона и адрес электронной почты;
- наименование органа или лица, принявшего оспариваемый акт, и вышестоящего налогового органа;
- название, номер и дату принятия оспариваемого акта;
- цену иска (если иск подлежит оценке);
- какие права заявителя были нарушены;
- ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
- требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц – незаконными.
К иску нужно приложить:
- копию свидетельства о регистрации организации;
- обжалуемый акт;
- документы, на которые вы ссылаетесь;
- документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка, документы о направлении заявления в налоговые органы (ранее направленные жалобы/апелляционные жалобы в вышестоящие налоговые органы, принятые по ним решения);
- доверенность представителя;
- подтверждение уплаты госпошлины.
Срок рассмотрения заявления – 3 месяца. Но он может быть продлен по решению председателя суда до 6 месяцев.
Индивидуальные предприниматели и организации обжалуют решения налоговых органов в арбитражном суде по правилам Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если суд отказался удовлетворить ваши требования, его решение можно обжаловать в суде апелляционной, а затем кассационной инстанции.
- Взыскание задолженности
- Сопровождение процедур банкротства юридических лиц
- Строительные споры
- Сопровождение деятельности юридических лиц
- Споры по договору поставки / оказания услуг
- Налоговые споры
Право оспаривать решения фискалов, изложенные в официальной бумаге, закреплено за налогоплательщиком в статье 139 НК РФ[1]. Речь идет о ненормативных актах ФНС, то есть документах, касающихся отдельного лица, а не всех граждан и организаций. Соответственно, решение по результатам налоговой проверки тоже относится к таким актам.
Причиной недовольства часто становятся следующие действия фискалов:
- требования уплатить дополнительные суммы, в том числе не перечисленные ранее налоги и начисленные пени и штрафы. Решения о взыскании дополнительных сумм налоговики принимают, как правило, по результатам выездной проверки. К слову, доначислениями завершается большинство выездных контрольных мероприятий. Причина таких высоких показателей кроется, кроме всего прочего, в проведении «фискалами» подробного предпроверочного анализа. Таким образом налоговики перестраховываются и попросту не выезжают к тем, у кого нет никаких нарушений, и кто не в состоянии оплатить все начисленные суммы. Если налогоплательщик убежден, что назначенные ему взыскания излишни или вовсе никак не обоснованы, решение налоговиков можно оспорить;
- приостановка операций по банковским счетам компании. Закон дает «фискалам» право принять такие меры, если организация, например, не представила вовремя какие-либо обязательные документы[2]. Заморозка операций по счету может заблокировать всю деятельность компании и в итоге привести к значительным убыткам. Налоговый кодекс регламентирует основания и саму процедуру блокировки счетов. Если налоговики этими правилами пренебрегли — решение налоговой службы позволено оспорить;
- отказ в возврате переплаченных налогов. Если ФНС взыскала с компании сумму, которая превышает размер ее реального долга, излишек должен быть отдан обратно налогоплательщику. Чтобы оформить возврат, он подает соответствующее заявление, налоговая рассматривает его не более десяти дней, а затем выносит решение о возврате. Деньги перечисляются в течение месяца. Более того, кроме самой переплаты, инспекторы обязаны перевести налогоплательщику проценты, начисленные на эту сумму[3]. На практике же эта, казалось бы, стройная схема нередко дает сбой: налоговики игнорируют заявления, пропускают сроки или напрямую отказывают удовлетворить просьбу налогообязанного. Разумеется, подобные неправомерные решения и действия подлежат оспариванию;
- отказ в возмещении НДС. По закону заинтересованная компания может заявить о необходимости возврата, а «фискалы» проверить обоснованность требований данного юрлица с помощью процедуры камеральной проверки — все это происходит в соответствии с определенным порядком[4]. При этом закон не описывает обстоятельства, в связи с которыми налоговики вправе отказать в возмещении. Поэтому инспекторы, как правило, весьма вольны в этом вопросе. Впрочем, если решение ФНС кажется налогоплательщику несправедливым, его, конечно, можно обжаловать.
Обжалование решения налоговой может происходить на одном из двух уровней:
- административном, то есть по линии самой ФНС;
- судебном — другими словами, процесс обжалования решения налоговой инспекции протекает в арбитражном суде.
На заметку Важно понимать, что в арбитражном суде обжалуются именно ненормативные акты ФНС. Нормативные документы, действие которых распространяется на всех налогоплательщиков (то есть они не имеют конкретного адресата), оспариваются в порядке административного судопроизводства.
Проходить этапы обжалования необходимо последовательно: сначала административный и только затем судебный. На первом этапе налогоплательщик может подать одну из следующих жалоб:
- апелляционную. Она актуальна, если заявитель хочет, чтобы ФНС пересмотрела документы, еще не вступившие в силу. «Полносильным» документ становится по истечении месяца со дня его вручения адресату. Если месяц прошел, а заявление на пересмотр все-таки не подано, то заинтересованное лицо теряет возможность опротестовать решение в апелляционном порядке;
- общую. Такая жалоба направляется, если решение так и не было оспорено в апелляционном порядке. На то, чтобы оспорить вердикт ФНС в общем порядке, отводится года.
Как практически в любой другой ситуации с обжалованием, данная процедура может выполняться и через суд. Однако сразу искать справедливости там нельзя. Суд не рассматривает сами апелляционные или общие жалобы — он занимается оспариванием актов ФНС, принятых данной службой после рассмотрения обозначенных документов. Соответственно, нужно сперва подать жалобу в вышестоящую налоговую инстанцию, дождаться ее решения и только после этого, если результат оказался неудовлетворительным для заявителя, он может обратиться в суд. При этом у налогоплательщика есть три месяца со дня, когда решение вступило в силу.
Изучим подробнее первый этап пересмотра решения ФНС — внутреннюю налоговую апелляцию. Апелляционная жалоба на налоговое решение и сопутствующие ей документы подаются в ту же налоговую, которая составила спорный документ. После этого у налоговой, принявшей жалобу, есть три дня на то, чтобы отправить ее в вышестоящий орган.
К сведению Если налогоплательщик инициирует пересмотр в апелляционном порядке, документ не вступит в силу, пока не завершится этот этап опротестования. Таким образом, получив жалобу в ответ на свое решение, ФНС не вправе приступать к процедурам взыскания по спорному документу — до тех пор, пока не будут известны результаты рассмотрения.
Подать жалобу в налоговую можно несколькими способами:
- на бумажном носителе, передав непосредственно в подразделение ФНС, чье решение подлежит оспариванию. В ряде подразделений есть специальные окна для приема входящей корреспонденции. При подаче необходимо иметь при себе второй экземпляр жалобы, на котором будет стоять отметка о приеме документа;
- на бумажном носителе, отправив по почте, — квиток об отправке следует сохранить;
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам[5];
- через официальный сайт ФНС.
Как правильно составить и подать апелляцию на решение ИФНС
Помочь правильно ответить на запросы и требования налоговиков, фиксировать допущенные ими процессуальные нарушения, сопровождать работников налогоплательщика на допросах.
Если акт проверки уже вам вручен, то юрист поможет предоставить письменные возражения на акт, собрать доказательства отсутствия налогового правонарушения.
Если юрист не привлекался раньше, обязательно обратитесь за квалифицированной правовой помощью на этапе оспаривания решений налоговой инспекции. С помощью юриста вы сможете составить жалобу в вышестоящий налоговый орган и в суд, опровергнуть доводы налоговиков, подобрать подходящую судебную практику. Обжалование решения налоговой инспекции — тот самый случай, когда лучше довериться юристу (специалисту по арбитражным спорам и налоговому праву).
Не позже пяти дней с момента составления акта выездной налоговой проверки он вручается налогоплательщику.
У вас есть один месяц, чтобы предоставить свои письменные возражения.
Надо ли это делать?
С одной стороны, после получения ваших возражений налоговики могут провести дополнительные мероприятия налогового контроля и составит дополнительный акт.
Но если вы уверены в своей правоте и готовы отстаивать ее в суде, то возражения предоставлять нужно. Ваши аргументы могут учесть при вынесении решения.
Решение вам направят не позднее 5 дней с даты его вынесения.
Дата вступления решения в силу напрямую связана с этим фактом — через месяц после вручения.
Что будет, если налоговики вручат решение позже? Для налоговиков это не влечет никаких негативных последствий, так как интересы компании не пострадают, срок на оспаривание привязан к дате получения ненормативного акта.
Решение вступит в силу через месяц со дня вручения. Чтобы отложить эту дату, подавайте апелляционную жалобу.
Обжалование решения налоговой через апелляцию означает, что у вас будет:
- один месяц на предоставление жалобы,
- один месяц на ее рассмотрение налоговиками,
- возможно, еще месяц, на который продлят ее рассмотрение при необходимости.
Внимание! Налоговый кодекс не содержит возможность восстановить срок в случае его пропуска. Если вы подали жалобу за пределами срока, ее рассмотрят обычную жалоба, то есть она не отложит вступление решения в силу. Можно предоставить ходатайство о приостановлении исполнения решения, но к нему необходимо приложить банковскую гарантию.
Решения Управления ФНС, межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам обжалуются в Федеральную налоговую службу.
Решения районных, межрайонных ИФНС оспариваются в Управлении ФНС по соответствующему субъекту РФ.
Жалобу можно подать письменно или электронно (по ТКС или через личный кабинет).
Укажите в ней следующие сведения:
- наименование вышестоящего органа, его местонахождение,
- наименование, ИНН, контактные данные ИП или компании,
- обжалуемое решение,
- данные ИФНС, вынесшей спорное решение,
- свои аргументы, опровергающие доводы налоговиков,
- ваши требования,
- способ получения решения по жалобе
Жалоба направляется через налоговый орган, который принял спорное решение.
На вступившее в силу решение жалобу можно подать в течении года с момента его вынесения, на иные ненормативные акты налоговиков, на действия, бездействие должностных лиц — в течение года, когда вы узнали о нарушении своих законных интересов.
Можно обжаловать различные действия (бездействие) налоговиков, которые вы считаете незаконными:
- требования о предоставлении документов,
- продление или отказ в продлении сроков представления документов,
- принятие обеспечительных мер,
- несвоевременную отмену обеспечительных мер,
- поручение банку на списание денежных средств со счетов организации или ИП,отказ вернуть или зачесть излишне уплаченные налоги,
- назначение экспертизы,
- выемку,
- несвоевременный возврат незаконно взысканных налогов и другие.
Жалоба подается в бумажном или электронном виде через ИФНС, которая приняла спорное решение.
Что писать в заявлении:
- наименование и адрес суда,
- наименование, контактные данные налоговой инспекции,
- наименование, контактные данные заявителя,
- номер и дату решения,
- данные о досудебном обжаловании,
- основания неправомерности действий должностных лиц,
- указание на то, каким образом нарушены интересы заявителя,
- требования,
- приложение.
Приложите к заявлению копию обжалуемого решения, акта налоговой проверки, документы, подтверждающие вашу позицию.
Не забудьте оплатить госпошлину (3000 рублей для компаний, 300 рублей для ИП) и отправить копию в налоговый орган. К заявлению приложите доказательство ее направления.
Если просите взыскать с налоговой денежные суммы, то госпошлина рассчитывается как для имущественного требования.
Если просите принять обеспечительные меры (приостановить исполнение ненормативного акта), оплачивается дополнительно госпошлина в размере 3000 рублей.
В обоснование своих аргументов обязательно приведите примеры из судебной практики по своему региону или ВС РФ.
Подписывает заявление руководитель или представитель (с приложением доверенности).
Срок подачи жалобы составляет — не позднее одного года для оспаривания в вышестоящий орган и три месяца в суд. При этом, важно помнить, что данный процессуальный срок носит пресекательный характер, то есть пропуск такового незамедлительно влечет отказ в принятии жалобы к рассмотрению.
Так же следует знать, что рассмотрение жалобы налоговым органом не лишает права подать жалобу в суд. Однако, такое правило работает лишь в одну сторону – если спор был разрешен судом, налоговый орган не вправе его рассматривать. Между тем, если поданная жалоба не была по каким – либо причинам рассмотрена и возвращена заявителю, последний не утрачивает возможности оспорить результат налоговой проверки в системе налоговых инспекций либо повторно в суде.
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Другими вариантами названия документа могут быть: апелляционная жалоба на решение налоговой инспекции или апелляционная жалоба в налоговую. В любом случае речь идет об одном и том же.
Апелляционная жалоба (АЖ) — это обращение лица в налоговую инстанцию с просьбой обжаловать решение налоговиков о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в таком привлечении, которое вынесено по ст. 101 НК. При этом необходимо соблюдение двух условий:
- по мнению лица, обжалуемое решение нарушает его права;
- оно не вступило в силу.
Теперь о том, куда писать жалобу на налоговую инспекцию.
Как таковое обжалование происходит в вышестоящем налоговом органе (ВНО), но по п. 1 ст. 139.1 НК жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через ту инстанцию, решение которой обжалуется, поскольку именно оттуда она (со всеми прилагаемыми материалами) в течение трех рабочих дней (с момента поступления) передается в ВНО. Таким образом, прямая подача жалобы в вышестоящий налоговый орган невозможна.
Поступление АЖ для ИФНС означает, что ее решение не обретает силу, поэтому требование на уплату налога (пени, штрафа) по обжалуемому решению не выставляется.
Выше ИФНС стоят Управления ФНС по субъектам РФ. Выше этих управлений и межрегиональных ИФНС находится ФНС, чьи решения, по п. 4 ст. 139.1 НК, оспаривают уже только в суде.
Порядок обжалования действий налогового органа
Необходимые документы можно передать как лично, так и через представителя следующим образом:
- по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика;
- почтой;
- лично в соответствующую канцелярию или окно приема документов.
Прошение содержит:
- Персональные данные подателя (Ф.И.О. плюс место жительства для физлица или наименование плюс адрес для организации).
- Предмет обжалования (решение относительно конкретных лиц — в данном случае, в других ситуациях это могут действия, бездействие сотрудников налоговой).
- Название органа-нарушителя.
- Причины, по которым податель полагает, что его права нарушены.
- Итоговые требования подателя.
- Сведения о том, как удобно получить ответ по итогам его рассмотрения: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Дополнительными данными могут быть телефонные, факсовые номера, электронные почтовые адреса, другая необходимая информация. АЖ дополняется максимумом доказательств, свидетельствующих о правоте жалующегося, также к ней прикладывается представительская доверенность (если необходимо подать через представителя). Документ должен быть подписан подателем (его представителем).
Пункт 1 ст. 140 НК позволяет до разрешения претензии (в ходе ее рассмотрения) предоставлять дополнительные документы. Причем нужно будет пояснить, почему эти дополнения не предоставлялись раньше (п. 4 ст. 140 НК). ВНО рассматривает АЖ без участия подавшего ее лица. Исключениями будут случаи выявления противоречий между сведениями из материалов проверки и информацией, поступившей от налогоплательщика. При таком развитии событий податель прошения извещается о том, где и когда оно будет рассматриваться.
АЖ можно полностью или частично отозвать до ее разрешения. Также ВНО может оставить претензию без рассмотрения полностью или частично, для этого есть три причины:
- Нарушен порядок из п. 1 ст. 139.2 НК (не письменная форма, нет подписи подателя, его представителя, не указано, что именно нарушило права жалующегося).
- Лицо, подавшее претензию, заявило о ее полном или частичном отзыве до ее рассмотрения.
- АЖ по тем же основаниям уже подана.
АЖ разрешается ВНО в течение месяца после ее получения. Этот срок могут продлить максимум на месяц.
Возможных итогов рассмотрения апелляции также три:
- Требования из претензии не удовлетворяются.
- Оспариваемое решение налоговиков отменяется полностью или частично.
- Отмена сопровождается принятием нового решения по делу.
Решение по АЖ в течение трех дней после его принятия вручается (направляется) заявителю.
Другим вариантом названия такой претензии может быть «Образец жалобы на бездействие налогового органа». Обжалуется в данном случае бездействие должностных лиц инспекции. Причем нюансы обжалования практически идентичны вышеизложенным. Правда, срок рассмотрения в данном случае равен 15 дням с возможностью продления еще на 15, а не 30, как в предыдущем варианте.
ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64
Чем мы можем Вам помочь?
Другими вариантами названия документа могут быть: апелляционная жалоба на решение налоговой инспекции или апелляционная жалоба в налоговую. В любом случае речь идет об одном и том же.
Апелляционная жалоба (АЖ) — это обращение лица в налоговую инстанцию с просьбой обжаловать решение налоговиков о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в таком привлечении, которое вынесено по ст. 101 НК. При этом необходимо соблюдение двух условий:
- по мнению лица, обжалуемое решение нарушает его права;
- оно не вступило в силу.
Теперь о том, куда писать жалобу на налоговую инспекцию.
Как таковое обжалование происходит в вышестоящем налоговом органе (ВНО), но по п. 1 ст. 139.1 НК жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через ту инстанцию, решение которой обжалуется, поскольку именно оттуда она (со всеми прилагаемыми материалами) в течение трех рабочих дней (с момента поступления) передается в ВНО. Таким образом, прямая подача жалобы в вышестоящий налоговый орган невозможна.
Поступление АЖ для ИФНС означает, что ее решение не обретает силу, поэтому требование на уплату налога (пени, штрафа) по обжалуемому решению не выставляется.
Выше ИФНС стоят Управления ФНС по субъектам РФ. Выше этих управлений и межрегиональных ИФНС находится ФНС, чьи решения, по п. 4 ст. 139.1 НК, оспаривают уже только в суде.
Необходимые документы можно передать как лично, так и через представителя следующим образом:
- по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика;
- почтой;
- лично в соответствующую канцелярию или окно приема документов.
Прошение содержит:
- Персональные данные подателя (Ф.И.О. плюс место жительства для физлица или наименование плюс адрес для организации).
- Предмет обжалования (решение относительно конкретных лиц — в данном случае, в других ситуациях это могут действия, бездействие сотрудников налоговой).
- Название органа-нарушителя.
- Причины, по которым податель полагает, что его права нарушены.
- Итоговые требования подателя.
- Сведения о том, как удобно получить ответ по итогам его рассмотрения: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Дополнительными данными могут быть телефонные, факсовые номера, электронные почтовые адреса, другая необходимая информация. АЖ дополняется максимумом доказательств, свидетельствующих о правоте жалующегося, также к ней прикладывается представительская доверенность (если необходимо подать через представителя). Документ должен быть подписан подателем (его представителем).
Пункт 1 ст. 140 НК позволяет до разрешения претензии (в ходе ее рассмотрения) предоставлять дополнительные документы. Причем нужно будет пояснить, почему эти дополнения не предоставлялись раньше (п. 4 ст. 140 НК). ВНО рассматривает АЖ без участия подавшего ее лица. Исключениями будут случаи выявления противоречий между сведениями из материалов проверки и информацией, поступившей от налогоплательщика. При таком развитии событий податель прошения извещается о том, где и когда оно будет рассматриваться.
АЖ можно полностью или частично отозвать до ее разрешения. Также ВНО может оставить претензию без рассмотрения полностью или частично, для этого есть три причины:
- Нарушен порядок из п. 1 ст. 139.2 НК (не письменная форма, нет подписи подателя, его представителя, не указано, что именно нарушило права жалующегося).
- Лицо, подавшее претензию, заявило о ее полном или частичном отзыве до ее рассмотрения.
- АЖ по тем же основаниям уже подана.
АЖ разрешается ВНО в течение месяца после ее получения. Этот срок могут продлить максимум на месяц.
Возможных итогов рассмотрения апелляции также три:
- Требования из претензии не удовлетворяются.
- Оспариваемое решение налоговиков отменяется полностью или частично.
- Отмена сопровождается принятием нового решения по делу.
Решение по АЖ в течение трех дней после его принятия вручается (направляется) заявителю.
Другим вариантом названия такой претензии может быть «Образец жалобы на бездействие налогового органа». Обжалуется в данном случае бездействие должностных лиц инспекции. Причем нюансы обжалования практически идентичны вышеизложенным. Правда, срок рассмотрения в данном случае равен 15 дням с возможностью продления еще на 15, а не 30, как в предыдущем варианте.
У вышестоящей организации на разрешение протестов есть месяц с момента их поступления, если они касаются решений налоговиков об ответственности за правонарушение или отказ в этом. По необходимости срок продлевают (максимум на 30 дней). Для других протестов подобный срок — 15 дней, аналогично пролонгируют. Если в указанные периоды реакции на претензию не последовало, ее обжалуют в суде. Напомним, что в ст. 139.3 НК отмечены случаи, когда протест не рассматривают.
При обжаловании акта или действия в вышестоящий орган они приостанавливаются (до принятия решения по претензии только по соответствующему заявлению). Причем такая приостановка возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом. Заявление подают вместе с петицией и банковской гарантией, которая должна соответствовать п. 5 ст. 74.1 НК и другим условиям из п. 5 ст. 138 НК. По ней банк обязуется погасить обязательный платеж по спорному решению.
Имейте в виду, что Налоговый кодекс РФ не обязывает использовать форму жалобы, утвержденную ФНС России. Такого требования в ст. 139.2 НК РФ нет. Но чтобы уйти от лишних споров с налоговиками (в т. ч. по досудебному порядку обжалования), лучше использовать утвержденный с 2024 года бланк жалобы в налоговую.
Этот документ можно направлять по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Когда жалобу направляют по ТКС, ее нужно подписать усиленной электронной подписью.
Возможна подача и в письменной форме лично либо через представителя.
То, как составить жалобу в налоговую на ИФНС вышестоящему налоговому органу, регулирует Приложение № 5 к упомянутому приказу ФНС от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645.
- полное наименование организации с указанием организационно-правовой формы, ИНН и КПП;
- Ф.И.О. (отчество при наличии (применимо ко всем листам документа) ИП (физлица, не являющегося ИП);
- ИНН.
- наименование организации, Ф.И.О. ИП (физлица, не являющегося ИП);
- адрес места нахождения (места жительства) лица, нарушение прав которого обжалуется, в т.ч. почтовый индекс, наименование региона, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и т. д.), дом (владение), корпус, строение (сооружение), квартира, офис, комната (помещение);
- ИНН/КПП организации или ИНН физлица (ИНН физлица, не являющегося ИП, указывают при его использовании этим физлицом).
- 1 – решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки;
- 2 – налоговое уведомление;
- 3 – требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов;
- 4 – иные документы, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.
- при направлении её в электронной форме по ТКС: «1» – на бумажном носителе по почте или «2» – в электронной форме по ТКС;
- при направлении жалобы на бумажном носителе: «1» – на бумажном носителе по почте или «3» – лично;
- при направлении жалобы через личный кабинет налогоплательщика: «4» – через личный кабинет.
- 1 – жалоба;
- 2 – апелляционная жалоба.
При указании значения «2» заполняют поле «наименование и дата выдачи (составления) документа, подтверждающего полномочия лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу)».
При этом в указанном поле помимо наименования и даты выдачи (составления) документа, подтверждающего полномочия лица, подающего жалобу, указывают и иные реквизиты такого документа, в т. ч. его номер, срок действия.
В случае направления жалобы в электронной форме по ТКС, подписанной усиленной квалификационной электронной подписью лица, представившего жалобу, а также при направлении жалобы через личный кабинет указанный блок не заполняют.
В случае направления жалобы по ТКС самые многословные поля «Основания, по которым лицо, подающее жалобу (апелляционную жалобу), считает, что его (лица, нарушение прав которого обжалуется) права нарушены:» и «Требования лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу):» допускают текст не более 2000 символов.
Если лимит явно будет превышен, данные поля заполняют кратко, а полный текст оснований и требований приводят в приложениях к жалобе отдельным файлом. Это должен быть отсканированный документ.
Представляю образец жалобы в Управление ФНС России. Образец возражения на акт налоговой проверки можно посмотреть по ссылке:
В Управление ФНС России по г. Москве
125284, г.Москва,
Хорошевское шоссе,12А
от
ООО «Ромашка»
ИНН … / КПП …
123456, г. Москва,
улица … , дом…
Жалоба
на Решение ИФНС России №. по г. Москве
№. от 12 февраля 2016 года
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
ИФНС России № . по г. Москве проведена выездная налоговая проверка ООО «Ромашка» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с . по … 2014 г. По результатам проверки Обществу предложено уплатить недоимку в сумме . руб. Начислены пени за несвоевременную уплату налогов по состоянию на 12.02.2016 года в сумме … руб. Также ООО «Ромашка» привлечено к налоговой ответственности в размере … руб. По результатам налоговой проверки ИФНС России №. по г. Москве приняла Решение №. от 12 февраля 2016 года «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» (далее – Решение).
ООО «Ромашка» считает, что указанное выше Решение не соответствует закону.
В результате проведения выездной налоговой проверки в связи с тем, что руководитель ООО «Ромашка» не найден, документы для проведения выездной налоговой проверки не представлены, в соответствии с пп. 7 п.1 статьи 31 НК РФ инспекция определила суммы налогов, подлежащие уплате, расчетным путем. Однако расчеты инспекции противоречат налоговому законодательству и сложившейся правоприменительной практике, а также допущено нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что является основанием для отмены Решения.
На странице 2 Акта выездной налоговой проверки ООО «Ромашка» № . от … года (далее – Акт) в пункте 1.6. указано, что бухгалтерская отчетность и налоговые декларации представлялись ООО «Ромашка» в налоговые органы в полном объеме и в установленные законодательством сроки. Представленная информация легла в основу вычисления налоговым органом сумм налогов, подлежащих уплате расчетным путем.
Однако, в нарушение пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ исчисление налоговым органом налога на прибыль и НДС, подлежащих доплате Заявителем, было осуществлено со следующими нарушениями: .
Жалобы и апелляционные жалобы
По каким вопросам можно обращаться в налоговую инспекцию? В соответствии с положениями ст. 32 НК РФ любой налоговый орган должен осуществлять следующие обязанности:
- Бесплатное информированиеналогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц и так далее;
- Ведение учетаорганизаций и физических лиц;
- Контрольза соблюдением законодательства о налогах и сборах;
- Отправканалоговых уведомлений и (или) требований об уплате налогов и сборов;
- Предоставлениеналогоплательщикам сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов;
- Предоставлениеналогоплательщикам форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснение порядка их заполнения;
- Предоставлениесправок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, и процентам;
- Предоставлениесправок об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
Обратите внимание! В статье перечислены только основные функции ИФНС. Ч. 2 ст. 32 НК РФ указывает, что налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии с действующим законодательством любой налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты, действия или бездействие нарушают его права (ст.137 НК РФ).
Как написать жалобу на налоговую инспекцию?
Типовая жалоба на ИФНС включает в себя следующие сведения:
- Наименование инстанции, в которую подается жалоба;
- ФИО и контактные данные заявителя;
- Суть жалобы(в произвольной форме излагаются обстоятельства, которые стали причиной нарушения прав заявителя);
- Просьба заявителя(например, отменить обжалуемое решение ИФНС);
- Список прилагаемых документов;
- Дата составления жалобы;
- Расшифровка подписи заявителя.
Обратите внимание! При составлении жалобы мы рекомендуем придерживаться общих правил оформления официальных документов: ваше обращение должно быть лаконичным (не более 2000 знаков) и содержать конкретные жалобы и/или предложения. Помните, что заявления, содержащие нецензурные выражения, жаргон или угрозы, могут быть не приняты к рассмотрению.
Предметы жалобы, которые указаны выше, обжалуются в вышестоящем налоговом органе (ВНО). Соответствующие материалы попадают туда через орган, который принял или совершил оспариваемое решение (действие). Следовательно, жалоба в налоговую инспекцию на организацию подается в орган — нарушитель прав налогоплательщика. Для этого существуют три способа:
- Через личный кабинет налогоплательщика на ресурсе ФНС.
- Почтой России.
- Обратившись лично или через представителя в соответствующее территориальное подразделение ФНС.
Орган-нарушитель передает претензию плюс все приложенные к ней материалы в вышестоящую организацию. На это дается три дня со времени ее поступления.
С момента, когда пострадавшее лицо узнало о нарушении его прав, у него есть год на подачу необходимых документов. Аналогичное время (с даты вынесения спорного решения) есть для протеста на вступившие в силу решения об ответственности за налоговые правонарушения, если они не оспаривались через апелляцию. Об апелляционной жалобе рассказано в специальной статье.
Ее используют, когда спорят с не вступившим в силу решением об ответственности за правонарушение или отказ в этом, который фискальщики вынесли в порядке ст. 101 НК. Обжалование в ФНС происходит в течение трех месяцев со дня разрешения жалоб (апелляционной в том числе) вышестоящим органом.
Если время обжалования пропущено по уважительной причине, его его восстановить есть возможность, подав надлежащее ходатайство.
У вышестоящей организации на разрешение протестов есть месяц с момента их поступления, если они касаются решений налоговиков об ответственности за правонарушение или отказ в этом.
По необходимости срок продлевают (максимум на 30 дней). Для других протестов подобный срок — 15 дней, аналогично пролонгируют. Если в указанные периоды реакции на претензию не последовало, ее обжалуют в суде. Напомним, что в ст. 139.
3 НК отмечены случаи, когда протест не рассматривают.
При обжаловании акта или действия в вышестоящий орган они приостанавливаются (до принятия решения по претензии только по соответствующему заявлению).
Причем такая приостановка возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом. Заявление подают вместе с петицией и банковской гарантией, которая должна соответствовать п. 5 ст. 74.
1 НК и другим условиям из п. 5 ст. 138 НК. По ней банк обязуется погасить обязательный платеж по спорному решению.