В федеральные клиники за плановой медпомощью можно будет обратиться без направления врача

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В федеральные клиники за плановой медпомощью можно будет обратиться без направления врача». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С каждым днем подобных историй становится больше. 14 апреля директор фонда «Кислород» Майя Сонина рассказала, что московская ГКБ № 57 им. Д. Д. Плетнева перестала принимать взрослых пациентов с муковисцидозом — неизлечимым генетическим заболеванием, поражающим внутренние органы, в первую очередь легкие. По словам Сониной, всех больных с этим диагнозом просто выписали по домам.

«Это продлится минимум месяц, дальше нужно смотреть по обстановке, — пояснила Сонина. — Большинство иногородних уехали. В Москве остались только те подопечные фонда “Кислород”, кто сейчас на съемных квартирах ожидает трансплантацию легких, их 15 человек, в том числе дети. Они тоже могут рассчитывать на помощь только по WhatsApp или Skype».

Власти довольно быстро реагируют на случаи, которые попадают в СМИ или получают резонанс в соцсетях. Но проблема системная: медицинские эксперты уже высказывали опасения, что отказы в медицинской помощи плановым больным, сокращение объемов лечения при других заболеваниях могут иметь более серьезные последствия, чем те, что мы получим от пандемии.

По словам медицинского эксперта, генерального директора группы компаний «Инновационные медицинские технологии» Артема Зуева, последствия отказов в медпомощи страна будет расхлебывать как в период борьбы с вирусом (осложнения, хронизация острых и подострых патологий, рост смертности от неинфекционных заболеваний), так и еще долго после пандемии.

«Первые в этом звене — онкологические больные, которые требуют постоянных обследований на фоне проведения химиотерапии, а также находящиеся в послеоперационном периоде. Отсутствие врачебного внимания к таким пациентам в первую очередь приведет к печальным последствиям. Но в Москве в этом плане, хоть и с неким опозданием, на днях все же перепрофилировали НИКИО им. Л. И. Свержевского для онкологических больных, что, несомненно, является положительным моментом».

Вторая группа «забытых» граждан, говорит Зуев, — это беременные женщины. В региональных указах о введении противоэпидемических мероприятий они практически не упоминаются.

«Власти не пояснили, что делать женщинам в условиях эпидемии и почему они не вошли в группу риска для получения больничных листов. Женские консультации ограничили прием. Многие женщины пропустили обязательный скрининг. Но что хуже всего, начался процесс закрытия и перепрофилирования родильных домов. Это чисто психологически давит на беременных женщин, которые и так не особо понимают, что делать».

Например, обеспокоены пациентки Центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В. И. Кулакова, под прием больных с COVID-19 перепрофилировано одно из его отделений, но многие опасаются, что вскоре изменения коснутся всего учреждения.

Третья группа риска, по словам эксперта, — хирургические больные, которые долго ждут очереди на операцию, а также те, кому может понадобиться неэкстренная помощь в этом месяце. Сам фактор экстренности будет теперь постоянно пересматриваться на местах, говорит Зуев, в зависимости от плотности потока больных и сокращения медперсонала из-за замены заболевших коллег в инфекционных отделениях.

«Вне всякого сомнения, изменения маршрутов пациентов, отказы или перенос сроков в медицинской помощи будут иметь серьезные последствия. В первую очередь для здоровья людей. Во вторую — это чревато увеличением активности следственных органов и исковых судебных заявлений в отношении врачей и медицинских организаций после эпидемии. Уже сейчас жалоб огромное количество».

В подтверждение своих слов эксперт приводит резонансный пример выписанной из стационара пациентки, которая сразу после этого умерла на лавочке у своего дома.

По словам Зуева, еще одна категория пациентов, которые пострадали из-за коронавирусных мер, — люди с инвалидностью.

«В настоящее время подошли сроки переосвидетельствования и получения льгот, но обследования на группу инвалидности в поликлиниках приостановлены. Как и все реабилитационные процедуры. Остаться без группы — значит потерять льготы на дорогостоящее лечение и лекарственное обеспечение».

Эту проблему, по мнению эксперта, решить можно быстро: надо вводить автоматическое продление сроков освидетельствования с сохранением льгот.

«Можно ли было избежать такой ситуации, сказать сейчас трудно. Пока непонятно, будут ли востребованы все перепрофилированные стационарные ресурсы и сколько жизней они спасут. Но с уверенностью добавлю, что, защищая права одних, нельзя пренебрегать правами других», — заключает Зуев.

Первая принципиальная установка — бесплатная госпитализация в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС) предполагает определенные, жестко зафиксированные государством порядки оказания медицинской помощи и стандартизованные объемы оказываемых услуг.

Чтобы лечь в больницу бесплатно, необходимо первоначально обратиться в поликлинику по месту постоянного жительства или регистрации, к которой вы прикреплены, и взять направление в поликлинику больницы, в которую вы намерены лечь. С этого момента начинаются первые проблемы: далеко не всегда фактическое место жительства совпадает с местом постоянной регистрации, по которому выписан полис ОМС.

Далеко не всегда для выписки направления на госпитализацию достаточно одного визита — чаще это будет 2-3-5 посещений различных специалистов, пока направление на госпитализацию не будет у Вас на руках. Это требует свободного времени и терпения.

Второе препятствие на пути бесплатной госпитализации состоит в том, что вас положат не в любую больницу по Вашему выбору, а лишь в те окружные стационары, к которым в рамках территориального «куста» раскреплена поликлиника. Чтобы попасть в ту больницу, где вы считаете, что работают лучшие или наиболее подходящие для вас специалисты, надо будет набраться терпения, обивая пороги поликлиники.

Как это выглядит на практике: после прохождения развернутого обследования и консультаций нескольких специалистов в поликлинике по месту жительства, вы, прихватив с собой паспорт, полис обязательно медицинского страхования, направление на госпитализацию из поликлиники, выписку со всеми сданными анализами и проведенными исследованиями, отправляетесь в поликлинику своей больницы. Тут врач поликлиники опять принимает решение, а показана ли вам госпитализация вообще, или надо направить вас в дневной стационар, или пройти еще обследование и курс амбулаторного лечения. Может быть, вы просто зря беспокоитесь, и сможете вылечиться таблетками вместо операции?

Чтобы понимать как это устроено, лучше самостоятельно изучить Приказ Минздрава, с ежегодными коррективами, в котором детально описываются все основные виды хирургических вмешательств и других видов медицинской помощи, включенных в список ВМП. В каждом стационаре, получившем лицензию Минздрава или территориального органа здравоохранения, разрешен свой перечень видов ВМП.

Поскольку для получения квоты ВМП Вам необходимо получить подтверждение авторизованной медицинской организации о том, в чем вы именно нуждаетесь. Для этого вы проходите 3 последовательных этапа.

В первую очередь, вы опять обращаетесь в территориальную поликлинику по месту жительства, где вам повторно назначат список анализов и обследований, чтобы решить, действительно ли вы настолько больны, как вам кажется. После прохождения этого обследования ваши документы будут представлены на комиссию врачей, выносящей вердикт без вашего участия, о необходимости получения лечение в рамках ВМП. Если это решение будет в вашу пользу, то, вы вместе с протоколом консилиума врачей обращаетесь за выделением квоты в Департамент здравоохранения Москвы (при наличии московской регистрации). Если же вы не москвич, хотя и прикреплены к московской поликлинике, то комиссия порекомендует вам обращаться в региональный Минздрав.

Россияне смогут обращаться в федеральные клиники без направления врача

Маленькие секреты устройства государственной системы стационарной медицинской помощи. Государственный коечный фонд достался нам из СССР. Однако, к 1990 году в СССР проживало 290 млн.чел., а сейчас меньше 150. При этом государственные медицинские стационары федерального и ведомственного значения, включая научно-исследовательские институты, госпитали силовых ведомств, клиники управделами Президента РФ, лечебные учреждения ОАО «РЖД», гражданской авиации и другие, построенные из расчета в два раза большего населения и бесплатной медицины, остаются фактически востребованными лишь наполовину. Ведь за последние 28 лет сокращению и ликвидации подверглись лишь больницы медсанчастей при крупных заводах и фабриках вместе с самими заводами и фабриками. Поэтому с одной стороны московский рынок медицинской помощи формально перенасыщен предложениями со стороны федеральных, ведомственных и государственных клиник, с другой стороны — качество оказания медицинской помощи и их контроль оставляет желать лучшего.

Если мы говорим о государственных клиниках Москвы, то это, как правило, учреждения здравоохранения с коечным фондом от 500 и выше и с огромным штатом медицинского персонала, который трудно управляется. Нередко в больших многопрофильных больницах Москвы у одного главного врача может быть около 20 заместителей.

Для государственных клиник — есть четкие директивы сверху, которые формируют отношение врачей к пациенту, определяют организацию лечебного процесса. Остановимся на двух основных существующих проблемных аспектах:

  • Нежелание брать тяжелых больных;
  • Соответствие стандартам ОМС и специфика самих медико-экономических стандартов;

Нежелание брать тяжелых пациентов с сомнительным исходом из-за контроля по показателям смертности, в том числе, показателю общей смертности, показателям хирургической летальности, показателю частоты хирургических осложнений. Каждый руководитель государственного ЛПУ боится высоких показателей смертности за отчетный период (как правило за год), где он отчитывается перед вышестоящим органом здравоохранения.

Смертность рассчитывается по формуле: число смертельных исходов внутри больницы / число пролеченных пациентов за год. И также происходит сравнения этого показателя с аналогичными показателями смертности за предыдущие года. Этот показатель является одним из главных критериев оценки работы руководителя и всей больнице в целом. Отсюда следует, что врачи стараются не брать сложных, тяжелых пациентов с сомнительным исходом от предполагаемой операции, специального лечения, чтобы «не портить статистику» отделения и больницы в целом, чтобы не рисковать. Тоже самое применимо для хирургических осложнений в послеоперационном периоде.

Соответствие порядкам оказания медицинской помощи, федеральным стандартам и стандартам ОМС. В настоящее время существуют строгие правила лечения и обследования пациентов по ОМС, регламентирующие объем оказываемой медицинской помощи. Они называются «медико-экономические стандарты» и оперируют термином «законченный клинический случай».

Лечение пациента по нескольким МЭСам запрещено. Если пациент все-таки получил комплексное лечение по нескольким патологиям, то при проверке историй болезни страховыми компаниями выбирается один МЭС для оплаты. Остальные не оплачиваются. Врача наказывают. Поэтому врачам, чтоб не было претензий со стороны руководства о том, что часть исследований не оплачены, не выгодно лечить комплексно с учётом всей сопутствующей патологии.

Важно, что проведенные койко-дни перед операцией финансово не выгодны больнице! Они не оплачиваются в рамках МЭСов. Хотя в большинстве случаев пациенту необходима специальная предоперационная подготовка, а в ряде случаев, и длительное наблюдение перед сложной высокотехнологичной операцией. Однако, в городских больницах врачи руководствуются директивами и стандартами продиктованными сверху. Если пациент длительно лежит на койке, то он портит статистику отделения, и это, в первую очередь, сказывается на таком показателе, как «оборот койки».

На сегодняшний день выбор медицинского учреждения, выбор лечащего врача и — бывает порой сложной, неоднозначной задачей. Особенно эта проблема — сложна и непонятна для Москвы, где существует огромное количество государственных и частных клиник, предлагающих населению всесторонние медицинский услуги.

На наш взгляд, при всей схожести и работе в одних и тех же условиях, между государственной и частной клиниками есть существенные различия:

Высокий профессиональный уровень специалистов. Большинство врачей из государственных клиник, которые имеют опыт работы более 10–15 лет, работают по совместительству в частных клиниках, где им обеспечена высокая, легальная зарплата. В конечном итоге, после 20–25 лет практики, когда врач уже повидал все, ему хочется чуть-чуть больше покоя, но он уже обладает большим и человеческим и профессиональным опытом, и тогда он полностью переходит на работу в частные клиники. Кстати, аналогичным образом построена профессиональная карьера врачей и в Великобритании, и в странах Западной Европы.

Качественный ремонт, добротная мягкая мебель лишь на первый взгляд не имеет отношения к лечебному процессу. Те, кто не раз были вынуждены стоя дожидаться своей очереди в серых, облупленных коридорах бесплатных поликлиник, поймут о чем речь.

Организация комфортных условий по приемлемым ценам. В нашей клинике вы не платите за антураж! Все должно быть в первую очередь качественно и добротно. Главное для нас это комфортное пребывание в палатах гостиничного типа со всеми удобствами для пациентов, где есть все необходимые атрибуты — халат, тапочки, предметы личной гигиены и т. д. Вам не придется думать, что взять с собой в стационар! Так пребывание в палате с ресторанным питанием, которое подбирается индивидуально врачом стоит 5000 руб в сутки.

По данным Роспотребнадзора на 01.11.2020 г. в России проведено более 61,9 млн лабораторных исследований на наличие коронавирусной инфекции.

Тестирование на COVID-19 сейчас как нельзя актуально, ведь каждый день в России выявляется рекордное число больных.

В государственных и частных медучреждениях применяют ПЦР-диагностику. Именно анализ методом ПЦР показывает, есть ли сейчас в организме человека коронавирусная инфекция.

Кто может пройти бесплатно тест на COVID-19?

Перечень таких лиц обозначен в п.1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 г. № 9. Бесплатно пройти тест могут граждане:

  • вернувшиеся на территорию РФ с признаками респираторных заболеваний;
  • контактировавшие с больными COVID-2019;
  • с диагнозом «внебольничная пневмония»;
  • старше 65 лет, обратившиеся за медицинской помощью с симптомами респираторного заболевания;
  • медицинские работники, имеющие риски инфицирования COVID-2019 на рабочих местах, — 1 раз в неделю, а при появлении симптомов, не исключающих COVID-2019, — немедленно;
  • находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, кадетских корпусах, домах-интернатах, учреждениях ФСИН России — при появлении симптомов респираторного заболевания.

На практике граждане, которым предстоит лечь в больницу на плановую операцию или осмотр, зачастую сталкиваются с необходимостью за свой счет делать тест на COVID-19.

Но такое требование неправомерно.

Существует приказ Минздравоохранения РФ от 19.03.2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19», который предусматривает определенные процедуры перед плановой госпитализацией. Среди таких процедур значатся при наличии медицинских показаний — обзорная рентгенография или КТ легких и тестирование на COVID-19.

Все это должно быть предоставлено бесплатно, по полису ОМС.

Но, как говорится гладко только на бумаге, да забыли про овраги.

Диагноз «внебольничная пневмония» без рентгенологических признаков воспаления легких поставить невозможно. Получить же направление на КТ легких в регионах непросто, да и больные, получившие направление врача, ждут очереди несколько дней.

В любом случае, чтобы сдать бесплатный тест нужно направление от врача. Для этого нужно либо вызвать врача, либо записаться на прием через регистратуру поликлиники.

Право граждан на получение бесплатной медпомощи в государственных и муниципальных учреждениях прямо закреплено в п. 1 ст. 41 Конституции РФ. Но, к сожалению, нередки случаи, когда это право нарушается. Например, отказ в плановой госпитализации без проведенного за счет пациента теста — недопустим и является нарушением прав на оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. Также, как и отказ в выдаче направления больному на бесплатный тест при наличии показаний.

В этом случае нарушены права пациента в части ОМС и первым делом необходимо обратиться по телефону горячей линии страховой компании. Название страховой компании написано на полисе ОМС.

В случае возникновения недопонимания со стороны медицинского персонала, нужно обратиться с жалобой к руководству медучреждения.

Если обращение к руководству медучреждения не возымело успеха, то нужно обратиться на горячую линию по коронавирусу Минздрава, а также сообщить о нарушении в Роспотребнадзор.

Еще одним бичом в последнее время стала работа «скорой». Несмотря на то, что действия «скорой» детально расписаны, во многих регионах больные люди ждут скорую по нескольку дней (Приказы Минздрава РФ от 26.03.1999 г. № 100 и от 20.06.2013 г. № 388н).

Бывает ситуация, что «скорая» не приезжает совсем.

Понятно, что в ситуации, когда человек болен, ему не до бумаг. Тем не менее, все обращения нужно направлять в письменном виде и добиваться проставлении отметки о принятии. Впоследствии все зафиксированные обращения будут служить доказательством неоказания помощи и поводом для обращения в прокуратуру и в суд.

Незаконный отказ в оказании медицинской помощи может повлечь и уголовное наказание (ст.124 УК РФ). Все зависит от последствия неоказания помощи для больного.

Обращаться в федеральные клиники можно будет без направления врача

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *