Обзор 172-ФЗ от 8.06.2020 – поправки в часть 2 НК РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обзор 172-ФЗ от 8.06.2020 – поправки в часть 2 НК РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Президент РФ подписал очередные антикризисные поправки к НК РФ, согласно которым:

— объектом обложения НДС не признается безвозмездная передача органам власти, учреждениям и унитарным предприятиям имущества для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавируса;

— на расходы можно относить затраты на приобретение указанного имущества, безвозмездно переданного медорганизациям, органам власти, учреждениям и унитарным предприятиям (по таким операциям ранее принятый к вычету НДС восстанавливать не нужно);

— в составе налогооблагаемых доходов не учитывается списание задолженности по кредитам, взятым на поддержку занятости, и процентов по ним;

— от НДФЛ освобождены стимулирующие выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения коронавируса, в т. ч. оказывающим медпомощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена инфекция, и лицам из групп риска;

— для ИП, работающих в пострадавших от коронавируса отраслях, установлены страховые взносы на ОПС в фиксированном размере за расчетный период 2020 г. в сумме 20 318 руб;

— от уплаты налогов и страховых взносов, начисленных во II квартале 2020 г., освобождены субъекты МСП, работающие в пострадавших отраслях, а также социально ориентированные НКО — получатели соответствующих субсидий и грантов.

Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования.

Письмо от 09.06.2020 № БС-4-11/[email protected]

Ряд поправок внесены в статью 217 НК, которая регламентирует список доходов, не облагаемых НДФЛ. Этот список пополнился еще на 3 позиции.

Во-первых, не будут облагаться НДФЛ доходы в связи с прекращением обязательств по льготному кредиту с функцией прощения долга. Речь идет о кредитах на возобновление деятельности под 2 % годовых, которые банки начали оформлять с 1 июня.

Во-вторых, если ранее от НДФЛ уже освободили выплаты из федерального бюджета медикам за помощь гражданам с коронавирусом, то теперь список льготников расширился. В него, в том числе, вошли лица, оказывающие социальные услуги. Дело в том, что для работников социальных учреждений — интернатов для пожилых граждан, инвалидов также предусмотрена доплата за работу во время пандемии.

В-третьих, от НДФЛ освободили субсидии самозанятым, которые выплачиваются в размере прошлогоднего налога.

Налогом на прибыль не будет облагаться прощение долга по льготному кредиту под 2 % годовых.

Соответственно налогоплательщики на УСН также не будут включать в состав доходов списание кредитного долга.

В состав расходов включили безвозмездную передачу имущества (включая денежные средства) для борьбы с коронавирусной инфекцией органам госвласти, некоммерческим медицинским организациям, госучреждениям.

Также в пределах 1 % от суммы выручки разрешили включать в расходы безвозмездную передачу имущества НКО, внесенным в реестр, религиозным организациям.

Согласно закона это социально-ориентированные некоммерческие организации из реестра Минэкономразвтия и являющиеся получателями с 2017 года:

  • грантов Президента РФ;
  • субсидий и грантов, учреждаемых исполнительными органами власти регионов;
  • субсидий и грантов, учреждаемых субъектами РФ, муниципалитетами, организациями социальных услуг.

Кроме того, льгота предоставляется религиозным организациям, учрежденным ими НКО, другим некоммерческим организациям включенным в специальный реестр НКО, наиболее потерпевших от пандемии.

Актуальный список таких НКО опубликован на сайте Минэкономразвития.

Новый закон о налогах в 2020 году для ИП предусмотрел еще одну меру по снижению налоговой нагрузки. Речь о фиксированных взносах на обязательное страхование за себя. Они снижены, но только для взносов на пенсионное страхование. Сумма за 2020 год составляет 20 318 рублей.

Таким образом, снижается и общая сумма фиксированных взносов.

Взносы на ОС Было (в рулях) Стало (в рублях)
Пенсионное 32 448 20 318
Медицинское 8 426 8426
Итоговая сумма взносов за 2020 год 40 874 28 774

Дополнен список необлагаемых налогом поступлений, размещенный в ст. 217 НК РФ, в него включены:

  • доходы, полученные в результате прощения долга по кредиту, выданному на возобновление деятельности под 2% годовых. Их банки начали выдавать с 01.06.2020г.;
  • выплаты медикам, фельдшерам, волонтерам, работникам соцучреждений за трудовую деятельность во время пандемии;
  • переводы самозанятым за счет возвращенного государством за прошлый год налога.

Не является объектом данного налога доход от прощения долга по льготному кредиту под 2% годовых. Списание такого кредитного долга могут не учитывать в составе доходов и плательщики УСН.

Безвозмездная передача объектов имущества органам госвласти, НКО, медицинским учреждениям для борьбы с вирусом включена в состав расходов. В том числе, это касается и переданных денежных средств.

Допускается в пределах 1% от суммы выручки включать в расходную часть безвозмездную передачу имущества НКО и религиозным организациям, перечисленным выше.

Расширен перечень расходов также и для плательщиков УСН. К ним можно относить стоимость безвозмездно переданного имущества госорганам и НКО для борьбы с пандемией.

Согласно изменениям, внесенным в ст.146 и 171 НК РФ, передача на безвозмездной основе имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. При этом НДС предъявленный поставщиками или уплаченный на таможне подлежит вычету.

Изменениями, внесенными в ст.217 НК РФ, расширен перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению в том числе доходы в связи с прекращением полностью или частично обязательств по уплате задолженности по кредиту и (или) начисленным процентам и доходы в виде материальной выгоды по заключенному налогоплательщиком кредитному договору при выполнении условий, поименованных Законом № 172-ФЗ.

Дополнительными подпунктами, внесенными в п. 1 ст. 251 НК РФ, в целях исчисления налог на прибыль в доход, в частности, не включаются суммы прекращенных обязательств по уплате задолженности по кредиту и (или) начисленным процентам по заключенному налогоплательщиком кредитному договору при выполнении условий, установленных Законом 172-ФЗ.

Изменениями внесенными в п.1 ст.265 НК РФ, в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, безвозмездно переданного медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. При этом у принимающей стороны стоимость полученного имущества при расчете налога на прибыль не включается.

Принят закон о списании налогов и взносов за второй квартал

Для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют 20 318 руб. (было 40874 руб.). Изменения внесены в ст.430 НК РФ

Для ряда организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года применяется тариф по всем взносам 0%.

Ряд организаций и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты налогов за второй квартал.

Перечень налогов установлен Законом №172-ФЗ.

Темы: ИПБ России, налогообложение, Налоговый кодекс РФ

Ранее в налоговом законодательстве прямо не говорилось, можно ли уменьшить доход от отчуждения долей (акций) при ликвидации организации или выходе из неё на сумму вклада в имущество (в отличие от вклада в уставный капитал, в отношении которого эта возможность всегда признавалась). Судебная практика приравнивала вклад в имущество к вкладу в капитал в целях применения льгот по международным налоговым договорам[2], но прямого ответа на этот вопрос не давала. Подп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ позволяет не облагать налогом доход, полученный при ликвидации организации или выходе из неё, в пределах внесённых вкладов, не уточняя, идёт ли речь о вкладах в имущество. Кроме того, это положение не распространяется на продажу долей или акций.

Поправками предусмотрено, что при получении дохода от реализации долей (подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ) или акций (п. 3 ст. 280 НК РФ) общества налогоплательщик имеет право уменьшить полученный доход еще и на сумму денежных средств, внесенных в имущество организации. Величина такого вклада в целях уменьшения дохода рассчитывается пропорционально реализуемым долям/акциям в общей величине долей/акций, принадлежащих налогоплательщику.

Аналогичная возможность учета денежных средств в виде вклада в имущество общества предусматривается и для лиц, получивших доходы от ликвидации организации (абзац первый п. 2 ст. 277 НК РФ) и при выходе из нее (абзац второй п. 1 ст. 250 НК РФ).

Поправки распространяются на доходы налогоплательщиков, полученные начиная с 01.01.2021[3].

Поправками предполагаются точечные технические изменения положений, регулирующих инвестиционный вычет по налогу на прибыль организаций[5]. К примеру, предлагается не лишать налогоплательщика права на амортизацию основного средства в части расходов на его создание (приобретение), которые не были учтены при определении инвестиционного налогового вычета, а также дать право налогоплательщику переносить неиспользованный налоговый вычет в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на следующие периоды аналогично порядку, предусмотренному для части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ.

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2024 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2024 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2024 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2024 году, но с 1 января 2024 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2024 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2024 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2024 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

Обзор 172-ФЗ от 8.06.2020 – поправки в часть 2 НК РФ

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

3. На 2020 и 2024 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2024 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2024 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.

Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.

Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2024 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2024 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.

2. Пополнен список необлагаемых грантов

В состав целевых средств с 1 января 2024 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО

С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА

С 01 января 2024 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)

С 1 января 2024 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:

  • реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
  • при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
  • при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
  • Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.

Предприниматели, которые отнесены к пострадавшим отраслям в соответствии с постановлением № 409, являющиеся субъектами малого бизнеса, получили дополнительные льготы.

Во-первых, их освободили от уплаты ряда налоговых платежей, в том числе:

Как и в случае с НДС, данная льгота возможна не по всем кредитам, а только по тем, что были взяты «на поддержку занятости».

Если компания или ИП брали средства на выплату заработной платы за нерабочие оплачиваемые дни и впоследствии банк простит невозвращенные по такому кредиту деньги (сам кредит или проценты) – эту сумму можно не включать в налогооблагаемую прибыль (доход) фирмы или ИП.

Пока не очень понятны рамки «поддержки занятости». Относится ли к ним что-то, кроме зарплаты? Например, расходы нанимателя, на обеспечение санитарно-эпидемиологических требований на рабочих местах, чтобы сотрудники могли скорее вернуться к работе, или расходы за счет кредитных средств на организацию удаленки. Ожидаем разъяснений чиновников.

Пока формальные признаки кредитов, доход от прощения которых может быть выведен из-под налогообложения, такие:

  1. Кредит предоставлен налогоплательщику с 1 января по 31 декабря 2020 года.
  2. В отношении кредитного договора банку предоставлена субсидия из бюджета по процентной ставке в соответствии с законодательством РФ. Причем данную информацию налогоплательщику должен предоставить кредитующий его банк.

Налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 настоящего Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

При получении счета-фактуры покупателем от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до установленного статьей 174 настоящего Кодекса срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период покупатель вправе принять к вычету сумму налога в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с того налогового периода, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

(Пункт введен — Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ)

(Пункт утратил силу — Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ)

П.3 ст.172 НК РФ

Вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 — 8 статьи 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 настоящего Кодекса.

Вычеты сумм налога, указанных в пункте 10 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0 процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса, при наличии на этот момент документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщиков, отказавшихся от применения налоговой ставки, указанной в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 164 настоящего Кодекса, а также на операции по реализации товаров, указанных в подпункте 1 (за исключением сырьевых товаров) и подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса. (Абзац введен — Федеральный закон от 30.05.2016 № 150-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 350-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ)

Вычеты сумм налога, указанных в пункте 5 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

П.5 ст.172 НК РФ

Вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ)

Вычеты сумм налога, указанных в абзаце третьем пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на момент определения налоговой базы, установленный пунктом 10 статьи 167 настоящего Кодекса. (В редакции Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ)

В случае реорганизации организации вычет указанных в абзаце третьем пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса сумм налога, которые не были приняты реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету до момента завершения реорганизации, производится правопреемником (правопреемниками) по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного реорганизованной (реорганизуемой) организацией при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса. (Абзац введен — Федеральный закон от 22.07.2005 № 118-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ)

Вычеты сумм налога, указанных в пункте 8 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий). (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 238-ФЗ)

Вычеты сумм налога, исчисленных с оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 и пунктами 2 — 4 статьи 155 настоящего Кодекса, производятся с даты передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного в соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 154 настоящего Кодекса. (Абзац введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ)

Изменения в Налоговом кодексе РФ: Федеральный закон №172-ФЗ от 08.06.2020

Вычеты сумм налога, указанных в пункте 12 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм. (Пункт введен — Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ)

От уплаты налогов освобождены:

  • ИП и включенные на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов МСП организации, осуществляющие деятельность в наиболее пострадавших отраслях российской экономики;
  • организации, включенные в реестр социально ориентированных НКО, которые с 2017 года являются получателями определенных грантов и субсидий, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;
  • некоммерческие и религиозные организации, указанные в пп. 19.6 п. 1 статьи 265 НК РФ.

Как мы его определяем?

Все очень просто. Здесь мы показываем материалы с максимальным числом просмотров за последнюю неделю. В этот рейтинг может попасть любой материал сайта, включая запись в личном блоге. Редакция оставляет за собой право убрать из рейтинга какие-то материалы, противоречащие правилам проекта, но эта мера используется только в крайних случаях.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    Федеральный закон № 172-ФЗ от 08.06.2020 г.

    • Указ Президента РФ от 30.03.2021 N 189

      «Об акционерном обществе «Управление строительства N 30»

    • Указ Президента РФ от 29.03.2021 N 186

      «О призыве в апреле — июле 2024 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву»

    • Указ Президента РФ от 29.03.2021 N 183

      «Об управляющем от Российской Федерации в Европейском банке реконструкции и развития»

    • Постановление Правительства РФ от 11.06.2020 N 850

      «Об определении федерального органа исполнительной власти, ответственного за сбор сведений от централизованных религиозных организаций о религиозных организациях, входящих в их структуру, и о социально ориентированных некоммерческих организациях, учредителями которых являются такие централизованные религиозные организации и (или) религиозные организации, входящие в структуру таких централизованных религиозных организаций, которые освобождаются от исполнения обязанности уплатить налоги, авансовые

    • Распоряжение Правительства РФ от 29.03.2021 N 772-р

      «О признании утратившим силу распоряжения Правительства РФ от 31.05.2010 N 858-р»

    • Распоряжение Правительства РФ от 29.03.2021 N 757-р

      «О назначении генерального директора — председателя правления ОАО «Российские железные дороги»»

    • Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ РФ от 24.02.2021 N АКПИ20-979

      «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта «е» пункта 3 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»

    • Письмо Минэкономразвития России от 09.12.2020 N Д13и-41132

      «О реализации Программы на возобновление деятельности»

    • Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 02.12.2020 N АКПИ20-666

      «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 1 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576»

    Выплаты по УСН и ЕНВД отменили для индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций и малого бизнеса, попадающего под категорию одной из пострадавших отраслей в связи со сложившейся в 2020 году сложной ситуацией в России. Кроме того, указанные выше послабления получили религиозные организации, соблюдающие определенные условия.

    Путин освободил пострадавший малый и средний бизнес от налогов за 2 квартал

    Воспользуйтесь услугами специалистов компании АБТ! Они подготовят и сдадут всю отчетность в государственные органы быстро и без ошибок. Подробнее об услугах узнайте у вашего менеджера или по телефону нашего офиса.

    Остались вопросы? Задайте их нашим менеджерам!

    Подробности о внесенных корректировках представлены в таблице:

    Что изменилось Куда внесли поправки Срок Статья Закона № 102-ФЗ
    Правительству РФ предоставлены дополнительные права:

    • приостанавливать, отменять или переносить налоговые проверки;
    • продлевать сроки уплаты страховых взносов и налоговых платежей, в том числе на спецрежимах;
    • продлевать сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;
    • продлевать сроки предоставления отчетности (по налоговым декларациям, расчетам по взносам, бухгалтерской отчетности, иных документов и сведений) и определять условия неприменения ответственности за ее непредставление;
    • продлевать сроки направления и исполнения налоговых требований;
    • определять допоснования для предоставления налоговой отсрочки (рассрочки), а также особенности применения обеспечительных мер по налоговым платежам и страховым взносам
    Актуально на

    Исключения составляют случаи передачи в безвозмездное пользование ОС органам государственной власти , местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации.(п.3 ст. 256, в п. 7ст. 259.1, п.2 ст. 322, п. 16.1 ст. 270 НК РФ).

    2. Из ст. 256 НК РФ исключено положение, по которому срок полезного использования расконсервированного объекта нужно продлевать на период консервации (пп.3 ст. 256 НК РФ).

    3. С 2020г. менять метод амортизации можно не чаще 1 раза в 5 лет (п.1 ст. 259 НК РФ). Ранее это положение относилось лишь к переходу с нелинейного метода на линейный.

    4. п. 1 ст. 265 НК РФ дополнен пп. 19.4 о том, что к внереализационным расходам относятся расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность.

    Соответственно в пп. 11 п. 7 ст. 272 НК РФ указано, что датой осуществления расходов признается дата передачи в государственную или муниципальную собственность таких объектов.

    5. Новое положение содержит п. 7 ст. 272 НК РФ о том, что по кредитному договору, заключенному специализированным застройщиком с уполномоченным банком, на предоставление целевого кредита в соответствии с Федеральным законом 214-ФЗ датой признания расходов в виде процентов является дата уплаты процентов, предусмотренная кредитным договором. Т.е. не на конец месяца. А по дате договора.

    6. До окончания 2021г продлен период 50%го ограничения для уменьшения налоговой базы по прибыли на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах. (п. 2.1. ст. 283 НК РФ)

    7. В п. 5 ст. 283 НК РФ внесены изменения о том, что налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями при условии, если в ходе мероприятий налогового контроля не будет установлено, что основной целью реорганизации является уменьшение налоговой базы правопреемника.

    8. В соответствии с п.1 ст. 310 НК РФ с 2020г. ИП признается налоговым агентом по налогу на прибыль иностранных организаций при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ. Исключения предусмотрены п. 2 ст. 310 НК РФ.

    9. Существенно изменилась ст. 286.1 НК РФ «Инвестиционный налоговый вычет».

    10. При выплате доходов за рубеж нужно учитывать положения новой международной конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Заключена в г. Париже 24.11.2016г.)

    Минфин сообщил, что при выплатах с 2020 года доходов, с которых налог удерживают у источника (например, дивиденды, проценты, роялти), необходимо сверяться с нормами конвенции. Это относится к случаям, когда иностранный партнер находится в ратифицировавшей конвенцию стране, на которую Россия распространила ее действие.

    Судебная практика

    Определение Верховного суда РФ от 26.08.2019 № 309-КГ18-26166.При получении дивидендов нет необходимости вести раздельный учет по налогу на прибыль. Налоговой базой при получении дивидендов выступает не прибыль, а исключительно сами суммы выплаченных дивидендов.

    • НДС
    • НДФЛ
    • Налоговые последствия сделок
    • Общие вопросы налогового законодательства
    • Патент и самозанятые

      Кому и какие спишут налоги за 2 квартал 2020 по новому закону Путина

      Федеральная налоговая служба сообщает, что принят Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ).

      Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона № 172-ФЗ статья 430 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 1.1., в соответствии с которым для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют 20 318 рублей.

      В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 172-ФЗ для организаций и индивидуальных предпринимателей – плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, указанных в статье 2 Федерального закона № 172-ФЗ, а именно, для:

      1. индивидуальных предпринимателей и включенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства организаций, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
      2. организаций, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями:
      • грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества),
      • субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти,
      • субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг,
      • централизованных религиозных организаций;
      • религиозных организаций, входящих в структуру централизованных религиозных организаций;
      • социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций;
      • иных некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции;

      в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования и свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:

      • на обязательное пенсионное страхование – в размере 0,0 процента;
      • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – в размере 0,0 процента;
      • на обязательное медицинское страхование – в размере 0,0 процента.

      Порядок заполнения расчета по страховым взносам (далее – Расчет) утвержден приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/[email protected] (далее – Порядок).

      До внесения соответствующих изменений в Приложение № 5 к Порядку в части дополнения кодов тарифа плательщика страховых взносов плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с положениями Федерального закона № 172-ФЗ, для отражения в Расчете указывают код тарифа плательщика страховых взносов «21».

      До внесения соответствующих изменений в Приложение № 7 к Порядку в части дополнения кодов категории застрахованного лица указанные выше плательщики страховых взносов при заполнении подраздела 3.2.1 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица», раздела 3 Расчета указывают коды категории застрахованного лица:

      КВ – Физические лица, с выплат и вознаграждений которым исчисляются страховые взносы плательщиками в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

      ВЖКВ – Застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования лица из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающие на территории Российской Федерации, а также временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, которым предоставлено временное убежище в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», с выплат и вознаграждений которым исчисляются страховые взносы плательщиками в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

      Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

      Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

      Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

      В пункте 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ приведены условия, необходимые для вычета. Для этого необходимо получить от поставщика счет-фактуру, а также принять на учет товары (работы, услуги), а также имущественные права. Ну и конечно использовать купленное имущество в операциях, облагаемых НДС (ст. 171 Налогового кодекса РФ).

      В 2006 году решена проблема с вычетом НДС по основным средствам, которые числятся на счете 07 «Оборудование к установке». До 1 января 2006 года налоговые органы запрещали принимать к вычету НДС по таким объектам. По мнению чиновников, организация должна была сначала оприходовать основное средство на счете 01. Основанием для этого была следующая норма из пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ: «Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов».

      С 1 января 2006 года данная норма выглядит иначе: «Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов» (в редакции Федерального закона от 28 февраля 2006 г. N 28-ФЗ). Как видите, теперь Кодекс разрешает в аналогичном порядке принимать к вычету НДС по оборудованию, учтенному на счете 07. Однако по-прежнему остается неразрешимой проблема с объектами, которые числятся на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». По нашему мнению, вычет возможен и в том случае, когда основное средство учтено на счете 08. Ведь в этот момент оно уже принято к учету, чего и требует пункт 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ. К такому же выводу неоднократно приходили арбитражные суды. Однако у налоговых органов на этот счет может быть иная точка зрения.

      С 1 января 2006 года также уже нет проблем с вычетом НДС по основным средствам, которые оплачены в рассрочку. Ведь налог можно принять к вычету, не перечисляя поставщикам.

      Если покупатель рассчитывается с поставщиком собственным имуществом (в том числе векселем третьего лица), то сумма вычета по-прежнему ограничивается балансовой стоимостью передаваемого в счет уплаты имущества.

      В соответствии с действующей до 1 января 2006 года редакцией пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса РФ НДС по работам, выполненным подрядными организациями или заказчиками-застройщиками, принимается к вычету в тот момент, с которого по построенному зданию начали в налоговом учете начислять амортизацию. С 1 января 2006 года данный налог принимается к вычету в тот момент, когда подписан акт приемки-передачи выполненных работ и подрядчик (заказчик-застройщик) выставил счет-фактуру.

      Обязанности налогоплательщика-организации установлены ст. 23 НК РФ. Федеральным законом № 325-ФЗ данная статья дополнена новым пунктом, расширяющим обязанности налогоплательщика-организации. Введение новых обязанностей связано с тем, что начиная с 1 января 2020 года исчислять транспортный и земельный налоги будет налоговая инспекция, а не налогоплательщики. В связи с этим новым п. 2.2 ст. 23 НК РФ (применяется с 1 января 2024 года) установлено, что налогоплательщики- организации помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, должны направить в налоговый орган сообщение о наличии у них объекта налогообложения (транспортных средств и (или) земельных участков) в случае неполучения сообщений об исчисленной налоговым органом сумме транспортного и (или) земельного налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

      Сообщение о наличии объекта налогообложения с приложением копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, и (или) правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

      Обращаем ваше внимание, что сообщение о наличии объекта налогообложения не представляется в налоговый орган в случае, если:
      – организации были переданы (направлены) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного и (или) земельного налогов в отношении этого объекта;
      – организация представляла в налоговый орган заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному и (или) земельному налогам в отношении соответствующего объекта налогообложения.

      Права налоговых органов закреплены в ст. 31 НК РФ. Федеральным законом № 325-ФЗ расширен перечень данных прав. Так, с 1 апреля 2020 года налоговые органы вправе информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений, электронной почты и (или) иными способами, не противоречащими законодательству РФ, не чаще одного раза в квартал при условии получения их согласия на такое информирование в письменной форме.

      Кроме того, ст. 31 НК РФ была дополнена п. 8 (вступил в силу 29.10.2019), устанавливающим взаимодействие налоговых органов с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг. Поскольку многофункциональные центры являются казенными учреждениями, мы не будем рассматривать положения этого пункта.

      Вступил в силу закон об освобождении от налогов малого и среднего бизнеса

      Пунктом 3 ст. 45 НК РФ установлено, в каких случаях обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком. В перечне таких случаев указаны, в частности, следующие события:

      – с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

      – со дня вынесения налоговым органом в соответствии с НК РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

      Данный перечень Федеральным законом № 325-ФЗ дополнен пп. 9, устанавливающим еще один случай признания налогоплательщиком обязанности по уплате налога исполненной: со дня предъявления им в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств в счет уплаты налога по результатам налоговой проверки в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) соответствующих сумм налога налоговым агентом с его счета в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (норма применяется с 1 января 2020 года).

      Здесь же отметим, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком (см. п. 3 ст. 45 НК РФ), если иное не предусмотрено п. 4 ст. 45 НК РФ. Например, в пп. 1 п. 3 данной статьи сказано, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления им в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств со счета налогоплательщика. Однако в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ, обязанность налогоплательщика не признается исполненной (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).

      Как установлено п. 2 ст. 52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. При этом определено, что если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления письма. Федеральным законом
      № 325-ФЗ в п. 4 ст. 52 НК РФ внесена поправка, уточняющая, что налоговое уведомление передается лично под расписку руководителю организации (его законному или уполномоченному представителю) на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (дополнение применяется с 29.10.2019).

      Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Положение о том, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам, с 01.10.2020 утрачивает силу (см. п. 22 ст. 1 Федерального закона № 325‑ФЗ).

      С 1 января 2024 года заявление налогоплательщика о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет его предстоящих платежей по этому или иным налогам представляется в электронной форме не только по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, но и в составе налоговой декларации в соответствии со ст. 229 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 52 НК РФ. По общему правилу, установленному ст. 78 НК РФ, заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

      Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных налогов, если таковая проводилась. До истечения указанного срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

      Федеральный закон № 325-ФЗ дополнил ст. 78 НК РФ п. 8.1 (применяется с 29.10.2019), устанавливающим, что в случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, обозначенные в абз. 2 п. 4 (установлен срок для принятия налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей), абз. 3 п. 5 (установлен срок для принятия налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного налога налогоплательщиком в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам)) и абз. 1 п. 8 ст. 78 НК РФ (установлен срок для принятия налоговым органом решения о возврате суммы излишне уплаченного налога), начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период, или дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ. В случае же выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки сроки, предусмотренные абз. 2 п. 4, абз. 3 п. 5 и абз. 1 п. 8 ст. 78 НК РФ, начинают исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

      Если сумма излишне уплаченного налога возвращается с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ (сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления), и с учетом особенностей, предусмотренных п. 8.1 ст. 78 НК РФ, налоговый орган начисляет на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

      Общие требования в части составления, представления налоговой декларации, расчета по налогам установлены ст. 80 НК РФ. Положения данной статьи дополнены новыми абзацами (применяются с 1 января 2020 года): декларация по НДФЛ на бумажном носителе также может быть представлена в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, который при принятии налоговой декларации обязан проставить на ее копии по просьбе налогоплательщика отметку о принятии и дату приема. Днем представления налоговой декларации в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг считается день ее приема многофункциональным центром.

      Проверки, которые проводятся налоговыми органами, бывают камеральными (проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных налогоплательщиком) и выездными (проводятся на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа). Общие требования по проведению выездной налоговой проверки установлены ст. 89 НК РФ.

      В частности, в п. 2 данной статьи закреплено, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:
      – по месту нахождения организации;
      – по месту жительства физического лица;
      – по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом РФ в порядке, установленном п. 8 ст. 246.2 НК РФ.
      В результате внесенных Федеральным законом № 325-ФЗ в п. 2 ст. 89 НК РФ изменений, помимо вышесказанного, решение о проведении выездной налоговой проверки вправе выносить налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта РФ.
      Также внесены коррективы в части проведения проверки филиала или представительства. Пунктом 4 ст. 89 НК РФ установлено, что самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения:
      – налогового органа по месту нахождения такого подразделения;
      – налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих место нахождения на территории этого субъекта РФ (положение введено п. 31 ст. 1 Федерального закона № 325‑ФЗ).


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    © Законники, 2024 | Все права защищены