Программа «Земский учитель — 2020» – кто получит 1 млн за переезд в деревню?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа «Земский учитель — 2020» – кто получит 1 млн за переезд в деревню?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Условия и регионы участия окончательно будут утверждены Министерством просвещения РФ. Сейчас разрабатывается специальный сайт, с помощью которого учителя смогут самостоятельно разобраться, как стать участников программы Земский (сельский) учитель.

Школы будут размещать свои заявки на педагогов на данном сайте. Любой учитель может зайти на него, посмотреть предложения образовательных учреждений, выбрать интересующий его регион и школу, изучить условия и документы, необходимые для работы. Если учитель подобрал себе вариант, то он может дистанционно отправить через сайт заявку в интересующее его учебное заведение. Заявка будет рассмотрена школой, и в случае её одобрения, учитель может переезжать в выбранный населённый пункт и приступать к выполнению своих должностных обязанностей.

Таким образом, власти пытаются создать для учителей достаточно лояльные условия для переезда, многое будет зависеть от решения самого специалиста. Поэтому, есть надежда, что программа всё-таки приведёт к повышению качества образования в сельских школах.

Хочется надеяться, что авторы проекта учтут все ошибки программы «Земский доктор». Её участники получали подъёмные, приобретали жильё в ипотеку в городе, отрабатывали положенный срок в деревне, а затем спокойно возвращались в город. Из этого следует, что единовременной выплаты недостаточно, чтобы человек остался жить в сельской местности и продолжал развиваться как специалист. Для этого нужны дополнительные условия, в том числе и дополнительное материальное стимулирование (например, оплата коммунальных услуг, более высокий уровень зарплат и т.д.).

28 августа 2024 года стало известно, до какого возраста могут принимать участие учителя в данной программе. Условия по возрасту участников на федеральном уровне установлены очень лояльные. В проекте могут принимать участие педагоги до 55 лет. Ранее уже шли разговоры о возрастном цензе. Называли возраст в 35, 40 и 50 лет. Сельский учитель преклонного возраста вызывает опасения у экспертов. А именно специалисты такого возраста, в основном, и остались в сельской местности. Даже из небольших городов, не говоря уже о деревнях и селах, происходит отток молодёжи. Поэтому переезд учителей в сельскую местность должен был не только решить проблему образования на селе, но и привлечь именно молодые кадры. К тому же, как показывает практика, решиться на переезд молодому человеку, который ещё не обзавёлся семьей, намного проще, чем учителю в возрасте за 50 лет.

К сведению! В некоторых сельских школах средний возраст преподавателей превышает 50 лет. Молодые преподаватели предпочитают переезд в крупные города, где кроме увеличенных зарплат обеспечивается соответствие современной среде обитания.

Интересно, что при нехватке педагогических кадров учителям еще год от года усложняют жизнь новыми бюрократическими требованиями. Например, с 2024 года решили ввести аттестацию школьных педагогов. Теперь им придется сдавать экзамен на профессиональную пригодность.

— Учителя — одна из немногих массовых профессий в стране. Их больше миллиона, а если считать воспитателей, то и все два. Всем представителям массовых профессий государство не может обеспечить высокую оплату труда, денег нет. Сейчас государство выбрало своим приоритетом социальную защиту силовиков — военных, полицейских, работников прокуратуры, МЧС и т. п. Они могут выйти на пенсию в 40 лет с небольшим и получать приличные, по сравнению с остальными бюджетниками, деньги, плюс служебное жильё. Повышение пенсионного возраста, пенсионная реформа замечу, этот класс если коснулась, то не стала такой трагедией.

Программа земский учитель 2020.

Для мероприятий по программе «Земский учитель» в 2024 году предусмотрено выделение средств из госбюджета в размере 4,4 млрд р. Это значит, что при полном выполнении плана до 4 400 победителей конкурса могут получить соответствующую финансовую поддержку.

С 2024 года в России запускается федеральная государственная программа «Земский учитель», которая призвана заполнить вакантные должности в школах малых городов и сел России. На данный момент количество вакантных мест для учителей в России достигает 10 тысяч, из-за чего в сельских школах нагрузка на педагогов достигает 30-32 учебных часов в неделю, что отражается на качестве обучения. По программе «Земский учитель» учителя смогут переехать работать в села или малые города, чтобы занять вакантные ставки в этих школах.

По ее словам, за пять лет численность врачей на селе увеличилась на 11,1 тысячи, а работников среднего медицинского звена стало на 6 тысяч больше. Всего в России в 2024 году, согласно данным Росстата, было 697100 врачей.

Татьяна решила доказать, что в школе тоже можно проводить уроки ИЗО так, чтобы дети любили предмет: «Мне все говорили, что я веду в небольших группах в Москве, а делать то же самое в школе невозможно. А я знала, что возможно! И мне было интересно сделать такое в обычной школе, чтобы дети, которых родители не могут отвести на кружки, имели возможность хотя бы раз в неделю порисовать со мной».

«Учитель для России» тоже доплачивает участникам, чтобы они не боялись оказаться не просто в чужом месте, а еще и в бедности. Но внимательно следят, чтобы 20 тысяч рублей стипендии не были главной мотивацией для соискателей: «Чтобы от всего этого был толк, очень важно, чтобы в малые города приезжали сильные специалисты. Только один человек из 20-ти подавших заявку может пройти отбор — а это уже мотивированные люди, потому что заявка длинная, заполнить ее непросто», — говорит Алена.

По мнению председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой, повышение возрастного ценза для участников программы позволит привлечь квалифицированных специалистов, которые осознанно решили приехать в село и работать в школе. «Учитель и врач на селе — не просто специалисты, которые ведут прием и дают уроки, это — центр притяжения социальных проектов и общественных идей», — подчеркнула сенатор.

Цель программы – заинтересовать преподавательский состав вернуться из мегаполисов в маленькие поселки.

Тем, кто изъявит желание работать в малокомплектных деревенских школах выплатят по 1 млн. рублей подъемных. Тем учителям, кто поедет на Дальний Восток – по 2 млн. рублей.

Условия для участия:

  • Педагог, окончивший техникум или ВУЗ, имеющий диплом, навыки, отвечающие квалификационным требованиям.
  • Претенденту на дату подачи заявки не должно исполниться 55 лет.
  • Переезд в населенный пункт, где проживает не более 50 тыс. человек.
  • Трудоустройство в общеобразовательное учреждение на ставку учителя (5-6 рабочая неделя, всего не менее 18 часов).
  • Обязанность отработать пять лет.

Важно! Участвовать в программе могут выпускники педтехникумов, имеющих среднее образование. Это повышает шанс молодого преподавателя получить после окончания учебного заведения опыт и стаж работы.

Как правило, в мегаполисах выпускников педучилища (колледжей) не спешат принимать на должность.

Не допускаются к участию в программе претенденты, проживающие в поселениях, численностью до 50 тыс. человек.

Иначе – учитель постоянно прописан или уже работает в данной местности.

Здесь требования по программе «Земский учитель 2020» минимальны.

Должны быть вакансии, чтобы потенциальный педагог мог пойти работать полноценно, на протяжении на срок не менее 5 лет.

Не предусматривается временная работа по договору, замещение на время декрета, болезни и т.п.

Школа должна располагаться в селе, поселке, деревне с населением не более 50 тыс. проживающих.

Нет пояснений – малокомплектная школа или полноценная, общеобразовательная, для учеников с 1 по 11 класс.

Школа должна обеспечить нагрузку учителю по ставке, предусматривающей не менее 18 часов в неделю. Зарплата по этой ставке также не имеет критериев.

Претендент (выпускник или действующий учитель) имеет право подать только одну заявку на вакантную должность.

Конкурсная комиссия оставляет за собой право исключить претендента, если:

  • Педагог не отвечает требованиям условий программы.
  • Неправильно оформлены или сданы документы не в полном объеме.
  • Информация недостоверна (подложна).
  • Заявление (пакет документов) сдано позже срока.

Чтобы участвовать в программе необходимо собрать пакет документов. В их перечень входят:

  • Заявление (форму ее можно взять с официального сайта программы «Земский учитель» где размещены и вакансии).
  • Копия паспорта, скрин странички с регистрацией.
  • Копия диплома, трудовой книжки.
  • Копии всех документов, которые подтверждают повышение уровня квалификации.
  • Свидетельство (копия) о постановке на учет в ФНС РФ.
  • СНИЛС (копия).

Все копии должны быть заверены согласно установленным правилам у нотариуса с его печатью, подписью, датой.

Дополнительно рекомендовано собрать справки об отсутствии судимости (датирован документ должен не ранее 09.19 года), о состоянии здоровья, что у претендента нет ограничений к переезду, противопоказаний к ведению педагогической деятельности и пр.

Потребуются копии:

  • Подтверждающие квалификацию.
  • Доп. профобразование, ученая степень, звание, грамоты и пр.
  • Военного билета (для педагога до 27 лет).
  • Свидетельства о браке или его расторжении.
  • Документов на детей до 18 лет.

Претендент обязательно дает согласие на обработку своих персональных данных и подписывает документ о согласии на переезд в выбранную местность. Комиссия по своему усмотрению может затребовать иные документы.

Программа «Земский учитель» направлена на восстановление школ в небольших поселениях, удаленных от крупных городов, поселках.

Отдельно поощряется переезд на Дальний Восток, там предусмотрена удвоенная сумма компенсационных выплат. Необходимую информацию можно получить на Федеральном портале «Земский учитель», ознакомиться с вакансиями и подать заявку на участие.

Стоит отметить, что присутствуют привилегии и для тех, кто уже работает в сельской местности. Женщины, которые работают в селе, имеют несколько льгот по оплате коммунальных платежей, а также право на один дополнительный выходной в месяц, не считая государственных. Также женщина, работающая в деревне, имеет право работать 36 часов вместо 40, а при выработке 40 часов получает оклад в повышенном размере.

  • По России звонок бесплатный:
  • Москва и область:
  • Санкт-Петербург и область:

Позвоните прямо сейчас – это быстро и бесплатно!

В России трудятся более миллиона учителей, а всего в школах насчитывается полтора миллиона педагогических работников. Это одна из самых массовых профессий в России, но и здесь существует проблема недостатка кадров.

Но исторически сложилось так, что профессия педагога всегда оставалась низкооплачиваемой. В XXI веке она стала еще и не очень престижной. Не помогли решить материальные проблемы учителей и пресловутые «Майские указы», по которым учитель не может получать меньше средней зарплаты по региону – эти указы попросту не выполняются.

По словам предыдущего министра просвещения Ольги Васильевой, в российских школах не хватает около 10% педагогов. Так, наибольший дефицит учителей фиксируется по таким направлениям:

  • иностранные языки;
  • математика;
  • информатика;
  • физика;
  • учителя начальных классов.

Другими словами, если общий дефицит учителей составляет 10%, а по каким-то предметам школы укомплектованы почти полностью, то по самым «редким» предметам на каждого учителя может приходиться на 20-30% больше нагрузки.

В России существует обширная система подготовки педагогических кадров, и она получает значительное количество бюджетных мест. В 2020/2021 учебном году число бюджетных мест вырастет еще сильнее – это будет 88 тысяч (и это более 17% от общего числа).

Тем не менее, проблема остается. Ее масштабы озвучиваются разные – кто-то говорит о нехватке 12 тысяч учителей, а кто-то – о 180 тысячах. С другой стороны, объявленная программа «Земский учитель» пока имеет явно небольшие масштабы – через нее планируется закрыть чуть более 3,5 тысяч вакантных мест.

Что касается сельских школ, то отчетливого дефицита педагогических кадров там тоже пока не видно: в 26 тысячах таких школ работают 420 тысяч педагогов, и они обучают 3789 тысяч учеников. На каждого учителя – 9 учащихся, что по меркам городских школ очень немного.

Проблема сельских школ, скорее, в другом: зарплаты несоизмеримо более низкие по сравнению с городскими, а в малокомплектных школах один учитель может работать с двукратной нагрузкой в 36 часов в неделю. В этом случае обычно принимают на работу еще одного учителя, но против уже администрация: если увеличится число учителей, средняя зарплата снизится. А это уже путь к невыполнению «Майских указов» (будто они выполнялись до этого).

Поэтому ситуация с целесообразностью новой программы не такая очевидная, как кажется на первый взгляд: если исходить из цифр, сельские школы не испытывают острого дефицита в специалистах.

Но есть и другая сторона: из тех, кто там уже работает, многим осталось совсем немного до пенсии, и прием новых молодых учителей не только закроет потребность в педагогических кадрах в будущем, но и даст ученикам новый импульс к развитию.

Понятие «земский учитель» происходит от времен появления земских школ, когда учителя переезжали из городов в села при Александре II. Земские школы финансировались органом местного самоуправления – земством, которое и определяло, сколько учителей нужно школам. Как следует из литературных источников, в села ехали представители двух социальных групп – идеалисты, которые хотели «сеять разумное, доброе, вечное», и те, у кого было не очень хорошо с деньгами.

Основные условия программы понятны: учитель в возрасте до 55 лет трудоустраивается в школу, которая участвует в программе, получает миллион (или два) рублей, отрабатывает 5 лет и уже ничего не должен государству.

Если трудовой договор будет расторгнут по инициативе учителя, ему придется вернуть миллион в течение 30 дней, иначе – суд и принудительное взыскание.

С начала 2020 года программа запущена, уже утвержден график программы, и он такой:

  • с 10 января по 15 апреля – прием заявок (то есть, в этом году времени еще много);
  • с 16 по 30 апреля регион составляет список претендентов по каждой вакансии;
  • с 1 по 15 мая проводится конкурс (если претендентов больше, чем вакансий) и определяются его победители;
  • с 16 мая по 15 июня учитель должен ознакомиться с местом будущей работы;
  • с 15 июня по 20 июля – если рабочее место понравится, можно заключить трудовой договор;
  • с 1 октября по 1 декабря должна будет прийти выплата.

Главное, для чего задумывалась эта программа – стимулировать учителей переезжать на работу в сельскую местность, и главным стимулом, конечно же, является единоразовая выплата в миллион рублей (а в регионах ДФО – все 2 миллиона).

Эти суммы начнут приходить трудоустроившимся учителям после 1 октября, но уже известно, что их решено освободить от налогообложения (то есть, учитель получит на руки именно 1 000 000 рублей, а не 870 000 рублей).

С этим все достаточно понятно – процедура была многократно повторена с выплатами по аналогичным программам для врачей и фельдшеров.

Но главное, чего нельзя понять по сайту с вакансиями – какими будут зарплаты на новом месте работы. Как говорят люди, знакомые с системой образования, на одну ставку в сельской школе можно зарабатывать лишь 12-15 тысяч рублей в месяц. Это достаточно быстро нивелирует выгоду участника программы от полученного им миллиона.

Конечно, хочется переехать на работу в какой-нибудь интересный регион. Например, в Краснодарский край, Ростовскую область, в Крым или Подмосковье. Вакансии по программе есть и там, но в данном случае нужно смотреть и на зарплаты.

Ещё в начале 2019 года стало известно о возникновении проекта Земский учитель Последние новости – сельские учителя получат по одному миллиону рублей за переезд по месту работы в сельскую местность. Данная сумма не будет облагаться подоходным налогом. Однако потратить эти деньги можно только на определённые цели, а именно:

  • на покупку жилья;
  • на приобретение материалов для строительства дома;
  • на внесение взноса и уплаты процентов по ипотеке.

Из вышеперечисленного следует, что с подъёмными в 1 млн. рублей можно только улучшить жилищные условия. При этом для приобретения жилья в большом городе такой суммы явно недостаточно. Т.е. государство создаёт все условия для того, чтобы специалист не только приехал отработать в село положенный срок из-за материальных соображений, а переехал туда на постоянной основе. Власти пытаются решить не только проблему образования в небольших населённых пунктах, но и остановить отток населения из них.

Хочется надеяться, что авторы проекта учтут все ошибки программы «Земский доктор». Её участники получали подъёмные, приобретали жильё в ипотеку в городе, отрабатывали положенный срок в деревне, а затем спокойно возвращались в город. Из этого следует, что единовременной выплаты недостаточно, чтобы человек остался жить в сельской местности и продолжал развиваться как специалист. Для этого нужны дополнительные условия, в том числе и дополнительное материальное стимулирование (например, оплата коммунальных услуг, более высокий уровень зарплат и т.д.).

Основные требования для участия в программе следующие:

  • наличие педагогического образования (как среднего специального, так и высшего);
  • переезд в населённый пункт, расположенный в сельской местности;
  • подписание трудового договора со школой на определённый срок (он должен быть не менее 5 лет).

28 августа 2019 года стало известно, до какого возраста могут принимать участие учителя в данной программе. Условия по возрасту участников на федеральном уровне установлены очень лояльные. В проекте могут принимать участие педагоги до 55 лет. Ранее уже шли разговоры о возрастном цензе. Называли возраст в 35, 40 и 50 лет. Сельский учитель преклонного возраста вызывает опасения у экспертов. А именно специалисты такого возраста, в основном, и остались в сельской местности. Даже из небольших городов, не говоря уже о деревнях и селах, происходит отток молодёжи. Поэтому переезд учителей в сельскую местность должен был не только решить проблему образования на селе, но и привлечь именно молодые кадры. К тому же, как показывает практика, решиться на переезд молодому человеку, который ещё не обзавёлся семьей, намного проще, чем учителю в возрасте за 50 лет.

Однако власти всё-таки решили максимально расширить возрастной критерий. Это позволит большему количеству желающих принять участие в новой программе. И в сельскую местность привлекут не только молодых специалистов, но и опытных профессионалов своего дела. Это одна из целей программы «Земский учитель – 2020».

Программа «Земский учитель — 2020» – кто получит 1 млн за переезд в деревню?

Условия и регионы участия окончательно будут утверждены Министерством просвещения РФ. Сейчас разрабатывается специальный сайт, с помощью которого учителя смогут самостоятельно разобраться, как стать участников программы Земский (сельский) учитель.

Школы будут размещать свои заявки на педагогов на данном сайте. Любой учитель может зайти на него, посмотреть предложения образовательных учреждений, выбрать интересующий его регион и школу, изучить условия и документы, необходимые для работы. Если учитель подобрал себе вариант, то он может дистанционно отправить через сайт заявку в интересующее его учебное заведение. Заявка будет рассмотрена школой, и в случае её одобрения, учитель может переезжать в выбранный населённый пункт и приступать к выполнению своих должностных обязанностей.

Таким образом, власти пытаются создать для учителей достаточно лояльные условия для переезда, многое будет зависеть от решения самого специалиста. Поэтому, есть надежда, что программа всё-таки приведёт к повышению качества образования в сельских школах.

В четверг 29 августа 2019 года Министерство просвещения РФ дало пояснение касательного разрабатываемой программы «Земский учитель». В письме содержалась информация о том, что воспитатели детских садов, а также другие работники учреждений дошкольного образования не смогут претендовать на выплату по программе. Также не смогут принять участие в госпрограмме и работники других педагогических профессий, например логопеды и методисты.

На каких условиях начнет действовать программа земский учитель в 2020 году, сказать точно сейчас затруднительно, т.к. соответствующий закон еще не принят. Поэтому их можно только предположить, отталкиваясь от условий программы «земский доктор» и комментариев уполномоченных лиц в СМИ.

Определенно можно сказать, что участвовать в программе смогут только учителя, имеющие профильное высшее образование. Им потребуется заключить трудовой договор со средней школой, расположенной в населенном пункте, который соответствует одной из категорий:

  • Сельское поселение.
  • Рабочий поселок.
  • Поселок городского типа.
  • Небольшое городское поселение, численность населения которого не превышает 50 тыс. человек.

Срок действия трудовых договоров находится на стадии обсуждения. Предполагается, что он составит пять лет.

До какого возраста учителя могут претендовать на участие в проекте. На этот счет высказывались разные предложения. Первоначально озвучивалась идея, что будут существовать серьезные возрастные ограничения федеральной программы земский учитель. Предполагали, что ценз установят на уровне 35 лет для привлечения молодых кадров. Однако 28 августа Министерство Просвещения выпустило разъяснительное письмо, в котором говорится, что новая программа будет доступна для учителей до 55 лет.

Условия по программе земский учитель в 2019 году пока установлены следующие:

  • Все участники получат единовременную денежную выплату в размере 1 млн. руб. Учитель может потратить ее на любые цели и не обязан предоставлять финансовую отчетность, т.к. выплата эта не целевая. При этом облагать НДФЛ ее не будут.
  • На весь срок действия трудового договора с сельской школой учителю предоставят служебное жилье или компенсируют оплату съемного жилища.

В конце мая в Выборге состоялось Всероссийский форум молодых учителей, на котором выступила министр образования Васильева. В ходе выступления она заявила, что для реализации проекта создан официальный сайт программы земский учитель. На нем формируется реестр образовательных учреждений, желающих принять участие в программе и предоставить открытые вакансии для педагогов. Пока предполагается, что задействованы в программе будут все регионы, т.к. нехватка кадров – общероссийская проблема.

По заверениям Васильевой, после окончательной доработки каждый учитель сможет зайти на федеральный или региональный сайт и выбрать понравившуюся ему вакансию, узнать требования, которые предъявляются к соискателю и направить заявку о рассмотрении своей кандидатуры.

Как вступить в проект, окончательно станет понятно только с принятием нового закона. Пока можно предположить, что соискателю потребуется пройти следующие этапы:

  • Выбрать вакансию, которая больше его устроит.
  • Заключить трудовой договор с образовательным учреждением на срок, который будет не менее установленного для участников проекта.
  • Подать заявление об участии в программе. Обращаться, скорей всего, потребуется в региональный департамент образования.
  • Дождаться решения и получить письменный ответ.
  • Если претендент соответствует всем требованиям, ему на указанный в заявлении счет переводят сумму в 1 млн. руб.

Пока непонятно, как конкретно будет решаться вопрос с предоставлением жилья или выплатой компенсации.

В ходе Послания Федеральному Собранию от 2019 года Президент предложил Правительству разработать законодательные изменения по поддержке учителей в сельских регионах и начать их внедрение с 2020 года. Данная программа была названа «Земский учитель» по аналогии с действующей программой в сфере обеспечения сел медицинскими кадрами «Земский доктор».

Проблема кадрового дефицита в российских селах стоит весьма остро: количество вакансий достигает 10 тыс. Загрузка нынешних сельских учителей из-за нехватки кадров превышает норму, что негативно отражается на качестве образования. Наиболее востребованными является специалисты в области иностранного языка, математики и физики.

На финансирование программы в 2020-2022 годах из бюджета планируется выделить от 4 млрд р. Из них на 2020 год придется более 1,6 млрд р., 2024 год – 1,2 млрд р., 2022 год – 1,1 млрд р. Предполагается, что участвовать в программе «Земский учитель» будет около 4,5 тыс. учителей, из которых в 2020 году – 1,8 тыс. человек.

Участниками программы являются учителя со средним профессиональным или высшим образованием, отвечающие квалификационным требованиям. Эти требования содержатся в квалификационных справочниках или профстандартах.

Для того чтобы стать участником программы «Земский учитель», нужно переехать в сельский населенный пункт, рабочий поселок, поселок городского типа либо в город с населением до 50 тыс. человек. От участника требуется отработать здесь как минимум в течение 5 лет. По решению региональных властей в данный период может входить отпуск по уходу за ребенком.

Программа направлена на педагогов со стажем и на начинающих специалистов. Участие в программе «Земский доктор» предполагает прохождение конкурсного отбора: если учитель выиграет в нем, то учитель получит 1 млн р.

от государства (2 млн р. – на Дальнем Востоке).

Особенность программы состоит в том, что государство никак не ограничивает учителя в направлении расходования этих денег: учитель может направить его на любые цели, например, на строительство своего дома.

Единовременная выплата должна быть возвращена в течение 30 дней при невыполнении учителем требований о пятилетней отработке. Иначе органы муниципальной власти получают право на ее взыскание в судебном порядке.

Это общие условия участия, которые действуют по всей территории страны. Но регионы разрабатывают собственные программу и требования к учителям, которые распространяются в субъектах РФ.

В 2020 году проект «Земский доктор» получил свой собственный сайт. На сайте представлены общие «Условия участия».

Также здесь можно ознакомиться со спецификой региональных требований к заявителям и банком доступных вакансий.

Льготы учителям в сельской местности в 2020

Для участия в программе «Земский доктор» участнику следует предоставить следующий комплект документов:

  1. Заявление на участие в конкурсном отборе по прилагаемой форме.
  2. Копия паспорта гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства (или с приложением копии свидетельства о регистрации по месту пребывания).
  3. Копии документов об образовании или квалификации учителя (например, диплома, документа об окончании курсов переподготовки или повышения квалификации за последние 5 лет).
  4. Копия документа о дополнительном профессиональном образовании или получении научной степени или звания.
  5. Копия военного билета для лиц до 27 лет.
  6. Копия трудовой книжки или иного документа, подтверждающего трудовой стаж в качестве учителя (не нужно для начинающих специалистов).
  7. Копия документа, которые подтверждают факт смены фамилии.
  8. Копии ИНН, СНИЛС.
  9. Копии свидетельств о заключении брака и рождении детей.
  10. Документы, подтверждающие отсутствие медицинских противопоказаний для занятия педагогической деятельностью.
  11. Справка о наличии или отсутствии судимости, факта уголовного преследования.
  12. Согласие претендента на обработку персональных данных.
  13. Согласие претендента на переезд в сельскую местность.
  14. Копии дипломов не ниже регионального уровня (конкурс «Учитель года» или «Педагогический дебют» и пр.).
  15. Прочие документы, которые подтверждают соответствие требованиям конкурсного отбора.

Копии документов заверяются в соответствии с требованиями законодательства.

Программа «Земский учитель» будет реализовываться поэтапно:

  1. С октября до конца предшествующего года регионы определяются с вакансиями, соответствующими условиям программы (с точки зрения муниципального образования и возможности обеспечения загрузки от 18 часов в неделю).
  2. До 10 января вакансии проходят этапы утверждения и публикации на официальном сайте.
  3. До 15 апреля допускается передача заявок на участие.
  4. До 30 апреля происходит конкурсный отбор.
  5. До 15 мая утверждают победителей отбора на право получения компенсационных выплат.
  6. До 15 июня победителю предстоит ознакомиться с местом работы.
  7. До 20 июля предполагается заключение трудового договора.
  8. До 1 декабря можно будет получить компенсацию.

Теперь выпускники ВУЗов и уже работающие специалисты учителя, решившие трудоустроиться в села, смогут за переезд получить «подъемные»1 млн. рублей.

Средства предоставляются на:

  • выплату ипотеки;
  • приобретение жилья;
  • покупка материалов на строительство дома;
  • покупка земли под ИЖС

Допускается присоединение к субсидии материнского капитала. В поселках недвижимость стоит дешевле, поэтому миллион считается достаточной суммой и иным льготным ипотечным продуктам, семейная ипотека и иные виды.

Это, по задумке, будет мотивировать специалистов выбирать отдаленные поселки для трудоустройства.

Они подчеркивают социальную значимость проекта для населения. Ведь это задумано для привлечения внимания к проблемам сел, поднятия уровня жизни там:

· мотивировать больше специалистов устраиваться работать в сельской местности;

· стимулировать общее развитие сел, маленьких городов и станиц;

· обеспечение педагогов личным жильем, чтобы они переехали навсегда;

· повышение уровня и качества образования в школах периферии;

· облегчение нагрузки у сотрудников, кто сейчас работает в сельских образовательных учреждениях.

Причем, у вчерашних выпускников ВУЗов, кто выберет карьеру сельского учителя, ждут дополнительные льготы:

1. Компенсация стоимости их переезда (перевозка мебели, проезд семьи на транспорте).

2. Выплата зарплаты за период временного отсутствия, пока гражданин переезжал и обустраивался.

3. Ежемесячно новый учитель получит к зарплате надбавку 3 года с момента его трудоустройства. Сумму по регионам рассчитывают местные власти.

4. Выдача льготной ипотеки в качестве стимулирующей выплаты.

5. Компенсация средств, потраченных на приобретение нужных учебников.

6. 50% скидка гражданину на проезд – распространяется на местный общественный транспорт.

Проект еще разрабатывается, и данная информация считается предварительной версией. Стоит сравнивать его с действующей госпрограммой «Земский доктор». Требования к желающим участвовать тоже будут похожими. Подать заявку могут все граждане РФ вне зависимости от региона их проживания.

Предположительные требования:

· гражданство РФ (иностранцам придется оформлять паспорт гражданина сначала);

· переезд специалиста в село, где он будет работать;

· высшее законченное педагогическое образование, возможно и среднее при должной квалификации (наличие диплома);

· заключение трудового соглашения с руководителем сроком минимум 5 лет;

· возраст кандидата 18-55 лет.

Изначально считалось, что участниками будут молодые люди, 18-35 лет, вчерашние выпускники ВУЗов. Однако, впоследствии для врачей возрастной ценз был продлен. Программа представлена как аналог того проекта.

Соответственно, возраст также увеличен. Что дает шанс многим работающим педагогам участвовать. Для школ это плюс, опытные специалисты всегда ценятся выше.

Верите в действенность программы Земский учитель?

Кандидаты, чьи заявки будут одобрены, получат сразу 1 млн. рублей. Субсидия единовременная, проводится один перевод.

Другие условия обсуждаются. Власти хотят учесть ошибки, допущенные в аналогичной программе.

Например, многие врачи за выделенные деньги приобретали недвижимость в городе, сами отрабатывали положенные 5 лет в селе. Потом возвращались обратно к прежней, привычной жизни. Выходит, проблема с недостатком специалистов оставалась.

Здесь нужно не просто «переманить» учителей в село. Необходимо создать им комфортные условия, чтобы люди захотели жить на новом месте.

Соответственно, обеспечить граждан не только жильем, но и компенсировать их траты на установку коммунальных систем.

Как отопление, свет и вода. Также ежемесячно выплачивать специалистам хорошую зарплату, «не обидев» местных коллег. Жилищные условия у большинства сел существенно хуже городских. Нет отопления, водоснабжения и налаженной канализации.

Людям сложно перестроиться, а установка систем обходится дорого.

Регионы — участники программы земский учитель 2020 год

В стране продолжит действовать иная программа для молодых сельских специалистов. Согласно ей преподавателям, решившим переехать работать в поселки, выдают субсидию.

Деньги предназначены для улучшения своих жилищных условий. Например, строительство дома, проведение ремонта. Также сотрудникам сферы образования 3 года полагается доплата к их зарплате.

Проект затрагивает молодых специалистов 18-35 лет.

Основные льготы учителям в сельской местности указаны в ст. 47 ФЗ «Об образовании»:

  1. Сокращенная продолжительность рабочего времени. Определяется Приказом Минобрнауки от 11.12.2014 №1601. Распространяется и на работающих в городах. 36 часов в неделю для профессорско-преподавательского состава, социальных педагогов, педагогов-психологов, организаторов. 30 часов в неделю – старшим воспитателям, 24 часа за ставку – концертмейстерам и музыкальным руководителям, 25 часов – воспитателям, работающим с детьми с ограниченными возможностями; 30 часов – воспитателям образовательных учреждений интернатного типа, инструкторам физкультуры; 18 часов за ставку – учителям в общеобразовательных учреждениях, заведениях дополнительного образования, преподавателям в области физкультуры и спорта.
  2. Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск. Продолжительность определяется Постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 №466. Для работников общеобразовательных организаций – 56 календарных дней.
  3. Досрочное назначение страховой пенсии по возрасту при наличии стажа от 25 лет.
  4. Предоставление длительного отпуска без сохранения зарплаты на 1 год при стаже от 10 лет.
  5. Дополнительное профессиональное обучение не реже 1 раза в 3 года.
  6. Доплаты за классное руководство, организацию мероприятий, проверку домашних заданий.
  7. Доплата за вредные условия учителям химии.

Важно! Указанные льготы распространяются на сельских и городских учителей.

В России трудятся более миллиона учителей, а всего в школах насчитывается полтора миллиона педагогических работников. Это одна из самых массовых профессий в России, но и здесь существует проблема недостатка кадров.

Но исторически сложилось так, что профессия педагога всегда оставалась низкооплачиваемой

. В XXI веке она стала еще и не очень престижной. Не помогли решить материальные проблемы учителей и пресловутые «Майские указы», по которым учитель не может получать меньше средней зарплаты по региону – эти указы попросту не выполняются.

По словам предыдущего министра просвещения Ольги Васильевой, в российских школах не хватает около 10% педагогов. Так, наибольший дефицит учителей

фиксируется по таким направлениям:

  • иностранные языки;
  • математика;
  • информатика;
  • физика;
  • учителя начальных классов.

Другими словами, если общий дефицит учителей составляет 10%, а по каким-то предметам школы укомплектованы почти полностью, то по самым «редким» предметам на каждого учителя может приходиться на 20-30% больше нагрузки

.

В России существует обширная система подготовки педагогических кадров, и она получает значительное количество бюджетных мест. В 2020/2021 учебном году число бюджетных мест вырастет еще сильнее – это будет 88 тысяч (и это более 17% от общего числа).

Тем не менее, проблема остается. Ее масштабы озвучиваются разные – кто-то говорит о нехватке 12 тысяч учителей, а кто-то – о 180 тысячах. С другой стороны, объявленная программа «Земский учитель» пока имеет явно небольшие масштабы – через нее планируется закрыть чуть более 3,5 тысяч вакантных мест

.

Что касается сельских школ, то отчетливого дефицита педагогических кадров там тоже пока не видно: в 26 тысячах таких школ работают 420 тысяч педагогов, и они обучают 3789 тысяч учеников. На каждого учителя – 9 учащихся, что по меркам городских школ очень немного.

Проблема сельских школ, скорее, в другом: зарплаты несоизмеримо более низкие по сравнению с городскими, а в малокомплектных школах один учитель может работать с двукратной нагрузкой в 36 часов в неделю. В этом случае обычно принимают на работу еще одного учителя, но против уже администрация: если увеличится число учителей, средняя зарплата снизится. А это уже путь к невыполнению «Майских указов»

(будто они выполнялись до этого).

Поэтому ситуация с целесообразностью новой программы не такая очевидная, как кажется на первый взгляд: если исходить из цифр, сельские школы не испытывают острого дефицита в специалистах.

Но есть и другая сторона: из тех, кто там уже работает, многим осталось совсем немного до пенсии, и прием новых молодых учителей не только закроет потребность в педагогических кадрах в будущем, но и даст ученикам новый импульс к развитию

Молодым специалистам, приехавшим в села для работы учителями, полагаются «подъемные» выплаты. Их размер определяется региональными властями с учетом положений Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 1642, утверждающего программу «Развитие образования».

Размер подъемных обычно составляет 1-2 оклада. Получить деньги можно при выполнении двух условий:

  • трудоустройство в течение трех месяцев с момента получения диплома;
  • заключение трудового договора на срок от трех лет.

Выплаты производятся только при переезде для работы в селах и ПГТ.

В январе 2020 года подписано Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2020 № 36. Согласно нему, учителя, переехавшие работать в местности с населением до 50 000 человек, смогут получить подъемные в увеличенном размере – 1 000 000 руб. При переезде на Дальний восток выплаты повышаются до 2 000 000 руб.

Деньги предоставляются участникам программы «Земский учитель» на строительство или покупку жилья, погашение ипотеки.

По закону учителя, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут получать жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. Также льготы могут устанавливаться региональными властями. Например, в Калининградской области предоставляются субсидии на погашение первоначального взноса по ипотеке – 20% от общей стоимости кредита. В Московской области при поддержке АИЖК из бюджета погашается 100% задолженности, а заемщику остается только внести начисленные проценты.

В Санкт-Петербурге на основании Закона от 2005 года о целевой программе «Жилье работникам бюджетной сферы» можно приобрести недвижимость или выгодно погасить ипотеку с помощью государства.

Для большинства программ действуют следующие условия:

  • возраст учителя – до 35 лет;
  • минимальный стаж работы – 1 год;
  • признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Подробные требования зависят от региональных властей.

Почетное звание «Заслуженный учитель» присваивается на основании Указа Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 за личные заслуги в педагогической деятельности, подготовке победителей олимпиад разных уровней, переподготовке или подготовке преподавательского состава. Как правило, такой статус дается не ранее 20 лет от начала педагогической деятельности.

Власти регионов вправе самостоятельно определять, будут ли предоставляться льготы заслуженным учителям. В большинстве случаев им выплачивается надбавка в размере 15-20% от ставки.

Если после выхода на пенсию учитель получает звание «Ветеран труда», он вправе воспользоваться следующими льготами:

  • бесплатный проезд на общественном транспорте (выдаются талоны);
  • компенсация стоимости оплаты коммунальных услуг или топлива (для негазифицированных домов);
  • доплаты к пенсии.

Важно учитывать, что все выплаты и льготы для заслуженных учителей тоже определяются региональными властями. Узнать точный перечень можно в Соцзащите.

Главное, для чего задумывалась эта программа – стимулировать учителей переезжать на работу в сельскую местность, и главным стимулом, конечно же, является единоразовая выплата в миллион рублей (а в регионах ДФО – все 2 миллиона).

Эти суммы начнут приходить трудоустроившимся учителям после 1 октября, но уже известно, что их решено освободить от налогообложения (то есть, учитель получит на руки именно 1 000 000 рублей

, а не 870 000 рублей).

С этим все достаточно понятно – процедура была многократно повторена с выплатами по аналогичным программам для врачей и фельдшеров.

Но главное, чего нельзя понять по сайту с вакансиями – какими будут зарплаты на новом месте работы. Как говорят люди, знакомые с системой образования, на одну ставку в сельской школе можно зарабатывать лишь 12-15 тысяч рублей

в месяц. Это достаточно быстро нивелирует выгоду участника программы от полученного им миллиона.

Конечно, хочется переехать на работу в какой-нибудь интересный регион. Например, в Краснодарский край, Ростовскую область, в Крым или Подмосковье. Вакансии по программе есть и там, но в данном случае нужно смотреть и на зарплаты

.

Недавно Росстат опубликовал результаты исследования социальной сферы. Кроме прочего, в него вошла информация о средних зарплатах в российских школах по разным регионам. Средняя зарплата учителя в стране

, как оказалось, составила 41 116,2 рублей, но по регионам суммы очень разные:

То есть, на 3 вакансии в Чукотском АО

(2 в Анадыре и 1 в селе Нунлигран) будут претендовать достаточно много учителей, тогда как 16 вакансий в Северной Осетии, вероятно, окажутся не столь популярными.

Но ориентироваться лишь на зарплаты тоже не стоит – в разных регионах разный уровень цен, и в этой связи 100 тысяч рублей зарплаты в Чукотском АО фактически будут соответствовать тем же 40 тысячам в другом регионе.

Тем не менее, вакансии в регионах от Чукотки до Мурманской области (за минусом, конечно, Москвы и Санкт-Петербурга, где живет явно больше 50 тысяч человек) будут весьма востребованными. Востребованными окажутся и вакансии в привлекательных для жизни регионах вроде Крыма, Севастополя или Краснодарского края.

Кстати, Краснодарский край в последние годы переживает демографический и миграционный бум – и там более 100 вакансий учителей

. В новых районах городов открываются новые школы и в них пока еще некому работать.

С точки зрения денег есть еще один важный критерий для выбора – наличие других социальных программ для учителей и других бюджетников. В некоторых населенных пунктах и регионах можно получить «подъемные» (независимо от миллиона), помощь в оплате аренды жилья, где-то предоставляют само жилье.

В таком случае учитель сможет даже не тратить миллион на жилье

– если оно будет предоставлено за счет бюджета. И этот вариант окажется выгоднее даже с более низкой зарплатой, чем вакансия в другом городе, но без компенсации жилья.

Программа может быть реализована практически в любой школе сельской местности. География пока не ограничена конкретными субъектами федерации, но есть предположения, что в Московской и Ленинградской области количество мест будет ограничено, так как заявки будут подавать сами школы. Главное, чтобы образовательное учреждение попадало под два определения:

  • населённый пункт, в котором располагается школа, имеет численность населения менее пятидесяти тысяч человек. Таким образом, это могут быть и деревни, и посёлки городского типа, и рабочие посёлки, и даже города.
  • дефицит кадров непосредственно в самом образовательном учреждении.

Программы Для Привлечения Учителей В Сельскую Местность2020

По предложению Президента в 2020 году планируется запустить программу «Земский учитель». Она должна решить одну из важнейших проблем российского образования – минимизировать дефицит кадров в сельских школах. Уже через год все педагоги, выбирающие работу в сельских школах, смогут получить существенную материальную компенсацию.

Деньги можно тратить на любые цели без необходимости предоставления отчета.

Понятие «земский учитель» происходит от времен появления земских школ, когда учителя переезжали из городов в села при Александре II. Земские школы финансировались органом местного самоуправления – земством, которое и определяло, сколько учителей нужно школам. Как следует из литературных источников, в села ехали представители двух социальных групп – идеалисты, которые хотели «сеять разумное, доброе, вечное», и те, у кого было не очень хорошо с деньгами.

Было что-то похожее и в советское время, когда выпускников педагогических институтов распределяли на работу, и часто именно в село. Кстати, в некоторых райцентрах были даже свои пединституты, «заточенные» под выпускников местных и сельских школ – отучившись, они возвращались обратно и работали в своих же селах.

В 90-е система стала давать сбои: обязательной работы по распределению не стало, а пединституты стали университетами. Престиж учительской профессии стабильно падал, как и их зарплаты в реальном выражении. Сейчас из выпускников педагогических вузов в школы идут работать очень немногие – и даже из них некоторые не выдерживают и увольняются.

О проблеме говорят уже давно, еще с 2012 года ее пытались решить за счет «Майских указов», но, как известно, средняя зарплата учителя (а это, к слову, более 41 тысячи рублей) все еще не достигла средней зарплаты по всей стране.

И в 2019 году президент России Владимир Путин в рамках ежегодного послания Федеральному собранию анонсирует запуск программы «Земский учитель». Название и суть программы в целом повторяют уже давно работающие программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер», по которым при переезде на работу в сельскую местность медики получают, соответственно, по 1 миллиону или по 500 тысяч рублей.

Как уже было отмечено выше, порядок выплаты единовременной компенсации должен быть предусмотрен нормативным актом субъекта РФ. В качестве примера такого нормативного акта можно привести Постановление Правительства Ленинградской области от 27.12.2019 № 632. Им утвержден Порядок предоставления и расходования единовременной компенсационной выплаты учителю, прошедшему конкурсный отбор и прибывшему (переехавшему) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города Ленинградской области с населением до 50 тысяч человек, возврата единовременной компенсационной выплаты (далее – Порядок).

В последние несколько лет в России появляется множество социальных программ, направленных на улучшение жизни отдельных категорий граждан. Особенно это заметно в области государственной помощи в приобретении жилья. Иногда такие программы решают сразу несколько задач, в частности помогают и конкретным гражданам, и целым группам лиц. Программа «Земский учитель» в 2020 году как раз является многофункциональной, способной решить вопрос с наличием в малых населенных пунктах квалифицированных педагогических кадров.

Эту же информацию подтвердила Татьяна Синюгина, являющаяся замминистра просвещения.

Участниками программы могут стать учителя возрастом от 18 до 55 лет. Однако возрастные ограничения в различных регионах разнятся, те села, которые не так остро нуждаются в преподавателях, выдвигают параметр до 35-40, а города, где ситуация критическая, принимают на работу специалистов до 55 лет. Приоритет же при найме отдается молодым специалистам.

Главное требование, выдвигаемое для трудоустройства, наличие среднего специального или высшего образования по соответствующему направлению. Образовательный уровень должен соответствовать квалификационным требованиям и профстандартам.

Второе, но не менее важное требование, учитель должен занимать должность и преподавать 5 лет с момента подписания бумаг в поселке, селе или муниципальном образовании, населением до 50 тыс. человек. Там же он и обязан проживать.

Контракт непосредственно заключается с учебным заведением, а еженедельная трудовая нагрузка должна превышать 18 часов.

Помимо выплаты в один миллион рублей, учителя ждет:

  1. Компенсационные выплаты за переезд и перевозку личных вещей и мебели;
  2. Получение зарплаты даже во время переезда;
  3. С момента заключения договора и на протяжении трех лет получение ежемесячной суммы, обозначаемой как «подъемные»;
  4. Полная оплата всех необходимых учебных материалов;
  5. Льгота на проезд по месту жительства и пригороду в размере 50 процентов;
  6. Отказ от выплаты в 1 млн. руб. в пользу льготной ипотеки.

Педагоги, получившие государственную помощь в размере миллиона рублей, могут потратить деньги на:

  • Выплату ипотеки;
  • Покупку квартиры;
  • Строительство дома.

Участниками программы выступают все города, села, станицы и поселки, население которых не превышает 50 тысяч человек, а местные школы остро нуждаются в квалифицированных педагогах. Так, на специализированном сайте можно найти все открытые вакансии и подать заявку.

Если вы попадаете под все выдвигаемые требования, то вам необходимо подать копии документов и заполненное заявление. В пакет документов входят:

  • паспорт;
  • диплом об образовании и уровне квалификации;
  • трудовая книжка;
  • справка учета в ФНС;
  • пенсионная страховка.

Претенденты проходят конкурс, после чего победители заключают договор с образовательным учреждением и открывают счет в банке.

Условия для участия в программе:

  • — учителя, имеющиесреднее профессиональноеиливысшее образованиеи отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
  • — в большинстве случаев переезд обусловлен ограничениями по возрасту.Максимально допустимый возраст для участия в программе — 55 лет.
  • — переезд возможен в населенный пункт, число проживающих в которомне превышает 50 000 человек.Это может быть сельский населенный пункт, рабочий поселок, поселок городского типа, небольшой город.
  • трудоустройство в общеобразовательную организацию на вакантную должность учителя,включенную в перечень вакантных должностей,с объемом учебной нагрузкине менее чем 18-ти часов в неделюза ставку заработной платы.
  • — каждый участвующий в программе обязуется отработать в выбранном месте не менее 5 лет.

Обратите внимание, что приглашаются педагоги не только с высшим, но и со средним педагогическим образованием. Это значительно повышает шансы получения вакансии для выпускников пед. колледжей.

К участию в программе не допускаются претенденты, в заявках которых место планируемого переезда будет соответствовать муниципальному образованию, в котором претендент проживает или работает в настоящее время.

* Основные условия участия в программе «Земский учитель». (источники: Министерство Просвещения РФ, Росстат)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *