Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в налоговом законодательстве с 1 января 2016 года в России». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
-
С 1 января 2016 года налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в случае, если налоговым агентом не был представлен расчет исчисленных и удержанных сумм НДФЛ в течение 10 дней после окончания установленного срока.
-
Пунктом 12 ст. 126 НК РФ установлен штраф с налогового агента за непредставление расчета по исчисленным и удержанным суммам НДФЛ в срок. Размер штрафа составляет 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц нарушения.
-
При предоставлении в налоговые органы документов, содержащих недостоверные сведения, взыскивается штраф в размере 500 руб. (за каждый документ). Освобождаются от ответственности налоговые агенты, представившие уточненные документы в инспекцию до того, как им стало известно, что инспекция обнаружила недостоверность поданных сведений (ст. 126.1 НК РФ).
Что изменилось в налогообложении с 2016 года?
С 1 января 2016 года:
-
Увеличен критерий для признания имущества амортизируемым с 40 тыс. руб. до 100 тыс. руб. Это правило применимо к амортизируемому имуществу, введенному в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года (п. 1 ст. 256 НК РФ).
-
Изменились интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, оформленным в рублях и возникших из контролируемых сделок. При расчете налога на прибыль организаций предельные значения процентов составляют от 75% до 125% ключевой ставки ЦБ РФ.
По долговым обязательствам, оформленным в других валютах, интервалы предельных значений процентных ставок остались прежними (п. 1.2 ст. 269 НК РФ).
-
С 10 млн руб. до 15 млн руб. увеличен лимит среднеквартальной суммы доходов от реализации, позволяющий уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль поквартально (п. 3 ст. 286 НК РФ). Такие платежи следует перечислить не позднее 28 календарных дней с даты окончания отчетного периода.
-
Увеличен лимит суммы выручки для уплаты авансовых платежей вновь созданными организациями: до 5 млн руб. в месяц (ранее – 1 млн руб.) либо до 15 млн руб. в квартал (ранее – 3 млн руб.) (п. 5 ст. 287 НК РФ).
-
Рыночность цены финансового инструмента срочных сделок признаваемых контролируемыми, определяется с учетом положений п. 2 ст. 305 НК РФ.
В отношении сделок, не признаваемых контролируемыми, фактическая цена необращающегося финансового инструмента срочных сделок признается рыночной ценой и применяется для целей налогообложения (п. 4 ст. 305 НК РФ).
С 1 января 2016 года начнут действовать следующие изменения:
-
По ряду доходов физических лиц определен день, который признается датой их фактического получения:
— день приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг — при получении доходов в виде материальной выгоды.
— дата зачета встречных однородных требований или
— дата списания безнадежного долга компанией.
— дата фактического получения подотчетных сумм определяется как последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки.
-
последний день каждого месяца в течение срока, на который был предоставлен заем – при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении займов (п. 1 ст. 223 НК РФ).
-
Сведения о невозможности удержать НДФЛ нужно подать до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сейчас налоговый агент обязан сообщить о невозможности удержать НДФЛ в срок не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода (п. 5 ст. 226 НК РФ).
-
Исчисленный и удержанный налоговым агентом НДФЛ должен быть перечислен не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п.6 ст. 226 НК РФ). При этом, НДФЛ, удержанный с оплаты отпусков и пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), нужно перечислять в бюджет не позднее последнего числа месяца, в котором они были выплачены.
-
Появляется новый вид отчетности по НДФЛ «Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом» (форма 6-НДФЛ). Необходимость разработки формы 6-НДФЛ обусловлена поправками, внесенными в п. 1 ст. 80 «Налоговая декларация» НК РФ, а именно, расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента. Сроки представления формы 6-НДФЛ в налоговые органы указаны в п. 2 ст. 230 НК РФ.
-
Абзацем 4 п. 2 ст. 230 НК РФ установлено, что организациям, имеющим обособленные подразделения, нужно отчитываться по НДФЛ по месту нахождения таких подразделений; организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков отчитываются по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (абз. 4, 5 п. 2 ст. 230 НК РФ).
С 1 января 2016 года повышаются акцизы на вино, пиво, табачную продукцию, автомобили с мощностью двигателя свыше 90 л.с., автомобильный бензин (при этом, для всех классов ставка станет одинаковой). Снижается ставка акциза на моторные масла и прямогонный бензин (п. 1 ст. 193 НК РФ).
С 2016 года вступают в силу изменения подпункта 3 пункта 12 статьи 378.2 НК РФ, в соответствии с которыми компании, которые владеют на праве хозяйственного ведения объектом недвижимости, будут определять налог на имущество по кадастровой стоимости такого имущества.
В первом чтении принят проект Федерального закона, вносящий изменения в ст. 269 НК РФ («Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения»). В рамках данного законопроекта уточняется понятие контролируемой задолженности.
Контролируемой задолженностью признается непогашенная задолженность налогоплательщика — российской организации по следующим долговым обязательствам:
1) по долговому обязательству перед иностранным лицом, являющимся взаимозависимым лицом налогоплательщика, если такое иностранное лицо прямо или косвенно участвует в налогоплательщике – российской организации;
2) по долговому обязательству перед лицом, признаваемым взаимозависимым лицом иностранного лица, которое прямо или косвенно участвует в налогоплательщике – российской организации;
3) по долговому обязательству, по которому иностранное лицо, прямо или косвенно участвующее в налогоплательщике – российской организации и (или) его взаимозависимое лицо, непосредственно выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение этого долгового обязательства российской организации.
Кроме того, данный законопроект определяет, что непогашенная задолженность не признается контролируемой при одновременном соблюдении следующих условий:
1) долговое обязательство возникло перед организацией, являющейся банком, не признаваемым взаимозависимым лицом как с налогоплательщиком – российской организацией, так и с лицами, выступающими в качестве поручителя, гаранта или иным образом обязующимися исполнить долговое обязательство российской организации;
2) в случае, если в организации, перед которой возникло долговое обязательство, а также у иных лиц, взаимозависимых с этой организацией открыты счета, вклады (депозиты) иностранных лиц и (или) взаимозависимых с ними лиц, или к организации имеются иные права требования таких лиц, но при соблюдении специально установленных требований, закрепленных п.7 ст.269 НК РФ.
Разработан законопроект устанавливающий освобождение от НДС реализации сырья и комплектующих изделий для производства медицинских товаров.
Подпунктом 2 статьи 150 НК РФ предусмотрено освобождение от НДС сырья и комплектующих изделий для производства медицинских товаров, ввозимых в Российскую Федерацию. В целях сохранения принципа равенства налогообложения данным законопроектом предлагается освободить от НДС операции по реализации на территории РФ указанного сырья и комплектующих изделий для производства медицинских товаров, поименованных в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Написать комментарий
Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.
1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС
С 1 января 2024 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).
2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)
С 1 января 2024 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).
3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ
С 1 января 2024 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.
4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,
промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2024 году, но с 1 января 2024 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).
5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты
С 1 января 2024 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).
Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2024 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).
Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:
- распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
- размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
- осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.
Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021
6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ
С 1 января 2024 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.
1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования
Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.
Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).
Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.
2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.
Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).
С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:
- от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
- от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
- от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
- от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.
При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.
Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.
Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.
3. На 2020 и 2024 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам
Налоговые изменения с 2016 года
1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль
В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2024 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2024 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.
Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.
Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2024 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2024 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.
2. Пополнен список необлагаемых грантов
В состав целевых средств с 1 января 2024 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО
С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА
С 01 января 2024 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)
С 1 января 2024 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:
- реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
- при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
- при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.
С января 2024 года будет установлена прогрессивная ставка НДФЛ. Налог в размере 15 % будет удерживаться с дохода физических лиц при превышении порога 5 млн рублей[1].
Есть исключения, которые не входят в предел 5 млн рублей. Так, не учитываются при определении порога в 5 млн рублей и облагаются по ставке 13 % доходы от продажи имущества (кроме ценных бумаг) и долей в нём, доходов в виде дарения имущества, а также полученные физическими лицами страховые выплаты по договорам страхования и пенсионных договоров. Ставка 35 % действует для любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятий в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4 000 рублей (п. 28 ст. 217 НК РФ). Такой же размер НДФЛ — 35 % — останется и по процентам от облигаций с ипотечным покрытием для доходов по ценным бумагам российских организаций.
Большинства людей по всей территории Российской Федерации изменение ставки налога на 2024 год не коснётся, так как наш доход за налоговый период меньше 5 млн рублей. Единственным плюсом является то, что ставка 15 % не применяется к доходам от продажи имущества сверх 5 млн рублей. При повышении ставок налогов всегда есть риск возникновения серых схем и уклонения от уплаты налогов.
С 2024 года форма 2-НДФЛ отменена, что значительно упрощает жизнь бухгалтеру. Начиная с отчётности за первый квартал 2024 года, 2-НДФЛ включена в состав 6-НДФЛ. За 2020 год 6-НДФЛ подается по старой форме. 2-НДФЛ за 2020 год сдайте не позднее 01.03.2021.
В соответствии с Приказом ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/[email protected], 2-НДФЛ будет включена в состав расчёта 6-НДФЛ в виде приложения. Сам расчёт также был изменён, и в его внесены несколько поправок. Из этого следует, что форма 6-НДФЛ будет состоять из таких разделов, как:
- титульный лист;
- раздел 1 «Данные об обязательствах налогового агента»;
- раздел 2 «Расчёт исчисленных, удержанных и перечисленных сумм налога на доходы физических лиц»;
- приложение 1 «Справка о доходах и суммах налогов физлица».
Важно уточнить, что приложение 1 «Справка о доходах и суммах налогов физического лица» необходимо будет заполнить и подать в составе 6-НДФЛ только в отчётности за год.
Полагаем, что из-за принятых изменений, которые внесены в 6-НДФЛ, первоначально возникнет масса вопросов в рамках заполнения разделов 1 и 2 отчёта, так как разъяснений по заполнению будет небольшое количество.
ФНС была утверждена новая форма 3-НДФЛ, а также порядок заполнения и электронный порядок заполнения формы[2]. Обновлённая декларация применяется с 2024 года при декларировании дохода за 2020 год. Обязательными листами для заполнения являются титульный лист, раздел 1, раздел 2.
В декларацию внесли изменения:
- заявление о зачёте (возврате) суммы излишне уплаченного НДФЛ представлено теперь как приложение к разделу 1;
- сведений о суммах налога (авансового платежа по налогу), а также расчёта авансовых платежей, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой, в виде пункта 2 раздела 1 и расчёта к приложению 3;
- добавили строки 020 и 040 к приложению 1, которые необходимы для отражения кадастровой стоимости недвижимости для расчёта дохода от её продажи.
Изменения, которые внесли в декларацию 3-НДФЛ, особенно включение заявления о зачёте (возврате) суммы излишне уплаченного НДФЛ, окажутся достаточно полезными для налогоплательщиков.
С 2024 года для некоторых российских организаций в области информационных технологий налоговая ставка по налогу на прибыль составит 3 %. Зачисляется налог только в федеральный бюджет, а в региональный в размере 0 %.
Чтобы применять льготу по налогу на прибыль, IT-компании одновременно должны соблюдать некоторые условия.
- Организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологиях, должен быть получен документ о государственной аккредитации.
- Доля доходов, полученная от IT-деятельности, не должна быть менее 90 %.
- Среднесписочная численность сотрудников должна составлять не менее 7 человек за отчётный период.
В 2020 году все IT-компании платят налог на прибыль по ставке 20 %, зачисляя в федеральный бюджет 3 %, а в региональный бюджет 17 %.
Конечно, уменьшение ставки налога для компаний плюс, и это стимул работы в развитии информационных технологий в стране. Но всё же есть некий минус: региональные бюджеты потеряют часть доходов, которые до 2024 года зачислялись в бюджеты субъектов РФ.
С 1 января 2024 года изменяется порядок определения доли прибыли обособленных подразделений. Так, организации, которые ведут раздельный учёт и платят налог не по общим ставкам, с 2024 года будут считать долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по базам, сформированным для каждой специальной ставки[3].
Изменилась форма декларации по налогу на прибыль[4]. В новую декларацию надо внести новые признаки налогоплательщика:
- 15 – организация, которая применяет пониженную ставку согласно пункту 8-1 статьи 284 НК РФ;
- 16 – организация, которая применяет пониженную ставку согласно пункту8-2 статьи 284 НК РФ;
- 17 – организация, которая осуществляет деятельность в области информационных технологий;
- 18 – резидент Арктической зоны РФ;
- 19 – организация, которая осуществляет деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.
Также в форме обновлены штрих-коды, добавили поля в лист 02, которые предусмотрены в том числе для участников инвестконтрактов и резидентов ТОР; для листа 04 добавили код вида доходов – 9, который необходимо заполнять когда в декларации нужно отразить доходы акционера от распределения имущества ликвидируемой организации; в листе 08 появился код корректировки по результатам взаимосогласительной процедуры.
Нововведения в декларации применяются со сдачи отчётности за 2020 год, но не ранее чем 01.01.2021.
В рамках налогового маневра пониженными страховыми взносами с 2024 года могут воспользоваться IT-компании, получившие аккредитацию, а также разработчики электроники при выполнении определённых условий, указанных в НК РФ (пп.3 п.1, пп. 18 п.1, п. 5, п. 14 ст. 427 НК РФ).
Для IT-компаний, а также российских организаций, которые осуществляют проектирование и разработку изделий ЭКБ, электронной (радиоэлектронной) продукции, размеры страховых взносов с 1 января 2024 года будут:
- 6 % — на ОПС;
- 1,5 % — по ВНиМ;
- 0,1 % — ОМС.
В сумме страховые взносы составляют 7,6 %, что почти в два раза меньше, чем в 2020 году. На дaнный момент, в 2020 году, IT-компании также применяют льготу по страховым взносам и применяют пониженные тарифы. Размер пониженных страховых взносов для IT-компаний до 31.12.2020 года включительно составляет 14 %[5]. А именно:
- 8 % — на ОПС;
- 4 % — на ОМС;
- 2 % — по ВНиМ.
Конечно, для компаний, работающих в сфере информационных технологий важно понимать, что государство не забывает их как отдельную отрасль и предоставляет им льготы по налогам и взносам, что позволит в будущем данным компаниям более эффективно развиваться.
ФНС с 2024 года утвердила изменения в расчёте по страховым взносам. Форма теперь будет включать в себя сведения о среднесписочной численности. Сведения о среднесписочной численности не нужно будет сдавать отдельной формой до 20 января 2024 года. Данные о численности необходимо будет указать на титульном листе РСВ. Изменения произошли в связи с изданием Приказа ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/[email protected]
Изменятся штрих-коды и формат предоставления электронного расчёта.
Установлены дополнительные коды тарифа плательщика:
- 20 — для плательщиков взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства;
- 21 — для тех, кому установили нулевой тариф за второй квартал 2020 года;
- 22 — для плательщиков страховых взносов, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции[6].
Появятся новые коды категорий застрахованного лица, указанные в приложении 7 «Коды категории застрахованного лица»[7]. Новые коды будут такими:
- МС — физические лица, которые получают доход в части превышения минимального размера oплаты труда от субъектов МСП;
- КВ — физические лица, с доходов которых страховые взносы исчисляются по нулевoму тарифу в соответствии с Федеральным закoнoм от 06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
- ЭКБ — физические лица, с выплат и вознаграждений которым исчисляются страховые взносы организациями, осуществляющими деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции; применяется начиная с отчётного периода первый квартал 2024 года.
За первый квартал 2024 года необходимо будет заполнять новое приложение 5.1 «Расчёт соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 3 (подпункте 18) пункта 1 статьи 427 НК РФ». Приложение 5.1 должны будут заполнять российские организации, осуществляющие деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.
Разработчикам программ и баз данных приложение 5.1 необходимо уже будет представить в отчётности за 2020 год.
Изменения по страховым взносам как по тарифам, так и в отчётности — к лучшему. Особенно для IT-компаний. Что касается расчёта по страховым взносам — по нашему мнению, внесённые изменения упростят сдачу отчетнности.
Установлены общие сроки для уплаты транспортного и земельного налогов. Срок уплаты налога за год – 01.03.2021, авансовые платежи – 30.04.2021, 02.08.2021, 01.11.2021. В 2020 году и ранее сроки уплаты налогов устанавливались региональными законами.
Например, в Москве срок уплаты транспортного налога за год был не позднее 5 февраля следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по налогу организациями в данном регионе не уплачивались вообще. С 2024 года региональные нормы, регулирующие уплату налога, утрачивают свою силу.
Декларации по этим налогам сдавать за 2020 год не нужно[8]. Налог рассчитывается организациями самостоятельно, и по окончании года ИФНС направляет организациям сообщение об исчисленных налоговыми органами суммах налога[9]. При неполучении сообщения от налогового органа организация вправе уведомить об этом налоговую.
Если организация не согласна с расчётом ИНФС, то в ответ может подать пояснения со своими данными.
Налоговый кодекс. Изменения с 2016 года
С 2024 года такая система налогообложения, как ЕНВД, утрачивает применение[10]. Уплатить налог за четвёртый квартал необходимо не позднее 25.01.2021 и подать декларацию до 20.01.2021.
Организация или ИП могут перейти на любую другую систему налогообложения по выбору. По умолчанию организация или ИП будут переведены на общую систему налогообложения. Если, например, ИП совмещает ЕНВД и УСН, то никаких уведомлений о прекращения действия ЕНВД ИП не подаёт и продолжает применять УСН по всем видам деятельности.
Для того чтобы применять с 2024 года другую систему, то необходимо подать в ИНФС уведомление или заявление, в зависимости от вида системы налогообложения[11].
Повысили лимит для утраты права применения УСН. Теперь если организация (ИП) превышает доход в 200 млн рублей, а средняя численность работников более 130 человек, то организация (ИП) теряет право на применение УСН.
При объекте налогообложения «Доходы» упрощенец может платить налог 8 %, если его доходы превышают 150 млн рублей, но не достигают 200 млнтрублей, а средняя численность превысила 100 человек, но не более 130 человек.
При применении УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы ставка налога может оказаться 20 %, если превышены те же лимиты, а именно доходы превышают 150 млн рублей, но не достигают 200 млн рублей, а средняя численность превысила 100 человек, но не более 130 человек.
Это нововведение упростит жизнь налогоплательщикам на УСН, так как до 2024 года ограничения были более строгими. Так, доходы за год должны быть не более 150 млн рублей, средняя численность не должна превышать более 100 человек, а также иные условия для применения: мaксимальная доля других организаций в уставном капитале – 25 %, бухгалтерская остаточная стоимость ОС — максимум 150 млн рублей и у организации нет филиалов. При несоблюдении этих критериев компании и ИП утрачивали право на применение УСН.
Для ИП на УСН и ПСН продлили действие налоговых каникул, которые вправе устанавливать региональные власти. Право продлили до 01.01.2024 для впервые зарегистрированных ИП, которые заняты в производственной, социальной и (или научной) сферах, а также для ИП в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания. Так, в законах субъекта РФ представлены определённые виды деятельности отдельно для патентной системы налогообложения и упрощённой системы налогообложения.
Продление налоговых каникул подведёт некоторое население выйти из тени заниматься предпринимательской деятельностью открыто, применяя УСН или ПСН со ставкой 0 %, если льгота будет введена региональными властями.
С 2024 года для налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, налоговики внесли достаточное количество изменений.
С 01.01.2021 ИП на ПСН смогут уменьшать страховые взносы за себя и за работников. Индивидуальные предприниматели без работников могут уменьшить страховые взносы, уплаченные за себя в полном размере. Если у ИП есть работники, то он вправе уменьшить налог на уплаченные взносы за работников по ОПС, ОМС, ВНиМ и взносов на травматизм, расходов на выплату больничного за первые три дня, которые уплачивает страхователь, а также платежи по договорам добровольного личного страхования, которые заключены в пользу работников на случай временной нетрудоспособности и не превышают пособия по больничному за первые три дня. Размер, на который можно уменьшить ПСН, составляет не более 50 % суммы налог[12].
Данное нововведение давно ждали ИП, которые применяют ПСН, или те ИП, которые хотели бы перейти на патентную систему налогообложения, но именно то, что нельзя было уменьшать налог на страховые взносы, останавливало их от перехода на патент.
Ещё с 2024 года перечень видов деятельности ПСН расширен. В соответствии со статьёй 1 ФЗ 373 от 23.11.2020 добавили такие виды деятельности, как:
- деятельность стоянок для транспортных средств;
- помол зерна, производство муки и крупы из зёрен из пшеницы, ржи, овса, кукурузы или прочих хлебных злаков;
- услуги по уходу за домашними животными;
- изготовление и ремонт бондарной посуды и гончарных изделий по индивидуальному заказу населения;
- услуги по изготовлению валяной обуви;
- услуги по изготовлению сельскохозяйственного инвентаря из металла заказчика по индивидуальному заказу населения;
- граверные работы по металлу стеклу, фарфору, дереву, керамике, кроме ювелирных изделий по индивидуальному заказу населения;
- изготовление и ремонт деревянных лодок по индивидуальному заказу населения;
- ремонт игрушек и подобных изделий;
- ремонт спортивного и туристического оборудования;
- услуги по вспашке огородов по индивидуальному заказу населения;
- услуги по распиловке дров по индивидуальному заказу населения;
- сборка и ремонт очков;
- изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества;
- переплётные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы;
- услуги по ремонту сифонов и автосифонов, в том числе зарядка газовых баллончиков для сифонов.
Однако появится ряд новых ограничений. Нельзя применять патентную систему налогообложения:
- розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью зала более 150 квадратных метров;
- деятельности по производству подакцизных товаров, а также по добыче и реализации полезных ископаемых;
- оптовой торговли, а также торговли, осуществляемой по договорам поставки;
- видов деятельности, осуществляемых в рамках договора простого товарищества (договора совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
- услуг по перевозке грузов и пассажиров индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания услуг;
- услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров.
Эти изменения по ПСН должны благоприятно повлиять на предпринимателей. Налоговые каникулы и иные льготы вводятся и для того, чтобы физические лица не скрывали свои доходы, а регистрировались в качестве ИП и применяли ПСН, ведь ещё один плюс патентной системы налогообложения это то, что не нужно подавать декларации.
Для удобства изменения по налогам и отчётности представлены в таблице.
С 1 января 2024 года вступят в силу изменения, касающиеся НДС. Большую часть компаний и предпринимателей правки обойдут стороной, так как касаются они только специфичных операций.
Перестает действовать ст. 26.3 Федерального закона от 05.08.2020 № 118-ФЗ. Теперь при передаче племенного скота и птицы в лизинг с правом выкупа, НДС начисляйте по ставке 20 %. Ранее действовала ставка 10 %.
Планировалось, что для внутренних воздушных перевозок ставка НДС изменится с 10 % до 20 %. Однако действие 10%-й ставки продлили до 1 января 2022 года (ст. 4 Закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Льготная ставка 0 % сохраняется для авиаперевозок:
- пункт назначения или вылета которых находится в Крыму или Севастополе;
- пункт назначения или вылета которых находится в Калининградской области или Дальневосточном федеральном округе;
- маршрут которых, не связан с Москвой и Московской областью.
Новое в налоговом законодательстве с 2024 года
В первую очередь от НДС освобождают компании-банкротов. Под НДС не подпадают:
- конкурсная масса;
- товары и услуги, которые были проданы в рамках текущей деятельности.
Теперь компании и ИП, которые являются плательщиками НДС, не смогут принять к вычету «входящий» от банкротов налог.
Дополнен перечень медицинского оборудования, которое не облагается НДС. Налог не нужно платить при реализации легкового транспорта, предназначенного для перевозки инвалидов (Постановление Правительства от 18.09.2020 № 1480). Для применения освобождения нужно, чтобы в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства была отметка о том, что оборудование предназначено только для перевозки инвалидов.
С 1 января 2024 года предполагалось, что реализация племенной продукции будет облагаться НДС по ставке 20 %. Однако освобождение продлили на весь 2024 год.
В 2024 году изменения по НДФЛ затронут несколько сфер, в том числе социальные налоговые вычеты, налогообложение банковских вкладов, обновление формы 6-НДФЛ, отмена 2-НДФЛ и так далее.
Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 458 обновило и уточнило перечень услуг, плату за которые можно принять к вычету по НДФЛ. В разряд медицинских услуг добавили медицинскую эвакуацию и паллиативную помощь. К дорогостоящему лечению добавили услуги по ортопедическому лечению дефектов зубов и услуги в рамках паллиативной помощи. Также в рамках дорогостоящего лечения был расширен перечень услуг по репродуктивным технологиям.
Дорогостоящие виды лечения из Постановления Правительства от 19.03.2001 № 201 объединили в медицинские услуги, оказываемые в рамках высокотехнологичной медицинской помощи.
С 1 января 2024 года налоговая начнет удерживать НДФЛ с процентов по вкладам, превышающим необлагаемый процентный доход, который считают по формуле:
Необлагаемый процентный доход = 1 000 000 руб. * Ключевая ставка ЦБ РФ
Налог к уплате ФНС рассчитает автоматически на основании данных из банка и вышлет плательщику соответствующее уведомление об уплате. Впервые заплатить налог нужно будет до 1 декабря 2022 года.
С 2024 года начнет действовать новая форма 6-НДФЛ, которая закреплена приказом ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753. По сути 6-НДФЛ теперь объединена с формой 2-НДФЛ.
Так как форму 2-НДФЛ с 2024 года отменили, информацию о доходах и удержанных налогах выдавайте сотруднику по форме из Приложения № 4 к Приказу ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753.
Приказом ФНС РФ от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615 обновлена форма 3-НДФЛ. В форме учтены новые особенности исчисления НДФЛ и возврата налога.
С 1 января 2024 года НДФЛ с доходов свыше 5 млн рублей удерживайте по ставке 15 %. Прогрессивный подоходный налог уплачивайте на специальный КБК 182 1 01 02080 01 0000 110, утвержденный Приказом Минфина РФ от 12.10.2020 № 236н.
Изменения в налоговом законодательстве в 2024 году
- О компании
- Продукты
- Клиенты
- Лицензии
С 1 января 2024 прекращает действие спецрежим ЕНВД. Такие изменения в Налоговый кодекс РФ были внесены еще законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Это значит, что все плательщики ЕНВД должны до конца декабря перейти на другую систему налогообложения. Выбор небольшой – основная система (с НДС) и упрощённая – УСН. Для того чтобы перейти на УСН, нужно до конца декабря подать в налоговую уведомление о переходе. Если ничего не сделать – с 1 января будет автоматически применена основная система налогообложения, и нужно будет платить НДС.
При использовании организацией ЕНВД для ИП изменения с 2024 года коснуться и организаций с оборотами до 60 млн. руб. в год и количеством сотрудников до 15 человек. Есть возможность выбрать вместо УСН и ОСНО патентную систему налогообложения (патент).
Федеральным законом от 31.07.2020 № 266-ФЗ внесены изменения в главу 26.2 НК РФ про условия применения УСН, в частности:
С 1 января 2024 года увеличен порог разрешенной прибыли и средней численности сотрудников для УСН. Теперь можно будет остаться на упрощённой системе при доходах до 200 млн. руб. и численности сотрудников до 150 человек.
При этом изменяются ставки налога по УСН. При доходе от 150 млн. руб. и (или) численности от 100 человек они будут равны 8% на доходах и 20% на доходах за вычетом расходов. Налог по этой ставке следует рассчитывать с 1 числа того квартала, в котором произошло превышение, и до конца года. А с начала следующего года можно вновь применять обычные ставки налога, но при этом следить за показателями деятельности.
В связи с этими изменениями за 2024 год (т.е. в 2022) декларацию по УСН нужно будет подавать по новой форме.
Этим же законом, № 266-ФЗ, налоговые каникулы для вновь открывшихся ИП на упрощенке или патенте продлены еще на два года. Чтобы иметь возможность использовать это продление налоговых каникул, ИП должен быть зарегистрирован впервые и после принятия регионального закона о каникулах.
В 2024 в последний раз сдаются отдельно справки 2-НДФЛ по сотрудникам. С отчетности за 2024 год (в 2022 году) сведения из 2-НДФЛ объединяются с декларацией 6-НДФЛ. Это было закреплено еще Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ про изменения НДФЛ с 2024 года.
Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ установил пониженные ставки по страховым взносам в 2024 для ИТ-компаний. Так с 01.01.2021 года они будут платить всего 7,6 % (6% на обязательное пенсионное страхование; 1,5% на страхование от временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 0,1% — на обязательное медицинское страхование).
Годовые декларации по уплате транспортного и земельного налогов организациям больше сдавать не нужно, они отменены ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ. Тем не менее заплатить налоги за 2020 год нужно до 1 марта.
Специалист компании «Кодерлайн»
Ульяна Куприна
Налогоплательщики, сдающие декларации по НДС в электронной форме, должны будут представлять пояснения в ходе камеральной налоговой проверки НДС в электронной форме (ст.88, ст.174 НК РФ):
Налогоплательщики, обязанные представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме (см. п. 5 ст. 174 НК РФ), при проведении камеральной налоговой проверки должны будут представлять пояснения по формату, установленному ФНС России. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не будут считаться представленными.
Федеральный закон от 01.05.2016 N 130-ФЗ
Дополнен перечень налоговых правонарушений (ст.129.1 НК РФ):
Налоговый орган сможет взыскать с лица штраф в размере 5000 или 20 000 рублей за непредставление (несвоевременное представление) им в налоговый орган пояснений (в т. ч. в ходе камеральной проверки) в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации.
Федеральный закон от 01.05.2016 N 130-ФЗ
Изменен порядок расчета пени (ст.75 НК РФ):
Процентная ставка, которая будет применяться при расчете пени на сумму недоимки организации начиная с 31 календарного дня просрочки исполнения обязанности по уплате налога увеличится в два раза. Правило будет действовать в отношении недоимки, образовавшейся с 01.10.2017г.
Расширены возможности уплаты налогов (ст.45 НК РФ):
- Налоги за организацию смогут заплатить ее учредители, руководитель, контрагенты или иные лица.
- Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.
- Правило действует с 30 ноября 2016г.
- Для обеспечения правильного учета налоговых платежей, перечисленных иным лицом, ФНС России разработаны Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ (Информация ФНС РФ от 20 декабря 2016 г.)
Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ
Утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль, порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме.
По итогам 2016 года декларацию нужно будет предоставлять в ИФНС по новой форме (до 28 марта 2017г.).
- Изменен Лист 02 «Расчет налога« (скорректирована формула расчета налоговой базы по строке 100, добавлены новые строки, в том числе для указания объема капитальных вложений, осуществленных в целях реализации инвестиционного проекта).
- В декларации появились поля для отражения сумм торгового сбора.
- Резидентам территорий опережающего социально-экономического развития присвоен код 6 для отражения по реквизиту «Признак налогоплательщика (код)».
- Добавлены новые листы: Лист 08 «Доходы и расходы налогоплательщика, осуществившего самостоятельную (симметричную, обратную) корректировку»; Лист 09 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов в виде прибыли контролируемой иностранной компании».
- Уточнено наименование приложения N 2 к налоговой декларации «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом, от операций с ценными бумагами…».
Приказ ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/[email protected]
Скорректированы правила освобождения прибыли КИК от налогообложения (ст.25.13-1 НК РФ):
Наличие у КИК статуса организации, уполномоченной на получение процентных доходов, подлежащих выплате по обращающимся облигациям, не будет являться основанием для освобождения ее прибыли от налогообложения у контролирующих лиц.
Федеральный закон от 15.02.2016 N 32-ФЗ
Уточнен порядок учета прибыли КИК при налогообложении (ст.25.15 НК РФ):
В случае, если доля участия налогоплательщика — контролирующего лица в КИК отличается от доли в прибыли, на которую налогоплательщик в случае ее распределения имеет право (в соответствии с ее личным законом, уставными документами либо соглашением между ее акционерами (участниками)), прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика — контролирующего лица в доле, соответствующей доле в прибыли КИК, на которую это лицо имеет право на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика — контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой КИК, а в случае, если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика — контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК
Федеральный закон от 15.02.2016 N 32-ФЗ
С 01.01.2017 установлены особенности налогообложения при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме (ст.174.2, ст. 148 НК РФ):
Дано определение услуг в электронной форме — это услуги, оказываемые автоматизировано с использованием
информационных технологий через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через Интернет, в статье приведен перечень таких услуг.
- Сумма НДС определяется как процентная доля налоговой базы, соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 15,25%.
- Место реализации услуг в электронной форме для целей НДС определяется в специальном порядке по месту осуществления деятельности покупателя услуги.
- Если покупателем услуги является российская организация, а продавцом – иностранная организация, не имеющая регистрации в России, то российская организация будет являться налоговым агентом по НДС;
- Если покупателем услуг является российский гражданин, , а продавцом – иностранная организация, не имеющая регистрации в России, или ее иностранный посредник, то иностранная организация самостоятельно уплачивает НДС или ее посредник как налоговый агент.
- Иностранные компании, оказывающие электронные услуги физлицам в России, обязаны будут встать на налоговый учет на специальном интернет-портале ФНС и уплачивать НДС с оказанных услуг.
- Утверждена форма специальной декларации по НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме.
- Законом N 244-ФЗ не отменяется льгота п. 26 ст. 149 НК РФ (закон не затронул положения, освобождающие от налогообложения НДС реализацию исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и прав на их использование по лицензионному договору).
Утверждена специальная форма декларации по НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, порядок ее заполнения и формат представления в электронном формате.
Приказ ФНС России от 30.11.2016 N ММВ-7-3/[email protected]
- Декларация представляется при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, начиная с первого налогового периода 2017 г. до 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
- Уплата производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
- Декларация представляется в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана усиленной неквалифицированной электронной подписью.
- В период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться иностранной организацией, декларация представляется по ТКС через оператора электронного документооборота.
- Налоговые агенты производят исчисление и уплату налога в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 161 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных п.4 ст.174.2 НК РФ.
Изменения по налогу на имущество организаций
Уточнен порядок определения налоговой базы при изменении кадастровой стоимости объектов обложения (ст.378.2 НК РФ):
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления любых ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость, а не с того, в котором была допущена ошибка.
Федеральный Закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ
Уточнены виды недвижимого имущества, в отношении которого установлена нулевая налоговая ставка (ст.380 НК РФ)
Это — объекты магистральных газопроводов, объекты газодобычи, объекты производства и хранения гелия, а также необходимые для обеспечения их функционирования объекты. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.10.2016 N 2188-р.
Федеральный Закон от 03.07.2016 № 242-ФЗ
Утверждена новая форма декларации по транспортному налогу, порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме.
По итогам 2017 года декларацию нужно будет предоставлять в ИФНС по новой форме (до 1 февраля 2018г.) .
- Изменения связаны с корректировкой НК РФ в части изменения понятия «месяц регистрации (снятия с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее)», а также применения налогового вычета на ТС, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре ТС системы взимания платы. Соответствующие поправки вступили в силу с 01.01.2016.
- В разделе 2 Декларации указываются даты регистрации транспортного средства и прекращения регистрации (снятия с учета), а также год выпуска транспортного средства. Количество лет, прошедших с года выпуска определяется по состоянию на 1 января текущего года с года, следующего за годом выпуска.
Приказ ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/[email protected]
Изменения налогового законодательства с 2017 года
\r\n\r\n
Со следующего года начнут действовать и другие поправки в Закон № 125-ФЗ, внесенные Законом № 394-ФЗ. В частности, увеличиваются строки на регистрацию страхователей — физических лиц, а для страхователей — юридических лиц вводится обязанность сообщать в ФСС дополнительные сведения о филиалах; уточняется порядок выплаты при наступлении страхового случая. Комментарий по этим и другим изменениям будет опубликован на нашем сайте в ближайшее время.
\r\n\r\n
В 2016 году за работников обособленных подразделений российских организаций, а также физлиц, получивших вознаграждения от таких подразделений по гражданско-правовым договорам, справки 2-НДФЛ и расчеты 6-НДФЛ подаются в инспекцию по месту учета обособленных подразделений (абз. 4 п. 2 ст. 230 НК РФ).
Со следующего года начнут действовать и другие поправки в Закон № 125-ФЗ, внесенные Законом № 394-ФЗ. В частности, увеличиваются строки на регистрацию страхователей — физических лиц, а для страхователей — юридических лиц вводится обязанность сообщать в ФСС дополнительные сведения о филиалах; уточняется порядок выплаты при наступлении страхового случая. Комментарий по этим и другим изменениям будет опубликован на нашем сайте в ближайшее время.
Согласно новой редакции Закона №113 ФЗ, налоговый орган имеет право «заморозить» совершение операций по банковским счетам и переводам электронных средств налогового агента в том случае, если он не предъявит расчет по форме 6-НДФЛ в течение 10-ти дней с момента срока его подачи. Эта норма прописана в п. 3.2 статьи 76 НК РФ. В этом же пункте указано, что инспекция обязана отметить решение в течение одного дня, прошедшего с момента представления расчета.
По новым правилам документация по форме 6-НДФЛ может быть подана как в бумажном, так и в электронном виде. Бумажная форма расчета подается в том случае, если налоговый агент предоставляет данные о компании, где количество сотрудников, получающих доход, составляет менее 25-ти человек (пункт №2 статьи 230 НК РФ). Сейчас подавать бумажный отчет разрешается при количестве сотрудников до 10-ти человек.
Изменения в бухгалтерском и налоговом законодательстве с 2021
В Ф-З №113 указан порядок определения даты получения отдельных категорий доходов. Согласно нововведению, если работник получил материальную выгоду в качестве снижения обязательных процентов по кредитному договору, этот доход будет определяться в последний день каждого месяца на протяжении всего срока кредитования (пункт 1 статьи 223 НК РФ). Кроме того, в законе сказано, что работодатель должен исчислять суммы НДФЛ по получаемым работником доходам нарастающим итогом. Но если исчисление применяется в отношении дохода от долевого участия в организации, исчисление производится отдельно при каждой выплате (пункт 3 статьи 226 НК РФ).
Также Федеральный Закон устанавливает срок информирования инспекции при невозможности удержать НДФЛ. Согласно новым правилам, эту информацию следует подавать не позднее 1-го марта года, который следует за прошедшим налоговым периодом. В данном случае агенту необходимо предоставить информацию о сумме дохода, из которого не удержан налог, и саму сумму неудержанного налога (пункт 5 статьи 226 НК РФ).
Правительство внесло существенные изменения в Ф-З №146, который регламентирует механизм зачета налогов, уплаченных за пределами РФ. По новым правилам такой зачет будет использоваться только в том случае, если применяемый механизм определен международным договором, участником которого является РФ. Кроме того, данная информация должна отображаться в декларации 3-НДФЛ (статья 232 НК РФ).
Не так давно на официальном портале Минфина в интернете были размещены главные направления налоговой политики РФ на следующий год, а также в планах на 2017 и 2018 года.
В связи с нынешней довольно сложной экономической обстановкой в стране было выдвинуто решение правительством о том, чтобы не допустить каких-либо повышений налоговой нагрузки на экономику России. Данное постановление, конечно, не дает 100% гарантий, но, хотя бы, внушает реальную надежду.
Давайте поговорим подробнее о тех изменениях, которые более или менее близки среднестатистическому россиянину, то есть, о поправках для малого и среднего бизнеса. Кстати, многие предложенные меры уже были внесены в Налоговый Кодекс РФ.
Все виды движимого имущества были освобождены от налогообложения с 2013 года. Через два года было принято решение, что налогом не должны облагаться все средства 1 и 2 групп (имущество, которое находилось в использовании сроком до 3 лет включительно: мелкий инвентарь, компьютерная техника и оборудование и т.д.), а вот за остальное движимое имущество теперь нужно уплачивать налог. Правда, делать это нужно лишь в том случае, если оно было получено в собственность во время реорганизации или перешло от другого взаимозависимого лица (здесь применяются так называемые льготы).
Правда, потом всем налогоплательщикам пришлось не сладко. Так как налоговый орган имеет законное право на запрос документов при использовании гражданином или организацией каких-либо льгот, то уже вскоре была проведена камеральная налоговая проверка со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Министерство финансов признало в итоге, что некие проблемы в применении новых правил существуют, однако будет вестись тщательная модернизация установленных норм для дальнейшей работы.
Сегодня многие граждане по всей стране уплачивают налоги, но совсем не разбираются в правильности своих действий. Мы советуем всем налогоплательщикам быть внимательнее, чтобы не платить налог с того, с чего платить совсем не нужно, или наоборот.
С Нового года будет повышен порог цены на амортизируемое имущество для последующего налогообложения. Теперь он не должен превышать 100 тысяч рублей, что довольно логично, учитывая нынешний курс доллара. Все недорогое оборудование, к которому можно отнести компьютеры, принтеры, мебель и прочее офисное оборудование, будет списано единожды в счет затрат во время его ввода в активную эксплуатацию.
Это очень хорошее решение, так как оно быстро включает стоимость на такое имущество в число расходов, уменьшает налог на прибыли во время приобретения (этот период как правило совпадает с началом эксплуатации в малом бизнесе), сокращает количество объектов для учета и упрощает, соответственно, ведение налоговых учетов. Однако здесь есть один нюанс, который подразумевает расхождения в числах между фактическим бухгалтерским и учетом и тем, что вы подготовите для налоговой.