Как быть признанными нуждающимися в жилье?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как быть признанными нуждающимися в жилье?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Несмотря на имеющееся законодательство есть ряд нюансов, обойти которые практически невозможно. Читая закон – вроде бы человек нуждающийся, применяя поправки – нет. Итак, существенные мелочи:

  • для каждого региона РФ есть свои нормы квадратных метров на человека. По ФЗ – это 12 м2 , на такой минимум должны опираться региональные власти как на базовый;
  • если гражданин не может купить квартиру даже при помощи различных государственных субсидирований, то ему могут предложить жилье из муниципального фонда и возможностью дальнейшей приватизации;
  • если площадь меньше установленного норматива, то власти проходят по каждому жильцу, вдруг среди них тот, у кого нет прописки или на стороне есть жилье;
  • когда человек проживает в условиях, которые включают в себя несколько критериев отбора (маленькое жилье, ветхое, аварийное и т.п.), то субсидия дается только по 1 пункту;
  • статус нуждающегося нужно подтверждать ежегодно, если вдруг у претендента в новом году стала больше зарплата или он получил в наследство жилье, то его снимают с очередников.

При выделении нового жилья, претендентов рассматривают не только с точки зрения нуждаемости, но и по возрасту, полу, приобретенным болезням, инвалидности. Так, мать и сын-подросток, а равно как мать и брат с сестрой (старше 9 лет) не могут проживать в одной комнате. Им положены разные помещения.

Своя комната должна быть и у пожилого человека, а две семьи с детьми, ранее проживающие в одной малогабаритной квартире, могут рассчитывать на отдельное жилье.

Как быть признанными нуждающимися в жилье

Гражданин может быть поставлен на учет при наличии у него оснований для этого и предоставления должным образом заверенной документации, необходимой для осуществления указанной процедуры. Важно, чтобы человек, который намерен встать на учет, имел постоянное место жительства в населенном пункте, в котором ему будет предоставлено помещение для проживания.

Если у гражданина есть несколько оснований, по которым он может быть признан нуждающимся, принимающий орган может поставить его на учет, руководствуясь любым из этих оснований.

Постановка на учет осуществляется органом местного самоуправления (МСУ), после рассмотрения заявления, поданного гражданином в установленном законом порядке и должным образом оформленного. Вместе с заявлением предоставляется пакет необходимых для оформления и подтверждения статуса гражданина документов. За недееспособных граждан пакет документов в МСУ предоставляет их представитель. О принятии решения о постановке на учет или отказе в постановке заявитель должен быть уведомлен не позднее чем через месяц со дня подачи заявления, не считая выходных и праздничных дней.

Гражданин, желающий встать на учет, подает заявление о своем намерении в органы МСУ в установленном порядке. Заявление должно быть написано с соблюдением предъявляемых к нему требований. Не допускается внесение изменений и дописок, если это не разрешено принимающей заявление стороной. Вместе с заявлением предоставляется перечень документов, подтверждающих право заявителя на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилье. Список таких документов приведен ниже, но за уточнением требований гражданину нужно обратиться в орган, осуществляющий принятие на учет.

Заявителю выдается документ, подтверждающий принятие бумаг. С этого момента в установленном порядке начинает исчисляться срок для принятия уполномоченным органом решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет, если по каким-либо причинам орган усматривает основания для отказа. Заявителю в течение трех дней с момента принятия решения, направляется документ, содержащий положительное или отрицательное решение. Причины отказа разъясняются заявителю в указанном документе и должны быть понятны и обоснованы.

Закон наделяет органы местного самоуправления обязанностями:

  • определять основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях;
  • принимать на рассмотрение предоставленные гражданами заявления по поводу постановки на учет;
  • рассматривать документы, прилагаемые к заявлению, на предмет соответствия законным требованиям;
  • принимать решения по указанным заявлениям по поводу учета, такие как: принятие на учет, отказ в принятии, снятие с учета.

В обязанность уполномоченного органа входит соблюдение сроков рассмотрения заявления и направления решений заявителю. Указанная государственная структура также уполномочена на признание жилья непригодным для проживания. Исполнительный орган имеет полномочия по признанию граждан малоимущими, анализируя документы о доходах, предоставленные заявителем и информацию о расходах.

Хочу участвовать в госпрограмме для молодых семей. Нуждаюсь ли я в жилье?

Власти региона, в котором гражданин становится на учет, утверждают перечни бумаг, необходимых для процедуры оформления, но основой этого перечня в любом регионе являются:

  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и его принадлежность к гражданству РФ, документы, удостоверяющие личности членов семьи заявителя.
  • Заявление в уполномоченный орган о принятии на учет. Этот документ должен быть подписан самим заявителем и членами его семьи.
  • Документы, которыми доказывается фактическое проживание заявителя в регионе, в котором он планирует получить жилье, другие документы о месте жительства заявителя и его семьи.
  • Документы, удостоверяющие статус сироты, или лица, оставшегося без попечения родителей, выданные органами опеки и попечительства.
  • Справки, в которых указывается численность семьи и распределены родственные связи.
  • Документы, которыми определяется уровень обеспеченности гражданина жильем.
  • Сведения о доходах заявителя и его семьи.
  • Задокументированные сведения об имуществе, принадлежащем нуждающемуся в жилье гражданину и членам его семьи, за которые уплачиваются налоги.
  • Удостоверения, которыми утверждается особый статус лица (например, удостоверение об участии в боевых действиях).

Информация о принятых заявлениях в обязательном порядке заносится принимающим органом в книгу регистрации заявлений. Сведения о гражданах, получивших положительное решение по заявлению, вносятся в книгу учета нуждающихся в жилье граждан. Указанным книгам присваиваются номера, прошиваются и нумеруются листы. Порядок внесения изменений, исправления помарок в указанных документах четко установлены. Все изменения удостоверяются руководителем и заверяются печатью. Один раз в 12 месяцев производится сверка сведений и перерегистрация граждан, находящихся на учете.

Процесс перерегистрации представляет собой предоставление в уполномоченный орган гражданами документации, подтверждающей отсутствие изменений в статусе гражданина относительно жилья, или наличие таких изменений, прием органами документов, их анализ и рассмотрение.
На любого гражданина, вставшего в законном порядке на учет, органы МСУ заводят учетное дело. Также указанные органы хранят в своих помещениях документацию по поводу учета граждан. Орган МСУ снимает граждан с учета, при выделении жилья или выявлении обстоятельств, предусматривающих снятие с учета, в том числе предоставления гражданином документов, подтверждающих прекращение его статуса нуждающегося в жилье.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

🔸 cyбcидии — гocyдapcтвo кoмпeнcиpyeт дo 30% oт cтoимocти нeдвижимocти;

🔸 coциaльнaя ипoтeкa — c выгoдными ycлoвиями кpeдитoвaния: cнижeннaя cтaвкa гoдoвыx, длитeльный cpoк пoгaшeния и вoзмoжнocть oтcpoчки выплaты зaймa;

🔸 кoмплeкcныe пpeдлoжeния — ycлoвия кoтopыx oбъeдиняют cyбcидиpoвaниe и cпeциaльныe ycлoвия ипoтeки;

🔸 цeлeвыe пpoгpaммы — для бюджeтникoв (мoлoдыx yчeныx, yчитeлeй, вoeннocлyжaщиx, гoccлyжaщиx), мoлoдыx и мнoгoдeтныx ceмeй, вынyждeнныx пepeceлeнцeв, чepнoбыльцeв, инвaлидoв.

Могу ли встать на учет как нуждающаяся в жилплощади?

📕 Гpaждaнcтвo PФ. Oбщee тpeбoвaниe к пpeтeндeнтaм нa жильe coглacнo пyнктy 5 cтaтьи 49 ЖК PФ. Пpaвилa пocтaнoвки нa yчeт «cмeшaннoй» ceмьи — в кoтopoй oдин из cyпpyгoв гpaждaнин PФ, a дpyгoй нeт — вapьиpyютcя в peгиoнax. Инocтpaнцы, ceмьи бeз гpaждaнcтвa нe мoгyт пpeтeндoвaть нa coциaльнoe жильe.

💸 Пoдтвepждeниe cтaтyca мaлoимyщeгo. Пpoвoдитcя пo мecтy житeльcтвa в yпpaвлeнии coцзaщиты. Пpи paccмoтpeнии зaявки пpинимaютcя вo внимaниe:

💰 oбщaя cyммa дoxoдoв вcex члeнoв ceмьи: yчитывaeтcя oфициaльнaя зapплaтa, дoxoды в видe aлимeнтoв, peнты, oт дeпoзитoв, цeнныx бyмaг;

🏡 cтoимocть имyщecтвa, кoтopoe нaxoдитcя в coбcтвeннocти: жилoй и нeжилoй нeдвижимocти, зeмли, aвтo и тexники.

Baжнo: yчитывaeтcя нe вce имyщecтвo, a тoлькo тo, кoтopoe пoдлeжит нaлoгooблoжeнию. Нaпpимep, aвтo кyплeннoe пo дoвepeннocти, coбcтвeннocтью нe являeтcя, a бытoвaя тexникa и дpaгoцeннocти и вoвce нe yчитывaютcя. Дaнныe пocтyпaют oт имyщecтвeннo-peгиcтpaциoнныx opгaнoв.

Cпиcoк нeoбxoдимыx дoкyмeнтoв выдaют в coбece, дoкyмeнты для пoдтвepждeния cтaтyca зaявитeль coбиpaeт caмocтoятeльнo. Нaпpимep, нa зeмeльный yчacтoк в coбcтвeннocти пoтpeбyют выпиcкy o кaдacтpoвoй cтoимocти, нa aвтoмoбиль — cпpaвкy ГИБДД и экcпepтнyю oцeнкy. Bce пpeдcтaвлeнныe дaнныe пoдлeжaт тщaтeльнoй пpoвepкe.

Интepecнo: бeз cпeциaльныx вычиcлeний cлoжнo ycтaнoвить, oтнocитcя ли ceмья или чeлoвeк к кaтeгopии «мaлoимyщиe». Нaпpимep, зapaбoтнaя плaтa нa ypoвнe пpoжитoчнoгo минимyмa или пocoбиe пo мaлooбecпeчeннocти нe дeлaeт ceмью aвтoмaтичecки «мaлoимyщeй». И нaoбopoт: пpи выcoкoм дoxoдe y ceмьи c нecкoлькими дeтьми, нo бeз нeдвижимocти шaнcы cтaть пpeтeндeнтoм нa coцжильe дocтaтoчнo выcoки.

Учитывaя cyммy eжeмecячнoгo дoxoдa и cтoимocть имyщecтвa, paccчитывaeтcя, cмoжeт ли ceмья caмocтoятeльнo кyпить квapтиpy зa 20 лeт.

Cнaчaлa вычиcляют cyммy cвoбoдныx cpeдcтв пo фopмyлe:

Cyмммa Cвoбoдныx Cpeдcтв = CMД — ПM × n, гдe

CMД — coвoкyпный мecячный дoxoд ceмьи;

ПM — ycтaнoвлeнный пpoжитoчный минимyм,

n — кoличecтвo члeнoв ceмьи.

Пocлe этoгo вычиcляют, cмoжeт ли пpeтeндeнт зa 20 лeт cкoпить cyммy, paвнyю pacчeтнoй cтoимocти жилья. Для этoгo иcпoльзyют дpyгyю фopмyлy:

CCC × 12 × 20 + CИ, гдe

CCC — cyммa cвoбoдныx cpeдcтв;

CИ — cтoимocть вceгo имyщecтвa.

Ecли peзyльтaты вычиcлeний пoкaзывaют, чтo зa 20 лeт зaявитeли нe cмoгyт кyпить жильe caмocтoятeльнo, cтaтyc мaлoимyщиx пoдтвepждaeтcя. Peшeниe COБECa пpeтeндeнт пoлyчaeт в видe пиcьмeннoгo извeщeния.

Гpaждaнин cчитaeтcя нyждaющимcя в жильe ecли вxoдит в oднy из пepeчиcлeнныx нижe кaтeгopий:

✔ Пoлнoe oтcyтcтвиe жилплoщaди: нeт жилья в coбcтвeннocти, пpeтeндeнт нe являeтcя cyпpyгoм или peбeнкoм coбcтвeнникa, нe cнимaeт oбъeкты пo дoгoвopy coцнaймa.

✔ Нecooтвeтcтвиe paзмepa жилoй плoщaди ycтaнoвлeннoй нopмe нa чeлoвeкa, нopмa вapьиpyeтcя в зaвиcимocти oт peгиoнa и нaceлeннoгo пyнктa. Нaпpимep, для Mocквы, в квapтиpe гдe пpoживaeт oднa ceмья, нa чeлoвeкa дoлжнo пpиxoдитcя бoлee 10 м2 жилплoщaди. Для квapтиp, в кoтopыx coжитeльcтвyют нecкoлькo пoкoлeний или нecкoлькo ceмeй, нopмa yвeличeнa дo 15 м2.

✔ Жильe нe cooтвeтcтвyeт тexничecким или caнитapнo-гигиeничecким нopмaм: пpизнaнo нeжилым, вeтxим, aвapийным или пoдлeжaщим cнocy.

✔ Cyщecтвyют мeдицинcкиe пpoтивoпoкaзaния для coвмecтнoгo пpoживaния coжитeлeй — oдин из ниx бoлeн, зaбoлeвaниe oтнocитcя к тяжeлым, xpoничecким или зapaзным, нaпpимep, тyбepкyлeз в aктивнoй фopмe, пcиxичecкиe paccтpoйcтвa, эпилeпcия.

Cpeдcтвa нa coцжильe и cyбcидии нa yлyчшeниe жилищныx ycлoвий пocтyпaют из бюджeтoв cyбъeктoв PФ. Пoэтoмy, oбocнoвaнo, чтo пpeтeндeнтaми нa пoмoщь мoгyт cтaть тoлькo тe гpaждaнe, кoтopыe пpoживaют в peгиoнe.

Baжнo! B cтoлицe цeнз oceдлocти вышe, чeм в дpyгиx гopoдax и peгиoнax Poccии — oт 10 лeт.

Нa пpoтяжeнии cpoкa oceдлocти пpeтeндeнты нe дoлжны cпeциaльнo yxyдшaть cвoй ypoвeнь oбecпeчeннocти жильeм: oбмeнивaть бoльшyю квapтиpy нa мeньшyю, пpoпиcывaть в квapтиpe дpyгиx гpaждaн, чтoбы yмeньшить плoщaдь, кoтopaя пpиxoдитcя нa кaждoгo жильцa.

Гдe вcтaть нa oчepeдь нa жильe

Чтoбы cтaть пpeтeндeнтoм нa coциaльнoe жильe нeoбxoдимo oбpaтитьcя в oкpyжнoe Упpaвлeниe Дeпapтaмeнтa жилищнoй пoлитики и жилищнoгo фoндa и нaпиcaть зaявлeниe. К зaявлeнию пpилaгaют пaкeт нeoбxoдимыx дoкyмeнтoв.

Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» регулирует процедуру. Нормы документа дублируются и в Жилищном кодексе.

Так что же можно получить?

  • Возможность получить льготный кредит на покупку или строительство жилья;
  • Возможность получить субсидию на эти же цели. Разница в том, что субсидию, в отличии от кредита, не нужно возвращать.
  • Возможность купить землю под строительство дома без аукциона. При условии, что дом на этой земле должен быть возведен за 3 года;
  • В случае, если вы претендуете на социальное или арендное жилье, то при подходе очереди вам будет отдано предпочтение

Основное место — исполком по месту жительства. Действует правило территориальной принадлежности.

Если вам полагается улучшение жилищных условий по работе или службе, то подать документы можно сразу по месту трудоустройства. При этом не запрещено подать документы еще и в исполком по месту жительства.

Детям-сиротам при постановке на учет необходимо обращаться в исполком по месту приобретения статуса сироты.

Возможность обращаться в любой исполком в пределах области предусмотрена для госслужащих, которые отработали не менее 5 лет в областях, где предполагается отселение или отчуждение территорий.

Полный перечень документов определяется индивидуально в зависимости от основания постановки на учет. Вам лично нужно предоставить следующие документы:

  • Заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • Паспорт для несовершеннолетних, свидетельство о рождении для несовершеннолетних;
  • Справка о доходах;
  • Справка об имуществе, принадлежащем каждому члену семьи;
  • Документы, подтверждающие право первоочередного или внеочередного заселения. В случае их наличия.

Благодаря работе системы “одно окно” не обязательно собирать многочисленные документы самостоятельно. Исполком или организация запросит их самостоятельно. Эта услуга может быть платной.

Для рассмотрения документов и принятия решения исполкому потребуется 1 месяц.

Предусмотрено несколько оснований:

  • Если гражданин намеренно ухудшил условия проживания. Например, у него в собственности находилась квартира в Минске, где на каждого из членов семьи приходилось более 10 м2 площади. Она была продана и куплена квартира меньшей площади, чтобы встать на учет. В таком случае встать на очередь нуждающихся можно будет лишь спустя 5 лет со дня ухудшения жилищных условий, при наличии оснований.
  • Если вы прибыли в город Минск из других населенных пунктов, то встать на учет нуждающихся можно лишь спустя 10 лет со дня регистрации по месту жительства в Минске. Для очереди в Минской районе — спустя 5 лет, если вы зарегистрированы там по месту жительства.
  • Граждане, которые воспользовались льготным кредитом, одноразовой субсидией на реконструкцию или строительство, а также приобрели жилье с использованием этой субсидии в течение 5 лет с момента госрегистрации. Исключение — если из-за рождения или усыновления (удочерения) состав семьи увеличился, а также в случае переезда военнослужащего в другой населенный пункт при назначении на должность.
  • Если вы зарегистрированы в общежитии, но фактически там не живете.
  • Если за время нахождения в очереди ваши жилищные условия улучшились — вы будете из нее исключены.
  • Остальные основания перечислены в пункте 4 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как встать в очередь на получение жилья

Государство оказывает поддержку гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Получить этот статус могут не все, а лишь отдельные категории граждан. Если в предоставлении статуса нуждающихся отказано неправомерно, потребуется действовать через суд.

Действующее законодательство предусматривает достаточно широкий перечень категорий граждан, имеющих право на получение статуса нуждающихся. В этот список входят:

  • малоимущие – ст. 49 ЖК РФ;
  • молодые семьи – в рамках целевых программ;
  • инвалиды – ФЗ № 181 от 24.11.1995 года;
  • военнослужащие и ветераны – ФЗ № 76 от 27.05.1998 года и ФЗ № 5 от 12.01.1995 года;
  • прочие категории граждан, которые могут иметь статус нуждающихся в соответствии с другими нормативными актами.

Принадлежность к определенной категории необходимо подтвердить документально. В противном случае будет недостаточно оснований для получения статуса.

Если нужная категория подтверждена бумагами, потребуется определить, есть ли у человека реальная необходимость в получении социального жилья. Критерии утверждены ст. 50 ЖК РФ. Для получения жилья достаточно соответствовать одному из установленных параметров:

  • Гражданин и члены его семьи не имеют какого-либо жилья в социальном найме или собственности. При этом они могут арендовать его у третьего лица.
  • Гражданин владеет помещением, но его метраж меньше утвержденной учетной нормы. Этот показатель устанавливается региональными постановлениями.
  • Существующая жилплощадь не отвечает требованиям, предъявляемым к жилью.
  • В одном жилом помещении с заявителем проживает человек, страдающий заболеванием и пребывание с ним опасно для здоровья.

Факт соответствия предусмотренным критериям устанавливает специальная комиссия. Уполномоченные лица проверяют предоставленные данные и документы, а при необходимости выезжают на очный осмотр объекта. Если у семьи есть жилье, то будет проанализировано, насколько оно соответствует утвержденному метражу, строительным требованиям и санитарным нормам. Если жилплощади нет – по итогам рассмотрения гражданина поставят в очередь на улучшение жилищных условий.

В зависимости от того, к какой категории относится заявитель, процедура может иметь определенные особенности. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Согласно ст. 49 ЖК РФ, малоимущие – это семьи, общий доход которых на человека меньше прожиточного минимума, утвержденного по региону. Актуальные сведения о прожиточном минимуме по регионам можно узнать в Федеральной Службе Государственной Статистики.

Прежде чем подавать документы, необходимо рассчитать, действительно ли семья соответствует установленным критериям:

  • Суммировать общий доход семьи за три последних полных месяца. Учитываются все поступления в семейный бюджет – заработная плата, пенсия, стипендия, арендные доходы, алименты и т.д.
  • Полученную сумму разделить на три. Эта цифра означает средний доход семьи в месяц.
  • Месячный доход делится на количество членов семьи.
  • Полученная сумма сравнивается с прожиточным минимумом в регионе. Если цифра меньше – семья малоимущая.

Членами семьи в данном случае являются все родственники, проживающие в квартире. Иначе говоря, к учету принимаются доходы всех лиц, указанных в домовой книге.

Статус малоимущих присваивается отдельно. Соответственно, сначала нужно получить его, а затем подавать документы на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Для возможности участия в федеральных и региональных программах по поддержке молодых семей необходимо соответствовать следующим критериям:

  • полная (два родителя) или неполная (один родитель) семья;
  • наличие детей (в некоторых регионах допустимо участие в программе без детей);
  • возраст на момент получения субсидии не более 35 лет;
  • наличие постоянного источника дохода;
  • постоянная регистрация в регионе участия в программе.

Процедура оформления довольно длительная. Документы подаются в первые полгода (до июня), а получение выплат возможно только в следующем году.

Региональные органы власти предоставляют инвалидам, а также семьям, где есть дети-инвалиды, возможность получить статус нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для этого необходимо подтвердить наличие инвалидности документально.

По закону различий между инвалидами разных групп нет. Однако есть мнение, что на практике очередь движется быстрее для инвалидов I и II групп.

Органы могут отказать в предоставлении статуса нуждающихся. Если отказ не обоснован, придется действовать в судебном порядке.

Основания отказа предусмотрены в ст. 54 ЖК РФ:

  • не предоставлен полный пакет документов;
  • сведения указывают на то, что у гражданина нет права стоять на учете;
  • гражданин специально совершил ряд действий, чтобы получить право на улучшение жилусловий.

К последнему пункту относится, к примеру, оформление фиктивного брака или его расторжение – ведь при этом количество метров или квартир увеличивается.

При нарушении прав гражданина необходимо обращаться в судебные органы. Для этого составляется исковое заявление. Правила его оформления предусмотрены в ст. 131 ГПК РФ.

В тексте иска прописываются следующие данные:

  • наименование суда;
  • данные истца – ФИО, адрес и контактная информация;
  • сведения об ответчике – наименование, адрес, контактная информация;
  • суть проблемы – описываются обстоятельства, повлекшие за собой нарушение прав;
  • требование к суду;
  • список прилагаемых документов;
  • дата составления, подпись истца.

К иску нужно приложить:

  • общегражданский паспорт истца;
  • квитанцию об оплате госпошлины (согласно ст. 333.19 НК РФ она равна 300 рублей);
  • отказ уполномоченных органов;
  • документы, подтверждающие право на получение статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий.

После вынесения положительного решения гражданин будет поставлен на учет для дальнейшего предоставления жилья. Если суд откажет в предоставлении статуса, обжаловать решение можно в течение месяца.

В случае необходимости признания нуждающимися в улучшении жилищных условий через суд рекомендуется обратиться к юристу. Специалист подготовит исковое заявление, соберет документацию и представит интересы доверителя в суде.

Возмездные способы улучшения жилищных условий

Второй этап Московской программы «Молодой семье — доступное жилье» (далее — Программа) на 2006-2008 годы утвержден постановлением Правительства Москвы от 13.12.2005 г. N 994-ПП.
Третий этап Программы в настоящее время разрабатывается.

Молодой семьей в целях Программы считается семья при одновременном соблюдении следующих условий:

1. Для семьи с детьми:

  • Все члены семьи, в которой оба супруга (в случае неполной семьи — мать или отец) постоянно проживают в г. Москве (супруги могут быть постоянно зарегистрированы по месту жительства («прописаны») по разным адресам в пределах г. Москвы) и являются гражданами Российской Федерации;

  • Возраст супругов (в случае неполной семьи — матери или отца) не превышает 35 лет (включительно);

  • Хотя бы один из супругов (в случае неполной семьи — мать или отец) признан очередником в городе Москве до 1 марта 2005 г.

  • Оба супруга постоянно проживают в г. Москве (супруги могут быть постоянно зарегистрированы по месту жительства по разным адресам в пределах г. Москвы) и являются гражданами Российской Федерации;

  • Наличие зарегистрированного брака продолжительностью не менее одного года;
    возраст супругов не превышает 35 лет (включительно);

  • Хотя бы один из супругов признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий в городе Москве до 1 марта 2005 г.


Суммарный возраст супругов не превышает 70 лет (в рамках реализации в 2008 г. мероприятий Года Семьи — без ограничения суммарного возраста супругов), они постоянно проживают по месту жительства на законных основаниях в городе Москве не менее десяти лет и признанны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. и при этом:

  1. Ожидают рождения ребенка (при представлении справки о беременности сроком не менее 28 недель);
  2. Усыновили (удочерили) несовершеннолетнего ребенка;
  3. Имеют ребенка в возрасте до пяти лет;
  4. Имеют трех и более несовершеннолетних детей.

Для всех вышеперечисленных категорий семей в рамках реализации в 2008 г. мероприятий Года Семьи осуществляется полное списание остатка задолженности за приобретенное у города Москвы в рамках Программы жилое помещение при рождении в семье двойни, тройни и более детей.


  1. Приобрести жилое помещение у города по договору купли-продажи с использованием социального ипотечного жилищного кредитования (см. п. 1.2);
  2. Приобрести жилое помещение у города по договору купли-продажи с рассрочкой платежа (исключение — молодые семьи, не имеющие детей) — см. п. 1.3;
  3. Получить жилое помещение от города по договору найма на период накопления средств для приобретения жилья на рынке недвижимости (см. п. 1.5).

Программа развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве на 2006 — 2008 годы (программа социальной ипотеки) утверждена постановлением Правительства Москвы от 08.11.2005 г. N 881-ПП «О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве».

Очередники, имеющие стабильные источники дохода, могут получить в Коммерческом банке «Московское ипотечное агентство» (ОАО) (далее — КБ «МИА»), 100% акций которого находятся в собственности города Москвы, ипотечный кредит на покупку жилья. КБ «МИА» проводит проверку кредитоспособности членов семьи — заемщиков и самостоятельно принимает решение о предоставлении ипотечного жилищного кредита. При государственной регистрации права собственности очередника на купленную при помощи кредита квартиру осуществляется регистрация залога жилого помещения. Залогодержателем по данному залогу является КБ «МИА». Залог с квартиры снимается сразу после погашения задолженности перед банком.

Социальная ипотекаэто покупка жилья у города по льготной стоимости (в 3 -5 раз меньше рыночной) по договору купли-продажи с оплатой части стоимости квартиры за счет кредитных средств в пропорции: 30% первоначальный взнос — собственные средства граждан, 70% — банковский ипотечный кредит. Поскольку продажа жилья производится по льготной стоимости, существенно снижается величина первоначального взноса и ежемесячных платежей заемщика.



  1. Норма приобретения площади жилого помещения составляет 18 кв.м на одного человека. При наличии возможности, семье может быть предложено жилое помещение исходя из принципа «комната на человека»;
  2. При определении площади приобретаемой квартиры учитывается наличие у членов семьи жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования;
  3. Предлагаемое очереднику жилое помещение может находиться на территории Московской области;
  4. Стоимость жилого помещения определяется в соответствии с Методикой расчета выкупной стоимости жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, для реализации очередникам в рамках городских жилищных программ, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14.08.2007 г. N 703-ПП;
  5. Рассрочка платежа предоставляется на срок до 30 лет, при условии, что срок возврата кредита по договору наступает до исполнения заемщику 60 лет;
  6. Процент за рассрочку — от 11,7% годовых в рублях;
  7. Для очередников, имеющих трех и более детей, выкупная стоимость жилого помещения при заключении договора купли-продажи с использованием социального ипотечного жилищного кредитования определяется за вычетом стоимости 30 кв.м площади приобретаемого жилого помещения;

Зачем становиться на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?

Кто может встать в очередь на жилье?

– нуждаемость для тех, у кого нет жилья по месту работы

– нуждаемость в связи с нехваткой квадратных метров

– нуждаемость в связи с несоответствием жилья санитарным и техническим требованиям

– нуждаемость для проживающих в общежитии

– нуждаемость для проживающих в съемном жилье

– нуждаемость для проживающих в арендном и социальном жилье

– нуждаемость для граждан, имеющих заболевания, и для тех, кто с ними проживает

– нуждаемость для нескольких собственников, проживающих в одной квартире или одноквартирном доме

– нуждаемость для тех, кто проживает в неизолированных комнатах при отсутствии близкого родства

– нуждаемость для проживающих в однокомнатной квартире

– нуждаемость для молодых семей

– нуждаемость для тех, кто проживает в специальных домах и домах-интернатах

– нуждаемость для тех, кто направлен работать на территории с радиоактивным загрязнением

– нуждаемость для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа

Ограничения в постановке в очередь на жилье

– ограничение в связи с ухудшением жилищных условий

– ограничение для прибывших в Минск и Минский район

– другие ограничения в постановке на очередь

Куда необходимо обращаться за постановкой в очередь на жилье?

Какие документы необходимы для постановки в очередь на жилье?

Признание нуждающимися в улучшении жилищных условий через суд


После постановки гражданина в очередь на жилье официально признается тот факт, что такому гражданину требуется улучшить его жилищные условия. Таким образом, гражданин приобретает особый статус, при котором может воспользоваться некоторыми привилегиями, недоступными для остальных, например:

  • возможность получить Стоит обратить внимание, что постановка в очередь на жилье далеко не гарантирует то, что льготный кредит или субсидия будут получены, так как для их получения существуют отдельные, более жесткие основания льготный кредит и (или) субсидию на жилье (например, строительство частного дома, долевое строительство или покупка жилья);
  • право получить не льготный кредит на жилье на относительно приемлемых условиях;
  • возможность получить Многие предприятия и организации предоставляют своим работникам займы под довольно низкие проценты заем на жилье на работе;
  • право построить в порядке очереди квартиру в ЖСК по относительно низкой цене;
  • право построить квартиру по договору долевого строительства по относительно низкой цене;
  • право получить без аукциона земельный участок для строительства дома;
  • преимущественное право получить в аренду жилое помещение коммерческого использования госжилфонда по относительно низкой плате;
  • возможность получить Стоит обратить внимание, что постановка в очередь на жилье далеко не гарантирует права на получение жилого помещения социального пользования, так как для его получения существуют отдельные, более жесткие основания жилое помещение социального пользования.

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут:

  • граждане, не имеющие жилых помещений в собственности или во владении и пользовании Под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых гражданами:
    – по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;
    – проживающими в качестве членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, собственника, члена организации застройщиков и имеющими право пользования жилым помещением наравне с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков;
    – по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы));
  • граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, — по месту пребывания.[∗] подпункт 1.1 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

При постановке на очередь в городе Минске или Минсом районе учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилые помещения, расположенные в городе Минске и Минском районе.[∗] подпункт 1.1 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Другими словами, по данному основанию может стать на учет по месту работы гражданин, проживающий в одном населенном пункте и работающий в организации, расположенной в другом населенном пункте.

Также по этому основанию становятся на учет граждане без определенного места жительства, зарегистрированные Регистрация граждан без определенного места жительства по месту пребывания осуществляется путем внесения сведений о них в книгу регистрации лиц без определенного места жительства по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства, а в случае отсутствия такого пункта – в месте, определенном соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня. Орган регистрации выдает таким гражданам свидетельство о регистрации по месту пребывания. (пункт 35 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413) по месту пребывания.

Документами, подтверждающими отсутствие у гражданина жилья и, соответственно, нуждаемость по указанному основанию, являются:

  • справка Выдается территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (БТИ).
    Данный документ самостоятельно можно не предоставлять, так как он запрашивается по принципу «Одно окно». о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • справка Выдается организацией, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда (например: ЖРЭУ, ЖКХ, ЖКУ, ЖЭС, ЖЭУ, Расчетно-справочный центр), организацией, предоставившей жилое помещение, сельским, поселковым, городским (города районного подчинения), исполнительным комитетом.
    Данный документ самостоятельно можно не предоставлять, так как он запрашивается по принципу «Одно окно». о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи.

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, обеспеченные жильем общей площадью меньше 15 м2 (в городе Минске — меньше 10 м2) на одного человека.
При этом обеспеченность общей площадью определяется исходя из суммы общей площади всего жилья, находящегося в собственности или во владении и пользовании Под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых гражданами:
– по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;
– проживающими в качестве членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, собственника, члена организации застройщиков и имеющими право пользования жилым помещением наравне с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков;
– по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи Членами семьи такого гражданина являются:
– супруг (супруга), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), и родители, усыновители (удочерители);
– родные братья и сестры, дед, бабка и внуки, проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство;
– иные родственники, свойственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно гражданином и ведущие с ним общее хозяйство и заключившие письменное соглашение о признании членом семьи;
– иные граждане, не менее пяти лет проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство и признанные в судебном порядке членами его семьи (пункт 63 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь) в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся (а при постановке на учет в г. Минске или Минском районе ещё и исходя из общей площади жилья, находящегося г. Минске и Минском районе).[∗] часть 1 подпункта 1.2 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Для того, что бы было более понятно, приведем несколько примеров:

В г.Пинске в двухкомнатной квартире общей площадью 40 кв.м. проживает семья из 3 человек. Вся семья может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечена общей площадью менее 15 кв.м. (40 кв.м. / 3 = 13,3).

В г.Минске в двухкомнатной квартире общей площадью 40 кв.м. проживает семья из 3 человек. В связи с тем, что в г.Минске принимаются на учет граждане, обеспеченные общей площадью менее 10 кв.м., семья не может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечена общей площадью более 10 кв.м. (40 кв.м. / 3 = 13,3).

В г.Бресте в трехкомнатной квартире общей площадью 50 кв.м. проживает семья из 5 человек. При этом у одного из членов семьи есть однокомнатная квартира в г.Бресте площадью 30 кв.м., хотя проживает он со своей семьей в трехкомнатной квартире. Оставшиеся 4 члена семьи желают стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечены общей площадью менее 15 кв.м. (50 кв.м. / 5 = 10). Однако при расчете должна учитываться площадь квартиры, принадлежащая проживающему с ними члену семьи: (50 кв.м. + 30 кв.м.) / 5 = 16 кв.м. Таким образом, в данном случае нет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В г.Минске в двухкомнатной квартире общей площадью 45 кв.м. проживает семья из 5 человек. При этом у одного из членов семьи есть дом в деревне в Минском районе площадью 60 кв.м., хотя проживает он со своей семьей в двухкомнатной квартире. Оставшиеся 4 члена семьи желают стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечены общей площадью менее 10 кв.м. (45 кв.м. / 5 = 9). Однако при постановке на учет нуждающихся в г.Минске учитывается площадь жилых помещений, расположенных в Минском районе. Соответственно, при расчете должна учитываться площадь дома, принадлежащего проживающему с ними члену семьи: (50 кв.м. + 60 кв.м.) / 5 = 22 кв.м. Таким образом, в данном случае нет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в общежитиях. Это не относится к гражданам, вселившимся в общежитие сезонных Сезонными признаются работники, занятые на работах, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в течение определенного периода (сезона), не превышающего 6 месяцев
(статья 299 Трудового кодекса Республики Беларусь) и временных Временными признаются работники, принятые на работу на срок до 2-х месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего), — до 4-х месяцев
(статья 292 Трудового кодекса Республики Беларусь) работников, а также граждан, которым общежитие предоставлено в связи с обучением, спортивной подготовкой Под спортивной подготовкой понимается комплексный процесс подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, осуществляемый в том числе специализированными учебно-спортивными учреждениями, посредством участия в учебно-тренировочном процессе и (или) спортивных мероприятиях, прохождением клинической ординатуры Под клинической ординатурой понимается форма профессиональной подготовки врачей-специалистов, основанная на принципе индивидуального обучения, направленная на углубление их профессиональных знаний и совершенствование практических навыков, освоение передовых медицинских технологий, решение задач кадрового обеспечения здравоохранения.[∗] подпункт 1.4 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Обратите внимание, что для постановки на учет по этому основанию необходимо не только быть зарегистрированным в общежитии, но и фактически там проживать. Для подтверждения такого проживания исполкомом составляется соответствующий акт, где указываются сведения Например, письменное подтверждение соседей или заведующего (директора) общежитием подтверждающие фактическое проживание или не проживание гражданина в общежитии.

Данная категория граждан (при определенных условиях) при решении жилищного вопроса может рассчитывать на финансовую господдержку.

Участие в программе «Молодая семья»

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в арендном жилье на условиях договора найма, заключенного на срок трудовых (служебных) отношений.[∗] подпункт 1.6 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

в жилых помещениях социального пользования на основании договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, заключенного сроком на пять лет в соответствии с пунктом 7 статьи 106 настоящего Кодекса либо на срок до десяти лет в соответствии с частью первой пункта 3 статьи 109 настоящего Кодекса;

Кроме того стать на учет могут проживающие в жилых помещениях социального пользования по договору найма, заключенному сроком на 5 лет в соответствии с пунктом 7 статьи 106 Жилищного кодекса Республики Беларусь либо на срок до 10 лет в соответствии с частью первой пункта 3 статьи 109 Жилищного кодекса Республики Беларусь.[∗] – подпункт 1.6 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Граждане, имеющие внеочередное право на получение жилых помещениях социального пользования при решении жилищного вопроса могут рассчитывать на финансовую господдержку.

Согласно действующему жилищному законодательству выделяются категории граждан, имеющих право обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося :

  • Малоимущие граждане

Признание гражданина таковым происходит путем оценки его доходов и имущества, которое подлежит налогообложению, и варьируется в зависимости от субъекта РФ,

  • инвалиды,
  • ветераны войны,
  • несовершеннолетние дети и сироты,
  • герои СССР, герои РФ,
  • работники спасательных служб, служащие полиции,
  • граждане, не являющиеся нанимателями социального жилья и членами их семей;
  • граждане , не имеющие в собственности жилплощадь и не входящие в состав семьи тех, кто ее имеет;
  • граждане, не обеспеченные размером минимальной жилплощади на одного человека по норме;
  • граждане, проживающие на одной жилплощади с лицом, имеющим хроническую болезнь, которая препятствует возможности совместного проживания с ним.

Стоит разобраться, какой смысл жилищное законодательство вкладывает в понятие «член семьи» и кого к ним относит.

К членам семьи относятся лица, которые живут вместе с собственником жилого помещения:

  • супруг/супруга,
  • родители,
  • дети,
  • иные родственники,
  • иногда таковыми могут быть признаны нетрудоспособные граждане, которые вселены в квартиру самим хозяином на правах члена семьи.

Ключевую роль играет подтвержденный факт совместного проживания указанных лиц с собственником жилого помещения.

Существуют ситуации, когда гражданину могут отказать в признании его нуждающимся:

  • если не предоставлен полный комплект документов, подтверждающих его положение и статус;
  • если гражданин преднамеренно ухудшил свои жилищные условия: продал жилплощадь или выписался накануне.

Многие совершают такие ухудшения в надежде расширить границы своей жилплощади. Практика показывает, что это не всегда срабатывает.

Андрей Иванов — майор МВД, 15 лет отслужил в органах. Продолжительное время он проживал и был зарегистрирован в квартире своей матери, собственной жилплощади не имел. Там же был зарегистрирован и проживал сын Андрея. Тесновато.

Андрей решил выписаться из квартиры матери, чтобы встать на учет и получить собственное жилье. Через пару месяцев после снятия себя с регистрационного учета, он обратился в органы местного самоуправления с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Ответ не заставил себя долго ждать, и Андрей получил отказ. В обоснование отказа была сделана ссылка на то, что гражданин не предоставил документ, подтверждающий место жительства за последние периоды.

Отказ показался Андрею необоснованным, и он обратился в суд, чтобы его обжаловать.

Как улучшить свои жилищные условия? Блог Агентства ЦДН

Суд принял сторону майора и обязал ведомство поставить семью на учет. В обоснование своего решения суд пояснил, что Андрей предоставил все необходимые документы, которые достаточны для получения соответствующей «жилищной» выплаты. Также суд добавил, что непредставление таких документов все равно не ограничивает право заявителя.

Мать Андрея, по мнению суда, не является членом его семьи, поскольку их совместное проживание ничем не подтверждается. Таким образом, момент выписки Андрея из квартиры матери, где он жил все время и квадратных метров на человека по закону было достаточно, вообще не был принят судом во внимание.

Вторая инстанция оставила решение без изменений.

Ситуация изменилась, когда ведомство обратилось с кассацией в Верховный суд.

При рассмотрении дела, суд счел ошибочным мнение о том, что Андрей, его сын и мать не являются одной семьей. Жилищный кодекс четко закрепляет опровержение тому в ч. 1 ст. 31.

Для того, чтобы Андрей и его сын были признаны членами семьи матери, достаточно только установить факт их совместного проживания. Доказывать, что они помогали друг другу материально и вели хозяйство совместно, вовсе не требуется.

ВС взялся за проверку необходимых обстоятельств и выявил, что Андрей, сняв себя с регистрации и отказавшись от права пользования квартирой матери, намеренно ухудшил свои жилищные условия. Человек сам сделал себя нуждающимся.

Согласно ч. 8 ст. 4 закона № 283-ФЗ такие действия гражданина служат прямой причиной для отказа в постановке на учет.

Решение предыдущих инстанций было отменено. Андрей отправился со своим делом на новое рассмотрение.

Чтобы признать лицо, нуждающимся в квартире, необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Отсутствие у лица жилья, предоставленного государством.
  2. Наличие приватизированного жилья или жилья по договору найма при условии, что общая площадь на каждого члена семьи ниже нормы.
  3. Проживание в аварийном помещении.
  4. Совместное проживание с больными, страдающими от хронического заболевания, которое несет угрозу здоровью окружающим.

Дополнительно гражданин должен быть признан малоимущим, то есть уровень дохода его семьи должен быть ниже прожиточного минимума, установленного на одного человека в регионе проживания семьи.

Кроме того, существует ряд категорий, которые имеют право на получение жилья, даже если не будут признаны малоимущими. Сюда относятся:

  • военнослужащие;
  • сироты;
  • лица, лишившиеся жилья из-за природных катаклизмов или катастроф;
  • ветераны ВОВ;
  • жильцы аварийных домов;
  • лица, страдающие от хронических болезней и патологий, опасных для окружающих;
  • лица, переселившиеся не по собственной воле, а из-за ряда обстоятельств;
  • граждане, переехавшие из районов Крайнего Севера со сложными условиями проживания;
  • многодетные семьи (см. также – другие способы получения жилья многодетным семьям);
  • инвалиды.

Кроме основных категорий граждан, которые имеют право получить жилье в порядке живой очереди, выделяют также внеочередников, которые должны получить жилье в первую очередь. Сюда относятся:

Прокуроры РФ.

Работники образования, состоящие на учете как нуждающиеся в жилье.

Дети-инвалиды, которые являются сиротами или же лишены попечения родителей и проживают в социальных учреждениях.

Лица, жилье которых признано аварийным и непригодным для проживания и ремонта.

Лица, страдающие от следующих заболеваний:

  • открытых форм туберкулеза;
  • злокачественных опухолей, характеризируемых обильными выделениями;
  • тяжелых форм психических расстройств;
  • хронических психических заболеваний;
  • тяжелых форм эпилепсии;
  • гангрены;
  • абсцесса легкого;
  • кишечных и уретральных свищей;
  • болезней кожи с обильными ее отделениями;
  • пиодермией гангренозной.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *