Регламент Работы С Должниками По Коммунальным Услугам 2024 Законодательные Акты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регламент Работы С Должниками По Коммунальным Услугам 2024 Законодательные Акты». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Написать комментарий

ЖКХ в 2024 году: идентификаторы, пожарная безопасность, охрана труда

С 1 января 2024 года будет скорректирован порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и КУ. Субсидии будут предоставляться гражданам, расходы на оплату ЖКХ которых превышают величину, устанавливаемую субъектом РФ. Право на субсидии имеют как собственники жилых помещений и члены жилищных кооперативов, так и наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, а также пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (п. 1-2 ст. 159 Жилищного кодекса РФ).

Как и прежде, субсидии не смогут получить граждане, имеющие задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, однако в кодексе появятся уточнения относительно:

  • необходимости подтверждения непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг вступившим в законную силу судебным актом;
  • периода задолженности, учитываемого в целях предоставления субсидий, – не более чем три последних года;
  • порядка получения органом исполнительной власти субъекта РФ или управомоченным им учреждением информации о наличии у граждан такой задолженности – ее будут получать из ГИС ЖКХ;
  • запрета требовать от граждан необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии документы, содержащие сведения, получение которых возможно в рамках межведомственного информационного взаимодействия, – такие сведения региональный орган исполнительной власти или управомоченное им учреждение должны запросить самостоятельно (ч. 5, ч. 7.1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ).

Сопутствующие изменения, вступающие в силу с 1 января 2021, внесены и в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. ПП РФ от 14 декабря 2005 г. № 761.

Аналогичные корректировки получит и порядок предоставления компенсации расходов на оплату услуг ЖКХ. Компенсацию нельзя будет получить при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате ЖКХ, которая образовалась за период не более чем 3-х последних года. А информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта РФ или управомоченное им учреждение будут получать из ГИС ЖКХ (ч. 3 ст. 160 ЖК РФ).

Указанные поправки призваны предотвратить случаи, когда граждане фактически лишаются права на получение субсидии из-за предоставления УО недостоверных или неточных сведений, или из-за некорректного расчета размера платы и выставления задолженности с истекшим сроком давности.

Таким образом, подтверждение факта отсутствия задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги на основании вступившего в законную силу судебного решения позволит снять с граждан бремя доказывания отсутствия у них задолженности. А запрет требования подтверждающих наличие или отсутствие задолженности документов и введение обязанности органов власти получать необходимые сведения из государственной информационной системы существенно упростит процесс получения субсидии и компенсации.


С начала следующего года вступят в силу новые Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Противопожарные правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479. Часть положений документа носят общий характер и касаются в том числе жителей МКД. Например, установлены запреты на:

  • хранение и применение на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, пороха, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, баллонов с горючими газами, товаров в аэрозольной упаковке, отходов любых классов опасности и других пожаровзрывоопасных веществ и материалов;
  • использование чердаков, технических, подвальных и цокольных этажей, подполья, вентиляционных камер и других технических помещений для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (как разъяснило ГУ МЧС по г. Москве в своем Письме от 22 октября 2020 г. № ИГ-108-465, такое требование не распространяется на помещения индивидуальных кладовых, расположенных в цокольных этажах и подвалах МКД, в соответствии с проектной документацией, а касается помещений, имеющих иное функциональное назначение);
  • установление глухих решеток на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением специально предусмотренных случаев;
  • снятие предусмотренных проектной документацией дверей эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также других дверей, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
  • использование неисправных газовых приборов и оборудования, не прошедшего техническое обслуживание;
  • оставление газовых приборов включенными без присмотра, за исключением газовых приборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с технической документацией изготовителя;
  • установление мебели и других горючих предметов и материалов на расстоянии менее 0,2 м от бытовых газовых приборов по горизонтали (за исключением бытовых газовых плит, включая встраиваемые, устанавливаемых в соответствии с технической документацией изготовителя) и менее 0,7 м по вертикали (при нависании указанных предметов и материалов над бытовыми газовыми приборами);
  • эксплуатацию электропроводов и кабеля с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия, а также пользование розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
  • пользование электрическими утюгами, плитками, чайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты;
  • использование нестандартных (самодельных) электрических электронагревательных приборов и удлинителей для питания электроприборов и т. д (раздел I «Общие положения» Противопожарных правил).

Что касается иных норм, которые начнут действовать или возобновят свое применение с 1 января 2024 года, то к их числу можно отнести следующие:

  • возобновится возможность начисления повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальных услуг в случаях, когда поводом для применения при расчете платы за ЖКУ норматива потребления коммунальных услуг является истечение срока поверки прибора учета в период с 6 апреля по 31 декабря 2020 года (Письмо Минстроя России от 19 мая 2020 г. № 18848-ОЛ/04). Снова будет применяться подп. «д» п. 81.12 Правил ЖКУ, действие которого было приостановлено из-за пандемии (п. 1 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 424);
  • УК, РСО, региональный оператор капремонта утратят возможность подать в суд на должников по коммунальным услугам, поскольку с 1 января 2024 года для подачи соответствующего иска потребуется указание в нем одного из идентификаторов должника (паспортных данных, ИНН, СНИЛС, серии и номера водительского удостоверения, серии и номера свидетельства о регистрации ТС и т. п.), а механизм получения организациями ЖКХ персональных данных граждан еще не создан (п. 3 ч. 2 ст. 131 Гражданский процессуальный кодекс, ст. 20.2 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ). Правда, Комиссия по ЖКХ уже разработала предложение по решению данной проблемы, инициировав внесение в ГПК РФ изменений о праве организаций ЖКХ заявить суду ходатайство об истребовании данных должников непосредственно судом от органов власти в рамках межведомственного взаимодействия;
  • станет возможным проведение общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования с использованием региональной информационной системы при условии обеспечения размещения в ГИС ЖКХ в автоматизированном режиме сообщений о проведении такого собрания, решений, принятых общим собранием, итогов голосования, протоколов по вопросам повестки дня общего собрания, решений собственников помещений в МКД по поставленным на голосование вопросам – регионы должны обеспечить техническую возможность размещения в ГИС ЖКХ необходимой информации не позднее 1 июля 2024 года (ч. 14 ст. 47.1 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 25 мая 2020 г. № 156-ФЗ);
  • у граждан появится возможность голосовать за планы по благоустройству территорий, информацию о которых власти городов и районов должны будут размещать в Интернете, а также направлять свои предложения в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 1630).
  • «СТОП. ЖКХ!». Выпуск № 7. Череповец вышел в дорожный «космос» (Подкаст)
    Дождались? С 1 июля начинается перевод учёта расхода электроэнергии в ЖКХ на «умные» счётчики

10 изменений в сфере ЖКХ, которые уже вступили в силу с 01 января 2024 г.

(с изменениями на 5 апреля 2018 года)

(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 16.06.2010 N 2333, от 05.04.2018 N 519)

В целях снижения размера задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Уставом города Ярославля

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Положение о комиссии по работе с должниками по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги территориальной администрации мэрии города Ярославля для каждой территориальной администрации, включенной в Перечень территориальных администраций мэрии города Ярославля (приложение).

2. Территориальным администрациям мэрии города Ярославля (Мамонтов А.Е., Удальцов А.Д., Мусинова Е.Ю., Сурова Л.В.):

(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 16.06.2010 N 2333, от 05.04.2018 N 519)

2.1. Образовать комиссии по работе с должниками по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и утвердить их состав.

2.2. Привести правовые акты глав территориальных администраций мэрии города Ярославля в соответствие с настоящим постановлением.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра — директора департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля Кузнецова М.А.

(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 16.06.2010 N 2333, от 05.04.2018 N 519)

4. Постановление вступает в силу с момента официального опубликования.

Первый зам. мэра
г. Ярославля
В.В.ВЕЛИЧКО

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Комиссия по работе с должниками по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги территориальной администрации мэрии города Ярославля (далее — Комиссия) является коллегиальным органом территориальной администрации мэрии города Ярославля, образованным в целях применения мер воздействия к гражданам, имеющим задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, проживающим в муниципальных жилых помещениях многоквартирных домов.

(п. 1.1 в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 16.06.2010 N 2333)

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Жилищным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Ярославской области и органов городского самоуправления.

1.3. Основной задачей Комиссии является ликвидация задолженности граждан по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

2. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ КОМИССИИ

2.1. Образование Комиссии и утверждение ее состава осуществляется главой территориальной администрации мэрии города Ярославля.

2.2. В состав Комиссии входит председатель Комиссии, заместитель председателя Комиссии, секретарь Комиссии, члены Комиссии.

Председателем Комиссии является первый заместитель главы территориальной администрации, который осуществляет руководство, организует работу и ведет заседания Комиссии.

(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 16.06.2010 N 2333)

Заместителем председателя Комиссии является начальник жилищно-коммунального отдела территориальной администрации мэрии города Ярославля, который исполняет обязанности председателя Комиссии в его отсутствие.

Секретарь Комиссии ведет делопроизводство.

В состав Комиссии также входят: юрисконсульт территориальной администрации, иные работники территориальной администрации по усмотрению главы территориальной администрации, представители управляющих организаций и товариществ собственников жилья (по согласованию), представители департамента городского хозяйства мэрии (по согласованию).

(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 16.06.2010 N 2333)

3. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ КОМИССИИ

3.1. Основными функциями Комиссии являются:

— выявление и анализ причин возникновения задолженности граждан по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги;

— рассмотрение обоснованности доводов неплательщика о причинах возникновения задолженности;

— определение способов, порядка и сроков погашения задолженности в случаях наличия уважительных причин, препятствующих немедленной ликвидации задолженности;

— выдача предупреждений о необходимости погашения задолженности в установленный срок;

— участие в подготовке материалов для обращения в суд с иском о взыскании задолженности;

— проведение разъяснительной работы с гражданами о необходимости своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

— ведение отчетности по итогам работы Комиссии.

3.2. При осуществлении функций Комиссия имеет право:

— приглашать на заседания Комиссии граждан, имеющих задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги;

— запрашивать в установленном порядке документы по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;

— принимать решения рекомендательного характера по вопросам оформления исковых заявлений о взыскании задолженности по договору социального найма в судебном порядке и подготовке материалов для подачи исковых заявлений о принудительном выселении должников из занимаемых по договору социального найма жилых помещений;

(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 05.04.2018 N 519)

— вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;

— взаимодействовать с управлением Федеральной службы судебных приставов по вопросам исполнения судебных решений о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и о принудительном выселении должников из занимаемых по договору социального найма жилых помещений.

(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 05.04.2018 N 519)

4. ПОРЯДОК РАБОТЫ КОМИССИИ

4.1. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. График заседания Комиссии составляется ежеквартально, утверждается председателем Комиссии и направляется каждому из членов Комиссии.

4.2. Заседание Комиссии считается правомочным при наличии на заседании не менее половины ее состава.

4.3. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании Комиссии, о чем делается запись в протоколе. В случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.

4.4. Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем. Протокол заседания Комиссии утверждается главой территориальной администрации в течение трех рабочих дней со дня заседания Комиссии.

(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 05.04.2018 N 519)

4.5. Выписки из протокола заседания Комиссии в течение 5 рабочих дней со дня заседания Комиссии выдаются или направляются гражданам, в отношении которых рассматривался вопрос о погашении задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 05.04.2018 N 519)

4.6. Организационное обеспечение работы Комиссии осуществляется жилищно-коммунальным отделом территориальной администрации мэрии города Ярославля.

5. ОТЧЕТНОСТЬ

Ежемесячно до 10 числа следующего за истекшим месяца Комиссия составляет и направляет в департамент городского хозяйства мэрии отчет по итогам работы Комиссии установленной формы (приложение).

Первый зам. мэра
г. Ярославля
В.В.ВЕЛИЧКО

С 1 января 2024 г. перестает действовать мораторий на начисление пени и отключение коммунальных услуг за несвоевременную оплату (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 г. N 424). Управляющие компании и исполнители коммунальных услуг снова получат право начислять пеня в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ с 31-го дня несвоевременной оплаты и 1/130 от ставки рефинансирования ЦБ РФ с 91-го дня.

Понятно, что финансовое положение не всем позволяет единовременно рассчитаться с накопившимися долгами. А учитывая, что с апреля (с момента введения моратория на пени) сумма долга могла накопиться более чем солидная, не стоит забывать о том, что с управляющей компанией или исполнителем коммунальной услуги можно заключить соглашение о погашении задолженности. Это позволит исключить не только отключение коммунальных услуг, но и судебное принудительное взыскание задолженности. Также нужно отметить, что наличие соглашения о погашении задолженности позволит претендовать на получение субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, которые при наличии задолженности не предоставляются. А при наличии соглашения и выполнения ряда других условий – вы сохраните право на получение субсидии.

Второе, о чем следует сказать, это о том, что прекращает свое действие мораторий на поверку индивидуальных приборов учета, введенный все тем же Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. N 424.

С апреля 2020 года если у индивидуальных приборов учета истек межповерочный интервал можно было продолжать его использовать, передавать его показания, ну а управляющие/ресурсоснабжающие организации были обязаны показания таких приборов учета принимать. С 1 января 2024 г эта возможность закончилась. И прибор у которого истек срок поверки, будет считаться неисправным, пока не пройдет повторную поверку.

Показания такого прибора учета приниматься не будут. Первые 3 месяца управляющая компания обязана будет считать по среднему за прошедшие полгода. А последующие месяцы – по нормативу на количество зарегистрированных в квартире человек.

Поэтому, если в 2020 году у вас истекли сроки поверки счетчиков, рекомендуем провести повторную поверку в ближайшие месяцы.

Также с 1 июля 2020 года вступило в силу важное изменение, касающееся приборов учета электроэнергии. За приборы учета электроэнергии в многоквартирных домах теперь отвечают гарантирующие поставщики (Энергосбыты). Это означает, что их установка, поверка, замена теперь полностью проводится и, что самое важное, оплачивается за счет средств гарантирующего поставщика (Энергосбыта). Собственники помещений теперь за это не платят. Введено это было Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ.

Но при этом собственники все также обязаны передавать показания счетчиков электроэнергии каждый месяц до 25 числа.

Заметно изменились правила пожарной безопасности в многоквартирных домах.

Теперь запрещено демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир. Ответственность за сохранность общего имущества и исполнение требований пожарной безопасности лежит на управляющей организации. Штрафовать за нарушение, таким образом, тоже будут их. Именно управляющие обязаны будут взаимодействовать с гражданами если люки заварили/зашили, а лестницу демонтировали.

За отсутствие подъездных или тамбурных дверей, а также за неработающие доводчики на них также своими деньгами будет отвечать управляющая организация.

Новшества есть и более радикальные. Они касаются шлагбаумов, откатных ворот, бетонных блоков на проездах во дворах. Теперь к ним предъявляются требования повышенной строгости. В частности, открываться они теперь должны незамедлительно по приезду пожарных. Требуется обеспечить либо круглосуточного вахтера возле шлагбаума, либо домофон, по сигналу с которого 24-часа в сутки была бы возможность ворота открыть. А вот вариант с номером телефона на воротах исходя из требований законодательства больше не работает.

Новые противопожарные правила были введены Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479.

30 декабря 2020 г. президентом был подписан Федеральный закон от 30.12.2020 № 494-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий”.

Закон очень объемный (118 страниц), очень спорный и вызывает существенные нарекания большого количества экспертов. Фактически речь идет о введении «реновации» в регионах, в интересах застройщиков.

Его обзор мы напишем чуть позже.

  1. Пени на просроченные оплаты услуг ЖКХ не начисляются и не взыскиваются с 6 апреля 2020 года до 1 января 2024 года. Причем, по долгам которые образовались и до 6 апреля.
  2. До 1 января 2024 года за неуплату ЖКХ не будут отключать газ, воду, электричество и прочее.
  3. Если у вас оформлена субсидия на ЖКХ, она автоматически продлена до 1 октября 2020 года.
  4. Приостановлена поверка счетчиков. Счётчики на воду, электричество можно использовать до 1 января 2024 года даже, если период поверки просрочен.
  5. В Москве отменена плата за капремонт с апреля по июнь 2020 года. Многие москвичи должны были это заменить с счетам на оплату коммунальных услуг.

С 2016 года действует упрощённый механизм взыскания – судебным приказом.

Управляющей компании достаточно обратится в суд.

Для этого:

  • сумма долга должна быть менее 500 000 рублей,
  • управляющая компания должна представить документы, подтверждающие задолженность и информация о месте проживания должника.

На основании документов мировой судья единолично без судебного разбирательства и присутствия сторон выносит судебный приказ.

На оплату долга дается, как правило, пять дней со дня поступления заявления со стороны взыскателя. Параллельно приказ направляется к приставам, а копия приказа – должнику. У должника есть право представить возражения в течение 20 дней со дня направления ему копии.

Имейте в виду, что при наличии судебного приказа, приставы и УК имеют право получить данные о счетах должника через налоговую инспекцию.

При наличии долгов, ваш счет может быть заблокирован, долги списаны.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, от 27.08.2012 N 857, от 16.04.2013 N 344, от 14.05.2013 N 410, от 22.07.2013 N 614, от 19.09.2013 N 824, от 17.02.2014 N 112, от 25.02.2014 N 136, от 26.03.2014 N 230, от 24.09.2014 N 977, от 14.11.2014 N 1190, от 17.12.2014 N 1380, от 14.02.2015 N 129, от 04.09.2015 N 941, от 25.12.2015 N 1434, от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232, от 27.06.2017 N 754, от 09.09.2017 N 1091, от 27.03.2018 N 331, от 15.09.2018 N 1094, от 15.12.2018 N 1572, от 21.12.2018 N 1616, от 21.12.2018 N 1622, от 28.12.2018 N 1708, от 23.02.2019 N 184, от 22.05.2019 N 637, от 13.07.2019 N 897, от 29.06.2020 N 950, от 21.12.2020 N 2184, от 29.12.2020 N 2339, от 01.02.2021 N 93, от 02.03.2021 N 299)

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

изменения, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.

2. Установить, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением:

а) применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил;

Обязателен ли досудебный порядок при взыскании по коммунальным платежам

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.2012 N 857, от 16.04.2013 N 344, от 14.05.2013 N 410, от 22.07.2013 N 614, от 19.09.2013 N 824, от 17.02.2014 N 112, от 25.02.2014 N 136, от 26.03.2014 N 230, от 14.02.2015 N 129, от 04.09.2015 N 941, от 25.12.2015 N 1434, от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232, от 27.06.2017 N 754, от 09.09.2017 N 1091, от 27.03.2018 N 331, от 15.09.2018 N 1094, от 15.12.2018 N 1572, от 21.12.2018 N 1616, от 21.12.2018 N 1622, от 28.12.2018 N 1708, от 23.02.2019 N 184, от 22.05.2019 N 637, от 13.07.2019 N 897, от 29.06.2020 N 950, от 21.12.2020 N 2184, от 29.12.2020 N 2339, от 01.02.2021 N 93, от 02.03.2021 N 299)

3. Условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие:

а) коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, а именно:

с момента возникновения права собственности на жилое помещение — собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам;

с момента предоставления жилого помещения жилищным, жилищно-строительным кооперативом — члену жилищного, жилищно-строительного кооператива и проживающим с ним лицам;

со дня заключения договора найма — нанимателю жилого помещения по такому договору и проживающим с ним лицам;

со дня заключения договора аренды — арендатору жилого помещения и проживающим с ним лицам;

со дня выдачи застройщику (лицу, обеспечивающему строительство многоквартирного дома) разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию — застройщику (лицу, обеспечивающему строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в многоквартирном доме, не переданных им иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

со дня выдачи застройщику (лицу, обеспечивающему строительство многоквартирного дома) разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, но не ранее принятия помещения в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче, — лицу, принявшему от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) указанное помещение по передаточному акту или иному документу о передаче; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

б) состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;

в) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению — круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1;

г) предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;

д) качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам;

е) техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.

4. Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:

а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, — в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, — в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования); (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

19. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать:

а) дату и место заключения договора;

б) наименование, адрес, реквизиты расчетного счета и иную контактную информацию исполнителя;

в) следующие сведения о потребителе:

для физического лица — фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии); (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2019 N 897)

для юридического лица — наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон;

г) адрес помещения в многоквартирном доме или жилого дома (домовладения), собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади помещения или жилого дома (домовладения), общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, площади жилых и нежилых помещений, вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

д) наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг);

е) требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги (коммунальных услуг);

ж) порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным указанным в настоящих Правилах способом;

з) сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приема показаний приборов учета. После присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в договор включаются положения об осуществлении сбора, обработки и передачи показаний приборов учета электрической энергии в автоматическом режиме с использованием такой системы; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2013 N 344, от 29.06.2020 N 950)

и) периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей;

к) порядок определения объема предоставленных коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги, в том числе порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги по электроснабжению и размера платы за указанную коммунальную услугу с применением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также порядок, срок и форму внесения платы за коммунальные услуги; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614)

л) меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставленные потребителю коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае предоставления таких мер);

м) адрес и способ доставки потребителю платежного документа для оплаты коммунальных услуг; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

33. Потребитель имеет право:

а) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества;

б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614)

в) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;

г) получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг;

д) требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

д(1)) требовать изменения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению с учетом социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в случаях и порядке, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими порядок установления и применения такой социальной нормы, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности); (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614)

е) требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ж) требовать от представителя исполнителя предъявления документов, подтверждающих его личность и наличие у него полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение потребителя для проведения проверок состояния приборов учета, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета, снятия показаний приборов учета, для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения ремонтных работ, ликвидации аварии и для совершения иных действий, указанных в настоящих Правилах и договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг (наряд, приказ, задание исполнителя о направлении такого лица в целях проведения указанной проверки либо иной подобный документ);

з) принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности, за исключением случаев установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий в соответствии с пунктом 80(1) настоящих Правил возложено на гарантирующего поставщика или сетевую организацию; (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)

Долги за ЖКХ взыщут после 1 января 2024 года

80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Начиная с 1 января 2022 г. допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с учетом абзаца второго пункта 80(1) настоящих Правил. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.06.2020 N 950, от 21.12.2020 N 2184)

80(1). Установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)

Гарантирующие поставщики в целях организации учета электрической энергии после истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики. Проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, допускается до 1 января 2025 г. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до проведения такой поверки показания такого прибора учета электрической энергии используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено их соответствие метрологическим требованиям, то объем потребленной электрической энергии должен быть пересчитан в соответствии с подпунктом «г» пункта 59 настоящих Правил. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2184)

Определение мест установки приборов учета, установка, поверка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.06.2020 N 950, от 21.12.2020 N 2184)

Эксплуатация индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилом доме (домовладении) осуществляется собственником прибора учета электрической энергии в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

С 1 января 2024 года вступили в силу Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314).

Документ устанавливает, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах определяются потребителями или по их поручению теми организациями, которые управляют домом. Они организуют накопление отходов в местах, являющихся общедомовым имуществом, и уведомляют об этих местах оператора по обращению с такими отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.

Как объяснила юрист адвокатского бюро «S&K вертикаль» Ирина Орешкина, принятые правительством меры направлены на поддержку населения и на частичное ослабление финансовой нагрузки на людей. И ни в коем случае данное постановление не может быть истолковано как основание для полного отказа потребителей от оплаты предоставляемых коммунальных услуг.

Также с 1 июля 2020 года вступило в силу важное изменение, касающееся приборов учета электроэнергии. За приборы учета электроэнергии в многоквартирных домах теперь отвечают гарантирующие поставщики (Энергосбыты). Это означает, что их установка, поверка, замена теперь полностью проводится и, что самое важное, оплачивается за счет средств гарантирующего поставщика (Энергосбыта). Собственники помещений теперь за это не платят. Введено это было Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ.

Но при этом собственники все также обязаны передавать показания счетчиков электроэнергии каждый месяц до 25 числа.

Что касается правил получения субсидий, то тут тоже произошли изменения. Как мы знаем, при наличии задолженности по оплате ЖКУ в предоставлении субсидии отказывают. Если раньше в пакете документов требовалось среди прочего приложить справку об отсутствии задолженности по оплате ЖКУ, или соглашение о реструктуризации задолженности, теперь эта обязанность исключена. Вся информация о долгах должна быть внесена в систему ГИС ЖКХ и именно оттуда её должны брать органы соцзащиты. Более того, долгом при первичной подаче документов теперь считается только задолженность, подтвержденная вступившим в силу решением суда.

Работать это правило начнет с 1 июля 2024 г, а введено оно было Федеральным законом от 28.11.2018 N 442-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2020 N 509-ФЗ).

Интересно, что период, по которому считают доход обратившегося за субсидией гражданина теперь определяется несколько иначе. Если раньше это были полгода предшествующие дате обращения, то теперь это полгода предшествующие полугодовому периоду, предшествующему дате обращения. Таким образом, если гражданин обратится за получением субсидии 11 января 2024 года, то считать ваш доход будут за период с января по июль 2020 года. Введено это было Постановлением Правительства РФ от 29.04.2020 N 604.

Заметно изменились правила пожарной безопасности в многоквартирных домах.

Теперь запрещено демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир. Ответственность за сохранность общего имущества и исполнение требований пожарной безопасности лежит на управляющей организации. Штрафовать за нарушение, таким образом, тоже будут их. Именно управляющие обязаны будут взаимодействовать с гражданами если люки заварили/зашили, а лестницу демонтировали.

За отсутствие подъездных или тамбурных дверей, а также за неработающие доводчики на них также своими деньгами будет отвечать управляющая организация.

Новшества есть и более радикальные. Они касаются шлагбаумов, откатных ворот, бетонных блоков на проездах во дворах. Теперь к ним предъявляются требования повышенной строгости. В частности, открываться они теперь должны незамедлительно по приезду пожарных. Требуется обеспечить либо круглосуточного вахтера возле шлагбаума, либо домофон, по сигналу с которого 24-часа в сутки была бы возможность ворота открыть. А вот вариант с номером телефона на воротах исходя из требований законодательства больше не работает.

Новые противопожарные правила были введены Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479.

30 декабря 2020 г. президентом был подписан Федеральный закон от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».

Закон очень объемный (118 страниц), очень спорный и вызывает существенные нарекания большого количества экспертов. Фактически речь идет о введении «реновации» в регионах, в интересах застройщиков.

Его обзор мы напишем чуть позже.

21482

22336

Фото 26419

24680

Фото 27167

Фото 27001

Должники смогут получить субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг

Если жилец долго не платит за квартиру, у обслуживающей организации или поставщика услуг непременно возникнет вопрос, как взыскать задолженность через суд. Однако обе стороны заинтересованы в досудебных мерах решения проблемы, в которые входят следующие этапы:

  • составление претензии на имя должника;
  • уведомление о долге и необходимости погашения;
  • заключение соглашения о реструктуризации долга;
  • предупреждение о возможности отключения газа, воды, электричества;
  • отключение коммунальных услуг за неуплату, если ее срок превысил 90 дней.

Отправление претензии должнику в жилищно-коммунальных спорах не является обязательным этапом. Истец может инициировать судебный процесс, минуя эту досудебную меру. Но поскольку многие неплательщики просто не задумываются о последствиях своих деяний, зачастую напоминания о них бывает достаточно.

Для того чтобы мера возымела действие, нужно:

  1. Изложить суть спора, предоставив полные данные о периоде и сумме задолженности.
  2. Предложить оплатить коммунальные услуги добровольно.
  3. Упомянуть возможность реструктуризации долга.
  4. Перечислить последствия игнорирования претензии:
    • судебный спор;
    • расходы должника на представителя и прочие судебные издержки;
    • исполнительное производство с перспективой описи имущества.

Претензия может выглядеть следующим образом.

Уведомление о задолженности носит информативный характер. Этот документ обычно направляется через 3 месяца с момента образования долга. В уведомлении следует указать:

  • наименование и реквизиты управляющей организации;
  • данные неплательщика;
  • размер долга;
  • период его формирования;
  • сумму дополнительных начислений в виде штрафных санкций (пени);
  • сроки погашения;
  • время встречи для выяснения обстоятельств;
  • возможность получения субсидии;
  • последствия неуплаты, например, отключение услуг;
  • дату составления документа.

Уведомление можно вручить должнику лично под роспись или направить заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае стандартной задержки оплаты начисление пени за просрочку коммунальных платежей в 2024 году происходит в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ:

  • если платеж не проведен с 31 по 90 день после последней оплаты, за каждый день начисляется 1/300 от ставки рефинансирования (то есть 1/300 от 7,5%);
  • после 91 дня просрочки платежа процент составит 1/130 от ставки рефинансирования (1/130 от 7,5%).

Встреча с должником позволит выяснить, почему он не вносит плату за коммунальные услуги. Иногда это вызвано обстоятельствами, не зависящими от него лично, например, потерей дееспособности.

В связи с тем, что судебная система Российской Федерации имеет многоуровневую организацию, важно учитывать подсудность, чтобы сэкономить свое время при подаче искового заявления о взыскании коммунальных платежей.

При выборе уровня суда стоит ориентироваться на общую сумму (цену), заявленную в иске. Например, решение суда о взыскании коммунальных платежей с зарегистрированных лиц или с собственника помещения должно приниматься по следующим правилам подсудности:

  • если обслуживающая организация или поставщик услуг требует выплатить в общей сложности до 50 тысяч рублей, спор решается у мирового судьи;
  • если цена иска превышает 50 тысяч, следует обращаться в районный суд.

В исковом производстве рассмотрение коммунального спора начинается с подачи иска о взыскании платежей. Заявление, кроме стандартных данных об ответчике и истце, должно включать в себя:

  • адрес жилья;
  • период задолженности;
  • сумму долга;
  • период просрочки, сумму пени и штрафов;
  • судебные издержки, которые следует взыскать с должника;
  • расходы, понесенные на отключение или подключение услуг;
  • принятые досудебные меры. Они станут дополнительным аргументом в пользу истца.

Если ресурсы потреблены, счет выставлен, а оплата так и не поступила, необходимость взыскания долга очевидна. Как правило, иск удовлетворяется полностью. Однако, как показывает судебная практика по взысканию задолженности по коммунальным платежам, судьи стремятся поддержать потребителя в сложных обстоятельствах. Например, они предлагают заключить мировое соглашение между сторонами. Поэтому должнику стоит явиться на заседание, а не избегать его.

Мировое соглашение позволяет разработать приемлемый для сторон график погашения задолженности.

Если договориться не удается, ответчик вправе озвучить в суде свои возражения. При наличии уважительных обстоятельств это может привести к значительному сокращению суммы иска за счет пересмотра пени по решению суда.

Подготавливая заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по ЖКХ, обязательно учитывают следующие нюансы:

  1. Предъявление документа осуществляется в орган, прописанный в договоре. Ввиду этого в контракт с УК следует внести условия о подсудности дела при возникновении спорных моментов. К примеру, написать, что конфликтные ситуации, вытекающие при управлении МКД, необходимо разрешать через органы высшей власти по адресу подписания бумаги или по месту фактического расположения обслуживающей фирмы.
  2. В заявке прописываются сведения об организации, которая намерена взыскивать недоимку – название и месторасположение. Информация о гражданине:
    • именной формуляр;
    • адрес проживания;
    • дата рождения;
    • данные о трудоустройстве;
    • список требований;
    • доказательная база о задолженности;
    • расчетный счет РСО, УК или ТСЖ.

По словам Дмитрия Ильиных, директора управляющей компании «Город» и «Фирмы ПЖЭТ-2» г. Барнаула, проблема задолженности по ЖКХ актуальна для всех управляющих компаний.

– По статистике, 3-5 процентов населения не платят, что приводит к накоплению больших долгов управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями.

Чтобы ее решить, управляющая компания ведет в отношении заядлых неплательщиков претензионную и разъяснительную работу среди населения, подключает к этому советы домов. Если эти меры не помогают, судится с собственниками. Помимо судов действенный способ для должников – временное ограничение услуг водоотведения, то есть подачи воды в канализацию. Это, как правило, имеет большой эффект, люди изыскивают средства на погашение долга. Электричество отключить для УК более проблематично, например в старых домах щитки могут находиться в квартирах.

По поводу коллекторских агентств Дмитрий Ильиных отметил:

– Вообще, не понимаю, почему их в свое время запретили. Беспредел, который транслируется по телевидению, это человеческий фактор, и тут уже вопросы к конкретному коллекторскому агентству. Другой вопрос, когда задолженность продают, это уже неправильно.

Владимир Кучев, руководитель МУП «УК «Центральная» Центрального района г. Барнаула рассказал, что давно и эффективно работает по агентской схеме с СГК и водоканалом по взысканию долгов.

– Вместо того чтобы заниматься только своими прямыми обязанностями – чинить кровли, фасады, убирать придомовую территорию, мы вынуждены большую часть времени посвящать судам с ресурсоснабжающими организациями и жителями. Как еще получить долги с собственников жилья? Не делать этого мы не можем, поскольку с нами судятся ресурсовики и мы вынуждены им по решению суда выплачивать за просроченные долги жителей. Судиться с должниками затратно, иногда судебные приказы отменяют. Приставы часто закрывают взыскание актом о невозможности взыскания. Но тем не менее мы уже научились работать, и большинство задолженностей взимаем с потребителей силами УК.

По словам Владимира Кучева, если в цепочку «ресурсовик – УК – собственник» включить еще коллекторов, которым тоже надо платить, существует опасность, что управляющая компания снова останется крайней.

В настоящее время имеются все инструменты для планомерного взыскания долгов, в том числе ограничение услуг по электроснабжению, водоотведению. Если на стадии исполнения служба судебных приставов добросовестно примет меры по взысканию, то не потребуется лишняя прослойка – коллекторы – для выполнения, по сути, той же работы.

– По жилищному законодательству ресурсовики взыскивают долги не с собственников, а с управляющих компаний. Я считаю, что нужно, чтобы каждый занимался своим делом. Мы будем дома в порядке содержать, ресурсовики пусть занимаются сбором средств с населения за потребленные услуги. Это не должно быть головной болью УК.

Александр Подъяпольский, заместитель директора ООО «Темп» (теплоснабжающая организация), рассказал о ситуации с долгами за услуги ЖКХ в Тальменском районе:

– Мы обслуживаем многоквартирные дома в Тальменке, часть домов в Озерках, Ново-Перунове, Среднесибирском Тальменского района. За месяц собираем с населения 5 миллионов рублей. Задолженность собственников жилья превышает месячный сбор, он составляет около 6 миллионов. Мы работаем в районе два года, и каждый раз задолженность переходит на следующий год. Люди не хотят платить. Надеются, что с них это никто не взыщет. До нас сменилось в районе несколько МУПов, это ослабило платежную дисциплину. Сейчас мы должны «Газпрому» около 11 миллионов рублей с учетом задолженности юридических лиц. Но те постепенно рассчитываются, в отличие от населения. В случае когда собственники жилья не платят более трех месяцев, подаем на них в суд. Если примут законопроект о передаче долгов коллекторам, то можно будет таким образом решить вопрос с самыми крупными должниками. А пока у нас нет средств создавать какой-то аппарат, чтобы он отдельно работал с должниками, приходится заниматься самим всем подряд.


МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2007 года N 2330


Об утверждении Положения о комиссии по работе с должниками по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги

(с изменениями на 5 апреля 2018 года)

(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 16.06.2010 N 2333, от 05.04.2018 N 519)




В целях снижения размера задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Уставом города Ярославля


ПОСТАНОВЛЯЮ:


1. Утвердить Положение о комиссии по работе с должниками по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги территориальной администрации мэрии города Ярославля для каждой территориальной администрации, включенной в Перечень территориальных администраций мэрии города Ярославля (приложение).


2. Территориальным администрациям мэрии города Ярославля (Мамонтов А.Е., Удальцов А.Д., Мусинова Е.Ю., Сурова Л.В.):


(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 16.06.2010 N 2333, от 05.04.2018 N 519)


2.1. Образовать комиссии по работе с должниками по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и утвердить их состав.


2.2. Привести правовые акты глав территориальных администраций мэрии города Ярославля в соответствие с настоящим постановлением.


3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра — директора департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля Кузнецова М.А.


(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 16.06.2010 N 2333, от 05.04.2018 N 519)


4. Постановление вступает в силу с момента официального опубликования.



Первый зам. мэра
г. Ярославля
В.В.ВЕЛИЧКО


3.1. Основными функциями Комиссии являются:


— выявление и анализ причин возникновения задолженности граждан по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги;


— рассмотрение обоснованности доводов неплательщика о причинах возникновения задолженности;


— определение способов, порядка и сроков погашения задолженности в случаях наличия уважительных причин, препятствующих немедленной ликвидации задолженности;


— выдача предупреждений о необходимости погашения задолженности в установленный срок;


— участие в подготовке материалов для обращения в суд с иском о взыскании задолженности;


— проведение разъяснительной работы с гражданами о необходимости своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;


— ведение отчетности по итогам работы Комиссии.


3.2. При осуществлении функций Комиссия имеет право:


— приглашать на заседания Комиссии граждан, имеющих задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги;


— запрашивать в установленном порядке документы по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;


— принимать решения рекомендательного характера по вопросам оформления исковых заявлений о взыскании задолженности по договору социального найма в судебном порядке и подготовке материалов для подачи исковых заявлений о принудительном выселении должников из занимаемых по договору социального найма жилых помещений;


(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 05.04.2018 N 519)


— вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;


— взаимодействовать с управлением Федеральной службы судебных приставов по вопросам исполнения судебных решений о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и о принудительном выселении должников из занимаемых по договору социального найма жилых помещений.


4.1. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. График заседания Комиссии составляется ежеквартально, утверждается председателем Комиссии и направляется каждому из членов Комиссии.


4.2. Заседание Комиссии считается правомочным при наличии на заседании не менее половины ее состава.


4.3. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании Комиссии, о чем делается запись в протоколе. В случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.


4.4. Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем. Протокол заседания Комиссии утверждается главой территориальной администрации в течение трех рабочих дней со дня заседания Комиссии.


(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 05.04.2018 N 519)


4.5. Выписки из протокола заседания Комиссии в течение 5 рабочих дней со дня заседания Комиссии выдаются или направляются гражданам, в отношении которых рассматривался вопрос о погашении задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.


(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 05.04.2018 N 519)


4.6. Организационное обеспечение работы Комиссии осуществляется жилищно-коммунальным отделом территориальной администрации мэрии города Ярославля.


Ежемесячно до 10 числа следующего за истекшим месяца Комиссия составляет и направляет в департамент городского хозяйства мэрии отчет по итогам работы Комиссии установленной формы (приложение).



Первый зам. мэра
г. Ярославля
В.В.ВЕЛИЧКО



Приложение
к Положению о комиссии
по работе с должниками
по оплате за жилое помещение
и коммунальные услуги
территориальной администрации
мэрии города Ярославля


«УТВЕРЖДАЮ»

Глава территориальной администрации

____________ района мэрии города Ярославля

_________________ _______________________

(подпись) (Ф.И.О.)

__________________________________________

(дата)


Отчет за ________ месяц 200_ года

о работе комиссии по работе с должниками

по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги

территориальной администрации _________ района

мэрии города Ярославля

Количество проведенных заседаний комиссии

Количество нанимателей, приглашенных на заседание комиссии,

сумма задолженности (чел./тыс. руб.)

Принятые решения

Принятые меры по погашению задолженности на

основании решений Комиссии

До принятия радикальных мер касательно должника должно пройти не меньше 6 месяцев с момента последнего платежа за электроэнергию. Должник получает личное уведомление (под роспись), в котором указаны требования поставщика и предписание на их выполнение в 20-дневный срок. Основное требование – погашение задолженности. Для подтверждения законности действий все уведомления и предписания должны быть оформлены в письменном виде, факт получения подтверждает личная подпись должника.

Расчет квартплаты происходит на основании разработанных по установленной схеме гражданско-правовых договоров посредством подсоединения абонента к действующим коммунальным сетям для получения услуг на условиях компании поставщика.

Оплата коммунальных — это прямая обязанность организаций и граждан-собственников квартир и прочих жилых помещений. Она предусмотрена 153 статьей ЖК РФ. Однако, несмотря на закон, неплательщиков квартплаты не становится меньше. Они найдутся в любой многоэтажке. Как же должен действовать председатель ТСЖ и его правление, чтобы заставить нерадивых собственников оплатить услуги ЖКУ? Безусловно,вопрос решается только законными путями.

В России ужесточается работа со всеми категориями неплательщиков за электроэнергию и коммунальные услуги. С 5 декабря 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов». Цель изменений — повышение платежной дисциплины в отношении потребляемых ресурсов: электрической и тепловой энергии, газа, воды и водоотведения.

Последние изменения в документе ужесточают меры ответственности за уклонение от их погашения. Кроме начисления прогрессирующих штрафов и пени неплательщика ожидает ограничение подачи ресурсов, а затем их полное отключение.

Прежде чем предпринять подобные действия, стоит вспомнить, что они повлекут за собой еще более серьезные неприятности. Ст. 7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает применение штрафных санкций за самостоятельное подключение к электросетям и газопроводам:

  • при аварии или большой вероятности её возникновения;
  • при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • если потребитель незаконно подключился к общей сети;
  • если гражданин использует бытовые приборы/ машины, мощность которых превышает максимально допустимое напряжение в сети;
  • предписание контрольно-надзорных органов об ограничении эксплуатации сети.

После того, как погашение будет полностью осуществлено (или будет заключено соглашение о рассрочке), можно подавать в управляющую компанию заявление на повторное подключение электричества. Стоит эта услуга в пределах 1 тыс. рублей.

Законодательство РФ не устанавливает порог задолженности, при которой можно отключить свет за неуплату квартплаты. Тем не менее, в некоторых регионах были зафиксированы случаи, когда органы местной власти, ответственные за коммунальное обеспечение граждан, отключали квартиру за долг в 350 рублей.

Управляющая организация или группа собственников, объединенных в Товарищество, обладают правами на принятие определенных действий, которые будут пресекать безответственное отношение плательщиков коммунальных услуг. Однако имеют ли они право отключать свет за неуплату? Эксперты утверждают, что могут, но при этом они обязаны руководствоваться следующим:

Законодательное регулирование вопросов отключения электроэнергии за неуплату закрепляется постановлением правительства РФ № 624. Им с октября 2017 года установлена возможность отключение электричества любых организаций, в том числе бюджетных. Таким образом, долг за электроэнергию в любом размере может стать основанием для прекращения энергоснабжения детского сада или школы.

Если услуги по техническому обслуживанию одноквартирного или многоквартирного жилого дома предоставляются с недостатками (не в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов), перерасчет суммы оплаты за коммунальные услуги производится исходя из удельного веса стоимости соответствующей услуги или работы, в составе ежемесячной платы за техническое обслуживание жилого дома, количества полных календарных дней нарушения и количества календарных дней в месяце. Порядок расчета удельного веса стоимости отдельной услуги или работы, входящей в перечень услуг и работ по техническому обслуживанию жилого дома, устанавливается Министерством жилищно-коммунального хозяйства.

  • Требовать своевременного и в полном объеме предоставления ему жилищно-коммунальные услуги надлежащего качества;
  • Требовать от исполнителя соблюдать законодательство Беларуси и условий заключенного договора на оказание ЖКУ;
  • В случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь когда он имеет на это право, требовать пересчета платы за коммунальные услуги.

Как показали совместные рейды по квартирам неплательщиков контролеров и электриков УКП ЖКХ, ДУКПП «Водоканал», работников КДУП «ЕРЦ», мера достаточно эффективная. В районе за январь-март было выдано 217 предписаний на отключение коммунальных услуг. Сразу же после получения предупреждения внесли плату 172 человека. В 45 квартирах были отключены свет или вода.

Не внося плату за квартиру, можно ее лишиться. В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса из квартиры могут быть выселены граждане, наниматели жилого помещения госжилфонда, а совместно с ними и члены семей, имеющие без уважительных причин 6-месячную задолженность по плате за ЖКУ и плате за пользование жилым помещением. В этом случае решение принимает суд. Должникам предоставляется другое помещение меньшей площади или уступающее прежнему по потребительским качествам, например, там может не оказаться каких-либо удобств. Возможно, такое жилье будет расположено за пределами города.

В конце 1980-х годов, фактически унаследовав советскую систему ЖКХ, где коммунальный и жилищный фонды находились в собственности государства и содержались за счет значительных бюджетных дотаций, белорусскому жилищно-коммунальному хозяйству пришлось решать многочисленные задачи по развитию и совершенствованию правовой и методической базы, реформированию отрасли, привлекать специалистов высокой квалификации, обладающих профессиональной подготовкой и достаточным опытом практической работы.

– В соответствии со ст. 33 Жилищного кодекса Республики Беларусь совершеннолетние дееспособные члены, бывшие члены семьи собственника жилого помещения частного жилищного фонда, нанимателя жилого помещения государственного жилфонда несут солидарную ответственность по задолженности за ЖКУ с даты вселения в жилое помещение, если иное не установлено письменным соглашением о порядке пользования жильем. Если плата за услуги не внесена или внесена несвоевременно, задолженность на основании исполнительной надписи нотариуса может быть взыскана с любого из совершеннолетних членов семьи наравне с собственником (нанимателем) жилья как полностью, так и в части долга. Это относится и к бывшим членам семьи собственника или нанимателя, которые продолжают проживать в жилом помещении, – отвечает Нина Минюк.

Между прочим, с необходимостью взыскать долг по коммунальным платежам сталкиваются не только ЖЭСы. Как заметила Нина Петровна, в такой ситуации оказываются товарищества собственников и организации застройщиков, самостоятельно эксплуатирующие жилищный фонд. Не застрахован от проблемы и арендодатель, ведь среди тех, кто снимает жилье, немало недобросовестных людей.

– Я думаю, все знают, что коммунальные услуги должны быть оплачены до 25 числа. С этого дня наши сотрудники начинают работать по должникам. Если задолженность составляет один месяц – они разговаривают с владельцем лицевого счета по телефону, лично посещают должника и высылают ему под роспись официальное предупреждение. Тех, кто проживает в другой местности, предупреждаем SMS-сообщениями, пишем на электронную почту. Такая настойчивость имеет силу: большинство людей рассчитывается. В работе с должниками очень важно не выпустить ситуацию из рук.

Еще 6 600 рублей долга было за теми, кто не рассчитывался с коммунхозом больше двух месяцев. Люди накапливают долг за «коммуналку», порой не задумываясь, что оплатить его будет вдвойне тяжелее. Им нет никакого дела и до коммунхоза, который обязан регулярно рассчитываться с поставщиками природного газа, электроэнергии, приобретать горюче-смазочные материалы и т.д. А между тем 23 600 рублей, которые задолжало население, для Дрогичинского ЖКХ – это серьезная сумма.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Законники, 2024 | Все права защищены