Контракт с единственным поставщиком по 44-фз до 100 тысяч образец

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контракт с единственным поставщиком по 44-фз до 100 тысяч образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Типовые контракты состоят из двух частей: постоянной и переменной. Когда заполняете типовой контракт, меняйте только переменную часть. Постоянную часть заказчики изменять не могут, кроме исключительных случаев.
Внимание: в случае изменения постоянной части контракта, работник контрактной службы или контрактный управляющий заплатит штраф 3000 руб. по части 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Переменную часть заказчик может поменять, в процессе подготовки проекта контракта, внеся в контракт условия победителя закупки. Такой вывод следует из части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, пункта 7 Правил № 606.

Заполнять переменную часть разделов типового контракта следует одним из двух следующих способов:

1.1 Выберите один из вариантов, предусмотренных контрактом.

Как составляются контракты по 44-ФЗ

Так называется способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры. Контрагентом заказчика становится юридическое или физическое лицо, которое он выбирает сам. Закон 44-ФЗ дает заказчику право прибегать к такому методу в строго определенных случаях. Однако по своему желанию он может провести в такой ситуации конкурентную процедуру. Ведь закупка у единственного поставщика чаще всего не является обязанностью заказчика — это лишь его право.

Если сумма контракта не превышает 300 000 рублей, заказчик может заключить его напрямую. Но есть дополнительные условия — годовой объем таких контрактов не должен быть более:

  • 2 млн или 5% от совокупного годового объема закупок этого заказчика;
  • 50 млн рублей.

Закупать таким образом можно любые товары или услуги, в том числе и однотипные. Но нельзя дробить 1 контракт на несколько таким образом, чтобы каждый из них укладывался в объем малой закупки.

Например, заказчик купил несколько компьютеров на общую сумму 260 000 рублей. Спустя полгода он купил пару копировальных аппаратов на общую сумму 150 000 рублей. Стоимость каждого контракта меньше 300 000, поэтому покупка производилась у единственного поставщика. Между сделками прошло много времени, плюс контракты заключались с разными поставщиками. Никаких подозрений такие закупки не вызовут.

Другое дело, если нужно было закупить партию из 20 компьютеров по цене около 50 000 рублей каждый. Чтобы не проводить конкурентную процедуру, заказчик решил разбить покупку на 4 контракта по 5 компьютеров. Сумма каждого контракта будет равна 250 000 рублей, поэтому на первый взгляд все законно. Однако тут налицо все признаки дробления контракта: однотипный товар, купленный за небольшой промежуток времени у одного поставщика. Так делать нельзя — нужно проводить конкурентную закупку.

Заказчики любят малые закупки за то, что контракты заключаются по простой схеме, без проведения конкурсов или аукционов. Им не нужно:

  • отражать каждую такую закупку в плане-графике. Достаточно указать в нем общую сумму малых закупок за год;
  • публиковать в ЕИС извещение о проведении закупки у единственного поставщика;
  • размещать в системе сведения о заключенном контракте.

Произошли определенные события, которые с большой долей вероятности приведут к аварии, и заказчик об этом знает. Может ли он для предотвращения последствий этой аварии приобрести товары, работы или услуги на основании контракта с единственным поставщиком?

Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла. А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.

Авария случилась, ее последствия уже наступили. Прошло определенное время, и заказчик заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на это происшествие. Правильно ли он поступил?

Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры. Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки. Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.

В определенных случаях о проведении закупки у единственного поставщика нужно уведомить ФАС. Это необходимо, если контракт заключается в соответствии с пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. Например, это закупка товаров, работ и услуг, которые необходимы для ликвидации последствий аварии и оказания неотложной медпомощи.

Проверяется правомерность закупки по простому алгоритму:

  1. Заказчик направляет в ФАС уведомление не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.
  2. Это уведомление рассматривается контролирующим органом, затем выносится решение, правомерно ли заказчик заключил контракт.
  3. Составляется докладная записка.
  4. Если нарушений нет, заказчику об этом не сообщается.
  5. Если обнаружены нарушения, в отношении заказчика проводится внеплановая проверка, и он заранее об этом уведомляется.

Кроме того, во многих случаях заказчик при заключении контракта с единственным поставщиком должен определить его цену и обосновать ее. Это обоснование включается в текст контракта. Все случаи, когда это необходимо, перечислены в части 4 статьи 93 закона 44-ФЗ.

Норма Закона №44-ФЗ Ограничения по годовому объему закупок
п.4 ч.1 ст.93 2 млн.р. или 10% СГОЗ, но не более 50 млн.р.
п.5 ч.1 ст.93 (учреждения культуры, архивы) 5 млн.р. или 50% СГОЗ, но не более 30 млн.р.

Теперь (с «01» октября 2020 г.) для закупок товаров по п.4, п.5 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ появится возможность увеличить лимит с 600 тыс. до 3 млн. руб., но с обязательным условием, что такие закупки будут проводиться с использованием электронной площадки (ст. 93 Закона №44-ФЗ дополняется ч. 12).

Здесь важно обратить внимание на два момента:

  1. новый механизм будет применим только при закупке товаров, т.е. только товары можно будет закупать на сумму до 3 млн. рублей. Работы, услуги, как и прежде до 600 тыс.
  2. Ограничения по годовому объему закупок остаются не измененными,

    — 2 млн.р. или 10% СГОЗ, но не более 50 млн.р. (п.4 ч.1 ст.93),

    — 5 млн.р. или 50% СГОЗ, но не более 30 млн.р. (п.5 ч.1 ст.93).

В соответствии с ч.4 ст.105 Закона № 44 действия (бездействия) заказчика, комиссии, оператора ЭП при проведении закупки товаров у единственного поставщика на основании ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ (в отличие от контрактов, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 ч.1 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ) могут быть обжалованы.

Процедура обжалования в данном случае ничем не отличается от процедур обжалования других электронных процедур, предусмотренных Законом №44-ФЗ.

Срок обжалования — в любое время определения поставщика, но не позднее чем через 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении заявок или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

Механизм осуществления закупки товаров у единственного поставщика в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ больше схож с механизмом проведения запроса котировок и электронным аукционом, чем с привычным механизмом заключения контракта с единственным поставщиком, при этом главными преимуществами нового механизма являются:

  • скорость проведения закупки при стоимости до 3 млн.р. (всего за 4 р.д. с момента размещения извещения Заказчик может заключить контракт);
  • высокая экономия денежных средств Заказчика (оператор ЭП формирует 5 заявок с наименьшей ценой);
  • стоимостной лимит до 3 млн. рублей, даже не смотря на имеющиеся ограничения по годовому объему закупок (табл.1), данный механизм будет актуален как для крупных Заказчиков с большим объемом СГОЗ (например, СГОЗ – 1 млрд.р., соответственно используя данный механизм Заказчики по п.4. ч.1 ст.93 Закона № 44 – ФЗ могут закупить товаров на сумму до 50 млн. р., т.е. заключить 17 контрактов до 3 млн.р., вместо 84 контрактов до 600 тыс. р.), так и для более мелких Заказчиков, которые разово могут закупить необходимые товары, не плодя при этом большое количество контрактов);
  • прозрачность процедуры выбора победителя.

Есть, и недостаток у данной процедуры – привязка к КТРУ:

  • описание товара должно строго соответствовать КТРУ, описание дополнительных требований заказчика к товару не предусмотрено (в отличие от обычной конкурентной закупки, в которой описание объекта закупки из КТРУ при необходимости можно дополнить необходимыми заказчику характеристиками),
  • если товара нет в КТРУ, провести ЗМО до трех миллионов используя рассмотренный механизм не представляется возможным.

Тем не менее, мы уверены, что в большинстве случаев, Заказчики смогут применить и по достоинству оценить новый механизм проведения закупок товаров у единственного поставщика, в связи с чем ждем скорейшего вступления в силу ч.12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ — с «01» октября 2020 г. (изначально планировалось вступление уже с «01» июля 2020 г.).

Главный менеджер
ООО «Центр подрядных торгов в строительстве»
Кособокова Екатерина

  • ФАС
  • Арбитраж
  • Недвижимость
  • Юридические услуги

Федеральный закон № 44-ФЗ дает заказчику право на заключение контракта до 300 тысяч рублей в том случае, если годовой объем закупок по этому основанию не превышает 2 млн. руб. или не превышает 5% от СГОЗ и не составляет более 50 млн. рублей.

Данная процедура закупки является одной из самых быстрых и простых в документации для заказчика. Например, необходимо заключить договор на техническое обслуживание транспортного средства, оказание услуг экспертов, курьерские услуги и т.д.

Проще всего осуществить закупку малого объема. Закупать можно до тех пор, пока у заказчика имеются на то лимиты денежных средств, однако, не стоит забывать об ограничениях. К примеру, если субъект, с которым заказчик намеревается заключить контракт, является монополистом, например «Почта России», и даже если закупка будет по сумме до 300 тысяч рублей, контракт необходимо заключать по основанию, предусмотренному п.1.ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Такую закупку могут осуществлять заказчики, являющиеся государственным или муниципальным учреждением культуры, основной деятельностью которых является сохранение и популяризация объектов культурного наследия, а также иные государственные или муниципальные образовательные учреждения и иные учреждения, перечисленные в п.5.ч.1.ст.93. При этом сумма контракта не должна превышать 600 тысяч рублей, годовой объем закупок не должен быть выше 5 млн. руб или не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не составляет более чем 30 млн. руб

Устанавливать обеспечение контракта, составлять расчет и обоснование цены, как и в случае с закупкой до 300 тысяч, не нужно.

Как и заключение любого контракта, начать необходимо с выявления потребности в заключении такого контракта. Заказчик определяет объект закупки, цену контракта, его условия. Затем доводит эту информацию до планируемого исполнителя. В случае принятия предложения, обе стороны согласовывают и подписывают контракт.

Важной деталью заключения контракта до 300 тысяч рублей является включение в контракт основания, согласно которому заказчик осуществляет закупку, в данном случае это будет п.4.ч.1.ст. 93 44-ФЗ.

Закон не обязывает заказчика размещать в ЕИС информацию о закупках малого объема, это является его правом. Однако заказчику необходимо вести журнал регистрации контрактов и хранить всю документацию, так как в конце финансового года по таким закупкам необходимо будет отчитаться, путем составления отчетов, которые размещаются, в том числе и в ЕИС.

Закупки у единственного поставщика: популярные основания

Федеральный закон № 44-ФЗ в п.3.ч.1.ст.1 достаточно четко регулирует этот вопрос. Гражданско-правовой договор, в котором поставка товара, оказание услуги или выполнение работ являются его предметом, и заключается такой договор от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования, бюджетного учреждения или иного юридического лиц в соответствии с нормами, предусмотренными ч.1., ч.4., ч.5. ст. 15, является контрактом.

В ст. 3 ФЗ №223 указано, что Положением предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких процедур с учетом норм ФЗ №223.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют следующим требованиям:

1. Информация о закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 ФЗ №223, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2. Обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3. Описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 ст.3 ФЗ №223.

Единственный поставщик (исполнитель, подрядчик) — это контрагент, с которым организатор закупки заключает договор без осуществления конкурентных процедур (указанных в Положении) и приема заявок участников.

В ФЗ №223 нет подробного описания и алгоритма проведения неконкурентной закупки у ЕП. Законодатель наделил заказчиков правом прописать свои собственные правила приобретения необходимой продукции напрямую у контрагента, указав такую возможность в ФЗ №223, а именно: порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются Положением о закупке[2].

Анализируя Положения заказчиков, размещенные в ЕИС, нельзя найти абсолютно одинаковые перечни случаев, когда организаторы процедур вправе прибегнуть к закупке ТРУ у единственного контрагента. Исходя из собственных потребностей и особенностей хозяйственной деятельности предприятия, заказчики формируют такой список возможных закупок без осуществления конкурентных процедур.

К примеру, закупка у ЕП может проводиться в следующих случаях[3]:

  • закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 600 000 рублей с НДС включительно (или иную сумму, предусмотренную Положением заказчика и региональными нормативно-правовыми актами);

Устанавливая ценовой порог прямых закупок у единственного контрагента, заказчик должен следовать принципам ФЗ №223. Учитывая, что цели и принципы ФЗ №223 и ФЗ №44 во многом похожи, при разработке Положения заказчикам рекомендуется при определении случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) руководствоваться ст. 93 Закона о контрактной системе. Данная правовая позиция о допустимости установления ценового предела закупки у единственного поставщика на основании предела закупки у единственного контрагента, установленного ФЗ №44, подтверждается судебной практикой (см. Решение Красноярского УФАС по делу № 94-17-19 (024/01/17-1043/2019) от 13.02.2020).

  • вследствие документально подтвержденных чрезвычайных событий, эпидемиологической ситуации, когда возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;

В период распространения коронавирусной инфекции организаторы торгов все чаще стали пренебрегать конкурентными способами закупок, отдавая предпочтение приобретению продукции (работ, услуг) у ЕП, аргументируя свой выбор тяжелой эпидемиологической обстановкой и сложностями проведения торгов.

Осуществить закупку у единственного контрагента можно следующими способами:

  • потенциальный поставщик (исполнитель, подрядчик) самостоятельно отправляет коммерческое предложение заказчику о возможности поставить необходимую продукцию (оказать услугу, выполнить работу);
  • организатор процедур направляет запрос предполагаемому поставщику (исполнителю, подрядчику) о необходимости поставить товар (оказать услугу, выполнить работу).

При проведении закупки у ЕП заказчику следует:

— оценить финансовые возможности своего предприятия, необходимые для приобретения ТРУ;

— изучить рынок необходимых товаров, работ и услуг;

— проанализировать возможные альтернативные предложения контрагентов по поставке товара (оказанию услуг, выполнению работ);

— сопоставить собственные нужды производства с имеющимися предложениями на рынке ТРУ (оценить производственные показатели, технические характеристики, условия гарантии и т.д.).

Перед заключением договора с контрагентом, выбор которого осуществлялся таким неконкурентным способом, во избежание нарушения принципов ФЗ №223[4], заказчику важно убедиться, что его предложение является единственно выгодным на рынке соответствующих ТРУ. При наличии более предпочтительного предложения по цене и качеству продукции к организатору процедуры закупки могут возникнуть вопросы со стороны контролирующих органов: насколько правомерно и обоснованно заказчиком принято решение заключить договор именно с тем или иным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)?

Случаи обязательного использования типового контракта

Согласно ч. 15 ст. 4 ФЗ №223 заказчик вправе не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке ТРУ, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей.

В данном случае организатором торгов проводятся мелкие оперативные закупки, при которых нет необходимости осуществления конкурентных торговых процедур с подачей ценовых предложений. Данные прямые закупки у единственного контрагента до 100/500 тысяч рублей заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них необходимо отобразить в ежемесячном отчете.

В случае принятия решения о публикации малых закупок в открытом доступе (данную обязанность необходимо отразить в Положении) организатор процедур должен опубликовать результаты таких закупок в реестре договоров согласно Постановлению Правительства РФ №1132[10]. Закон о закупках не содержит ограничений о возможном количестве договоров до 100/500 тысяч рублей, которые заказчик вправе заключать напрямую с контрагентами, вследствие чего на практике нередко возникают случаи дробления крупного лота на мелкие закупки (во избежание проведения конкурентных процедур).

В соответствии с письмом ФАС от 14.11.2019 № ИА/100041/19 само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением установленных требований не является нарушением, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения (ст. 16 Закона о защите конкуренции). Однако на практике не так просто заказчикам доказать правомерность своих действий при заключении таких мелких договоров.

Антимонопольная служба при проведении проверки обоснованности действий организаторов процедур может наказать их за искусственное дробление закупок, поскольку такие действия ведут к нарушению принципов ФЗ №223, а именно:

— развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений;

— информационной открытости закупки.

Требований к порядку заключения договора при проведении закупки у единственного контрагента ФЗ №223 не установлено, поэтому организатору процедур следует руководствоваться нормами ГК РФ о заключении договоров любого вида (гл. 28 ГК РФ) и о заключении договоров отдельных видов, а также условиями, которые содержатся в его Положении.

Подписание договора, как правило, включает в себя следующие этапы:

  • определение сторонами (заказчиком и контрагентом) существенных условий договора (цена, количество товара, объем работ/услуг, сроки поставки/оказания услуг/выполнения работ, ответственность сторон, порядок приемки и оплаты и др.);
  • направление сторонами договора на ознакомление и подпись (согласно порядку, установленному в Положении).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что закупка у единственного контрагента часто применяется заказчиками при осуществлении своей производственной деятельности. Во избежание злоупотребления данным способом приобретения товаров, работ услуг напрямую у поставщика (подрядчика, исполнителя) организаторам процедур необходимо применять его только при наличии экономической и производственной целесообразности, которая исключает искусственное дробление предстоящей закупки в соответствии с нормами действующего законодательства и Положением о закупках.

[1] Нередко антимонопольная служба указывает на нарушения требований Закона о защите конкуренции ввиду избрания заказчиком способа закупки у единственного поставщика, поскольку это влечет за собой ограничение конкуренции.

[2] ст.3.6 ФЗ №223

[3] При определении таких случаев заказчик может ориентироваться на перечень оснований заключения контракта с единственным контрагентом по ФЗ №44, данный в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

[4]См. п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 (избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

[5] Ч. 5 ст. 4 ФЗ №223

[6] См. Решение Новгородского УФАС по делу № 053/07/3-593/2020 от 23.11.2020 года.

[7] К примеру, когда конкурентная процедура закупки была признана несостоявшейся или ее проведение не привело к заключению договора, либо исполнение заключенного договора победителем не представляется возможным.

[8] При указании такой возможности в Положении о закупках.

[9] При указании такой возможности в Положении о закупках.

[10] «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».

Е.В. Афанасьева

Когда заказчик закупает товары, работы, услуги у единственного поставщика, он обязан включить в контракт расчет и обоснование цены. Правило работает не для всех контрактов.

Совет: обоснуйте цену контракта с единственным поставщиком, даже если Закон № 44-ФЗ этого не требует

Оформите отдельный документ, где обоснуете цену, и храните вместе с контрактом. Это поможет, если у органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля возникнут вопросы во время проверки (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Чтобы рассчитать цену контракта с единственным поставщиком, используйте основные методы, которые установлены Законом № 44-ФЗ. Кроме того, заказчики вправе применять другие способы расчета, если основные не подходят. Приведем примеры. Пример 1. Заказчик заключает контракт по пункту 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Обоснование НМЦК содержит проект правового акта. Заказчик вправе применить другой метод и сослаться на нормативно-правовой акт. Пример 2. Заказчик заключает контракт по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на услуги фельдъегерской связи или госохрану. Цена контракта зависит от стоимости услуг конкретного исполнителя. Заказчик применяет иной метод, чтобы определить НМЦК, и ссылается на расценки, которые утвердил исполнитель.

Также заказчик вправе сослаться на цену конкретного поставщика, если заключает контракты по пунктам 13-17, 22–23, 33 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом заказчик не вправе требовать, чтобы контрагент раскрыл правила, по которым формирует цену. Пример 3. Заказчик заключает контракт по пункту 19 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на услуги авторского надзора. Правительство РФ в постановлении Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1 разъяснило правило, по которому считают стоимость авторского надзора (письмо Минрегиона России от 25 февраля 2009 г. № 4882-СМ/08). Заказчик применяет иной метод, чтобы рассчитать НМЦК, и ссылается на утвержденный порядок.

Пример 4. Заказчик закупает регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Чтобы рассчитать НМЦК, он руководствуется статьей 14 Закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ. Об этом сказано в части 21.2 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

Пример 5. Заказчик закупает жилье экономического класса у единственного поставщика по пункту 39 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Правительство РФ вправе установить особенности, по которым заказчик рассчитывает цену такого контракта. Основание – Закон от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ. Такое правило установлено в части 21.1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ. Сейчас таких особенностей нет.

Пример 6. Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком по пункту 45 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на доступ к информации из специальных баз данных. Цену такого контракта считайте по формуле:

Цена контракта в рублях = Стоимость услуг + Налоги и обязательные платежи по контракту, которые платит исполнитель

Стоимость услуг = Цена услуг оператора в иностранной валюте × Курс валюты к рублю + Цена услуг оператора в иностранной валюте × Курс валюты к рублю × Цена услуг исполнителя с предельным значением – 0,05 от цены контракта

Возьмите курс валюты к рублю, который установил ЦБ РФ в день заключения контракта.

ЦК = ЦО × ОК + (ЦО × ОК × К) + N,

где:

ЦК – цена контракта в российских рублях;

ЦО – цена услуг оператора в иностранной валюте;

К – цена услуг исполнителя, предельное значение которой – 0,05 от ЦК;

ОК – курс иностранной валюты к рублю, который установил ЦБ РФ в день заключения контракта;

N – размер налогов и обязательных платежей по контракту, которые платит исполнитель. Такое правило установлено в постановлении Правительства РФ от 2 августа 2016 г. № 743.

ЗАКУПКИ МАЛОГО ОБЪЁМА (ДО 100 И 400 ТЫС)

Заказчик закупает доступ к информации из специальных баз данных у единственного поставщика по цене 25 долл. США.

Контрактный управляющий рассчитал цену контракта:

ЦК = 25 USD × 62,39 руб. + (25 USD × 62,39 руб. × 50 руб.) + 9 руб. = 79 556,25 руб.

Ситуация: заказчик изучил рынок и выяснил, что только одно учебное заведение проводит нужный семинар. Как обосновать цену контракта с единственным поставщиком В обосновании цены укажите, что исследовали рынок и выявили только одно учебное заведение, которое проводит необходимый семинар. К обоснованию приложите доказательства – обращения к потенциальным исполнителям, ответы учебных заведений, прайсы. Контракт заключите по цене, которую предлагает единственный поставщик.

Ситуация: заказчик закупает печатные издания определенного автора. Для этого он заключает контракт с издательством по пункту 14 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Каким методом рассчитать НМЦК Рассчитайте цену контракта методом сопоставимых рыночных цен. Такой способ – приоритетный.

Ситуация: заказчик закупает товары у единственного поставщика на сумму до 100 000 руб. Правомерно ли заключить контракт с участником, от которого поступило минимальное предложение о цене контракта

Да, правомерно. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ по наименьшей цене, которую получил в результате мониторинга рынка. Такое разъяснение приведено в абзаце 8 пункта 2 письма Минэкономразвития России от 3 марта 2014 г. № Д28И-254.

Ситуация: работники едут в командировку на автомобилях и заправляются по дороге. Как обосновать цены на бензин

Определитесь, попадает ли командировка под закупку. Если выдаете сотруднику деньги на командировку под отчет, это не считают закупкой. Руководствуйтесь статьей 166 Трудового кодекса РФ и пунктами 10, 11, 12, 13, 14 и 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749.

Если оформляете командировку как закупку у единственного поставщика, то есть заключаете контракт по пункту 26 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, обоснуйте цены на бензин. Для этого используйте метод сопоставимых рыночных цен. Проанализируйте рынок цен на бензин, соберите не менее трех ценовых предложений и выберите минимальное или среднее. Заключите контракт с выбранным поставщиком. В контракте опишите условия, на которых компания поставляет бензин. Например, заправлять машину сотрудники вправе по топливной карте.

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

За нарушение порядка пересмотра стоимости ответственность несет только госзаказчик. Если он подпишет дополнительное соглашение с поставщиком об изменении цены договора по условиям, которых нет в 44-ФЗ, то получит штраф:

  • 20 тыс. рублей — на должностное лицо;
  • 200 тыс. рублей — на юрлицо.

По гособоронзаказу штраф составляет:

  • 50 тыс. рублей — на должностное лицо;
  • 500 тыс. рублей — на юрлицо.

Если изменения повлекли дополнительное расходование бюджетных денег или уменьшение поставляемых товаров, работ, услуг, то штраф накладывают в двукратном размере от дополнительно израсходованной суммы или цен на ТРУ.

Малой закупкой у единственного поставщика считается закупка в сумме до 100 тыс. рублей и до 400 тыс. рублей. Это простой способ провести закупку без сложных и длительных процедур. Но в соответствии с Законом № 44 (статья 93, пункт 4, часть 1) на подобные закупки налагаются большие ограничения.

Осуществлять закупки товара (услуг, работ) у единственного поставщика в сумме не более 100 тысяч руб. разрешается при условии, что объем таких закупок в год составляет:

  • не больше, чем 2 млн. рублей;
  • не больше, чем 5 процентов от совокупного объема годовых закупок заказчика, а также не более 50 млн. рублей.

Кроме того, есть особое правило для муниципальных и государственных учреждений культуры и образования, уставом которых определено, что целями их деятельности является сохранение и использование объектов культуры. Это правило распространяется и на другие учреждения: зоопарки, планетарии, заповедники, ботанические сады, национальные, природные и ландшафтные парки, театры, организации, осуществляющие концертную деятельность, учреждения телерадиовещания, музеи, клубы, цирки, дома культуры, архивы и библиотеки.

Такие заказчики имеют право на осуществление закупок у единственного поставщика, причем на сумму до 400 тысяч руб. каждая. Объем таких закупок в год не должен быть более 50% от совокупного годового объема проведенных заказчиком закупок и одновременно не должен превышать 20 млн. рублей.

Эти два правила дополняют друг друга, то есть заказчик, – к примеру, школа или библиотека, – имеет право на закупку товаров у единственного поставщика по 100000 рублей на сумму 2 млн. рублей, а также провести 50% своих закупок у единственного поставщика по 400000 рублей (не больше чем на 20000000 рублей).

Есть случай, когда не существует ограничений на проведение «малых» закупок. В целях обеспечения муниципалитетов сельских поселений можно проводить закупки лотами в сумме до 100 тысяч рублей у единственного поставщика, причем без ограничений.

Создание резерва таких соглашений было предусмотрено одновременно со вступлением в силу Закона о контрактной системе (ч. 11 ст. 34 44-ФЗ) в 2014 году. Полномочия разрабатывать и утверждать их отдали федеральным исполнительным органам, Росатому и Роскосмосу. Созданные документы размещаются в специальном разделе Единой информационной системы (ЕИС).

За основу взяли понятие договора, которое установлено в Гражданском кодексе. Это соглашение двух или более сторон с оговоренными гражданскими правами и обязанностями (ст. 420 ГК РФ).

Для государственных и муниципальных заказчиков по 44-ФЗ применять такие виды договоров обязательно. Есть одно ограничительное правило для начала их применения. Заказчик включает его в состав документации через 30 дней после публикации в ЕИС.

Те заказчики, которые работают по правилам закона «О закупках» (223-ФЗ), имеют возможность брать ТК за основу, но не обязаны это делать.

Доступ к библиотеке ТК в ЕИС открыт круглосуточно.

Утвержденные формы применяются в ходе подготовки:

  • извещения о предстоящей закупке и при составлении приглашений для закрытой процедуры;
  • проекта договора в составе документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
  • при заключении договора с единственным поставщиком.

Типовые договоры по 44-ФЗ не применяют при закупках за наличный расчет и в соответствии со статьями 75, 76, некоторыми положениями статей 83 и 93 44-ФЗ.

Они утверждаются нормативными правовыми актами, которые готовятся на основании Правил подготовки (утверждены ПП от 13.08.1997 № 1009). Проекты согласовываются с исполнительным органом в области государственной политики и нормативно-правового регулирования и Федеральной антимонопольной службой.

В установленный срок — 10 рабочих дней со дня государственной регистрации нормативного правового акта — ответственный орган направляет его копию с информационной картой в федеральный исполнительный орган (на основании ПП от 30.05.2017 № 663).

В течение 3 рабочих дней со дня получения копии орган исполнительной власти включает готовое соглашение в библиотеку в ЕИС.

В библиотеке содержатся реквизиты нормативного правового акта, сами условия договора и показатели информационной карты. Чтобы внести изменения в утвержденные бланки, необходимо провести аналогичную процедуру.

20 ноября 2018 года разместили два новых шаблона договоров, разработанные Минстроем. Они станут обязательными для использования с 01 января 2020 года (срок вступления в силу перенесли Приказами Минстроя № 347/пр и № 346/пр от 20.06.2019).

Первый их них касается выполнения проектных и изыскательских работ, он утвержден в Приказе № 397/пр от 05.07.2018. Этот шаблон придется применять для таких позиций из ОКПД2:

  • код 71.12.3;
  • коды 71.12.12-71.12.19.

Второй шаблон утвержден в Приказе № 398/пр от 05.07.2018. Он касается выполнения строительных работ, реконструкции объектов капстроительства (в том числе пусконаладочных и прочих работ, непосредственно связанных с объектом), а также закупки оборудования и материалов. Его нужно брать за основу проекта договора, если присутствуют позиции ОКПД2:

  • код 41.2;
  • код 42;
  • код 43;
  • код 71.12.20.110.

Утвержденные формы при госзакупках строительных, проектных и изыскательных работ следует применять при любых значениях НМЦК.

В рамках госконтрактной системы заказчики (как государственные, так и муниципальные) обязаны брать за основу готовые шаблоны. Главное условие — дождаться, когда пройдут 30 дней со дня размещения документов в ЕИС (исключение — если другой порядок применения прописан в Приказе на утверждение шаблона). До истечения 30 дней закупщики вправе использовать готовые формы по своему усмотрению.

ВАЖНО!

Есть некоторые виды юрлиц, проводящих закупочные процедуры в рамках 223-ФЗ, которым разрешается применять типовые шаблоны, но они не обязаны делать это постоянно.

К готовым формам контрактов заказчики должны обращаться, когда идет подготовка:

  • извещения о закупке и при приглашении к участию в закрытых процедурах;
  • проекта договора в пакете закупочной документации;
  • договора с единственным участником.

Типовые контракты по 44-ФЗ не применяются при закупках:

  • наличными денежными средствами (если другие условия не прописаны в информационной карте);
  • благ в рамках ст. 75 и 76, п. 2, 3, 5, 10 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ;
  • а также п. 2, 4, 5, 9, 15, 17, 26, 28, 33, 34 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Шаблоны договоров в рамках п. 2 ч. 1 ст. 93 не требуется применять, если правовые акты Президента или Правительства РФ предоставляют возможность заключать госконтракты без использования таких форм.

Типовые условия контракта, типовые контракты разрабатываются и утверждаются нормативно-правовыми актами по правилам, приведенным в ПП № 1009 от 13.08.1997. Все проекты должны пройти процедуру согласования с органами исполнительной власти и ФАС.

Ответственный орган в течение 10 дней с момента госрегистрации НПА должен направить его копию с информационной картой в федеральный орган исполнительной власти (ПП № 663 от 30.05.2017).

Исполнительный орган, получивший такую копию, в течение трех рабочих дней включает готовую типовую форму в библиотеку на портале ЕИС.

В библиотеке содержатся:

  • реквизиты НПА;
  • текст госконтракта;
  • показатели информационной карты;
  • все приложения к договору.

Для внесения изменений в готовые шаблоны требуется выполнить аналогичную процедуру.

Нововведения в 44-ФЗ с 1 июля 2019 года отменили необходимость размещения информации в ЕИС при закупках у единственного поставщика при заключении прямых контрактов. Каких сроков следует придерживаться при подписании такого рода прямых договоров? Закон отводит от 5 до 30 дней на заключение прямого договора по 44-ФЗ. Обоснование этому содержится в положениях 44-ФЗ, где говорится, что прямой контракт не может быть подписан ранее 5 дней, и ст. 528 Гражданского кодекса РФ, устанавливающий тридцатидневный срок для заключения договора.

Заключая прямой договор по 44-ФЗ, следует придерживаться нижеприведенного регламента:

  1. Руководство издает приказ, в котором содержится решение об осуществлении прямой закупки.
  2. Отдел, ответственный за контрактную работу, проводит расчеты по цене, составляет ее обоснование и разрабатывает проект договора.
  3. Предприятие выбирает поставщика, после чего отправляет ему документацию, содержащую условия сделки, и предложение о заключении прямого контракта.
  4. Потенциальному подрядчику (поставщику) направляется проект договора.
  5. Стороны подписывают прямой договор. Если его условиями предусмотрено обеспечение исполнения контракта, исполнитель должен внести необходимую сумму.

Для скачивания есть образец прямого договора по 44-ФЗ

Размещать извещение в ЕИС, обосновывать закупку и уведомлять контрольный орган о том, что вы заключаете контракт, не нужно.

Покупатель производит предварительную оплату цены Договора, указанной в п. 3.1 Договора, в срок до «___»___________ ____ г.

В цифровой форме пишутся преимущественно количественные числительные, например, «Подтверждаем, что нашим предприятием было получено 3 тонны цемента».

Предметом этого контракта была закупка хозяйственных товаров. В настоящее время возникла необходимость приобретения дополнительной партии хозяйственных товаров.

Оплата по настоящему Договору производится в рублях, по безналичному расчету, путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Поставщика, указанный в настоящем Договоре, в течение 15 (пятнадцать) календарных дней с момента поставки Товара и предоставления Поставщиком Заказчику счета, счета-фактуры, товарной накладной и отгрузочных документов, на поставленный товар.

Бухгалтерские новости от 23.09.2019: Сроки ответов от ФНС. Предельные базы по взносам. Расчет среднего заработка.

Какие новшества учесть при закупках в 2020 году

Проведение закупки, например, шариковых ручек и бумаги к принтеру быстро, не тратя время на выбор подходящего поставщика, не составляя тома закупочной документации, возможно при осуществлении закупки по п.

Доставка и разгрузка Товара осуществляется автотранспортом Поставщика в период действия договора до ______, в течение двух дней после подачи заявки Заказчиком по электронной почте на склады Заказчика по адресу, указанным в п. 1.

2 Договора и заявке, в рабочие дни не позднее __ часов.
Цена Договора является твердой и не подлежит изменению в течение срока действия Договора, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2.6, 2.7 настоящего Договора.

Одним из нормативных актов, регулирующих наличное обращение между юрлицами, является Указание ЦБ РФ 1843-У от 20.06.07.

И здесь уже нужно смотреть на лимит кассы. Лимит кассы устанавливает обслуживающий банк согласно заявке организации или предпринимателя.

Законодательство гласит, что заказчик должен принять товар, который был поставлен в соответствии с условиями договора. На практике в основном принятие поставленной продукции осуществляется путём подписания соответствующего документа (например, акта приёма-передачи, накладной и т.д.).

Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 Гражданского кодекса РФ).

Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Сначала прописывается сумма, которая отражает рубли, в цифровом выражении и прописью в скобках, а затем копейки указываются только один раз в цифровом выражении:Пример: Стоимость обслуживания составляет 1 345 586 (Один миллион триста сорок пять тысяч пятьсот восемьдесят шесть) руб. 34 коп., в том числе НДС 18 % в размере 205 258 (Двести пять тысяч двести пятьдесят восемь) руб.

Но на практике не всегда ясно, как этот лимит рассчитать. Например, часто возникают такие ситуации: какие суммы нужно учитывать, чтобы не нарушить лимит, если стороны не оформили договор на бумаге? Или когда вместо одного договора оформили несколько однотипных, чтобы разбить платежи и сделать их меньше 100000 руб.?

Таким образом, покупатель может оплатить товары наличными деньгами, если их суммарная стоимость по накладной не превышает 100000 руб. Оплата Товара (партии товаров) производится Покупателем денежными средствами, в российских рублях, путём перечисления денежных сумм на расчётный счёт Поставщика не позднее срока, указанного в счёте на поставляемый Товар (партию товаров).

Но Гражданский кодекс также разрешает хозяйствующим субъектам проводить расчеты наличными денежными средствами, если это не противоречит другим законодательным актам.

На основании пункта 1 Указания максимально допустимая сумма расчета наличными средствами между фирмами составляет 100 000 руб. по одному договору.

Вне зависимости от объёма закупки «Покупатель» получает скидку на Товар в размере 10% от общей суммы счёта.

Организация не начисляла директору зарплату. Но он подписывал документы, выполнял другую работу. Чиновники решили, что директору нужно было назначить зарплату, равную хотя бы минималке.

А вот разобраться с тем, как правильно прописывать эти суммы, стоит. При этом Гражданский кодекс РФ не содержит никаких ссылок на то, как эти суммы должны прописываться в договорах, доверенностях. Сначала остановимся на бухгалтерских документах. Здесь все более или менее понятно.

Компания отправила в банк платежку по налогам. Деньги ушли со счета организации, но по вине банка не попали в бюджет. Налоговики посчитали налог неуплаченным. Пояснили, что о проблемах банка налогоплательщик должен был знать из публикаций в СМИ.

В течение одного дня можно проводить несколько расчетов, по каждому из которых сумма может быть до 100 000 руб., но по разным договорам.

Как использовать типовые контракты по 44-ФЗ

Одним из наиболее распространенных случаев закупки у единственного поставщика является заключение контракта в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, позволяющим совершить разовую закупку на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. При этом Закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо разъяснений относительно предмета закупки и количестве контрактов, заключаемых с одним и тем же исполнителем. Общий объем закупок, осуществляемый таким способом, не должен превышать двух миллионов рублей или пяти процентов от общего объема закупок заказчика и в совокупности не более 50 миллионов рублей в год.

Частое основание для проведения неконкурентной закупки — обстоятельства непреодолимой силы. Однако нередко заказчики ошибочно делают выводы о том, что такие обстоятельства наступили. Рассмотрим несколько примеров.

Заказчику выделены средства в самом конце года. Ситуация простая: деньги на закупку есть, а проводить процедуру времени нет. Можно ли здесь применить пункт 6 части 1 статьи 93 закон о госзакупках? Является ли отсутствие времени обстоятельством непреодолимой силы?

Конечно же, нет, такое основание для проведения закупки у единственного поставщика нельзя отнести к форс-мажору. Отсутствие времени не содержит признаков чрезвычайности и неотвратимости. Практика показывает, что ни ФАС, ни арбитражные суды не признают действия заказчика правомерными.

Произошли определенные события, которые с большой долей вероятности приведут к аварии, и заказчик об этом знает. Может ли он для предотвращения последствий этой аварии приобрести товары, работы или услуги на основании контракта с единственным поставщиком?

Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла. А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.

Авария случилась, ее последствия уже наступили. Прошло определенное время, и заказчик заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на это происшествие. Правильно ли он поступил?

Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры. Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки. Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *