Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности государственной программы по проведению капремонтов многоквартирных домов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Вы проводите капитальный ремонт и хотите претендовать на государственную денежную поддержку. Выдаётся она на одну из двух целей:
- возмещение части расходов на уплату процентов за займ или кредит, взятый в целях оплаты услуг и работ по капитальному ремонту ОИ в МКД. Исключение – неустойка за нарушение условий договора займа или кредитного договора,
- возмещение части расходов на оплату услуг и работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, выполненных в ходе работ по капитальному ремонту.
Если вы хотите получить деньги на вторую цель, помните, что работы по энергосбережению должны соответствовать следующим требованиям:
- входить в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности,
- в результате их проведения расходы на оплату коммунальных ресурсов должны уменьшиться не менее чем на 10 % по каждому МКД.
Государственная поддержка капитального ремонта не безлимитная, для одного МКД она не может превышать 50 % общей стоимости услуг и работ по капитальному ремонту этого дома, при этом быть не более 5 миллионов рублей.
Фонд содействия реформированию ЖКХ (далее – Фонд) размер денежной поддержки определяет индивидуально для каждого МКД. При этом учитывает расход на оплату:
- тепла и ГВС (по показаниям ОДПУ),
- электричества (разницу между объёмом потребления по показаниям ОДПУ и суммой объёмов потребления по показаниям ИПУ и ОДПУ в доме).
Правила предоставления государственной поддержки капитального ремонта
Заявку в Фонд подаёт высшее должностное лицо субъекта РФ, на территории которого планируется осуществление капитального ремонта общего имущества в МКД.
Фонд проверяет предоставленные данные в течение 30 дней и, если с ними всё в порядке, принимает положительное решение. 5 дней отводится на уведомление соискателя о принятом решении.
После между Фондом и высшим должностным лицом субъекта заключается договор о предоставлении финансовой поддержки. В нём обязательно указываются:
- обязательство Фонда предоставить финансовую поддержку, сумма поддержки, цели, условия и порядок её перечисления,
- право Фонда проводить проверки соблюдения субъектом РФ условий договора;
- основания для одностороннего отказа Фонда исполнять договор, порядок возврата денег,
- ответственность сторон договора.
Высшее должностное лицо субъекта РФ после доставки ему проекта договора должно подписать его в течение 30 дней. В противном случае Фонд откажет в поддержке.
Для перечисления средств в Фонд необходимо направить подтверждения:
- выполнения работ и услуг,
- достижения значений целевых показателей экономии расходов на коммунальные ресурсы,
- привлечения кредитов на проведение капитального ремонта.
Фонд проверяет документы 20 рабочих дней, а после решает предоставить всю сумму сразу или частями. Средства поступают в бюджеты субъектов РФ, а после распределяются властями региона между муниципальными образованиями, желающими получить финансовую поддержку, согласно заявке.
ОМС делит поступившие деньги между МКД в течение 14 рабочих дней с момента их поступления.
Управляющая организация, в свою очередь, в течение 30 дней после получения приятного уведомления направляет в ОМС:
- уведомления о банковских счетах организации с указанием реквизитов,
- решение общего собрания членов ТСЖ, ЖК, ЖСК либо ОСС о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД (с порядком использования средств).
Услуги и/или работы по проведению капремонта совместной собственности в многоквартирном доме могут быть предоставлены за счет финансов, выделенных из бюджетов федерального назначения, бюджетных средств субъектов России, местных бюджетов.
Порядок и условия, на основании которых предоставляются деньги, предусматриваются соответствующими федеральными законодательными актами, законодательными актами субъектов России, муниципальными правовыми актами. Подобное финансирование может быть предоставлено в том числе многоквартирным домам, которые согласно статьи 168 пункт 2 ЖК не подлежат включению в региональные программы (РГ капремонта), к ним принадлежат:
- многоквартирный дом, который в определенном порядке признали аварийным, а потому подлежащим сносу (реконструкции);
- сооружения, в которых находится менее трех квартир;
- жилье, относительно которого во время утверждения программы, принято решение о реконструкции или сносе.
На финансирование от государства могут рассчитывать:
- жилищные и жилищно-строительные кооперативы (ЖК и ЖСК);
- товарищества собственником жилья (ТСЖ);
- региональные операторы и управляющие организации.
Положения, на основании которых выделяются финансы на осуществление капитального ремонта в многоквартирных домах, должны быть утверждены всеми субъектами России, исходя из особенностей региона. Такие Положения определяют, в каком порядке и на каких условиях предоставляются бюджетные средства, которые получены от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд), а также финансов, которые заложены в бюджет для оказания господдержки на осуществление капитального ремонта совместного имущества многоквартирного дома, включая долевое финансирование.
Средства, которые поступили в областной бюджет от Фонда, а также те, которые были заложены в бюджет для проведения долевого финансирования (ДФ) осуществления капитального ремонта, распределяют между муниципалитетами, которые подали заявку на получение таких средств и выполнили необходимые условия.
Бюджетные средства и средства, которые поступили в бюджет от Фонда, поступают на отдельный счет в банке, который открыт на имя регионального оператора, как имущественный взнос на осуществление работ по капитальному ремонту помещений многоквартирных домов. Прочие средства господдержки поступают региональному оператору в виде дополнительных имущественных взносов на осуществление капитального ремонта.
Для предоставления материальной помощи государства или муниципалитета в ходе осуществления капитального ремонта не играет никакой роли, каким способом был сформирован фонд капремонта владельцами жилья, которое размещено в многоквартирных домах.
Статьей 191 Жилищного кодекса России определяется, что с целью оплаты капремонта может оказываться государственная финансовая поддержка. Важно заметить, что такая поддержка оказывается не только в виде субсидий, которые предоставляются за счет федеральных средств, бюджетов субъектов России и бюджетов местного уровня ТСЖ, ЖК, региональным операторам и управляющим компаниям.
Ранее предоставление бюджетных субсидий относилось к прерогативе структур местного самоуправления для того, чтобы были созданы условия для эффективного управления многоквартирными домами. К прочим допустимым мерам господдержки, которые могут предоставляться субъектами России, относятся гарантии, поручительства по займам и кредитам, если финансы на обеспечение такого рода поддержки предусматриваются региональными законами о бюджете.
То есть на законодательном уровне создан путь, который позволяет привлекать кредитные ресурсы для осуществления капитального ремонта в помещениях общей собственности многоквартирного дома.
Однако, для того чтобы хозяину помещения можно было получить реальную возможность воспользоваться таким видом поддержки со стороны государства ему следует организовать специальное гарантийное агентство, сформировать уставный капитал за счет собственных финансовых средств, определить процедуру и условия, на которых такое агентство будет предоставлять поручительства по займам на осуществление капитального ремонта.
Поскольку в вопросе выделения субсидий для товариществ собственников жилья, ЖК, управляющей организации и региональных операторов не важно, каким способом формировался фонд капитального ремонта, принятие данного решения не может возлагаться на региональных операторов, чтобы избежать ситуации конфликта интересов.
Меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта
Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов
(с изменениями на 21 декабря 2020 года)
1. Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (далее — Правила) определяют порядок, в том числе формы и условия, предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — Фонд) бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее — финансовая поддержка).
1_1. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
«договор на замену лифтов» — договор на выполнение работ и (или) оказание услуг по замене в многоквартирных домах лифтов с истекшим назначенным сроком службы;
«заказчик» — специализированная некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее — региональный оператор), заключившая договор на замену лифтов с подрядчиком, или заключившие указанный договор с подрядчиком товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив, управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирными домами, либо иное лицо, в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченное собственниками помещений в многоквартирном доме на заключение договора на замену лифтов;
«подрядчик» — организация, выполняющая работы и оказывающая услуги по замене в многоквартирных домах лифтов с истекшим назначенным сроком службы на основании договора на замену лифтов, заключенного с заказчиком.
(Пункт дополнительно включен с 31 декабря 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2202)
2. Финансовая поддержка предоставляется в соответствии с Правилами и используется на следующие цели:
а) возмещение части расходов на оплату услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в ходе оказания и (или) выполнения которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (далее — возмещение части расходов на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению);
б) возмещение заказчику части расходов на уплату юридическому лицу, к которому в соответствии с договором факторинга, заключенным между этим юридическим лицом и подрядчиком (далее — финансовый агент), перешли денежные требования подрядчика к заказчику по договору на замену лифтов (далее — договор факторинга), вознаграждения (платы) за рассрочку (отсрочку) исполнения заказчиком указанных денежных требований, предоставленную заказчику на основании соглашения о такой рассрочке (отсрочке), заключенного между финансовым агентом и заказчиком (далее — возмещение вознаграждения финансового агента);
в) возмещение заказчику части расходов на уплату юридическому лицу, осуществляющему за счет и по поручению заказчика оплату подрядчику выполненных работ и (или) оказанных услуг по договору на замену лифтов (далее — агент), вознаграждения (платы) за рассрочку (отсрочку) исполнения заказчиком обязанности по возмещению расходов агента на выполнение этого поручения, предоставленную заказчику на основании соглашения о такой рассрочке (отсрочке), заключенного между агентом и заказчиком (далее — возмещение расходов агента);
г) возмещение финансовому агенту недополученных доходов по договору факторинга, не предусматривающему вознаграждение (далее -возмещение недополученных доходов финансового агента);
д) оплата части расходов бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных образований, возникающих в связи с софинансированием работ и (или) услуг по замене в многоквартирных домах лифтов с истекшим назначенным сроком службы (далее — оплата расходов бюджетов на замену лифтов);
Капитальный ремонт многоквартирных домов (МКД) – хлопотное и затратное мероприятие. Учитывая высокую ответственность, обязанность проводить мониторинг состояния домов и формировать бюджет на их восстановление возложена на органы власти. У жильцов же возникает все больше вопросов по капремонту. Хотя они годами исправно платят по квитанциям, ремонтных работ так никто и не проводит.
Собственники общего имущества МКД должны утвердить самостоятельно, что входит в перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Это следует сделать при принятии решения о проведении капремонта и поручении его той или иной организации, в том числе управляющей (ст. 189 ЖК).
Данный перечень должен быть обязательно утвержден. В него могут войти лишь указанные в законе виды работ, которые будут определяться с учетом состояния дома.
Согласно ст. 166 ЖК, в состав работ, которые проводятся в рамках капремонта, может войти обновление:
- инженерных коммуникаций;
- лифта, оборудования и шахт;
- подвальных помещений;
- крыши;
- фасада;
- фундамента.
Указанный список может быть дополнен в соответствии с региональным законодательством другими работами: утеплением фасадов, переустройством крыш, оборудованием дополнительных выходов, установкой приборов учета потребления коммунальных услуг и так далее.
Прежде чем рассмотреть их подробнее, выделим основные виды капитального ремонта.
В общих случаях капитальный ремонт является запланированным мероприятием. Согласно ст. 168 ЖК, он проводится в рамках особой региональной программы, которая устанавливает предельные сроки проведения работ.
Если дом, требующий капремонта, включен в специальную программу, работы должны быть проведены в течение утвержденного ею планового периода, который, как правило, не превышает трех лет.
Эта же программа определяет, какие виды работ входят в капитальный ремонт многоквартирного дома в 2019 году, устанавливает очередность их проведения, а также план ремонта конкретных домов, принимающих в ней участие.
При определенных обстоятельствах первоначально утвержденные сроки и планы могут быть изменены.
В законодательстве нет отдельного понятия «аварийный капремонт». Тем не менее на практике он иногда требуется. Это, например, касается экстренных случаев, когда не представляется возможным отложить работы, относящиеся к капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Такая необходимость может возникнуть, например, в результате:
- стихийного бедствия;
- чрезвычайной ситуации;
- крупной аварии/поломки инженерных систем МКД.
Как правило, после таких событий нормальное проживание в жилых помещениях невозможно.
Кстати, региональная программа может в приоритетном порядке назначить выполнение работ в отношении инженерных систем отдельных домов, которые признаны непригодными (п. 4 ст. 168 ЖК).
Капитальный ремонт в многоквартирных домах
Ремонт и замена лифтового оборудования входит в то, что относится к капремонту. Под этим мероприятием подразумевается комплекс работ, направленных на:
- Восстановление технических характеристик и продление срока службы лифта, если он пока работает, но нуждается в ремонте.
- Демонтаж старого оборудования, если оно непригодно к эксплуатации и его восстановление нецелесообразно, и установку новых лифтов.
При необходимости ремонтируется и лифтовая шахта. В перечень работ входит:
- экспертное обследование;
- разработка проектной документации;
- строительно-монтажные работы;
- освидетельствование работоспособности и так далее.
Замену и ремонт лифтового оборудования могут проводить только специализированные организации, лицензированные Ростехнадзором.
Чтобы понять, ремонт крыши многоквартирного дома – это капитальный или текущий ремонт, необходимо знать характер и виды выполняемых работ. К числу капремонтных мероприятий методические рекомендации относят:
- обработку крыш;
- частичную замену стропил и обрешетки или устранение их неисправностей;
- утепление кровли;
- замену окон на чердаке;
- обновление покрытия и систем водоотвода;
- замену лазов, дымоходов и шахт, ограждений;
- переустройство кровли и так далее.
Смета на капитальный ремонт крыши утверждается на собрании собственников исходя из стоимости работ и материалов. При наличии возражений жильцы могут вносить в смету изменения.
Стоимость ремонта будет значительно отличаться в зависимости от конструкции. Например, ремонт деревянных крыш обходится гораздо дешевле.
Следует также пояснить, ремонт фундамента – что это и насколько он сложен. Фундаментом считается подземная часть дома, являющаяся его основой. На него приходится вес не только всех несущих конструкций, но и людей, и всего остального, что есть в доме. Если добавить к этому агрессивную среду и воздействие коммуникаций, его разрушение – лишь вопрос времени.
Как считают специалисты, восстановление этого элемента обходится очень дорого. Раздел VII Методических рекомендаций определяет, что входит в капитальный ремонт фундамента. Список работ зависит от состояния основы и может включать:
- расшивку и заделку швов и трещин между плитами;
- устранение местных дефектов и деформаций;
- ремонт свай, при необходимости их замена и установка дома на временные опоры;
- изготовление защитного слоя, бетонное усиление фундамента и так далее.
Подвальные помещения ремонтируются в рамках капремонта, только если находятся в общем имуществе жильцов. Ремонт подвала в многоквартирном доме может включать:
- утепление стен и покрытий;
- устранение конструктивных дефектов;
- гидроизоляционные работы, в том числе снаружи дома;
- герметизацию мест ввода и вывода систем инженерных коммуникаций;
- ремонт отмостки, дренажей, оконных проемов;
- установку дверных проемов и дверей, ремонт технических помещений.
- страница1
Апрель
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
2. Не применять на территории Российской Федерации приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 января 1989 г. N 8 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Госстроя России Л.Н.Чернышова.
Председатель
Н.П.КОШМАН
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Госстроя РФ
от 27 сентября 2003 г.
N 170
2.3.1. Организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями.
2.3.2. Продолжительность текущего ремонта следует определять по нормам на каждый вид ремонтных работ конструкций и оборудования.
Для предварительных плановых расчетов допускается принимать укрупненные нормативы согласно рекомендуемому приложению N 6.
2.3.3. Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении N 7.
2.3.4. Периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех-пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.
2.3.5. Текущий ремонт инженерного оборудования жилых зданий (системы отопления и вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения, газоснабжения), находящегося на техническом обслуживании специализированных эксплуатационных предприятий коммунального хозяйства, осуществляется силами этих предприятий.
2.3.6. Опись ремонтных работ на каждое строение, включенное в годовой план текущего ремонта разрабатывается и согласовывается с собственником жилищного фонда, уполномоченным или руководителем организации по обслуживанию жилищного фонда в установленные сроки.
2.3.7. В зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).
2.3.8. Проведенный текущий ремонт жилого дома подлежит приемке комиссией в составе: представителей собственников жилищного фонда и организации по обслуживанию жилищного фонда.
2.4.1. Планирование капитального ремонт жилищного фонда следует осуществлять в соответствии с действующими документами.
2.4.2. При капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.
2.4.3. Капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.
2.4.4. Плановые сроки начала и окончания капитального ремонта жилых зданий должны устанавливаться по нормам продолжительности капитального ремонта жилых и общественных зданий и объектов городского хозяйства.
2.4.5. Порядок разработки, объем и характер проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, а также сроки выдачи ее подрядной организации должны устанавливаться в соответствии с действующими документами.
2.5.1. При техническом обслуживании жилых домов, подготовленных к капитальному ремонту с отселением (частичным) проживающих, должны соблюдаться следующие дополнительные требования:
владелец жилого дома обязан информировать проживающее население о сроках начала и завершения капитального ремонта;
ограждение опасных участков;
охрана и недопущение входа посторонних лиц в отселенные помещения;
отключение в отселенных квартирах санитарно-технических, электрических и газовых устройств.
2.5.2. Все конструкции, находящиеся в аварийном состоянии, должны быть обеспечены охранными устройствами, предупреждающими их обрушение.
Исполнение краткосрочных планов реализации программ капитального ремонта
3.3.1. Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечить:
температурно-влажностный режим чердачных помещений, препятствующий выпадению конденсата на поверхности ограждающих конструкций;
чистоту и доступность прохода ко всем элементам чердачного помещения.
3.3.2. Чердачные помещения должны иметь требуемый температурно-влажностный режим:
в холодных чердачных помещениях — по расчету, исключающему конденсацию влаги на ограждающих конструкциях (но не более чем на 4°С выше температуры наружного воздуха);
в теплых чердачных помещениях — по расчету, но не ниже 12°С.
3.3.3. Чердачные помещения должны иметь ходовые доски и приставные лестницы для выхода на крышу, а также двери и люки с плотно пригнанными притворами.
3.3.4. Чердачные помещения не должны быть захламленными строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием.
3.3.5. Входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю, должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке.
Вход в чердачное помещение и на крышу следует разрешать только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении.
3.3.6. В теплых чердаках следует проводить:
уборку помещений от мусора не реже одного раза в год с очисткой стальных сеток на оголовках вентиляционных каналов и на входе вытяжной шахты;
дезинфекцию всего объема чердачного помещения при появлении насекомых;
побелку дымовых труб, стен, потолка и внутренних поверхностей вентиляционных шахт один раз в три года.
3.3.7. Использование чердачных помещений под мастерские, для сушки белья и под складские помещения не допускается.
3.6.1. Уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.
3.6.2. Места, недопустимые для уборочных машин, должны убираться вручную до начала работы машин, с труднодоступных мест допускается подавать снег на полосу, убираемую машинами.
3.6.3. В местах съезда и выезда уборочных машин на тротуаре должны быть устроены пандусы из асфальтобетона или местные понижение бортового камня. Ширина пандуса должна быть на 0,5 м больше ширины машины.
3.6.4. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать свободный подъезд к люкам смотровых колодцев и узлам управления инженерными сетями, а также источникам пожарного водоснабжения (пожарные гидранты, водоемы), расположенными на обслуживаемой территории.
3.6.5. Материалы и оборудование во дворах следует складировать на специально выделенных площадках.
3.6.6. Периодичность уборки тротуаров принимается органом местного самоуправления в зависимости от интенсивности движения пешеходов по тротуарам (от класса тротуара)*(4).
*(4) Среднее количество пешеходов в час, полученное в результате подсчета пешеходов с 8 до 18 ч в полосе движения шириной 0,75 м.
Гарантии ее исполнения предусматриваются и федеральным законодательством, и законом регионального уровня о капитальном ремонте. Создает и несет ответственность за Фонд капитального ремонта власть регионального уровня. Работа ФКР контролируется депутатами областного Собрания и представителями общественных организаций.
Итак, для включения многоквартирного дома в список на выполнение капитального ремонта необходимо, чтобы формой управления было ТСЖ. Нужно провести ряд собраний жильцов-собственников квартир, в результате которых определить круг работ, необходимых для выполнения в конкретном доме, и стоимость этих работ.
Дом должна оценить экспертная комиссия, чтобы определить его реальную потребность в реконструкции. После сопоставляется сметная стоимость работ и сумма, которую государство готово выделить для этого плюс средства, которые соберут жильцы в форме взносов. Реализация капитального ремонта контролируется на региональном уровне.
Порядок организации реконструкции и капитального ремонта объектов недвижимости различного функционального назначения главным образом регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-Ф и Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ, а также разными нормативными актами. В частности, Правительство Российской Федерации приняло ряд целевых программ, которые направлены на повышение качества объектов недвижимости различного функционального назначения:
— на объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов: — «Адресная инвестиционная программа» на 2017-2020 годы
— на объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения): — Программа «Жилище» на 2018-2020 годы
— на линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и т.д.).
Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170
Работы по капитальному ремонту многоквартирных домов являются частным случаем капитального ремонта зданий – объектов капитального строительства. Возникающие в процессе капитального ремонта отношения отнесены к градостроительным и регулируются нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, под капитальным ремонтом объектов капитального строительства, понимается – «замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов».
[flat_ab id=»5″]
Поддержание в работоспособном состоянии объектов капитального строительства и сооружений коммунальной инфраструктуры является актуальной задачей для любого региона нашей страны. Для этой цели государство выделяет значительные бюджетные ассигнования, аккумулирующиеся через различные региональные и федеральные программы на ремонт (или реконструкции) зданий и сооружений, находящихся на балансе бюджетных организаций (школы, больницы, детские сады и т.д.). Как правило, для участия в такой программе муниципальное образование, где расположен объект для финансирования, собирает необходимый пакет документов и направляет его в региональную государственную экспертизу для их проверки.
В настоящее время сфера строительства имеет значительный потенциал для развития. Строительная отрасль включает в себя не только возведение новых зданий и сооружений, но также и поддержание существующего жилищного фонда в надлежащем состоянии. Существует два типа износа зданий и сооружений:
— физический износ;
— моральный износ.
Под физическим износом здания понимается ухудшение технического состояния элементов конструкций, а также потеря первоначальных эксплуатационных качеств, и, как следствие снижение стоимости объекта недвижимости. При капитальном ремонте зданий в сменяемых конструкциях физический износ устраняется, а в несменяемых — только уменьшается, так как несменяемые конструкции по физическому износу ремонтироваться не могут, а проводимые в них ремонтные работы носят восстановительный характер.
В основу нормативных документов по определению величины физического износа положены соотношения физического износа и стоимости необходимого на восстановление ремонта. В результате капитального и текущего ремонтов темпы роста физического износа снижаются. Износ зданий происходит наиболее интенсивно впервые 20-30 лет и после 90-100 лет.
Под моральным износом понимается снижение стоимости зданий или сооружений, которые обусловлены внедрением инновационных инженерных и информационных решений.
При выборочном капительном ремонте могут проводиться отдельные виды работ, такие как:
— ремонт кровли;
— ремонт крыши;
— усиление чердачных и межэтажных перекрытий;
— ремонт и/или утепление фасада МКД;
— усиление ограждающих несущих конструкций;
— ремонт отдельных частей фундамента здания МКД;
— ремонт внутридомовых инженерных сетей;
— замена лифтового оборудования;
— другие работы.
Проведение того или иного типа капитально ремонта – существует определенный порядок подготовки, проведения и приемки-сдачи работ по капитальному ремонту МКД:
— изучение нормативно-правовой базы;
— формирование краткосрочной программы капитального ремонта многоквартирного дома;
— предпроектная подготовка объектов;
— разработка ПСД;
— выбор и заключение договора с подрядной организацией для проведения ремонтно-строительных работ.
На федеральном уровне установлена возможность предоставления финансовой помощи на проведение капремонта за счет средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Этот фонд действует на основании закона РФ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Условия предоставления финансовой помощи определены постановлением Правительства РФ от 17.01.2017 № 18. Существует также множество СНИПов, государственных стандартов, в соответствии с которыми выполняются работы.
[flat_ab id=»5″]
Регионы могут расширять перечень работ по капитальному ремонту, отличающийся от минимального, установленного Жилищным кодексом и устанавливать правила, влияющие на порядок его организации. В частности на региональном уровне могут нормативно – правовые акты, связанные с осуществлением и оплатой капитального ремонта в регионе, например, в Кемеровской области приняты следующие нормативно – правовые акты на уровне региональных органов власти:
— Постановление Администрации Кемеровской области «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» от «30» декабря 2013г. № 671;
— Постановление Администрации Кемеровской области «Об утверждении Порядка выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме и Порядка использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации от «26» декабря 2013 г. № 612;
— Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.03.2016 № 95 «Об утверждении Порядка и условий освобождения отдельных категорий собственников жилых помещений от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме»;
— Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области на 2014-2043 годы и другие.
Таким образом, вопросы нормативного регулирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подведомственно по мимо федеральных, региональным органам власти. Основными же нормативно правовыми актами, регулирующими отношения в области капитального ремонта являются жилищный и градостроительный кодексы РФ.
В каждой области и регионе местные власти должны разработать акты, положения и нормативы, а также установить региональную программу проведения работ. Этот документ призван очертить сроки проведения и диапазон работ. Региональная программа преследует основную цель — планирование капремонта и контроль за своевременностью его выполнения. Она всегда включается в себя перечень домов, расположенных на территории региона, которые нуждаются в капитальной реконструкции. Очередность проведения работ зависит от множества внешних факторов, а именно:
- года сдачи дома в эксплуатацию;
- степени износа;
- эксплуатационных характеристик;
- наполненности фонда и т. д.
Кроме перечня домов, где они размещены в порядке очередности проведения работ, региональная программа всегда содержит сведения о диапазоне услуг и плановом периоде начала и завершения работ. Ежегодно данный нормативный документ подлежит актуализации, согласно действующим изменениям и порядкам. В большинстве областей РФ программа рассчитана на период в 20-30 лет. Однако также на местном уровне могут разрабатываться краткосрочные планы реализации программы, предусматривающие фронт работ на следующие три года.
Общая и краткосрочная региональная программа капремонта МКД является открытой и общедоступной информацией, поэтому государственные органы исполнительной власти в регионе обязаны внести сведения в единую систему. Электронная база данных хранится на сайте, и уточнить сроки или другие сведения касательно капремонта многоквартирного дома может каждый желающий, имеющий доступ в сеть.
Нормативными актами, принятыми на областном уровне, будут регулироваться множество вопросов, связанных с капремонтом МКД, поэтому важно знать действующие порядки. В постановлениях правительства региона должны определяться минимальные размеры взносов, порядок мониторинга состояния зданий, условия создания и привлечения регионального оператора, особенности предоставления льгот, алгоритм расходов из общего фонда и т. д.
Программа капитального ремонта многоквартирных домов
Обновленный Жилищный кодекс совместно с ФЗ и региональными законодательными актами устанавливает, что в России есть часть населения, для которой взносы на капремонт являются непосильной нагрузкой на семейный бюджет. В связи с этим на государственном уровне определен перечень лиц, которые могут рассчитывать на скидку при оплате. В регионах данный список может быть расширен. По закону льготы и компенсации предоставляются:
- для ветеранов труда и ВОВ;
- для пенсионеров старше 70 и 80 лет;
- многодетным семьям;
- чернобыльцам;
- инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
Контролировать формирование фонда и реализацию его средств обязана жилищная инспекция региона. Именно сюда региональный оператор или владелец счета, на котором будут храниться деньги, обязаны подать уведомление. Государственная служба жилищного контроля служит своеобразным соединяющим звеном между собственниками квартир и местными органами самоуправления, которые разрабатывают программу и следят за ее реализацией или результатами.
Когда фонд капремонта создан, в любой момент владельцы жилья могут изменить способ накопления средств, заключив договор с региональным оператором. Единственное условие для этого — это проведение общего собрания всех собственников. В течения пяти дней после подписания протокола собрания документ должен быть направлен хозяину специального счета, где копятся деньги для проведения капитального ремонта здания. Каждый фонд имеет прикрепленный наблюдательный совет, который контролирует расход средств.
По закону ежегодно ведение финансового учета и отчетности подлежит аудиторской проверке. Провести ее призвана специализированная компания, имеющая опыт в данной отрасли. Выбрать экспертов и заключить с ними договор о сотрудничестве должен совет фонда. В документе должен быть четко обозначен фронт работ и вознаграждение за оказанные услуги. При необходимости совет на законных основаниях может организовать внеплановую проверку.
Региональная программа капитального ремонта – это перечень мероприятий, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Иными словами региональная программа капитального ремонта формируется, чтобы определить сроки, объемы и виды необходимых работ по капитальному ремонту для всех МКД в конкретном субъекте РФ.
В данной Программе также учитывается предоставление государственной и муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории региона за счет средств областного и муниципального бюджетов регионов.
Обязанность по разработке и утверждению региональной программы капитального ремонта в каждом субъекте Российской Федерации, возникла на основании поправок, внесенных в Жилищный Кодекс Российской Федерации Федеральным Законом № 271-ФЗ от 25 декабря 2012 года.
Региональная программа капитального ремонта формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех МКД, расположенных на территории субъекта РФ.
Она включает в себя:
- перечень всех МКД, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; В региональную программу капитального ремонта также могут не включаться МКД, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 %. А также МКД, в которых совокупная стоимость услуг и работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
- перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД;
- плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в МКД по каждому виду услуг и (или) работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;
- иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
- критерии, согласно которым устанавливается в Программе очередность проведения капитального ремонта;
- перечень работ и услуг по капитальному ремонту исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ч. 3.1 ст.168 ЖК РФ).
Актуализируется региональная программа капитального ремонта не реже одного раза в год (ч.5 ст.168 ЖК РФ).
Познакомиться с региональной программой можно на официальном сайте уполномоченного органа региональной власти – чаще всего, это областное министерство строительства и ЖКХ.
Для того чтобы региональная программа капитального ремонта своевременно и качественно финансировалась и исполнялась, нужна ответственная уполномоченная структура. Такой структурой является региональный оператор, который создается в каждом субъекте РФв целях формирования и ведения специализированного фонда для осуществления капитального ремонта жилых домов. Выражаясь языком закона, региональный оператор – это юридическое лицо, зарегистрированное субъектом РФ в правовой форме фонда (ст. 178 ЖК). По общему правилу, правительством субъекта РФ утверждается пакет нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность фонда, включая устав и положение. Обеспечение деятельности регионального оператора осуществляется также за счет средств субъекта РФ.
Субъект РФ имеет право создавать несколько региональных операторов для осуществления полномочий на отдельных территориях региона. Сам же региональный оператор не вправе создавать собственные подразделения (филиалы, представительства и др.), так как его деятельность строго регламентирована нормативно-правовыми актами.
Функции по осуществлению капитального ремонта региональный оператор осуществляет за счёт своего имущества. Это имущество образуется за счёт:
- взносов учредителя;
- платежей собственников помещений в МКД, формирующих фонды капитального ремонта на специальном счете или счете регионального оператора (ч.1 ст.179 ЖК).
Таким образом, региональный оператор аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в МКД, либо на своём счёте, либо на специальном счёте МКД, открытом на имя регионального оператора.
Для собственников помещений в МКД это означает, что они уже не являются владельцами денег, перечисленных в фонд. Взамен они получают законное право требовать выполнения капитального ремонта коллективного имущества дома в объёме и сроках, определенных региональной программой капитального ремонта домов.
В случае если стоимость ремонтных работ превысила размеры фонда капитального строительства, региональный оператор капитального ремонта домов покрывает убытки в счет будущих поступлений.
Региональный оператор обязан:
- в установленный законом срок предоставлять в адрес собственников квартир необходимый перечень работ, смету, порядок финансирования капремонта и иные документы, связанные с капремонтом домов;
- подготавливать задание, проектные документы, являться ответственным за их качество и соответствие норме закона;
- привлекать сторонних субподрядчиков, заключать соглашения;
- контролировать работу субподрядчиков, соответствие проведенных работ проектным документам многоквартирного дома;
- принимать работы, подписывать акты и другие документы;
- учитывать взносы и иные средства, поступающие в фонд капстроительства отдельно по дому и отдельно по владельцам жилых квартир;
- на основании письменного заявления собственников жилья, предоставлять документы об операциях по спецсчету.
Кроме финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД (при необходимости с привлечением средств, полученных из иных источников), к функциям регионального оператора, как правило, относятся:
- взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
- оказание консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации проведения капитального ремонта общего имущества.
1. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.11.2018 № 434-ФЗ)
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 417-ФЗ)
2. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 417-ФЗ, от 29.07.2017 N 257-ФЗ, от 27.12.2018 N 522-ФЗ)
3. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
4. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
5. Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.
(часть 5 введена Федеральным законом от 28.12.2016 № 498-ФЗ)
Правила проведения капитального ремонта по закону
1. Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее — государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 № 417-ФЗ, от 29.06.2015 № 176-ФЗ)
2. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее — региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:
1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее — закрывающиеся населенные пункты). Исключение таких многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта осуществляется на дату ее актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта;
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 № 176-ФЗ, от 28.11.2018 № 434-ФЗ, от 06.02.2020 № 13-ФЗ)
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 № 176-ФЗ, от 29.07.2017 № 257-ФЗ)
4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
3. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 № 417-ФЗ, от 20.12.2017 № 399-ФЗ)
1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 № 257-ФЗ)
2. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории закрывающегося населенного пункта. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии земельного участка или о признании населенного пункта закрывающимся.
(в ред. Федерального закона от 06.02.2020 № 13-ФЗ)
2.1. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, — в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, — в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, — в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, — в размере ста процентов.
(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 № 226-ФЗ)
2.2. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки, предусматривающее снос или реконструкцию многоквартирных домов, отвечающих критериям, установленным в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации, освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, начиная с первого месяца года, в котором в соответствии с этим решением предполагается начать переселение указанных собственников, если более ранний срок не установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом ранее внесенные собственниками жилых помещений взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме используются на цели реализации комплексного развития территории жилой застройки. В случае, если собственники жилых помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме выбрали формирование его на специальном счете, после перехода права собственности на все помещения в многоквартирном доме, указанном в настоящей части, в государственную или муниципальную собственность либо в собственность лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки, владелец специального счета передает права на специальный счет субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
(часть 2.2 введена Федеральным законом от 30.12.2020 № 494-ФЗ)
3. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 20.12.2017 № 399-ФЗ)
1. Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 № 257-ФЗ)
1.1. Доходы в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, а также доходы в виде процентов, полученные от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, зачисляются только на специальный счет, счет, счета регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 15.04.2019 № 60-ФЗ)
2. Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 настоящей статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы.
3. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее — формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее — формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
4. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) — 3) утратили силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
4.1. В случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ)
4.2. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.
(часть 4.2 введена Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ)
1. Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
2. Региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах.
3. Владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 № 498-ФЗ)
4. Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
5. Орган государственного жилищного надзора предоставляет сведения, указанные в частях 1 — 4 настоящей статьи, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, в порядке, установленном этим федеральным органом. Указанный федеральный орган размещает предоставленные органом государственного жилищного надзора сведения в системе в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 263-ФЗ)
1. Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
2. В случае, если на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме предоставлены и не возвращены кредит, заем или имеется подлежащая погашению за счет фонда капитального ремонта задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении этого многоквартирного дома допускается при условии полного погашения такой задолженности.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ)
3. В случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса.
4. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы.
5. Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 № 498-ФЗ)
5.1. Срок вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, установленный частью 5 настоящей статьи, не применяется в случае, если решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, и решением суда установлен факт, что органом местного самоуправления не были приняты меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта и последствиях выбора одного из них, на оказание собственникам расположенных в многоквартирном доме помещений помощи в принятии соответствующего решения и разъяснении порядка его реализации, и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проведен не был. Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в этом случае вступает в силу через один месяц со дня направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 20.12.2017 № 399-ФЗ)
6. Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора вступает в силу через один месяц после направления владельцу специального счета решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения владелец специального счета перечисляет средства фонда капитального ремонта на счет регионального оператора.
7. При изменении способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, региональный оператор в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
(часть 7 введена Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ)
8. В случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 настоящего Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу сп��циального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
(часть 8 введена Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2016 № 498-ФЗ)
Региональная программа и региональный оператор капремонта – что это?
1. Средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2017 № 149-ФЗ)
2. В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции средства фонда капитального ремонта используются на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома в соответствии с частями 10 и 11 статьи 32 настоящего Кодекса по решению собственников помещений в этом многоквартирном доме. В случае сноса многоквартирного дома средства фонда капитального ремонта за вычетом израсходованных средств на цели сноса и оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме до принятия в установленном Правительством Российской Федерации порядке решения о признании такого дома аварийным распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений. В случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым из региональной программы капитального ремонта исключаются многоквартирные дома, в которых имеется менее чем пять квартир, и в случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и, соответственно, изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений, за вычетом израсходованных средств на ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме. В случае принятия решений о закрытии населенного пункта и об исключении многоквартирных домов, расположенных на его территории, из региональной программы капитального ремонта средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений, за вычетом израсходованных средств на ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме.
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 № 434-ФЗ, от 06.02.2020 № 13-ФЗ)
Гарантии реализации программы капитального ремонта предусмотрены как федеральным, так и региональным законодательством. За создание фонда несет ответственность муниципальная власть, а за его работой следят депутаты областного собрания и выбранные представители общественных организаций.
Программа капитального ремонта направлена на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в многоквартирных домах.
Такая организация процесса значительно упрощает проведение подобных масштабных работ и облегчает задачу для собственников. Также проведение реставрации способствует улучшению ветхого жилья и может значительно продлить срок его эксплуатации.
На 2020-2018 года разработана специальная программа капитального ремонта жилых домов, в которую включены многоквартирные здания, которые были сданы в эксплуатацию 30 и более лет назад. Данный документ действует на территории всех регионов, где предусмотрена возможность краткосрочной программы.
На данный момент уже идет реализация планов, установленных на 2020 год. Всего в документе представлена следующая информация:
- список включенных зданий;
- перечень проводимых работ;
- сроки реализации проекта, составленные в порядке очереди по установленному календарному графику.
- В выборе компании, которая будет проводить те или иные виды работ.
- В проверке смет на проведение ремонта, реконструкции, модернизации.
- Знакомиться с планом мероприятий и требовать соблюдения обозначенных в них сроков.
Если жильцы многоквартирного дома не выразили желания выбрать строительную или ремонтную компанию, то этот выбор за них осуществляет местная администрация.
- Восстановление (заделка щелей, шпаклевка, покраска и др.) и утепление фасада;
- Реставрация и обслуживание подвальных помещений (устранение щелей, обрушений, утепление, протравка, восстановление работы коммуникаций);
- Реконструкцию фундамента строения и его укрепление;
- Регулярную проверку состояния кровли и устранение протечек;
- Замена различных приборов учета (электроэнергия, газ, вода) во всем доме в целом, которая проводится в порядке модернизации учетного оборудования;
- Устранение неполадок в работе лифтов и их своевременное обновление;
- Устранение неполадок в работе всех существующих в доме коммуникаций (отопления, водо-, газо-, электроснабжения, канализации, домофона, сигнализации и т.п.).
2.1. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, — в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, — в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, — в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, — в размере ста процентов.
Некоторые категории граждан имеют право не оплачивать капитальный ремонт зданий. К ним относятся:
- инвалиды и граждане, воспитывающие детей- инвалидов;
- многодетные семьи;
- малообеспеченные граждане;
- граждане, принимающие участие в ликвидации техногенных катастроф;
- участники и ветераны ВОВ;
- пенсионеры старше 70 лет.
Для всех категорий предусмотрена оплата в 50 % от общей начисленной суммы.
Что входит в программу капитального ремонта многоквартирных домов?
При всех установленных ограничениях законодательство дает гражданам возможность свободно заниматься ремонтом, если на это получено согласие соседей по многоквартирному дому. То, что производимый ремонт не нарушает их прав, соседи должны подтвердить письменно, подписав разрешение хозяину квартиры.
- причинять ущерб правам и имуществу собственников площадей МКД;
- превышать нормативы, установленные на уровень допустимого шума;
- использовать места общего пользования для временного складирования вещей и материалов;
- загрязнять места общего пользования;
- пользоваться кабинами пассажирских лифтов для транспортировки стройматериалов.
Новый регламент, обязывающий к оплате средств, имеет свои недостатки. Первое — это вопрос об использовании накоплений для ремонта общего имущества. Пока правительство не будет вносить положение о накоплении на спецсчет, инициатор по расходам средств может действовать против закона, и передавать деньги чиновникам. Также тем, что закон вступает в силу, государство избавляется от прежней работы по ремонту. Например, раньше приватизация могла обязывать ЖКХ сделать комплексный ремонт, и только когда услуга будет оказана, собственник сможет оформить квартиру. Сегодня работа по ремонту переходит к жителям, которые не могут отказываться от уплаты.
Федеральный закон от 25.12.2012 N 271-ФЗ регулирует изменения, внесенные в жилищный кодекс РФ, связанные с капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов. Эти изменения были внесены в 2012 году, когда оплата капитального ремонта была полностью возложена на службы ЖКХ. Согласно изменениям, теперь фонд формируется из личных средств собственников квартир.
Владельцы же частных домов сами принимают решение, когда им производить ремонт или реконструкцию жилья. Поэтому на них этот закон не распространяется.
В 2020 году данный закон претерпел некоторые изменения и был принят в редакции от 29 го июня под номером 176-ФЗ. Дополнения и изменения некоторых статей, внесли ясность и определенность для плательщиков, а главное, гарантию сохранности их денежных средств, формирующих фонд капитального ремонта.
Это важно знать: Письмо об одностороннем расторжении договора оказания услуг: образец, уведомление с целью расторгнуть
При установлении сотрудниками полиции факта шумного времяпровождения, с нарушителя взимается штраф, размером в пятьсот рублей. Если виновники второй раз не соблюдают правила тишины в жилом доме, установленные законом, на них накладывают штрафные санкции в сумме, два раза большей предыдущей.
Те же требования распространяются при завозе строительных материалов и вывозе отходов.
Беспрерывная шумная работа не должна продолжаться более шести часов. Если требуется намного больше времени, к примеру, сутки, обязательно вводить перерыв, длительность от одного часа. Для некоторых регионов России возможно проведение ремонта в квартире до восьми часов вечера, применение горючих веществ – только по будням до четырех дня. В определенных городах нашей страны формально разрешено выполнять ремонтные работы помещений, принадлежащим жилым многоквартирным домам, по субботам.