Какие предприятия относятся к малому бизнесу в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие предприятия относятся к малому бизнесу в 2024 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Критерии малого предприятия 2021: таблица

Тип СМП Среднесписочная численность работников за 2020 год Примечание
Микропредприятие До 15 человек включительно
Малое предприятие От 16 до 100 человек включительно
Среднее предприятие От 101 до 250 человек включительно
От 251 до 1000 человек включительно Хозяйственное общество, хозяйственных партнерство входит в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 № 1412

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2024 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода.

Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Укажем эти критерии в таблице.

К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства. В зависимости от числа работников, малый бизнес делят на: микропредприятия, малые и средние предприятия.

Малый бизнес имеет ряд преимуществ:

  • его можно зарегистрировать самостоятельно, удалённо и в упрощённой форме;
  • начинать дело по готовой схеме крупной сети или развивать крупную сеть самостоятельно с помощью франчайзи;
  • стратегия развития малого и среднего бизнеса в РФ предусматривает программы поддержки, разработанные до 2030 года;
  • возможность использования упрощённого документооборота;
  • возможность использовать электронный документооборот;
  • освобождение от некоторых видов плановых проверок до конца 2024 года.

Критерии малого предприятия в 2024 году

Суммарная доля участия в капитале голосующих акций принадлежит:

  • государству, субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным и религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

Составляет для всех не более 25 %.

Не более 49 % голосующих акций принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП.

Размер суммарной доли участия иностранных компаний не органичен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Каникулы не распространяются на налоговые проверки, проверки в области радиационной безопасности, атомной энергии и гостайны, контроль качества аудиторских организаций, федерального пробирного надзора, плановые проверки, по которым установлены категории риска и классы опасности.

Также не могут рассчитывать на каникулы ООО и ИП, которые:

  • за последние три года привлекались к административной ответственности за грубые нарушения, или их деятельность приостанавливали за административное правонарушение;
  • ведут деятельность в социальной сфере, образовании, здравоохранении, теплоснабжении, электроэнергетики и по лицензируемым видам деятельности.

Мораторий распространяется только на плановые проверки. Если вопреки мораторию организацию из реестра МСП проверят планово, это будет грубым нарушением, а результаты проверки будут недействительными.

С 1 января для УСН поднимут верхние планки: по доходу — со 150 до 200 миллионов рублей, а по количеству персонала — со 100 до 130 человек. Ставка налога в этой буферной зоне тоже возрастёт с 6 до 8% при уплате с дохода и до 20% при уплате с разницы между доходами и расходами. Для тех, кто укладывается в прежние рамки (доход до 150 миллионов, численность работников до 100 человек), ставка не поменяется.

Патенты по-прежнему нельзя применять в ряде отраслей — производстве подакцизных товаров, добыче и реализации полезных ископаемых, оптовой торговле, торговле ценными бумагами и ряде других. Зато регионы получили право самостоятельно определять перечень отраслей, где можно использовать ПСН. Кроме того, в 2024 году ИП смогут уменьшить стоимость патентов на сумму страховых взносов за себя (вплоть до 100%) и работников (не более 50%).

Девять важных изменений для малого бизнеса в 2024 году

Для предпринимателей, чьи доходы превысили пять миллионов рублей, вводится прогрессивная ставка НДФЛ в размере 15%. Кроме того, наряду с вкладами физических лиц, с дохода по вкладам ИП будет отчислять НДФЛ в размере 13% в случае превышения необлагаемого минимума, рассчитываемого на сумму вкладов размером до одного миллиона рублей. Годовые налоговые декларации 6-НДФЛ и 2-НДФЛ теперь объединены. Форму 6-НДФЛ нужно будет сдавать каждый квартал, а 6-НДФЛ с приложением справки 2-НДФЛ — один раз в конце года.

В феврале 2024 года заканчивается отсрочка для ИП по добавлению номенклатуры в чеках онлайн-касс. Теперь вне зависимости от системы налогообложения и вида деятельности нужно указывать в чеке наименование товара или услуги и количество единиц продукции. За нарушение для организаций установлен штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей. ФНС рекомендует отображать реквизит так, чтобы он был понятен покупателям, но жёстких требований пока нет.

Допускается использование обобщающих названий групп товаров — например, шуба в ассортименте. Для отображения номенклатуры нужно установить специальное ПО либо подключить кассу к телефону/планшету для внесения наименований товаров и услуг. Их можно вбить вручную или загрузить из учётной программы товарную базу. Возможно, придётся менять ККТ, если подключить её к управляющему устройству нельзя.

Людям, впервые устраивающимся на работу в 2024 году, не нужно заводить классические трудовые книжки. ИП передаст в пенсионный фонд данные о приеме работника в электронном виде по форме СЗВ-ТД. Те, кто получил трудовую книжку ранее, смогут сами выбрать бумажный или электронный вариант документа. С января ПФР начнет штрафовать за просрочку и ошибки в СЗВ-ТД на сумму от 300 до 500 рублей.

С 2024 года в него включены одежда и продукция легкой промышленности, шины и покрышки, духи и туалетная вода, а также молочная продукция. Одежду без маркировки нельзя продавать с 1 января, срок маркировки нереализованных остатков — до 1 февраля. Шины и покрышки нужно снабдить кодами DataMatrix к марту 2024 года.

Продажа любой парфюмерии без маркировки с сентября 2024 года будет караться штрафами. Маркировка молочной продукции в течение года будет внедряться поэтапно.

Подробно все сроки и категории продукции расписаны на сайте системы «Честный знак». Для работы с маркировкой нужно завести там учётную запись, заказать коды DataMatrix на товары и промаркировать их любым удобным способом (наклейки, бирки и т. д.). Затем установить двухмерные сканеры для считывания кода и обновить ПО онлайн-кассы, чтобы она корректно работала с кодами.

Некоторые предприниматели приобретают онлайн-кассу не потому что это обязательно, а потому что она способна решить десятки задач малого бизнеса. В том числе, организовать маркировку товаров и товароучёт.

Если вы зарегистрировались как ИП, то данные о вас автоматически появятся в реестре 10 числа следующего месяца. Новые организации попадают в реестр в такие же сроки, если соответствуют требованиям к составу участников.
Численность работников и размер дохода в этих случаях не учитываются, потому что компания или ИП ещё не сдавали никаких отчётностей.

Представители МСП вправе получать дополнительную поддержку от государства. Например, в 2020 году им полагались:

  • субсидии на выплату зарплаты и на средства защиты от коронавируса;
  • освобождение от налогов и сборов;
  • отсрочки по кредитам.

Госкомпании и госорганы проводят специальные тендеры, в которых может участвовать только малый и средний бизнес. Также для них предусмотрены особые условия госконтрактов — например, более короткий срок оплаты за работы. Он составляет не более 15 рабочих дней.

Выделение их в отдельную категорию преследует цель создать комфортные условия для малого бизнеса, его развития. На сегодняшний день действуют льготы, закрепленные целым рядом законодательных и нормативных актов:

  1. Право вести бухучет по упрощенной форме и льготы по статотчетности. Разработаны специальные бланки отчетности, без излишней детализации сведений, специально для малых предприятий. Обязанностью такой упрощенный учет не является, МП может применять и общеустановленный учетный порядок. В органы статистики отчитываться МП обязано раз в 5 лет, кроме попавших в статистическую выборку.
  2. Лимит кассы можно не устанавливать.
  3. Для «упрощенцев» во многих регионах законодательно закреплены пониженные ставки налога, имеются льготы по транспортному и налогу на имущество.
  4. При проведении госзакупок, согласно ФЗ-44, малые предприятия имеют льготы. Заказчики обязаны производить закупки у них не ниже 15% годового объема.

Кроме того, в отношении малых предприятий в настоящее время «заморожены» проверки со стороны Миграционной службы, Пожарнадзора, Технадзора, Трудиспекции. Таково общее правило.

Однако существует значительный список исключений из него. С проверкой могут прийти, если:

  • она касается валютного, таможенного законодательства;
  • относится к лицензируемой деятельности;
  • юрлицо или предприниматель привлекался к ответственности за нарушения административного характера, был дисквалифицирован или у него приостанавливалась лицензия;
  • МП работает в сфере, предполагающей установление классов опасности (риска).

Кроме того, из зоны проверок не уходит социальная, образовательная сфера, здравоохранение, энергетика. В плановом режиме проверяются сферы деятельности, связанные с гостайной, атомной энергией, радиационной безопасностью и т.п. Не освобождены от внешних проверок аудиторы.

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • потребительские кооперативы;
  • производственные кооперативы.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:

  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

Что дает статус малого или среднего предприятия

  • Для получения статуса СМП необходимо соответствовать критериям, установленным законом.
  • Статус присваивает ФНС автоматически на основании данных из отчетности организации. Никаких дополнительных документов подавать не нужно. Однако если перестанете представлять отчетность, вас исключат из реестра.
  • Статус малого предприятия будет снят или изменен, если показатели вашей фирмы перестанут соответствовать установленным критериям.
Актуально на

К среднему и малому предпринимательству в целом относятся:

  • хозяйственные общества, товарищества и партнерства,
  • производственные и потребительские кооперативы,
  • крестьянские (фермерские) хозяйства,
  • индивидуальные предприниматели.

Эти субъекты должны также соответствовать критериям по объему доходов за год и численности работников. Отметим, что доходы нужно учитывать по правилам налогового учета. То есть брать сумму поступлений от реализации и внереализационные доходы. Все показатели для различных категорий бизнеса приведем в таблице.

Если показатели компании соответствуют разным видам бизнеса — выручка малому бизнесу, а численность персонала среднему, например, учитывайте следующее:

  • категорию субъекта бизнеса определяйте по наибольшему по значению условию,
  • для индивидуальных предпринимателей без работников категорию определяйте по величине дохода,
  • категорию хозяйственных обществ и партнерств – участников проекта “Сколково”, которые не сдавали налоговую отчетность с данными о доходах за прошлый год, определяйте по численности работников.

Субъект среднего предпринимательства критерии 2024 предусматривают исключения для компаний легкой промышленности. К этой категории предприятия будут относиться при предельной численности не 250, а 1 000 человек.

Для применения этого послабления деятельность по ОКВЭД может быть в рамках класса 13 “Производство текстильных изделий”, класса 14 “Производство одежды”, класса 15 “Производство кожи и изделий из кожи” раздела С “Обрабатывающие производства”. Доходы от названных видов деятельности должны быть не меньше 70% от всей суммы доходов.

Такие субъекты среднего предпринимательства кто к ним относится в 2024 году, определяет Минпромторг ежегодно не позднее 5 июля текущего года. И эти данные чиновники направляют в ФНС для внесения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, о котором расскажем ниже.

Пример

Кто относится к субъектам малого предпринимательства?

Мы рассказали, кто такие субъекты малого предпринимательства кто к ним относится в 2024 году. Но есть еще и дополнительные критерии для компаний в форме ООО и АО. Изменения затрагивают как раз эти дополнительные критерии.

Послабления приняты относительно доли участия иностранных компаний в уставных капиталах малых предприятий. Ограничение в 49% снято при условии, что сам иностранец-учредитель является малым или средним предприятием и не зарегистрирован в оффшорах. Подтвердить соответствие иностранной компании критериям малого или среднего предприятия может аудиторское заключение.

Перед тем, как рассматривать критерии отнесения к малым предприятиям 2021, стоит рассказать о том, какие преимущества получает организация, если по всем критериям определяется и принадлежит к малым предприятиям:

  • Упрощённый учёт бухгалтерии – нужно собирать меньше данных, оформлять не так много форм для ИФНС.
  • Часто региональным властями вводятся льготы.
  • И также в некоторых субъектах федерации есть особые условия налогообложения – сниженные ставки по выплатам.
  • Кассовые операции тоже упрощаются. К примеру, лимит остатка в кассе определять не требуется.
  • У малых предприятий есть преимущество во время торгов по государственным закупкам. Более того, ежегодно государство обязано делать закупки у таких юридических лиц не менее, чем на 15% от общего годового объема.
  • Иногда появляется запрет на проверки. Так, с 2024 по 2024 Роструд, Ростехнадзор и ФМС России не могли проверить являющиеся «малыми» компании.

Развёрнуто эти признаки будут рассмотрены в разделе о льготах.

Все сведения об организации, вне зависимости от её «размера», вносятся в реестр.

Формируется он каждый год 1 августа, используя все данные с прошлого года до первого числа июля, потому количество компаний, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, ежегодно меняется.

Ознакомиться с единым реестром и узнать, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2024 году можно на сайте ФНС. А прочесть подробнее о правилах ведения списка можно в этом Федеральном законе.

Никаких особых документов подавать не требуется — компания будет включена туда автоматически. Ранее было рассказано о критериях, которые позволяют назвать бизнес малым, и если вновь обратиться к ним, то можно понять, какая информация особенно интересует налоговую службу:

  1. Сколько дохода получает организация согласно декларациям.
  2. Данные о величине штата сотрудников.
  3. Сведения об уставном капитале — берутся из ЕГРЮЛ.

Если фирма три года подряд нарушает критерии, которые позволяют отнести её к малому бизнесу, то она утрачивает этот статус.

Каковы критерии малого предприятия

Организацию не надо отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма является субъектом МСП. Статус в дальнейшем тоже сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ №209).

ИнфоПоставщиками информации о наличии данного обстоятельства в ФНС России являются держатели реестров владельцев ценных бумаг (часть 61 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ). Указанная информация представляется в ФНС России ежегодно в период с 1 по 5 июля начиная с июля 2020 года. Условие 2. Среднесписочная численность работников акционерного общества за предшествующий календарный год не должна превышать двухсот пятидесяти человек (до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек; от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий) (пункт 2 части 11 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ).

Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на государственную поддержку.

С 2020 года статус и категория экономического субъекта в качестве малого или среднего предприятия определяются при формировании Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — Единый реестр).

ВниманиеЕдиный реестр – это размещенная в открытом доступе база данных о субъектах малого и среднего предпринимательства, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, организациям и предпринимателям не нужно представлять документы, подтверждающие их статус как субъектов МСП, при обращении за мерами поддержки в рамках государственных или муниципальных программ развития МСП, а также при участии в конкурсах и аукционах по закупкам.

  • название компании или ФИО предпринимателя;
  • ИНН;
  • место нахождения;
  • дата внесения информации в реестр;
  • категория: микропредприятие, малое или среднее предприятие;
  • информация о деятельности по ОКВЭД;
  • реквизиты лицензий;
  • сведения об инновациях;
  • информация о включении в программы партнерства;
  • информация о заключенных государственных контрактах;
  • другие данные.

Что такое СОНО – расшифруем и расскажем, кого к ним отнести и кто может стать, какие формы СОНО предполагает и какой процент от годового объема закупок нужно закупать у СОНО.
Из этой статьи вы узнаете:

  • что такое СОНО;
  • формы и виды деятельности некоммерческих организаций;
  • кто может ими стать;
  • как рассчитать минимальный объем закупок;
  • о закупкахпо 44-ФЗ.

Социально ориентированные некоммерческие организации или СОНО — это некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом №7-ФЗ формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.

СОНО является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ч. 1 ст. 2 Закон 7-ФЗ).

Новые сроки оплаты ввели для СМП и СОНО на субподряде

Правительство сократило сроки расчетов с СМП и СОНО на субподряде до 15 рабочих дней. Исправьте проекты контрактов, по которым обязываете исполнителя привлекать СМП и СОНО на субподряд. С 18 октября действуют новые типовые условия контрактов. Изменения внесло постановление Правительства № 1226.

С 1 августа 2020 года компании не предоставляют в налоговый орган документы, подтверждающие статус МСП. Информация вносится в автоматическом режиме вместе со сведениями, поданными в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, и в итоговой налоговой отчетности. Часть информации попадает в справочник на основании данных от бирж, органов власти и ведомственных учреждений. Реестровую запись формируют в первый год после создания и начала финансово-хозяйственной деятельности. Предпринимателю на патентной системе налогообложения (ПСН) автоматически присваивается статус микропредприятия.

Если отчеты требует территориальная налоговая, МСП обязаны отчитаться и предоставить формы в территориальную ИФНС. Если отчетность в налоговый орган не предоставлялась, предприятие не включают (если подан запрос) или исключают из ЕРСМП.

Сведения обновляются ежегодно 10 августа с учетом информации по состоянию на 1 июля. Кроме того, ежемесячно 10 числа меняется информация о новых компаниях или тех, что прекратили деятельность. Информация, которая периодически обновляется:

  • о новых компаниях;
  • о предприятиях, которые прекратили деятельность или не предоставили отчетность (лишились статуса);
  • о государственных контрактах и тендерах.

МСП принимают участие в программах партнерства, которые создаются для проведения государственных заказов. В госзакупках сфера МСП — это преференции при заключении контрактов, получении финансовых льгот, оплате договоров (сокращенные сроки оплаты). Участники закупок утверждают документацию по программам партнерства самостоятельно. В таких документах описывается порядок формирования реестра участников программы партнерства из числа малого бизнеса.

Заказчики ведут реестры самостоятельно и размещают их на официальных сайтах. Организации устанавливают определенные критерии для участников: отсутствие процедур банкротства, недоимок по налогам, судимости у руководителя компании и прочее. Компании из реестра программы партнерства участвуют в закупках заказчика на добровольной основе.

Понятие, расшифровка МСП в бизнесе, механизмы поддержки деятельности малого и среднего бизнеса определяются Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.

Финансово-хозяйственную деятельность таких субъектов регламентирует Конституции, федеральные законы и подзаконные акты, нормативные документы исполнительных органов власти, субъектов РФ и муниципальных образований.

Участие МСП в государственных закупках регулирует Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ.

Права на ведение упрощенной бухгалтерской отчетности закреплены в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ.

Тип СМП Среднесписочная численность работников за 2020 год Примечание
Микропредприятие До 15 человек включительно
Малое предприятие От 16 до 100 человек включительно
Среднее предприятие От 101 до 250 человек включительно
От 251 до 1000 человек включительно Хозяйственное общество, хозяйственных партнерство входит в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 № 1412

Микропредприятие может регистрироваться в форме ИП или юридического лица, фермерские хозяйства, потребительские кооперативы. Не могут признаваться микробизнесом государственные и муниципальные учреждения, унитарные компании, даже если они соответствуют всем признакам.

Сфера деятельности для признания микропредприятием не имеет значения. Обычно это мелкая розничная торговля, бытовые услуги населению, автосервисы, иные виды бизнеса. Микробизнес может получать меры государственной поддержки и льготы, если соответствует критериям Закона № 209-ФЗ, включен в РСМП (Реестр среднего и малого предпринимательства).

Правовых отличий между микробизнесом и малыми предприятиями практически нет. Ряд специальных правил предусмотрен только в части трудовых отношений, охраны безопасности труда, налогообложения. Например, согласно главе 48.1 ТК РФ, микропредприятия могут не разрабатывать локальные трудовые акты, графики сменности, положения об оплате труда и о премировании, ряд других документов. Трудовые договоры для сотрудников микробизнеса заключаются по единой форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 858.

В сфере налогообложения микробизнес может организовать бухгалтерский учет кассовым методом, т.е. с использованием максимально простых форм. Статистическую отчетность микропредприятия не сдают, а соответствующие данные предоставляют только по мере получения запросов из Росстата, других ведомств.

Микропредприятия — это особая группа, которую закон № 209-ФЗ выделяет «внутри» малого бизнеса. Критерии по структуре уставного капитала здесь те же, что и для всех малых предприятий, но ограничения по масштабу бизнеса намного жёстче:

  1. Годовой доход — до 120 млн руб.
  2. Среднесписочная численность — до 15 человек.

Микропредприятия, которые имеют право на упрощённый бухучёт, могут не применять ФСБУ 5/2019. Отказ от применения стандарта означает, что у организации фактически не будет бухучёта запасов. В этом случае все запасы необходимо списать на расходы сразу в том периоде, когда они были куплены (п. 2 ФСБУ 5/2019).

Такой подход, хотя и упрощает бухучёт, но может создать дополнительные сложности. Например, у бизнесмена не будет возможности контролировать остатки на складе.

Отказ от учёта запасов удобен только, если одновременно выполняются два условия.

  1. У компании в принципе не бывает существенных материальных затрат и запасов, и поэтому информация о них не важна для управления.
  2. Применяемая налоговая система не предполагает учёта расходов. После отмены ЕНВД с начала 2024 года для юридических лиц остался только один налоговый режим с такими условиями: УСН «Доходы».

Во всех остальных случаях представителям микробизнеса лучше не отказываться от учёта запасов. Особенно это касается производственных компаний, а также тех, кто должен предоставлять бухгалтерскую отчётность банкам и инвесторам.

При заключении договоров с длительной отсрочкой (рассрочкой) платежа поставщики обычно увеличивают цены по сравнению с расчётами по предоплате или с короткой отсрочкой. В ФСБУ 5/2019 указан лимит длительности отсрочки в 12 месяцев, но организация может установить и более короткий период.

В общем случае компания при длительной отсрочке должна учесть запасы по такой стоимости, как будто этой отсрочки не было, то есть по меньшей цене. Разницу между оценочной стоимостью запасов и той суммой, которая указана в документах, следует учитывать, как проценты по кредиту (п. 13 ФСБУ 5/2019). Малые предприятия могут не производить все эти расчёты и учитывать стоимость запасов на основании документов поставщиков, вне зависимости от длительности отсрочки.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Если организация приобретает запасы с отсрочкой (рассрочкой) платежа на период свыше 12 месяцев, то эти запасы принимаются к учёту по цене поставщика. Организация не проводит расчёт разницы между стоимостью запасов, которая была бы при отсутствии отсрочки, и их фактической стоимостью (п. 17 ФСБУ 5/2019)».

Малые предприятия могут не корректировать стоимость запасов на суммы премий, скидок, льгот, которые предоставляют поставщики.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Организация признает приобретенные запасы по ценам, указанным в документах поставщика. Скидки, премии, льготы и другие подобные отклонения от цены не учитываются в стоимости запасов (п. 17 ФСБУ 5/2019)».

Если малое предприятие использует вышеперечисленные послабления, то оно не должно включать в себестоимость запасов транспортно-заготовительные расходы (пп. «б» – «е» п. 11 ФСБУ 5/2019). К таким расходам относятся, например, затраты на доставку, упаковку, сортировку. Они списываются в том периоде, когда были произведены.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Затраты, которые указаны в пп. «б» – «е» п. 11 ФСБУ 5/2019 (на доставку, упаковку и т.п.), подлежат включению в расходы периода, в котором были понесены (п. 17 ФСБУ 5/2019)».

В общем случае организация должна переоценивать запасы на каждую отчётную дату и создавать резерв для уменьшения их стоимости в случае обесценения (п. 28 – 31 ФСБУ 5/2019).

Малые предприятия могут не проводить переоценку и учитывать запасы по фактической себестоимости.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Организация не создает резерв под обесценение запасов и отражает запасы на отчётную дату по фактической себестоимости (п. 32 ФСБУ 5/2019)».

Льгота по «управленческим» запасам теперь распространяется не только на малые предприятия, но и вообще на все организации. До 2024 года право не учитывать такие запасы было только у организаций с упрощенным учётом. Компания может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 для «управленческих» запасов и списывать их стоимость сразу в момент покупки. Это могут быть, например, канцтовары или расходные материалы для оргтехники.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Организация при учёте запасов, которые предназначены для управленческих нужд, не использует ФСБУ 5/2019. Затраты, входящие в стоимость таких запасов, включаются в расходы периода, в котором они произведены (п. 2 ФСБУ 5/2019)».

Если компания использует общую систему налогообложения и платит налог на прибыль, то лучше не отказываться от бухучёта «управленческих» запасов. Ведь их все равно придется отражать в налоговом учёте, а значит — возникнут разницы, что усложнит учётную работу.

Организации на УСН, напротив, могут без особых проблем не отражать «управленческие» запасы в бухучёте. При объекте «Доходы» расходы вообще не нужны для расчёта налога, а для объекта «Доходы минус расходы» расходы признаются в момент их оплаты и не зависят от моментов получения и использования запасов.

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • потребительские кооперативы;
  • производственные кооперативы.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:

  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

\r\n\r\n

Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.

\r\n\r\n

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

\r\n\r\n

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

\r\n\r\n

Что касается налоговых преференций для СМП, то на сегодняшний день они устанавливаются исключительно на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), ЕНВД и единому налогу в рамках УСН.

\r\n\r\n

Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.

Что касается налоговых преференций для СМП, то на сегодняшний день они устанавливаются исключительно на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), ЕНВД и единому налогу в рамках УСН.

Для того, чтобы отнести себя в нужную размерную группу, вы берете Баланс, Отчет о финансовых результатах, калькулятор и сравниваете данные своей отчетности с соответствующими показателями нашей таблички. При этом руководствуйтесь двумя важными правилами:

(1) Для того, чтобы отнести себя к той или иной группе, предприятие должно одновременно соответствовать как минимум двум критериям (в любой комбинации). Попадание одновременно в три критерия не обязательно.

Например, предприятие по показателям чистого дохода от реализации и балансовой стоимости активов вписывается в критерии, установленные для микропредприятия, а по численности — малое предприятие. В этом случае оно считается микропредприятием (так как попадает в эту группу по двум показателям из трех).

Гораздо интереснее случай, когда двойного попадания в одну и ту же категорию нет и предприятие по всем трем критериям относится к разным размерным группам. К примеру, по количеству наемных работников является микропредприятием, по сумме чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — малым, а по балансовой стоимости активов — средним. В таких ситуациях нужно всегда держаться «золотой середины», а значит, классифицировать предприятие как малое (в нашем случае). Поступать так специалисты Минфина рекомендовали в Информационном уведомлении от 12.11.2018 г. (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 103, с. 2).

(2) Отправной точкой при определении статуса предприятия является 2017 год, а точнее — показатели финансовой отчетности на 31.12.2017 г. (см. письмо Минфина от 04.07.2019 г. № 35210-01-2/17297, а также «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 103, с. 2, 2019, № 62, с. 6). Соответственно при расчете критериев балансовой стоимости активов и чистого дохода от реализации используется среднегодовой курс евро за 2017 год — 30,0042 грн./€.

Мы уже сказали, что покинуть «насиженную» группу предприятие может только в том случае, если в течение двух (!) лет подряд не соответствует критериям этой группы. При этом перебраться ему нужно в другую группу, критериям которой оно соответствует.

Получается, предприятие, признанное в 2017 году, например, малым, считается таковым, как минимум, в 2018 и 2019 году.

А значит, в этом году «перебежчиков» еще не будет (еще не прошло 2 года пребывания в определенной категории)

Вопросы перехода из группы в группу возникнут только в 2020 году, и у тех предприятий, которые и в 2018, и 2019 году стабильно отклонялись от малых (микро-) критериев.

Например, самая простая ситуация: малое по финотчетности за 2017 год предприятие по итогам 2018 и 2019 года стало соответствовать микро- критериям. В таком случае только с 2020 года оно перейдет в категорию микропредприятий и только с отчетности за 2020 год сможет подать Финотчетность микропредприятия по формам № 1-мс и № 2-мс (ср. 025069200).

Если же и по показателям финотчетности за 2018 год предприятие оставалось малым, то этот статус закрепится за ним и на 2019-й, и на 2020-й годы. Стать микро- оно сможет уже не раньше 2024 года, и то при условии, что по данным финотчетности оно и в 2019-м, и в 2020-м году будет соответствовать микро-критериям.

  • Для того, чтобы отнести себя к той или иной размерной группе, предприятие должно одновременно соответствовать как минимум двум критериям, установленным Законом о бухучете.
  • При определении размерной группы для целей составления финотчетности за 2019 год анализируют показатели годовой финотчетности за 2017 год. То есть малое по итогам 2017 года предприятие для целей составления финотчетности за 2019 год также считается малым.
  • Вновь созданные предприятия для целей классификации применяют показатели на дату составления годовой финансовой отчетности.
  • Если в течение двух лет подряд предприятие не соответствует критериям определенной группы, то ему следует перейти в другую категорию, критериям которой оно соответствует.

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Каникулы не распространяются на налоговые проверки, проверки в области радиационной безопасности, атомной энергии и гостайны, контроль качества аудиторских организаций, федерального пробирного надзора, плановые проверки, по которым установлены категории риска и классы опасности.

Также не могут рассчитывать на каникулы ООО и ИП, которые:

  • за последние три года привлекались к административной ответственности за грубые нарушения, или их деятельность приостанавливали за административное правонарушение;
  • ведут деятельность в социальной сфере, образовании, здравоохранении, теплоснабжении, электроэнергетики и по лицензируемым видам деятельности.

Мораторий распространяется только на плановые проверки. Если вопреки мораторию организацию из реестра МСП проверят планово, это будет грубым нарушением, а результаты проверки будут недействительными.

Статистический отчет предназначен исключительно для юридических лиц и ИП, которые относятся к категории микропредприятий. Это те организации, у которых в 2020 году:

  • работали не более 15 человек;
  • годовой доход от ведения предпринимательской деятельности составил не более 120 млн рублей;
  • доля участия государственных образований, общественных и религиозных организаций и фондов не превышала суммарно 25%;
  • доля участия прочих компаний (в том числе иностранных) не превышала суммарно 49%.

Превышение предельных значений в течение 3 календарных лет подряд приводит к утрате статуса.

Хозяйствующие субъекты (организации и предприниматели) наряду с бухгалтерской и налоговой отчетностью обязаны предоставлять государству статистическую отчетность, эта обязанность установлена на законодательном уровне. В федеральном законе №282-ФЗ от 29.11.2007 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» и принятом во исполнение этого закона постановлении правительства №620 от 18.08.2008 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» указано, зачем составлять статотчетность, — это требуется для сбора и анализа профильной информации о деятельности экономических субъектов.

Статотчетность сдают в обязательном порядке по установленным формам в бумажном или электронном виде. По правилам формирование статистической отчетности подразделяется на сплошное и выборочное. Сплошное — это то, в результате которого необходимо отчитываться постоянно, в установленные законами сроки. Выборочное наблюдение — когда органы статистики делают исследование по определенной ими выборке, и шанс попасть в эту выборку для каждой конкретной организации или ИП есть, но он не составляет 100%.

ВАЖНО!

В 2024 году статотчетность необходимо сдавать в электронном виде. Точная дата ввода нового правила неизвестна: поправки в 282-ФЗ еще не внесли, но приняли во втором чтении. Как только новый закон вступит в силу, отправляйте только электронные отчеты. До этого момента действующий формат сдачи (электронный или бумажный) сохраняется.

Росстат утверждает формы статистической отчетности, подписывает заполненные бланки руководитель организации или ответственный сотрудник. В каждую форму включены статистические показатели, периодичность, сроки, способы и адреса представления, а также порядок заполнения формы.

Все формы статотчетности представлены на официальном сайте Росстата. Их довольно много, перечислим лишь некоторые, актуальные для большинства компаний:

  • основные сведения о деятельности предприятий (1-Предприятие);
  • сведения о финансовом состоянии организации (П-З);
  • сведения о численности, заработной плате и движении работников организации (П-4);
  • сведения о неполной занятости и движении работников (П-4 (НЗ));
  • сведения о численности и заработной плате работников (1-Т) — для организаций, не отчитывающихся ежемесячно по форме П-4.

ВАЖНО!

Полный перечень обязательных для организации форм проверяйте по ИНН или иным реквизитам через специальный сервис Росстата.

Непредставление или несвоевременное представление в территориальные органы Росстата статистических данных, представление недостоверных данных влечет за собой ответственность согласно статье 13.19. КоАП РФ, а именно административный штраф:

  • для должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное непредставление или несвоевременное представление статистических данных влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.

Численность сотрудников в 2020 по-прежнему основной показатель, по которому коммерческий деятель может стать малым предприятием. Это не единственный критерий, но важнейший.

В 2024 году установлены следующие рамки по численности:

• Средняя фирма – до 250 человек;
• Малое предприятие – до 100 человек;
• Микропредприятие – до 15 человек.

Расчет ведется исходя из среднесписочной численности сотрудников за прошедший год. Поэтому если организация хочет получить статус МП в 2021, нужно определить среднее количество служащих за 2020 год. Как это сделать, мы расскажем ниже.

Так как одним из решающих аргументов в получении статута МП является среднесписочная численность. Разумно будет посмотреть, как ее правильно определять.

Данные нужно брать за прошлый год. Поэтому если вы планируете, стать льготником в 2024 году, считайте работников за 2020. В расчет принимаются штатники по трудовым договорам, если это их основное место службы. Лица с ГПД не считаются.

Расчет делается в два этапа: на первом обрабатывается количество работников, занятых полный рабочий день, на втором – неполный:

1. Среднее число за месяц: складывают работников, отработавших весь день, за каждые сутки. В выходные ставят то количество, которое было в последний рабочий день перед ними. Получившуюся сумму делят на число дней в месяце. Повторяют процедуру 12 раз;
2. Складываем число работников за все месяцы и делим на 12. И у вас получится средняя списочная за год. Но если есть такие, кто трудится неполный день, то пройдите еще шаг 3.

Шаг 3:

Средняя списочная = Кол-во отработанного времени за месяц : (Число часов в полном рабочем дне Х Кол-во рабочих дней за месяц)

Говоря о малом и среднем бизнесе и его критериях в 2024 году, следует отдельно упомянуть индивидуальных предпринимателей.

Выше мы отмечали, что ИП, фермерские хозяйства и кооперативы оцениваются исключительно по доходу и численности сотрудников. Но что касается ИП, тут есть нюансы:

  • при отсутствии нанятого персонала учитывается только доход предпринимателя;
  • ИП на патенте относятся к микропредприятиям (численность их работников не может превышать 15 человек, а размер выручки они не учитывают).

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Для обобщения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209‑ФЗ) предусмотрено ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Единый реестр). Ведение Единого реестра возложено на Федеральную налоговую службу (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Включение организации (предпринимателя) в Единый реестр означает соответствие критериям субъекта МСП, установленным Законом № 209‑ФЗ; дополнительного подтверждения статуса МСП со стороны хозяйствующего субъекта не требуется.

В том виде, в котором ФНС продемонстрировала общественности Единый реестр, он представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных о субъектах МСП, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории МСП.

Создание Единого реестра преследовало следующие цели:

  • снижение затрат предпринимателей и органов государственной власти, связанных с необходимостью подтверждения статуса МСП для участников программ поддержки;
  • обеспечение организации формирования заказчиками и кредитными организациями перечня субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки;
  • обеспечение реализации «надзорных каникул» для малых предприятий;
  • повышение качества проработки мер поддержки МСП;
  • максимальное раскрытие информации о видах деятельности субъектов МСП и производимых ими товарах, работах, услугах, в том числе о производимой инновационной, высокотехнологичной продукции.

Законодатель предусмотрел ряд преимуществ, которыми с выгодой для себя может воспользоваться микропредприятие:

  1. Применяющие патентную систему и вмененку до июля 2019 могут обойтись в работе без кассового аппарата. Обязанность применять его осталась в сфере торговли, розницы.
  2. Отсутствует необходимость устанавливать кассовый лимит.
  3. Оформление срочных трудовых договоров продолжительностью не более 5 лет. Это можно сделать, только заручившись согласием сотрудника. Численность сотрудников при этом не должна превышать 35. В сфере розничной торговли (а также бытового обслуживания) лимит – 20 человек (ст. 59 ТК РФ).
  4. Запрещены проверки неналогового характера на предприятиях, предусмотренные планом. Внеплановые контролирующие органы проводить могут. Кроме того, ФНС установленным порядком имеет право проводить оба вида проверок, как и работники Фондов. Льгота действует до конца 2018 года.
  1. Микропредприятие является разновидностью субъектов малого и среднего предпринимательства, с лимитом численности сотрудников не более 15 человек и доходами не выше 120 млн рублей.
  2. Данные о каждом из таких субъектов содержатся в реестре ФНС.
  3. Учет на микропредприятиях может вестись с применением плана счетов и двойной записи или без таковых, в зависимости от количества хозяйственных операций за месяц.
  4. На микропредприятиях используются упрощенные формы документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности.
  5. Для микропредприятий в составе субъектов МСП доступен ряд существенных льгот, часть из которых ограничена в применении определенным сроком, а часть – бессрочна. Льготы имеют целью поддержку сектора экономики, занятого малым и средним бизнесом.

Как уже было отмечено, благодаря законодательной поддержке, участники государственных закупок, относящиеся к СМП и СОНО, получают ряд преимуществ, а именно:

  1. Проведение закупок только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. В соответствии с ч. 1 ст. 30 44-ФЗ на заказчиков возложена обязанность по проведению процедур исключительно для СМП и СОНО в размере не менее 15% от общего числа годовых расходов.
  2. Привлечение субподрядчиков из числа СМП и СОНО в том случае, если победитель закупки к ним не относится. Право заказчика об установлении в документации данного требования предусмотрено ч. 5 ст. 30 закона.
  3. Сокращенные сроки оплаты товаров, работ, услуг заказчиком. Согласно ч. 8 ст. 30, в том случае, когда закупка проводится для СМП или СОНО, срок оплаты контракта не может превышать 15 рабочих дней с даты подписания приемочных документов, в то время как для остальных закупок период составляет не более 30 дней.

Лица, которые ведут деятельность для получения дохода, относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Сфера деятельности может быть разнообразной:

  • использование жилого или нежилого имущества;
  • продажа или перепродажа товара;
  • оказание услуг или выполнение самых разнообразных работ.

С юридической точки зрения субъекты малого и среднего бизнеса – это хозяйственные общества, партнерства и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские хозяйства и индивидуальные предприниматели. Прочие типы субъектов – унитарные предприятия, государственные учреждения, некоммерческие организации – к МСП не относятся.

Субъекты малого предпринимательства в 2024 году: кто к ним относится?

Говоря о малом и среднем бизнесе и его критериях в 2024 году, следует отдельно упомянуть индивидуальных предпринимателей.

Выше мы отмечали, что ИП, фермерские хозяйства и кооперативы оцениваются исключительно по доходу и численности сотрудников. Но что касается ИП, тут есть нюансы:

  • при отсутствии нанятого персонала учитывается только доход предпринимателя;
  • ИП на патенте относятся к микропредприятиям (численность их работников не может превышать 15 человек, а размер выручки они не учитывают).

Для обобщения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209‑ФЗ) предусмотрено ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Единый реестр). Ведение Единого реестра возложено на Федеральную налоговую службу (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Включение организации (предпринимателя) в Единый реестр означает соответствие критериям субъекта МСП, установленным Законом № 209‑ФЗ; дополнительного подтверждения статуса МСП со стороны хозяйствующего субъекта не требуется.

В том виде, в котором ФНС продемонстрировала общественности Единый реестр, он представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных о субъектах МСП, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории МСП.

Создание Единого реестра преследовало следующие цели:

  • снижение затрат предпринимателей и органов государственной власти, связанных с необходимостью подтверждения статуса МСП для участников программ поддержки;
  • обеспечение организации формирования заказчиками и кредитными организациями перечня субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки;
  • обеспечение реализации «надзорных каникул» для малых предприятий;
  • повышение качества проработки мер поддержки МСП;
  • максимальное раскрытие информации о видах деятельности субъектов МСП и производимых ими товарах, работах, услугах, в том числе о производимой инновационной, высокотехнологичной продукции.

Средние и малые предприятия получают дополнительные возможности для ведения бизнеса. Вот основные из них:

  1. Применение льготных налоговых систем – УСН, ЕНВД (до 1 января 2024 года), покупка патента. Это позволяет организациям и ИП существенно экономить на налоговых платежах. Также может вводиться нулевая или сниженная ставки для отдельных типов плательщиков или сфер бизнеса.
  2. Административные послабления. Например, субъекты малого и среднего предпринимательства вправе вести упрощенный бухгалтерский учет и кассовую дисциплину. Для них установлены особые надзорные правила.
  3. Преференции в госзакупках. Государственные и муниципальные заказчики в рамках своих закупок обязаны часть товаров или работ (не менее 15% совокупного годового объема) закупать у МСП и социальных некоммерческих организаций.

Созданная база данных включает практически все сведения об ИП или фирме, которые допускаются к открытому размещению. В частности, информация в реестре МСП содержит такие данные о субъекте как:

  • название компании (для юрлица) или ФИО (для частного предпринимателя);
  • принадлежность к определенной категории МСП (существуют категории: микропредприятие, малое предприятие, среднее предприятие);
  • индивидуальный налоговый номер;
  • юридический адрес;
  • осуществляемый субъектом основной вид хозяйственной деятельности;
  • дата включения в реестр;
  • указание на то, является ли регистрация первичной;
  • информация о действующих контрактах;
  • данные о имеющихся лицензиях;
  • информация относительно участия субъекта в программах партнерства;
  • сведения о производстве предприятием высокотехнологичной или инновационной продукции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *