Разрешение на строительство многоквартирного жилого дома

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешение на строительство многоквартирного жилого дома». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Разрешительные документы на строительство частного или многоквартирного дома, гаража, квартиры или иного капитального объекта имеют важное значение. С одной стороны, они подтверждают, что возведенное здание отвечает всем требованиям безопасности и не причинит вреда поселившимся в нём людям. С другой — постройка получает легальный статус, она не будет признана незаконной со всеми возможными неблагоприятными последствиями этого факта (ст. 222 ГК).

Выдача разрешения на строительство относится к компетенции местных органов самоуправления (за редким исключением). Для его получения застройщику потребуется провести предварительную работу по сбору определённого пакета документов.

Основным нормативным документом, определяющим порядок выдачи разрешения на строительство, является Градостроительный кодекс. В ст. 51 этого закона сказано, что разрешение дает право на строительство любого капитального объекта: гаража, квартиры, многоэтажного или многоквартирного дома, ИЖС, дороги, пруда, газопровода, автодрома, магазина и т.д.

Чтобы заявление о выдаче разрешения на строительство было удовлетворено, необходимо соответствие проекта другим нормативным документам. В соответствии со ст. 51 кодекса это: 1) градостроительный регламент; 2) проект планировки и межевания территории для линейных (дороги, газопровод) и нелинейных (дома, пруда, магазина, гаража, автодрома и т.д) объектов; 3) разрешенное использование земельного участка (ИЖС, разработка недр и т.д).

Выдача разрешения на строительство производится на определенный срок (п. 19 ст. 51 Гр.К). В дальнейшем может возникнуть необходимость в его продлении, так как судебная практика показывает, что иначе строительство будет признано незаконным и застройщик будет нести ответственность (ст. 9.5 КоАП).

Ситуации, когда не требуется разрешение на строительство

Разрешение на строительство многоквартирного дома

Порядок получения разрешения на строительство частного дома на участке по ИЖС и многоквартирного дома примерно одинаков. Различается только пакет прилагаемых документов. Рассмотрим подробнее, какие правила действуют в каждом из случаев.

Для получения разрешения на ИЖС потребуются:

  • документы на землю (свидетельство о праве собственности или договор долгосрочной аренды или иной, а также кадастровый паспорт);
  • градостроительный план участка (он подтверждает в том числе наличие градостроительного регламента для участка);
  • схема размещения капитальных объектов на участке (дома, пруда, хозяйственных построек, магазина и т.д.), обязательно согласованная с архитектором;
  • копия паспорта собственника будущей постройки;
  • проект (по желанию).

Требовать какие-либо дополнительные документы местной администрации запрещает п. 10 ст. 51 Гр.К. Поданный сведения в течение 10 дней проверяются и по результатам производится либо выдача разрешения на строительство, либо отказ. В последнем случае всегда указывается причина. Оспорить отказ в выдаче разрешения на строительство можно через суд.

Документы, необходимые для получения застройщиком разрешения на строительство, практически те же, что и при ИЖС. Для начала потребуется подходящий земельный участок. В отношении него должен быть составлен градостроительный регламент и указано целевое назначение, которое не должно противоречить задачам застройщика. Иными словами, строительство многоквартирного жилого дома на участке, предназначенном для создания пруда, дороги, газопровода или автодрома изначально невозможно. Градостроительные правила не позволят получить разрешение в обход регламента.

После того, как получены документы на землю, потребуется согласовать проект. Он должен включать в себя (пп. 3 п. 7 ст. 51 Гр.К):

  • пояснительную записку;
  • план организации участка с обозначением как самого многоквартирного дома, так и подъездных дорог, подходов, сервитутов;
  • схемы архитектурных решений;
  • сведения об инженерных системах и местах подключения к городским коммуникациям (газопроводу, канализации и пр.);
  • сведения об организации строительства, сносе старых объектов;
  • информацию о создании объектов безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями.

Экспертиза проекта может проводиться как государственным архитектурным бюро, так и частным. В последнем случае потребуется приложить к документам для получения разрешения свидетельство о госаккредитации организации (копию). Получить необходимое одобрение с первого раза бывает сложно. Большая часть проектов отправляется на доработку.

Итак, разрешение на строительство многоквартирного дома потребует от застройщика следующего пакета документов:

  • заявление;
  • подтверждение прав на земельный участок (собственность, аренда и т.д.);
  • градостроительный план участка (подтверждение наличия регламента и правил землепользования);
  • полная проектная документация;
  • положительный результат экспертизы проекта;
  • копию аккредитации архитектурного бюро (если необходимо).

Требовать что-либо еще, как и в случае с ИЖС, закон запрещает. Срок рассмотрения заявки составляет 10 дней. Отказ может быть обжалован в общем порядке.

Если в случае с разрешением на ИЖС законодатель идёт на упрощение процедур, то в случае привлечения средств граждан для долевого участия в строительстве ситуация иная. Многочисленные нарушения закона со стороны застройщиков и фактическое присвоение ими средств дольщиков, привели к появлению правил, препятствующим этому в дальнейшем. Они касаются больше заключения самих ДДУ, чем получения разрешения на строительство.

Документы, необходимые для этого исчерпывающе перечислены в ст. 51 ГР.К и не отличаются от таковых для возведения многоквартирного дома на средства самого застройщика или инвесторов. Только после получения разрешения на строительство застройщик может заключать с дольщиками договоры и брать денежные средства (ст. 3 закона 214-ФЗ). Пакет документов включает:

  • заявление застройщика о выдаче разрешения;
  • свидетельство о праве на земельный участок;
  • градостроительный план этого участка;
  • проектную документацию, состав которой определён в пп. 3 п. 7 ст. 51 Гр.К;
  • положительное заключение экспертизы проекта.

При заключении договора строительная компания обязана предъявить потенциальному дольщику следующие документы: 1) разрешение на строительство; 2) проектную декларацию; 3) документы на землю.

Также закон требует размещения копий этих документов в свободном доступе (сети интернет) да начала продаж, то есть заключения договоров долевого участия. Застройщик может предоставить и ряд финансовых документов, подтверждающих его добросовестность и надежность.

Вместе с тем, законодатель допускает, что полученные от дольщиков денежные средства, застройщик может использовать в том числе и на компенсацию своих расходов по проведению изыскательских работ, созданию проекта жилого многоквартирного дома и получения от местных властей разрешения на строительство. Однако делать это он может уже после того, как все необходимые документы будут получены. Это позволяет защитить дольщиков, как экономически слабую сторону от злоупотреблений со стороны застройщика.

Документы, необходимые для получения разрешения на строительство

После того, как разобрались с категорией земли и видом разрешенного использования, появляются новые и не менее важные вопросы. К примеру, можно ли строить частный дом без проекта и можно ли в этом случае получить разрешение на строительство.

Разрешить все противоречия нам поможет Градостроительный кодекс РФ. Открывая статью 48 “Архитектурно-строительное проектирование”, пункт 3, 4 и 5, читаем следующее:

– в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

– не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

– Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство.

Ознакомившись со статьями 48 и 51 Градостроительного Кодекса РФ, можно сказать, что разрешение на строительство индивидуального жилого дома – это документ, выдаваемый в установленном законом порядке и подтверждающий соответствие проектной документации градостроительному плану и проекту планировки территории. На заметку! Для ИЖС разрешение на строительство является одним из самых необходимых документов. Более того, без разрешения на строительство ИЖС может попросту оказаться под угрозой, так как без него невозможно, например, взять кредит на строительство и многое другое.

Опираясь на основные пункты статей 48 и 51 Градостроительного Кодекса РФ, представленные выше, обсудим, какие документы необходимы для строительства индивидуального жилого дома.

В течение 30 дней с момента подачи застройщиком заявления и предоставления вышеперечисленных документов, проводятся следующие процедуры:

  • проверка по наличию всех документов, прилагаемых к заявлению;
  • проверка соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка (СПОЗУ) с обозначением места размещения объекта ИЖС требованиям градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) красным линиям.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного Кодекса РФ, разрешение на строительство:

  • подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), а в отсутствии градостроительного плана – разрешенному использованию участка;
  • дает право застройщику осуществлять строительство, реконструкцию объектов недвижимости, а также капитальный ремонт.

При продаже участка новому собственнику получать разрешение на строительство уже не нужно, если только не истек десятилетний срок его действия. Потому как разрешение не привязано к конкретному лицу, оно действует в отношении участка в целом.

Собственник земли, желающий возвести на ней жилой дом, должен внимательно ознакомиться с нормами Градостроительного кодекса РФ ст. 51. Свод правил, содержащийся в нем, регулирует все этапы строительства: от подготовки документов, до ввода готового дома в эксплуатацию.

Помимо указанного кодекса учитываются нормы Земельного и Гражданского кодексов, строительные регламенты. Если речь идет о частном домовладении, то для него требования будут следующими:

  • этажность ограничена тремя этажами в высоту;
  • общая площадь построенного дома не должны быть более 1500 кв.м.;
  • дом предусматривает проживание одной семьи;
  • от дома соседа должно быть соблюдено расстояние – не менее 8 метров;
  • со стороны улицы расстояние до жилого дома или хозяйственной постройки – 5 метров и более.

На положительное или отрицательное решение компетентных органов в вопросе стройки дома влияют не только его параметры, но и разрешенное использование земли, на которой планируется его возведение. Идеально, если оно обозначено под индивидуальное жилищное строительство. Тогда и проблем в этой стороны ждать не стоит.

Можно построить жилой дом и на земле садоводческого товарищества, но потребуется согласие на это от всех его членов. На участках под садоводство и огородничество вообще возможно производить подобные действия только при отсутствии возражений со стороны администрации поселения, к которому земля относится.

Решение о разрешении собственнику земли построить на ней жилой дом выдается администрацией муниципального образования по месту расположения надела. Но существует ряд случаев, когда положительное решение зависит от региональных властей или соответствующего министерства. Это следующие моменты:

  • расположение участка одновременно на территории нескольких муниципальных образований или субъектов РФ;
  • в случае расположения надела в особо охраняемой природной зоне;
  • территория участка относится к закрытому административному образованию;
  • особые случай, которые указаны в Градостроительном кодексе.

После предоставления полного пакета документов хозяин земельного участка может отсчитывать 10 календарных дней, в течение которого происходит его рассмотрение жилищной комиссией в администрации. В результате будет выдано положительное или отрицательное решение.

В первом случае у собственника будет 10 лет на закладку фундамента, строительство и ввод в эксплуатацию. Если в течение этого срока никаких действий не производилось, то потребуется заново получать разрешение.

Отрицательное решение вправе оспорить в суде при предоставлении обоснованных фактов несогласия с мнением местных властей.

Сам документ разрешения на строительство жилого дома выдается бесплатно. Но стоимость бумаг для этого может зависеть от различных ситуаций и обстоятельств. В целом она варьируется в пределах 15-40 тысяч рублей.

Разрешение на строительство: пошаговая инструкция по оформлению документов

Возведение жилого строения без полученного разрешения считается незаконно и влечет за собой ответственность владельца участка, на котором оно построено. По закону это самовольная постройка и получить документ о праве собственности на нее будет невозможно. Последствиями этого будет отсутствие прав распоряжаться строением, в частности его не продать, не подарить и не завещать. То есть любые юридические действия с домом будут запрещены.

Самым неприятным последствием можно назвать вынесенное судом решение о признании здания незаконной постройкой и обязанность его снести за счет собственника земельного участка, где оно находится. Однако, если разрешенное использование земли позволяет возведение на ней жилого строения и оно не создает угрозу жизни и здоровья гражданам, то суд может принять доводы собственника земли и узаконить строение.

К тому же получение технических условий на подключение к коммуникациям осуществляется только специализированными службами. Согласование разрешений происходит на основании разрешительных документов на недвижимый объект. Если их нет, то и подключить дом к водоснабжению, электричеству, газу будет невозможным.

Кроме вышеперечисленных неприятных последствий строительства капитального строения без соответствующего разрешения следует указать и на административную ответственность владельца земли. Если обозначить ее для физического лица, то это будет штраф размером от 2 до 5 тысяч рублей.

Градостроительным кодексом определены случаи, когда не требуется получение разрешения на строительство, это:

  1. Возведение некапитальных строений и иных подсобных построек на землях для ведения дачного хозяйства и садоводства.
  2. Если на участке земли, полученном гражданином не для ведения предпринимательской деятельности, планируется строительство гаража.

Отказ в согласовании или узаконивании реконструкции можно оспорить в судебном порядке. Такой отказ может быть вызван:

  • неполным комплектом документов;
  • неправильным оформлением проектной документации;
  • нарушением градостроительных регламентов, нормативных и подзаконных актов;
  • отсутствие разрешения на реставрацию объекта культурного наследия;
  • отсутствием полномочий у заявителя, отсутствием у проектировщика членства в СРО;
  • отрицательным заключением государственной или негосударственной экспертизы;
  • иными обстоятельствами.

Учитывая указанные основания для отказа, в судебном процессе нужно подтвердить наличие полномочий у заказчика и проектировщика, соответствие проекта требованиям закона. Для обоснования своей позиции, целесообразно привлечь к участию в деле специалистов проектной организации, которые оформляли документы. На основании судебного акта будет выдано разрешение на строительство, либо проведен кадастровый учет уже состоявшейся реконструкции. После прохождения этих процедур реконструкция считается завершенной.

Хотя сам бланк разрешения на строительство выдается бесплатно, собственнику или заказчику реконструкции придется нести существенные расходы. В тих перечень входит:

  • проведение инженерных изысканий на территории предстоящих работ;
  • изготовление проектной документации;
  • получение положительного экспертного заключения;
  • изготовление технического плана через кадастрового инженера;
  • оформление дополнительных документов, если это требуется по закону.

Расценки на услуги экспертов, проектировщиков и кадастровых инженером определяются условиями договоров. На общую стоимость будет влиять сложность работ, особенности объекта, иные факторы. Чтобы избежать дополнительных затрат на переделку проекта, внимательно отнеситесь к выбору экспертной организации.

№ п/п Услуга, документ Стоимость
1 Разработка проекта реконструкции от 350 руб./кв.м. (зависит от общей площади здания)
2 Экспертиза проектной документации Рассчитывается по Постановлению № 415, зависит от вида проекта, типа и площади здания
3 Сопровождение согласования и получения разрешений в Госстройнадзоре от 30000 руб.
4 Сопровождение кадастрового учета и регистрации от 15000 руб.
5 Проведение инженерных изысканий, обследования объекта от 30000 руб. за га земельного участка.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 23179-ВА/Д23и по вопросу разъяснения норм законодательства Российской Федерации и сообщает.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) разрешение на строительство является документом, дающим застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и подтверждающим соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентам, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

При этом согласно части 12.1. статьи 48 ГрК РФ подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства. Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» определено, что этапом строительства является строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства).

Согласно части 12 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы исполнительной власти по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Статьей 55 ГрК РФ установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.

В части надлежащего оформления прав собственников помещений в таких многоквартирных домах на принадлежащее им в силу закона общее имущество в части прав на земельный участок, Минстрой России считает необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ (далее — Закон № 189-ФЗ), со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 6 статьи 16 Закона № 189-ФЗ, выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие ЖК РФ, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Важно отметить, что границы и размер земельного участка, необходимого для обслуживания, эксплуатации, и благоустройства многоквартирного дома определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

При этом следует обратить внимание на то, что градостроительное законодательство, устанавливающее правила выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, не содержит требования о формировании земельного участка для целей обслуживания и эксплуатации объекта капитального строительства. Специальное законодательство содержит лишь требование о размещении объекту капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка.

Согласно части 2 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) земельные участки используются в соотв��тствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

По завершении стройки в местное управление направляется оповещение. Сделать это необходимо в продолжение 30 суток с момента окончания строительства. Срок давности — 10 лет. В уведомлении указать:

  • параметры постройки;
  • факт уплаты государственного сбора за регистрацию прав собственности.

Органы власти в течение 1 недели ставят недвижимость на учет в Кадастр и регистрируют право собственности в Росреестре.

В Гражданском кодексе сказано, что муниципальная власть не имеет права запретить постройку, а лишь огласить о несоответствии конкретным параметрам. Это возможно в двух случаях:

  • несоответствие участка типу использования, указанному в заявлении;
  • земля входит в охранную зону.

Если оповещение отсылается не вовремя, ответственность ложится на органы муниципальной власти.

Теперь вы знаете, как получить разрешение на строительство дома в 2020 году. Документ выдается муниципальной властью либо администрацией города. Предоставляется данная услуга бесплатно. Если же застройщик обратится к специализированной фирме, то за оказание услуги придется заплатить. Получение справки требуется не во всех случаях.

Прежде всего, необходимо определить назначение земельного участка. От его категории зависит возможность возведения сооружений определенного типа.

ВАЖНО! Земельный участок может не только пребывать в собственности, но и быть арендованным.

Затем определяется тип возводимого сооружения: индивидуальный жилой или дачный дом, сооружение подсобного, технического или вспомогательного характера, капитальное или не капитальное.

Выяснив эти два параметра, открываем Градостроительный кодекс РФ статья 51, где законодательно установлен перечень сооружений, для возведения которых не нужна разрешительная документация. Вот, что можно построить без разрешения на строительство:

Отвечая на главный вопрос статьи, подытоживаем, что построить на участке дом без разрешения на строительство вполне возможно, также как и узаконить его в дальнейшем. Однако стоимость легализации незаконного сооружения, а главное, время, затраченное на это несопоставимы с трудностями оформления документации необходимой для начала строительных работ.

  • Как построить дом, с чего начать?
  • Основы выбора проекта дома
  • Из чего строить дом: выбираем материал стен
  • Все о фундаментах для дома
  • Выбор кровельного материала для строительства домов
  • Как расположить дом на участке, чтобы не было проблем

Подача заявления на разрешения строительства начинается с подготовки необходимых документов:

• Заявление установленного образца. Подается в бумажном виде, заполняется от руки. Бланк можно взять на месте оформления.
• Документы на земельный участок (документ, подтверждающий право собственности, кадастровый паспорт).
• Документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ, вид на жительство, удостоверение личности беженца или иностранного гражданина).
• Градостроительный план земельного участка, полученный в БТИ.
• План участка в виде схемы с обозначением места под будущее строительство. Также можно приложить схему планируемой постройки, на которой будут отображены количество и расположение комнат, этажность.

Если за срок, указанный в разрешении, собственнику или арендатору не удалось завершить строительные работы, разрешение можно продлить (однако, подать заявление на продление можно не позднее, чем за 10 рабочих дней до завершения срока действия самого разрешения).

В каких случаях вероятнее всего получить разрешение судьи на продление сроков строительства:

• Были выявлены нарушения со стороны ответственных лиц со стороны администрации.
• Был пропущен срок строительства, но заявление было подано до его истечения.

Причина невозможности своевременного завершения строительства указывается в заявлении, после чего подлежит проверке достоверности. В случае положительного исхода организатор строительства получит письменное уведомление. Если в отведенный период (в данном случае – 10 лет) строительство жилого помещения так и не было начато или проект претерпел сильные изменения в результате строительных работ, что не сопровождалось подачей необходимых документов, получить разрешение на продление строительства не получится, потребуется получение нового разрешения после проверки полного пакета документов.

На земельных участках, предназначенных под индивидуальное жилое строительство, личное подсобное хозяйство, для ведения садоводства и огородничества запрещено строительство объектов недвижимости, которые в дальнейшем будут разделены на самостоятельные объекты, будь то квартиры или блок-секции.

Так, согласно положениям Градостроительного Кодекса Российской Федерации жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящее из нескольких блоков однотипных зданий, имеющих общую стену. Главной особенностью строения признается отдельный выход на частную территорию. То есть, жилой дом блокированной застройки — это совокупность малоэтажных домов, возведенных в виде единого объекта. Важнейшим критерием установления объекта как блокированной застройки становится факт отсутствия общедомовой собственности. Также, согласно Градостроительному Кодексу Российской Федерации, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.

Такие нормы обуславливают особенности межевания участка под блокированную жилую застройку. Если объект располагается на земле, предназначенной для индивидуального строительства, то должны быть соблюдены требования к площади участка под отдельным блоком — не менее предельно допустимого размера, установленного Правилами землепользования и застройки соответствующего муниципального образования для земельного участка индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства. При проведении кадастровых работ по определению границ таких земельных участков признается одна из общих стен блоков, при этом раздел общего участка осуществляется по линии стены.

Для узаконения объекта блокированной застройки (таунхауса) потребуется получение разрешительной документации (разрешения на строительство и разрешения на ввод), упрощенный уведомительный порядок (как для объектов индивидуального жилищного строительства) для таунхаусов отсутствует.

В соответствии с частью 10.1 ст. 55 Градостроительного кодекса обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технического плана объекта капитального строительства, подготовленного в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Количество технических планов, подготовленных в отношении блоков жилого дома блокированной застройки, должно быть равным количеству таких блоков, а количество земельных участков должно соответствовать количеству блоков, сведения о которых будут содержаться в соответствующих разделах разрешения на ввод жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию. Но часто бывают случаи, когда и вовсе блокированный жилой дом или же дом, имеющий признаки многоквартирного, построен на участках ИЖС или для садоводства.

Таких случаев очень много в том числе на территориях Новой Москвы, в связи с чем Правительство Москвы часто устраивает проверки и «рейды» в ТиНАО для выявления нецелевого использования собственниками своих земельных участков. Поэтому Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (ГИН) может проводить как плановые, так и внеплановые проверки по подобным объектам с целью их дальнейшего приведения в соответствие.

В ходе контрольных мероприятий ГИНом могут выявляться случаи самостроя:

  1. Если здание было возведено на участке, не оформленном в собственность или аренду.
  2. Если строительство или реконструкция осуществлялись без разработки проекта, его согласования в уполномоченных службах.
  3. Если при обследовании самостроя выявлены нарушения норм, влекущие угрозу безопасности зданию и людям.
  4. Если работы нарушают положения документации по планировке территории города Москвы.

Если в ходе проверки выявлены претензии и замечания, ГИН издает предписание. Это не обязательно означает, что самовольная или незаконная постройка будет снесена. У владельца объекта есть возможность снять претензии Госкомиссии, устранить нарушения и привести документы и состояние здания в соответствие со строительными и техническими нормами.

Если застройщик оформил подобный таунхаус в собственность (на землях ИЖС и соответственно как индивидуальный жилой дом) и продает квартиры, проблемы возникнут уже у владельцев:

  • в доме продаются не квартиры, а доли (так как раздел такого дома невозможен, начиная с 2016 года);
  • коммуникационные системы не соответствуют требованиям многоквартирного дома, а проведены исходя из требований к объекту ИЖС (возникнут проблемы с обслуживанием);
  • Земельный участок, на котором расположен дом также делится на доли, которые впоследствии можно выделить в натуру (в отличии от выдела доли земельного участка под многоквартирным домом).

Как получить разрешение на строительство дома на своем участке 2021

Список документации, которая потребуется для устранения предписания ГИН, зависит от характера замечаний. В стандартный список могут входить заключения и отчеты, проектная и рабочая документация. Если и специальные документы, которые ГИН требует оформить на самовольное строение. Одним из таких документов является буклет архитектурно-градостроительного решения.

Все здания в столице должны соответствовать единому архитектурно-художественному облику. Поэтому для устранения предписания ГИН необходимо подготовить Архитектурно-градостроительное решение, предоставляя его в виде буклета. В буклет включаются схемы внешнего вида и фасадов объекта, в том числе:

  • схема планировочной и транспортной организации участка, с отражением его границ;
  • схема ситуационного плана территории;
  • разверстки фасадов по осям, фотофиксация их фактического состояния;
  • визуализацию объекта в 3d-перспективе, фотомонтажами проектных решений;
  • схемы фасадов с отражением навесного оборудования, всех конструктивных элементов и отделочных материалов, описанием цветовых решений;
  • планы всех этажей, включая подземные этажи и план эксплуатируемой кровли;
  • пояснительная записка к АГР с таблицей ТЭП, расчетами площади до и после завершения строительных работ;
  • разрезы здания с отметками высот.

Для возведения многоквартирного жилого дома на земельном участке, независимо от его принадлежности, необходимо получить разрешение. При его отсутствии постройка будет считаться незаконной. Это грозит собственнику строения административной ответственностью и снесением возведённого объекта. После 2016 года при отсутствии разрешительного документа объект нельзя поставить на кадастровый учёт и зарегистрировать на имя собственника. В процессе его введения в эксплуатацию невозможно будет подключить газ, воду и иные виды коммуникаций и совершать с домом предусмотренные законом сделки в виде продажи, аренды, залога или наследования.

Существует два вида разрешительных документов, дающих возможность ведения строительных работ.
Первый вид, дает право выполнять весь перечень монтажно-строительных работ на строительном объекте.
Второй, разрешает вести производственную деятельность, имеющую подготовительный или восстановительный характер.

  • Оформление разрешения на строительство
  • Разновидности
  • Порядок получение РС
  • Обязательные для получения разрешения документы
  • В какой момент оформляется РС?
  • Получение разрешения на строительство многоэтажного дома
  • Случаи отказа в выдаче разрешения
  • Заполнение заявления
  • Этапы оформления разрешения
  • Помощь в оформлении
  • Оформление разрешения на строительство
  • Разновидности
  • Порядок получение РС
  • Обязательные для получения разрешения документы
  • В какой момент оформляется РС?
  • Случаи отказа в выдаче разрешения
  • Заполнение заявления
  • Этапы оформления разрешения
  • Помощь в оформлении

Существует два вида разрешительных документов, дающих возможность ведения строительных работ.
Первый вид, дает право выполнять весь перечень монтажно-строительных работ на строительном объекте.
Второй, разрешает вести производственную деятельность, имеющую подготовительный или восстановительный характер.

Для получения разрешения на строительство сооружения разработан специальный регламент, который требуется строго соблюдать. Первый шаг — обращение с заявлением и целым списком сопутствующих документов.

Перечень документов, предоставление которых необходимо на первом этапе:

  • Правовой акт уполномоченного федерального исполнительного органа, если его наличие предусмотрено законом
  • Документ, подтверждающий право владения земельным участком
  • Градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство или реконструкцию линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории
  • Материалы из проектной документации:
    — пояснительную записку;
    — схема планировочной организации земельных участков, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия и т.д.;
    — схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам.;
    — схемы, отображающие архитектурные решения;
    — сведения об инженерном оборудовании, водный план инженерных сетей с указанием точек подключения объекта;
    — проект организации строительных работ;
    — предусмотренные законом согласования строительного проекта;
    — проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
    — утвержденный в надлежащем порядке технологический регламент по обращению со строительными отходами, если таковые предполагаются.
  • Другие документы, которые служат подтверждением необходимости выполнения строительных работ.
  • Заключение государственной экспертизы проектной документации (относится к объектам, предусмотренным статьёй 49 ГК РФ).
  • Разрешение на отступление от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (если таковое выдано застройщику в порядке статьи 40 ГК РФ).
  • Согласие каждого законного владельца объекта капитального строительства на осуществление его строительства, реконструкции.

Кроме того, можно предоставить с вышеназванными документами экспертное решение, основанное на данных проектной документации, выданное негосударственным экспертным советом.

Следующий этап — проверка сданной документации на предмет наличия всех требуемых документов, соблюдением обязательных условий, разрешений и требований. По истечении 7 дней заказчику обязаны выдать разрешение на строительство, либо аргументированный отказ.

Заказчик обязан проинформировать органы строительного надзора о факте получения им разрешительного документа.

Любой объект капстроительства, который будет строиться на земельном участке, независимо от статуса его собственника (государство, муниципалитет, компания, организация или физическое лицо), можно начинать возводить только после получения разрешительного документа.

В некоторых случаях основной закон, которым нужно руководствоваться в процессе строительства (Градостроительный кодекс является основным нормативно-правовым актом в сфере индивидуального жилищного строительства), предоставляет возможность не получать разрешение.

Это может быть постройка:

  • временных вспомогательных объектов, которые предназначены для обслуживания основного строительства;
  • киосков, павильонов, навесов, не имеющих статус капитальных строений;
  • гаражей;
  • используемых для садоводства дачных домиков;
  • домов, которые подлежат капитальному ремонту, без изменения их конструктивных характеристик.

Иные особые случаи могут устанавливаться и региональными нормативными актами.

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

1) градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства; (в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 29.12.2017 N 463-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

2) территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

3) устойчивое развитие территорий — обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;

4) зоны с особыми условиями использования территорий — охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 21.10.2013 N 282-ФЗ, от 29.07.2017 N 222-ФЗ, от 01.07.2017 N 135-ФЗ)

5) функциональные зоны — зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;

6) градостроительное зонирование — зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

7) территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

8) правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;

4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;

6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;

8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;

9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;

10.1) единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 настоящего Кодекса; (в ред. Федерального закона от 20.04.2014 N 80-ФЗ)

11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;

12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

Согласование реконструкции зданий в 2020 году

1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

1. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее — градостроительные отношения). (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

2. К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, сноса объектов капитального строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

4. К отношениям, связанным с приобретением, утратой статуса саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, определением правового положения указанных саморегулируемых организаций, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов и применением саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»), если данные отношения не урегулированы настоящим Кодексом. (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 24.11.2014 N 359-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

5. К отношениям, связанным с созданием искусственных земельных участков и строительством объектов капитального строительства на таких земельных участках, применяется законодательство о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся: (в ред. Федерального закона от 20.04.2014 N 80-ФЗ)

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования Российской Федерации;

2) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; (в ред. Федеральных законов от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

3) техническое регулирование в области градостроительной деятельности;

3.1) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций; (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 24.11.2014 N 359-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

3.2) осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций; (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

3.3) обращение в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами; (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 24.11.2014 N 359-ФЗ)

3.4) установление перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 24.11.2014 N 359-ФЗ)

3.5) ведение федеральной государственной информационной системы территориального планирования; (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

3.6) установление правил формирования и ведения классификатора строительной информации; (в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

3.7) формирование и ведение классификатора строительной информации; (в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

3.8) установление правил формирования и ведения информационной модели, состава сведений, документов и материалов, подлежащих включению в информационную модель; (в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

3.9) перечень случаев, при которых формирование и ведение информационной модели являются обязательными; (в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

3.10) принятие решений о комплексном развитии территорий в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

Как получить разрешение на строительство дома

Самовольной считается постройка, возведённая без специального разрешения. Например, если земельный участок, на котором стоит дом, получен человеком незаконно или не подходит для постройки определенных объектов недвижимости.

К таким вариантам относится создание частного жилого строения на участке для проведения сельскохозяйственной деятельности. Самовольные постройки не считаются собственностью человека, но узаконить построенный на участке дом можно двумя способами:

  • через суд в собственность перевести;
  • простыми действиями с помощью норм закона № 93. в основном владелец постройки не раздумывает о ее легализации. Но до процесса узаконивания строения гражданин не считается его полноценным собственником. Проще говоря, он не сможет продать дом, отдать его, завещать, оставить для закрытия кредита, прописаться по этому адресу.

Помимо этого, государство имеет право потребовать передачи незаконно построенного дома в собственность муниципалитета или попросить убрать постройку. Именно поэтому юристы советуют узаконить дом, построенный без получения специального разрешения. Намного быстрее процесс проходит, если у человека есть права на участок, на котором построен дом.

Многие застройщики и частные лица считают, что получение разрешения на строительство — второстепенный вопрос, который не заслуживает особого внимания. Они уверены, что после возведения объекта вопрос оформления проходит проще и быстрее. Но в реальности все наоборот. За нарушение требований законодательства ожидается штраф, снос объекта или его передача иному лицу.

Перед тем как построить дом без разрешения на строительство, важно подумать о последствиях. Если здание нельзя построить без одобрения государственных (местных) властей, лучше собрать требуемый пакет бумаг, получить разрешительный документ, а уже после приступать к работе.

В 2020 году на нарушителей возлагается следующая ответственность за самострой:

  • Начисление налога за 3 последних года. Дополнительно к полученной сумме прибавляется 20-процентный штраф от невыплаченной суммы.
  • Начисление двойного налога за весь период, в который объект не был поставлен на учет (если с момента покупки ЗУ прошло больше 10 лет).
  • Решение судебного органа о демонтаже объекта (ст. 222 ГК РФ).

В прежние годы снос самостроев был редким явлением. В 2020 году правительство плотно взялось за решение проблемы, и запустило программу массового демонтажа проблемного жилья. На этом фоне вероятность сноса объектов, построенных без разрешения на строительство, возросла.

Смотрите также: Документы для получения разрешения на строительство — нормы и правила

Этот факт подтверждается активным сносом торговых павильонов, построенных без одобрения государственных (местных) органов власти. Такие события взбудоражили людей и заставляют их суетиться в вопросе легализации постройки. Они обращаются к юристам с вопросом, как узаконить дом без разрешения на строительство, собирают необходимые бумаги и действуют через суд (если требуется). Чем быстрее человек решает бюрократические вопросы, тем меньше проблем его ожидает в будущем.

При наличии прав собственности на землю, остается лишь узаконить построенный объект на нем. Закон дарит возможность сделать это оперативно по «дачной амнистии», действие которой будет активно до 2020 года.

Каждый гражданин России имеет право на простую регистрацию самовольно возведенных строений в отношении тех, что расположены на участках для определенных задач: под ИЖС, сады, огороды, ведение домашнего хозяйства.

Дачная амнистия касается огромного количества наделов и самовольных строений, возведенных на них. Это не только дачи, но и жилые постройки, бани, гаражи, бараки.

Зарегистрированные юридическим способом самовольные строения становятся объектами недвижимости, которыми владелец сможет распоряжаться по-разному: выставить на продажу, выделить доли, отдать, завещать и так далее.

Регистрация права на строение жилого типа, которая находится на земельном участке с разрешенным применением под ИЖС или личное домашнее хозяйство, заключается в представлении списка документации в организацию Росреестра лично или почте.

Перечень документации:

  • паспорт гражданина (с копией),
  • доверенность, осмотренная нотариусом, если владелец осуществляет все через представителя,
  • документ, подтверждающий право человека на землю (если процесс оформления участка пройден, и сведения о нем хранятся в ЕГРН, то приносить нет необходимости),
  • кадастровый паспорт на постройку,
  • документация об оплате пошлины.

ВНИМАНИЕ! Не забывайте, что при упрощенной регистрации – «дачной амнистии» — не требуется приносить разрешение на стройку и ввод здания и в эксплуатацию.

Перед тем, как определиться с порядком действий, следует оценить свои шансы на успех, исходя из установленных правил оформления самостроя.

Чтобы узаконить дом без разрешения на строительство, предстоит решить вопросы:

  • Право на землю. Отсутствие разрешительной документации не исключает возможность легализации самовольной постройки, но делает ее сложнее. Претендовать на узаконивание прав на недвижимость, необходимо являться собственником земли, либо арендовать ее на определенных условиях.
  • Соответствие типа постройки целевому назначению земли (например, жилой дом – на участке под ИЖС).
  • Характеристики объекта. Постройка должна отвечать ограничениям, установленными в рамках плана территории, разрешительных бумаг.
  • Соблюдение интересов и прав других лиц, гарантия отсутствия предпосылок, угрожающих благополучию граждан.
  • Оформление права на недвижимость по доброй воле.

Объект нуждается в предварительной постановке на учет. Это позволит в дальнейшем обращаться в суд, если легализация в упрощенном порядке оказалась невозможной.

Скачайте Иск о признании права собственности на самовольную постройку. Образец (22,1 KiB, 5 428 hits)

Исковое заявление о признании права собственности на объект недвижимости. Бланк (21,4 KiB, 3 170 hits)

Дальнейший порядок действий зависит от конкретных обстоятельств застройки и типа объекта. Для построек с нежилыми помещениями, возведенными на территории садоводческого товарищества, алгоритм действий следующий:

  1. Заказ техплана через кадастровую службу. Подготовка технического плана инженером – платная процедура, требующая затрат.
  2. Оплата пошлины за регистрацию собственности (можно воспользоваться терминалом МФЦ или любым другим банкоматом).
  3. Подача заявления на регистрацию права собственности через сотрудника МФЦ. К заявлению прикладывают подготовленный техплан.
  4. В течение ближайшей пары недель рассматривается вопрос о допустимости регистрации и далее заявителю выдают подтверждающий право собственности документ.
  • Где и как получить кадастровый паспорт земельного участка?

Если появились сомнения в соблюдении правил строительства или есть нарекания к проводимой процедуре, Росреестр вправе отказать в регистрации. Тогда собственник решает проблему через суд.

Если объект недвижимости – постройка на собственном участке ИЖС или ЛПХ (личное подсобное хозяйство), чтобы получить техплан, кадастровый инженер должен получить от владельца согласованное разрешение на постройку.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *