Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовые отношения на муниципальной службе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Начальник отдела администрации сельского поселения оформила отпуск по уходу за ребенком. Можно ли в этой ситуации заключить срочный трудовой договор для исполнения обязанностей временно отсутствующего муниципального служащего?
Законом № 25-ФЗ установлены особенности срочного замещения должностей муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности. В остальных случаях применяются общие нормы ст. 59 ТК РФ, согласно которой возможно заключение срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Обратите внимание! В отношении каждого кадрового вопроса на муниципальной службе следует определить, установлена ли Законом № 25-ФЗ специфика его решения. При отсутствии таковой нужно руководствоваться нормами трудового законодательства
Штатное расписание в органе местного самоуправления утверждается на основе реестра должностей муниципальной службы, который предусматривается каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно. В реестр могут быть включены должности муниципальной службы, которые учреждаются для непосредственного исполнения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления). Эти должности замещаются на срок полномочий данных лиц, соответственно, с данной категорией муниципальных служащих заключаются срочные трудовые договоры. К этой группе муниципальных служащих относятся, например, помощники депутатов.
В практике часто приходится сталкиваться с неверным применением положения о срочном трудовом договоре.
Так, при замещении должности главы местной администрации по контракту, заключаемому на срок полномочий представительного органа муниципального образования (но не менее чем на два года), с его заместителем также заключают срочный трудовой договор на такой же срок. Это ошибка, поскольку заместитель главы местной администрации обеспечивает деятельность местной администрации как органа местного самоуправления, а не руководителя данного органа. Поэтому с заместителем должен заключаться трудовой договор на неопределенный срок.
Особенности регулирования труда на муниципальной службе
Законом № 25-ФЗ для гражданина, который претендует на замещение должности муниципальной службы, а также в отношении муниципального служащего установлены определенные ограничения.
Среди таких ограничений в ст. 13 Закона № 25-ФЗ указывается наличие заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы. Перечень таких заболеваний утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения». Названный документ содержит перечень врачей-специалистов, осмотр которыми обязателен при прохождении диспансеризации, и перечень лабораторных и функциональных обследований.
В перечне заболеваний, при наличии которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу либо продолжать ее, предусмотрены, например, психические заболевания, расстройства поведения и эпилепсия.
Какие медицинские документы представляет гражданин при поступлении на муниципальную службу?
При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет в орган муниципального образования Заключение по форме № 001-ГС/у (приложение), выданное медицинским учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям «психиатрия» и «психиатрия-наркология».
Возможно ли поступление на муниципальную службу иностранных граждан?
Поступление на муниципальную службу, а также ее прохождение иностранными гражданами возможно только в том случае, если с соответствующим государством Российская Федерация заключила договор, предусматривающий право граждан этой страны находиться на муниципальной службе.
В администрации сельского поселения начальником отдела образования работает женщина, сын который претендует на замещение в этой администрации должности муниципальной службы специалиста 1 категории юридического отдела. Можно ли принять его на службу? Какие ограничения существуют для принятия на муниципальную службу и прохождения муниципальной службы для лиц, находящихся в родственных отношениях, и кто из родственников подпадает под это ограничение?
Закон № 25-ФЗ содержит закрытый перечень таких лиц. К ним относятся: родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. При этом предусматривается два случая, когда нельзя принять гражданина на муниципальную службу, а муниципальному служащему находиться на муниципальной службе.
Первый случай. Наличие указанных отношений с главой муниципального образования, но только если он осуществляет полномочия руководителя местной администрации.
Второй случай. Наличие близкого родства или свойства между двумя муниципальными служащими. При этом ограничение действует только тогда, когда между указанными лицами имеет место непосредственная подчиненность или подконтрольность.
На рассматриваемую ситуацию указанные ограничения не распространяются.
Что понимается под непосредственной подчиненностью?
Непосредственная подчиненность существует, когда муниципальный служащий в соответствии с документами, определяющими его должностной статус, подчинен главе муниципального образования.
Например, супруг избран главой муниципального образования и исполняет полномочия руководителя местной администрации. В такой ситуации супруга не может замещать должность заместителя главы местной администрации.
Другой вариант. Глава местной администрации замещает должность по контракту, т. е. является муниципальным служащим, так же как и его заместитель. И в этой ситуации супруга главы не может замещать должность его заместителя. Вместе с тем она может замещать иную должность муниципальной службы в местной администрации при условии, что отсутствует непосредственная подчиненность.
Как определить непосредственную подконтрольность?
Наличие таковой следует определять опять же исходя из документов, которые устанавливают статус муниципальных служащих, право одного из них контролировать другого.
В отличие от общего положения, согласно которому допускается заключение трудового договора с лицами, достигшими 16 лет, трудовой договор при замещении должности муниципальной службы может быть заключен только с гражданами, достигшими возраста 18 лет. При этом гражданин обязан владеть государственным языком РФ, соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к определенной должности, а также не должно быть обстоятельств, служащих ограничениями для приема на муниципальную службу.
Что включают в себя квалификационные требования и кем они утверждаются?
Квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной (государственной) службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Данные требования устанавливаются принимаемым уполномоченным органом местного самоуправления правовым актом на основе типовых квалификационных требований, которые, в свою очередь, устанавливает закон субъекта РФ.
При подсчете стажа работы по специальности следует обратить внимание на следующую позицию Верховного Суда Российской Федерации: чтобы стаж работы по специальности мог быть включен в стаж, дающий право на замещение должности муниципальной службы, он должен быть выработан именно по специальности, полученной в высшем учебном заведении (определение ВС РФ от 25.06.2010 № 56-В10-2).
Гражданин претендует на замещение должности муниципальной службы, требующей не менее четырех лет муниципальной (государственной) службы или пяти лет работы по специальности. Он имеет высшее образование по специальности «учитель математики» и второе высшее образование по специальности «государственное и муниципальное управление». Три года гражданин работал учителем в школе и пять лет руководил муниципальной организацией, при этом диплом об образовании по второй специальности был получен в тот период, когда гражданин уже в течение одного года являлся руководителем указанной организации. В стаж работы по специальности включаются период работы преподавателем, поскольку в это время гражданин имел соответствующее высшее профессиональное образование, и период работы директором организации, но только с момента получения диплома о втором высшем образовании по специальности «государственное и муниципальное образование». Последний период составил четыре года (пять лет минус один год). Рассматриваемые периоды работы — три и четыре года — суммируются. В результате общий стаж по специальности составил семь лет при требуемых пяти.
При поступлении на муниципальную службу, помимо тех документов, которые должны быть представлены в соответствии с ТК РФ, гражданин предъявляет:
- собственноручно заполненную анкету по форме, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р;
- свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе;
- заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу.
При поступлении гражданина на муниципальную должность, которая включена в перечень, установленный правовым актом РФ, представляются также сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина. Указанные сведения представляются в том же порядке и по такой же форме, которые в субъекте РФ утверждены для государственных гражданских служащих.
Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.
Хотелось бы обратить внимание на допускаемую на практике ошибку, когда в качестве нанимателя для муниципального служащего рассматривается орган местного самоуправления. Следует иметь в виду, что нанимателем для муниципального служащего будет муниципальное образование (городское, сельское поселение, городской округ, муниципальный район), а в отношения с гражданами, поступающими на муниципальную службу, так же как с муниципальными служащими, вступает не муниципальное образование, а его представитель. И он уже осуществляет те же действия, которые совершает работодатель. Однако в ТК РФ термины «наниматель» и «представитель нанимателя» не употребляются. Поэтому, чтобы обеспечить возможность применения положений ТК РФ к муниципальным служащим, Закон № 25-ФЗ использует не просто термин «представитель нанимателя», а дает его расшифровку, указывая «представитель нанимателя (работодатель)». Кто будет исполнять полномочия работодателя в отношении муниципального служащего, определяется в каждом муниципальном образовании самостоятельно.
Гражданин поступил на муниципальную службу в аппарат городского Совета без проведения конкурса. Не считается ли это нарушением законодательства?
Закон № 25-ФЗ не предусматривает обязательное проведение конкурса для замещения должности муниципальной службы. Данный вопрос решается в каждом муниципальном образовании по-своему. При этом может быть принято решение о том, чтобы поступление на все должности муниципальной службы проходило без конкурса (за исключением главы местной администрации), либо может быть предусмотрен перечень отдельных должностей, замещение которых возможно только по итогам конкурса.
Муниципальный служащий может быть уволен по основаниям, предусмотренным ТК РФ, а также по дополнительным основаниям, которые установлены Законом № 25-ФЗ.
Первое основание. Достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, — 65 лет. Но следует иметь в виду, что Закон № 25-ФЗ допускает продление срока нахождения на муниципальной службе.
До какого возраста допускается продление срока муниципальной И службы?
Продолжительность однократного продления составляет не более одного года. По истечении этого срока возможно продление трудового договора, но также не более чем на один год. Никакого возрастного ограничения на заключение данного вида трудового договора Закон № 25-ФЗ не устанавливает.
Второе основание. Оно связано с требованием в части гражданства, т. е. прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства либо вида на жительство.
Третье основание. С муниципальным служащим также расторгается договор в случае несоблюдения им ограничений и запретов, а с муниципальным служащим, замещающим должность, включенную в перечень, и в случае непредставления предусмотренных Законом № 25-ФЗ сведений о доходах, имуществе и имущественных обязательствах.
Четвертое основание. Еще одно основание для расторжения трудового договора с муниципальным служащим — дисквалификация, которая является административным наказанием и назначается судьей.
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.10.2008 N 181-ФЗ, от 27.10.2008 N 182-ФЗ, от 25.11.2008 N 219-ФЗ, от 22.12.2008 N 267-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 03.05.2011 N 92-ФЗ, от 21.10.2011 N 288-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.10.2013 N 284-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 04.03.2014 N 23-ФЗ, от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 30.03.2015 N 63-ФЗ, от 13.07.2015 N 262-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 29.12.2015 N 395-ФЗ, от 15.02.2016 N 21-ФЗ, от 30.06.2016 N 224-ФЗ, от 03.04.2017 N 64-ФЗ, от 01.05.2017 N 90-ФЗ, от 01.07.2017 N 132-ФЗ, от 26.07.2017 N 192-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 18.04.2018 N 83-ФЗ, от 03.08.2018 N 307-ФЗ, от 30.10.2018 N 382-ФЗ, от 27.12.2018 N 559-ФЗ, от 16.12.2019 N 432-ФЗ, от 08.06.2020 N 181-ФЗ, от 31.07.2020 N 268-ФЗ, от 27.10.2020 N 347-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
7 февраля 2007 года
Одобрен
Советом Федерации
21 февраля 2007 года
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств — участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее — граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.
2. Настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее — избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее — лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.
1. Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
2. Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
3. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
1. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее — законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
2. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Статья 53. Трудовые отношения на муниципальной службе
Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — государственная гражданская служба) обеспечивается посредством:
1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы; (в ред. Федерального закона от 30.06.2016 N 224-ФЗ)
2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;
3) единства требований к подготовке кадров для муниципальной и гражданской службы и дополнительному профессиональному образованию; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
1. Должность муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
2. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
3. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.
Написать комментарий
Можно ли в этой ситуации заключить срочный трудовой договор для исполнения обязанностей временно отсутствующего муниципального служащего? Законом № 25-ФЗ установлены особенности срочного замещения должностей муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности. В остальных случаях применяются общие нормы ст.
59 ТК РФ, согласно которой возможно заключение срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Эти случаи касаются: порядка поступления и прохождения государственной службы; проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы; порядка и условий проведения аттестации гражданских служащих, установления иного срока испытания по сравнению с нормами трудового права. Помимо оснований увольнения предусмотренных законодательством РФ о труде, в законодательстве о государственной гражданской службе устанавливаются и иные основания прекращения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
допускать в отношении рабочего места публичные оценки, высказывания, суждения и т.
Из вышеперечисленных пунктов становится ясно, что муниципальный служащий должен быть честным, трудолюбивым и очень спокойным человеком. Именно поэтому далеко не каждый сможет трудиться в рассматриваемой сфере.
Все они прописаны в специальном трудовом положении.
Поступление на муниципальную службу 1. На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой. Извлечение из Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Ключевые слова: трудовые отношения, принципы правового регулирования трудовых отношений, правовое положение гражданского служащего в сфере труда.
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»
№ 58-ФЗ от 27 июля 2004 г. устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Указанный нормативный акт определяет систему законодательства, структуру, источники, предмет ведения и полномочия между федеральными органами и актами субъектов Российской Федерации.
Муниципальный служащий: особенности перевода
В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) сторонами трудового договора являются работник и работодатель. Согласно статье 20 Кодекса работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. При этом указывается, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Согласно Федеральному закону от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 25-ФЗ) на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом №. 25-ФЗ.
По вопросу определения сторон трудового договора такая особенность предусмотрена. Ее наличие обусловлено тем, что муниципальный служащий, исполняя свои обязанности, обеспечивает деятельность органов местного самоуправления. В свою очередь указанные органы осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Таким образом, конечной целью осуществления муниципальным служащим своих обязанностей также является обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования. Поэтому в статье 2 Федерального закона № 25-ФЗ указывается, что нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона № 25-ФЗ в отношения с гражданами, поступающими на муниципальную службу, а также с муниципальными служащими вступает не сам наниматель, которым является публично-правовое образование, а его представитель, что является совершенно логичным. Представитель нанимателя – это лицо, наделенное полномочиями по совершению от имени муниципального образования действий, связанных с приемом на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением. То есть указанное лицо осуществляет те же действия, которые совершает работодатель. Об этом свидетельствует также и положение части 9 статьи 16 Федерального закона № 25-ФЗ, согласно которому сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий. Однако Кодексом термины «наниматель» и «представитель нанимателя» не употребляется. Для того, чтобы обеспечить возможность применения положений Кодекса к муниципальным служащим Федеральный закон № 25-ФЗ использует не просто термин «представитель нанимателя», а дает его расшифровку, указывая «представитель нанимателя (работодатель)».
Изложенные доводы позволяют рассматривать термин «представитель нанимателя (работодатель)», используемый Федеральным законом № 25-ФЗ, как аналогичный термину «работодатель», используемому в Кодексе.
Федеральный закон № 25-ФЗ указывает, что представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Таким образом, для муниципальных служащих, замещающих должности в аппарате представительного органа муниципального образования, нанимателем является не указанный орган местного самоуправления, а муниципальное образование; представителем нанимателя (работодателем) – лицо, уполномоченное муниципальными правовыми актами на заключение с ними трудового договора.
Сведения, представленные гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке.
Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.
Поступлению на муниципальную службу и назначению на должность муниципальной службы может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Человек, который обладает опытом работы на госдолжности, в течение двух лет должен об этом факте сообщать своим новым нанимателям. Лучше всего эти сведения преподносить в виде письменного документа и экс-чиновнику хранить копию его, хотя законодательство разрешает и устное оповещение.
Причина такой рекомендации проста – сохраненные сведения можно затем будет предъявить как доказательство, избежав правонарушения. Ведь работник, который не оповестил своего работодателя, наказывается расторжением трудового договора, а соответственно и увольнением с новой работы.
Именно поэтому условия заключения трудового договора с государственными и муниципальными служащими требуют честности как от работодателя, так и от работника.
Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими особо не отличается от того же действия в отношении других категорий населения.
Для работы в коммерческих или некоммерческих структурах, за деятельностью которых бывший муниципальный работник надзирал на прошлой работе, экс-госслужащему придется заручиться согласием специальной комиссии. Такое правило имеет срок действия в 2 года и распространяется только на те профессии, которые регламентируются Указом Президента № 557.
Как только удастся заключить трудовой контракт с вышеназванной категорией населения, работодатель должен оповестить об этом последнее госпредприятие, на котором он работал. Это нужно сделать в течение десяти дней после составления труддоговора. К слову, если последнюю госдолжность гражданин занимал более 2 лет назад, то этого делать не нужно.
Порядок оповещения места последней госслужбы имеет свой регламент. Работодатель должен написать письмо на бланке собственной организации. На нем должна присутствовать подпись руководителя или другого работника компании, который может выступать от имени работодателя.
В письме работодатель обязан указать:
- ФИО своего нового работника (если за время приема на работу у гражданина изменилась фамилия, то в письме следует указывать старую фамилию);
- полное число и место рождения;
- последнюю должность, занимаемую лицом, до увольнения с госдолжности;
- полное и сокращенное название своей организации;
- не следует забывать о дате и номере приказа, по которому данный сотрудник был принят в компанию;
- основные данные труддоговора, заключенного с гражданским лицом. К ним относится точная дата, а также срок заключения;
- не забываем об указании должности и причинах составления данного документа;
- обязанности, которые исполняет экс-госслужащий на предприятии.
Увольняться государственные служащие могут по различным причинам. Самой неприятной является так называемая дисквалификация – наказание, которое влечет за собой чаще всего лишение права занимать данную должность и заниматься конкретной деятельностью. Такая мера осуществляется по отношению как к рядовым работникам, так и руководителям государственного ведомства, которые осуществили данное нарушение.
Дисквалифицированный экс-чиновник не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью по управлению юридическим лицом, а также в некоторых случаях, которые оговорены в законодательстве РФ, не может управлять юридическим лицом.
Стоит отметить, что дисквалификация не приравнивается увольнению. По закону, подверженному наказанию чиновнику обязана даваться работа в той же структуре, но не связанная с государственной деятельностью, например, в сфере рядового персонала. Вот если такой работы не найдется или работник откажется от нее, то работодатель может уволить сотрудника.
Неуведомление бывшего работодателя из государственной структуры считается административным правонарушением. КоАП классифицирует такое действие как преступление и устанавливает штраф, согласно статье 19.29. Сумма штрафа, которую должен заплатить новый работодатель, умолчавший от предыдущего работодателя о трудоустройстве сотрудника из разряда бывших муниципальных и государственных служащих, варьируется:
- должностные лица должны будут заплатить взыскание в пределах от 20 до 50 тысяч рублей;
- предприниматели без образованного юридического лица платят такой же штраф как и должностные лица;
- юридические лица платят взыскание в пределах от 100 до 500 тысяч рублей.
При получении запроса от соответствующих органов многие работодатели, понимая, что нарушили законодательство, пытаются избежать штрафных санкций. Чаще всего их попытки не увенчиваются успехом. Вот самые основанные бессмысленные способы уйти от административной ответственности:
- изменение труддоговора, превратив его в гражданско-правовой. Эта «хитрость» аннулируется Кодексом административных правонарушей, одна из статей которого предусматривает ответственность не только на основе трудового договора, но и на основании оказания услуг, заверенных гражданско-правовым документом.
- Исправление даты прихода на работу. Обычно это делается путем аннуляции приказа, а также другими способами. Бессмысленность данного мероприятия заключается в том, что прокуратура первым делом посмотрит фонды, в которые отчислялись выплаты за данный период. Наличие взносов покажет то, что данный работник трудится не первый день и обман вскроется.
- Нередко работодатели говорят о том, что уведомление все же было отправлено по почте, перекидывая ответственность на почтовое ведомство. Но это глупо, так как соответствующие органы первым делом поинтересуются у данной службы о наличии отправленного письма, а она будет вынуждена дать подробный отчет. В этой ситуации нарушение условия заключения трудового договора раскроется очень быстро.
Специалисты рекомендуют не омрачать принятие на работу экс-чиновника нарушением законодательства РФ, так как избежать справедливого наказания невозможно.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
- Проявление функций трудового права в процессе прохождения муниципальной службы (на примере функции администрирования (управления)) 2018 / Иванчина Ю.В.
- Пределы правового регулирования муниципальной службы законами субъектов Российской Федерации 2008 / Санаев А. С.
- Условия и порядок прохождения муниципальной службы в субъектах Российской Федерации 2002 / Муравченко Виктор Борисович
- Проявление функций трудового права в процессе прохождения муниципальной службы (на примере функции администрирования (управления) и социального мира) 2017 / Иванчина Ю.В.
- Особенности правовой регламентации муниципальной службы в Российской Федерации 2015 / Гнетова Людмила Валентиновна
Трудовой договор с муниципальным служащим должен содержать ссылку на особенности (характер) трудовых отношений между сторонами. Многие разработчики типовых договоров об этом забывают. Предлагаем вариант формулировки.
ПРИМЕР. «По настоящему трудовому договору Муниципальный служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением муниципальной службы, а Представитель нанимателя (работодатель) обязуется обеспечить Муниципальному служащему прохождение муниципальной службы в соответствии с законодательной основой муниципальной службы».
Одним из существенных нововведений в комментируемые законы является подробное регламентирование процесса поступления на службу.
Извлечение
из Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
Статья 16. Поступление на муниципальную службу
1.
На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
Извлечение
из Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Статья 21. Право поступления на гражданскую службу
1.
На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
2. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет.
Увольнение с госслужбы может осуществляться по собственному желанию, это право служащего. Собственно такая инициатива имеет несколько отличительных особенностей:
- государственный или муниципальный служащий может уволиться по собственному желанию в любой момент, так как он обладает таким правом;
- такое увольнение не должно обосновываться какими-либо доводами, работник не может ограничиваться условиями;
- в том случае если у муниципального служащего или госслужащего имеется договоренность с руководством, то он может не отрабатывать период, который устанавливает трудовой договор;
- при увольнении с муниципальной службы или госслужбы чиновник получает полностью расчет, который состоит из зарплаты и других отчислений.
Гражданский служащий получает полагающиеся выплаты в день, когда производится увольнение. В этот же день ему должна быть выдана надлежащим образом оформленная трудовая книжка.
Когда происходит увольнение по собственному желанию муниципального или госслужащего, то ему необходимо написать соответствующее заявление. При этом стоит иметь в виду, что объяснять причину своего решения не нужно, работодатель не вправе это требовать.
Важно! Увольняться по желанию могут и те, кто начал служить по направлению, то есть государство оплатило его учебу. При этом нужно понимать, что в случае расторжения трудовых отношений придется возвратить средства, потраченные на образование.
Есть такое мнение, согласно которому, лицо после увольнения с госслужбы не имеет право в течение двухлетнего периода устраиваться на гос- или муниципальную службу. Однако оно ошибочно, так как трудовое законодательство не предусматривает подобных ограничений.
Особенности трудовых отношений с государственными и муниципальными служащими
Для того чтобы уволиться муниципальный (в местных органах) или государственный служащий должны в первую очередь сообщать об этом руководству. Это делается в форме заявления. Образец заявления можно получить, обратившись в отдел кадров. Причину в нем указывать не нужно, кроме случаев, когда увольнение связано с выходом на пенсию или трудоустройством на выборную должность.
В 2017 году законами не устанавливается единая для всех форма заявления, которое пишется, когда человек желает уволиться со службы. В этой связи составляется оно в свободной форме либо по тому формату, которые действует в каждой конкретной организации. Однако имеются правила, которые необходимо соблюсти при написании:
- обязательно должно быть написано от руки, то есть машинописные заявления не принимаются;
- адресовано должно быть непосредственно работодателю либо его представителям, а не руководителю отдела, в котором проходила служба.
Главным законом, регулирующим общие правила вступления в трудовые отношения и освобождения от должности сотрудников, является Трудовой кодекс РФ. Вопросам увольнения посвящена глава 13.
Специальным законом, устанавливающим особенности, применимые только к местным служащим, является Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Статья 19 указанного закона содержит специальные условия освобождения от должностей местных служащих. Они применяются только к этой категории работников.
С местной службы гражданин увольняется по общим основаниям, установленным Трудовым кодексом РФ, и к нему применяют специальные основания для увольнения муниципального служащего. Общие основания собрали в таблице:
ст. 78 ТК РФ | Соглашение сторон | Трудовой договор расторгается в любой момент, если к тому есть волеизъявление и сотрудника и работодателя |
ст. 79 ТК РФ | Истечение срока договора | По общему правилу, трудовой договор — бессрочный, но в ст. 59 ТК РФ установлено ограниченное количество случаев, когда договор заключается на определенный срок, например, на время отсутствия основного сотрудника. Истечение срока договора ведет к освобождению от должности сотрудника |
ст. 80 ТК РФ | По инициативе работника | Решение о прекращении трудовых отношений принимает сам сотрудник, о чем подает соответствующее заявление |
ст. 71 и 81 ТК РФ | По инициативе работодателя | Увольнение по инициативе работодателя требуется обосновать. Трудовой кодекс устанавливает закрытый перечень случаев, когда работник освобождается от должности, реализации каждого из этих случаев должна сопутствовать определенная процедура |
ст. 83 ТК РФ | По обстоятельствам, не зависящим от воли сторон | К таким обстоятельствам относятся, например, призыв работника на военную службу, его смерть, восстановление на работе гражданина, ранее занимавшего эту должность, чрезвычайная ситуация |
Трудовой кодекс РФ в ст. 75 содержит основание для увольнения руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера, если в организации сменился собственник. Спорным является вопрос, относятся ли к этому основанию случаи увольнения муниципальных служащих при смене руководства органа власти.
Основанием для увольнения является смена собственника. В случае местного органа это приватизация имущества из муниципальной собственности в частную.
Если в организации просто сменился руководитель либо даже местный орган реорганизован, у него изменилась подведомственность, форма собственности осталась прежней, оснований для кадровых перестановок нет.
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Под муниципальной службой понимается:
-
профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы,
-
замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Часть 1 статьи 2 Федеральною закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ о муниципальной службе
Нанимателем для муниципального служащего является:
- муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Представителем нанимателя (работодателем) для муниципального служащего может быть:
-
глава муниципального образования,
-
руководитель органа местного самоуправления,
-
председатель избирательной комиссии муниципального образования или
-
иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) для муниципального служащего.
В обыденной жизни часто путают муниципальную службу с государственной гражданской службой, регулируемой Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», отождествляют их.
Муниципальная служба как самостоятельный институт власти появилась:
-
с принятием Конституции РФ 1993 года,
-
закрепившей принцип организационной обособленности органов местного самоуправления от системы органов государственной власти.
Законодательное разделение на государственную и муниципальную службу произошло с принятием:
-
Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и
-
Федерального закона от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», которые в настоящее время утратили силу.
На смену этим федеральным законам пришли, соответственно:
-
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и
-
Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Особый правовой статус органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе муниципальных служащих, определен конституционными принципами организации местного самоуправления:
-
местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;
-
органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
-
местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
-
местное самоуправление осуществляется в форме прямого волеизъявления граждан (референдум, выборы и др.), а также через выборные и иные органы местного самоуправления;
-
структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Совокупность данных конституционных правовых норм образует правовую основу для формирования и осуществления муниципальной службы в РФ.
Государственная власть и муниципальная власть существуют в одном правовом пространстве:
-
дополняя друг друга, они составляют единую публичную власть в РФ,
-
так же и государственная гражданская служба и муниципальная служба, будучи обособленными, в то же время существуют в тесной взаимосвязи.
Эта взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы обеспечивается посредством:
-
единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;
-
единства ограничений и запретов при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;
-
единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
-
учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
-
соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий для муниципальных служащих и для государственных гражданских служащих;
-
соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
Статья 5 «Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации» Федеральною закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
Должности муниципальной службы устанавливаются:
-
муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ;
-
при составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ.
Должности муниципальной службы подразделяются на группы должностей:
- высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы.
В качестве примера приведен Реестр должностей муниципальной службы в городе Москве:
Трудовые отношения на муниципальной службе
Порядок поступления на муниципальную службу регламентируется статьей 16 «Поступление на муниципальную службу» Федерального закона № 25-ФЗ о муниципальной службе.
В соответствии с этой статьей на муниципальную службу вправе поступать:
-
граждане, достигшие возраста 18 лет,
-
владеющие государственным языком РФ и
-
соответствующие квалификационным требованиям, установленным законодательством для замещения должностей муниципальной службы,
-
при отсутствии ограничений для муниципальной службы, которые будут рассмотрены ниже.
При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было ограничений или преимуществ в зависимости:
-
от пола, расы, национальности,
-
происхождения, имущественного и должностного положения,
-
места жительства,
-
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям,
-
а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
При поступлении на муниципальную службу гражданин должен представить:
-
заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;
-
собственноручно заполненную и подписанную анкету по установленной форме;
-
паспорт;
-
трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
-
документ об образовании;
-
страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
-
свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ (свидетельство ИНН);
-
документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
-
заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;
-
сведения о своих доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
-
сведения, предусмотренные статьей 15.1 «Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» Федерального закона № 25-ФЗ о муниципальной службе;
-
иные документы, предусмотренные федеральным законодательством.
В случае установления в процессе проверки, предусмотренной законодательством, обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу:
- указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.
Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате:
-
назначения на должность муниципальной службы
-
на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством
-
с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 25-ФЗ о муниципальной службе.
Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации:
-
по результатам конкурса на замещение указанной должности,
-
заключает контракт.
В стаж или общую продолжительность муниципальной службы в соответствии с федеральным законодательством о муниципальной службе включаются периоды замещения:
-
должностей муниципальной службы;
-
муниципальных должностей;
-
государственных должностей РФ и государственных должностей субъектов РФ;
-
должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;
-
иных должностей в соответствии с федеральным законодательством.
Помимо указанных периодов замещения должностей в стаж муниципальной службы:
-
для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и
-
установления им других гарантий, предусмотренных федеральным законодательством, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований,
-
включаются (засчитываются) также периоды замещения должностей, включаемые (засчитываемые) в стаж государственной гражданской службы в соответствии с частью 2 статьи 54 «Стаж гражданской службы» Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим:
- включаются (засчитываются) помимо указанных выше периодов замещения должностей, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.
На пенсионное обеспечение (пенсии) муниципальных служащих:
-
в полном объеме распространяются права на пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих,
-
установленные федеральным законодательством и законами субъекта РФ.
Определение размера государственной пенсии, назначаемой муниципальным служащим:
-
осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ;
-
максимальный размер государственной пенсии муниципальным служащим не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта РФ.
В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей:
-
в том числе наступившей после увольнения его с муниципальной службы,
-
члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральным пенсионным законодательством.
Статья 24 «Пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи» Федерального закона № 25-ФЗ о муниципальной службе
Муниципальная служба – одна из основ местного самоуправления, представляющая собой совокупность отношений, складывающихся по поводу: поступления граждан на должности в органах местного самоуправления; осуществления деятельности по реализации функций в системе местной публичной власти, взаимодействия государственных и общественных организаций с жителями муниципального образования; использования рабочего времени и времени отдыха; определения оплаты труда, трудового стажа и гарантий муниципального служащего; поощрения и ответственности муниципального служащего; кадровой работы в муниципальном образовании.
Как совокупность общественных отношений муниципальная служба имеет естественное происхождение. Она появляется там и тогда, где местное самоуправление зарождается и постепенно формируется наряду с совершенствованием системы местного управления. Накопленный опыт местного управления обобщается и преобразуется поэтапно в определенные правила поведения людей, осуществляющих руководство общинами, союзами общин. Изначально выборные и назначаемые старосты и их помощники наделялись определенным объемом компетенции по осуществлению функций местного самоуправления.