Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой налог на землю будет за 1,5 га». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Ставка земельного налога устанавливается местными советами:
- за земельные участки с проведенной нормативной денежной оценкой налог на землю составляет не более 3% (для сельскохозяйственных угодий не более 1%) от их нормативной денежной оценки, кроме некоторых категорий земель, о которых будет сказано далее. Например, нормативная денежная оценка земельного участка составила 30 тысяч гривен. Размер платежа по налогу будет равен 900 грн. (30 000 / 100% х 3%).
- за земли сельскохозяйственных угодий — ставка налога на землю не может устанавливаться более 1% от нормативной денежной оценки;
- за земли, находящиеся в постоянном пользовании предприятий — ставка налоге не более 12% от нормативной денежной оценки;
- за земельные участки, находящиеся вне населенных пунктов и не имеющих нормативной денежной оценки — ставка налога на землю составляет не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по соответствующей области.
Отдельно НКУ устанавливает, что налог на землю лесного фонда оплачивается в составе рентной платы за специспользование леса, а в случае использования нелесных земель лесными хозяйствами — налог на землю платится на общих основаниях.
Земельный налог-2020. Кто, когда и сколько должен платить
При определении налоговых обязательств владельца земельного пая необходимо учитывать является ли он физическим лицом либо юридическим лицом.
Земельный налог платят собственники участков и земельных долей (паев), а также постоянные землепользователи.
Начисление земельного налога для физлиц проводится до 1 июля и присылается в виде налоговых уведомлений, а оплата должна быть осуществлена на протяжении 60 дней со дня вручения налогового уведомления.
Если в течение календарного года изменился собственник земельного участка, то оба лица уплачивают налог:
- бывший собственник – за период с начала календарного года и до начала месяца, в котором право собственности перешло к другому лицу;
- новый собственник – за период, начиная с месяца, в котором к нему перешло право собственности, и до конца календарного года.
Земельный налог начисляется по месту нахождения участка.
Кроме того, сумму налогового обязательства, в том числе и земельного налога, всегда можно узнать в налоговом органе по месту нахождения земельного участка.
В аналогичном порядке осуществляется начисление физическим лицам арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, и определяются сроки ее уплаты (п. 288.7 НКУ).
Если физлицо сдает пай в аренду, то плата за землю осуществляется в форме арендной платы, указанной в договоре, однако фактически она не может быть меньше или больше налога на землю.
При этом у владельца земли возникает доход, с которого должен быть уплачен налог с доходов физических лиц (НДФЛ) в размере 18% и военный сбор 1,5%.
Если физлицо сдает земельный участок в аренду субъекту хозяйствования, то подавать декларацию по налогу на доходы ему не нужно. Если сдает в аренду другому физлицу, то арендодатель обязан самостоятельно задекларировать свои доходы и самостоятельно заплатить НДФЛ и военный сбор.
Арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности является одной из форм платы за землю и относится к местным налогам в составе налога на имущество, в отличие от арендной платы за земли частной собственности.
Это обязательный платеж, который взимается с арендаторов участка на основании.
В 2020 году кардинальных изменений в уплате земельного налога не предусмотрено, однако, стоит напомнить новшества 2018-19 годов:
1. Было снято ограничение для льготников на количество участков по каждому виду пользования (ранее льгота распространялась только на один участок по каждому виду).
2. Установлены льготы для горнодобывающих компаний и разработчики полезных ископаемых – ставка налога составляет 25% от суммы налога.
3. Отменена ответственность за неуплату налога в случае, если налоговая не отправляла либо не вручала уведомление об оплате налога. Срок, за который насчитывается налог, ограничен тремя годами. Т.е. если, к примеру, налоговая не уведомила плательщика об уплате налога за 2017 год, то в таком случае налог за 2017 год может быть насчитан в 2018-20 годах.
4. Уточнен минимальный размер государственной арендной платы, так размер аренды не может быть менее размера замельного налога в размере:
- для земельных участков, нормативную оценку которых проведено — в размере не более 3% оценки, для земель общего пользования — не более 1% оценки, для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 1% оценки;
- для земельных участков, нормативную оценку которых не проведено, — в размере не более 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 5 процентов нормативной денежной оценкт единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области;
Разделение труда — вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить — пакет БИЗНЕС — ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.
Пакет ПРОСТОЙ — платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.
Анна Кравченко
глава отдела бухгалтерии
кандидат экономических наук
При рассмотрении вопроса о том, что такое налог на землю, стал очевидным субъектный состав плательщиков налога. Подытожим, что плату за землю осуществляют следующие физические и юридические лица, а также нерезиденты:
- собственники земельных долей (паев);
- собственники земельных участков;
- арендаторы земельных участков госсобственности (в т.ч. постоянные).
От уплаты земельного налога освобождаются налогоплательщики-«единщики» при условии, что земельный участок используется в предпринимательских целях.
Освобождаются от налога на землю:
- сельхохугодья зон зон отчуждения, безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля,
- химически загрязненные сельхозугодия, на которые введены ограничения по ведению сельского хозяйства;
- сельхозугодия, находящихся во временной консервации или в стадии освоения;
- земли гос сортоиспытательных станций и питомников, которые используются для испытания сортов сельскохозяйственных культур;
- земли дорожного хозяйства дорог общего пользования;
- земли сельхозяйпредприятий всех форм собственности, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и рассадниками многолетних плодовых насаждений;
- земли кладбищ, крематориев и колумбариев.
- земли, на которых расположены дипломатические представительства.
- земли, предоставленные для строительства и обслуживания культовых зданий
Как было ранее до 2015 года
Налоговый кодекс содержал в себе конкретные ставки и коэффициенты в зависимости от количества населения. вида земель и т.д. Как это выглядело: рассмотрим расчет суммы налога на примере. Земельный участок без оценки, площадью 150 кв.м, находился в столице. Налоговый кодекс предусматривал случаи значительного колебания численности населения. Но поскольку Киев всегда был и остается городом-миллионником, используем ставку 3,66 грн., применим коэффициент. Сумма налога составляла: 150 кв.м х 3,66 грн. х 3 = 1647 грн. Предположим, что аналогичный участок земли находился в Одессе. Учитывая, что город отнесен к числу курортных населенных пунктов, сумма налога будет увеличена в два раза в связи с применением коэффициента – 2.
Как налог на землю расчитывается в 2020 году
Установление как ставок земельного налога, так и нормативной денежной оценки передано к полномочиям местных советов. Местные советы обязаны ежегодно устанавливать как ставки налога на змелю, льгот по нему, так и нормативную денежную оценку землельных участков, находящихся на территориии населенных пунктов.
Коэффициент индексации устанавливается ежегодно Госкомземом в зависимости от роста потребительских цен, при этом если рост потребительстких цен не превышает 100%, то коэффициент не пересчитывается. Напомним, что ранее коэффициент не пересчитывался при показателе не превышающем 110%.
Следовательно, для расчета налога на землю необходимо знать:
- нормативную денежную оценку земель
- коэффициент индексации
Основанием для начисления арендной платы выступает договор аренды земельного участка, в котором указываются размер и условия внесения платы. Следует обратить внимание на то, что договор аренды в данном случае носит административный характер. Поскольку арендодателем выступает орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, то говорить о свободе установления договорных условий в полной мере не приходится. Закон «Об аренде земли» содержит оговорку о том, что сроки внесения арендной платы при передаче в аренду коммунальной или государственной земли определяются налоговым законодательством (ст. 21). НКУ устанавливает нижний и верхний пределы размера арендной платы за землю. Так размер годовой суммы платежа устанавливается договором аренды, однако, размер аренды не может быть:
1. менее размера замельного налога в размере:
- для земельных участков, нормативную оценку которых проведено — в размере не более 3% оценки, для земель общего пользования — не более 1% оценки, для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 1% оценки;
- для земельных участков, нормативную оценку которых не проведено, — в размере не более 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 5 процентов нормативной денежной оценкт единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области «.
2. не должен превышать 12% от нормативной денежной оценки
Однако превышение размера арендной платы в любом случае допускается, если имеется несколько претендентов на получение земельного участка и арендатор определяется на конкурсной основе. Если договор аренды не запрещает передачу земли в субаренду, то вне зависимости от наличия прямого указания в договоре плата за субаренду не может превысить размера самой арендной платы. Следовательно, закон не позволяет получать доход от передачи в субаренду государственного или коммунального имущества (земли).
Из рассмотренного следует, что при определении размера земельного налога и арендной платы в качестве налоговой базы во многих случаях выступает нормативная денежная оценка земельных участков (ст. 289 НКУ). Она не остается неизменной из года в год, а корректируется в соответствии с коэффициентом индексации, полученным на основе индекса потребительских цен за прошлый год по состоянию на 1 января текущего года. Величину коэффициента индексации поручено рассчитывать центральному органу исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (Государственному агентству земельных ресурсов).
НКУ предусматривает льготы по уплате земельного налога и для физических, и для юридических лиц (ст.ст. 281, 282 НКУ).
От уплаты налога на землю освобождаются следующие физические лица:
- инвалиды І и ІІ групп;
- лица, имеющие на воспитании 3 и более детей в возрасте до 18 лет;
- пенсионеры по возрасту;
- ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»;
- лица – пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
- лица и землепользователи, передавшие земельные участки (паи) в аренду плательщикам единого налога 4-ой группы
Следует учесть, что лица освобождаются от уплаты налога только в отношении всех земельных участков по каждому виду использования в рамках граничных норм:
- 2 га – для ведения индивидуального сельского хозяйства;
- 0,01 га – для строительства личного гаража;
- 0,12 га – дл ведения садоводства и т.д.
Указанные ограничения не относятся к лицам, передавшим землю в аренду плательщикам единого налога 4-ой группы.
Освобождение от уплаты налога за земельный участок в рамках норм его площади – логичное и обоснованное решение законодателя. Во-первых, нормы установлены в пределах, необходимых для целевого использования земельных участков (например, для строительства гаража вполне достаточно 100 кв.м земли). Во-вторых, установление норм предотвращает злоупотребления со стороны налогоплательщиков. В истории законодательства имеются примеры, когда из-за пробелов освобождались от налогообложения объекты, которые активно использовали (в том числе, в предпринимательской деятельности) члены семьи льготника.
НКУ устанавливает льготы для юридических лиц определенных категорий:
- санаторно-курортные, лечебные учреждения организаций инвалидов;
- организации инвалидов, предприятия таких организаций, при условии пребываняи в штате не менее 50% инвалидов и расходов на зарплату инвалидам в размере не менее 25% от фонда оплаты труда.
- базы олимпийской и паралимпийской подготовки
Как видим с 2015 года перечень льготников значительно сузился.
Своевременная уплата налога является одной из основных обязанностей владельцев и пользователей земельных участков (ст.ст. 91, 96 ЗКУ). Сумма налога уплачивается ежемесячно равными долями в течение 30 календарных дней после завершения налогового (отчетного) месяца (п. 287.3 НКУ). Выбранный вариант предоставления отчетности (единожды в начале года либо ежемесячно) не будет влиять на порядок платежей. При ежемесячной подаче декларации срок для исполнения налогового обязательства будет таким же. Но, ради правоты, следует сказать, что установлен он нормами совсем других статей. Так пункт 57.1 НКУ предусматривает уплату суммы налогового обязательства в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем граничного срока представления налоговой декларации (то есть по истечении 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным).
Физическое лицо осуществляет плату за землю в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения (п. 287.5 НКУ). Отменена ответственность за неуплату налога в случае, если налоговая не отправила либо не вручила уведомление об оплате налога. Срок, за который насчитывается налог, ограничен тремя годами.
С плательщиками налога мы уже разобрались: ими являются собственники земли, а также землепользователи (как физические, так и юридические лица).
Объектами налогообложения являются:
- земельные участки, которые находятся в собственности или пользовании плательщиков;
- земельные паи.
Размер налога может определяться исходя либо из нормативной денежной оценки земельного участка (с учетом коэффициента индексации) либо исходя из площади участка, если его нормативная денежная оценка не была проведена.
Земельный налог — 2021: начисление
Ставки земельного налога зависят не только от наличия от денежной оценки, но и от категории земель, а также их местонахождения.
Ставка земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения)
Ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере не более 3 процентов от их нормативной денежной оценки, для земель общего пользования — не более 1 процента от их нормативной денежной оценки, а для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3 процента и не более 1 процента от их нормативной денежной оценки.
Ставка налога устанавливается в размере не более 12 процентов от нормативной денежной оценки земельных участков, находящихся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной формы собственности).
Ставки земельного налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена
Ставка налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, устанавливается в размере не более 5 процентов от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, а для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3 процента и не более 5 процентов от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.
Льготы по оплате налога установлены как для некоторых категорий физических, так и юридических лиц, а также некоторых видов земель.
Освобождаются от платы за землю такие физические лица:
- инвалиды 1 и 2 группы;
- лица, воспитывающие 3 и более детей в возрасте до 18 лет;
- пенсионеры по возрасту;
- ветераны войны;
- пострадавшие вследствие чернобыльской катастрофы;
Такое освобождение от уплаты налога распространяется только на 1 земельный участок по каждому виду использования в пределах граничных норм:
- для ведения личного сельского хозяйства — не более 2 га;
- для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений: в селах — не более 0,25 га; в поселках — не более 0,15 га, в городах- не более 0,1 га;
- для индивидуального дачного строительства — не более 0,1 га;
- для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га;
- для ведения садоводства — не более 0,12 га.
От уплаты налога освобождаются на период действия единого налога 4 группы собственники земельных участков, земельных паев и землепользователи при условии передачи участка или пая в аренду плательщику единого налога 4 группы.
Если физическое лицо имеет в собственности несколько земельных участков одного вида использования, то такое лицо до 1 мая текущего года подает письменное заявление в произвольной форме в контролирующий орган по месту нахождения земельного участка о самостоятельном избрании / смене земельного участка для применения льготы. Льгота начинает применяться к выбранному земельному участку с базового налогового (отчетного) периода, в котором подано такое заявление.
Юридические лица, которые освобождаются от уплаты налога:
- санаторно-курортные и оздоровительные учреждения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов;
- общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, которые основаны общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов и являются их полной собственностью, где в течение предыдущего календарного месяца количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 процентов среднесписочной численности штатных работников списочного состава при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25 процентов суммы общих расходов на оплату труда.
Указанные предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право применять эту льготу при наличии разрешения на право пользования такой льготой, предоставляемой уполномоченным органом в соответствии с Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».
В случае нарушения требований этой нормы указанные общественные организации инвалидов, их предприятия и организации обязаны уплатить суммы налога за соответствующий период, проиндексированные с учетом инфляции, а также штрафные санкции согласно законодательству;
- базы олимпийской и паралимпийской подготовки, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины.
- дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от формы собственности и источников финансирования, учреждения культуры, науки (кроме национальных и государственных дендрологических парков), образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов.
- государственные и коммунальные детские санаторно-курортные учреждения и учреждения оздоровления и отдыха, а также детские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Украины, которые находятся на балансе предприятий, учреждений и организаций, которые являются неприбыльными и внесены контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций. В случае исключения таких предприятий, учреждений и организаций из Реестра неприбыльных учреждений и организаций декларация представляется налогоплательщиком в течение 30 календарных дней со дня исключения, а налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло исключение из Реестра неприбыльных учреждений и организаций;
- государственные и коммунальные центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства, центры физического здоровья населения, центры по развитию физической культуры и спорта инвалидов, детско-юношеские спортивные школы, а также центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства, детско-юношеские спортивные школы и спортивные сооружения всеукраинских физкультурно-спортивных обществ, их местных ячеек и обособленных подразделений, которые являются неприбыльными и включены в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, за земельные участки, на которых размещены их спортивные сооружения. В случае исключения таких учреждений и организаций из Реестра неприбыльных учреждений и организаций, декларация представляется налогоплательщиком в течение 30 календарных дней со дня исключения, а налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло исключение из Реестра неприбыльных учреждений и организаций.
Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.
Центральные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в сфере земельных отношений и в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в сфере строительства ежемесячно, но не позднее 10 числа следующего месяца, а также по запросу соответствующего контролирующего органа по местонахождению земельного участка подают информацию , необходимую для исчисления и взимания платы за землю, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Плательщики платы за землю – юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка налоговую декларацию. Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций. При подаче первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней подается справка (выписка) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.
Плательщик платы за землю имеет право подавать ежемесячно отчетную налоговую декларацию, что освобождает его от обязанности представления налоговой декларации не позднее 20 февраля текущего года, в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.
По вновь отведенным земельным участкам или по вновь заключенным договорам аренды земли плательщик платы за землю подает налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.
В случае изменения в течение года объекта и / или базы плательщик платы за землю подает налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем, в котором произошли такие изменения.
Начисление физическим лицам сумм налога производится контролирующими органами (по месту нахождения земельного участка), которые присылают (вручают) плательщику по месту его регистрации до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога.
В случае перехода права собственности на земельный участок от одного собственника — юридического или физического лица к другому в течение календарного года налог уплачивается предыдущим собственником за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором прекратилось право собственности на указанный земельный участок, а новым владельцем — начиная с месяца, в котором он приобрел право собственности.
Налоговое обязательство по плате за землю, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.
Налог физическими лицами уплачивается в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения.
Физическими лицами в сельской и поселковой местности земельный налог может уплачиваться через кассы сельских (поселковых) советов или советов объединенных территориальных общин, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий общин, по квитанции о приеме налоговых платежей.
В случае если контролирующий орган не направил (не вручил) налоговое уведомление-решение в срок, физические лица освобождаются от ответственности, предусмотренной за несвоевременную уплату налогового обязательства. Налоговое обязательство по этому налогу может быть начислено за налоговые (отчетные) периоды (годы) в пределах сроков исковой давности.
295 грн. у місяць
Онлайн бухгалтерія
для ФОП і малого бізнесу
перші 30 днів безкоштовно!
более 30 онлайн-сервисов!
Ставка — от 0.01%
Срок — до 180 дней
Сумма — до 20 000 грн.
Как правильно платить земельные налоги в Украине
-
Налоговая декларация
-
Туристический сбор
-
Налог на недвижимость
-
Подоходный налог
Сумма земельного налога зависит от нормативной денежной оценки, проводится с учетом коэффициента индексации. Также облагаются участки земли, оценку которых еще не проведено.
Земельный налог для участков земли, которым проведена оценка
- не более 3% от нормативной денежной оценки;
- для земель общего пользования — не более 1% от нормативной денежной оценки;
- для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 1% от нормативной денежной оценки;
- для лесных земель — не более 0,1% от нормативной денежной оценки.
Земельный налог для участков, оценка которых не проведена
- за участки за пределами населенных пунктов — не более 5% от оценки по области;
- для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 5% от оценки по области;
- для лесных земель — не более 0,1% от оценки по области.
Сроки уплаты земельного налога в 2024 году установлены следующие:
- граждане Украины — в течение 60 дней после получения налогового уведомления;
- юридические лица — ежемесячно, в течение 30 календарных дней.
Декларация состоит из шапки и трех разделов. Для отчетности по земналогу следует верно заполнить шапку декларации, а также разд. І и ІІІ.
Шапку декларации заполнить просто. Так как там в основном указываются всем известные данные, а именно реквизиты плательщика и налогового органа, в который подается декларация, а также код КОАТУУ территории, на которой размещены земли, за которые начисляется земналог.
Из особенностей заполнения выделим только правила заполнения стр. 1 шапки, а именно:
— в поле «Порядковий номер за рік за видом декларації» следует указать номер, который равен последовательно нарастающему числу поданных соответствующих деклараций. Декларации с отметкой «земельний податок» нумеруются отдельно от деклараций с отметкой «орендна плата» и отдельно проводится нумерация по типу деклараций («Звітна», «Нова звітна», «Уточнююча»);
— отчитываясь по земналогу, отметку «Х» следует указать напротив того вида платы за землю (в нашем случае — «земельный налог»), по которому подаете декларацию, а также в поле 01 «Звітна», поскольку подаем отчетную декларацию;
— указываете в поле «за 20__ рік» период, за который подаете декларацию. Если подаете годовую декларацию, то вам следует заполнить только это поле. Если же вы избрали вариант с ежемесячной отчетностью, то, кроме этого поля, вам следует заполнить и поле «за __ місяць». В этом поле следует указать номер месяца, за который отчитываетесь. Порядковый номер месяца проставляется арабскими цифрами (для чисел из одной цифры в первом поле проставляется «0»).
После заполнения шапки следует переходить к заполнению основной части декларации, а именно разд. І и ІІІ. Именно в этих разделах происходит начисление налоговых обязательств.
В разд. І декларации юрлицо начисляет налог по каждому отдельному земучастку. Правила заполнения разд. І для месячных и годовой декларации один и те же. Напомним их в таблице.
Порядок заполнения разд. І декларации по плате за землю
Номер колонки |
Название колонки |
Правила заполнения |
2 |
Категорія земельних ділянок |
Указывают четырехзначный код (формат XX.XX) относительно категории / целевого назначения земель. Этот код должен соответствовать информации, указанной в правоустанавливающих документах на земучасток или справке об НДО. Искать такие коды следует в Классификации земель |
3-4 |
Документи, які засвідчують/ підтверджують право власності/ користування |
Отражают информацию, взятую в правоустанавливающих документах на земучасток, а именно: — в к. 3 указываете вид права собственности: 1 — собственность, 2 — постоянное пользование; — в к. 4 указываете серию и номер документа, который подтверждает право собственности или пользования землей, то есть серию и номер госакта на землю или свидетельства о праве собственности |
5-6 |
Державна реєстрація прав власності/ користування (у разі наявності) |
Здесь указывают информацию о регистрации вещных прав на землю. Берут ее из Свидетельства о регистрации вещных прав на недвижимость, В к. 5 указываете дату регистрации в формате: две цифры месяца, четыре цифры года. Платить налог за земельный участок в Украине должны все собственники. В этот список входят лица, имеющие участки паи, и арендующие землю. Законодательством предусмотрены исключения, согласно которым украинцы освобождаются от налогообложения. Об этом будет дальше. При аренде земельного участка арендатор платит собственнику арендную плату, а уже собственник уплачивает земельный налог (если земельный участок является собственностью лица). При аренде государственной или коммунальной земли, арендатор платит только арендную плату и не платит налог на землю, но при этом подает отчетность такую же, как и при уплате налога. Размер аренды является договорным и прописывается сторонами в договоре. Однако налоговики предупреждают, арендная плата не может быть меньше налога на землю, установленного для земель такой категории. Более подробно узнать о порядке заключения и договорные условия при заключении аренды можно узнать из тематических форумов, интернет-ресурсов и при ознакомлении с законодательными нововведениями. Ставка налога на землю сельхозназначения также ограничивается рамками: не менее 0,3% и не более 1% от НГОЗ. Если НГОЗ не проведена, тогда налог на землю рассчитывается исходя из площади участка. Речь идет об участках, размещенных вне населенных пунктов. Ставка налога на землю на 2020 год для таких участков не может быть:
Кроме пенсионеров от уплаты земельного налога освобождены семьи, в которых воспитываются трое и более несовершеннолетних детей, не достигших 18-летнего возраста, то есть для многодетных семей. К другим льготникам по уплате земельного налога относятся:
Освобождаются от налогообложения пользователи земли, которые передали свои участки в аренду сельхозпроизводителям, которые платят единый налог (четвертая группа). Если предприятия и предприниматели обязаны самостоятельно исчислять размер земельного налога, то используется формула расчета земельного налога. Так же как и в случае с налогом на недвижимое имущество, налоговые органы обязаны направить налогоплательщику до 01.07. В таком решении должен быть указан размер налога и реквизиты для оплаты. Такие письма из налоговой должны отправляться по месту прописки плательщика независимо от того, живет ли он по адресу или нет. Если уведомление-решение не получено в связи с тем, что по месту прописки не проживаете, то от уплаты налога и дальнейшего начисления штрафов в случае несвоевременной оплаты это не освободит. Узнать как рассчитать земельный налог, а также конечную сумму на землю можно путем обращения в налоговую службу с заявлением о сверке информации, во время которой уточняется площадь участка, наличие льгот, ставка и окончательная сумма налога. Если между вашими данными и данными налоговой будут разногласия, то при наличии оригиналов документов, подтверждающих ваши данные (например, документов о наличии льгот), налоговый орган обязан в течение 10 рабочих дней сделать новый расчет. Обжаловать любые решения местной налоговой службы можно в высшую налоговую инстанцию или в суд. Заплатить налог в новом году нужно в течение 60 дней с момента получения уведомления-решения. Если же решение не получено из-за того, что налоговая его не выслала (а не из-за истечения срока хранения или вашего отказа в его получении), тогда обязанность уплачивать налог не возникает и никакие штрафы не начисляются. В других случаях предприниматели и частные лица будут привлечены к административной ответственности. Размер налога на землю в 2024 году останется на уровне 2020 года. Общая денежная сумма зависит от места расположения участка и утвержденных ставок органов местного самоуправления. В новом году останутся льготы для отдельных категорий украинцев, в которые входят и пенсионеры. Вместе с тем, льгота распространяется только на 1 земельный участок по одному целевому назначению в пределах установленных законом норм. Физическим лицам (то есть не предпринимателям) не нужно самостоятельно высчитывать размер налога, за них это делает налоговая служба, отправляя плательщику письменное решение с расчетом налога. О налоге на землю 2024 для юридических лиц и нововведениях можно узнать обратившись в налоговую службу, расположенную по месту нахождения участка. Ставка налога на землю в 2020 году зависит от того, проведена ли нормативная денежная оценка земельного участка. Нормативная денежная оценка земель, которые находятся в пределах населенных пунктов, проводится на основании решения органов местной власти и должна быть опубликована до 15 июля года, который предшествует отчетному году. В противном случае она в текущем году не применяется. В любом случае ставка налога, которая устанавливается местными коммунальными органами, не может превышать 3% от нормативной денежной оценки, а для земельных участков, которые пребывают в постоянном пользовании — не больше 12%. Ставка налога на землю сельхозназначения также ограничивается рамками: не меньше 0,3% и не больше 1% от нормативной денежной оценки. Если нормативная денежная оценка не проведена, тогда налог на землю рассчитывается исходя из площади участка. Речь идёт об участках, размещенных вне населенных пунктов. Ставка налога на землю на 2020 год для таких участков не может превышать 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области, а для земельных участков сельскохозяйственного назначения — не меньше 0,3% и не больше 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни соответствующей области. Налоговый кодекс Украины предусматривает освобождение от уплаты земельного налога для пенсионеров. Есть ли льготы многодетным на налог на землюПомимо пенсионеров от уплаты земельного налога освобождены семьи, в которых воспитываются трое и больше несовершеннолетних детей, которые не достигли 18-летнего возраста, то есть для многодетных семей. К другим льготникам по уплате земельного налога относятся:
От уплаты налога также освобождаются владельцы и пользователи земли, которые передали свои участки в аренду сельхозпроизводителям, которые платят единый налог (четвертая группа). Обращаем Ваше внимание, что льготы в виде освобождения от уплаты налога, в том числе для пенсионеров, распространяются на один земельный участок одного целевого назначения и в пределах определенных норм. Всего в Украине существует 5 категорий земель разного целевого назначения. Ниже приведены площади для каждой категории, которые не будут облагаться налогом, если вы принадлежите к льготникам:
Если же у вас несколько земельных участков одного целевого назначения, тогда до 1 мая нужно подать в налоговую инспекцию письменное заявление о том, к какому именно участку вы просите применить льготу (то есть за какой участок вы не будет платить налог). При этом пока вы не подадите заявление, льгота не будет применяться ни к одному из участков. Предприятия и предприниматели – владельцы и пользователи земли должны были подать декларацию по налогу на землю за текущий год до 20 февраля. Второй вариант предусматривает ежемесячную подачу налоговой декларации в течение 20 дней месяца, следующего за отчетным месяцем. Что касается простых граждан (не предпринимателей), то на них такая обязанность по подаче налоговой отчетности не возлагается. Если предприятия и предприниматели обязаны самостоятельно высчитывать размер земельного налога, то в отношении физических лиц расчет налога на землю проводят налоговые органы. Так же как и в случае с налогом на недвижимое имущество, налоговые органы обязаны прислать плательщику налога на землю налоговое уведомление-решение до 1 июля. В таком решении должен быть указан размер налога и реквизиты для оплаты. Такие письма из налоговой должны отправляться по месту прописки плательщика вне зависимости от того, живёт он по адресу или нет. Если вы не получите уведомление-решение в связи с тем, что по месту прописки не проживаете, то от уплаты налога и дальнейшего начисления штрафов в случае несвоевременной оплаты это вас не освободит. Узнать размер налога на землю можно также путем обращения в налоговую службу с письменным заявлением для проведения сверки данных, во время которой уточняется площадь участка, наличие льгот, ставка и окончательная сумма налога. Если между вашими данными и данными налоговой будут расхождения, то при наличии оригиналов документов, подтверждающих ваши данные (например, документов о наличии льгот), налоговый орган обязан в течение 10 рабочих дней сделать новый расчет. Обжаловать любые решения местной налоговой службы можно в вышестоящую налоговую инстанцию или в суд. Как предприниматели платят земельный налог
База налогообложения установлена в ст.271 НКУ. В соответствии с данной нормой на выбор базы налогообложения земельным налогом влияет наличие нормативной денежной оценки (НДО) по тому или иному земельному участку. В зависимости от наличия НДО базой налогообложения может быть:
Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (п.286.1 ст.286 НКУ). Что касается базы налогообложения для арендной платы, то она НКУ не определена. Объясняется это тем, что согласно п.288.4 ст.288 НКУ размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором с соблюдением ее минимального и максимального пределов, предусмотренных п.288.5 ст.288 НКУ. Начисление земельного налога проводится контролирующими (налоговыми) органами. Налоговики до 1 июля должны выдать (отправить) решение-уведомление о необходимости уплаты налога на землю. Граждане должны уплатить земельный налог в течение 60 дней с даты вручения налогового уведомления-решения. То есть земельный налог в 2017 году нужно уплатить до 29 августа текущего года. В сельской и поселковой местностях плата за землю может осуществляться через кассы сельсоветов по квитанции о принятии налоговых платежей. Если налоговое уведомление-решение не пришло, есть смысл самостоятельно обратиться в налоговую по месту расположения земельного участка. Согласно п 8 подразд 6 разд ХХ НКУ, индекс потребительских цен за 2016 год, который используется для определения коэффициента индексации НДО земель, применяется со значением:
То есть для расчета земельного налога на 2017 год к НДО нужно применять следующие коэффициенты:
Ставки земельного налога в 2017 году Ставки земельного налога устанавливают органы местного самоуправления по местонахождению земельных участков (п 284 1 НКУ). Следовательно, ставка налога для каждого конкретного земельного участка определяется решением органа местного самоуправления, на территории которого находится этот участок. Решение о ставках земельного налога и предоставленных относительно него льгот подается органу ГФС по местонахождению земельного участка до 25 декабря года, предшествующего отчетному. Если в указанный срок орган местного самоуправления не принял решение о размере ставок земельного налога, то в текущем году применяются ставки, которые действовали до 31 декабря предыдущего года. В ст. 281 НКУ регламентируется, что от оплаты земельного налога освобождаются:
При этом льготная нулевая ставка налога относится только к тем приусадебным территориям, чей размер не превышает 0,25 га в селах, 0,15 га в поселках и 0,12 га в городах. Если земля предназначена для ведения личного крестьянского хозяйства, то ее размер может составлять до 2 га. Важно понимать, что льготные условия касаются только одного участка, находящегося в собственности у лица, по каждому виду использования. Для перечисленных лиц льготы устанавливаются в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины:
Льготы распространяются исключительно на один земельный участок по каждому виду целевого назначения. Например, если физическое лицо является собственником четырех земельных участков – две для садоводства и две для индивидуального дачного строительства, то льготы будут распространятся на один земельный участок для садоводства и один для индивидуального дачного строительства. Если право на льготу возникает у плательщика в течение календарного года, от обязанности на льготу он освобождается со следующего месяца (ст. 284 НКУ). Задача физического лица – своевременно предоставлять в налоговую инспекцию документы, подтверждающие право на соответствующую льготу. Остальное контролеры сделают сами и до 1 июля текущего года пришлют плательщику налоговое уведомление-решение с готовой суммой к уплате. Такое же правило действует и в том случае, когда льготные возможности утеряны (например, один из детей достиг совершеннолетнего возраста). Кроме того, владельцы земли, которые относятся к одной из льготных категорий, но сдают свою собственность в аренду, оплачивают земельный налог на общих основаниях. Получите совет юриста за 15 минут! От уплаты налога на землю освобождаются те сельскохозяйственные предприятия, которые выступают в качестве плательщиков четвертой группы плательщиков ЕН. Однако, следует отметить, что в данном случае речь идет лишь о ту землю, что используется для производства продукции сельскохозяйственного назначения, при чем освобождение касается только земельного налога, а не арендной платы, которую они должны платить в полном размере. Как отмечено в 20-м разделе Налогового кодекса Украины, плата за землю в 2017 году в Украине снимается в том случае, если она находятся на захваченной оккупантами территории. Также это касается тех сел или поселков на востоке Украины, где на данный момент происходят военные действия. Что касается уплаты налога на землю, то, согласно 282-й статье НК, его могут не уплачивать:
Правила взимания платы за землю в 2020 году не претерпели кардинальных изменений по сравнению с прошлым годом. Это значит, что в 2020, как и в 2018 году, плату за землю — собственники земли и арендаторы будут платить в двух формах:
Кадастровая стоимость земли — это альтернатива рыночной стоимости, в основе которой лежат разделение земли на категории и вид использования. В Украине для определения кадастровой стоимости земли существует сравнительный метод оценки — он заключается в оценке участка с аналогичным ему, стоимость которого уже известна. Для упрощения оценки, а также для исключения завышенной или заниженной цены земли в настоящее время используется специальное программное обеспечение. Поэтому обжаловать установленную кадастровую стоимость фактически невозможно, поскольку параметры по каким земля оценивается не доступны обычному пользователю. Если земельные участки у физических лиц находятся на правах собственности или пользования (подтверждается государственным актом), плата взимается в виде налога на землю. Следует знать, что даже если у физического лица нет документа о праве собственности или использования земли, такое лицо все равно обязано уплачивать налог на землю, поскольку получение такого документа является добровольным и налог насчитывается не по факту наличия государственного акта, а по данным государственного земельного кадастра. Важно! Если участком владеют несколько лиц, то налог платит каждый владелец отдельно и пропорционально своей части. Ставка и размер земельного налога зависят от площади земельного участка, от того, где он находится и как его используют. Для физических лиц расчет земельного налога с учетом всех требований законодательства проводит налоговый инспектор на основании имеющихся данных по состоянию на 1 мая. Информация ежеквартально поступает в налоговые органы от соответствующих организаций, в том числе нотариусов, БТИ и Госкомзема Украины. Для сведения. Налог рассчитывается либо в процентах от денежной оценки земли (при ее наличии), либо по утвержденным законом ставкам (с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от статуса населенного пункта, отнесения его к курорту, ежегодному коэффициенту согласно закону о Госбюджете, решения органов местного самоуправления в соответствии с предоставленными полномочиями). Следует иметь в виду, что для участков, на которых расположено жилье, индивидуальные гаражи, хозяйственные здания и сооружения, а также дачи, существуют определенные налоговые послабления: владельцы платят всего 3% налога на землю. Так, если за дачный участок площадью 0,6 га начислен земельный налог в размере 100 гривен, владелец должен уплатить 3% этой суммы — 3 гривни. Плата за землю – общегосударственный налог, взимаемый в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (п.14.1.147 ст.14 НКУ). Плательщиками платы за землю согласно ст.269 НКУ являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и постоянные землепользователи1 (бессрочное пользование землей). Кроме того, уплачивать земельный налог необходимо собственникам нежилых помещений (их частей) в многоквартирном жилом доме за площади под такими помещениями (их частями), с учетом пропорциональной доли придомовой территории (п.287.8 ст.287 НКУ). 1 Сноска 1Согласно пп.14.1.73 ст.14 НКУ землепользователи – юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствие с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды. От уплаты земельного налога освобождаются:
Плательщиками арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности являются арендаторы земельных участков (п.288.2 ст.288 НКУ). Земельный налог. Расчет и ставка земельного налога в УкраинеБаза налогообложения установлена в ст.271 НКУ. В соответствии с данной нормой на выбор базы налогообложения земельным налогом влияет наличие нормативной денежной оценки (НДО) по тому или иному земельному участку. В зависимости от наличия НДО базой налогообложения может быть:
Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (п.286.1 ст.286 НКУ). Что касается базы налогообложения для арендной платы, то она НКУ не определена. Объясняется это тем, что согласно п.288.4 ст.288 НКУ размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором с соблюдением ее минимального и максимального пределов, предусмотренных п.288.5 ст.288 НКУ. Ставки земельного налога установлены ст.272 – 280 НКУ. На размер ставки налога существенное влияние оказывает наличие нормативной денежной оценки (НДО) по тому или иному земельному участку. Помимо этого, ставки налога зависят также от местонахождения земельных участков, а также к какой категории они относятся (см. Таблицу 1). Ставки земельного налога выражаются:
Льготы по земельному налогу, установленные в НКУ, можно разделить на три группы:
В Таблице 2 приведены все три группы «льготников». Основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка (ст.288 НКУ). Размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором. В тоже время, п.288.5 ст.288 НКУ предусмотрены ограничения на размер арендной платы (см. Таблица 3). Алгоритм расчета земналога во многом зависит от правил определения базы налогообложения земли, а именно от того, проведена нормативная денежная оценка (НДО) земли или нет. Так, если: — НДО земель проведена, то налог рассчитывается как произведение площади земли (в га), НДО единицы площади, проиндексированной на начало года (в грн), и ставки налога (в %); — НДО земель не проведена, то налог определяют как произведение площади (в кв. м или га) и ставки (в грн за 1 кв. м или га). При этом ставка налога определяется исходя из НДО единицы площади пашни по области. Следовательно, чтобы можно было рассчитать земналог, следует иметь три показателя: площадь земли, ее НДО и ставку налога. Отчетным периодом по земналогу является календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года. В 2020 году мы будем платить за предыдущий год. Платежка из налоговой должна поступить до 1 июля 2020 года. Оплатить ее следует в течение 60 дней с момента получения. Стоит отметить, что налог насчитывается по месту нахождения земельного участка. Если до 1 июля вы не получили платежку, то вам следует обратиться в налоговую службу, где вам расскажут о дальнейших действиях. Не платить земельный налог могут: — инвалиды первой и второй группы; — граждане, которые воспитывают трех и более детей до 18 лет; — пенсионеры (по возрасту); — ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона о статусе ветеранов войны; — пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС. Статтею 265 Податкового кодексу України передбачено перелік податків на майно, який складається з податку на нерухоме майно (відмінне від земельної ділянки), транспортного податку та плати за землю. Так, платниками земельного податку є власники земельних ділянок, земельних часток (паїв) та землекористувачі (ст.269 ПК України). Земельний податок нараховується на:
Податок нараховується, виходячи з наступного:
Зазначаємо, що рішення рад щодо нормативної грошової оцінки земельних ділянок офіційно оприлюднюється відповідним органом місцевого самоврядування до 15 липня року, що передує бюджетному періоду, в якому планується застосування нормативної грошової оцінки земель або змін (плановий період). В іншому разі норми відповідних рішень застосовуються не раніше початку бюджетного періоду, що настає за плановим періодом. Похожие записи:
|