Какие проблемы приватизации госсобственности в россии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие проблемы приватизации госсобственности в россии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Приватизация — это особая система экономических отношений, возникающая в связи с изменением формы собственности на средства производства от «Государственной» к «частной». Она включает в себя приоритетные отношения, отражающие интересы органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий и совокупность населения в целом в процессе серьезных преобразований. Диалектика приватизации и отрицания состоит в том, что приватизация есть отрицание собственности.

Объективными причинами развития приватизационного процесса являются как макроэкономика, так и микроэкономика. Необходимость постоянной нерыночной координации производственной деятельности государственных предприятий в экономике привела к ее высоким планово-координационным издержкам. Между тем, рыночный механизм позволяет осуществлять такие корректировки с гораздо меньшими затратами.

Таким образом, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от системы»исполнительной власти» к системе «социально-рыночной экономики», но и активным стремлением компаний к снижению издержек:

  • С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных перемен
  • С другой стороны, это долгосрочное средство государственного регулирования

Ближайшими целями приватизации являются:

  • Формирование слоя мелких и средних собственников;
  • Сокращение доли государственного и муниципального имущества;
  • Перераспределение экономической базы власти.

Достижение социальной справедливости,повышение экономической эффективности производства, увеличение доходов государственного бюджета не является собственной целью приватизации. Она может только способствовать развитию этих процессов в долгосрочной перспективе.

Основными критериями выбора методов приватизации являются отраслевая принадлежность и масштабность предприятия, принципы социальной справедливости и приоритетности персонала, дерегулирование, профиль предприятия и его производственные мощности, эти стандарты деятельности предприятия привели к следующим основным методам приватизации:

  1. Акции (путем подписки или продажи акций)
  2. Продажа бизнеса и недвижимости на коммерческом или инвестиционном конкурсе
  3. Приобретение арендованного имущества
  4. Банкротство

Особенности начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) заключаются в следующем:

  • Приоритетность политических целей процесса, внедрение системы приватизационных чеков;
  • Сверхвысокие темпы приватизации;
  • Основной формальный характер приватизации при инкорпорации крупных предприятий;
  • Аукцион по продаже небольших объектов;
  • Низкая рентабельность приватизации.

Приватизация госсобственности в России: результаты, особенности и проблемы

Суть приватизации

Приватизация является одной из важнейших трансформаций при переходе к рынку, с учетом особого отрицания экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства от «Государственной» к «частной» и методологической основы приватизации, определение собственности на продукцию от государства непосредственно к частному сектору (включая физических лиц, паи и акции) формулируется как передача собственности частному сектору экономики. Связь между понятием приватизации и разгосударствлением заключается в том, что приватизация есть отрицание собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возвращение государственной собственности истинному владельцу.

Но единого определения приватизации до сих пор не существует. В западных странах можно найти множество определений, таких как:

  • Передача государственной собственности в пользу физических лиц (частный сектор) или переход государственной собственности в частную собственность;
  • Полная продажа государственных предприятий физическим лицам;
  • Продажа части активов;
  • Передача функций государственной собственности в частный сектор национальной экономики позволяет осуществлять распределение и взаимодействие ресурсов через рынок.

Несмотря на разнообразие определений, существуют две основные модели приватизации:

  1. Оплачено;
  2. Свободный, каждый из них основан на определенном аргументе и аргументе.

Бесплатная приватизация. При государственной монополии все граждане были совладельцами собственности, поэтому должны были существовать стимулы к производительному труду, экономии затрат и более эффективному использованию ограниченных ресурсов, по мнению реального собственника от формального собственника, путем предоставления ему части государственной собственности. По сути, реализация связана с предоставлением всем гражданам приватизационного чекового ваучера.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Этот процесс предполагает, что компания была зарегистрирована ранее, и ее акции продаются на фондовом рынке. Его приверженцы отмечают, что только в этом случае появляются эффективные собственники. Кроме того, это приводит к увеличению доходной части бюджета. Одна из серьезных проблем с приватизацией-Это сроки ее проведения. Некоторые ведущие экономисты считают, что государственная экономика вряд ли будет приватизирована через 2-3 года.

Три необходимые причины для его осуществления:

  • Накопление личных вещей, необходимых для медленного накопления сбережений;
  • Рынок работает хорошо,и требуется время, чтобы определить рыночную стоимость предприятия;
  • Монополизированная социалистическая промышленность должна быть перестроена до того, как производственные предприятия будут выставлены на продажу.

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким образом можно в короткие сроки создать новый класс частных собственников-главный фундамент социальной реформы. В конкретном плане предлагается «развалить» жилищный фонд, приватизировать малые и средние (особенно коммерческие) предприятия.

Однако модель полная,их сочетание ожидается. С одной стороны, приватизация должна стать элементом экономической реформы, стержнем радикальных преобразований, а с другой-долгосрочным инструментом государственного регулирования.

Основными целями приватизации в условиях переходной экономики являются:

Через приватизацию государственной собственности решаются многие задачи: повышение рентабельности предприятий, сокращение государственных расходов, увеличение доходов бюджета, ликвидация или переход от внутренней и внешней систем управления к рыночной системе. Приватизация в постсоциалистических странах рассматривается как средство радикального изменения отношений собственности и создания социальной основы нового социального порядка-в широком смысле целью корпоративной приватизации является повышение эффективности отдельных предприятий и экономики в целом, решение финансовых проблем государства и ослабление монопольного положения государственного сектора. Ниже мы рассмотрим основные функции приватизации, начиная с укрепления социально-экономической системы, основанной на частной собственности.

Функция укрепления социального порядка. Государственный сектор, как только он будет создан, станет неотъемлемой частью национальной экономики. Она может увеличиваться во время войн, кризисов, потребности в инфраструктуре и экспериментальных производственных мощностях. Ее доля также может быть сокращена в экономике без приватизации за счет более быстрого развития частного сектора. Размер государственного сектора и его роль в национальной экономике носят количественный характер, но это также и социально-экономический показатель, стабильность социальной системы, наряду с другими факторами, расширение государственного хозяйственного комплекса государственного сектора, сужение сферы деятельности частных предприятий, создает угрозу существующей системе. Приватизация государственного сектора, который вырос, представляет интерес для укрепления социально-экономического порядка до тех пор, пока этот сектор не является необходимым элементом для сохранения этого порядка. Поэтому, если вопрос о приватизации отдельных объектов государственного сектора может существовать без частного капитала, соответствующего государственным объектам или взятого приватизационного времени, то для национальной экономики это годы успешного экономического развития, отсутствие военно-политических потрясений, глубокий кризис, постоянное обновление социально-экономического капитала в общеэкономических масштабах, конечно же, они применимы и в той же социально-экономической системе. это может быть так

Социально-политическая функция.

Это особенность приватизации в условиях стабильной рыночной экономики, особенно среди социальных групп, имеющих непосредственную заинтересованность в приватизации, расширении социально-политической базы, в расширении социальных основ государственной системы и государственной политики, в форме выборов, референдумов, средств массовой информации, общественных движений, а также в форме важной поддержки избирательных кампаний соответствующих политических партий. приватизация государственной собственности дает правительству уникальную возможность выступить в качестве собственного благодетеля, поскольку необъяснима связь этой системы с личными экономическими интересами граждан, а также стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране на длительное время.

Глобальная экономическая функция.

Это включает в себя:

Привлечение капитала в страну. Многие развитые страны мира характеризуются избытком капитала, который носит относительный характер и определяется доходностью инвестиций внутреннего и иностранного капитала. Эффективная или перспективная приватизация объектов должна была бы временно расширить сферу действия частного капитала страны и повысить стоимость реструктуризации приватизируемых предприятий и их модернизации, а часть дополнительного частного капитала, который был бы вывезен за рубеж, поступила бы в доход государства в виде платежей за частично приватизированные объекты, остающиеся в собственности государства.

Повышение экономической эффективности функционирования объектов, переходящих из государственной собственности в частную собственность. Наиболее распространенной причиной, побуждающей правительства различных стран приватизировать свои предприятия, является низкая эффективность последних. Многие другие причины обычно вытекают из него или дополняют его. Поэтому из-за неэффективности государственных предприятий в той или иной стране часто увеличиваются бюджетные расходы, а вопрос монополизации на рынке обостряется за счет государственного патронажа государственных предприятий.、

Улучшение экономической структуры страны. Если доходы от приватизации не используются для покрытия дефицита бюджета или погашения долгов, а расходуются на финансирование долгосрочных инвестиционных программ, то в развитых экономиках всегда существует узкое место и возникают глобальные и частные проблемы, для решения которых у частного капитала нет достаточной мотивации.

Основными целями первого (контрольного) этапа приватизации являются:

  • Массовое отрицание российской экономики, перераспределение и консолидация частного богатства в российском обществе с минимальными социальными конфликтами;
  • Формирование слоя частных собственников, способствующего созданию социально ориентированной рыночной экономики;
  • Обеспечить условия для повышения эффективности деятельности российских компаний;
  • Создание законодательных и организационных условий и механизмов, необходимых для передачи имущественных прав от одного лица к другому;
  • Содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
  • Создание конкурентной среды и создание условий для демонизации национальной экономики;
  • Расширение инвестиционной базы российских компаний и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

Начало чековой модели приватизации осуществлялось при следующих условиях:

  • Выбранный вариант экономических реформ, учитывая размеры российской экономики, неизбежно приведет к немедленному прекращению приватизационного процесса, что привело к существенным организационным и другим проблемам.;
  • В России не было квалифицированных кадров с надлежащим уровнем подготовки для быстрого и эффективного решения проблемы приватизации государственной собственности;
  • В стране практически полностью отсутствуют финансовые ресурсы, необходимые для выполнения намеченных задач по приватизации государственного имущества, а также отсутствует платежеспособный спрос населения.;
  • В России насчитывается более 240 тысяч государственных и муниципальных предприятий, требующих разработки модели стандартной процедуры приватизации, причем приватизация может быть проведена в короткие сроки.;
  • Иностранные инвесторы не проявили желаемого уровня заинтересованности в приватизации России.

Эти условия определили следующие особенности приватизационной модели России:

  • Массовость приватизации обеспечивалась применением строгих стандартных процедур, которыми легко управляли государственные служащие среднего звена;
  • Ускорение приватизации было произведено путем включения в ежегодную государственную программу приватизации, имевшую силу закона, конкретной целевой задачи по приватизации;
  • Отсутствие необходимых финансовых ресурсов частично компенсируется распределением государственной собственности бесплатно (буквально бесплатно или по приватизационным чекам), а остальное предоставляется с минимальной стоимостью.

Процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах.

Суть отрицания социалистической экономики состоит в том, что была разработана и утверждена в кратчайшие сроки законодательная база для обеспечения законодательного обеспечения процесса приватизации, которая послужила инструментом формирования сферы приватизации, а именно новой структуры собственности, а также класса частных собственников:

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Реферат: Проблемы приватизации собственности в России

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Введение.

Глава 1. Общие вопросы приватизации государственного имущества

§1. Приватизация как институт гражданского права.

§2. Нормативная база приватизации (историко-правовой аспект).

Глава 2. Теоретические проблемы приватизации государственного имущества.

§1. Субъектный состав и объекты приватизации государственного имущества.

§2. Способы приватизации государственного имущества.

§3. Защита прав субъектов приватизации государственного имущества.

Ранее глава Счётной палаты России Алексей Кудрин отмечал, что приватизация российской госсобственности даёт не только доходы, которые можно потратить на инфраструктуру, образование, здравоохранение, но и на привлечение независимых директоров и частных инвесторов к управлению этими компаниями и углубление финансового рынка. Эти предлоги вполне могут быть использованы и для того, чтобы пустить с молотка Сбер, уверен экономист Михаил Делягин.

Сбербанк – это просто актив, которым нужно управлять, а управлять им никто не может и не умеет. Это дикая головная боль, поэтому нужно приватизировать. И это подготовка к приватизации.

По самым оптимистичным подсчётам, в 1990-е годы приватизацией было разрушено 75 тысяч промышленных предприятий страны и 50 тысяч коллективных хозяйств. В середине 1980-х Советский Союз производил, по максимальной оценке, до 20% мировой промышленной продукции, а сейчас у его правопреемницы России эта доля менее 2%. И вряд ли эта цифра вырастет, если Россия останется вообще без государственных предприятий.

Я не против приватизации как таковой.

Приватизация госсобственности в условиях, когда у бюджета нет потребности в дополнительных финансовых ресурсах, должна не выполнять фискальную функцию, а стать структурной мерой для повышения темпов экономического роста, считает Силуанов. Для этого программа приватизации должна стать более амбициозной, заявил чиновник в октябре. Один из принципов, который может быть заложен в «расширенную» программу приватизации, позднее прокомментировал заместитель Силуанова Алексей Моисеев: по его словам, в большинстве компаний с госучастием РФ вполне достаточно сохранять 50% + 1 акция, а все «лишнее» можно продавать, не опасаясь утраты корпоративного контроля. Под этот принцип подходит, например, ВТБ, в котором у государства сейчас 61%. Вопрос о снижении доли РФ в госбанке до контроля можно рассматривать: в санкционной повестке возникла «пауза», есть надежда на положительные подвижки, говорил на прошлой неделе глава ВТБ Андрей Костин.

В последние годы «большая приватизация» в России практически остановилась, а поступления в бюджет от продажи госимущества стали символическими. Сейчас чиновники обсуждают программу приватизации на очередную трехлетку, но крупных активов в нее пока заложено мало. Реальной выглядит только переносящаяся из года в год сделка по приватизации части «Совкомфлота», а также дальнейшая продажа госдоли в «Объединенной зерновой компании» (на нее претендует государственный же ВТБ. По итогам дискуссий между ведомствами в программе, скорее всего, не останется «Транснефти», «Россетей», «РусГидро», «АЛРОСА», ГТЛК, «Зарубежнефти», нет консенсуса по РЖД и «Аэрофлоту», говорила в недавнем интервью «Интерфаксу» замминистра экономического развития Оксана Тарасенко, курирующая приватизацию.

— На прошлой неделе президент Владимир Путин подписал национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, которую курирует Минэкономразвития. Каковы основные цели и задачи этой стратегии?

— Приватизация в классическом смысле не является единственным вариантом перехода прав в частную собственность. Одним из последних механизмов является создание инновационных научно-технологических центров и технологических долин. Можете рассказать, в чем его преимущества и каких результатов ждете от него?

В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности определились три основных метода (способа) приватизации государственной и муниципальной собственности в России.

1. Собственность, определяя характер существующей экономической системы, оказывает влияние на все стороны жизни общества. Для экономиста собственность – это экономические отношения между людьми по поводу присвоения экономических благ, т.е. возможности использовать в производстве и потреблении экономические блага исключительно данным субъектом экономических отношений. Собственность на факторы производства реализуется (приносит доход) в процессе хозяйственной деятельности, хотя она может осуществляться и не собственником непосредственно.

Масштаб госсектора беспокоит не только экономистов, но и участников рынка. Госхолдинги в России контролируют целые отрасли и фактически превратились в министерства, отметил президент Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев Петр Лансков. «Олигархи стали государственными, но от этого они не стали лучше», — добавил он.

От вопроса собственности зависит состояние всей экономики, резюмировал Евсей Гурвич. Страна, в которой недостаточно развита конкуренция, начинает отставать в технологическом плане: происходит усиление консервативных монополий и рост всевозможных рент, поддержал его академик РАН Револьд Энтов. «Есть опасность отстать навсегда», — подчеркнул он. Увеличение госсобственности в экономике способствует росту неэффективности, согласился председатель наблюдательного совета Московской биржи Олег Вьюгин.

В литературе содержатся достаточно многочисленные суждения по поводу данного понятия, в особенности в сопоставлении с другими понятиями, затрагивающими или сопровождающими процесс приватизации, такими как разгосударствление, коммерциализация, денационализация и т.п. Савас, появление в юридической литературе термина «приватизация» в 1983 г.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Глава Счетной палаты России Алексей Кудрин раскритиковал план приватизации государственного имущества на 2021-22 годы. По мнению высокопоставленного чиновника, одного из лидеров президентской гонки-2024, «РусГидро», «Совкомфлот», «Транснефть», «Ростелеком», «Россети» и Объединенная зерновая компания – это слишком мало. Да и весь план приватизации до 2025 года, подразумевающий выход государства из примерно половины предприятий, недостаточен для настоящего экономического прорыва.

Как уже было сказано выше, приватизировать можно любое жильё. Однако нужно понимать, что законом запрещена приватизация квартиры в 2024 году, которая находится в сильно аварийной домах, то есть решение по сносу уже принято. Нельзя требовать собственность в закрытом военном городе, а также просить право на приватизацию жилого служебного помещения. В этом вопросе бывают исключения, но они рассматриваются в индивидуальном порядке.

Следовательно, любые другие объекты недвижимости, которые находятся в аренде по договору социального найма и располагаются в обычных домах, могут передаваться в собственность.

Процедура приватизации довольно простая. Она, по сути, состоит из трёх этапов. И если приватизация квартиры после 1 марта будет продлена, то в этом плане ничего не изменится.

  • На первом этапе человек должен собрать весь пакет необходимых документов. Список можно получить в отделение МФЦ, собственно говоря, туда потом и передается собранный пакет.
  • На втором этапе инспектор тщательно анализирует всю собранную документацию, назначает дату, по которой проводится заседание, направленное на рассмотрение конкретно этого вопроса. Во время заседания принимается решение. Если решение по поводу приватизации положительное, то заявитель получает бумагу, которая признает его собственником.
  • Третий этап состоит в оформлении свидетельства. Для этого нужно обратиться к государственному регистратору, который выдаст свидетельство о праве собственности. После этого остается поставить имущество на учёт в БТИ.

Приватизация в России: итоги, особенности и проблемы

В начале девяностых годов после того, как СССР был разрушен, начался процесс приватизации на территории стран «бывшего социалистического лагеря». Приватизация в Восточной и Центральной Европе привела к массовой безработице, снижению доходов, усилению коррупции. В России приватизация проводилась по заранее подготовленному плану. Она осуществлялась в период с 1992 по 1995 годы. Западные специалисты считают, что российское разгосударствление носило варварский характер, и проводилось в интересах небольшой группы людей.

Согласно выработанной в СССР программе приватизация должна была пройти следующие этапы:

  1. Продажа малых предприятий на торгах, либо напрямую частным лицам.
  2. Преобразование крупных предприятий в акционерные общества и последующая продажа их акций.

Основная задача разгосударствления — переход к рыночной модели хозяйствования была решена. Приватизация в России выразилась в следующих итогах:

  1. Переход от социализма к капитализму через формирование частного сектора и частного имущества.
  2. Появление сверхбогатых людей, в руках которых сосредоточены основные богатства страны.
  3. Снижение доверия к власти до минимального уровня.
  4. Общественное мнение показало, что более половины россиян до сих пор считают приватизацию нечестной.
  • страница1

Февраль

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Говоря о конкретных примерах, в Алтайском крае на слуху история тепличного комплекса «Индустриальный». Госпредприятие находится на грани банкротства. Как вы оцениваете новую стратегию краевого правительства – попытку передать комбинат в аренду, а затем приватизировать?

Юрий Матвейко:

В кулуарах власти обсуждают возможную приватизацию ещё одного краевого предприятия — завода детской молочки «Модест». Если предприятие останется в госсобственности, нет ли опасения, что с ним может случиться тоже, что и с «Индустриальным»?

Владислав Вакаев:

«Опасения по приватизации «Модеста» связаны, в первую очередь, с социальной значимостью предприятия, так как детскую молочку в стране выпускают лишь несколько предприятий. Но с другой стороны это не профильный для государства актив. Поэтому, если новый собственник даст гарантии, что данная продукция будет выпускаться, то все вопросы снимутся. Ну а на счёт перспектив, я знаю, что предприятие ограничено в площадях, что не даёт ему возможности для расширения и, соответственно, дальнейшего развития».

Дмитрий Ширнин, исполняющий обязанности генерального директора ОАО «Модест»:

«Приведу такой пример — любому организму для поддержания жизни постоянно нужно питание. Так и предприятие для дальнейшего успешного развития тоже всё время требует какие-то финансовые инвестиции. В частности, унитарному предприятию сложно вести переговоры с торговыми сетями. У нас никак не получается вывести в сети весь свой ассортимент. Для этого требуются немалые бюджеты для участия в различных маркетинговых мероприятиях, промо-акциях, которые проводят сети».

«Модест» — это лакомый ломоть для потенциального инвестора или нет?

Юрий Матвейко:

Приватизация возможна при наличии одобрения от всех прописанных в квартире жильцов.В том случае, если не все согласны, потребуется подготовить письменный отказ от сделки. Документ подлежит заверению в нотариальной конторе.

Перед запуском процесса стоит определиться с распределением жилплощади между владельцами.

Варианты:

  1. Совместная собственность. Обладатели жилья равны в правах. Любые сделки проводятся по обоюдному согласию.
  2. Долевое владение. Квартира распределяется между собственниками на условиях выдела долей. Размер последних определяется участниками сделки. Каждый владелец вправе лично распоряжаться своей частью.

Также допускается оформление квартиры на одного человека. Однако потребуется согласие остальных заинтересованных лиц.Последние смогут проживать в жилище, но право распоряжения будет ими утрачено.


Что касается того, какие нужны документы для проведения процедуры, то в первую очередь подготавливается согласие на приватизацию от будущих собственников. Составляется в письменном виде. Подлежит нотариальному заверению.

Также в общий пакет документов входят:

  • паспорта либо свидетельства о рождении всех будущих собственников;
  • свидетельство о заключении брака или его расторжении;
  • справка формы № 9 о прописанных в квартире лицах;
  • технический паспорт на объект;
  • договор соцнайма либо ордер;
  • справка формы № 2 о неучастии в приватизации;
  • согласия либо отказы от участия в сделке, заверенные нотариально;
  • справка об отсутствии долга по коммунальным платежам;
  • выписка из ЕГРН;
  • доверенность на проведение приватизации, если от лица будущих собственниковдействует представитель.

Проверка документов, предоставленных заявителем, проводится в течение 2 месяцев. Далее, между собственниками и муниципалитетом заключается договор.

В соглашении указывается информация по следующим пунктам:

  • кто передает недвижимость;
  • кому переходит право собственности на квартиру;
  • тип объекта и его адрес;
  • характеристики жилого помещения.

В договоре также обозначается размер долей, если ранее он был определен по согласию собственников. Заверяется документ главой администрации населенного пункта и подписями всех владельцев.

Приватизация для детей-сирот в случае смерти их родителей проводится в обязательном порядке. Процедурой занимается опекун либо руководитель детского дома, куда был передан ребенок.

Нюансы:

  • приватизация должна быть проведена в течение 3 месяцев после смерти родителей;
  • расходы оплачивает муниципалитет;
  • дети старше 14 лет вправе лично проставлять свою подпись на документах.

Доверенность на проведение приватизации на имя опекуна либо директора детского дома не подготавливается.

Если приватизация инициируется одним из супругов в браке, то согласие второй половины обязательно. Либо это может быть отказ от сделки, но тогда в случае развода человек останется ни с чем. Это связано с тем, что безвозмездно полученная недвижимость не считается совместно нажитым имуществом. А значит разделу не подлежит.

При проведении приватизации в браке рекомендовано оформление квартиры в долевую собственность. В этом случае при разводе каждый из супругов получит долю, выделенную ему ранее.

В том случае, если есть другая квартира в собственности, право на приватизацию не аннулируется. Гражданин может оформить переход прав на жилье, используемое им по договору соцнайма. Но лишь при условии, что ранее право на приватизацию реализовано не было.

Приватизация с долгами по коммунальным платежам в целом не запрещена. Но задолженность может стать препятствием при получении некоторых справок. Вдобавок чрезмерный долг – это повод выселить нанимателя из муниципальной квартиры.

Если же единственное основание для отказа– наличие неоплаченных счетов, то решение стоит обжаловать через суд.

  • Современные проблемы приватизации федерального имущества 2013 / Бокарева Лилия Георгиевна
  • Особенности и результаты приватизации государственных предприятий России (на примере Астраханской области) 2009 / Акмаева Раиса Исаевна, Зубанов Степан Алексеевич
  • Приватизация: неновые принципы 2016 / Смирнова Ирина Викторовна
  • Понятие и способы приватизации государственного и муниципально го имущества 2014 / Новикова Светлана Викторовна
  • Большая приватизация: цели, задачи, особенности реализации в Российской экономике 2018 / Ахатова Альбина Маснавиевна, Лушникова Татьяна Юрьевна
  • Итоги приватизации государственной собственности в Красноярском крае 2011 / Кропачев С.В.
  • Формирование института собственности в условиях приватизации 2013 / Хазагаева Ирина Цыбикжаповна
  • Основные проблемы законодательной базы Российской приватизации в 1991-1998 гг. (в сравнении с Челябинской областью) 2014 / Князев Владимир Васильевич
  • Новации в российском приватизационном законодательстве: косметические меры или ускорение разгосударствления? 2016 / Георгий Мальгинов, Александр Радыгин
  • Организация управления государственной собственностью (на примере процессов приватизации в Пермском крае) 2015 / Рожков Евгений Викторович

В отличие от автора этого «тезиса», мы цитируем первоисточник, пишут авторы телеграм-канала. Наверняка пытливый читатель может самостоятельно проверить на истинность приводимые утверждения (кто и что озвучивал), мы же сосредоточимся на ключевой идее тезиса: если власть поменяется, страну распродадут.

Очевидно, страну в буквальном смысле слова продать нельзя (конечно, рассуждая здраво). Можно продать то, что находится в государственной собственности — не может же «новая власть» распоряжаться частными компаниями, как своими собственными (а по данным, озвученным несколько месяцев назад министром экономики, частный сектор уже производит 60% валовой добавленной стоимости и нанимает примерно половину от общего числа занятых в экономике). Следовательно, под «распродажей страны», понимается приватизация государственных предприятий. Тезис становится понятнее: распродадут только госпредприятия, «народное достояние».

Тема приватизации иногда подымается государственными СМИ, хотя общество она, похоже, волнует мало. В то время как одно из государственных медиа заявляет, что «часто в белорусском обществе можно услышать призывы к тотальной и немедленной приватизации государственных предприятий», опросы населения показывают, что половина общества не имеет мнения по этому вопросу. Оставшаяся половина разделилась примерно пополам, то есть примерно четверть респондентов поддержала бы приватизацию, а четверть — была бы против. А вот в чем общество по-настоящему уверено, так это в том, что частный сектор эффективнее государственного: такого мнения придерживается половина опрошенных, в то время как государственный сектор считают более эффективным всего 13% респондентов.

Приватизация является инструментом регулирования степени влияния частного сектора на экономику страны. С помощью такого инструмента должен быть установлен баланс интересов государства и частных лиц, повышена эффективность использования государственных ресурсов.

С помощью приватизации решаются следующие важнейшие для страны вопросы:

Условия приватизации любого вида имущества для всех субъектов являются одинаковыми. Процедура при этом строго регламентирована и ограничена конкретными сроками.

Состоит программа приватизации из следующих последовательных этапов:

  • разрабатывается план приватизации;
  • создаётся решение об условиях и целях приватизации;
  • исполнение принятого решения.

Правительством РФ на каждый финансовый период разрабатывается план по отчуждению федеральной собственности. При составлении плана участвуют все: от органов исполнительной власти страны и местных властей до предприятий и граждан.

Те, кто заинтересован в получении того или иного имущества по приватизации, должны направить соответствующее уведомление в Правительство страны. Кроме перечня передаваемого в будущем году имущества план должен содержать его характеристику и планируемый период приватизации.

В качестве объекта передачи могут выступать и стратегические предприятия с их акциями, но для этого по Указу Президента они должны быть исключены из числа стратегических объектов.

Законодательное регулирование указанной процедуры основывается на Законе РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Непосредственно сделка приватизации оформляется в соответствии с нормативами Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года под № 218-ФЗ

Ключевые особенности программы:

К участию в процедуре допускаются только российские граждане РФ и только однократно
Исключение из вышеназванной нормы делается в отношении несовершеннолетних лиц В случае приобретения ими права собственности до совершеннолетия, они не утрачивают право участия в программе
Дети в обязательном порядке привлекаются к заключению сделки отказ от принадлежащей им доли в недвижимости не допускается
Процедура приватизация полностью добровольна и свободна возможен отказ от участия в программе с сохранением права постоянного проживания в приватизированной квартире
Отдельные категории госсобственности не могут быть переданы в частную собственность граждан

Возможна приватизация следующих объектов недвижимости:

Квартиры и комнаты а также жилые дома либо их части
Земельные участки предназначенные для ИЖС, ЛПХ или дачного, садового, огородного хозяйства, иные виды земель
Гаражи расположенные в гаражно-строительных кооперативах

Основным требованием к совершению приватизационной сделки является отсутствие ограничений на нее в региональных или федеральных законодательных актах.

В соответствии со статьей 4 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 г. запрещена приватизация следующих объектов:

Аварийного жилья которое получило статус непригодного для проживания на основании заключения межведомственной комиссии
Жилых помещений расположенных в закрытых военных городах, а также в на землях природоохранного назначения
Служебных помещений комнат, находящихся в общежитиях
Земельных наделов расположенных на территории заповедников, заказников, национальных парков
Земли лесного фонда водоемов и акваторий
Иные земли приватизация которых запрещена согласно Земельному Кодексу РФ

В настоящее время программа передачи государственного имущества в частную собственность продлена до 01 марта 2020 года.

В итоге, 10.02.2020 г. законодательным собранием РФ были внесены окончательные поправки в закон. На сегодняшний день приватизация становится бессрочной и безвозмездной для всех российских граждан.

Основные нюансы:

Граждане РФ, имеющие право на участие в приватизации могут от нее отказаться т.е. приобрести право собственности на определенное имущество. Но своего права такие лица не утрачивают. Данный отказ должен оформляться в письменной форме и заверяться в нотариальной конторе
Обязательное участие детей в программе несовершеннолетние лица, проживающие в жилом помещении должны получать долю в праве собственности. Не допускается их отказ от доли в праве собственности в пользу другого лица. В случае нарушения прав лиц, не достигших 18-летнего возраста, сделка признается недействительной

Еще одним требованием к процедуре перехода госсобственности в коммунальной квартире является необходимость получения согласия у соседей.

Если в квартире прописано несколько граждан, при этом никто из них не желает отказываться от своего права, то недвижимость поступает в их долевую собственность.

Для ускорения процедуры оформления, наниматель государственной квартиры может обратиться за услугами компетентных юристов. С их помощью можно значительно сократить время приобретения собственности на объект недвижимости. На самостоятельно оформление документов может потребоваться продолж��тельное время (до полугода).

Проблемы приватизации в России и пути их решения

Касаясь вопроса компенсации, С.В. Степашин сказал: «В принципе, можно посчитать разницу в цене тех активов, за которую они приобретались в 90-х годах и что они стоили на самом деле. Но сделать это, сразу предупреждаю, будет непросто. Если в этом есть необходимость, можно решать вопрос через судебные процедуры, подключить независимые органы финансового контроля, в том числе Счетную палату. Мы готовы вместе все посчитать»13.

Приватизация государственного имущества продолжается. Важный урок истории российской приватизации состоит в том, что лицам, занимающим государственные должности, государственным служащим, директорскому корпусу пока еще не приватизированных предприятий, а также лицам, выполняющим управленческие функции на уже приватизированных предприятиях, крайне необходимо основательное изучение приватизационных нормативных правовых актов и процедур их реализации. Для исправления, где это возможно, перекосов в приватизации государственной собственности, явившихся следствием недостатков соответствующих нормативных правовых актов и практики их применения, недопущения новых ошибок полезно знать не только существующую сейчас, но также и действовавшую ранее нормативно-правовую основу приватизации, ее генезис и причины изменений.

Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низкорентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).

30 ноября 2001г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». В указанном Законе процесс приватизации делается более открытым, прозрачным и плановым, главным образом благодаря детально разработанному порядку формирования и утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на очередной финансовый год.

При определении стратегии приватизации необходимо решать три основные проблемы.

Первая проблема: кому передавать государственную собственность?

Новыми собственниками могут быть, в принципе, любые лица, способные выкупить госсобственность (в том числе и иностранные граждане). Однако чаще государство оказывает предпочтение определенным социальным группам (например, трудовому коллективу или директорскому корпусу приватизируемого предприятия). В некоторых постсоциалистических странах (в Восточной Германии, в Прибалтике) собственность возвращалась наследникам тех лиц, у которых она некогда была отобрана. Поскольку государственная собственность при социализме юридически считалась общенародной, то правомерной может быть и точка зрения, что собственность государства должна быть передана всем гражданам страны. Следует, однако, учитывать, что не всякий юридически законный претендент на экс-государственную собственность сможет ее эффективно использовать.

Вторая проблема: на каких условиях передавать государственную собственность?

Приватизируемая собственность может продаваться новым собственникам по восстановительной стоимости, по рыночной (аукционной) или по льготной цене. Наконец, возможна и бесплатная раздача госсобственности. Если новыми собственниками становятся не отдельные граждане, а многочисленные группы, то передача титулов собственности осуществляется частями, через продажу акций. Для пополнения госбюджета лучше, конечно, проводить продажу по рыночной цене, но по социальным соображениям потенциальным покупателям часто предлагают приобрести госсобственность по льготным ценам.

Третья проблема: следует ли ожидать экономической выгоды от приватизации?

Необходимо учитывать, что любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Американскими экономистами доказана теорема Сэппингтона – Стиглица: если правительство продает с аукциона предприятие, то для того, чтобы возникшее вместо него коммерческое предприятие сохранило диктуемый правительством производственный профиль, а само правительство не потеряло своих доходов, необходим жесткий государственный контроль. В любом случае прямые и быстрые экономические выгоды для государства не всегда вероятны. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.

Пионером приватизации в виде крупномасштабной экономической реформы в национальных масштабах стало в 1979–1987 консервативное правительство Великобритании М.Тэтчер.

Британская приватизация касалась энергетических компаний, транспортных предприятий, распродажи государственных квартир в полную собственность бывшим арендаторам. Стремясь добиться народной поддержки, правительство сознательно занижало при распродаже стоимость акций госпредприятий (Табл. 2), что позволило нескольким миллионам англичан стать акционерами.

Таблица 2. РАСПРОДАЖА НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ 1980-х
Таблица 2. РАСПРОДАЖА НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ 1980-х
Приватизированные фирмы Дата продажи Способ продажи Чистый доход бюджета от продажи, млн. ф.ст.
«Бритиш телеком» Ноябрь 1984. Фиксированная цена, продано 50,2% акций 3,693
«Кэйбл энд Уайрлес» Октябрь 1981 Фиксированная цена, продано 49,4% акций 182
Декабрь 1983 Цена по договоренности, продано 22,3% акций 263
Декабрь 1985 Фиксированная цена, продано 22,7% акций 580
«Бритиш газ» Декабрь 1986 Фиксированная цена, продано 100% акций 7,750
«Бритиш петролеум» Октябрь 1987 Рыночная цена, продано 100% акций 7,200

Опыт Великобритании по распродаже государственных предприятий был использован многими странами мира – и развитыми, и развивающимися.

В 1986 широкомасштабную приватизацию начало проводить социалистическое правительство Франции: за три года премьерства по инициативе премьер-министра Ж.Ширака были приватизированы телекоммуникационная компания Alcatel Alsthom, национальный канал TF1, 5 крупных сберегательных банков, 2 большие финансовые группы. В 1990–2000-е во Франции прошло еще несколько «волн» национализации.

Активная роль Великобритании и Франции в проведении приватизации привела даже к появлению терминов «тэтчеризм» и «ширакизм» как синонимов «приватизации». Кроме них, масштабную приватизацию проводила Германия: в 1990, после воссоединения страны, был создан Опекунский совет, призванный провести постепенную приватизацию экс-социалистической экономики восточных земель.

В ходе приватизации в развитых странах им, как правило, удавалось повысить эффективность работы экс-государственных предприятий, страдавших от бюрократического управления и отсутствия конкуренции. Великобритания в результате реформ в определенной степени восстановила свой статус одного из экономических лидеров Западной Европы.

Среди развитых стран широкомасштабные приватизационные мероприятия проводились только Европе, поскольку в странах других регионов не было крупного государственного сектора.

Среди развивающихся государств наиболее активно и относительно успешно приватизация проходила в Латинской Америке. Лидирующую роль играла Мексика: на ее долю в конце 1980-х – начале 1990-х приходилось около 20% стоимости всех приватизационных сделок развивающихся стран. В Бразилии летом 1998 произошла самая крупная в мире приватизационная сделка – государственный телекоммуникационный холдинг Telebras был продан на конкурсных торгах за почти 19 млрд. долл.

В других развивающихся странах приватизация проходила менее успешно. В Африке сильная коррупция делала проведение приватизации скорее способом обогащения политической элиты, чем средством оздоровления экономики. В Азии государственное управление было относительно успешным, поэтому приватизация здесь оказалась менее широкой, чем в других регионах.

Если в развитых странах в покупке прав на приватизируемые предприятия участвовали в основном рядовые граждане, то в развивающихся странах большая доля бывшей госсобственности скупалась иностранными фирмами.

По данным Всемирного банка, к началу 1990-х национальные программы сокращения государственного сектора приняли более 80 стран. Следует подчеркнуть, что там, где проводилась приватизация, она привела к сокращению государственной собственности, но не к полной ее ликвидации.

Если акционирование при приватизации является общепризнанной практикой, то ваучерная компания оказалось особенностью России (за рубежом схожие методы применялись только в Чехии и Монголии).

Согласно исходному замыслу этой компании, каждый гражданин России должен был бесплатно получить свою долю общенародной собственности. По указу президента в 1992 прошла раздача ваучеров – ценных бумаг на предъявителя, которые должны использоваться до середины 1994.

Ваучер можно было либо продать по текущему рыночному курсу, либо обменять непосредственно на акции какого-либо приватизируемого предприятия, либо обменять на акции инвестиционного фонда. Многие россияне предпочли продавать свои ваучеры за наличные деньги. Организаторы приватизации уверяли, будто цена ваучера достигнет цены автомашины. Однако рыночный курс этих бумаг сравнялся с его номиналом только к осени 1993, и даже к концу ваучерной компании курс ваучера был ниже цены велосипеда.

Осуществить прямой обмен ваучера на акции приватизируемых предприятий могли, как правило, только их работники. Большинство же рядовых граждан обменивали свои ваучеры на акции различных чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Впрочем, начало выплаты дивидендов в 1994 вызвало сильное разочарование. Поскольку значительная часть предприятий России в первой половине 1990-х была нерентабельна, то и прибыль по акциям предприятий, держателями которых выступали инвестиционные фонды, была очень низкой. Кроме того, широкий характер приняло мошенничество в ЧИФах. Поэтому годовые доходы собственников акций инвестиционных фондов оказались в лучшем случае соразмерны со средненедельным заработком. В 1995–1997 большинство ЧИФов вообще прекратили свою работу.

Сами организаторы приватизации задним числом признали, что «недостаточный» контроль государства за чековыми инвестиционными фондами был одним из главных пороков приватизации.

Зачем нужна приватизация федерального имущества?

Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995 (Табл. 3 и 4). По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.

Акционерно-ваучерная компания в России привела к торжеству номенклатурной приватизации. Реальными собственниками стали, в первую очередь, представители старой партийно-хозяйственной элиты – директора, получившие значительную долю «внутризаводских» акций, и руководители крупных финансовых компаний, контролирующие «внешние» пакеты акций. Мелкие акционеры (внешние инвесторы и члены трудовых коллективов) лишились возможности влиять на управление и получать сколько-нибудь заметные доходы. Поскольку при проведении приватизации допускались нарушения, власть получила возможность держать новых крупных собственников под контролем, угрожая им привлечением к суду при нарушении диктуемых «правил политической игры».

Таблица 3. ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ (на 1 января)
Таблица 3. ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ (на 1 января)
Годы
1995 1998 2000 2004
Всего, тыс. 1946 2727 3106 4150
в т. ч. по формам собственности, %
– государственная и муниципальная 25,5 11,9 11,2 19,8
– частная 62,5 73,9 74,4 78,0
– прочие 12,0 14,2 14,4 12,2
Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2004. Стат. сборник / Росстат. М.: 2004. С. 331.
  • похожие работы
  • все работы по предмету
  • задать вопрос

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации и разгосударствления, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, отличия и ошибки.

Такая попытка анализа процессов преобразования государственной собственности на основе разгосударствления и приватизации лежит в основе курсовой работы «Процессы и проблемы приватизации и разгосударствления в России».

Данная работа не ставит своей целью рассмотреть приватизационные процессы в сельском хозяйстве, вследствие его специфических особенностей, а ориентируется в основном на приватизацию и разгосударствление промышленности, государственных и муниципальных предприятий России.

При написании этой работы используется материал, взятый, в основном из журналов, таких, как «Коммерсант» — за 1995 год, «Закон» за 1992-1994 гг., а также пособия под редакцией кандидата экономических наук Г. И. Фельдмана «Начальный курс рыночной экономики».

Прежде чем говорить о задачах, целях и необходимости приватизации и разгосударствлении в России, нужно отметить что означают эти два понятия.

Под разгосударствлением понимают переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов. Иными словами — это выведение государственных предприятий из-под непосредственного государственного административного управления.

В ходе разгосударствления изменяется экономическая роль и функции государства. Во-первых, государство перестает быть непосредственным субъектом хозяйствования. Оно лишь создает правила экономической игры и механизмы, обеспечивающие соблюдение этих правил. Вместе с тем сами правила одинаковы как для частных, так и для государственных предприятий.

Во-вторых, государство начинает регулировать экономические процессы преимущественно не через директивы, а через изменение экономических условий функционирования агентов экономической жизни.

Приватизация здесь выступает в качестве процесса, направленного на сокращение доли государственного сектора в экономике. Однако этого недостаточно для создания рыночной среды.

Государственный сектор в большем или меньшем объеме всегда будет присутствовать в экономике. Поэтому если механизм взаимодействия государства с государственными предприятиями оставить неизменным, то не будет создано целостное рыночное пространство, так как разгосударствление включает коммерциализацию государственных предприятий, идущих параллельно с их приватизацией.

Коммерциализация государственных предприятий означает передачу их руководству прав полного хозяйственного ведения в отношении имущества предприятий. Это позволяет превратить государственное предприятие в полноценного субъекта рынка, который самостоятельно определяет свою технико-экономическую, производственную, сбытовую, ценовую политику.

Разгосударствление также означает переход от обязательных государственных заданий по производству какой-либо продукции к системе государственных закупок. В этом случае государство выступает в качестве покупателя, привлекающего продавца условиями продажи.

В ходе разгосударствления экономики государство снимает с себя функцию распределителя имеющихся ресурсов, предоставляя ее рынку. Воздействие государства на потоки ресурсов осуществляется преимущественно экономическими мерами, например снижением и увеличением налоговых ставок.

Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов.

Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности не изменяется (в отличие от процесса приватизации).

Под приватизацией понимают развитие негосударственных форм собственности. Приватизация государственных и муниципальных предприятий — это приобретение гражданами, акционерными обществами, товариществами в частную собственность объектов государственной собственности (предприятий, цехов, зданий, акций, паев, лицензий). «Частная собственность» в этом контексте означает всякую форму негосударственной собственности, в том числе акционерную, паевую и др.

Таким образом, переходя к вопросу о необходимости проведения приватизации и разгосударствления в России, cледует сказать следующее. Дело в том, что российская экономика долгое время находилась под влиянием административно-командной системы хозяйствования. Уже с конца 20-х годов мы тщательно пытались заменить ее чем-то более рациональным, не стихийным, «научно обоснованным». На деле же был создан неэффективный механизм хозяйствования. Достаточно сказать, что на его основе непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве страны оцениваются примерно в 38-40% валового общественного продукта страны. В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону от магистрального пути цивилизации и зашли в тупик, из которого и пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства выхода из сложившегося положения явилось создание рыночной экономики в России (хотя следует сказать, что путь к сбалансированной рыночной экономике длительный и противоречивый, как показывает иностранный опыт. Он включает также и переходный период). Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:

разгосударствление и приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка;

система социальной поддержки населения; право субъектов самостоятельно договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих предложения товаров;

устойчивость рубля и денежного обращения; демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей;

система социальной поддержки населения; наличие конкуренции; независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;

право субъектов самостоятельно договариваться о цене;

развитие внешнеэкономических связей;

формирование у людей рыночных норма поведения.

Приватизационная компания и явилась одним из условий формирования и установления рынк��, т. е. перехода России к многоукладной экономики, предусматривающего преобразование государственной собственности в сложившейся ситуации в России. Вследствие этого появились и развиваются необходимые элементы инфраструктуры рынка — банки, биржи, мелкооптовые коммерческие организации для торговли, различного рода посреднические структуры и т. д.

Говоря об этапах приватизации и разгосударствления в России следует различать два основных: первый — это этап ваучерной (или точнее массовой приватизации и разгосударствления в России, так как процесс приватизации и разгосударствления собственности начался раньше, чем появился приватизационный чек (или ваучер)). По длительности этот этап продолжался в России около 3-х лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (ныне — в РФ), принятый 3 июля 1991 года. Данный Закон определял и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально ориентированной рыночной экономики.

Законом определялась государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась на три ближайших года, и состояла из задания на текущий год и прогноза на два последующих года. В соответствии с этой программой были определены объекты приватизации (три группы — объекты, не подлежавшие и не подлежащие в ближайшее время приватизации. Сюда входят: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние. Сюда же относится подавляющая часть оборонного комплекса, за исключением тех предприятий, которые уже переключились на производство гражданской продукции; объекты немедленной приватизации, где была рекомендована немедленная приватизация. Это: торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т. п.; объекты, которые остались в собственности государства. К ним относились и относятся: топливно-энергетический комплекс, структуроопределяющие гиганты индустрии, фармацевтическая промышленность, предприятия по выпуску детского питания и другие объекты особой значимости). В программе также были установлены требования к местным программам приватизации, задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества, предпочтительные способы приватизации (конкурс (предложение лучших условий выкупа; аукцион (предложение более высокой цены); выкуп (чаще всего через аренду): акционирование) и формы платежа, льготы членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий, условия кредитования и размеры кредитных ресурсов, которые предполагается использовать для приватизации, величину сумму приватизационных вкладов, распределяемых среди граждан Российской Федерации в планируемом периоде (а также размер вклада на одного получателя), условия использования при приватизации иностранных инвестиций, прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты республик в составе Российской Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели, порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств, и, наконец, перечень, сроки и порядок образования за счет средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды или другие цели.

В программе также устанавливался перечень государственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежащих приватизации. Организация приватизационной компании по Закону от 3 июля 1991 года возлагалась на Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала определенные базовые идеи — упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов. Широко распространены были и денежные формы приватизации имущества на начальном этапе — аукционы и конкурсы приватизируемых объектов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являлась и действенным способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции — она была бы колоссальной.

Нельзя обойти и процесс акционирования, как способ приватизации на первом этапе. При этом огромную роль играли созданные в то время инвестиционные фонды, формировавшие первичный рынок ценных бумаг (таких, как акций). С помощью их на сегодняшний день основной преобладающей организационной формой в России стали акционерные предприятия. Фонды давали ориентиры для того, чтобы разобраться в огромном океане ценных бумаг акционировавшихся предприятий. В процессе акционирования нормальной ситуацией считалось, когда все выпущенные акции предприятия проданы гражданам. Часть этих акций передавалась безвозмездно или продавалась на льготных условиях членам трудового коллектива. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и средних предприятий и подразделений находились в той или иной стадии корпоратизации (или акционирования).

В заключении, на основе всего вышеизложенного, можно сказать о некоторых дальнейших направлениях в приватизации (в этапе денежной приватизации) в России, высказать некоторые прогнозы и предположения в этой связи.

На сегодняшний момент намечается досрочная продажа федеральных пакетов акций приватизированных предприятий, что обеспечит пополнение в бюджет около 10-12 трлн руб. Госкомимущество ведет переговоры с инвестиционными банками -Парибанк, группой Ротшильда, — которые выражают желание выступить посредниками по размещению акций этих предприятий за рубежом. По мнению Зам. председателя ГКИ А. Коха, стагнация российского фондового рынка отчасти обусловлена отсутствием подпитки — новых поступлений акций. В планах ГКИ возродить Всероссийский координационный центр (основная часть акций крупных эмитентов во времена чековой приватизации продавалась именно там). Акции 7 тыс. предприятий, остающиеся в региональных фондах имущества с чековых времен, будут распродаваться в том числе и через систему специализированных денежных аукционов.

Нужно отметить в отношении банков, что наиболее привлекательными акциями приватизированных предприятий для желающих взять их в траст являются, по мнению г-на С. Беляева, главы ГКИ, «предприятия нефтяной отрасли, «Ростелекома», предприятия металлургии и ресурсных отраслей. В список не попадают предприятия ВПК или предприятия, которым необходима санация» — заявил г-н Беляев.

В конечном же итоге наступивший год 1995 должен пополнить ряд новых хозяев во многих и многих акционерных обществах, которые будут владеть контрольными пакетами акций приватизированных предприятий, хотя, наверное, не следует думать, что новые хозяева прямо выйдут на поверхность.

Целью же правительства России является то, что оно хочет получить от приватизации максимум денежных средств, поддержав за ее счет бюджет и пока не приватизируемые тонущие предприятия.

И в довершении ко всему можно сказать то, что сдерживать приватизацию будет скорее всего спрос. Каков будет инвестиционный спрос в стране — такова она и будет, денежная приватизация 1995 года, соответствующими будут ее и последствия.

1. «Экономика и бизнес», Камаев В. Д. — М.: Изд-во МГТУ, 1993 г.

2. «Начальный курс рыночной экономики», Г. И. Фельдман — М.: Изд-во Транспорт, 1992

3. Журнал «Закон» N 12 за декабрь 1992 г.

4. Журнал «Закон» N 4 за апрель 1994 г.

5. Журнал «Закон» N 9 за сентябрь 1993 г.

6. Журнал «Коммерсант» за 17 января 1995 г.

7. Журнал «Коммерсант» за 7 февраля 1995 г.

8. Журнал «Коммерсант» за 14 февраля 1995 г.

9. Журнал «Коммерсант» за 21 марта 1995 г.

10. Журнал «Коммерсант» за 18 апреля 1995 г.

11. Журнал «Коммерсант» за 2 мая 1995 г.

Через год Россия будет отмечать 30-ю годовщину одного из самых неоднозначных событий в истории страны – старта массовой приватизации через ваучеры. Изначально цель этого процесса была вполне понятной и логичной: все страны, которые свернули с социалистического пути на капиталистический, проходили через приватизацию. Это базовый принцип рыночной экономики – государство не может быть эффективным собственником.

Поэтому, уже в 1992 году в России стартует чековая приватизация, причем по совершенно новому на тот момент формату: каждый житель страны становится не просто совладельцем народного достояния (как это было при СССР), а получает вполне реальную долю во вполне реальном предприятии.

Чтобы «провернуть» такую масштабную операцию, правительство оценило все имеющиеся на тот момент предприятия в 4 триллиона советских (на тот момент) рублей, а 35% от этой суммы, или 1,4 триллиона, было решено раздать людям. По цифрам все совпало удачно – в стране проживало как раз около 140 миллионов человек, поэтому на каждого россиянина вышло ровно по 10 000 рублей. Потом, правда, оказалось, что стоимость в 4 триллиона взяли из данных переоценки балансовой стоимости активов советских предприятий за 1984 год, но за прошедшие 8 лет эти активы изрядно потеряли в цене.

Приватизационный чек (их назвали ваучерами в народе) – государственная ценная бумага, которая, по изначальной задумке, была нужна для оплаты приватизации государственных и муниципальных предприятий в собственность граждан. Чеки выдавались на определенных условиях:

  • каждому гражданину полагался один чек вне зависимости от его возраста, периода проживания в России или доходов;
  • за выдачу нужно было заплатить 25 рублей комиссионного сбора, хотя официально выдавали их бесплатно;
  • ваучер можно было обменять на акции предприятий через чековые аукционы, вложить в чековые фонды;
  • использовать чек можно было только один раз. При его использовании на документе пробивали отверстия («погашение» ваучера);
  • чек – документ на предъявителя, поэтому их можно было покупать, продавать, обменивать, завещать и т.д.;
  • на чеках проставили конечную дату использования – 31 декабря 1993 года, но потом период их оборота продлили еще на полгода.

В итоге в России было выдано 144 миллиона ваучеров, их получили около 97% населения. Чаще всего владельцы вкладывали свои ваучеры в акции предприятий, где работали, по закрытой подписке (так использовали 50% всех чеков) – это допускалось, если владелец проработал на предприятии 7/10 лет (женщины и мужчины). Четверть чеков направили в чековые инвестиционные фонды, а еще четверть – продали.

Кстати, по одной из версий, 24 миллиона ваучеров их владельцы вообще не использовали.

Что было дальше – и так широко известно. Из-за огромного количества ваучеров в обороте и резкого обеднения населения, они начали стремительно терять в цене. Номинал, который был указан на чеке, вообще не играл какой-либо роли. В одном регионе за ваучер давали 6000 акций «Газпрома», а в другом – всего 65. Ваучеры часто просто скупали за бесценок – цены на них в одно время падали до эквивалента 5 долларов.

Российский вариант приватизации считается далеким от удачного – промышленные гиганты продавались в сотни и тысячи раз дешевле их реальной собственности, а контроль над большей частью экономики тогда получила ограниченная группа «избранных». Но через приватизацию – с разными результатами – прошли многие страны.

Например, в Китае госсектор за 10 лет сократился с 80 до 30%, и за один только год от приватизации было получено больше 130 миллиардов долларов. В странах Южной Америки тоже провели весьма успешную приватизацию, которая пополнила бюджет благодаря качественной проработке процедуры. Среди успешных примеров называют приватизацию в Великобритании, которую начала Маргарет Тэтчер – процесс двигался медленно, зато государство получило максимум денег за проданные предприятия, и сами предприятия работают успешно.

В США же, наоборот, приватизация не дала ожидаемого эффекта – теперь там рассматривают другие концепции вроде государственно-частного партнерства и концессий.

В странах бывшего СССР в 90-е годы тоже проходила масштабная приватизация – но в каждой стране по-своему. Одной из самых успешных считается приватизация в Грузии – для продажи крупных предприятий государство организовало аукционы, которые давали более 10% доходов бюджета каждый год (хотя небольшие предприятия инвесторов не заинтересовали).

Другие же страны пошли по пути России. Например, власти Украины тоже проводили приватизацию по приватизационным имущественным сертификатом. Схема была примерно такой же – только сертификаты были именными. Результаты – плачевные, приватизация потерпела крах и усилила проблемы в украинской экономике. А главное – с тех пор начинается восхождение украинских олигархов, которые сейчас контролируют значительную часть экономики страны.

Чековая модель приватизации применялась в Беларуси – там на разгосударствление выставили 2/3 всего имущества, при этом половину этого количества приватизировали через государственные ценные бумаги ИПЧ «Имущество». Правда, белорусские приватизационные чеки были именными и выдавались в определенном количестве в зависимости от возраста и стажа работы получателя. Однако по факту после прихода к власти Александра Лукашенко в 1994 году с чековой приватизации убрали специализированные инвестиционные фонды, но главное – из программы исключили самые привлекательные предприятия. В итоге программу так и не удалось завершить, она действует до сих пор – правда, обменять чеки на акции или на деньги сейчас практически невозможно.

Такая же массовая приватизация была и в Казахстане – но там под приватизацию через приватизационные инвестиционные купоны отдали только наименее привлекательные предприятия, поэтому особого значения это не имело. При этом крупные предприятия государство продавало только по инициативе их коллективов.

Так что модель чековой приватизации – какой бы привлекательной на вид она ни была – по факту работать, скорее всего не будет. И это доказано опытом нескольких стран, которые пытались «по-быстрому» решить проблемы госсектора экономики в сложные 90-е.

После событий 1991 года, которые некоторые историки истолковывают в качестве государственного переворота, совершенного либерал-демократами во главе с Б. Ельциным,

привлекательная, но не очень понятная для простых людей идея реформаторов «народной приватизации» уже не вызывала большого энтузиазма в обществе.

Все были свидетелями первых акций реформаторов 1992 года — либерализации цен и обесценения вкладов граждан в Сбербанке, а поэтому правительство реформаторов Е. Гайдара не пользовалось особым доверием у народа.

Необходимость приватизации предприятий на территории созданной Российской Федерации власть объясняла необходимостью преодоления застоя в промышленности и в сельском хозяйстве.

Мнением народа по этому поводу, то есть нашим с вами мнением, не интересовались, но, начиная приватизацию, россиянам объяснили, что приватизированные предприятия будут работать гораздо лучше, ведь на них должны прийти настоящие хозяева, которые все увеличат, поднимут, усовершенствуют, достигнут…

Какие проблемы приватизации госсобственности в россии

В порядке ст.4 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»

Приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Председатель Госкомимущества России входит в состав Правительства Российской Федерации и является заместителем Председателя Правительства Российской Федерации по должности.

Отличительной чертой приватизации по-российски была низкая активность граждан страны, потерявших сбережения в результате предварительно проведенной либерализации цен.

Обещание главного идеолога приватизации А. Чубайса в виде двух автомобилей «Волга» каждому гражданину от общенародной собственности вызывало в народе только скептическую улыбку.

Но шумная рекламная кампания вокруг открывшихся «центров народной приватизации» привела в них миллионы граждан России, желающих получить свою долю общенародной собственности.

Говоря о конкретных примерах, в Алтайском крае на слуху история тепличного комплекса «Индустриальный». Госпредприятие находится на грани банкротства. Как вы оцениваете новую стратегию краевого правительства – попытку передать комбинат в аренду, а затем приватизировать?

Юрий Матвейко:

В кулуарах власти обсуждают возможную приватизацию ещё одного краевого предприятия — завода детской молочки «Модест». Если предприятие останется в госсобственности, нет ли опасения, что с ним может случиться тоже, что и с «Индустриальным»?

Владислав Вакаев:

«Опасения по приватизации «Модеста» связаны, в первую очередь, с социальной значимостью предприятия, так как детскую молочку в стране выпускают лишь несколько предприятий. Но с другой стороны это не профильный для государства актив. Поэтому, если новый собственник даст гарантии, что данная продукция будет выпускаться, то все вопросы снимутся. Ну а на счёт перспектив, я знаю, что предприятие ограничено в площадях, что не даёт ему возможности для расширения и, соответственно, дальнейшего развития».

Дмитрий Ширнин, исполняющий обязанности генерального директора ОАО «Модест»:

«Приведу такой пример — любому организму для поддержания жизни постоянно нужно питание. Так и предприятие для дальнейшего успешного развития тоже всё время требует какие-то финансовые инвестиции. В частности, унитарному предприятию сложно вести переговоры с торговыми сетями. У нас никак не получается вывести в сети весь свой ассортимент. Для этого требуются немалые бюджеты для участия в различных маркетинговых мероприятиях, промо-акциях, которые проводят сети».

«Модест» — это лакомый ломоть для потенциального инвестора или нет?

Юрий Матвейко:

  • Рубрикатор по предметам
  • Рубрикатор по типам работ
  • Пользовательское соглашение
  • Размещение рекламы

Приватизация – это гражданско-правовая сделка по переоформлению в частную собственность государственной недвижимости или другого имущества.

Процедура безвозмездная, т.е. граждане не выплачивают стоимость жилых помещений государству. Заплатить придется лишь за оформление требуемых справок и документации.

Возможна приватизация следующих объектов недвижимости:

Квартиры и комнаты а также жилые дома либо их части
Земельные участки предназначенные для ИЖС, ЛПХ или дачного, садового, огородного хозяйства, иные виды земель
Гаражи расположенные в гаражно-строительных кооперативах

Основным требованием к совершению приватизационной сделки является отсутствие ограничений на нее в региональных или федеральных законодательных актах.

В соответствии со статьей 4 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 г. запрещена приватизация следующих объектов:

Аварийного жилья которое получило статус непригодного для проживания на основании заключения межведомственной комиссии
Жилых помещений расположенных в закрытых военных городах, а также в на землях природоохранного назначения
Служебных помещений комнат, находящихся в общежитиях
Земельных наделов расположенных на территории заповедников, заказников, национальных парков
Земли лесного фонда водоемов и акваторий
Иные земли приватизация которых запрещена согласно Земельному Кодексу РФ

Проводимая процедура использовалась для развития рыночной экономики на территории страны. Руководство государства считало, что государственное владение фабриками и заводами привело к краху экономики, а новые собственники будут заинтересованы в развитии производства и получении прибыли.
Денежные средства, которые получены бюджетом, планировалось направить на выполнение социальных программ. По замыслу приватизация нужна была для стабилизации экономики РФ.

С помощью передачи госсобственности в частные руки планировалось привлечь дополнительные инвестиции из-за рубежа, усилить конкурентоспособность производимых услуг и товаров, уничтожить монополии.

При оформлении могут возникнуть следующие трудности:

Отсутствие необходимых бумаг на приватизируемую недвижимость. Во времена Советского Союза предоставлялись участки земли либо жилые помещения для проживания граждан (на основании договора социального найма), а люди не задумывались об оформлении права собственности. Затем наследники этих граждан продолжили пользоваться такими квартирами. При этом ордер или сам договор соц найма, на основании которых граждане занимают помещение, могут быть потеряны. За их восстановлением следует обращаться в архив местной администрации
Препятствия со стороны муниципальных органов исполнительной власти

Возможный иные трудности в процессе оформления документов на приватизацию, которые носят индивидуальный характер.

Обычные акционеры из простого народа не могли управлять предприятием и принимать решения. Дополнительно была произведена переоценка активов организаций. Активы, перешедшие в собственность граждан, получили заниженную стоимость.

Начались незаконные передачи пакетов акций влиятельным лицам.

Сотрудники, работающие на предприятии, имели преимущество при выкупе акций своего предприятия. Для отказа от чеков и скупки шло давление на людей с целью контроля основного пакета акций.

Ваучер можно было реализовать только за 2 года. Люди, не зная, куда его вложить продавали его скупщикам или несли в ЧИФы. Инвестиционные фонды банкротились, растворяясь с ваучерами населения. Потом чеки перетекали в карманы угодных влиятельных лиц.

На счетах банков государство размещает валютные поступления федерального бюджета. Банковские структуры начинают кредитовать государство на условиях передачи в залог или доверительного управления акциями главных предприятий страны.

Прежде всего необходимо определить, может ли быть вообще приватизирован объект недвижимости. Узнать это можно в органе местного самоуправления по месту нахождения государственного имущества.

Если госсобственность может быть переоформлена в частную собственность, то нужно подготовить требуемые бумаги.

Исчерпывающий перечень необходимых документов зависит от конкретного объекта приватизационной сделки и от региона РФ.

После подготовки всех бумаг, необходимо подать их на рассмотрение в администрации.

Если заявление на проведение приватизации одобрено, то сотрудники администрации приглашают всех ее участников на подписание договора о передаче объекта.

Вслед за этим сделка должна пройти процедуру государственной регистрации в ФКП Росреестра, а заявителям выдается выписка из ЕГРН, подтверждающая переход права собственности.

Насколько желательно вмешательство правительства на этапе приватизации? Должно ли правительство выставлять государственные предприятия на аукцион и позволять рынку делать все остальное, или им нужно создать государственный орган, который поможет приватизировать государственные компании, реструктурировать крупные предприятия, закрыть неэффективные фирмы и переобучить пенсионеров? В какой-то степени вмешательство правительства будет иметь место всегда, вопрос только в том, в какой степени. Это будет зависеть от сложившихся в стране традиций в области социальной защиты и социального обеспечения, из-за которых преобладают взгляды на роль государства в переходной экономике. Примером мощного государственного вмешательства является Troichandanstalt в Восточной Германии. Это государственное агентство продало сильные процветающие предприятия, осуществило структурную перестройку слабых, которые, по оценкам, имели шанс стать конкурентоспособными, закрылись безнадежно. Понятно, что правительства будут использовать разные подходы к приватизации и более одного метода. Мы даем эти методы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *