Имеет ли право тсж менять тарифы на водоснабжение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имеет ли право тсж менять тарифы на водоснабжение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как уже говорилось ранее, ставить счетчики на воду – наша обязанность по закону. Поэтому, несмотря на разговоры о возможной отмене этой нормы, ожидать ее вряд ли стоит. Непосредственно жильцов, не желающих устанавливать прибор учета или не имеющих на это средств, никто наказать не может. Но возрастающие тарифы могут сильно ударить по карману.

В итоге остается просчитать все расходы на сами индивидуальные приборы учета, их установку и ежемесячную плату и сопоставить их с тем, что ожидает в 2024 году жильцов в квартирах без них. В таком жилье плата за расходование воды рассчитывается путем умножения нормативного тарифа, утвержденного местными властями, на количество прописанных людей на данной жилплощади.

С каждым годом к тарифу будет применяться добавочный коэффициент. В 2024 году повышающий коэффициент на воду без счетчика остается прежним, как и в 2020 году, согласно Постановления от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам МКД» действующий с 27.12.2018 года.

Таким образом, в 2024 году те, кто не установил счетчики на воду, платят за расход на 50% больше, то есть повышающий коэффициент составит 1,5. Это значительно ударяет по семейному бюджету.

Может ли УК/ТСЖ поднять цену на холодную воду?

Установка индивидуальных приборов учета (счетчиков) попадает под нормы действующего законодательства. Федеральный закон № 261-ФЗ обязывает применять их, ведь это повлечет значительную экономию энергетических, водных ресурсов, а также позволит вести учет их расходования.

Что же касается новостроек, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу Закона, то они однозначно должны оснащаться всеми необходимыми счетчиками: газа, воды и электричества. Это означает, что все жилые помещения должны вводиться в эксплуатацию с такими приборами.

Компании-застройщики обязательно устанавливают счетчики на воду в том количестве, сколько требуется в конкретную квартиру, то есть на каждую трубу водоснабжения как холодного, так и горячего, а также общедомовой прибор учета. Жильцы при осмотре помещений должны обязательно обращать на это внимание и не подписывать передаточный акт при их отсутствии. Если их нет, то этот факт нужно отразить в документе или письменном уведомлении застройщику, который обязан исправить ситуацию.

Стоит отметить и тот факт, что без счетчиков на воду вводимое в эксплуатацию жилье не может быть принято государственной комиссией. А это значит, что сам факт приемки комиссией не позволит квартиры в доме реализовать и заселить.

Проверка может быть осуществлена двумя способами:

  1. Без снятия счетчика. Специалисты выезжают на место и производят тесты водомера. В итоге собственник получает на руки акт с указанием даты и результатов испытаний. Это удобно для жильцов – достаточно лишь предоставить беспрепятственный доступ к счетчику – и требует минимальных затрат времени.
  2. Со снятием счетчика. Представители фирмы демонтируют его, увозят в лабораторию и там производят измерения. Если обнаружится небольшая проблема в механизме, то они могут ее исправить и установить счетчик обратно. В случае, когда счетчик проверяется на месте, исправить ничего невозможно. Поэтому мастер может предложить снять его и отвезти в ремонт либо выдать акт с заключением о замене.

Самый простой способ, конечно, первый. Он не требует отключения стояка, чтобы снять прибор и дождаться обратной установки. По времени это может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Чтобы не возникало вопросов к качеству проверки, сразу уточните у фирмы, имеет ли она соответствующие разрешения на этот вид деятельности.

Проверка является платной услугой. Стоимость проверки одного счетчика может составлять в пределах 1000 рублей.

Правила установки счетчиков воды в частном доме 2024 году

Установка счетчиков учета расходования воды подчиняются ряду правил и норм. Они практически одинаковые как для жителей многоквартирных домов, так и для частных жилых строений. Поэтому перечислим, какие должны быть соблюдены правила при установке приборов учета воды:

  1. Использовать необходимо только приборы, прошедшие сертификацию в России. К каждому должен прилагаться технический паспорт. Заводской номер, содержащийся в этом документе, должен соответствовать нанесенному на корпус счетчика. Показания на табло обнулять не нужно, поскольку они будут зафиксированы при опломбировке и станут отправной точкой отсчета расходования воды.
  2. В трубу до места установки счетчика должен быть врезан фильтр грубой очистки. Это необходимо, чтобы прибор прослужил дольше. В поступающей из водопровода воде могут содержаться плотные частицы, приводящие к быстрому износу водомера, точнее его механических деталей. Наличие фильтра приводит к снижению вероятности различных проблем и повышает точность работы прибора.
  3. Обязательно необходима опломбировка прибора учета, иначе его показания не будут считаться действительными. Пломбируют их в квартире представитель управляющей компании, а в частном доме – организации, осуществляющей водоснабжение. Стоимость услуги по закону — бесплатно.
  4. Следует соблюдать определенное расстояние, которое составляет не более 20 см от входа в трубопровод до счетчика. Это необходимое условие, чтобы хозяин не смог осуществить самостоятельную врезку до прибора учета.
  5. Устанавливать счетчик в частном доме нужно в помещении, в которое выведена труба из центрального трубопровода. Она должна проходить вдоль стены. При этом в помещении должна присутствовать температура воздуха не ниже 5 градусов. Если водопроводная магистраль находится в достаточно большом отдалении от дома, то потребуется установить прибор учета на улице. В этом случае строится специальный колодец, где он размещается. Пломбируется тогда не только сам счетчик, но и крышка, которой колодец закрывает. Сорвать пломбу на крышке разрешено только в случае аварии или пожара.Владелец жилого строения несет ответственность за состояние трубопровода от местонахождения прибора учета воды до самого дома.

Могут ли ТСЖ самостоятельно устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги?

В последние годы жители многоэтажек стремятся заключать договора напрямую с РСО относительно поставок электроэнергии, воды, газо- и теплоснабжения, вывоза мусора. Такие организации могут принимать платежи от жильцов на услуги в случаях, когда в доме не избран способ управления или закончился срок договора с УК или ТСЖ.

Решение об оплате коммунальных услуг в кассу РСО принимается на собрании жильцов, если большинство собственников проголосовало «за». Документы об этом передаются в ресурсоснабжающую организацию.

Стоит отметить, что прямые расчеты с поставщиками ресурсов никак не влияют на тарифы.

Услуги ЖКХ можно разделить на 2 категории: жилищные и коммунальные. В зависимости от этого формируется стоимость. Качество и доступность услуг во многом влияет на условия проживания гражданин, поэтому обоснованные и доступные тарифы необходимы обществу и должны соответствовать запросам жильцов. Уголовная ответственность за завышение тарифов ЖКХ не предусмотрена, но государство устраняет нарушения в этой сфере другими способами по заявлению собственников или нанимателей жилья.

Уже ни для кого не секрет, что, имея счетчик на подачу разных ресурсов, мы можем заметно экономить на оплате коммунальных услуг. Коэффициенты повышения суммы оплаты используются только для тех граждан, у кого приборы учета до сих пор не установлены, хотя и имеются все технические возможности.

Согласно законодательству нашей страны, оплата за услуги рассчитывается исходя из количества потребленных услуг. Они регулируются приборами учета (ст.157 Жилищного Кодекса РФ). Если жильцы не имеют таких приборов, им начисление за услуги будет производиться в соответствии с установленными государством нормативами.

Нормативы потребления воды на человека без счетчика.

О порядке перерасчета платы за коммунальные ] читайте тут.[/anchor]

Как оплачивать ЖКХ, читайте по ссылке:

С 2020 года для тех граждан, в домах или квартирах которых не установлены счетчики, произошли существенные изменения в начислении оплаты за предоставленные услуги. Теперь коммунальщики будут учитывать увеличивающий коэффициент. Он устанавливается согласно нормативам потребления коммунальных услуг.

Владельцам частных домов и квартир в многоэтажках было выдвинуто требование об установке приборов, считывающих показания потребления различных коммунальных услуг и ресурсов. Такие счетчики на начало 2020 года должны были быть введены в эксплуатацию у всех потребителей ресурсов.

Кроме этого, управляющие компании многоквартирных домов были обязаны обеспечить здания общедомовыми счетчиками, которые ведут учет потребления света, воды и тепла. Также счетчиками нужно было обеспечить коммунальные квартиры.

Требования по установке приборов учета распространяются на все здания, за исключением тех, которые находятся в аварийном состоянии. Во время обследования состояний этих домов коммунальная комиссия должна составить акт о невозможности установки индивидуального или общедомового счетчика по техническим причинам.

На данный момент в нашей стране в сфере ЖКХ действуют определенные нормативы потребления коммунальных услуг. При этом не имеет значения, как они были рассчитаны. Сегодня повышающие коэффициенты имеют следующие показатели:

  • с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года – 1,1;
  • с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года – 1,2;
  • с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года – 1,4;
  • с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года – 1,5;
  • с 2020 года – 1,6.

Исходя из данных показателей можно сделать вывод, что нормативы потребления коммунальных услуг будут постоянно увеличиваться. Изменения будут происходить раз в полгода. Наглядно это можно объяснить следующим примером.

Если в январе 2020 года жильцы, не имеющие своего счетчика, платили за услуги на 10 % больше, чем в конце 2014 года, то с начала 2020 года разница будет составлять уже 60 %. Стоит отметить, что эта цифра будет очень ощутима для карманов граждан.

Гражданский кодекс РФ в статье 544 предусматривает оплату услуг ЖКХ пропорционально потребленным объемам.

Предоставлено коммунальное обслуживание должно быть в соответствии с положениями акта № 306 от 23.05.2006 года.

Внимание

Применение повышающих коэффициентов на коммунальные услуги в 2018 году введено федеральным законом №261 от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также некоторые поправки в законодательство были внесены актом № 232 от 27 февраля 2020 г. «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ».

Согласно этим актам лица, владеющие жилыми объектами должны установить приборы учеты и оплачивать ресурсы пропорционально потреблению. При отсутствии приборов учета в 2020 году накладываются повышающие коэффициенты на коммунальные услуги. Порядок их применения изложен в Постановлении Правительства №354 от 06 мая 2011 года.

Наложение повышающего коэффициентов в 2020 году привело к удорожанию для потребителя услуг ЖКХ к примерно на 50-60% от общей суммы назначенного платежа. Применение такой величины производится в следующих случаях:

  • отсутствие приборов учета на воду и электричество;
  • окончание установленного изготовителем срока эксплуатации прибора (счетчика) или своевременной поверки оборудования;

ВАЖНО
После окончания срока использования замену счетчика следует произвести не позднее трех месяцев.

  • не предоставление сотрудникам управляющих компаний возможности проверить достоверность предоставляемых показаний счетчиков.

В платежках за коммуналку плательщик найдет применяемый к нему повышающий коэффициент за коммунальные услуги в отдельной строке. Таким образом потребитель всегда может увидеть сумму переплаты при отсутствии учитывающего оборудования в жилом помещении.

Монтаж и подключение приборов учета оплачивается из средств собственника жилого помещения.

08.11.2018 Все чаще управляющие компании принимают решение о применении повышающего коэффициента при расчете платы за жилищно-коммунальные услуги для жителей Московской области. Во избежание повышения суммы ежемесячных платежей МосОблЕИРЦ разъясняет порядок применения повышающего коэффициента и напоминает о том, что установка и правильная эксплуатация индивидуальных приборов учета позволяет оплачивать только фактически потребленные ресурсы.

Если жилое помещение не оборудовано приборами учета, если показания приборов не передаются, если счетчики вышли за срок межповерочного интервала, а также если управляющую компанию два и более раз не допустили в жилое помещение для проверки состояния прибора учета, плата за услуги рассчитывается по нормативам потребления. Учитывается количество фактически зарегистрированных/проживающих граждан, а в случае отсутствия сведений о зарегистрированных/проживающих гражданах — количество собственников жилого помещения.

Согласно законодательству, плата за коммунальные ресурсы может рассчитываться с учетом повышающего коэффициента к нормативам потребления. Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг были введены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг».

Коэффициент составляет 1,5 к нормативу потребления. Таким образом, ежемесячная сумма начислений для жилых помещений, где начисления и расчеты за коммунальные услуги производятся на основании нормативов, а не по фактическому потреблению, может возрасти.

В ноябре 2020 года МосОблЕИРЦ выпустил единые платежные документы, в формат которых постановлением Правительства Московской области от 12.09.2018 №625/32 были внесены изменения. Теперь в квитанциях появятся столбцы «размер повышающего коэффициента» и «размер превышения платы, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, над размером платы». Информация по повышающему коэффициенту вынесена отдельно для того, чтобы плательщик мог видеть разницу между платой за ЖКУ с применением коэффициента и без такового.

МосОблЕИРЦ рекомендует уточнить сроки поверки индивидуальных приборов учета, а также, при их отсутствии — принять во внимание данную информацию и установить прибор учета в жилом помещении.

Для тех помещений, где не имеется технических условий для установки приборов учета, повышающий коэффициент не применяется. В этом случае жителям необходимо предоставить в расчетный центр акт об отсутствии технической возможности установки приборов учета.

Узнать, когда истекает срок эксплуатации и межповерочный интервал счетчика, можно в паспорте прибора учета, в личном кабинете клиента на сайте МосОблЕИРЦ, при обращении в клиентский офис расчетного центра либо у завода-изготовителя оборудования. Кроме того, информация о дате плановой поверки может быть указана в верхней части единого платежного документа, в графе бланка для передачи показаний.

Для корректного формирования платежных документов МосОблЕИРЦ рекомендует передавать показания приборов учета электроэнергии с 15 по 26 число ежемесячно. Сроки приема показаний приборов учета воды можно посмотреть на сайте МосОблЕИРЦ в разделе «передать показания».

Передать показания индивидуальных приборов учета можно в офисах МосОблЕИРЦ, в личном кабинете и по телефонам контактного центра 8,.

Владельцы и наниматели помещений обращают внимание на размер коммунальных взносов, когда сумма в платежке превышает ожидаемые цифры. Каков состав этих трат, за что рассчитываются жильцы? Обычно это:

  • уборка и вывоз бытовых отходов;
  • подача природного газа;
  • подача питьевой и горячей воды;
  • водоотведение (горячее, холодное);
  • отопление;
  • электроснабжение.

Повышающий множитель на коммунальные услуги в 2020 году применяется на расчет суммы платежей на те виды поставляемых ресурсов, потребление которых можно учесть с помощью специальных приборов, а именно газ, вода, электрическая энергия.

В 2020 году используются следующие повышающие множители:

  • отопление 1,1;
  • водоснабжение (горячее и холодное), электроэнергия 1,5.

Согласно жилищному законодательству, повышающий коэффициент применяется для расчёта платежей за коммунальные услуги для жильцов, не установивших счётчики. Коэффициент применяется и тогда, когда приборы учёта потребления ресурсов установлены, но находятся в неисправном состоянии.

Применять повышенные ставки придётся также тем собственникам, кто вовремя не поменял счётчик. По закону, через определённый период приборы учёта следует менять.

К примеру, счётчик холодной воды рекомендуется менять через каждые 6 лет, а счётчик для горячей воды – через 4 года. Приборы учёта могут прослужить и дольше, но не более 12 лет.

Итак, условия применения повышающего коэффициента следующие:

  1. В квартире/доме не установлен прибор учёта.
  2. Счётчик снят на проверку или ремонт и не установлен в течение 3 месяцев.
  3. Управляющая компания не может снять показания счётчика более 3 месяцев.

Нахождение счётчика на ремонте или проверке более 3 месяцев встречается редко.

Как правило, взятый на проверку или ремонт прибор устанавливают на место через 1-3 недели после демонтажа. При этом оплата ресурса рассчитывается исходя из среднего значения за предыдущие 6 месяцев.

Если в квартире не установлен счётчик, оплата ЖКУ происходит по нормативам. Итоговая сумма выплат повышается с учётом показателя повышающего коэффициента.

Повышающий коэффициент не может быть применён для ветхих, аварийных, подлежащих сносу домов. Не учитывают их также том случае, когда в квартире отсутствует техническая возможность установки приборов учёта, что должно быть подтверждено актом обследования.

Кроме того, освобождаются от повышенных тарифов потребители, если:

  • ими используется горячая вода, полученная при конвертировании в источник отопления;
  • они проживают в коммунальных квартирах;
  • отсутствует техническая возможность установки приборов учёта по причине особенностей конструкции дома.

Если оплата ЖКХ при указанных обстоятельствах всё же была повышена, обратитесь за разъяснениями в управляющую компанию или в организацию, поставляющую ресурс.

Все жители многоквартирных домов ежедневно потребляют различные ресурсы (вода, газ, электроэнергия и т. д.). Также сам объект и придомовая территория постоянно нуждается в обслуживании (уборка снега, вывоз мусора, уборка подъездов, услуги лифта и т.д.). За каждый вид работы и оказанной услуги необходимо заплатить.

Все жилищные услуги измеряются определёнными единицами. К примеру, если на воду установлен счётчик, то она измеряется в кубометрах. Электроэнергию измеряют в киловаттах. Каждой единице присвоена определённая стоимость, которую и называют тарифом. Следовательно, тариф – это система ставок оплаты (цена) за какую-либо единицу предоставляемой услуги.

ФАС в СМИ: Расчёт тарифов на водоснабжение планируют изменить

В случае обнаружения факта завышения тарифов сначала стоит выяснить: не было ли принято такое решение на общем собрании. Соответствующая информация должна размещаться в месте, о котором договорились все жильцы (например, на информационном стенде у подъезда). Любые решения по итогам ОСС должны обнародоваться в течение 10 дней.

Если УК все-таки увеличила расценки по собственному желанию, стоит предпринять следующие действия:

  • Направить в УК письменную претензию (лучше коллективную) с требованием сделать перерасчет. В случае ошибки деньги будут возвращены либо засчитаны в счет будущих платежей. Письмо желательно подать лично или отправить заказной почтой с описью вложений.
  • Подать жалобу в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ), работники которой проведут внеплановую проверку. К жалобе прикладывают договор управления и документы, подтверждающие факт предварительного обращения в УК. Если изложенные жильцами факты подтвердятся, инспекторы обяжут управленцев перечитать коммуналку и исключить в дальнейшем подобные нарушения законодательства. За невыполнение предписания в установленный срок директора УК директора могут наказать штрафом в размере 50 000 руб., а также дисквалифицировать на период до 3 лет. Саму компанию тоже ждут серьезные штрафные санкции – от 200 000 до 300 000 руб.
  • В случае бездействия вышеуказанных инстанций придется прибегать к помощи прокуратуры или готовить исковое заявление в суд. Конечно, все обращения должны подтверждаться доказательствами и ссылками на законодательные нормы. Также рекомендуется подумать о смене управляющей компании на организацию, которая не станет допускать необоснованного увеличения платы за ЖКУ.

Так что повышение коммунальных тарифов без согласия лиц, имеющих жилье в МКД, является неправомерным. Если представители УК стараются убедить людей в обратном или игнорируют их претензии – не стоит пускать ситуацию на самотек. Жалоба в Жилинспекцию или обращение в прокуратуру поможет восстановить справедливость.

Товарищество собственников жилья не должно обогащаться за счёт средств, которые собственники перечисляют на оплату коммунальных платежей. У товарищества собственников есть отдельная строка сборов, которые обязаны оплачивать собственники ежемесячно.

Поэтому, если у жильцов многоквартирного дома есть подозрения по поводу завышения суммы счетов, то им необходимо подать жалобу на свое ТСЖ или же обратиться с иском в суд. На сегодняшний день также широко практикуется обращение с заявлением в прокуратуру или Жилищную инспекцию.

О том, в каких ситуациях и куда можно обратиться с жалобой на ТСЖ, мы рассказывали тут, а об особенностях судебных процессов, в которых одной из сторон выступает ТСЖ, сможете узнать из этой статьи.

Товарищество собственников жилья не должно обогащаться за счёт этих платежей, так как подобное не предусмотрено договором. Вышеупомянутые органы должны изучить информацию о законности деятельности ТСЖ, проведут проверки документации.

Если нарушения подтвердятся, то встает вопрос о ликвидации ТСЖ. Если же будет замечено однократное нарушение прав жильцов, то по всеобщему решению будет выплачен штраф, а также председателю предъявят обвинение в мошенничестве.

Кто и каким образом отвечает за нарушения и незаконную деятельность, допущенную товариществом, читайте в этом материале.

Товарищество собственников жилья имеет все полномочия на выпуск квитанций в ситуации, если в доме установлены общие счетчики. На вопрос, есть ли разница между квитанциями от ТСЖ и управляющей компании, можно ответить отрицательно (о том, в чем заключаются отличия между ТСЖ и УК, можете узнать тут).

В соответствии с Правилами оплаты коммунальных услуг, информация, которая содержится в таком платежно-расчетном документе, должна быть единой. Меняется лишь наименование организации, которая является составителем документа.

  1. В обязательном порядке в квитанции должна указываться информация о номере лицевого счёта собственника жилья.
  2. Расчетный период, который обычно равен одному месяцу.
  3. Указываются инициалы плательщика по документу.
  4. Информация о недвижимости, а именно адрес, принадлежность к виду собственности, количество прописанных лиц и общая площадь.
  5. Данные об организации, которая предоставляет услуги.
  6. Реквизиты, контактные данные и другие необходимые сведения.
  7. Перечисляются услуги, за которые начислена плата.
  8. Объем предоставленных услуг.
  9. Указываются данные по счетчикам (кто их обязан устанавливать, собственник или ТСЖ, читайте здесь).
  10. Если был произведен перерасчет, это также указывается.
  11. Если собственник относится к льготной категории, об этом должна стоять соответствующая пометка.
  12. Если у собственника есть соглашение с ТСЖ или управляющей компанией об отсрочке оплаты, или же рассрочке, то это также должно быть освещено.

Составлять квитанцию необходимо по имеющемуся образцу на 2017 год. По возможности, председатель товарищества собственников жилья должен доверить такую важную миссию специалисту по бухгалтерскому учету.

Скачать образец квитанции от ТСЖ

По общим правилам тарифы рассчитываются путем умножения имеющегося установленного ресурсоснабжающей организации на норматив, который относится к потреблению жильцами, снятый с показаний по счетчику.

Подобный способ применим ко всем видам коммунальных платежей. Тариф за единицу использования услуги устанавливает ресурсообеспечивающая организация в зависимости от тарифов, которые существуют по России. В стоимость также будет включаться работа лиц для предоставления услуги, а также иные расходы.

  • В ситуации, когда в многоквартирном доме нет приборов учета, при этом ни общедомовых, ни индивидуальных, то размер оплаты по коммунальным платежам будет исчисляться путем умножения площади конкретно взятого помещения на имеющийся норматив по тарифу, который был установлен в законодательном порядке.
  • Если в многоквартирном доме имеется счётчик, который является общедомовым, то оплата будет производиться по показаниям этого прибора учета, в расчет будет браться площадь недвижимости, которую занимает каждый из собственников. Также, в этой ситуации будет учитываться количество лиц, которые проживают в квартире.
  • Если у каждого собственника имеется свой индивидуальный прибор учета, то оплата будет производиться путем начисления показаний для каждого в отдельности.

Как оспорить тарифы управляющей компании?

Если у ТСЖ есть долги перед ресурсообеспечивающей организацией ввиду того, что некоторые собственники отказываются платить по счетам, то это грозит определенными последствиями в отношении компании.

Ресурсообеспечивающая организация имеет право обратиться в судебную инстанцию. Если наличие долга будет доказано в судебном порядке, то суд может обратить взыскание на имущество ТСЖ. Если такового нет, то ТСЖ при неуплате долга будет расформировано, а ресурсообеспечивающая организация может попросту отказаться обслуживать многоквартирный дом. Всё это грозит остановкой подачи ресурсов жильцам.

ТСЖ, в свою очередь, объявит себя банкротом и прекратит свое существование.

Если собственник систематически уклоняется от оплаты услуг ЖКХ, ТСЖ имеет право воздействовать на него путем начисления штрафа или пени. В ситуации, когда подобная мера не действует, ТСЖ имеет право обратиться в суд.

В ситуации, если суд встанет на сторону товарищества, то судебные приставы-исполнители могут обратить взыскание на имущество должника, если таковое будет обнаружено.

Однако, ТСЖ физически не может ограничить подачу ресурсов в отношении собственника-неплательщика, так как это невозможно сделать без ограничения и других добропорядочных плательщиков в ресурсах.

Действующим законодательством установлено, что размер повышения не может превышать темп годовой инфляции, которая по прогнозам Центробанка не превысит 4,2%.

Соответственно индексация для услуг ЖКХ в 2024 году в целом не должна превышать указанный процент, но при этом цена отдельных ресурсов может расти сильнее.

Что касается разбивки по их видам, согласно прогнозам Федеральной антимонопольной службы и Минэкономразвития, в среднем по России ожидаются такие значения:

  • теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, вывоз мусора – 4%;
  • электроэнергия – 5%;
  • плата за газоснабжение – 3,11%.

Проживание даже в маленькой квартире считается дорогостоящим процессом, так как приходится ежемесячно перечислять определенную сумму средств в виде оплаты коммунальных услуг.

Когда управляющие компании будут платить жильцам – подробная информация содержится в нашей новой статье.

При этом граждане задумываются о том, почему услуги, оказываемые организациями, не изменяются, а вот плата за них регулярно увеличивается. При этом тарифы могут повышаться без ведома жильцов, поэтому не требуется решение собрания собственников.

На самом деле такие действия со стороны УК являются незаконными, если регулярное повышение цен не прописано в договоре.

Работники такой организации должны предварительно получать согласие на повышение цен от жильцов многоэтажного дома. Если же такое разрешение не было получено, то повышение расценок является незаконным процессом.

Имеет ли право управляющая компания повышать тарифы ЖКХ:

Практика показывает, что не всегда Верховный суд принимает сторону жильцов, которые столкнулись с необоснованным повышением платы за услуги управляющих компаний.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию:

  • жильцы дома после получения квитанций обнаружили, что УК неправомерно увеличила тарифы на оплату услуг ЖКХ;
  • они обратились с коллективной жалобой в жилищную инспекцию;
  • работники данного государственного учреждения приняли сторону жильцов, поэтому направили в управляющую компанию предписание о снижении тарифов, так как их повышение не было утверждено общим собранием собственников многоквартирного дома;
  • компания не согласилась с таким предписанием, поэтому подала иск в суд;
  • суд принял сторону организации, так как выяснилось, что в протоколе последнего собрания жильцов имелся пункт, в котором жильцы соглашаются с ежегодным пересмотром цен на услуги УК на основании повышения индексация потребительских цен.

Поэтому жильцы действительно могут обжаловать решение УК о повышении расценок на оказываемые услуги, но только при условии, что иное не предусматривается протоколами собрания или договором, составленным с компанией.

Верховный Суд РФ о тарифе на содержание

Согласно постановлению Правительства от 2 апреля 2020 года, с 6 апреля до 31 декабря был введён запрет на начисление пеней и штрафов на долги по ЖКХ. С 2024 года снова будут начислять неустойку по долгам.

При этом пени нельзя взимать задним числом, за период с апреля до декабря 2020 года. С 1 января неустойку могут потребовать по долгам, возникшим до 6 апреля уходящего года.

А если задолженность образовалась в период моратория, гражданам дадут шанс вернуть долг, а пени начислят только с 31-го дня просрочки.

По данным Минстроя, за время кризиса число неплательщиков по ЖКХ прибавилось. «В России у 30 процентов граждан есть долги по коммунальным услугам», — сказала «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. Она считает, что мораторий нужно продлить, иначе должников станет ещё больше.

В ближайшее время россиянам следует сделать поверку счётчиков. С 6 апреля до 31 декабря этого года установлен мораторий на поверку.

Первые три месяца после отмены моратория — до апреля 2024 года — плату за услуги будут рассчитывать по средним показателям счётчика за последние полгода.

Если вы так и не сделали поверку, то с апреля плату начислят по нормативу, с учётом повышающего коэффициента 1,5.

Согласно разъяснениям Минстроя, если срок поверки счётчика истёк до введения моратория, то временные меры не действуют и применяются общие правила. То есть первые три месяца граждане платят по средним показаниям, а далее — по нормативу с полуторным коэффициентом.

С 1 января граждане, имеющие право на льготы или компенсации по квартплате, не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам. Учреждения соцзащиты сами проверят наличие или отсутствие долгов по коммуналке через информационную систему ГИС ЖКХ. При наличии задолженности право на субсидию отменяется.

Льготы на коммуналку получают многодетные семьи, инвалиды, ветераны. Субсидия по оплате коммунальных услуг полагается семьям, более 22% доходов которых тратится на платежи по ЖКУ.

«Мы настаивали на снижении этого порога хотя бы до 15% по России, — сказала «Парламентской газете» Галина Хованская.

— Президент Владимир Путин поддержал это предложение и дал поручение премьер-министру Михаилу Мишустину рассмотреть вопрос до ноября, но пока этого не сделано».

Хованская отметила, что в ряде регионов уже снизили этот показатель. Например, в Москве субсидию получают семьи, которые тратят на «коммуналку» более 10% доходов.

Оформить выплаты можно через МФЦ, отдел соцзащиты населения или через портал госуслуг. Для этого нужно предоставить справки всех членов семьи старше 16 лет о доходах или об их отсутствии, квитанции об оплате ЖКУ, реквизиты банковского счёта, на который будет начисляться материальная помощь.

С нового года изменятся правила взыскания долгов за коммунальные услуги управляющими компаниями.

Согласно закону, вступающему в силу с 1 января 2024 года, управляющая компания, ресурсоснабжающая организация и региональный оператор капитального ремонта должны при подаче в суд иска на должника по коммунальным услугам указать один из идентификаторов гражданина — паспортные данные, ИНН, СНИЛС, номер водительского удостоверения. Предполагается, что эти данные они смогут запрашивать через суд у органов власти. Такой порядок позволит получить необходимые сведения и защитить персональную информацию о гражданах.

Источник: Парламентская газета

От редакции

Вам пора поверять счетчики?

Нормативная база довольно обширна. Состоит из 2 неравнозначных блоков:
• Общефедерального законодательства, регулирующего деятельность УК на всей территории России;
• Местного законодательства (подзаконных актов) которые могут приниматься как на уровне регионов, так и на уровне местных советов и относится к деятельности конкретной УК.
В этих нормативных документах очень подробно описаны все стороны деятельности УК, в том числе и регламентирован порядок формирования тарифов, а так же их утверждение.
Согласно этим нормативным актам УК не вправе самостоятельно устанавливать или досрочно изменять тарифы. Право на утверждение тарифов принадлежит общему собранию собственников многоквартирного дома, заключившего договор на обслуживание с конкретной УК.
Все УК в сфере ЖКХ организуются и действуют в строгом соответствии с несколькими нормативными актами. Общефедеральными являются:

  • Жилищный кодекс (ЖК) РФ;
  • Постановление Правительства №491 от 2006 года;
  • Постановление Правительства №354 от 2011 года;
  • Отдельные статьи ГК РФ и КОАП РФ.

Нужно ли устанавливать счетчик воды в 2024 году?

Каждая УК формирует тарифы на услуги в соответствии с реальными затратами, которые она вынуждена нести. Поэтому они могут значительно отличаться. Жители соседних кварталов и даже МКД в пределах одного квартала (если дома обслуживаются разными УК) могут платить совершенно различные суммы за, казалось бы, один и тот же набор предоставляемых услуг.

Исполнение утвержденных тарифов возлагается на каждого из собственников МКД. Для этого УК обязана ежемесячно направлять собственнику счет с подробной расшифровкой всех видов оказанных услуг, стоимости за единицу и общей стоимости в зависимости от площади занимаемой собственности и приходящихся не неё площади мест общего пользования.
Вторым механизмом контроля со стороны собственников являются деятельность членов совета дома – неформальной некоммерческой организацией, которая имеет право напрямую взаимодействовать с руководством УК по текущим вопросам деятельности, а так же контролировать финансовую деятельность по соблюдению утвержденных общим собранием тарифов, применительно к конкретному дому.

  • Наследство
  • Ипотека
  • Аренда (найм) жилья
  • Перепланировка/переустройство
  • Самострой
  • Создание ТСЖ

Сама по себе ни одна управляющая компания повысить тарифы ни на что не может. Но, она может выступить инициатором этого, собрав общее собрание совладельцев дома. Делается это следующим образом:

  • За 10 дней до предполагаемой даты общего собрания УК должна разослать, раздать уведомления собственникам квартир в МКД о том, что будут в определенную дату и время рассматриваться следующие вопросы.
  • Кроме объявления УК должна подготовить смету о том, какие работы планируется провести, сколько на это нужно денег, сколько не хватает.

Важно: на общем собрании могут рассматриваться только те вопросы, которые управляющая компания заявит в уведомлении.

Уведомления жильцам может быть вручено в руки под подпись в журнале. Также можно разместить объявление в подъезде, продублировать в общем чате мессенджера (если такой есть) или на сайте.

Должны быть соблюдены следующие требования законодательства относительно проведения общего собрания МКД:

  1. Обязательно должен быть председатель, секретарь и счетная комиссия.
  2. На собрании могут присутствовать все жильцы дома, но голосовать имеют право только собственники. Допускается делегирование этой функции представителям при наличии соответствующей доверенности от владельца квартиры.
  3. Решение собрания будет правомочным, если при голосовании присутствует кворум. В данном случае кворум – это собственники 50% жилой площади дома.
  4. Обязательно должен вестись секретарем протокол собрания, к нему прикрепляется реестр полученных уведомлений.
  5. Председатель собрания должен быть собственником помещения в этом же доме. Третье лицо не может выполнять такие функции.

Полный перечень требований к проведению общедомового собрания регулируется статьей 45 ЖК РФ.

В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов. 4. Товарищество собственников жилья может потребовать в судебном порядке полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов.

    Это лучший ответ Уважаемый Геннадий. Статья 145 (ЖК РФ): К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: 4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.

Понятно, что одной стороной договора управления выступает управляющая организация, от имени которой действует ее руководитель. А каким образом второй стороной договора могут быть собственники помещений? Кто действует от их имени? Может ли каждый из них заключать с УО некий договор управления на индивидуальных условиях? Часть 1 статьи 162 ЖК РФ устанавливает: «При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора».

Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества». Из приведенных норм следует, что к исключительной компетенции общего собрания членов ТСЖ относится утверждение смет доходов и расходов ТСЖ на год (пункт 8.1 части 1 статьи 145 ЖК РФ), а именно на основании таких смет утверждается размер платежей и взносов для каждого собственника помещений в МКД.

  • В нашем доме большинством голосов принято решение о проведении капитального ремонта системы горячего и холодного водоснабжения. Один из собственников сделал в квартире дорогостоящий ремонт, закрыл в короба в санузле стояки холодной и горячей воды, короба отделал керамической плиткой. При этом он дает согласие на то, чтобы работы были произведены, но с условием, что управляющая компания компенсирует либо восстановит разрушенные короба и плитку. Насколько правомочно его требование?
  • В квартире на кухне не исправен смеситель. Кто должен выполнить работы по его ремонту либо замене? Что в многоквартирном жилом доме должно содержаться за счет общего тарифа, а что непосредственно за счет жильца?
  • Входят ли балкон и лоджия в отапливаемую площадь? А ванная комната и туалет?
  • Оплачиваются ли услуги по отоплению квартиры в летний период, когда фактически отопление отсутствует?
  • Если в жилом доме стоит прибор учета тепловой энергии, то осуществляется ли перерасчет за отопление жильцам дома? Если да, то каким образом?

Имеет ли право управляющая компания повышать тарифы?

  • За чей счет должны поверяться квартирные бытовые счетчики газа в многоквартирных домах?
  • Кто должен нести расходы по техническому обслуживанию внутренних газопроводов и газового оборудования, находящихся в составе общего имущества дома, если стоят счетчики на газ?
  • Правомерно ли, когда продавец природного газа вводит температурный коэффициент? Как он рассчитывается?
  • Можно ли обязать коммунальную компанию установить счетчик электрической энергии на границе балансовой принадлежности в многоквартирном доме для того, чтобы рассчитываться по нему с энергоснабжающей организацией, а расчет с жильцами дома за использованную электроэнергию производить самой коммунальной компании?
  • Для физического лица возможно применение дифференцированного по зонам суток тарифного расписания (двухтарифный учет). Каковы временные зоны действия данного тарифа и каково действие данного тарифа в выходные и праздничные дни?
  • По какому тарифу члены садоводческого товарищества рассчитываются за потребленную электроэнергию?
  • Где можно узнать информацию о стоимости коммунальных услуг?
  • С какого времени и каким актом отменены начисления за сверхнормативную площадь?
  • Какие услуги оплачиваются за каждого человека, а какие – за квадратный метр?
  • Наймодатель – городское поселение – предоставил квартиру по договору социального найма. Кому принадлежит обязанность по приобретению и установке прибора индивидуального учета электроэнергии (счетчика) в квартире – муниципалитету или нанимателю как потребителю электроэнергии?
  • Хотите, чтобы в вашей квартире не дуло из щелей, с потолка не капало, а в лифт было не страшно зайти? Чтобы ваш дом стал элегантным красавцем, жить в котором и престижно, и удобно?
  • Почему государство хочет дать вам денег на ремонт вашего дома?

Заключение прямых договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные услуги, может быть осуществлено в доме, находящемся под управлением ТСЖ только в двух случаях:

  • если собственник помещения не является участником ТСЖ по своему желанию или был вынужден выйти из него по каким-либо причинам;
  • если на общем внеочередном собрании собственников помещений было принято решение воспользоваться способом взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями без участия посредника в виде товарищества собственников жилья.

Если в отношении первого варианта все достаточно просто по механизму (образовавшееся ТСЖ подает документы в каждую ресурсоснабжающую организацию о том, кто входит в состав товарищества, и в отношении кого оно будет выступать посредником, а кто из собственников помещений не вошел в состав товарищества, с кем такие организации должны заключить прямые договоры), то в отношении реализации решения собрания собственников все несколько сложнее.

Если не менее пятидесяти процентов плюс один голос из числа собственников помещений высказалось за то, чтобы заключить прямой договор, ТСЖ из числа посредников исключается.

При этом такое решение с указанием процентного соотношения и общего количества голосовавших и имеющих право на участие в голосовании должно быть оформлено в виде специального документа, который в виде оригинала и необходимого количества копий используется для дальнейшего заключения необходимых договоров. Оригинал передается в правление товарищества для внесения его в реестр документов юридического лица, а также обеспечения необходимого доступа к нему любого заинтересованного лица.

Каждый собственник помещений, получив такую копию, обращается во все обслуживающие и ресурсоснабжающие организации с целю заключения прямого договора. Все платежи в этом случае такой собственник будет осуществлять самостоятельно.

Товарищество собственников жилья в случае соответствующего решения собственников любых помещений в многоквартирном доме может выступать в качестве посредника при получении тех или иных коммунальных услуг и проведения платежей за них. Однако, если чуть более пятидесяти процентов участников ТСЖ проголосуют против того, чтобы у них был такой посредник, с товарищества полностью снимается обязанность заниматься осуществлением посреднических функций при поставках коммунальных услуг и ресурсов и их оплаты.

Кроме того, лица, которые не входят в состав товарищества, заключают все договоры с ресурсоснабжающими организациями самостоятельно. Если ТСЖ отказывается сложить с себя такие полномочия, участники имеют законное право подать на такое юридическое лицо в суд на основании неисполнения решения общего собрания собственников помещений в конкретном многоквартирном доме. В этом случае суд может вынести решение о необходимости полной ликвидации ТСЖ.

Итак, если Вы собственник квартиры, то проверьте свой договор управления: в нем не должно содержаться правило о том, что управляющая организация сама может поменять размер платы; если такое правило есть, то ждите неприятного сюрприза, потому что проводить общее собрание по определению тарифа никто не будет.

В этом последнем случае надо инициировать изменение договора. Или можно обратиться в суд. Например в Постановлении Арбитражного суда ЗСО от 13.12.2016 № Ф04-5776/2016 суд не принял ссылку на условие договора, которое позволяло управляющей организации изменять размер платы без решения общего собрания. Это поддержал и Верховный суд в очередной раз подтвердив свою непоследовательность (Определение от 14.04.2017 №№ 304-ЭС17-2651). Не хотите идти в суд, тогда пишите жалобе в ГЖН.

Все обитатели многоквартирных домов потребляют услуги ЖКХ каждый день.

Это стало уже настолько привычно, что мы перестаем обращать на это внимание, расценивая как данность
Сюда входит потребление электроэнергии, использование воды, газа, канализационных систем.

К ЖКУ также будет относиться и техническое обслуживание близлежащей территории самого дома и, разумеется, различных помещений многоэтажного строения.

К остальным услугам относятся:

  • технические и ремонтные мероприятия;
  • сбор и вывоз мусора и других отходов;
  • благоустройство придомовой территории.

Всё это требует регулярного поступления платежей на счёт управляющей компании. И обязанности эти лежат непосредственно на собственниках жилья. Стоимость любой услуги формируется на основе так называемых единиц. Расчёт потребления воды ведется в кубометрах и литрах, электричества — в киловаттах в час.

Тариф подразумевает расчёт стоимости каждой единицы. Фактически, это система, позволяющая четко распределять ставки, по которым формируются расчётные счета за ЖКУ.

Всё это необходимо для того, чтобы ни одна управляющая организация не имела возможности самостоятельно назначать стоимость ЖКУ, что, несомненно, привело бы к регулярным неоправданным повышениям. Фиксированные тарифные планы (далее — ТП) держат УК в рамках. Но иногда даже это не мешает компании повышать их. Но речь в этом пойдет немного далее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *