Расхождение по налогам с налоговой

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расхождение по налогам с налоговой». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Давайте разберёмся, действительно ли расхождения между прибылью и НДС являются ошибкой, в каких случаях нужно представить уточнённую декларацию, законны ли требования инспекции о представлении пояснений.

В статье мы рассматриваем самые распространённые ситуации, в которых у налоговиков возникают вопросы. Частных случаев очень много и составить исчерпывающий перечень невозможно.

ООО «Рудник» реализовало в адрес ООО «Техстрой» металлолом. Обе организации — плательщики НДС. Металлолом предназначен для использования «Техстрой» в деятельности, облагаемой НДС. Начислить НДС в данном случае должен не продавец, а покупатель-налоговый агент. Продавец выставит счёт-фактуру в адрес покупателя с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом». Покупатель в декларации отразит все операции, связанные с начислением и вычетами НДС при отгрузке металлолома. У продавца же в налоговую базу по НДС операция не попадёт. Но будет отражена в декларации по налогу на прибыль по строкам 010, 011, 012, 014 приложения 1 к листу 2.

ООО «Домино» приобрело товар, в котором позже нашли брак. Компания передала поставщику акт о недостатках товара и товарную накладную на возврат. Продавец выставил корректировочный счёт-фактуру на уменьшение и зарегистрировал его в книге покупок. Для налога на прибыль доходы уменьшили на выручку от реализации брака, а расходы — на его себестоимость.
Покупатель зарегистрировал запись в книге продаж, тем самым отразив налоговую базу в декларации по НДС. В декларацию по прибыли операция не попала, так как не является доходом.

У ООО «ЛУЧ» сформированная сумма резерва по сомнительным долгам на конец отчетного периода оказалась меньше, чем сумма остатка резерва. Разница была включена во внереализационные доходы и отражена в строке 100 приложения 1 к листу 2 декларации по налогу на прибыль. В налоговой базе по НДС восстановление ранее созданного резерва не отражается и в декларацию не включается.

Налогоплательщики неоднократно пытались оспорить законность отправки данных требований.

Судебная практика на стороне налоговой и подтверждает, что требования законны. Точку в этом вопросе поставил Верховный Суд РФ, в Определении от 26.07.2018 № 307-КГ18-10196. Отметив, что «оспариваемое требование инспекции направлено на установление правильности заполнения обществом налоговой декларации по НДС, имеет целью устранение сомнений о возможных ошибках и противоречий в представленной им отчетности, требование не нарушает права и законные интересы общества».

Сверка расчетов с бюджетом: как действовать налогоплательщику

Написать комментарий

Все налогоплательщики обязаны своевременно и в полном размере уплачивать налоги. За неуплату грозят санкции — от заморозки счета до приостановления деятельности компании. Даже если бухгалтер платит все вовремя, одна ошибка в платежке может привести к тому, что налоговая не засчитает вам уплату, так как не увидит деньги вовремя.

Сверка — лучший способ убедиться, что компания ничего не должна налоговой, и не бояться внезапной блокировки счета.

Обычно составляют и подписывают два акта сверки. Один для налогоплательщика, второй — для налоговой.

Три экземпляра акта составляют, когда налогоплательщик переходит в другую инспекцию. Один экземпляр — компании, один — прошлой налоговой и один — новой.

Если же ваши данные не совпадают с данными налоговиков, то нужно вернуть им акт сверки, указав суммы по вашим данным, то есть это будет акт с разногласиями. Ваши данные заносите в графу 4.

Вид налога (сбора): налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет
КБК 18210101011011000110 ОКАТО 45263564000 КПП 771801001
№ строки Сальдо расчетов Сумма (руб.) Отметка налогоплательщика о расхождениях (руб.)
1 2 3 4
По налогу
1.1. Задолженность 25 000 0
1.2. Переплата 0 1700
По пеням
2.1. Задолженность 700 0
2.2. Переплата 0 50
По штрафам
3.1. Задолженность 0 0
3.2. Переплата 0 0
4. Денежные средства, списанные с расчетных счетов налогоплательщика, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов 1 500 0
5. Кроме того, невыясненные платежи 1 000 0

Далее нужно выяснить причину этих расхождений. Ведь суть сверки — не только сравнить данные, но и по возможности сравнять их.

Напомним, основной документ, регулирующий порядок сверки 1. Совместную сверку налогоплательщика и налогового органа регулирует раздел 3 Регламента.

Обращаем ваше внимание на то, что проведение сверки с налоговым органом – это право налогоплательщика. Однако согласно вышеуказанному Регламенту налоговый орган проводит сверку с налогоплательщиком в обязательном порядке в следующих случаях:

– с крупнейшими налогоплательщиками – ежеквартально;

– по инициативе налогоплательщика.

Иногда сверку расчетов может инициировать и налоговый орган 2. Как правило, налоговая инспекция предлагает сверить расчеты в случаях обнаружения переплаты налогов (пеней, штрафов) в бюджет 3.

Как расшифровать выписку по расчётам с налоговой

Отправленное учреждением заявление поступает инспектору отдела по работе с налогоплательщиками. В течение пяти дней он должен подготовить акт сверки на основе данных лицевого счета учреждения и передать его налогоплательщику 7.

Акт сверки 8 состоит из титульного листа и двух разделов. Титульный лист содержит информацию об учреждении, налоговом органе, налогах, представленных в акте. Разделы заполняют на каждый налог на отдельном листе. Раздел 1 содержит итоговые суммы по каждому налогу, пени, штрафам, процентам на дату сверки, раздел 2 – расшифровку расчетов за период.

Инспектор по заявлению учреждения предоставляет акт, состоящий из Титульного листа и раздела 1. Формой раздела 1 предусмотрено место для указания учреждением причин разногласий, если такие есть, и предложения по их устранению.

В соответствии с оговоренным в заявлении способом получения акта сверки инспекция вручает его учреждению в двух экземплярах, подписанных со стороны налогового органа. Напомним, что при личном получении в налоговом органе представитель учреждения должен иметь доверенность.

Когда работа с актом сверки закончена и в случае разногласий выявлены все ошибки и неточности, бухгалтер подписывает акт сверки у руководителя. При необходимости готовит подтверждающие документы. Документы представляют в виде копий, заверенных подписью руководителя и печатью учреждения.

Акт сверки и копии документов можно направить в налоговую инспекцию лично или по почте. При использовании электронного документооборота отправляют все документы с электронной подписью по электронным каналам связи.

Полученный от налогоплательщика акт сверки, подписанный без разногласий, инспектор подкалывает в дело учреждения. На этом сверку считают завершенной.


Продолжение примера.
Для устранения расхождений по налогу на имущество бухгалтер представил в налоговую инспекцию помимо акта еще и заверенную копию уточненной налоговой декларации.


Если представлен акт с разногласиями, инспектор сверяет расчеты по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика. Выявленные расхождения устраняет. Срок для исправления ошибок у инспектора не более пяти рабочих дней.

Затем инспектор должен подготовить и направить налогоплательщику акт сверки с приложением раздела 2. Повторим, что в нем информация представлена в развернутом виде. Суммы разнесены с учетом остатка на начало периода, начислений и платежей за сверяемый период и остатка на конец сверяемого периода.

После внесения исправлений в базу данных инспектор формирует новый акт сверки расчетов на текущую дату. Два экземпляра подписанного со стороны налогового органа акта сверки инспектор в течение трех рабочих дней должен передать учреждению. Подписанный руководителем уточненный акт сверки направляют в налоговую инспекцию.

Если все же и после получения раздела 2 разногласия не сняты, то рекомендуем записаться на прием к инспектору на проведение личной сверки. Для этого бухгалтеру необходимо помимо доверенности при себе иметь все первичные документы (декларации, платежные поручения, акты проверок, судебные заключения).

В бухгалтерском учете учреждения фиксируют все факты хозяйственной деятельности, в том числе и операции по зачетам, возвратам платежей в бюджет.

Порядок отражения в учете результатов сверки с ИФНС, а также возвратов, зачетов, пней и т.д. имеет много различных вариантов в зависимости от типов учреждений, видов налогов и т.д. Этот вопрос рассмотрен в отдельном материале 31.

Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»

Итак, мы убедились, что сверка с налоговым органом – не пустая трата времени. Эта процедура позволяет сэкономить средства учреждения и обеспечить бесперебойный финансовый процесс без рисков блокировки счета или потерь при безакцептном снятии сумм налогов.

Поэтому рекомендуем проводить сверку налогов ежегодно. Часто бухгалтер не понимает значимости последствий, которые могут повлечь ошибки в расчетах с бюджетом, поэтому сам руководитель должен настоять на проведении сверки.

Все данные проверяются на согласованность как внутри декларации, так и с другими отчетами (как бухгалтерскими, так и налоговыми) отчетного периода. Указанная проверка включает в себя анализ данных бухгалтерских отчетов и налоговых деклараций на выполнение соответствующих контрольных соотношений.

К примеру, при проверке декларации по налогу на прибыль организаций сопоставляют выручку от реализации с суммой выручки, отраженной в отчете о финансовых результатах. Как правило, разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью (убытком) образуется в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и налоговом законодательстве. К примеру, возможными причинами отклонения могут быть: наличие производства с длительным циклом, операции с ценными бумагами, безвозмездное получение товаров (работ, услуг, имущественных прав), переоценка стоимости имущества.

При совмещении общего налогового режима и ЕНВД сумма выручки в декларации по налогу на прибыль будет меньше выручки, отраженной в отчете о финансовых результатах. Сумму единого налога на вмененный доход в отчете о финансовых результатах показывают по отдельной строке, после показателя текущего налога на прибыль (письмо Минфина России от 25.06.2008 № 07-05-09/3). Это строка «Прочее» с кодом 2460.

Заинтересует налоговиков и разница между прямыми расходами, показанными в декларации по налогу на прибыль, и себестоимостью продаж из отчета о финансовых результатах. В этом случае инспектор может попросить представить учетную политику организации, где определен перечень прямых расходов. В письме от 24.02.2011 № КЕ-4-3/[email protected] ФНС России указала, что налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности включить указанные затраты в прямые расходы, применив при этом экономически обоснованные показатели.

Сумму расходов, связанных с производством и реализацией, а также внереализационные расходы сравнивают с аналогичными показателями, отраженными в отчете о финансовых результатах (себестоимость продаж, коммерческие, управленческие, прочие расходы и т. д.). В этом случае многие отклонения также объяснимы. Например: применение разных методов начисления амортизации, разные методы оценки товарно-материальных ценностей, применение различных правил отражения процентов по полученным кредитам и займам, нормирование расходов (в налоговом учете), переоценка основных средств, формирование резервов и т. д.

Отметим, что некоторые показатели бухгалтерской и налоговой отчетности соотнести нельзя. Например, пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ разрешает начислять амортизационную премию. В то же время в бухгалтерском учете такой порядок списания части стоимости основных средств не предусмотрен (ПБУ 6/01). Но если из бухгалтерской отчетности либо пояснений к ней не будет прослеживаться поступление основных средств, а в декларации амортизационная премия заявлена, то вопросы у инспекторов обязательно возникнут.

При применении организацией ПБУ 18/02 разницу между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода отражают в бухгалтерской отчетности. Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства показывают в бухгалтерском балансе соответственно в качестве внеоборотных активов и долгосрочных обязательств (п. 23 ПБУ 18/02). Постоянные налоговые обязательства (активы), изменения отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, текущий налог на прибыль отражают в отчете о финансовых результатах (п. 24 ПБУ 18/02). В пояснениях к годовому отчету лучше сразу расшифровать перечень отложенных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов, постоянных налоговых обязательств.

Сумму налога на прибыль по декларации можно сравнить с аналогичным показателем отчета о финансовых результатах. Расхождение возможно, если в текущем периоде было выявлено искажение суммы налога на прибыль за прошедшие годы.

Если вы в декларации покажете убыток, то ждите вызова в налоговую инспекцию на комиссию по легализации объектов налогообложения. Так, с 1 января 2014 года налоговики при проведении камеральной проверки налоговой декларации, в которой заявлена сумма убытка, вправе требовать у вас представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Как правило, в обращении к налогоплательщику следует «просьба» перепроверить правильность формирования налоговой базы и сдать уточненную декларацию (прибыльную либо нулевую).

Чиновники утверждают, что такое предприятие попадает в группу налогоплательщиков, показатели деятельности которых соответствуют критериям отбора субъектов для проведения выездных налоговых проверок.

Претензии инспекторов вызывают недо­умение. Ведь даже Минфин России не отрицает того, что косвенные расходы в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода вне зависимости от наличия либо отсутствия доходов в этом периоде (письмо Минфина России от 26.04.2011 № 03-03-06/1/269). ФНС России также согласна, что все расходы, отнесенные в учетной политике налогоплательщиком к косвенным, формируют убыток отчетного года (письмо от 21.04.2011 № КЕ-4-3/6494).

В объяснительной записке следует отразить причину возникшего убытка (новое предприятие, сезонность продаж, отсутствие лицензии, реорганизация производства и т. д.). Убытки могут быть вызваны разными обстоятельствами. Чтобы доказать их обоснованность, стоит запастись дополнительными документами. Главное, чтобы из них следовало, что убытки возникли в результате хозяйственной деятельности, направленной на получение будущего дохода. Такими доказательствами могут быть исследования, оценки, расчеты, бизнес-планы и т. д. Все это – информация о развитии деятельности компании. Также зачастую налоговые инспекторы просят расшифровать суммы расходов.

Не стоит соглашаться на искусственное «обнуление» декларации, ведь в прибыльные годы вы сможете снизить налоговую базу на сумму полученного ранее убытка. Перенос убытков на будущее осуществляется в течение десяти лет, следующих за периодом получения убытка, и не ограничивается по сумме переносимого убытка в каждом налоговом периоде (п. 1, 2 ст. 283 НК РФ).

Все данные проверяются на согласованность (выполнение контрольных соотношений) как внутри декларации по НДС, так и с другими отчетами текущего периода.

К примеру, при проверке декларации по НДС сопоставляют реализацию с суммой выручки, отраженной в отчете о финансовых результатах.

При совмещении общего налогового режима и ЕНВД сумма выручки в декларации по НДС будет меньше выручки, отраженной в отчете о финансовых результатах.

Инспектор сравнит и декларацию по НДС с декларацией по налогу на прибыль. Например, рассмотрен будет показатель реализации, отраженный в декларации по НДС, с суммой выручки от реализации в декларации по налогу на прибыль. Отклонения между этими показателями возможны, если какую-либо выручку организация учла в составе внереализационных доходов (например, выручку от сдачи имущества в аренду).

Следует учитывать, что декларация по НДС – квартальная, в отличие от декларации по налогу на прибыль и отчета о финансовых результатах, которые составляют нарастающим итогом с начала года. Так что при проверке контрольных соотношений придется суммировать в пределах года данные декларации по НДС. Либо можно брать разницу между годовой декларацией по прибыли и декларацией, сданной за девять месяцев. Аналогично поступают с бухгалтерской отчетностью.

Также не понравится инспекторам, если сумма НДС к вычету по ранее полученным авансам окажется больше НДС с реализации. Объяснений такой ситуации может быть несколько. Это возможно, если не прошла еще вся реализация, относящаяся к полученным авансам.

Возможно, вы не организовали раздельный учет по облагаемым и не облагаемым товарам (работам, услугам). Согласно пункту 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ, при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма «входящего» НДС вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.

Имейте в виду, что с 1 января 2015 года инспекция вправе истребовать также счета-фактуры, первичные и иные документы, от носящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Такое истребование будет правомерным в случаях:

  • если выявлены противоречия в этих сведениях;
  • если выявлены несоответствия этих сведений сведениям об этих же операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной в инспекцию другим лицом;
  • если выявлены несоответствия этих сведений сведениям, содержащимся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в инспекцию.

Однако истребовать документы инспекция может, только если выявленные ею противоречия или несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы к возмещению.

Корректировка сальдо по налогам по сверке с ИФНС в 1С

В компанию ООО «Рассвет» пришел новый главбух. С целью получить максимально достоверную информацию о финансовых и налоговых делах фирмы и избежать неожиданных сюрпризов в период сдачи отчетности «новобранец» планирует провести добровольную сверку расчетов.

Работающих бухгалтеров эта идея не вдохновила. Ведь порой сверка расчетов с бюджетом отнимает больше сил и времени, чем подтверждение расчетов с контрагентами или даже годовая инвентаризация. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.

Итак, компании необходимо с минимальными временными потерями эффективно провести эту процедуру.

В случае если ООО «Рассвет» представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде, то данный факт значительно облегчит сверку.

Бухгалтеру достаточно будет с рабочего места запросить состояние лицевого счета в своей инспекции и проверить, соответствуют ли данные карточки налогоплательщика действительному положению дел.

Но если фирма не располагает такими ресурсами, то для сверки приходится посетить инспекцию.

Сверяться с бюджетом нужно по правилам, обозначенным в «Регламенте организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами», утвержденным приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/[email protected] (далее – Регламент).

Основанием для проведения добровольной сверки будет заявление налогоплательщика, которое необходимо подать в налоговую инспекцию в произвольной форме (п. 3.4 Регламента). В нем, как правило, указываются наименование организации, ИНН, КПП, КБК налогов и сборов для проведения сверки расчетов и период, за который их следует подтвердить.

В дальнейшем бухгалтеру будет назначена встреча с инспектором. К ней лучше подготовиться заранее – составить реестр начисленных и уплаченных налогов и сборов по каждому из интересующих вас КБК за указанный в заявлении период.

Возможно, составить реестр инспектор попросит самостоятельно. Ведь ему необходимо провести сверку в срок – в течение 10 дней в том случае, если расхождений не выявлено, и в течение 15 дней, когда они все же есть (п. 3.1.2 Регламента).

Явившись в указанный срок для сверки, бухгалтер получит на руки первый раздел акта сверки (п. 3.1.1 Регламента). Его заполняют на основании данных лицевого счета фирмы.

Он представляет собой только сальдо расчетов по налогам, пеням, штрафам и процентам за пользование бюджетными средствами на конец сверяемого периода.

Следует помнить, что налоги, уплачиваемые в виде авансовых платежей, до представления расчетов и деклараций будут иметь положительное сальдо.

Например, авансовые платежи по ЕСН уплачиваются не позднее 15-го числа следующего месяца, а расчет авансовых платежей за этот период представляется позже, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. А значит, до того как фирма представит расчеты и декларации по налогу, у налогоплательщика будет числиться «переплата».

Если информация налогового органа, содержащаяся в акте по форме 23-а (краткая), совпадает с данными ООО «Рассвет», сверка закончена. Стороны, участвующие в сверке, подписывают акт (п. 3.3 Регламента). Один его экземпляр будет находиться у налогоплательщика, другой – в налоговой инспекции.

Выписка операций по расчетам с налоговой — это формализованный документ, который предоставляет налоговая. В нем есть сведения по всем начисленным и оплаченным налогам, пени и штрафам. При наличии расхождений между данными налогоплательщика и ИФНС этот документ поможет свериться.

Для контроля за уплатой налогов рекомендуется заказывать Справку о состоянии расчетов и такую выписку регулярно после каждой оплаты. Это позволит убедиться, что платеж действительно принят в налоговой.

Справка показывает есть ли у ИП долг или переплата по налогам сжато одной строкой по каждому налогу. Выписка содержит подробные сведение и поможет понять причину возникновения задолженности или переплаты.

Иногда выверка расчетов с бюджетом обязательна для фирмы. Например, при переходе из одной инспекции в другую или при ликвидации самой компании, филиала, обособленного подразделения (п.

3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного Приказом ФНС от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/[email protected]). Сверять расчеты с налоговой надо и на конец года (п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного Приказом Минфина от 29 июля 1998 г.

N 34н; п. 2 ст. 12 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Однако довольно часто фирма сама выступает инициатором сверки.

Например, при смене главного бухгалтера или для того, чтобы получить справку о состоянии расчетов с бюджетом (форма N 39-1, утвержденная Приказом ФНС от 4 апреля 2005 г. N САЭ-3-01/[email protected]).

Ведь известно, что, выверив налоговые платежи, получить «положительную» справку значительно проще. А «бумажка» эта пригодится и для получения кредита в банке, и для участия в тендере.

Как провести сверку с налоговой инспекцией

Вместе с заявлением сдайте в налоговую реестр своих начислений и платежей. Составьте его по тем правилам, которые приняты в налоговой для лицевых счетов. Тем самым вы максимально упростите работу инспектора. Это значительно ускорит сверку.

Для каждого налога оформите отдельную табличку(см. табл.). Она должна охватить весь период сверки. Удобно сделать разбивку по годам. Если налог вы платите ежемесячно, то и реестр составьте по месяцам. Пишите именно ту сумму, которую вы должны были уплатить за тот или иной период. Внимание: никаких нарастающих итогов! Дело в том, что именно так делают записи в лицевом счете в налоговой.

Дата Начислено Перечислено N и дата п/п
Сальдо

Дата начисления налогов должна совпасть с датой сдачи декларации. Так, например, начисление по НДС за январь надо записать 20 февраля.

А вот налог на прибыль имеет свою особенность. Некоторые фирмы платят по нему ежемесячные авансовые платежи, рассчитывая сумму по предыдущему кварталу. В этом случае отразите платежи 28-го числа каждого месяца.

Сумму доплаты по декларации за отчетный период укажите 28-го числа месяца, следующего за отчетным. Получается, что в вашем реестре должны быть записаны четыре суммы за квартал по налогу на прибыль.

По одной за каждый месяц и корректирующая по итогам за период.

А что делать, если декларация за квартал составлена «к уменьшению»? Тогда придется разделить сумму уменьшения на три равные части. Затем записать их в реестр со знаком «минус» после каждого из трех авансовых платежей.

Важно узнать, какому инспектору поручили выверять платежи вашей фирмы. Чтобы это выяснить, можно позвонить в налоговую дня через три после подачи заявления. Познакомившись с «вашим» контролером, попросите его указать на расхождения между вашим реестром и данными инспекции. Не стесняйтесь напомнить о себе лишний раз.

Может оказаться, что в карточке лицевого счета вашей компании не хватает начислений. Обычно в этом случае инспектор, проводящий сверку, согласно регламенту должен написать служебную записку в отдел ввода отчетности. В письме он просит найти недостающую отчетность в архиве и ввести ее в лицевой счет.

Дело в том, что отдел, занимающийся сверкой, не занимается начислениями. Эта процедура займет время.

Возьмите инициативу в свои руки! Ведь вам значительно проще и быстрее, чем архиву, найти недостающий документ.

В соответствии с действующим законодательством совместная сверка может быть произведена как по инициативе самого налогового органа, так и по требованию плательщика.

Алгоритм проведения данной процедуры определен приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. No САЭ-3-01/[email protected] В обязательном (принудительном) порядке расчетная сверка производится в следующих ситуациях:

  • плательщик отнесен к категории крупнейших;
  • при ликвидации/реорганизации фирмы;
  • при снятии фирмы с налогового учета;
  • при смене налогового органа;
  • по требованию плательщика.

В определенных случаях ФНС может лично инициировать внеплановую сверку расчетов. Как показывает практика, такое происходит в случае выявления излишней уплаты налогов в бюджет. Данная ситуация регламентирована статьей 78 НК РФ. Более того, если плательщик самостоятельно запрашивает проведение процедуры, то согласно статье 32 НК РФ налоговая служба вынуждена ее провести.

Проведение данной процедуры заключается в последовательном выполнении таких шагов, как:

  • подача заявления;
  • получение акта от налоговой;
  • изучение документа;
  • передача акта и сопутствующих документов в ФНС;
  • получение актуализированного акта сверки, подписание документа и возвращение в ФНС;
  • учет результатов.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Годовая отчетность: сверяем показатели и объясняем расхождения

Поданное заявление о проведении процедуры поступает уполномоченному сотруднику — налоговому инспектору. Специалист обязан подготовить запрашиваемый документ и передать его организации в течение следующих пяти дней.

После получения акта главбух предприятия сверяет полученную информацию с данными собственного учета. В случае отсутствия расхождений в значениях бухгалтерия должна передать оба экземпляра документа на подпись вышестоящему руководству. При этом по сверенным пунктам, с которыми компания согласна, соответствующие страницы должны быть отмечены надписью «без разногласий» в соответствующей графе под названием «согласовано».

При обнаружении несоответствий в виде переплаты в бюджет фирма вправе:

  • зачесть сумму излишне внесенных средств в счет будущих платежей по тому же налогу;
  • зачесть сумму излишне внесенных средств в счет погашения иной налоговой задолженности;
  • вернуть излишне уплаченные средства на банковский счет компании.

В данном случае главбух должен в четвертой графе первого раздела акта сверки отдельно по каждому налогу указать обнаруженные несоответствия. При этом крайне важно указать, что документ подписан с разногласиями, оставив соответствующую подпись.

После выявления всех расхождений и подписания акта руководством компании копии данного документа, заверенные подписью директора и печатью компании, направляются в ИФНС посредством личного визита или отправки письма.

Подписанный без расхождений документ подкалывается инспектором в дело компании, на этом шаге процедуры будет считаться завершенной.

При получении документа, подписанного с разногласиями, сотрудник налоговой сверяет полученные данные и устраняет выявленные несоответствия.

Важно! На устранение ошибок налоговой дается не более пяти дней, после чего инспектору предстоит сформировать и направить предприятию обновленный акт с приложением второго раздела.

После внесения соответствующих корректировок в базу инспектор должен сформировать новый акт сверки на актуальную дату, и в течение последующих трех дней передать два экземпляра документа налогоплательщику.

Актуализированный акт должен быть подписан директором организации и отправлен в ФНС.

Все операции хозяйственной деятельности, в том числе все проведенные зачеты и возвраты бюджетных платежей, должны быть зафиксированы в бухучете предприятия.

Заявление о проведении сверки

Руководителю Инспекции
ФНС России No22 по г. Санкт-Петербургу
Сидорову Василию Ивановичу
ООО «Сатурн»
ОГРН 789355121221
ИНН 74184286223, КПП 123123123
Исх. No_____от __.__.2017 г 121000, г. Санкт-Петербург, ул. Ленина, д. 2

заявление
о проведении совместной сверки расчетов с бюджетом.

Прошу провести процедуру совместной сверки расчетов Общества с ограниченной ответственностью «Сатурн» с бюджетом по налогу на прибыль организаций, НДС и НДФЛ за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2016 года.
Предыдущая сверка расчетов производилась на 1 января 2016 года (акт сверки от 03.02.2016 No352).

Акт сверки прошу предоставить генеральному директору компании лично в руки.

Генеральный директор А.М. Костюшкин
ООО «Сатурн»

Как свериться с налоговой по уплаченным налогам

Юридически подкованный налогоплательщик предлагает следующие варианты:

Без вины – не виноватый

Главное — помнить простую правовую истину, что недоказанная законом вина не является основанием для обвинений. Законодательство закрепляет право налогоплательщика не приводить в исполнение противоправные акты и запросы налоговых служб, других уполномоченных органов или официальных лиц, когда они противоречат Налоговому Кодексу или общегосударственным законам. Если оснований для начисления налога нет, значит, и оплачивать его нет необходимости. А в случае возможных претензий со стороны налоговиков, пусть последние докажут законным путем обоснованность своих притязаний.

Пишем письма в налоговую

Вооружившись принципом, что наиболее эффективным методом защиты является нападение, пишем в налоговую жалобы. Звонить или осаждать налоговую ежедневными походами нецелесообразно. Неподтвержденные документально претензии чиновники не воспринимают серьезно.

Сверим расчеты

Внесенные в сентябре 2010 года поправки в Федеральный закон дают право налогоплательщику не только потребовать справку с расчетами налогов (форма 39), но и настоять на совместной сверке расчетов. Дело в том, что форма 39 содержит минимум информации – наименование налога и сумму долга по нему.

А по результатам сверки налоговики обязаны выдать документальный акт с расчетами. Требуйте также информацию, на основании каких документов был предъявлен к оплате необоснованный налог. Если прохождение и этого уровня не принесло желаемого результата, двигайтесь дальше по иерархической чиновничьей лестнице. Пишите жалобу, но обязательно приложите все документальные подтверждения вплоть до входящих и исходящих номеров, зафиксированных в канцелярии налоговой.

Суд поставит точку

Суд – последняя инстанция на пути достижения справедливости. Заявление можно подать самому или дождаться, когда это сделает налоговая служба. Если документов, подтверждающих правильность начисления налога, окажется недостаточно, то суд признает незаконность взыскания. Мало того, проигравшая сторона оплатит все судебные издержки.

Восстановление справедливости станет маленькой победой, несущей моральное удовлетворение. Поэтому за это стоит бороться.

  • Акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (КНД 1160070):
    • позволяет контролировать расчеты с бюджетом;
    • помогает избежать штрафов, недоимок и переплат;
    • нужен для составления отчетности за квартал, полугодие или год;
    • необходим для проверки данных перед снятием с учета в налоговом органе.
  • Выписка операций по расчетам с бюджетом (КНД 1166107):
    • позволяет проверить, не расходятся ли данные внутреннего учета налогоплательщика с НИ;
    • помогает принять дела у предшественника.
  • Перечень налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности (КНД 1166108):
    • позволяет контролировать отправку отчетности;
    • помогает принять дела у предшественника.
  • Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (КНД 1160080):
    • позволяет проверить, нет ли задолженности перед бюджетом, выявить недоимки/переплаты по налогам и сборам;
    • помогает контролировать расчеты с бюджетом.
  • Справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов (КНД 1120101):
    • позволяет узнать, есть ли задолженность перед налоговым органом;
    • необходима для получения кредита, лицензии или участия в тендере.

Выявление и анализ налоговых разрывов проводят налоговые органы, с целью выявления уклонения от уплаты налогов.

Порядок определения показателей, характеризующих налоговый разрыв

Под суммой фактически уплаченных налогов понимаются суммы, которые были указаны в налоговых декларациях организации и были уплачены налогоплательщиком в бюджет. Чтобы определить суммы налогов, которые теоретически должны быть уплачены организацией — налогоплательщиком в бюджет используются различные расчетные методики.

Один из возможных подходов заключается в оценке уровня налоговой нагрузки отрасли и в последующем сравнении налоговой нагрузки конкретного налогоплательщика с этим показателем. Существенно более низкая налоговая нагрузка конкретного предприятия, по сравнению со среднеотраслевой величиной, может свидетельствовать об уклонении предприятия от уплаты налогов в бюджет.

Налоговые разрывы могут образовываться в связи со следующими принципами поведения налогоплательщиков:

  • недобросовестное/неосмотрительное делопроизводство и ошибочная подготовка налоговых деклараций;

  • незнание налогового законодательства;

  • умышленное уклонение или занижение налогооблагаемой базы посредством нелегальных схем уклонения;

  • неспособность подать налоговую декларацию;

  • отказ выплачивать начисленную задолженность по налогам (включая неспособность платить).

Понятие налоговых разрывов по НДС применяется в отношении отчетности по НДС и используется для обозначения суммовых расхождений в налоговых декларациях и в книгах продаж, покупок у контрагентов.

Разрывы в налоговых декларациях по НДС могут быть выявлены при обнаружении расхождений по суммам НДС, указанных в книгах покупок и продаж контрагентов. То есть, если вычет по НДС заявлен, а операция по начислению налога и его уплаты в бюджет по конкретной сделке не отражена в учете.

Приведем примеры ситуаций, когда налоговые органы выявляют ошибку типа «налоговый разрыв по НДС»:

  • субъект предпринимательства, от имени которого выставлен отраженный в декларации счет-фактура, не представил налоговую отчетность за соответствующий период;

  • юридическое или физическое лицо, указанное в декларации по НДС организации – налогоплательщика, не состоит на налоговом учете в налоговой инспекции. О нем нет данных в базе ЕГРЮЛ или ЕГРИП);

  • налоговые разрывы в декларации по НДС могут появляться в ситуации, когда один из контрагентов предоставил в налоговые органы нулевую отчетность по НДС, а второй налогоплательщик указал в своей декларации суммы входящего НДС или исходящего налога по счету-фактуре с этим контрагентом, который выступает по сделке в роли поставщика или покупателя.

Таким образом, налоговые разрывы по НДС появляются в случаях, когда после совершения сделки один из контрагентов показал сумму НДС из счета-фактуры в своей налоговой декларации по НДС, а второй участник совершенной операции не отразил эту сумму НДС в налоговой отчетности за истекший период.

В стандартной ситуации действующими сторонами по сделке выступают две организации – налогоплательщики. Это поставщик и покупатель, которые взаимодействуют без посредников. Если же сделка совершена с участием более двух организаций, и в этой цепочке на одном из этапов выявлены расхождения по НДС, то выявленная ошибка будет считаться сложным налоговым разрывом. В этом случае налоговики восстанавливают цепочку событий между компаниями- контрагентами, составляют список, участвующих в операции организаций.

По всем выявленным участникам цепочки осуществляются меры налогового контроля. Например, налоговики могут потребовать все первичные документы по сделке.

На следующем этапе налоговые инспекторы определяют схему, по которой работали контрагенты, выявляют место в цепочке, в котором появилась ошибка и устанавливаю организацию, которая является выгодоприобретателем в совершенной сделке.

Примерная схема образования налогового разрыва по НДС заключается в следующем:

  • фирма-однодневка реализует товар транзитной компании. При этом по этой сделке эта организация не отчитывается в налоговых органах и не платит налог в бюджет;

  • транзитная компания перепродает этот товар покупателю конечного звена или следующему транзитному участнику. При этом транзитная компания начисляет НДС, отражает вычет по НДС и уплачивает налог в бюджет. Таким образом, в налоговом учете все проведено правильно;

  • покупатель по сделке с транзитной компанией предъявляет сумму НДС к вычету из бюджета;

  • между транзитной фирмой и однодневкой возникают расхождения. Налоговые органы высылают требования о предоставлении сведений по совершенной сделке всем задействованным участникам цепочки.

При обнаружении расхождений по НДС налоговые органы направляют в адрес организации — налогоплательщика требование о необходимости представить объяснения. Если организация — покупатель, которая предъявила к вычету сумму НДС, сможет документально подтвердить свою правоту, то выявленное расхождение аннулируется. Отметим, что когда выявлен налоговый разрыв по НДС, пояснения подаются в электронном виде (устные показания и бумажные письма не учитываются, так как декларация, по которой возникли вопросы, представляется через ТКС).

Закрытие налоговых разрывов по НДС может осуществляться организацией несколькими способами, а именно:

1) Налогоплательщик представляет налоговым органам пояснения, которые обосновывают причину выявленных расхождений по НДС в отчетном периоде.

2) Налогоплательщик исключает из декларации по НДС данные по счету-фактуре, в отношении которой у налоговых органов появились вопросы, производит перерасчет своих обязательств по НДС и в случае необходимости осуществляет доплату налога в бюджет;

Кроме этого ИФНС вправе назначить проверку организации — налогоплательщика, по результатам которой выявленная ошибка по НДС налоговиками подтверждается или опровергается.

При выявлении налогового разрыва по НДС организация- налогоплательщик следует предпринять следующие действия:

  • Выявить счет-фактуру, по сумме которого у налоговых органов появились вопросы, убедиться в правильном отражении данных сумм НДС в книге покупок и продаж, перепроверить налоговую декларацию по НДС.

  • Если компания после получения требований налоговиков о представлении пояснений проведет внутреннюю проверку декларации и первичных документов и выявит ошибку, необходимо сделать перерасчет НДС и составить уточненную декларацию.

  • Если ИФНС приглашает налогоплательщика на встречу с комиссией по вопросам налоговых расхождений в декларации по НДС, то следует явиться на такую встречу. При этом от организации – налогоплательщика может выступать как руководитель предприятия, так и назначенное им доверенное лицо.

  • Если все данные приведены корректно, то следует составить пояснительную записку и отправить ее в ИФНС вместе с копией счета-фактуры.

Ответ очень простой — так делает налоговая, значит так надо делать и нам — бухгалтерам =)

Налоговики сравнивают декларации НДС и прибыли для того чтобы найти доходы, которые компания забыла обложить НДС.

В самом простом случае (если мы анализируем 1-й квартал отчетного периода и у нас нет сложностей в учете) для сверки нам достаточно внимательно посмотреть обе декларации и сверить строки 010 + 020 (Лист 02) в Прибыли и строку 010 (Раздел 3) в декларации по НДС.

Как провести сверку с инспекцией по расчетам с бюджетом

  • При анализе мы сравниваем данные регламентированных отчетов. Причем, в отчет попадают максимально поздние корректировочные декларации
  • Для вычисления разрешенных разниц используются учетные данные программы
  • Показатели считаются в полных рублях
  • «Разрешенные разницы» разбиты на две группы:
    • Переходящие разницы (разницы в моменте признания дохода)
    • Неизменные разницы
  • Контроль считается пройденным, если итоговая колонка Разница равна нулю.

Мы планируем развивать функциональность отчета:

  • добавить автоматическое формирование ответа на требование налоговой инспекции
  • Также мы готовы прислушиваться к вашим практикам и пожеланиям и реализовывать дополнительные проверки

Причины купить

Наш отчет помогает понять причины расхождений НДС и Прибыли в регламентированных отчетах и ответит на вопрос, есть ли проблема.

Год бесплатной поддержки (если обновится конфигурация или изменится форма, то мы все поправим)

Год дополнительной поддержки стоит — 3 000 руб.

Прочая информация:
Отчет тестировалась на версиях:
1С:Бухгалтерия предприятия 3.0.53 и выше

При необходимости мы можем оказать платные консультации по выявлению разниц между налогом на прибыль и НДС.

В случае необходимости учета индивидуальных нюансов и доработки для работы в измененных конфигурациях работа оплачивается по часам.

Инспекторы собирают сведения о налогоплательщике задолго до начала выездной проверки. Данные берут из налоговых деклараций, результатов «камералок», а также из любых доступных источников. Это могут быть материалы встречных проверок, информационные ресурсы других ведомств (полиции, таможни, миграционной службы и проч.), и даже рекламные объявления.

Полученную информацию заносят в отчет, который называется «Заключение по результатам предпроверочного анализа». Там приведены значения по всем ключевым параметрам, таким как налоговая нагрузка на доходы, на расходы и на чистую прибыль, сумма убытков, уровень заработной платы и т д.

На основании заключения налоговики делают вывод, где кроются возможные нарушения, и что именно нужно искать в рамках выездной проверки. По сути предпроверочный анализ — это подготовительная работа, которая значительно облегчает и сокращает саму проверку.

Если предпроверочный анализ покажет, что налогоплательщик вызывает подозрения, то к участию в выездной проверке пригласят сотрудников органов внутренних дел.

Подозрительными (с точки зрения налоговиков) являются обстоятельства, указывающие, что НДС или акцизы необоснованно предъявлены к возмещению, либо уже возвращены или зачтены.

Также под подозрение попадают предполагаемые налоговые схемы. Ярким примером служит длинная цепочка продавцов и покупателей, в число которых входит одна или несколько фирм-«однодневок». К последним, в числе прочего, относятся компании, зарегистрированные на номинальных учредителей, имеющие номинальных руководителей и т д. И если организация или предприниматель является звеном такой цепочки, то проверять этого налогоплательщика будут не только налоговики, но и полицейские. Заметим, что подобный исход дела можно предотвратить, если заранее навести справки о своих контрагентов (например, при помощи сервиса «Фокус»).

Кроме того, подозрение вызывают факты, свидетельствующие о фиктивном банкротстве компаний и предпринимателей. Наконец, в категорию подозрительных занесут налогоплательщиков, которые, узнав о надвигающейся проверке, в срочном порядке сменили адрес, учредителей или руководителей, начали реорганизацию или ликвидацию. Подобные действия послужат безусловным поводом для привлечения к проверке сотрудников МВД.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *