Налог на движимое имущество в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на движимое имущество в 2024 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2024 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2024 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Имущественные налоги: нововведения 2024 года

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2024 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Новый порядок налогообложения имущества организаций

  • Вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Реализуется возможность провести сверку с налоговым органом с учетом всех объектов, находящихся на учёте (Подробнее…)
  • Одна налоговая декларация по налогу на имущество организаций — по всем объектам в одну Инспекцию (Подробнее…)
  • Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
  • Вводится обязанность представлять сообщение о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложени (Подробнее…)

Если раньше конкретный срок уплаты этих налогов устанавливали регионы, сейчас он один по всей России — 1 марта года, следующего за отчётным. Срок для авансовых платежей не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Отмена деклараций по транспортному и земельному налогам

Начиная с отчётности за 2020 год организации не предоставляют декларации по налогам на транспорт и землю.

Налоговая инспекция в информативных целях будет отправлять организациям сообщение о рассчитанной сумме налога, но это не освобождает организацию от обязанности самостоятельно рассчитать налог и уплатить его в положенный срок. Неполучение от налоговой сообщения — не повод не платить или платить невовремя.

В связи с нововведениями, с 1 января 2024 года у организаций появилась новая обязанность. Если им не пришло из налоговой сообщение о рассчитанной сумме транспортного или земельного налога, они должны направить в ИФНС сообщение о наличии транспортных средств или земельных участков, облагаемых налогом. Сообщение отправляют по форме и в порядке, утверждённым Приказом ФНС России № ЕД-7-21/124 от 25 февраля 2020 г.

К сообщению нужно приложить копии документов, подтверждающих госрегистрацию транспортных средств. По земельным участкам нужно приложить копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на эти участки. Такое сообщение представляется по каждому объекту однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если не отправить такое сообщение, или отправить с опозданием, будет штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с объекта, по которому нужно было представить сообщение.

В связи с тем, что организации больше не будут сдавать декларации по налогам на транспорт и землю, может случиться несовпадение в суммах, рассчитанных и уплаченных организацией и рассчитанных ИФНС по имеющимся у неё данным.

Поэтому с 1 января 2024 года зачет излишне уплаченных сумм транспортного и земельного налогов будут производить не ранее дня, когда ИФНС направит организации сообщение суммах налога (п. 5.1 ст.78 НК РФ).

Изменения в законодательстве по имущественным налогам в 2024 году

В новую декларацию по налогу на имущество организаций включили новый раздел 4. Он заполняется по движимому имуществу, которое фирма (или ее обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс), учитывает в качестве основных средств.

Новый раздел должны заполнять с разбивкой по субъектам РФ:

  • российские организации;
  • иностранные организации, которые ведут деятельность в РФ через постоянные представительства.

Движимое имущество показывают в Разделе 4 декларации по налогу на имущество организаций по среднегодовой стоимости, отличной от нуля. Если такого имущества у фирмы нет, раздел не заполняется.

А как быть в случае, когда у компании есть движимое имущество, среднегодовая стоимость которого отличается от нуля, но нет недвижимости?

Если у объектов административно-делового и торгового назначения, включенных в региональный перечень объектов, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости, таковой нет, то с 2024 года налог на имущество организаций и авансовый платеж по нему в текущем налоговом периоде должен исчисляться исходя из среднегодовой стоимости таких объектов. Это минимизирует риск возникновения выпадающих налоговых доходов.

Также внесены изменения в правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы. С 2024 года ее изменение в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством о кадастровой оценке и ст. 378.2 НК РФ. Например, к таким случаям относятся:

внесение изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, которые ее уменьшают;

корректировка кадастровой стоимости из-за установления рыночной стоимости объекта. Это влечет применение новой стоимости за период, с которого для целей налогообложения применялась изменяемая кадастровая стоимость.

При определении налоговой базы используется постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П. Оно признает не противоречащими Конституции РФ нормы ст. 378.2 НК РФ, но при этом налоговая база не может определяться по кадастровой стоимости здания, строения или сооружения только в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. В таком случае необходимо учитывать назначение и (или) фактическое использование такого здания, строения или сооружения.

В 2024 году предельные налоговые ставки для железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, остаются на уровне налогового периода 2020 года и не могут превышать 1,6%.

Также начиная с представления декларации за налоговый период 2020 года в нее включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. Эта норма направлена на оценку объема выпадающих бюджетных доходов в связи с выведением движимого имущества из-под налогообложения.


ФНС прокомментировала поправки к НК РФ, касающиеся уплаты налога на имущество организаций.

Если у объектов административно-делового и торгового назначения, включенных в региональный перечень объектов, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости, таковой нет, то с 2024 г. налог и авансовый платеж по нему в текущем налоговом периоде должен исчисляться исходя из среднегодовой стоимости таких объектов.

Указано, в каких случаях изменение в течение налогового периода кадастровой стоимости не будет учитываться при определении налоговой базы в этом и предыдущих периодах.

Начиная с подачи декларации за налоговый период 2020 г. в нее включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве основных средств.

С 1 января 2018 года также вступили в силу поправки в ст. 381.1 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ. «Благодаря» им льгота, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ (объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность) отдана на откуп регионам. Т.е. если субъект РФ не установил соответствующим законом возможность применения льготы в отношении указанных объектов, с 01.01.2018 г. они облагаются налогом в общеустановленном порядке.

Налог на имущество для юридических лиц в 2024 году

Начиная с представления декларации за 2017 год организациям нужно использовать новую форму декларации и расчета по авансовому платежу, а также новые порядки заполнения отчетности и форматы подачи документов в электронном виде, утв. Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/[email protected]

Напомним, что за отчетные периоды 2017 года организации могли сдавать расчеты по авансовым платежам по налогу как по форме, утв. Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/[email protected], так и по старой форме, утв. приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 (письмо ФНС России от 23.06.2017 N БС-4-21/12076).

Итак, основные изменения 2018 года связаны с отменой федеральной льготы по движимому имуществу. Теперь власти каждого субъекта самостоятельно решают облагать налогом указанные активы компаний или нет.

С какого имущества бизнесмену или компании нужно платить налог? Важный признак подобного имущества — вхождение в состав основных средств. Об этом говорит НК России в статье 374. Основное средство обязано соответствовать следующим условиям:

  • им будут пользоваться больше года;
  • им будут пользоваться в производстве, сдавать в аренду либо применять для управления;
  • его не станут перепродавать, чтобы извлечь прибыль;
  • благодаря объекту может появиться экономический доход.

Подобное имущество должно переводиться на бух.счет “Основные средства”. Оно облагается налогом, притом объект может находиться в совместном или временном пользовании. Кроме того, организации выплачивают налоги с жилых помещений, не отраженных в составе объектов для продажи.

При уплате есть достаточно тонкостей. К примеру, если основное средство используется, то его цену заносят в соответствующую базу. Притом средство:

  • еще не эксплуатируется;
  • не переведено на счет 01;
  • на объект не зарегистрированы права.

Если основное средство не отражается на счетах и не используется, то выплачивать налоги не потребуется.

В статье 374 в пункте №4 НК России перечисляется имущество, не подлежащее налогообложению:

  • космические корабли;
  • ледоколы;
  • земельные участки;
  • культурные объекты.

Компании на ЕНВД и УСН уплачивают налоги лишь с недвижимого имущества.

Для некоторых типов имущества используются налоговые льготы:

  • если компания находится в свободной экономической зоне, принадлежит к уголовной системе или же к религиозной отрасли;
  • на движимое имущество ничего не платится;
  • имущество “Сколково”, протезных компаний, консультаций юристов и адвокатов, научных гос.центров.

Налоговые органы рассчитывают налоги за бизнесменов. На уплату присылается соответствующее уведомление. Предприниматель должен сам вести расчеты:

  • сначала необходимо понять, за какое имущество следует платить налоги;
  • после проверьте, имеет ли компания право получить льготы;
  • выявите базу и ставки, которые установлены в вашем регионе;
  • проведите оплату в бюджет.

За квартал нужно платить по таким формулам:

Налог на имущество по среднегодовой стоимости = Средняя за отчетный период стоимость ОС × Ставка налога / 4

Налог на имущество по кадастровой стоимости = Кадастровая стоимость имущества × Ставка налога / 4

С этого года наша страна ведет расчет налога из кадастровой стоимости.

Мы рассказывали в нашей консультации, что с 01.01.2019 вступают в силу изменения в гл. 30 «Налог на имущество организаций», которые предусматривают исключение движимого имущества из состава объектов налогообложения по налогу на имущество (п. 19 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ ). С указанной даты объектами налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается недвижимое имущество, в т.ч. имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению. А что понимается под недвижимым имуществом и чем отличается движимое имущество от недвижимого?

В данной статье мы рассмотрели вопрос о том, что такое движимое имущество, определение и характеристика движимых активов. Право собственности на владение подобными активами не нужно подтверждать при помощи регистрационной процедуры в органах контроля. Единственным исключением являются те активы, необходимость регистрации которых закреплена в действующих законах. К этой группе имущественных объектов относятся автомобили, музейные ценности и огнестрельное оружие.

Гл.30 НК РФ даже в редакции, действующей с 01.01.2019, не дает понятия недвижимого имущества и его отличий от движимого. Поэтому налогоплательщику необходимо руководствоваться порядком, указанным в п. 1 ст. 11 НК РФ. Так, если иное не предусмотрено НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Что относится к движимому и недвижимому имуществу, указано в ст. 130 ГК РФ. Отмечается, что к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в т.ч. здания, сооружения, объекты незавершенного строительства). Также к недвижимости относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.

К недвижимому имуществу относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в порядке, установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Соответственно, то имущество, которое не относится к недвижимости, признается движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

В России хотят ввести новый налог на движимое имущество

Основной причиной актуальности вопроса о принадлежности различных объектов к группе движимых или недвижимых активов является особенность отечественной системы уплаты налогов. Каждый субъект предпринимательства обязан регулярно сдавать отчетность по имущественному налогу. Данная процедура регламентирована двести пятьдесят шестой и двести пятьдесят восьмой статьями Налогового законодательства. В данных нормах закона говорится о том, что обложению налогом подлежат все объекты, которые требуют официального подтверждения права собственности.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что движимые активы не подлежат налогообложению. Также данная информация позволяет сделать вывод, что субъектам предпринимательства необходимо уделять повышенное внимание процессу определения правового статуса каждого актива. В случае неправильной идентификации объекта могут возникнуть непредвиденные сложности, имеющие юридический характер.

Также следует отметить, что далеко не все недвижимые объекты облагаются имущественным налогом. Согласно четвертому пункту, триста семьдесят четвертой статьи Налогового законодательства, налогом на имущество не облагаются участки земли, природные ресурсы и водные конструкции, а также предметы культурного наследия, имеющие федеральное значение. К этой же категории можно отнести воздушные и морские суда, зарегистрированные в соответствующем реестре.

Основным показателем для имущества, с которого выплачивается налог, является то, что он является основным средством, то есть использование:

  • в течение срока, превышающего 1 год
  • с целью получения прибыли
  • не для продажи

Налог на движимое имущество не является новым налогом, за исключением того, что он стал региональным. Этот налог платят юридические лица (в том числе обособленные подразделения, с отдельным балансом) на ОСНО. Обособленные подразделения рассчитывают налог по законодательству региона, где они зарегистрированы.

Организации на спецрежимах (УСН и ЕНВД) не платят этот налог.

Как и за неуплату любого налога за неуплату налога на движимое имущество подвергается ответственности.

Вид ответственности Нормативный акт Наказание
Налоговая НК РФ На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляют (п. 3 ст. 58).

Штраф составит 20% от суммы недоимки, при умышленной неуплате – 40% (ст. 122).

Административная КоАП РФ Неуплата налога из-за нарушения правил бухучета (искажение более 10%), штраф – от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11).
Уголовная УК РФ Штраф, принудительные работы и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест, лишение свободы (ст. 199 и 199.1)

На основании НК РФ требование об уплате штрафов ФНС направляет в течение 20 рабочих дней с даты принятия решения на основе результатов налоговой проверки.

При сдаче декларации был произведен расчет на сумму налога в размере 50000 руб. Потом была подана уточненная декларации на сумму налога 75000 руб.

В этом случае возрастает обязательство по налогу, поэтому такая ситуация трактуется как искажение информации и на разницу, составляющую 25000 руб. (75000 – 50000) будет начислен штраф 20% или при доказательстве умышленности недоимки – 40%.

Налоговая служба Российской Федерации продолжает работать над упрощением ведения документации по налогам:

  1. Возможность получения льгот в заявительном порядке.
  2. Можно представить все документы в один налоговый орган.
  3. Отмена деклараций и введение сообщений о начисленной сумме.
  4. Расширенный формат подачи документов в электронном виде и получение данных о налогоплательщике в рамках взаимодействия между системами.

На сегодняшний день законодательство не ввело никаких изменений относительно первой и второй амортизационных групп, поэтому в этом случае все остается так, как было.

Однако начиная с третьей амортизационной группы порядок исчисления налога и его уплаты несколько меняется. С января наступившего года все решения относительно того, кого освободить от уплаты налога на движимое имущество, принимают исключительно региональные власти.

Помимо этого, с января текущего года принимается дополнение к закону, которое гласит, что теперь большее количество граждан могут частично или полностью освободиться от выплаты налога на движимое имущество.

К ним относятся такие категории оборудования, как:

  • движимое имущество, которое на федеральном уровне было причислено к категории высокоэффективного материального средства;
  • движимое имущество, с момента регистрации которого прошло не больше трех лет.

Налог на недвижимое имущество измениться

Тем не менее, многие главы регионов решили не пользоваться возможностью продлить или расширить льготную категорию.

В настоящее время региональные власти во многих субъектах оставили все в таком положении, как оно было в прошлом году.

Несмотря на то что предприятия могли выиграть тем, что заплатили бы меньше налогов, и эти деньги пошли на расширение экономических возможностей, регион вынес решение не предоставлять им такой выгоды.

Начиная с января текущего года, все внесенные и ранее рассмотренные поправки были внесены в текст действующего законодательства и уже действуют на территории всей страны. Именно из-за данных поправок все полномочия по распоряжению льготами были переданы в руки региональных властей. В том числе на откуп региональным властям были переданы и энергоэффективные объекты.

Это означает, что если конкретный регион нашей страны не внес соответствующее постановление, на основании которого энергоэффективные объекты будут пользоваться определенными льготами, то они будут облагаться налогом в установленном законом порядке.

Кто не должен заполнять новый раздел 4 декларации по имуществу?

Налоговым периодом по данному обязательному платежу считается календарный год. Что касается отчетных периодов, то они зависят в первую очередь от способа исчисления налога.

Так, предприятия, которые использует метод расчета по кадастровой стоимости, отчитываются в первом, втором и третьем кварталах, тогда как все остальные – в первом квартале, по итогам полугодия и девяти месяцев.

Для российских компаний предусмотрено обложение налогом движимого и недвижимого имущества, которое отражается на балансе в качестве основного средства.

Неначисление налога на подобного рода имущество и не отражение его в виде основного средства налоговые органы будут воспринимать уклонением от уплаты налога, так как это является нарушением норм бухучета.

На жилье предусмотрено начисление налога даже в тех случаях, когда организация учитывает его на балансе не в качестве основного средства.

Иностранные организации, открывшие на территории РФ свои представительства, при начислении налога руководствуются аналогичными правилами. В случае отсутствия постоянного представительства в России все находящееся в собственности компании имущество подлежит налогообложению.

На общих основаниях начисление налога производится на те объекты имущества, которые были переданы во временное пользование, распоряжение или владение, находятся в доверительном управлении, являются совместной собственностью или получены в соответствии с концессионным соглашением.

Не является основанием для освобождения от уплаты налога отсутствие государственной регистрации или отправка основного средства на консервацию.

В число обязательных платежей, которые должны совершать юридические лица, входит налог на имущество, предусмотренный Налоговым кодексом РФ. Он уплачивается как отечественными компаниями, так и иностранными, осуществляющими деятельность на территории РФ.

Нюансы налогообложения различаются в отдельных регионах, так как многие вопросы, касающиеся его уплаты, детализируются региональными нормативно-законодательными актами.

По словам председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, Совфед предупреждал правительство, что в результате принятия закона об освобождении движимого имущества от налогообложения могут возникнуть выпадающие налоговые доходы в региональных бюджетах. «Совет Федерации возражал против принятия подобного закона об освобождении движимого имущества от налогообложения. Было поручение президента, но оно исполнено было неточно. Мы говорили о том, что новое приобретаемое оборудование для повышения производительности труда, для улучшения условий труда, мы двумя руками за то, чтобы это новое оборудование не облагалось налогами, но не послушали, все освободили. В итоге мы настаивали на том, чтобы был сделан четкий перечень, чтобы Минэкономразвития определило, что такое движимое имущество. Ничего сделано не было, потому что это крайне сложно сделать. Мы предупреждали, что в результате принятия этого закона будут большие выпадающие налоговые доходы в бюджеты субъектов РФ, так и произошло», — подчеркнула Матвиенко.

Она добавила, что Совет Федерации ожидает принятия решения об отмене данной льготы. «Нас заверяло министерство финансов, что все выпадающие доходы субъектов будут компенсированы, так вот расчеты субъектов и расчеты Минфина разнятся в два раза, но даже эти выпадающие доходы так и не были компенсированы. Закон неправильный, плохо работающий, мы ждем, наконец, принятия соответствующего решения», — сказала Матвиенко.

Ранее министр финансов Антон Силуанов, выступая на заседании правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), заявил, что Минфин готов рассмотреть предложение бизнеса облагать налогом и движимое, и недвижимое имущество, но снизить ставку наполовину.

Решением правительства налог на движимое имущество был отменен, однако отмена вызвала много споров у бизнес-сообщества о разграничении понятия движимого и недвижимого имущества.

Отмена налога на движимое имущество компаний начала действовать с 1 января 2019 года. Предполагается, что эта мера должна способствовать ускоренному обновлению основных фондов и создавать стимулы для развития промышленности.

Налог на имущество организаций является региональным. Субъекты РФ, устанавливая собственные ставки налога, вправе дифференцировать их в зависимости от категорий налогоплательщиков и вида имущества. В отношении отдельных объектов недвижимости (торговых и административно-деловых центров, офисов, точек общепита и др.) при расчете налога применяется их кадастровая стоимость, если субъект РФ принял соответствующий закон, а конкретный объект включен в специальный региональный перечень.

Минфин рассказал о возврате налога на движимое имущество бизнеса

Если у вас есть объекты налогообложения, но итоговая сумма налога равна нулю, декларацию нужно сдать. В этом случае вы являетесь плательщиком налога и должны отчитаться, несмотря на то, что налог нулевой.

Такое бывает в двух случаях:

  1. Ваша недвижимость полностью самортизирована, её остаточная стоимость равна нулю. При этом она облагается налогом по среднегодовой стоимости.
  2. Вся ваша недвижимость освобождена от налога по федеральным или региональным льготам.

Когда у организации совсем нет недвижимости, признаваемой объектом налогообложения, она не является налогоплательщиком и не должна сдавать декларацию.

Новая строка 002 «Признак СЗПК» нужна только для организаций с соглашением по капиталовложениям. Проставьте в строке «1», если недвижимость связана с исполнением СЗПК, «2» — если не связана. Для каждого признака нужен отдельный раздел 2 и раздел 3.

Утвердили новые коды федеральных и региональных льгот, связанных с коронавирусом:

  • 2010501 и 2010505 — для малых и средних предприятий;
  • 2010502 и 2010506 — для социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • 2010503 и 2010507 — для некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса;
  • 2010504 и 2010508 — для централизованных религиозных организаций.

Ввели специальный код для имущества участников СЭЗ — «14». Его применяют для недвижимости Крыма и Севастополя. Код указывайте в строке 001, и для каждого кода составляйте свой раздел 2.

С 1 января 2024 года в силу вступили поправки к НК РФ, в соответствии с которыми в декларацию по налогу на имущество нужно включать сведения о движимом имуществе. Специально для этого ФНС добавила в форму декларации новый раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе организации в качестве объектов основных средств». Его надо заполнить уже в декларации за 2020 год, если у компании на балансе есть такие основные средства.

Среднегодовую стоимость имущества нужно указать по каждому региону. Здесь же отражается стоимость такого имущества, числящегося за обособленным подразделением, которое имеет отдельный баланс.

На данный момент четвертый раздел носит справочный характер, так как движимое имущество по-прежнему не является объектом налогообложения. Но есть вероятность, что в будущем их снова начнут облагать налогом, правда, Минфин обещает снизить ставки.

Налог на имущество юридических лиц может претерпеть изменения на протяжении года, но пока известны только некоторые из них. Они уже отражены в официальных документах:

  1. Отмена деклараций (по транспортному и земельному налогам) и замена их сообщениями налоговой инспекции о начисленной сумме (она рассчитывается по количеству и характеру объектов).
  2. Срок оплаты установлен единый – транспортный и земельный налоги для юридических лиц вносятся не позднее 1 марта 2022 года (или 1 марта, которое наступает за любым истекшим налоговым периодом).
  3. Уплата двух форм налогообложения производится на основании сообщения отделения ФНС. Расчет суммы происходит на основании поданного перечня с документами о регистрации. Предоставленные данные могут проверяться и уточняться.

Авансовые платежи, как и ранее, должны быть сделаны не позднее последнего числа первого месяца, который наступил за истекшим периодом.

Как следует из самого термина, кадастровая цена устанавливается по кадастровым (реестровым) записям. Соответственно, вычисляется она по результатам государственной оценочной деятельности и соответствует рыночной цене, установленной массовым методологическим способом.

Установленные таким образом цены вносятся в государственную кадастровую книгу с присвоением каждому объекту недвижимости собственного номера.

С 1 января 2020 года в Налоговый кодекс внесены изменения касательно налога по кадастровой стоимости на имущество организаций, а именно:

  • В отношении налоговых ставок на имущество организаций по кадастровой стоимости уточнена предельная налоговая ставка не выше 2 процентов во всех регионах страны. До 2020 года для Москвы и остальных регионов действовали разные ограничения. (Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
  • Добавлены объекты налогообложения (жилые, садовые дома, гаражи и пр.). То есть, теперь юрлица, обладающие объектами, которые облагаются налогом на имущество физических лиц, должны платить налог на имущество организаций по кадастровой стоимости. (Изменения внесены Федеральным законом от 28.11.2019 N 379-ФЗ).
  • Если до 1 января 2020 года условием по уплате налога по кадастровой стоимости для организаций было право собственности, то теперь к этому еще добавилось имущество, находящееся в доверительном управлении, и полученное по концессионному соглашению. (Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
  • С 2020 года организациям не нужно сдавать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество, остались только налоговые декларации, форма которых, кстати, тоже видоизменилась. (Закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ, Приказ ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405).

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2024 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2024 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2024 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость.

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость или кадастровая стоимость. Если база по объектам недвижимости не определяется как кадастровая стоимость, ее нужно считать по среднегодовой стоимости. База рассчитывается отдельно по каждому объекту.

В свою очередь среднегодовая стоимость = (суммарная остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца + остаточная стоимость на 31 декабря) / 13.

Пример расчета. ООО «Компас» на рынке услуг уже 8 лет. За это время Общество закупило различные основные средства, которые помогают осуществлять деятельность. Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2020 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные:

По состоянию на: Остаточная стоимость, тыс. руб.
01.01.19 100
01.02.19 95
01.03.19 90
01.04.19 85
01.05.19 80
01.06.19 75
01.07.19 70
01.08.19 234
01.09.19 207
01.10.19 191
01.11.19 174
01.12.19 146
31.12.19 118

Рассчитаем среднегодовую стоимость: (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 +70 + 234 + 207 +191 + 174 + 146 + 118) / 13 х 1000 = 128 077 руб.

Налог к уплате за год = 128 077 х 2,2 % = 2 818 руб. (при условии, что организация не платит авансы).

Если в регионе установлены авансовые платежи, организациям нужно платить их трижды в год, а затем уменьшать налог к уплате за год на их суммы.

Допустим, что в предложенном примере помимо налога требуется вычислить сумму аванса за все отчетные периоды.

Средняя стоимость облагаемых объектов за I квартал = (100 + 95 + 90 + 85) / 4 х 1000 = 92 500 руб.

До 2019 года имуществом в целях взимания налога считались разные активы, в том числе движимые. Теперь же облагается платежами лишь недвижимое имущество. Юридические лица платят с него налог на имущество организаций, а индивидуальные предприниматели – налог на имущество физических лиц. Оба этих платежа относятся к региональным, что означает множество нюансов налогообложения в каждом конкретном субъекте РФ.

Что касается компаний и ИП на упрощёнке, то согласно статье 346.11 НК РФ, их недвижимость должна быть освобождена от налогообложения. Вместо налога на имущество и ряда других они производят платёж в связи с применением УСН. Однако в нормах этой статьи есть исключения, и они существенно всё меняют.

В пункте 2 статьи 346.11 сказано, что налог на имущество при УСН взимается с объектов недвижимости, база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Это относится к собственной недвижимости компании, а также принадлежащей ей на праве хозяйственного ведения либо полученной по концессионному соглашению.

Налог на имущество организаций

Чиновники определили два варианта расчета налога на имущество. Общепринятый вариант — это исчисление налогооблагаемой базы исходя из среднегодовой стоимости недвижимых активов. Второй случай — это расчет по кадастровой цене. Второй вариант более простой, однако применять его можно только в отношении закрытого перечня объектов. Все имущество, стоимость которого определяется по кадастру, указано в п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ.

Если на балансе одной компании имеются обе категории имущественных активов, то исчислять налоговые обязательства придется отдельно по каждой категории объектов. Иными словами, в расчет среднегодовой стоимости нельзя включать объекты, по которым начислять налог на имущество организаций следует из расчета кадастровой стоимости, и наоборот. Требуется отдельный учет и подсчет.

О том, как рассчитать и учесть налог на имущество организаций с кадастровой стоимостью, мы рассказали в специальной статье «Учет налога на имущество юрлиц, исходя из кадастровой стоимости». Теперь покажем на примере, как рассчитать сумму платежей в бюджет по среднегодовой стоимости объектов.

Размер налога на имущество определяется как произведение налогооблагаемой базы на ставку, утвержденную региональными властями на соответствующий отчетный период. Показатели ставок могут отличаться в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика. Уточнить текущие значения можно на сайте ФНС, однако максимальное значение не может превышать 2,2 %.

В первую очередь определяем налогооблагаемую базу.

Вычисление осуществляем по формуле расчета налога на имущество организации:

СрГодСт = (ОС1 + ОС2 + … + ОСп1 + ОСп2) / (М + 1),

где:

  • СрГодСт — среднегодовая стоимость имущества за налоговый период;
  • ОС1, ОС2… — остаточная стоимость имущества на 1-ое число каждого месяца налогового периода;
  • ОСп1 — остаточная стоимость имущества на 1-ое число последнего месяца налогового периода;
  • ОСп2 — остаточная стоимость имущества на последнее число последнего месяца налогового периода;
  • М — количество месяцев в налоговом периоде.

По общим правилам, налогоплательщики обязаны исчислять и уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов (кварталов). Например, чтобы рассчитать авансовый платеж за 9 месяцев 2020 года, в знаменателе укажите 10 (9+1). Полученную сумму разделите на 4, и только потом примените ставку налога на имущество организаций, расчет-пример далее.

Подлежит налогообложению любое недвижимое имущество, согласно статье 374 НК РФ.

При этом каждый объект должен находиться на балансе юридического лица в разделе «Основные средства». Сюда же включается и то, что передано на условиях договора временного пользования и доверительного управления.

На балансе юридического лица могут учитываться основные средства, которые переданы ему в управление оперативного или хозяйственного ведения. Они также подлежат учету при расчете суммы налога. Его платит балансодержатель.

С начало налогового периода в 2019 году, движимое имущество организаций не признается налогообложению.

В список необлагаемого имущества входят объекты (п. 4, ст. 374 НК РФ):

  1. Имеющие официальный статус и отнесенные к культурному наследию народов России (произведения живописи, скульптуры, памятники культуры и истории, и иные, перечисленные в Федеральном законе от 25.06.2002 года № 73-ФЗ).
  2. Находящиеся в управлении оперативном органов исполнительной власти Федерации, а также судам, поименованным в международном реестре судов.
  3. Все объекты природопользования (природные ресурсы, в том числе водные объекты).
  4. Ядерные хранилища.
  5. Атомные суда и установки, ядерные установки, космические объекты, ледоколы.
  6. Основные средства на балансе организации, относящиеся к 1 и 2 группам амортизации.
  7. Суда и воздушные суда, получившими статус в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года № 291-ФЗ.

Устанавливают ставку налогового сбора на имущество законы субъектов Российской Федерации, но она не может превысить предельную величину 2,2%. Такое ограничение отражено в статье 380 НК РФ.

Ставка может быть ниже ее или равной в разных территориях страны. Точную цифру, применяемую непосредственно к своей территории, можно уточнить в налоговой инспекции или официальном сайте ФНС.

Чтобы правильно определить сумму аванса, нужно определить среднегодовую стоимость имущества.

Налог на имущество = Средняя квартальная стоимость × Ставку налога / 4.

Берется кадастровая оценка недвижимого объекта, которая устанавливается на 1 января отчетного года.

Налог на имущество = Кадастровая стоимость × Ставка налога

Если говорить об авансовой системе, то платеж будет равен годовой сумме, деленной на 4.

Организация, не обязанная платить авансы, вносит полную сумму по итогам года. При уплате авансов, в итоге следует вычесть из годовой суммы ранее уплаченные предварительные взносы.

В основе определения суммы имущественного налога лежит среднегодовая стоимость имущества.

∑Ср. год. = (∑ост. нач. М1 + ∑ост. нач. М2 + … + ∑ост. нач. М12 + ∑ост. кон. М12) / 13

Высчитывается остаточная стоимость на 1 число всех месяцев отчетного периода в отдельности и остаточная стоимость на конец года. Эти показатели суммируются. Впоследствии полученная цифра делится на 13 месяцев.

Пример расчета:

ООО «Инифити» владеет ОС, облагаемыми налогом на имущество, балансовая стоимость которых на 1 января 2020 года составляет 1 250 000 руб. Из-за введения и выведения активов, а также с учетом амортизации стоимос��ь ежемесячно изменялась, что видно на балансе ниже в цифрах:

До 01.01.2021 г. налог на движимое имущество, находящееся на балансе организации с 01.01.2013 г.

налог не уплачивался, но налог на имущество перешел в разряд региональных и Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ внес поправки о том, что движимое имущество регулируется местным законодательством и не может превышать 1,1%, т.е. могут быть предоставлены льготы по этому налогу.

Эти льготы могут быть дифференцированы по годам и по видам деятельности организаций. Также субъект РФ может принимать законы в отношении льготы в любое время 2024 года задним числом.

Если движимое имущество получено в результате:

  • реорганизации или ликвидации
  • сделки с взаимозависимым лицом,

то льгота не распространяется

Важно! Если все имущество организации относится к льготному, то обязательно нужно сдавать налоговую декларацию (льгота 0% не освобождает от сдачи отчетов).

Основным показателем для имущества, с которого выплачивается налог, является то, что он является основным средством, то есть использование:

  • в течение срока, превышающего 1 год
  • с целью получения прибыли
  • не для продажи

Налог на движимое имущество не является новым налогом, за исключением того, что он стал региональным. Этот налог платят юридические лица (в том числе обособленные подразделения, с отдельным балансом) на ОСНО. Обособленные подразделения рассчитывают налог по законодательству региона, где они зарегистрированы.

Организации на спецрежимах (УСН и ЕНВД) не платят этот налог.

С 01.01.2021 г. на основании 335-ФЗ от 27.11.2017 субъект РФ принимает решение об освобождении от налога на движимое имущество (с 01.01.2021 г. на балансе как основное средство кроме 1 и 2 амортизационных групп). А если региональный закон не издан, то ставки в 2024 году не могут быть более 1,1%.

Налог на движимое имущество уплачивается ежеквартально авансовыми платежами. Сроки уплаты налога регулируются законодательством субъекта РФ.

При этом не нужно выплачивать налог со всего движимого имущества: изменение относится к компаниям, владеющим движимым имуществом 3-10 амортизационных групп.

Организация расположена в Тюменской области. Остаточная стоимость объектов движимого имущества в 1 квартале составляла:

Определить размер авансового платежа в 1 квартале.

Согласно Закона Тюменской области от 24.10.2017 № 74 все организации Тюменской области выплачивают налог на движимость, принятую на учет в 2013 году и позднее, по пониженной ставке – 0,55%.

Авансовый платеж за 1 квартал составил 254,375 руб.

Федеральным законом от 03.08.2021 № 302-ФЗ вносятся изменения в НК РФ, в соответствии с чем с 2024 года все движимое имущество освобождается от налога на имущество.

Этот закон направлен на снижение налоговой нагрузки и с целью стимулирования модернизации промышленности, инновационного развития и обновления активной части основных фондов организаций (машин, оборудования).

В числе прочего подписанный закон уточняет момент, с которого налог на имущество физлиц рассчитывается с применением полагающихся физлицу льгот. В соответствии с будущей редакцией п. 6 ст. 407 НК РФ льготы при расчете налога учитываются начиная с налогового периода, в котором у плательщика возникло право на указанные льготы, а не с момента направления в ИФНС соответствующего заявления. Это положение вступит в законную силу уже с 1 января 2024 года (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Одновременно поправки разрешают учитывать изменение кадастровой стоимости недвижимости при расчете налога как в текущем, так и предыдущих налоговых периодах (будущая редакция ст. 403 НК РФ). Применять таким образом изменившуюся кадастровую стоимость недвижимости разрешается в случаях:

  • уменьшения кадастровой стоимости из-за исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости;
  • внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

В части транспортного налога поправки уточняют порядок определения момента, с которого плательщики-физлица вправе рассчитывать на получение существующих налоговых льгот. В указанных целях ст. 361.1 НК РФ дополняется нормой о том, что налоговая льгота предоставляется физлицу начиная с момента возникновения права на такую льготу, а не с налогового периода, в котором плательщик направит в ИФНС соответствующее заявление.

С 1 июля 2024 года поправки исключают возможность перерасчета транспортного налога в сторону его увеличения. В связи с этим в ст. 52 НК РФ вносится уточнение, согласно которому перерасчет транспортного налога физлица можно будет проводить только в случаях, если такой перерасчет не влечет увеличение ранее уплаченной суммы этого налога независимо от оснований перерасчета (пп. «а» п. 10 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Еще одна важная поправка касается порядка прекращения обязанности по уплате транспортного налога в отношении уничтоженных или погибших транспортных средств. Напомним, до настоящего момента налог прекращал начисляться только с момента снятия таких транспортных средств с учета в ГИБДД (ст. 362 НК РФ). По новым правилам, вступающим в силу с 1 января 2024 года, транспортный налог на уничтоженный транспорт перестанет начисляться уже с 1-го числа месяца, в котором произошла гибель или


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *