Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец положения о стажировке водителей в 2024 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Профессиональный отбор включает в себя:
- подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;
- испытание.
Профессиональный отбор водителя состоит из двух частей. На первом этапе, также как и раньше, работодатель проверяет водительское удостоверение и документы об образовании работника.
Что касается второго этапа, то его традиционное название «стажировка» заменили на новый термин «испытание».
Новые правила стажировки водителей с 1 января 2024 года
9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.
Порядок прохождения профессионального отбора водителей, действующий до 31 декабря 2024 года, требует, чтобы при приеме водителя на работу работодатель провел собеседование. В новом порядке аналогичное требование отсутствует.
Также исключены и другие пункты, связанные с собеседованием. Например, с 2024 года не требуется оформлять лист собеседования.
13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.
Количество часов стажировки устанавливается работодателем.
7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.
В данном пункте есть несколько важных нововведений:
1. Понятие стажировка заменили на понятие испытание. Аналогичное определение используется и в Трудовом кодексе.
2. Из документа исключена информация о том, что количество часов стажировки определяется работодателем. Однако, поскольку других указаний по поводу продолжительности стажировки в документах нет, фактический срок все равно устанавливается работодателем.
Естественно, при выборе срока нужно помнить и о требованиях статьи 70 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
3. Изменились и условия проведения испытания (стажировки). До 31 декабря 2020 года стажировка проводилась лишь при определенных условиях (при первом приеме на работу, при перерыве в работе больше года, при приеме на работу на другой тип ТС). С 1 января 2024 года испытание должны проходить все водители, принимаемые на работу.
- кто подлежит стажировке;
- кто осуществляет общее руководство стажировкой работников и кто является непосредственным руководителем стажирующихся;
- формы стажировки и ее продолжительность;
- место проведения стажировки;
- права и обязанности сторон процесса стажировки;
- формы отчетов о результатах проведения стажировки.
Водители, не имеющие опыта работы, переведённые с одного вида транспорта на другой, либо если их трудовая деятельность в данной должности имела перерыв более двенадцати месяцев, обязаны проходить стажировку. Целью данной процедуры является усовершенствование приобретённых знаний и навыков, обеспечивающих безопасное вождение на дорогах, умение их применять в конкретных условиях. Приказ Минтранса № 59 возлагает на работодателя проведение стажировки, последний издаёт приказ по предприятию, назначает наставника и необходимое число часов.
Обратить внимание! Если в штате предприятия нет водителя, соответствующего всем вышеизложенным требованиям, то стажировка может осуществляться лицом, привлечённым со стороны, чего не запрещает приказ Минтранса № 59. С образовательной организацией (физическим лицом или ИП), имеющей подтверждающие сертификаты и лицензию, дающую право на этот вид деятельности, заключается гражданско-правовой договор, на основании которого проводится обучение водителей нужной категории.
Акция месяца 8- Узнайте, как проводится стажировка водителей при приеме на работу, по какой программе, что включить в положение о стажировке водителей с учетом новых правил. До допуска к самостоятельной работе все кандидаты проходят стажировку. Стоит учитывать, что пройти предварительную стажировку водителей обязаны те соискатели, которые:. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно! Работа водителя требует высокого уровня профессионализма и ответственности, поскольку от этого человека зависит жизнь и здоровье пассажиров, сохранность имущества организации, а часто и ее репутация.
Можно не разрабатывать отдельно положение о практической подготовке для небольших предприятий, в которых числится 2-3 транспортных средства. Но если парк ТС отличается как количеством, так и многообразием марок и модификаций, нужно разработать отдельное положение. Одного приказа будет недостаточно.
Весь процесс важно правильно оформить документально. Первый шаг – издайте положение о стажировке водителей на вашем предприятии. В этом документе нужно описать сроки, порядок проведения, права и ответственность сторон и прочие моменты.
Водитель на предприятии – это ответственная должность, от его профессионализма зависит безопасность жизней, сохранность транспорта и грузов. Поэтому после проведения профессионального отбора организуйте для нового водителя стажировку.
Далее лист передают в кадровый отдел или непосредственно руководителю, он принимает решение, брать ли кандидата на работу. Если ответ положительный, то необходимо распоряжение о допуске водителя к управлению транспортным средством и оформить нового сотрудника по всем нормам Трудового законодательства.
Порядок проведения стажировки водителей автомобилей при приеме на работу, а также образцы программы, приказа, положения, сроки прохождения представлены в данной публикации. Стажировка водителей таксомоторов и грузовых автомобилей. При повторной ДТП водитель направляется на дополнительные занятия по часовой программе и последующую стажировку в течение 20 часов на маршрутах. Руководящий документ.
Программа стажировки водителей утверждается руководителем, который издает Приказ о прохождении стажировки. Прохождение водителем стажировки по программе отмечается в стажировочном листке. После прохождения стажировки, водитель допускается к работе Приказом о допуске к самостоятельной работе , после чего водителю по акту-передачи передается конкретный автомобиль, что подтверждается Актом закрепления транспортного средства. Программа стажировки водителей — один из основных внутренних нормативных документов на предприятии для полноценного обеспечения БДД. Законодательство по обеспечению БДД обязывает юр. Программа стажировки водителей включает в себя с одержание и последовательность этапов стажировки в виде:. Кроме Программы стажировки водителей, в пакет нормативных документов по БДД дополнительно входят следующие программы:.
Полная стоимость курса обучения. Ежегодные ти часовыекурсы по БДД — р. Общие положения. По окончании стажировки водитель-наставник в карточке стажировки дает письменное заключение о готовности водителя к самостоятельной работе. Стажировке подлежат водители:. Имеющие стаж работы менее одного года. Продолжительность стажировки не менее 35 часов. Не работавшие в качестве водителя более одного года. Продолжительность стажировки не менее 20 часов.
Образец положения о стажировке водителей в 2024 году
Проведение стажировки водителей при приеме на работу Проведение стажировки водителей при приеме на работу Стажировка водителей при приеме на работу иногда бывает необходимым этапом допуска сотрудника к самостоятельной трудовой деятельности. Разберемся, как проводится стажировка, как она оформляется и какой статус имеет в организации водитель-стажер.
Стажировка в обязательном порядке проводится в этих случаях:
- Водитель принимается на работу с вредными условиями (статья 225 ТК).
- Водитель принимается на работу впервые или после годового перерыва в профессиональной деятельности (п.13 Приказа Минтранса №59 от 11 марта 2016 года).
Стажировку стоит провести при переводе на другой тип транспорта.
Стажировка подразделяется на эти этапы:
- Тестирование для проверки знания теории.
- Заезды на площадке.
- Вождение по маршруту в присутствии ответственного водителя с достаточным опытом.
- Вождение с грузом или пассажирами.
Стажировка предполагает назначение ответственного лица, которое будет проводить инструктаж водителя. К нему предъявляется ряд требований. В частности, у этого лица должен быть большой водительский стаж.
Длительность стажировки зависит от будущей работы и опыта водителя. Однако она, в отличие от испытательного срока, в любом случае будет непродолжительной. Как правило, это 4-8 часов. Стажировка является оплачиваемым временем. Размер зарплаты определяется положениями трудового договора.
Проведение стажировки сопровождается оформлением этих документов:
- Положение о проведении мероприятия.
- Распоряжение о допуске к стажировке.
- Программа обучения.
- Распоряжение о допуске к работе без наставника.
Сотрудник допускается к стажировке на основании соответствующего приказа. В нем должны содержаться сроки мероприятия, данные о водителе и его наставнике.
ПОЛОЖЕНИЕ о стажировке и допуске к самостоятельной работе
- кто подлежит стажировке;
- кто осуществляет общее руководство стажировкой работников и кто является непосредственным руководителем стажирующихся;
- формы стажировки и ее продолжительность;
- место проведения стажировки;
- права и обязанности сторон процесса стажировки;
- формы отчетов о результатах проведения стажировки.
Водители, не имеющие опыта работы, переведённые с одного вида транспорта на другой, либо если их трудовая деятельность в данной должности имела перерыв более двенадцати месяцев, обязаны проходить стажировку. Целью данной процедуры является усовершенствование приобретённых знаний и навыков, обеспечивающих безопасное вождение на дорогах, умение их применять в конкретных условиях. Приказ Минтранса № 59 возлагает на работодателя проведение стажировки, последний издаёт приказ по предприятию, назначает наставника и необходимое число часов.
Важно! Карточка с результатами оформления стажировки хранится в отделе кадров. Водитель имеет право ознакомиться с её данными в любое время и получить соответствующее уведомление или копию документа.
Обратить внимание! Если в штате предприятия нет водителя, соответствующего всем вышеизложенным требованиям, то стажировка может осуществляться лицом, привлечённым со стороны, чего не запрещает приказ Минтранса № 59.
С образовательной организацией (физическим лицом или ИП), имеющей подтверждающие сертификаты и лицензию, дающую право на этот вид деятельности, заключается гражданско-правовой договор, на основании которого проводится обучение водителей нужной категории.
В данном случае возникает интересный вопрос. Что делать организации, в которой нет водителя, соответствующего приведенным требованиям? Еще более интересная ситуация – организация, где берут на работу первого водителя.
В случае если в организации нет опытного водителя-наставника, для проведения стажировки заключается договор с автотранспортным предприятием, имеющим свидетельство (лицензию) на право стажирования водителей.
Акция месяца 8- Узнайте, как проводится стажировка водителей при приеме на работу, по какой программе, что включить в положение о стажировке водителей с учетом новых правил. До допуска к самостоятельной работе все кандидаты проходят стажировку.
Стоит учитывать, что пройти предварительную стажировку водителей обязаны те соискатели, которые:. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте.
Это быстро и бесплатно! Работа водителя требует высокого уровня профессионализма и ответственности, поскольку от этого человека зависит жизнь и здоровье пассажиров, сохранность имущества организации, а часто и ее репутация.
- Информацию об организации, в которой он собирается трудиться.
- Требования к безопасности управления ТС.
- Режим труда и отдыха в организации, его особенности.
- Прохождение предрейсового осмотра автомобиля и медицинского осмотра водителя.
- Информацию о нормах грузоподъемности автомобиля, нормах перевозки пассажиров в салоне. Работа с льготными, особыми категориями граждан при перевозке пассажиров, инвалидов.
- Информирование об аварийных участках маршрута, знакомство со статистическими данными об авариях, во избежание их повторений.
- Обучение работе с рейсовой документацией, приемами корректного заполнения путевых листов и других документов.
Стажировочный лист для водителя
[ Ф. И. О. ] имеет водительское удостоверение на право управления ТС категории [ вписать нужное ] серия [ значение ] N [ значение ], выданное [ указать отделение ГИБДД ] [ число, месяц, год выдачи удостоверения ], свидетельство (удостоверение) по специальности [ вписать нужное ] N [ значение ], выданное [ кем и когда ]. [ Принят/Переведен ] на работу приказом от [ число, месяц, год ] N [ значение ] таб. N [ значение ] на должность [ вписать нужное, например, водителя автомобиля ] на [ марка, модель, государственный номер транспортного средства ].
— водителем — [ значение ] месяцев/лет;
— по специальности — [ значение ] месяцев/лет.
Направляется для прохождения стажировки в [ указать место стажировки ] на [ марка, модель, государственный номер транспортного средства ].
Работник, проводящий стажировку — [ указать профессию ] [ Ф. И. О. ].
— предмаршрутная стажировка [ значение/значение ] часов/смен;
— управление ТС [ значение/значение ] часов/смен;
— работа в технологии [ значение/значение ] часов/смен.
Кадровику нужен стажировочный лист водителя: образец. В некоторых случаях водители – профессионалы должны стажироваться.
Порядок проведения и документального оформления данного типа обучения персонала нередко вызывает вопросы. Многие из них касаются правил заполнения необходимых документов.
Все нужно оформить правильно, ведь требование о проведении стажировок установлены законом. Предлагаем стажировочный лист водителя: образец 2021.
Читайте так же: Административное исковое заявление госпошлина
Работники, допускаемые к управлению транспортными средствами, должны владеть правами соответствующей категории, проходить обязательные медосмотры (как первичные, так и периодические) в целях выявления профпригодности и предупреждения профзаболеваний. Все водители, занимающиеся транспортировкой пассажиров или грузов, должны соответствовать установленным квалификационным требованиям, занесённым в документы об образовании, согласно приказу Мин. транспорта от 28.09.2015г. № 40032.
Водитель
Соответствие профессиональным категориям и опыт работы подтверждаются записями в трудовой книжке. Работодатель, в процессе собеседования или тестирования, выявляет степень знаний и профессиональную пригодность (либо непригодность).
Полученные результаты заносятся в учётные листы, подлежащие хранению в течение пяти лет. Если собеседование и проверка дали положительные результаты и не имеют нарушений, прописанных в п.
п 5-8 настоящих Правил, претендент принимается на работу.
Стажировка
Приказ о стажировке вновь принятого работника: образец
Приказ о проведении стажировки считается внутренним правовым документом организации, являющимся частью комплексного пакета, обеспечивающего БДД.
В нём оговариваются: лицо-стажер, подлежащее стажировке; водитель-наставник, в обязанности которого входит обучение по утверждённой программе и контроль за исполнением всех требований обучающимся. Могут создаваться отдельные приказы на каждого.
Данный приказ действует на весь период стажировки, до момента допуска работника к самостоятельной работе, как того требует программа стажировки по охране труда для водителя автомобиля.
Важно! Допуск разрешается отдельным приказом, после чего составляется акт передачи автотранспорта водителю и фиксируется актом закрепления автомобиля за конкретным лицом. К приказу о допуске прилагается форма стажировочного листка (карточки), с соответствующими записями.
Длительность стажировки зависит от будущей работы и опыта водителя. Однако она, в отличие от испытательного срока, в любом случае будет непродолжительной. Как правило, это 4-8 часов. Стажировка является оплачиваемым временем. Размер зарплаты определяется положениями трудового договора.
- Водитель принимается на работу с вредными условиями (статья 225 ТК).
- Водитель принимается на работу впервые или после годового перерыва в профессиональной деятельности (п.13 Приказа Минтранса №59 от 11 марта 2024 года).
10.4. Водитель-наставник обязан контролировать прохождение предмаршрутной стажировки закрепленного за ним стажера, проводить с ним маршрутную стажировку. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажером как при управлении автомобилем, так и при его обслуживании.
6.5. К пятой категории относятся водители автобусов, имеющие перерыв в водительской деятельности более трех месяцев . Продолжительность стажировки для них составляет:
———————————
В случае работы водителя на горных маршрутах — более двух месяцев.
- Например, стажировка водителя легкового авто проводится в течение 1 дня, а водителя грузового – 2 дня.
- Новичкам срок может быть продлен до месяца.
- Особое внимание уделено водителям автобусов, поскольку им доверены на маршруте человеческие жизни. Стажировка разбита на предмаршрутную и маршрутную части. Самое большое количество часов стажируются новички в вождении — более двухсот.
- Лица, имеющие незначительный перерыв в работе, а также переведенные с одного автобуса на другой, стажируются в интервале от 30 до 50 часов общего времени.
- Водителям на горных маршрутах может быть назначена стажировка и до трех месяцев.
- Информацию об организации, в которой он собирается трудиться.
- Требования к безопасности управления ТС.
- Режим труда и отдыха в организации, его особенности.
- Прохождение предрейсового осмотра автомобиля и медицинского осмотра водителя.
- Информацию о нормах грузоподъемности автомобиля, нормах перевозки пассажиров в салоне. Работа с льготными, особыми категориями граждан при перевозке пассажиров, инвалидов.
- Информирование об аварийных участках маршрута, знакомство со статистическими данными об авариях, во избежание их повторений.
- Обучение работе с рейсовой документацией, приемами корректного заполнения путевых листов и других документов.
5.1.2. Проверку знаний по теоретической части стажировки водителей после повторения и обучения осуществляет специалист субъекта транспортной деятельности, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения.
стажировка работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала, имеющих соответствующую требованиям безопасного выполнения порученной им трудовой функции профессиональную квалификацию, определяется программами стажировки длительностью от трех до 19 рабочих смен.
Стажировка водителей должна осуществляться на автомобилях той марки, на которой они затем будут работать. Перед началом проводится инструктаж. Водитель-стажер в течение всего срока занимается грузоперевозками (перевозкой пассажиров) под надзором наставника, исполняет все его требования и указания. Если работа на линии подразумевает знание пунктов и мест погрузки-разгрузки, заполнение маршрутных листов, оформление транспортных накладных, он учится ведению документации. Контролирует и следит за состоянием технического средства перед выездом из гаража во время движения и по завершению работы. Соблюдает необходимые правила перевозки людей и грузов, осваивая безопасные методы труда. Не допускает нарушения ПДД. Проходит обязательные предрейсовые медосмотры.
Приказ о проведении стажировки считается внутренним правовым документом организации, являющимся частью комплексного пакета, обеспечивающего БДД. В нём оговариваются: лицо-стажер, подлежащее стажировке; водитель-наставник, в обязанности которого входит обучение по утверждённой программе и контроль за исполнением всех требований обучающимся. Могут создаваться отдельные приказы на каждого. Данный приказ действует на весь период стажировки, до момента допуска работника к самостоятельной работе, как того требует программа стажировки по охране труда для водителя автомобиля.
- для водителей без опыта работы, либо имеющих рабочий стаж менее одного года, стажировка длится не менее 35 часов;
- если перерыв в водительском стаже составляет один год и более, рабочий должен стажироваться не менее 20 часов;
- в случаях, когда автомобильный транспорт требует вождения другой категории, длительность стажировки составляет не менее 20 часов;
- при переводе работника с одной марки грузового автотранспорта (автобуса) на другую, или допущенного к перевозке опасных грузов, срок стажировки не может устанавливаться менее 8 часов.
Движение и маневрирование в плотном транспортном потоке. Принцип «неполной надежности» — учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения. Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям управления транспортным средством и ряду других признаков. Взаимодействие с транспортными средствами, оборудованными специальными номерными и опознавательными знаками и предупредительными устройствами.
Основные нормативные документы, определяющие обязанности водителя. Необходимость, знания и исполнения действующих правил, инструкций по перевозке пассажиров и грузов (в том числе: опасных, крупногабаритных и тяжеловесных). Конкретные обязанности водителей с учетом специфики перевозочной деятельности организации. Действия водителя в связи с изменениями условий основной трудовой деятельности. Инструктажи, стажировки, занятия по повышению квалификации.
7. Соответствие работников, которые принимаются на работу юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, требованиям к уровню профессионального образования, установленным профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2024 г. № 287 (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2024 г., регистрационный № 40032) (далее — Квалификационные требования), если иное не установлено законодательством Российской Федерации, подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации.
7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.
С 1 января 2024 года испытание является обязательным для всех водителей, которые устраиваются на новое место работы.
До 31 декабря 2024 года требования были проще и существовало 3 причины направления водителя на стажировку:
- человек впервые устраивался на работу водителем;
- человек не работал водителем в течение последнего года или больше (по трудовой книжке);
- человек устраивался на работу и при этом переводился на другой тип транспортного средства (например, ранее он работал на легковой машине, а устраивался на работу водителем автобуса).
Примечание. Требование о прохождении стажировки распространяется на все категории транспортных средств, а не только на автобусы и грузовики.
Приказ Минтранса 264 от 29.07.2020 Комментарии
Процедура допуска водителя к самостоятельной работе в этом случае предусматривает несколько этапов:
- Проверку теоретических знаний, которыми обладает водитель-стажер. Вопросы задаются как по правилам эксплуатации и устройству вида автотранспорта, на котором он будет работать, так и по общим правилам вождения, поведения на дороге и т. д. Всего задается не менее 20 вопросов.
- Вождение машины на специальной площадке. Здесь стажер должен продемонстрировать, что способен хотя бы по минимуму управлять новым для него транспортным средством. Если он не справится на этом этапе, он отстраняется, считается не прошедшим стажировку и к самостоятельной работе допущен быть не может.
- Поездку по будущему маршруту (для маршрутного транспорта) либо просто по городу вместе с водителем-наставником. За рулем должен сидеть стажер, однако наставник вправе отстранить его от вождения на сложных участках. Об отстранении делается отметка в карточке стажировки.
- Контрольный рейс по маршруту с грузом или пассажирами под руководством наставника. Это своего рода выпускной экзамен, в ходе которого водитель-наставник не вмешивается в вождение, а лишь отмечает поведение и навыки стажера.
Это основные этапы. При необходимости стажировка может быть дополнена устранением неполадок в автомобиле (если квалификация водителя требует таких навыков).
Наставником, под руководством которого проходит стажировка нового водителя, должен быть назначен один из уже работающих водителей, имеющий определенный стаж вождения:
- для автобусов — не менее 5 лет;
- для такси или грузовиков — не менее 3 лет.
Кроме того, водитель-наставник должен обладать необходимыми теоретическими знаниями в области вождения и эксплуатации конкретной модели автотранспорта. Это необходимо, поскольку стажировка проводится именно на той машине (или хотя бы на той же модели), на которой водитель-стажер в дальнейшем будет работать самостоятельно. Именно поэтому, если на предприятии используется несколько разных видов транспорта (к примеру, автобусы, грузовики, легковые автомобили), требуется иметь несколько водителей-наставников — по одному для каждого вида.
Для проведения стажировки должен быть назначен наставник, отвечающий следующим требованиям:
10. Испытание водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых работодателем:
- не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
- имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);
- имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).
Требования к наставнику:
- За последний год он не был виновником ДТП;
- Он имеет необходимый стаж работы (по трудовой книжке).
Стажировка водителей должна осуществляться на автомобилях той марки, на которой они затем будут работать. Перед началом проводится инструктаж. Водитель-стажер в течение всего срока занимается грузоперевозками (перевозкой пассажиров) под надзором наставника, исполняет все его требования и указания. Если работа на линии подразумевает знание пунктов и мест погрузки-разгрузки, заполнение маршрутных листов, оформление транспортных накладных, он учится ведению документации. Контролирует и следит за состоянием технического средства перед выездом из гаража во время движения и по завершению работы. Соблюдает необходимые правила перевозки людей и грузов, осваивая безопасные методы труда. Не допускает нарушения ПДД. Проходит обязательные предрейсовые медосмотры.
В данном случае возникает интересный вопрос. Что делать организации, в которой нет водителя, соответствующего приведенным требованиям? Еще более интересная ситуация — организация, где берут на работу первого водителя.
Однако решение довольно простое. Нужно временно привлечь к работе водителя, который выполнит роль наставника для новых водителей.
Статья 70 Трудового кодекса РФ позволяет взять на работу временного сотрудника (на срок до 2-х месяцев) без проведения испытания. Именно такого водителя и следует привлечь для проведения стажировки новых водителей.
Для того чтобы правильно и законно провести стажировку, необходимо руководствоваться рядом нормативных актов. Первым из них является Трудовой кодекс. К стажировке имеют отношение те его нормы, которые касаются испытательного срока при заключении трудового контракта. Дело в том, что проведение стажировки оформляется именно как испытание. При этом она должна быть указана и в тексте трудового договора — в противном случае работнику, неудовлетворительно прошедшему стажировку, нельзя будет отказать в приеме.
Вторая норма имеет несколько необычный статус. Это руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, принятый министерством автотранспорта РСФСР еще в 1986 году. Формально он не имеет обязательной силы, поскольку не был официально опубликован, однако в этом документе подробно описаны правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому на многих предприятиях предпочитают им пользоваться. Правда, для того чтобы РД мог применяться, либо его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо в этих актах должна быть ссылка на РД.
Следующий акт — постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.03 № 1/29. Оно уже является обязательным для применения, хотя его положения, касающиеся стажировки, весьма расплывчаты. Говорится лишь о том, что работодатель обязан проводить обучение вновь принятых сотрудников, занятых на опасной работе, к числу которых относятся и некоторые водители.
Наконец, к стажировке имеет отношение ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Этот закон требует от работодателя организовывать работу водителей так, чтобы не были нарушены нормы, касающиеся безопасности дорожного движения. Одним из способов обеспечения как раз и является стажировка при приеме на работу.
Подпишитесь на рассылку
Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram
Профессиональный отбор включает в себя:
- подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;
- испытание.
… 8. Испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования.
Для водителей маршрутных транспортных средств испытание с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.
9. Испытание водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.
Квалификационные требования, которые предъявляются к водителю, различаются для разных категорий транспортных средств. Они описаны в отдельном нормативном документе:
Квалификационные требования к водителям
В соответствии с частью первой статьи 328 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 27, ст. 3477) и подпунктом 5.2.10.(3) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2024 г. и действует до 1 января 2027 г.
Министр
Е.И. ДИТРИХ
УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от 29 июля 2020 г. N 264
1. Настоящий документ устанавливает Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
2. Порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (далее — работодатели).
3. Профессиональный отбор проводится работодателями с целью привлечения лиц к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств (далее — работники), соответствующих Профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», утверждаемым в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» <1> (далее — Профессиональные и квалификационные требования);
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2017, N 31, ст. 4753.
Профессиональный отбор включает в себя:
подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;
испытание.
4. Наличие у работника права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий подтверждается водительским удостоверением в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
5. Квалификация работника, уровень его профессионального образования подтверждается документом об образовании и о квалификации, документом о квалификации в соответствии с законодательством об образовании в Российской Федерации.
6. Стаж (опыт) работы работника подтверждается трудовой книжкой и (или) сведениями о трудовой деятельности или иными документами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
7. Работники, принимаемые на работу непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации. <2>
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 27, ст. 3477.
8. Испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования.
Для водителей маршрутных транспортных средств испытание с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.
9. Испытание водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.
10. Испытание водителей проводится под руководством водителя- наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых работодателем:
не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).
11. Информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний.
Некоторые водители, да и руководители организаций, считают стажировку необязательной процедурой, проводимой исключительно по желанию сторон. Это ошибка.
Стажировка регламентируется документами Министерства транспорта, в которых озвучены ее условия и сроки проведения.
Так, в «Положении о повышении профмастерства водителей», от 20.01.1986 г., утвержденном еще Министерством автотранспорта РСФСР, и до сей поры не отмененном, говорится стажировке разных категорий водительского состава, указаны сроки проведения ее, с точным перечнем мероприятий в каждом случае.
Указаны лица, ответственные за проведение стажировки и за принятие решений по ее итогам.
Приказ Министерства транспорта РФ No 59 от 11.09.16 г. утверждает порядок прохождения профессионального отбора и обучения водителей.
Всем привет! Можно сказать, неделя качественных и удобных форм документов получилась. На этот раз выкладываю образцы распоряжений о стажировке (об отмене стажировки, о назначении стажировки, о допуске к самостоятельной работе).
Определено, что в предусмотренных случаях стажировка должна проводиться в соответствии с установленной продолжительностью, но не менее чем в течение двух рабочих дней (ч. 1 п. 7 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств в ред.
Рекомендуем прочесть: Санатории От Собеса В 2020 Году
В каких случаях проводится стажировка водителей автобусов или автомобилей:
- Водитель впервые садится за руль транспортного средства данного типа;
- Начинает работать на новом маршруте движения;
- Больше одного года не работал водителем;
- Не имеет водительского стажа, только что окончил обучение;
- Собирается работать в сложных горных условиях, на дорогах с повышенной опасностью.
Посмотрите видео об обучении водителей автобусов:
Как уже ранее отмечалось, время проведения стажировки определяет руководитель организации. Многие из них, тем не менее, руководствуются в своих решениях «Положением о повышении профессионального мастерства…», о котором шла речь выше, опираются на нормы времени стажировки, заложенные в нем.
Эти нормы привязаны к категориям шоферов, в зависимости от вида транспортного средства:
- Например, стажировка водителя легкового авто проводится в течение 1 дня, а водителя грузового – 2 дня.
- Новичкам срок может быть продлен до месяца.
- Особое внимание уделено водителям автобусов, поскольку им доверены на маршруте человеческие жизни. Стажировка разбита на предмаршрутную и маршрутную части. Самое большое количество часов стажируются новички в вождении — более двухсот.
- Лица, имеющие незначительный перерыв в работе, а также переведенные с одного автобуса на другой, стажируются в интервале от 30 до 50 часов общего времени.
- Водителям на горных маршрутах может быть назначена стажировка и до трех месяцев.
Стажировку иногда путают с испытательным сроком. Однако это разные вещи. Подробнее в этой статье.
Утвержден Приказом Минтранса России от 11 марта 2020 года № 59
1. Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Порядок), разработан в соответствии с частью статьи 328 Трудового кодекса Российской Федерации1 и пунктом 5.2.10.3 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 395.
1Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2013, № 27, ст. 3477.
2. Настоящий Порядок устанавливает правила прохождения профессионального отбора работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – профессиональный отбор, транспортные средства), и их профессионального обучения.
Сначала кандидат на должность проходит ряд инструктажей: вводный инструктаж, по охране труда, по БДД в конкретной рабочей среде. Затем выходит на маршрут и отрабатывает стажировку за рулем.
Инструктажи проводятся привлеченными или штатными сотрудниками организации, имеющими подтвержденное соответствующими квалификационными документами право проводить их.
Обязательный вводный инструктаж для стажера включает в себя:
- Информацию об организации, в которой он собирается трудиться.
- Требования к безопасности управления ТС.
- Режим труда и отдыха в организации, его особенности.
- Прохождение предрейсового осмотра автомобиля и медицинского осмотра водителя.
- Информацию о нормах грузоподъемности автомобиля, нормах перевозки пассажиров в салоне. Работа с льготными, особыми категориями граждан при перевозке пассажиров, инвалидов.
- Информирование об аварийных участках маршрута, знакомство со статистическими данными об авариях, во избежание их повторений.
- Обучение работе с рейсовой документацией, приемами корректного заполнения путевых листов и других документов.
Теоретический разбор маршрута проводит компетентный сотрудник, как правило, водитель-наставник, на которого возложена обязанность проведения стажировки. Далее под руководством наставника осуществляется и выезд на линию.
Навыки вождения отрабатываются в различных практических ситуациях, с которыми может столкнуться водитель. Учитываются такие факторы, как:
- Время суток.
- Погодные условия.
- Сложность (напряженность) потока на трассе в разное время дня, дни недели.
- При перевозке пассажиров берется во внимание интенсивность пассажиропотока, способность соискателя работать в тех или иных ситуациях, психологическая стабильность в работе с большим количеством людей.
Важным моментом является практическая отработка проблемных моментов на маршруте:
- Аварийных ситуаций и их устранения.
- Вызова специальных спасательных служб.
- Устранения мелких поломок ТС.
- Работы с пассажирами в аварийных и нештатных ситуациях.
Здесь можно программы стажировки водителя.
Бланк стажировочного листа: скачать в word
5.1. Инструктаж. Теоретическая часть стажировки. Проверка знаний по профессии.
5.1.1. Повторение и самостоятельное обучение.
Для всех категорий водителей, подлежащих стажировке, работодателем предоставляется возможность:
— повторить правила дорожного движения;
— изучить руководства по эксплуатации транспортных средств, в том числе особенности тормозных систем и рулевого управления;
— изучить руководства по устройству и эксплуатации установленного на автомобилях специального оборудования (если водитель будет обслуживать это оборудование);
— изучить правила эксплуатации шин и аккумуляторных батарей;
— изучить правила размещения и крепления груза;
— изучить правила перевозки пассажиров в легковых автомобилях, автобусах, троллейбусах и трамваях;
— изучить правила перевозки слесарей – ремонтников в кузовах – фургонов;
— изучить правила пожарной безопасности на транспортных средствах;
— заучить, что нельзя во время движения пользоваться телефоном держа его в руке.
Рекомендация ознакомиться с описанием технических средств, позволяющим вести переговоры по телефону без использования рук.
5.1.2. Проверку знаний по теоретической части стажировки водителей после повторения и обучения осуществляет специалист субъекта транспортной деятельности, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения.
5.1.3. Продолжительность стажировки ее теоретической части вместе с проверкой знаний практически может составлять от одной до трех рабочих смен.
Работники, допускаемые к управлению транспортными средствами, должны владеть правами соответствующей категории, проходить обязательные медосмотры (как первичные, так и периодические) в целях выявления профпригодности и предупреждения профзаболеваний. Все водители, занимающиеся транспортировкой пассажиров или грузов, должны соответствовать установленным квалификационным требованиям, занесённым в документы об образовании, согласно приказу Мин. транспорта от 28.09.2015г. № 40032.
Нужное число водителей-наставников назначается руководителем предприятия и излагается в приказном порядке. Наставники подбираются из числа опытных работников организации, имеющих достаточный водительский стаж и обладающих навыками воспитательной работы. Закрепляются на весь период стажировки. Оплата их труда производится в установленном порядке, согласно % тарифной ставки. Другие требования, предъявляемые к водителям-наставникам:
- опытное вождение 1-2 класса;
- безопасное и безаварийное вождение, не повлёкшее нарушений ПДД по собственной вине в течение последнего года;
- отсутствие дисциплинарных взысканий;
- стаж работы водителем автобуса не менее 5-и лет;
- опыт вождения грузового или автомобильного транспорта не менее 3-х лет.
Обратить внимание! Если в штате предприятия нет водителя, соответствующего всем вышеизложенным требованиям, то стажировка может осуществляться лицом, привлечённым со стороны, чего не запрещает приказ Минтранса № 59. С образовательной организацией (физическим лицом или ИП), имеющей подтверждающие сертификаты и лицензию, дающую право на этот вид деятельности, заключается гражданско-правовой договор, на основании которого проводится обучение водителей нужной категории.
Наставник контролирует работу водителя-стажера и заносит все данные в карточку специальной формы, выданную инженером, отвечающим за БДД. В ней же делается заключение об уровне мастерства и его готовности к самостоятельной работе. Он пишет отчёт о проведённых занятиях. Дальнейшую оценку знаниям даёт квалификационная комиссия.
Комиссия создаётся на основании приказа руководителя организации, членами которой проводится проверка усвоенных знаний. В число её членов входят: должностное лицо, ответственное за грузоперевозки (если таковое имеется), начальник автобазы (колонны), инженер (инспектор) по охране труда или начальник отдела по безопасному вождению. Комиссионная группа заканчивает проверку, опираясь на результаты контрольной поездки по произвольно выбранному маршруту и последующему собеседованию.
Все результаты заносятся в карточку, и делается полное заключение, разрешающее допуск к самостоятельной работе на транспорте конкретной марки и по указанному маршруту. На основании данных карточки по предприятию издаётся приказ, позволяющий вождение, с которым стажер ознакомляется под роспись. В случае если комиссия не согласна с заключением водителя-наставника и результаты проверки показали недостаточный уровень знаний и безопасного вождения, она имеет право продлить сроки стажировки с последующей пересдачей.
Важно! Карточка с результатами оформления стажировки хранится в отделе кадров. Водитель имеет право ознакомиться с её данными в любое время и получить соответствующее уведомление или копию документа.