Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как сделать один путевой на месяц легковой автомобиль». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В соответствии с п. 10 приказа Минтранса № 152 российские фирмы могут составлять путевые листы на срок от 1 дня до 1 месяца.
Однако бланки, утвержденные постановлением № 78, изначально рассчитаны на однократное использование в течение 1 рабочей смены. Исключением можно назвать формы № 3 и № 6 — их Госкомстат допускает оформлять и на более длительный срок. Но их структура также не оптимальна для указания месячного срока действия соответствующего листа.
Госкомстат России утвердил перечень из 7 бланков путевых листов, адаптированных для легковых, грузовых машин, автобусов и т.д. Эти документы значительно различаются по способам компоновки данных, но всех их объединяет:
- обязательное указание даты рабочей смены водителя — в верхней части формы;
- обязательное указание времени выезда водителя на задание и возврата в гараж — в часах и минутах.
Для заполнения месячного листа, таким образом, можно:
- указывать в бланке только месяц и год, не фиксируя дату;
- отредактировать бланк Госкомстата, сделав новые ячейки — в них будут указываться конкретные дни, в которые водитель выходит на работу.
Еще раз обращаем ваше внимание: очень важно, чтобы в бланке обязательно фиксировались минуты выезда водителя из гаража и возврата в него: данное требование содержится в подп. 4 п. 5 приказа Минтранса РФ № 152.
Особенности путевого листа на месяц — образец 2018 — 2019
Форму путевого листа собственники бизнеса вправе разработать самостоятельно. При этом обязательным условием является соблюдение требований Минтранса, утвержденных в приказе Минтранса РФ № 152.
- Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152
- Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78
Путевой лист решает сразу несколько задач. Связано это с тем, что в нем фиксируется вся важная информация, касающаяся работы автомобиля, в том числе:
- его техническое состояние;
- пройденный километраж;
- часы работы водителя;
- совершенные переезды в течение смены;
- расход горюче-смазочных материалов и пр.
На основе всех этих данных проводится контроль за использованием транспортного средства и эффективностью труда водителя, а также в дальнейшем в бухгалтерии предприятия происходит начисление заработной платы водителю, механику и диспетчеру.
Путевой лист заполняется в отношении различных автомобилей: легковых, грузовых, а также спецтехники.
Любой водитель в процессе выполнения своей работы должен иметь при себе несколько документов. К ним относятся:
- водительское удостоверение (с нужным классом допуска);
- бумаги на автомобиль (если есть прицеп – он тоже должен быть зарегистрирован);
- сопроводительные документы на перевозимый товар (товарно-транспортные накладные и пр.);
- если требуется – специальное разрешение на транспортировку особых грузов;
- путевой лист.
Актуальный бланк и образец заполнения путевого листа
Итак, в лист по порядку вписываются:
- дата его составления;
- название организации и ее адрес;
- код по ОКПО;
- марка машины (если автомобиль иностранного производства модель можно вписывать в русской транскрипции);
- государственный номер и гаражный (если таковой имеется);
- данные о водителе: его ФИО, табельный номер, номер водительского удостоверения, класс вождения. Сведения о лицензионной карточке необходимо вносить, если водитель работает с использованием лицензии.
Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов. Мы собрали информацию в таблицу.
Время оформления | Срок действия | |
---|---|---|
Один или несколько рейсов в течение смены в пределах одного дня | До начала первого рейса | На один день |
Рейс превышает продолжительность смены | До начала рейса | На срок, соответствующий длительности рейса или На срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день |
Если во время действия путевого листа транспортным средством посменно пользуется несколько водителей, то можно оформить несколько путевых листов для каждого водителя на один автомобиль.
Теперь в сведениях о транспортном средстве надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.
Тут же будем указывать показания одометра при выезде с парковки и заезде на неё после окончания смены. Показания, как и раньше, включают полные километры пробега. Но в старой редакции заносить данные одометра при заезде на парковку не требовалось.
В новых правилах указали, что за контроль технического состояния отвечает должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспорта. Сейчас указано, что это делает контроллёр технического состояния. Если всё в порядке, нужно проставить отметку «Выпуск на линию разрешён».
Также в правилах прописали, какую отметку ставить в путевом листе после медосмотра водителя:
- по результатам предрейсового осмотра — «прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
- по результатам послерейсового осмотра — «прошёл послерейсовый медицинский осмотр».
Теперь журнал можно вести на бумаге или в электронной форме на выбор. Если будете вести электронно, заверяйте внесённые в него сведения усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). А также обязательно предусмотрите возможность печати журнала на бумаге.
Если ведёте бумажный журнал, учитывайте, что все его страницы должны быть пронумерованы и прошнурованы.
Как оформлять путевые листы по новым правилам
- Если предприниматель или сотрудники ездят по рабочим делам на автомобиле компании или арендованном, обязательно нужно оформлять путевые листы.
- Путевой лист можно разработать самостоятельно, но учесть обязательные реквизиты, или использовать типовые бланки.
- С 1 января 2024 года в путевой лист добавилось новое поле «сведение о перевозке». В нём указывают вид сообщений и перевозок.
- Путевые листы хранятся 5 лет и учитываются в специальном журнале. Его можно вести вручную или в электронном виде, заверяя усиленной квалифицированной электронной подписью.
- За отсутствие или неправильное оформление и хранение путевых листов могут оштрафовать.
Михаил Носков
Путевые листы — документы, которые оформляют водители. В них указывают информацию о поездке: название компании, транспортное средство, маршрут. В статье расскажем, зачем оформляют путевые листы, кто рискует штрафами и какие требования закона актуальны в 2020 году.
Путевой лист важно правильно заполнить. Для этого перед началом смены:
- Водитель обязан показаться врачу. Врач проверяет, что он здоровый, отдохнувший и трезвый, поэтому не опасен для других участников дорожного движения. Компании отправляют работников в медицинские центры или приглашают врача в таксопарк. В путевой лист ставят отметку о прохождении медосмотра.
- Нужно убедиться, что транспортное средство в порядке. Состояние транспорта имеет право проверять только человек с удостоверением по безопасности труда, которого назначили ответственным приказом руководителя. Он ставит в путевой лист отметку «о проведении предрейсового контроля».
За нарушения штрафуют по ст. 12.31.1 КоАП: водителя — на 3 000 ₽, ИП — на 5 000 ₽, ООО — на 30 000 ₽.
Если документа вообще не было, то ещё на 500 ₽ по 12.3 КоАП.
— Заполняйте все реквизиты, если используете форму Росстата.
— Нумеруйте по порядку с начала календарного года. После Нового года снова начинайте с единицы.
— Проставляйте отметки о медосмотрах. Медработник записывает, что водитель «прошёл предрейсовый медосмотр и допущен к выполнению трудовых обязанностей» или «прошёл послерейсовый медосмотр». Пишет своё ФИО и ставит подпись.
— Проставляйте отметки о прохождении осмотра транспорта. Отметку ставит сотрудник, которого руководитель назначил ответственным при помощи приказа.
— Заполняйте все пункты маршрута без исключения.
— Если одометр сломался, заполните акт о неисправности оборудования. Рассчитайте, сколько проехал водитель и сформируйте бухгалтерскую справку.
— Если водители пользуются транспортом посменно, оформляйте путевые листы на каждого. В путевом листе первого водителя укажите показания одометра при выезде. В путевом листе последнего водителя — показания одометра при его возврате.
Заполняем путевые листы в 2024 году: инструкция и образцы для бухгалтера
Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозкой пассажиров и грузов, должны оформлять путевые листы. Для этих целей руководителем компании назначается ответственное лицо.
Составлять документ нужно на каждое транспортное средство, которое занято в перевозке грузов, багажа или пассажиров (п. 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152). Причем это правило распространяется не только на автотранспортные предприятия – профессиональных перевозчиков, но и на обычные организации, использующие автотранспорт для собственных нужд. Главный критерий – наличие пассажиров или груза.
Составлением путевых листов решается ряд задач. Во-первых, представители Минтранса, ГИБДД, Росздравнадзора и Роструда могу проверить отметки о техническом состоянии автомобиля и медосмотре сотрудника, доказывающие, что машина исправна, а водитель прошел медосмотр и может ею управлять.
Во-вторых, путевой лист – первичный документ, подтверждающий экономическую обоснованность расходов компании на автомобиль (зарплата водителя, ГСМ и т.д.).
Еще несколько лет назад путевку можно было выписывать на несколько смен и рабочих дней. Теперь делать этого нельзя. Новые правила обязывают организации оформлять лист на каждую рабочую смену. В том случае, если предполагается совершение рейса, длительность которого превышает одну смену, то путевка оформляется именно на рейс. Также бывают ситуации, когда шоферу нужно совершать короткие поездки на протяжении дня. В этом случае документ оформляется вначале смены, соответственно, перед первой поездкой.
Таким образом, в 2024 году путевой лист не может действовать дольше самого рейса. Это правило относится не только к легковым автомобилям, но и ко всем остальным транспортным средствам. Конечно, для многих мелких компаний, в штате которых нет специального сотрудника, ежедневное оформление путевок становится настоящей проблемой. Но поделать с этим ничего нельзя, и оформление должно проводиться каждый день. Хотя в тех ситуациях, когда планируется длительная поездка, занимающая несколько дней, путевка оформляется один раз перед ее началом.
6. Сведения о транспортном средстве включают:
1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того — модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;
4. Сведения о транспортном средстве включают:
1) тип транспортного средства, марку и модель транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), кроме того — марку и модель прицепа (полуприцепа);
Ранее обязательные реквизиты требовали указать только модель транспортного средства, с 1 января 2020 года в дополнение нужно указать и его марку. В данном случае изменение минимальное. Связано это с тем, что модель автомобиля без марки мало о чем говорит. Поэтому при заполнении путевых листов сотрудники большинства организаций указывали и марку, и модель.
Так что по данному изменению в путевом листе нужно будет лишь переименовать один из пунктов.
6. Сведения о транспортном средстве включают:
…
2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
2) государственный регистрационный номер транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), его регистрационный номер, и/или инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев);
Ранее подпункт 2 требовал, чтобы в путевом листе указывался регистрационный номер транспортного средства. Однако троллейбусы и трамваи регистрационных номеров не имеют. В новой редакции в путевой лист допускается вносить инвентарный номер троллейбуса или трамвая. То есть номер, который указан на борту этого транспортного средства.
6. Сведения о транспортном средстве включают:
…
4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).
4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации);
5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения.
Подпункты 4 и 5 содержат два важных изменения:
- пункты поменялись местами, то есть имеет смысл изменить их порядок и в путевом листе;
- вместо выезда и возврата на парковку, теперь используются термины выпуск на линию и возвращение с линии.
Выше рассмотрены изменения, которые нужно внести в бланк путевого листа. А далее речь пойдет о том, как изменился порядок оформления путевых листов.
18. Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.
Действующий приказ Минтранса требует, чтобы путевые листы хранились в организации не менее 5 лет. В документе, который начнет действовать в 2024 году, подобное требование отсутствует.
17. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (далее — журнал).
Журнал ведется на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, и (или) на электронном носителе. При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность печати страниц журнала на бумажном носителе.
18. В случае ведения журнала в электронной форме внесенные в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.
С 1 января 2024 года появится новый вариант ведения журнала путевых листов — в электронном виде. При этом сведения, внесенные в журнал, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
Что касается традиционного бумажного варианта журнала, то такой вариант оформления также остается возможным.
*Приказ Минтранса России от 11 сентября 2020 года номером 368 вводится в действие в 2024 году.
Формы путевых листов не изменились, усложнилось их заполнение. В соответствии с приказом Минтранса № 368 от 11 сентября 2020года «Об утверждении обязательных реквизитов и порядке заполнения путевых листов».
Теперь журнал можно вести на бумаге или в электронной форме на выбор. Если будете вести электронно, заверяйте внесённые в него сведения усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). А также обязательно предусмотрите возможность печати журнала на бумаге.
Если ведёте бумажный журнал, учитывайте, что все его страницы должны быть пронумерованы и прошнурованы.
Согласно последним поправкам в законодательстве РФ, выдавать одну путевку на множество маршрутов в различные рабочие дни не допускается. Новые правила гласят, что путевой бланк требуется выписывать накануне:
- каждого выезда – если рейс продолжительнее рабочего дня;
- начала первого выезда – если объем задания меньше дня и шофер получает одно или множество заданий.
Форма отображения в путевке времени действия бланка зависит от длительности маршрута. Если его длительность не более рабочей смены, время действия путевки отображается одной датой. Если же длительность маршрута более одной смены, в графе «срок действия» отображается дата начала маршрута и дата его завершения.
До 01.03.2019 выдать путевку разрешалось, как на один день, так и на полный месяц. После поправок, отображенных в приказе № 467, путевка выписывается накануне каждой смены или задания. Шоферу вручается путевка накануне выезда. В стандартном бланке имеется возможность изменения времени действия путевки, так как возможна задержка рейса, а передвижение без путевки – это нарушение.
По окончанию времени действия выданной путевки, бланк возвращается под роспись ответственному работнику и далее передается в бухгалтерию для доработки.
Сданные путевки хранятся не менее 5 лет (Распоряжение Минтранса РФ №152 от 18.09. 2008 года).
Ответственность за сохранность бланков возлагается:
- На начальника учреждения.
- На должностных работников (отвечающих за работу ТС).
Проверку путевок вправе проводить:
- Работники ГИБДД.
- Служба ФНС.
- Работники ГИТ.
При отсутствии путевок может накладываться штраф по 200 рублей за каждую неоформленную путевку (ст.12.13 КоАП).
Обязательные реквизиты БСО — 2024
Путевой лист для ИП 2024
Как оформить лицензию на такси
Путевые листы: правила заполнения в 2019 году
Новый ФСБУ «Запасы»
Путевой лист (ПЛ) является важным учетным документом, сопровождающим работу любого транспортного средства компании – легкового, грузового, пассажирского. В нем фиксируется вся информация, касающаяся эксплуатации автомобиля:
- модель и номер ТС;
- ФИО водителя и часы его работы;
- показания одометра на начало и окончание рабочей смены;
- пробег ТС, фиксация переездов и произведенных работ;
- расход ГСМ и пр.
Опираясь на перечисленные сведения, бухгалтер компании или ИП не только осуществляет контроль использования ТС и эффективности работы водителя, но и производит начисление зарплаты водителю, механику и диспетчеру. Оформлением ПЛ и ведением учета их выдачи обычно занимается руководитель подразделения, бухгалтер, диспетчер или другое назначенное лицо.
Выполняя поездку, водитель-перевозчик обязан иметь ряд документов, подтверждающих право управления транспортом, принадлежащим юридическому лицу или ИП. К таковым относятся:
- Путевой лист, заполненный по Правилам Минтранса со всеми необходимыми реквизитами.
- Товарно-транспортные накладные на груз.
- В/у и бумаги на авто.
- Полис ОСАГО.
- Специальное разрешение на перевозку опасных грузов.
Примечание: В последнем пункте речь идет о прохождении водителем инструктажа об особенностях безопасной транспортировки огнеопасных, взрывоопасных, вредных для здоровья граждан и экологии химических веществ.
Перевозчики пассажиров обязаны иметь лицензию на право работы таксистом. Путевку должна выдавать организация, оформляющая разрешение. Но иногда она находится слишком далеко, даже в другом городе. В таком случае водитель обращается в транспортную компанию, от которой получает заказы.
Работая в Яндекс-такси, прежде всего необходимо поинтересоваться, где получать заполненный лист с проведением предрейсового (послерейсового) медосмотра и техконтроля. Самозанятый, работая на собственном или арендованном таксомоторе, заключает соглашение с автопредприятием (таксопарком), где получает заказы и путевые документы.
Реквизит предполагает указание не только модели, как было ранее, но и марки автомобиля, а также марки прицепа/полуприцепа, если они эксплуатируются. В этой же графе уточняются показания счетчика при отправлении автомобиля с парковки и возвращении его на стоянку к завершению смены. Данные записываются ответственным лицом, назначенным приказом, проставляющим рядом свою подпись и инициалы. Если ИП является водителем транспортного средства, ответственное лицо может не назначаться.
К числу нововведений относится разрешение вести журнал учета путевок в компьютерной программе, предусматривая возможность его распечатки в бумажном виде. Подлинность документов, оформляющихся в электронном формате, должна быть подтверждена УКЭП.
Книга регистрации, составляющаяся «по старинке» на бумажном носителе, тоже изменилась: теперь ее обязали пронумеровать и прошнуровать, заверив количество страниц подписью руководителя.
Проверять путевые листы могут несколько инстанций:
- ГИБДД и Транснадзор контролируют ведение путевых листов для обеспечения безопасности дорожного движения.
- Налоговая инспекция запрашивает путевые листы при проверке правильности учета расходов на ГСМ, а также при выездных и камеральных проверках.
- Трудовая инспекция может проверить путевые листы на соблюдение норм времени труда и отдыха сотрудников.
Обязанность оформления путевых листов закреплена законодательством. Документ отражает основные показатели учета работы транспорта и водителей.
Заполнять форму нужно внимательно и достоверно, т.к. путевой лист предъявляется в налоговую службу для подтверждения расходов предприятия.
Главное, что изменилось в правилах оформления путевых листов в 2024 году:
- Появился новый обязательный реквизит «Сведения о перевозке»;
- В разделе «Сведения о транспортном средстве» надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.
- Необходимо проставлять отметку о медосмотре и техконтроле.
- Журнал регистрации путевых листов можно вести в электронной форме.
Старые правила предписывали указывать в путевом листе модель транспортного средства, новые — требуют писать еще и марку.
Впрочем, нововведение можно считать чисто формальным. Большинство организаций и до нового Приказа указывали и марку, и модель автомобиля.
В п. 6 Приказа есть существенное изменение для автомобилей с прицепами и полуприцепами. Раньше было необходимо указывать номер прицепа только для грузовых автомобилей. Теперь это уточнение из правил исчезло — если у легкового автомобиля есть прицеп, то регистрационный номер этого прицепа, его марку и модель тоже надо указывать.
👉 Важно! Данные прицепа необходимо указывать даже у погрузчика. |
Из правил убрали оговорку, при которой путевой лист нужен только при перевозке пассажиров и груза. А в п. 8. Приказа сказано, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, эксплуатируемое юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем.
Но такая формулировка прямо противоречит Федеральному Закону № 259-ФЗ (уже упомянутому Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта), на основании и во исполнение которого и разработан данный Приказ. Там как раз четко сказано, что путевые листы обязательны только при перевозке пассажиров и грузов.
И поскольку Федеральный Закон имеет приоритет перед Приказом Минтранса — то мы имеем полное право поступать так, как написано там. То есть, по-прежнему оформлять путевые листы только для перевозок.
Путевой лист на каждый день можно не оформлять?!
С 1 января 2024 года вступает в силу Приказ от 11.09.20 № 368, который разрешает вести журнал регистрации путевых листов в электронном формате.
Записи, который будут внесены в электронный журнал учета путевых листов, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.
Те, кто хочет вести журнал старым методом, на бумаге, могут на электронку не переходить.
Минтранс разрешает вести журнал путевых листов в любом удобном формате: на бумаге или в электронном виде.
С 1 января 2024 года в путевых листах появляется новый обязательный реквизит — «сведения о перевозке», добавленный к перечню существующих реквизитов Приказом Минтранса от 11.09.20 № 368.
В это поле нужно будет вписывать информацию о видах сообщения и видах перевозок.
Виды сообщения и виды перевозок пассажиров и багажа перечислены в статьях 4 и 5 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ.
Виды сообщения по статье 4 закона № 259-ФЗ могут быть следующими:
- Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляемые в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.
- Перевозки в городском сообщении в границах населенных пунктов.
- Перевозки в пригородном сообщении между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.
- Перевозки в междугородном сообщении между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.
- Перевозки в международном сообщении за пределы РФ или на территорию РФ с пересечением границы, в том числе транзитом.
Правилами оформления путевых листов уточнено, какие отметки ставятся для медосмотра водителя до рейса и по возвращении.
Отметки, подтверждающие медосмотр водителя в путевом листе
медосмотр | отметка |
Предрейсовый медосмотр водителя | «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» |
Послерейсовый медосмотр | «прошел послерейсовый медицинский осмотр» |
По правилам транспорт нельзя выпускать в рейс до проверки его технического состояния. Соответствующие отметки должны быть проставлены в путевом листе.
Отметка, подтверждающая техосмотр
тип техосмотра | отметка |
предрейсовый или предсменный техосмотр | «Выпуск на линию разрешен» (подпись ответственного лица |
Скачать «Изменения законодательства с 2024 года для бухгалтера»
6. Сведения о транспортном средстве включают:
…
2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
2) государственный регистрационный номер транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), его регистрационный номер, и/или инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев);
Ранее подпункт 2 требовал, чтобы в путевом листе указывался регистрационный номер транспортного средства. Однако троллейбусы и трамваи регистрационных номеров не имеют. В новой редакции в путевой лист допускается вносить инвентарный номер троллейбуса или трамвая. То есть номер, который указан на борту этого транспортного средства.
6. Сведения о транспортном средстве включают:
…
4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).
4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации);
5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения.
Подпункты 4 и 5 содержат два важных изменения:
- пункты поменялись местами, то есть имеет смысл изменить их порядок и в путевом листе;
- вместо выезда и возврата на парковку, теперь используются термины выпуск на линию и возвращение с линии.
Выше рассмотрены изменения, которые нужно внести в бланк путевого листа. А далее речь пойдет о том, как изменился порядок оформления путевых листов.
Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов. Мы собрали информацию в таблицу.
Время оформления | Срок действия | |
---|---|---|
Один или несколько рейсов в течение смены в пределах одного дня | До начала первого рейса | На один день |
Рейс превышает продолжительность смены | До начала рейса | На срок, соответствующий длительности рейса или На срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день |
Если во время действия путевого листа транспортным средством посменно пользуется несколько водителей, то можно оформить несколько путевых листов для каждого водителя на один автомобиль.
В путевой лист добавился обязательный реквизит «Сведения перевозки». В нём надо указывать вид сообщения и вид перевозки из ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ.
Законодательством запрещено перевозить пассажиров, их багаж и любой груз, который является материальным объектом, без оформленного путевого листа. Данный документ используют ИП и организации. Причем это правило относится ко всем видам транспорта. Единственное отличие здесь заключается лишь в том, что для каждого вида ТС используется специальный бланк.
Нужно понимать, если данного документа не окажется у водителя, например, при остановке сотрудником ГИБДД, без штрафа не обойдется. Причем административное наказание грозит не только водителю, но и организации, поручение которой он выполняет.
Существуют компании, которые должны оформлять данный документ с учетом строгих требований. Например, это касается автотранспортных предприятий. Хотя нужно понимать, и для других компаний путевка считается документом, который относится к строгой отчетности. Причем не имеет значения, организация использует собственный транспорт или арендованный. Начиная с 2019 года, путевка заполняется по новой форме.
Немного изменились правила составления данного документа:
- Печать, которая была необходима раньше, сейчас отменена;
- Показания одометра указываются при выезде автомобиля из бокса;
- Диспетчер проставляет дату уезда ТС и его возвращения;
- Путевку разрешено оформлять только на одну рабочую смену или рабочий день;
- При наличии нескольких водителей на одном ТС, каждый из них должен иметь путевой лист;
- Предрейсовый осмотр ТС стал обязательным;
- Печать, свидетельствующую о медицинском осмотре, можно не ставить. Теперь достаточно лишь прописать, что осмотр был пройден. Это подтверждается подписью медработника.
После внесения изменений в правила оформления документа, в нем обязательно должны присутствовать такие сведения:
- название документа, в котором прописывается, для какого вида транспорта выдается путевка;
- номер листа;
- срок, в течение которого водитель может использовать этот документ;
- информация о водителе, его паспортные данные и сведения о том, что после медосмотра он допущен к выполнению данного поручения;
- модель, тип и другие сведения о ТС. Если имеется прицеп, указывается информация и о нем;
- показания одометра;
- номер;
- дата выезда и возвращения на стоянку;
- информация о техосмотре ТС.
Как уже было сказано, компаниям разрешено вносить сюда некоторые изменения. Так, при необходимости можно указать дополнительные пункты.
Условно лицевую сторону можно разделить на три части: верхняя, правая и нижняя. В стандартной форме имеются понятные подсказки, поэтому с заполнением документа не должно возникнуть никаких сложностей. Сюда вносятся сведения о ТС, время выезда и окончания поездки, заключения медика, информация о шофере и другие данные. В нижней части ставится автограф ответственного лица, с разрешения которого осуществляется выезд. Также подписывает и водитель. Это говорит о том, что он принял на себя обязательства, и полностью согласен с указанной в документе информацией.
Уже на протяжении нескольких лет для автотранспортных предприятий вопрос о сроке выдаче путевых листов являлся спорным. Объясняется это тем, что законодательство не давало точного определения. Возможно, именно поэтому раньше разрешалось выписывать путевку не просто на несколько дней, но и на целый месяц. Позже этот вопрос получил точное определение. Итак, с 1 марта 2019 года составлять данный документ на несколько дней запрещено.
Первичным документом для учета работы любого автомобильного транспорта на предприятии любой формы собственности, а также для начисления зарплаты водителю является “Путевой лист”. Его выписывает в одном экземпляре диспетчер или уполномоченное на это лицо. Действителен “Путевой лист” только на один день или на одну смену.
На более длительный срок он выдается только в случае длительной командировки или же когда водитель будет выполнять свою задачу в течение больше чем одни сутки (смены). Тогда “Путевой лист” выписывают на более длительное время. Бланки Путевых листов скачать бесплатно, Вы можете прямо с нашего сайта.
Некоторые нововведения с 01 марта 2019 года. Теперь время и дату выезда авто с парковки и возвращения обратно, а также показания одометра не нужно заверять штампом. Вполне достаточно подписи ответственного лица.
Путевые листы существуют разных типовых форм, в зависимости от вида автотранспортного средства. Для Вашего удобства мы собрали их наиболее пользующиеся спросом виды. Предлагаем Вам скачать их все с одного сайта.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов с 1 января 2024 г.
В каждом путевом листе, любого вида автотранспорта, в обязательном порядке должны быть вписаны следующие данные:
- порядковый номер путевого листа;
- дата выдачи путевого листа;
- печать и штамп предприятия, к которому принадлежит автотранспорт;
- должны стоять подписи руководителя или диспетчера, или уполномоченного на это лица.
Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368 изменен состав обязательных реквизитов и порядок заполнения путевых листов.
Во-первых, добавлен новый реквизит — «Сведения о перевозке». Согласно пункту 6 Приложения к Приказу № 368: «Сведения о перевозке включают информацию о видах сообщения и видах перевозок».
Виды сообщения и виды перевозок определены в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (утв. Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ).
Выдержка из документа:
«Статья 4. Виды сообщения
1. Перевозки пассаж��ров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.
2. Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов.
Для представителя бухгалтерии ответ на вопрос «зачем нужен путевой лист» будет простым и однозначным — для подтверждения производственной направленности расходов, которые связаны на обеспечение данного автомобиля ГСМ. И это логично.
Ведь путевой лист — документ первичной документации по учету и контролю за работой водителя и собственно транспорта, также он дает подтверждение эксплуатации транспорта, его выезда и потребления ГСМ.
Данный документ подтвердит маршрут по которому будет двигаться транспорт, и он часто используется предпринимателями всех уровней.
С его помощью можно отследить не отклоняется ли водитель от назначенного маршрута, и использует ли рабочий транспорт в собственных целях. Так происходит первичной контроль за движением транспорта предприятия.
Данное положение прописано и законодательно, где четко озвучена позиция обязательного наличия путевого листа у водителя, так при первом требовании сотрудников правоохранительных органов — должен быть предоставлен с остальным положенным комплектом документов.
Согласно федеральному закону 259, оформлять путевые листы обязаны все предприятия, занимающиеся перевозкой людей, багажа и грузов:
- на трамвае;
- на троллейбус;
- легковой автомобиль;
- грузовой автомобиль.
При отсутствии либо путевого листа либо доверенности у водителя, такое его нахождение за рулем данного транспорта является незаконным.
Важно! Доверенность подтверждает право водителя эксплуатировать транспорт, а путёвой лист — еще и по обозначенному маршруту.
Данная информация отображена в постановлении, выданном Государственным комитетом статистики РФ от 1977 года № 78, и определяет следующие формы:
- легковой автотранспорт — № 3;
- автотранспорт специального назначения — № 3 спец.;
- легкового такси — № 4;
- грузовой автотранспорт с оплатой перевозки в сдельному тарифу — № 4-С;
- грузовой автотранспорт с почасовым тарифом — № 4-П;
- автобус — № 6;
- автобус не общественного использования — № : спец.;
Важно! Форма журнала по учету путевых листов также имеет свой специальный номер — 8.
Тут все напрямую зависит от номера формы путевого листа. Так форма № 3 — только на срок не более одного рабочего дня или одной рабочей смены.
Однако более длительный срок может быть оформлен только в случае отправления водителя в командировку. Это обозначено в постановлении № 78. а вот постановление № 152 прописывает оформление путевого листа на срок до месяца.
Отсюда можно сделать вывод, что предприятие не занимающееся перевозками любых форматов имеет право оформлять путевой лист в пределах одного календарного месяца.
Российское законодательство не классифицирует бланки путевых листов на какие-либо разновидности в зависимости от срока их заполнения. В качестве таких бланков российскими организациями и ИП, как правило, используются либо разработанные самостоятельно формы, либо утвержденные законодательно — постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Общими требованиями к ним является наличие обязательных реквизитов и соблюдение порядка заполнения.
Эти реквизиты вместе с порядком оформления приведены в приказе Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152. Унифицированные формы имеют важное свойство — они полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к обязательным реквизитам. Причем это соответствие сохранилось даже после обновления перечня (приказ Минтранса России от 18.01. 2017 № 17, вступивший в силу 26.02.2017, и приказ Минтранса от 07.11.2017 № 476, вступивший в действие с 15.12.2017).
Подробнее о том, как обновились обязательные реквизиты, читайте в материалах:
Вопросы оформления путевого листа с учетом последних изменений мы обсуждаем в нашей группе в «ВК». Присоединяйтесь!
В силу этого соответствия унифицированные формы продолжают применяться без каких-либо корректировок.
Однако в случае с заполнением листа на месяц может потребоваться его редактирование.
В соответствии с п. 10 приказа Минтранса № 152 российские фирмы могут составлять путевые листы на срок от 1 дня до 1 месяца.
Однако бланки, утвержденные постановлением № 78, изначально рассчитаны на однократное использование в течение 1 рабочей смены. Исключением можно назвать формы № 3 и № 6 — их Госкомстат допускает оформлять и на более длительный срок. Но их структура также не оптимальна для указания месячного срока действия соответствующего листа.
Госкомстат России утвердил перечень из 7 бланков путевых листов, адаптированных для легковых, грузовых машин, автобусов и т.д. Эти документы значительно различаются по способам компоновки данных, но всех их объединяет:
- обязательное указание даты рабочей смены водителя — в верхней части формы;
- обязательное указание времени выезда водителя на задание и возврата в гараж — в часах и минутах.
Для заполнения месячного листа, таким образом, можно:
- указывать в бланке только месяц и год, не фиксируя дату;
- отредактировать бланк Госкомстата, сделав новые ячейки — в них будут указываться конкретные дни, в которые водитель выходит на работу.
Еще раз обращаем ваше внимание: очень важно, чтобы в бланке обязательно фиксировались минуты выезда водителя из гаража и возврата в него: данное требование содержится в подп. 4 п. 5 приказа Минтранса РФ № 152.
Форму путевого листа собственники бизнеса вправе разработать самостоятельно. При этом обязательным условием является соблюдение требований Минтранса, утвержденных в приказе Минтранса РФ № 152.
Для чего нужен путевой лист
В бюджетных организациях этот первичный документ применяется для учета работы легкового автомобильного транспорта. Также он является основанием для начисления заработной платы водителю и списания ГСМ. Если путевка, как его часто называют, составлена с нарушениями, то включить в расходы затраты на горючее нельзя. К учету принимают только правильные документы.
Обратите внимание, что эксплуатировать автомобиль без путевого листа незаконно. Конечно, это условие касается только организаций. Частные собственники легковушек не имеют никакого отношения к путевым листам. Но и в этом правиле есть исключения. Например, если гражданин использует свою машину для выполнения служебных обязанностей по согласованию с начальством, то организация в таком случае уже обязана оформить путевой лист. Следовательно, если работник поехал на подписание договора на своем транспорте, но с разрешением руководства, то путевка быть должна. А если же сотрудник добирается до основного места работы на своей собственной машине, то ни о каком путевом листе для такой поездки и речи быть не может.
Путевой лист — это своего рода юридическое подтверждение того, что транспорт использовался. Первичный документ решает сразу несколько проблем:
- фиксирует пробег, чтобы работники не эксплуатировали машины в личных целях;
- регистрирует количество израсходованного топлива для предупреждения фактов краж на предприятии;
- определяет занятость водителя для начисления заработной платы за фактически отработанное время;
- подтверждает допуск водителя к управлению авто (речь идет о медицинском осмотре и наличии водительских прав, допуска у работника);
- позволяет подтвердить вышеперечисленные расходы при исчислении налогового обременения экономического субъекта.
Простыми словами, путевой лист нужно заполнять не только для того, чтобы предоставить налоговому инспектору на проверку. Путевка в первую очередь используется для порядка в самой организации. То есть чтобы не допустить хищений, подтвердить допуск, сделать верные начисления. И только потом все это зафиксировать в бухгалтерской и налоговой отчетности.
Организации вправе не использовать унифицированные бланки первичной документации, а разработать свои документы, которые будут раскрывать все необходимые сведения. Так, к примеру, новая форма путевого листа легкового автомобиля 2019 года, вступившая в силу еще с 15.12.2017, утвержденная Приказом Минтранса от 07.11.2017 № 476, не обязательна к применению. Учреждение вправе заполнять свой бланк. Однако придется учесть важные изменения, которые предусмотрели чиновники.
Напомним, что законодательство в отношении первичной документации обязывает пользователей соблюдать определенные требования. Конкретные требования установлены в отношении обязательных реквизитов первички. То есть документ должен раскрывать конкретные сведения об операции. В противном случае бумага будет признана ничтожной, и ее нельзя будет принять к учету.
Можно ли оформлять путевой лист на неделю?
Со вступлением в силу закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» использование унифицированных форм первичных документов перестало быть обязательным. Предприятие может разработать и применять собственные образцы, но в них должны отражаться все необходимые данные.
Бланк путевого листа содержит следующую информацию:
- Наименование организации, владеющей транспортным средством.
- Сведения об автомобиле, в том числе отметка о технической исправности.
- Данные водителя, а также отметка о том, что он допущен к управлению автомобилем по состоянию здоровья.
- Показатели работы машины и водителя. Сюда включаются пробег, время в поездке и прочее.
При использовании унифицированной формы нужно заполнять строки для отметок медицинского работника перед рейсом и после него. При оказании транспортных услуг потребуется еще строка для подписи механика, подтверждающая, что машина исправна.
Важно! Если на одном автомобиле работает два водителя или более, отдельный путевой лист выписывается каждому из них.
Следует корректно заполнять графы, отведенные для показателей работы шофера и автомобиля. Эти значения важны для начисления водителю заработной платы. Также на их основании происходит списание расходов на ГСМ.
Для путевого листа легкового автомобиля на месяц может быть использована унифицированная форма № 3. Она содержит все необходимые реквизиты.
Вначале указывается название документа и оставляется место для штампа организации. Указываются номер и серия бланка, справа вносятся коды по ОКУД и ОКПО. Далее образец заполнения включает нижеизложенные пункты:
- Наименование организации.
- Информация об автомобиле: марка, госномер, гаражный знак.
- Данные водителя: ФИО, номер удостоверения, отметки о лицензионной карточке, табельный номер.
- Задание водителю. Обозначается наименование организации, в распоряжении которой находится машина, адрес подачи, время выезда из гаража и время возвращения. Здесь же оставляются поля для подписи диспетчера (или другого уполномоченного лица).
- Отметка о технической исправности машины. Находится с правой стороны листа.
- Движение топлива.
- Отметка о сдаче автомобиля по возвращении.
На обороте пример содержит таблицу, где поочередно указываются коды заказчиков, места, где водитель делал остановку, время прибытия и отъезда для каждого пункта и километраж. В конце приводятся результаты работы машины – время в наряде и пробег. На основании этих данных рассчитывается заработная плата.
Выписывать путевой лист обязательно, так как это часть первичной документации. Он позволяет отслеживать работу транспортного средства и подтверждать расходы на приобретение ГСМ. Также он фиксирует маршрут, по которому будет следовать водитель. По данным в путевом листе можно увидеть, что автомобиль используется только по назначению.
Первичный контроль за движением транспортного средства – не единственная причина выдачи путевых листов. Такое обязательство зафиксировано законом № 259-ФЗ. Если шофер будет остановлен сотрудниками ГИБДД, он должен предъявить путевой лист вместе с остальными сопроводительными документами.
Можно ли выдавать другой бланк? В зависимости от деятельности предприятия возможны две ситуации:
- оказываемые услуги не предусматривают перевозку пассажиров и груза – тогда оформляется доверенность, дающая водителю право эксплуатировать автомобиль;
- предприятие занимается перевозками – здесь вручается путевой лист, который дает право использовать транспортное средство на конкретном маршруте.
Если сотрудники ГИБДД не увидят у шофера соответствующих документов, его пользование автомобилем будет считаться незаконным. Поэтому на руках у водителя обязательно находится либо доверенность, либо путевой лист.
Когда водитель отправляется в рейс, ему на руки выдается путевой лист. По возвращении он возвращает его диспетчеру. Все бланки учитываются в специальном журнале, для которого предусмотрена унифицированная форма № 8. В нем отражаются не только путевого листа на месяц образцы, но и документы, рассчитанные на одну рабочую смену.
В этом учетном журнале отражаются номера бланков, даты выдачи, информация о водителе и о транспортном средстве. В регистре ставят свои подписи диспетчер, бухгалтер и сам водитель. Путевые листы хранятся в архиве в течение 5 лет. Срок хранения журнала заканчивается, когда истекает 5 лет с оформления последнего зафиксированного в нем бланка.
Документ выдается либо на один день, либо на один рейс до выхода в рейс (Приказ N 368, пункт 9).
Если длительность рейса превышает продолжительность смены или рабочего дня, путевой лист будет действовать весь рейс.
Если в течение дня или смены рейсов несколько, оформить путевой лист нужно перед первым рейсом. Действовать такой путевой лист будет один день.
Если в ходе поездки управлять автомобилем будут несколько водителей поочередно, то перед рейсом путевой лист должен выписываться на каждого водителя отдельно.
Обычно форму заполняет диспетчер или другой уполномоченный сотрудник. Эта обязанность должна быть установлена приказом руководителя, так как работник несет ответственность за допущенные при оформлении ошибки.
Какой срок действия путевого листа?
Проверять путевые листы могут несколько инстанций:
- ГИБДД и Транснадзор контролируют ведение путевых листов для обеспечения безопасности дорожного движения.
- Налоговая инспекция запрашивает путевые листы при проверке правильности учета расходов на ГСМ, а также при выездных и камеральных проверках.
- Трудовая инспекция может проверить путевые листы на соблюдение норм времени труда и отдыха сотрудников.
Обязанность оформления путевых листов закреплена законодательством. Документ отражает основные показатели учета работы транспорта и водителей.
Заполнять форму нужно внимательно и достоверно, т.к. путевой лист предъявляется в налоговую службу для подтверждения расходов предприятия.
Главное, что изменилось в правилах оформления путевых листов в 2024 году:
- Появился новый обязательный реквизит «Сведения о перевозке»;
- В разделе «Сведения о транспортном средстве» надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.
- Необходимо проставлять отметку о медосмотре и техконтроле.
- Журнал регистрации путевых листов можно вести в электронной форме.
Форма, по которой ИП и организации должны заполнять путевой лист легкового автомобиля (форма 3), утверждена еще 20 лет назад Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Именно этот унифицированный бланк действует до сих пор, хотя за эти годы в него было внесено множество различных поправок. Последнюю из них Минтранс России внес Приказом от 21.12.2018 № 467. Чиновники обновили требования к заполнению. Надо отметить, что этим Постановлением утверждены разные формы путевок, которые зависят от вида транспортных средств. В частности, отдельные бланки предусмотрены для:
- легкового транспорта;
- грузового транспорта;
- специального транспорта;
- такси;
- общественных автобусов;
- автобусов необщего пользования.
Поэтому организации и ИП должны выбирать бланк, соответствующий обстоятельствам.
В 2017 году Министерство транспорта РФ внесло изменения в требования по оформлению путевых листов, утвержденные Приказом от 18.09.2008 № 152. Изменения зафиксированы в Приказе № 476 от 07.11.2017 и Приказе № 141 от 06.04.2017 Минтранса РФ.
Приказ № 476 устанавливает, что с 15.12.2017 в реквизитах путевого листа должны быть указаны:
- ОГРН учреждения;
- дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Реквизит необходимо заполнять, если обязательность предрейсового контроля предусмотрена законодательно. Для транспорта, выезжающего с места постоянной стоянки, такой предрейсовый контроль предусмотрен. Его порядок изменен по Приказу № 141, который вступил в силу 24.12.2017. Новые правила установили, в частности:
- требования к работникам, которые проводят проверку технического состояния;
- перечень систем, устройств, механизмов, агрегатов, приборов, узлов и деталей, которые подлежат проверке;
- реквизиты, которые должны быть отражены в журнале регистрации результатов предрейсового контроля.
Бизнесмены также должны знать о последних поправках, предусмотренных Приказом Минтранса от 21.12.2018 № 467, который действует с 01.03.2019. Изменения касаются отметки о прохождении медицинского осмотра. В частности, врачам разрешено не ставить соответствующий штамп, а ограничиться датой проведения осмотра, Ф.И.О., личной подписью. Кроме того, вводятся некоторые новые правила заполнения путевок:
- из порядка исключается срок действия таких документов (не превышающий 1 месяца), их предстоит оформлять до начала рейса или смены, если в течение этого времени водитель совершает несколько рейсов;
- если на одно ТС оформляется несколько путевых листов, то в документе водителя, который выезжает первым, нужно указывать дату, время и показания одометра при выезде, а данные при въезде должны фиксироваться в путевом листе водителя, который последним заедет на постоянную стоянку (парковку).
До 01.03.2019 выписать путевку можно было как на один день, так и на весь месяц, если машина совершает выезды не очень часто. С указанной даты путевка оформляется перед каждой сменой или рейсом. Водитель получает на руки документ перед выездом. В унифицированном бланке предусмотрена возможность продления срока действия, поскольку в рейсе может возникнуть задержка, а движение без путевого листа является нарушением.
После окончания срока действия путевки ее следует вернуть под подпись уполномоченному лицу. Такой документ считается закрытым и должен быть передан на обработку в бухгалтерию.
Правила заполнения путевого листа легкового автомобиля утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152. Оформлением формы 3 в специализированных автотранспортных компаниях обычно занимаются диспетчеры. В организациях, где такая служба не предусмотрена, а весь легковой транспорт представлен личной машиной руководителя, заполнять форму 3 может непосредственно директор или любой уполномоченный на это работник. Делегировать обязанности необходимо приказом по организации, ведь уполномоченное лицо несет ответственность за наличие путевого листа, а также за все неточности и ошибки, допущенные при его заполнении. Если оформлением путевых листов занимается сам водитель (это не запрещено), он также должен заполнять свою часть документа: вписывать сведения о пробеге автомобиля в соответствии с показателями приборов.
Унифицированную форму № 3 можно применять для оформления рейсов легковых ТС как в специализированных организациях, так и обычных компаниях. Особенности заполнения этой формы приведены в Письме Росстата от 03.02.2005 № ИУ-09-22/257. В частности, там сказано, что на каждом учетном документе должен стоять штамп организации-владельца или арендатора ТС (не путать с круглой печатью). Кроме того, нужно принимать во внимание и другие требования к оформлению формы.
Указывать показания приборов необходимо как перед выездом с парковочного места, так и при возвращении на него. Учитываются такие приборы, как датчик топлива, одометр и другие.
Требования к заполнению путевки:
- освидетельствовать техническое состояние ТС должен уполномоченный специалист, например механик. Он должен поставить в документе свою подпись перед выездом в рейс ТС;
- освидетельствовать состояние здоровья водителя должен медработник. При заполнении должны быть указаны дата и время и проставлена личная подпись. Также должна быть запись, что водитель «прошел предрейсовый медицинский осмотр и допущен к исполнению трудовых обязанностей»;
- хранить закрытые путевки, по требованию Приказа Минтранса России № 152, необходимо в течение пяти лет.
Остановимся подробнее на заполнении путевого листа.
Левая верхняя часть листа:
- дата выхода в рейс;
- наименование организации;
- данные водителя;
- данные автомобиля;
- время выезда со стоянки;
- время возвращения;
- информация о медосмотре;
- данные медсотрудника, ответственного за проведенные процедуры.
Правая часть бланка:
- коды из учредительных документов организации;
- номер бланка;
- километраж;
- данные сотрудников, проводящих техосмотр транспортного средства;
- марка топлива;
- выданное количество ГСМ.
Нижняя часть бланка:
- подпись лица, выдающего исправное транспортное средство;
- подпись водителя.
Штрафы за отсутствие путевого листа прописаны в КоАП РФ:
- за автомобиль несет ответственность водитель — штраф в размере 500 рублей или предупреждение;
- за автомобиль отвечает должностное лицо организации — штраф 20 000 рублей;
- юридическое лицо — штраф до 100 000 рублей;
- штраф за некорректно оформленный путевой лист — 3000–30 000 рублей.
Для грузового автомобиля наличие путевого листа в поездке обязательно.
Оформлять путевые листы ежедневно обязаны только автотранспортные организации. Это связано с тем, что такие документы действительны в течение одного дня (смены).
Путевые листы на месяц разрешено оформлять только при командировках. В этом случае водитель самостоятельно записывает подробный маршрут с указанием соответствующих дат. Это следует из раздела 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 № 78.
Организации, которые не относятся к автотранспортным, оформляют путевые листы с той периодичностью, которая позволяет обосновать расходы на ГСМ. Законодатели предусмотрели, что оформить документ можно на любой срок не более одного месяца. Так что можно выписывать путевой лист на месяц, 10 дней, неделю либо несколько дней. (п. 10 приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 № 152, письмо Минфина России от 30 ноября 2012 № 03-03-07/51).
Если один и тот же автомобиль использует сразу несколько водителей, можно оформить несколько бланков путевого листа легкового автомобиля на месяц. Каждый бланк следует оформить на одного водителя (п. 11 приказа Минтранса от 28.11.97 № 152).
Бланк многодневного путевого листа компания должна разработать самостоятельно и утвердить приказом об учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008). Главное предусмотреть в нем обязательные реквизиты, которые перечислены ниже.
- Наименование и реквизиты организации. Запишите в бланке реквизиты компании — ИНН, КПП и другие данные.
- Наименование и номер документа. Укажите, на какое именно транспортное средство оформляете документ. Например, «путевой лист легкового автомобиля». На каждом документе ставьте штамп или печать, если она есть в организации.
- Сведения о сроке действия документа. Сведения включают дату, в течение которой можно использовать документ, если он составлен на один день. Если вы заполняете путевой лист на 1 месяц, укажите на нем первую и последнюю дату месяца, в течение которого будете использовать этот бланк.
- Сведения о собственнике (владельце транспортного средства). Если собственником является организация, то укажите наименование, организационно-правовую форму, местонахождение и номер телефона. Если предприниматель – ФИО, почтовый адрес и номер телефона.
- Сведения о транспортном средстве. Включают в себя:
- тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства. Если грузовой автомобиль используете с прицепом, полуприцепом – модель этого прицепа или полуприцепа;
- государственный регистрационный знак транспортного средства, прицепа, полуприцепа;
- показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку.
- Сведения о водителе. Запишите ФИО водителя, дату и время проведения предрейсового и послерейсового его осмотра.
Кроме того, можно добавлять в многодневный путевой лист (бланк выше) собственные реквизиты, которые необходимы организации. Но если вы пропустить хотя бы один обязательный реквизит «путевка» считается недействительной.
Путевой Лист Легкового Автомобиля 2024 На Месяц
В бюджетных организациях этот первичный документ применяется для учета работы легкового автомобильного транспорта. Также он является основанием для начисления заработной платы водителю и списания ГСМ. Если путевка, как его часто называют, составлена с нарушениями, то включить в расходы затраты на горючее нельзя. К учету принимают только правильные документы.
Обратите внимание, что эксплуатировать автомобиль без путевого листа незаконно. Конечно, это условие касается только организаций. Частные собственники легковушек не имеют никакого отношения к путевым листам. Но и в этом правиле есть исключения. Например, если гражданин использует свою машину для выполнения служебных обязанностей по согласованию с начальством, то организация в таком случае уже обязана оформить путевой лист. Если работник поехал на подписание договора на своем транспорте, но с разрешением руководства, то путевка обязательна. А если сотрудник добирается до основного места работы на личной машине, то ни о каком путевом листе для такой поездки и речи не идет.
Путевой лист — это своего рода юридическое подтверждение того, что транспорт использовался. Первичный документ решает сразу несколько проблем:
- фиксирует пробег, чтобы работники не эксплуатировали машины в личных целях;
- регистрирует количество израсходованного топлива для предупреждения фактов краж на предприятии;
- определяет занятость водителя для начисления заработной платы за фактически отработанное время;
- подтверждает допуск водителя к управлению авто (речь идет о медицинском осмотре и наличии водительских прав, допуска у работника);
- позволяет подтвердить вышеперечисленные расходы при исчислении налогового обременения экономического субъекта.
Простыми словами, путевой лист заполняют не только чтобы предоставить налоговому инспектору на проверку. Путевка используется для порядка в организации: чтобы не допустить хищений, подтвердить допуск, сделать верные начисления. И только потом все это зафиксировать в бухгалтерской и налоговой отчетности.
Путевой лист легкового автомобиля необходим, прежде всего, самой организации. Он является подтверждением эксплуатации автотранспорта в служебных целях. Зафиксированные в нем данные помогают бухгалтерии:
- определить количество использованного топлива;
- списать затраты на амортизацию и ремонт;
- начислить заработную плату водителю;
- распланировать рабочий график ТС.
Поездка в служебном автомобиле без путевки не разрешена законом и может повлечь административную ответственность в виде санкций.
Ответственный |
Наказание |
---|---|
Водитель |
500 руб. или предупреждение |
Должностное лицо |
20 000 руб. |
Юридическое лицо |
До 100 000 руб. |
За путевку, выписанную с недочетами, например, при отсутствии отметки о техническом контроле, санкции могут быть от 3 000 до 30 000 руб. Проверку наличия п/л имеют право осуществлять сотрудники ГИБДД, ФНС и ГИТ.
Предыдущая редакция приказа 152 позволяла составлять путевые листы на срок вплоть до одного месяца. С 1 марта этот период нельзя установить произвольно, по усмотрению компании. Путевой лист оформляйте:
- на время рейса, если он длится больше смены или рабочего дня. При длительных поездках путевой лист можно оформить на срок и более месяца;
- на время смены или рабочего дня, если за это время водитель совершит несколько рейсов.
В 2020 году водители компании составляли путевые листы по поездкам сразу за месяц.С марта 2020 года следует соблюдать такую периодичность:— Иванов А.С. возит директора в течение рабочего дня с возвращением на парковку и выездом по другому адресу в новый рейс. Путевой лист оформляйте в начале рабочего дня на весь день. Следующий рабочий день — новый путевой лист.— Петров В.А. перевозит товары по торговым точкам по территории всей России. Он выехал 5 марта из Москвы для доставки партии товаров в Тверь. Вернулся Петров в Москву 8 апреля. Путевой лист оформляйте один: с 5 марта по 8 апреля.