Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как расчитать пени за просрочку сроков исполнения контракта по 44фз 2024 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Контракт — это основной документ, на который ссылаются организации при расчете размера неустойки в рамках контрактной системы в сфере закупок и подготовке требования об уплате штрафов и пеней, который предъявляют поставщику.
Общий порядок начисления неустойки по 44-ФЗ для заказчиков:
Шаг 1. Калькуляция суммы, которая подлежит выплате. Пени начисляют за каждый день просрочки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ от цены договора. В сумму обязательств не входят те, что исполнены.
Пример формулы:
П = (цена договора – стоимость выполненных обязательств) × кол-во дней просрочки × 1/300 × ставка Цб/100.
Особенности начисления неустойки и пеней по 44-ФЗ в 2024 году
- Пени начисляется со следующего дня после даты неисполнения обязательств по контракту.
- Считать пени за каждый день просрочки обязательств, в том числе выходные и праздничные дни.
- Ключевая ставка устанавливается ЦБ и постоянно меняется (необходимо проверять ее актуальность). Если в течение периода, за который начисляется пени, ключевая ставка менялась, то порядок ее начисления нужно смотреть в контракте. Как правило, ключевая ставка берется на дату расчета пени.
- В качестве суммы для расчета пени берется сумма контракта, уменьшенная на сумму фактически исполненных обязательств.
Важно! Сумма исполненных обязательств должна быть подтверждена документально. - Начисление и взимание пени в иностранной валюте не допускается.
- Порядок начисления пени согласно ч. 7 ст. 34 Закона является общим и применяется в случаях, когда другими законами не установлено специального порядка начисления пени.
- Если условиями контракта предусмотрены этапы и оговорены сроки по каждому этапу, то пени за нарушение сроков следует начислять для каждого этапа в отдельности.
В контрактной системе две формы неустоек, которые принципально отличаются между собой и перепутать их критично ошибочно:
- Пени — начисляют за просрочку исполнения обязательств.
- Штрафы — за ненадлежащее исполнение (за исключение просрочки), неисполнение обязательств по контракту.
Например, когда поставщик должен поставить товар сегодня, а поставляет через неделю — это пени. А если он поставил просроченные продукты или привез товар не в том ассортименте — это повод применить систему штрафов.
НМЦК | Размер штрафа |
---|---|
не превышает 3 млн. рублей | 10% НМЦК |
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) | 5% НМЦК |
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) | 1% НМЦК |
Особенность: штрафы исчисляются в проценте не от цены контракта или его этапа, а от НМЦК.
Чем выше цена контракта, темы выше штраф:
Цена контракта | Размер штрафа |
---|---|
не превышает 3 млн. рублей | 1 000 рублей |
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей | 5 000 рублей |
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей | 10 000 рублей |
превышает 100 млн. рублей | 100 000 рублей |
Цена контракта | Размер штрафа, руб. |
---|---|
не превышает 3 млн. рублей | 1 000 |
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) | 5 000 |
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) | 10 000 |
превышает 100 млн. рублей | 100 000 |
Вам не понадобится особый калькулятор расчета пеней по 44-ФЗ. С 2017 года Постановление 1042 существенно сократило формулу для расчета пеней.
Чтобы рассчитать пени, надо от цены контракта вычесть в стоимостном выражении исполненные обязательства, умножить на 1/300, умножить на ключевую ставку ЦБ РФ и на количество дней просрочки (включая праздничные и выходные дни).
Советы заказчикам:
- Исчисляйте пени за каждый день просрочки обязательств. Выходные и праздничные дни также включайте в этот срок исчисления.
- Начинайте исчислять пени со следующего дня после даты, которая по контракту является датой исполнения обязательств.
- Рассчитывайте пени в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ (до 2017 года применялась ставка рефинансирования ЦБ РФ). Берите значение ключевой ставки на день уплаты пеней, а не на день, когда вы поняли, что поставщик нарушил сроки.
- «Тело», на которое вы будете начислять пени, определяйте в зависимости от объема исполненных обязательств. В расчет берите не всю цену контракта, а уменьшайте эту цену пропорционально фактически исполненным обязательствам.
- Составляем возражение на жалобу в ФАС — образец
- Где и как обжаловать результаты электронного аукциона
- Новые правила расчета пеней и штрафов по государственным контрактам
- Реестр недобросовестных поставщиков по 44‑ФЗ
- Штрафные санкции на заказчиков за нарушение законодательства о закупках
- С жалобами по 223‑ФЗ разберется ФАС России
Калькулятор пени по 44 фз – онлайн расчет неустойки
В соответствии с ч.6 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ направить требование об уплате неустойки (пени, штрафа) поставщику (подрядчику, исполнителю) является обязанностью заказчика в случае нарушения обязательств, предусмотренных контрактом, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, при любом нарушении обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту, заключенному в рамках Закона о контрактной системе, заказчик обязан направить поставщику (подрядчику, исполнителю) претензию с требованием об устранении нарушений.
А в соответствии с ч.5 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ направить требование об уплате неустойки (пени, штрафа) заказчику является правом поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае нарушения обязательств по контракту заказчиком.
Но в соответствии со ст.4 АПК РФ при невыполнении обязанности по досудебному урегулированию спора (направление претензии и ответ на претензию в срок) лицо теряет право на судебную защиту своих интересов.
В том числе, для заказчика по госконтракту предусмотрена ответственность за бездействие, предусмотренная ч.7 ст.7.32 КоАП РФ.
Претензия оформляется в свободной форме, но существуют обязательные атрибуты:
- Наименование документа – указывается, как правило, претензия или досудебная претензия.
- Адресат – лицо, которому адресуется претензия;
- Адресант – лицо, от имени которого составляется претензия;
- Основание возникновения претензии – договор (соглашение сторон) на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с которым у Адресата возникли обязательства перед Адресантом.
- Требование Адресанта – конкретное требование Адресанта к Адресату в соответствии с условиями договора или законодательства РФ. Например, устранение недостатков или замена товара и т.п.
- Срок выполнения требования – должен быть указан конкретный, разумный и обоснованный срок на выполнение требования, указанного в претензии, по истечении которого Адресант имеет право обращаться в суд.
- Подпись уполномоченного лица – претензия должна быть подписана уполномоченным лицом Адресанта, как правило руководитель организации Адресанта или лицо, которому делегированы такие полномочия руководителем.
- Банковские реквизиты Адресанта – должны быть указаны, если требование касается перечисления денежных средств, например, возврата аванса или уплата неустойки (штрафа, пени).
- В случае выставления пени, необходимо указать расчет такой пени.
После расчета пени на нашем онлайн калькуляторе расчета пени по 44-ФЗ Вы сможете сформировать образец претензии.
Претензию необходимо направить заказным письмом или иным способом, позволяющим отследить получение письма, по адресу места нахождения Адресата, т.е. тот адрес, который указан в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в качестве адреса регистрации лица.
Копию или экземпляр претензии, а также чек об отправке или иной документ, подтверждающий направление претензии Адресанту необходимо сохранить.
Не рекомендуем передавать претензию лично в руки, во избежание спорных ситуаций в будущем.
Что назначать — пени или штраф? Выбор не зависит от желания сторон. Пени могут назначаться в единственном случае — если исполнение обязательства просрочено. Например, когда поставщик поставил товар позже даты исполнения контракта.
Во всех остальных случаях, то есть когда нарушение не связано с просрочкой исполнения обязательства, налагается штраф. Если поставщик привез товары вовремя, но они оказались ненадлежащего качества или неполного ассортимента, на него следует наложить штраф.
В обязательном порядке следует включить в контракт все санкции, которые назначаются в случае нарушения обязательств, а именно:
- фиксированную сумму штрафа за неисполнение заказчиком обязательств, кроме просрочки;
- фиксированную сумму штрафа за нарушение обязательств поставщиком, кроме просрочки;
- размер пени, начисляемой за просрочку.
Но размеры пеней и штрафов привязаны к цене контракта, а она на момент составления его проекта неизвестна. Как же быть заказчику? Специалисты рекомендуют:
- Прописать в проекте контракта все существующие размеры штрафов из постановления № 1042, кроме тех, которые больше НМЦК. Обратите внимание, что просто сослаться на это постановление будет недостаточно. Такова позиция Минфина, выраженная в письме от 09.11.2017 № 24-03-07/73931.
- Прописать штрафы, предусмотренные для контрактов, заключенных по итогам аукциона на повышение. Напомним, что изредка цена в аукционе может пойти вверх, а не вниз. Это случается, когда она опускается до 0,5% от НМЦК. В таком случае говорят, что аукцион «перешел через ноль». Далее ставки пойдут на повышение, то есть участники будут соревноваться друг с другом за право заключить контракт с заказчиком. Для таких контрактов предусмотрена своя линейка штрафов.
Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
На практике может сложиться ситуация, когда заказчик не стремится выставить неустойку. Чаще всего это бывает, если его с поставщиком связывают длительные партнерские отношения. Может ли заказчик не начислять пени или штраф? Нет, закон 44-ФЗ такой вольности заказчику не позволяет, ведь речь идет о бюджетных деньгах. Выставлять неустойку следует даже за самые несущественные нарушения.
Если поставщик не поставил товар в срок, это должно квалифицироваться, как неисполнение им своих обязательств по контракту. За это полагается штраф. Если товар все-таки будет поставлен, хоть и с опозданием, штраф можно заменить на пени. Однако вовсе никак не отреагировать на задержку поставки заказчик по закону не имеет права.
Но выставить неустойку — это еще не значит ее получить. Должен ли заказчик требовать ее уплаты? Ни постановление № 1042, ни статья 34 закона 44-ФЗ об этом не говорит. В них лишь содержатся положения о требовании неустойки. Среди специалистов по госзакупкам единого мнения также нет. В любом случае заказчику следует исходить из соображений разумности.
Расчета пеней очень прост — в упомянутом выше постановлении Правительства формула упрощена до предела.
Пени = Цена Контракта * 1 / 300 * Ключевая ставка ЦБ / 100 * Кол-во дней просрочки
Правила исчисления пеней таковы:
- Если на момент начисления пени обязательства частично исполнены, их стоимость нужно вычесть из цены контракта.
- Начинать расчет нужно со дня, следующего за датой исполнения контракта.
- В расчет следует включить выходные и праздничные дни.
- Ключевую ставку ЦБ (не путать со ставкой рефинансирования) нужно брать на дату уплаты пеней.
Рассмотрим пример. Пусть цена контракта составляет 2,4 млн рублей. Поставщик в срок поставил товар стоимостью 1,6 млн рублей. Период просрочки составил 25 дней. Ключевая ставка ЦБ — 7,25%. Рассчитаем сумму пеней.
Учитывая, что обязательства были частично исполнены, стоимость контракта будет уменьшена. Формула примет вид:
(Цена контракта — Цена исполненных обязательств) * 1 / 300 * Ключевая ставка ЦБ / 100 * Кол-во дней просрочки
Пени составят: (2 400 000 — 1 600 000) * 1 / 300 * 7,5 / 100 * 25 = 5 000 рублей.
Если контракт исполнен с задержкой, когда следует его оплатить?
Условия оплаты должны прописываться в контракте. Оплату нужно производить в соответствии с ними. Следует помнить, что часть 13.1 статьи 34 закона 44-ФЗ устанавливает ограничения для заказчика на срок оплаты. Денежные средства следует перевести не позднее, чем через 30 дней с даты подписания документов о приемке.
Поставщик просрочил поставку мебели на 10 дней, а после этого еще в течение 10 дней осуществлял сборку. За какой срок начислять пени? За 10 дней или за 20?
Ответ на этот вопрос зависит от того, что прописано в контракте. Если товар должен был готов к сроку уже в собранном виде, то просрочка составляет 20 дней. Если же сборка мебели была отдельным условием, и на нее выделялось определенная время, то нужно смотреть, превышено оно или нет. Например, в контракте прописано, что сборка мебели должна быть осуществлена в течение 5 дней. Тогда просрочка по сборке составить 5 дней. Итого пени нужно выставлять за 15 дней: 10 дней просрочки поставки + 5 дней просрочки сборки.
Калькулятор неустойки (пени) за просрочку исполнения контракта 2024 года
Пени по налогам и взносам — это штрафные санкции за просрочку или неполную (частичную) уплату налогов или взносов. Можно сказать, что это вид неустойки за невыполнение обязательств по уплате налогов, также они начисляются за неуплату коммунальных платежей или алиментов, поставок по договору. Но нас в этой статье интересуют налоговые пени, их назначение, расчет и уплата регламентированы в ст. 75 НК РФ.
У налоговых платежей есть строгие сроки. При нарушении сроков налоговая служба начисляет пени, которые будут расти до полной уплаты налога. Чтобы остановить рост пеней, скорее заплатите налоги или взносы. Пеня составляет процент от неуплаченной суммы, и начисляется за каждый день просрочки платежа. Для их расчета нужно знать ключевую ставку Центробанка на момент нарушения.
Если налогоплательщик или работодатель вовремя не перечислил налог или взносы, ему начисляются пени. Чтобы уплатить пени, придется дождаться требования из ИФНС, которая сама должна установить факт неуплаты и начислить пени.
Если налогоплательщик увидел недоимку по налогу и планирует ее закрыть, нужно действовать в таком порядке:
- рассчитайте сумму пеней самостоятельно;
- уплатите сумму недоимки и пеней;
- отправьте уточненную декларацию.
В таком случае налогоплательщик избежит штрафа (см. п. 1 и п. 4 ст. 81 НК РФ). Если вы сначала отправите уточненку и только потом заплатите недоимку и пени, налоговая назначит штраф.
Первым днем начисления пеней считается следующий день после окончания срока уплаты налога или взносов. Последний день начисления пеней зависит от того, в какую дату возникла недоимка:
- до 27 декабря 2018 года — день уплаты налогов, взносов не включается в количество дней просрочки (Письма Минфина России от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318, ФНС России от 06.12.2017 N ЗН-3-22/[email protected]);
- после 28 декабря 2018 года — включайте день погашения недоимки в количество дней просрочки (п. 3, 7 ст. 75 НК РФ).
Если вы начисляете пени по взносам на страхование от несчастных случаев, количество дней просрочки в любом случае считается со дня, следующего за сроком уплаты, до дня уплаты взноса включительно (п. 3 ст. 26.11 Закона N 125-ФЗ).
Размер пеней зависит от ставки рефинансирования (или ключевой ставки Центробанка). Сумма рассчитывается по-разному для ИП и организаций, а также зависит от числа дней просрочки. Все ИП с любым числом дней просрочки и организации с просрочкой до 30 дней включительно рассчитывают пени от 1/300 ставки рефинансирования. Такого же порядка придерживаются организации с любым периодом просрочки по взносам на травматизм. Для других налогов и взносов это применимо, если недоимка возникла до 1 октября 2017 года.
Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 300) * Число дней просрочки
Если просрочка организации составила 31 день и больше, ставка повышается до 1/150 от ключевой. Рассчитывайте пени так:
- Сначала исчисляем пени за первые 30 дней просрочки: Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 300) * 30
- Затем исчисляем пени за последующие дни просрочки: Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 150) * Число дней просрочки с 31 дня
- Суммируем оба значения.
Если в период просрочки ставка рефинансирования менялась, рассчитывайте пени отдельно за дни, в которых действовали разные ставки.
Порядок расчета пеней по авансам аналогичен расчету пени по налогу. Но учитывайте, что количество дней просрочки нужно считать со дня, следующего за сроком уплаты авансового платежа и до наиболее ранней из двух дат:
- дата фактической уплаты платежа;
- установленная дата уплаты налога за налоговый период или авансового платежа за отчетный период.
Начисленную сумму пеней можно уменьшить. Если налог за налоговый период оказался меньше суммы авансов в течение этого периода, пени надо пересчитать исходя из суммы, которая не превышает налог. Аналогичный порядок действует при низком авансовом платеже по итогам отчетного периода.
Как начислять неустойку по 44-ФЗ
Платите пени вместе с суммой недоимки или после уплаты всей суммы налога (взноса). Для этого оформите отдельное платежное поручение с использованием следующих КБК:
- Пенсионное страхование — 182 1 02 02010 06 2110 160
- Медицинское страхование — 182 1 02 02101 08 2013 160
- Страхование по нетрудоспособности и материнству — 182 1 02 02090 07 2110 160
- Страхование на травматизм — 393 1 02 02050 07 2100 160
- Налог на прибыль в фед. бюджет — 182 1 01 01011 01 2100 110
- Налог на прибыль в рег. бюджет — 182 1 01 01012 02 2100 110
- НДС — 182 1 03 01000 01 2100 110
- Налог по имуществу, кроме ЕСГС — 182 1 06 02010 02 2100 110
- Налог по имуществу, входящему в ЕСГС — 182 1 06 02020 02 2100 110
- НДФЛ (и ИП «за себя») — 182 1 01 02020 01 2100 110
- УСН «доходы» — 182 1 05 01011 01 2100 110
- УСН «доходы-расходы» и минимальный налог — 182 1 05 01021 01 2100 110
- ЕНВД — 182 1 05 02010 02 2100 110
В некоторых случаях пени не начисляются. Например, когда счет налогоплательщика заблокирован или деньги арестованы по постановлению суда. Или когда при расчете налогов или взносов бизнесмен руководствовался постановлением суда.
Также вы избежите пеней, если недоимка возникла из-за ошибки в платежке, которую можно исправить уточнением платежа, — в этом случае пени сторнируются. Ошибка исправляется уточнением, если она не связана с неверным указанием номера счета, банка получателя или КБК.
Размер пени, взыскиваемой в случае просрочки выполнения обязательств заказчика, Правила не регулируют, поэтому нужно ориентироваться непосредственно на нормы Закона № 44 «О контрактной системе…». Статьей 34 (часть 5) этого Закона размер неустойки определен как 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый из дней просрочки от суммы, которая не уплачена в срок (начиная со дня, который следует после того, как истечет срок исполнения договорного обязательства). С 1.01.2016 ставка рефинансирования приравнена к ключевой.
- Онлайн калькулятор стоимости банковской гарантии
Предлагаем воспользоваться нашим сервисом по сравнению стоимости банковских гарантий в разных банках.
- Ликбез по участию в закупках
Тем, кто впервые участвует в госзакупках, нужно знать многое: с чего начинать подготовку, кто является заказчиками, как искать лучшие закупки, как подать заявку, что такое финансовое обеспечение.
- Как победить в аукционе по 44-ФЗ «О контрактной системе…»
Мы подготовили инструкцию, которая включает пять шагов. Изучите её, и вы обязательно одержите победу.
Правилами не определено, каким образом устанавливаются штрафные санкции за неисполнение обязательств (здесь имеется в виду только ненадлежащее исполнение контракта либо просрочка его исполнения).
Принимая Закон № 44 (в первоначальной редакции), законодателем не было упомянуто об ответственности, наступающей в случае неисполнения контракта. Поправки в Закон № 44 (части 5, 6 и статья 34 части 8) внесены лишь в конце 2013 г. В итоге эти нормы предусматривают, что штраф, налагаемый за ненадлежащее исполнение либо неисполнение контрактных обязательств, необходимо закрепить в контракте фиксированной суммой, определяемой с учетом Правил. Однако в самих Правилах говорится лишь о просрочке или ненадлежащем исполнении обязательств. Понятно, что при неисполнении контрактных обязательств именно обеспечение исполнения контракта гарантирует интересы заказчика, к примеру, выплатой по гарантии банка (Закон № 44, статья 45), поставщика же занесут в реестр недобросовестных поставщиков (Закон № 44, статья 104).
Вопрос: «Требуется ли вносить изменения в действующий контракт, который был заключен в 2013 г. на 2014 г., касающиеся размера неустойки по причине принятия новых правил?»
Заказчик обязан прописать в проекте заключаемого контракта ответственность в случае его неисполнения в виде зафиксированной суммы штрафных санкций (Закон № 44, статья 34, часть 4). Самое простое, что в такой ситуации можно сделать для того, чтобы предупредить претензии ФАС РФ – это изменить формулировку контракта так, чтобы фиксированная сумма штрафных санкций распространялась на «ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязанностей по контракту».
Неустойка по 44-ФЗ: виды неустоек, расчет, начисление, сроки уплаты
Закон освобождает сторону от выплаты неустойки (пени, штрафа), если она докажет, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязательства, которое предусмотрено контрактом, случилось вследствие вины другой стороны либо по причине непреодолимой силы (Закон № 44, статья 34, часть 9).
Фиксированный размер штрафа должен быть рассчитан уже на стадии разработки конкурсной документации. Отметим, что сделать это затруднительно, так как итоговая цена контракта, на основании которой исчисляется штраф, будет известна лишь после определения победителя конкурса. По этой причине в контракт можно включить пункт, содержащий незаполненные поля, к примеру: «За ненадлежащее исполнение либо неисполнение условий Контракта Поставщик должен уплатить Заказчику штрафные санкции, размер которых составляет ____ % от контрактной цены, определенной в пункте ____ Контракта, (это составляет ____ рублей)».
На стадии заключения контракта в пустые поля должны быть вписаны соответствующие значения. При уверенности заказчика, что начальная цена по результатам госзакупки не снизится до такого уровня, чтобы попасть в иной диапазон, может быть сразу указан конкретный процент (к примеру, в закупочной документации цена контракта составляет 3,5 млн рублей, а по результатам конкурса победителем признают участника, предложившего 2,9 млн рублей).
Отметим, что по Закону № 44 размер пени должен быть прописан в контракте (статья 34, часть 7). Очевидно, что в таком случае положения Правил можно просто продублировать.
Стоит напомнить, что по Закону № 44 (статья 34, часть 15) заказчик вправе не исполнять требование, касающееся обязательного закрепления в контракте сумм неустойки и штрафных санкций, если закупка проводится у единственного поставщика:
- на сумму, которая не превышает 100 тыс. рублей (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 4);
- на заключение договора на посещение театра, зоопарка, концерта, кинотеатра, музея, цирка, спортивного мероприятия или выставки (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 15);
- если закупаются лекарственные препараты (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 28).
Теги: пени, штрафы, 44-ФЗ, пример расчёта,
- Суд: в извещении о государственной закупке можно указывать информацию в виде отсылки к документации (146)
- ФАС РФ: при проведении повторной закупки в области строительства участнику будет достаточно подать «согласие» на участие (134)
- Ответственность участников за предоставление недостоверной информации в государственных закупках хотят ужесточить (131)
Согласно ч. 6 ст. 34 ФЗ №44-ФЗ отправка требования (претензии) поставщику в ситуации просрочки им обязательств по поставке груза будет обязательным условием. Задача документа — выставить требование об уплате неустойки (пеней, штрафа) за несоблюдение сроков поставки, которые были прописаны в заключенном между организациями госконтракте.
Кроме того, за нарушение заказчиком сроков оплаты также положены штрафные санкции. Данная норма закреплена в п. 1 ст. 516 ГК РФ. Досудебное урегулирование такого спора обязательно согласно п. 5 ст. 4 АПК РФ. В этом случае поставщик обязан отправить заказчику претензию.
К сведению! Возможность предъявления требования об уплате пени установлена ст. 330 ГК РФ. Если причиной нарушения сроков или некачественного/неполного выполнения работ стали форс-мажорные обстоятельства, то у пострадавшей стороны не будет возможности взыскать неустойку (Постановление Президиума ВАС РФ №4051/97 от 21 октября 1997 года по делу № 224/8).
В 44-ФЗ не определен срок направления нарушителю претензии. Понятно, что отправить этот документ важно как можно скорее после выявления нарушения. В ведомственной документации в разных субъектах РФ обозначены сроки от 10 до 30 дней.
Если контракт уже был исполнен и обнаружились какие-либо нарушения, то предъявить требование о штрафе можно в течение срока исковой давности.
О сроках ответа на требование в законе также ничего не сказано. Их обозначают в каждом контракте индивидуально или указывают в самом тексте претензии.
Кстати! Если в контракте не отмечено, какие именно дни имеются в виду, календарные или рабочие, то по умолчанию срок считают в календарных днях.
ООО «Гамма»
адрес: г. Ижевск, ул. Елочная, д. 135, оф. 14,
тел. 8(3412) 88-88-88
от АПОУ УР «РМК МЗ УР»
адрес: г. Ижевск, ул. Сосновая, д. 35,
тел. 8(3412) 99-99-99
Исх. №3452
от «17» мая 2019 года
Требование об уплате пени в связи с просрочкой исполнения обязательств,
предусмотренных контрактом, при осуществлении закупки товара
«12» апреля 2019 года, в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», между АПОУ УР «РМК МЗ УР» и ООО «Гамма» был заключен государственный контракт №123-ГК на поставку стульев, в соответствии с которым ООО «Гамма» обязалось поставить заказанный товар, а АПОУ УР «РМК МЗ УР» обязалось принять и оплатить товар.
Согласно п. 9 Контракта обязательство по поставке товара должно быть исполнено поставщиком в срок до «30» апреля 2019 года. Данное условие Контракта было нарушено ООО «Гамма». Фактически обязательство было исполнено «15» мая 2019 года. Просрочка составила 15 дней.
В п. 10 Контракта от «12» апреля 2019 года №123-ГК стороны установили, что в случае ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, обозначенных в названном договоре, производится взыскание пени в объеме одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательств, указанных в вышеназванном контракте, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения указанного обязательства.
Таким образом, размер пеней составил 1360 рублей 00 копеек (одна тысяча триста шестьдесят рублей 00 копеек). Просим оплатить пени в течение 10 календарных дней.
Приложения к документу:
- Копия контракта от «12» апреля 2019 года №123-ГК.
- Расчет размера пеней — бухгалтерская справка от «16» мая 2019 года №45.
- Акт поставки товара от «15» мая 2019 года №23-П.
- Копия платежного поручения от «15» мая 2019 года №76-П.
Заместитель директора по АХЧ АПОУ УР «РМК МЗ УР» Коновалов П.Р.
Коновалов
При расчете штрафов и пеней по контракту (неустойки) заказчик должен руководствоваться специальным порядком, указанным в Постановлении Правительства №1042 от 30 августа 2017 года. Но сначала следует прояснить, по каким показателям будет применяться неустойка:
- Допустил ли исполнитель просрочку в работе, и количество дней этой просрочки. Данный критерий ложится в основу расчета пеней по контракту;
- Присутствовали ли нарушения других обязательств стороной исполнителя. Они бывают стоимостного и нестоимостного типа.
В первом случае пени будут рассчитываться по формуле:
1/300 Ст * Ц * Д, где:
Ст – величина ключевой ставки ЦБ на день уплаты пеней;
Ц – цена контракта либо сумма неисполненных обязательств;
Д – количество дней просрочки.
Например: Сумма контракта – 300 тысяч руб. Дата уплаты пеней за просрочку – 15 февраля 2019 г. Ставка рефинансирования равна 6,25%.
По условиям контракта поставка происходила в 3 этапа:
- по первому — просрочка вышла 29 дней. Продукция поставлена полностью, но заказчик не принял работу, т.к. часть товара не соответствует требованиям контракта. По результатам приемки заказчик принял товар на 30 тыс. руб. Просрочка исчисляется от всей цены контракта, т.к. условия были исполнены только через 29 дней после окончания срока. Размер пеней составит:
(1/300 * 6,25%) * 300000 * 29 =1812,50 руб.;
- по второму этапу просрочка составила 10 дней. За этот период поставлено продукции на 170 тыс. руб. Пени исчисляется от цены контракта, уменьшенной на сумму принятой части в первом этапе, т.е. 270 тыс. руб. По формуле находим пени:
(1/300 * 6,25%) * 270000 * 10 = 562,50 руб.;
- в третьем этапе последняя часть товара была поставлена на сумму 100 тыс. руб., но с просрочкой в 20 дней. Пени необходимо рассчитать от последней неисполненной в установленный период суммы, т.е. от 100 тыс. руб.:
(1/300 * 6,25%) * 100000 * 20 = 416,70 руб.;
Чтобы узнать общую сумму пеней, нужно сложить получившиеся в каждом из этапов 3 цифры:
1812,50+562,50+416,70=2791,70 руб.
В случае, если поставщик нарушил условия контракта по каким-либо условиям (кроме просрочки), Постановление Правительства № 1042 утвердило размеры штрафов в виде процентного отношения к цене контракта (для стоимостных обязательств) либо в виде фиксированной суммы (для нестоимостных обязательств). Такие штрафные санкции учитываются при исчислении неустойки.
Штрафные санкции за нарушение стоимостных обязательств, применяемые к исполнителю – НЕ субъекту малого предпринимательства (СМП):
Цена контракта (руб.) |
Штрафы в % отношении к цене контракта |
Менее 3 млн. | 10 |
3-50 млн. | 5 |
50-100 млн. | 1 |
100-500 млн. | 0,5 |
500 млн.-1 млрд. | 0,4 |
1-2 млрд. | 0,3 |
2-5 млрд. | 0,25 |
5-10 млрд. | 0,2 |
Более 10 млрд. | 0,1 |
Если исполнитель относится к СМП – см. раздел 2 «Нормативные правовые акты» данной статьи
Когда стоимость контракта ниже и выше НМЦК – также см. раздел 2 «Нормативные правовые акты» данной статьи.
Для нарушения нестоимостных обязательств штрафы начисляются в виде фиксированной суммы от цены контракта, и неважно, относится исполнитель к СМП или нет:
Цена контракта (руб.) |
Фиксированный штраф (руб.) |
Менее 3 млн. | 1000 |
3-50 млн. | 5000 |
50-100 млн. | 10000 |
Более 100 млн. | 100000 |
В ходе исполнения контракта заказчик также может нарушать свои обязанности. При исчислении пеней в отношении заказчика, поставщик должен руководствоваться ч.9 Правил, о которых говорится в Постановлении №1042. Для заказчика предусмотрены фиксированные штрафы за некачественное исполнение обязательств (кроме просрочки).
Цена контракта (руб.) |
Фиксированный штраф (руб.) |
Менее 3 млн. | 1000 |
3-50 млн. | 5000 |
50-100 млн. | 10000 |
Более 100 млн. | 100000 |
Если заказчик просрочил срок оплаты за работу поставщику, то на него налагается штраф в виде процентов на сумму долга согласно ст.395 ГК РФ.
Согласно определению данного понятия, прописанному в 330 статье Гражданского кодекса РФ, неустойка — это денежная сумма, выплачиваемая должником кредитору в размерах, оговоренных законом.
Хронологические рамки контрактных поставок прописаны в статье 521 Гражданского кодекса. Недопоставка или просрочка поставки продукции вызывает штрафные санкции, которые длятся вплоть до фактического выполнения должником контрактных обязательств.
Однако практика судебных разбирательств выявила множество неясностей в определении времени начисления неустойки: с момента просрочки поставки или с даты нарушения окончательного срока. Согласно части 4 статьи 34 44-ФЗ, ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение договорных обязательств является обоюдной для контрагентов сделки.
Помимо этого, специально для заказчика прописана административная ответственность в форме штрафа размером три тысячи рублей за отсутствие в проекте контракта непременного условия о штрафных санкциях (за исключением случаев по ч. 15 ст. 34 № 44-ФЗ).
Как указано в 5 и 6 частях 34 статьи 44-ФЗ, нарушение сроков поставки может повлечь наказание для обеих сторон сделки в форме штрафов и пеней. Характер выплаты пеней связан с количеством календарных дней просрочки и подробно рассмотрен в Налоговом кодексе (НК).
Согласно нормам 44-ФЗ, пени за нарушения сроков заказчиком начисляются со следующего после неисполнения обязанностей дня в размере 1/300 актуальной ставки рефинансирования Центробанка от своевременно невыплаченной суммы. Пеня для поставщика за каждый день просрочки определена в размере 1/300 действующей в момент уплаты ставки рефинансирования от цены контракта, которая уменьшена на сумму пропорционально объему фактически исполненных обязательств. При расчете заказчику нужно исключить дни приемки (Письмо Минфина № 24-03-08/73293 от 07.11.2017).
Однако, как гласит ч. 9 ст. 34 44-ФЗ, при нарушениях, возникших из-за форс-мажорных ситуаций, виновник может быть освобожден от обеих неустоек сразу, как штрафов, так и пеней.
Бывают случаи выкупа неустойки третьим лицом (эта мера, в частности, применяется при строительстве для обманутых дольщиков).
Величина суммы штрафа фиксирована и составляет определенный процент цены контракта (или выплаты за этап).
Расчет суммы для поставщика.
Размер пени, взыскиваемой в случае просрочки выполнения обязательств заказчика, Правила не регулируют, поэтому нужно ориентироваться непосредственно на нормы Закона № 44 «О контрактной системе…». Статьей 34 (часть 5) этого Закона размер неустойки определен как 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый из дней просрочки от суммы, которая не уплачена в срок (начиная со дня, который следует после того, как истечет срок исполнения договорного обязательства). С 1.01.2016 ставка рефинансирования приравнена к ключевой.
- Онлайн калькулятор стоимости банковской гарантии
Предлагаем воспользоваться нашим сервисом по сравнению стоимости банковских гарантий в разных банках.
- Ликбез по участию в закупках
Тем, кто впервые участвует в госзакупках, нужно знать многое: с чего начинать подготовку, кто является заказчиками, как искать лучшие закупки, как подать заявку, что такое финансовое обеспечение.
- Как победить в аукционе по 44-ФЗ «О контрактной системе…»
Мы подготовили инструкцию, которая включает пять шагов. Изучите её, и вы обязательно одержите победу.
Закон освобождает сторону от выплаты неустойки (пени, штрафа), если она докажет, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязательства, которое предусмотрено контрактом, случилось вследствие вины другой стороны либо по причине непреодолимой силы (Закон № 44, статья 34, часть 9).
Фиксированный размер штрафа должен быть рассчитан уже на стадии разработки конкурсной документации. Отметим, что сделать это затруднительно, так как итоговая цена контракта, на основании которой исчисляется штраф, будет известна лишь после определения победителя конкурса. По этой причине в контракт можно включить пункт, содержащий незаполненные поля, к примеру: «За ненадлежащее исполнение либо неисполнение условий Контракта Поставщик должен уплатить Заказчику штрафные санкции, размер которых составляет ____ % от контрактной цены, определенной в пункте ____ Контракта, (это составляет ____ рублей)».
На стадии заключения контракта в пустые поля должны быть вписаны соответствующие значения. При уверенности заказчика, что начальная цена по результатам госзакупки не снизится до такого уровня, чтобы попасть в иной диапазон, может быть сразу указан конкретный процент (к примеру, в закупочной документации цена контракта составляет 3,5 млн рублей, а по результатам конкурса победителем признают участника, предложившего 2,9 млн рублей).
Отметим, что по Закону № 44 размер пени должен быть прописан в контракте (статья 34, часть 7). Очевидно, что в таком случае положения Правил можно просто продублировать.
Стоит напомнить, что по Закону № 44 (статья 34, часть 15) заказчик вправе не исполнять требование, касающееся обязательного закрепления в контракте сумм неустойки и штрафных санкций, если закупка проводится у единственного поставщика:
- на сумму, которая не превышает 100 тыс. рублей (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 4);
- на заключение договора на посещение театра, зоопарка, концерта, кинотеатра, музея, цирка, спортивного мероприятия или выставки (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 15);
- если закупаются лекарственные препараты (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 28).
Теги: пени, штрафы, 44-ФЗ, пример расчёта,
Госзакупки регулируются, кроме вышеперечисленного, определёнными статьями Уголовного Кодекса:
- Ст. 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В самых тяжёлых случаях преступнику грозит:
- штраф от 200 тыс. до 1 млн рублей либо на сумму дохода за период от полугода до трёх лет
- принудительные работы на срок до пяти лет
- лишение свободы сроком до семи лет
- Ст. 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Наиболее тяжёлые наказания для того, кто совершил подкуп:
- штраф от 1 до 2,5 млн рублей либо на сумму дохода за период от одного до трёх лет
- лишение свободы сроком до восьми лет, возможно, вместе со штрафом до 40-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до пяти лет
Предусмотрено наказание и для представителей заказчика, подкупивших исполнителя:
- штраф от 2 до 5 млн рублей либо на сумму дохода за период от двух до пяти лет, возможно, с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет
- лишение свободы от 7 до 12 лет, возможно, вместе со штрафом до 50-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет
Более того, нарушение закона № 44-ФЗ — это не единственное в области закупок, что подвергается уголовному преследованию. Мошенничество, взятки, превышение полномочий, нецелевой расход средств из бюджета — тоже уголовные преступления.
Согласно ч. 6 ст. 34 ФЗ №44-ФЗ отправка требования (претензии) поставщику в ситуации просрочки им обязательств по поставке груза будет обязательным условием. Задача документа — выставить требование об уплате неустойки (пеней, штрафа) за несоблюдение сроков поставки, которые были прописаны в заключенном между организациями госконтракте.
Кроме того, за нарушение заказчиком сроков оплаты также положены штрафные санкции. Данная норма закреплена в п. 1 ст. 516 ГК РФ. Досудебное урегулирование такого спора обязательно согласно п. 5 ст. 4 АПК РФ. В этом случае поставщик обязан отправить заказчику претензию.
К сведению! Возможность предъявления требования об уплате пени установлена ст. 330 ГК РФ. Если причиной нарушения сроков или некачественного/неполного выполнения работ стали форс-мажорные обстоятельства, то у пострадавшей стороны не будет возможности взыскать неустойку (Постановление Президиума ВАС РФ №4051/97 от 21 октября 1997 года по делу № 224/8).
В 44-ФЗ не определен срок направления нарушителю претензии. Понятно, что отправить этот документ важно как можно скорее после выявления нарушения. В ведомственной документации в разных субъектах РФ обозначены сроки от 10 до 30 дней.
Если контракт уже был исполнен и обнаружились какие-либо нарушения, то предъявить требование о штрафе можно в течение срока исковой давности.
О сроках ответа на требование в законе также ничего не сказано. Их обозначают в каждом контракте индивидуально или указывают в самом тексте претензии.
Кстати! Если в контракте не отмечено, какие именно дни имеются в виду, календарные или рабочие, то по умолчанию срок считают в календарных днях.
Унифицированной формы такого документа не существует. Требование формируют в свободной форме, указывая всю необходимую информацию.
Итак, что должно быть в документе:
- Наименование и адрес получателя претензии.
- Наименование и адрес отправителя претензии.
- Исходящий номер (под ним регистрируют исходящую корреспонденцию в организациях).
- Дату составления претензии.
- Наименование документа.
- Реквизиты государственного контракта.
- Суть контракта: поставка товара, оказание услуги, выполнение работ и т.п.
- Основания для ведения претензионной работы (какие обязательства не были исполнены).
- Период, за который начислена неустойка, ее сумма.
- Приложения к претензии. Это обычно копии контракта, платежек, актов выполнения работ, оказания услуг, расчет суммы неустойки, штрафа или пеней.
- Подпись руководителя организации, отправляющей претензию, или его доверенного лица.
Претензию составляют в двух экземплярах. Это необходимо при передаче документа лично или курьером. Получатель должен поставить отметку о получении требования на экземпляре отправителя.
ООО «Гамма»
адрес: г. Ижевск, ул. Елочная, д. 135, оф. 14,
тел. 8(3412) 88-88-88
от АПОУ УР «РМК МЗ УР»
адрес: г. Ижевск, ул. Сосновая, д. 35,
тел. 8(3412) 99-99-99
Исх. №3452
от «17» мая 2019 года
Требование об уплате пени в связи с просрочкой исполнения обязательств,
предусмотренных контрактом, при осуществлении закупки товара
«12» апреля 2019 года, в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», между АПОУ УР «РМК МЗ УР» и ООО «Гамма» был заключен государственный контракт №123-ГК на поставку стульев, в соответствии с которым ООО «Гамма» обязалось поставить заказанный товар, а АПОУ УР «РМК МЗ УР» обязалось принять и оплатить товар.
Согласно п. 9 Контракта обязательство по поставке товара должно быть исполнено поставщиком в срок до «30» апреля 2019 года. Данное условие Контракта было нарушено ООО «Гамма». Фактически обязательство было исполнено «15» мая 2019 года. Просрочка составила 15 дней.
Ниже представлена полная таблица, где указаны все имеющиеся штрафы по 44-ФЗ как для организатора, так и для участника в лице поставщика/подрядчика.
Помимо материальных штрафов могут быть дополнительно применены иные меры, вроде внесение участника в реестр недобросовестных поставщиков, либо запрет на проведение закупочных процедур. Данными видами санкций занимается федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Все нижеизложенные пункты базируются на статьях текущего КоАП РФ. В столбцах указаны виды правонарушений, регулирующая их статья, и сумма штрафа в рублях.
Штрафы за несанкционированный способ выбора победителя закупочной процедуры
Нарушение требований 44-ФЗ о методе отбора поставщика/подрядчика | Часть 1 статьи 7.29 | 30 000 |
Иной способ определения победителя при реализации аукциона или конкурса с указанными критериями | Часть 2 статьи 7.29 | 50 000 |
Организация конкурсов, не связанных с категориями, предусмотренными в требованиях 44-ФЗ | Часть 2.1 статьи 7.29 | 50 000 |
Нарушение порядка или сроков информирования органов контроля о возможности подписания контракта с единственным поставщиком | Часть 2.1 статьи 7.29 | 50 000 |
Проведение закрытых торгов или указание произвольных условий данной процедуры, не согласованных с контролирующим органом при исполнении гособоронзаказа | Часть 3 статьи 7.29 | от 30 000 до 50 000 |
Нарушение критериев определения цены для единственного поставщика по ходу исполнения гособоронзаказа | Статья 7.29.1 | от 30 000 до 50 000 |
Указание в план-графике позиций, которые не установлены действующими требованиями законодательства РФ, а также позиций с нобоснованной ценой | Часть 1 статьи 7.29.3 | от 30 000 до 50 000 |
Штрафы за несоблюдение установленных норм проведения торговых закупок
Нарушения, связанные с формой обоснования НМЦК | Часть 2 статьи 7.29.3 | 10000 |
Нарушение условий общественного обсуждения или его отсутствие | Часть 3 статьи 7.29.3 | 30000 |
Нарушение сроков утверждения и публикации в ЕИС планов закупок и планов графиков | Часть 4 статьи 7.29.3 | от 5000 до 30 000 |
Нарушение сроков отправления в ЕИС документов, требуемых для проведения конкурса или аукциона до двух и более двух дней | Части 1 и 1.1 статьи 7.30 | от 5000 до 15000 и от 30000 до 100000 |
Нарушение сроков отправления в ЕИС документов, требуемых для запроса котировок и предложений, а также закупок у единственного поставщика до одного и более одного дня | Части 1.2 и 1.3 статьи 7.30 | от 3000 до 10000 и от 15000 до 50000 |
Неверное размещение информации о разъеснении положений конкурса или аукциона, а также окончательного решения | Часть 1.4 статьи 7.30 | от 15000 до 50000 |
Нарушения, связанные с отправкой в ЕИС данных о закупке, проводимой ранее чем за 10 дней до внесения в план-график либо не внесенной в него, а также закупки, не устранившей нарушения в полученном предписании | Части 1.5, 1.6 и 1.7 статьи 7.30 | 30000 |
Отклонение заявки, отказ в допуске к аукциону при соответствии участника правиалам, а также вскрытие конвертов раньше срока окончательного приема заявок | Часть 2 статьи 7.30 | 1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30000 |
Нарушение составляения протокола в процессе определения поставщика | Часть 2.1 статьи 7.30 | 10000 |
Неразмещение в ЕИС документов, требуемых по 44-ФЗ | Часть 3 статьи 7.30 | от 50000 до 500000 |
Установка собственных порядков расмотрения заявок, суммы обеспечения, требуемых от участника документов | Часть 4 статьи 7.30 | 1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30000 |
Установка к товарам и услугам требований, не предусмотренных правилами 44-ФЗ | Часть 4.1 статьи 7.30 | 1% от НМЦК, но не менее 10000 и не более 50000 |
Утверждение закупочной документации с нарушением требований | Часть 4.2 статьи 7.30 | 3000 |
Отмена заявок в процедуре по основаниям неуказанным 44-ФЗ либо допуск к процедуре несоотвествующих заявок | Часть 6 статьи 7.30 | 5% от НМЦК, но не более 30000 |
Объявление победителя с нарушением правил | Часть 7 статьи 7.30 | 50000 |
Нарушение установленных сроков приема направляемых заявок или определения выигравшего заявления | Часть 8 статьи 7.30 | 30000 |
Нарушение объемов закупок у СНП и СОНКО по истечению календарного года | Часть 11 статьи 7.30 | 50000 |
Нарушение сроков подписания требуемых протоколов при проведении закупочной процедуры до двух и более дней | Часть 13 и 14 статьи 7.30 | от 3000 до 30000 |
Нарушение срока публикации закупочной процедуры уполномоченным заказчиком гособоронзаказа | Часть 15 статьи 7.30 | От 30000 до 50000 |
Штрафы при занесении участника закупок в реестр ФАС
Предоставление заведомо ложных данных на участника в орган ФАС | Часть 1 статьи 7.31 | 50000 |
Уклонение или несвоевременное/неполное предоставление данных о нарушающем закон участнике | Часть 2 статьи 7.31 | 20000 |
Расчет неустойки (пени) по контракту 44-ФЗ. Пример 2020 г.
Обеспечению исполнения контрактов посвящена статья 96 44-ФЗ. Так, частью 2 данной статьи установлено, что Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 -34, 40, 41, 44, 45 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Это интересно: Изменения В Законодательствах Оренбургской Области В 2020 Году
В соответствии с тем же Постановлением в данном случае при К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При просрочке обязательств Заказчиком по оплате по контракту пеню рассчитывают от неуплаченной в срок суммы оплаты по госконтракту (п. 5 ст. 34 Закона 44-ФЗ).
Подрядчик (исполнитель) по госконтракту выполняет работы (оказывает услуги, продает товары), однако, пеню надо рассчитать в денежном выражении. Для этого цену контракта (или отдельного этапа контракта) уменьшают пропорционально тому объему обязательств, который уже фактически выполнен.
Учитывайте, что если подрядчик (исполнитель) нарушает не основное обязательство по контракту, то к нему предъявляют не требования о взыскании пени, а взыскивают штраф в порядке и размере, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042.
Разъяснения по этому поводу даны Верховным Судом Российской Федерации (далее – ВС РФ) в Определении от 13.08.2020 г. № 305-ЭС20-10760 (в конкретном случае указано на недопустимость выставления пени за несоблюдение сроков передачи сопроводительных документов).
В связи с внесением изменений в п. 7 ст. 34 Закона 44-ФЗ с 1 апреля 2020 года, в случае, если контракт разбит на этапы, то пени считаются исходя из стоимости каждого из этапов, даже если вы не предусмотрите это непосредственно в контракте.
НДС включается в сумму расчета пени, если только сторона не применяет налоговый режим, при котором она не является плательщиком НДС.
Если заказчик не может рассчитать потребность в товарах (объеме работ или услуг), то неустойку, в том числе пеню, можно рассчитать от максимального значения цены контракта.
Для расчета пени сумму неисполненных обязательств по госконтракту (или этапу контракта) умножают на 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ на момент расчета пени и на количество дней просрочки.
К неустойкам (в.т.ч. пеням) по госконтрактам применяется общее правило статьи 333 ГК РФ о том, что такая неустойка может быть уменьшена в случае ее несоразмерности основному обязательству. Для этого должник должен заявить об уменьшении до окончания рассмотрения дела по существу и удаления суда 1 инстанции в совещательную комнату.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Профессиональная переподготовка
Государственные, муниципальные и корпоративные закупки
от 7 300 руб Подробнее
Повышение квалификации по 44-ФЗ
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг
от 3 500 руб Подробнее
Повышение квалификации по 223-ФЗ
Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ
от 3 900 руб Подробнее
Повышение квалификации
Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
от 4 900 руб Подробнее
Пени и штрафы: расчет по Закону № 44-ФЗ
В Определении от 31.03.2020 № 306-ЭС15-15659 Верховный Суд Российской Федерации указал, что Закон № 44-ФЗ и Правила определения неустойки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063, устанавливают только нижний предел ответственности исполнителя контракта в виде пени. А значит, при составлении проекта контракта размер пени заказчик волен определить размер пени по своему усмотрению – лишь бы он был «не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пе. Ответ на вопрос: Контракт на коммунальные услуги был размещен в ЕИС в реестре контрактов.
При расчете для начисления пени по 44 ФЗ за нарушение сроков исполнения контракта, согласно Постановлению 1063 от 25.11.2013, необходимо посчитать коэффициент по формуле: К=ДП/ДК*100%, где ДП-количество дней просрочки ( у нас 47), ДК- срок исполнения обязательства по контракту ( 10).
При расчете неустойки по контракту (штрафов и пеней) заказчику необходимо воспользоваться Правилами, которые были утверждены в рамках Постановления Правительства №1042 от 30 августа 2020 года. Однако прежде чем использовать данное Постановление, следует определить, по каким параметрам будет считаться неустойка:
- допущена ли просрочка исполнения обязательств, и сколько дней она составляет. Данный показатель необходимо определить, так как он ложится в основу расчета пеней по контракту;
- были ли нарушения других обязательств по контракту со стороны исполнителя, которые делятся на нарушения обязательств стоимостного и нестоимостного типа.
№ 1063 . Калькулятор рассчитывает пени по просрочке срока исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по 223-ФЗ, 44-ФЗ С 1 января 2020 года в расчётах неустойки по просрочке срока исполнения контракта вместо ставки рефинансирования начала действовать ключевая ставка. С 12 февраля 2020 года ключевая ставка составляет 7,5% Внимание!
Закон в данном случае встает на защиту интересов пострадавшего лица и определяет размеры неустойки, которую обязательно будет выплачивать виновник просрочки выполнения договоренностей по контракту. Этот вопрос рассматривается в статье 34 ФЗ-44. Величина штрафа зависит от цены контракта.
Обеспечению исполнения контрактов посвящена статья 96 44-ФЗ. Так, частью 2 данной статьи установлено, что Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 -34, 40, 41, 44, 45 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Это интересно: Изменения В Законодательствах Оренбургской Области В 2020 Году
В соответствии с тем же Постановлением в данном случае при К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Стоит напомнить, что по Закону № 44 (статья 34, часть 15) заказчик вправе не исполнять требование, касающееся обязательного закрепления в контракте сумм неустойки и штрафных санкций, если закупка проводится у единственного поставщика:
- на сумму, которая не превышает 100 тыс. рублей (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 4);
- на заключение договора на посещение театра, зоопарка, концерта, кинотеатра, музея, цирка, спортивного мероприятия или выставки (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 15);
- если закупаются лекарственные препараты (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 28).