Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект закона о социальном заказе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Статья 1. Предмет и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с формированием и исполнением государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим лицам за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в отраслях социальной сферы, к которым в целях настоящего Федерального закона относятся образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, туризм (далее — отрасли социальной сферы), в том числе права и обязанности участников таких отношений, отношения, связанные со способами отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на конкурентной основе, с осуществлением контроля за соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных (муниципальных) услуг в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (включая высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования), Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (за исключением государственных (муниципальных) услуг, включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам), а также отдельных государственных (муниципальных) услуг в сфере охраны здоровья, определяемых Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
3. В случаях, не урегулированных настоящим Федеральным законом, права, обязанности и ответственность участников отношений, указанных в части 1 настоящей статьи, определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, при этом к отношениям между потребителями государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и исполнителями государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
Статья 26. Контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона
1. Действия (бездействие) уполномоченных органов, участников отбора исполнителей услуг, владельцев сайтов, указанных в части 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, при осуществлении отбора исполнителей услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом могут быть обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Уполномоченные органы осуществляют контроль за соблюдением исполнителями услуг условий соглашений, заключаемых по результатам отбора исполнителей услуг, обеспечивают проведение независимой оценки качества оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, предусмотренной частью 5 настоящей статьи, и размещение результатов такой оценки на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
3. Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль за порядком определения объема финансового обеспечения оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, соблюдением уполномоченным органом предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона условий соглашений, заключаемых по результатам отбора исполнителей услуг, полнотой отчетности об исполнении соглашений, исполнением государственного (муниципального) социального заказа в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
4. Органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль, внешний государственный аудит (контроль) оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в части соблюдения исполнителями услуг условий соглашений, заключенных по результатам отбора исполнителей услуг.
5. В целях предоставления потребителям услуг информации о качестве оказания исполнителями услуг государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, а также в целях повышения качества деятельности исполнителей услуг проводится независимая оценка качества оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
6. Общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в том числе проводить независимый мониторинг качества и условий оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и обращаться от своего имени в органы, осуществляющие контроль в соответствии с настоящей статьей, с заявлением о проведении мероприятий по контролю.
Статья 27. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации
1. За нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. За нарушение сроков рассмотрения заявления потребителя услуг, указанного в части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, а также за необеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, указанных в таком заявлении, должностные лица уполномоченного органа несут ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу в отдельных субъектах Российской Федерации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, с 1 сентября 2020 года и действует до 1 января 2025 года.
2. Положения настоящего Федерального закона применяются при формировании государственного (муниципального) социального заказа на 2024 — 2024 годы по следующим направлениям деятельности:
1) социальное обслуживание (за исключением услуг в сфере социального обслуживания в стационарной форме);
2) санаторно-курортное лечение (за исключением услуг, предоставляемых в рамках государственной социальной помощи);
3) оказание паллиативной медицинской помощи;
4) создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах Российской Федерации;
5) спортивная подготовка;
6) содействие занятости населения.
3. Порядок, условия и сроки применения положений статьи 8 настоящего Федерального закона определяются решениями соответствующих органов государственной власти (органов местного самоуправления) об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, принятыми с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
13 июля 2020 года
С 1 сентября
Закон о соцзаказе будет действовать до 1 января 2025 г., но применять его следует только в отдельных субъектах РФ2. Перечень таких субъектов ПравительствуРФ еще предстоит утвердить до конца этого года. Вероятно, законодатель решил прежде провести «эксперимент» в нескольких регионах страны, а затем, если будет получен положительный результат, распространить действие закона на всю территорию РФ.
Особо внимательно за развитием событий рекомендуем следить учреждениям, осуществляющим свою деятельность в сфере:
– образования;
– здравоохранения (кроме услуг в сфере ОМС и высокотехнологичной медпомощи);
– социальной защиты;
– занятости населения;
– физкультуры и спорта;
– туризма;
– государственного управления (услуги, предоставляемые МФЦ и включенные в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) услуг, оказываемых физическим лицам)3.
Кроме того, в заключительных положениях Законо соцзаказе4 детализирует некоторые направления отраслей социальной сферы, по которым будет формироваться соцзаказ:
– социальное обслуживание (кроме услуг, оказываемых в стационарной форме);
– санаторно-курортное лечение (кроме услуг, предоставляемых в рамках государственной социальной помощи);
– оказание паллиативной медицинской помощи;
– создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах РФ;
– спортивная подготовка;
– содействие занятости населения.
Как было отмечено выше, к реализации государственных и муниципальных услуг в рамках соцзаказа органы исполнительной власти могут привлечь любые юридические лица, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Отбор исполнителей таких услуг17органы исполнительной власти осуществляют, выполняя ряд действий, установленных Законом о соцзаказе. Данным законом предусмотрены два способа отбора исполнителей услуг:
1) отбор потребителем услуг из реестра исполнителей услуг по социальному сертификату;
2) конкурс на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
То есть в первом случае потребитель (физическое лицо) может самостоятельно выбрать исполнителя, а во втором – исполнителя определяют по итогам конкурса, организованного органом исполнительной власти.
Однако если по итогам проведенного конкурса орган власти ни с кем не заключил необходимого соглашения, то исполнителем услуг в рамках соцзаказа станет государственное (муниципальное) учреждение. Для этого орган исполнительной власти скорректирует государственное (муниципальное) задание учреждению и заключит новое соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения такого задания18.
Однако пока орган исполнительной власти будет проводить отбор исполнителей, руководителю и финансовым службам учреждения придется поволноваться. И дело не только в финансовом обеспечении, но и в организации услуг в рамках соцзаказа. Ведь для их выполнения могут потребоваться дополнительные специалисты, транспорт, оборудование и т.д. Поэтому, чтобы не упустить свой шанс, учреждениям целесообразно начать работу «на опережение» и уже сейчас следить за выходом нормативных документов, работать с потенциальными получателями таких услуг – то есть быть «на низком старте». Кроме того, в случае «включения» учреждений в систему соцзаказа, они должны соответствующим образом спланировать свою работу. Планирование будет заключаться не только в корректировке плана ФХД или бюджетной сметы, но и в пересмотре плана-графика закупок, в необходимости соблюдения закупочных процедур, предусмотренных соответствующими законами. Отметим, что другие потенциальные исполнители услуг в рамках соцзаказа не обременены такими требованиями, что дает им больше возможностей для маневров в организации услуг. Такие неравные условия будут явно не в пользу государственных и муниципальных учреждений.
Органы исполнительной власти, имеющие сеть подведомственных учреждений, уже давно выстроили отношения «учредитель – учреждение». В такой «связке» деятельность учреждений полностью подконтрольна учредителю. Но в случае внедрения системы соцзаказа органы исполнительной власти должны будут передать реализацию своих функций уже не подконтрольным им исполнителям (другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физлицам). И выполнение соцзаказа будет строиться на совсем новых отношениях – скорее, это будут партнерские отношения. Особенность ситуации еще и в том, что органы власти сами должны будут создавать конкурентную среду для своей же сети подведомственных учреждений.
Очевидно, что контролировать «партнеров» органам власти будет сложнее. Однако Закон о соцзаказе предусматривает достаточно обширные полномочия органов власти по контролю за нарушением Закона о соцзаказе и ответственность за них19. Так, например, предусмотрено, что за нарушение сроков рассмотрения заявления потребителя услуг, а также за необеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, указанных в таком заявлении, должностные лица уполномоченного органа несут ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях20.
Таким образом, чтобы не нести ответственность за неисполнение требований Закона о соцзаказе, должностные лица органов власти должны сформировать штат специалистов, контролирующих деятельность исполнителей, внедрить систему контроля качества оказываемых услуг, обеспечить доступность информации в сети Интернет и т.д. Все это требует не только финансовых ресурсов, но и времени.
Вступил в силу пакет законов о государственном социальном заказе
В конкурсе по госзакупкам услуг, предусмотренных государственным социальным заказом, принимают участие неправительственные организации Республики Казахстан, помимо других потенциальных поставщиков.
Неправительственные организации – некоммерческие организации (за исключением политических партий, профессиональных союзов и религиозных объединений), созданные гражданами и (или) негосударственными юридическими лицами на добровольной основе, реализующие социальные программы, социальные проекты по договору на осуществление государственного социального заказа. Формирование Базы данных неправительственных организаций осуществляется на основе сведений, представляемых в соответствии с пунктом 5 статьи 41 Закона Республики Казахстан «О некоммерческих организациях», а также сведений, представляемых местными исполнительными органами.
Госзакупки, осуществляемые способом заказа, проводятся на республиканском веб-порталев электронном формате.
При государственном заказе организатор устанавливает критерии в конкурсной документации для оценки представленных потенциальными поставщиками технический спецификаций:
- Соответствиепроекта требованиям технической спецификации потенциальным поставщиком;
- Соответствие миссии организации закупаемым услугам и отраслевой специализации заказчика (цели организации в соответствии с учредительными документами);
- Сведения о нахождении потенциального поставщика в «Реестре поставщиков Государственного социального заказа»;
- Опыт работы;
- Количество и качественный состав потенциальных получателей услуги в рамках реализации проекта (непосредственные участники всех мероприятий);
- Наличие индикаторов по оценке эффективности результатов реализации проекта;
- Сведения о возможности привлечения дополнительных средств из внебюджетных источников (в процентном и числовом выражении);
- Наличие детального плана мероприятий по достижению целей, поставленных заказчиком (наименование и форма мероприятий, целевая группа, место и сроки проведения, охват населения).
Компания Tenderbot.kz, проконсультирует вас по всем вопросам в сфере тендеров и государственных закупок. Также, вы можете получить отдельную юридическую консультацию по вашему личному предприятию. Регистрируйтесь на портале и получайте рассылки с актуальными тендерами, мы подготовим всю конкурсную документацию в соответствии технической спецификации Заказчика. Следите за новостями, опубликованными на сайте государственных закупок и занимайтесь мониторингом площадок с лотами по вашей сфере деятельности, и вы не пропустите государственный заказ!
Действие законопроекта распространяется только на услуги, оказываемые физическим лицам в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также туризма. При этом из-под действия законопроекта выводятся отношения, возникающие в связи с предоставлением услуг в соответствии с законами «Об обязательном медицинском страховании», 210‑ФЗ (за исключением услуг в социальной сфере, включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни услуг, оказываемых физическим лицам), «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (за некоторыми исключениями).
Вышеупомянутый сертификат представляет собой именной документ, удостоверяющий право потребителя выбрать исполнителя (исполнителей) для получения госуслуги в социальной сфере в определенном объеме и на определенных условиях, а также (в установленных подзаконными актами случаях) и определенного качества. Сертификат реализует принцип «деньги следуют за потребителем». Законопроект также предусматривает формирование реестра исполнителей госуслуг в социальной сфере в соответствии с сертификатом.
Следует обратиться к пояснительной записке к документу. В ней указано, что законопроект не вменяет в обязанность публично-правовому образованию использовать конкурентные способы отбора исполнителей услуг, а лишь создает правовое поле, в рамках которого будет осуществляться такой отбор. Таким образом, практически выбор способа определения исполнителя госуслуги будет проходить в два этапа: на первом этапе осуществляется выбор между конкурентным или неконкурентным вариантом отбора, на втором (в случае выбора конкурентного способа) — конкретный конкурентный способ отбора.
Согласно законопроекту, выбор способа исполнения заказа должен осуществляться исходя из показателей доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, а также количества государственных и частных организаций, оказывающих услуги по соответствующим кодам ОКВЭД.
В документе подчеркивается, что возможность оказания госуслуг в социальной сфере в соответствии с сертификатом должна быть установлена федеральными законами, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, решениями Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Что касается реестров исполнителей по сертификату, то порядок их формирования (включая объявление о формировании реестров и требованиях к исполнителям услуг, представление заявок на включение в реестры, исключение исполнителей из реестров) устанавливается Правительством РФ.
Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ
- Госэкономика
- Умный город
- Мнения
- Менеджмент
- Кадры
- Лайфстайл
- Социальная сфера
- PR и имидж
- IT
- CDO
Как сказано в ч. 1 ст. 28 Закона № 189-ФЗ, социальный заказ сначала внедрят в экспериментальных регионах. Их перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 07.10.2020 № 2579-р. Сюда входят 16 субъектов РФ: Белгородская, Воронежская, Калининградская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская, Самарская, Тюменская, Челябинская, Ярославская области, Алтайский, Красноярский, Ставропольский края, Санкт-Петербург и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Некоторые из перечисленных регионов (или находящиеся на их территории муниципальные образования) уже участвовали в апробации соцзаказа и даже формировали его на 2020 год. Минфин рассказывал об этом эксперименте на своем официальном сайте.
Но если раньше инициатором мог выступить регион или отдельный муниципалитет, то сейчас к эксперименту подключаются субъекты РФ в целом – вместе со всеми входящими в их состав городами и муниципальными районами (п. 1 Общих требований № 1678, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2020 № 1678).
Чтобы начать внедрять у себя на территории соцзаказ, орган власти субъекта РФ или муниципального образования должен заключить с Минфином соглашение о сотрудничестве. В этом соглашении в том числе устанавливается перечень услуг, включенных в государственные (муниципальные) социальные заказы, по которым исполнителей планируется определять по результатам отбора (посредством конкурса или выдачи потребителям социального сертификата).
В течение месяца после подписания такого соглашения орган власти принимает решение об организации оказания услуг в социальной сфере. Согласно п. 3 – 5 Общих требований № 1678 решение, в частности, должно содержать:
-
перечень услуг, включенных в региональные (муниципальные) соцзаказы, по которым исполнителей планируется определять путем отбора;
-
план апробации механизмов организации оказания услуг в социальной сфере;
-
порядок, условия и сроки применения положений ст. 8 Закона № 189-ФЗ об информационном обеспечении соцзаказа (например, перечень документов, которыми стороны обмениваются в электронной форме, информацию о сайтах, где проводится конкурсный отбор исполнителей услуг, требование об использовании усиленных квалифицированных электронных подписей для подписания электронных документов).
Как видим, орган власти с самого начала должен заявить о сферах, в которых апробирует соцзаказ (доступные сферы перечислены в ч. 2 ст. 28 Закона № 189-ФЗ), и выбрать конкретные услуги, на которые заказ формируется. Кроме того, можно отсрочить на год введение электронного обмена документами между участниками системы соцзаказа, при этом определив временные правила обмена документами.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 1 Закона № 189-ФЗ социальный заказ формируется в следующих отраслях:
- образование;
- здравоохранение (кроме услуг в сфере ОМС, предоставляемых на основании Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», высокотехнологичной медпомощи, не включенной в базовую программу ОМС, отдельных услуг в сфере охраны здоровья, определяемых Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);
- социальная защита;
- занятость населения;
- физкультура и спорт;
- туризм;
- государственное управление (услуги, предоставляемые МФЦ на основании Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и включенные в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) услуг, оказываемых физическим лицам).
А в ч. 2 ст. 28 Закона № 189-ФЗ перечислены еще несколько направлений деятельности, по которым будет формироваться соцзаказ:
- социальное обслуживание (кроме услуг, оказываемых в стационарной форме);
- санаторно-курортное лечение (кроме услуг, предоставляемых в рамках государственной социальной помощи);
- оказание паллиативной медицинской помощи;
- создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах РФ;
- спортивная подготовка;
- содействие занятости населения.
Соцзаказ станут внедрять в традиционных областях социальной сферы (образование, социальное обслуживание, спорт и т. д.), но это не затронет, например, отрасль культуры и искусства (хотя она фигурировала в первоначальной версии законопроекта). То есть первое условие, необходимое для работы по соцзаказу, – это деятельность в установленной сфере его применения.
Второе условие – включение услуг в действующие перечни (классификаторы) и их ориентация исключительно на физических лиц (п. 1 ст. 2 Закона № 189-ФЗ). Ни работы, ни услуги, предназначенные для юридических лиц, посредством соцзаказа распределяться не будут. Впрочем, именно физические лица обычно и становятся получателями услуг в перечисленных сферах.
Третье условие – новые нормы вступают в силу лишь в отдельных субъектах РФ, перечень которых должно утвердить Правительство РФ, и действуют до 1 января 2025 года (ч. 1 ст. 28 Закона № 189-ФЗ). А значит, есть территориальные ограничения: если регион войдет в утвержденный список, формировать соцзаказ (скажем, в сферах образования, физкультуры и спорта) здесь необходимо, а если регион в списке не указан – объемы образовательных и иных услуг на этой территории продолжат распределяться по прежним принципам.
Что касается ограничения по времени, вряд ли стоит рассчитывать, что новый механизм внедряется всего лишь на четыре финансовых года. Формулировки закона скорее свидетельствуют о поэтапном введении соцзаказа. Следующим шагом (в 2025 году) может стать распространение данного механизма на большее число субъектов РФ или всю страну.
Принят закон о государственном (муниципальном) социальном заказе
Выдаваемые учреждениям государственные и муниципальные задания станут частью социального заказа – объемы услуг, предоставляемых в рамках заданий, войдут в общие объемы услуг, оказание которых должен организовать орган власти (п. 6 ч. 5 ст. 6, ч. 3 ст. 7 Закона № 189-ФЗ). Так что учреждения в любом случае будут «встроены» в систему соцзаказа.
И несмотря на то что к распределению объемов услуг в социальной сфере будут допущены негосударственные поставщики, основными участниками данной системы станут именно учреждения. Если конкурентный отбор не оправдает ожиданий органа власти (по результатам конкурса соглашение заключено не будет либо его придется расторгнуть с исполнителем), нераспределенный или неоказанный объем услуг передается учреждению (ч. 8 ст. 9, ч. 2 ст. 24 Закона № 189-ФЗ). То есть даже при равном доступе государственных и негосударственных поставщиков к услугам в социальной сфере учреждения должны будут обеспечивать стабильность работы всей системы соцзаказа.
Отметим, что выдача задания не помешает учреждению участвовать в конкурентном отборе поставщиков и претендовать на дополнительные объемы услуг. В силу ч. 3 ст. 9 Закона № 189-ФЗ к участию в отборе допускаются любые юридические лица, соответствующие установленным требованиям. Если учреждение выиграет этот дополнительный объем, он войдет в государственное (муниципальное) задание (ч. 7 ст. 9, ч. 1 ст. 18 Закона № 189-ФЗ). Финансовое обеспечение будет осуществляться традиционным способом.
В таблице приведем основные характеристики трех способов оказания услуг, которые станут применяться в отношении учреждений.
Способ отбора Параметр для сравнения |
Выдача задания |
Проведение конкурса |
Предоставление сертификата |
---|---|---|---|
Предполагается ли конкуренция между поставщиками? |
Не предполагается |
Предполагается |
|
Кто выбирает исполнителя? |
Орган власти (орган местного самоуправления) |
Потребитель |
|
На основе какого документа осуществляется финансирование? |
Соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания |
Для подведомственного учреждения: соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания |
|
Для остальных исполнителей: соглашение об оказании услуг в социальной сфере, заключенное по результатам конкурса |
Для остальных исполнителей: соглашение о финансовом обеспечении (возмещении) затрат, связанных с оказанием услуг по социальному сертификату |
Форматы соцзаказа и госзадания имеют много общего, а потому учреждениям ничего не нужно перестраивать в своей работе. Как и задание, соцзаказ устанавливает для услуг качественные и количественные показатели, допустимые (возможные) отклонения от этих показателей, а также категории потребителей (п. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 7 Закона № 189-ФЗ). Финансовое обеспечение рассчитывается одинаково для всех форм исполнения соцзаказа (задание, оказание услуг по результатам конкурса или по сертификату) – на основании нормативных затрат (ч. 7, 9 ст. 7 Закона № 189-ФЗ). Отчитываться об исполнении соглашения тоже нужно всем – и учреждению, и негосударственному поставщику. Общими также являются требование о возврате субсидии в случае нарушения исполнителем условий соглашения (п. 12, 15 ч. 1 ст. 21 Закона № 189-ФЗ) и формы контроля, в том числе независимая оценка качества оказания услуг (ч. 2 ст. 26 Закона № 189-ФЗ).
Соцзаказ на 2024 год (на 2024 год и плановый период) надо утвердить до начала очередного финансового года (ч. 11 ст. 6 Закона № 189-ФЗ), то есть составлять соцзаказы органам власти следует уже сейчас – в процессе формирования бюджетов соответствующего уровня. В частности, показатели проекта федерального соцзаказа предполагается использовать при составлении проекта федерального бюджета и планировании бюджетных ассигнований на оказание госуслуг в социальной сфере. А сам федеральный заказ, как отмечается в проекте постановления Правительства РФ, утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня принятия закона о федеральном бюджете.
Однако утверждению соцзаказов должно предшествовать создание подзаконной базы – на общефедеральном и местном уровне. Правительство РФ сформирует перечень субъектов РФ, в которых внедряется механизм соцзаказа, а также установит общие требования к определению максимальных допустимых отклонений от показателей, характеризующих качество и объем оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (ч. 2 ст. 7 Закона № 189-ФЗ). Публично-правовым образованиям, которые попадут в правительственный список, необходимо разработать порядки формирования соцзаказа (федерального, регионального, муниципального) и определиться со способами отбора исполнителей. И только потом можно утверждать соцзаказ, выдавать задания подведомственным учреждениям, организовывать конкурсы и вводить социальные сертификаты.
[1] Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (далее – Закон № 189-ФЗ).
[2] Федеральные законы от 13.07.2020 № 191-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» и № 192-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
[3] См. проект постановления Правительства РФ «О порядке формирования и утверждения федеральными органами государственной власти федеральных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере». Проект размещен на официальном сайте Минфина в разделе «Бюджет / Финансовое обеспечение деятельности государственных (муниципальных) учреждений / Межведомственная рабочая группа по разработке предложений по повышению доступности и качества государственных (муниципальных) услуг».
- Новости
- Колонки
- Аналитика
- Интервью
- Рецензии
- Видео
- Образовательная политика
- Экономика
- Качество образования
- Интервести
- Big data
На современном этапе под социальным заказом обычно понимают систему мероприятий, направленных на реализацию социальных программ федерального, регионального или местного значения и финансируемых за счет средств соответствующего бюджета. Проводимая политика государственных органов и органов местного самоуправления в социальной сфере отражается в принимаемых ими целевых программах. В ходе реализации таких программ уполномоченные органы государства или местного самоуправления могут объявлять о проведении конкурса на размещение социального заказа для государственных или муниципальных нужд. Итогом конкурса является заключение договора (контракта) о государственном заказе <*>.
<*> См.: Автономов А.С., Виноградова Т.И., Замятина М.Ф., Хананашвили Н.Л. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании», 2003. С. 93 — 128.
Целесообразность принятия государственных и муниципальных программ определяется соответствующими нуждами органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении конкретных социальных задач. Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» <*> (далее — Федеральный закон о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд) государственные нужды определяются как «обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ» (п. 1 ст. 3). Из приведенной нормы вытекает, что инициатива в решении тех или иных социальных проблем исходит от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Как получить государственный заказ в Казахстане?
Переходя непосредственно к рассмотрению договора (контракта) о государственном социальном заказе, необходимо отметить, что в нем, с нашей точки зрения, должны быть конкретно определены действия или (и) деятельность исполнителя по реализации социального заказа, критерии оценки качества его работы, права и обязанности сторон, их взаимная ответственность. Именно в рамках договорных отношений государство наделяется правом осуществлять контроль за направлением и распределением бюджетных средств в социальной сфере, что в значительной степени способствует их рациональному расходованию.
Какова же должна быть правовая природа этого договорного обязательства? Н.Л. Хананашвили, О.В. Зыков, Е.А. Абросимова, М.Г. Цетлин, Л.А. Гончарова относят договор (контракт) о государственном социальном заказе к смешанным договорам, несущим в себе элементы договора подряда и договора возмездного оказания услуг <*>. В принципе с позицией этих исследователей можно согласиться, однако необходимо обратить внимание на некоторые обстоятельства, имеющие важное значение. Предметом договора (контракта) о государственном социальном заказе, по нашему мнению, могут быть действия или (и) деятельность исполнителя по реализации социального заказа. Действующее гражданское законодательство проводит различие между услугами, имеющими материальную форму выражения (объекты обязательств о подряде), и услугами, имеющими нематериальную форму выражения (объекты обязательств об оказании услуг). Как отметил Е.Д. Шешенин, «предметом подрядных договоров являются результаты, воплощающиеся в товарах (вещах), а предметом договоров, порождающих обязательства по оказанию услуг, — результаты деятельности, не существующие отдельно от исполнителей и не являющиеся вещами» <**>. Вместе с тем, согласно ст. 783 ГК РФ, общие положения о подряде, и в частности положения о бытовом подряде, применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779 — 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Субсидиарное применение правовых норм, касающихся договора подряда, к договору возмездного оказания услуг свидетельствует о зыбкости правовой конструкции договора возмездного оказания услуг, его существенном тяготении к правовой конструкции договора подряда. Например, благотворительный отдел «Милосердие» Межрегиональной общественной организации инвалидов «ИНВАКОН» разработал Программу реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта, которая успешно реализуется вот уже на протяжении пяти лет. Результатом на данном этапе явилось то, что более трех процентов людей из группы риска стали здоровыми. Данный пример наглядно демонстрирует ощутимый материальный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий, рассчитанных на указанную категорию лиц.
Налоговая политика в отношении регулирования социального заказа для государственных нужд весьма противоречива. В целях предотвращения возможных злоупотреблений налоговыми льготами законодатель обложил налогами почти все виды безвозмездного выполнения работ, оказания услуг, передачи имущества.
В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС услуги «по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ (выделено мной. — А.К.) лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения». Это означает, что если такого рода социальные услуги оказываются другими субъектами гражданского права — благотворительными, коммерческими организациями, либо индивидуальными предпринимателями, то реализация таких услуг должна облагаться НДС. Таким образом, подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ явно противоречит абз. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ, где установлен принцип формального равенства налогоплательщиков независимо «от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала». Однако в то же время подп. 3 п. 3 ст. 39 и подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признают объектом налогообложения НДС реализацию некоммерческими организациями товаров, осуществление ими работ или услуг, передачу этим организациям основных средств, нематериальных активов и (или) «иного имущества», которые направлены на решение ими их основных уставных — а именно некоммерческих задач.
Возвращаясь к упомянутому эксперименту по организации конкурса на размещение муниципального социального заказа, проведенному в восьми муниципальных образованиях субъектов РФ, следует обратить внимание на следующие обстоятельства. При проведении эксперимента налоговые органы либо привлекали к ответственности некоммерческую организацию за неуплату НДС с денежных средств, полученных от администрации на оказание социальных услуг гражданам пожилого возраста, либо не требовали уплаты НДС, так как в этом случае признавали отсутствие самого объекта налогообложения и рассматривали, опираясь на подп. 3 п. 3 ст. 39 и подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ, получаемые некоммерческой организацией денежные средства в качестве «иного имущества», предназначаемого на осуществление основной уставной деятельности.
Этот экспериментальный проект указывает на непоследовательную и противоречивую позицию налоговых органов в вопросе передачи денежных средств некоммерческой организацией на оказание социальных услуг для государственных нужд: в одних случаях получаемые денежные средства являлись объектом налогообложения НДС, в других — не признавались таковыми. Видится очевидным, что во многом такая непоследовательность и противоречивость в действиях налоговых органов возникла вследствие отсутствия гражданско-правового регулирования соответствующих договорных обязательств. Кроме того, налоговые органы не учитывают особый гражданско-правовой статус неправительственных некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций, их правовую и социальную значимость для общества и государства в целом.
Согласно ст. 2 законопроекта под социальным заказом понимается документ, устанавливающий:
- основные показатели объема и качества (либо только объема) предоставления государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
- категории потребителей таких услуг;
- способ определения исполнителя услуг, обеспечивающий государственные гарантии реализации прав граждан на получение таких услуг.
При формировании соцзаказа планируется применять существующую систему перечней услуг. Главной опорой здесь станут общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) — они понадобятся органам власти всех уровней (ст. 6 законопроекта). На федеральном уровне могут быть использованы федеральные перечни — если услуги из них, распределяемые посредством соцзаказа, сопутствуют услугам, включенным в общероссийские классификаторы. На региональном уровне разрешат создавать специальные перечни, предназначенные для формирования соцзаказа, — сюда включат наименования из общероссийских и региональных классификаторов.
Предлагается и такая форма, как оказание услуг по сертификату. Как отмечается в ст. 9 законопроекта, орган власти должен будет сформировать для этого специальный реестр исполнителей услуг, куда смогут войти юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица — производители товаров, работ, услуг, имеющие возможность оказывать государственную (муниципальную) услугу в социальной сфере. Реестр будет содержать в том числе информацию об объеме услуг, который исполнитель может оказывать, исходя из своих производственных мощностей, о стоимости, формах и условиях оказания таких услуг.
Учреждения, предоставляющие услуги в социальной сфере на основании государственного (муниципального) задания, станут включаться в реестр автоматически, а вот иным претендентам понадобится подать органу власти заявку, по результатам рассмотрения которой и будет принято решение. Выйти из реестра учреждение не сможет.
Сертификат сделают именным — удостоверяющим право потребителя на получение услуги в определенном объеме и на определенных условиях, а также (в установленных нормативными актами случаях) определенного качества. Гражданин должен будет сам выбрать исполнителя из реестра и, предъявив сертификат, получить услугу — в объеме и с качеством, которые установлены сертификатом.
В то же время потребитель сможет получить услугу в большем объеме (либо лучшего качества), но тогда он должен доплатить за это (например, в большем объеме можно будет получить услуги дополнительного образования по развитию творческих способностей детей). Исполнителю компенсируют из бюджета сумму, указанную в сертификате и рассчитанную исходя из нормативных затрат.
Контролировать работу исполнителей в рамках социального заказа прежде всего будет уполномоченный орган, заключивший с исполнителем соглашение. Условия, прописанные в данном документе, во многом и определят формы контроля. В частности, обязательными пунктами такого соглашения должны стать:
- порядок и сроки представления отчета об исполнении соглашения по форме, установленной Правительством РФ;
- согласие исполнителя услуг на проведение уполномоченным органом, органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения им условий, установленных соглашением;
- порядок возврата предоставленной субсидии при нарушении исполнителем условий соглашения.
Кроме того, Правительство РФ должно будет определить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который проверит выполнение требований будущего закона о соцзаказе в процессе отбора исполнителей (это коснется как участников отбора, так и уполномоченных органов, проводящих отбор). Статья 31 законопроекта предлагает и другие формы контроля: проверки контрольно-счетных органов на предмет соблюдения исполнителями условий заключенных соглашений, участие исполнителя в независимой оценке качества условий оказания услуг, мониторинг, осуществляемый общественными объединениями в рамках общественного контроля.
Час с Минфином: чего ждать от пакета законов о соцзаказе
- Путин подписал закон о предустановке российских приложений на телефоны и гаджеты. Кому это нужно? Что будут устанавливать? Apple уйдет из России?
- Новости
- Истории
- Разбор
- Игры
- Шапито
- Подкасты
- Meduza Live
- Вечерняя Медуза
- Срочные новости
- Все новости
- Шапито
- Бот
- О «Медузе»
- Кодекс редакции
- Блог
- SecureDrop
Ключевая ставка повышена до 4,5%
Введено понятие «государственный (муниципальный) социальный заказ». Это документ, устанавливающий основные показатели объема и качества гарантированных услуг в социальной сфере, которые оказывают гражданам.
Определены:
- права потребителей услуг;
- обязанности исполнителей услуг;
- обязанности уполномоченных органов.
По закону оказывать услуги на конкурентной основе могут не только организации госсектора. В области предоставления государственных (муниципальных) услуг в соцсфере должны быть созданы равные условия для государственных и негосударственных организаций.
Закон предусматривает возможность участия потребителя услуг в выборе исполнителя услуги. Этим обеспечивается реализация правила «деньги следуют за потребителем».
Четко определены полномочия и ответственность органов исполнительной власти разных уровней. Каждый субъект РФ (муниципалитет) должен самостоятельно принимать решение о формировании госзадания либо об использовании конкурентных способов отбора исполнителей в целях оказания той или иной услуги.
Органы исполнительной власти обязаны ежегодно определять объем государственного или муниципального заказа по конкретным услугам и способ его выполнения. Появляется возможность предусмотреть объем оказания услуги на период, следующий за годом формирования заказа. Его должны корректировать с учетом распределения по результатам отбора исполнителей услуг.
Среди требований к участникам, в частности:
- отсутствие процедуры ликвидации или открытия конкурсного производства;
- отсутствие процедуры приостановления деятельности;
- отсутствие задолженности по налогам и сборам;
- отсутствие ограничений для занятия должностей в социальной сфере, дисквалификации;
- непривлечение к ответственности за незаконное вознаграждение от юрлица;
- отсутствие конфликта интересов между исполнителем и госорганом (муниципалитетом), например, когда супруг руководителя госоргана — выгодоприобретатель исполнителя;
- компания не является офшорной;
- исполнитель не включен в перечень недобросовестных исполнителей по закупкам.
Где и как будет работать соцзаказ?
Сноска. Заголовок статьи 3 в редакции Закона РК от 02.12.2015 № 429-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Правовое регулирование процесса государственного социального заказа, предоставления грантов и присуждения премий для неправительственных организаций в Республике Казахстан основывается на принципах:
1) законности;
2) повышения эффективности реализации социальных программ, социальных проектов в Республике Казахстан;
3) участия граждан Республики Казахстан в решении социальных задач;
4) обеспечения равных возможностей для неправительственных организаций;
5) гласности и открытости процесса государственного социального заказа, предоставления грантов и присуждения премий для неправительственных организаций.
Уполномоченный орган:
1) осуществляет координацию деятельности государственных органов по формированию, реализации, мониторингу реализации и оценке результатов государственного социального заказа;
2) оказывает информационную, консультативную, методическую поддержку государственным органам, осуществляющим формирование, реализацию, мониторинг реализации и оценку результатов государственного социального заказа;
2-1) предоставляет гранты через оператора, утверждает правила предоставления грантов и осуществления мониторинга их реализации;
2-2) осуществляет присуждение премий для неправительственных организаций и утверждает правила их присуждения;
2-3) создает Координационный совет, утверждает его положение и состав;
3) осуществляет мониторинг реализации государственного социального заказа и утверждает правила его проведения;
3-1) размещает на своем интернет-ресурсе темы государственного социального заказа, реализуемого государственными органами;
4) предоставляет информацию в Правительство Республики Казахстан по итогам мониторинга реализации государственного социального заказа;
4-1) осуществляет проверку сведений, представляемых в соответствии с пунктом 5 статьи 41 Закона Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» для включения в Базу данных неправительственных организаций;
5) разрабатывает и утверждает правила формирования, мониторинга реализации и оценки результатов государственного социального заказа;
5-1) разрабатывает и утверждает стандарты государственного социального заказа;
6) осуществляет ведение Базы данных неправительственных организаций;
6-1) определяет порядок формирования Базы данных неправительственных организаций;
7) создает и обеспечивает функционирование электронных информационных ресурсов в области государственного социального заказа, организует доступ к ним физических и юридических лиц в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
7-1) рассматривает отчет оператора о результатах его деятельности и утверждает его форму;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Государственные органы:
1) осуществляют формирование, реализацию, мониторинг реализации и оценку результатов государственного социального заказа;
2) создают советы по взаимодействию и сотрудничеству с неправительственными организациями;
3) предоставляют информацию по реализации государственного социального заказа в уполномоченный орган;
3-1) размещают на своих интернет-ресурсах планируемые и реализуемые темы государственного социального заказа и оценку результатов государственного социального заказа;
4) оказывают информационную, консультативную, методическую поддержку неправительственным организациям, осуществляющим государственный социальный заказ;
5) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Местные исполнительные органы:
1) собирают, обобщают и представляют в уполномоченный орган сведения о неправительственных организациях, осуществляющих деятельность на территории соответствующей административно-территориальной единицы Республики Казахстан;
2) предоставляют гранты через оператора в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия по взаимодействию с неправительственными организациями, возложенные на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
1. Проверка сведений, представляемых в Базу данных неправительственных организаций, осуществляется уполномоченным органом.
2. Основаниями для проведения проверки сведений являются результаты мониторинга реализации государственного социального заказа и мониторинга реализации грантов для неправительственных организаций, жалобы физических и юридических лиц, информация государственных органов, публикации в средствах массовой информации.
К проведению проверки при необходимости могут привлекаться представители других государственных органов.
1. Государственный социальный заказ осуществляется государственными органами и неправительственными организациями.
2. Государственный социальный заказ осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан и о государственных закупках.
3. Для участия в конкурсе допускаются потенциальные поставщики, осуществляющие деятельность в соответствии с уставными целями по направлениям, предусмотренным статьей 5 настоящего Закона.
4. Исключен Законом РК от 22.12.2011 № 515-IV (вводится в действие с 01.01.2012).
5. Реализация функций центральных и местных исполнительных органов, переданных в конкурентную среду, посредством государственного социального заказа осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
1. Гранты подразделяются на:
1) государственные гранты, предоставляемые за счет бюджетных средств;
2) негосударственные гранты, предоставляемые из внебюджетных источников финансирования.
2. Гранты предоставляются через оператора в соответствии с договором на предоставление гранта для реализации социальных программ, социальных проектов, разработанных неправительственными организациями.
3. Гранты предоставляются на основе конкурсного отбора неправительственным организациям, включенным в Базу данных неправительственных организаций, за исключением неправительственных организаций, находящихся в процессе ликвидации, признанных несостоятельными (банкротами), на имущество которых наложен арест и (или) экономическая деятельность которых приостановлена.
4. Неправительственные организации, получившие грант, могут использовать часть полученных средств, но не более десяти процентов, на материально-техническое обеспечение.
5. Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие в процессе предоставления грантов, которые регулируются Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и иными законами Республики Казахстан.
Проекты федеральных законов «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных)
услуг в социальной сфере» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона “О государственном (муниципальном) социальном заказе на
оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере”» (далее –
законопроект 2) внесены Минфином России.
Новые правила эксплуатации самоходных машин – Законопроект № 1116389-7
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект о самоходных машинах и других видах техники. Документ устанавливает общие понятия, а также конкретизирует правила эксплуатации самоходных машин. Так, под самоходными машинами понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт. Также устанавливаются полномочия государственных органов по вопросам эксплуатации самоходных машин. Например, Правительство будет утверждать перечень неисправностей и условий, не позволяющих использовать самоходные машины. В Пояснительной записке указывается, что Законодательный акт федерального уровня, регламентирующий вопросы допуска к эксплуатации, технического состояния, государственной регистрации и технического осмотра самоходных машин и других видов техники, в настоящее время отсутствует.
Дайджест налоговых новостей за февраль 2021
Написать комментарий