Передает ли банк информацию в налоговую

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Передает ли банк информацию в налоговую». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как рассказал Лайфу менеджер одного банка из топ-10, первым о внедрении автоматической отправки форм позаботился Сбербанк, который сразу «зашил» отправку сообщений в свою операционную систему. И это в дополнение к уже действующей программе, призванной распознавать подозрительные счета и переводы, данные о которых тут же поступают в ФНС.

ФНС получит доступ к банковской тайне: кому и чем это грозит на самом деле

Главной составляющей действующей в Сбере с 2019 года программы является правило одновременной обработки двух баз: текущих счетов и телефонных контактов. В алгоритме заложено, что, если выполняется движение по счетам разных физических лиц, которые никогда ранее не общались по телефону (данные о контактах собираются автоматически через мобильное приложение), это сигнал либо о возможном мошенничестве, либо о незаконном предпринимательстве. Теперь к этому алгоритму добавилось правило обработки данных об источнике пополнения средств электронного платежа (например, электронных кошельков).

До лета 2020 года автоматический контроль был недоступен, но теперь выявлять возможные незадекларированные доходы стало намного легче, — похвастался Лайфу источник из ФНС России. — Банковские системы собирают и обрабатывают данные без всяких проверок и получения разрешений от вышестоящих инстанций.

По его словам, теперь ФНС получает уже обработанные данные, при этом банковские системы помечают как «подозрительную» информацию о движении средств между людьми, которые ранее между собой не общались; регулярные поступления и отправки любых круглых сумм (хоть 10 000 рублей) и, конечно, все зачисления и переводы свыше ста тысяч рублей (по вкладам сообщения тоже формируются, но с другим кодом).

ФНС вправе запросить в банках информацию при проведении проверки конкретного физического лица.

Первое. Обычно, это происходит, когда граждане обращаются в налоговую за налоговым вычетом при покупке квартиры. Есть и другие вычеты на лечение, обучение, но они меньше по суммам.

Второе. Проверить могут любого гражданина на основании любой информации (в том числе поступившей от бдительного соседа) о том, что он о нелегально занимается предпринимательской деятельностью. Например, сдает квартиру или берет наличными за репетиторство.

Третье. Проверка может быть назначена, если банк предоставит налоговикам информацию о подозрительных денежных переводах, например, крупное (от 10 000 $ эквивалент в рублях) поступления из-за рубежа.

Четвертое. По запросу налоговики «увидят» информацию о постоянных, одинаковых платежах на карту.

Пятое. При внесении крупной суммы (от 10 000 $ эквивалент в рублях) на карту через банкомат.

Сначала разберемся, кому надо беспокоиться? В первую очередь фрилансерам, которые работают без заключения договора; людям, которые сдают квартиры. Попасть в поле зрения Налогового органа могут предприниматели, работающие без оформления ИП или те, кто оформил ИП, но продолжает принимать деньги за услуги, товары на карту физического лица.

Если Налоговая инспекция сможет доказать уклонение от налоговых обязательств, то она доначислит 13% НДФЛ. Помимо этого будут штрафные санкции в размере 20% от суммы неуплаченного налога.

Отдельно остановимся на теме сдачи квартир. Доказать, что вы сдавали квартиру, получали за это деньги, то есть имели доход, просто. При проверке учитывают не только показания арендаторов. Безусловно, они могут говорить, что не снимали у вас квартиру, а переводы средств на карту – просто помощь другу, коллеге или знакомому, причем безвозмездная. Но есть еще и соседи, которые охотно поделятся с правоохранительными органами, кто живет на вашей территории, как давно и пр.

Банки теперь автоматически передают ваши секреты ФНС. Чем это грозит?

Согласно ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности» тайну о счетах, вкладах и об операциях своих клиентов и корреспондентов обязаны хранить как сами кредитные организации, так и все их служащие. Случаи раскрытия банковской тайны четко регламентированы указанной статьей и не включали прежде в качестве адресата налоговые органы.

Например, справки по счетам и вкладам физических лиц кредитная организация без их разрешения может выдавать судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, Агентству по страхованию вкладов, а при наличии согласия руководителя следственного органа – органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Доступ к банковской тайне открывается также ограниченному кругу лиц в целях противодействия коррупции (в отношении лиц, претендующих на замещение или замещающих должности судей, должности государственной службы, руководителей субъектов РФ и муниципалитетов, должности в ЦБ РФ и фондах), отмыванию доходов, полученных преступным путем, или в соответствии с валютным законодательством.

17 февраля 2024 г. был опубликован закон1, согласно которому банки обязуются предоставлять по запросу ФНС:

  • копии паспортов клиентов;
  • копии доверенностей на получение денежных средств, находящихся на счете клиента;
  • копии документов по открытию, ведению и закрытию счета клиента;
  • копии карточек клиента с образцами подписей и оттиска печати;
  • информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях, представителях клиента.

Кроме того, закон увеличивает срок обязательного хранения банками информации о своих клиентах с 4 до 5 лет.

Поправки вступят в силу 17 марта текущего года.

Вносимые изменения Минфин обосновал необходимостью осуществления налогового контроля и исполнения международных обязательств РФ по обмену информацией в налоговых целях. Действительно, одним из оснований раскрытия банковской тайны в законе указан «запрос уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации». И все же остается вопрос: не подрывает ли нововведение основы доверительных отношений банков и их клиентов, заложенные ст. 857 Гражданского кодекса РФ и банковским законодательством (в котором число изъятий из банковской тайны растет с каждым годом)?


1 Федеральный закон от 17 февраля 2024 г. № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

В современном обществе все большую популярность приобретают безналичные расчеты, объем которых, согласно данным Центрального Банка РФ составит 50% к концу 2019 года. Среди таких расчетов мы можем обнаружить оплату коммунальных платежей, расчет за оказанные услуги, денежные подарки, возврат по долговым обязательствам. И назревает такой вопрос – отслеживает ли Налоговая служба подобные транзакции и чем это для вас чревато?

Как такового прямого доступа к вашим банковским картам, в частности поступления денежных средств и их расход, у налоговой инспекции нет, поскольку согласно нормам действующего российского законодательства Федеральная налоговая служба не имеет права по собственному желанию проверять ваши банковские счета. Однако здесь есть одно исключение – суммы свыше 600 000 рублей. О внезапном появлении на вашем счете денежных средств, превышающих эту сумму, банк обязан сообщить в Росфинмониторинг, который, в свою очередь, попросит объяснить происхождение этих денег.

Так что же тогда известно Федеральной налоговой службе о счетах физических лиц? На начальном этапе у них достаточно мало информации. В Налоговом кодексе РФ есть пункт 1.1 статьи 86, который действует с 01.09.2016 года. В соответствии с требованиями указанного пункта на банк возложена обязанность в течение трех дней передать в Налоговую службу сведения об открытии или закрытии вами счета/вклада/депозита. О сумме счета банк не сообщает, однако информация о том, что у вас появились денежные средства, становится известной налоговикам.

Существуют ли случаи, когда Федеральная налоговая служба может затребовать полную информацию по транзакциям ваших счетов? Такое возможно, однако на это должны быть веские основания. К примеру, есть основания полагать, что у вас есть незадекларированные доходы. Скажем, вы приобрели квартиру стоимостью 5 000 000 рублей, получая ежемесячную заработную плату в размере 25 000 рублей. Такие операции легко отслеживаются по налоговой декларации. И в случае, если подозрения будут доказаны – в отношении вас назначается налоговая проверка и в рамках ее проведения банк обязан предоставить всю информацию о ваших финансовых операциях. Сюда относятся:

  • сведения о наличии у вас счетов, вкладов, депозитов и денежные остатки по ним;
  • информация по приходным и расходным операциям;
  • сведения о наличии у вас электронных кошельков и выписки по операциям.

Возможны ли изменения в действующем законодательстве? В целом да, это возможно. Так, например, 28.06.2018 года Федеральная налоговая служба направила письмо в Министерство финансов, на которое последовала бурная реакция со стороны СМИ и пользователей социальных сетей. В частности, Служба просила «распространить полномочия налоговых органов по истребованию информации по счетам физических лиц, открытых в банках, вне рамок налоговой проверки». Если объяснить это доступным простому гражданину языком, то Налоговая служба хочет иметь беспрепятственный доступ к вашим приходно-расходным операциям по картам в любое время по первому требованию. В случае внесения таких поправок в действующее законодательство информация по банковским переводам будет собираться автоматически. Иными словами, Федеральная налоговая служба, загрузив в специальную программу данные о транзакциях, нажав несколько клавиш, вычислит неплательщиков.

В каких случаях счета физлиц подпадают под налоговые проверки?

К таким странам в том числе относятся:

  • США (не присоединились к CRS)
  • Грузия (не присоединилась к CRS)
  • Черногория (не присоединились к CRS)
  • Тайланд (не присоединился к CRS)
  • Австрия (не подписала с Россией двустронних соглашений)
  • Латвия (не подписала с Россией двустронних соглашений)
  • Гонконг (не подписал с Россией двустронних соглашений)
  • ОАЭ (не подписали с Россией двустронних соглашений)
  • Доминика (не подписала с Россией двустронних соглашений)

Если у Вас есть иностранная компани, то в ФНС РФ будет передана информация только в отношении «Контролирующего лица» (Controlling Person) — лицо прямо или косвенно контролирующее более 25% акций компании либо иное лицо, осуществляющее фактический контроль над компанией, являющегося налоговым резидентом РФ.

Если у Вас есть личный счет в иностранном бынке, то в ФНС РФ в любом случае будет передана информация о счете.


Обязанность по сбору информации о контролирующем лице и передаче ее в местный налоговый орган лежит на RFI – reporting financial institution), под которыми понимаются банки, брокеры, депозитарии, инвест компании, фонды, управляющие активами, страховые компании (рег.агенты, проф посредники, правоохранительные органы под автоматический обмен и обязанность выгружать известные им сведения НЕ подпадают).

Иными словами, подпасть под обмен можно в первую очередь открыв счет в банке страны, которая обменивается информацияей с Россией. Если счет открывается на компанию, то большинство банков мира в рамках проведения процедур compliance и KYC попросит клиента заявить бенефициара бизнеса — информация о нем и будет собираться и передаваться при определенных условиях в ФНС РФ.


Информация будет передавать банком в налоговый орган своего государства, а налоговый орган обязан будет направить:

  • в налоговый орган страны нахождения компании будет передана информация о счете — как для «активных», так и для «пассивных» компаний
  • в налоговый орган страны налогового резидентства контролирующего лица будет передана информация о счете и о контролирующем лице, НО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ЕСЛИ компания подпадает под статус «пассивная НФО» по критерию вида дохода. «Пассивная НФО» — доля пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, рента, консалтинг и т.д.) составляет более 50% за отчетный период.

Автоматический обмен — едитсвенный самый действиейнный способ узнать информцию об иностранном счете или иностранной компании. Если налоговым органам станет известно о Вашем личном счете в иностранном банке, о котором Вы не уведомляли ФНС, то Вам грозит:

  • штраф за неуведомление об открытии счета
  • штраф за ненаправление отчетов о движении денежных средств
  • штраф в случае наличия незаконных валютных операций 75-100% от суммы незаконной валютной операции (срок давности привлечения к ответственности — 2 года)
  • в случае наличия на счете незадекларированного дохода:
    • доначисление НДФЛ и пеней
    • штраф за несвоевременную подачу 3-НДФЛ (5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% от суммы налога к уплате и не менее 1 000 руб.)
    • штраф за неуплату налога (20% от суммы налога — этот штраф МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ, в случае если САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАДЕКЛАРИРОВАТЬ доход на зарубежном счете ДО того, как ФНС узнает о нем через автоматический обмен)

В последнее время контроль над нашими деньгами со стороны банков заметно вырос. Тем не менее люди продолжают хранить там свои денежные средства. Это отличная возможность контролировать наши доходы, а самое главное – отслеживать факт уплаты налогов. Таким образом, появилось много сообщений о том, что банк обязан передать сообщение в Налоговую инспекцию о каждой проведенной банковской операции, и получатель денежных средств будет обязан оплатить налог в размере 13 % от данного перевода. В этом, конечно, есть доля правды, но на деле ситуация обстоит несколько иначе.

В России действует федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115 от 07.08.2001 г. В рамках данного закона банк отслеживает только те операции, которые, по его мнению, могут быть сомнительными. Банк в таком случае может потребовать предоставления информации, подтверждающего легальность операции. При этом сведения о такой операции передаются не в Налоговую инспекцию, а в Росфинмониторниг. Однако если обналичить сумму более 600 000 руб., то в таком случае банк в обязательном порядке уведомляет ФНС.

Таким образом, если происходит операция на сумму менее 600 000 руб., то узнать об этом могут лишь в Росфинмониторинге. Что касается Налоговой инспекции, то банк отправлять уведомление при таких операциях не обязан.

Как мы уже разобрались выше, автоматически банки не передают сведения в ФНС, только если сумма операции составит более 600 000 руб. Тем не менее ФНС имеет право в рамках налогового законодательства инициировать проверку в отношении физического лица.

В рамках такой проверки в банк поступает запрос от Налоговой инспекции для уточнения состояния счета конкретного лица, и в этом случае банк обязан предоставить сведения. На практике вероятность стать объектом проверки ФНС не так высока, поскольку куда большее внимание уделяется юридическим лицам. Таким образом, если вы сделали крупную покупку, имея маленькие доходы, владеете несколькими объектами недвижимости и ваши расходы явно превышают доходы, то это основание для Налоговой инициировать проверку, соответственно направив запрос в банк для получения всей необходимой информации.

И не стоит забывать про важное исключение: если счета открываются в иностранном банке, то независимо от суммы физическое или юридическое лицо, открывшее счет в зарубежном банке, обязано в течение 1 месяца уведомить об этом ФНС.

Подводя итог, стоит отметить, что автоматически сведения о наших счетах в Налоговую инспекцию не передаются, что не может не радовать. Однако это не гарантирует того, что ФНС не инициирует проверку, в рамках которой сможет получить от банка информацию по нашим банковским операциям и счетам. Также если обналичить сумму свыше 600 000 руб., то сведения об этом будут переданы в ФНС в обязательном порядке.

Спасибо за внимание!

Все сведения, которые получает налоговая, составляют налоговую тайну. Они имеют специальный режим хранения и доступа.

Однако утечка информации возможна, считает Рустам Жане. Такой вывод он делает, исходя из ситуации с банками: есть примеры, когда недобросовестные сотрудники банков передают персональные данные клиентов третьим лицам, и потом клиентам звонят мошенники, представляются сотрудниками банка. Теперь вероятность утечек и подобных звонков выше, поскольку стало больше людей, у которых есть доступ к банковской тайне, заключает юрист.

Передают ли банки информацию о денежных переводах частных лиц в ФНС?

Фото 18714

15368

33104

51110

Фото 19278

ФНС будет следить за электронными кошельками: чем это грозит арбитражникам?

13336

Фото 9113

В последнее время в многочисленных публичных источниках все чаще упоминается о намерении ФНС России усилить меры контроля за соблюдением налогового законодательства физическими лицами (гражданами, индивидуальными предпринимателями). В этой связи фискальный орган предлагает усовершенствовать порядок обмена с кредитными учреждениями информацией о банковских счетах граждан, в том числе привязанных к банковским картам, и о движениях по ним денежных средств.

Встречаются также не вполне корректные высказывания о возможных последствиях такого ужесточения контроля, которые включают в себя необоснованный, безосновательный отъем денежных средств россиян. Подобные предположения не соотносятся с законодательными процедурами привлечения граждан и предпринимателей к налоговой ответственности.

Налоговым контролем признается деятельность фискального органа, то есть ФНС, по надзору за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Проводится он исключительно должностными лицами (сотрудниками налоговых органов) в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ, например, в виде проведения экспертиз.

Отправляются ли банком сведения о кредитном договоре в налоговую?

ФНС России за последние годы заметно повысила свою информированность при доказывании схем уклонения от уплаты налогов с помощью офшоров, отметил начальник отдела Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Владимир Голишевский на прошедшей конференции «Налоговые итоги года», организованной The Moscow Times. Еще в 2010 году у отечественных налоговиков не происходило обмена финансовой информацией со Швейцарией, Люксембургом и многими другими офшорными юрисдикциями. Вместе с тем, в настоящее время 106 государств, в том числе заморские территории Великобритании, Панама и другие страны с минимальным уровнем налоговой нагрузки, присылают сведения в налоговое ведомство России о счетах российских резидентов. Это стало возможным, благодаря подписанию в 2011 году Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Кроме того, в мае 2016 года российское налоговое ведомство подписало многостороннее соглашение по обмену налоговыми органами информацией о банковских счетах и финансовой документации в рамках так называемого стандарта CRS (Common Reporting Standard). Стандарт предусматривает, что налоговые органы – участники соглашения будет создавать и предоставлять друг другу в автоматическом режиме страновые отчеты о деятельности международных групп компаний в своей стране. Уточним, что имеются в виду сведениях о зарубежных банковских счетах и вкладах российских налоговых резидентов, их ценных бумагах, иных финансовых инструментах с указанием имен, адресов владельцев счетов, ИНН, номеров счетов, балансов, сумм процентов по вкладу и т. д. Данное соглашение должно заработать в полной мере с 2018 года, хотя в 2016-2017 году уже порядка 50 стран обмениваются соответствующей информацией.

Для введения стандарта CRS Минфин России разработал законопроект 1 , согласно которому ФНС России будет создавать сама и получать отчеты из других стран с информацией о глобальных корпорациях. В документах планируется представлять их основные финансовые показатели, что позволит налоговым органам создавать карту деятельности глобальных корпораций, а также устанавливать регионы получения основного дохода и выплаты налогов. «Для нас данная информация является предметом исследования, поводом внимательно посмотреть на деятельность компании и задать вопросы», – рассказал Владимир Голишевский.

Данные правила будут распространяться на российские группы компании с совокупной выручкой не менее 50 млрд руб. в год, а также на иностранные компании, работающие в в российской юрисдикции. «Порядка 50-60 российских компаний с головным офисом в стране и «дочками» за рубежом должны будут присылать финансовые сведения в рамках стандартов межстрановой отчетности и глобальной документации», – посчитала партнер британской аудиторско-консалтинговой компании EY Ирина Быховская.

[2]

При этом, общим правилом для всех является то, что отчетность сдается по месту регистрации материнских компаний групп. К примеру, если штаб-квартира глобальной корпорации находится в России, то отчетность сдается в России. В другой юрисдикции она будет сдаваться только в том случае, если Россия не будет обмениваться с ней информацией. В то же время, если компания не хочет сдавать отчетность в России, то она вправе создать уполномоченную компанию в другой юрисдикции, которая в большей степени подходит для сдачи отчетности. Этот принцип называется «суррогатная мама».

Ирина Быховская также отметила, что подписанное соглашение не предусматривает обязанности налоговых органов стран-участниц применять штрафы на основании информации, полученной в рамках межстрановой отчетности. Однако российский законопроект, во-первых, предусматривает штрафы за непредставление или неполное представление сведений и использование данной информации в контрольных мероприятиях налоговиков, а во-вторых, – предполагает штрафы за предоставление недостоверной информации. «Ошибся на одну единицу персонала, и у налогового органа уже появилось основание для начисления штрафа», – пояснила она.

Владимир Голишевский на это заметил, что российские компании, работающие в Европе и Китае, уже сейчас предоставляют свою финансовую отчетность в налоговые органы этих стран. «По результатам проверки налоговики имеют право принять свои санкции», – пояснил он. В то же время, российским законопроектом предусмотрено освобождение от санкций во время проведения двух первых отчетных компаний. «К тому же в российской юрисдикции применяются самые мягкие штрафы – 50 и 100 тыс. руб. Нигде больше таких штрафов вы не увидите. В Нидерландах, к примеру, предусмотрена уголовная ответственность. По сравнению с этим, наше законодательство самое либеральное среди всех участников соглашения по межстрановой отчетности», – уточнил он.

Представитель ФНС России также добавил, что по поводу либеральности российского законодательства даже есть вопросы у других участников соглашения. Дело в том, что если у налогового органа возникают сомнения в корректности и полноте предоставленных глобальной компанией данных, то он имеет право провести консультации с ней. В любом случае, налоговики должны предпринять меры, чтобы обеспечить полноту данных. Если же такие меры (в том числе путем установления ответственности) не принимаются, то другие страны могут отозвать подпись под соглашением в части обмена данными со страной, не выполняющей обязательства. «Для российских компаний это обернется тем, что они будут сдавать отчетность в других странах и к ним могут быть применены более жесткие санкции. Друг��х вариантов нет», – резюмировал чиновник.

Налоговики могут получить возможность запрашивать у банков информацию о счетах физлиц без всяких проверок. Если идея пройдет, все данные о движении ваших банковских средств будут у них как на ладони. Не заплатить НДФЛ станет крайне проблематично.

[3]

Детали

Что мне с этого?

В письме от 28 июня 2018 года № ЕД-4-2/12467 ФНС России прямо высказала своё пожелание о том, что доступ налоговой к банковским счетам физлиц и ИП надо бы расширить. Минфин в курсе этой инициативы. Рассказываем, каких именно изменений в действующем законодательстве хотят налоговики и зачем им это нужно.

На 2018 год можно выделить 3 особенности правового регулирования доступа налоговой к банковским счетам физического лица и ИП.

Как по закону происходит налоговый контроль за банковскими счетами Особенность применения закона
1 При направлении запроса о предоставлении справок/выписок по счетам, открытым физлицам, наличие согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (зам. руководителя) ФНС прямо предусмотрено ст. 86 НК РФ НК РФ не содержит правового механизма, позволяющего банку, получившему запрос налоговой, проверить наличие такого согласия
2 Банк при получении запроса налоговой о предоставлении справок/выписок по счетам ИП предоставляет сведения о них, используемых для предпринимательской деятельности Банк не приводит информацию по счетам ИП, открытым ему как физлицу
3 Банк при получении запроса налоговой о предоставлении справок/выписок по счетам физического лица предоставляет сведения обо всех открытых ему счетах Информация включает счета, используемые данным физлицом для предпринимательской деятельности

Таким образом, формально получается, что налоговая следит за банковскими счетами не в той мере, в какой ей хотелось бы.

На основании п. 2 ст. 86 НК РФ банки в течение 3-х дней после получения запроса обязаны выдавать налоговикам:

  • справки о наличии счетов, вкладов/депозитов и/или об остатках денег/драгметаллов;
  • выписки по операциям на счетах, по вкладам/депозитам организаций, ИП и обычных физлиц;
  • справки об остатках электронных денег и об их в электронной форме

По закону налоговая проверка банковского счета обычного физлица путём запроса сведений о нём возможно в следующих случаях:

  • наличие согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (зам. руководителя) ФНС;
  • налоговая проверка физлица;
  • истребование документов/информации в порядке п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

Налоговые органы смогут запрашивать у банков эти документы и информацию в отношении граждан (если они не являются индивидуальными предпринимателями (ИП)) при проведении налоговой проверки в отношении человека либо истребовании у него документов. Для этого потребуется наличие согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России.

Расширенный доступ к банковской тайне в отношении организации или ИП налоговики получат в следующих случаях: при проведении в отношении них налоговой проверки, при истребовании у них документов или информации, при наличии решения о взыскании с них налога. Также это возможно, если в отношении организации или ИП принято решение приостановить операции по их счетам или переводы их электронных денег, а также решено отменить эти приостановления операций или переводов.

Банки обязали сообщать ФНС об операциях физлиц

Благодаря поправкам налоговые органы пополнили арсенал средств для выявления схем незаконной налоговой оптимизации. Отныне банки обязаны выдавать налоговым органам сведения и копии следующих документов:

  1. паспорта лиц, имеющих право на получение денежных средств, находящихся на счете клиента;
  2. доверенности на получение денежных средств, находящихся на счете клиента;
  3. документы, определяющие отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента, включая:
    • договор на открытие счета;
    • заявление на открытие (закрытие) счета;
    • договор на обслуживание с использованием системы «клиент – банк»;
    • документы и информацию, предоставляемые клиентом при открытии счета;
  4. карточки с образцами подписей и оттиска печати;
  5. информация о бенефициарных владельцах;
  6. информация о выгодоприобретателях (включая информацию в отношении отдельных операций или за определенный период);
  7. информация о представителях клиента.

Как видно, новый закон существенно расширил доступ налоговых органов к сведениям, составляющим банковскую тайну.

Традиционно налоговики основное внимание уделяют участникам делового оборота: организациям и предпринимателям.

Благодаря новеллам законодательства, контролеры теперь вправе истребовать у банков сведения в следующих случаях:

  1. проведения налоговой проверки;
  2. истребования документов (информации) при встречной проверке;
  3. вынесения решения о взыскании налога;
  4. принятия решения о приостановлении операций по счетам;
  5. вынесения решения о приостановлении переводов электронных денежных средств клиента;
  6. принятия решения об отмене приостановления операций по счетам клиента;
  7. принятия решения об отмене приостановления переводов электронных денежных средств клиента.

Столь широкий перечень позволяет чиновникам получать у банков информацию об их клиентах при проведения практически любого мероприятия налогового контроля.

Ранее фискальные органы в основном интересовались банковскими операциями участников делового оборота: компаний и предпринимателей. Сейчас чиновники решили вплотную заняться изучением банковских документов физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Налоговые органы могут запросить у банка сведения о физическом лице в следующих случаях:

  • проведения налоговой проверки в отношении этого лица;
  • истребования документов (информации) в рамках встречной проверки.

Для проведения этой процедуры инспекторы должны получить согласие руководителя вышестоящего управления или ФНС России.

Данная тенденция отражает сложивший на Западе подход, согласно которому конечным бенефициаром дохода, как правило, является физическое лицо, и именно оно должно нести основное налоговое бремя.

В случаях, предусмотренных международными договорами России, уполномоченные органы иностранного государства вправе запрашивать интересующие их сведения у российских налоговых органов.

Подобные положения содержатся, в частности, в соглашениях России об избежании двойного налогообложения с Кипром, Нидерландами, Швейцарией и Люксембургом.

Получив запрос от зарубежных коллег, отечественные налоговики вправе запросить документы у банка в отношении следующих категорий клиентов:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица.

Принятые поправки обусловлены требованиями международных стандартов прозрачности и обмена информацией.

ФНС получила доступ к банковской тайне налогоплательщиков

Отдельного акта законодательства, комплексно регулирующего вопросы банковской тайны, в Беларуси не принято. Основным актом является Банковский кодекс. Кроме этого, принят ряд законодательных актов, которые регламентируют правовой статус государственных органов и должностных лиц. Данные акты затрагивают такие аспекты отношений, связанные с банковской тайной, как основания, порядок и сроки ее предоставления. Статья 121 Банковского кодекса Республики Беларусь раскрывает понятие банковской тайны и относит конкретные сведения, содержащие ее дефиницию. Так, банковской тайной являются:

  • сведения о счетах и вкладах (депозитах), в том числе о наличии счета в банке (небанковской кредитно-финансовой организации);
  • его владельце;
  • номере и других реквизитах счета;
  • размере средств, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах);
  • сведения о конкретных сделках, об операциях без открытия счета, операциях по счетам и вкладам (депозитам);
  • сведения об имуществе, находящемся на хранении в банке.

Таким образом, законодательство Республики Беларусь определяет перечень сведений, составляющих банковскую тайну, а также устанавливает правовой режим таких сведений.

Банковская тайна включает в себя сведения о счетах и вкладах (депозитах), в том числе о наличии счета в банке (небанковской кредитно-финансовой организации), его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах), а равно сведения о конкретных сделках, об операциях без открытия счета, операциях по счетам и вкладам (депозитам), а также об имуществе, находящемся на хранении в банке. Таким образом, банковская тайна представляет собой известные банку сведения о действиях своего клиента в гражданском (экономическом) обороте.

Сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, могут быть представлены: а) самому лицу либо его уполномоченному представителю; б) государственным органам и иным организациям в случаях, предусмотренных законодательством; в) любому третьему лицу только при наличии согласия лица, доступ к банковской тайне которого предоставляется (далее — заинтересованное лицо). Круг государственных органов, которым может быть предоставлен доступ к банковской тайне без согласия лица, определен статьей 121 Банковского кодекса и другими правовыми актами и включает в себя суды, прокурора и его заместителей, налоговые и таможенные органы, органы дознания и предварительного следствия, органы ФСЗН и другие.

Автоматического обмена информацией между банком и налоговыми органами не происходит. Но налоговые органы проводят мониторинг на предмет того, не превышают ли расходы лица его доходы. У налоговой есть доступ к базам со всеми регистрируемыми покупками, в том числе к базе ГАИ. Так, если налоговые органы увидят, например, что безработный покупает дорогую машину, они могут по запросу получить определенный круг сведений, составляющих банковскую тайну.

Если банком будут отмечены признаки подозрительной финансовой операции (необходимо учитывать не только пороговую сумму), банк сообщит такие сведения в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Такие критерии определены в главе 5 Постановления правления Национального банка Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. №818 «О некоторых вопросах внутреннего контроля, осуществляемого банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом „Банк развития Республики Беларусь“».

Когда налоговики могут заинтересоваться банковским счетом гражданина

В случае если между банком и клиентом возникает какой-либо посредник, банк может разглашать сведения, составляющие банковскую тайну, лишь с согласия заинтересованного лица, в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь. В то же время информация, содержащаяся в кредитном отчете, которая также составляет банковскую тайну, не подлежит разглашению третьим лицам, исходя из положений закона «О кредитных историях». Сведения о видах кредитных сделок, совершенных лицом, входят в состав кредитной истории и составляют банковскую тайну.

Для оформления заявки на кредит с использованием платформы CashMarket экспертам платформы необходимо провести оценку клиента. Кредитная история и финансовая отчетность — два главных фактора оценки клиента. Для анализа кредитоспособности клиента CashMarket необходимо получить доступ к кредитной истории клиента, которая хранится в Кредитном регистре Национального банка Республики Беларусь. В соответствии с законодательством до обращения в Национальный банк платформа CashMarket обязана получить согласие клиента на получение его кредитного отчета. Согласие может быть лично представлено банку в виде документа на бумажном носителе, что представляется неудобным в реалиях современного бизнеса.

Теперь банки будут нарушать тайну вклада и подавать данные в налоговую? Конец банковской тайны: вкладчики России в опасности?

С 1 июля в РФ вступают в силу и будут применяться поправки к статье 86 Налогового Кодекса. Они предписывают банкам предоставлять налоговым органам информацию по движению денежных средств на счетах и банковских картах граждан. И все поступления на счет (или карту), не являющиеся узаконенной белой зарплатой, будут по умолчанию расцениваться как полученная физлицом прибыль. На которую следует заполнить декларацию и заплатить налог.

Была ли в России банковская тайна?

Элементы банковской тайны:

Сведения о вкладах и счетах физических и юридических лицах. Это информация о подписанных договорах, сроках их действия, реквизиты счетов.

Данные об операциях по банковским вкладам и счетам клиентов. В объём входят сведения о датах совершения транзакций, их результативность, суммы сделок и многое другое.

Конфиденциальные сведения, полученные при обслуживании клиента. К ним относятся анкетные данные вкладчиков и держателей счетов, адреса проживания, контактные данные.

Перечень имущества, переданного банку на хранение либо в качестве предмета обеспечения обязательств. Это может быть как недвижимость, так и драгоценности, автомобили.

Кредитная история. Указанная информация демонстрирует отношение клиента к возложенным на него обязанностям, уровень его дисциплинированности­ .

Теперь банки обязаны сообщать ФНС данные об операциях по счетам и депозитам, которые совершают все клиенты, не только ИП и юрлица, но и граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, пишет «Петербургский правовой портал».

1 июля вступили в действие положения Указания Банка России от 29.04.2014 N 3251-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 7 сентября 2007 года № 311-П «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета», Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

Новые документы обязывают банки предоставлять налоговикам данные об открытии/закрытии счета или вклада (депозита), об изменении их реквизитов, о предоставлении/прекращении права организации и ИП использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

При условии мотивированного запроса со стороны ФНС или начала процедуры истребования документов в соответствии со статьей 93.1 НК РФ банки должны представлять справки о наличии счетов/вкладов и об остатках денежных средств на них, предъявить выписки по операциям на счетах и по вкладам (депозитам), а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств. По сути, проверке будут подвергать лишь тех, кого заподозрят в налоговых нарушениях.

Все сведения банки должны формировать в электронном виде, снабжать их кодом аутентификации учреждения и шифровать специальным ключом, который используется для обмена информацией с уполномоченным налоговым органом. Отказ банка в предоставлении данных влечет штраф в размере 20 000 руб.

Сообщается, что принятые нововведения направлены на снижение количества случаев сокрытия доходов и уклонения от налогов. Кроме того, они должны помочь гражданам при взыскании долгов и алиментов.

В последнее время в СМИ активно распространяется информация о том, что с 1 июля все банки обяжут сообщать налоговой службе обо всех поступлениях, переводах и снятиях денег со счетов, принадлежащих гражданам.

Соответственно, у налоговой будет много поводов вызвать к себе для дачи объяснений по поводу денег, поступивших на карту, а при неудовлетворительном исходе беседы – выставить долг по подоходному налогу вместе с пенями и штрафом.

На сегодняшний день в источниках официального опубликования нет закона, который вносил бы подобные изменения в действующий Налоговый кодекс.

Нет его и в числе обсуждаемых в Государственной Думе законопроектов, поэтому нельзя столь категорично утверждать, что с 1 июля полномочия налоговой службы настолько расширятся.

Между тем, некая доля истины в слухах о взаимодействии банков с налоговой все же имеется:

  • В налоговом законодательстве есть нормы, которые обязывают банки в определенных случаях предоставлять информацию о своих клиентах и их средствах в налоговую службу.
  • С 2014 года банки должны сообщать в налоговую службу обо всех фактах открытия и закрытия счетов, изменения их реквизитов, а также открытия вкладов гражданами. Иными словами, о том, сколько у нас банковских карт и вкладов, известно налоговой.

Но вот получить в банке подробную информацию о счетах и вкладах граждан, с перечислением проведенных по ним операций и точных сумм, для налоговой не так-то просто.

Для этого требуется представить один из двух документов:

  • запрос уполномоченного органа иностранного государства (который принимается к исполнению в рамках международного договора),
  • официальное согласие на запрос отруководителя вышестоящей по степени подчиненности налоговой службы (региональной или окружной) либо согласие, подписанное руководителем (или его заместителем) Федеральной налоговой службы России.

Разумеется, последний вариант используется гораздо чаще. Но согласие руководителя на запрос сведений из банка может выдаваться не когда угодно, а лишь в рамках проводимой налоговой проверки или истребования документов при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В отношении физического лица может проводиться только камеральная налоговая проверка (невыездная).

Поводом для такой проверки является декларация, представленная физическим лицом в налоговый орган, или же иные документы, поступившие в распоряжение налоговой службы (прежде всего – в рамках электронного взаимодействия органов власти).

Например, налоговая служба получает информацию из Росреестра о том, что у гражданина в собственности находится несколько квартир, – это прямой повод инициировать камеральную проверку на предмет установления цели их использования.

Поскольку редко встречаются случаи, когда гражданин проживает сразу в нескольких квартирах, и велика вероятность того, что другие квартиры сдаются.

Если при этом в налоговой нет деклараций о доходах, она может запросить в банке информацию о поступлениях на счета этого гражданина и их источнике.

Сделать это несложно – как упоминалось выше, сведения о наличии банковских счетов и вкладов уже есть у налоговой.

Таким образом:

  • Действующее налоговое законодательство обязывает банки сообщать налоговой лишь общую информацию об открытии, закрытии или изменении счетов и вкладов гражданами.
  • А вот подробные данные о сумме средств, их движении по счетам и т.п. банк должен предоставить лишь на основании специального запроса.
  • Никакого автоматического обмена данными между банками и налоговой службой в законе на данный момент не предусмотрено – иначе это станет прямым нарушением принципа банковской тайны.
  1. В налоговом кодексе есть изменения с 1 июня. В нескольких статьях появилось упоминание счетов в драгоценных металлах.
  2. В контроле за счетами в банках нет ничего нового. Банки и раньше были обязаны отвечать на запросы по поводу операций и остатков на счетах.
  3. Налоговая проверяет операции по счетам и картам только при наличии законных оснований. Банк передает информацию только по официальному запросу. Автоматически ничего начислять не будут.
  4. Чтобы что-то доначислить, налоговая должна доказать нарушение. Не со всех переводов на карту надо платить налог.
  5. Новость про тотальный контроль — вброс, фейк и провокация.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *