Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект Индивидуальная Реабилитация Детей Инвалидов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
- Организация комплексной реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, молодых инвалидов и их семей на базе общественного центра помощи «особым» детям «Бумеранг добра».
- Улучшение качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, молодых инвалидов путём их социальной интеграции в современное общество.
Индивидуальная программа реабилитации/абилитации ребенка-инвалида
- Оказание всесторонней помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и молодым инвалидам, в том числе в рамках программы «Раннего вмешательства».
- Проведение комплексной реабилитации и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, молодых инвалидов и их семей на базе общественного центра помощи «особым» детям «Бумеранг добра».
- Активное вовлечение родителей детей-инвалидов в процесс реабилитации их детей, с целью выхода семей из социальной изоляции, в рамках программ «детско-родительского коммуникативного тренинга» и групп кратковременного пребывания «передышка».
- Проведение массовых инклюзивных городских мероприятий и акций с привлечением населения города, социальных партнеров, общественных организаций, волонтеров и добровольцев.
- Создание клуба для молодых инвалидов, с целью: реализации процесса творческой и физкультурно-оздоровительной реабилитации; совместной деятельности — как средства развития, самореализации и интеграции в общество; организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, инклюзивных праздников.
Направлена на стабилизацию мироощущения ребенка и его окружения. Отторжение ребенком общества часто обусловлено изоляцией семьи.
Психологическая коррекционная работа с родителями и детьми включает:
- Консультации;
- Тренинги;
- Ролевые игры;
- Беседы;
- Творческие занятия;
- Точечную психологическую помощь.
Работа психолога заключается в формировании в семье правильного восприятия ситуации, доверительных отношений.
Под реабилитацией подразумевают полное устранение патологических состояний в организме и обеспечение его дальнейшего гармоничного развития.
Отличием восстановительной и лечебной терапии является то, что реабилитация позволяет больному возобновить нормальную жизнедеятельность, которая будет соответствовать его возрастным особенностям. Максимальной эффективностью обладает комплексное выполнение восстановления и лечения.
Для детей с ограниченными возможностями подбирается индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Она включает определенные виды, формы и объемы мероприятий, которые компенсируют нарушенные функции организма. Цели реабилитационного процесса:
- Восстановление функционирования всего организма.
- Адаптация к социально-бытовым условиям.
- Возобновление способности к обучению.
Выделяют следующие виды:
- Медикаментозная, предполагает лечебную терапию, которая начинается при выявлении заболевания или получения травмы и заканчивается полным восстановлением организма. С помощью психотерапии необходимо сформировать адекватное отношение к болезни, вселить веру, что выполнение программы позволит улучшить состояние здоровья. Не допустить возникновения психологической травмы.
- Социальная реабилитация – это установление режима дня, который будет соответствовать возрасту и образу жизни. Разработка определенных правил, которых необходимо придерживаться при уходе. Предоставление социальной помощи, которая заключается в бесплатном лечении, оплате медикаментов, посещении санатория, материальной помощи и так далее.
- Трудовая реабилитация включает подготовку к процессу обучения, усвоение школьной и дошкольной программы. Если патология приобретенная, то не рекомендуется надолго прерывать учебный процесс. В специализированных клиниках по восстановлению есть классы, где проходит обучение. Программа может несколько отличаться от школьной, быть легче.
Существуют признанные у нас и за рубежом основные реабилитационные положения:
- место, где проводят реабилитацию, должно применять все виды лечения, иметь связь с себе подобными учреждениями;
- восстановление начинают с ранних этапов заболевания комплексным подходом;
- лечение совершают без перерывов, до максимально положительного результата;
- все лечебные этапы проводят комплексно;
- назначаются индивидуальные программы для каждого пациента (необходимо учитывать все особенности каждого организма);
- цель – по возможности, вернуть здоровье, сформировать положительный настрой на дальнейшую жизнь, научить справляться с элементарными повседневными задачами, привить стремление к борьбе за свое здоровье, раскрыть желание к учебе.
Не всегда после посещения лечебных центров дети быстро возвращаются к былым условиям. Им необходимо время. Чтобы не возникло рецидива либо другой болезни нужно внимательно отнестись к адаптации малыша.
Следует заново организовать распорядок дня с назначенными врачом занятиями. Используйте массаж, ЛФК, придерживайтесь предписанной диеты, физиотерапии, работайте над психикой ребенка (главное – не травмировать ее).
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, более 200 млн. детей в мире нуждаются в восстановительной терапии. Индивидуальная программа должна подбираться для каждого отдельного ребенка, учитывая личные особенности организма и характер травмы. В зависимости от этого назначаются и средства реабилитации детей.
Ограничение движения может быть врожденное и приобретенное. Если малыш с рождения имеет некую патологию, то реабилитация – это основа лечения. Иногда ограничение движения возникает из-за полученной травмы. Дети очень подвижные и активные, а поэтому риск возникновения травматизма высок.
Термин «реабилитация» затрагивает медико-социальные, психолого-педагогические и социально-педагогические аспекты.
Включает медицинское, психологическое и педагогическое воздействие на детей и подростков, имеющих ограничения, которые могут быть врожденными или возникнуть после перенесенной травмы.
Реабилитационные меры необходимы тем детям, которые имеют ограниченные возможности. Позволяют достичь им полного потенциала, за короткий промежуток времени вернуть к обычным условиям жизни.
Восстановительная программа состоит из определенных услуг, которые применяются с рождения и до подросткового возраста. Это не только специализированное вмешательство, а методы, которые направлены на обеспечение участия детей.
Восстановительная программа должна основываться на следующих принципах:
- Реабилитация должна проходить в специализированных учреждениях, которые занимаются всеми видами восстановительного лечения, имеют высококвалифицированных работников. Учреждения должны иметь налаженную связь с иными узкопрофильнфми восстановительными клиниками.
- Терапия должна начинаться на ранней стадии заболевания, только в этом случае можно ожидать хороший результат. Изначально составляется программа реабилитации, которая дополняет комплексное лечение.
- Реабилитационный процесс должен осуществляться беспрерывно, до достижения хорошего результата.
- Восстановительная терапия должна иметь комплексный характер. Медицинские работники, педагоги, психологи, социологи, другие участники обязаны быть объединены единой целью.
- Осуществляется подбор программы для каждого отдельного пациента, учитывая индивидуальные особенности ребенка, а также характер изменений в организме.
- За короткий промежуток времени происходит возвращение к обычным условиям жизни и учебы. В случае необратимых изменений – быстрая адаптация к новым условиям жизни, исключая психологическую травму.
Реабилитация детей и подростков проходит в три этапа:
- Этап клинического восстановления, который осуществляется всесторонне. Состоит из возобновления работы пораженных систем. Данный этап завершается при излечении основного заболевания, восстановлении утраченных функций. Организм ребенка готовится к следующему этапу восстановления.
- Санаторный этап – осуществление возобновления пораженных функций, нормализация работы иных органов и систем.
- Этап адаптации позволяет достигнуть полного восстановления здоровья, возврата к обычным условиям жизни, занятиям физкультурой и спортом.
Детям необходима реабилитация в следующих случаях:
- болезни органов дыхания;
- расстройства нервной системы;
- заболевания мочевыводящей системы;
- ревматизм;
- патология носоглотки хронического характера.
Реабилитация детей и подростков
Трости, опоры, поручни идут различных модификаций. Предназначены для тренировки инвалидов, а также в период реабилитации. Направлены на улучшение способности к самостоятельному передвижению. Есть детские, взрослые, а также с фиксацией на руке.
Костыли направлены на облегчение передвижения. Высота регулируется в зависимости от роста. В некоторых моделях есть комплектация для зимы, резиновая насадка.
Трость для передвижения слепых. Помогает детям ориентироваться как в домашних условиях, так и на улице. Специальная насадка издает характерный звук при дотрагивании до объекта.
Средства реабилитации для детей инвалидов включают ходунки. Они помогают самостоятельно передвигаться детям с ограниченными способностями. Трубчатая рама оснащена двумя парами колес на передних стойках, двумя резиновыми наконечниками на задних. Для передвижения достаточно приподнять задние стойки, перекатить ходунки, сделав шаг.
Инвалидная коляска комплектуется рамой, колесами, подлокотниками, опорой для ног, сидением со спинкой и специальными ручками для передвижения. Детям коляски подбирают в зависимости от роста.
Современные модели оснащены электроприводом.
Протезы делятся на:
- Эндопротез – орган (или его отдельные элементы), который расположен в глубине организма.
- Ортез – предназначен для частичной или полной фиксации суставов либо костей после оперативного вмешательства, патологии.
Ортопедическая обувь – это специальные модели, которые имеют определенную конструкцию для компенсации утраченных функций нижних конечностей. Устранение дефекта стоп.
Средства технической реабилитации детей ДЦП помогают одеваться, обуваться: манипуляторы для застегивания пуговиц, приспособления, позволяющие одевать одежду, завязывать шнурки.
Специальные устройства приема пищи, поильники облегчают жизнь детей-инвалидов.
На сегодняшний день есть специальные компьютерные программы, которые рассчитаны специально для детей с ограниченными способностями. Большая экранная лупа, программа читки текста и преобразования его в звук и так далее.
При плохом слухе применяются слуховые аппараты различных модификаций.
Важно! Подбирать необходимое устройство должен врач.
Существуют следующие методики реабилитации:
- Лечение водными процедурами: плавание в бассейне, применение гидротерапии.
- ПЭТ терапия или лечение животными: лечение лошадьми, дельфинами, кошками.
- Использование гимнастических тренажеров, мячей, лесенок включая средства реабилитации для детей инвалидов ДЦП.
- Грязевые и парафиновые аппликации, после которых повышается активность мышц.
- Массаж.
- Физиотерапевтические методы лечения с применением ультразвукового излучения, магнитного тока.
- Занятия с психологом и логопедом.
- Терапия Монтессори, которая помогает концентрировать внимание.
- Методика Бобат. Суть ее заключается в придании конечности противоположного положения тому, которое она принимает сама.
- При необходимости – хирургическое вмешательство.
- Санаторно-курортное лечение.
Остановимся немного подробнее на отдельных методиках.
ЛФК направлена на корректировку мышечного дисбаланса. Применяется при любых травмах и заболеваниях. В основе метода лежит использование главной функции человеческого организма – движения. Систематическое выполнение упражнений позволяет восстановить точность движений, а также координацию, равновесие. Разрабатывается индивидуально для каждого пациента, учитывая характер патологии.
Эрготерапия проводится с участием медицинских специалистов. Она помогает улучшить, восстановить самочувствие и научить ребенка самостоятельно справляться с бытовыми проблемами. Применяется при инсультах, травмах, после перенесения операций.
Кинезиотейпирование – метод применяется для лечения растяжения связок, мышечной боли, отеков, гематом – с помощью специальной клейкой ленты. Данный способ применяется и как самостоятельная терапия, и в комплексе с основным лечением.
Массаж – необходим при наличии заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, нарушении обменных процессов. В зависимости от нарушения, подбирается максимально эффективная техника.
Кинезиотерапия заключается в применении активных и пассивных действий с помощью тренажеров. Занятия проводятся под контролем инструктора, который корректирует правильность выполнения. Важное условие – правильное дыхание.
Физиотерапевтические методы заключаются в воздействии на организм токов, магнитного поля, лазера, ультразвука.
Мануальная терапия – воздействие на точки организма только при помощи рук специалиста.
Рефлексотерапия – известная методика, которая возникла в древнем Китае. Воздействие на определенные участки тела, где проходит жизненная энергия, с помощью иголок. Перед применением терапии необходимо обязательно проконсультироваться с врачом.
Использование вертикализатора показано пациентам, имеющим ДЦП, при поражении головного и спинного мозга.
Для начала, разберемся, что же это такое. Это устройства, содержащие технические решения, которые используются для компенсации и устранения стойких ограничений жизнедеятельности. Технические средства реабилитации делятся на группы:
- Специальные средства для самообслуживания и ухода, ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;
- Специальные средства для обучения (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;
- Протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);
- Специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь;
- Специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
В разряд самых необходимых входят средства для самообслуживания и ухода, протезно-ортопедические изделия и средства для передвижения (кресла-коляски).
Есть несколько источников предоставления инвалидам средств реабилитации:
- Федеральный бюджет;
- Бюджет субъекта РФ;
- Средства материнского капитала;
- Средства самого инвалида (его законного представителя) и иные не запрещенные законом источники.
Родители часто спрашивают: для чего нам добиваться, чтоб что-то было включено в ИПРА за наш счет? Надо помнить, что если какое-то медицинское изделие или средство реабилитации, не включенное в перечни, внесено в ИПРА за счет законного представителя, то после его приобретения за счет собственных средств родители могут обратиться в орган соцзащиты населения с заявлением об оказании адресной социальной помощи в виде выплаты компенсации за приобретенное изделие, предоставив ИПРА, куда внесено данное изделие, и чеки на его приобретение. Данная компенсация может быть выплачена в порядке оказания адресной социальной помощи, если орган соцзащиты населения примет такое решение. У нас такие случаи были, и родители получали компенсации, например, за системы для энтерального питания, кислородные концентраторы и прочее.
Давайте рассмотрим пример внесения в ИПРА такого ТСР как кресло-коляска. В приказе указано много видов кресел-колясок: с ручным приводом, комнатные, прогулочные, активного типа, с электроприводом и малогабаритные. К каждой коляске расписаны показания и противопоказания, и это очень важно, потому что кресло-коляска – необходимое и дорогостоящее средство технической реабилитации. При внесении в ИПРА нуждаемости в кресле-коляске должны быть указаны индивидуальные параметры. Что это такое?
Вы хотите перейти на материал, адресованный специалистам. Обратите, пожалуйста, внимание, что информация, предоставленная далее, может относиться к лекарственным препаратам, отпускаемым по рецепту. В соответствии с действующим законодательством РФ доступ к такой информации может предоставляться только медицинским и фармацевтическим работникам. Нажимая «Подтверждаю», вы подтверждаете, что являетесь медицинским или фармацевтическим работником, и берете на себя ответственность за последствия, вызванные возможным нарушением указанного ограничения.
Индивидуальный ПЛАН реабилитации и здоровьесбережения ребенка-инвалида
ИПР – это целый комплекс мероприятий, которые разрабатываются на основе законодательства уполномоченным органом и МСЭ, чтобы помочь гражданам восстановить функции, утраченные в связи с болезнью или травмой.
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации предусматривает средства и услуги, которые нужны человеку, чтобы тот мог жить полноценно. Она учитывает не только физические особенности инвалида, но и психическое состояние, приобретенные навыки и желание самой личности работать, быть нужной обществу. Программа включает
- обучение;
- труд;
- медицинское обслуживание;
- социальную адаптацию.
Абилитация охватывает меры, которые должны помочь личности двигаться к поставленной цели другим путем, если основной стал недоступен.
Реабилитация предусматривает восстановление способностей человека к профессиональной деятельности, к участию в решении общественных вопросов, а не только к самостоятельному обслуживанию в повседневной жизни.
Образец справки для взрослого с ограниченными возможностями
Индивидуальная программа, составляемая в стандартной форме, включает обязательные разделы. В первый из них заносится информация об образовании, квалификации человека, остальные охватывают:
- медицинскую реабилитацию;
- социальную адаптацию;
- профессиональную приспособляемость;
- психо-педагогические мероприятия.
В ИПР содержатся рекомендации о возможной физической нагрузке для инвалида. Благодаря программе такие граждане находят работу, обучаются, чтобы приобрести новые навыки, получить диплом, необходимый для трудоустройства.
Памятка для абилитации детей
Чтобы быть уверенным в правильности присвоенной статуса внимательно изучите принципы классификации групп инвалидности.
Помимо медицинской помощи, без которой инвалидам просто невозможно обойтись, ИПР предусматриваются и другие мероприятия:
- психологическую и юридическую поддержку;
- подбор необходимых технических средств;
- адаптацию к новым условиям жизни;
- предоставление информации по вопросам восстановления;
- спортивную реабилитацию.
Гражданам, имеющим 1 гр. инвалидности, разрешается поступать вне конкурса в учебные заведения государственной формы собственности при условии сдачи экзамена. Лицам, обучающимся на стационаре, выплачивается стипендия в повышенном размере.
Присвоение статуса возможно только по итогам прохождения медико-социальной экспертизы
Люди с ограниченными возможностями имеют право работать на предприятии или в компании на 5 часов меньше в неделю, чем другие сотрудники, уходить в отпуск на 2 месяца за свой счет. Инвалидам 1гр.
разрешается ездить в общественном транспорте бесплатно. Такие граждане освобождаются от налогов на недвижимость. Если работать человек не может, но у него есть любой трудовой стаж, он вправе получать страховую пенсию по инвалидности.
А никогда не работавшему будет начисляться социальная пенсия по инвалидности.
Социальная реабилитация для 2 группы также включает возможность:
- Поступать вне конкурса в ВУЗы.
- Работать меньше времени.
- Получать высокую стипендию.
- Не платить налоги на жилье.
Инвалиды III группы поступают в вузы и учатся в них на общих основаниях.
В ИПР для людей, что имеют проблемы со здоровьем, согласно законодательству предусматривается бесплатное обслуживание в лечебных учреждениях, технические средства для восстановления. Инвалид вправе рассчитывать на мероприятия в области:
- медикаментозной терапии;
- протезирования;
- санаторного оздоровления;
- хирургических операций.
Многие граждане из-за состояния своего здоровья не могут вставать, двигаться, оправлять естественные надобности. В отделе, который отвечает за социальную защиту, им предоставляются технические средства в виде:
- костылей и тростей;
- специальных колясок;
- протезов и особой обуви;
- кресел с санитарным обслуживанием.
Медицинская реабилитация распространяется на приобретение инвалидами со скидкой или бесплатно некоторых групп лекарств. Это антибиотики, антидепрессанты, обезболивающие препараты, средства от аллергии, противовоспалительные медикаменты.
Для инвалидов первой группы предусмотрены предметы личной гигиены – памперсы, постельные принадлежности. Оптические и слуховые приборы по ИПР могут получить лица с нарушениями зрения и слуха.
Программа помощи детям с черепно-лицевыми травмами на примере РДКБ
Помимо взрослых людей, ставших инвалидами, немало детей и подростков страдает от того, что не имеют достаточных физических возможностей. Программа реабилитации предусматривает для таких граждан комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы каждый ребенок мог посещать дошкольное учреждение, получил среднее образование.
ИПР предусматривает прохождение инвалидами социотерапии, что стимулирует подростка или ребенка к улучшению поведения, к реализации своих способностей.
Психическая коррекция направлена на то, чтобы человек смог поверить в себя, восстановить утерянные связи, адаптироваться в обществе, избавиться он чувства неудовлетворенности в личной жизни.
Педагогическая реабилитация инвалидов включает:
- Консультирование по вопросам здоровья.
- Предоставление информации об общественных объединениях людей с ограниченными возможностями.
- Проведение культурных и спортивных мероприятий.
Основной задачей реализации программы служит интеграция лиц с инвалидностью в социальную среду, а не изоляция их в семьях и специальных учреждениях. Реабилитация предусматривает вовлечение таких граждан в различные кружки, способствующие не только проведению досуга, но и развитию навыков.
Материнский капитал возможно использовать на нужды ребёнка-инвалида
Инвалидам гораздо сложнее приспосабливаться к социальным изменениям, возможности самозащиты у них понижены. ИПР предусматривает мероприятия и в этой сфере реабилитации, что включает:
- обучение и получение квалификации;
- помощь в трудоустройстве;
- психологическую коррекцию;
- производственную адаптацию;
- профессиональную ориентацию.
Психологическая коррекция проводится для того, чтобы восстановить навыки, утраченные из-за травмы или болезни. Мероприятия способствуют самореализации инвалида как личности.
Людям с ограниченными возможностями оказывают содействие в нахождении места работы в соответствии с их способностями и требованиями на рынке труда. При необходимости и по желанию инвалида помогают в получении профессии, повышении квалификации.
Основные положения государственной поддержки
Часто люди не знают, для чего разрабатывалась программа реабилитации, не понимают значения специальной карты, без которой нельзя поступить вне конкурса в вуз, сложно трудоустроиться, а если и работать, то наравне со здоровыми людьми.
ИПР для конкретного лица разрабатывают на протяжении месяца, включает конкретные услуги, многие из которых предоставляются бесплатно.
Лечащий врач обязан отправить больного на прохождение медицинской комиссии, а инвалид должен написать заявление в государственное бюро МСЭ, где указывает свои данные, перечень мероприятий, в которых нуждается, ставит подпись.
Визируется документ должностным лицом. Один экземпляр бланка нужно оставить себе. К заявлению стоит приложить рекомендации и заключения. Карту придется менять ежегодно, даже если группа установлена до конца жизни.
Обратить внимание нужно на основные нюансы:
- Если человек не согласен с тем, что ему предложено по ИПР, необходимо обратиться в вышестоящую организацию или в суд.
- Перечень реабилитационных услуг не должен быть меньше минимального набора мероприятий.
- Инвалид вправе отказаться от любого пункта из списка, но требовать компенсацию за это бесполезно.
Внимание! Имея на руках карту, гражданин сможет получить образование, повысить квалификацию. Без нее нельзя стать на биржу, возникают проблемы с трудоустройством.
- Практика работы с детьми с ранним детским аутизмом с использованием аппарата «Реамед-Полярис» 2016 / Васильева Н.Н.
- Применение анималотерапии в медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Мурманском центре социальной помощи семье и детям 2012 / Лях Константин Федорович, Карпенкова Наталья Михайловна
- СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ в 90-е гг. ХХ в. 2018 / Кушнаренко Елена Евгеньевна, Терскова Аида Александровна
- Индивидуальное профессиональное обучение юношей и девушек с ограниченными возможностями в домашних условиях 2011 / Шафикова Зульфира Хасановна
- Методы определения реабилитационных мероприятий по направлению «социальная реабилитация у детей с ДЦП» 2018 / Демина Элла Николаевна, Портова Любовь Зиновьевна, Ходякова Татьяна Васильевна
Комплексные неврологические программы реабилитации |
60 000 руб. |
Наименование |
Время занятий (мин) |
ЛФК |
60 |
Лечебный массаж |
60 |
Логопедические занятия |
45 |
Логопедический массаж |
20 |
Занятия по сенсорной интеграции |
30 |
Нейропсихологическая коррекция |
60 |
Арт-терапия или музыкальная терапия |
60 |
Программа реабилитации для детей ДЦП |
75 000 руб. |
Наименование |
Время занятий (мин) |
ЛФК |
60 |
Тренажер Гросса, виброплатформа Галилео |
|
Терапия по программе |
60 |
Мозжечковая стимуляция |
|
Нейропсихологическая коррекция |
60 |
Занятия по сенсорной интеграции |
60 |
Музыкальная терапия |
60 |
Реабилитационная программа для детей с расстройством аутистического спектра |
87 000 руб. |
Наименование |
Время занятий (мин) |
ЛФК |
60 |
Лечебный массаж |
40 |
Мозжечковая стимуляция |
30 |
ABA терапия или логопедические занятия |
60 |
Занятия по сенсорной интеграции |
40 |
Занятия с психологом |
40 |
Программа по улучшению концентрации и внимания Play Attention |
40 |
Занятия по бытовым навыкам самообслуживания |
30 |
Занятия с нейропсихологом |
60 |
Песочная терапия |
30 |
Музыкальная терапия |
30 |
П. Корсби, А.В. Усенков Общие итоги проекта………………………………………………. А.Е. Лысенко Система реабилитации инвалидов в Российской Федерации:
стратегия перемен………………………………………………… Р.Н. Жаворонков Перспективы развития российского законодательства в связи с ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов………………… Д. Лорд Мониторинг осуществления Конвенции о правах инвалидов…………………. В.Л. Чепляев К проблеме стандартизации услуг по социальной реабилитации инвалидов……… Н.В. Путило Аккредитация организаций—поставщиков реабилитационных услуг:
проблемы и перспективы правового регулирования……………………….. С. Вайтфилд Проблемы эффективного обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации: взгляд потребителей……………….. Е. Вяхякуопус Новые задачи и методы повышения квалификации специалистов по социальной реабилитации инвалидов……………………………….. Н.Н. Малофеев Разработка учебных комплексов для очного и заочного обучения специалистов по реабилитации инвалидов в системе высшего и среднего профессионального образования…………………………….. В.З. Кантор Социальная реабилитация инвалидов как сфера подготовки кадров:
проблемы, опыт, перспективы……………………………………….. И.М. Барсукова Пилотные проекты и региональные потребности в системе комплексной реабилитации инвалидов…………………………. С. Вайтфилд, С. Келли Занятость, образование и профессиональная подготовка инвалидов в Российской Федерации: анализ текущей ситуации А. Саньял Формирование моделей комплексной реабилитации инвалидов.
Р. Принс Политика в области реабилитации и занятости инвалидов:
А.А. Камин Специфика интерактивной консультативной службы для людей с ограниченными возможностями и членов их семей………………. Е.Р. Ярская-Смирнова, Г.Г. Карпова, М.А. Ворона Другой формат: (пере)определение инвалидности посредством культуры……….. Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов Испытания и контрасты, супермены и блаженные:
метафоры инвалидности в массовой культуре…………………………….
Проект «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» подошел к концу. Его запуск в начале 2007 г. совпал с развитием качественно нового этапа в развитии российской социальной политике в целом и в политике в отношении инвалидов в частности. К середине 2000-х гг. России удалось преодолеть последствия затяжного политического и экономического кризиса, последовавшего за развалом Советского Союза. Укрепление экономических позиций стало предпосылкой к возрастанию значения социальных факторов и к началу модернизации системы социальной поддержки населения, в том числе инвалидов как одной из наиболее уязвимых его категорий.
В последние годы руководство страны уделяет все более пристальное внимание проблемам инвалидов. Решимость Правительства добиваться улучшения уровня жизни граждан с ограниченными возможностями постоянно подчеркивают в своих выступлениях экс-президент и нынешний Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин, нынешний Президент Дмитрий Медведев и Министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова.
О том, что социальная поддержка и реабилитация инвалидов являются одним из ключевых приоритетов государственной социальной политики, свидетельствует, в частности, воссоздание Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации. Соответствующий Указ был подписан 17 декабря 2008 г. Среди основных задач Совета — подготовка предложений по формированию и проведению государственной политики в отношении инвалидов, а также содействие в выработке основных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации в области социальной защиты и реабилитации людей с ограниченными возможностями. Первое заседание Совета состоялось 7 апреля 2009 г. под председательством Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева.
Важным показателем готовности государственной власти к серьезным изменениям в социальной политике является подписание Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов (далее — Конвенция). Конвенция вступит в силу на территории России после ее ратификации, которая намечена Правительством на 2010 г. В апреле 2009 г.
в Государственной Думе по инициативе двух думских комитетов — Комитета по международным делам и Комитета по труду и социальной политике — прошел первый «Круглый Стол», посвященный перспективам ратификации и проблемам реализации Конвенции.
А.Е. Лысенко, эксперт проекта Когда в 2007 году начался наш проект, мы прекрасно понимали: существующая система медико-социальной экспертизы1 и реабилитации инвалидов2 в Российской Федерации имеет серьезные недостатки, и то, что мы делаем в рамках проекта, обращено в будущее. На основе сравнительного анализа российской и европейской моделей комплексной реабилитации инвалидов были сформулированы ключевые элементы государственной социальной политики в области реабилитации инвалидов в Российской Федерации3. В ходе реализации восьми пилотных проектов в Московской, Саратовской, Костромской областях и городе Санкт-Петербурге были апробированы основные элементы системы комплексной реабилитации инвалидов с нарушением опорно-двигательных функций, зрения, умственной отсталостью 4. На основе полученных результатов была разработана модель комплексной реабилитации инвалидов в Российской Федерации 5, подготовлено научно-методическое пособие «Развитие системы реабилитации инвалидов в условиях рыночных отношений»6, сформирована модельная региональная программа развития рыночных отношений, межсекторного взаимодействия и социального партнерства в сфере реабилитации инвалидов7.
В ходе реализации проекта родились оригинальные идеи, были сформулированы новые цели и задачи развития системы реабилитации инвалидов в Российской Федерации, апробированы ключевые методики комплексной реабилитации, отработаны организационные формы предоставления реабилитационных услуг и механизмы социального партнерства в сфере реабилитации инвалидов. Все результаты проекта представлены бенефициару — Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Весьма позитивен тот факт, что в вопросы модернизации существующей системы реабилитации инвалидов в Российской Федерации нашли отражение в деятельности всех ветвей власти8.
Приложение 5 к отчету эксперта проекта А.Е. Лысенко за второе полугодие 2007 года «Правовое обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. Аналитическая записка».
Приложение 4 к отчету эксперта проекта А.Е. Лысенко за второе полугодие 2007 года «Система реабилитационных услуг для инвалидов в Российской Федерации».
Отчет эксперта проекта А.Е. Лысенкоза первое полугодие 2008 года.
Отчеты экспертов проекта И.М. Барсуковой и А.Е. Лысенко за второе полугодие 2008 года, статья эксперта проекта Барсуковой И.М. в данном сборнике.
Приложение 1 к отчету эксперта проекта А.Е. Лысенко за первое полугодие 2009 года по задаче 8.
Приложение 1 к отчету эксперта проекта А.Е. Лысенко за первое полугодие 2009 года по задачам 9–10.
Приложение 2 к отчету эксперта проекта А.Е. Лысенко за первое полугодие 2009 года по задачам 9–10.
Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А. Голикова с учетом результатов реализации проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации»
Вместе с тем широкомасштабные изменения в системе комплексной реабилитации инвалидов в Российской Федерации еще не произошли. Для этого необходима упорная и каждодневная работа на всех уровнях власти, во всех министерствах и ведомствах, в каждом учреждении социальной сферы, предоставляющем реабилитационные услуги инвалидам.
В процессе модернизации системы комплексной реабилитации инвалидов необходимо учесть все ее элементы (базовые принципы, подсистемы управления, исполнения и контроля). Именно такая структура изложения легла в основу приведенных ниже предложений, которые содержат системообразующие задачи и возможные сценарии их реализации.
Системообразующая задача № 1. Изменить существующие правила установления инвалидности.
Сценарий реализации. Ввести следующие социальные категории при установлении инвалидности: «ребенок-инвалид», «инвалид» и «пенсионер-инвалид». Осуществлять установление инвалидности лицам в возрасте от 0 до 18 лет (категория «ребенок-инвалид»), мужчинам — в возрасте от 18 до 60 лет (категория «инвалид»), женщинам — в возрасте от 18 до 55 лет (категория «инвалид»). Мужчинам и женщинам, достигшим пенсионного возраста и имеющим статус «инвалида» (мужчины — от 60 лет и старше, женщины — от 55 лет и старше), устанавливать социальную категорию «пенсионер-инвалид». Требуется решение Правительства Российской Федерации.
Системообразующая задача № 2. Пересмотреть классификации и критерии, используемые при медико-социальной экспертизе граждан с учетом положений МКФ1.
Вся сложность и многоаспектность проблем лиц с инвалидностью и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения. Проблемы реабилитации/абилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья решаются на федеральном, региональном уровнях, в организациях по месту жительства, в учреждениях разных ведомств и форм собственности.
Пока больному ребенку не установлен статус инвалида, он, как правило, получает медицинскую помощь в медицинских организациях и пользуется льготами, определенными в случае различных заболеваний. После установления статуса инвалидности ребенок попадает в число «официальных» потребителей услуг реабилитационной помощи. Конечно, провести четкую грань между детьми, страдающими тяжелыми заболеваниями, принявшими хроническое течение, и инвалидами трудно, да и, очевидно, этого делать не следует, так как потребности и тех, и других идентичны. Разница в том, что больные дети получают эту помощь в основном в системе здравоохранения, а инвалиды — еще и в системе реабилитации разных ведомств и организаций.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида должна соблюдаться медицинскими учреждениями, работодателями и, разумеется, госорганами. К слову, именно закон определяет, что представляет собой ИПР.
Согласно закону №1891-ФЗ от 24 ноября 1995 года программа реабилитации граждан с инвалидностью является комплекс мер психологического, медицинского, социально-экономического, педагогического характера. Представленные мероприятия направлены на компенсацию или восстановление возникших нормальной жизнедеятельности человека.
Подразумевается, что инвалид в ходе разноплановой реабилитации сможет адаптироваться к новым условиям, сможет стать более самостоятельным и упрочит свой социальный статус.
Важно! МСЭ вправе создавать ИПР инвалида совместно с общественной организацией инвалидов, чтобы разработать максимально эффективную программу абилитации и реабилитации.
Отметим также следующее: в ИПР, наряду с реабилитационными мероприятиями, содержится перечень необходимых льготнику технических средств. Они могут быть полностью бесплатными, либо предоставляются за плату. К программе прилагается список организаций, учреждений, центров, где оказывают перечисленные в ИПР услуги и тд.
Выдают ИПР инвалиду в момент установления ему группы, если от гражданина поступило соответствующее заявление. При этом можно отказаться от ИПР, так как она носит рекомендательный характер.
Проект Индивидуальная Реабилитация Детей Инвалидов
Вступившая в силу 1 января 2016 года, форма программы была утверждена приказом Минздравсоцразвития №528 от 31 июля 2015 года.
В начале ИПР содержатся персональные данные о человеке – не только анкетные сведения, но также срок актуальности программы. В форме содержатся дополнительные и общие разделы. В частности, программа включает в себя план мер по:
— медицинской абилитации или реабилитации;
— профессиональному восстановлению;
— социальной адаптации, реализации;
— услуги по реабилитации и TCP.
Теперь рассмотрим подробнее, что входит в ИПР инвалида.
Здесь представлены базовые медицинские мероприятия, с помощью которых стремятся поддержать здоровье на стабильном уровне или восстановить его. К данному виду реабилитации относятся:
— восстановительная терапия;
— хирургия (реконструктивная);
— протезирование и ортезирование;
— курс лечения в санатории для неработающих инвалидов.
Особенно отметим несколько последних пунктов.
Эта преференция есть в ИПР только тех граждан с инвалидностью, кому требуется восстановление жизненно важных навыков и функций. То есть нужно, чтобы члены МСЭ выдали заключение, справку и на данной основе можно обращаться за путёвкой в санаторий.
Что касается ортезирования, оно подразумевает воссоздание функций опорно-двигательного аппарата (частичное) с помощью спецустройств. Инвалид, одевший их, способен самостоятельно преодолеть некоторые физические ограничения. А протезирование направлено на практическое и эстетическое восстановление.
ТСР являются специальными устройствами, помогающими инвалиду справиться с возникшими ограничениями, нормализовать и облегчить выполнение повседневных задач и тд. Как правило, в ИПР перечисляются нужные человеку средства (они выдаются бесплатно или приобретаются самим льготником с возможностью дальнейшей компенсации затрат).
Например, к ТСР можно отнести:
— подгузники и бельё;
— протезы для глаз и конечностей;
— специальные матрацы и подушки;
— инвалидные кресла, трости, костыли;
— слуховые и госообразующие аппараты и тд.
Такая разновидность реабилитации означает, что инвалид восстанавливается для дальнейшего трудоустройства. К профмерам относятся:
— практика по трудоустройству льготной категории граждан;
— обучение по профессии для подготовки квалифицированного сотрудника;
— мероприятия, позволяющие льготнику самоопределиться с ориентировкой на присутствующие ограничения;
— создание особых условий на рабочем месте инвалида, использование специального оборудования, приспособление к трудовым нагрузкам.
Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида «Мы вместе….»
Социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов.
Подготовила соцпедагог Едренникова Н.А.
«Ребёнок – инвалид имеет право на особый уход,
образование и подготовку с тем, чтобы помочь ему
в ведении полноценной и достойной жизни в условиях,
обеспечивающих максимальную самостоятельность
и социальную интеграцию»
Конвенция ООН
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, главными являются: ухудшение экологической обстановки, неблагополучные условия труда у женщин, рост травматизма, высокий уровень заболеваемости родителей.
Решение проблем реабилитации детей-инвалидов с целью вовлечения их в социальную жизнь и обеспечения развития их личности осуществляется в рамках индивидуальных программ.
Основные направления деятельности:
оздоровительное
учебно-воспитательное
социально-правовое
консультационное.
Задача:
выявление и решение проблем по адаптации ребёнка в окружающем мире.
Социальная адаптация больных детей в условиях массовой школы осуществляется индивидуально.
Первостепенной является психологическая помощь детям и детям. Групповые занятия психологической помощи(ролевые игры) направлены на преодоление у таких детей трудностей в общении.
№ |
этапы |
цель |
задачи |
методы |
1 |
Выявление и знакомство |
Определение необходимости и возможности работы с ребёнком и его семьёй |
Установление доброжелательного контакта, создание ясных представлений о методах работы |
Обследование жилищно-бытовых условий семьи. Составление акта. |
2 |
Вхождение в семью |
Организация работы с семьёй. |
||
3 |
Изучение семьи и ребёнка. |
Организация адекватного отношения к ребёнку, его болезни и статусу в семье, к его образу жизни и к будущему в целом. |
Сбор сведений о семье |
Беседы, анкетирование, тестирование, тренинги. |
4 |
Анализ информации. |
Выбор направлений, способов и средств работы. |
Обработка информации и выбор методов и форм работы |
Обсуждение в сети взаимодействия. |
5 |
Организация работы с семьёй и ребёнком |
Организация совместной деятельности и общения со здоровыми сверстниками |
Реализация мероприятий по поддержке социумом самостоятельности и инициативности ребёнка – инвалида. |
А) организация консультаций для детей и членов их семей; Б) организация досуга детей (секции, кружки), развитие их творческих способностей. В) помощь в учёбе и личностном росте. |
6 |
Помощь в реабилитации ребёнка. |
Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической поддержки. |
Решение конкретных проблем семьи. |
А) оказание конкретной материальной помощи через УСЗН (управление социальной защиты населения) б) профориентационная работа в) организация каникулярного отдыха. |
Этапы работы с детьми – инвалидами.
№ |
Формы работы |
Метод индивидуальной работы |
Ответственные |
1 |
Знакомство с ребёнком |
беседа с классным руководителем; беседа с медицинским работником; индивидуальная беседа с ребёнком. |
Классный руководитель, медицинский работник, социальный педагог. |
2 |
Диагностика |
Анкетирование, тестирование, социометрия. |
Социальный педагог, психолог. |
3 |
Реабилитационная работа |
— вовлечение в кружки, секции, … оказание помощи в учебной деятельности (выработка единых педагогических требований) групповая работа в микросоциуме вовлечение детей в общественную жизнь школы, класса, села (олимпиады, конкурсы, концерты, семинары, конференции,…) |
Классный руководитель, социальный педагог, учителя, психолог, |
4 |
Оказание реальной социальной помощи и поддержки |
ходатайства в различные организации организация каникулярного отдыха, медицинского обследования, санаторно-курортного лечения. |
Социальный педагог, медицинский работник, классный руководитель. |
5 |
Правовая поддержка |
Соблюдение прав ребёнка, социально-правовое консультирование. |
Социальный педагог. |
№ |
этапы |
цель |
задачи |
методы. |
ответственные |
1 |
Выявление и знакомство |
Определение необходимости и возможности работы с ребёнком и его семьёй |
Установление доброжела-тельного контакта, планирование конкретных мероприятий. |
Обследование жилищно-бытовых условий семьи. Составление акта. |
Классный руководитель, социальный педагог, работник ФАПа |
2 |
Вхождение в семью |
Организация работы с семьёй. |
|||
3 |
Изучение семьи и ребёнка. |
Организация адекватного отношения к ребёнку, его болезни и статусу в семье, к его образу жизни и к будущему в целом. |
Сбор сведений о семье |
Беседы, анкетирование, тестирование, тренинги. |
Классный руководитель, социальный педагог, работник ФАПа, психолог, учителя – предметники. |
4 |
Анализ информации. |
Выбор направлений, способов и средств работы. |
Обработка информации и выбор методов и форм работы |
Обсуждение в сети взаимодействия. |
Классный руководитель, социальный педагог, работник ФАПа, психолог, учителя – предметники |
5 |
Организация работы с семьёй и ребёнком |
Организация совместной деятельности и общения со здоровыми сверстниками |
Реализация мероприятий по поддержке социумом самостоятельности и инициативности ребёнка – инвалида. |
А) организация консультаций для детей и членов их семей; Б) организация досуга детей (секции, кружки), развитие их творческих способностей. В) помощь в учёбе и личностном росте. |
Классный руководитель, социальный педагог, работник ФАПа, психолог, учителя – предметники, руководители кружков и секций, администрация школы. |
6 |
Помощь в реабилитации ребёнка. |
Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической поддержки. |
Решение конкретных проблем семьи. |
А) оказание конкретной материальной помощи через УСЗН (управление социальной защиты населения) б) профориентационная работа в) организация каникулярного отдыха. |
Классный руководитель, социальный педагог, работник ФАПа, психолог, учителя – предметники, руководители кружков и секций, администрация школы. |
План
работы с детьми – инвалидами.
№ |
Формы работы |
Метод индивидуальной работы |
Ответственный |
Сроки. |
1 |
Знакомство с ребёнком |
беседа с классным руководителем; беседа с медицинским работником; индивидуальная беседа с ребёнком. |
Классный руководитель, медицинский работник, социальный педагог. |
1 четверть |
2 |
Диагностика |
Анкетирование, тестирование, социометрия. |
Социальный педагог, психолог. |
В течение года |
3 |
Реабилитационная работа |
— вовлечение в кружки, секции, … оказание помощи в учебной деятельности (выработка единых педагогических требований) групповая работа в микросоциуме вовлечение детей в общественную жизнь школы, класса, села (олимпиады, конкурсы, концерты, семинары, конференции,…) |
Классный руководитель, социальный педагог, учителя, психолог, |
В течение года |
4 |
Оказание реальной социальной помощи и поддержки |
ходатайства в различные организации организация каникулярного отдыха, медицинского обследования, санаторно-курортного лечения. |
Социальный педагог, медицинский работник, классный руководитель. |
В течение года |
5 |
Правовая поддержка |
Соблюдение прав ребёнка, социально-правовое консультирование. |
Социальный педагог. |
В течение года |
Существует несколько вариантов реабилитации несовершеннолетних детей:
- Адаптация ребенка в тех условиях, в которых он находился до получения инвалидности.
- Проведение реадаптации в новых условиях.
- Применение лечебно-профилактических мер в реабилитационном учреждении.
Лечебные меры могут быть предприняты только после того, как врач в бюро медико-социальной экспертизы разработает программу реабилитации с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
При восстановлении здоровья используются технические средства реабилитации детей-инвалидов дцп.
При проведении специальных лечебно-восстановительных мероприятий преследуются следующие задачи:
- Выявление потенциала ребенка и его раскрытие.
- Осуществление динамического контроля над развитием несовершеннолетнего.
- Определение степени потребности в тех или иных лечебных мероприятиях, процедурах.
- Составление программы реабилитации и выполнение предписаний врача.
Существуют некоторые принципы реабилитации детей с инвалидностью:
- государство гарантирует, что права инвалидов защищаются в полной мере;
- интересы детей-инвалидов занимают приоритетное положение;
- программы реабилитации доступны для всех, кто в них нуждается;
- врачебное вмешательство наиболее целесообразно на ранней стадии заболевания, когда можно не допустить развития серьезных последствий для здоровья;
- существует множество различных форм реабилитации;
- деятельность служб, оказывающий медико-социальную помощь детям инвалидам координируется государством.
Важная задача – подготовка детей инвалидов к жизни в обществе, последующей трудовой деятельности и социализации.
Защита прав и интересов инвалидов осуществляется государством на высшем уровне, в особенности, если речь идет о детях с инвалидностью.
Были изданы некоторые нормативные акты, которые соблюдаются организациями, так или иначе взаимодействующими с лицами, имеющими нарушение здоровья:
- Всеобщая Декларация прав человека.
- Декларация о правах инвалидов.
- Конвекция о правах ребенка.
- ФЗ № 419 о социальной защите инвалида, в соответствие с которым устанавливаются понятия реабилитации и абилитации инвалидов, закрепляется необходимость оказания помощи данной категории граждан. В соответствие с данным законом разрабатывается индивидуальная программа реабилитации лиц с инвалидностью.
- ФЗ № 166 закрепляет основные правила по назначению и выплате социальных пенсий.
Право на такую помощь имеют те дети-инвалиды, которые постоянно проживают на территории России.
Согласно законодательству, дети-инвалиды имеют право на бесплатное санитарно-курортное лечение. Также оплачивается дорога и проживание на одного сопровождающего.
В соответствие с ФЗ по реабилитации лиц с инвалидностью, им должны предоставляться возможности для социальной адаптации, занятий спортом, помощь в обучении и подготовка к последующему трудоустройству.
Существует несколько методик и технологий, которые применяются медицинскими работниками для реабилитации детей инвалидов. Так, разрабатываются проекты для социокультурной адаптации.
Основные методы для социальной и бытовой адаптации лиц с инвалидностью:
- консультационные мероприятия для родителей инвалида;
- проведение адаптационных обучающих мероприятий;
- помощь в обучении ребенка социальным навыкам;
- адаптация жилья, где проживает ребенок-инвалид к его потребностям;
- организация учебного процесса, досуга;
- занятие лечебной физической культурой, спортивные нагрузки.
Существует несколько методик соц – реабилитации:
- Социальная диагностика.
- Терапия.
- Профилактические мероприятия.
- Психосоциальная помощь.
На основании проведенной диагностики составляется план психолого-педагогический, который должен применяться не только при лечении, но и при обучении ребенка с инвалидностью.
Проводиться социальная терапия, основная задача которой – решение социальных проблем ребенка, исправление поведения в обществе, помощь в самоутверждении.
Ребенок, которому была установлена группа инвалидности, кроме обычных проблем, которые свойственны любому гражданину, имеет еще и определенные потребности.
Их неисполнение может стать причиной того, что человек не сможет адаптироваться в обществе, будет чувствовать себя ущербным, неполноценным. С таким мироощущением ребенок не сможет развиваться как полноценная личность.
Трудность заключается не только в том, чтобы правильно выбрать программу реабилитации, но и в том, чтобы внедрить ее. Ребенка нужно подготовить к тому, что впоследствии он должен стать полноценным гражданином и осуществлять трудовую деятельность.
Государство, для того, чтобы обеспечить инвалидам достойную жизнь и помочь в решении имеющихся проблем, предпринимает следующие действия:
- Повышается размер социальных пенсий и пособий.
- Проводятся мотивационные программы для работодателей, которым принять на работу инвалида может быть весьма выгодно.
- Предусматривается целая система выплаты компенсации при оплате услуг ЖКХ.
В любой момент инвалид может получить консультацию по возникшим вопросам, позвонив в службу социальной помощи.
Получить медицинскую и социальную помощь ребенок инвалид и его родители могут, обратившись в специализированный центр.
Большое их количество было открыто в крупных городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, но также они имеются и в малонаселенных пунктах.
К таким специализированным учреждением можно отнести коррекционные детские сады и общеобразовательные школы, реабилитационные центры.
В России одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являются федеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями. К таким программам относятся: «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов», «Социальная поддержка инвалидов», «Дети России», «Дети-инвалиды» и др.
Во многих городах России (Екатеринбург, Ростов, Москва) организованы комнаты медико-социальной помощи, где медицинские сестры Красного Креста осуществляют мероприятия первичной медико-санитарной помощи, проводят несложные медицинские процедуры, обучают население уходу за больными, инвалидами и престарелыми. Кроме медико-социальной помощи, оказывают бытовые услуги: выдают напрокат предметы ухода за больными, транспортные средства, костыли и другие необходимые предметы17.
Программа социальной реабилитации детей в Санкт-Петербурге создана для детей-инвалидов с поражением спинного мозга (центральники), с ампутированными конечностями (опорники), слабовидящих и слабослышащих, слепых и глухих. Разработан проект Санкт-Петербургского Центра социальной реабилитации детей-инвалидов, действующего на стыке медицинских, инженерно-технических, педагогических и социальных проблем в рамках приоритетной муниципальной программы «Город и техника детям-инвалидам».
В последнее время широкое распространение при оказании социальной помощи инвалидам приобретает объединение усилий государственных и общественных организаций. Органы социальной защиты и Служба милосердия Красного Креста действуют совместно в интересах инвалидов в ряде регионов России (Калужская, Московская, Астраханская обл.).
Направлениями совместной работы являются составление и реализация социальных программ и планов, проведение совместных мероприятий и коллегий, совещаний и семинаров с руководящими и практическими работниками, организация бригадной формы медико-социального обслуживания престарелых и инвалидов, создание комнат медико-социальной помощи, подготовка кадров и др. Комплексное обслуживание инвалидов позволяет увеличить не только число обслуживаемых, но и объем оказываемых услуг18. При бригадной форме медико-социального обслуживания одновременно с услугами бытового характера медицинский социальный работник осуществляет мероприятия медицинского характера (перевязки, рекомендации и т. д.).
Что касается зарубежных стран то большинстве развитых стран накоплен большой опыт по реабилитации и интеграции детей-инвалидов и членов их семей; по защите и продвижению прав и интересов данных категорий граждан. В этих странах преобладает социальный взгляд на проблему инвалидности. Он является более эффективным и прогрессивным, чем медицинский, который рассматривает инвалидов просто как больных людей. Социальный подход – комплексный, он позволяет подключать к работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, одновременно несколько специалистов разного профиля — психолога, врача, социального работника.
В Швеции дети-инвалиды независимо от тяжести нарушений живут в семьях, собственных либо приемных. Помощь им оказывают разветвленные сети социальной службы и службы образования. Каждый ребенок закреплен за реабилитационным центром, где им занимается целая команда специалистов: терапевт по двигательным нарушениям (у наших медиков и специальности-то такой нет), психолог, логопед. Консультирует команду специалист в области детской неврологии и реабилитации19.
К полутора-двум годам практически все шведские дети-инвалиды начинают ходить в обычные детские сады по месту жительства. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно среди сверстников, к нему прикрепляют помощника. Помощников готовят все те же реабилитационные центры: учат общаться с ребенком-инвалидом, показывают, как пользоваться специальными приспособлениями, как приспособить мебель, чтобы ребенку было удобно играть. Примерно такая же картина наблюдается в школах. В Швеции не делят детей на «обучаемых» и «необучаемых». Только если у ребенка серьезные нарушения интеллекта, его помещают в специализированную школу.
Шведские социальные работники помогают переоборудовать квартиру, учат, как заниматься с таким ребенком, учитывая его специфику. Семья может заказать такси для ребенка-колясочника, пригласить сотрудника так называемой службы освобождения, если возникает необходимость оставить ребенка одного — например, на время отпуска.
В социальной сфере Швейцарии значительная часть работы, совершаемой социальными работниками по отношению к детям-инвалидам, направлена на осуществление педагогических действий. Благодаря этим действиям помощь, которую социальные работники оказывают, способствует тому, что их клиенты приобретают личностные характеристики, позволяющие им самостоятельно решать проблемы, возникающие в их жизни. Именно поэтому социальная работа в значительной степени является и педагогической, требует разнообразных методов воспитания. Они тесно переплетаются с общими методами социальной работы, стали даже их постоянным компонентом. Это всегда ряд определенных действий (психических и практических), объединенных в группы, — приемы которые выполняются в определенной последовательности. Педагоги, социальные работники их конструируют, подбирают, реализуют на практике. Но при этом неделимой частью каждого метода являются как действия, приемы педагога (социального работника), так и действия и реакция их клиентов, независимо от того, кто они — дети или взрослые.
По оценкам специалистов в РФ зарегистрировано более 600 000 несовершеннолетних с рассматриваемым статусом. При этом ежегодно цифра увеличивается из-за нездоровья молодых родителей, социально-бытовых проблем, плохой экологической обстановки и по иным причинам. Поэтому для обеспечения условий, в которых дети-инвалиды смогут жить максимально полноценно с учётом своих особенностей и ограничений, создана система по реабилитации.
Что это такое? Согласно разработанному Министерством труда и социальной защиты РФ образцу, индивидуальные программы реабилитации представляют собой документ, выступающий своеобразной медицинской картой конкретного лица, которая составляется комиссией экспертов, установивших факт инвалидности.
Подобная документация включает в себя информацию, определяющую дальнейший характер лечения и восстановления. В ИПР входят следующие сведения:
- общие анкетные данные;
- образование инвалидов;
- группа инвалидности, в случае с детьми сам факт ее наличия;
- конкретные ограничения и отклонения здоровья (потеря зрения, слуха, органа, тяжкое заболевание и так далее);
- программа мероприятий, направленных на оздоровление лица медицинского, психологического и (или) иного характера;
- проект действий, направленных на социально-восстановительные мероприятия, завершающие процесс лечения, а также психолого-педагогические программы, разработанные исключительно для детей.
Подобный документ должен быть оформлен на каждого, кто подвергался освидетельствованию и признан в результате инвалидом. Подтверждает это факт заболевания и дает право получить помощь детям-инвалидам от государства.
Особое место в данной программе занимает именно медицинская реабилитация. Такой вид восстановления выступает основой всех мероприятий, поскольку способствует восстановлению физического состояния инвалида. При этом такая программа обязательно включает в себя несколько разделов, каждый из которых должен быть реализован:
- общая терапия;
- хирургические мероприятия;
- протезирование или дальнейшая замена протезов при необходимости;
- технические средства, которые могут понадобиться для восстановления;
- программа лечение в санаторно-курортных условиях.
При этом все мероприятия обеспечиваются государством, а для инвалидов должны быть организованы все условия для полноценной реализации указанных программ.
На сегодняшний день в социальной гос. политике тематика адаптации и комплексной реабилитации детей инвалидов занимает одно из приоритетных мест. Во многом это объясняется интеграцией в мировое сообщество, где соблюдение свобод и права людей с ОВЗ давно является признаком цивилизованного общества и нормой. Кроме того, не стоит забывать об увеличении числа больных детей.
В любом случае в РФ реабилитационные мероприятия проводятся с опорой на Декларацию о правах ребёнка и Декларацию о правах инвалидов ООН. В обозначенных документах зафиксировано право не достигших совершеннолетия инвалидов на экономическое и социальное
обеспечение удовлетворительных условий жизни. Им гарантированы психологическая и медицинская поддержка, возможности учиться, проявлять свои способности и готовиться к трудовой деятельности.
Плюс, реабилитация и соцзащита детей с ОВЗ базируются на Конституции РФ и Федеральных законах «О социальной защите инвалидов РФ», «Об основных гарантиях прав ребёнка», «Об образовании», «О социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов в РФ». Дополнительно рассматриваемую тему регулируют специальные указы Президента страны и федеральные целевые программы, созданные для оказания социальной помощи лицам с ОВЗ, улучшения условий их жизни.