Выявлено более 1,5 тысячи незаконных финансовых организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выявлено более 1,5 тысячи незаконных финансовых организаций». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

2020 год I кв. II кв. III кв. IV кв.
Всего 1549 369 256 381 543
Черные кредиторы (включая незаконное использование наименования) 821 254 132 207 228
Финансовые пирамиды 222 37 40 63 82
Нелегальные форекс-дилеры 395 53 81 62 199
Иные виды нелегальной деятельности 111 25 3 49 34

Основная тенденция 2020 года — массовый переход нелегальных услуг в онлайн. Это характерно прежде всего для организаций с признаками финансовых пирамид и нелегальных форекс-дилеров. Такой тренд объясняется, с одной стороны, ограничениями, связанными с пандемией (потребители финансовых услуг стали больше времени проводить онлайн), а с другой — развитием дистанционных услуг и ростом их востребованности.

Банк России в 2020-м выявил свыше 1500 нелегальных финансовых организаций

Видео 21128

28523

17460

Фото 16444

ЦБ обнаружил более 1,5 тысяч организаций с признаками незаконной деятельности

12274

Фото 7771

В сферу деятельности финансовых учреждений входит:

  • размещение финансовых активов физлиц и субъектов с правом юридического лица от имени банка или от их собственного имени;
  • привлечение финансовых активов физлиц и субъектов с правом юрлица и хранение их в виде вкладов;
  • проведение финансовых операций по поручению физлиц, ИП и субъектов с правом юрлица;
  • открытие расчетных счетов физлиц и ведение счетов в последующем;
  • кассовое обслуживание физлиц и субъектов с правом юрлица, включая операции с валютами различных стран;
  • сбор и перевозка ценных бумаг и денежных активов;
  • выдача заинтересованным физлицам и субъектам с правом юрлица банковских гарантий;
  • банковские переводы без открытия расчетного счета и т.д.

Незаконная банковская деятельность ст.172 может совершаться гражданином старше 16-летнего возраста, который является субъектом преступных деяний. Объектом служат денежные наличные или безналичные активы, драгоценности и драгметаллы. К незаконным видам банковской деятельности относят ниже указанные:

  1. Ведение финансовых операций без регистрационного удостоверения. Любой вид предпринимательства должен осуществляться только при наличии регистрации в госорганах, имеющих необходимую юрисдикцию. Регистрация производится в налоговых структурах РФ и на ее основании выдается госсвидетельство установленного образца. Проведение банковских операций любого вида незарегистрированными структурами относится к категории противоправных действий и карается по закону в соответствии с масштабами нарушений и обстоятельствами преступления.
  2. Проведение без лицензии финансовых транзакций и кредитных операций. Все виды выдаваемых лицензий на осуществление финансовых и кредитных операций контролирует отечественный Центробанк. В лицензии указывается перечень разрешенных финансовых и кредитных операций. При обнаружении нарушений положений лицензии, она изымается у владельца, несмотря на то, что является бессрочным документом.
  3. Проведение финансовых операций при наличии лицензионного свидетельства, но с нарушением перечисленных в нем видов деятельности.

Любой из перечисленных незаконных видов деятельности в соответствии со статьей 169 Уголовного Кодекса России считается преступным деянием, если ущерб превышает 250 тысяч рублей. Одной из особенностей банковской деятельности считается то, что ее регистрация всегда заканчивается получением лицензии, то есть нарушение правовых норм, касающихся одно вида, автоматически ведет к нарушению другого.

Также незаконной банковской деятельностью ст.172 считается ситуация, когда банк, прикрываясь лицензионным свидетельством, проводит операции, не имея на то права.

Основными признаками незаконной банковской деятельности ст.172 УК РФ считаются:

  • причинение ущерба государственным интересам, субъектам с правом юрлица и физических лиц;
  • ведение противоправной деятельности, несущей опасность для государственных интересов, субъектов с правом юрлица и физических лиц;
  • ведение противоправной деятельности по предварительному сговору группы лиц;
  • приобретение крупной финансовой выгоды от проведения финансовых и кредитных операций на нелегальной основе.

При квалификации противоправных действий во внимание принимается лишь реальный ущерб, нанесенный государственным интересам, субъектам с правом юридического лица и физлицам. Данной статьей не рассматривается ущерб здоровью конкретного лица, например, инсульт у гражданина, причиной которого стали незаконные банковские деяния.

Центробанк за год выявил более 1,5 тыс. нелегальных финансовых организаций

Как показывает юридическая практика факторы, провоцирующие незаконную банковскую деятельность, бывают различными.

  • недостаточно проработанные законодательные нормы и правила в области регулирования финансовой деятельности;
  • не в полной мере эффективные карательные меры за неисполнение правил финансовой дисциплины;
  • малоэффективное управление работой обанкротившихся финансовых учреждений или близких к банкротству.
  • неоправданно высокая стоимость предлагаемых банком услуг;
  • недостаточный объем услуг.
  • недостаточно строгая политика государственных надзорных и контролирующих структур в отношении банковских услуг;
  • недостаточный контроль надзорных госорганов за нелегальной деятельностью отечественных банковских структур;
  • недостаточно строгий контроль деятельности банковских структур со стороны Центробанка РФ;
  • недостаточный уровень поддержки банковских и кредитных организаций со стороны государства.
  • низкое качество, информативность и активность рекламирования банковских услуг;
  • неспособность граждан отличать надежные банки от недобросовестных.
  • недостаточность внутреннего контроля служащих банка;
  • недостаточность контроля Центробанком РФ работы банковских учреждений;
  • недостаточное взаимодействие между Центробанком, Минюстом, Счетной палатой и правоохранительными органами;
  • неэффективность системного мониторинга, прогнозирования, оценивания и методики борьбы с противоправной финансовой деятельностью;
  • недостаточный контроль выдачи лицензионных свидетельств банковским учреждениям.

172 статья за незаконную банковскую деятельность без регистрационного удостоверения и лицензионного свидетельства в части 1 предусматривает следующие уголовные наказания:

  • взыскание штрафа в пределах 100 000–300 000 руб. или в размере общей суммы зарплаты за 1–2 года нахождения на должности;
  • наказание трудом в принудительном порядке;
  • ограничение свободы на 4-х летний срок и штрафные санкции до 80 000 руб. или штрафные санкции в размере все1 полученной зарплаты за 6 мес. нахождения на должности.

Эти наказания могут накладывать за незаконную деятельность в работе кредитного общества:

  • не имеющего госрегистрации;
  • которому отказано в госрегистрации;
  • после его ликвидации и указании данного факта в Госреестре РФ.

172 статья за незаконную банковскую деятельность в ч. 2 предусматривает наказания за получение прибыли от незаконных финансовых операций от 1 млн. рублей и более или совершенные в результате сговора группы заинтересованных лиц:

  • принудительные работы на 5 лет;
  • лишение свободы до 7 лет и взыскание штрафа в размере общей суммы зарплаты за 5 месяцев нахождения на должности.

Микрофинансовая организация вправе:

  • Выдавать займы физическим лицам от 18 лет на сумму до 1 млн. рублей, юридическим лицам — до 3 млн. рублей.
  • Запрашивать данные клиента для оценки его кредитоспособности.
  • При несоответствии требованиям кредитора отклонять заявки на заем.
  • Создавать фонды для покрытия убытков.

Микрофинансовая организация имеет обязанности перед заемщиками:

  • Правила выдачи микрокредитов, а также сведения о лицах, влияющих на решение органов управления МФО, должны быть расположены в доступном для ознакомления месте, а также на официальном сайте компании.
  • Клиент должен быть проинформирован о вхождении компании в государственный реестр, и получить по требованию копию соответствующего документа.
  • МФО обязана раскрыть гражданину полную и достоверную информацию об условиях выдачи микрозайма, права и обязанности сторон при получения денежных средств.
  • При получении заявки на выдачу денег до момента заключения договора проинформировать заемщика о возможных изменениях по соглашению сторон и порядке платежей, связанных с обслуживанием, возвратом займа и нарушением обязательств.
  • Обеспечить конфиденциальность информации об операциях, которые проводят клиенты.
  • Придерживаться правовых норм, ограничений предельной задолженности, исполнять прочие обязанности, указанные в законодательстве.
  • До момента заключения сделки сотрудники МФО обязаны проконсультировать клиента по всем интересующим его вопросам.

В 2020 году Центробанк выявил более 1,5 тысячи незаконных финансовых организаций

Одним их ярких трендов в теме финансовых пирамид является сокращение количества россиян, вовлеченных в нелегальные финансовые схемы. Одновременно с этим Банк России фиксирует увеличение открытых счетов на легальных площадках, например на отечественных биржах.

«Мы видим, например, рост новых счетов, открытых частными инвесторами на отечественных биржах. То есть сокращается количество людей, которые вовлекаются в нелегальные схемы на финансовом рынке, и параллельно увеличивается количество тех, кто самостоятельно инвестирует средства — легально, через легальных посредников, с легальной площадки. Это яркий тренд», — сообщил Лях.

Всего за три квартала 2019 года регулятор выявил 240 организаций с признаками финансовых пирамид. Из них 90 организаций существовали в виде интернет-проектов, 71 — в форме ООО, 28 — незаконно использовали статус микрофинансовых институтов, 15 — потребительских кооперативов, 36 — действовали в иных формах. Часть финансовых пирамид не успели начать свою деятельность и были выявлены еще на этапе раскрутки рекламной кампании в интернете.

При этом, по словам Ляха, россияне стали чаще информировать Банк России о новых финансовых пирамидах. Если раньше в основном такие схемы выявляли сотрудники ЦБ, то теперь к этому активно подключились граждане. Более того, граждане раньше регулятора могут заметить мошеннические схемы на нулевой стадии. Отчасти это связано с тем, что реклама финансовых пирамид в основном идет через интернет и социальные сети, использование которых для рекламы нелегальных финансовых схем будет только расти.

Помимо этого, ЦБ за три квартала текущего года выявил более 140 нелегальных форекс-брокеров. По большинству таких организаций направлена информация в ФинЦЕРТ Банка России и в правоохранительные органы, в том числе для блокировки нелегальных сайтов. Как отметил глава департамента Банка России, зачастую подобные организации регистрируются в иностранных юрисдикциях и проводят платежи через иностранные платежные системы, что осложняет доказывание их нелегальной деятельности. Также в теме нелегальных форекс-брокеров Лях отметил проблему псевдо-обучающих центров.

«Нередко потенциальных клиентов приглашают якобы пройти обучение. Но на самом деле «обучающие центры» получают за «поставку» клиентов комиссионные. О реальном обучении там и речи нет. Проблема в том, что сотрудников таких псевдо-консультационных центров сложно привлечь к ответственности, потому что их отношения с клиентами оформлены в рамках гражданско-правовых договоров», — сообщил Лях.

В целом тем, у кого зарплата белая, волноваться не стоит, а вот получающим её в конверте придётся задуматься, смогут ли они в случае проверки указать источник происхождения средств, отметил Магомедов.

Кроме того, с 2024 года в сферу контроля будут попадать все сделки с недвижимостью с расчётами как в наличной, так и в безналичной форме, если они проводятся на сумму не менее трёх миллионов рублей. Это коснётся не только тех сделок, где происходит передача прав собственности (купля-продажа или мена), но и тех, где права не отчуждаются (например, аренда).

Причём сообщать в Росфинмониторинг о сделках с недвижимостью обязаны будут не только банки, но и нотариусы. Кстати, в фискальных органах утверждена и новая методика контроля, в которой среди прочего отдельно говорится о необходимости внимания к сделкам, где цена, указанная в договоре, явно ниже реальной рыночной стоимости объекта недвижимости. Также у Росфинмониторинга могут возникнуть вопросы, если приобретатель недвижимости выкладывает за неё крупную сумму наличными, не имея при этом декларируемых источников дохода.

Теперь формально по каждому расчёту по сделкам с недвижимостью, если сумма более трёх миллионов рублей, банк будет запрашивать пояснения и документы по договору, копии будут храниться в деле клиента, а в Росфинмониторинг отправится справка о наличии или отсутствии признаков сомнительности сделки. Таким признаком может быть её необычный характер или отсутствие явного экономического смысла договора. Например, если юридическое лицо приобретает за крупную сумму объект недвижимости, никак не связанный с его деятельностью, или если физическое лицо дарит юридическому недвижимость и т.д.

Главной проблемой Росфинмониторинга в 2019 году была кредитно-финансовая сфера. Преступные доходы регулярно «мигрируют» из одной организации в другую. Раскрывать такие схемы сложно, поскольку у них есть свои центры управления, которые всячески скрывают, что оказывают услуги третьим лицам.

Несмотря на эти сложности, Росфинмониторинг совместно с другими ведомствами смог пресечь работу 25 «теневых» площадок. Их нелегальный оборот совместно составлял 38 млрд руб. Банки за счет применения ограничительных мер смогли воспрепятствовать совершению финансовых преступлений: 200 млрд руб. остались «неотмытыми».

Также в 2019 году Росфинмониторинг активно участвовал в судах, чтобы не позволить преступникам вывести деньги в зарубежные государства или обналичить их. Ведомство участвовало в 4 тыс. заседаний в качестве третьего лица, анализируя итоги судебного процесса. Дела касались вывода финансов за границу или их обналичивания на сумму в 150 млрд руб. Из них 38 млрд руб. оказались «отмывочными» сделками, совершить которые воспрепятствовал Росфинмониторинг. Чтобы не допустить повторения таких случаев в будущем, были разработаны поправки в нотариальное законодательство.

Федеральная служба отметила тенденцию, что ежегодно «отмывочных» сделок становится меньше на 20-30 %. 120 компаний, работающих на финансовом рынке, подверглись проверкам ведомства. Проведено 4 тыс. расследований на предмет вовлеченности финансовых организаций в преступной легализации доходов.

Росфинмониторинг также отметил, что фирм-однодневок в России стало намного меньше: в 2019 году их было только 120 тыс., что является историческим минимумом. Денежные перечисления в их пользу сократилось в 1,3 раза. Реже стали использоваться схемы фиктивных внешнеэкономических договоренностей для вывода средств. В 2 раза сократились случаи, когда мошенники обналичивали деньги через мобильных операторов.

Декриминализация строительной сферы

Росфинмониторинг отметил снижение количества объектов незавершенного строительства, а также числа банкротств среди застройщиков. Это, по мнению ведомства, говорит о постепенной декриминализации сферы.

Однако федеральная служба продолжает активно пресекать незаконную деятельность в строительной сфере. Росфинмониторинг проверил 900 граждан и более 1,7 тыс. организаций-девелоперов на предмет соблюдения ими законов о долевом строительстве. Были собраны материалы для 400 уголовных дел. В результате 60 уголовных дел дошло до суда. По 20 из них суды вынесли обвинительные приговоры, и преступникам пришлось компенсировать убытки на 750 млн руб.

Все мы знаем, что наличные деньги — это самое безопасное и надёжное средство расчёта. Даже когда сломан терминал или отсутствует связь с интернетом, мы всегда сможем расплатиться наличными деньгами и не останемся без покупок и услуг. Именно по этой причине россияне и снимают наличку, особенно когда предстоит крупная покупка в виде квартиры или автомобиля, например. Снимают наличку для того, чтобы просто не было проблем при оплате.

Но! Но, после вступления в законную силу вышеуказанного закона, проблема появятся и здесь. Спросите: «ПОЧЕМУ?» Да, потому что при зачислении на счет юридического лица наличных в сумме 600 тысяч рублей и более, они будут обязаны подать отчет в Росфинмониторинг. Аналогичная процедура будет проходить и с почтовыми переводами от 100 тысяч рублей и более.

Будут подвергаться контролю и безналичные платежи, если они свыше 3 млн. рублей. То есть получается, что купить недвижимость без контроля государства можно, если она стоит менее 3 млн. рублей. Если стоимость недвижимости свыше вышесказанной суммы, то без контрля государства уже не обойтись.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. (из Вики)

Указом Президента РФ В.В.Путина от 01.11.2001 № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём» был создан Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), который и приступил к выполнению возложенных на него задач уже с 01.02.2002.

Исходя из вышесказанного, теперь необходимо хранить все документы, связанные с поступлением денег на ваши счета для того, чтобы при необходимости можно было от отчитаться перед контролирующими органами.

На этом всё.

С нетерпением жду от вас, уважаемые подписчики, читатели и гости сайта 9111. ру, комментариев. Заранее благодарна всем вам за уважительное отношение к своим оппонентам.

Желаю всем счастья, здоровья, любви и материального благополучия. Берегите себя и близких.

С уважением, Татьяна Дмитриевна.

ЦБ в 2020 году выявил 1500 нелегальных финансовых организаций

Разработчики отметили, что ввести ответственность юридических лиц за отмывание денежных средств или иного имущества необходимо для приведения законодательства в соответствие с положениями ст. 3 Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а также положениями ст. 10 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма, далее — Конвенция (Россия ратифицировала ее Федеральным законом от 26.07.2017 № 183-ФЗ).

В пункте 1 ст. 10 Конвенции предусмотрено, что Россия должна принять законодательные и иные меры, обеспечивающие возможность привлечения юридических лиц к ответственности за предусмотренные Конвенцией преступления по отмыванию денежных средств, совершенные для их выгоды любым физическим лицом, действующим самостоятельно или как орган юридического лица, занимающим руководящую должность в данном юридическом лице. Поскольку уголовная ответственность в отношении юридических лиц в России не устанавливается, разработчики решили предусмотреть штрафы для компаний в качестве административной ответственности.

Кроме того, по мнению разработчиков, установление предлагаемой ответственности для юридических лиц сместит вектор наказания за преступление в сторону неблагоприятных последствий для компании, которая наряду с физическим лицом будет нести ощутимые имущественные, репутационные и иные потери. Угроза несения санкций будет мотивировать юридическое лицо более ответственно подходить к обеспечению безопасности, инвестиционной стратегии, будет способствовать принятию ими действенных мер контроля за членами органов управления, а также наемными работниками.

Сейчас за легализацию доходов преступным путем предусмотрена только уголовная ответственность физических лиц (ст. 174, 174.1 УК РФ). То есть если выяснится, что в компании занимаются отмыванием денег, то к ответственности привлекут только сотрудника этой компании. Так, совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенным другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, грозит штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года (ч. 1 ст. 174 УК РФ). Если речь идет о крупном (от 1,5 млн руб.) или особо крупном размере (от 6 млн руб.) либо о сговоре группы лиц, то наказания еще значительнее: вплоть до лишения свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет (ч. 4 ст. 174 УК РФ).

В законопроектах предлагается ввести в КоАП РФ новую ст. 15.27.3 и установить в ней административную ответственность за такое же нарушение для самих компаний. В частности, за совершение в интересах и/или от имени юридического лица сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо для совершающего вышеуказанные действия лица преступным путем. В этом случае юридическим лицам будет грозить штраф в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости иного имущества, являющихся предметом административного правонарушения, но не менее 1 млн руб., либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией денежных средств или иного имущества.

Также в КоАП РФ предлагается детально расписать, в каких случаях юридические лица будут нести административную ответственность по ст. 15.27.3 КоАП РФ. В частности, в случаях совершения деяния:

  • от имени юридического лица лицом, уполномоченным совершать действия на основании закона, иного правового акта, договора или доверенности;

  • заведомо в интересах юридического лица лицом, занимающим должность в его органах управления или органах, осуществляющих контроль за финансово-хозяйственной деятельностью юридического лица;

  • заведомо в интересах юридического лица бенефициарным владельцем этого юридического лица, то есть лицом, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

При привлечении к административной ответственности по ст. 15.27.3 КоАП РФ у компании смогут конфисковать деньги и иное имущество, являющиеся предметом правонарушения, а также любые доходы, полученные от совершения сделок или финансовых операций с этим имуществом, за исключением имущества, подлежащего возвращению законному владельцу в качестве возмещения причиненного вреда.

Если имущество, полученное в результате отмывания доходов в интересах юридического лица, и доходы от этого имущества будут приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфисковать можно будет только часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенного имущества и доходов от него. Если конфискация определенного предмета, входящего в состав имущества, на момент принятия судом решения о конфискации окажется невозможной вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд вынесет решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета.

В случае отсутствия либо недостаточности денег, подлежащих конфискации взамен предмета, входящего в состав имущества, суд вынесет решение о конфискации иного имущества, стоимость которого соответствует стоимости предмета, подлежащего конфискации, либо сопоставима со стоимостью этого предмета, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание.

В проектах предусмотрено, что компанию можно будет привлечь к административной ответственности за отмывание денег по ст. 15.27.3 КоАП РФ и за пределами России, но только если правонарушение направлено против интересов России, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если юридическое лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.

Что изменилось в правилах контроля за снятием наличных и переводами в 2024 году

В проекте предлагается закрепить обязанность органов управления юридического лица принимать меры по предупреждению совершения юридическим лицом сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенным преступным путем. В частности, такие меры могут включать:

  • сотрудничество с правоохранительными органами и с уполномоченным органом по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

  • внедрение процедур, направленных на установление добросовестности контрагентов в рамках совершения сделок или финансовых операций;

  • информирование работников о принимаемых юридическим лицом мерах, направленных на предупреждение вовлечения их в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем.

Комментарий эксперта

составляет 593, нелегальные форекс-дилеры – 196, а 140 приходится на организации, действующие по принципу финансовых пирамид. Часть финансовых пирамид построена по типу интернет-проектов (к примеру, «электронные деньги», криптовалюта и т.д.).

Кредиторы-нелегалы без разрешения Банка России предлагают гражданам потребительские кредиты либо займы. На любые условия согласны, как правило, граждане, которым срочно нужны деньги и не нужно терять время на формирование пакета документов (к примеру, не требуется даже справка о доходах и не важно какая у человека кредитная история). Чаще всего, людям обещают предоставить заем за комиссию от 15 до 20 % от размера займа.

Работая не в рамках закона, мошенники позволяют себе выдавать финансовые средства под высокие проценты, при этом применяют незаконные способы возврата средств (к примеру, запугивание людей и угрозы их физической безопасности, нередко пытаются завладеть принадлежащим должнику имуществом).

считается развитие франчайзинговых систем мошеннического характера. В данном случае граждан завлекают в пирамиду и навязывают им определенный вид бизнеса. К примеру, предлагают поучаствовать в семинаре, имеющем название «как быстро разбогатеть», где участвующие должны приобрести определенную программу, на которой можно реально заработать деньги, привлекая в бизнес новых претендентов на «легкие миллионы». Что заставляет разумных людей верить в такие аферы? Наверное, отчасти наличие тупиковых жизненных ситуаций либо отсутствие финансовой безграмотности.

Еще одним распространенным видом мошенничества в финансовой сфере является так называемое, раздолжнительство. Конкретная фирма предлагает клиенту за определенное вознаграждение (примерно около 30 % от кредита перед банком) решить за него вопросы, связанные с погашением займа.

При этом оформляется договор, человек оплачивает сумму «вознаграждения», раздолжнитель осуществляет первый взнос банку, а спустя пару месяцев исчезает, прихватив с собой деньги заказчика, при этом долг не только не погашен, но и значительно увеличен.

Настоящее Указание на основании статьи 76.4 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2013, N 30, ст. 4084), пункта 5 части 4 статьи 14 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3435; 2019, N 31, ст. 4430) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 24 декабря 2019 года N 35) устанавливает порядок формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам.

1. Резервы на возможные потери по займам должны формироваться микрофинансовой компанией ежемесячно по состоянию на последнее число месяца на основании данных бухгалтерского учета без учета прочих расходов (затрат по сделке), связанных с выдачей (размещением) денежных средств по договору займа, сформированных резервов под обесценение и корректировок, предусмотренных пунктами 1.12, 1.13 и 1.23 Положения Банка России от 1 октября 2015 года N 493-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями операций по выдаче (размещению) денежных средств по договорам займа и договорам банковского вклада», зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 15 октября 2015 года N 39330, 20 декабря 2016 года N 44834, 5 сентября 2017 года N 48082, 7 сентября 2017 года N 48108, 25 ноября 2019 года N 56612 (далее — Положение Банка России N 493-П), на дату формирования резервов на возможные потери по займам.

2. Резервы на возможные потери по займам должны формироваться микрокредитной компанией ежеквартально по состоянию на последнее число квартала на основании данных бухгалтерского учета без учета прочих расходов (затрат по сделке), связанных с выдачей (размещением) денежных средств по договору займа, корректировок и сформированных резервов под обесценение, предусмотренных пунктами 4.10, 4.20 и 4.43 Положения Банка России от 25 октября 2017 года N 612-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями», зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 11 декабря 2017 года N 49203, 14 января 2019 года N 53337, 17 июня 2019 года N 54943 (далее — Положение Банка России N 612-П), или пунктами 1.12, 1.13 и 1.23 Положения Банка России N 493-П в случае, если микрокредитная компания в соответствии с пунктом 1.1 Положения Банка России N 612-П приняла решение не применять Положение Банка России N 612-П, на дату формирования резервов на возможные потери по займам.

3. Резервы на возможные потери по займам должны формироваться микрофинансовой организацией по указанным в пункте 4 настоящего Указания требованиям из договоров займа, заключенных микрофинансовой организацией, в том числе до приобретения ею статуса микрофинансовой организации (далее — заключенный договор займа), и из договоров займа, приобретенных микрофинансовой организацией, в том числе до приобретения ею статуса микрофинансовой организации (далее — приобретенный договор займа) (далее при совместном упоминании — договор займа).

4. Резервы на возможные потери по займам должны формироваться микрофинансовой организацией по следующим требованиям:

по основному долгу, начисленным процентам, иным платежам в пользу микрофинансовой организации, а также по неустойке (штрафам, пеням) в сумме, присужденной судом или признанной заемщиком, по заключенному договору займа (далее — требования по заключенному договору займа);

по основному долгу, начисленным процентам, иным платежам в пользу кредитора, а также по неустойке (штрафам, пеням) в сумме, присужденной судом или признанной заемщиком, по приобретенному договору займа в сумме, равной стоимости приобретения микрофинансовой организацией указанных требований;

Незаконная банковская деятельность: виды, признаки и ответственность

В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-1-ФЗ для приобретения права на осуществление банковских операций (таких, как прием наличных денежных средств, открытие расчетных счетов для юридических и физических лиц, кассовое обслуживание клиентов и других), организация, предоставляющая услуги по кредитованию, должна обладать соответствующей лицензией.

Лицензии на осуществление услуг кредитной организации выдаются Банком России после регистрации юр.лица. Также учредитель обязан заплатить 100% от официально зафиксированной суммы уставного капитала.

Факт отсутствия у юридического лица соответствующей лицензии — ещё не основание для возбуждения дела. О нарушении закона уместно говорить лишь в случае, когда организация, не имея лицензии на осуществление банковской деятельности, все-таки ее осуществляла. Из вышесказанного следует, что неотъемлемым условием для возбуждения уголовного дело об осуществлении незаконной банковской деятельности ст 172 УК РФ, обязательно:

  • причинение значительного ущерба третьим лицам или государству;
  • получение дохода в крупных размерах (более 2 миллионов 250 тысяч рублей) или же в особо крупных размерах (белее 9 миллионов рублей).

Самый популярный вид незаконной банковской деятельности связан с переводом безналичных денег в наличные.

Для чего это делается?

По закону предприятия обязаны подтверждать все операции документально. Операции с расчётными счетами не являются исключением.

Однако, некоторые руководители пытаются снизить налоги за счёт фиктивного увеличения издержек. Это и делает с помощью выведения денег со счетов в наличную валюту.

Как это происходит?

Руководитель предприятия оформляет липовую сделку с какой-либо фирмой (чаще всего фирмой-однодневкой). Перечисленные деньги фирма обналичивает и передаёт обратно руководителю предприятия. За это он выплачивает процент. Саму фирму в скором времени ликвидируют.

Варианты таких махинаций:

  • С помощью фирм-однодневок.
  • ИП.
  • Поддельных документов.
  • Банков.
  • Чужих паспортов (чаще украденных).
  • Материнского капитала.

Общее у всех схем – фиктивная сделка.

Доказать незаконность подобных операций не так просто. Если в случае с фирмами-однодневками ещё можно опираться на их ликвидацию сразу после совершения сделки, то с ИП и иными контрагентами сложнее. Они сами должны подтвердить, что сделка была незаконной. Но они этого обычно не делают, поскольку наказание в виде лишения свободы грозит, как инициатору аферы, так и его посреднику.

Банковская деятельность будет признана незаконной в следующих случаях:

  • осуществление банковских операций без лицензии;
  • бездействие, т.е. та же деятельность, но без регистрации субъекта.

При этом уголовная ответственность наступит в случае наличия как минимум крупного ущерба. Если ущерб не дотягивает, то лицо подлежит ответственности по ст.14.1 КоАП РФ либо одной из квалифицированных статей главы 15 КоАП РФ.

Обязательно наличие прямой причинной связи между совершенными незаконными действиями и получением дохода.

Сумма причиненного ущерба или получения дохода будет отсчитываться с момента совершения первой операции, совершенной с несоблюдением требований законодательства.

Основная статья: Потери банков от киберпреступности

Банки являются крупнейшими целями киберпреступников. Информация о потерях финансовых учреждений вынесена в отдельную статью.

Общий ущерб от экономических преступлений в России по итогам 2020 года достиг 450 млрд рублей. Об этом сообщил руководитель лаборатории компьютерной криминалистики компании Group-IB Валерий Баулин со ссылкой на данные МВД. Подробнее здесь.

ЦБ РФ в 2020 году выявил более 1,5 тыс. нелегальных финансовых организаций

7 декабря 2020 года McAfee в партнерстве с Центром стратегических и международных исследований (CSIS) выпустила новый глобальный отчет под названием «Скрытые издержки киберпреступности», в котором основное внимание уделяется значительным финансовым и другим неявным на первый взгляд потерям из-за киберпреступности. В отчете говорится о том, что из-за хакеров мировая экономика ежегодно теряет не менее $1 трлн, или чуть более 1% глобального ВВП, что более чем на 50% больше, чем в 2018 году.

В 2019 году убытки украинцев от действия киберпреступников составили 25,5 млн грн (около $1 млн), подсчитали в украинской киберполиции.

В общей сложности правоохранительные органы получили от граждан 20 567 обращений, связанных с кражами и мошенничеством в киберпространстве. 701 обращение поступило от людей, которые пожаловались на обман через платёжные системы. Среди них:

Международными экспертами по кибербезопасности Cybersecurity Ventures подсчитано, что в 2019 году в мире кибератаки происходят каждые 14 секунд. В 2019 году в мире также продолжится рост количества случаев мошенничества с использованием технологий социальной инженерии — по итогам 2018 года специалистами Сбербанка уже отмечен рост этого вида преступлений на 6%. В 2019 году одним из главных вызовов также станут утечки данных корпораций в результате целевых атак на их сотрудников.

С увеличением числа кибератак возрастает и причиняемый ими ущерб. Если в 2018 году убытки компаний различных секторов экономики составили 1,5 трлн долларов, то в 2019 году, по прогнозу Сбербанка, они достигнут уже 2,5 трлн. К 2022 году, по прогнозу Всемирного экономического форума, сумма планетарного ущерба от кибератак может вырасти до 8 трлн долларов.

Одной из причин ускоренного роста киберпреступности, по мнению специалистов, являются технологические тренды. К 2022 году к интернету будет подключен один трлн устройств. К 2021-му у 80% людей появится аватар в цифровом мире. При этом более 50% интернет-трафика домохозяйств в 2024-м будут потреблять «умные» устройства и бытовая техника.

Выявлено более 1,5 тысячи незаконных финансовых организаций

  • twitter
  • акции
  • Байден
  • боливар
  • вакцина
  • Венесуэла
  • ВТБ
  • ВТБ брокер
  • выходные дни
  • Газпром
  • грабёж
  • деньги
  • доллар
  • жкх
  • золото
  • инфляция
  • ММВБ Акции
  • Навальный
  • наличные
  • налоги
  • налоговая
  • налоговый инвестиционный вычет
  • недвижимость
  • переводы
  • Путин
  • рубль
  • Северный поток-2
  • сша
  • ФНС
  • фондовый рынок
  • ЦБ России
  • В казахстанской акватории Каспия стартовала акция «Бекіре»
  • Цены на продукты первой необходимости выросли в разы
  • В Испании из-за пандемии новый виток сквоттинга
  • В Узбекистане стартовала вакцинация населения от COVID-19
  • 25 суток ареста за клевету получил блогер в Мангистау

Типология финансовых махинаций непосредственно перекликается с основными типами существующих финансовых пирамид:

  • Финансовая организация, предлагающая развиваться за счет непрерывного привлечения новых вкладчиков из виртуального пространства (сетевой маркетинг). Расширение интернет-пространства, социальных сетей создает благодатную почву для процветания компаний, построенных по принципу пирамид. Ярким примером является «МММ», от которого пострадали миллионы граждан России.
  • Компания, предлагающая инвестировать средства в несуществующие или обреченные на провал проекты.
  • Псевдопрофессиональный участник рынка Forex, рекламирующий деятельность на торговых площадках на специальных условиях.
  • Псевдокредитная организация (микрофинансовая организация или ломбард), осуществляющая финансовые махинации с кредитами и обещающая решить любые клиентские проблемы с получением, рефинансированием или софинансированием кредита. Компания обязуется за определенный процент от суммы займа решить вопрос с прекращением действия кредитного договора и полным погашением кредиторской задолженности. Получив деньги клиента, псевдокредитный кооператив прекращает с ним какое-либо сотрудничество и не выполняет взятые на себя обязательства по погашению займа.
  • Псевдоизвестная компания, выдающая себя за раскрученный бренд.

Первую пирамиду организовал Чарльз Понци в 1919 году. В его компании людям за сорок пять дней обещали увеличение капитала в полтора раза.

Вторым по величине обогащения мошенником стала женщина – Дона Бранка, открывшая в 1970 банк, обещавший вкладчикам немыслимые процентные доходы. Банк обанкротился спустя почти пятнадцать лет существования.

Аферисты придумывают все новые и новые методы вовлечения людей в свои преступные замыслы. Законодательная власть, разрабатывающая законы, не всегда может защитить частных инвесторов, граждан от риска быть втянутыми в преступные схемы. Люди должны расширять свои финансовые знания, проявлять осмотрительность, бдительность и быть разумными при размещении своих сбережений. Как правило, граждане самостоятельно и добровольно передают преступникам свои деньги, собственность или права на нее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *