Закупки за внебюджет до 1000 БВ по одной сделке: что учесть?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закупки за внебюджет до 1000 БВ по одной сделке: что учесть?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2024 по 2024 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2024 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

Изменения в Законах 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2024 году

С 1 апреля 2024 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2024 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

С 1 апреля 2024 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2024 году.

Закупки малого объема в 2024 году: обзор новых правил с 01.04.2021 года

Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:

  • для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2024 года.

В апреле 2024 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2024 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

Новые правила по закупкам малого объема разработаны с целью упрощения процедуры торгов, а также соблюдения принципов прозрачности и открытости. Появляется возможность организации процедур через электронные магазины, которые взаимодействуют с Единой информационной системой. Операторы электронных площадок должны обеспечивать интеграцию с ЕИС и налаживание взаимодействия.

В связи с новыми изменениями поставщикам будет легче участвовать в таких закупках в виду сокращения некоторых этапов и минимального объема документации.

Норма Закона №44-ФЗ Ограничения по годовому объему закупок
п.4 ч.1 ст.93 2 млн.р. или 10% СГОЗ, но не более 50 млн.р.
п.5 ч.1 ст.93 (учреждения культуры, архивы) 5 млн.р. или 50% СГОЗ, но не более 30 млн.р.

Теперь (с «01» октября 2020 г.) для закупок товаров по п.4, п.5 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ появится возможность увеличить лимит с 600 тыс. до 3 млн. руб., но с обязательным условием, что такие закупки будут проводиться с использованием электронной площадки (ст. 93 Закона №44-ФЗ дополняется ч. 12).

Здесь важно обратить внимание на два момента:

  1. новый механизм будет применим только при закупке товаров, т.е. только товары можно будет закупать на сумму до 3 млн. рублей. Работы, услуги, как и прежде до 600 тыс.
  2. Ограничения по годовому объему закупок остаются не измененными,

    — 2 млн.р. или 10% СГОЗ, но не более 50 млн.р. (п.4 ч.1 ст.93),

    — 5 млн.р. или 50% СГОЗ, но не более 30 млн.р. (п.5 ч.1 ст.93).

В соответствии с ч.4 ст.105 Закона № 44 действия (бездействия) заказчика, комиссии, оператора ЭП при проведении закупки товаров у единственного поставщика на основании ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ (в отличие от контрактов, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 ч.1 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ) могут быть обжалованы.

Процедура обжалования в данном случае ничем не отличается от процедур обжалования других электронных процедур, предусмотренных Законом №44-ФЗ.

Срок обжалования — в любое время определения поставщика, но не позднее чем через 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении заявок или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

Какие новшества учесть при закупках в 2020 году

Механизм осуществления закупки товаров у единственного поставщика в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ больше схож с механизмом проведения запроса котировок и электронным аукционом, чем с привычным механизмом заключения контракта с единственным поставщиком, при этом главными преимуществами нового механизма являются:

  • скорость проведения закупки при стоимости до 3 млн.р. (всего за 4 р.д. с момента размещения извещения Заказчик может заключить контракт);
  • высокая экономия денежных средств Заказчика (оператор ЭП формирует 5 заявок с наименьшей ценой);
  • стоимостной лимит до 3 млн. рублей, даже не смотря на имеющиеся ограничения по годовому объему закупок (табл.1), данный механизм будет актуален как для крупных Заказчиков с большим объемом СГОЗ (например, СГОЗ – 1 млрд.р., соответственно используя данный механизм Заказчики по п.4. ч.1 ст.93 Закона № 44 – ФЗ могут закупить товаров на сумму до 50 млн. р., т.е. заключить 17 контрактов до 3 млн.р., вместо 84 контрактов до 600 тыс. р.), так и для более мелких Заказчиков, которые разово могут закупить необходимые товары, не плодя при этом большое количество контрактов);
  • прозрачность процедуры выбора победителя.

Есть, и недостаток у данной процедуры – привязка к КТРУ:

  • описание товара должно строго соответствовать КТРУ, описание дополнительных требований заказчика к товару не предусмотрено (в отличие от обычной конкурентной закупки, в которой описание объекта закупки из КТРУ при необходимости можно дополнить необходимыми заказчику характеристиками),
  • если товара нет в КТРУ, провести ЗМО до трех миллионов используя рассмотренный механизм не представляется возможным.

Тем не менее, мы уверены, что в большинстве случаев, Заказчики смогут применить и по достоинству оценить новый механизм проведения закупок товаров у единственного поставщика, в связи с чем ждем скорейшего вступления в силу ч.12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ — с «01» октября 2020 г. (изначально планировалось вступление уже с «01» июля 2020 г.).

Главный менеджер
ООО «Центр подрядных торгов в строительстве»
Кособокова Екатерина

  • ФАС
  • Арбитраж
  • Недвижимость
  • Юридические услуги

44-ФЗ: Можно ли заключить прямые договоры до 600 тысяч (без проведения торгов) в целях устранения предписаний надзорных органов? Как обоснование — предписание Роспотребнадзора.

Да, можно, при соблюдении следующих условий: годовой объем закупок, которые заказчик осуществляет на сумму до 600 тыс. руб. по одному контракту, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Какие-либо особенности по целям проведения таких закупок законом не предусмотрены.

В системе размещен видеосеминар «Топ-5: самые распространенные вопросы применения положений 44-ФЗ».

Посмотрев запись вебинара, вы узнаете:

  • как правильно устанавливать ограничения и условия допуска отдельных видов промышленных товаров;
  • что необходимо учитывать при рассмотрении заявок при закупке промышленных товаров;
  • как закупить компьютерное оборудование, какие требования необходимо устанавливать;
  • можно ли в рамках одной закупки закупить компьютер и программное обеспечение;
  • какую информацию необходимо указывать в документации при осуществлении закупок услуг, объем которых неизвестен;
  • как правильно списать неустойку в 2020 году.

Видеосеминар поможет заказчикам:

  • более детально разобраться в отдельных вопросах закупок;
  • получить знания о позиции контролирующих органов;
  • избежать нареканий и штрафов со стороны контролирующих органов.

Видеосеминар разделен на отдельные смысловые блоки, что дает заказчикам возможность оперативно приступить к изучению именно того раздела, который им необходим.

Заказчикам также доступен блок с ответами на вопросы, заданные участниками вебинара в рамках обсуждаемой темы.

В ст. 3 ФЗ №223 указано, что Положением предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких процедур с учетом норм ФЗ №223.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют следующим требованиям:

1. Информация о закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 ФЗ №223, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2. Обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3. Описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 ст.3 ФЗ №223.

Единственный поставщик (исполнитель, подрядчик) — это контрагент, с которым организатор закупки заключает договор без осуществления конкурентных процедур (указанных в Положении) и приема заявок участников.

В ФЗ №223 нет подробного описания и алгоритма проведения неконкурентной закупки у ЕП. Законодатель наделил заказчиков правом прописать свои собственные правила приобретения необходимой продукции напрямую у контрагента, указав такую возможность в ФЗ №223, а именно: порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются Положением о закупке[2].

Анализируя Положения заказчиков, размещенные в ЕИС, нельзя найти абсолютно одинаковые перечни случаев, когда организаторы процедур вправе прибегнуть к закупке ТРУ у единственного контрагента. Исходя из собственных потребностей и особенностей хозяйственной деятельности предприятия, заказчики формируют такой список возможных закупок без осуществления конкурентных процедур.

К примеру, закупка у ЕП может проводиться в следующих случаях[3]:

  • закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 600 000 рублей с НДС включительно (или иную сумму, предусмотренную Положением заказчика и региональными нормативно-правовыми актами);

Устанавливая ценовой порог прямых закупок у единственного контрагента, заказчик должен следовать принципам ФЗ №223. Учитывая, что цели и принципы ФЗ №223 и ФЗ №44 во многом похожи, при разработке Положения заказчикам рекомендуется при определении случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) руководствоваться ст. 93 Закона о контрактной системе. Данная правовая позиция о допустимости установления ценового предела закупки у единственного поставщика на основании предела закупки у единственного контрагента, установленного ФЗ №44, подтверждается судебной практикой (см. Решение Красноярского УФАС по делу № 94-17-19 (024/01/17-1043/2019) от 13.02.2020).

  • вследствие документально подтвержденных чрезвычайных событий, эпидемиологической ситуации, когда возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;

В период распространения коронавирусной инфекции организаторы торгов все чаще стали пренебрегать конкурентными способами закупок, отдавая предпочтение приобретению продукции (работ, услуг) у ЕП, аргументируя свой выбор тяжелой эпидемиологической обстановкой и сложностями проведения торгов.

Осуществить закупку у единственного контрагента можно следующими способами:

  • потенциальный поставщик (исполнитель, подрядчик) самостоятельно отправляет коммерческое предложение заказчику о возможности поставить необходимую продукцию (оказать услугу, выполнить работу);
  • организатор процедур направляет запрос предполагаемому поставщику (исполнителю, подрядчику) о необходимости поставить товар (оказать услугу, выполнить работу).

При проведении закупки у ЕП заказчику следует:

— оценить финансовые возможности своего предприятия, необходимые для приобретения ТРУ;

— изучить рынок необходимых товаров, работ и услуг;

— проанализировать возможные альтернативные предложения контрагентов по поставке товара (оказанию услуг, выполнению работ);

— сопоставить собственные нужды производства с имеющимися предложениями на рынке ТРУ (оценить производственные показатели, технические характеристики, условия гарантии и т.д.).

Перед заключением договора с контрагентом, выбор которого осуществлялся таким неконкурентным способом, во избежание нарушения принципов ФЗ №223[4], заказчику важно убедиться, что его предложение является единственно выгодным на рынке соответствующих ТРУ. При наличии более предпочтительного предложения по цене и качеству продукции к организатору процедуры закупки могут возникнуть вопросы со стороны контролирующих органов: насколько правомерно и обоснованно заказчиком принято решение заключить договор именно с тем или иным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)?

Закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный Постановлением № 616, не проходит в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с Положением о закупках, предусмотренным ст. 2 ФЗ №223.

Иными словами, если в Положении заказчика в списке возможных случаев приобретения необходимой продукции у ЕП будет указан товар из перечня Постановления № 616, организатор торгов закупает нужный товар:

— без проведения конкурентных процедур;

— вне электронной торговой площадки (далее — ЭТП).

Однако следует учесть тот факт, что у контролирующих органов могут возникнуть вопросы относительно возможности приобретения необходимых ТРУ напрямую у единственного контрагента, а не с помощью конкурентных способов закупок.

Отчетность по закупкам у единственного контрагента

Закупки у единственного контрагента являются неотъемлемой частью ежемесячной отчетности заказчика. Согласно ч. 19 ст. 4 ФЗ №223 заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 ФЗ №223 (к примеру, в течение отчетного месяца заказчик заключил 4 договора по 98 000 рублей на поставку кровельных материалов с напрямую с ЕП и внес в отчет);

2) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у ЕП (к примеру, заказчик в течение отчетного месяца заключил договор энергоснабжения с ЕП на 150 000 рублей без проведения конкурентных процедур[8] и внес в отчет);

3) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся (к примеру, на участие в запросе предложений подана только одна заявка, в связи с этим процедура была признана несостоявшейся, и в дальнейшем заказчик заключил договор с единственным участником закупки как с единственным поставщиком[9]).

Несвоевременное размещение или неразмещение в ЕИС указанной информации может стать причиной административной ответственности заказчиков. Согласно ч.5 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей (см. постановления ФАС РФ от 08.11.2019 по делу № 17/04/7.32.3-195/2019, от 29.08.2018 по делу № АК832-18).

НДС в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ: как быть, если вы находитесь на УСН?

Требований к порядку заключения договора при проведении закупки у единственного контрагента ФЗ №223 не установлено, поэтому организатору процедур следует руководствоваться нормами ГК РФ о заключении договоров любого вида (гл. 28 ГК РФ) и о заключении договоров отдельных видов, а также условиями, которые содержатся в его Положении.

Подписание договора, как правило, включает в себя следующие этапы:

  • определение сторонами (заказчиком и контрагентом) существенных условий договора (цена, количество товара, объем работ/услуг, сроки поставки/оказания услуг/выполнения работ, ответственность сторон, порядок приемки и оплаты и др.);
  • направление сторонами договора на ознакомление и подпись (согласно порядку, установленному в Положении).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что закупка у единственного контрагента часто применяется заказчиками при осуществлении своей производственной деятельности. Во избежание злоупотребления данным способом приобретения товаров, работ услуг напрямую у поставщика (подрядчика, исполнителя) организаторам процедур необходимо применять его только при наличии экономической и производственной целесообразности, которая исключает искусственное дробление предстоящей закупки в соответствии с нормами действующего законодательства и Положением о закупках.

[1] Нередко антимонопольная служба указывает на нарушения требований Закона о защите конкуренции ввиду избрания заказчиком способа закупки у единственного поставщика, поскольку это влечет за собой ограничение конкуренции.

[2] ст.3.6 ФЗ №223

[3] При определении таких случаев заказчик может ориентироваться на перечень оснований заключения контракта с единственным контрагентом по ФЗ №44, данный в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

[4]См. п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 (избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

[5] Ч. 5 ст. 4 ФЗ №223

[6] См. Решение Новгородского УФАС по делу № 053/07/3-593/2020 от 23.11.2020 года.

[7] К примеру, когда конкурентная процедура закупки была признана несостоявшейся или ее проведение не привело к заключению договора, либо исполнение заключенного договора победителем не представляется возможным.

[8] При указании такой возможности в Положении о закупках.

[9] При указании такой возможности в Положении о закупках.

[10] «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».

«Дробление» закупки — это ситуация, в которой заказчик вместо размещения заказа путем проведения одной конкурентной закупки искусственно делит ее на несколько закупок малых объемов и заключает договора с единственным поставщиком.

Плюсы: поставщик известен заранее, быстрое заключение договора. Минусы: нужно учитывать лимиты заказчика, а если договора заключены в одно время аналогичные товары (работы, услуги) по нескольким договорам — их могут признать притворной сделкой, не подлежащей оплате.

Стоит избегать контрактов, заключенных по пунктам 4,5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44 с одними и теми же поставщиками.

ФАС и Минфин неоднократно информировали о том, что малые закупки следует проводить в пределах установленных лимитов. Других ограничений не предусмотрено. Есть возможность покупать одноименные товары (услуги, работы) у одного единственного поставщика, не руководствуясь номенклатурой закупаемого товара (письма Минфина № 24-02-06/76580 от 17 ноября 2017 г. и № 24-05-07/38889 от 21 июня 2017 г. и письмо ФАС № РП/27902/17 от 25 апреля 2017 г.).

Однако данные разъяснения не являются аргументами в пользу госзаказчика при прокурорской проверке. Ранее Минфин уточнял, что госзакупка у единственного поставщика является исключительным случаем. Его следует использовать, если невозможно осуществить конкурентную закупку. При закупке, сумма которой превышает 100 тысяч либо 400 тысяч рублей, дробить её не следует. Такую позицию подтверждает арбитражная и административная практика.

У каждого из заказчиков имеются индивидуальные потребности, а у каждой закупки свои особенности. Предметом закупок не всегда являются идентичные товары (услуги, работы). Нельзя однозначно утверждать, каким образом контролеры отреагируют на несколько одномоментных или периодических малых закупок. Надо будет доказать антимонопольному органу, что поступить иначе было невозможно. В ряде случаев срочность проведения малой закупки можно объяснить аварийной ситуацией. При ее наличии наказывать государственного заказчика не станут.

Ситуация №1.

Заказчиком были заключены два контракта на поставку манекен-голов, причем с одним поставщиком и в один день. В этих целях использовали п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44. Прокуратура решила, что закупочный объект был раздроблен, и возбудила дело. Однако товары не относятся ни к однородным, ни к идентичным, поскольку манекен-головы были различных моделей. Контролеры прекратили производство дела (постановление № 157 Мордовского УФАС от 21 марта 2017 г.).

В некоторых случаях под подозрение прокуратуры попадают запросы котировок, являющиеся неторговым способом закупки, но таким же конкурентным, как конкурс либо аукцион. Если процедура была проведена по всем правилам, и на нее вышел лишь один участник, беспокоиться не надо: дело будет закрыто.

Ситуация №2.

Для благоустройства берега реки МКУ объявило о проведении двух запросов котировок. Заявку в обоих случаях подал только один ИП. С ним было заключено два госконтракта, каждый на сумму 484,0 тысячи рублей. Прокуратура решила, что однородные работы умышленно разделили для того, чтобы избежать аукциона или конкурса. Заказчик разъяснил руководителю антимонопольного органа, что запрос котировок был выбран для экономии времени. Контролеры согласились, что Закон не содержит понятия одноименных товаров (услуг, работ). А запрос котировок является таким же конкурентным способом закупки. Дело директора МКУ закрыли, так как закон он не нарушил (постановление Тверского УФАС № 05-5/1-82-2016 от 16 февраля 2017 г.).

Дробление закупок: когда можно, а когда запрещено

Применение налога происходит на 2-х этапах:

  1. Формирование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).
  2. Цена заключения контракта.

Если обратимся к Приказу Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 г., в котором определены способы формирования НМЦК, то увидим, что министерство не дает рекомендаций по включению НДС в НМЦК. Но сообщает, что стоимость должна соответствовать условиям предстоящей закупки. То есть, если предмет заказа входит в перечень объектов налогообложения, организатору торгов надлежит учесть данный взнос в НМЦК (операции, не признаваемые объектом налогообложения, перечислены в ч.2 ст.146 НК РФ).

Фактически, когда заказчик указывает НМЦК, он уже должен учитывать налог на добавленную стоимость.

Если исполнитель, например, работает на «упрощенке» (УСН), то в контракте в графе указания цены ставится прочерк, либо прописывается формулировка «НДС не облагается».

Согласно общему правилу организации и ИП, работающие по упрощенной системе налогообложения, не являются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с заказчиком, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры).

В этом случае сумма налога на добавленную стоимость, которая учтена заказчиком при определении НМЦК, будет являться дополнительным доходом участника закупки. Этой позиции придерживаются:

  • Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 06.10.2011 г. №АЦ/39173;
  • Минфин РФ в письме от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02;
  • Минэкономразвития РФ в письмах от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741;
  • ФНС в письме № СД-4-3/[email protected] от 08.11.2016 г.

Руководствуясь положением п.2 ч.13 ст.34 44-ФЗ в текст договора вносятся обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юрлицу или физлицу, в том числе зарегистрированному в качестве ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если согласно законодательству РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.

Если контракт подписывается с физлицом в тексте обязательно нужно отразить условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физлицу, на размер налоговых платежей (НДФЛ — 13%), связанных с оплатой обязательств.

Так, заказчик оплачивает физлицу сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей. Сумма налога переводится заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физлицу (ст. 226 НК РФ).

Речь идет именно о размере выплат физическому лицу, а не уменьшении цены контракта.

Подведем итог из вышесказанного:

  • закупки проводятся на общих для всех участников основаниях, независимо от налогового режима;
  • при оплате работ заказчик обязан руководствоваться ценой, предложенной победителем и указанной в контракте;
  • на условия контракта не влияет применяемый выигравшим участником «спецрежим»;
  • заказчик не вправе вносить изменения в цену договора без согласования с исполнителем.

Судьи же не пришли к единому мнению по этому вопросу. Некоторые из них разделяют нашу точку зрения и выносят решения в пользу поставщиков на «упрощенке», другие – принимают сторону заказчика.

  1. Внимательно изучите закупочную документацию до участия в процедуре на предмет оплаты. Если вы не нашли формулировку «Без НДС», то воспользуйтесь возможностью направить заказчику запрос на разъяснение, попросите уточнить этот момент и добавить необходимые формулировки.

Важный момент! Если закупка проводится на собственные деньги заказчика, а не из бюджета, и об этом говорится в документации, то требование заказчика о заключении контракта с НДС правомерно. Судебные ведомства придерживаются этого мнения.

  1. Если закупка уже состоялась, и вы получили от заказчика проект контракта с НДС, отправьте ему протокол разногласий с просьбой указать цену «Без НДС», т.к. вы работаете на УСН.
  2. Если контракт подписан с НДС, не направляйте заказчику счет-фактуру.
  3. В заявке отмечайте сразу, что находитесь на «упрощенке» и не относитесь к плательщикам НДС. Дополнительно можно подать вместе с заявкой Уведомление о переходе на УСН (форма № 26.2-1) с отметкой налоговой инспекции.
  4. Если заказчик организовал процедуру за счет собственных средств и указал цену с НДС, то хорошо подумайте над рентабельностью такой работы. В большинстве случаев для упрощенцев такие условия окажутся невыгодными.

223-ФЗ не дает четких инструкций для определения НМЦК и заключения контракта. В ст.4 говорится только, что в извещении должна быть информация о НМЦК и порядке ее формирования (с учетом затрат или без них на уплату пошлин, налогов и иных обязательных платежей). Положением о закупке должно регулироваться сравнение ценовых предложений потенциальных исполнителей, работающих с разными налоговыми режимами.

Мнения по данному вопросу снова разделились:

  1. В Решении Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 г. по жалобе № Т02-405/15, Решении Хабаровского УФАС России от 30.09.2014 г. № 157 говорится, что НДС необходимо учитывать при оценке предложений, в противном случае нарушается принцип равноправия и экономически эффективного расходования бюджета.
  2. В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2015 г. № Ф02-1709/2015 по делу № А33-10428/2014, Определении Верховного Суда РФ от 11.04.2017 г. по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 наоборот сообщается, что оценка без учета НДС не создает неравные условия участия.

Нет единого мнения на расчет стоимости договора, заключаемого с исполнителем на спецрежиме. Уменьшение цены договора на ставку НДС с победителем практически всегда признается неправомерным, однако на практике снижение в случае применения исполнителем договора упрощенной системы признавалось законным (решение Челябинского УФАС от 03.11.2016 г. по жалобе № 77-03-18.1/2016).

Из-за того, что ведомства не имеют четкой позиции по данному вопросу, возникают определенные риски для сторон. Поэтому Положение о закупке – это единственный инструмент урегулирования спорных ситуаций, в нем нужно конкретно обозначать все требования.

Исходя из предыдущего пункта настоящей статьи, заказчику можно дать 3 простых совета по оценке предложений потенциальных исполнителей. Их соблюдение поможет избежать некоторых спорных моментов в будущем.

  1. Определитесь с подходом в оценке заявок будущих поставщиков, какой из них наиболее удобен для вас и оптимален, учитывая сложившуюся практику: учитывать НДС или не учитывать при сопоставлении заявок.
  2. Пропишите свои четкие требования в положении о закупках и закупочной документации.
  3. Сопоставляйте ценовые предложения строго в соответствии с условиями документации.

Преимущества заключения контрактов напрямую очевидны. Их несколько:

  • не нужно готовить закупочные документы, что существенно экономит время и снижает трудозатраты при подготовке к заключению контракта;
  • не нужно выжидать положенные по процедуре сроки;
  • можно заключить контракты с удобным поставщиком.

Например, заказчику требуются какие-то товары для обеспечения работы офиса — бытовая химия, канцелярские принадлежности и так далее. Если он будет проводить аукцион, то нужно будет подготовить документацию, обосновать начальную цену, рассчитать сроки, когда процедура может быть проведена, а после заключения контракта отчитаться об этом. То есть процедура предстоит довольно серьезная и длительная. В противовес этому заключение контракта с единственным поставщиком не требует всего перечисленного выше. Даже обосновывать цену придется лишь том случае, если у проверяющих возникнут вопросы.

С большой долей вероятности подозрение вызовут закупки малого объема, которые имеют такие признакам:

  • контракты заключены с одним поставщиком;
  • между датами их заключения прошло непродолжительное время;
  • все контракты предполагают поставку одного и того же объекта закупки.

Однако даже если все условия выполняются, это не значит, что дробление было искусственным. Возможно, на это у заказчика были весомые причины. Главное — грамотно пояснить проверяющим, почему было заключено несколько контрактов.

В качестве обоснования можно сослаться, например, на отсутствие подходящих помещений для хранения большой партии товара. В особенности если ему требуются определенные условия — температура воздуха, влажность и так далее. Поэтому заказчик решил приобретать товар по мере возникновения потребности и тут же его использовать.

Еще в 2020 году в п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ были внесены изменения – увеличен максимальный объем малой закупки с 300 000 руб. до 600 000 руб. (см. Федеральный закон №124-ФЗ от 24.04.2020 г.).

При этом годовой объем закупок остался на прежнем уровне — 2 млн. руб. и 10% от годового объёма, но не более 50 млн. для п.4 ч. 1 ст. 93 и 5 млн. руб. и 50% годового объёма закупок, но не более 30 млн. руб. для п. 5 ч. 1. ст. 93 (для учреждений культуры, ряда других социально ориентированных организаций).

А начиная с 01.04.2021 года можно будет делать электронные закупки товаров на электронной площадке на сумму не более 3 млн. рублей. Работы и услуги на основании ч. 12 ст. 93 закупать нельзя.

Так как статья 12 содержит отсылочную норму именно на пункты 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ, все остальные ограничения для годового объёма закупок должны быть также соблюдены.

Возможность малых закупок с единственным поставщиком через единого агрегатора торговли предусмотрена еще Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. ЕАТ формирует свой реестр закупок.

Площадку для проведения малых торов заказчик может выбрать по своему усмотрению, но она должна быть включена в перечень, утверждённый Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 г. №1447-р.

Все взаимодействие между участниками закупки и заказчиком осуществляется через ЭП, документы подписываются ЭЦП.

Участники закупки формируют и размещают предварительные предложения на поставку товаров, где указывают в том числе:

  • наименование товара и характеристики со ссылкой на КТРУ и при необходимости товарный знак;

  • страну происхождения (при наличии соответствующих прикладывается подтверждающий документ, иначе товар будет считаться иностранным);

  • указываются единица измерения (по ОК), цена, минимальное или максимальное количество товара;

  • срок поставки (минимальный и максимальный);

  • срок действия предварительного предложения.

Заказчик (при помощи ЕИС) формирует извещение, где помимо обычных сведений (адресов, кода, размера обеспечения и пр.) указывает информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Извещение должно содержать проект контракта и обоснование цены.

В течение часа с момента размещения извещения оператор ЭТ определяет не более 5 заявок, соответствующих требованиям извещения, нумеруя заявки по возрастанию цены за единицу товара, направляет выбранным участникам необходимую документацию, а также блокирует то количество товара, от указанного участниками в предварительном предложении, какое необходимо заказчику.

А в течение одного рабочего дня с момента направления участникам информации и документов заказчик должен рассмотреть заявки на предмет соответствия требованиям и присвоить тем заявкам, которые не были им отклонены номера по возрастанию цены, сформировать при помощи средств ЭП протокол подведения итогов определения поставщика и направить его оператору ЭП.

Протокол должен быть размещен ЭП в течение часа в ЕИС и на площадке.

Контракт заключается с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер. Блокировка товара остальных участников после размещения протокола прекращается, а у участника, с которым заключается контракт количество товаров в предварительном предложении уменьшается.

Контракт (в силу отсылки на нормы ст. 83.2 ч. 13. ст. 82.1 Закона 44-ФЗ) должен быть размещен Заказчиком на ЭП и ЕИС в течение трех часов с момента размещения протокола. Далее у победителя есть 1 рабочий день на его подписание, размещение на ИП и предоставление обеспечения исполнения.

Подписать контракт и разместить его на ЭП и ЕИС в свою очередь заказчик должен в течение рабочего дня с даты размещения, но не ранее двух рабочих дней с даты размещения итогового протокола.

Если заявок меньше двух, то в течение часа оператор ЭП информирует об этом заказчика и размещает уведомление в ЕИС, если все же есть один участник, то документы ему не направляются.

Процедура предполагает активное взаимодействие и обмен информацией между ЭП и ЕИС, информация о контрактах, заключенных в соответствии с ч. 12. ст. 93 включается в реестр контрактов (соответствующие изменения внесены Законом 449-ФЗ от 27.12.2019 в ч. 1 ст. 103 Закона 44-ФЗ).

При этом в план-график закупок малые закупки, которые заключаются посредством электронной площадки включать, наоборот, не нужно.

В полной мере нормы, касающиеся ЕИС должны заработать с июля, когда заработает часть 13 ст. 93 Закона 44-ФЗ, устанавливающая обязанность предоставления информации через ЕИС и когда будут разработаны соответствующие подзаконные акты.

Закупки за счет собственных средств

Интересном нюансом Постановления № 2014 является то, что минимальная обязательная доля закупок российских товаров считается не от всех закупок, проведенных заказчиком в течение календарного года, а только от закупок, в которых были установлены ограничения допуска.

Приведем пример: заказчик может купить импортные ноутбуки (код ОКПД2 26.20.11) закупкой у единственного поставщика на сумму до 600 т.р., а с 1 апреля 2024 года на сумму до 3 000 000 рублей при условии, что такая закупка будет осуществлена заказчиком посредством электронной площадки. После этого в течение календарного года он может объявить аукцион с ограничением допуска по Постановлению № 878 на поставку тех же ноутбуков, например, на сумму 100 т.р. в связи с тем, что предусмотренный ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ 10% объем СГОЗ был им исчерпан. Если по результатам проведенного аукциона заказчик закупит российские ноутбуки, то доля закупок российских товаров в общем объеме его закупок составит 100% при фактической закупке импортных ноутбуков на сумму 3 000 000 рублей, а отечественных на сумму 100 тыс. рублей. Интересно, правда?

Второй пример: заказчик может вовсе не проводить конкурентные закупки на поставку ноутбуков либо проводить их, но с обоснованием невозможности применения положений Постановления № 878 (в связи с отсутствием необходимых ноутбуков в едином реестре российской радиоэлектронной продукции), то в данном случае доля закупок российских товаров рассчитываться не будет, а сами проведенные заказчиком закупки не должны включаться в подготавливаемый им отчет. Видимо, основной упор Постановления № 2014 сделан на то, что заказчик будет сам изначально формировать техническое задание под отечественную продукцию. Однако, как видно из примера выше, при наличии определенной смекалки контрактного управляющего и обоснования невозможности применения ограничения допуска техническое задание по-прежнему может быть ориентировано на зарубежного производителя.

Читатель может парировать данному утверждению и скажет о том, что неправомерная «заточка» технического задания под конкретного производителя и тем более иностранного – это вопрос Федеральной антимонопольной службы. Однако, опыт Центра закупок и продаж «Закон.гуру» говорит об обратном. Далеко не во всех случаях соответствующие вопросы доходят до рассмотрения антимонопольного органа (ввиду отсутствия жалоб со стороны участников закупки), а поданные жалобы на «заточку» технического задания не всегда удовлетворяются по различным причинам.

Получается, что уже сейчас можно с определенной уверенностью спрогнозировать результат принятия Правительством Российской Федерации Постановления № 2014: доля закупок импортной продукции не уменьшится или уменьшится незначительно, при этом присутствует существенный риск формирования Минпромторгом России искаженной статистики, по которой доля закупок отечественной продукции будет расти и даже в некоторых случаях превышать установленные Правительством Российской Федерации значения, что создаст ложное ощущение действенности применяемых механизмов импортозамещения.

Нам бы очень хотелось верить, что этого не произойдет, однако нормы Постановления № 2014 не оставляют нам такой веры. Также, по нашему мнению, принятие Постановления № 2014 может привести к дополнительным расходам бюджета за счет установления особенностей обоснования начальной (максимальной) цены контракта, часть которых пойдет на закупку импортной, а не отечественной продукции.

Выше мы уже упоминали о том, что нормы Постановления № 2014 создают риски получения некорректной статистики по применению заказчикам ограничений допуска. Предлагаем посмотреть на данный вопрос с точки зрения формирования закачками отчета об объеме закупок российских товаров. Сам отчет и включаемые в него сведения понятны и какого-либо особого интереса не представляют, а вот возможные причины невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли привлекают к себе внимание.

Согласно Постановлению № 2014 если заказчик не достиг минимальную долю закупок российских товаров, он обязан указать в отчете один из следующих кодов, обозначающий следующие причины:

  • 01 — осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (которых) не подано заявок, содержащих предложение о поставке российского товара;
  • 02 — осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (которых) возникли предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации обстоятельства, допускающие исключения из ограничений, установленных в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ;
  • 03 — иное.

С кодом 01 все понятно, а вот код 02 вызывает вопросы. Получается, что согласно данному коду в отчет заказчика будут включаться не только закупки, в которых было установлено ограничение допуска (о чем прямо говорится по всему тексту Постановления № 2014), но также закупки, в которых такие ограничения не устанавливались? Скорее всего, нет. Такой подход прямо бы противоречил Постановлению № 2014. Код 02, по нашему мнению, должен указываться заказчиком в отчете, если правило «третий лишний», предусмотренное ограничением допуска, не сработало. Например, была подана только одна «российская» заявка и одна «иностранная» либо подано несколько «российских» заявок, в которых отсутствовали документы и сведения, подтверждающие страну происхождения товара. Код 03 вообще не является информативным и возможный вариант его использования только один: когда в рамках закупок, приведённых заказчиком по конкретному виду продукции возникли причины, указанные в коде 01, и причины, указанные в коде 02.

Такой вид приобретения товаров, работ или услуг значительно упрощает сам процесс и позволяет экономить средства заказчика.

Прямые закупки проводится двумя способами:

  1. направлением предложения конкретному поставщику, подрядчику или исполнителю на заключение контракта;

  2. принятием предложения конкретного исполнителя.

Т.к. прямые торги до 100 тыс. руб. (500 тыс. руб) осуществляются у единственного поставщика, то некоторые недобросовестные заказчики идут на обман, разбивая крупные тендеры на несколько более мелких закупок, и проводят их за несколько месяцев.

Таким образом они обходят ограничения по приобретению товаров, работ или услуг у единственного поставщика, которые могут осуществляться только при соблюдении определенных условий.

Использование модуля в торгово-закупочной деятельности, с одной стороны, дает возможность заказчикам удаленно и в комфортных условиях приобрести необходимый им товар (работу, услугу), не нарушая при этом законодательства о государственных закупках, а с другой – субъекты хозяйствования, относящиеся к малому и среднему бизнесу, получают новый, бесплатный и очень удобный механизм реализации своей продукции. При этом предложение товаров (работ, услуг), их выбор и оформление сделки купли-продажи осуществляются в электронном виде.

Отметим, что БУТБ здесь выступает в роли своеобразного посредника, который просто сводит вместе покупателей и поставщиков, помогая им найти друг друга.

Правила работы в модуле установлены Временным регламентом (далее – Регламент), который определяет порядок организации и проведения процедуры госзакупки из одного источника в электронном формате на основании п. 9 приложения к Закону от 13.07.2012 «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», в соответствии с которым осуществляется приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности госзакупки которых составляет не более 300 базовых величин (БВ).

В то же время Регламентом разрешено применять и при осуществлении за­купок за счет собственных средств организаций, проводимых на основании п. 9 приложения к постановлению Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств», согласно которому осуществляются закупки товаров (работ, ус­луг) на сумму до 1000 БВ по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки.

Особо отметим, что работа в модуле осуществляется на безвозмезд­ной основе – это для субъектов хозяйствования, несомненно, станет дополнительным плюсом для выбора именно этого механизма приобретения и реализации товаров (работ, услуг).

Заявка на продажу, как и запрос (заявка) на покупку товаров (работ, услуг), либо предложение размещаются в модуле путем заполнения экранных форм. Возможно и при­крепление к заявке необходимых документов, что существенно упрощает работу, однако нужно учитывать, что экранные формы в случае каких-либо расхождений имеют приоритет перед такими документами.

При этом в них обязательно должен быть указан код продукции в соответствии с общегосударственным клас­сификатором ОКРБ 007-2012 «Клас­сификатор продукции по видам экономической деятельности». Запрос и заявка на покупку могут быть разбиты заказчиком на лоты, в каждый из которых разрешено включать не­сколько товаров (работ, услуг). Аналогично и в заявку на продажу можно включать несколько товаров (работ, услуг), которые относятся к одному коду ОКРБ 007-2012.

Закупки до 100 тысяч по 44-ФЗ и отражение в плане-графике 2018

Войдя в модуль, заказчик должен сформировать запрос (заявку на покупку) с указанием срока для подготовки и подачи предложений (не менее одного рабочего дня), и раз­местить его в каталоге запросов (заявок). После этого он может проинформировать потенциальных поставщиков о проведении им процедуры закупки любыми иными доступными ему способами. Возможны как внесение изменений в запрос (заявку), за исключением предмета закупки и требований к поставщикам, так и его отзыв (деактивация).

В свою очередь, поставщики с помощью модуля подают свои предложения на этот запрос (заявку), содержащие необходимые сведения и документы. Предложения также раз­решено менять или деактивировать до истечения установленного заказчиком срока.

После окончания этого срока заказчик выбирает подходящего по­ставщика и через модуль отправляет ему приглашение и проект соответствующего договора. Тот может с ним согласиться, о чем он должен направить заказчику уведомление, или отказаться заключать договор. При этом отсутствие ответа согласием заключить договор не считается.

До получения уведомления от по­ставщика заказчик еще имеет право отказаться от проведения закупки путем отзыва (деактивации) приглашения, позже этого сделать уже нельзя.

Еще одна полезная функция модуля: с использованием его возможностей можно сформировать сведения о конъюнктуре рынка по закупаемому товару. Указанная информация будет сформирована в соответствии с кодом ОКРБ 007-2012. Напомним, что она является обязательной при осуществлении госзакупок из одного источника.

Несмотря на то что закупка на БУТБ осуществляется в электронном виде, договор между заказчиком и поставщиком должен быть заключен на бумажном носителе. Для этого можно использовать типовую форму договора поставки согласно приложению 2 к Регламенту.

Кроме того, после завершения процедуры закупки (заключения договора) заказчик может с помощью средств модуля сформировать справку о проведении указанной процедуры, соответствующую требованиям законодательства, которую следует разместить на ЭТП не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее утверждения.

Нововведения в 44-ФЗ с 1 июля 2019 года отменили необходимость размещения информации в ЕИС при закупках у единственного поставщика при заключении прямых контрактов. Каких сроков следует придерживаться при подписании такого рода прямых договоров? Закон отводит от 5 до 30 дней на заключение прямого договора по 44-ФЗ. Обоснование этому содержится в положениях 44-ФЗ, где говорится, что прямой контракт не может быть подписан ранее 5 дней, и ст. 528 Гражданского кодекса РФ, устанавливающий тридцатидневный срок для заключения договора.

Заключая прямой договор по 44-ФЗ, следует придерживаться нижеприведенного регламента:

  1. Руководство издает приказ, в котором содержится решение об осуществлении прямой закупки.
  2. Отдел, ответственный за контрактную работу, проводит расчеты по цене, составляет ее обоснование и разрабатывает проект договора.
  3. Предприятие выбирает поставщика, после чего отправляет ему документацию, содержащую условия сделки, и предложение о заключении прямого контракта.
  4. Потенциальному подрядчику (поставщику) направляется проект договора.
  5. Стороны подписывают прямой договор. Если его условиями предусмотрено обеспечение исполнения контракта, исполнитель должен внести необходимую сумму.

Для скачивания есть образец прямого договора по 44-ФЗ

Приобретение бюджетным учреждением товаров и услуг на сумму, не превосходящую 100 тысяч рублей, относят к закупкам малого объема. Такие процедуры не подразумевают реализации торгов. Контракт заключается напрямую с выбранным поставщиком.

Оформлять подобные контракты разрешено в том случае, если годовой объем малых закупок не превышает 2 миллиона рублей или 5% от СГОЗ. Заказчик может самостоятельно выбрать этот порог из двух предложенных вариантов, исходя из годового объема закупок. Для небольших организаций выгодным оказывается применение порога в 2 миллиона рублей.

Таким образом, заказчик может проводить закупки любых товаров и услуг при цене одного контракта не более 100 тысяч рублей до тех пор, пока не будут исчерпаны вышеописанные лимиты. Как правило, таким методом организации предпочитают закупать электроэнергию, тепло, услуги по техобслуживанию транспорта, экспертной оценки и тому подобные. Это позволяет в кратчайшие сроки провести необходимые работы.

Описанные лимиты не распространяются на сельскохозяйственные предприятия. Для организаций исполнительной власти пороги определяются индивидуально. Такие правила регламентируются нормами статьи 93 44-ФЗ.

Приобретение товаров и услуг на сумму, не превосходящую 100 тысяч рублей, имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  1. Заказчику не придется отчитываться перед контролирующими органами о необходимости применения такого метода закупки.
  2. Отпадает необходимость обосновывать стоимость контракта и его условия.
  3. На заказчика не накладываются обязательства по оформлению отчетности на каждом этапе проведения закупки.
  4. Не нужно размещать сведения о приобретении товаров и услуг таким методом в ЕИС.

Такой способ закупки позволяет обеспечить организацию необходимыми ресурсами в самые короткие сроки. Выбор поставщика заказчик проводит самостоятельно.

Проведение закупок у единственного поставщика по Закону № 223‑ФЗ

При расчете лимитов на малые закупки необходимо учитывать все контракты, оформленные до наступления очередного финансового периода, но оплаченные уже после его начала. Если у компании достаточно большие обороты, то им лучше рассчитывать лимиты, исходя из 5% от СГОЗ. Для остальных организации наиболее предпочтительным считается фиксированная сумма в 2 миллиона рублей.

Приведем показательный прием расчета такого лимита. Организации на проведение закупок выделено 100 миллионов рублей. Определяем 5% от СГОЗ. Эта сумма будет равна 5 миллионам рублей. При этом соблюдается правило, что 5% от СГОЗ не должно превосходить отметку в 50 миллионов рублей. Следовательно, 5 миллионов выгодней принять в качестве лимита. Сумма одного контракта не превосходит 100 тысяч рублей, значит, в год заказчик может провести минимум 50 закупок малого объема.

Соблюдение лимитов контролируется компетентными службами. В случае их превышения организация привлекается к административной ответственности. Штрафы за такое нарушение от 30 000 рублей и выше.

Для того чтобы заказчик имел возможность провести малую закупку, она должна быть внесена в план-график. Эта норма регламентируется постановлением Правительства России за номером 554 от 05 июня 2016 года.

Всю процедуру приобретения товаров и услуг на сумму до 100 тысяч рублей можно разделить на несколько основных этапов:

  1. Внесение закупки в план-график.
  2. Непосредственное проведение закупки.
  3. Приемка товаров или услуг в рамках заключенного договора. В некоторых случаях проводится экспертная оценка качества исполнения поставщиком своих обязательств.
  4. Оплата заказчиком поставленных ему товаров или услуг.

При поведении закупок до 100 тысяч рублей на заказчика не накладывается обязательство по размещению в ЕИС соответствующего извещения. Все документы, касающиеся этой процедуры, заказчик обязан хранить. Сделка может быть оформлена в любой форме, предусмотренной действующим ГК РФ.

В некоторых случаях, пытаясь избежать проведения конкурсной процедуры, заказчики искусственно дробят закупку на несколько контрактов, сумма каждого из которых не превышает 100 тысяч рублей. Такие действия заказчика квалифицируются, как намеренное нарушение действующего законодательства.

В случае выявления такого нарушения заключенные сделки признаются притворными. Следовательно, все договорные обязательства аннулируются. При этом ФАС усматривает в действиях заказчика нарушение конкурентной политики.

При выявлении факта дробления закупок заказчик несет административную ответственность. Контрактный управляющий должен будет выплатить штраф в размере 50 тысяч рублей.

Закупка товаров и услуг на сумму менее 100 тысяч рублей у одного поставщика – простой и быстрый способ обеспечить все нужды организации. Главное, соблюдать все правила проведения такой процедуры и не превышать установленные лимиты.

Напомним читателям, что в 2018 году в Законе № 223-ФЗ появилась отдельная ст. 3.6, посвященная этому виду закупок. Сформулирована она крайне лаконично – порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. Собственно, единственное требование закона заключается в том, чтобы заказчик в своем положении о закупке установил закрытый, а не открытый перечень случаев, когда он может провести такую закупку.

Поэтому «вольница» для заказчиков здесь сохраняется. В полной степени воспользоваться ей не могут только государственные и муниципальные автономные и бюджетные учреждения, а также ГУП и МУП, но только в том случае, когда их учредитель (орган государственной власти или местного самоуправления), пользуясь появившимся у него не так давно правом (ч. 2.1 – 2.7 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), устанавливает типовое положение о закупке, обязательное для применения этими заказчиками, и в нем сам четко обозначает, что, как и в каких случаях эти заказчики будут закупать у единственного поставщика.

Например, в Хабаровске утверждено типовое положение о закупке, применение которого обязательно для всех городских муниципальных бюджетных и автономных учреждений, всех МУП при утверждении ими своих положений о закупке[3]. В соответствии с этим документом закупка у единственного поставщика может проводиться данными заказчиками в 39 случаях, перечень которых во многом напоминает аналогичный перечень в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В частности, любые закупки у ЕП разрешается осуществлять на сумму, не превышающую 500 тыс. руб., установлены и годовые лимиты таких закупок (4 млн руб. или не более 50 % утвержденного совокупного годового объема закупок). Для образовательных, физкультурно-спортивных учреждений и учреждений культуры порог таких закупок в два раза больше – 1 млн руб., а их годовой объем уже не должен превышать 20 млн руб. и 50 % утвержденного совокупного годового объема закупок. Отметим, что эти пороги все же больше, чем в Законе № 44-ФЗ – 300 тыс. и 600 тыс. руб. соответственно (п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 закона).

Среди случаев закупки у единственного поставщика также можно встретить случаи, которые полностью скопированы из Закона № 44-ФЗ, – закупки услуг естественных монополий, преподавательских услуг у физических лиц и т. д. Но есть и интересные «послабления», в отличие от Закона № 44-ФЗ. Например, у ЕП допустимо закупать:

  • услуги связи (телефонной, мобильной и интернет-связи);

  • услуги интернет-хостинга;

  • услуги по обучению и повышению квалификации;

  • информационно-справочные и консультационные услуги;

  • услуги по диагностике, текущему обслуживанию и ремонту новых автотранспортных средств в автосалоне или сервисном центре официального дилера завода-изготовителя, с целью сохранения гарантийного срока на транспортные средства.

Если же вышеуказанные ограничения отсутствуют (иными словами, если заказчик не обязан применять «спущенное свыше» типовое положение о закупке), то заказчик самостоятельно устанавливает случаи закупки у единственного поставщика в своем положении о закупке (ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, Письмо ФАС России от 27.02.2019 № 17/15158/19).

На практике заказчики могут столкнуться с такой позицией ФАС: на правовые возможности заказчика осуществлять ту или иную закупку у единственного поставщика влияет и то, относятся ли закупаемые товары, работы, услуги (ТРУ) к тем, которые согласно ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ заказчики обязаны закупать в электронной форме по Перечню[4].

В связи с этим весьма интересен конкретный случай, когда территориальный орган ФАС, рассматривая жалобу на неправомерную закупку заказчиком у ЕП работ по изготовлению единых платежных документов в виде бесконвертных отправлений с последующей доставкой абонентам, пришел к выводу, что, поскольку код ОКПД 2 этих работ есть в перечне ТРУ, которые должны закупаться в электронной форме, заказчик обязан был проводить данную закупку в электронной форме, а следовательно, конкурентным способом[5].

Напомним, что в Перечне таких ТРУ несколько десятков и они далеко не экзотичны, к ним относятся, например, услуги по чистке и уборке, мебель, канцелярские товары. Поэтому следование вышеприведенной позиции может серьезно усложнить закупочную деятельность заказчика. Вместе с тем эта позиция далеко не бесспорна, ведь в соответствующем правительственном постановлении прямо говорится о том, что закупка ТРУ, включенных в «электронный» перечень, не проводится в электронной форме, если осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) согласно положению о закупке заказчика (п. 2 Постановления № 616).

Отметим, что в принципе возможна даже такая ситуация: через закупку у единственного поставщика заказчик пытается вообще избежать электронных закупок, установив в своем положении о закупке норму о том, что такие закупки в числе прочего могут осуществляться в случае, когда закупаются ТРУ, определенные в соответствующем правительственном постановлении для электронных закупок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *