Когда ввели пенсию в россии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда ввели пенсию в россии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Римская империя вошла в историю по многим показателям, но в контексте нашего материала она известна, как государство, где впервые в мире была внедрена система пенсионного обеспечения. Инициатором идеи был Юлий Цезарь. В основном пенсии предназначались только бывшим военным.

Следующим государством, где была опробована система назначений пенсий военным, стала Франция. Здесь в 17 веке решили поддержать пособиями офицеров морского флота страны.

В начале 20 века пенсионные системы стали в массовом порядке распространяться по всем странам Европы. Так, в 1913 году Швеция на законодательном уровне закрепила систему выплат пенсий. Далее их примеру последовали Италия, Австрия, Голландия.

В США первые пенсии появились в 1935 году. Япония запустила пенсионную поддержку населения во время Второй мировой войны, однако по факту выплаты стали осуществляться лишь через 10-15 лет. Южная Корея стала выплачивать пенсии в 1988 году. В Китае всеобщих пенсионных выплат нет до сих пор.

Когда появились первые пенсии в мире, СССР и РФ?

В советские годы крестьяне тоже не сразу начнут получать пенсии. По сути, их жизнь начала налаживаться только после 1964 года, когда был принят соответствующий закон, затрагивающий интересы участников коллективных хозяйств. А вот рабочие и служащие стали получать первые пенсии уже с 1937 года.

Под занавес существования СССР на пенсию мог претендовать любой гражданин страны, если он имел трудовой стаж в объеме 20-25 лет.

190 лет назад, в декабре 1827 г,, император Николай I утвердил первый в истории России пенсионный устав. Назывался он «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим». Пенсии и пособия в России выплачивались и раньше, но, как отмечал сам Николай I: «Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определённости, ни соразмерности. Сверх сего, не было поставлено постоянных правил на призрение вдов и сирот по смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших». Впрочем, подготовка данного устава была начата ещё при Александре I, почти за десять лет до его принятия.

В последующие годы «Устав…» был дополнен новыми положениями и стал называться «Общий Устав о пенсиях». Выдержав несколько редакций, «николаевский устав о пенсиях» сохранял основные положения вплоть до начала XX века.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации пенсии в России стали вводиться постепенно еще в XVII веке Петром I, а детально проработанное пенсионное законодательство было принято при Николае I. Первыми государственным обеспечением стали пользоваться военнослужащие и их вдовы, а также чиновники с рангом.

Впоследствии пенсионная система в России неуклонно расширялась, включив в себя обширные категории людей, которых сегодня называют «бюджетниками». Право на пенсии получили низшие служащие, не имевшие чинов, преподаватели государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеры и мастера, а с 1913 года и рабочие государственных предприятий и железных дорог. Правда, селяне могли рассчитывать только на свои сбережения и помощь родных.

К 1914 г. право на пенсию по выслуге лет имели чиновники всех классов, канцеляристы, офицеры, таможня, жандармы, учителя школ, преподаватели вузов, ученые и инженеры всех казенных заводов, врачи, медперсонал всех казенных больниц, рабочие казенных заводов и железной дороги.

С высоты дожитых лет. История пенсий в России

После образования СССР все царские пенсии упразднили одним махом. Большинство советских трудящихся длительное время не получали пенсий по старости – они были положены лишь для небольшой части населения.

Так, в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м — для старых большевиков, в 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности.

Только в 1930 году в Советской России было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», и с 1937 года пенсии стали выплачивать всем городским рабочим и служащим.

До 1956 г. размер пенсий в СССР был мизерным: участникам Гражданской войны, бойцам Красной армии, ставших инвалидами, полагалось 25 руб. — 45 руб. (вторая группа инвалидности) и 65 руб. (первая группа).

Также пенсии выплачивались нетрудоспособным членам семьей таких инвалидов (от 15 до 45 руб.). Если учесть, что в 1937 г. студенческая стипендия была 130 руб., то воевавшим людям, получившим инвалидность, выплачивали сущие крохи.

В 1926-1927 годах средний возраст мужчин в СССР был 40,23 года, женщин – 45,61год.

А в 1932 году был законодательно установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин.

Окончательно система пенсионного обеспечения в СССР была установлена только в 1956 году, совместно с принятием закона «О государственных пенсиях», т.е. под руководством Никиты Хрущева была проведена пенсионная реформа, и средний размер пенсий по возрасту был увеличен более чем в два раза, по инвалидности — в полтора раза.

Никите Хрущеву обычно ставят в заслугу то, что он «дал пенсии колхозникам». На самом деле, всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц, что примерно равнялось стоимости четырех килограммов докторской колбасы.

Впервые массовые пенсии ввел в 1889 году в Германии канцлер Отто фон Бисмарк. Первый государственный пенсионный фонд собирал деньги и с работников, и с работодателей. Чем больше денег человек вкладывал в фонд, тем более высокую пенсию он получал в старости. В 1891 году в Дании и в 1898 году в Новой Зеландии правительства ввели пенсии для нуждающихся — так власти пытались уменьшить социальное неравенство в обществе. К началу XX века сформировалось два подхода к пенсии:

Пенсия — пособие за выслугу лет для бывших работников. Его размер зависел от стажа, трудовых и социальных заслуг перед обществом и государством.

Пенсия — равная выплата для людей с низким достатком.

История пенсий в России и СССР

Первые пенсии в России начали выплачивать госслужащим и военным в XVII веке. Позднее количество категорий граждан — получателей пенсии расширялось, пока в 1964 году не появилась массовая пенсия. До этого в 1956 году советское правительство утвердило закон «О государственных пенсиях», по которому женщины в 55 лет и мужчины в 60 лет, не работавшие в колхозах, могли получить пособие. Спустя восемь лет государственные пенсии стали получать и колхозники — до этого они получали пособия от артелей, которые организовывали собственные фонды и кассы взаимопомощи.

В 2010 году государство отменило базовую часть и оставило только страховые и накопительные пенсии. С 2014 года пенсии в РФ рассчитывают по формуле AxB+C+d, где:

A — пенсионные баллы. Они увеличиваются от количества стажа, официальной зарплаты и возраста выхода на пенсию. В год гражданин может получить не больше 10 баллов;

B — стоимость пенсионного балла. Устанавливается по доходам ПФР выше уровня инфляции. Сейчас составляет 81,49 рублей;

C — фиксированная выплата. Устанавливается по доходам ПФР выше уровня инфляции. На 1 января 2018 года — 4982,90 руб. Ежегодно индексируется государством;

d — накопительная пенсия. Состоит из денег, которые выплачивали работники и работодатели. Эти накопления индексируются под 6%. Ими управляет НПФ или управляющая компания.

До 31 декабря 2015 года граждане должны были выбрать вариант пенсионного обеспечения: накопительная и страховая пенсии, либо только страховая. Если человек не выбрал один из двух вариантов, его накопительная часть перешла в страховую.

До начала индустриальной революции забота о стариках главным образом лежала на их семьях или на местных общинах. Такой подход существовал еще в первобытные времена, а во многих традиционных обществах он сохраняется и поныне.
Однако нечто похожее на пенсии можно было встретить уже в древнем мире. Иногда власть имущие, движимые моральными или политическими мотивами, начинали выплачивать денежное пособие своим престарелым подданным. Речь, естественно, шла лишь о тех, кто для них был важен: воинах, чиновниках или особо приближенных слугах.

К примеру, римский император и полководец Юлий Цезарь в свое время учредил пособие для престарелых легионеров, которое выплачивал из своего кармана. И это во многом прибавило ему популярности среди солдат римской армии.

В начале 30-х годов произошло одно знаменательное для советских граждан событие: специальная государственная комиссия провела обследование рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссии были следующими: к 55 годам большая часть женщин и к 60 годам большая часть мужчин теряют возможность продолжать работу.
По результатам этих исследований, в СССР был установлен соответствующий возраст выхода на пенсию. До недавних событий он ни разу не менялся и оставался одним из самых низких в мире. При этом некоторые категории граждан могли выходить на пенсию еще раньше: работающие на вредных производствах, в экстремальных климатических условиях и.т.д.

Подобные изменения произошли не только в России: в последние годы пенсионный кризис накрыл большинство стран. Почти во всех пенсионных фондах возникла нехватка средств, из-за которой уже невозможно было выплачивать пособия в прежнем объеме. Впрочем, особым сюрпризом это не стало.

Не секрет, что многие пенсионные системы по сути представляют собой своеобразные финансовые пирамиды. Напомню: финансовая пирамида — это коммерческая организация, в которой выплаты участникам производятся за счет непрерывного привлечения новых участников. По такому принципу работали “МММ”, “Властелина”, “Русский дом Селенга”, “Хопёр-Инвест” и прочие аферисты из 90-х.

Точно так же работают и нынешние пенсионные фонды. Пенсии старикам выплачиваются, в основном, не за счет их накоплений (это, в общем-то, и нереально), а из отчислений тех, кто трудится в настоящее время. И тут возникает несколько проблем:

1. Быстрое старение населения. Продолжительность жизни в Европе растет, а значит стариков в ней становится с каждым годом все больше. Тем более, что с 2005 по 2030 год на пенсию здесь начали выходить представители послевоенного поколения, на которое пришелся бум рождаемости.

Сегодня в Европе проживает 16% людей, чей возраст превышает 65 лет (основной пенсионный возраст на Западе). По прогнозам ООН к 2030 году таковых будет уже 25%, а к 2050 году — 28%.

России это тоже касается. По оценкам агентства Bloomberg, сегодня Россия входит в десятку стран с наибольшими рисками: на одного пенсионера у нас приходится 2,4 трудящихся. Для сравнения: в 20-х годах в России соотношение пенсионеров к трудоспособному населению было 1 к 8.

2. Снижение рождаемости. Оно наблюдается сегодня во всех развитых странах и вызвано скорее биологическими, чем социальными причинами. Дело в том, что с увеличением уровня жизни и со снижением смертности исчезает необходимость в большом количестве потомства. Что же касается России, то у нас (как справедливо отметил Путин), есть еще и “демографическая дыра”, возникшая в 90-е годы.
Оба этих фактора приводят к тому, что пенсионная пирамида постепенно начинает разваливаться. Отчислений трудящихся уже хронически не хватает для полноценного обеспечения пенсионеров, и чтобы сохранить пирамиду, правительства вынуждены принимать различные непопулярные меры:

  • Уменьшать пенсии,
  • Увеличивать пенсионные отчисления,
  • Увеличивать пенсионный возраст.

Можно ли наполнить пенсионный фонд как-нибудь по-другому? Можно, и таких способов существует много. Например, Норвегия направляет в пенсионный фонд сверхдоходы от продажи нефти и других энергоресурсов и сегодня занимает одно из ведущих мест по уровню жизни пенсионеров. Также можно решить проблему за счет перераспределения доходов в обществе, скажем, с помощью различных прогрессивных налогов и налогов на роскошь.

Однако от всех подобных мер за версту несет социализмом, и для многих рыночных стран они просто неприемлемы.
Есть и еще одна серьезная проблема, порождающая пенсионный кризис. Особенно остро она стоит в нашей стране, хотя правительство почему-то не любит лишний раз об этом вспоминать. А именно:

3. “Серые” и “черные” зарплаты. Сегодня в России от 15 до 30 миллионов трудящихся заняты в теневом секторе экономики и не платят взносы в пенсионный фонд. В целом, с “черными” зарплатами у нас наблюдается следующая картина:

  • 60% компаний оформляют всех сотрудников;
  • 22% оформляют большинство сотрудников;
  • 13% оформляют меньшинство сотрудников;
  • 5% не оформляют сотрудников вообще.

Автор этих строк когда-то отработал несколько лет в одной конторе, где после увольнения ему вручили трудовую книжку без всяких отметок. Сколько подобных организаций существовало в 90-е и в начале 2000-х сложно даже представить. Этих контор уже и след простыл, а потому вряд ли их сотрудники сегодня смогут добиться справедливости.

На самом деле, у пенсионного кризиса есть и более глубокая причина, которая никак не связана с демографической ситуацией.

Как мы помним, многие социальные преобразования, вроде тех же пенсий, вводились в капиталистических странах вынужденно. Некоторые реформы принимались под давлением профсоюзного движения, другие — из-за конкуренции с СССР и прочими соцстранами.

Сегодня социалистического лагеря больше нет, а это значит, что и нет больше особой нужды во многих социальных гарантиях. Ведь современному трудящемуся уже не с чем сравнить свое положение. Его окружают исключительно страны с рыночной экономикой, которые отличаются друг от друга лишь национальным колоритом и доступом к ресурсам. У граждан этих стран больше нет перед глазами альтернативы, и многие из них даже не догадываются, что можно жить как-то по-другому.

В 1928 году право на пенсию при утрате трудоспособности применили к рабочим текстильной промышленности (постановление Союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5.01.1928г.). В 1929 году она распространилась на рабочих горной, металлической и электропромышленности, железнодорожного и водного транспорта (постановление ЦИК СССР от 15 мая 1929 г. «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости»), а в 30-х годах ХХ века стала устанавливаться и рабочим других отраслей.

Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости — 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин — с тех пор не менялся, при этом средний возраст наступления инвалидности среди мужчин в то время был около 52, а у женщин – 50 лет.

Окончательное формирование пенсионной системы Советского Союза относится к 1950-1960 годам: 1 октября 1956 года вступил в силу закон «О государственных пенсиях», гарантирующий пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий, а в 1964 году – о пенсионном обеспечении колхозников. К этому времени сформировались и виды пенсионного обеспечения: пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по потере кормильца. Также были введены дополнительные пенсии: за выслугу лет, персональные пенсии, за особые заслуги перед государством.

История пенсионной системы России началась с принятия закона «О государственных пенсиях в РФ» (от 20 ноября 1990 года), в котором были установлены принципы государственного пенсионного страхования. Тогда были установлены два вида пенсий — трудовые и социальные.

Российская пенсионная система стала впервые строиться на принципах социального страхования (модель Бисмарка). Так, согласно статье 8 закона, финансирование пенсий осуществлялось ПФР за счет страховых взносов работодателей по страховому тарифу 28% от фонда оплаты труда (трудовые пенсии) и ассигнований из федерального бюджета (пенсии для военнослужащих и приравненных к ним категорий, а также социальные пенсии). Но уже тогда было очевидно, что пенсионная система социалистического периода при рыночной экономике не работают. У государства просто не было денег для выплаты пенсий: на фоне гиперинфляции, роста цен, массового закрытия и банкротства предприятий, пенсии нередко задерживали.

В декабре 2001 года в России, после многочисленных споров и расчетов, были приняты законы, устанавливающие новый подход формирования пенсионной системы: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ». Новая система включала в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование. Этот формат пенсионной системы просуществовал более 10 лет. В это время активно развивались негосударственные пенсионные фонды, зафиксированы многочисленные случаи вложения денежных средств в софинансирование государственной пенсии. Но уже тогда специалисты прогнозировали, что к 2010-2020 годам, на форме снижения рождаемости в 90-ые годы, количество пенсионеров превысит количество трудоспособного населения.

В большинстве стран евразийского пространства и Восточной Европы пенсионный возраст уже повысили.

Для мужчин трудоспособный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии и Азербайджане, для женщин — на уровне 63 года в Армении. В Эстонии, Латвии и Литвек 2025-2027 годам трудоспособный возраст повысят до 65 лет. Узбекистан недавно заявил, то будет повышать трудоспособный возраст до общемирового.

До 2017 года в Республике Беларусь возраст выхода на пенсию у мужчин был 60 лет, у женщин — 55 лет. С прошлого года трудоспособный возраст обоих полов каждый год повышают на 0,5 года. К 2022 году планируется повысить трудоспособный возраст у мужчин до 63 лет, у женщин — до 58 лет.

В Казахстане с 2001 года возраст выхода на пенсию у мужчин — 63 года, у женщин — 58 лет. С 2018 года трудоспособный возраст женщин каждый год повышается на 0,5 года (до 63 лет к 2027 году). В результате трудоспособный возраст у мужчин и женщин выровняется.

Советские пенсии: как было при Ленине, Сталине, Хрущеве

Как заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, представляя законопроект в Госдуме, «реформа позволит впервые за всю историю России проиндексировать пенсии выше темпов инфляции более чем в два раза: с 2019 года — на 1000 рублей (индексация на 7%, прогноз по инфляции на 2018 год — около 3%)». Он также напомнил депутатам и о льготах, предусмотренных реформой: например, люди с большим трудовым стажем (женщины – 40 лет, мужчины – 45) смогут выйти на пенсию на два года раньше. Также сохраняется досрочная пенсия для работников вредных и опасных производств, для женщин, родивших пять и более детей, для инвалидов, чернобыльцев и других льготников.

— В отличие от стран Запада, Россия принимает решение о повышении планки возраста выхода на пенсию не под давлением кризиса в экономике, а при стабильной ситуации. Ведь необходимо на перспективу обеспечить страховой характер пенсионной системы, не просто сохранить, но и беспрецедентно повысить пенсионные выплаты. Принятие законопроекта не приведет к росту безработицы в силу плавного увеличения возраста выхода на пенсию. Этому помешает и тот факт, что на рынок выходит меньше новых работников из-за падения рождаемости в 1990-х годах, — отметил Максим Топилин, подчеркнув, что «правительство планирует выделить порядка 5 млрд рублей на повышение квалификации и переподготовку людей предпенсионного возраста».

Согласно распространённому мифу, в Советском Союзе пенсионеры жили богато и ни в чём себе не отказывали. На самом деле, пенсия в последние годы СССР составляла от 30 до 130 рублей: по покупательской способности это было значительно ниже, чем средняя пенсия в 2013 году.

После распада СССР гиперинфляция и скачущий курс доллара поставили пенсионеров на грань выживания. В 1992—1993 средняя пенсия в разные периоды составляла 5-15 долларов США, при этом чудовищная инфляция быстро её обесценивала. Некоторые чиновники пользовались этим, «прокручивая» пенсии — достаточно было купить на пенсионные деньги долларов, а через месяц-другой купить обратно рубли, украв таким образом у пенсионеров до половины пенсии.

В 1995 году ситуация стала чуть получше, средняя пенсия составляла тогда около 50 долларов в месяц. Однако обвал рубля 1998 года снова обострил ситуацию, и на момент ухода Ельцина в отставку средний российский пенсионер получал всего лишь 29 долларов в месяц.

Кроме проблем с небольшим размером пенсии, смена государственного строя повлекла за собой огромное количество проблем с расчётом трудового стажа.

В советское время учёт стажа происходил по трудовым книжкам и по архивам кадровых служб предприятий. В момент обращения за назначением пенсии в России многие люди внезапно обнаруживали, что:

  • отдельные записи в трудовой признавались не читаемыми/не действительными;
  • ряд записей по одной и той же специальности в трудовой, на которые ранее особо и внимание при написании не уделяли — стали разделять, по одному типу записи меньше пенсия, а по другому больше;
  • подтвердить запись справкой из архива предприятия было сложно, так как оно могло оказаться развалившимся или заграничным;
  • архив мог исчезнуть или сгореть: полностью или частично;
  • иногда данные могли быть утеряны на одного конкретного работника.

В результате человек терял часть стажа, что приводило к существенному понижению пенсии или получал более низкую пенсию.

Кроме того, изменение порядка учёта стажа в СССР и современной России привело к неоднозначности учета «трудового стажа» для периодов беременности и декретного отпуска, а также для периода учета обучения в высших учебных заведениях (студенты и аспиранты).

Отдельным негативным фактором девяностых стала массовая работа «без трудовой», которая негативно сказалась на размерах пенсий работников, которые выходили на пенсию уже в новом тысячелетии.

Пенсионная реформа началась принятием закона[4], предусматривающего поэтапное повышение пенсионного возраста на пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин.[5]

Переходный период увеличения пенсионного возраста установлен до 2028 года. Предполагается следующий порядок выхода на пенсию для мужчин 1959-1963 года рождения и женщин 1964-1968 года рождения:

  • мужчины 1959 года в 2020 году в возрасте 60 и 6 месяцев, а женщины 1964 года рождения — в 2020 году 55 лет и 6 месяцев;
  • мужчины 1960 и женщины 1965 года рождения — в 2022 году, в возрасте 61 и 6 мес и 56 лет и 6 мес;
  • мужчины 1961 и женщины 1966 года рождения — в 2024 году, в возрасте 63 и 58 лет;
  • мужчины 1962 и женщины 1967 года рождения — в 2026 году, в возрасте 64 и 59 лет;
  • мужчины 1963 и женщины 1968 года рождения — в 2028 году, в возрасте 65 и 60 лет.

Россияне, рождённые после указанного периода (мужчины 1963 и женщины 1968 года рождения и моложе), согласно закона, будут выходить на пенсию уже по достижении нового установленного пенсионного возраста (соответственно 65 и 60 лет).

Цели реформ

Главной целью реформ является уменьшение дефицита пенсионного фонда страны, что позволит обеспечить (по доводам Правительства) постоянные увеличения размера пенсий — индексацию пенсий свыше инфляции (в соответствии с Указом Президента от 07.05.2018 года № 204). Увеличение пенсионного возраста позволит увеличивать размер пенсий неработающим пенсионерам почти на 1000 рублей в год.

Права людей предпенсионного возраста на рынке труда

К предпенсионному возрасту отнятся «пять лет» до наступления срока выхода на пенсию. Для защиты этой категории граждан должны приняться меры:

  • установить административную и уголовную ответственность работодателей за отказ в приёме на работу и увольнение работника по причине предпенсионного возраста;
  • стимулирование работодателей для повышения их заинтересованности принимать на работу людей предпенсионного возраста;
  • введение новой программы по повышению квалификации предпенсионеров, которая будет финансироваться из федерального бюджета;
  • повышение максимального размера пособия по безработице для этой категории граждан, которое будет выплачиваться в течение одного года;
  • ежегодное предоставление работодателями 2 дней на прохождение людьми пожилого возраста бесплатной диспансеризации с сохранением зарплаты.

Пенсии — одна из самых широко затрагиваемых в спорах о России тем: про пенсии с радостью и удовольствием говорят все стороны дискуссии.

Пенсии выросли в нулевые годы с 700 рублей в 1999 до 13 900 рублей (примерно 200 долларов США) в 2015 году. Это огромный рост, даже с учётом инфляции. Также можно вспомнить, что в 1999 году средняя пенсия в Германии составляла 1600—1900 марок (22-27 тыс. рублей), а сейчас составляет 1400 долларов США (около 100 000 рублей). То есть, разрыв между Российскими пенсионерами сократился за эти годы в невероятные 7 раз.

При этом, впрочем, не следует забывать, что до кризиса 1998 года средняя пенсия в России была немного выше: примерно 50 долларов. Однако, опять-таки, это были не вполне честные 50 долларов, так как в лихие девяностые пенсию вполне могли задержать — чтобы выдать её пенсионерам уже подъеденной гиперинфляцией. Таким образом, разница между пенсиями 1998 года и 2015 года в долларовом эквиваленте составляет 50 и 200 долларов соответственно.

Естественно, что сотрудникам Пенсионного фонда в любом случае нужно где-то работать и принимать посетителей, и если Пенсионный фонд не будет строить свои здания, он будет тратить те же суммы на аренду чужих зданий. Да и дворцами эти здания выглядят лишь на фоне окружающей архитектурной обстановки периода Н. С. Хрущева , хотя на самом деле являются очень простыми и недорогими строительными объектами, возведенными по типовым проектам офисных зданий эконом-класса.

В обсуждении вопроса строительства зданий пенсионным фондом не следует забывать еще о двух деталх: 1. В отделениях пенсионного фонда хранится первичная документация (как в бумажном, так и в электронном виде), содержащая, в том числе персональные данные россиян. Хранить эти сведения в случайных арендованных помещениях явно не законно . Здание должно быть специальным образом зонировано и доступ посторонних в «чистую зону» (там где стоят серверы и находится архив) должен быть принципиально исключен. А зонированное здание не может быть маленьким, так как «чистая зона» будет иметь свои кабинеты, коридоры, лестницы и даже туалеты. 2. В отделениях пенсионного фонда всегда вал посетителей. Это и сами пенсионеры и представители работодателей. Такие здания должны иметь достаточно просторные холлы, чтобы посетителям не пришлось толкаться в узких коридорах.

  • Демография России
  • Зарплаты в России
  • Рейтинги:Глобальный пенсионный индекс от банка Natixis

Впервые пенсионное обеспечение было введено в для государственных чиновников в Пруссии в 1825 году. Массовое же и универсальное пенсионное обеспечение впервые появилось в Германии(1889 год), Великобритании (1908 год) и Франции (1910 год). Оно подразумевало увязку размеров пенсий с размерами страховых взносов и зарплаты застрахованных работников, обязательное пенсионное страхование работников наемного труда от старости, инвалидности и утраты кормильца[1].

Согласно российскому законодательству «трудовая пенсия» — это «ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом»[2].

Государственная пенсия — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением госслужбы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесённого здоровью граждан при прохождении военной службы, […][3].

В России пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, не подлежат налогообложению. С 2002 года в стране началась пенсионная реформа, которая разделила пенсию на три части: базовую, страховую и накопительную.

В результате реформы принята двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: гражданин может выбирать между Пенсионным Фондом РФ (ПФР) и одним из негосударственных пенсионных фондов. В случае размещения накопительной части пенсии в ПФР, застрахованное лицо может выбирать между государственной (ГУК, в настоящее время ВЭБ) и одной из частных управляющих компаний.

Было и стало: как выходили на пенсию в СССР и будут выходить в России

  • Валентин Роик Экономика, финансы и право социального страхования. Институты и страховые механизмы. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 258 с. — ISBN 978-5-9614-1961-0

Рассматривая весь исторический спектр развития пенсионного обеспечения, стоит отметить, что данная выплата появилась в СССР в 1928 году и впервые была введена для работников текстильной промышленности. Именно с этого периода были установлены первые цифры, касающиеся пенсионного возраста, который составил:

  • Для мужчин 60 лет.
  • Для женщины 55 лет.

Далее, в 1932 году, данное право распространилось также на другие виды рабочих и колхозников. Но для работников сельского хозяйства были установлены другие временные рамки:

  • Для мужчин 65 лет.
  • Для женщин – 60.

Позже, с 1968 года, и они стали выходить на пенсию, как и остальные работники.

На сегодняшний день в РФ существует несколько видов пенсий:

  • Страховая, которая служит компенсацией всем гражданам их заработной платы или других видов дохода на момент осуществления трудовой деятельности. Также она выплачивается нетрудоспособным застрахованным лицам. Страховая пенсия может быть трех видов:
  • По старости – используется чаще всего.
  • По инвалидности – назначается тем, кто утратил свое здоровье и получил определенную группу инвалидности.
  • По случаю потери кормильца – доступно тем нетрудоспособным лицам, которые утратили кормильца по причине смерти. За исключением только умышленный уголовных деяний, которые повлекли за собой кончину.

Существует также вид, который называется по государственному пенсионному обеспечению. Он доступен лицам, которые находились на федеральной государственной службе на тот момент, и когда они достигли определенного срока выслуги или возраста. Отсюда подвиды:

  • За выслугу лет.
  • По старости.
  • По инвалидности.
  • Социальная.
  • Накопительная, которая формируется за счет совместных взносов работодателя и дохода инвестирования. Но, на данный момент она доступна только тем лицам, которые родились в 1967 году и моложе и до конца 2015 года они сделали выбор в пользу именно такого вида. Правда, периодически встает вопрос о заморозке выплат по такому типу.

Также существует негосударственный тип, который требует заключения договора с негосударственным пенсионным фондом.

Рассматривая официальную статистику, можно учесть, сколько пенсионеров проживает на сегодняшний день в России, а также сколько из них получают разные виды пенсии. Таким образом можно проследить динамику, какова численность пожилых людей и как она изменяется по отношению к общему населению страны. Данные, предоставляемые Росстатом, говорят о том, что:

  • В 2012 году в стране было 42.367.000.
  • В 2013 – 42.837.000.
  • В 2014 уже 43.327.000.
  • В 2015 – 43.797.000.
  • В 2016 – 45.182.000.
  • В 2017 – 45.709.000.
  • В 2018 году – 46.071.000.
  • В 2019 году – 46.480.000.

При этом необходимо отметить существенный рост части населения, которая достигла возраста, когда им необходимо платить пенсию. Как видно из приведенной статистики, ежегодно это число увеличивалось до 2020 года как минимум на 300.000 человек.

Рассматривая величину денежного пособия, которое получают пожилые люди, стоит отметить тот факт, как оно изменилось за последние 7 лет:

  • В 2012 году средний размер выплат для лиц, состоящих на учете в системе ПФР, составил 8272,7 руб.
  • В 2013 – 9153,6 руб.
  • В 2014 – 10029 руб.
  • В 2015 – 10888 руб.
  • В 2016 – 12080 руб.
  • В 2017 – 17425 руб.
  • В 2018 – 13323 руб.
  • В 2019 – 14102 руб.
  • В 2020 – 14924 руб.
  • Прогнозно* в 2024 – 15779 руб.

Пенсии в СССР: кому, сколько, с какого времени

Как видно из представленных цифр количества пенсионеров – этот показатель неуклонно растет. Происходит это весьма существенными темпами, которые составляют приблизительно 0,3-0,4% от общей численности населения в год.

Что же касается увеличения дохода, то здесь рост, к сожалению, не такой существенный. За 7 лет средняя пенсия увеличилась приблизительно на 65%.

Не зная прошлого, невозможно понять

подлинный смысл настоящего и цели будущего.

Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и по достижении старости. Постепенно забота о раненых и престарелых ставится на все более регулярную основу.

Уже в 1663 г. при царе Алексее Михайловиче раненым назначались “лечебные” денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Распространенными формами социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление поместья или прибавки земель к уже имеющимся владениям.

Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым воинам усилилось. Их стремились устроить так, чтобы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета.

Пенсия — это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Пенсионная система в Российской Федерации состоит из трех уровней:

1. Государственное пенсионное обеспечение.

Предоставляется нетрудоспособным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию — инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим страхового стажа; и др.

Также пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются гражданам для компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной выслуги лет; либо для компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца и в ряде других случаев.

Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации.

3 000 000 человек получают пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

2. Обязательное пенсионное страхование

В рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) назначается и выплачивается трудовая пенсия.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат, утраченных ими из-за наступления нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных из-за смерти этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с действующим законодательством.

На вставку — ст. 39, «Конституция Российской Федерации

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Необходимое условие для назначения трудовой пенсии – не менее 5 лет страхового стажа.

14 июня 2018 года премьер-министр Медведев на заседании Кабинета министров сформулировал следующие условия пенсионной реформы:

  • выход на пенсию для женщин — 63 года (плюс 8 лет);
  • пенсионный возраст для мужчин повышается на 5 лет (достигает 65 лет).

По словам премьера, это пойдет на пользу всем российским пенсионерам, так как позволит улучшить их финансовое положение: появится возможность ежегодно индексировать пенсии в среднем на 1000 рублей, что более чем в 2 раза увеличивает нынешний размер индексации. Но произойти это может только в случае роста экономики страны, обеспечить который и должны трудоспособные граждане (по статистике, сейчас только четверть пенсионеров уходят на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста). О том, что это выгодно гражданам, заявил и Алексей Кудрин.

Премьер объявил также, что изменения не будут одномоментными:

Пенсионная реформа коснется мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения: это самые старшие будущие пенсионеры, возраст выхода на пенсию для которых будет перенесен — на 1 год. То есть если по прежним правилам они бы выходили на пенсию в 2019 году, в возрасте 60 (мужчины) и 55 (женщины) лет, то теперь это право они получат лишь в 2020 году, когда им исполнится 61 и 56 лет.

Женщинам, родившимся позже, надо для расчета прибавлять по году. Арифметика не понадобится тем, кто родился в 1971 году и позже: для них возраст в 63 года станет реальностью.

Мужчинам, родившимся с 1960 по 1962 годы, нужно так же последовательно прибавлять по одному году, чтобы получить свой возраст выхода на пенсию, а для тех, кто родился в 1963 году и позже, возраст уже установлен — это 65 лет.

Педагоги, врачи и творческие работники, которые имели право выходить на пенсию досрочно, такое право сохранят, но реализовать его смогут на 8 лет позже, чем сейчас.

Для «северян» (работающих на Крайнем Севере) и приравненных к ним пенсионный возраст также отодвигается: 60 лет для мужчин и 58 — для женщин.

Для удобства редакция PPT подготовила таблицу выхода на пенсию по годам рождения, в которой изменения становятся очевидными без дополнительных расчетов.

Пенсионные реформы в РФ. История вопроса

Год рождения Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию На сколько лет увеличен возраст выхода на пенсию
1964 2020 56 +1
1965 2022 57 +2
1966 2024 58 +3
1967 2026 59 +4
1968 2028 60 +5
1969 2030 61 +6
1970 2032 62 +7
1971 2034 63 +8
Год рождения Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию На сколько лет увеличен возраст выхода на пенсию
1959 2020 61 +1
1960 2022 62 +2
1961 2024 63 +3
1962 2026 64 +4
1963 2028 65 +5

Напомним предложение президента:

Дата рождения Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию На сколько лет увеличен возраст выхода на пенсию
1964, 1 января — 30 июня 2019, 1 июля — 31 декабря 55,5 +0,5
1964, 1 июля — 31 декабря 2020, 1 января — 30 июня 55,5 +0,5
1965, 1 января — 30 июня 2021, 1 июля — 31 декабря 56,5 +1,5
1965, 1 июля — 31 декабря 2022, 1 января — 30 июня 56,5 +1,5
1966 2024 58 +3
1967 2026 59 +4
1968 2028 60 +5

Сроки назначения социальной пенсии по старости (ее получают граждане, которые по каким-то причинам не заработали себе пенсию страховую) также отодвигаются. Получается, что право на нее появляется:

  • у женщин — в 65 лет (вместо нынешних 60);
  • у мужчин — в 70 лет (вместо нынешних 65).

К сведению: по статистике Росстата, средняя продолжительность жизни женщин в 2017 году составила 77,4 года, а мужчин — 67,5, так что до получения социальной пенсии по старости доживет далеко не каждый мужчина.

Возраст окончания трудоспособности был установлен на основе заключения врачей, что здоровье женщин в 55, а мужчин в 60 лет, не позволяет работать продуктивно. В то же время, были определены некоторые категории граждан, которым предоставлялось право на досрочное получение пенсий.

  1. Работающие на Крайнем Севере страны, и приравненных к нему местностях. При наличии стажа 20 лет могли выходить на отдых на 5 лет раньше.
  2. Работники предприятий с тяжелыми условиями труда (шахтеры, текстильная промышленность, сталелитейные предприятия и пр.)
  3. Медицинские работники и педагоги по выслуге лет.
  4. Родители или опекуны ребенка-инвалида. Многодетные матери.
  5. Военные и милиционеры по выслуге лет.

Какую пенсию платили в СССР по годам

Пенсия — денежный доход — уходит корнями в древние времена. По избирательному принципу высокопоставленные вельможи давали деньги своим подчиненным, как милостыню. Воины, как защитники, были первыми в этом списке.

Петр 1 на законодательном уровне сделал пенсионное обеспечение регулярным. А первый пенсионный документ: «Устав Морского Русского Флота» (13 января 1720 года).

Следующее пенсионное законодательство, детально разработанное, было принято при Николае 1.

В 19 веке пенсии распространились и на госслужащих.

После 1917 года привилегированность в пенсионных выплатах была отменена. Они стали массовыми. Сюда сразу добавились выплаты по потере кормильца и инвалидности.

Позже (с 1930 года), пенсионное обеспечение заменили на систему социального страхования, когда все предприятия стали платить налоги государству, формировался бюджет страны, из которого потом и платились пенсии.

И только в 1932 году был принят закон о пенсионном возрасте:

женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет.

С 1937 года пенсии стали выплачивать всем рабочим и служащим.

В 1956 году был принят закон «О государственных пенсиях» под руководством Н. Хрущева :

  1. по потере колрмильца
  2. по инвалидности
  3. по старости

Пенсию по старости рассчитывали исходя из средней зарплаты за последние 10 лет.

Учитывалась сама работа (социально значимые специальности: врачи, учителя), и условия работы, например, на вредном производстве.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике — в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

При Хрущеве началось процветание коммунистической пенсионной системы. В 1956 году в СССР была проведена пенсионная реформа, которая полностью отвечала интересам трудящихся, и размеры выплат для горожан — рабочих и служащих — были значительно повышены. Кроме того, впервые ввели пенсии для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

Эта система почти в неизменном виде сохранялась вплоть до распада СССР. Ее постулаты были простыми и понятными:

  • пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 55 лет — для женщин;
  • стаж, необходимый для назначения пенсии, — 25 лет для мужчин и 20 лет — для женщин;
  • размер пенсии — половина средней зарплаты работника за последние два или любые пять лет трудовой жизни;
  • «потолок» пенсии — 120 рублей в месяц.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *