Принципы и сущность обязательного страхования в России: пенсионное, медицинское, социальное

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принципы и сущность обязательного страхования в России: пенсионное, медицинское, социальное». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

Сущность системы предусматривает собой организованное взаимодействие всех субъектов страхования, а именно:

  • страховщиков, состоящих из внебюджетных фондов (фонда обязательного медицинского страхования, ФСС и ПФР), а для госстрахования – из страховых компаний, имеющих соответствующую лицензию (см., например, ч. 1 ст. 2 ФЗ № 52);
  • страхователей, как правило, являющихся работодателями застрахованного лица (в отдельных случаях страхователями являются также адвокаты, нотариусы, ИП, добровольно вступившие в правоотношения по социальному страхованию – см., например, ч. 2 ст. 2.1. ФЗ № 255 от 29-го декабря 2006-го года “Об обязательном…”, далее – ФЗ № 255);
  • застрахованных лиц, являющихся работниками, осуществляющими деятельность по трудовому договору, членами КФХ, священнослужителями и др. (см., например, ст. 7 ФЗ № 167 от 15-го декабря 2001-го года “Об обязательном…”, далее – ФЗ № 167);
  • профсоюзов, имеющих право принимать участие в управлении государственными фондами ОСС (ч. 3 ст. 15 ФЗ № 10 от 12-го января 1996-го года “О профессиональных…”);
  • Правительства РФ, наделенного полномочием по контролю за всей сущностью системы ОСС (ч. 1 ст. 13 ФЗ № 165);
  • иных лиц и организаций (например, ЦБ РФ, фонда гарантирования выплат средств пенсионных накоплений и др.).

СОЦИАЛЬНОЕ, МЕДИЦИНСКОЕ И ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Основная сущность принципов обязательного страхования указана в ст. 4 ФЗ № 165, а также в иных федеральных законах об отдельных видах страховки.

Так, если речь идет об ОПС, ОМС, ВНиМ (временная нетрудоспособность и материнство) или о страховании от “травматизма”, то принципы следующие:

  • всеобщность и доступность системы;
  • обязательность отчисления страхователями денежных взносов в размерах, указанных в Главе 34 НК РФ;
  • надзор и контроль со стороны государства;
  • ответственность за нецелевое использование денежных средств системы ОСС;
  • равные правомочия и обязанности субъектов ОСС при осуществлении ими участия в управлении системой ОСС;
  • госгарантия защиты прав застрахованных физлиц на получение страхового финансового обеспечения вне зависимости ни от каких факторов.

Также сущность обязательного страхования включает в себя определенные функции, выполняемые системой ОСС:

  • экономические;
  • социальные;
  • организационно-правовые;
  • регулятивные.

К социальному страхованию также относится страхование по ВНиМ и от “травматизма”.

Сущность страхования по ВНиМ предполагает выплату страхового обеспечения при (ч. 2 ст. 1.3. ФЗ № 255):

  • болезни;
  • родах и беременности;
  • ухаживании за малолетним в возрасте до 1,5 лет;
  • уходе из жизни застрахованного.

Внимание! Страховщиком по ВНиМ является ФСС, страхователями – работодатели, застрахованными лицами – работники.

Что касается сущности страховки от “травматизма”, то она также осуществляется в отношении всех граждан, работающих по трудовому договору. Страховым случаем признается получение травмы или заболевания на работе. Претендовать на страховую выплату могут также выгодоприобретатели, указанные в ч. 2 ст. 7 ФЗ № 125, если работник умер. Страховщиком является ФСС.

Московский государственный университет печати

Работа системы регулируется Конституцией России, а также такими федеральными законами (ФЗ):

  • «Об ОПС в РФ»;
  • «Об основах обязательного социального страхования»;
  • «О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстрахования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС»;
  • «О трудовом пенсионном обеспечении в РФ»;
  • «Об индивидуальном учете в системе ОПС».

Накопительное пенсионное обеспечение выплачивается раз в месяц до конца жизни застрахованного лица, формируется благодаря взносам нанимателей и доходу от инвестирования этих средств. Формирование такой пенсии доступно россиянам, родившимся после 1967 г. и сделавшим выбор в пользу накопительного пенсионного обеспечения.

Россияне, родившиеся после 1967 г., в пользу которых страховые взносы станут делаться нанимателями в 1-й раз только с 2014 г., могут выбрать тип своего пенсионного обеспечения (формировать лишь страховое пенсионное обеспечение либо еще и накопительное) в течение 5 лет с даты, когда был сделан 1-й страховой взнос.

ОПС в Российской Федерации осуществляют следующие государственные органы:

  • ПФР;
  • Фонд соцстрахования;
  • Федеральный фонд ОМС.

Для регистрации в системе требуется составить анкету, подписать ее. Анкета подается в учреждение ПФР непосредственно заявителем или его нанимателем.

Также заявление возможно предоставить в МФЦ. Понадобится предоставить документ, который удостоверяет личность (общегражданский паспорт). Если заявление отправляется через почтовую службу, требуется заверить его и ксерокопии прилагаемых бумаг у нотариуса.

Составлением бюджета ежегодно занимается Правление ПФР. Он состоит из средств, которые являются федеральной собственностью. Формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • федеральных бюджетных средств;
  • доходов от инвестирования свободных средств ОПС;
  • добровольных взносов физических или юридических лиц;
  • средств пенсионных накоплений лиц, которым назначена срочная выплата;
  • иных источников.

Бюджет, а также отчет об его исполнении принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации по представлению Правительства РФ. Выражается Бюджет ПФР в виде федерального закона сначала о бюджете, затем — об исполнении бюджета, также он является консолидированным.

СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

  • Геометрия
  • Информатика
  • Математика
  • Алгебра
  • Алгебра и начала математического анализа
  • Изобразительное искусство
  • Музыка
  • Испанский язык
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык
  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Физическая культура
  • Русский язык
  • Литература
  • Литературное чтение

CУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ

  • История
  • География
  • Обществознание
  • Экология
  • Россия в мире
  • Право
  • Окружающий мир
  • Экономика
  • Технология (мальчики)
  • Технология
  • Технология (девочки)

Всю свою историю человечество сталкивалось с разного рода рисками: плохой урожай и перспектива остаться без еды, лишение крова в результате нападения врага или природных ненастий и т.д. Любой из них влечёт за собой ущерб разной степени и рода, но все имеют единую отличительную черту – случайность, то есть опасность, которую невозможно предусмотреть или просчитать конкретно.

Противостояние таким несчастьям возможно тремя основными способами:

  • Целенаправленная борьба с любыми факторами риска.
  • Проведение комплекса всех возможных превентативных мероприятий.
  • Формирование резерва, который поможет эффективно и наименее убыточно возместить последствия любого чрезвычайного случая.

Первые два пункта являются эффективными лишь до определённой степени. Ведь для того, чтобы предотвратить полностью большой убыток необходимо точно предугадать причину, локализацию, характер и время его возникновения. А говоря ещё в начале о рисках мы уже дали определение, что это невозможно.

А вот третий пункт, который и представляет собой страхование, является надёжной защитой от потерь. Ведь изначальное планирование особого баланса на непредвиденные нужды означает оптимизацию производства и исключает причинение ему значимых ущербов. Если в самом начале пути мы делаем некий «неприкосновенный запас» значит используя его в случае необходимости мы ничего не теряем, ведь учли его заранее.

Важно, однако, при этом обозначить конкретные случаи, когда возможно обращение к помощи тех самых скрытых ресурсов. Ведь если в начале изнурительного путешествия мы садимся на первой лужайке и умышленно съедаем все свои продукты, при этом получая ещё и переедание, то вряд ли есть вообще смысл откладывать себе пару бутербродов на всякий случай. Мы всё равно погибнем от голода, но не потому что часть нашего провианта утонула при сложном переходе реки, а потому что мы глупы.

Условия, которые делают помощь реальной и осмысленной:

  1. Происшествие, от которого мы стремимся страховать себя может быть, как закономерным, так и абсолютно непредвиденным. Но важно при этом то, что оно происходит в неизвестный момент времени. В силу того, что в каждом доме есть электрическая проводка, есть вероятность её возгорания. Неизвестно лишь в какой момент времени.
  2. Абсолютное исключение умышленной реализации сценария чрезвычайного происшествия.
  3. Вероятность осуществления рисков, а также их последствия, должны быть осмысленны и поняты не одним только человеком, а всей группой лиц.

Урок 14. Пенсионная система и страхование

Если гражданин РФ устраивается на работу без свидетельства обязательного пенсионного страхования, работодатель обязан оформить документ в соответствии с нормами закона. Это правило также распространяется на лиц, которые трудятся по договору подряда.

Подрядчик, у которого нет пенсионного свидетельства, должен получить его от первого работодателя. Соответствующая анкета, которая заполняется в процессе приема на работу, передается в ПФР в 14-дневный срок с момента подписания трудового договора.

Система обязательного пенсионного страхования предполагает оформление соответствующих полисов в страховых компаниях. Благодаря четко отлаженному механизму удается содержать граждан пенсионного возраста (утративших трудоспособность). Среди основных участников системы страховщики и страхователи, федеральные структуры и застрахованные лица.

Пенсионное страхование проводится в соответствии с нормами действующего законодательства. По закону право на обязательное пенсионное страхование получают граждане государства, а также лица, которые работают и живит на территории РФ.

Уплата взносов обязательного пенсионного страхования проводится на основании договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Размер установленной суммы указывается в составленном документе. Когда страхователь достигнет определенного законодательством возраста, ему начнут выплачивать государственную пенсию с периодичностью раз в месяц. Право на пенсию также получают страхователи-инвалиды или граждане РФ по факту потери кормильца. Сумма будущей пенсии определяется нормами федерального законодательства. Начисление курирует Пенсионный фонд Российской Федерации.

ФЗ об обязательном пенсионном страховании определяет основы системы ОПС в секторе государственного регулирования РФ. Закон также регулирует взаимоотношения между субъектами ОПС, определяет их правовое положение, статус, обязанности и права. В отдельных статьях закона приведены основания, при которых возникают обязанности и права упомянутых выше субъектов. На случай нарушения или невыполнения субъектами возложенных законом обязательств предусмотрены соответствующие виды ответственности.

Социально-экономическая сущность страхования и его значение

Чтобы заключить договор об ОПС, необходимо обратиться в отделение Сбербанка РФ (или в любой другой негосударственный пенсионный фонд), где вас попросят предъявить СНИЛС и паспорт. Затем следует подать заявление с просьбой перевести счет накопительной пенсии в отделение Сбербанка. Представитель финансового учреждения оформит вашу заявку через использование электронной подписи в цифровом формате. Если заявление в адрес Пенсионного фонда РФ подано в самостоятельном порядке, работнику Сбербанка понадобится сообщить номер полученной расписки. Передать информацию разрешается в телефонном режиме или с помощью удобного электронного сервиса в интернете.

Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность»[5, С. 133].

Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права граждан являются наивысшей ценностью и государство обязано защищать эти права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей»[4, С. 13].

Государственное социальное страхование — государственная система материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

Основными видами социального обеспечения являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий.

Социальное страхование — это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование является также «формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба». Государственное социальное страхование — установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (или потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей[8, С. 8]. Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:

— Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);

— Государственное;

— Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Коллективное страхование представляет собой самую раннюю форму социальной защиты. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наемных работников перед работодателями и государством. Характерным примером в этом отношении является Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путем создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице.

Государственное социальное страхование, введенное в Германии в 1883 г. в рамках социальных реформ, проводимых Бисмарком, стало первым в истории законодательным решением вопроса социальной защиты населения. Были изданы законы о страховании на случай болезни, затем о страховании по инвалидности и старости. Эти виды страхования должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные кассы взаимопомощи. Страховые взносы устанавливались законом и уплачивались работодателями и работниками пропорционально: одна треть и две трети суммы взносов, соответственно.

Смешанная форма социального страхования впервые возникла в Швейцарии. При муниципалитете г. Берна в 1893 г. была учреждена касса по страхованию на случай безработицы, управление которой осуществляла комиссия, состоящая из работодателей, представителей профсоюзов и муниципалитета. Членство в кассе было добровольным. Туда мог вступить гражданин страны и после девяти месяцев уплаты страховых взносов он получал право на пособие по безработице сроком на 70 дней в ��ечение года.

Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

Образован постановлением Правительства России от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране.

ПФР обеспечивает:

§ аккумуляцию страховых взносов и финансирование расходов,

§ предусмотренных Положением о нем;

§ контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР

§ средств;

§ международное сотрудничество по вопросам, относящимся к

§ компетенции ПФР;

§ проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР направляются на:

* выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

* оказание материальной помощи престарелым и

нетрудоспособным гражданам;

* обеспечение деятельности ПФР.

В России осуществляется постепенный переход от распределительной пенсионной системы к накопительной, суть которой состоит в том, что каждый работник в течение трудовой деятельности осуществляет взносы, в пенсионный фонд средства которого длительное время используются для инвестирования в экономику, а после прекращения трудовой деятельности идут на его личное пенсионное обеспечение. Аккумуляция финансовых ресурсов в пенсионном фонде и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам.

Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Он обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь и направлен на повышение ответственности граждан, государства и работодателей в области охраны здоровья. Законом введено обязательное медицинское страхование (с 1993 г.), в России оно является всеобщим, составной частью государственного социального страхования и реализуется посредством программ обязательного медицинского страхования (базовой и региональных).

выбор страховой медицинской организации, свободный выбор

медицинского учреждения и врача;

медицинскую помощь на всей территории России;

предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому

учреждению на возмещение ущерба пациенту.

Для выполнения задач по обязательному медицинскому страхованию в РФ образован Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

На современном этапе в мировой практике преобладают две гипотетические модели построения пенсионных систем распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).

В солидарно-распределительной схеме (распространена в странах Европы и Северной Америки) размер пенсии зависит от страхового стажа, уровня оплаты труда и суммы страховых взносов. Пенсия формируется по принципу «последующее поколение финансирует предыдущее» собранные страховые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, расходуются на выплату пенсий в текущем периоде, в связи с чем уровень благополучия пенсионеров полностью зависит от экономического положения работающих граждан. Эффективность данной модели зависит от соотношения коэффициента поддержки и динамики реальной заработной платы. В случае снижения коэффициента поддержки, при одновременном пропорциональном росте заработной платы ставки взносов и размер пенсии остаются неизменными. Но как правило ухудшение коэффициента поддержки выводит систему из равновесия. В долгосрочной перспективе под влиянием общемировой демографической тенденции старения населения государственные программы, основанные на распределительном принципе финансирования, оказываются в состоянии финансового кризиса, а в некоторых случаях становятся неплатежеспособными. Пенсия в распределительных системах имеет социальную природу, и ее выплата гарантируется государством. Существует два вида распределительных пенсионных систем: одноуровневая и двухуровневая. Двухуровневая включает в себя базовую пенсию – национальную минимальную пенсию, которая устанавливается в фиксированной сумме вне зависимости от стажа и заработка застрахованного, и страховую пенсию – профессиональную пенсию, размер которой определяется в пропорции к заработку и зависит от трудового стажа. Одноуровневая система включает лишь страховую пенсию. К сильным сторонам распределительной модели обязательного пенсионного страхования следует отнести:

  • законодательное закрепление за страхователями обязанности по внесению страховых взносов на пенсионные нужды;
  • сохранность финансовых средств, обеспечиваемую автономностью фондов страхования, целевой характер поступления и расходования финансовых ресурсов пенсионного страхования, подконтрольность функционирования пенсионной системы государству;
  • неотчуждаемое по закону и реализуемое на основании принципа солидарности поколений право застрахованных на получение страховых сумм при наступлении страховых случаев;
  • наиболее дешевый, понятный и прозрачный для населения способ формирования пенсий (массовый характер участия в страховании работающих);
  • высокий уровень замещения заработков

Основным недостатком модели является невозможность создания справедливой системы расчета накопленных пенсионных прав и, соответственно, точного расчета адекватной суммы долгосрочных государственных обязательств в виде пожизненной трудовой пенсии.

Накопительная модель является полной противоположностью распределительной. страховые взносы работника в течение всей его трудовой жизни направляются на персонифицированный пенсионный счет в финансово-кредитной организации, владеющей специальным разрешением (лицензией) на осуществление деятельности по инвестированию пенсионных накоплений в денежно-кредитные инструменты и фондовые ценности в целях их приумножения. Накопленный таким образом пенсионный капитал в его номинальном объеме выплачивается застрахованному лицу в зависимости от установленного способа распределения аккумулированных средств и инвестиционного дохода на весь период дожития получателя пенсии. Зачастую условия данной схемы предусматривают также возможность единовременной выплаты накопленных средств без их конверсии в пожизненную ренту. Необходимое условие функционирования обязательной накопительной системы — наличие устойчивого источника финансирования у всех застрахованных. Функция государства в данной системе сводится к контролю за деятельностью пенсионных фондов и управляющих компаний. Наиболее широкое распространение накопительные пенсионные модели получили в странах Латинской Америки и Азии.

В силу ряда существенных преимуществ накопительного страхования (независимость от политических решений об условиях назначения и порядке выплаты государственных пенсий, гибкий механизм управления пенсионным капиталом, дифференциация размеров пенсий в зависимости от величины накоплений и эффективности их инвестирования) по сравнению с распределительной системой отдельные страны переходят к накопительной пенсионной модели. Она в большей степени соответствует условиям рыночного хозяйствования и дает возможность использовать пенсионные накопления граждан в качестве инвестиционных ресурсов при участии специализированных институтов пенсионного страхования и обеспечения – пенсионных фондов и управляющих компаний.

Недостатки, препятствующие институционализации социального страхования:

Я рассмотрел пенсионные системы стран с развитой рыночной экономикой. В данной главе я рассмотрю, как реализуется система пенсионного страхования в странах с переходной экономикой на примере Казахстана.

Казахстан стал первой страной на территории СНГ, которая в 1998 г. начала планомерный переход к системе накопительного пенсионного обеспечения на принципах персональных пенсионных отчислений. Основной целью проведения пенсионной реформы стало построение финансово устойчивой и справедливой системы, учитывающей экономический рост, соразмеряющей трудовой вклад с пенсией через персонифицированный учет пенсионных взносов. К тому же накопительная пенсионная система была призвана решить ряд проблем: смягчить социальную напряженность, постепенно освободить бюджет от бремени пенсионных выплат, способствовать появлению у граждан заинтересованности зарабатывать много и легально. В результате пенсионной реформы будущие пенсии должны были сохраниться и приумножиться, а экономика получить еще одного институционального инвестора — пенсионные фонды. Многие эксперты отмечают, что пенсионная система Казахстана — одна из наилучших в мире.

Пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней (пилларов), сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем:

Первый уровень — это солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном от СССР после его распада и основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. Размер пенсионных выплат определяется трудовым стажем. В настоящее время в рамках этого уровня формируются пенсионные выплаты для тех, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию по состоянию на 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев.

Наряду с солидарной системой создана и развивается накопительная пенсионная система. Второй уровень — это обязательная накопительная пенсионная система с фиксированным 10-процентным размером пенсионных отчислений от ежемесячного дохода для граждан Казахстана, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Казахстане.

Третий уровень — накопительная система, основанная на добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносах.

Обязательное отчисление предприятий в солидарную систему уменьшается: ставка снижена до 15% в 1998 г. и постепенно будет сокращаться, поскольку будут уменьшаться выплаты пенсий по солидарной системе.

Преобразование отечественной пенсионной системы носит долгосрочный характер: полный переход к накопительной пенсионной системе прогнозируется до 2040 года.

Сейчас в Казахстане функционируют 14 фондов, из них порядка 6 управляют сами, а не через управляющие компании. Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) поставили на один уровень с другими фондами и дали возможность его приватизировать. Так, частично его акциями владеет Европейский банк реконструкции и развития и Национальный банк Казахстана.

По состоянию на 1 декабря 2009 года общая численность вкладчиков/участников (ИПС) накопительной пенсионной системы (НПС) составила 7 778 658 человек, из которых 7 734 000 человек — вкладчики по обязательным пенсионным взносам (ОПВ), 40 586 человек — по добровольным пенсионным взносам и 4 072 человек — по добровольным профессиональным пенсионным взносам.

С 1 апреля 2009 года внедрена автоматическая система перевода накоплений из одного фонда в другой, осуществляется «автоперевод» через Государственный Центр по Выплате Пенсий.

  1. На первом этапе (с 1 апреля 2009 года) пенсионные накопления только тех вкладчиков, которые заключили новые пенсионные договора, аккумулируются на одном ИПС.
  2. На втором этапе, (с 1 июля 2009 года) в систему автопереводов вовлечены все вкладчики (получатели), которые ранее заключали два и более договора о пенсионном обеспечении с различными НПФ. На данном этапе задействованы все накопительные пенсионные фонды и государственный центр по выплате пенсий ГЦВП. Производиться своего рода «схлопывание» пенсионных накоплений на одном ИПС вкладчика в том фонде, с которым у вкладчика имеется договор с более поздней датой заключения.
  3. И третьим этапом (2012 год) станет переход к обслуживанию посредством электронных карточек, когда владелец карточки, то есть вкладчик сможет осуществлять выбор фонда, которому он пожелает доверить свои накопления и одновременный перевод накоплений через электронную систему обслуживания. На завершающем этапе, НПС перейдет на качественно новый уровень, когда вкладчик, основываясь на свои личные предпочтения, сможет сам выбирать свой инвестиционный портфель.

Право на получение государственных пенсий имеют граждане, получавшие пенсию до 1 января 1998 г., а также достигшие пенсионного возраста и имевшие трудовой стаж не менее 6 месяцев по состоянию на 1 января 1998 г. в размере, пропорциональном имеющемуся трудовому стажу.

При этом следует отметить, что возраст выхода на пенсию постепенно увеличивается:

  • с 1 января 1998 г. имеют право на пенсию мужчины, достигшие 61 года, женщины — 56 лет;
  • с 1 июля 1998 г. — мужчины по достижении 61,5 года, женщины — 56,5 лет;
  • с] июля 1999 г. — мужчины по достижении 62 лет, женщины 57 лет;
  • с 1 июля 2000 г. — мужчины по достижении 62,5 года, женщины — 57,5 года;
  • с 1 июля 2001 г. — мужчины по достижении 63 лет, женщины 58 лет.

Деятельность фонда социального страхования Скачать 103834 7 0

… все необходимые выплаты.[19] Фонд социального страхования был создан на основании указа президента РФ от 7 августа 1992 года № 822 «О Фонде социального страхования РФ». Указом президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 координация деятельности Фонда социального страхования РФ возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (5). Фонд социального страхования …

  • Абылай Хан
  • 8.1 Теория культур Л.Уайта
  • 12 Технология оказания доврачебной медицинской помощи при кишечном токсикозе с эксикозом
  • 12. Использование Интернет-рекламы
  • 20 Чувство или чувствование божие, его свойства

1 Основные понятия, связанные с ОПС…………………………………….4

2 Нормативная база ОПС……………………………………………………5

3 Субъекты ОПС………………………………………………………………7

4 Обязательное пенсионное обеспечение……………………………………13

5 Структура управления ПФР……………………………………………….15

6 Взаимодействие органов Пенсионного фонда с другими органами государственной власти РФ…………………………………………………………20

Рассчитайте тарифную ставку договоров имущественного страхования.

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим2.

Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации:

Курсовая работа

Пенсионное страхование в системе социального обеспечения

Введение

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, так как непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения страны.

Повышенный интерес к проблемам пенсионной системы, а также социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что в России пенсионеры составляют одну из самых многочисленных групп населения. К сожалению, в настоящее время пенсионная система не отвечает требованиям рыночной экономики и запросам граждан. Одной из основных проблем пенсионного обеспечения является низкий уровень как абсолютных, так и относительных размеров пенсий, удовлетворяющие лишь минимальные потребности ее получателей.

В настоящее время появляется право выбора способа защиты населения от неизбежного снижения его доходов после прекращения трудовой деятельности и выхода на пенсию. Так, негосударственные пенсионные фонды (НПФ) во многих развитых странах мира доказали необходимость и высокую эффективность осуществления дополнительного пенсионного обеспечения на частной основе.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям, которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров.

В 1 главе курсовой работы рассматривается сущность, цель и задачи пенсионного страхования. Также рассматривается структура пенсионного обеспечения. Показаны основные формулы для расчета пенсий.

Во 2 главе проведен анализ ресурсов Пенсионного фонда России обязательного пенсионного страхования. Рассмотрен средний размер пенсий в Российской Федерации за 2010-2012 гг. и меры, связанные с повышением пенсии в РФ.

1. Теоретические основы организации пенсионного страхования

.1 Сущность и основные характеристики пенсионного страхования

пенсионный страхование фонд

Пенсионное страхование — страхование с целью формирования источников финансирования пенсий.

Основная цель пенсионного страхования — гарантировать людям, достигшим пенсионный возраст, достойный уровень жизни.

Участниками пенсионного страхования являются:

.федеральные органы государственной власти;

.страхователи;

.страховщик;

.застрахованные лица.

Страховщик — Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются Федеральным законом.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

организации;

индивидуальные предприниматели (в том числе частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы);

адвокаты;

физические лица (добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).

Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

лица, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

лица, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», если иное не предусмотрено международным договором РФ;

являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

  1. Нормативно-правовые аспекты деятельности Фонда социального страхования РФ. Его роль и задачи в реализации социального страхования и обеспечения
  2. 15.4. Фонд социального страхования Российской Федерации и его значение
  3. Фонд социального страхования Российской Федерации, его функции, формирование и использование
  4. Нормативно-правовые аспекты деятельности Пенсионного фонда России. Его роль и функции в реализации пенсионного страхования и обеспечения
  5. 6.2. Социально-экономические реформы. Построение государства социальных гарантий
  6. 93. Основные источники формирования средств Фонда государственного социального страхования
  7. 92. Сущность Фонда государственного социального страхования
  8. Глава 4. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
  9. Учет отчислений на социальные нужды и расчетов с органами социального страхования И ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  10. 26. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
  11. 3.3. Сущность и функции бюджета, его роль в социально-экономических процессах
  12. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества
  13. 21. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КАК ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
  14. Государственные внебюджетные социальные фонды Российской Федерации. Основы функционирования государственных внебюджетных социальных фондов
  15. 42. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС» И «СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ»
  16. Единый социальный налог, взносы в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ

Список использованной литературы

Пенсионная система современной России представляет собой сочетание распределительных и накопительных принципов финансирования пенсий, как на государственном, так и на негосударственном уровнях в рамках пенсионного страхования и пенсионного обеспечения.

Становление современной ( российской пенсионной системы происходит с 1991 г., при этом с начала 2002 г. проводится полномасштабная пенсионная реформа. Начало данной реформе было положено в 1995 году, когда была разработана и одобрена Постановлением Правительства РФ от 07.08.1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» Затем эта концепция несколько раз изменялась — в 1997 году и окончательно — в 2001 году. В 1996 году вступил в силу Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», с которого, по сути, и начались преобразования в пенсионной системе. Данный закон предусматривал открытие индивидуального счета каждому будущему пенсионеру, что стало основой запуска реформы в том виде, в котором она проходит сейчас. С 1 января 2002 года пенсионная реформа официально началась. Вступили в силу три основных «пенсионных» закона, в соответствии с которыми в действующую распределительную систему был добавлен накопительный механизм финансирования пенсий, изменивший принцип построения самой системы. Данные преобразования отразились не только на организационной структуре самой пенсионной системы, но и повлияли на различные социально-экономические показатели, такие как доля общих расходов на выплату пенсий в объеме валового внутреннего продукта (ВВП), средний размер пенсий, соотношение среднего размера пенсий и среднего размера заработной платы, уровень жизни пенсионеров и др.

Для оценки степени развития пенсионного страхования и пенсионного обеспечения в Российской Федерации проведем анализ деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и негосударственных пенсионных фондов (НПФ) как основных субъектов пенсионной системы России.

На первом этапе проанализируем данные о деятельности ПФР за 2003 -2005 гг. (Приложение 1). За анализируемый период произошел незначительный рост общей численности пенсионеров в РФ — на 0,4%. На это повлияло увеличение численности пенсионеров по государственному пенсионному обеспечению на 9,7 % при снижении численности пенсионеров по обязательному пенсионному страхованию на 0,1%. При таком небольшом росте численности пенсионеров темпы прироста расходов на выплату пенсий в течение анализируемого периода значительно выше. Так, в целом расходы ПФР на выплату пенсий выросли на 45,8%, при этом по обязательному пенсионному страхованию — на 45,0%, а по государственному пенсионному обеспечению — на 67,1%. Превышение темпов прироста расходов на выплату пенсий над темпами прироста численности пенсионеров соответствующим образом сказалось на среднемесячном размере пенсии. За 2003 — 2005 гг. средний размер пенсии на одного пенсионера по обязательному пенсионному страхованию увеличился на 45,2%, по государственному пенсионному обеспечению — на 52,3%, а в среднем — на 45,3% при общем росте потребительских цен на 33,4%2.

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации, начавшееся с 1 января 2002 г., продолжается в настоящее время. Уже можно говорить о первых итогах, связанных с введением накопительного принципа финансирования пенсионных фондов и участием негосударственных субъектов (управляющих компаний и НПФ) в обязательном пенсионном страховании. Эти итоги пока неутешительные — только около 3% застрахованных по обязательному пенсионному страхованию решили доверить свою накопительную часть пенсии негосударственным структурам. Остальные предпочли промолчать, поэтому их средства остались в государственной управляющей компании.

Под управлением Внешэкономбанка (государственной управляющей компании) по состоянию на 1 января 2007 г. находится порядка 270 млрд. руб. пенсионных накоплений, суммы которых увеличиваются из года в год [110]. Данные накопления формируются за счет 4%, которые работодатель в рамках единого социального налога (ЕСН) уплачивает в ПФР. Эти средства по задумке идеологов пенсионной реформы должны были инвестироваться на финансовых рынках негосударственными субъектами пенсионного страхования — частными управляющими компаниями или через НПФ — тем самым, увеличивая будущие пенсии работающих граждан, но, как видно из представленных сведений, этого не происходит. В связи с этим остается ряд задач, решение которых необходимо для успешного продолжения процесса реформирования. К таким задачам, в частности, можно отнести: изменение форм и принципов формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; активное развитие дополнительных форм организации пенсионного страхования и обеспечения с участием негосударственных структур; изменение принципов и источников финансирования различных видов досрочных пенсий. Решение данных задач должно осуществляться во взаимосвязи друг с другом, так как направлено на достижение единой цели пенсионной реформы — реализацию гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца и в иных установленных законом случаях. Одним из наиболее эффективных способов решения рассмотренных задач, на наш взгляд, является организация развития профессионального пенсионного страхования в Российской Федерации, что не может осуществляться без принятия взвешенных решений по всем направлениям, и, следовательно, должно положительно сказаться на ходе пенсионной реформы.

Организация ППС должна осуществляться в несколько этапов, каждый из которых представляет собой определенную последовательность действий, направленных на достижение конечного результата (рис. 3.1).

Особый интерес в рамках данного исследования представляет начальный этап — разработка и утверждение концепции организации профессионального пенсионного страхования в РФ — так как в настоящее время существуют различные подходы к решению проблемы развития ППС в Российской Федерации, вместе с тем нет единой концепции организации ППС, Разработка и утверждение подобной практической концепции необходимы для осуществления эффективной деятельности по развитию ППС посредством учета ключевых факторов в рамках реформируемой пенсионной системы.

Ключевые принципы обязательного страхования в нашей стране:

  • Законодательная основа, четко регламентирующая: права/обязанности всех сторон (страховщики и страхователи); порядок, условия и виды страхования; периодичность выплаты взносов; монополию страховщиков; порядок назначения тарифных ставок.
  • Независимость страхования от выплаты взносов.
  • Бессрочный характер страхования.
  • Полный охват всех объектов страхования, отмеченных в законодательстве.
  • Нормирование обеспечения страхования по страховым оценкам.
  • Независимость обеспечения страхования от финансовой состоятельности и желания страхователя.

Основная сущность принципов обязательного страхования указана в ст. 4 ФЗ № 165, а также в иных федеральных законах об отдельных видах страховки.

Так, если речь идет об ОПС, ОМС, ВНиМ (временная нетрудоспособность и материнство) или о страховании от “травматизма”, то принципы следующие:

  • всеобщность и доступность системы;
  • обязательность отчисления страхователями денежных взносов в размерах, указанных в Главе 34 НК РФ;
  • надзор и контроль со стороны государства;
  • ответственность за нецелевое использование денежных средств системы ОСС;
  • равные правомочия и обязанности субъектов ОСС при осуществлении ими участия в управлении системой ОСС;
  • госгарантия защиты прав застрахованных физлиц на получение страхового финансового обеспечения вне зависимости ни от каких факторов.

В РФ существует 3 основных типа обязательно осуществляемого страхования:

  • социальное;
  • государственное;
  • иное.

К социальному в сущности относится страховка:

  • от несчастных случаев на работе и профессиональных травм (в соответствии с 125-ФЗ от 24-го июля 1998-го года, далее – ФЗ № 125);
  • на случай утраты дохода при появлении на свет ребенка или ухода на больничный (ФЗ № 255);
  • обязательное пенсионное страхование – сущность пенсионного страхования заключается в компенсировании гражданам потерянного заработка в связи с выходом на пенсию, инвалидностью или утратой кормильца;
  • обязательное медстрахование, основная сущность которого представлена в 326-ФЗ от 29-го ноября 2010-го года (далее – ФЗ № 326).

В рамках государственного страхования страхуется жизнь и здоровье:

  • военнослужащих;
  • сотрудников СК (ФЗ № 403 от 28-го декабря 2010-го года);
  • прокуроров (Закон России № 2202-1 от 17-го января 1992-го года);
  • работников полиции;
  • должностных лиц таможенных органов;
  • Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий (ФЗ № 12 от 12-го февраля 2001-го года);
  • судебных приставов (ФЗ № 118 от 21-го июля 1997-го года);
  • судей (Закон России № 3132-1 от 26-го июня 1992-го года);
  • работников органов внешней разведки и др.

К иным типам и видам обязательного можно отнести страхование:

  • заложенного имущества по ипотеке в соответствии со ст. 31 ФЗ № 102 от 16-го июля 1998-го года;
  • ломбардом риска утраты или повреждения заложенной вещи (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 196 от 19-го июля 2007-го года);
  • коллекторскими агентствами своего риска ответственности за причинение убытков должнику в связи с осуществлением профессиональной деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ № 230 от 3-го июля 2016-го года).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *