Представление о криминалистической экспертизе авто

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Представление о криминалистической экспертизе авто». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основными причинами проведения криминалистической экспертизы автомобиля являются:

  • Постановка на учёт приобретённого на вторичном рынке ТС.
  • Осуществление сотрудниками ГИБДД досмотра машины.
  • Фигурирование машины в деле об уголовном правонарушении.
  • Желание покупателя проверить машину на возможное криминальное прошлое перед приобретением.

Нередко возникает необходимость в подтверждении легальности происхождения агрегатов и кузова автомобиля перед покупкой на вторичном рынке. Несмотря на то, что такая проверка обойдётся в приличную сумму денег, многие люди пытаются обезопасить себя таким образом, от более значительного финансового ущерба в будущем.

Криминалистическая экспертиза транспортного средства

Вне зависимости от причины назначения исследования автомобиля на предмет криминального прошлого осуществляются следующие действия:

  1. Тщательная проверка документов.
  2. Исследование лакокрасочного покрытия на предмет его изменения, а также выявление механических повреждений, которые могут говорить о причастности машины к дорожно-транспортному происшествию.
  3. Проверка по различным базам.
  4. Исследуются государственные номера на предмет перебивки.

При проведении криминалистической экспертизы авто тщательно проверяются места крепления номеров, а также выявляется отсутствие сварных швов в непосредственной близости от таких участков кузова и агрегатов автомобиля. Регистрационные документы проверяются на отсутствие потёртостей, исправлений и других фальсификаций. Лакокрасочное покрытие наиболее тщательно проверяют при подозрении на совершение водителем ДТП.

Если необходимо срочно провести исследование автомобиля на предмет причастности ТС к любым видам правонарушений, то наиболее простым способом является обращение за оказанием подобной услуги в частные компании. Отсутствие очередей и высокий уровень сервиса позволят максимально комфортно и с минимальными временными затратами произвести осмотр машины. Стоимость таких услуг немного выше, чем в государственных учреждениях, но по качеству и по достоверности информации, полученной на транспортное средство, они не уступают.

Основное отличие государственных организаций от независимых заключается в том, что первые в основном осуществляют проверку машин, когда ТС направляется для исследования инспектором ГИБДД. При самостоятельном обращении, проведение государственной экспертизы обычно обходится автовладельцу дешевле, чем при обращении в частные организации, но сроки выполнения работы, в этом случае, будут значительно выше. Связано это с большой загруженностью экспертно-криминалистических управлений, поэтому ждать заключения, в некоторых случаях, приходится в течение нескольких недель.

Проведение процедуры проверки юридической чистоты транспортного средства не является дешёвой услугой. На стоимость работ влияет количество операций проверки, а также тип машины. Например, чтобы полностью проверить автомобиль отечественного производства потребуется заплатить:

  • 2 000 руб. – проверка документов на предмет фальсификации.
  • 3 000 руб. – проверка VIN-номера.
  • 3 000 руб. – определение точного пробега ТС.

Такие расценки действуют в частных экспертных компаниях. При обращении в государственные организации можно значительно сэкономить денежные средства.

Кроме проверки перед регистрацией в автоинспекции, существует еще множество причин, по которым может потребоваться экспертиза. Это:

  • Запрос правоохранительных органов по причине фигурирования авто в расследовании.
  • Подозрение со стороны правоохранительных органов (если они окажутся неоправданными, вы можете обжаловать их в суде).
  • Проверка предыдущей регистрации при покупке.
  • Сомнения покупателя в «чистоте» автомобиля.
  • Запрос от таможни при проведении растаможки.
  • Обнаружение несоответствия номеров агрегатов авто или их плохой видимости (или части).

Конечно, список можно было продолжить, но, как вы уже могли проследить тенденцию, основных причин проверки всего две: уголовное расследование и проверка авто на отсутствие криминального прошлого (перед покупкой или же постановкой на учет).

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно прежде всего определить отличия. Главное – цена. При проверке от государства она гораздо ниже. также при такой проверке будет выше точность результата, но ждать его придется значительно дольше. Хотя независимая криминалистическая экспертиза для авто делается быстрее, она не менее точна, но обойдется в разы дороже. Если есть выбор – он прежде всего будет зависеть от того, ориентированы вы на быстрый результат или более надежный и дешевый. В первом случае вы платите большую сумму, во втором более продолжительным будет ожидание результата.

Если вы выберете приватную организацию для проведение экспертизы, придется платить за проведение чуть ли не каждой проверки за определенную сумму. Вот список некоторых услуг:

  • Проверка VIN-кода – около 3 тыс. руб.
  • Восстановление истории техобслуживания и определение пробега – 3-4 тыс. руб.
  • Проверка документов на подлинность – 2 тыс. руб.
  • Выдача диагностической карты – 2-2,5 тыс. руб.

Цена может доходить до 25 тыс. рублей. Если для вас это дорого, можно обратиться в государственную структуру для проведения экспертизы. В этом случае, вы заплатите лишь госпошлину в размере нескольких сотен рублей.

Когда необходима криминалистическая экспертиза автомобиля в 2020 году?

С каждым годом количество случаев угона автомобилей только увеличивается. Угонщики пытаются обойти закон всеми известными способами.

Чаще всего для легализации автомобиля они перебивают серийные номера на силовом агрегате и кузове машины. чтобы ее невозможно было идентифицировать.

Но сотрудники ГИБДД имеют свои методы борьбы с преступниками такого рода. Опытные специалисты проводят криминалистическую экспертизу, суть которой заключается в сверке номеров агрегатов автомобиля с подлинными данными в документах.

Благодаря проведению криминалистической экспертизы удается бороться с угонщиками методом пресечения легализации и последующей реализации краденого авто.

Криминалистическую автомобильную экспертизу проводят в следующих случаях:

  • при проведении технического осмотра или проверки автомобиля на посту ДПС, если возникают сомнения в достоверности номеров;
  • в процессе регистрации и перерегистрации автомобиля. Он обязательно должен быть проверен на наличие криминального прошлого;
  • при наличии признаков подделки номеров (к примеру, могут быть стерты некоторые цифры в номерах).

Факт проведения криминалистической экспертизы автомобиля очень часто вызывает массу вопросов у владельцев транспортных средств. Рекомендуется ориентироваться на вышеперечисленные случаи.

Криминалистическая экспертиза автомобиля проводится в несколько этапов:

  • формулировка цели экспертизы;
  • подбор специалиста или группы экспертов-аналитиков для проведения исследования;
  • формирование экспертной группы;
  • непосредственное проведение исследования (сравнение маркировки автомобиля с данными в регистрационных документах);
  • анализ и последующая обработка результатов;
  • выдача заключения эксперта.

Если инспектор ГИБДД обнаружил признаки подделки номеров агрегатов автомобиля. он проводит задержание водителя и подает прошение о возбуждении уголовного дела. Соответствующие материалы передаются в полицию.

После этого подозреваемому в преступлении приходится ждать от 3 до 10 дней принятия решения о возбуждении уголовного дела. На данном этапе автомобиль могут отправить на криминалистическую экспертизу для получения доказательств виновности его владельца.

Обычно экспертизу проводят в городском Экспертно-криминалистическом управлении. Экспертом может стать любое лицо, имеющее необходимые знания для выдачи заключения. Речь идет о криминалистах, которые закончили специализированное образовательное учреждение.

Правда, некоторые водители предпочитают обращаться к экспертам, осуществляющим частную деятельность. Они могут выполнить работу намного быстрее государственных структур. Но и услуги частных специалистов будут стоить значительно дороже. Если экспертиза проводится по решению органов внутренних дел, владелец автомобиля не обязан ее оплачивать.

Затем проводится непосредственная проверка номеров на автомобильных агрегатах с номерами, прописанными в документах. Обязательно должны быть исключены признаки варки или перебивки номеров. Для проведения криминалистической экспертизы используется специальное зеркало на подставке.

По завершении криминалистического исследования выдается письменное заключение, которое может привести к принятию решения о возбуждении уголовного дела или о его прекращении. За подготовленное заключение эксперт несет уголовную ответственность.

Нередко представители ГИБДД задерживают водителей с «неправильными» номерами ошибочно. В результате проведения экспертизы выясняется, что с автомобилем все в порядке.

Но владелец машины тратит свои нервы, время и силы на бессмысленные объяснения с сотрудниками ГИБДД, затем едет в полицию, остается на несколько дней (а то и недель) без личного транспортного средства.

Нет ничего удивительного в том, что при получении отрицательного экспертного заключения хочется восстановить справедливость. Владелец автомобиля имеет право подать жалобу в суд.

Если выяснилось, что направление на экспертизу было безосновательным и незаконным, можно рассчитывать на возмещение расходов на проведение данной процедуры.

Отсюда можно узнать суть судмед экспертизы огнестрельного ранения в разные части тела.

По ссылке узнаем о компенсации при увольнении по соглашению сторон. Выплаты за отпуск.

Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовав­ших в ДТП.

К задачам, решаемым данным видом САТЭ, относятся следующие:

  1. установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;
  2. установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за тех­ническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
  3. установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;
  4. установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;
  5. установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.

Отдельные из приведенных задач экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой экспертизой, а в отдельных случаях и с трасологической экспертизой. К ним, в частности, относится задача установления причины (способа или инструмента) и времени поломки деталей ТС.

Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП фактически включает в себя два независимых вида САТЭ. При этом, судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания. В свою очередь, экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП – вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием участка автомобильной дороги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среде, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элементов ТС.

Предмет судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных. Предметом судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП являются фактические данные о строительных и эксплуатационных свойствах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среды, а также параметры взаимодействия с элементами ТС, связанные с ДТП.

В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:

  1. определение механизма ДТП;
  2. установление механизма взаимодействия ТС при столкновении;
  3. установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;
  4. установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;
  5. установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
  6. установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;
  7. установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия;
  8. установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
  9. определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
  10. установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
  11. установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;
  12. установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП;
  13. установление возможности получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии.

Наряду с приведенными задачами существует ряд задач, решаемых экспертизой следов на ТС и месте ДТП в комплексе с судебно-медицинской экспертизой:

  1. установление взаиморасположения человека и частей ТС;
  2. оценка особенностей функционального состояния людей ко времени взаимодействия их с частями ТС;
  3. определение позы и двигательных реакций пострадавших;
  4. выявление признаков, характеризующих действия водителя;
  5. получение объективной информации об условиях травмирования для сопоставления ее с показаниями свидетелей.

Некоторые из перечисленных задач наряду с упомянутой судебно-медицинской экспертизой можно решить только в комплексе с другими родами (видами) судебной экспертизы. Например, определение взаимного расположения ТС и пешехода в момент наезда осуществляется в комплексе автотехнической, медицинской, биологической, трасологической (исследование одежды и обуви) экспертизами и криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий.

В рамках экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП решаются следующие задачи:

  1. установление основных квалификационных характеристик дороги. Особо важным и приоритетным является определение сцепных качеств автомобильных дорог в зависимости от типа и состояния их покрытия, других признаков дифференциации;
  2. установление технического состояния ее структурных элементов и дорожных условий;
  3. определение соответствия (несоответствия) фактических квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой дороги и дорожных условий требованиям нормативно-технической документации (НТД);
  4. установление причин и времени образования дефектов на дороге, угрожающих безопасности движения;
  5. определение влияния снижения эксплуатационных качеств автомобильной дороги и ее структурных элементов на механизм ДТП;
  6. установление уровня и качества информационного обеспечения водителя о дорожных условиях;
  7. определение причинной связи между отклонениями квалификационных характеристик дороги и дорожных условий от требований НТД и происшедшим ДТП.

вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием индивидуальных психофизиологических особенностей водителя на момент обследования, а также проявляющихся в различные периоды жизни обстоятельств психологического характера, которые могли способствовать возникновению ДТП, условий, в которых действовали водитель и другие участники ДТП непосредственно в момент происшествия, психических компонентов действий водителя (других участников происшествия), а также сведений о профессиональной деятельности водителя в целом и о ДТС, предшествовавшей ДТП.

Предметом судебной инженерно-психофизиологической экспертизы водителя являются фактические данные: об условиях деятельности водителя перед и в момент ДТП; индивидуальных особенностях зрительного восприятия и реакции водителя на момент обследования; особенностях профессиональной деятельности водителя в целом, имеющих отношение к ДТП; обстоятельствах психологического характера, которые могли способствовать возникновению ДТП.

Основными задачами, решаемыми в рамках судебной инженерно-психофизиологической экспертизы водителя ТС, являются следующие:

  1. установление соответствия индивидуальных возможностей познавательной сферы водителя особенностям ДТС;
  2. определение особенностей эмоционально-волевой сферы водителя, влияющих на качество выполнения профессиональных функций;
  3. установление социально-психологических характеристик водителя, влияющих на качество выполнения профессиональных функций.

Каждая из этих задач охватывает ряд подзадач, которые могут решаться самостоятельно независимо от основной задачи. Так, исследование познавательной сферы водителя включает подзадачу определения особенности реакции факторов, затрудняющих и делающих невозможной своевременную реакцию на появление опасного для движения объекта, и т.д.

Приведенный перечень не исчерпывает все решаемые САТЭ задачи; в зависимости от сложности ДТП он может иметь гораздо более широкий спектр задач. Анализ экспертной практики показал, что в настоящее время САТЭ решает до 70 задач, являющихся традиционными, т.е. встречающихся на протяжении всего анализируемого периода, и до 100 задач, ставящихся реже, но, тем не менее, постоянно присутствующих в заключениях. Кроме того, около 50 задач имеют единичный характер.

Общие объекты САТЭ: ТС (их детали, узлы, механизмы, системы, фрагменты), дорога, место ДТП, оставшиеся на них следы, водитель, материалы уголовного дела, не требующие правовой оценки.

Наряду с общей характеристикой объекты каждого из видов САТЭ могут быть несколько конкретизированы.

Объект судебной экспертизы обстоятельств ДТП – данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, не требующие правовой оценки.

Объект судебной экспертизы технического состояния ТС – автомототранспорт, городской электротранспорт, тракторы и самоходные ме­ханизмы, участвовавшие в ДТП, их агрегаты, детали, фрагменты ТС и следы на них. По видам ТС объектами могут быть следующие: велосипеды, мотоциклы, мокики, мотороллеры пассажирские и грузовые, автомобили отечественного и зарубежного производства (выпускаемые в настоящее время и ранее, начиная с конца XIX в., грузовые, легковые, внедорожные, спортивные, кроссовые, рекордные, индивидуального изготовления и «са­моделки»), трамваи и троллейбусы (пассажирские и грузовые), тракторы (гусеничные и колесные), дорожные машины, сельскохозяйственные ма­шины, аэросани, снегоходы, вездеходы, немеханические ТС и т.д. (Не являются объектами ис­следования САТЭ ТС, относящиеся к речному, морскому, воздушному, железнодорожному и трубопроводному видам транспорта.)

Объект судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – следы на ТС, проезжей части, вещная обстановка или фрагменты места происшествия, иные сведения, содержащиеся в различных материалах дела.

Объект судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП – участок дороги на месте происшествия, непосредственно примыкающие к нему участки движения ТС, элементы ТС, взаимодействующие с дорогой.

Объект судебной инженерно-психофизиологической эксперти­зы водителя – водитель, его психическая деятельность по управлению ТС, психические состояния, процессы, свойства, функции, которые можно поставить в причинную связь с ДТП; условия деятельности водителя перед и в момент ДТП; материалы дела, содержащие обстоятельства ДТП психического характера, предоставленные в распоряжение эксперта органом, назначившим экспертизу.

При решении вопроса о назначении экспертизы следователю необходимо провести ряд следственных действий по собиранию, подготовке, сохранению и представлению экспертам материалов для исследования. В отношении материальных объектов исследования (вещественных доказательств) сложностей, как правило, не возникает, главное требование к ним – это сохранение их в том состоянии, которое они приобрели в процессе ДТП. Что касается представления нематериальной категории объектов исследования, то здесь постоянно возникают сложности. Специфика САТЭ заключается в том, что большинство объектов исследования, необходимых для решения ставящихся перед ней задач, нематериальны и отно­сятся к так называемой категории сведений, получаемых следователем (судом) из документов, содержащихся в деле (протоколов допроса, осмотра места ДТП, проверки технического состояния ТС, схем и т.д.). Эта категория объектов исследования называется исходными данными.

Практика показывает, что для решения простейшей задачи САТЭ – определения технической возможности предотвращения наезда на пешехода путем торможения (экспертиза обстоятельств ДТП) – используется около 15 исходных данных. При решении более сложных задач перечень исходных данных, необходимых при исследовании, как правило, превышает это число и в отдельных случаях может достигать 50. Все исходные данные должны содержаться в постановлении (определении) о назначении САТЭ. Обилие исходных данных, которые нужно указывать в постановлении (определении) о назначении экспертизы, закономерно вызывает у следователей (судов) значительные сложности.

В целях облегчения процедуры назначения САТЭ приводится перечень базовых (основных) исходных данных, которые устанавливаются следователем (судом) и в зависимости от вида ДТП должны содержаться в постановлении (определении) о назначении САТЭ.

1. По всем делам, связанным с расследованием ДТП.

1.1. Фабула ДТП с подробным описанием ДТС.

Судебная автотехническая экспертиза

Провести проверку могут частные компании или экспертно-криминалистический центр МВД. Выбор организации зависит от преследуемых целей. Если подозревается, что автомобиль принимал участие в преступлении, экспертизу инициирует ГИБДД. Ее проведение возлагается на государственных специалистов. Если проверку инициировал автовладелец, можно выполнить независимую экспертизу. Процедура осуществляется быстрее, чем при обращении в госорганизацию. Однако считается, что выводы частных специалистов менее надежны. Иногда работа выполняется поверхностно. Госэксперты работают тщательнее, но медленнее.

Чтобы криминалистическая экспертиза автомобиля была начата, потребуется предоставить пакет документов. В перечень предстоит включить следующие бумаги:

  • заявку на выполнение экспертизы;
  • паспорт хозяина транспортного средства;
  • ПТС;
  • документы, подтверждающие нахождение авто в собственности заявителя;
  • свидетельство, подтверждающее постановку на госучет;
  • квитанция об оплате проведения экспертизы;
  • само транспортное средство.

Точный список документов удастся узнать при обращении в выбранное учреждение.

Проведение криминалистической экспертизы автомобиля осуществляется по следующей схеме:

  1. Гражданин обращается в уполномоченный орган и предоставляет автомобиль для проведения исследований, а также документацию.
  2. Эксперт проверяет бумаги на предмет исправлений и фальсификации. Это позволяет исключить подлог.
  3. Производится осмотр покрытия кузова. Далее обращается внимание на зазоры. Они измеряются и сверяются. Учитываются даже сколы. Это позволяет не оставить факт возникновения ДТП незамеченным.
  4. Осуществляется осмотр всех узлов, которые могли быть установлены незаконно. Затем эксперт выполняет процедуру для того, чтобы исключить перебивание номеров.
  5. Проводится проверка машины по всевозможным базам. С их помощью выявляется причастность машины судебным решениям, залогам или кредитам, которые могут повлечь за собой изъятие машины. Проверка производится с использованием данных, содержащихся и в иностранных базах.
  6. Составляется экспертное заключение.

Вышеуказанный способ проверки считается самым надежным. Выбор эксперта осуществляется в зависимости от преследуемых целей.

Экспертизу могут выполнить частные организации или экспертно-криминалистическое управление (ЭКУ). Выбор подходящего варианта зависит от ситуации и предпочтений. Оба способа имеют преимущества и недостатки. Специалист ЭКУ обычно осуществляет работу по предписанию госорганов. Представители учреждения помогают расследовать преступления. Заявки от частных лиц также рассматриваются. Изучение случая происходит более основательно. Представитель организации обладает богатым практическим опытом. Стоимость услуг дешевле. Однако результаты придётся ждать. Чтобы заказать криминалистическую проверку автомобиля в экспертно-криминалистическом управлении, гражданин должен самостоятельно прибыть в организацию. Там часто приходится ждать большую очередь.

В роли независимых экспертов обычно выступают криминалисты, имеющие соответствующее образование. При работе с клиентом они учитывают его пожелания. Результат удается получить в кратчайшие сроки. Часто обращение в частную организацию более доступно для гражданина. Итоговое заключение эксперта будет иметь такую же юридическую силу, что и документы, предоставленные государственной организацией. Однако цена за услуги частной компании обычно в два-три раза выше. В погоне за скоростью может страдать качество.

Когда и зачем полезно проводить криминалистическую экспертизу автомобиля?

На стоимость криминалистической экспертизы машины оказывают влияние операции, которые должны произвести специалисты, а также тип автомобиля. Плата составит:

  • 3000 руб, если требуется выполнить проверку подлинности Вин-кода;
  • 3000-4000 руб при запросе полной истории техобслуживания, а также выявление истинного пробега;
  • 2000 руб, если будет выполнена проверка документов продавца на предмет внесения несанкционированных изменений.

Если гражданин хочет осуществить полный перечень проверок, ему придется заплатить порядка 10000-25000 руб. На практике инициатором проверки обычно выступает ГИБДД. В этом случае экспертиза выполняется бесплатно. Если в результате будет подтверждено, что номерные знаки целые и изменениям не подвергались, владелец транспортного средства имеет право подать жалобу в суд на инспектора. В подобной ситуации получается, что у представителей ГИБДД недостаточно оснований для экспертизы. В результате ее назначение было незаконным. На проведение процедуры требуется большое количество сил и времени. Ее осуществление приводит к возникновению неудобство для хозяина автомобиля.

Проверка транспортного средства на предмет правовой чистоты, его внешний и внутренний осмотр, исследование документов специально приглашенным экспертом-криминалистом – вот что подразумевается под криминалистической экспертизой ТС.

Она назначается в следующих случаях:

  1. Перед постановкой ТС на учет в ГИБДД.
  2. При перерегистрации автомобиля.
  3. Если на посту ДПС или во время техосмотра сотрудники не смогли разобрать цифры на деталях (номер кузова, двигателя и т.д.). Причиной может быть банальная коррозия, сделавшая цифры нечитаемыми.
  4. Растаможка автомобиля, ввозимого на территорию РФ из-за границы.
  5. Транспортное средство фигурирует в уголовном деле как орудие совершения преступления. Например, в ДТП со смертельным исходом, при перевозке наркотических средств и запрещенных препаратов, оружия, других предметов, оборот которых ограничен или под запретом.
  6. Автолюбитель хочет приобрести подержанный автомобиль и уже выбрал понравившийся вариант, но у его гложут сомнения по поводу «чистоты» прошлого товара. В таком случае он может обратиться к частным специалистам самостоятельно.

    Такая подстраховка нередко уберегает не только от приобретения угнанного транспортного средства, но и позволяет выявить нюансы, о которых продавец решил умолчать: не собрано ли оно из нескольких разбитых автомобилей, не находится ли под арестом или розыске (как в РФ, так и за рубежом), не отметилось ли в кредитной истории в качестве залога.

У владельца ТС должны быть на руках следующие документы:

  • Паспорт транспортного средства.
  • Собственный паспорт и водительское удостоверение.
  • Документ, подтверждающий право владения ТС (например, договор купли-продажи, дарения, аренды и т.п.).
  • Страховой полис.
  • Квитанция об оплате процедуры (если она проводится платно).
  • Могут понадобиться квитанции об оплате налогов на авто и стоимости специальных знаков, транзитные номера (если есть).

Перед экспертами-криминалистами ставится следующий вопросов:

  1. Определить является ли транспортное средство технически исправным.
  2. Установить подлинность номеров узлов и деталей, регистрационных документов.
  3. Выяснить был ли автомобиль участником дорожно-транспортного происшествия
  4. Вынести заключение не находится ли он под арестом, не числится ли в угоне или в качестве заложенного имущества по кредиту.
  5. Ответить на вопрос был ли исследуемый автомобиль задействован в противоправных действиях.

Внимание! Авто, у которого при независимой экспертизе обнаружат причастность к какому-либо криминалу, а также нестыковки номеров агрегатов авто, поддельные бумаги и т.п., будет арестован.

  1. На первом этапе проводится диагностика технической исправности.
  2. На втором специалист оценивает подлинность номеров мотора, кузова и других агрегатов, предусмотренных производителями в ТС. Сверяет полученные данные с документами.
  3. На третьем этапе специалист:
    • исследует лакокрасочное покрытие на подлинность, толщину и предмет повреждений, свидетельствующих о причастности к ДТП (сколы, царапины);
    • ищет следы исправлений, подчисток и фальсификаций в предоставленных документах;
    • для исключения переделки транспортного средства выискивает следы кустарной приварки узлов, перебивки номеров и не производственных соединений.

    К специальным средствам, которые использует криминалист, относятся:

    • Фотоаппарат.
    • Подсветка.
    • Информационные накопители.
    • Подвижное зеркало, закрепленное на удлиненное штанге (для осмотра труднодоступных мест).
  4. Четвертый этап – проверка VIN-кода по базам Интерпола, Министерства Внутренних Дел, Государственного Таможенного Комитета, банков.

    VIN автомобиля (ВИН код) – набор из 17-ти символов (может включать только арабские цифры и латиницу), который является уникальным и позволяет идентифицировать автомобиль и его характеристики (информацию о двигателе, марке, модели, годе выпуска и т. п.). Код может быть нанесен производителем на любое место кузова.

В случае если автомобиль снят с учета, проводится проверка старых регистрационных и транзитных номеров.

Владельцу озвучивается срок в 1-2 месяца, но на практике он зависит от загруженности экспертов. Специалисты от ГИБДД работаю дольше, чем независимые, поскольку данная процедура является достаточно востребованной. Однако обратившись в компанию, предлагающую данную услугу, будьте готовы заплатить более высокую цену.

Стоимость полного пакета исследований варьируется от 10 до 25 тысяч рублей. Сумма зависит от количества процедур, которые предстоит провести экспертам-специалистам. Примерный стоимостной уровень выглядит приблизительно так:

  • Проверка ВИН-кода автомобиля – примерно от 3 000 рублей.
  • Исследование документов продавца на предмет внесения несанкционированных изменений – примерно 2 000 рублей.
  • Оформление диагностической карты – от 2 500 рублей.

    Диагностическая карта – аналог старевшего талона технического осмотра. Подтверждает получение разрешения на эксплуатацию транспортного средства на дорогах общего пользования. Включает в себя несколько десятков пунктов и является обязательным условием получения страхового полиса. Дублируется в электронной базе данных.

  • Установление реального автопробега и истории техобслуживания – от 3 000 рублей.

Криминалистическая экспертиза проводится бесплатно в том случае, если инициатором данной процедуры является Госавтоинспекция. Однако иногда сотрудники ГИБДД направляют автомобиль на платную экспертизу необоснованно. И не на стадии регистрации ТС. Если проверка покажет, что все в порядке и нарушений нет, владелец может потребовать через суд возмещения как материального, так и морального ущерба.

Проведение криминалистической экспертизы транспортного средства

Раздел II КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

§ 1. Понятие, предмет и система криминалистической техники
§ 2. Технико-криминалистические средства и методы, применяемые при собирании, фиксации и изъятии вещественных доказательств
§ 3. Методы и средства предварительного и экспертного исследования вещественных доказательств

§ 1. Криминалистическая (судебная) фотография
§ 2. Применение видео- и звукозаписи в криминалистической деятельности

§ 1. Научные основы криминалистического следоведения
§ 2. Следы рук
§ 3. Следы ног (обуви)
§ 4. Следы зубов человека
§ 5. Следы орудий взлома и инструментов
§ 6. Следы транспортных средств
§ 7. Следы-вещества и следы-предметы
§ 8. Криминалистическая одорология

§ 1. Криминалистическое исследование огнестрельного оружия
§ 2. Криминалистическое исследование холодного оружия
§ 3. Криминалистическое исследования взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения

§ 1. Общие сведения о документах
§ 2. Криминалистическое исследование почерка
§ 3. Криминалистическое исследование письма
§ 4. Технико-криминалистическое исследование документов

§ 1. Научные основы криминалистического учения о признаках внешнего облика человека
§ 2. Структура внешнего облика человека
§ 3. Отображение внешнего облика человека при составлении следственных документов
§ 4. Судебно-портретная экспертиза
§ 5. Возможности судебной видеофоноскопической экспертизы

§ 1. Понятие, значение и система информационно-справочного обеспечения криминалистической деятельности
§ 2. Виды криминалистической регистрации
§ 3. Использование криминалистической регистрации в практике равоохранительных органов

§ 1. Формы применения специальных знаний при расследовании преступлений
§ 2. Использование специальных знаний специалиста
§ 3. Понятие судебной экспертизы и основания ее назначения и производства
§ 4. Тактика назначения и производства экспертизы

§ 1. Общие положения тактики осмотра места происшествия
§ 2. Тактика подготовки к осмотру места происшествия
§ 3. Тактика рабочего этапа осмотра места происшествия
§ 4. Тактика наружного осмотра трупа на месте его обнаружения
§ 5. Тактика заключительного этапа осмотра места происшествия

Что такое техническая экспертиза документов

§ 1. Понятие, значение, цели и виды следственного эксперимента
§ 2. Тактические условия производства следственного эксперимента
§ 3. Тактика подготовки следственного эксперимента
§ 4. Тактика производства следственного эксперимента
§ 5. Тактика заключительного этапа и оценка результатов следственного эксперимента

§ 1. Понятие, цели и значение проверки показаний на месте
§ 2. Тактика подготовки и проведения проверки показаний на месте
§ 3. Фиксация проверки показаний на месте и ее оценка

§ 1. Понятие, задачи и виды обыска
§ 2. Подготовительный этап обыска
§ 3. Стадии рабочего этапа обыска
§ 4. Особенности производства выемки
§ 5. Фиксация результатов обыска и выемки

§ 1. Понятие, задачи и виды допроса
§ 2. Подготовительный этап допроса
§ 3. Рабочий этап допроса
§ 4. Особенности отдельных видов допроса
§ 5. Фиксация хода и результатов допроса и очной ставки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *