Регуляторная гильотина – что это такое простыми словами?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регуляторная гильотина – что это такое простыми словами?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

К настоящему времени в России сложилась непростая ситуация: власти одной рукой всячески пытаются поддержать развитие малого бизнеса, а с другой – активно ему препятствуют. На самом деле вести свое дело в России может быть выгодно, раз зарегистрировалось уже более 4 миллионов ИП. Но и нельзя сказать, что им очень уж просто живется.

И дело даже не в том, что Госдума ставит рекорды по количеству принимаемых за год законопроектов, и не в количестве регулирующих органов. Проблема (по мнению Дмитрия Медведева) в том, что сейчас все еще действует около 26 тысяч нормативно-правовых актов времен СССР.

Эти акты часто противоречат более поздним, но формально продолжают действовать. И если предприниматель посчитает какой-то из таких документов не очень важным и не будет исполнять, теоретически ему может прилететь штраф, или даже что-то страшнее.

Основная часть действий по «регуляторной гильотине» запланирована на конец этого года и начало следующего. До 1 февраля должно быть исполнено поручение Дмитрия Медведева и подготовлено постановление об отмене почти 20 тысяч советских нормативных актов.

Одно лишь их перечисление в этом поручении потянуло на 1992 страницы. Среди этих актов есть совсем старые – датированные 1917-м годом, их 17. Кроме прочего, это декреты и постановления о создании временны армейских революционных комитетов, или требование объявлять траур в день смерти Ленина.

Хоть поручение вышло недавно, да и сами разговоры о «гильотине» ведутся лишь с этого года, в реальности Министерство юстиции начало пересмотр советских норм еще с 2012 года.

Путем отмены советских нормативных документов будут пересмотрены многие нормативы, например, санитарные, противопожарные, ветеринарные, экологические и другие.

Конечно, власти не собираются отменять требования противопожарного надзора или менять продолжительность рабочего дня. Дело в том, что все эти нормы уже прописаны в других, более свежих документах.

Тот же 8-часовой рабочий день четко устанавливается Трудовым Кодексом РФ, а многие правила или ГОСТы уже переписаны и действуют в новых редакциях.

Целью «регуляторной гильотины», как заявлено, будет ликвидация действительно устаревших, балластных норм, которые лишь создают лишнюю нагрузку на бизнес.

Более того, подобная практика не нова, и применялась в других странах. Авторы идеи ссылаются на термин «регуляторная гильотина», его придумали в международной консалтинговой компании Jacobs, Cordova & Associates. А сам инструмент применяли в Хорватии, Великобритании, Мексике, Вьетнам и других странах мира.

Сложно спрогнозировать, как «гильотина» поможет российскому бизнесу, но в Хорватии только за 9 месяцев в 2006-2007 годах бизнес сэкономил 65,6 миллионов долларов.

Другой вопрос – как именно она будет реализована в России. Пока мы видим лишь отмену советских норм и замену их более современными. Но как смогут работать регулирующие органы в новых условиях – покажет время.

Выявлять избыточные требования к бизнесу должны не чиновники правительства или Минэкономразвития — комиссия по дерегулированию должна стать новой структурой, подотчетной председателю правительства, считает Цыганков, выступавший одним из основных авторов доклада ЦСР о регуляторной политике в России. Обеспечить выявление и монетизацию избыточных норм можно, например, посредством госзадания, которое получат «фабрики мысли» и профильные вузы, полагает он.

Эффективной «регуляторная гильотина» будет лишь при правильной методологии, добавляет Цыганков: это предполагает, что комиссия выносит на отмену пакет избыточных требований, а профильному ведомству, которое настаивает на их сохранении, предстоит доказать с конкретными цифрами в течение 30–45 дней необходимость этих норм.

До сих пор попытки отмены избыточных требований происходили в обратной логике: эксперты и бизнес, которые предлагали отменить барьеры, обосновывали необходимость такого шага, и, как правило, госорган твердил, что «все нормы нужны», отмечает эксперт.

Третий вопрос — реальная скорость дерегулирования, говорит Цыганков. Например, в Южной Корее за 11 месяцев проанализировали свыше 11 тыс. актов, в Хорватии — только порядка 1,4 тыс. Медведев говорил о существующих 9 тыс. актов, устанавливающих обязательные требования, и вопрос в том, сколько из них удастся изучить к 1 февраля 2020 года, отмечает собеседник РБК.

Четвертая проблема — подпадают ли под регуляторную секиру нормы, инициаторами которых выступают ведомства, подчиняющиеся напрямую президенту, то есть ФСБ, МВД, МЧС и т.д. Транспортная и пожарная безопасность составляют «львиную долю издержек», подчеркивает Цыганков. При этом Медведев, выступая на Гайдаровском форуме, привел МЧС в качестве положительного примера: ведомство перешло на подобные принципы пересмотра актов еще в 2008 году.

Новая реформа будет идти постепенно, сам закон вступает в силу с 1 ноября 2020 года, но отдельные поправки и дополнения вступят в силу до 1 января 2022 года.

Новый закон установит новые сроки, в течение которых может проводиться проверка. Для субъектов малого и среднего бизнеса срок проверки не должен превышать 10 дней, а взаимодействие с проверкой должно быть не более 50 часов для малого и среднего бизнеса и 15 часов для микропредприятий.

При проведении внеплановых проверок нужно будет обязательно согласовать их с прокуратурой. При разработке новых требований к бизнесу в силу они будут вступать в определенное время, 2 раза в год – 1 марта и 1 сентября.

Поскольку все меняется, то закон предусматривает обязанность раз в 6 лет делать переоценку законов и вносить изменения при необходимости.

Также, по замыслу нового закона, основной целью проверки должна быть профилактика, а не назначение наказания. Правда, на этот счет у меня все же остаются некоторые сомнения. Но время покажет, как это все будет работать.

Если изучать закон, то сама идея неплохая. По идее, усовершенствование системы контроля и обязательных требований должно упросить нашу жизнь, особенно бизнес, с которым мы взаимодействуем. Облегчение проверок поможет снизить риски и расходы для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, что благоприятно отразится на потребителях, самих предпринимателях и работниках организаций.

Удушающие и частые проверки порой топят малый и средний бизнес, в котором задействовано большинство граждан нашей страны. Люди теряют работу, фирмы закрываются, предприниматели разоряются.

Дело остается за малым, чтобы этот закон действительно заработал как нужно и изменил нашу жизнь в лучшую сторону, а не наоборот. Будем надеяться, что вслед за изменением законодательства изменится и система в пользу народа.

Будьте здоровы и берегите себя!

Если статья понравилась, прошу поставить лайк, если не понравилась, то дизлайк. Любая оценка очень важна.

Благодарю за внимание!

Закон № 247-ФЗ регулирует вопросы, связанные с требованиями, предъявляемыми к предпринимателям. Он вступил в силу 1 ноября 2020 года.

Контрольные органы оценивают исполнение обязательных требований при проверках, выдаче лицензий, разрешений, аккредитации и привлечении лиц к административной ответственности. В соответствии с Законом № 247-ФЗ эти требования подлежат строгому учету и контролю.

Регуляторная гильотина – что это такое простыми словами?

Заместитель руководителя Аппарата правительства Юрий Любимов признает: действующие контрольно-надзорные акты не отвечают требованиям времени. «Классическая ситуация: с точки зрения пожарной безопасности двери здания должны быть открыты, а с точки зрения антитеррористических мер – наоборот. Таких противоречий очень много. Также в актах встречаются заведомо невыполнимые требования: например, расширить дверной проем в историческом здании. Что бы ты ни сделал в этой ситуации, все равно нарушишь норму закона. Существует проблема дублирующего надзора: когда разные органы проверяют одно и то же. От этого надо отказаться», — заявил Любимов. По его словам, если соблюдать все требования, то ни одна отрасль в России не будет рентабельна: «Самая большая беда не в том, что контроль сложный, а в том, что он бессмысленный, из-за чего страдает безопасность». Писатель Александр Цыпкин рассказал, что это международная проблема — его друзья за целый год не смогли открыть ресторан за рубежом из-за многочисленных противоречивых надзорных требований.

«Бизнес предложил каждый год пересматривать пакет старых законов. Но мы нашли в себе силы признать, что это путь в никуда, нам нужен принципиально новый акт. Мы поняли, что гораздо эффективнее отменить все старое и принять новую систему, в которой нуждается наша страна. Пересмотр требований, которым мы занимались несколько предыдущих лет, не был успешным», — сообщил замрепред правительства, руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко.

Так родился термин «регуляторная гильотина» — метод проведения реформ для упрощения норм регуляции бизнеса. Впервые о ней заговорил премьер-министр Дмитрий Медведев в январе этого года. Он заявил, что в России действует свыше 9 000 нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу при проверках, причем многие еще со времен СССР. Медведев поддержал контрольно-надзорную реформу, а президент Владимир Путин пошел дальше и объявил для всех ведомств единый срок ее окончания – 1 января 2024 года.

Чуйченко считает, что гильотина – не самоцель, а средство для ее достижения. Он сообщил: скоро правительство примет дорожную карту, которая будет состоять из нескольких пунктов. Также появится рамочный закон – его представят уже в июне этого года на ПМЭФ. Будут разработаны и законы об отдельных видах надзора, и подзаконные акты. «Самое сложное – сделать новую систему, которая заменит прежнюю. Мы решили, что по новым правилам предметом проверки могут быть только требования, указанные в законе, — выходить за рамки нельзя», — отметил Чуйченко. Эксперт признался, что это огромная работа, ведь надо переписать всю систему. При этом ее цель – здравый смысл, поэтому все должно быть заточено под результат.

Правительство планирует задать стандарты и создать типовую модель, а контрольно-надзорным органам придется заняться конкретизацией норм. Чуйченко заверил, что ведомство учтет предыдущий опыт, «в корзинку ничего не попадет». Он также призвал всех желающих присылать свои предложения и даже вступить в рабочие группы.

По словам Любимова, тестовым сектором, на котором ведомство отрабатывает свои решения, стал общепит. «В этой сфере масса устаревших советских правил, это классический кейс. Ситуация по санитарной безопасности мне кажется понятной, гораздо сложнее дела обстоят со строительным и экологическим надзором. Еще у нас 143 вида охраны труда», — отметил Любимов.

Правительство, стремясь совершить экономический рывок, считает необходимым снизить нагрузку на предпринимателей и пересмотреть сложившуюся систему требований. В первую очередь, по мнению премьера, сделать это необходимо в наиболее зарегулированных секторах, таких как транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария и санитарно-эпидемиологический надзор. В чем заключается задача, на которой сфокусирован глава правительства?

По словам Дмитрия Медведева, в России действует свыше 9000 нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу, причем многие из них были созданы еще в СССР. Механизм «регуляторной гильотины» – это масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов, которые будут одобрены, изменены или утратят силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований. К 1 февраля 2020 года правительство хочет завершить пересмотр всех требований с точки зрения современных реалий.

Один нюанс: чтобы механизм «регуляторной гильотины» сработал, он должен иметь сильную политическую поддержку на самом высоком правительственном уровне.

Алгоритм работы «гильотины» выглядит так. Правительство формирует реестр всех регуляций и административных формальностей, прямо или косвенно влияющих на бизнес. На основе созданного списка создается база данных. Во многих странах само появление такого
реестра – это уже прорыв и большое достижение, я полагаю, что Россия не будет особого рода исключением.Каждая норма или административная процедура оценивается на трех уровнях:

  1. государственными служащими в министерствах,
  2. представителями бизнеса,
  3. оператором реформы, т. е. органом, который будет отвечать за реализацию «регуляторной гильотины».

Каждая норма или административная процедура должна будет пройти через простые фильтры. Для принятия решения о будущем закона аналитики дают ответы на следующие вопросы применительно к каждому закону: законен ли он, есть ли в нем необходимость, благоприятна ли норма для бизнеса, необходимы ли и обоснованы ли платежи и сборы, установленные этим законом.

После такой оценки норма или административная процедура распределяется в одну из трех категорий: сохранить, упростить или отменить.

Далее органы законодательной власти – Правительство, Государственная Дума и Совет Федераций предпримут необходимые шаги для устранения ненужных и упрощения запутанных нормативно-правовых актов.

Нормы и административные процедуры, которые в результате этой реформы «уцелеют», будут занесены в действующий реестр, в котором представители бизнеса и граждане страны смогут найти нужную информацию, загрузить необходимые формы и подать заявки на получение разрешений.

Напомню, что в России выход на конечную точку по «регуляторной гильотине» намечен на 1 февраля 2020 года, т. е. через год. В Южной Корее за 11 месяцев проанализировали свыше 11 000 актов, в Хорватии – около 1500 тысяч. В нашей стране, напомню, около 9000 актов, устанавливающих обязательные требования. Сколько из них удастся изучить и после изучения подсунуть под «гильотину» к намеченной дате?

Если все пройдет успешно, то, как обещают создатели этого механизма, издержки и риски ведения бизнеса будут значительно сокращены, что приведет к повышению конкурентоспособности, привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест.

Готовить «дорожную карту» для работы «гильотины» на российской почве поручено аппарату правительства. Я надеюсь, что сотрудники аппарата будут способны преодолеть бюрократические трения и борьбу за полномочия, которые неизбежно возникнут на этапе «отсекай, упрощай и сохраняй». Иначе «гильотина» превратится в очередной эпизод, когда ни одно министерство не захочет «рубить» часть своих полномочий, даже если это будет однозначно выгодно гражданам, бизнесу и стране в целом.

Чиновники планируют новый подход к классификации актов. По словам министра экономического развития Максима Орешкина, если раньше в России отталкивались от требований ведомств (пожарной инспекции, СанПиН и пр.), то теперь требования будут классифицированы по видам бизнеса: ресторанный, отельный, авторемонт и т. д. Если предприниматель захочет открыть бизнес, то он сможет увидеть все требования, с которыми ему предстоит столкнуться, а также будет понятно, какие из них обязательные, а какие – рекомендательные. Такие требования, которые могут быть предъявлены к работе конкретного предприятия, должны быть написаны понятным языком и удобны для предпринимателей.

Мне как юристу, который ежедневно решает проблемы предпринимателей и общается с коммерсантами, видится, что есть три вещи, которые беспокоят бизнес.

  • Первое – невозможность планировать свою деятельность на годы вперед (все в очередной раз и постоянно меняется).
  • Второе – сложно решать проблемы с чиновниками в рамках закона и рассчитывать на независимый суд.
  • Третье – это отсутствие в стране, в отличие от других государств, традиций уважать и защищать частную собственность.

Поможет ли «гильотина» в решении этих системных проблем? Я думаю, что на данном этапе – нет. Но если государство сделает прозрачными правила игры для бизнеса на законодательном уровне, избавив компании от «спама» устаревших требований и обязательств, это однозначно «разгрузит» коммерсантов. А любой большой путь по трансформации экономики, как мы все знаем, начинается с малых шагов. Пожелаем удачи властям в освоении французского механизма!

Правительства повсеместно сталкиваются с нелегкой задачей пересмотра и модернизации громадного накопления регуляций и административных формальностей – очень часто исчисляемых тысячами, и даже десятками тысяч – накопленных десятилетиями. Большое количество этих норм сильно устарело, не способствует защите интересов граждан и замедляет экономический рост.

Вопрос с которым столкнулась компания Джейкобс, Кордова и Партнеры при разработке современной Регуляторной Гильотины в 2004-м году следующий: Как могут правительства быстро и дешево пересмотреть и упростить сотни или тысячи устаревших регуляций, используя современные научные методы и при полноценном участии гражданского общества?

Метод современной Регуляторной Гильотины был разработан компанией Джейкобс, Кордова и Партнеры для достижения упомянутой цели, основываясь на удачном опыте таких стран ОЭСР как Швеция и Южная Корея. Ее тщательно структурированный процесс был опробован и улучшен более чем в десятке стран. (Термин Регуляторная Гильотина является торговой маркой компании Джейкобс, Кордова и Партнеры).

С момента разработки, Регуляторная Гильотина была использована для отмены и упрощения около 25,000 законов и иных регуляций более чем в десятке стран, обеспечив ежегодно $8 миллиардов экономии в расходах для бизнеса, а также возврат средств потраченных на нее в соотношении 3,000 к 1 в течении 10-и лет.

Гильотина это упорядоченное, прозрачное, быстрое и дешевое средство для ПОДСЧЕТА и БЫСТРОГО ПЕРЕСМОТРА большого количества регуляций через призму четких научных критериев надлежащего регулирования и устранения тех, которые больше не нужны. Результатом является экономически значимое сокращение регулятивных издержек для бизнеса, как по всем аспектам бизнес среды, так и на уровне отдельных секторов экономики или сфер, таких как лицензирование. Всесторонее участие заинтересованных сторон помогает обеспечению реалистичности и фактичности процесса пересмотра.

Основные принципы Регуляторной Гильотины™:

Любая регуляция, необоснованная с точки зрения законности и необходимости для правительственных стратегий рыночной экономики, должна быть отменена. Любая регуляция, которая законна и необходима, но не является благоприятной для бизнеса, должна быть максимально упрощена.

Регуляторная Гильотина™ должна иметь сильную политическую поддержку на самом высоком правительственном уровне. Процесс управляется небольшим и квалифицированным подразделением реформы, специально созданным на центральном уровне правительства. Подразделения HitroRez в Хорватии, Проекта 30 во Вьетнаме и рабочий комитет по регуляторной реформе для бизнеса в Кении – являются хорошими примерами подобных структур. Алгоритм процесса реформы представлен ниже:

  • Правительство быстро осуществляет учет всех регуляций и административных формальностей прямо или косвенно влияющих на бизнес. На основе реестра создается база данных. Во многих странах это является первым целостным реестром регуляций, что в свою очередь является большим достижением.
  • Каждая норма или административная процедура оценивается 3 раза – 1) государственными служащими в министерствах, 2) представителями бизнеса, и 3) центральным аппаратом реформы.
  • Каждая норма или административная поцедура проходит через простые фильтры, объединенные в форме контрольного листа:
    • Законна ли она?
    • Необходима ли она?
    • Благоприятна ли она для бизнеса?
    • Необходимы ли и обоснованны ли платежи и сборы?
  • После пересмотра, каждая норма или административная процедура распределяется в одну из трех категорий: сохранить, упростить или отменить.
  • Кабинет министров и Парламент, посредством многостороннего процесса, предпринимают необходимые шаги для устранения ненужных и упрощения запутанных нормативно-правовых актов.
  • Оставшиеся в результате реформы нормы и административные процедуры помещаются в постоянно действующий реестр, посредством которого пользователи могут найти нужную информацию, загрузить необходимые формы и подать заявки на получение разрешений. Данный реестр может послужить базой для создания Одного окна, если имеется такое желание.
  • Длительность реформы от 18-и до 30-и месяцев.

Программное обеспечение элГильотина™ является гибким ИТ средством управления, которое ускоряет осуществление обширной регуляторной реформы, коей является Регуляторная Гильотина™, и снижает стоимость трудовых затрат. Совместно с хорватской консультационной фирмой Сенсе Консалт (Sense Consult), компания Джейкобс, Кордова и Партнеры разработала програмное обеспечение, называемое элГильотина™, которая помогает правительствам эффективно управлять меж-министерской регуляторной реформой, пересматривающей множество лицензий и с большим количеством участников, обеспечивает коммуникационный канал для обратной связи с бизнесом о отдельных лицензиях, а также создает базу для государственного электронного реестра (элРеестр) лицензий с открытым интернет доступом для бизнеса.

Гильотина™ почти никогда не является завершением реформ, поскольку достижения упрощения легко могут быть размыты новыми нормами и процедурами. Большинство правительств продолжили гильотину внедрением Оценки Регулирующего Воздействия (ОРВ) и другими инструментами надлежащего регулирования.

Каковы результаты Регуляторной Гильотины™?

Гильотина устраняет и упрощает большое количество регуляций за короткий промежуток времени и сравнительно без больших затрат, усиливая потенциал правительств сфокусироваться на регуляциях, необходимых для защиты здоровья, безопасности и окружающей среды.

Если гильотина успешна, то издержки и риски ведения бизнеса в национальной экономике будут значительно сокращены, что приведет к повышению конкурентоспособности, инвестиций и созданию новых рабочих мест. Южная Корея, 11-ая в рейтинге крупнейших экономик мира страна, в течении 11-и месяцев пересмотрела 11,000 регуляций и отменила порядка 50% последних, в результате чего планируется создание 1-ого миллиона новых рабочих мест и привлечение $36 миллиарда ПИИ (из-за более низких барьеров входа на рынок и меньших издержек связанных с регулированием для бизнеса).

Гильотина НПА, как способ улучшения делового климата в России!

Эксперты Вышки предлагают набор правил, по которым предстоит работать «регуляторной гильотине».

Один из главных постулатов — для каждого правила контроля нужна «прямая доказанная связь с риском причинения вреда». Иными словами, необходимо доказать: отсутствие контроля в конкретном виде деятельности приведет к реальному ущербу и создаст угрозу благополучию граждан.

Также предлагается если не запретить процессные требования, то сделать их рекомендательными, хотя полностью отказаться от них невозможно (как, например, от необходимости надевать каску на стройплощадке).

Необходимо гибкое нормирование — на основе расчета рисков можно разрешить бизнесу заменять официальные государственные нормы на собственные технические требования. С этим правилом связано и другое — признание добровольных систем оценки соответствия.

«Трудно представить, что человек отравится в ресторане, имеющем мишленовскую звезду, — пояснил Сергей Плаксин. — Есть механизмы контроля и оценки, используемые самим бизнесом, которые гораздо эффективнее и жестче, чем государственный контроль».

Еще одно правило предполагает четкую связь норм с административной ответственностью. Сейчас многие нормы сформулированы с отсылками к десяткам и сотням иных нормативных актов, многие из которых действуют еще со времен СССР. Разобраться в них подчас невозможно. Необходимо четкое указание ответственности, наступающей за нарушение конкретной нормы — как это сделано с правилами дорожного движения, сказал Плаксин.

Требования контроля и надзора должны быть наглядными и понятными — не только инспекторам, но и предпринимателям, которым придется их соблюдать

Кроме непосредственно нормативно-правового акта, содержащего требования, нужно сразу разрабатывать проверочные листы и руководства, наглядным образом демонстрирующие устройство той или иной деятельности.

Наконец, необходимо сопоставление с международными практиками — чтобы российский бизнес из-за излишнего контроля не оказывался в заведомо худших условиях по сравнению с иностранными конкурентами. Нужен мораторий на изменение обязательных требований вне проекта регуляторной гильотины, а также стимулы для госслужащих, чтобы у них не было соблазна перенести в новую систему старые правила.

Система норм, которая возникнет после «гильотинирования», должна четко разделять обязательные и рекомендательные акты, устанавливать предельный срок действия этих актов, включать мониторинг правоприменительной практики и проч.

Директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР, профессор РЭШ Наталья Волчкова представила результаты исследования, проведенного в 2012 году Всемирным банком и ЕБРР при поддержке ВЭБ, которое выявило стоимость регуляторных барьеров для бизнеса и экономики в целом. По оценке опрошенных тогда предпринимателей, устранение излишних затрат, связанных с коррупцией, лицензиями и разрешениями, трудовым законодательством, таможенными и экспортно-импортными правилами, позволило бы им снизить издержки почти на 25%.

Впрочем, ситуация с издержками предприятий на контроль и надзор по стране — неравномерная. На основании тех же данных исследователи выяснили, например, как изменились бы экономические показатели среднего московского предприятия, если бы ситуация с лицензиями и разрешениями в Москве была бы такой же, как в Кирове, Смоленске и Ставрополе (регионах с наиболее благополучными оценками в этой сфере в 2012 году). Оказалось, что в течение трех лет среднее московское предприятие увеличило бы занятость на 2,7%, прибыль — на 5%, а экспорт — на 8,5%.

«Именно экспорт крайне чувствителен к улучшениям в контрольной сфере, — отметила Наталья Волчкова, — потому что из-за этих издержек наши предприятия находятся в гораздо худшем положении, чем их конкуренты из других стран».

«Нам нужно придерживаться очень жесткого подхода относительно перечня обязательных требований. Сегодня мы в них утопаем», — заявил на пленарном заседании заместитель руководителя аппарата правительства РФ Юрий Любимов. По разным оценкам, количество этих требований варьируется от девяти тысяч до нескольких десятков тысяч.

Эти акты и виды контроля часто пересекаются между собой. Даже в «относительно благополучных видах контроля» бывает, что ведомства издают акты похожего типа, которые, однако, прямо противоречат друг другу — либо ведомство, которое затем занимается проверкой на основании этих актов, никак не участвует в их разработке.

По словам Любимова, типичный пример такого противоречия можно найти в пожарном надзоре, где существенный блок работы связан с проверкой конструкции зданий и помещений. Например, предъявляется требование расширить проходы, но ни арендатор, ни собственник не могут его выполнить, поскольку не они строили здание и планировали его несущие стены. Эти требования должны быть заложены изначально в строительные акты.

Серьезной проблемой являются устаревшие правила, заложенные в действующие акты — нередко они значительно увеличивают как сроки, так и стоимость реализации того или иного проекта, в том числе социально значимого, отметил Любимов.

Популярное заблуждение — смягчение контроля и надзора над бизнесом вредит потребителю. В подавляющем большинстве случаев это не так

Большое количество обязательных норм делает ситуацию с нивелированием реальных рисков не лучше, а хуже, притом высокой ценой. В результате действий по отдельным видам контроля проблема смертности и травматизма не только не решается — она может даже нарастать.

Предпринимателям приходится не инвестировать в современные технологии, повышающие безопасность, а выполнять устаревшие, никому не нужные требования.

Юрий Любимов подчеркнул важность экспертной и научной работы при реализации контрольно-надзорной реформы. На его взгляд, ученые могли бы помочь контролирующим ведомствам сформировать систему обязательных требований, действительно нивелирующую риски для общества и отдельных граждан.

Предприниматели сегодня не имеют «исчерпывающего списка требований от контрольно-надзорных органов», сказал на пленарном заседании уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Любой предприниматель, желающий открыть кафе или ресторан, может просто заблудиться в этих требованиях. «Гильотина» поможет конкретизировать и сделать конечным список таких норм по разным видам деятельности.

Титов также отметил проблему с проверками, реальное количество которых больше отраженного в статистике. По его словам, не учитываются многие проверки, инициируемые администрациями регионов и муниципалитетов по КоАП. Число таких проверок, а также объем выписываемых на их основании штрафов, уже превышает число плановых и внеплановых.

«Цель гильотины не убить, а создать что-то новое», — подвел итог дискуссии руководитель аппарата правительства РФ Константин Чуйченко. Но реформирование окажется непродуктивным, считает он, если его будут проводить сами органы — далеко не все они захотят создать современную и результативную систему.

В целом контрольно-надзорная деятельность должна включать два аспекта —материально-правовой и процессуально-правовой, отметил Чуйченко. Первый даст ответ на вопрос «что проверяем», второй — «как проверяем». В центре — риск-ориентированный подход. С его помощью нужно выявлять те зоны, в которых действительно существуют значительные риски, и делать соответствующие нормы обязательными.

По словам Константина Чуйченко, все эти подходы будут зафиксированы в новом законе о контрольно-надзорной деятельности, разрабатываемом правительством в настоящее время.

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Регуляторная гильотина дала осечку — в 2024 работаем по старым нормам

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Закрыть ×

Сегодня 03 апреля 2021

«Россия и мир — вызовы нового десятилетия», — тема первого Гайдаровского форума 2010 года, и сегодня эти вызовы сохраняются, отметил Медведев. В ходе выступления на пленарной сессии форума премьер подробно описал глобальные вызовы, справиться с которыми, по его словам, можно лишь сообща, решая возникающие сложности последовательно, прагматично, за счет разумных компромиссов, и основываясь на взаимном доверии.

«Минувшее десятилетие принесло немало вызовов, частично они были вполне предсказуемы, во многом они стали неожиданными, и с ними сейчас сталкиваются как развитые, так и развивающиеся экономики, — сказал Медведев. — Это и высокий уровень неопределенности, который затрагивает практически все стороны общественной жизни, скорость и масштабы цифровой трансформации, которая несет в себе как и огромные возможности, так и связанные с этим риски, в том числе необходимость постоянной модернизации инфраструктуры, а это очень дорого».

Среди других глобальных вызовов он назвал обострение конкуренции и рост протекционизма, экологические проблемы, изменение традиционных рынков, в том числе энергетического, появление новых рынков, а также диспропорцию между растущим весом развивающихся стран и их участием в определении правил международной торговли.

Председатель парламента Финляндии Паула Рисикко, которая также приняла участие в панельной дискуссии форума, назвала три основных глобальных вызова, это трансформация международной системы, изменение климата и демография. По ее словам, международная система сейчас фрагментирована и больше ориентирована на конфронтацию, чем на сотрудничество, что вызывает значительную нестабильность.

Эта нестабильность и неопределенность, а также нацеленность международной системы на конфронтацию и фрагментарность обусловлена политикой агрессивного давления ряда стран, добавил позже в ходе пленарной сессии Медведев. Он отметил, что незаконные санкции и арест менеджеров крупных зарубежных компаний повышает неопределенность в мировой экономике.

По его словам, тенденция отказа от доллара в мире будет только нарастать. «Очевидно, что тенденция по снижению зависимости национальных экономик от доллара будет только нарастать. Такие экономические действия [как санкции и протекционизм] самого мощного игрока на экономической арене [США] только усиливают напряжение», — заявил он.

Помимо проблемы замедления роста мирового ВВП, улучшения бизнес-среды, развития мировой торговли и решения других экономических проблем, участники форума обсуждали и текущие глобальные социальные вызовы. При этом наибольшее внимание привлекла проблема социального неравенства.

Неравенству была посвящена одна из сессии в рамках форума под названием «Неравенство доходов в исторической перспективе». В ходе этой дискуссии Орешкин заявил, что высокий уровень неравенства опасен тем, что некоторые слои населения лишаются доступа к качественным услугам образования и здравоохранения. Из-за этого может осложниться развитие человеческого капитала, считает министр.

Он отметил, что уровень экономического неравенства в России постепенно снижается, но остается недопустимо высоким. Орешкин также добавил, что структура национальных проектов в РФ выстроена сейчас таким образом, чтобы постараться избежать таких проблем в будущем. «Это [развитие России к 2050 году] будет зависеть от того, насколько тому поколению, которое в тот момент станет доминирующим в нашей стране, будут доступны услуги образования, и насколько оно сможет полностью реализовать свой потенциал, который заложен в людях», — подчеркнул он.

По словам министра экономики и финансов Италии Джованни Триа, сейчас мир пытается решить вопрос о том, как избежать социальной и финансовой нестабильности. «Эти два вызова взаимосвязаны, потому что первопричина у них единая. Прежде всего мы не смогли справиться с растущим неравенством, которое имеет место из-за некоторых нежелательных характеристик современной глобализации. Второе — это страх финансовой нестабильности», — заявил он в ходе панельной дискуссии.

Почетный председатель Банка Греции, премьер-министр Греческой Республики (2011-2012) Лукас Пападемос в ходе панельной дискуссии заявил, что сегодня необходимо противодействовать растущему неравенству доходов, которое во многих развитых экономиках приобрело значительные масштабы и взращивает популистские движения, которые выходят на политическую сцену, что может иметь негативные последствия.

Эту проблему обозначил в своем выступлении и Медведев. «Если говорить о социальной стороне, то, к сожалению, усиливается социальное неравенство, которое провоцирует массовое недовольство даже в весьма благополучных странах и которое, по всей вероятности, может расти в том числе из-за новых проблем в сфере занятости», — сказал он.

Гайдаровский форум — ежегодная международная научно-практическая конференция в области экономики, проводится с 2010 года. Организаторами форума выступают Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Институт экономической политики им. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России. ТАСС — генеральный информационный партнер Гайдаровского форума.

Одна из таких концепций – принципы ответственной игры.

Ответственная игра является обязательным механизмом в игорной индустрии всех западноевропейских стран, однако наиболее успешными примерами по внедрению и работе с ними являются Мальта и Великобритания.

Принцип ответственной игры представляет собой комплекс мер, предпринимаемый букмекерами и операторами азартных игр для борьбы с игровой зависимостью среди своих клиентов.

Игровая зависимость (лудомания) – официально признанное Всемирной организацией здравоохранения расстройство психики, которое выражается в паталогической склонности к азартным играм.

К принципам ответственной игры можно отнести предлагаемые компанией инструменты самоограничения, благодаря которым игрок обращается к букмекеру с заявлением о приостановке обслуживания, а также недопуск к игре на ставках несовершеннолетних.

Инструменты самоограничения – популярный, но далеко не единственный способ предотвращения зависимости. Власти, как правило, комплексно подходят к работе по ответственной игре, рассматривая все ее инструменты в едином комплексе мер.

В большинстве развитых стран механизм ответственной игры закреплен на законодательном уровне, поэтому все инструменты ограничений и самоограничений, которые используют операторы в своей работе, являются обязательными требованиями регуляторов.

Как правило, регулирование описывает конкретные меры, которые должен предпринимать оператор, и эти меры носят не декларативный, а сущностный характер. Они всеобъемлющие и подразумевают под собой в том числе, например:

  1. Стандарты качества менеджмента в контексте ответственной игры. Внутри компании вводятся политики, направленные на образование сотрудников, разъяснение проблемы и порядка работы с проблемными клиентами. Также в компании назначается ответственный сотрудник по responsible gambling (удивительный факт, но сами сотрудники компаний в игорном бизнесе часто страдают от игровой зависимости);
  2. Стандарты коммуникации сотрудников, общающихся непосредственно с клиентами (это касается в первую очередь агентов, связанных с клиентским сервисом, которые при определенных поведенческих паттернах должны предлагать клиентам начать использовать инструменты ответственной игры);
  3. Информирование игроков о проблемах лудомании, предоставление опросных листов, помогающих игрокам самим понять, что их увлечение игрой начинает принимать форму, опасную для них самих и для социума;
  4. Обеспечение размещения информации о проблемах лудомании непосредственно на сайте оператора на расстоянии “одного клика” из любого раздела сайта;
  5. Стандарты рекламных коммуникаций, обеспечивающее информирование игроков о важности ответственной игры прямо в роликах/на баннерах;
  6. Стандарты работы с рекламными площадками. В рамках этих стандартов на операторов возлагается ответственность за распространителей рекламы в адрес уязвимых слоев населения (несовершеннолетних лиц), за распространение рекламы без ссылки на общие условия и положения оператора и правила предоставления услуг;
  7. Коммуникационные стандарты по прямым маркетинговым коммуникациям с игроками — рассылками, смс сообщениями, push сообщениями. Оператор может быть может быть оштрафован регулятором за отправку маркетинговых материалов клиенту, который был ранее самоисключен.

И все же наибольший акцент регуляторы делают на методы реализованные внутри продукта оператора.

Регуляторная гильотина: как проходит надзорная реформа

Регуляторы обязывают всех букмекеров, оперирующих под их лицензиями, давать возможность клиенту установить себе лимиты на транзакции (депозит, вывод, ставка, потраченные средства за период времени). Лимит устанавливается на какой-то определенный промежуток времени. Самые популярные — дневные и месячные.

Процедура изменения и снятия лимитов проходит по-разному в зависимости от операторов. У некоторых операторов, например, клиенту необходимо отправить заявку, а через 24 часа после ее создания заново ее подтвердить. Тем самым клиент подтверждает, что его намерение изменить и/или снять лимит не поменялось. Однако снять лимиты возможно не у всех операторов — зависит от политики конкретного букмекера.

При этом факт создания и дальнейшего подтверждения заявки еще не означает, что она будет одобрена на стороне оператора. Решение принимается на основе анализа паттернов поведения клиента на сайте, например, длина и частота сессий, насколько рисковые ставки делал клиент до этого.

Лимиты и самоисключение — классические инструменты ответственной игры, которые всегда являются обязательными для использования операторами. Из-за своей обязательности они же являются и самыми популярными как среди букмекеров, так и среди клиентов. Однако есть еще ряд инструментов, которые уступают по масштабности, но не менее эффективны.

Реалити-чекс. Это уведомления, которые появляются с определенной периодичностью, которую настраивает клиент самостоятельно в личном кабинете. Они хорошо работают на игрока с психологической точки зрения, отрезвляя и возвращая его в реальный мир. Уведомления могут содержать абсолютно разный набор информации, например:

  1. Длина текущей сессии.
  2. Сколько денег было проиграно за сессию.
  3. Сколько ставок было совершено клиентом за сессию и на какую сумму.

Тестирование и информирование. У всех крупных как британских, так и мальтийских операторов на сайте всегда есть отдельный раздел про ответственную игру, где описана политика компании в отношении этого вопроса, а также есть признаки игорной зависимости по стандартам DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders). Некоторые крупные британские компании список этих признаков оформляют в формате теста. Пользователю предлагается ответить на ряд вопросов, а в качестве результатов теста указывается насколько склонен клиент к зависимостям и на основе этого предлагается персонализированный набор инструментов самоограничения, из тех, которые использует оператор.

Нужно понимать, что в случае, если у клиента уже есть игорная зависимость, инструменты самоограничения и самоконтроля не должны заканчиваться возможностями оператора. И в Великобритании, и на Мальте у людей, которые столкнулись с проблемой игорной зависимости, есть возможность самостоятельно обратиться за психологической помощью в специализированные государственные центры и пройти реабилитацию.

Для лечения игорной зависимости используется несколько методов терапии:

  1. Групповая терапия
  2. Когнитивно-поведенческая терапия
  3. Поведенческая терапия
  4. Психодинамическая терапия

Чаще всего для лечения используется либо групповая, либо когнитивно-поведенческая терапия. Остальные типы либо перестали широко практиковаться, либо пока что не доказали свою эффективность.

Групповая терапия. Этот тип широко используется на Мальте и довольно популярен в Великобритании. По сути, весь процесс напоминает встречи анонимных алкоголиков и наркоманов (самая популярная организация Великобритании Gambler Anonymous, например, была создана по образу и подобию аналогичной Alcoholic Anonymous).

Небольшие группы (в среднем, от 10 до 15 человек) встречаются на часовые сессии и под присмотром коуча обсуждают свои проблемы, поддерживая друг друга и давая выговориться. Коуч в этом случае служит маячком: он мягко задает направление разговора и иногда может вернуть его в нужное русло, но основную работу здесь ведут сами пациенты. В групповых терапиях упор сделан именно на разговоры и честность пациентов с собой и другими: у них таким образом появляется негласное обязательство перед другими участниками, что срываться нельзя.

Когнитивно-поведенческая терапия. Этот тип терапии направлен на изменение мышления пациента и его эмоционального состояния. Чаще всего используется для работы с пациентами, которые столкнулись с какими-либо психическими расстройствами. С учетом того, что игорная зависимость еще в 1980 году была включена в международный классификатор ментальных расстройств DSM-III, метод применяется и для людей с игорной зависимостью.

Фактически, целью когнитивно-поведенческой терапии здесь является полностью изменить отношения человека к гемблингу. Такой вид терапии не предусматривает постоянного лечения, у него есть ограниченное количество сессий — для сравнения, на групповую терапию человек может ходить всю жизнь при желании и необходимости. Обычно пациенту назначают от 8 до 15 сессий, которые включают в себя большое количество общения с терапевтом, домашние задания.

Одно из типичных заданий, например: терапевт спрашивает клиента, какие ситуации могут послужить триггером к возобновлению игр. Пациент может назвать все, что угодно: от случайно увиденной вывески казино до невовремя полученного счета за квартиру. После этого терапевт вместе с клиентом делают план, как избежать этих ситуаций, а если избежать не удается, как с ними справляться.

Поведенческая терапия. Немного похожа на когнитивно-поведенческую терапию, однако здесь упор делается именно на действия клиента, а не на его мысли или эмоции. Использовалась в 1960-70х годах, однако сейчас не пользуется популярностью.

Этот тип включал в себя, например, метод отторжения — с помощью электрошока у пациента искусственно вызывали ассоциацию гемблинга с чем-то неприятным. Метод полностью перестали использовать с появлением более щадящих вариантов.

Психодинамическая терапия. Этот тип сфокусирован на попытке терапевта понять, почему для пациента так важно постоянно играть, и помочь решить конфликты, которые возникают из-за этой необходимости. Игорная зависимость довольно часто сопровождается классическими для других зависимостей защитными механизмами: отрицание, агрессия, попытки рационализировать свою зависимость.

Психодинамическая терапия направлена в том числе и на выявление таких механизмов и помощь пациенту в нахождении более здоровых альтернатив. К сожалению, из-за того, что этот тип терапии используется редко, отсутствуют какие-либо исследования, которые могли бы показать, насколько психодинамическая терапия эффективна в лечении игорной зависимости.

См. всеСмотреть все

Майк Джеймс завтра покинет Москву и улетит в США

Евгений Свечников выставлен «Детройтом» на драфт отказов

Хабиб Нурмагомедов назвал лучшего футболиста в истории

ЦСКА заявил Олича главным тренером

Концепцию «регуляторной гильотины» разработала консалтинговая компания Jacobs, Cordova & Associates. По мнению создателей, этот инструмент должен ликвидировать «различные точки торможения в законодательстве на основе доказательного регулирования».

Как объяснил сам Медведев, «регуляторная гильотина» заключается в следующем:

«Все те ранее действующие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований».

Медведев подчеркнул, что сейчас в России действует более 9 тыс. нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу при проверках, причем многие еще со времен СССР.

Это уже сделал Медведев — правда, не на пальцах, а на яйцах. В качестве примера он указал на требования к приготовлению омлета в общепите:

«При приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2,5−3 см, ставят в жарочный шкаф с температурой 180−200 градусов на 8−10 минут. Иначе жарить нельзя. Просто пометьте себе, если кто-нибудь планирует заняться этим видом деятельности».

В первую очередь механизм будет использован в самых зарегулированных отраслях:

  • транспорт;
  • экология;
  • промышленная безопасность;
  • ветеринария;
  • санитарно-эпидемиологический надзор.

Как поясняют чиновники, требования к бизнесу будут составлены исходя из его специфики, и каждый, кто захочет открыть предприятие в определенной сфере, будет иметь доступ к некоторому гайдлайну: с чем ему предстоит столкнуться.

«Если раньше шли от требований ведомств (пожарной инспекции, СанПиН и пр.), то теперь требования будут классифицированы по видам бизнеса: ресторанный, отельный и т. д. Если предприниматель хочет открыть новый бизнес в какой-либо сфере, то он должен видеть все требования, с которыми ему предстоит столкнуться, а также понимать, какие из них носят обязательный характер, а какие — рекомендательный», — заявил глава МЭР Максим Орешкин.

  • Новости
  • Колонки
  • Аналитика
  • Интервью
  • Рецензии
  • Видео
  • Образовательная политика
  • Экономика
  • Качество образования
  • Интервести
  • Big data

Концепцию «регуляторной гильотины» разработала консалтинговая компания Jacobs, Cordova & Associates. По мнению создателей, этот инструмент должен ликвидировать «различные точки торможения в законодательстве на основе доказательного регулирования».

Как объяснил сам Медведев, «регуляторная гильотина» заключается в следующем:

«Все те ранее действующие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований».

Медведев подчеркнул, что сейчас в России действует более 9 тыс. нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу при проверках, причем многие еще со времен СССР.

Что такое «регуляторная гильотина»?

Это уже сделал Медведев — правда, не на пальцах, а на яйцах. В качестве примера он указал на требования к приготовлению омлета в общепите:

«При приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2,5−3 см, ставят в жарочный шкаф с температурой 180−200 градусов на 8−10 минут. Иначе жарить нельзя. Просто пометьте себе, если кто-нибудь планирует заняться этим видом деятельности».

Как заявил первый вице-премьер Антон Силуанов: «Отметем все старое, прошлое, которое мешает бизнесу, создадим новое законодательство».

В первую очередь механизм будет использован в самых зарегулированных отраслях:

  • транспорт;
  • экология;
  • промышленная безопасность;
  • ветеринария;
  • санитарно-эпидемиологический надзор.

Как поясняют чиновники, требования к бизнесу будут составлены исходя из его специфики, и каждый, кто захочет открыть предприятие в определенной сфере, будет иметь доступ к некоторому гайдлайну: с чем ему предстоит столкнуться.

«Если раньше шли от требований ведомств (пожарной инспекции, СанПиН и пр.), то теперь требования будут классифицированы по видам бизнеса: ресторанный, отельный и т. д. Если предприниматель хочет открыть новый бизнес в какой-либо сфере, то он должен видеть все требования, с которыми ему предстоит столкнуться, а также понимать, какие из них носят обязательный характер, а какие — рекомендательный», — заявил глава МЭР Максим Орешкин.

Переработка нормативно-правовой базы осуществляется Правительством в лице Минэкономразвития. На первом этапе реформы ему предстоит составить полный перечень нормативной документации для пересмотра.

Но при отмене контролирующих и регуляторных механизмов к работе привлекают предпринимательское и экспертное сообщества. В обсуждениях участвует и другая сторона в лице контролеров и регуляторов. Сегодня утвержден состав 41 рабочей группы по реализации проекта «регуляторной гильотины».

О необходимости проведения ревизии устаревших нормативных актов еще в январе 2019 г. заявил Дмитрий Медведев. По его мнению, в России на тот момент их действовало более 9 000. Причем многие изложенные в них требования потеряли актуальность, так как были установлены еще в СССР. Пришло время избавиться от неэффективных и избыточных.

Изначально в ходе «регуляторной гильотины» предусматривали механизм: провести анализ и один раз отрезать. В итоге, как сообщает «РГ», в сентябре 2019 г. отменили более 20 тыс. актов СССР и РСФСР.

С марта 2024 г. должен заработать новый электронный реестр, в котором соберут все требования. При чем они будут формироваться не по типу контролирующих органов, как это делалось раньше, например, САНПИН, пожарной инспекции, а по виду деятельности. То есть можно изучить, что именно обязаны соблюдать предприниматели в ресторанном, туристическом или строительном, другом бизнесе.

«Если предприниматель хочет открыть новый бизнес в какой-либо сфере, то он должен видеть перед собой все требования, с которыми ему предстоит столкнуться, а также понимать, какие из них носят обязательный характер, а какие – рекомендательный»

Максим Орешкин

Почему «регуляторная гильотина» касается каждого?

Премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая на Гайдаровском форуме, сообщил о новом проекте властей – «регуляторной гильотине». Что это за мера, для чего она необходима, когда заработает и будет ли полезна бизнесу, разбиралась Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры». Со слов премьера, «регуляторная гильотина» необходима России для экономического рывка, а также для снижения нагрузки на предпринимателей. По плану властей государством будут инвентаризованы все действующие и обязательные для бизнеса требования.

Цель проверки – узнать, соответствуют ли требования к бизнесу современным реалиям. Если да, то нормы можно оставить, если же они устарели, то государство их отменит. Новая попытка Это не первая попытка правительства привести в порядок нормативно-правовые акты и законы в отношении предпринимательского сообщества, чтобы «нигде не жало, ничего не мешало, старое в утиль, новое на флаги и вперед к развитию экономики». У многих коммерсантов, как занимающихся крупным бизнесом, так и «ходящих по земле», новые предложения правительства о модернизации требований почему-то вызывают не энтузиазм, а усталость. О необходимости изменений чиновники говорят почти два десятилетия.

Бизнес привык к словам о важности снижения административной нагрузки, а также к тому, что после подобных заявлений ситуация меняется, но ненадолго или непринципиально. С чего начать? Правительство, стремясь совершить экономический рывок, считает необходимым снизить нагрузку на предпринимателей и пересмотреть сложившуюся систему требований. В первую очередь, по мнению премьера, сделать это необходимо в наиболее зарегулированных секторах, таких как транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария и санитарно-эпидемиологический надзор. В чем заключается задача, на которой сфокусирован глава правительства?

По словам Дмитрия Медведева, в России действует свыше 9000 нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу, причем многие из них были созданы еще в СССР. Механизм «регуляторной гильотины» – это масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов, которые будут одобрены, изменены или утратят силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований.

Новые обязательные требования, которые подготовит правительство, должны быть прежде всего понятными для бизнеса и обоснованными с научно-технической точки зрения. Эффективность надзора будет измеряться не количеством штрафов, а снижением уровня причинённого вреда.

Законопроект об обязательных требованиях до 1 января 2024 года обязует отменить все акты правительства и федеральных органов, содержащие обязательные требования. Всё, что не будет отменено, утратит силу — инспекторы не смогут руководствоваться этими требованиями при проверках.

В рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» государство планирует и другие шаги к упрощению ведения бизнеса в России, в том числе послабление в налоговой сфере и расширение доступа к финансовым ресурсам.

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!

  • Законодательство
  • Международные стандарты
  • Международные организации
  • Статистика и исследования пищевой индустрии
  • Мероприятия
  • Экспертный совет
  • Мероприятия для специалистов
  • Вебинары
  • Тренинги ИнтерКонсалт
  • Выставки и форумы


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *