Медиация в гражданском судопроизводстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Медиация в гражданском судопроизводстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Россияне смогут решать сложные споры, не доводя их до судебного разбирательства «Российская газета» публикует закон о медиации

Принят Государственной Думой 7 июля 2010 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.

2. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.

3. Если споры возникли из иных, не указанных в части 2 настоящей статьи, отношений, действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с урегулированием таких споров путем применения процедуры медиации только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

4. Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.

5. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из отношений, указанных в части 2 настоящей статьи, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.

6. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с оказанием судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского разбирательства содействия примирению сторон, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) стороны — желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона;

2) процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;

3) медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора;

4) организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, — юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных настоящим Федеральным законом действий;

5) соглашение о применении процедуры медиации — соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;

6) соглашение о проведении процедуры медиации — соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами;

7) медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Статья 3. Принципы проведения процедуры медиации

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Статья 4. Применение процедуры медиации при рассмотрении спора судом или третейским судом

1. В случае, если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права.

Медиация – технология внесудебного урегулирования спора, позволяющая сторонам прийти к консенсусу и отстоять свои интересы. При возникновении конфликта люди обращаются к медиатору (или в организацию, предоставляющую услуги по проведению процедуры медиации), который выступает в качестве посредника в переговорах по спору. Согласно закону о медиации, участники сами должны договориться между собой.

Медиатор способствует ведению конструктивного диалога, в процессе которого рассматриваются возможные варианты решения проблемы с учетом требований обеих сторон. Услуга посредничества помогает выйти из конфликта, сохранив хорошие отношения, и является эффективным инструментом досудебного урегулирования конфликта. К медиатору можно обратиться даже в случае нахождения дела в судопроизводстве.

Существует также такое понятие, как арт-медиация – этот процесс помогает посетителям музеев или выставок произведений искусства составить свое мнение об экспонатах. В ходе беседы с клиентом арт-медиаторы задают различные наводящие вопросы. Они не дают собственной оценки произведениям, но в результате общения у посетителя формируется свое представление об экспонате.

История развития медиации началась еще в древности. Со времен первобытного общества нейтральное третье лицо помогало разрешить конфликт. В Японии и Китае институт посредничества веками пользуется большей популярностью, чем государственный суд. В античной Греции положение медиатора было закреплено законом. На Руси в Средние века чаще всего представители духовенства пытались примирить князей, ведущих междоусобные войны. Медиация в современном виде появилась в США в ХХ в.

В России в период правления Екатерины Великой были созданы совестные суды, которые занимались примирением сторон при слушании гражданских дел. Начиная со второй половины XIX в. и до революции 1917 г. понятие “мировое соглашение” активно использовалось в мировых судах. В СССР принцип примирения сторон был сведен к минимуму и в основном применялся в мелких гражданских делах.

Понятие АРС – альтернативное разрешение споров – появилось в России в 90-х гг. в связи с появлением некоммерческих иностранных компаний, которые реализовывали проекты по реформированию судейской системы. Благодаря содействию Европейского союза 27.07.2010 в РФ был принят Федеральный закон №193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”.

Медиация: разрешаем споры без суда

Подготовка к медиации включает в себя следующие фазы:

  1. Обращение к медиатору. Инициатором процедуры могут быть как обе, так и одна из сторон. В случае обращения одного из оппонентов по его просьбе посредник сам свяжется с другим участником конфликта и предложит урегулировать спор посредством медиации. Стороны сами выбирают специалиста.
  2. Подготовка к процедуре. Медиатор объясняет правила проведения процесса и с согласия всех участников назначает время и место встречи.
  3. Предмедиация. Посредник определяет модель оказания услуги на данной стадии посредничества. Он может встретиться как с обеими сторонами сразу, так и с каждой в отдельности. Чаще всего на этом этапе заключается соглашение о процедуре медиации.
  • Процедура позволяет сэкономить финансовые средства, время и эмоциональные силы участников;
  • Правила и условия проведения медиации оговариваются сторонами в тексте договора;
  • Процедура позволяет прийти к консенсусу и найти оптимальное решение для обоих участников процесса.
  • Внутрикорпоративные и межкорпоративные споры: необходимость прийти к общему согласию и сохранить плодотворное сотрудничество в будущем.
  • Споры в страховой и банковской сфере: сохранение полной конфиденциальности и выработка всеобъемлющего решения.
  • Споры в сфере охраны интеллектуальной собственности: во избежание публичной огласки конфликта, что может повлечь убытки, моральный ущерб или другие неблагоприятные последствия.
  • Коммерческие, трудовые споры и многое другое: медиатор не ищет виновных и правых, он лишь направляет участков процесса на поиски взаимоприемлемого решения.

В период с 2005 года по нынешнее время медиация активно развивается в России. Были открыты Лиги медиаторов в Сибирском и поволжском округах. В столице регулярно проводятся международные конференции с участием экспертов из разных стран, где рассматриваются проблемы и трудности медиации как в России, так и во всём мире. В 2009-2011 годах открыты центры, альянсы и национальные организации медиаторов, а с 2008 года для специалистов в этой сфере выходит соответствующее научно-популярное издание – журнал «Медиация и право».

Этапы медиации в гражданском праве можно разделить на следующие этапы:

Один из участников направляет контрагенту предложение устранить разногласия посредством проведения медиации. Документ об обращении к процедуре медиации содержит следующие сведения:

  • Предмет общих разногласий: указать положения, подлежащие обсуждению и подтвержденные фактической и достоверной информацией.
  • Медиатор или фирма, которая обеспечит проведение процедуры: может быть выбрано как одно, так и несколько лиц.
  • Регламент и срок рассмотрения конфликта.

Если другой участник получил предложение о необходимости рассмотрения спора, но не ответил на него в течение одного месяца, такая просьба будет считаться проигнорированной.

Участники подписывают соглашение о медиации. Услуги посредника оплачиваются сторонами в равных частях. Что касается его деятельности, то она может быть основана как на платной, так и на безвозмездной основе.

Максимальное время рассмотрения дела – 2 месяца, но окончательный срок согласуют участники и прописывают это в соглашении. Однако есть и исключения: если согласны и медиатор и участники конфликта, срок рассмотрения сложного дела может быть увеличен, но не более, чем на 4 месяца.

Достоинства и проблемы медиации

Непосредственное рассмотрение спора. Поскольку работа медиатора основана на беспринципности, он не может ни ущемлять чьи-либо права, ни действовать в сторону только одного участника. Ограничения посредника сводятся к нижеследующему:

  • медиатор не может быть представителем одного из участников;
  • он не вправе консультировать или оказывать одному из участников какую-либо помощь;
  • быть заинтересованным лицом, состоять в родственных связях с участником процесса;
  • разглашать информацию о конфликте и его участниках.

Результат. Как стороны могут прийти к консенсусу. По завершении процедуры участники подписывают между собой медиативное соглашение, где указывают взаимные обязательства, а также срок и порядок их выполнения. Такое соглашение является ничем иным, как гражданско-правовой сделкой, в которой применимы нормы ГК. Несмотря на то, что исполняется такой договор на честных принципах и добровольном участии, зачастую обязательства выполняются не в полной мере, что может быть оспорено в судебном порядке.

Медиация – это альтернативный, внесудебный способ урегулирования спора при содействии независимого посредника – медиатора, который помогает участникам конфликта найти взаимоприемлемое решение.

В каких случаях может помочь медиация?

Медиация применяется для урегулирования гражданских, трудовых и семейных споров. А после принятия поправок 26 июля с помощью примирительных процедур можно решать также административные споры.

Медиация может помочь в тех случаях, когда есть возможность найти решение, которое устроит обе стороны спора. Эта процедура предполагает, что во внимание принимаются интересы сторон, а не доказательства и правовые позиции, как при судебном разбирательстве.

Медиация особенно актуальна в тех случаях, когда спорящих связывают длительные взаимоотношения и ставится задача их сохранить или прекратить наиболее удобным способом. Например, после развода суд может определить место жительства ребенка, а с помощью медиации родители могут договориться об участии в его воспитании.

Медиатор разъясняет сторонам суть и принципы процедуры. Затем выслушивает их заявления: как каждый из участников спора видит конфликт. Формулируются вопросы, которые стороны готовы совместно обсуждать. Затем медиатор выявляет интересы сторон. Участники предлагают возможные решения, которые оцениваются на реалистичность и соответствие интересам каждого из них. В результате может быть заключено медиативное соглашение, которое фиксирует достигнутые договоренности.

Какова роль процедуры медиации в гражданском процессе?

Примирительные процедуры проводятся добровольно. С инициативой вправе выступить стороны.

Суд может предложить, но не обязать пройти примирительную процедуру. Она проводится на любой стадии судебного процесса. На это время судебное заседание откладывается. Если сторонам не удается достигнуть договоренностей, судебное разбирательство возобновляется.

Медиаторы бывают непрофессиональные и профессиональные. Непрофессиональным медиатором может быть любой человек, которому стороны доверяют разрешение конфликта. К нему предъявляется несколько требований: достижение возраста 18 лет, дееспособность и отсутствие судимости.

Если спор передан на разрешение суда, для проведения примирительной процедуры может быть приглашен только профессиональный медиатор. Он должен соответствовать нескольким требованиям: достижение возраста 25 лет, высшее образование и дополнительное профессиональное образование в сфере медиации.

Для поиска специалиста можно обратиться в организации, обеспечивающие проведение примирительных процедур, или СРО медиаторов. При выборе медиатора стоит учитывать опыт и репутацию специалиста.

Список судебных примирителей будет утвержден Пленумом Верховного Суда РФ на основе кандидатур, предложенных судами.

Результатом примирения могут быть мировое соглашение, полный или частичный отказ от иска (или апелляционной/кассационной/надзорной жалобы), полное или частичное признание иска, признание обстоятельств дела.

Мировое соглашение, признание иска и отказ от него утверждаются судом, если они не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц.

Медиация в гражданском процессе — это один из способов разрешить спор, предполагающий привлечение посредника, который помогает разработать условия соглашения, удовлетворяющие обе стороны. Особенностью применения медиации в гражданском процессе является проведение ее после направления иска в суд и принятия его к производству.

В процессе гражданского судопроизводства порядок привлечения посредника (медиатора) к разрешению спора регламентирован ст. 150 ГПК РФ и законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ. В п. 5 ч. 1 ст.

150 ГПК прямо указано, что воспользоваться услугами медиатора вправе истец и ответчик в любой момент рассмотрения дела. В гражданском процессе судья должен принять все доступные меры и разъяснить участникам преимущества заключения мирового соглашения, условия которого могут быть согласованы с привлечением медиатора.

На практике, однако, услуги служб медиации используются достаточно редко. Это связано не только с юридической неграмотностью участников процесса, но и с элементарным отсутствием профессиональных медиаторов или доступной информации об их деятельности.

Гражданские дела, подсудные судам общей юрисдикции, могут быть разрешены посредством привлечения незаинтересованного посредника, поскольку они входят в сферу действия, определенную ст. 1 ФЗ № 193.

Исключение составляют коллективные споры, а также споры, затрагивающие права третьих лиц или неограниченного круга лиц (публичные интересы), — в этих случаях применение анализируемого в статье способа разрешения разногласий недопустимо.

После принятия иска к производству введение процедуры медиации возможно при наличии ходатайства о разрешении спора альтернативным способом, на основании которого судом выносится соответствующее определение. Согласно положениям ст. 4 ФЗ № 193, инициирование медиации возможно в любой момент разбирательства по делу.

При наличии согласия сторон о разрешении спора с привлечением посредника суд выносит определение, которое предусматривает отложение рассмотрения дела на срок, обозначенный сторонами.

Для разрешения спора с привлечением посредника характерно то, что:

  • отсутствуют выигравшие и проигравшие стороны (заключенное соглашение должно учитывать интересы обоих участников);
  • по итогам переговоров обязательства сторон могут быть зачтены одним из способов, предусмотренных гл. 26 ГК РФ;
  • стороны сами определяют вопросы, подлежащие рассмотрению, при этом они не ограничены требованиями, указанными в иске;
  • стороны определяют самостоятельно порядок организации и проведения процедуры, условия соглашения, а также выбирают медиатора (могут быть использованы способы и методы разрешения спора, не имеющие законодательного закрепления).

К участию привлекаются стороны, между которыми возникли разногласия, и посредник. Дополнительно могут привлекаться узкие специалисты, эксперты, свидетели.

Сроки проведения медиации в гражданском судопроизводстве четко не регламентированы и определяются на основании согласованных сторонами правил. Определяют сроки медиатор и стороны, после чего указывают их в соответствующем соглашении.

Также срок, согласованный сторонами, указывает судья в определении об отложении рассмотрения дела на период проведения медиации.

При этом законом установлено максимальное время, на которое судебное рассмотрение дела может быть отложено. Ограничивают срок в данном случае положения ч. 1 ст.

13 ФЗ № 193 и ч. 1 ст. 169 ГПК РФ, согласно которым он не может превышать 60 дней.

Досрочное окончание процедуры допустимо при наличии согласия и подписании участниками медиативного соглашения или принятии решения о невозможности урегулировать спор указанным способом.

Медиация в гражданском праве – это форма альтернативного урегулирования споров с помощью посредника, помогающего сторонам прийти к консенсусу.

Медиатор вырабатывает определённое соглашение, опираясь на свои знания, опыт и умения.

Главные особенности процедуры – принципы добровольности, равноправия, конфиденциальности и взаимоуважения сторон, а также нейтральности и беспристрастности самого медиатора.

  • Процедура позволяет сэкономить финансовые средства, время и эмоциональные силы участников;
  • Правила и условия проведения медиации оговариваются сторонами в тексте договора;
  • Процедура позволяет прийти к консенсусу и найти оптимальное решение для обоих участников процесса.
  • Внутрикорпоративные и межкорпоративные споры: необходимость прийти к общему согласию и сохранить плодотворное сотрудничество в будущем.
  • Споры в страховой и банковской сфере: сохранение полной конфиденциальности и выработка всеобъемлющего решения.
  • Споры в сфере охраны интеллектуальной собственности: во избежание публичной огласки конфликта, что может повлечь убытки, моральный ущерб или другие неблагоприятные последствия.
  • Коммерческие, трудовые споры и многое другое: медиатор не ищет виновных и правых, он лишь направляет участков процесса на поиски взаимоприемлемого решения.
  • Полиция
  • Пожарная безопасность
  • ГО и ЧС
  • Безопасность дорожного движения

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

  1. Вступительное слово медиатора

    На данном этапе медиатор представляет и знакомит стороны сторонам конфликта. Разъясняет принципы медиации и выясняет согласие сторон им следовать. Если стороны готовы работать, тогда начинается следующий этап.

  2. Озвучивание позиций сторон

    Стороны высказываются о своем отношении к предмету спора, о своих стремлениях, желаниях, претензиях. На данном этапе медиатор анализирует конфликтную ситуацию. Анализ конфликта чрезвычайно важен, не все споры подлежат процедуре медиации. Бывают конфликты, в которых стороны стали врагами. Такие споры называются немедиабельными и подлежат разрешению в суде. Вывод о медиабельности спора медиатор может сделать на первоначальном этапе работы.

  3. Определение темы переговоров

    На следующем этапе процедуры медиации определяется темы переговоров и вопросов для обсуждения. Медиатор обсуждает со сторонами вопросам по которым они хотят договариваться и порядок обсуждения. Если стороны определили вопросы и регламент обсуждения начинает следующий этап урегулирования спора.

  4. Выработка предложений по разрешению спора.

    В процессе обсуждения происходит выработка предложения по разрешению спора. Этот процесс может занять длительное время и сопровождаться эмоциональными выступлениями сторон. В процессе медиации медиатор применят техники по снижению накала конфликта и в равной степени уделяет внимание каждой из сторон. При необходимости медиатор проводит индивидуальную работу со сторонами. Такая тактика позволяет эффективно управлять конфликтом.

    В ходе процедуры медиации любая сторона без объяснения причин может прекратить медиации. Медиатор также вправе завершить медиацию если придет к выводу, что проводит её нецелесообразно. В этом проявляется принцип добровольности процедуры медиации для всех ее участников. Если стороны договорились процедура медиации подходит к завершению.

  5. Заключение медиативного соглашения

    Заключение медиативного соглашения завершает процедуру медиацию. На данном этапе медиатор составляет соглашение, в котором отражает достигнутые сторонами договоренности. Медиативное соглашение в отличие от мирового соглашения может включать в себя самые разнообразные условия урегулирования спора. Эти условия могут быть даже не предусмотрены законодательством. Например, стороны решили не расторгать брак, но для них было важным прописать в соглашении, как они будут уделять друг другу внимание и исполнять домашние обязанности. По общему правилу закон не регулирует личные неимущественные права мужчин и женщин (кто и сколько раз в неделю выполняет домашнюю уборку; как часто супруги дарят друг другу подарки; кто и в какие игры играет с детьми и т.д.). Однако, в медиации регулирование таких прав возможно если стороны на этом настаивают.

  • Закон Республики Казахстан о Высшем Судебном Совете
  • Конституция Республики Казахстан
  • Медиация
    • Закон Республики Казахстан «О медиации»
    • Пилотный проект «Судебная медиация»
    • Положение о реализации пилотного проекта по внедрению досудебного урегулирования споров в порядке медиации
    • Реестр медиаторов
  • О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан
  • Закон РК по вопросам совершенствования гражданского, банковского законодательства и улучшения условий для предпринимательской
  • МЕМОРАНДУМ о взаимном сотрудничестве между областным судом и коллегией адвокатов
  • О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за прикосновенность к преступлению

Саморегулирование гражданского общества при разрешении правовых конфликтов в настоящее время является важным направлением в формировании этики делового оборота. Высокая загруженность судов, увеличение количества субъектов предпринимательской деятельности и числа споров между ними привели к повышению интереса к различным видам примирительных процедур. Выделение отдельных преимуществ и недостатков соответствующего способа разрешения споров в сфере экономики может быть полезным при выборе наиболее эффективного в конкретной ситуации варианта.
До вступления в силу Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 г. правовая система Российской Федерации предусматривала только два вида примирительных процедур: переговоры и арбитраж. АПК РФ предусмотрел возможность отложения судебного разбирательства по ходатайству обеих сторон в случае их обращения за содействием к посреднику в целях урегулирования спора. Однако лишь после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон о медиации) стало возможным в полной мере говорить о появлении в современной правовой системе России нового способа разрешения споров.

Сравнивая различные варианты урегулирования споров, мы исходили из следующих критериев оценки эффективности:

  • доступность и достаточность регламентации процедуры;
  • обязательность для сторон спора оговорки о применении соответствующей процедуры;
  • сроки урегулирования конфликта;
  • конфиденциальность;
  • расходы на осуществление процедуры.

Экспертное мнение: Медиация — альтернатива судебному разбирательству?

Добровольность участия в процедуре медиации одновременно является и достоинством, и недостатком. С одной стороны, принуждение к осуществлению данной процедуры не соответствовало бы ее базовым принципам. С другой, в отличие от арбитражной оговорки о передаче споров между сторонами договора на рассмотрение коммерческого арбитража, наличие соглашения о проведении процедуры медиации и собственно процесса медиации не являются препятствием для рассмотрения дела судом. Поэтому представляется обоснованным мнение о том, что введение правила об оставлении иска без рассмотрения арбитражным судом при наличии соглашения сторон о применении процедуры медиации соответствовало бы положениям п. 1 ст. 4 Закона о медиации.
Наличие арбитражной оговорки о рассмотрении споров между сторонами сделки коммерческим арбитражем также не препятствует обращению одного из контрагентов с иском в государственный суд. Если до первого возражения по существу спора ответчик не заявит о своем несогласии с отступлением от арбитражной оговорки, дело будет рассмотрено государственным судом. Однако сама возможность заявить соответствующее возражение является важной гарантией обязательности арбитражной оговорки.
Важно помнить, что независимо от предусмотренной условиями договора процедуры разрешения споров (претензионный порядок, арбитраж, суд) в случае возникновения конфликтной ситуации всегда возможно обратиться к процедуре медиации.

Сравнивая сроки разрешения споров с применением различных видов судебных и примирительных процедур, следует отметить, что за рубежом разрешение коммерческих споров арбитражем как правило завершается быстрее, чем в государственных судах, где разбирательство может занимать несколько лет. В связи с этим арбитраж выступает в качестве эффективного альтернативного механизма быстрого и компетентного разрешения спора.
Однако когда речь идет о рассмотрении дела коммерческим арбитражем на территории России, как правило, с точки зрения сроков преимущество сохраняется за государственными судами.
Сроки проведения процедуры медиации, по общему правилу, предусмотренному Законом о медиации, определяются соглашением о ее проведении. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней. Возможность увеличения срока проведения процедуры медиации Закон связывает со сложностью разрешаемого спора, необходимостью получения дополнительной информации или документов. Максимальный срок не должен превышать ста восьмидесяти дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего шестидесяти дней.
Таким образом, есть основания полагать, что разрешение спора посредством процедуры медиации может быть осуществлено быстрее, чем рассмотрение дела коммерческим арбитражем или государственным судом (особенно с учетом увеличения сроков рассмотрения дела в арбитражных судах апелляционной и кассационной инстанций).

Одним из важнейших принципов медиации является конфиденциальность. Статья 5 Закона о медиации запрещает медиатору без согласия сторон разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации. Однако в случае если процедура медиации проводилась после возбуждения спора в суде, и по результатам ее проведения судом утверждалось мировое соглашение, информация об условиях данного соглашения станет доступна неограниченному кругу лиц после опубликования определения об утверждении мирового соглашения на сайте ВАС РФ.
К сожалению, из проекта Закона о медиации были исключены положения о свидетельском иммунитете посредника, что не дает полной гарантии конфиденциальности полученной им от сторон конфликта информации, в отличие, например, от адвоката.
Режим конфиденциальности, характерный для коммерческих арбитражей (например, § 25 Регламента МКАС при ТПП РФ), как правило, содержит запрет разглашения информации, ставшей известной арбитрам, докладчикам, назначенным составом арбитража экспертам, сотрудникам арбитража в связи с разрешением спора.
Однако нормативные акты, регламентирующие деятельность медиаторов и коммерческих арбитражей, не содержат запрета на разглашение самими участниками разрешаемого конфликта конфиденциальной информации, ставшей известной сторонам в ходе примирительных процедур. С учетом изложенного мы рекомендуем условие о неразглашении сторонами конфиденциальной информации, ставшей известной в ходе процедуры медиации или рассмотрения спора арбитражем, включать в соглашение о порядке урегулирования спора.

В связи с широким распространением медиации в странах Запада, особенно США и стран Евросоюза есть точка зрения, что эти страны являются и родоначальниками ее применения.

Однако это неверно. Существует множество фактов, подтверждающих наличие такого института с древних времен. Это было частью правовой культуры древнего Китая и Японии. Да и сегодня, по данным статистики, в современном Китае до 30% гражданских и коммерческих споров разрешаются в досудебном порядке с помощью посредников.

Существует множество упоминаний о посредниках-примирителях в древней Спарте. Причем это касалось не только гражданских споров, но и споров между городами-полисами, когда посредником в примирении мог выступать третий город.

В России история посредничества также насчитывает сотни лет. В истории российского права хорошо известно урегулирование различных споров посредством подписания мирового соглашения (мировой сделки).

Первое упоминание о такой практике относится к 13 веку. Сохранились и тексты таких урегулирований, в которых уже упоминаются мировые судьи или посредники (в современном юридическом языке медиаторы).

Также в дальнейшем практика медиации была встроена в третейские суды. Такие суды в первую очередь хотели примирить противоборствующие стороны. И только в том случае если это не удавалось, занимались решением спора в судебном порядке.

Однако, конечно, неоспоримый факт, что современная медиация получила свое развитие в США. Не многие знают, что Авраам Линкольн, 16-й Президент США, был непросто практикующим судебным адвокатом, но и адвокатом, который активно призывал к посредничеству.

Когда его спросили, не повредит ли посредничество его юридической практике, он сказал: «Нерешенных дел будет вполне достаточно для бизнеса».

Современная международная практика подтверждает преимущества и эффективность процедуры посредничества.

Генеральной Ассамблеей ООН рекомендован Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре.

Странам-участницам рекомендуется принять его с целью унификации законодательства по урегулированию споров в международной коммерческой практике.

В 2003 году Генеральной Ассамблеей принята резолюция № A/RES/57/18, где говорится, что согласительная процедура, или посредническая деятельность, используется в международной и национальной практике как альтернатива судебному разбирательству.

Использование и принципы медиации

По отношению к судебному процессу различают три основных вида медиации:

  • частная – посредничество, абсолютно отделенное от судебного процесса,
  • совмещенная с судебным процессом – назначается судом, но далее проходит без его участия;
  • судебная медиация – осуществляется непосредственно в течение судебного процесса, с участием адвокатов, экспертов, но без участия судьи.

Порядок проведения:

  1. Если во время проведения судебного разбирательства одна из сторон заявляет ходатайство о проведении медиации, то при согласии противной стороны судебный процесс приостанавливается.
  2. Готовится и подписывается соглашение о проведении процедуры. Оговариваются технические вопросы: время, место, выбор и привлечение медиатора, его гонорар, порядок представления необходимых материалов и т. д.
  3. В установленные сроки проводятся консультации и переговоры между сторонами с участием медиатора.
  4. По итогам проведенной посреднической процедуры либо заключается мировое соглашение, либо протоколируется решение о невозможности найти решение, устраивающее обе стороны.

Использование этой примирительной процедуры дает для спорящих сторон целый ряд преимуществ

  • Посредничество гораздо менее дорогостоящее, чем гражданское или арбитражное разбирательство;
  • Посредничество обычно завершается в течение не очень продолжительного срока и, как правило, длится меньше, чем гражданские или арбитражные судебные разбирательства;
  • Подготовка к медиации намного проще, чем к судебному разбирательству;
  • Необязательно присутствие адвокатов, хотя это не запрещено по желанию сторон;
  • Квалифицированный посредник может помочь сторонам прийти к компромиссу во мнениях и позициях;
  • Заключенные посреднические соглашения выполняются лучше, чем решения судов;
  • Еще раз напомним о конфиденциальности всей информации, озвученной в процессе медиации. В то же время судебный процесс, как правило, открытый и на нем может быть оглашена информация, которую стороны не желали бы обнародовать;
  • После оглашения решения суда обычно одна из сторон чувствует себя проигравшей. И, если стороны прошли через это их отношения заканчиваются. Но, медиация дает возможность достигнуть компромиссного решения и продолжить сотрудничество.

Итак, мы видим, что общемировая тенденция использования процедуры медиации, как одной из примирительных процедур, встроена в систему российских гражданских правоотношений.

Однако по статистике, например, 2015 года, из более чем 15 млн рассмотренных гражданских дел процедура медиации использовалась всего в 0,007% случаев (около 1100 дел).

Это связано с множеством факторов, в частности, отсутствие правовой культуры, недостаток подготовленных медиаторов, несовершенство законодательства в сфере регулирования процедуры посредничества, недостаточная осведомлённость граждан о наличии такой примирительной процедуры.

Соответственно перспективы расширения практики посредничества в гражданском и арбитражном процессах в России имеет хорошие перспективы.

Сравнительный анализ эффективности примирительных процедур

Медиаторы и их объединения, привлекаемые к разрешению споров в ходе разбирательства, основывают свою деятельность на принципах (ст. 3 ФЗ № 193):

  1. Добровольности. Для применения в гражданском судопроизводстве требуется добровольное согласие всех лиц, которые привлечены к участию в деле. Не допускается понуждение к медиации. Для привлечения медиатора необходимо заявить ходатайство, которое при отсутствии возражений является поводом для заключения соответствующего соглашения.
  2. Конфиденциальности. Все сведения, которые стали известны в ходе проведения переговоров и согласования условий, относятся к конфиденциальным, поэтому не могут быть разглашены без согласия участников.
  3. Равноправия участников и их сотрудничества. Данный принцип предполагает наделение сторон равными правами на участие в разрешении разногласий, вне зависимости от статуса, присвоенного в ходе рассмотрения дела (в том числе при проработке условий соглашения и анализе идей по достижению консенсуса).
  4. Независимости медиатора при организации переговоров и его беспристрастности. Этот принцип гарантирует разрешение спора с учетом интересов обеих сторон. Личная заинтересованность медиатора относится к основаниям для его замены.

После принятия иска к производству введение процедуры медиации возможно при наличии ходатайства о разрешении спора альтернативным способом, на основании которого судом выносится соответствующее определение. Согласно положениям ст. 4 ФЗ № 193, инициирование медиации возможно в любой момент разбирательства по делу. При наличии согласия сторон о разрешении спора с привлечением посредника суд выносит определение, которое предусматривает отложение рассмотрения дела на срок, обозначенный сторонами.

Стороны в соглашении самостоятельно определяют порядок организации переговоров и условия реализации достигнутых результатов, при этом необходима ссылка на утвержденные в объединении медиаторов правила. Анализ же положений ФЗ № 193 позволяет выделить следующие этапы проведения процедуры:

  1. Заявление одной из сторон судебного спора ходатайства о проведении процедуры медиации. При согласии оппонента по делу рассмотрение дела приостанавливается.
  2. Подготовка и подписание соглашения о применении и проведении медиации. На этом этапе решается вопрос о месте проведения процедуры и оплате услуг медиатора.
  3. Проведение переговоров, направленных на урегулирование спора и обсуждение всех проблемных вопросов.
  4. Заключение медиативного соглашения или принятие решения о невозможности этого.

Сроки проведения медиации в гражданском судопроизводстве четко не регламентированы и определяются на основании согласованных сторонами правил. Определяют сроки медиатор и стороны, после чего указывают их в соответствующем соглашении. Также срок, согласованный сторонами, указывает судья в определении об отложении рассмотрения дела на период проведения медиации.

При этом законом установлено максимальное время, на которое судебное рассмотрение дела может быть отложено. Ограничивают срок в данном случае положения ч. 1 ст. 13 ФЗ № 193 и ч. 1 ст. 169 ГПК РФ, согласно которым он не может превышать 60 дней. Досрочное окончание процедуры допустимо при наличии согласия и подписании участниками медиативного соглашения или принятии решения о невозможности урегулировать спор указанным способом.

Принятый в 2010 г. Закон о медиации напрямую не говорит о возможности обращения к процедуре медиации в ходе исполнительного производства, вместе с тем потенциал медиации может быть использован при принудительном исполнении судебных актов и актов других органов.

По своей правовой природе исполнительное производство как вид юрисдикционной деятельности является бесспорным.

Судебный пристав-исполнитель не наделен полномочиями по рассмотрению и разрешению правовых споров. Пристав обязан исполнить судебное постановление, вступившее в законную силу.

И в соответствии с Законом об исполнительном производстве, при возникновении споров в ходе исполнительного производства, связанных с действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя, с защитой прав лиц, не участвующих в исполнительном производстве, их разрешение осуществляет суд.

В ст. 2 ГПК РФ сформулированы общие для всего гражданского судопроизводства основные и производные конечные задачи.

Основные задачи: защита нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, и иных правоотношений.

Производные задачи: укрепление законности правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.

Гражданское процессуальное законодательство не ставит задачи примирения сторон или содействия такому примирению. Вместе с тем ст. 148 ГПК РФ среди задач подготовки дела к судебному разбирательству выделяет задачу примирения сторон, для решения которой суд обязан принимать меры по заключению сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения процедуры медиации.

Гражданский процесс не заканчивается вынесением судебного акта и выдачей исполнительного листа. Если должник не исполняет судебный акт своевременно и в добровольном порядке, значит гарантированная Конституций РФ защита нарушенных прав не может быть признана действенной.

Для проведения процедуры медиации на стадии исполнительного производства во многом зависит от взаимодействия судов и судебных-приставов —исполнителей. Безусловно необходимо разъяснить сторонам исполнительного производства о праве на обращение к процедуре медиации.

Однако обращаем внимание, что у взыскателя и должника может отсутствовать информированность о том, что такое процедура медиации, какие у нее есть возможности и ограничения, принципы проведения процедуры и последствия ее завершения.

Для решения указанной проблемы в судах общей юрисдикции создают буклеты, информационные стенды, находящиеся в помещениях судов, где отражается основная информация о процедуре медиации, на интернет-сайтах судов размещают сведения о медиаторах.

Действующее законодательство об исполнительном производстве не дает ответа на вопрос, как должен поступить судебный пристав-исполнитель в случае обращения сторон к процедуре медиации в ходе исполнительного производства.

Полагаем, что такое обращение будет являться основанием для приостановления исполнительных действий. Необходимо учитывать, что процедура медиации является добровольной и предполагает наличие обоюдного согласия сторон на приостановление исполнительного производства, при отсутствии согласия хотя бы одной стороны препятствует приостановлению исполнительных действий.

Законом об исполнительном производстве не установлено такое основание, как заключение медиативного соглашения, для завершения исполнительного производства.

В случае заключения медиативного соглашения на данной стадии возможно несколько вариантов развития исполнительного производства:

  1. окончание исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа;
  2. окончание исполнительного производства на основании заявления взыскателя о возвращении ему исполнительного документа;
  3. прекращение исполнительного производства в связи с заключением сторонами медиативного соглашения в случае утверждения его судом в качестве мирового соглашения;
  4. прекращение исполнительного производства в связи с отказом взыскателя от взыскания и принятием такого отказа судом.

УДК 347.9

Юсупова Алсана Фанисовна Башкирский государственный университет

Институт права Россия, Уфа [email protected] com Yusupova Alsana Fanisovna Bashkir State University Institute of Law Russia, Ufa

МЕДИАЦИЯ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ Аннотация: в данной статье автор анализирует необходимость частичной замены судебного порядка разрешения спора процедурой медиации, рассматривает преимущества данного способа урегулирования конфликта перед судебным разбирательством. Кроме того, выделяются актуальные проблемы проведения процедуры медиации в гражданском процессе. Также автор оценивает внесенные поправки в положения о медиации с точки зрения повышения востребованности данного способа в целом и влияния на гражданское судопроизводство в частности.

Ключевые слова: медиация, гражданский процесс, урегулирование спора, альтернативный способ разрешения спора, медиатор.

MEDIATION AS AN ALTERNATIVE METHOD OF RESOLVING DISPUTES IN CIVIL PROCEEDINGS Annotation: in this article, the author analyzes the need for a partial replacement of the judicial procedure for resolving a dispute with a mediation procedure, considers the advantages of this method of resolving a conflict before a court proceeding. In addition, the urgent problems of the mediation procedure in the civil process are

highlighted. The author also evaluates the amendments to the provisions on mediation in terms of increasing the demand for this method in general and the impact on civil proceedings in particular.

Key words: mediation, civil process, dispute settlement, alternative dispute resolution, mediator.

На сегодняшний день в связи с большим количеством поступающих дел судебная система Российской Федерации крайне перегружена. Для решения данной проблемы были законодательно закреплены альтернативные способы разрешения споров, среди которых наиболее гибким считается медиация. Она позволяет сторонам в рамках структурированного процесса контролировать результаты спора.

Под медиацией следует понимать процедуру урегулирования конфликта самими сторонами, но при помощи (содействии) третьего нейтрального лица. В основе данного способа лежат переговоры, призванные обеспечить выигрыш обеих сторон [1, с. 382]. Иными словами, медиация содействует достижению соглашения, удовлетворяющего интересам обеих сторон.

До принятия Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» процедура медиации была неизвестна российскому правоприменителю [2]. Все правовые споры требовалось разрешать в суде. Введение института медиации стало новой вехой развития нашей страны в области урегулирования споров внесудебным способом.

Медиация как мирный способ урегулирования споров имеет ряд преимуществ перед судебным разбирательством. Рассмотрим каждое из них в отдельности.

Процедура медиации, посредством которой стороны разрешают свой спор, осуществляется в более короткий срок, чем судебное разбирательство, затягивающееся порой на долгие месяцы. К тому же, заинтересованность всех участников данного процесса в быстром разрешении конфликта позволяет

обойтись наименьшими затратами, в отличие от того же судебного процесса, на юридическое сопровождение которого требуетсярасходовать гораздо больше средств. По этим причинам для достижения согласия мирным путем применяются всевозможные силы и средства.

Не меньшую значимость имеет самостоятельность сторон в выборе места, времени и порядка проведения медиации. Кроме того, участники процедуры вправе определять личность самого медиатора, который поможет им в урегулировании спора. В судебном порядке стороны не наделены такими полномочиями, поэтому все существенные моменты устанавливаются законом.

Стороны при урегулировании спора зачастую желают, чтобы их сведения остались в тайне. Статья 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» обеспечивает конфиденциальность всей информации, относящейся к процедуре медиации [2]. Противоположным данному способу разрешения конфликта является судебный процесс, который в большинстве своем является открытым, вследствие чего не всегда имеется возможностьскрыть от посторонних людей личные данные участников спора.

Процедура медиации позволяет разрешить спор мирным путем. Спокойная, ненапряженная обстановка, в которой происходит урегулирование конфликта, дает сторонам возможность сохранить дружеские отношения, достичь обоюдного согласия по волнующим их вопросам. Тем самым, вследствие применения данной процедуры значительно снижается риск принятия неблагоприятного решения для одной из сторон, что не редкость в судебном разбирательстве. При этом соглашения, достигнутые при помощи посредника, не являются навязанными, и поэтому исполняются чаще, чем решения суда.

ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

Чем мы можем Вам помочь?

Процедура медиации в гражданском процессе является одним из способов внесудебного разрешения разногласий, возникших между сторонами разбирательства. Ходатайствовать о применении медиации участники процесса вправе до момента принятия окончательного решения по существу гражданского дела. Подробно о данной процедуре расскажет наша статья.

Медиация в гражданском процессе — это один из способов разрешить спор, предполагающий привлечение посредника, который помогает разработать условия соглашения, удовлетворяющие обе стороны. Особенностью применения медиации в гражданском процессе является проведение ее после направления иска в суд и принятия его к производству.

В процессе гражданского судопроизводства порядок привлечения посредника (медиатора) к разрешению спора регламентирован ст. 150 ГПК РФ и законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ. В п. 5 ч. 1 ст. 150 ГПК прямо указано, что воспользоваться услугами медиатора вправе истец и ответчик в любой момент рассмотрения дела. В гражданском процессе судья должен принять все доступные меры и разъяснить участникам преимущества заключения мирового соглашения, условия которого могут быть согласованы с привлечением медиатора.

На практике, однако, услуги служб медиации используются достаточно редко. Это связано не только с юридической неграмотностью участников процесса, но и с элементарным отсутствием профессиональных медиаторов или доступной информации об их деятельности.

Гражданские дела, подсудные судам общей юрисдикции, могут быть разрешены посредством привлечения незаинтересованного посредника, поскольку они входят в сферу действия, определенную ст. 1 ФЗ № 193. Исключение составляют коллективные споры, а также споры, затрагивающие права третьих лиц или неограниченного круга лиц (публичные интересы), — в этих случаях применение анализируемого в статье способа разрешения разногласий недопустимо.

Медиаторы и их объединения, привлекаемые к разрешению споров в ходе разбирательства, основывают свою деятельность на принципах (ст. 3 ФЗ № 193):

  1. Добровольности. Для применения в гражданском судопроизводстве требуется добровольное согласие всех лиц, которые привлечены к участию в деле. Не допускается понуждение к медиации. Для привлечения медиатора необходимо заявить ходатайство, которое при отсутствии возражений является поводом для заключения соответствующего соглашения.
  2. Конфиденциальности. Все сведения, которые стали известны в ходе проведения переговоров и согласования условий, относятся к конфиденциальным, поэтому не могут быть разглашены без согласия участников.
  3. Равноправия участников и их сотрудничества. Данный принцип предполагает наделение сторон равными правами на участие в разрешении разногласий, вне зависимости от статуса, присвоенного в ходе рассмотрения дела (в том числе при проработке условий соглашения и анализе идей по достижению консенсуса).
  4. Независимости медиатора при организации переговоров и его беспристрастности. Этот принцип гарантирует разрешение спора с учетом интересов обеих сторон. Личная заинтересованность медиатора относится к основаниям для его замены.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *