Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила Пребывания Иностранных Граждан На Территории Рф 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Для регистрации по месту пребывания после въезда в РФ иностранцы должны обращаться в территориальные органы УВМ МВД, если планируется оставаться в стране дольше положенного срока.
Какие документы понадобятся:
- Уведомление о прибытии.
- Паспорт.
- Виза (для визовых стран).
- Миграционная карточка.
Все материалы предоставляются в виде оригиналов. Специалист миграционного отдела делает ксерокопии и дает уведомление о регистрации документов. Срок принятия решения – до 10 календарных дней.
Правила пребывания иностранных граждан на территории РФ в 2024 году
По окончании действия РВП иностранцы могут оформить ВНЖ, а в дальнейшем – получить российское гражданство.
Какими правами могут пользоваться лица с ВНЖ:
- Трудовая деятельность в РФ без получения патента или разрешения на работу.
- Возможность кредитования в банках (детальную информацию необходимо узнавать в финансовых учреждениях).
- Пользоваться практически всеми благами, предусмотренными для россиян.
В большинстве случаев для приобретения ВНЖ необходимо предварительное оформление РВП и проживание в РФ не менее 360 дней. Исключением являются высококлассные специалисты, беженцы, резиденты Беларуси и лица, владеющие русским языком на хорошем уровне – им получать разрешение не нужно.
Ошибка №1. Утеря миграционной карты.
До получения РВП иностранцы всегда должны иметь ее при себе, в противном случае при возникновении вопросов со стороны контролирующих органов придется либо оплачивать штраф, либо покинуть РФ.
Ошибка №2. В России можно работать без соответствующих документов.
Теоретически это так, но при любой проверке к ответственности будет привлечен и работодатель, и иностранец, осуществляющий трудовую деятельность, не имея для этого документов. Это является нарушением миграционного законодательства, предусмотрена административная ответственность.
Миграционный учет подразумевает, что иностранец уведомляет соответствующую службу о том, что он въехал на территорию страны и планирует находиться здесь на протяжении определенного промежутка времени. В противном случае, служба контролирующая соблюдение требований законодательства в этой области, вынуждена будет инициировать процедуру депортации, после чего иностранец не сможет въехать РФ на протяжении нескольких лет.
В настоящее время действует новая редакция бланка. Изменения были внесены в предыдущем году. Данный документ подается принимающей стороной и ответственность за неисполнение требований законодательства также возлагается на того, кто обязан был произвести соответствующие действия. Лица, в отношении которых не было подано уведомление о их прибытии, не подвергаются административному преследованию.
Поскольку продление миграционного учета требует наличия оснований, каждый иностранец должен знать, в каком случае ему будет доступна эта процедура. Среди оснований, наличии которых позволит продление миграционного учета иностранных граждан, находятся:
1 | Вынужденная задержка на территории страны, связанная с чрезвычайными обстоятельствами или введенными правительством ограничениями на выезд. Законность нахождения на территории державы будет продлено вплоть до окончания карантина или других действующих ограничений. |
2 | Беременность или роды, уход за близким родственником, находящимся на стационарном лечении, а также оформление наследства или гражданства. Продление законного нахождения регламентируется основаниями, которые послужили причиной к таким действиям. |
3 | Уважительная причина, такая как принятие обращения на оформлению ВНЖ продлевает законность нахождения в державе на срок рассмотрения обращения, который занимает четыре месяца. |
Новые правила регистрации иностранных граждан на территории рф в 2021
Указ Президента РФ от 15.12. 2020 года позволил продолжить урегулирование применение некоторых мер в отношении представителей других государств, находящихся во время пандемии в стране. Согласно указу главы государства, миграционный учет иностранных граждан будет проводиться в следующем порядке:
1 | Продление миграционного учета 2024 не требуется, если срок законного нахождения иностранца в РФ, заканчивается в период с 15.03.2020 по 15.06.2021 года |
2 | Продление миграционного учета 2021, в отношении особ являющихся представителями государств, с которыми на внесение указанных изменений возобновлено транспортное сообщение, не продлевается без оснований после пятнадцатого марта текущего года |
3 | Если срок действия визы истечет в период с 15.03.2021 по 15.06.2021 года, то оформлять продление миграционного учета 2024 не потребуется, а выехать можно будет по этим документам |
Уведомить орган ведающий вопросами контроля в данной сфере и встать на миграционный учет 2021, представитель другого государства должен в течение 1 недели после въезда. Если иностранец поселился в отеле, администрация этого заведения должна в течение 1 дня уведомить об этом МВД, которое инициирует миграционный учет гостя страны.
Согласно внесенным поправкам в законопроекты, миграционный учет 2024 иностранных граждан выполняется с помощью обновленного бланка, а его форма изменилась 13 июня 2020 года. Продление миграционного учета также осуществляется на бланках обновленного и измененного образца. Заполнить бланк, оформляя продление миграционного учета, можно как от руки, так и на клавиатуре компьютера.
Миграционный учет иностранных граждан, а также продление миграционного учета, это необходимые процедуры, позволяющие регулировать взаимодействие с другими государствами и въезд/выезд их представителей. Своевременная регистрация является основой законопослушного поведения в России и беспрепятственного возвращения в свою страну.
Миграционный учет иностранных граждан контролируется МВД, поэтому независимо от количества и потока иностранцев в определенные периоды, в стране будет поддерживаться порядок и стабильность. В реалиях наличия особых условий в настоящее время миграционный учет 2024 имеет свои особенности и позволяет нерезидентам до урегулирования ситуации пребывать на территории державы без продления документального подтверждения регистрации.
Новый Указ № 791 был подписан Путиным 15 декабря, а опубликован двумя днями позже — 17 декабря. Согласно ему, документы мигрантам снова продлевают. На этот раз сразу на полгода.
Таким образом, «льготный период» на пребывание в России иностранцев теперь растянулся на срок с 15 марта 2020 года по 15 июня 2024 года.
Продлению подлежат почти все документы, которые дают иностранцам право легально находиться в России. Это:
- визы;
- РВП;
- ВНЖ;
- Свидетельства участников Госпрограммы переселения;
- Свидетельства беженцев;
- Документы о предоставлении временного убежища;
- Миграционные карты;
- Миграционный учет;
- Регистрация.
Если срок какого-либо из указанных выше документов заканчивается в период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2024 года, то он автоматически будет продлен до 15 июня 2024 года.
Например, у гражданина Украины в РФ есть РВП. Срок действия документа истекает 20 декабря. Так как в это время действует «льготный период», то по Указу, РВП будет считаться действительным до 15 июня 2024 года и украинец может легально оставаться в РФ на основании этого документа.
Или, к примеру, у вас срок действия регистрации заканчивается 10 января. В этом случае, по Указу, регистрацию должны автоматически продлить до 15 июня 2024 года.
Временные миграционные правила вновь продлены до 15 июня 2024 года
Граждане безвизовых стран для легального трудоустройства должны, как и прежде, оформлять патенты. Но до 15 июня он могут сделать или переоформить трудовой документ, независимо от того, какая цель визита указана в миграционной карте. Также миграционные органы не будут учитывать требования к установленному сроку подачи документов.
По ссылке — разъяснения Указа от МВД.
Юрист о продлении документов мигрантам до 15 июня
Подписывайтесь на Мигранту Рус: Яндекс Новости.
- обязанности подданных иных государств;
- основания для постановки и регистрирования на миграционный учет;
- порядок и сроки становления;
- документация, необходимая экспату.
Также с начала 2024 года Президентом были приняты поправки, которые упростили процедуру в отношении постановки и регистрирования во многом сократили сроки ее ожидания (например, в Москве ожидание в очереди составляет не более 15 минут).
Все иностранные лица, пребывающие из-за рубежа, непременно должны подавать информацию и документы о своем местонахождении в ГУВМ МВД. Здесь хранятся все сведения о подданных иных государств, приезжающих в Россию.
Согласно государственному закону о миграционном учете, все поступающие подданные обязательно должны информировать Министерство внутренних дел о своем передвижении, прописке, трудоустройстве.
Такая последовательность действий (регистрирование) позволяет вести учет прибывших граждан, регистрировать их цели нахождения, контролировать соблюдение норм и правил РФ.
Без получения временной прописки подданные зарубежных стран не имеют права находиться в России и вести на ее территории какую-либо деятельность. Миграционный учет носит уведомительный характер и включает в себя регистрацию иностранных подданых по месту проживания и нахождения.
Согласно законодательной базе гражданин иностранного происхождения обязуется зарегистрироваться в миграционном центре в период 3-5 дней с момента приезда в России. Для этого он предоставляет документацию, пишет заявление. Сроки их рассмотрения составляют 1 день, в течение которого будет проставлена соответствующая отметка.
Статья 15 Федерального закона содержит основания для первичной регистрации экспатов:
- наличие права пользования недвижимостью (комнатой, квартирой или домом) в РФ;
- трудовой договор с физическим или юридическим лицом.
Особенности первичного становления включают в себя фиксирование всех документальных и библиографических данных о гражданине иного государства. А также его периодичное появление в соответствующих органах.
Процедура постановки на учет подразумевает четкое указание (предпосылки) для ее осуществления. Ниже перечислены актуальные правила, действующие на территории РФ. 1. Основания для включения иностранного лица в миграционный учет:
- приезд с целью получить официальную работу;
Если иностранец прибывает в качестве туриста и останавливается в гостинице, то процедура постановки на учет выполняется в автоматическом режиме администрацией гостиницы. Оплаченные апартаменты – это и есть фактическое местом проживания. Уведомление в электронной форме моментально формируется и отправляется в миграционный центр.
- получение российского гражданства. Если по ряду причин процедура не состоялась, то иностранный подданный лишается полученного гражданства и становится иностранцем. Следовательно нужно вновь становиться на учет.
- рождение иностранного лица на территории России.
В отличии от Америки, рождение на территории РФ не является основанием для предоставления гражданства.
Иностранец вправе самостоятельно пройти регистрацию по месту проживания. При этом он обязан уведомить о своем прибытии соответствующие службы. Исключением является, если иностранное лицо является собственником помещения, где предполагается проживание. В этом случае он обязан самостоятельно уведомить органы МВД. Согласно действующую законодательству, в качестве принимающей стороны имеют право выступить:
- гостиницы;
- физическое лицо с российским гражданством;
- иностранное лицо со статусом высококвалифицированного специалиста;
- юридическое лицо, зарегистрированное под юрисдикцией РФ;
- представитель органов власти, независимо от структуры;
- консульские представительства;
- структурные подразделения международных компаний, работающих на территории России;
- государственные организации: фонд социальной защиты, образования и здравоохранения.
2. Регистрация иностранных подданных осуществляется следующими способами:
- личный визит в отделение МВД РФ или профильного ведомства;
- в ММЦ;
- через Почту России.
При заселении в гостиницу иностранное лицо обязано предоставить заграничный паспорт и заполненную миграционную карту. Администратор в свою очередь переносит номера документов в специальный бланк. Этот процесс является официальной регистрацией на весь период пребывания иностранца в России. Отрывную часть бланка нужно иметь при себе на случай возможной проверки документов.
Иностранец, поступивший на лечение в медицинское учреждение здравоохранения РФ обязан быть поставлен на учет администрацией лечебного заведения. При этом иностранный подданный должен постоянно находиться по адресу больницы (госпиталя). Юридическое лицо, которое предложило иностранному подданному трудоустройство обязуется нести ответственность в течение всего времени пребывание на территории РФ (согласно миграционному законодательству). При этом юридическое лицо не обязано ставить его на учет (регистрировать) только по адресу нахождения конкретной организации или компании. Иностранец вправе самостоятельно выбрать место проживания. Но если предполагается поселение в помещении, которое:
- не имеет точного адреса, но находится в праве собственности юридического лица;
- является юридическим адресом компании пригласившей иностранца,
тогда регистрация осуществляется по официальному адресу компании. Независимо от выбранного места проживания, ответственность за постановку иностранца на учет, уведомление органов МВД о его прибытии несет юридическое лицо (организация, компания).
Ставить на миграционный учет студентов, прибывших на обучение в Россию, обязуется учебное заведение, производившее их зачисление. Для этого администрации ВУЗа отводится семь суток с момента пересечения иностранными подданными границы РФ. Студенты в свою очередь должны предоставить пакет документов: заграничный паспорт и заполненную миграционную карту.
Внимание! Регистрация иностранных студентов по юридическому адресу ВУЗа категорически запрещена. Это должно быть только фактическое место проживания – общежитие.
Если студент решил самостоятельно арендовать жилье, то вся ответственность за уведомление государственных органов автоматически снимается с администрации ВУЗа. В таком случае, ставить в известность органы власти о пребывании иностранного лица, обязуются собственники недвижимости, предоставившие студенту место для проживания.
Как происходит регистрация по месту пребывания для иностранцев
Чтобы встать на миграционный учет иностранец обязан предоставить пакет документов. В него входит:
- копия всех страниц заграничного паспорта;
- отдельная копия визы;
- оригинал и копия миграционной карты;
- копия договора аренды или свидетельство о собственности арендодателя на площадь, где проживает иностранное лицо..
Граждане стран, входящих в Европейско-Азиатское экономическое сотрудничество дополнительно предоставляют:
- копию трудового договора;
- копии документов, подтверждающих родство с иностранцем и членами его семьи;
- пакет документов, необходимых для постановки на миграционный учет согласно ст.17 закона №109-ФЗ от 18 июля 2006 г.
Если иностранный подданный въехал на территорию РФ без:
- регистрации по реальному адресу своего нахождения;
- уведомления о своем прибытии соответствующих органов власти;
- отрывного корешка бланка регистрации и уведомления (включая его потерю),
то он является нарушителем миграционного порядка. При этом ответственность несут обе стороны (прибывшая и принимающая): 1.Иностранный гражданин наказывается штрафом в размере от 2000 до 5000 рублей. В случае повторного нарушения лицо больше не имеет права пересекать границу РФ. 2.Принимающая сторона так же штрафуется:
- физические лица – от 2000 до 4000 рублей.;
- должностные лица – от 40 000 до 50 000 рублей;
- юридические лица – от 400 000 до 500 000 рублей
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Действующее законодательство РФ в 2024 году обязывает иностранных подданных, кто пребывает в Российскую Федерацию, пройти регистрацию в службе миграции. Не позднее семидневного срока (рабочих дней) с даты въезда в страну должна быть представлена информация в миграционное ведомство.
Важно! Гражданам государств, как Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия, необходимо встать на миграционный учет в иные сроки – не позднее 30 дней со дня прибытия. Для прибывающих из Таджикистана — 15 дней .
Обратиться для этого можно в:
- почтовое отделение;
- миграционную службу (УВМ);
- администрации гостиницы;
- ближайший МФЦ.
Ранее действовала норма, согласно которой иностранец обязан был уплачивать госпошлину в размере 1 рубля за каждый день нахождения на территории России, но не более 200 рублей. Теперь размер пошлины не измеряется количеством дней. Она составляет 350 рублей.
Отметим, что незаконное пребывание иностранцев на территории Российской Федерации наказывается по нормам Кодекса РФ об административных нарушениях N 195-ФЗ штрафом от 2 до 5 тысяч рублей с депортацией гражданина из страны. Осуществление трудовой деятельности эмигрантов без регистрации наказывается по статье 322.1 Уголовного кодекса РФ.
Гражданин другой страны может прибыть на российскую территорию для трудоустройства и не иметь регистрацию на жилой площади. Организация, готовая предоставить ему работу, вправе подписать с ним трудовой договор и предоставить условия, чтобы он мог проживать на их территории. Тогда работодатель обязан осуществить все мероприятия по постановке гражданина на учет.
Тогда потребуется дополнительно к уведомлению предоставить в миграционное ведомство ксерокопии документов:
- паспорта трудоустроенного иностранца,
- договора, заключенного с гражданином,
- карты мигранта,
- прежней регистрации,
- патента и платежного документа об оплате.
Заполнение унифицированного бланка уведомления позволяет произвести весь комплекс мер по сбору сведений для миграционной службы. Этот документ оформляется стороной, которая принимает иностранца, и личное присутствие его в ведомстве совершенно не обязательно. В уполномоченные структуры по месту пребывания эмигранта уведомление предоставляется в установленный срок – не свыше 7-ми рабочих дней после его прибытия.
Заполняют бланк на русском языке, два экземпляра. Буквы должны быть занесены в поля разборчиво и понятно от руки, допустимо воспользоваться техническими средствами. Запрещено применение сокращений и аббревиатур. При отправке в ведомство через МФЦ достаточно одного экземпляра бланка.
Скачать бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. pdf
Образец уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. pdf
Приезжему потребуется подготовить следующие документы:
- личный иностранный паспорт;
- миграционную карту. Если у гражданина имеется документ на вид на жительство, то можно приложить его;
- документы, доказывающие, что у иностранца имеется собственное жилое помещение: свидетельство или договор;
- виза (для граждан из визовых стран)
Принимаются копии этих документов, поэтому потребуется сделать их самостоятельно или через принимающее лицо.
По закону человек не может быть лишен каких-либо прав на основании отсутствия регистрации. Однако сопроводительные подзаконные акты ограничивают доступ к социальным благам (трудоустройство, медицина, образование) для мигрантов, которые не стали в положенные сроки на миграционный учет. Кроме того, это карается также материально (в виде штрафов) и физически (путем административного выдворения).
В соответствии с законодательными нормами каждый иностранный гражданин, как и россиянин, обязан уведомить государственные органы о своем фактическом месте пребывания, или, говоря простыми словами, оформить временную прописку.
Постановка на учет осуществляется исключительно в целях информирования. Об уведомительном характере регистрации говорится практически во всех нормативных актах, при этом неважно, на каких основаниях (в визовом или безвизовом порядке) и в каких целях (работа, учеба, прохождение лечения, командировка, визит к родственникам и под.) мигрант приехал в Российскую Федерацию.
Стать на регистрационный учет можно разными способами – от личного посещения государственных органов до использования онлайн-ресурсов.
Памятка: правила пребывания иностранных граждан на территории РФ
Для оформления временной прописки потребуются документы иностранца и принимающей его стороны.
Иностранному гражданину к паспорту (удостоверению личности) необходимо приложить:
- миграционную карту (оригинал и копия);
- бланк уведомления о прибытии;
- визу (если между странами установлен визовый обмен).
Содержимое пакета документов, предоставляемого принимающей стороной, зависит от того, кто выступает в такой роли – физическое лицо или организация.
Так, юридическое лицо должно подготовить:
- представитель фирмы-работодателя – копии учредительных документов и бумаг;
- администрация гостиницы, санатории и проч. – заявление о временной регистрации по месту пребывания.
Физические лица, которые принимают иностранных гостей, предоставляют:
- паспорт (оригинал и копия);
- бумаги, подтверждающие право собственности на жилье.
В отличие от российских, иностранным гражданам придется уплатить за постановку на миграционный учет пошлину. Размер государственного сбора составляет 350 рублей. При личном обращении в МФЦ или миграционный орган госпошлину заинтересованное лицо уплачивает в банковском учреждении, чаще всего в Сбербанке, в случае постановки на миграционный учет через портал Госуслуг деньги за услугу списываются с банковской карты.
Основные опасения россиян, которые выступают в качестве принимающей стороны, сводятся к таким:
- отказ мигранта покидать помещение;
- претензии на жилье;
- приведение жилплощади в ненадлежащий вид (порча имущества, воровство и проч.).
По этому поводу собственники жилья должны знать следующее. Временная прописка дает право иностранцу проживать в данном помещении, однако на ее основании он имеет гораздо меньше прав, чем в случае постоянной регистрации.
Во-первых, российские законы всячески защищают право собственности, поэтому одного лишь факта временной регистрации недостаточно для каких-либо имущественных претензий.
Во-вторых, правила временной регистрации по месту пребывания подразумевают четкое взаимное согласование сроков проживания лица по данному адресу. И когда сроки истекают, прописка считается недействительной. Следовательно, можно привлекать правоохранительные органы, если мигрант отказывается покидать помещение. В «чрезвычайной» для собственника жилья ситуации выселить мигрантов можно и раньше – по решению суда.
К основным правилам заполнения бланка прибытия относятся:
- язык – русский;
- отсутствие ошибок, исправлений и сокращений;
- заполнение всех необходимых для конкретной ситуации полей;
- на каждого мигранта заполняется отдельный бланк;
- прилагается полный пакет документов, удостоверяющих личность обеих сторон.
Бланк уведомления о прибытии можно скачать здесь.
Очередная «заморозка» сроков действия миграционных документов иностранцев
Отдельные вопросы возникают у иностранцев, которые переезжают с детьми. Нужны ли дополнительные документы и визиты в миграционные органы? Есть ли особенности процесса в зависимости от возраста ребенка?
Для мигрантов, которые интересуются, как получить временную прописку для ребенка, не нужно никаких дополнительных бумаг или посещений каких-либо ведомств. Порядок постановки на миграционный учет маленьких иностранцев такой же, как и для взрослых. Не отличаются и сроки – 7 дней с момента прибытия.
- страница1
Апрель
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 22.07.2008 N 133-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 19.07.2009 N 199-ФЗ, от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.12.2010 N 385-ФЗ, от 20.03.2011 N 42-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 06.12.2011 N 400-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.12.2013 N 376-ФЗ, от 28.12.2013 N 385-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 27.06.2018 N 163-ФЗ, от 29.07.2018 N 257-ФЗ, от 11.10.2018 N 366-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 01.05.2019 N 100-ФЗ, от 08.06.2020 N 182-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
30 июня 2006 года
Одобрен
Советом Федерации
7 июля 2006 года
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации (далее — перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства).
1. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — миграционный учет) — государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства; (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 42-ФЗ)
2) органы миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — органы миграционного учета) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и его территориальные органы; (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
3) место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее — место жительства) — жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее — место пребывания) — жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 163-ФЗ)
5) регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (далее — регистрация по месту жительства) — фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства;
6) учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее — учет по месту пребывания) — фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания;
7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона), — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства; (в ред. Федеральных законов от 27.06.2018 N 163-ФЗ, от 08.06.2020 N 182-ФЗ)
Правовую основу миграционного учета в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Другие федеральные законы применяются к отношениям, связанным с осуществлением миграционного учета иностранных граждан, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
1. Миграционный учет осуществляется в целях:
1) создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;
2) выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;
3) формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;
4) планирования развития территорий Российской Федерации;
5) управления в кризисных ситуациях;
6) защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям;
7) систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан;
8) решения других социально-экономических и общественно-политических задач.
2. Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.
3. Миграционный учет основывается на следующих основных принципах:
1) свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации;
2) защита государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права;
3) сочетание интересов личности, общества и государства;
4) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и защита иных национальных интересов Российской Федерации;
5) доступность совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета;
6) унификация правил миграционного учета.
4. Миграционный учет включает в себя:
1) регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;
3) ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
1. Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
2. В соответствии с федеральными конституционными законами или федеральными законами разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен:
1) в пограничной зоне;
2) в закрытых административно-территориальных образованиях;
3) в закрытых военных городках;
4) на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом иностранным гражданам требуется специальное разрешение;
5) на территории, на которой в соответствии с указом Президента Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение;
6) в зонах экологического бедствия;
7) на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в связи с опасностью распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
8) в зоне проведения контртеррористической операции;
9) в период мобилизации и в военное время;
10) в иных случаях, установленных федеральными законами.
3. Действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц или иных организаций, должностных лиц или физических лиц, нарушающие право иностранных граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Иностранные работники в 2024 году: кадровые, правовые и налоговые аспекты
Чтобы иностранец мог законно трудиться в России, визовый иностранец должен иметь разрешение на работу. А для граждан стран с безвизовым режимом требуется получение патента. Разрешение на работу выдают территориальные органы МВД через работодателя иностранца, за исключением высококвалифицированных специалистов. Такие иностранцы получают разрешение сами.
Но, как правило, все миграционные документы имеют срок жизни и когда-то он истекает. Даже получение такого долгожданного документа как «вид на жительство» (ВНЖ), который дает право спокойно жить и работать в России, требует от иностранца определенных действий. Для обладания, ставшего бессрочным ВНЖ с ноября 2019 года, от иностранца требуется: ежегодно уведомлять МВД по месту жительства, а по истечении пяти лет подать такое уведомление лично и делать это каждые 5 лет.
Если в течении 2-х непрерывных календарных лет условие ежегодного уведомления будет проигнорировано, ВНЖ аннулируется. Также необходимо менять ВНЖ в 14, 20 и 45 лет, в случае смены ФИО или при порче этого документа. И если такие обстоятельства наступили в период с 15 марта по 15 декабря 2020 г., то иностранец может продолжать легально жить и работать в России, не озадачиваясь бумажной волокитой.
Такое же послабление, т.е. своего рода «заморозка», действует и в отношении сроков временного пребывания иностранцев, которые работают в России без разрешения на работу или патента. Не требуется и до 15 декабря 2020 г. переоформлять визу, миграционную карту, удостоверения беженца. Эти документы не нужно продлевать иностранцам, а работодателям — требовать их продления и не допускать иностранцев к работе.
Но это не освобождает иностранцев от необходимости продления патента на работу либо оформления нового патента в органах МВД. Напомним, что патенты и разрешения на работу иностранцам требуется переоформлять, начиная с 16 июня 2020 г., ведь на них продление срока до 15 декабря 2020 г. не действует.
Как мы выяснили, продлить миграционные документы можно спокойно после 15 декабря 2020 г.
Но надо понимать, что если срок действия документов истек до 15 марта 2020 г., то иностранцу и компании, принявшего на работу такого иностранца, будет грозить наказание. Например, у иностранца истек срок визы 27 февраля 2020 г. и в этом случае индульгенции не будет, потому что просрочка допущена до 15 марта 2020 г.
В то же время иностранцу или работодателю не возбраняется обратиться в территориальное отделение МВД и раньше, не дожидаясь последней даты, т.е. до 15 декабря 2020 г.
В этом случае разрешение на работу выдадут либо продлят независимо от цели приезда, указанной в визе иностранца. Например, в визе может значиться цель приезда — «Частная поездка». Аналогично и с патентом — придираться к цели визита иностранца в России не будут.
Теперь перейдем к подсчету сроков.
Например, срок визы у иностранца истек 28 сентября 2020 года. Как подсчитать предельный срок продления визы без штрафов?
Как мы уже отметили, без санкций могут спокойно работать иностранцы, срок действия миграционных документов которых истек в интервале с 15 марта 2020 г. по 15 декабря 2020 г. В календарных днях этот период равен 275 дням. Это означает, что к дате истечения сроков миграционных документов нужно прибавить эти 275 дней. Исходя из нашего примера, предельный срок отодвинется на конец июня 2024 года, а не на 15 декабря 2020 года.
Подобные разъяснения приведены и на официальном сайте МВД, в разделе вопросов и ответов по реализации указов Президента России.
Компании могут принимать иностранцев на работу с просроченными миграционными документами в «разрешенный» период либо без разрешительных документов. Но, как только наступит час икс, все документы должны быть оформлены. Иначе оштрафуют работника и работодателя.
А должен ли работодатель подавать уведомление о заключении либо расторжении трудового договора с иностранцем в этот период?
Работодатель или заказчик работ, услуг, обязаны по-прежнему уведомлять территориальный орган МВД о заключении либо прекращении с иностранцем трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ, услуг, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней с даты заключения или прекращения договора. В этой части ничего не поменялось.
Принятый Указ Президента России также не изменяет перечень случаев, когда иностранца нельзя принять на работу (ст.14 Закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»). Так, иностранцы по-прежнему не имеют права:
- трудиться на муниципальной службе;
- замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;
- быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной авиации;
- быть командиром экспериментального воздушного судна или другим членом экипажа экспериментального воздушного судна;
- быть командиром гражданского воздушного судна;
- работать на объектах и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ;
- заниматься иной деятельностью и замещать иные должности по перечню, который утвержден постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 г. № 755.
Иностранцы могут покинуть Россию добровольно или в добровольно-принудительном порядке. В Указе прописано, что иностранцы могут выехать из России по просроченному паспорту, если срок действия его истек после 14 марта 2020 г. Такой выезд возможен без транзита через другие государства.
В «разрешенный» период не будут приниматься решения: об административном выдворении иностранцев за пределы РФ, о депортации, о нежелательности пребывания в стране, о лишении статуса беженца или временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, на временное проживание, ВНЖ, патентов, свидетельств Государственной программы.
Но если уже в отношении иностранца принято решение о выдворении, неразрешении въезда, нежелательности пребывания, то в период до 15 декабря 2020 г. иностранец может находиться на территории России.
Однако это правило не распространяется на случаи, если иностранец:
- освободился из мест лишения свободы;
- нарушил законодательство о государственной границе;
- выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;
- финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность.
В этой ситуации наличие семьи не является для иностранцев иммунитетом, поскольку как отмечают суды, наличие у мигрантов родственников на территории РФ не явилось в свое время фактором, сдерживающим его от совершения преступления (Определение Красноярского краевого суда от 14.01.2019 г. № 33а-386/2019).
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры