5 видов наказания за осуществление незаконной медицинской деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «5 видов наказания за осуществление незаконной медицинской деятельности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В российском Законе четко указано, что все фармацевтические компании, частные клиники и иные медучреждения, занимающиеся медицинской практикой на платной основе, должны иметь лицензию на право оказания услуг населению.

Отсутствие данного документа свидетельствует о том, что частный предприниматель, либо компания, не имеет никаких прав на проведение медицинских работ.

Без лицензии их деятельности будет незаконной, так как своими действиями они могут навредить здоровью обратившихся за помощью людей.

Стоит знать! Лицензия выдается только после тщательной проверки квалификации и опытности специалиста. Лишь профессионал может иметь лицензию.

Для шарлатанов и обманщиков разрешения не предусмотрены, поэтому наличие лицензии будет доказательством того, что вы имеете дело с медицинским спецом.

Получение разрешительного документа требует предоставление доказательств о получении соответствующего медицинского образования и наличия сертификата.

Срок действия лицензии — пять лет, после чего снова требуется подтвердить свою квалификацию и получить разрешение на право ведения медицинской практики.

Федеральным законом 99 устанавливаются понятия, которые используются для регулировки отношений, возникающих в сфере лицензирования.

Закон определяет также обязанности с правами, ответственностью объектов лицензирования и контролирующих органов.

Статья 8 в данном нормативном акте закрепляет требования лицензирования. Здесь прописаны правила, по которым юридическое лицо должно образовываться и действовать, момент создания статуса индивидуального предпринимателя в сферах, предписанных государством.

Правила разработаны, чтобы реализовывать задачи в сфере лицензирования.

Нарушение установленных правил, оказание услуг населению без лицензии будет считаться незаконной деятельностью.

За это по закону предусмотрено наказание, даже если не будет фактов причинения здоровью пациента вреда. За подобное деяние можно получить значимое денежное наказание и лишиться прав на получение лицензии на какой-то период времени.

Если же имеет место нанесение вреда больному или смертельный случай, то подобные дела рассматриваются в судебном порядке.

Осуществление медицинской деятельности без лицензии: штраф, ответственность

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Объективная сторона выражается в смешанном бездействии: осуществлении медицинской или фармацевтической деятельности (действие) лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности (бездействие). Порядок лицензирования медицинской деятельности регламентирован Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291; фармацевтической деятельности – Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1081 (см. также ст. 52 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств”).

2. Понятие медицинской деятельности дается в ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.

3. Обязательным признаком является наступление последствий в виде вреда здоровью человека (ч. 1) либо его смерти (ч. 2).

4. Субъектом преступления является лицо, обязанное получить лицензию, т.е. индивидуальный предприниматель, действующий в данной области без лицензии, частное лицо, действующее в данной области без лицензии и без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, руководитель организации, осуществляющей свою деятельность без лицензии. Работники организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих свою деятельность без лицензии, в случае наступления указанных последствий несут ответственность по ст. 109, 118 УК.

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Под частной медицинской практикой понимается деятельность по оказанию медицинских услуг как амбулаторно, так и стационарно (диагностирование состояния здоровья, консультирование, лечение) в системе частного здравоохранения с целью получения прибыли.

2. Частная фармацевтическая деятельность означает деятельность по производству всех видов лекарственных форм, их хранению, доставке и реализации вне системы государственного и муниципального здравоохранения.

3. Рассматриваемое преступление является частным случаем незаконного предпринимательства (см. комментарий к ст. 171 УК).

4. Вред здоровью человека как последствие преступления охватывает причинение тяжкого вреда.

5. Преступление считается оконченным с момента причинения вреда здоровью (ч. 1) либо наступления смерти человека (ч. 2).

6. С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной формой вины.

7. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4. и пп. «а» и «б» п. 5 Постановления № 291, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Закона о лицензировании. Таковыми являются несоблюдение требований к наличию площадей и медицинских изделий для выполнения медицинских работ (услуг); профессиональному образованию и стажу работы по специальности руководителей и их заместителей; наличию заключенных трудовых договоров со специалистами; наличию внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и соблюдению порядка их осуществления; соблюдению порядков оказания медицинской помощи; и другие.

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объектом преступления являются отношения по охране здоровья населения.

Объективная сторона преступления выражается действием – занятием частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Частная медицинская практика – это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами.

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (в ред. от 4 марта 2013 г.) утверждено Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 “О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”)” (вместе с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”)) (в ред. от 17 января 2013 г.). Право на занятие медицинской деятельностью имеют как организации, так и индивидуальные предприниматели.

Лицензионные требования к индивидуальному предпринимателю следующие: наличие высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь – среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности; кроме того, наличие у лица стажа работы по специальности:

не менее 5 лет – при наличии высшего медицинского образования;

не менее 3 лет – при наличии среднего медицинского образования.

От частной медицинской практики нужно отличать применение народной медицины.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов.

Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Какая ответственность накладывается на предпринимателя за работу без лицензии?

Ответственность по рассматриваемой теме может быть двух видов — административной и уголовной. Необходимо понимать, что степень ответственности зависит от тяжести содеянного. То есть сам факт совершения противоправной медицинской деятельности без каких-либо последствий для пациентов влечёт за собой квалификацию в соответствии с положениями Административного кодекса, а, соответственно, при причинении вреда здоровью потерпевшим наказание будет устанавливаться с применением Уголовного кодекса.

С каждым годом в нашей стране становится все больше платных медицинских услуг. Даже в государственных медицинских учреждениях, чтобы получить определенный вид услуг приходится платить.

Это печально! Задача государственных органов — регулировать частную медицинскую деятельности и не допустить снижения предоставляемых гражданам качественных медуслуг, проводимых на бесплатной и платной основах.

Важно знать! Частные платные услуги, предоставляемые населению страны, должны быть разрешены. А значит у владельца частной клиники или самого предпринимателя на ведение данного вида деятельности должна иметься лицензия.

Не всегда, принимая частные медуслуги, мы спрашиваем о наличии разрешительного документа.

Владельцы негосударственных медицинских заведений должны нести ответственность за квалификацию своего персонала и наличии у них соответствующих подтверждений.

На какие виды деятельности в обязательном порядке выдается лицензия?

Перечислим некоторые из них:

  • фармацевтические — изготовление лекарств;
  • гинекологические — осмотры, ведение и учет беременности, лечение;
  • стоматологические — протезирование и лечение;
  • другие.

Лицензию должны иметь народные знахари и целители, которые проводят лечение больных травами. Имеет место частная скорая помощь, которая тоже должна получать разрешение на ведение своей деятельности.

Нарушение установленных правил, оказание услуг населению без лицензии будет считаться незаконной деятельностью.

За это по закону предусмотрено наказание, даже если не будет фактов причинения здоровью пациента вреда. За подобное деяние можно получить значимое денежное наказание и лишиться прав на получение лицензии на какой-то период времени.

Если же имеет место нанесение вреда больному или смертельный случай, то подобные дела рассматриваются в судебном порядке.

Здесь для незаконных деятелей предусмотрены иные меры наказаний. Они более суровые, по сравнению с предыдущими.

Помимо штрафных санкций и лишения прав на занятие медпрактикой, предусмотрены реальные сроки тюремного заключения.

По статье 235 части первой — по делам незаконного предпринимательства в медицине, ставшим причиной серьезного ухудшения здоровья гражданского лица, предусмотрено:

  • ограничение (условное наказание) свободы на три года;
  • денежный штраф, в зависимости от финансового положения виновника и серьезности нанесенного ущерба. Это может быть сумма в триста минимальных окладов, либо размер дохода за три месяца;
  • тюремное заключение на три года.

Незаконная медицинская деятельность — это частная практика по предоставлению одной или комплекса медицинских процедур: диагностика заболевания, общие осмотры, консультации, назначение и сопровождение лечения. В рамках закона никакой разницы между тем, оказана незаконная медицинская деятельность стационарно или амбулаторно, нет. Причем мотивом для нелегального участия частного лица в системе здравоохранения России является денежная прибыль.

Чтобы медицинская или фармацевтическая деятельность была признана незаконной, необходимо:

  • отсутствие государственной лицензии на осуществление деятельности этого рода;
  • нанесение вреда человеку из-за неосторожности в процессе указания медицинских услуг, вплоть до летального исхода.

В данной форме родовым объектом будут общественные отношения, которые касаются безопасности и порядка в обществе, а видовым — отношения в сфере здравоохранения и охраны населения. При рассмотрении дела объектом преступления становится право гражданина на получение качественного медицинского сервиса лицами, осуществляющими частную практику. Объективной стороной возникшей ситуации становятся:

  • действие, которое попадает под понятие медицинского предпринимательства (деятельности);
  • бездействие, проявляющееся в нежелании или невозможности подсудимого получить государственную лицензию;
  • последствия преступления в виде нанесения ущерба здоровью пациента или действий, которые привели к смерти человека.

Основная проблема, с которой сталкивается обвиняющая сторона, — установление точной причинно-следственной связи, возникающей между непосредственным действием и моментом нанесения вреда.

В комментариях к статье N235 УК РФ обозначаются следующие положения:

  1. Преступление, рассматриваемое по этой статье, будет считаться одним из частных случаев осуществления незаконного предпринимательства.
  2. Окончание совершения преступление наступает в момент, когда вред причиняется физическому лицу. В рамках данной статьи рассматриваются все виды вреда, в том числе и тяжелый, который может быть нанесен здоровью, а также тот, который привел к смерти человека.
  3. Субъективная сторона вопроса может рассматривать возникший вред в качестве последствия халатности, причиненный по неосторожности.
  4. Субъектом преступления может стать только физическое лицо, которое достигло 16 лет.

Также в комментариях рассматривается точное и общепринятое описание того, что входит в понятие незаконного осуществления медицинской деятельности и фармацевтической практики.

Уголовная ответственность за предпринимательство в системе здравоохранения без лицензии может повлечь за собой уголовную ответственность, о чем говорит 235 статья УК Российской Федерации. Если здоровью человека был нанесен вред разной степени тяжести с умыслом или по неосторожности, такое поведение карается лишением свободы или принудительными работами на период до трех лет.

Под административной ответственностью за занятие народной медициной без лицензии имеется в виду штрафные санкции от государства, размер которых определяется также в зависимости от тяжести совершенного преступления.

В каких случаях она применяется

Если медицинское предпринимательство без образования и разрешения привело к тому, что здоровью пациента был нанесен вред любой степени, может быть назначен штраф в размере:

  • до 120 тысяч рублей;
  • суммарной заработной платы или любого другого регулярного вида дохода подсудимого, полученного за один год.

Ответственность за незаконную врачебную деятельность не наступает, если субъект занимается народной медициной в тех областях, для которых наличие лицензии не является обязательным пунктом.

Такой состав преступления не часто встречается на практике. Однако наличие соответствующей статьи УК РФ обосновано, так как незаконная медицинская деятельность может принести серьезный вред человеку.

По Конституции, здоровье человека — фундаментальное право, которое является высшей ценностью для страны, поэтому сохранению этого право должно быть уделено достаточно внимания.

Осуществление образовательной деятельности без лицензии имеет серьезные последствия. Как правило, получение образования связано с получением документов о квалификации. Образовательное учреждение не может выдать документ об образовании, если его деятельность осуществляется без лицензии. Если такой документ был выдан, то лицо, получившее услуги, может обратиться с претензией о возврате средств, уплаченных за обучение.

Защищаться в случае, если деятельность действительно осуществлялась без лицензии, имеет смысл в целях получить минимально возможную санкцию. Образовательные услуги, как правило, оказываются в течение длительного периода времени. Получение образовательной организацией соответствующей лицензии в ряде случаев даст возможность выдать студентам (слушателям, курсантам) документ об образовании, проведя аттестацию.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г.,

рассмотрев по материалам истребованного дела жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стоматолог»

на постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.09.2015

по делу N А16-291/2015 Арбитражного суда Еврейской автономной области

по заявлению Управления здравоохранения Правительства Еврейской автономной области

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Стоматолог» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

управление здравоохранения Правительства Еврейской автономной области (далее — административный орган) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Стоматолог» (далее — общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 01.04.2015 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 решение суда первой инстанции отменено, административному органу отказано в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 01.09.2015 отменил постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на указанное постановление суда кассационной инстанции, в которой просит его отменить, оставив в силе постановление суда апелляционной инстанции.

Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2015 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда Еврейской автономной области.

При рассмотрении доводов жалобы по материалам истребованного дела и принятых по делу судебных актов установлено следующее.

В ходе проведения плановой выездной проверки общества, осуществляющего медицинскую деятельность по оказанию первичной медико- санитарной помощи в амбулаторных условиях, в частности по стоматологии, стоматологии общей практики, на основании бессрочной лицензии от 17.11.2014 N 79-01-000305, административный орган выявил факт выполнения обществом работ по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения в отсутствие специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по дезинфектологии, при том, что предоставленная обществу лицензия на осуществление медицинской деятельности такого вида работ как дезинфектология не содержит.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления административным органом в отношении общества протокола от 26.02.2015 N 05-05/15-32 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и обращения в Арбитражный суд Еврейской автономной области с настоящим заявлением.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключение указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее — Положение о лицензировании медицинской деятельности).

Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Из системного толкования приведенных нормативных положений следует, что лицензированию подлежит медицинская деятельность в виде работ (услуг), включенных в перечень и выполняемых в рамках оказания медицинской помощи.


Административный орган потребовал привлечь медорганизацию к ответственности за ведение предпринимательской деятельности без лицензии.

ВС РФ счел, что для такой ответственности нет оснований, и указал следующее.

По Закону о лицензировании отдельных видов деятельности подлежит лицензированию в т. ч. меддеятельность (за исключением осуществляемой на территории «Сколково»).

Из системного толкования положений законодательства следует, что лицензированию подлежит меддеятельность в виде работ (услуг), включенных в Перечень работ (услуг), составляющих меддеятельность, и выполняемых в рамках оказания медпомощи.

В силу Закона об основах охраны здоровья граждан под медуслугой понимается медвмешательство (в т. ч. комплекс таковых), направленное на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медреабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В свою очередь под медвмешательством понимаются выполняемые медработником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медобследований и (или) медманипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

В перечень работ (услуг), составляющих меддеятельность, включены в т. ч. работы (услуги) по дезинфектологии.

Из системного толкования норм и ведомственных разъяснений следует, что работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию как вид меддеятельности лишь в тех случаях, когда они оказываются третьим лицам как самостоятельные работы, услуги в рамках медпомощи.

В рассматриваемом случае медорганизация (оказывавшая услуги по стоматологии) проводила мероприятия по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации принадлежащих ей изделий медназначения, используемых в своей работе.

Медорганизация не предоставляла услуг по медпомощи в области дезинфектологии для третьих лиц. Соответственно, получать указанную лицензию необходимости не было.

Значительное число нарушений требований законодательства об охране жизни и здоровья населения выявляются прокурорами в деятельности органов и организаций здравоохранения в субъектах РФ.

Среди наиболее типичных нарушений требований законодательства об охране жизни и здоровья человека, допускаемых органами государственной власти субъектов РФ и органами МСУ, можно выделить следующие:

  • неэффективное использование финансовых средств, выделенных на развитие здравоохранения;
  • отсутствие надлежащей региональной (муниципальной) нормативной правовой базы, регулирующей вопросы охраны жизни и здоровья населения, несоответствие нормативных правовых актов субъекта РФ или муниципальных образований федеральному законодательству;
  • необоснованное занижение расходов на охрану жизни и здоровья населения при формировании бюджетов, в том числе недостаточное финансирование модернизации современной медицины;
  • ненадлежащая разработка и реализация программ (подпрограмм) развития здравоохранения, профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни среди населения, государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Достаточно часто в практике надзорной деятельности органов прокуратуры бывали случаи установления фактов, когда органами МСУ не разрабатывалось и не принималось вообще никаких муниципальных целевых программ, направленных на совершенствование системы оказания медицинской помощи, профилактику заболеваний, создание новых и модернизацию устаревших учреждений здравоохранения.

Еще одним наиболее распространенным видом правонарушения, выявляемым в ходе прокурорского надзора, является освоение не в полном объеме финансовых средств, выделенных на реализацию программ (подпрограмм) в сфере охраны жизни и здоровья, а также нецелевое использование средств, выделенных на модернизацию сферы оказания медицинских услуг, на реализацию государственных и региональных (муниципальных) программ, направленных на охрану жизни и здоровья населения.

В качестве примера можно привести проверки, по реализации проектов в сфере здравоохранения во Владимирской области, проведенные в текущем году органами прокуратуры. Так, при проверке реализации проекта «Развитие медико-санитарной помощи» в Юрьев-Польском, Гусь-Хрустальном, Киржачском районах Владимирской области было установлено, что в обусловленный контрактом срок не были введены в эксплуатацию пять фельдшерско-акушерских пункта. Данный факт указывал на ненадлежащее осуществление контроля за своевременным исполнением условий контракта со стороны соответствующих учреждений здравоохранения.

В ходе более глубокой проверки строительства объектов были установлены нарушения в уже построенных и введенных в эксплуатацию фельдшерско-акушерских пунктах. В ряде лечебных учреждений Камешковского, Собинского, Меленковского, Ковровского районов не было принято необходимых мер к своевременному переоформлению лицензии и оказанию медицинской помощи в новых фельдшерско-акушерских пунктах, к тому же не был обеспечен не был обеспечен контроль за исполнением обязательств подрядчиками по поставке оборудования.

В результате о всех обнаруженных нарушениях при реализации нацпроекта «Здравоохранение» областной прокурор указал в представлении на имя губернатора Владимирской области.

Также при реализации национального проекта «Здоровья» частыми являются нарушения при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. И даже после успешного проведения тендеров многие медицинские учреждения не могут воспользоваться его результатами из-за невозможности использования медицинского оборудования, в том числе в связи с его некомплектностью, отсутствием подготовленных помещений для установки оборудования и непринятием мер по подготовке и обучению медицинского персонала для работы с поступившим оборудованием.

Необходимо отметить, что нарушения законов органами прокуратуры выявляются в деятельности практически всех категорий медицинских организаций, в том числе в амбулаторно-поликлинических учреждениях, больницах и иных учреждениях, оказывающих стационарную медицинскую помощь населению, на станциях скорой медицинской помощи, в лечебно-профилактических организациях.

Среди наиболее часто встречающихся нарушений можно выделить следующие:

Стратегией национальной безопасности России, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ отнесен к числу основных угроз государственной и общественной безопасности.

Вопросы, непосредственно связанные с организацией противодействия незаконному обороту наркотических средств, урегулированы в главе 6 Закона № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», согласно которой запрещается любая деятельность, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы МСУ, а также органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.

Для предупреждения, выявления, пресечения правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков сотрудники правоохранительных органов наделены целым рядом полномочий.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о МВД РФ и Типового положения о территориальном органе МВД РФ по субъекту РФ» МВД РФ это федеральный орган исполнительной власти, функциями которого являются выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В ходе организации и проведения прокурорского надзора в названной сфере с учетом установленной компетенции, прокурорской проверке, как правило, подвергается осуществление органами МВД следующих действий:

  • полнота и законность мер, принимаемых в целях осуществления контроля за легальным оборотом наркотиков;
  • принятие мер, направленных на противодействие преступности в сфере незаконного оборота наркотиков;
  • проведение проверок соблюдения юридическими лицами, в том числе аптеками и организациями здравоохранения, требований законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах, о лицензировании отдельных видов деятельности (количество проверок, их результаты; количество выявленных предприятий, осуществляющих деятельность без лицензии);
  • осуществление хранения, перевозки и уничтожения конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
  • участие совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, в наблюдении за лицами, страдающими наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях противодействия совершения ими преступлений и административных правонарушений;
  • оказание содействия медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц, страдающих наркоманией, в медицинские организации, а также обеспечение медицинским работникам безопасных условий для доступа к этим лицам и их осмотра;
  • законность и своевременность возбуждения дел об административных правонарушениях, качество составления протоколов и материалов дел, соблюдение требований законодательства при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях;
  • результативность исполнения взысканий, наложенных по делам об административных правонарушениях;
  • состояние общей профилактики правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и ведение соответствующего учета (выступление с лекциями в учебных заведениях, трудовых коллективах и средствах массовой информации, выпуск буклетов, другой печатной продукции и т. д.);

Со стороны органов прокуратуры могут подвергается надзору и иные действия совершаемые МВД РФ в процессе осуществления контроля за наркооборотом.

Что касается осуществления прокурорского надзора в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров в отношении организаций здравоохранения, то проверке подлежат следующие действия работников медучреждений:

  • проведение в организациях государственной и частной систем здравоохранения, получивших лицензию, диагностики наркомании, обследований, консультирования и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
  • соблюдение правил учета и хранения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в медицинских организациях, а также правил допуска лиц к работе с такими средствами и веществами;
  • проведение руководителями медицинских организаций ежемесячной инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ, находящихся в распоряжении указанных лиц;
  • соблюдение медицинскими организациями, а также их подразделениями, осуществляющими виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
  • соблюдение в организациях здравоохранения требований по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений предназначенных для хранения наркотических средств.

В связи с тем, что нарушения в сфере оборота наркотических и психотропных средств и их прекурс��ров по-прежнему носят распространенный и разнообразный характер, прокуроры должны повышать уровень организации надзора в рассматриваемой сфере правоотношений, постоянно совершенствовать методику и тактику надзора.

В сферу деятельности финансовых учреждений входит:

  • размещение финансовых активов физлиц и субъектов с правом юридического лица от имени банка или от их собственного имени;
  • привлечение финансовых активов физлиц и субъектов с правом юрлица и хранение их в виде вкладов;
  • проведение финансовых операций по поручению физлиц, ИП и субъектов с правом юрлица;
  • открытие расчетных счетов физлиц и ведение счетов в последующем;
  • кассовое обслуживание физлиц и субъектов с правом юрлица, включая операции с валютами различных стран;
  • сбор и перевозка ценных бумаг и денежных активов;
  • выдача заинтересованным физлицам и субъектам с правом юрлица банковских гарантий;
  • банковские переводы без открытия расчетного счета и т.д.

Незаконная банковская деятельность ст.172 может совершаться гражданином старше 16-летнего возраста, который является субъектом преступных деяний. Объектом служат денежные наличные или безналичные активы, драгоценности и драгметаллы. К незаконным видам банковской деятельности относят ниже указанные:

  1. Ведение финансовых операций без регистрационного удостоверения. Любой вид предпринимательства должен осуществляться только при наличии регистрации в госорганах, имеющих необходимую юрисдикцию. Регистрация производится в налоговых структурах РФ и на ее основании выдается госсвидетельство установленного образца. Проведение банковских операций любого вида незарегистрированными структурами относится к категории противоправных действий и карается по закону в соответствии с масштабами нарушений и обстоятельствами преступления.
  2. Проведение без лицензии финансовых транзакций и кредитных операций. Все виды выдаваемых лицензий на осуществление финансовых и кредитных операций контролирует отечественный Центробанк. В лицензии указывается перечень разрешенных финансовых и кредитных операций. При обнаружении нарушений положений лицензии, она изымается у владельца, несмотря на то, что является бессрочным документом.
  3. Проведение финансовых операций при наличии лицензионного свидетельства, но с нарушением перечисленных в нем видов деятельности.

Любой из перечисленных незаконных видов деятельности в соответствии со статьей 169 Уголовного Кодекса России считается преступным деянием, если ущерб превышает 250 тысяч рублей. Одной из особенностей банковской деятельности считается то, что ее регистрация всегда заканчивается получением лицензии, то есть нарушение правовых норм, касающихся одно вида, автоматически ведет к нарушению другого.

Также незаконной банковской деятельностью ст.172 считается ситуация, когда банк, прикрываясь лицензионным свидетельством, проводит операции, не имея на то права.

Основными признаками незаконной банковской деятельности ст.172 УК РФ считаются:

  • причинение ущерба государственным интересам, субъектам с правом юрлица и физических лиц;
  • ведение противоправной деятельности, несущей опасность для государственных интересов, субъектов с правом юрлица и физических лиц;
  • ведение противоправной деятельности по предварительному сговору группы лиц;
  • приобретение крупной финансовой выгоды от проведения финансовых и кредитных операций на нелегальной основе.

При квалификации противоправных действий во внимание принимается лишь реальный ущерб, нанесенный государственным интересам, субъектам с правом юридического лица и физлицам. Данной статьей не рассматривается ущерб здоровью конкретного лица, например, инсульт у гражданина, причиной которого стали незаконные банковские деяния.

Ответственность за деятельность без лицензии

Как показывает юридическая практика факторы, провоцирующие незаконную банковскую деятельность, бывают различными.

  • недостаточно проработанные законодательные нормы и правила в области регулирования финансовой деятельности;
  • не в полной мере эффективные карательные меры за неисполнение правил финансовой дисциплины;
  • малоэффективное управление работой обанкротившихся финансовых учреждений или близких к банкротству.
  • неоправданно высокая стоимость предлагаемых банком услуг;
  • недостаточный объем услуг.
  • недостаточно строгая политика государственных надзорных и контролирующих структур в отношении банковских услуг;
  • недостаточный контроль надзорных госорганов за нелегальной деятельностью отечественных банковских структур;
  • недостаточно строгий контроль деятельности банковских структур со стороны Центробанка РФ;
  • недостаточный уровень поддержки банковских и кредитных организаций со стороны государства.
  • низкое качество, информативность и активность рекламирования банковских услуг;
  • неспособность граждан отличать надежные банки от недобросовестных.
  • недостаточность внутреннего контроля служащих банка;
  • недостаточность контроля Центробанком РФ работы банковских учреждений;
  • недостаточное взаимодействие между Центробанком, Минюстом, Счетной палатой и правоохранительными органами;
  • неэффективность системного мониторинга, прогнозирования, оценивания и методики борьбы с противоправной финансовой деятельностью;
  • недостаточный контроль выдачи лицензионных свидетельств банковским учреждениям.

172 статья за незаконную банковскую деятельность без регистрационного удостоверения и лицензионного свидетельства в части 1 предусматривает следующие уголовные наказания:

  • взыскание штрафа в пределах 100 000–300 000 руб. или в размере общей суммы зарплаты за 1–2 года нахождения на должности;
  • наказание трудом в принудительном порядке;
  • ограничение свободы на 4-х летний срок и штрафные санкции до 80 000 руб. или штрафные санкции в размере все1 полученной зарплаты за 6 мес. нахождения на должности.

Эти наказания могут накладывать за незаконную деятельность в работе кредитного общества:

  • не имеющего госрегистрации;
  • которому отказано в госрегистрации;
  • после его ликвидации и указании данного факта в Госреестре РФ.

172 статья за незаконную банковскую деятельность в ч. 2 предусматривает наказания за получение прибыли от незаконных финансовых операций от 1 млн. рублей и более или совершенные в результате сговора группы заинтересованных лиц:

  • принудительные работы на 5 лет;
  • лишение свободы до 7 лет и взыскание штрафа в размере общей суммы зарплаты за 5 месяцев нахождения на должности.

Постановление № 5-11/2014 от 5 марта 2014 г.

В российском Законе четко указано, что все фармацевтические компании, частные клиники и иные медучреждения, занимающиеся медицинской практикой на платной основе, должны иметь лицензию на право оказания услуг населению.

Отсутствие данного документа свидетельствует о том, что частный предприниматель, либо компания, не имеет никаких прав на проведение медицинских работ.

Без лицензии их деятельности будет незаконной, так как своими действиями они могут навредить здоровью обратившихся за помощью людей.

Стоит знать! Лицензия выдается только после тщательной проверки квалификации и опытности специалиста. Лишь профессионал может иметь лицензию.

Для шарлатанов и обманщиков разрешения не предусмотрены, поэтому наличие лицензии будет доказательством того, что вы имеете дело с медицинским спецом.

Получение разрешительного документа требует предоставление доказательств о получении соответствующего медицинского образования и наличия сертификата.

Срок действия лицензии — пять лет, после чего снова требуется подтвердить свою квалификацию и получить разрешение на право ведения медицинской практики.

Условия выдачи лицензии:

  • договор аренды или иной документ, подтверждающий наличие помещения для ведения своей деятельности;
  • документы о прохождении специальной подготовки по профессии;
  • присутствие необходимого для работы оборудования и инструментов;
  • соблюдение установленных правил санитарии и иных нормативов;
  • соблюдение правил оказания медицинских услуг;
  • наличие возможности самостоятельного контроля за предоставлением качественных услуг и работ.

Нарушение установленных правил, оказание услуг населению без лицензии будет считаться незаконной деятельностью.

За это по закону предусмотрено наказание, даже если не будет фактов причинения здоровью пациента вреда. За подобное деяние можно получить значимое денежное наказание и лишиться прав на получение лицензии на какой-то период времени.

Если же имеет место нанесение вреда больному или смертельный случай, то подобные дела рассматриваются в судебном порядке.

Здесь для незаконных деятелей предусмотрены иные меры наказаний. Они более суровые, по сравнению с предыдущими.

Помимо штрафных санкций и лишения прав на занятие медпрактикой, предусмотрены реальные сроки тюремного заключения.

По статье 235 части первой — по делам незаконного предпринимательства в медицине, ставшим причиной серьезного ухудшения здоровья гражданского лица, предусмотрено:

  • ограничение (условное наказание) свободы на три года;
  • денежный штраф, в зависимости от финансового положения виновника и серьезности нанесенного ущерба. Это может быть сумма в триста минимальных окладов, либо размер дохода за три месяца;
  • тюремное заключение на три года.

Незаконное оказание услуг населению, и осуществление медицинской практики, без полученного на то разрешения, часто встречается в нашей повседневной жизни.

Одной из причин такого нарушения могут быть непомерные налоги на предпринимательскую деятельность, которую не под силу платить простым ИП.

Но, несмотря на это, по закону человек не имеет право вести медицинскую деятельность без разрешительных документов.

Рассмотрим некоторые примеры, когда незаконная деятельность была пресечена и наказана.

  1. Гражданин С. занимался фармацевтической деятельностью без лицензии. А значит не был зарегистрирован в качестве юридического лица и не платил государству налоги. Причин для возбуждения уголовной ответственности не было, ввиду отсутствия фактов причинения вреда здоровью населению. Решение суда — денежный штраф в размере двадцати тысяч рублей.
  2. Гражданка Т. Вела незаконное оказание медицинских услуг у себя дома, либо на дому у больных. Не имея на то разрешения и необходимого оборудования для более детального осмотра пациента, ею был поставлен изначально неверный диагноз. Она назначила больному лекарственные препараты для улучшения самочувствия. В результате проведения лечебного курса произошло ухудшение состояния пациента и больной погиб. Следственные мероприятия полностью доказали вину гражданки Т. Суд приговорил ее к двум годам лишения свободы с отбыванием в колонии.

Мы привели примеры денежного наказания и реальной уголовной меры по статье 235. Понятно, что каждый случай будет рассмотрен судом в индивидуальном порядке. Будут учтены все стороны расследуемого дела, и, только после этого, будет вынесен приговор за осуществление незаконной медицинской деятельности.

Ответственность за осуществление медицинскую деятельности без лицензии регулируется уголовным кодексом РФ.

  1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

  1. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

  1. Осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, при условии, что такая лицензия обязательна, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

  1. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

СК предлагает новые уголовные наказания за врачебные ошибки

  1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

  1. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

  1. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

  1. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечания:

  1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
  2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 — 15.6, 15.11, 15.25 настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.
  1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

  1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Полномочия Прокуратуры по надзору в сфере здравоохранения

Согласно ч. 4 ст. 14.1, ч. 3 ст. 19.20 Кодекса об АП, грубые нарушения наказуемы штрафными взысканиями:

  • от четырех тысяч рублей до восьми или остановкой деятельности на 90 дней для лиц, занимающихся предпринимательством без официальной регистрации;
  • 5 000 – 10 000 руб. для должностных лиц;
  • 100 000 – 200 000 руб. либо приостановкой работы на 90 дней для юридических лиц.

Внимание! Наказание в некоторых случаях не ограничивается штрафными санкциями.

Медицинские работники выполняют важную социальную функцию, напрямую связанную с охраной жизни и здоровья граждан. Они обязаны предоставлять услуги своевременно и квалифицированно. Однако, нередко имеют место быть врачебные ошибки, повлекшие за собой причинение не только материального и морального ущерба, но также вред здоровью пациента.

В подобных случаях вероятно вынесение дисциплинарного, административного или уголовного наказания. Каким оно будет решать суду. Уголовная ответственность врачей наступает в редких случаях. О них пойдет речь в нашей статье.

Вина медицинского работника должна быть доказана.

Суд вправе квалифицировать ее как:

  • Прямой умысел. Подразумевает отказ врача от своих профессиональных обязанностей, либо пренебрежение ими. В таком случае, медик четко осознает свои действия и вполне может предвидеть его последствия;
  • Косвенный умысел. Медик не до конца осознавал возможность причинения тяжелого вреда пациенту, либо вовсе не думал о его наступлении. При этом, он мог не заподозрить нарушение закона и не знать последствий своих действий;
  • Преступное легкомыслие. Врач понимает, что его действия являются нарушением законов, однако он надеется на благополучный исход лечения, рискуя здоровьем пациента;
  • Преступная небрежность. Медик полностью осознает, что его действия могут привести к ухудшению здоровья пациента. Однако, он продолжает лечение, вместо того чтобы отказаться от него и назначить другое

На практике, грань между перечисленными выше понятиями достаточно тонкая. Так, прямой умысел судья может посчитать преступной небрежностью. Во многом, это зависит от предоставленных истцом доказательств вины медика.

Врачей и медработников, в случае принятие решения об уголовном наказании, могут:

  • Оштрафовать;
  • Лишить права на занятие медицинской деятельностью, максимальным сроком на три года;
  • Принудить к выполнению исправительных работ;
  • Арестовать на время проведения следственных мероприятий;
  • Лишить свободы или ограничить ее (условное наказание) на срок до трех лет

Как правило, когда врача привлекли к уголовной ответственности, к нему применяется сразу несколько разновидностей наказаний. К примеру, заставляют выплатить принесенный материальный и моральный ущерб, запрещают заниматься медицинской деятельностью и ограничивают свободу на определенный промежуток времени.

Стоит сказать, что после истечения сроков запрета на медицинскую деятельность, врач вправе устроиться на работу в любое медучреждение.

Пострадавший от действий медика гражданин, либо его представитель, должны обратиться с жалобой в прокуратуру или в следственный комитет. После приема заявлений, следователи обязаны провести расследование.

Оно необходимо для нахождения фактов нарушения действующего законодательства, выявления доказательств и определения вины медика.

Если собрать доказательную базу не удастся, в возбуждении уголовного дела будет отказано.

При наличии веских доказательств, будет возбуждено уголовное дело. В дальнейшем, оно передается в суд для вынесения определенной меры наказания.

Как показывает практика, самыми «популярными» статьями из УК РФ, применяемыми к медикам, являются:

  • 109 – причинение смерти по неосторожности;
  • 293 – халатность, повлекшая причинение вреда здоровью пациента;
  • 124 – неоказание медуслуг;
  • 118 – причинение вреда здоровью пациента по неосторожности

За профессиональные правонарушения, повлекшие незначительный вред здоровью пациента, медика может наказать администрация лечебного заведения. К примеру, лишить премии и занести выговор в личное дело, без проведения судебного разбирательства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *