Отсутствует Путевой Лист На Автомобиль Пренадлежащий Ооо

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отсутствует Путевой Лист На Автомобиль Пренадлежащий Ооо». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 01.03.2019 путевой лист оформляют строго на смену или на рейс, в зависимости от того, что длительнее. Составлять путевые листы на месяц нельзя.

О действующих правилах оформления путевого листа на несколько дней или несколько водителей читайте здесь.

Ранее в организациях, не относящихся к категории автотранспортных предприятий, путевой лист разрешалось выдавать на срок от 1 дня до 1 месяца. На автотранспортных предприятиях была установлена обязанность выдавать путевой лист ежедневно, за исключением командирования сотрудника — тогда путевой лист выдавался на весь срок командировки.

Какой штраф за отсутствие путевого листа в 2020 — 2024 годах?

В соответствии с п. 2 ст. 6 закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ использовать транспортное средство без оформления путевого листа запрещено в следующих случаях:

  • при перевозке пассажиров;
  • перевозке багажа, грузов, товаров;
  • использовании такого наземного транспорта, как трамвай, троллейбус, автобус.

Возможна ситуация, когда сотрудник организации не является водителем, не перевозит пассажиров и грузы, а использует автомобиль в рабочих целях для передвижения. Грозит ли штраф за путевой лист в такой ситуации? Однозначного ответа на этот вопрос на сегодняшний день нет. Есть подтвержденное судами мнение, что в данной ситуации путевой лист не нужен (см., например, решение Ленинградского областного суда от 09.04.2013 № 7-161/2013). Однако стоит отметить, что сотрудники ГИБДД могут придерживаться иной точки зрения, поэтому существует большая вероятность того, что свою правоту придется отстаивать в судебном порядке.

Мы рекомендуем в такой ситуации выдавать путевой лист сотрудникам, чтобы избежать споров с ГИБДД и, как следствие, возможных судебных разбирательств. Помимо этого, нельзя забывать, что путевой лист является документом, подтверждающим расход ГСМ. Это еще один очевидный факт в пользу выдачи путевых листов.

Исходя из вышесказанного, получается, что все организации, применяющие транспортные средства в своей работе, должны использовать путевые листы. Здесь хотелось бы отметить, что путевой лист обязаны оформлять даже индивидуальные предприниматели, использующие в своей работе собственные транспортные средства и самостоятельно осуществляющие перевозку пассажиров или грузов.

Об особенностях оформления путевого листа ИП читайте в этом материале.

Единственным случаем, когда оформление путевого листа не является обязательным, будет ситуация, когда физическое лицо использует собственное транспортное средство в своих целях либо передает его по доверенности другому физическому лицу.

Наказание в виде штрафа при отсутствии путевого листа осталось прежним — 500 рублей. Тогда почему это влечет санкции, превышающие установленную сумму штрафа в 20 раз? Какова ответственность для ИП, организации, юридического и физического лица в соответствии с КоАП РФ?

Обратите внимание: С января 2024 по 2027 г. действует новый Приказ Минтранса РФ №368 (11/09-20 г.) о правилах оформления путевых листов. Основные изменения касаются срока действия документа. Время управления ТС ограничено нормами Трудового законодательства по охране труда и отдыха сотрудников.

Правила, касающиеся периода действия п/л, отражены в новом Приказе №368. В I главе п. 2 регламентирован порядок заполнения срока действия путевки:

  • заполняют число, м-ц, год, когда документ выдается на 1 день;
  • если рейс длится более, необходимо указывать период (даты) с какого по какое число длится командировка.

Раньше п/л могли оформить максимум на 30 дней. Если поездка длилась дольше, требовалось выписывать 2 листа. Теперь срок действия не ограничен. Вместе с тем нельзя использовать 1 п/л несколько дней, если график работы водителя укладывается в рамки ежедневной смены. Во II главе (пункты 8; 9; 10) норматива говорится:

  • путевка оформляется на каждое ТС юрлица или ИП;
  • документ выдается перед началом рейса, который может длиться более суток, или на 1 смену. Срок действия: восьми часовой день + не более 4 (в исключительных случаях — 5) часов на отдых;
  • допускается на 1ТС выписывать 2 п/л, если водители работают посменно.

Из вышесказанного следует, что водитель может находиться за рулем не более 12 часов. Время выезда с места постоянной парковки фиксируется. Поэтому за превышение трудовой нормы могут наложить штраф, как за просроченный, а значит недействующий или отсутствующий путевой лист. Если график превышен незначительно (отвозили последнего пассажира, занимались устранением поломки), наказания не будет. Но за продолжительную работу более установленной нормы могут последовать штрафные санкции.

Водителей, совершающих длительные командировки, тем более заграничные, тоже контролируют. В таких ТС должен устанавливаться тахограф. Кто ездит в европейские страны, знает, за нарушение трудового графика (отсутствие прибора или его неисправности) налагают штрафы (от 400 €), несравнимые с нашими.

Бизнесменов штрафуют за поездки без путевых листов

Согласно нормативу об административном правонарушении по ст. 12.31.1. КоАП РФ Юрлица и ИП несут одинаковую ответственность. Хотя доходы крупной транспортной компании и небольшого индивидуального предприятия несравнимы. Штрафы за езду без путевого листа больнее всего бьют по карману малого бизнеса. Чем меньше зарабатываете, тем тщательнее надо выполнять требования российского законодательства.

Организации — юридические лица, казалось бы более подготовлены. Возможностей следовать нормативам РФ у них гораздо больше. Как правило:

  1. Штат сотрудников укомплектован специалистами, согласно требуемой квалификации.
  2. Налажен Бухгалтерский учет путевых листов.
  3. Фиксируются расходы на ГСМ.
  4. Ведется рабочий график водителей.
  5. Имеется свой персонал медиков и пр.

Но при проверке находят нарушения, которые выливаются в штрафные санкции. Неправильно оформленные п/л обернутся миллионными потерями. Это не только увеличение налогооблагаемой суммы. Возможны штрафы при отсутствии медицинского или технического осмотра умноженные на количество водителей. В судебной практике подобные случаи уже зафиксированы.

Когда водитель, совершающий поездку, должен оформлять путевку, то без нее управлять ТС запрещено. Дело ни только в списании налога, снижении прибыли, фиксации рабочего времени сотрудника. К примеру индивидуальный предприниматель не отчитывается за это перед ФНС. Большой штраф грозит за нарушение требований безопасности. Путевой лист содержит информацию, позволяющую обеспечивать БДД. Поэтому, помимо бухгалтерского учета автовладелец несет ответственность за:

  1. Выпуск на линию технически исправного автотранспортного средства.
  2. Состояние здоровья (адекватность) водителя, севшего за руль автомобиля.

В связи с этим, при езде без путевого листа, правомерно говорить об отсутствии предрейсового медицинского осмотра и осуществлении техконтроля перед выездом ТС с места стоянки. Соответственно штрафные санкции за отсутствующий п/л могут включать несколько статей КоАП РФ об админ. правонарушении.

Транспортным компаниям и ИП лучше не рисковать, а всегда заполнять путевые листы согласно требованиям к обязательным реквизитам. Потому что без путевки, привлекут к административной ответственности (ст. 12.31.1.). Статья предусматривает наказание в виде штрафа по нескольким пунктам:

  • не проведение медосмотра;
  • отсутствие технического контроля транспортного средства.
Вид административного правонарушения статья 12.31.1 КоАП РФ Сумма штрафа для юрлица (ИП)
Без путевого листа исключается проведение предрейсового медосмотра водителя (часть 2) 30 000 руб.
Без п/л предполагается, что техконтроль ТС перед выездом с парковки не проводился (часть 3) 30 000 руб.

Когда Инспектор дорожной службы составит протокол, прежде чем его подписать, прочтите, по какой статье вменено административное наказание. Если это ст. 12.31.1. укажите, что с обвинением не согласны. Путевку забыли (потеряли), но ее точно получали. На предприятии об этом есть запись в журнале учета п/л. Медицинский осмотр и техосмотр прошли. Тогда в суде появится шанс изменить вмененную статью на более мягкую — 12.3. КоАП РФ.

Автотранспортное средство использовать для себя можно, если оно принадлежит водителю. В таких случаях оформлять п/л необязательно. Но прежде выясним, когда он необходим:

  1. Во 2 пункте 6 статьи автомобильного Устава Федерального Закона №256-ФЗ говорится, что при любом виде коммерческих перевозок ездить без оформления п/л запрещено.
  2. В Приказе Минтранса №368 положение трактуется так: Если ТС эксплуатируется юрлицом или ИП п/л обязателен.

Из нормативов следует, независимо от форм собственности, если водитель является наемным лицом или осуществляет перевозку на своем транспорте для организации или ИП, иметь при себе заполненный документ нужно. Без путевки запрещается:

  • перевозить, перемещать (автопогрузчики) товары, оборудование, технику и прочие виды грузов;
  • выполнять заказы по доставке пассажиров из пункта А в пункт Б, их вещей, багажа или в качестве курьеров — продуктов;
  • управлять общественным транспортом.

Если цель поездки не подпадает под вышеперечисленные пункты, автомобиль является вашей собственностью, не принадлежит организации, ИП, не арендовано в качестве ТАКСИ, можно п/л с собой не возить. Какие санкции могут последовать, если зафиксируют нарушения данных нормативов?

Да, нужен.

По гражданскому законодательству транспортное средство можно арендовать без экипажа
(ст. 642–649 ГК РФ) и с экипажем (ст. 632–641 ГК РФ).

По договору аренды без экипажа:

  • арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации;
  • арендатор обязан вести путевые листы, поскольку именно он эксплуатирует транспортное средство и несет расходы на ГСМ.

Путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, является фактическим доказательством использования организацией арендованного транспортного средства в ее деятельности (ст. 252, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Путевой лист — один из первичных документов, подтверждающих расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли (Письма Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354). При аренде его заполняют как обычно, только в поле «Организация» нужно прописать сведения о владельце машины — в данной ситуации об арендаторе:

  • его наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона и ОГРН (п. 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 и подп. 1 п. 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368).

Оформление путевых листов: топ‑8 практических ситуаций

В Госкомстатовских бланках путевых листов не предусмотрены реквизиты для отметок о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств:

  • например, в отношении технического состояния машины в путевом листе легкового автомобиля есть лишь отметка «Автомобиль технически исправен» за подписью механика (Типовая межотраслевая форма № 3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78).

Но в документе должны быть дата, время и подпись с указанием фамилии и инициалов:

  • до 01.01.2021 года контролера с текстом: «Контроль технического состояния транспортного средства пройден» (п. 12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.08.2018 № 296, п. 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152);
  • с 01.01.2021 года ответственного должностного лица с текстом: «Выпуск на линию разрешен» (п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368).

Получается, использование типовых форм путевых листов влечет за собой нарушение нормативных требований.

Унифицированные формы Госкомстата можно лишь брать за основу и дополнять необходимыми реквизитами.

Компания вправе составить путевые листы в произвольной форме, но с использованием обязательных реквизитов, перечисленных в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152 или от 11.09.2020 № 368 (Письма Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39406, от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

  • Скачайте бесплатно в разделе «Шпаргалка» в конце статьи пример оформления самостоятельно разработанного путевого листа для грузовиков на основе формы № 4-П и с учетом обязательных реквизитов Минтранса (утв. Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368).

Безопаснее будет провести предрейсовый медосмотр работника, управляющего автомобилем и принятого на работу не в качестве водителя, в том числе и генерального директора.

Есть разные мнения:

  • обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств (абз. 3 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»);
  • по мнению Верховного Суда РФ, если работник по должности не является водителем, но по должностной инструкции или исходя из характера работы ему приходится управлять служебным транспортным средством, то он обязан проходить предрейсовые медосмотры (Постановление от 19.12.2016 № 18-АД16-173).
  • противоположные мнения судов: предрейсовый медосмотр не нужен лицам, работающим в качестве водителей, в служебные обязанности которых не входят обязанности водителей (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2018 № 33а-6141/2018).

Лучше составлять путевой лист с указанием маршрута автомобиля. Это снизит риск, что при проверке налоговая исключит затраты на ГСМ из состава налоговых расходов.

  • Приказы Минтранса России от 18.09.2008 № 152 и от 11.09.2020 № 368 не относят к числу обязательных реквизитов информацию о пройденном маршруте транспортного средства. Однако налоговые органы считают, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в деятельности организации и, как следствие, об экономически обоснованных расходах на ГСМ (ст. 252 НК РФ, Письма Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/117 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129).
  • Судебная практика по вопросу противоречива. Некоторые суды солидарны с контролирующими органами и признают, что если в путевом листе нет информации о маршруте, то расходы на ГСМ необоснованны (Определение ВАС РФ от 30.08.2013 № ВАС-11880/13, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015). Другие арбитры говорят, что отсутствие в путевых листах данных о маршруте автомобиля не является основанием для отказа в подтверждении расходов на ГСМ (Постановления ФАС Московского округа от 26.08.2010 № КА-А41/9668-10 и от 20.07.2010 № КА-А40/7436-10).

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образец заполнения путевого листа 135.5 КБ

Поездки директора на служебном авто: нужен ли путевой лист?

  1. Если предприниматель или сотрудники ездят по рабочим делам на автомобиле компании или арендованном, обязательно нужно оформлять путевые листы.
  2. Путевой лист можно разработать самостоятельно, но учесть обязательные реквизиты, или использовать типовые бланки.
  3. С 1 января 2024 года в путевой лист добавилось новое поле «сведение о перевозке». В нём указывают вид сообщений и перевозок.
  4. Путевые листы хранятся 5 лет и учитываются в специальном журнале. Его можно вести вручную или в электронном виде, заверяя усиленной квалифицированной электронной подписью.
  5. За отсутствие или неправильное оформление и хранение путевых листов могут оштрафовать.

Михаил Носков

Путевые листы — документы, которые оформляют водители. В них указывают информацию о поездке: название компании, транспортное средство, маршрут. В статье расскажем, зачем оформляют путевые листы, кто рискует штрафами и какие требования закона актуальны в 2020 году.

Путевой лист важно правильно заполнить. Для этого перед началом смены:

  1. Водитель обязан показаться врачу. Врач проверяет, что он здоровый, отдохнувший и трезвый, поэтому не опасен для других участников дорожного движения. Компании отправляют работников в медицинские центры или приглашают врача в таксопарк. В путевой лист ставят отметку о прохождении медосмотра.
  2. Нужно убедиться, что транспортное средство в порядке. Состояние транспорта имеет право проверять только человек с удостоверением по безопасности труда, которого назначили ответственным приказом руководителя. Он ставит в путевой лист отметку «о проведении предрейсового контроля».

За нарушения штрафуют по ст. 12.31.1 КоАП: водителя — на 3 000 ₽, ИП — на 5 000 ₽, ООО — на 30 000 ₽.

Если документа вообще не было, то ещё на 500 ₽ по 12.3 КоАП.

— Заполняйте все реквизиты, если используете форму Росстата.

— Нумеруйте по порядку с начала календарного года. После Нового года снова начинайте с единицы.

— Проставляйте отметки о медосмотрах. Медработник записывает, что водитель «прошёл предрейсовый медосмотр и допущен к выполнению трудовых обязанностей» или «прошёл послерейсовый медосмотр». Пишет своё ФИО и ставит подпись.

— Проставляйте отметки о прохождении осмотра транспорта. Отметку ставит сотрудник, которого руководитель назначил ответственным при помощи приказа.

— Заполняйте все пункты маршрута без исключения.

— Если одометр сломался, заполните акт о неисправности оборудования. Рассчитайте, сколько проехал водитель и сформируйте бухгалтерскую справку.

— Если водители пользуются транспортом посменно, оформляйте путевые листы на каждого. В путевом листе первого водителя укажите показания одометра при выезде. В путевом листе последнего водителя — показания одометра при его возврате.

Путевой лист: новые правила оформления

Маршрутные листы ведет бухгалтерия, либо в отдельных случаях сам руководитель. Строго унифицированной формы маршрутного листа сейчас нет, предприниматели могут заполнять его по собственной форме – главное, обязательно указывать следующие данные:

  • Дата и код поездки.
  • Марка и номер автомобиля.
  • ФИО и личные данные водителя.
  • Количество рейсов (1).
  • Маршрут (в километрах).
  • Необходимое для поездки количество топлива.
  • Отметка о состоянии здоровья водителя, допускающая его к управлению автомобилем.
  • Показания спидометра.
  • Время выезда машины из гаража и прибытия по адресу, а также время возвращения в гараж.
  • Краткое описание грузов (или пассажиров), которые перевозит транспорт.

Конечно, удобнее всего вести листы в программе, которая учитывает все сохраненные данные. Кроме того, программа бессрочно хранит данные о поездках, позволяет восстановить всю необходимую информацию, в пару кликов заменить водителя или автомобиль, скорректировать маршрут и автоматически рассчитать новый километраж и приблизительное количество бензина на поездку. Это значительная экономия сил, времени и финансов, особенно для крупных компаний. Подробнее о том как вести путевые листы в програме описано в этой статье.

Маршрутный лист выдается на один день, либо на один рейс.

Конечно, ежедневное заполнение всех вышеуказанных данных – достаточно трудоемкое занятие, особенно если у компании большой автопарк. Можно ли выписать путевой лист на несколько дней, недель или даже месяцев?

Можно. В соответствии с Приказом Минтранспорта № 368, путевой лист может выдаваться на 1 поездку (1 рейс) в том случае, если она длится дольше одного дня. Иными словами, если предстоит долгая дорога – достаточно выписать один путевой лист перед ее началом, и он будет действителен на протяжении всего рейса, даже если этот рейс займет несколько недель.

Но если автомобили каждый вечер возвращаются назад, на парковку маршрутный лист нужно выписывать каждый день. В связи с чем возникает вопрос…

Путевой лист не нужен, если:

  • автомобиль оформлен на физическое лицо и используется исключительно для личных поездок;
  • за рулем находится другой человек, но едет в личных целях и по оформленной доверенности;
  • транспорт принадлежит юрлицу, но компания работает по упрощенной системе налогообложения и не платит налоги за расходы, только за доходы.

Если сотрудник использует личный автомобиль в служебных целях или в рабочей поездке – то есть, маршрут построен в интересах работодателя, а не собственника, – путевой лист сделать можно (для взаимозачетов трат на бензин), но не обязательно. В этом случае, если компания и водитель достаточно доверяют друг другу, нередко обходятся и простой договоренностью.

Если одним и тем же автомобилем в служебных поездках пользуются несколько водителей, то на каждого из них необходимо оформлять отдельный путевой лист.

Если организация занимается коммерческой (это важно!) перевозкой пассажиров и грузов, с оформлением договора – путевой лист обязательно оформлять. И неважно, использует ли компания для этого легковые, грузовые автомобили, или даже автобусы. Таким образом, согласно законодательству, под это требование попадают и таксопарки, и корпоративные автопарки, и грузоперевозки, и муниципальный транспорт.

Многие водители, не знающие этих тонкостей, могут легко попасть на штрафы. К примеру, сотрудники Госавтоинспекции останавливают человека, который едет на корпоративной машине и просят его предъявить путевой лист. Должен ли у него быть этот документ? Если водитель в этой конкретной поездке не перевозит грузы или пассажиров на коммерческой основе – то нет, согласно законодательству, он не обязан иметь при себе путевой лист. Но если об этом не знать, ГИБДД легко может выписать штраф, который доверчивый и законопослушный водитель (или отправившая его организация) обязаны будут заплатить.

Также проверять маршрутные листы имеют право органы ФНС (если компания использует путевые листы, чтобы уменьшить налог на прибыль) и Трудовая инспекция – чтобы проследить, не нарушает ли работодатель права водителя, в полной ли мере начисляется зарплата.

Программный комплекс «ТМ: Корпоративные поездки» — это интеграция всех внутренних процессов компании, включая оформление и ведение документации, в том числе – столь важных и нужных путевых листов.

Путевые листы в нетранспортных организациях

Основная функция путевого листа — подтвердить правомерность управления автотранспортом при осуществлении коммерческой деятельности. Автомобиль — это не только средство передвижения, а также заработка. Поэтому в организациях ведется бухучет с целью снижения налогового обложения. С другой стороны осуществляется обеспечение безопасности ДД службами ГИБДД. К примеру в Москве контроль за работой ТАКСИ частично возложен на МАДИ. Путевой лист содержит важную информацию:

  • о транспортной компании или ИП — автовладельце: ФИО предпринимателя или название автопредприятия, контактные данные, адрес, ОГРН (прим.: ставить штамп организации не требуется).
  • о сроке действия п/л (см. новый Приказ Минтранса №368).
  • о водителе: наличие штампа (записи) о прохождении предрейсового медосмотра, включая дату, время его проведения.
  • о техническом состоянии автомобиля: отметка контролера согласно с требованиями российского законодательства к квалификации автомеханика.
  • о маршруте, пробеге, расходе ГСМ и пр.

Предприниматели или водители, чья работа не требует отчета перед ФНС, обязаны оформлять п/л. Так как ответственность за БДД с них никто не снимал. За нарушение требований к обязательным реквизитам или отсутствие путевки налагается административное наказание в виде штрафа по нескольким статьям КоАП РФ. Поэтому многократно превышает минимальную сумму — 500 рублей.

Обратите внимание: Согласно новому Приказу Минтранса №368 (11/09-20 г.) изменены требования к оформлению путевого листа. Ужесточается контроль за режимом рабочего графика водителя, отдыха и сроков действия путевки. Оштрафовать могут за отсутствие п/л, если время пребывания за рулем превышает 8-12 часов — период на который выдается документ.

Закон не запрещает формы, утвержденные госкомстатом №78, разработанные в 1997 году. Но они не содержат всех необходимых полей, которые требуется заполнять обязательно в соответствии с Приказом №368 Министерства транспорта (действует с 2024 до 2027 г.) или 9 статьей закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (06/12-11 г.).

Поэтому рекомендуется на их основании утвердить в учетной политике компании собственный бланк. Добавить недостающие реквизиты, параметры учета, касающиеся деятельности предприятия. Использовать унифицированную форму можно, если, как минимум, отразите требуемые законом данные п/л, чтобы при их отсутствии, документ не признали недействительным.

В рамках автомобильного «Устава …», №256-ФЗ ст. 6; п. 2, говорится, что управлять автотранспортом без п/л запрещено работникам, которые:

  1. Занимаются транспортировкой грузов, (товаров, вещей) или лиц, являющихся пассажирами (прим.: к ним относятся все, кроме водителя).
  2. Управляют общественным пассажирским авто- и электротранспортом.

Минтранс (Приказ №368 1 п. II глава) выражается короче: п/л заполняется на любое ТС, которое эксплуатирует юрлицо или ИП.

Если водитель выполняет рейс на автомобиле, принадлежащем юридическому лицу, он должен пройти медосмотр, отметка о котором ставится в путевке. Так же необходимо подтвердить, что проведен предрейсовый контроль техсостояния ТС. Кроме этого учитывается расход топлива, целевое использование автотранспорта. Наличие путевки обязательно при любых видах поездок.

Что такое путевой лист и для чего он нужен

Сложнее всего приходится водителям Такси. Они практически всегда обязаны иметь заполненный бланк п/л. В случае управления собственным таксомотором доказать, что цель поездки — личные нужды, труднее. Особенно в столице, где контроль может проводиться сотрудниками ГИБДД совместно с МАДИ. При отсутствии путевого листа есть риск лишиться автомобиля, который могут отправить на штрафстоянку. Чтобы этого не случилось, соблюдайте ряд условий:

  1. Уберите опознавательные знаки ТАКСИ, которые возможно: снимите оранжевый фонарь с крыши, отключите зеленый сигнал — «свободен».
  2. Двигайтесь только в общем потоке, а не по выделенной полосе.
  3. Не производите посадку/высадку пассажиров. Если видеокамеры это зафиксируют, потом ничего не докажете.
  4. Не берите заказов у агрегаторов или диспетчеров таксопарка.
  5. Когда сотрудники ДПС оформляют протокол, проверьте, по каким статьям предъявлено административное правонарушение. Если с решением не согласны, отразите это в документе рядом с собственной подписью.

Соблюдая эти условия, даже при аресте автомобиля, докажете в суде незаконность предъявленного обвинения, аннулировав штраф. Это касается только тех водителей, которые являются автовладельцами. Во всех остальных случаях таксисты обязаны иметь заполненную путевку. Для них личных поездок, без оформления п/л, не существует.

С марта 2019 года правила о сроке действия путевого листа изменились. Минтранс в новом Приказе №368 регламентирует, что документ оформляется:

  • на весь срок поездки, если рейс превышает (р/д) смену;
  • на рабочий день, когда совершается 1 или несколько ездок в течение смены;

Разумеется, что путевка выдается перед выездом с постоянного парковочного места. Для сравнения: ранее максимальный период, на который могли выдать п/л составлял 1 месяц. Независимо от того, сколько длилась командировка. Если она занимала более (4 недель), требовалось оформлять 2 листа. Теперь достаточно одного.

Второе отличие — нельзя, как было до этого, получить путевку на месяц, если работа на автомобиле укладывается в обычный посменный график. На каждую смену полагается оформлять отдельный путевой лист. Так называемые, «портянки», с кучей ежедневных отметок медика и механика, предъявлять инспекторам ГИБДД не рекомендуем. Могут оштрафовать, как за отсутствующий п/л.

Административное законодательство предусматривает штраф за отсутствие путевого листа (часть 2 статьи 12.3 КоАП РФ).

Сумма штрафа 500 руб. независимо кто виновник или простой гражданин, или ИП, или организация. Также не имеет значения на какую машину нет документа. Штраф за отсутствие путевого листа грузового автомобиля такой же, как в случае с автобусом или легковым автомобилем.

Других мер воздействия не предусмотрено. То есть сотрудник ГИБДД не вправе ни отстранить от управления, ни арестовать транспорт, ни прочие меры.

Работник ГАИ может выявить нарушение при стандартной проверке документов.

Эта проверка может быть целенаправленная, чаще касается коммерческих грузовых автомобилей.

В связи с подписанием Приказа Минтранса России №141 от 06.04.2017 г. «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств» ГИБДД изредка организует специальные рейды по путевым листам.

Проверка может быть и сопутствующая, то есть вопрос о путевом листе может подняться в дополнение к другим нарушениям.

Факт непредъявления водителем этого документа достаточен для привлечения к ответственности.

Также основанием для оформления нарушения является некорректный путевой лист. Он считается составленным с нарушением если:

  • нет подписи и штампа медицинского работника о прохождении медосмотра. При этом медик должен иметь соответствующее разрешение;
  • нет отметки лица контролирующего техсостояние ТС. Это лицо не просто механик на предприятии, а специалист имеющий соответствующую квалификацию (профессиональное образование по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» или профподготовку с присвоением квалификации «Контролер технического состояния автомобильного транспорта»);
  • не заполнены основные реквизиты ПЛ;
  • нет подписи и штампа предприятия-собственника (арендатора) ТС и другие.

Существуют три случая с путевым листом.

Обязательное оформление:

  • коммерческая перевозка грузов легковым или грузовым автомобилями;
  • перевозка людей и багажа автобусами и троллейбусами;
  • путевой лист для такси также обязателен.

При этом не следует путать управление автомобилем в служебном режиме и для личных целей.

На грузовик нужен ПЛ только тогда, когда машина эксплуатируется для коммерческих целей. Если автомобиль движется без груза и водитель поясняет, что использует машину лично для себя, то нарушения нет. Правда, сотрудник ГИБДД может принять действия по проверке этих фактов. Для это возбуждается административное дело, у собственника могут запрашиваться журнал регистрации ПЛ, товарно-транспортные накладные, могут опрашиваться свидетели и т.п.

Опять же, если автомобиль перевозит деловые грузы и пассажиров.

Часто такие автомобили используют руководители предприятий или отдельные работники для себя. В том числе ездят на таком транспорте на работу. В этих случаях путевой лист необязателен.

Но здесь возникают трудности в общении с сотрудниками ГИБДД. Иногда приходится долго доказывать отсутствие коммерческих целей в эксплуатации автомобиля.

Выходом из такой ситуации является составление договора аренды или доверенности от организации на физическое лицо (работника, руководителя). В этих договоре или доверенности просто указывается, что транспорт предоставляется работнику/руководителю для собственных нужд, не связанных с деятельностью фирмы.

Это коммерческий документ. В основном используется:

  • для контроля за расходом ГСМ, трудовой нагрузкой водителя;
  • как первичный документ для налоговой отчетности по начисленным и уплаченным налогам;
  • для подтверждения доставки груза (по договорам поставки продукции товаров);
  • как способ контроля за прохождением предрейсового мед-, техосмотра;
  • и пр.

Бланк путевого листа заполняется одинакового, будь он у юридического лица, у предпринимателя или у таксиста.

Основные сведения, которые включаются в путевой лист, следующие:

  • информация о собственнике автомобиля;
  • данные о водителе;
  • сведения о машине (госномер, марка, модель);
  • дата и время выезда и возвращения;
  • срок действия путёвки;
  • маршрут движения;
  • показания одометра;
  • данные о технической проверке состояния транспорта;
  • результат медицинского осмотра водителя;
  • прочие данные по усмотрению ответственных лиц.

Путевой лист составляется ежедневно, вернее, на каждый выезд. Но в некоторых случаях допускается так называемый длительный путевой документ.

К примеру, водитель везет груз по междугороднему маршруту на значительное расстояние. Путёвка может быть выписана единая на весь рейс независимо от времени следования. А если после завершения рейса нужно будет осуществить еще один рейс, не возвращаясь обратно, а сразу же в другой город с новым грузом, то потребуется новая путевка.

Такой порядок действует с 01 марта 2019 года. Ранее допускалось выдача маршрутного листа до 1 месяца и можно было совершить по нему несколько рейсов.

Кстати, нововведения коснулись еще несколько моментов: теперь употребляется единый термин «парковка». Он отменяет ранее применяемые «гараж», «депо», «место стоянки» и пр. И ещё для заверения прохождения техдопуска, медосмота, фиксации показаний одометра соответствующие должностные лица ставили штампы. Теперь достаточно обыкновенного заверения подписью и расшифровкой ФИО и должности.

Путевой лист заполняет водитель и в нем ставят отметки прочие лица (работник СТО, медик др.).

Он составляется собственником или арендатором автомобиля и в нем ставят отметки и подписи диспетчер, ответственный за техсостояние, медик, водитель.

Данные о ПЛ вносят в специальный журнал путевых листов. Причем отсутствие журнала является также нарушением ведения документации и организацию могут привлечь к ответственности.

Штраф на водителя за отсутствие путевого листа в 2024 году — 500 рублей или предупреждение. Ст. 12.3 ч.2

Штраф на организацию за отсутствие путевого лица — от 20 000 рублей. Ст 12.31.1

Какие штрафы предусмотрены за езду без путевого листа в 2024 году?

Законом предусмотрен штрафы за отсутствие путевого листа как на водителя, так на организацию. Однако, есть большая разница, как штрафуют организацию и водителя.

Водителя штрафую по статье 12.3 ч.2:

КоАП РФ Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Для организации нет четко прописанного штрафа за отсутствие путевого листа, так и нет предусмотренного наказания. Однако, важно понимать, что в законе предусмотрены штрафы, если водитель вышел на рейс с нарушением правил обеспечения безопасности: не прошел медосмотр, инструктаж или техосомтр. Все отметки зачастую проставляются в путевом листе. Поэтому, за отсутствие путевого листа организацию могут наказать по одному из пунктов статьи 12.31.1 КоАП.

КоАП РФ Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

Правила использования путевых листов в 2024 году

Путевой лист — это документ, который дает право водителю управлять автомобилем. Путевой лист составляется организацией и в нем указываются следующие сведения:

  1. Фамилия имя и отчество водителя,
  2. Информация о предрейсовом контроле,
  3. Информация о предрейсовом медицинском контроле,
  4. Информация о пути следования,
  5. Информация об организации, выдавшей путевой лист.

В большей мере путевой лист используется организаций для учета времени работы водителя и расхода топлива. До 2013 года существовала утвержденная форма путевого листа, после — организациям разрешили составлять и вести самостоятельно разработанные путевые листы. Единственное условие — листы должны отображать всю требуемую законом информацию.

H2: Кому необходимо оформление путевого листа

Оформление путевого листа необходимо только водителям, осуществляющим коммерческую перевозку(п. 2 ст. 6 закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ):

  • перевозку пассажиров,
  • перевозку грузов,
  • перевозку пассажиров на трамвае, троллейбусе.

Так — как путевой лист подготавливается юридическим лицом, обычному физическому лицу при поездках на своем транспорте, путевой лист не нужен.

Обычный автомобилист, управляющий собственным ТС, не обязан иметь путевку. Он имеет возможность перевозить личные вещи, людей (родственников, знакомых), не оформляя никак поездку документально. Не нарушает закон и таксист, который едет на своем ТС без путевого листа в свободное от работы время, даже если его личный автомобиль оформлен на ООО и используется периодически как такси. Но во время коммерческих перевозок ответственность за отсутствие путевого листа лежит на водителе.

аВыезд без ПЛ относится к нарушению ПДД. Финансовое взыскание за выезд без такого бланка регламентируется КоАП РФ. Сумма финансового взыскания за такое правонарушение может составлять от 500 рублей до 100 000 рублей. Иногда, в зависимости от настроения инспектора, можно ограничиться предупреждением, но это случается очень редко.

Также, применение штрафных санкций моет допускаться при неправильно заполненном бланке, а также при выезде из гаража без подписей ответственных лиц, в т.ч. диспетчера, автомеханика, медработника, отсутствии штампа автопредприятия и т.д.

Законодательными нормами установлены следующие размеры штрафных санкций:

  1. Для автоводителей – предупреждение или 500 рублей штрафа (ст. 12.3 ч.2 КоАП РФ).
  2. Для должностных лиц предприятия – 20 000 рублей (ст. 12.31.1 КоАП РФ).
  3. Для юр. лица и ИП – до 100 000 рублей.

В некоторых обстоятельствах могут быть назначены все 3 пункта одновременно. Санкции могут быть применены, юр. лицу, а также ИП, которое также несет всю ответственность за выезд без ПЛ или его неправильное оформление, даже в том варианте, если он не оформлен юр. лицом, а также автоводителям (таксистам), осуществляющих перевозку пассажиров.

Если учреждение не хочет ежедневно выписывать ПЛ, то оно может оформить доверенность. Однако, ПЛ является предпочтительнее.

Документ выдается либо на один день, либо на один рейс до выхода в рейс (Приказ N 368, пункт 9).

Если длительность рейса превышает продолжительность смены или рабочего дня, путевой лист будет действовать весь рейс.

Если в течение дня или смены рейсов несколько, оформить путевой лист нужно перед первым рейсом. Действовать такой путевой лист будет один день.

Если в ходе поездки управлять автомобилем будут несколько водителей поочередно, то перед рейсом путевой лист должен выписываться на каждого водителя отдельно.

Обычно форму заполняет диспетчер или другой уполномоченный сотрудник. Эта обязанность должна быть установлена приказом руководителя, так как работник несет ответственность за допущенные при оформлении ошибки.

Обязанность оформления путевых листов закреплена законодательством. Документ отражает основные показатели учета работы транспорта и водителей.

Заполнять форму нужно внимательно и достоверно, т.к. путевой лист предъявляется в налоговую службу для подтверждения расходов предприятия.

Главное, что изменилось в правилах оформления путевых листов в 2024 году:

  1. Появился новый обязательный реквизит «Сведения о перевозке»;
  2. В разделе «Сведения о транспортном средстве» надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.
  3. Необходимо проставлять отметку о медосмотре и техконтроле.
  4. Журнал регистрации путевых листов можно вести в электронной форме.

В ПДД 2019 года года фраза «путевой лист» употребляется лишь один раз, в пункте 2.1.1:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:…

  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

При этом «установленные случаи» в ПДД не расписаны, потому придется обратиться к другим нормативным правовым документам.

Путевой лист в первую очередь предназначен для бухгалтерии юридических лиц, а также для сотрудников налоговой инспекции.

Именно этот первичный документ позволяет учитывать расходы на бензин и вычитать их из налогооблагаемой базы.

По сути путевой лист нужен для того, чтобы уменьшить сумму уплачиваемых налогов.

Тем не менее существуют ситуации, когда путевой лист является обязательным.

Давайте сразу же выделим водителей, которым не нужен путевой лист:

1. Если автомобиль принадлежит физическому лицу и используется им в собственных целях или передается другому физическому лицу по доверенности.

2. Если автомобиль принадлежит юридическому лицу и для этого юридического лица не имеет значения учет расходов на топливо.

Рассмотрим ситуацию на примере. Пусть автомобиль принадлежит индивидуальному предпринимателю, использующему упрощенную систему налогообложения и выбравшему в качестве налогооблагаемой базы доходы.

Говоря простыми словами, налогами облагаются только доходы этого юридического лица, независимо от его расходов. В описанном примере не имеет особого смысла заниматься оформлением путевок, т.к.

это приведет лишь к дополнительным затратам времени на заполнение бумаг и не принесет никакой выгоды.

При этом вместо путевого листа юридическое лицо может оформить специальную доверенность на управление автомобилем, которую водитель и будет предъявлять сотрудникам ГИБДД при проверке документов. Бланк доверенности для юридического лица будет опубликован в отдельной статье.

Также хочу обратить внимание, что в некоторых случаях заполнение путевого листа является обязательным. Перейдем к их рассмотрению.

Рассмотрим статью 6 федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»:

Статья 6. Путевые листы

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Второй пункт данной статьи содержит ситуации, при которых управление транспортными средствами запрещено:

  • перевозка пассажиров и багажа;
  • перевозка грузов.

Рассмотрим понятия пассажир, багаж и груз:

1) багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;

3) груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;

12) пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *