Порядок исключения недействующего ООО из ЕГРЮЛ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок исключения недействующего ООО из ЕГРЮЛ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

При каких условиях возможно исключение?

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних двенадцати месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 года добавится еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации):

  1. Замечания к адресу компании:
    • адрес является массовым и по нему зарегистрировано пять и более юрлиц;
    • связаться с юрлицами по этому адресу невозможно;
    • адрес является условным и присвоен объекту незавершенного строительства;
    • здание разрушено;
    • в здании размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.;
    • собственник здания возражает относительно предстоящего внесения в ЕГРЮЛ адреса в качестве адреса юрлица и представил возражение в ФНС.
  2. Замечания к информации о руководителе и (или) участниках компании:
    • руководитель или участник компании раньше уже получал отметку о недостоверности;
    • у руководителя или участника компании не истек срок административного наказания за непредставление или представление недостоверных, ложных сведений о юрлице;
    • руководитель (участник) компании числится в значительном количестве иных юридических лиц в качестве руководителя (участника);
    • дисквалификация или смерть руководителя.

С 01 сентября 2017 года у налоговых инспекторов появилась возможность исключать из реестра ЕГРЮЛ компании, имеющие недостоверные данные по юридическому адресу. Если у компании согласно выписке ЕГРЮЛ появилась запись о недостоверности юридического адреса, и она не успела сменить его в течении 6-ти месяцев после появления записи, налоговый орган вправе ликвидировать данную компанию в добровольном порядке.

Налоговые органы массово ежегодно направляют почтовую рассылку на адреса компании с информацией о том, что обществу с ограниченной ответственностью необходимо подтвердить свой юридический адрес. Срок подтверждения — 30 календарных дней с даты получения письма. Если в течении данного срока компания не смогла или не успела подтвердить адрес-налоговая инспекция внесет в выписку ЕГРЮЛ запись о недостоверности адреса.

Ваша компания получила уведомление о необходимости предоставления в регистрирующий орган достоверных сведений в части недостоверности юридического адреса. Его игнорировать нельзя. На этой стадии решить проблему с недостоверным адресом проще, чем, когда вам внесут запись о недостоверности в выписку ЕГРЮЛ. Срок уточнения юридического адреса компании составляет 30 календарных дней.

Документы, которые необходимо предоставить в налоговый орган для подтверждения юридического адреса:

  • договор аренды;
  • гарантийное письмо от собственника, с текстом о том, что данная компания находится по юридическому адресу;
  • свидетельство о праве собственности на помещение.

Если ваша компания уже получила запись о недостоверности юридического адреса в выписке ЕГРЮЛ, то юридический адрес лучше восстановить или сменить его на другой. Вы можете либо снять помещение в аренду (но вам потребуются документы, подтверждающие аренду помещения от собственника), либо сменить адрес на адрес прописки генерального директора (недвижимость не должна быть муниципальной собственностью).

Документы, которые необходимо предоставить в налоговый орган для смены юридического адреса:

  • договор аренды (например, если вы снимаете помещение в аренду);
  • согласие всех собственников квартиры (например, если вы меняете адрес на адрес прописки генерального директора);
  • гарантийное письмо от собственника, с текстом о том, что данная компания находится по юридическому адресу;
  • свидетельство о праве собственности на помещение;
  • копию паспорта генерального директора с пропиской.

К вышеуказанным документам прилагается форма Р13001 или Р14001, заверенная нотариально, а также протокол или решение о смене юридического адреса компании. Заявление по форме Р13001 или Р14001 подписывает лично действующий руководитель организации в присутствии нотариуса. Форма Р13001 используется при внесении изменений в учредительные документы ЮЛ — Устав ООО. В остальных случаях используется форма Р14001. Формы Р13001 и Р14001 можно подписать электронно-цифровой подписью (без нотариального засвидетельствования) и отправить в электронном виде через официальный сайт налоговой службы.

Обратите внимание. После 25.11.2020 года формы Р13001 и Р14001 упразднятся. Вместо данных форм будет использоваться новая утвержденная форма — Р13014. Она объединит в себе форму Р13001 и форму Р14001.

По представленным документам налоговыми инспекторами обязательно будет проведена проверка. В большинстве случаев регистрирующим органом будет вынесено решение о приостановлении государственной регистрации сроком до 30 дней. В этом случае ознакомьтесь со статьей — как избежать приостановления регистрации изменения юридического адреса.

Как с 28 июня налоговики начали исключать недействующие юрлица из ЕГРЮЛ

Даже тут отчаиваться не стоит. Оспаривание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ из-за наличия записи недостоверности юридического адреса осуществляется в административном и судебном порядке.

Решение и действие территориального регистрирующего органа можно обжаловать в административном порядке — в вышестоящем налоговом органе (региональном управлении ФНС РФ) и судебном порядке — в Арбитражном суде по месту нахождения регистрирующей налоговой инспекции. Досудебное урегулирование по данному делу не является обязательным.

На обжалование дается 1 год с момента, как субъект узнал о нарушении своих прав. Это специальный срок, так как по общему правилу для оспаривания предоставляется только 3 месяца. Кроме того, законодательством не предусмотрена возможность восстановления срока в случае его пропуска.

Право на подачу заявления (жалобы) имеют:

  • Кредиторы исключенной фирмы — контрагенты по гражданско-правовым сделкам;
  • Иные заинтересованные лица — работники компании, участники (учредители).

Само юридическое лицо оспаривать исключение из ЕГРЮЛ не вправе, поскольку с момента внесения в реестр записи об исключении правоспособность его прекращается. По той же причине не вправе обращаться в суд с исковыми требованиями к налоговой инспекции и руководитель юридического лица как исполнительный орган.

Исключение ИП из ЕГРИП налоговой службой – это уже массовое явление. Убедиться в этом можно, изучив официальную информацию на сайте ФНС в разделе Деятельность > Статистика и аналитика.

За период с октября 2020 года по март 2024 года, то есть всего за пять месяцев действия новой нормы, исключили из ЕГРИП уже 458 650 предпринимателей. Если учесть, что всего в реестре зарегистрированы 3 562 927 человек, то это почти каждый седьмой. И очевидно, что чистка ЕГРИП продлится и дальше.

Можно ли восстановить ИП после ликвидации по инициативе налоговой? Как мы уже сказали, процедура исключения из ЕГРИП достаточно жёсткая и быстрая. Если не удалось вовремя подать возражение или оспорить исключение в суде, то зарегистрироваться в качестве ИП нельзя ближайшие три года.

Но если есть желание заниматься бизнесом, то можно стать самозанятым или зарегистрировать ООО. По крайней мере, пока что такие варианты для бывших предпринимателей закон не запрещает.

И ещё один важный нюанс: принудительное исключение предпринимателя из ЕГРИП не означает, что с него будет списана недоимка по налогам и взносам. ФНС всё равно взыщет эти суммы через суд, поэтому лучше заплатить их добровольно.

Заявление можно составить в двух формах:

  • Письменная. Прошение должно быть обязательно подписано. Отправляется оно или лично, или по почте.
  • Электронная. Подать прошение можно через интернет. На нем ставится простая электронная подпись.

Структура заявления предполагает три части:

  1. Преамбула. Указываются данные заявителя: наименование и адрес ЮЛ. Нужно прописать наименование органы подачи, реквизиты акта, который оспаривается.
  2. Описательная. Нужно указать основания, по которым решение органа не является законным.
  3. Просительная. Нужно указать требование. Это просьба о включении компании в ЕГРЮЛ.

Также в заявлении прописываются эти сведения:

  • Адрес заявителя, телефон и электронная почта.
  • ОГРН и ИНН.

К прошению нужно приложить бумаги:

  • Документы, являющиеся подтверждением аргументов просителя.
  • Доверенность, если заявление подает представитель.

Заявителю нужно оспорить основания, на которых проводилось исключение. К примеру, можно доказать, что ЮЛ сдавало отчетность.

Судебный порядок предполагает следование положениям глав 22 и 24 АПК РФ. В пункте 2 статьи 197 указано, что для возбуждения дела нужно составить заявление. Обращение можно составить как в письменном, так и в электронном виде. Во втором случае можно воспользоваться сервисом «Мой арбитр». Размещен он на сайтах арбитражных судов.

Заявителю понадобится оплатить пошлину:

  • 300 рублей для ФЛ.
  • 3 000 рублей для ЮЛ.

Длительность судебного процесса составляет 3 месяца с момента поступления иска. Судебное решение вступает в юридическую силу в момент его принятия на основании части 7 статьи 201 АПК РФ.

В иске нужно прописать такие сведения, как:

  • Наименование суда.
  • Сведения о заявителе, адрес.
  • Телефон и электронная почта.
  • Название регистрирующего органа, который принял решение об исключении.
  • Реквизиты решения.
  • Номер записи в ЕГРЮЛ.
  • Изложение прав, которые были нарушены исключением из реестра.
  • Перечень норм, которые были нарушены регистрирующим органом.
  • Требование о том, какое именно решение нужно признать незаконным.
  • Перечень приложенных документов.

К иску нужно приложить эти документы (на основании части 2 статьи 199 и статьи 126 АПК РФ):

  • Уведомление о вручении бумаг по делу заинтересованным лицам.
  • Квитанцию об уплате пошлины.
  • Подтверждение доказательств, приведенных в иске.
  • Копию свидетельства о регистрации ЮЛ.
  • Доверенность, если заявление подается представителем лица.
  • Выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
  • Копию решения, которое оспаривается.

Если не приложить все требуемые документы, суд отклонит заявление.

При исключении из реестра в административном порядке оспорить решение можно при наличии этих оснований:

  • Нет оснований для исключения из ЕГРЮЛ. К примеру, налоговая ошиблась, получила неверные сведения и на их основании приняла решение об исключении.
  • Нарушен порядок исключения. К примеру, в СМИ не публиковалось сообщения о проведении процедуры.
  • Были получены возражения. В течение 3 месяцев после исключения ЮЛ или кредиторы могут отправить обоснованные возражения. В этом случае процедура должна быть остановлена. Если возражения не были приняты к учету, появляются основания для проведения оспаривания.

Все рассмотренные основания должны быть подтверждены документально.

В законе указано, что исключить ЮЛ могут при длительном отсутствии движения по счетам. Последнее подтверждает отсутствие деятельности компании. Однако некоммерческая организация может работать, не прибегая к использованию счетов. Она может оспорить свое исключение в том случае, если докажет наличие деятельности.

Принятие решения по делу зависит от позиции конкретного суда. Некоторые суды полагают, что исключение возможно только при наличии всех условий. Если компанию исключили из ЕГРЮЛ по одному основанию, по обжалованию принимается положительное решение. Другие суды трактуют норму статьи 21.1 ФЗ №129 буквально. Если ЮЛ попадает хотя бы под одно основание, в просьбе об отмене решения отказывают.

К СВЕДЕНИЮ! Куда лучше обращаться? Административное рассмотрение дела отличается скоростью. Через налоговую можно решить вопрос быстро и без уплаты пошлины. Плюсом суда является то, что он является незаинтересованным органом. Судья поставит окончательную точку в деле.

Можно ли сменить в ООО участника и генерального директора, если в ЕГРЮЛ внесены записи о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности) и о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.

Законодательство не предусматривает оснований для отказа в регистрации в данном случае.

Однако следует учитывать, что в случае, если запущен процесс исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, то остановить его можно только подачей мотивированного возражения в течение трех месяцев с даты публикации соответствующего сообщения о предстоящем исключении в Вестнике государственной регистрации.

В ином случае общество будет исключено из ЕГРЮЛ.

Исключение из ЕГРЮЛ: порядок, основания, практика применения

Для того, чтобы налоговый орган признал ООО недействующей, необходимо чтобы выполнилось одно из условий:

  • ООО в последние 12 месяцев не представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность;
  • По расчетным счетам ООО не было ни одного денежного движения;
  • Юридический адрес общества признали недостоверным и в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности более шести месяцев.

Если у общества есть задолженность перед бюджетом по налогам и взносам, которая не гасится в течении 3-х календарных месяцев, то налоговый орган вправе обратиться в суд с требованием признать данное общество банкротом. Однако на практике, налоговой инспекции не выгодно данное мероприятие, так как такие долги признаются безнадежными и не подлежат возврату.

Если одно из вышеперечисленных условий имеет место быть, налоговый орган вправе ликвидировать ООО в добровольном порядке.

О предстоящем исключении фирмы из реестра ЕГРЮЛ должны узнать ее потенциальные кредиторы. Для этого налоговая размещает текст решения в журнале «Вестник государственной регистрации». Сообщение в журнале приравнено к уведомлению заинтересованных контрагентов ликвидируемой компании.

Если в течение трех месяцев после публикации ни один из кредиторов не прислал налоговой заявление о своих требованиях, такая организация исключается из реестра ЕГРЮЛ. Таким образом фирма считается ликвидируемой.

За коммерческую деятельность фирмы отвечают учредители и гендиректора компании. Если компанию ликвидировала налоговая инспекция, вывод один: ее бросили и не захотели добровольно ликвидировать ее собственники. Наказание от государства в этом случае следующее:

  • учредитель исключенной из реестра ЕГРЮЛ, владевший более 50 % доли в обществе, при наличии долгов по налогам, сборам и взносам в бюджет на момент закрытия, в течение трех лет не сможет зарегистрировать новую компанию, стать участником уже действующей организации, и не имеет право назначаться директором;
  • аналогичный запрет на открытие новой фирмы, руководство ею и покупку доли в другом юридическом лице распространяется и на генерального директора недействующего ООО, которое закрыла инспекция.

В Гражданском кодексе и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» прямо указываются основания, которые влекут за собой исключение предприятия из ЕГРЮЛ:

  • ликвидация фирмы на добровольной основе;
  • проведенная реорганизация юридического лица путем слияния, выделения, присоединения или разделения;
  • принудительная ликвидация компании на основании решения Арбитражного суда;
  • исключение из реестра по решению уполномоченного органа – при обнаружении признаков недействующего юридического лица.

Добровольная ликвидация организации сопряжена с выполнением множества формальностей, формированием ликвидационного бухгалтерского баланса и необходимостью рассчитаться со всеми кредиторами, в том числе и по бюджетным платежам.

В большинстве случаев налоговая инспекция инициирует проведение выездной документальной проверки, что чревато для предприятия доначислением налогов и штрафных санкций.

Альтернативными способами добровольного «избавления» от фирмы, которая не ведет хозяйственной деятельности и не приносит дохода, можно считать все виды реорганизационных мероприятий.

Положительным моментом исключения юридического лица из госреестра через процедуру реорганизации можно считать относительно небольшой объем документов, необходимых для подачи в регистрационные органы. Кроме того, срок, в течение которого реорганизация предприятия будет считаться завершенной, составляет всего 2-4 месяца.

После того, как решение о предстоящей реорганизации будет принято учредителями предприятия, следует получить официальное согласие учредителей той компании, которая будет выступать правопреемником ликвидируемого юрлица.

Решение о реорганизации и уведомление по форме С-09-4 передаются в налоговую службу, и в ЕГРЮЛ вносится запись о начавшейся процедуре. В течение 5 дней юридическое лицо должно письменно известить всех имеющихся кредиторов о предстоящей ликвидации. Кроме того, закон обязует учредителей дважды опубликовать информацию о реорганизации в специальном журнале – «Вестнике государственной регистрации». Промежуток между объявлениями составляет 1 месяц.

После соблюдения всех формальностей в регистрационный орган ФНС подается заявление о регистрации нового юридического лица и сопутствующие документы:

  • учредительные документы (Устав и договор об учреждении);
  • договор между участниками о слиянии, выделении, разделении, присоединении;
  • разделительный баланс или передаточный акт с информацией о правопреемстве;
  • квитанция об уплате пошлины за регистрацию нового ООО.

По истечении пяти дней «старое» предприятие будет ликвидировано и запись о нем будет удалена из ЕГРЮЛ.

Исключение компании или контрагента из ЕГРЮЛ

Создание ЕГРЮЛ предполагало наличие достоверной информации обо всех юридических лицах, ведущих финансовую и хозяйственную деятельность на территории России. Однако ситуация складывается таким образом, что из-за чрезмерной трудоемкости процедуры официальной ликвидации предприятия многие фирмы предпочитают бросить компанию, которая выработала свой ресурс.

Так в государственном реестре продолжают числиться компании, которые давно прекратили свою деятельность. По отношению к таким предприятиям может применяться принудительная мера – исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Признаки недействующего юридического лица перечислены в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

  • компания не предоставляет отчетность (налоговую и бухгалтерскую) в орган ФНС по месту регистрации на протяжении 12 месяцев;
  • отсутствие движения финансов на расчетных счетах компании в течение последнего календарного года.

По истечении каждого квартала в налоговых органах формируется перечень компаний, которые не сдавали регламентированную отчетность в последние 12 месяцев. Отделом камеральных проверок составляются запросы в банки на предмет совершения в этот календарный период приходных или расходных операций.

Если операций по банковским счетам за последний год не выявлено, то фискальные органы формируют справку, в которой перечисляются указанные основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции.
Не позднее следующего дня справка передается в подразделение ФНС, ответственное за государственную регистрацию юридических лиц.

В течение пяти рабочих дней инспекцией принимается решение о готовящемся удалении компании из государственного реестра. Одновременно в «Вестнике государственной регистрации» публикуется информация о предстоящем исключении и порядок принятия заявлений от кредиторов и иных заинтересованных лиц.

Закон отводит три месяца на подачу ходатайств и возражений со стороны любых лиц на предстоящее удаление компании из ЕГРЮЛ. Если на протяжении этого срока кредиторы, бывшие сотрудники или сами учредители предприятия заявят о своем несогласии с предстоящей процедурой, то решение об исключении организации из Госреестра не принимается.

При отсутствии любых возражений или заявлений по поводу исключения прекратившего деятельность юридического лица из ЕГРЮЛ компания признается официально ликвидированной. В течение четырех месяцев с первой публикации о предстоящей ликвидации в Госреестр вносится соответствующая запись, а в «Вестник государственной регистрации» отправляется информация об исключении предприятия из ЕГРЮЛ.

Следует отметить, что по законным критериям исключить из реестра можно те компании, которые одновременно отвечают обоим вышеуказанным признакам, позволяющим признать его недействующим. При этом не имеет значения наличие долгов перед бюджетом по налогам и сборам, а также по штрафам, начисленным за непредставление отчетности.

С точки зрения налоговой службы удаление предприятия из ЕГРЮЛ производится только тогда, когда фирма не имеет задолженности по обязательным платежам. По этой причине фискальные органы, в чьей компетенции находится решение вопроса об «очистке» Госреестра от недействующих предприятий, заменяют процедуру их исключения из ЕГРЮЛ подачей иска о признании юридического лица банкротом.

В свою очередь Арбитражные суды при рассмотрении заявлений ФНС, обнаруживают все признаки недействующего предприятия и не принимают к рассмотрению иски о банкротстве. Разночтения в гражданском и налоговом законодательствах требуют урегулирования с тем, чтобы ЕГРЮЛ содержал только актуальную информацию относительно действующих юрлиц.

Решение налогового органа по удалению юрлица из Госреестра могут обжаловать и сами учредители, и иные заинтересованные лица. Срок обжалования составляет 12 месяцев с того момента, как кредитор или другой контрагент получит информацию о нарушении своих прав. Годовой период исчисляется с той даты, когда в «Вестнике государственной регистрации» будет опубликовано объявление об исключении юрлица из ЕГРЮЛ.

Административное исключение юридического лица из реестра влечет за собой правовые последствия, аналогичные тем, что присущи процедуре ликвидации:

  • прекращение деятельности предприятия без правопреемства (перехода прав и обязанностей к другим лицам);
  • задолженность юридического лица перед кредиторами (в том числе и перед бюджетом) погашается, исходя из имеющегося имущества организации и очередности выставленных требований.

Если юридическое лицо не имеет активов, которые можно реализовать для удовлетворения требований кредиторов, то его долги перед контрагентами и бюджетом признаются безнадежными с момента исключения из ЕГРЮЛ.

Нельзя рассматривать удаление из Государственного реестра юрлиц, как легкий способ ликвидации «мертвого» предприятия. Такой подход применим только для тех компаний-«однодневок», которые создавались на короткий срок. Если в числе учредителей и руководителей фирмы нет реальных физических лиц, которым можно предъявить налоговые претензии, то внесудебное исключение из ЕГРЮЛ пройдет безболезненно.

В случае если «бросаемое» предприятие имеет фактических учредителей, процедура исключения из ЕГРЮЛ не освобождает их от субсидиарной ответственности за имеющуюся задолженность перед бюджетом и сторонними кредиторами.

Исключение предприятия, не осуществляющего хозяйственно-финансовую деятельность, из Государственного реестра юридических лиц – не обязанность, а право налоговой инспекции. Если учредители и руководство не намерены ликвидировать фирму, а приостановка работы связана с временными обстоятельствами, то следует принять следующие меры:

  • не допускать длительных пропусков в сдаче периодической отчетности. «Нулевые» отчеты, сданные в установленный срок – гарантия того, что фирма не привлечет внимания налоговой инспекции в плане перспективы административного исключения юрлица из реестра;
  • в течение 12 месяцев следует провести хотя бы одну операцию на банковском счете – это может быть символическая сумма, внесенная в качестве займа от учредителя.

Кроме того, желательно периодически проверять информацию относительно интересующих юридических лиц в ЕГРЮЛ. Если налоговая инспекция приняла решение о грядущем исключении, то эти сведения будут доступны заинтересованным пользователям. У налогоплательщика есть право заявить о возражениях против административного исключения, как своей фирмы, так и компании, являющейся по отношению к нему дебитором.

Исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица. Как быть с долгами

С 1 сентября 2017 года порядок исключения компании из ЕГРЮЛ изменится, появятся два новых основания (см. ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц…» в редакции, действующей с 01.09.2017):

  • у компании и участников нет денег на ликвидацию;

  • в ЕГРЮЛ в течение более чем шести месяцев есть информация о недостоверности сведений по организации.

Может показаться, что первое основание упростит жизнь желающим самостоятельно инициировать свое исключение из реестра. Речь о тех лицах, которые тайно надеялись на исключение их заброшенных компании силами инспекции. Однако порядок и сроки самой процедуры пока не ясны. Вероятно, компании и её участникам придётся подтверждать отсутствие денег банковскими выписками и справками о доходах.

Второе же основание по сути является новой косвенной санкцией за наличие недостоверных сведений в ЕГРЮЛ. Напомним, что ещё в 2016 году законодатель закрепил право налоговых органов проверять сведения о компании, как при её регистрации, так и последующую информацию, содержащуюся в реестре.

Если при создании организации или регистрации изменений будут выявлены недостоверные сведения, в той самой регистрации откажут. Однако, налоговый орган наделен полномочиями проверять достоверность уже имеющейся информации в ЕГРЮЛ и без какого-либо повода со стороны организации.
Для этого инспекции нужны основания:

  • заявление заинтересованного лица;

  • иная информация о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, полученная ИФНС.

Фактически, налоговая вправе провести проверку по своему усмотрению, основания найдутся, «было бы желание». При этом участие самого проверяемого совсем не обязательно. Например, осмотр помещения, в котором зарегистрирована компания, может быть проведён в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи (пункт 14 Приказа ФНС от 11.02.2016 г. № MMB-7-14/[email protected]).

Если проверка пройдёт неудовлетворительно (компании по указанном в реестре адресу не окажется), ИФНС направит письмо с требованием внести изменения в реестр. Такое письмо получит сама компания, её участники и руководитель. Отреагировать на него необходимо в течение 30 дней, в противном случае в ЕГРЮЛ появится запись, что информация, например, об адресе вашей компании, недостоверна (пункт 6 статьи 11 Закона «О госрегистрации юридических лиц …»). Проживёте с такой записью полгода — исключат из реестра. Произойдёт это не вдруг, и на процесс можно повлиять, но с 1 сентября сделать это будет сложнее. Сейчас для приостановки исключения достаточно возражения самой организации или её кредитора. После того, как изменения в закон вступят в силу, простого «я не согласен» будет недостаточно, заявление должно быть мотивированным.

Избежать описанных последствий можно. Для этого:

  • с осторожностью подходим к выбору адреса компании. По возможности, избегаем массовых номинальных адресов;

  • ВСЕГДА получаем почту по юридическому адресу;

  • СВОЕВРЕМЕННО отвечаем на письма налогового органа;

  • обеспечиваем наличие на месте вменяемого сотрудника и «следы» вашей организации (стол, папка с документами, вывеска на двери).

Помимо исключения компании из реестра, есть и другие, порой более негативные последствия отражения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об организации.

Подробно процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ прописана в ст. 21.1 ФЗ № 129. Приведем пошаговый алгоритм действий налоговой службы.

  1. Обнаружив, что организация не ведет деятельность, то есть целый год не сдает отчетность и не ведет операций по счетам, ФНС по месту регистрации фирмы принимает решение о будущем исключении компании из реестра.
  2. Принятое решение публикуется в средствах массовой информации (в трехдневный срок), а именно – в «Вестнике государственной регистрации». Одновременно публикуются сведения о том, как и в какой временной промежуток можно направить возражения (участниками, кредиторам, иным заинтересованным лицами). Возражения направляются в форме заявления. Также указывается адрес, по которому можно направить заявления. Таким образом, указанным выше лицам дается шанс повлиять на принятие окончательного решения и предотвратить его.
  3. Для направления заявлений дается 3 месяца, которые начинают течь после того, как информация в СМИ опубликована. Можно направить заявление почтой, через Интернет, либо принести лично в налоговую.
  4. Если заявление поступило, итоговое решение не принимается. Если же заявлений не было, то организация исключается из реестра.

ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

Чем мы можем Вам помочь?

Исключение из ЕГРЮЛ недействующего юрлица предельно упрощает процедуру официального прекращения его существования. В этой статье читатель найдет информацию о порядке исключения таких предприятий из реестра, а также о сроках, с соблюдением которых реализуется это мероприятие.

Недействующим юридическим лицом, в соответствии с п. 1 ст. 21.1 федерального закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129, признается предприятие, которое в течение 12 календарных месяцев подряд:

  • не представляло в контролирующие органы обязательную отчетность;
  • не производило финансовых операций с использованием банковских счетов.

Налоговики не могут принять решение об исключении юрлица из ЕГРЮЛ в том случае, если в его отношении ведется процедура банкротства (абз. 2 п. 2 ст. 21.1 ФЗ № 129).

Компанию должника исключают из ЕГРЮЛ. Действия кредитора

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ осуществляется в следующем порядке:

  1. В том случае, если предприятие не сдает в налоговый орган обязательную отчетность, ФНС направляет в банк, открывший для него расчетный счет, запрос на представление информации о наличии/отсутствии операций по этому счету. Если операции не выполняются, ФНС принимает решение об исключении юрлица из ЕГРЮЛ.
  2. В течение 3 дней с момента принятия такого решения ФНС обязана опубликовать в печатных СМИ (в журнале «Вестник государственной регистрации») уведомление о том, что предприятие будет исключено из реестра юрлиц по причине присвоения ему статуса недействующего. Кроме того, в уведомлении должна быть указана информация о порядке подачи заявлений контрагентами предприятия, его кредиторами и другими лицами, права и интересы которых может нарушить исключение юрлица из реестра.
  3. Заявления принимаются в течение 3 месяцев с момента публикации решения в открытом источнике. Документ может быть представлен в регистрационный орган посредством почтового или интернет-отправления, а также передан заявителем лично.
  4. Если представленные в налоговый орган заявления содержат сведения, не позволяющие признать предприятие недействующим, принятое решение аннулируется. Если же никаких возражений в отношении решения в налоговый орган направлено не было, сведения о предприятии исключаются из реестра.

Законодатель не устанавливает определенных сроков, с соблюдением которых должна быть произведена процедура исключения фактически неработающего предприятия из ЕГРЮЛ. Очевидно, что она не может длиться меньше чем 3 месяца, т. к. именно это время отведено на получение налоговым органом заявлений от самого предприятия, признаваемого недействующим, а также от взаимодействующих с ним лиц.

Стоит учесть, что направление запроса в банк, подготовка необходимых документов, а также публикация уведомления о признании юрлица недействующим также занимают определенное время. В том случае, если в адрес налоговой поступят письменные возражения против присвоения предприятию указанного статуса, ее сотрудникам придется изучить представленные доводы и вынести решение о необходимости продолжения/прекращения осуществления процедуры исключения.

Практика показывает, что средняя продолжительность периода времени, в течение которого налоговики исключают недействующее предприятие из ЕГРЮЛ, составляет 4,5–6 месяцев.

***

Итак, исключение из ЕГРЮЛ недействующего предприятия — это процедура, этапы которой строго регламентированы действующим законодательством. Основной задачей регистрационного органа при этом становится уведомление неограниченного круга лиц о том, что в отношении определенного предприятия принято решение о признании его недействующим с последующим исключением из ЕГРЮЛ.

Еще больше материалов по теме в рубрике: «Бизнес».

  • ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  • ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  • ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам
  • Исключение из ЕГРЮЛ представляет собой строго регламентированную административную процедуру, в результате которой юридическое лицо утрачивает правоспособность.

    Обратите внимание! Исключение из ЕГРЮЛ — принудительная процедура, которую инициируют не участники юрлица, а государственные органы.

    Основные цели введения в российском законодательстве процедуры исключения из ЕГРЮЛ:

    • уменьшение числа «мертвых» фирм, не ведущих деятельность;
    • обеспечение достоверности сведений в ЕГРЮЛ;
    • разрешение вопроса о долгах таких организаций (в этом смысле данная процедура имеет отдаленное сходство с банкротством, но гораздо более проста в реализации).

    Институт исключения является относительным новшеством в российском законодательстве. Впервые нормы о нем были внесены в 2005 году в ст. 49 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и ст. 21.1 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон о регистрации юрлиц). Затем ГК РФ был дополнен ст. 64.2, посвященной процедуре исключения.

    Кроме того, существует немалое количество разъяснений и писем ФНС, которые не имеют законодательного значения, однако важны для понимания сути процедуры и тонкостей ее осуществления. По данному вопросу также сложилась достаточно богатая судебная практика, в том числе на уровне высших судов.

    Рассмотрим подробнее все нюансы данной процедуры.

    Как вернуть исключенную организацию в ЕГРЮЛ

    Важно! Единственным основанием для принудительного исключения из ЕГРЮЛ является решение регистрирующего органа.

    Такое решение может быть принято в случае, если юридическое лицо в течение 1 года одновременно не осуществляет следующих действий (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, п. 1 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):

    • не сдает налоговую и бухгалтерскую отчетность;
    • не производит банковских операций ни по одному из своих счетов.

    Тогда организация признается фактически недействующей, что дает регистрирующему органу право вычеркнуть ее из реестра.

    Кроме названных формальных критериев, законодатель предусмотрел еще 2 ситуации, когда регистрирующий орган вправе прибегнуть к механизму исключения из ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):

    • организация не может быть ликвидирована ввиду нехватки средств на ликвидацию как у нее самой, так и у ее учредителей;
    • в ЕГРЮЛ были внесена запись о недостоверности сведений о юрлице более чем 6 месяцев назад.

    Обратите внимание! Полномочия регистрирующего органа по исключению из ЕГРЮЛ ограничены только ситуацией банкротства юрлица (абз. 2 п. 2 ст. 21.1 закона о регистрации юрлица). Исключение невозможно на любой стадии банкротства.

    Иное нарушало бы права кредиторов исключаемого лица и противоречило бы Конституции РФ (см. постановление Конституционного суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

    Обратите внимание! Исключить юрлицо из ЕГРЮЛ можно и в том случае, если оно было создано до вступления в силу норм закона о регистрации юрлиц, предусматривающих данную процедуру (п. 3 ст. 3 закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).

    Поскольку любые реестровые действия непосредственным образом затрагивают права зарегистрированных юридических лиц, процедура исключения из ЕГРЮЛ четко регламентирована и не допускает произвольных действий. Процедуру можно разделить на 4 основных последовательных этапа (пп. 2–4 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):

    1. Принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении при наличии указанных выше оснований.
    2. В течение 3 дней с даты принятия решения — публикация решения, а также информации о порядке и сроках направления заявлений заинтересованными лицами (самим исключаемым юрлицом, его кредиторами и др.) Публикация осуществляется в «Вестнике государственной регистрации» (см. приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/[email protected]).
    3. В течение 3 месяцев после публикации — прием заявлений от заинтересованных лиц. Заявления должны быть обоснованными и мотивированными и могут направляться различными способами: почтой с обязательным нотариальным удостоверением подписи заявителя; представляться непосредственно с предъявлением документа, удостоверяющего личность и нотариальной доверенности; в электронном виде с обязательной ЭЦП (п. 6 ст. 9 закона о регистрации юрлиц).
    4. Исключение организации из ЕГРЮЛ при отсутствии возражений и заявлений.

    Обратите внимание! Основной спорный вопрос в данном случае: достаточно ли формальных признаков для исключения из ЕГРЮЛ? Четкого ответа судебная практика пока не дает, руководящих разъяснений нет.

    Арбитражный суд Московского округа занимает достаточно жесткую позицию. Он полагает, что при наличии всех формальных признаков недействующего юрлица, а также соблюдении порядка данной процедуры исключение законно, несмотря на наличие у организации имущества, участие в судебных процессах, наличие каких-либо причин, по которым ею не были поданы возражения в трехмесячный срок (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.08.2018 по делу № А40-218922/2017).

    Между тем Верховный суд РФ в определении от 26.12.2018 № 301-КГ18-8795 указывает на то, что наличие формальных признаков отсутствия деятельности юрлица далеко не всегда означает ее действительное прекращение. Участие организации в судебных процессах, например, свидетельствует о продолжении ею деятельности и препятствует исключению из ЕГРЮЛ. Кроме того, подлежат выяснению обстоятельства и причины, по которым юрлицо не представило свои возражения в трехмесячный срок или представило их с нарушением срока.

    В определении Верховного суда РФ от 12.02.2019 по делу № 304-КГ18-18451 разъяснено, что трехмесячный срок, установленный для подачи заявлений от заинтересованных лиц, не является пресекательным. Заявления, поданные с нарушением этого срока, также могут служить основанием для отмены решения об исключении из ЕГРЮЛ.

    Вывод. Самым перспективным основанием для оспаривания исключения представляется нарушение процедуры регорганом. Кроме того, можно опираться на фактическое ведение деятельности и обязательно следует подать заявление от заинтересованного лица (даже с пропуском трехмесячного срока).

    Важно! Главным юридическим последствием исключения из ЕГРЮЛ является утрата юрлицом правоспособности.

    Организация перестает существовать как фактически, так и юридически, то есть не может совершать какие-либо юридически значимые действия. Таким образом, последствия исключения аналогичны последствиям ликвидации юрлица (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

    Кроме того, в результате исключения из ЕГРЮЛ закономерно встает вопрос о долгах организации. Что происходит с ними?

    Рекомендуем. Кредиторы исключенного юрлица вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника при наличии такового с целью погашения задолженности (п. 39 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 № 50, письмо Минфина России от 21.02.2018 № 03-12-13/11023).

    Кроме того, п. 3 ст. 64.2 ГК РФ устанавливает возможность привлечения к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих юрлицо. К таковым относятся лица, которые могут выступать от имени юрлица или влиять на его действия (ст. 53.1 ГК РФ). Указанная возможность введена для исключенных из реестра юрлиц в 2014 году.

    ***

    Таким образом, исключение из ЕГРЮЛ представляет собой административную процедуру по прекращению юридического лица. Оно возможно только при наличии оснований и осуществляется строго в порядке, предусмотренном законом.

    Источники:

    • Гражданский кодекс РФ, ч. 1, от 30.11.1994 № 51-ФЗ
    • закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ

    Регистрация налогоплательщиков / 12:31 27 ноября 2019
    Налоговики рассказали, кого исключат из ЕГРЮЛ

    Регистрация налогоплательщиков / 13:46 2 апреля 2019
    ФНС исключила из ЕГРЮЛ 90 тысяч компаний с недостоверными сведениями

    Исключение из егрюл что делать

    В соответствии с п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» прекратившие деятельность организации могут быть исключены из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

    Прекратившими деятельность считаются организации, которые одновременно отвечают следующим условиям:

    • в течение последних 12 месяцев не представляют налоговую отчетность;
    • в течение последних 12 месяцев не осуществляют операций ни по одному банковскому счету.

    В отношении таких организаций налоговая инспекция принимает решение об их исключении из ЕГРЮЛ и в течение 3 дней публикует соответствующее решение в «Вестнике государственной регистрации». Одновременно с решением о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ здесь публикуются и сведения о порядке и сроках направления заявлений и возражений заинтересованных лиц.

    При этом решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается при наличии у инспекции сведений о возбуждении в отношении организации производства по делу о банкротстве (ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

    Если организация не согласна с предстоящим исключением из реестра, она должна направить в ИФНС документы, подтверждающие факт сдачи налоговой отчетности или осуществления операций по банковским счетам. При сдаче отчетности или осуществлении операций хотя бы по одному счету организация не может считаться прекратившей деятельность и, соответственно, не подлежит исключению из ЕГРЮЛ.

    На то, чтобы опровергнуть сведения о прекращении деятельности, у организации есть 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. По истечении этого срока организацию исключат из ЕГРЮЛ, и тогда действия налоговиков можно будет оспорить только в судебном порядке.

    Руководители и учредители недействующей организации, исключенной из ЕГРЮЛ по решению ИФНС, в течение 3 лет со дня исключения не смогут зарегистрировать новую организацию (ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

    С 01.09.2020 года налоговые органы получат право на исключение из ЕГРИП прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон от 12.11.2019 № 377-ФЗ). В указанных целях Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ дополняется новой статьей 22.4. «Исключение индивидуального предпринимателя из ЕГРИП по решению регистрирующего органа».

    ИП будет признаваться фактически прекратившим свою деятельность, если:

    • с даты окончания действия патента истекло 15 месяцев/ИП в течение последних 15 месяцев не сдавал налоговую отчетность;
    • ИП имеет недоимку и задолженность по налогам и сборам.

    При наличии этих двух условий (несдача отчетности и долг по налогам) ИФНС примет решение об исключении недействующего ИП из ЕГРИП. Решение в течение 3 дней публикуется в «Вестнике государственной регистрации» вместе со сведениями о порядке и сроках направления заявлений и возражений.

    Представить доказательства сдачи налоговой отчетности, а также погашения задолженности по налогам можно в течение месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего ИП.

    Если в течение месяца никаких заявлений в ИФНС не поступит, ИП исключат из реестра путем внесения в него соответствующей записи (п. 7 ст. 1 Федерального закона от 12.11.2019 № 377-ФЗ).

    При этом физлица, исключенные из ЕГРИП на основании решения налоговой инспекции, в течение 3 лет с момента исключения не смогут повторно оформить статус ИП.

    На обжалование исключения ИП из ЕГРИП отводится 1 год. Обжаловать исключение сможет сам предприниматель, его кредиторы, а также иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются подобным исключением.

    При проведении проверочных мероприятий госорган может отметить представленные в ЕГРЮЛ сведения как недостоверные. Чаще всего это:

    • Данные об учредителях, в том числе в случае «множественности» учредителя, когда одно и то же лицо значится в 5 и более юрлицахв составе учредителей;
    • Отсутствие компании по юридическому адресу, неполучение ей корреспонденции и отсутствие директора по этому же адресу. ФНС тщательно проверяет, присутствует ли офис фирмы по указанным данным или же нет.

    Организации, которые осуществляли смену юридического адреса ООО в 2018 году столкнулись с очень строгими требованиями налоговой к месту осуществления деятельности:

    • Должны быть представлены документы, свидетельствующие о праве пользоваться указанным в документах адресом: сведения о собственности, договор аренды, гарантийное письмо, сведения о регистрации директора (если ООО оформлено по месту жительства руководства) и т.д.
    • Адрес должен быть указан максимально подробно, вплоть до этажа и номера комнаты;
    • Место регистрации не должно быть «множественным» — если на одну и ту же комнату, здание или этаж уже зарегистрировано 5 и более компаний, то ФНС вполне могла признать место регистрации множественным и поставить метку о недостоверности.
    • Указанный в ЕГРЮЛ юридический адрес явно должен иметь признаки нахождения по нему компании: офис директора и хотя бы один сотрудник, получение корреспонденции из налоговой, наличие документов фирмы и т.д.

    В итоге в 2018 году многие компании, для которых место регистрации носило лишь сугубо формальный характер, оказались на грани исключения из реестра в одностороннем порядке со стороны регистрирующего органа.

    В случае если недействующее юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ или же аналогичные меры применяются к компании, имеющей признаки недостоверности сведений об адресе или учредителях, для ООО наступают последствия, описанные в статье 3 ФЗ «Об ООО» №14-ФЗ с изменениями от 08 июня 2018 года.

    В основном это субсидиарная ответственность учредителей и руководства предприятия, если их действия прямо или косвенно повлекли к ликвидации юрлица и нарушению прав и интересов кредиторов, а также третьих лиц. Требование о возмещении вреда подается в арбитражный суд по месту регистрации учредителей или иных лиц, в отношении которых подается иск о привлечении к субсидиарной ответственности.

    Уже состоявшееся удаление из реестра юрлицо только может обжаловать в суд не позднее 1 года со дня внесения записи. Но судебная практика показывает, что обжалование таких случаев практически бесполезно, ведь 6 месяцев отметки о недействительности сведений более чем достаточно для устранения всех недостатков. И если представитель бизнеса мер к исправлению данных не принял, то и требовать признания исключения незаконным через суд он не вправе.

    Вполне. При наличии отметки о недостоверности ФНС исключает предприятие без оглядки на долги. При этом если фирма задолжала государству, то такие долги могут быть списаны как безнадежные.

    При этом судьба неисполненных обязательств перед кредиторами, которые пропустят публикацию решения о прекращении деятельности фирмы, никого не волную. Кредиторам в дальнейшем придется требовать взыскать сумму долга с учредителей или руководства ООО в субсидиарном порядке.

    Как проходит оспаривание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

    Удаленно за 1 час 2000 ₽ 4000 ₽
    Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

    • Неправильное указание НДС в документах;
    • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
    • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
    • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
    • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
    • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
    • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
    • Проверка корректности договоров в проводках.

    Налоговая инспекция начинает процесс принудительного исключения компании из ЕГРЮЛ при одновременном соблюдении следующих условий:

    • организация не представляет отчетность в течение 12-ти месяцев;
    • хотя бы по одному расчетному счету нет никаких движений.

    При этом у хозяйствующего субъекта могут быть средства на расчетном счете и какие-то активы, а также кредиторская задолженность перед третьими лицами. Но данные моменты никак не влияют на признание юрлица недействующим, а потому оно все равно подлежит процедуре принудительной ликвидации и исключения из ЕГРЮЛ.

    При исключении недействующего хозяйствующего субъекта из реестра налоговики действуют следующим образом:

    • принимают решение об исключении из ЕГРЮЛ;
    • в течение 3-х дней публикуют информацию в «Вестнике государственной регистрации». В сообщении указывается адрес, по которому можно направить возражения по вопросу исключения хозяйствующего субъекта из реестра. Для этого у заинтересованных лиц есть 3 месяца с момента опубликования информации в Вестнике;
    • налоговики не вправе исключить компанию из реестра, если в течение 3-х месяцев будут найдены лица, возражающие против исключения хозяйствующего субъекта из ЕГРЮЛ;
    • если данные лица не обнаружены, налоговики вносят информацию о прекращении деятельности компании в связи с исключением ее из реестра как недействующей на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ.

    Важно! Для учредителей с долей в уставном капитале компании более 50% и директоров такое принудительное исключение компании из реестра — применение ограничения на участие в иных юрлицах.

    Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ может быть результативно оспорено кредитором за пределами установленного срока и при отсутствии документального обоснования заявления — это вытекает из определения ВС РФ от 12.02.2019 № 304-КГ18-18451 по делу № А46-24009/2017.

    Согласно ст. 21.1 закона «О государственной регистрации юридических лиц…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ) в течение 3 месяцев после публикации решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ юридического лица, бездействующего в течение 12 месяцев, кредиторы вправе представить мотивированные заявления с возражениями, на основании которых решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.

    ВС выступил против формальной оценки соблюдения срока для представления заявления

    По обстоятельствам дела заявление кредитора поступило в налоговый орган за пределами 3-месячного срока, однако до вынесения решения об исключении из ЕГРЮЛ.

    ВС РФ указал следующее:

    • 3-месячный срок для представления возражений не является пресекательным;
    • законом не установлен предельный срок для принятия решения регистрирующим органом;
    • кредитором обоснованы причины нарушения срока.

    Мотивированность заявления — достаточное основание для непринятия решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ или отмены такого решения

    Суды нижестоящих инстанций указали, что нарушение прав кредитора отсутствует, поскольку он вправе претендовать на удовлетворение требований из стоимости любого обнаруженного имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица.

    ВС РФ привел следующие мотивы непринятия этого довода:

    • обязанность регистрирующего органа по непринятию решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ является одной из гарантий, направленных на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и защите своих прав и законных интересов в судебном порядке;
    • заявление заинтересованного лица должно быть мотивированным, что, однако, не предполагает обязательного документального обоснования.

    Приведенные аргументы ВС РФ посчитал достаточными для отмены судебных актов и направления дела на повторное рассмотрение судом первой инстанции.

    Обратите внимание! В соответствии с п. 8 ст. 22 закона № 129-ФЗ срок для обжалования исключения юридического лица из ЕГРЮЛ составляет 1 год.

    Положения ст. 64.2 Гражданского Кодекса РФ об исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ (прекращении недействующего юридического лица) действуют с 2014 г. Их введение было продиктовано необходимостью урегулирования ситуации с брошенными, «спящими» компаниями, а также усилением борьбы с нелегальными финансовыми потоками.

    Согласно статистике ФНС РФ только за период с 01.01.2018 г. по 01.06.2018 г. количество юридических лиц, прекративших деятельность в связи с исключением юридического лица по решению регистрирующего органа составляет 241 434 штук, из них ООО составляют 231 943 штук, АО – 5 977 штук.

    Общее количество юридических лиц, прекративших свою деятельность в связи с исключением юридического лица по решению регистрирующего органа из Единого государственного реестра, составляет 4 461 637 штук, из них ООО составляет 3 587 947 штук, АО – 279 925 штук.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *