Как приобрести право пользования поверхностными водными объектами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как приобрести право пользования поверхностными водными объектами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Водные объекты могут предоставляться в пользование для различных целей, которые включают: использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины (ст. 37 ВК РФ), личных потребностей граждан (ст. 6 ВК РФ), включая купание, забор воды для личного потребления и др.

1. Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса;

2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи;

3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

3. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод;

3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;

5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 настоящего Кодекса;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины;

10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;

11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

4. Водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях:

1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 настоящего Кодекса;

2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 3 настоящей статьи;

3) в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

ГК РФ (часть I)

ТК РФ

НК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

Земельный кодекс

Жилищный кодекс

КоАП РФ

ГрК РФ

НК РФ (часть II)

ТК ЕАЕС

ГПК РФ

КАС РФ

УПК РФ

УК РФ

Семейный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Бюджетный кодекс

ТК ТС

Лесной кодекс

ГК РФ (часть IV)

ГК РФ (часть III)

АПК РФ

УИК РФ

Водный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)

1. Из наименования главы 3 ВК можно сделать вывод, что она допускает водопользование только по предварительно заключенному письменному договору водопользования или решению о предоставлении ВО в пользование. Между тем часть 3 статьи 11 ВК предусматривает широкий перечень целей водопользования, не требующих предварительного заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении ВО в пользование в соответствии с водным законодательством.

Статья 11 ВК имеет системообразующее значение для всех целей водопользования. Она — своеобразная общая часть и отправная точка, исходя из которой решается вопрос об оформлении водопользования по определенным правилам или отсутствии необходимости в таковом.

Статья 11 ВК распространяется на оформление водопользования и его осуществление на любых ВО. Особенности оформления и осуществления водопользования на морях устанавливаются ФЗ «О море», отчасти ФЗ «О морских портах». Поскольку согласно части 2 статьи 2 ВК, принятого и вступившего в силу значительно позже, чем ФЗ «О море», нормы, регулирующие отношения по использованию и охране ВО и содержащиеся в других ФЗ, должны соответствовать ВК, при противоречии между ВК и ФЗ «О море» либо между актом, изданным в соответствии с ВК, и актом, изданным в соответствии с ФЗ «О море», должен действовать соответственно, ВК или акт, и изданный в соответствии с ним.

В статье 11 ВК перечислены только цели водопользования. Порядок же осуществления водопользования может предусматриваться иными положениями ВК или других нормативных актов.

Если водопользование предполагается для государственных или муниципальных нужд (например, дноуглубительные работы), то оформлению такого водопользования должно предшествовать соблюдение положений, предусмотренных статьей 7.1 ВК и ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». Для случаев, когда такое водопользование подпадает под оформление по результатам аукциона на право заключения договора водопользования, такой аукцион может привести к неисполнению договора (контракта), заключенного в соответствии с ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». В связи с этим полагаем, что оформление любого водопользования с лицом, заключившим договор, предполагающий водопользование, в соответствии с ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», должно осуществляться без проведения аукциона в соответствии с водным законодательством.

Статья 11 ВК не имеет обратной силы. Водопользование лицам, оформившим его до вступления ВК в силу (до 1 января 2007 года), сохранено статьей 5 Вводного закона (см. комментарий к ней).

2. Исходя из положений статьи 11 ВК ВО (его часть) может предоставляться в пользование:

1) на основании договора водопользования (часть 1);

2) на основании решения уполномоченного органа о предоставлении ВО в пользование (часть 2);

3) без договора водопользования и без решения уполномоченного органа о предоставлении ВО в пользование (часть 3).

Перечни целей водопользования в частях 1 — 3 статьи 11 ВК изложены «по количественному возрастанию». Сначала в части 1 указано три пункта о договорном водопользовании, причем и из них допускаются исключения «в пользу» водопользования по решению о предоставлении ВО в пользование либо без такого решения.

Затем, в части 2 статьи 11 ВК — одиннадцать пунктов о водопользовании по решениям о предоставлении ВО в пользование, которые могут не понадобиться, если водопользование соответствует одной из целей, указанных в части 3 статьи 11 ВК. Абзац первый части 2 статьи 11 ВК не допускает замену решения о предоставлении ВО в пользование договором водопользования.

И наконец, в части 3 статьи 11 ВК — девятнадцать пунктов, в которых сформулированы цели водопользования, не требующие ни заключения договоров водопользования, ни принятия решений о предоставлении ВО в пользование в соответствии с ВК, некоторые из которых содержат «подцели» водопользования (например, «рыболовство, товарное рыбоводство, охота» — пункт 10 статьи 11 ВК). Однако это не означает, что ВК больше не касается таких целей водопользования.

В главе 5 ВК «Водопользование» наряду с общими требованиями к различному водопользованию содержатся конкретизирующие статьи о водопользовании для различных целей, указанных в частях 1, 2 и 3 статьи 11 ВК, многие из которых имеют исключительно отсылочный характер к иным отраслям законодательства. Тем не менее они важны для понимания того, какие нормативные акты регулируют то или иное водопользование и его предварительное оформление. Приведем их исходя из последовательности изложения целей водопользования в статье 11 ВК.

N

п/п

Цель водопользования по статье 11 ВК Статья,

конкретизирующая

водопользование в

главе 5 ВК

1 Забор водных ресурсов для питьевого и

хозяйственно-бытового водоснабжения —

пункт 1 части 1 Статья 43

2 Рекреационные цели — пункт 2 части 1 Статья 50

3 Производство электроэнергии — пункт 3 части 1 Статья 46

4 Сброс сточных и (или) дренажных вод —

пункт 2 части 2 Статья 44

5 Разведка и добыча полезных ископаемых —

пункт 6 части 2 и пункт 15 части 3 Статья 52

6 Сплав древесины — пункт 9 части 2 Статья 48

7 Судоходство — пункт 1 части 3 Часть 1 статьи 47

8 Взлеты и посадки воздушных судов —

пункт 2 части 3 Часть 2 статьи 47

9 Забор вод��ых ресурсов, являющихся природными

лечебными, — пункт 1 части 3 Статья 49

10 Забор водных ресурсов для обеспечения пожарной

В зависимости от целей водопользования источники водоснабжения подразделяются на две категории:

  • к 1-ой категории относятся водные объекты, употребляемые в качестве источников централизованного или нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности.
  • ко 2-ой категории относятся водные объекты для культурно-бытовых целей и находящиеся в черте населенных пунктов.

По характеру использования воды системы водоснабжения подразделяют на прямоточные, последовательные, оборотные, подпиточные

Вокруг водозабора или другого источника водоснабжения устанавливаются зоны санитарной охраны, в которых устанавливается особый режим охраны вод от загрязнения химическими веществами, вредными организмами а также сточными водами.

Зона санитарной охраны разделяется на две-три подзоны:

I подзона — территория строго режима с ограждениями, а иногда и со специальной охраной. Эта подзона имеет лесные насаждения; здесь запрещены строительство, выпас скота, любой вид деятельности, в результате которого может произойти загрязнение воды.

II подзона — имеет ограничения по видам деятельности, загрязнения которой способны проникнуть в водозабор; запрещено размещение складов горюче-смазочных материалов, животноводческих ферм, применение удобрений.

Размеры зон регламентированы СНиП 2.04-02-84.

Нормы водопотребления на хозяйственно-бытовые нужды регламентируются СНиП 2.04.01-85.

Правила пользования водоемами регламентируются Водным кодексом РФ и другими НПА.

Право на пользование водоемами закрепляется соответствующими государственными актами.

Допустимая — водный объект можно использовать для всех видов водопользования без ограничений.

Умеренная — водный объект можно использовать только для культурно-бытового водопользования.

Высокая — водный объект опасен для любого вида водопользования.

Чрезвычайно высокая — водный объект абсолютно непригоден для всех видов водопользования.

Водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае:

  1. Угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека.
  2. Возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
  3. Причинения вреда окружающей среде;
  4. В иных предусмотренных ФЗ случаях.

Приостановление водопользования в случаях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, осуществляется в судебном порядке.

В иных случаях приостановление водопользования осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с ФЗ.

Земли водного фонда — это дно и прилегающие земли поверхностных водных объектов как природного, так рукотворного происхождения.

Законодатель рассматривает поверхностный водный объект как единую сложную систему, состоящую из земельного участка, вод, покрывающих его, и земель, прилегающих к береговой линии.

  1. Гидравлическая взаимосвязь с окружающей природной средой. Полностью изолированные водоемы, например, бассейны, резервуары с водой вне зависимости от их объема и расположения не относятся к водным объектам.
  2. Постоянство. Временные скопления вод (например, в результате ливня, разлива рек, таяния снега) по закону не относятся к водным объектам.
  3. Входит в состав водного фонда. Водный объект должен быть включен (или должен подлежать включению) в государственный водный реестр. Например, если искусственный пруд для разведения рыбы зарегистрирован в качестве имущества, то он будет рассматриваться законом как объект не водных, а гражданских и иных правоотношений.

Только поверхностные водные объекты могут иметь в своем составе земли водного фонда. Подземные водные объекты включают подземные воды, находящиеся в гидравлической связи, и вмещающие их горные породы, при этом участок земли, в недрах которого они сосредоточены, может относиться к другой категории земель, например, сельскохозяйственного назначения.

Поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законом.

Водные объекты могут предоставляться частным лицам по договору в долгосрочное или краткосрочное пользование, при этом их права ограничиваются так называемыми водными сервитутами для забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.

Владелец земельного участка имеет право использовать в личных целях подземные воды или с учетом санитарно-гигиенических и строительных требований создать пруд (обводненный карьер), если это не противоречит текущему законодательству или интересам других граждан.

О видах разрешенного использования различных категорий земель мы подробно рассказывали здесь.

Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.

Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.

Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ.
В зонах водоохраны запрещено:

  • распахивать земли;
  • производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
  • устраивать животноводческие фермы;
  • размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
  • проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
  • мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
  • организовывать сбор и хранение мусора.

Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:

  1. Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
  2. Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
  3. Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.

Право пользования водными объектами.

  1. Обратиться в соответствующее бассейновое водное управление для выяснения, внесен ли интересующий вас земельный участок в водный реестр.

    Только после получения подтверждения можно приступать к следующему шагу, ведь если данный водный объект по какой-то причине не внесен в реестр, оформить на него право водопользования будет практически невозможно.

  2. Оформление пакета документов:

    • кадастровый план акватории (составляется кадастровым инженером);
    • проект планируемых построек с указанием их назначения и точных размеров (подойдет любая проектная организация);
    • план водоохранных мероприятий на весь срок водопользования;
    • схема водопользования;
    • технические сведения об оборудовании, если таковое планируется к установке;
    • заявление по форме, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии России;
    • копии удостоверяющих документов физлица или учредительного документа (устава) юрлица;
    • доверенность (при осуществлении действий от имени заявителя).
  3. С подготовленными документами надо обратиться в водное бассейновое управление, которое должно выдать разрешение на строительство.

    ВАЖНО! Разрешение на строительство не дает права водопользования.

  4. Заключение договора аренды. Водное бассейновое управление выставляет на аукцион выбранный вами участок. С победителем аукциона и заключается, собственно, договор аренды, дающий право пользования водоемом. Обязательными условиями договора являются:

    • границы водного объекта;
    • цели использования арендуемых земель;
    • цена договора;
    • срок аренды (максимальный срок — 20 лет, но по его истечении арендатор будет иметь преимущественное право на повторное заключение договора).

    Договор аренды земель водного фонда подлежит обязательной регистрации в государственном водном реестре.

Вы можете взять в аренду и участок береговой полосы общего пользования (например, чтобы поставить гараж для лодки) при условии обеспечения свободного прохода граждан к водоему и отсутствия капитальных построек.

Предлагаем вам прочитать наши статьи о других категориях земель, а именно о землях лесного фонда, особо охраняемых территорий и объектов, населенных пунктов и участков специального, сельскохозяйственного и рекреационного назначения.

Как мы видим, государство существенно ограничивает возможности хозяйственного использования земель водного фонда, устанавливая особый правовой режим для водных объектов.

Однако учитывая стратегическую и социальную значимость водных ресурсов в современном обществе, не удивительно, что любые виды деятельности, чуждые водному хозяйству, допускаются лишь в качестве второстепенных либо временных при условии сохранения преимущественно публичной формы собственности на земли водного фонда и контроля за их использованием со стороны органов власти.

1. Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и настоящим Кодексом, а также по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

2. Право пользования подземными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

3. Основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является:

1) нецелевое использование водного объекта;

2) использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации;

3) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

4. Принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.

5. Предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса. Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  • Арбитражный кодекс
  • Бюджетный кодекс
  • Водный кодекс
  • Воздушный кодекс
  • Градостроительный кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Гражданский проц кодекс
  • Жилищный кодекс
  • Земельный кодекс
  • Кодекс судопроизводства
  • Кодекс об правонарушениях
  • Лесной кодекс
  • Налоговый кодекс
  • Семейный кодекс
  • Таможенный кодекс
  • Трудовой кодекс
  • Уголовно-исполн кодекс
  • Уголовно-процесс кодекс
  • Уголовный кодекс
  • Кодекс торг мореплавания
СБЕРБАНК РОССИИ

100% успешных дел

БАНК ВТБ24

100% успешных дел

БАНК ТИНЬКОФФ

100% успешных дел

БАНК ОТКРЫТИЕ

100% успешных дел

АЛЬФА БАНК

100% успешных дел

РУССКИЙ СТАНДАРТ

100% успешных дел

Лекция 10. Правовое регулирование природопользования в РФ

Просто честно ответьте себе на эти вопросы:

Вы хотите оградить себя
и близких от проблем
юридического характера?

Вы хотите снизить Ваши
проблемы юридического
характера до минимума?

Вы хотите, чтобы Ваши
проблемы решали лучшие
юристы Москвы?

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист. Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *