Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России могут уровнять прожиточный минимум». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Прожиточный минимум с 2024 года будет устанавливаться сроком на один год, а крайний срок для утверждения ПМ на следующий год – 1 июля текущего года. Другими словами, до 1 июля 2024 года должен быть утвержден прожиточный минимум по России на 2022 год на душу населения в целом и по категориям населения.
Субъекты РФ обязаны утвердить величину регионального прожиточного минимума на следующий год не позднее 15 сентября текущего года. То есть, если в регионе применяется свой ПМ, то его величина на 2022 год должна быть утверждена не позднее 15 сентября 2024 года.
Кроме того, соотношение размера прожиточного минимума и медианного среднедушевого дохода должно пересматриваться не реже 1 раза в 5 лет. Как было отмечено ранее, на период с 2024 года соотношение установлено в размере 44,2%. До 2025 года включительно власти должны будут пересмотреть эту цифру как минимум один раз.
Так власти будут пытаться контролировать реальные суммы доходов, которые необходимы для жизни.
Правительство планирует, что к 2025 году прожиточный минимум составит порядка 16 500 – 17 000 рублей. Одновременно будет расти и минимальный размер оплаты труда. То есть, через 5 лет уровень бедности в стране должен будет сократиться как минимум наполовину.
Основные сравнения методик расчета прожиточного минимума представлены в таблице ниже.
Критерий | Методика расчета ПМ до 2020 года включительно | Методика расчета ПМ с 2024 года |
---|---|---|
От чего зависит размер ПМ | Стоимость потребительской корзины | Медианный доход |
Периодичность определения величины ПМ | 1 раз в квартал | 1 раз в год |
Периодичность обновления правил расчета ПМ | Не предусмотрено | Не реже 1 раза в 5 лет |
Возможность уменьшения величины ПМ | Да | Нет |
До 2024 года величина прожиточного минимума напрямую зависела от стоимости потребительской корзины. В нее включалась стоимость минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров первой необходимости, а также величина обязательных сборов и платежей.
С 2024 величина прожиточного минимума рассчитывается в отношении медианного дохода, то есть величины дохода, половина россиян получает больше, а другая – меньше. То есть стоимость потребительской корзины уже не важна.
По старой методике величина прожиточного минимума рассчитывалась ежеквартально, так как стоимость потребительской корзины постоянно изменялась. Например, в III квартале стоимость потребительской корзины всегда уменьшалась из-за более дешевых фруктов и овощей в сезон, а в IV квартале – поднималась. То есть, размер прожиточного минимума мог как увеличиваться, так и уменьшаться. С 2024 года величина ПМ будет рассчитываться 1 раз в год, а уменьшить ее будет нельзя.
К основным трудностям, которые могут возникнуть из-за введения новой методики определения прожиточного минимума, можно отнести следующие:
- неточное определение медианного дохода;
- финансовая нагрузка на бюджет и организации.
С одной стороны хорошо, что прожиточный минимум будет определяться исходя из медианного дохода, да и уменьшать его будет нельзя. Но с другой стороны, в расчете медианного дохода будут участвовать доходы всех слоев населения. Например, генеральный директор фирмы может доход в 200-300 тысяч рублей в месяц, а обычные работники небольших фирм – 20-25 тысяч рублей. В связи с этим средний размер дохода будет не очень точно отображать реальные доходы россиян.
С другой стороны, в России предусмотрено, что прожиточный минимум немного меньше минимального размера оплаты труда. То есть, увеличение ПМ приведет к увеличению МРОТ. Заработная плата в стране не может быть менее МРОТ при условии полностью отработанного месяца на полной ставке.
Такой подход позволит увеличить реальные доходы людей, но финансовая нагрузка возрастет – причем как на бюджет, так и на частные предприятия. Взять тот же малый бизнес – в среднем у них зарплата немного выше МРОТ, а в 2020 году наблюдалось сокращение численности субъектов малого и среднего предпринимательства. Частично на ликвидации фирм сказалась пандемия коронавируса, но некоторые отрасли бизнеса так и не смогли после нее восстановиться. А если предприятия обяжут повышать заработную плату, то некоторые фирмы могут или «войти» в долги, или просто закрыться. Как следствие, некоторая часть их персонала может остаться без работы.
Да и на бюджете повышение заработной платы скажется негативно, так как государственные служащие получают зарплату за счет бюджета.
Поэтому сейчас сложно точно сказать, как повлияет новая методика расчета прожиточного минимума на дальнейшую финансовую обеспеченность россиян.
МРОТ закреплен в федеральном законе с 2000 года, до этого законодательный акт издавался каждый раз новый. С тех пор ежегодные изменения в законе касаются только суммы наименьшего дохода работающим россиянам. На 2019 год размер минимальной заработной платы составлял 11280 рублей, а с 1 января 2020 года его повысят до 12130 рублей. Прожиточный минимум в 2017 году был больше, чем МРОТ. На 2019 год прожиточный минимум равен 11185 рублей, то есть он на 95 рублей ниже федерального МРОТа.
В Указе «О национальных целях, стратегических задачах развития РФ до 2024 года» определены способы борьбы с бедностью в Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы устанавливают на следующий год на основании прожиточного минимума, рассчитанного за второй квартал предшествующего года.
С тех пор как ПМ уравняли с МРОТ, работодатели не могут назначать заработную плату своим сотрудникам в меньшем размере, чем прожиточный минимум. Ежемесячный наименьший доход теперь должен включать денежный размер потребительской корзины. Если по каким-либо причинам зарплата работника вышла меньше, чем МРОТ, работодатель должен доплатить недостающую сумму за счет премий, надбавок или увеличить оклад дополнительным соглашением.
В целом по России прожиточный минимум нужен для того, чтобы:
- оценить уровень жизни граждан РФ при осуществлении программы по улучшению экономики в государстве;
- обосновать МРОТ на федеральном уровне и минимальный объем пенсии;
- установить стипендии, соц. пособия и другие выплаты, которые назначают из федерального бюджета;
- сформировать федеральный бюджет.
Прожиточный минимум для регионов Российской Федерации служит для:
- определения качества жизни граждан в определенном регионе и успешности осуществления программы по улучшению условий жизни;
- оказания финансовой поддержки для малоимущих семей;
- формирования регионального бюджета.
МРОТ и прожиточный минимум влияют на следующие выплаты:
- Заработная плата. В 2019 году гражданин не может получать доход в месяц ниже установленного показателя. Если зарплата ниже прожиточного минимума, работник вправе подать жалобу в соответствующую организацию. После этого к владельцу компании применяют санкции, назначают штрафы. При этом реальный заработок может быть ниже МРОТа, если гражданин работает неполный день, не выполняет норму по времени и труду или работает по совместительству.
- Пособия. От минимального дохода зависят пособия по беременности, родам, уходу за малышом до 1,5 лет, оплата больничных листов.
- Налоги. От минимального размера оплаты труда зависит и величина налогов. Повышается минималка — увеличиваются налоговые отчисления.
- Районный коэффициент. Доплаты назначают тем гражданам, которые работают в особых климатических зонах.
МРОТ может оказывать негативное воздействие на малый бизнес. Предприниматели не в состоянии выплачивать зп в таком размере. Кроме того у ряда граждан снижается мотивация для развития и улучшения профессиональных навыков.
Если размер пенсии оказывается у россиянина меньше прожиточного минимума, то выплаты дотягивают до нужного показателя. Пенсионеру потребуется обратиться в фонд социальной защиты по месту жительства или в ПФ и подать письменное заявление.
С 1 января 2024 года в России изменились методики расчета минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. Теперь их значения зависят не от стоимости потребительской корзины, а от медианных дохода и зарплаты. Впервые МРОТ (12 792 руб.) стал выше прожиточного минимума.
Прожиточный минимум — это особый счетный показатель, который влияет на многие виды соцвыплат в пользу работников. Прожиточный — это денежное выражение минимальных потребностей человека для жизни в течение одного календарного месяца. Значение пересматривают ежегодно. Актуальная величина прожиточного минимума по России и регионам на 2024 год в статье.
Что такое прожиточный минимум в России
Прожиточный минимум — это совокупность минимальных затрат, необходимых человеку для нормальной жизни из расчета на месяц. Минимум бывает в целом по РФ, по регионам, а также делиться на минимум для трудоспособного населения, пенсионеров, детей.
Постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2406 установлен прожиточный минимум на 2024 год в целом России.
Актуальные значения на 2024 год по категориям населения:
- на душу населения 11 653 рубля
- для трудоспособного населения – 12 702 рубля
- для пенсионеров – 10 022 рубля
- для детей – 11 303 рубля
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ, величина прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на очередной год устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.
Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2024 года устанавливается в размере 44,2 процента.
На 2024 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за второй квартал 2020 года.
Фактическое значение прожиточного минимума изменяется постоянно, на это влияет инфляция, динамика цен, политическая обстановка и многое другое.
Ранее расчетный показатель устанавливался на основании сложных экономических расчетов и выкладок. Но теперь прожиточный минимум на следующий год утверждается не ежеквартально, а раз в год.
Если раньше его величина определялась на основе расчёта стоимости продуктов, включённых в потребительскую корзину, то теперь зависит от медианного среднедушевого дохода по стране.
МРОТ — это минимальный размер оплаты труда. Показатель напрямую связан с величиной прожиточного минимума. Так, ч. 5 ст. 75 Конституции РФ, ч. 1 ст. 133 ТК РФ и Федеральным законом от 19.06.2000 N 82 —ФЗ установлено, что с 1 января 2019 года минимальная зарплата в России не может быть ниже, чем прожиточный минимум для трудоспособного населения.
Что дает равенство показателей? Это отельная гарантия для трудоспособного населения, что их заработная плата не будет ниже стоимости минимальных потребностей для нормальной жизни. То есть, доход, в виде минимальной зарплате, не может быть ниже, чем установлена потребность в жизненно необходимых товарах, работах и услугах.
Данное равенство достигалось Правительством РФ на протяжении нескольких лет, и только к началу 2019 года значения сравнялись. На тот момент значения достигли суммы в 11 280 рублей в месяц.
В 2024 году МРОТ впервые превысил прожиточный минимум, составив 12 792 руб. В некоторых регионах МРОТ выше этого показателя.
Смотрите МРОТ в 2024 году по регионам РФ.
12 392 рублей — Ранее планируемое федеральное значение МРОТ на 2024 год, исчисленное расчетным путем в соответствии со старой методикой, утвержденной приказом Минтруда РФ (Приказы Минтруда России от 09.08.2019 N 561 н, от 28.08.2020 N 542 н)
12 792 рубля -Новый федеральный МРОТ на 2024 год, установленный в соответствии с новой методикой расчета, предложенной Правительством РФ
Новый способ расчета позволяет максимально приблизить значение ПМ к реальности.
Работодатель должен повысить зарплату до нового МРОТ, иначе штрафов ему не избежать. С 2024 года МРОТ считают по совершенно другой методике. Теперь он зависит от ранее неизвестного многим понятия «медианная зарплата».
В современной экономической и социологической науке используется большое количество различных инструментов, позволяющих производить статистические расчёты, корректировать направление экономического развития страны и делать прогнозы на будущее. Одним из подобных статистических инструментов является потребительская корзина.
В России она представляет собой приблизительно рассчитанный набор товаров, отражающий структуру потребления каждой отдельно взятой среднестатистической российской семьи. Является одним из важнейших показателей для исчислений, производимых статистическими отделами и советами экспертов при властных структурах – правительствах и парламентах различных уровней.
С точки зрения социологии и социальной политики, имеется ещё одно определение потребительской корзины. Согласно этому определению, в корзину входит набор продуктов, необходимых каждому человеку для нормальной жизнедеятельности. Ее размер даёт наглядное представление о реальных величинах расходов каждого, отдельно взятого гражданина. В отличие от отвлечённых и абстрактных статистических исследований, данный инструмент даёт реальное представление о минимальном бюджете россиянина на каждый год. Таким образом, прожиточный минимум и потребительская корзина прочно связаны между собой.
Прожиточный минимум в целом по РФ (федеральный прожиточный минимум) предназначается для:
-
оценки уровня жизни граждан РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ государства;
-
обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда (федерального МРОТ), а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
-
формирования федерального бюджета;
-
других установленных федеральным законодательством целей.
Прожиточный минимум в субъектах РФ (региональный прожиточный минимум) предназначается для:
-
оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;
-
обоснования устанавливаемого на региональном уровне минимального размера оплаты труда (регионального МРОТ);
-
оказания необходимой государственной социальной помощи и предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам;
-
формирования бюджетов субъектов РФ;
-
других установленных федеральным законом целей.
Фактическое значение величины федерального прожиточного минимума изменяется постоянно, на это влияют:
-
уровень инфляции,
-
динамика изменения цен на товары потребления и коммунальные услуги,
-
социально-экономическая и политическая обстановка в стране и многое другое.
До 2024 года расчетный показатель величины федерального прожиточного минимума устанавливался на основании сложных и не совсем понятных экономических расчетов.
Теперь в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ:
-
величина федерального прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на очередной год устанавливается не ежеквартально (как было до 2024 года), а раз в год до 1 июля текущего года Правительством РФ
-
с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и
-
исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год, а не на основе расчёта стоимости продуктов, включённых в потребительскую корзину.
Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ в статью 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» с 1 января 2024 года введено понятие «медианный среднедушевой доход».
В соответствии с этой статьей, медианный среднедушевой доход:
-
величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по РФ имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина — выше данной величины и
-
которая ежегодно исчисляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ — Федеральной службой государственной статистики (Росстатом).
В соответствии со статей 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» основные социально-демографические группы населения:
- трудоспособное население,
- пенсионеры,
- несовершеннолетние дети.
Величина прожиточного минимума по указанным основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ на очередной год устанавливается:
-
Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений исходя
-
из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на тот же год одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ.
Соотношение величины прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения в целом по РФ:
-
для трудоспособного населения — 109% от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ;
-
для несовершеннолетних детей — 97% от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ;
-
для пенсионеров — 86% от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ.
Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения на 2024 год:
Период, на который установлена величина прожиточного минимума | Все население | В том числе по социально-демографическим группам: | ||
трудоспособное население | пенсионеры | несовершеннолетние дети | ||
с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2024 г. | 11 653 | 12 702 | 10 022 | 11 303 |
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2406 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2024 год»
Величина прожиточного минимума рассчитывается отдельно по каждому субъекту РФ (региональный прожиточный минимум) и для трех групп населения — трудоспособных, пенсионеров и несовершеннолетних детей в каждом регионе.
Величина регионального прожиточного минимума на душу населения на очередной год устанавливается до 15 сентября текущего года субъектом РФ:
-
с учетом коэффициента региональной дифференциации,
-
который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ в порядке, определяемом Правительством РФ.
На 2024 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным категориям населения в регионе устанавливается:
-
в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и
-
по основным социально-демографическим группам населения в субъекте РФ за II квартал 2020 года.
Величина регионального прожиточного минимума для пенсионеров:
- используется в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О государственной социальной помощи».
Органы государственной власти субъектов РФ вправе:
-
устанавливать величину регионального прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно
-
с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в данных субъектах РФ.
Ниже в качестве примера приведены последние официально утвержденные данные по величине прожиточного минимума на душу населения в некоторых регионах на 2024 год:
Регион РФ | Все население | В том числе по социально-демографическим группам: | ||
трудоспособное население | пенсионеры | несовершеннолетние дети | ||
Российская Федерация | 11 653 | 12 702 | 10 022 | 11 303 |
Москва | 18 029 | 20 589 | 12 722 | 15 582 |
Московская обл. | 13 509 | 14 941 | 10 103 | 13 317 |
Санкт-Петербург | 11 685 | 12 826 | 9 478 | 11 391 |
Ленинградская обл. | 11 212 | 12 151 | 9 550 | 10 790 |
Чукотский АО | 22 734 | 23 383 | 17 488 | 23 476 |
Тюменская обл. | 12 046 | 12 673 | 12 417 | 9 601 |
Красноярский край | 13 409 | 14 186 | 10 426 | 14 095 |
Алтайский край | 10 460 | 11 190 | 8 960 | 10 611 |
Республика Ингушетия | 10 571 | 10 601 | 8 282 | 11 015 |
Республика Башкортостан | 10 015 | 10 641 | 8 155 | 10 077 |
Волгоградская обл. | 9 909 | 10 625 | 8 034 | 10 106 |
Ярославская обл. | 10 891 | 11 910 | 8 783 | 11 071 |
Данные о величине прожиточного пока обычно утверждаются регионами через 3-6 месяцев после завершения квартала. Таким образом, на начало 2024 года известны данные по минимуму за 3 квартал прошлого года.
Власти одобрили новый подход к расчету прожиточного минимума в России
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) непосредственно связан с величиной прожиточного минимума:
-
ч. 5 статьи 75 Конституции РФ:
-
Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;
-
-
ч. 1 статьи 133 Трудового кодекса РФ:
-
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
-
-
ч. 5 статьи 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О минимальном размере оплаты труда»:
-
Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.
-
В 2024 году минимальный размер оплаты труда (МРОТ) впервые превысил величину прожиточного минимума, составив 12 792 рублей.
- Понятие оплаты труда и заработной платы
- Правовые основы заработной платы в РФ
- Основные государственные гарантии по оплате труда работников (выплате заработной платы)
- Что делать, если работодатель выплачивает заработную плату меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ)?
- Оплата труда. Заработная плата
21:09 02 Апреля 2024
Под прожиточным минимумом понимается сумма всех минимальных месячных затрат, которые требуются одному человеку для обеспечения достойных условий жизни. Этот экономический показатель является одним из основных и определяется в целом по России и по всем регионам в отдельности.
Также определённые суммы прожиточного минимума предназначены для каждой возрастной категории населения, среди которых выделяются трудоспособные граждане, люди пенсионного возраста и несовершеннолетние. Данный экономический показатель необходим для того, чтобы следить за благосостоянием людей и оценивать степень нуждаемости российских граждан для оказания им помощи от государства.
- Стоимость условной продуктовой корзины, в которую включены основные продукты питания для одного гражданина России на месяц.
- Расходы на элементарные товары: лекарства, средства для личной гигиены, а также продукты хозяйственного назначения.
- Оплата счетов за коммунальные услуги.
- Средства, потраченные на приобретение любых бытовых товаров, плата за различные работы и дополнительные услуги, не включающиеся в группу жизненно необходимых. В целом, всё то, что важно для нормального существования людей: покупка одежды и обуви, пользование медицинскими и образовательными услугами, аренда жилплощади, оплата проезда и т. д.
Федеральный прожиточный минимум
На значение данного экономического показателя оказывает влияние большое количество факторов: изменение цен, инфляция, политика государства, поэтому он постоянно меняется.Федеральный закон № 473-ФЗ, принятый 29 декабря 2020 года, утверждает установленный Правительством РФ размер прожиточного минимума на 2024 год на основе статистических данных, полученных во втором квартале прошедшего года. При этом учитывается решение Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В 2024 году российское Министерство труда решило применить иной метод вычисления суммы прожиточного минимума. Ранее, чтобы определить сумму прожиточного минимума, требовалось произвести различные экономические расчёты и выкладки. Однако с принятием упомянутого постановления этот показатель устанавливается не каждый квартал, а лишь один раз на весь год.
Понятие закреплено ст.133 ТК РФ — это установленный на федеральном уровне размер месячного заработка работника при условии, что тот выполнил необходимую норму труда и отработал положенную норму рабочего времени.
Законодательно установлено, что величина зарплаты не может быть меньше МРОТ. Однако стоит учесть, что размер МРОТ учитывается до вычета НДФЛ, поэтому на руки работник получит сумму меньше на 13%. В размер «минималки» также включаются дополнительные надбавки, премии и компенсации, за исключением повышающих северных коэффициентов.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается на:
- федеральном уровне;
- региональном, но не ниже федерального (ст. 133.1 ТК РФ).
Прожиточный минимум (ПМ) — это условно-оценочная стоимость потребительской корзины, которая включает минимальный набор продуктов, товаров и услуг, а также ежемесячные обязательные платежи (ФЗ № 134 от 24.10.1997). На основе потребкорзины проводится анализ уровня жизни россиян, показатели которого влияют на формирование величины ПМ, а также федерального и региональных бюджетов.
После сбора статистики и оценки уровня жизни граждан устанавливается минимальная величина дохода человека, которая позволит обеспечить потребности жизнедеятельности. На основе ПМ просчитывается размер МРОТ.
Посмотрим, для чего нужен МРОТ и прожиточный уровень. Как эти понятия влияют на процесс урегулирования ситуации, когда нарушаются права работников в вопросе оплаты труда работодателем?
Взаимосвязь понятий состоит в том, что по сути федеральный МРОТ является таким же социальным гарантом, как и ПМ, направленным на защиту прав работающих. МРОТ устанавливает такую минимальную зарплату, которая позволит работнику снабдить себя необходимым набором товаров и услуг. Работодатель со своей стороны не вправе платить зарплату меньше установленного порога. Поэтому важно, чтобы эти величины соответствовали друг другу.
Вместе с этим при изменении размера ПМ происходит пересмотр минимальной зарплаты, пенсионных выплат по старости, другой социальной нагрузки на бюджет. ПМ выступает в роли минимального соцстандарта, с помощью которого происходит оценка уровня жизни граждан, ниже которого человек считается находящимся за чертой бедности. Это своеобразный ориентир для правительства, когда разрабатывается и реализуется социальная политика страны.
Только недавно удалось уравнять МРОТ и общий показатель ПМ. До этого принцип трудового законодательства о соответствии МРОТ и ПМ не соблюдался, а это, в свою очередь, усиливало социальное напряжение в обществе, причиной которого является расслоение россиян по уровню доходов. По словам президента РФ, МРОТ будет постоянно индексироваться и власти больше не допустят, чтобы тот опустился ниже прожиточного минимума.
Прожиточный минимум стали считать по-новому. Разбираемся, что меняется
Новый подход, который планируется внедрить с 2024 г., близок к тому, что используется в Европе. Там прожиточный минимум определяется как доля в 40-60% от так называемого медианного дохода в стране. В законопроекте о реформе расчета ПМ, с которым ознакомился «АиФ», предлагается на ближайшие 5 лет установить это соотношение в 44,2%. Таким образом, в следующем году в среднем по России ПМ составит 11 653 руб., увеличившись на 412 руб., а в 2025 г. с учетом роста медианного дохода, который прогнозируют эксперты, он может достичь 16 267 руб. Это более высокий рост, чем обеспечила бы ныне действующая методика.
До сих пор местный ПМ определяется на основе стоимости потребительской корзины в регионе. Однако, не обладая достаточными финансовыми ресурсами для расширения круга получателей пособий и льгот, регионы его нередко занижали, выбирая минимальные цены. По оценке, которую Минтруд провел, когда готовил новую методику, это происходит как минимум в 50 субъектах РФ. Причем занижение ПМ по сравнению с научно обоснованными нормами потребления достигает 27%.
Новый подход обяжет регионы ориентироваться на единые национальные стандарты. Чтобы учесть местные географические, климатические и ценовые особенности, для каждой республики и области будет разработан коэффициент, повышающий или понижающий региональный ПМ по сравнению с общероссийским.
ПМ для отдельных категорий граждан будет определяться на основе среднедушевого прожиточного минимума. ПМ для трудоспособного населения составит 109% от этого показателя, для детей — 97%, для пенсионеров — 86%.
Например, в 2024 г. общероссийский прожиточный минимум человека в активном рабочем возрасте составит 12 702 руб., ребенка — 11 303 руб., пенсионера — 10 022 руб.
От темпов развития российской экономики. «Законопроект предполагает, что соотношения медианный доход/прожиточный минимум и медианная зарплата/МРОТ будут пересматриваться не реже чем раз в 5 лет, — говорит заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Пудов. — Но если экономика страны станет расти быстрее, чем прогнозируется, то такой пересмотр в сторону повышения может произойти и раньше».
Пока же реформа стартует в ситуации, когда из-за кризиса в 2024 г. по многим направлениям планируется сокращение государственных расходов. Но повышение прожиточного минимума и МРОТ, напротив, ведущее к повышению бюджетных затрат, не откладывается. Намеченная реформа только в следующем году потребует от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов 133,6 млрд руб. Планируется, что правительство внесет в Госдуму соответствующий законопроект уже до 28 сентября 2020 г.
Прожиточный минимум устанавливается на федеральном и региональном значении. Сейчас действует Приказ Минтруда от 28 августа 2020 года №542 н, где указано, что величина прожиточного минимума на сегодняшний день составляет 11 468 рублей. Для трудоспособного населения величина равняется 12 392 рубля, для пенсионеров 9422 рубля, а для детей 11 423 рубля. По сравнению с первым кварталом рост составил примерно 500–700 рублей.
В настоящее время прожиточный минимум считается исходя из оценки потребительской корзины, которая учитывает 11 групп продуктов питания, а также основные услуги, в том числе коммунальные платежи и непродовольственные товары. У многих такой расчет вызывает недоумение.
- Во-первых, цены на непродовольственные товары учитываются примерные, а не точные и, как правило, по факту стоимость необходимых товаров в разы выше, чем учтены в бюджете прожиточного минимума.
- Во-вторых, официальная инфляция гораздо меньше, чем реальный рост цен на коммунальные услуги, одежду, бытовую технику и, конечно же, продукты питания.
Таким образом, прожиточный минимум просто не успевает расти вслед за ценами. На сегодняшний день этих денег вряд ли хватит, чтобы удовлетворить даже минимальные человеческие потребности.
Эксперт: «Реальный прожиточный минимум в стране в 2-3 раза выше официального»
Минтруд предложил изменить порядок расчета величины прожиточного минимума.
Предлагается делать расчет в процентах от медианного дохода граждан в России. Медианный доход рассчитывается, исходя из величины, которая разделяет граждан пополам в плане их доходов, половина будет получать больше установленной суммы, а половина – меньше.
Таким образом, исходя из данных Росстата, должна быть рассчитана эта величина, после чего предлагается установить величину прожиточного минимума в стране из расчета 44,2% от этой величины (среднедушевого дохода или медианной зарплаты по стране). На данный момент медианная зарплата по стране составляет 34,3 тыс. рублей. Таким образом, если сделать расчет, то бюджет прожиточного минимума должен составить 15160 рублей. Это существенно выше, чем сейчас есть.
При этом для трудоспособного населения будет установлено значение 109% от указанного показателя (или 16 524 рубля), для детей – 97% (или 14 705 рублей), для пенсионеров – 86% (или 13 037 рублей).
В Минтруде сообщили, что данный расчет существенно увеличит размер прожиточного минимума, и это позволит эффективно бороться с бедностью в стране. Планируется, что повышение прожиточного минимума в регионах будет проходить поэтапно в течение 4-х лет.
Прожиточный минимум в Московской области выглядит так:
Трудоспособные граждане | Пенсионеры | Дети |
14,547 тыс. | 9,848 тыс. | 12,668 тыс. |
Общий размер на душу населения – 13,115 рублей.
Прожиточный минимум в Санкт-Петербурге выглядит так:
Трудоспособные граждане | Пенсионеры | Дети |
12,584 тыс. | 9,303 тыс. | 11,176 тыс. |
Трудящимся размер оклада был увеличен на 90 р., выплаты пенсионерам — на 56 р., детям — на 77 р. В целом размер месячного ПМ на душу населения составляет сейчас 11,465 р.
Прожиточный минимум в Санкт-Петербурге был установлен правительством города. Это было осуществлено после окончания квартала с учетом данных о цене корзинки для потребителей.
Прожиточный минимум в Краснодарском крае выглядит так:
Трудоспособные граждане | Пенсионеры | Дети |
11, 898. | 9,08 тыс. | 10,508 тыс. |
Трудящимся размер оклада по сравненич был увеличен на 698 р., выплаты пенсионерам — на 317 р., детям — на 393 р.
Сумма месячного ПМ на душу населения в Краснодарском крае составляет сейчас 10 989 р. Она выросла на 693 рублей.
Прожиточный минимум в Самарской области выглядит следующим образом:
Трудоспособные граждане | Пенсионеры | Дети |
11,808 тыс. | 8,505 тыс. | 10,551 тыс. |
Трудящимся размер оклада был увеличен на 808 р., выплаты пенсионерам — на 605 р., детям — на 651 р.
Сумма месячного ПМ на душу населения в Самарской области составляет сейчас 10659 р. Она выросла на 574 рубль.
Прожиточный минимум в Ростовской области сегодня выглядит следующим образом:
Трудоспособные граждане | Пенсионеры | Дети |
11,033 тыс. | 8,377 тыс. | 10,752 тыс. |
Трудящимся размер оклада был увеличен на 433 р., выплаты пенсионерам — на 377 р., детям — на 252 р.
Сумма месячного ПМ на душу населения в Ростовской области составляет сейчас 10351 рубль. Она выросла на 354 рубля.
В среднем по стране прожиточный минимум на ребенка составляет 9770 рублей. Соответствующее постановление было подписано Д. Медведевым. Детские выплаты будут увеличиваться ежеквартально. Считается, что к концу 2024 года они будут увеличены на 10 %.
С 2018 г. расчет корзины необходимых продуктов производиться по-новому. Теперь составляющие корзины делятся пополам: 50 % составляют пищевые продукты, 50 % — непродовольственные товары и услуги.
Установление прожиточного минимума определяется именно этими цифрами. А также принимаются в расчет налоговые сборы и прочие обязательные платежи.
Прожиточный минимум – это величина, на которую, по мнению сановитых экспертов, может прожить среднестатистический человек в условиях текущего экономического положения дел. То есть это величина достаточной стоимости для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма, а также сохранения здоровья этого организма набором определенных продуктов продовольствия.
Однако стоит упомянуть о небольшой, но важной особенности – несмотря на то, что средний прожиточный минимум по всей стране устанавливается Правительством РФ, в каждом отдельно взятом регионе вопрос о размере стипендий, пенсий и прочих выплатах от государства решается на местах.
Ее выступление дополнил Максим Топилин, возглавляющий Министерство труда. «Мы планируем провести повышение в два этапа. В начале 2019 года минималка составит около 90% установленного на тот момент прожиточного минимума, а в 2019 уже дойдет до 100%. Это будет справедливо по отношению к людям, работающим на неквалифицированной низкооплачиваемой работе. После повышения им станет значительно легче сводить концы с концами и оплачивать свои насущные нужды. Из госбюджета на это пойдет более 25 миллиардов рублей,» — поделился планами правительства глава министерства.
- Физиологическая часть в денежном выражении определяет базовый набор материальных ценностей, необходимый для поддержания общих параметров жизнедеятельности гражданина. На нее приходится примерно 85-87% от всего объема прожиточного минимума.
- Социальная составляющая включает в себя некоторое количество духовных ценностей, способствующих моральному, профессиональному и культурному личностному развитию человека.
Депутат Госдумы призвал повысить прожиточный минимум почти втрое
Судя по первому значению, в 2019 году курс взят на небольшое, но повышение. А продолжится ли оно, покажет время. Но тут следует оговориться, повысилась ставка только для трудоспособного населения и детей. Для пенсионеров, к сожалению, прожиточный минимум в сравнении с предыдущим кварталом понизился еще на двадцать рублей. Цифра невелика, но все же неприятно.
Теперь о прогнозах. Возьмем за основу показатель прожиточного минимума для трудоспособного населения, который в 1 квартале 2019 года составлял 17642 рублей и сравним его с МРОТ, который за этот же период был в пределах 17300 рублей.
Известно, что с первого июля 2019 года в Москве МРОТ составит 17992 рубля, т.е. будет его значительное повышение по сравнению с предыдущим периодом. А учитывая прямую связь между МРОТ и величиной прожиточного минимума, можно предположить, что во втором квартале 2019 года будет и увеличение прожиточного минимума.
В сравнении суммы для той или иной социально-демографической группы (трудоспособного населения, пенсионеров и детей) разные. Меньше всего потребление продуктов рассчитано для пенсионеров, затем для детей и работающих. Как правило, самый высокий прожиточный минимум установлен для трудоспособного населения, чуть ниже — для детей, еще меньше — для пенсионеров. Но конкретные значения в каждом регионе свои. Показатели рассчитывают в процентах от стоимости корзины продуктов — от 45 до 60% и учитывают климатические особенности регионов (см. таблицу ниже).
Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, которая включает в себя набор товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и нормальной жизнедеятельности. Уровень прожиточного минимума тесно связан с размером минимальной оплаты труда. Именно на эти два показателя опирается экономика, планируются федеральный и региональные бюджеты.
Многие ведущие экономисты понимают понятие «прожиточный минимум» населения какой-либо страны как один из критериев оценки благосостояния народа и его уровня жизни. Какова его величина в 2019 году для России, и что входит в состав потребительской корзины россиян? Наши эксперты отвечают на эти вопросы.
Исчисление полной стоимости потребительской корзины для установления уровня прожиточного минимума проводится по специальному алгоритму, то есть конечная цифра будет представлять собой сумму цен на продуктовые и непродовольственные товары, вместе с необходимыми услугами. Рассчитывается этот показатель на месяц: приблизительный годовой объем делят на 12 (количество месяцев в году). После этого полученное число умножают на усредненные цены утвержденных комиссией товаров и услуг. Все результаты суммируются, в результате чего получается усредненная стоимость потребительской корзины.
Если допустить негативный сценарий временных перемен в экономике, где из-за внешнего влияния опять возникнет кризисная ситуация, то для ее решения, необходимо будет поднимать стоимость потребительской корзины. В свою очередь, это повлечет неминуемое увеличение трат, как федерального бюджета, так и бюджета на местах.
К сожалению, позиция национальной валюты по отношению к курсу доллара нестабильна. Любые колебания на нефтяном рынке плачевно сказываются на стоимости рубля. В свою очередь, девальвация приводит к увеличению инфляции. Происходит цепная реакция. От цены на нефть, грубо говоря, зависит цена на хлеб.