Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исковое заявление на оспаривание кадастровой стоимости». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости объекта Екатеринбурга обязательно сопровождается пакетом документов:
- документ, удостоверяющий уплату пошлины в бюджет, которая для частного лица равна 300 рублям, а для юридического – 2 000 рублям;
- копии документов на право собственности или аренды;
- отчет или его копия от оценщика;
- выписку об оценке из регистрационного органа;
- иные документы, которые необходимы для данного случая.
В Свердловский областной суд
Административный истец: Б.
Административный ответчик:
Правительство Свердловской области
Юридический адрес: 620014, Свердловская область, город Екатеринбург, Октябрьская площадь, дом 1
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
Юридический адрес: 620062, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Генеральская, дом 6 «а»
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Юридический адрес: 620075, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Мамина-Сибиряка, дом 111
Государственная пошлина: 300 рублей
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости
На основании договора купли-продажи Б. является единоличным собственником земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 2 030 квадратных метров, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации. Указанные сведения подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АЕ № 4954409952.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, до 01 января 2017 года был урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Положения этого Федерального закона подлежат применению при рассмотрении настоящего заявления в силу части 7 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Заявление об оспаривании кадастровой стоимости должно быть надлежащим образом оформлено. Законодательством предусмотрены следующие требования к оформлению заявления:
- В правом верхнем углу заявления должна быть шапка с указанием ФИО председателя Комиссии, на имя которого составляется заявление, а также ваши ФИО и адрес места проживания.
- Заявление должно содержать все необходимые данные об объекте недвижимости и заявителе.
- В заявлении должно быть указано основание для пересмотра кадастровой стоимости и доказательства этого основания (отчет об оценке или указание на недостоверность сведений).
- Необходимо описание приложений к заявлению (опись списка документов).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами ст. ст. 65 и 66 ЗК РФ, гл. III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов РФ либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
(Определение Верховного Суда РФ от 02.09.2015 N 16-АПГ15-21)
Установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, и само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
(Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 N 1555-О)
Федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
(Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2015 N 83-АПГ15-7)
Закон прямо предусматривает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. Довод о том, что пересмотр кадастровой стоимости участка повлечет сокращение налоговых поступлений в местный бюджет, не может служить основанием к отмене решения суда об установлении кадастровой стоимости участка в размере, равном его рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта.
(Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2015 N 41-АПГ15-1)
Для целей налогообложения изменение кадастровой стоимости на основании решения суда будет иметь правовые последствия в том случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в течение налогового периода, равного календарному году, в котором оспариваемая кадастровая стоимость является актуальной.
(Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2015 N 4-АПГ15-33)
В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 пояснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. При этом право арендатора объекта недвижимости на обращение в суд в целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости не ставится в зависимость от срока действия договора аренды этого объекта.
(Определение Верховного Суда РФ от 25.02.2016 N 89-КГ15-25)
В абз. 8 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 разъяснено, что лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. При этом наличие у заявителя задолженности по арендной плате не исключает его права на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости.
(Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2015 N 16-АПГ15-33)
Суд отказал заявителю в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, не признав отчет о рыночной стоимости участка, на который получено положительное экспертное заключение, допустимым доказательством, поскольку согласно отчету оценка участка проводилась на дату, отличную от даты внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения его кадастровой стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости
Суд удовлетворил заявление сособственников земельных участков о внесении изменений в сведения ГКН о кадастровой стоимости участков, поскольку указанные сведения и сведения об удельном показателе кадастровой стоимости участков необоснованно завышены по сравнению с рыночной стоимостью участков.
Это нарушает права заявителей, т.к. именно кадастровая стоимость определяет размер налоговой базы для исчисления земельного налога. При рассмотрении дела суд принял во внимание представленный заявителями отчет независимого оценщика об определении рыночной стоимости земельных участков, согласно которому кадастровая стоимость участков существенно превышает определенную оценщиком рыночную стоимость этих земельных участков на дату внесения в ГКН сведений об их стоимости. Кроме того, распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, на основании которого в ГКН были внесены сведения о кадастровой стоимости участков заявителей, кадастровая стоимость этих конкретных участков и ее удельный показатель не утверждались.
(Апелляционное определение Московского областного суда от 14.09.2015 по делу N 33-18949/2015)
Действия ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области по предоставлению в налоговую инспекцию информации о кадастровой стоимости земельного участка заявителя являются незаконными, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда, которым указанная кадастровая стоимость участка признана не соответствующей рыночной стоимости и исключена из ГКН.
Ранее суд удовлетворил заявление заявителя к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка и вынес решение установить в отношении земельного участка кадастровую стоимость в размере рыночной; заверенная копия этого судебного решения была направлена на исполнение в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области. Однако, несмотря на наличие судебного акта, кадастровая палата предоставила в налоговый орган сведения (справку) о недействующей кадастровой стоимости участка. Суд квалифицировал действия кадастровой палаты как противоречащие положениям ст. 13 ГПК РФ, т.к. они не учитывают вступивший в законную силу судебный акт об установлении в отношении земельного участка с определенной даты кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости.
(Апелляционное определение Московского областного суда от 03.08.2015 по делу N 33-18308/2015)
Удельный показатель кадастровой стоимости, исходя из которого рассчитывается кадастровая стоимость объектов недвижимости, утверждается для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта РФ; действующее законодательство предусматривает возможность внести в качестве кадастровой стоимости конкретного земельного участка его рыночную стоимость (ч. 3 ст. 66 ЗК РФ), но не предусматривает возможность оспаривать удельный показатель кадастровой стоимости, применяемый для расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости.
(Апелляционное определение Московского областного суда от 10.08.2015 по делу N 33-15503/2015)
Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости; установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
(Апелляционное определение Московского областного суда от 15.06.2015 по делу N 33-11771/15)
Оценив экспертное заключение, сделанное по результатам проведения судебной оценочной экспертизы, суд признал результаты отчета достоверными и актуальными и сделал вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка истца может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании названного отчета.
Суд пояснил, что кадастровая стоимость земельного участка представляет собой публичный эквивалент стоимости земельного участка, который учитывается при исчислении земельного налога, арендной платы за пользование земельными участками, выкупной стоимости земельного участка при его приобретении из государственной и муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Размер кадастровой стоимости является одной из основных составляющих, определяющих экономическую эффективность использования земельного участка и затраты, связанные с приобретением и использованием земельных участков; неправильное определение кадастровой стоимости участка может привести к финансовым потерям для его правообладателей. Ответчик (Управление Росреестра по Московской области) не представил доказательств того, что рыночная стоимость спорного участка является иной или что результаты отчета независимого оценщика не соответствуют требованиям действующего законодательства.
(Апелляционное определение Московского областного суда от 03.06.2015 по делу N 33-12936/2015)
Суд отказал в удовлетворении искового заявления гражданина об обязании ФФГБУ «ФК�� Росреестра» по Московской области внести изменения в сведения ГКН о кадастровой стоимости земельных участков, поскольку орган кадастрового учета не является надлежащим ответчиком по делу.
Исковые требования
Примечание. Данные исковые требования приведены исходя из судебной практики, сформировавшейся до 15.09.2015, т.е. до вступления в силу КАС РФ.
Основные:
— об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости;
— об обязании заинтересованного лица (ответчика) внести в государственный кадастр недвижимости (ГКН) в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость;
— о признании незаконными действий заинтересованного лица (ответчика) по внесению в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка;
— об обязании заинтересованного лица (ответчика) внести в ГКН изменения в сведения о кадастровой стоимости в соответствии с решением суда;
— об обязании заинтересованного лица (ответчика) исключить из ГКН сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и внести в реестр указанные сведения в соответствии с рыночной стоимостью участка.
Примечание. Данные исковые требования приведены исходя из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 (п. 2 Постановления).
Основные:
— об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости;
— об изменении кадастровой стоимости земельного участка в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки (земельном участке), использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;
— об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Эта категория споров подразумевает ситуацию, в которой истец-гражданин не согласен с кадастровой стоимостью земельного участка, определенной по правилам гл. III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ и утвержденной решением исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, обычно — распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 14.09.2015 по делу N 33-18949/2015, от 15.06.2015 по делу N 33-11771/15, от 20.05.2015 по делу N 33-9069/2015).
Как правило, основанием для обращения в суд является несоответствие кадастровой стоимости участка его рыночной стоимости, когда первая величина превышает вторую.
Кадастровая стоимость земельных участков устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения (п. 5 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Следовательно, неправильное ее определение (завышение по сравнению с рыночной стоимостью) влечет увеличение налоговых обязательств истца, в частности, по уплате земельного налога (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 14.09.2015 по делу N 33-18949/2015, от 10.08.2015 по делу N 33-15503/2015, от 03.06.2015 по делу N 33-12936/2015, от 20.05.2015 по делу N 33-9069/2015). Кроме того, внесение в ГКН сведений о размере кадастровой стоимости земельных участков, завышенном по сравнению с их рыночной стоимостью, снижает коммерческую привлекательность участков (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 20.05.2015 по делу N 33-9069/2015, от 11.02.2015 по делу N 33-145/2015, 33-27923/2014).
Обычно поводом для подачи заявления является получение заявителем письма (уведомления) о новой кадастровой стоимости участка от Управления Росреестра по Московской области (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 01.09.2014 по делу N 33-19070, от 06.08.2014 по делу N 33-15419/14) или от ФКБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 14.09.2015 по делу N 33-18949/2015, от 04.06.2014 по делу N 33-10640/2014). Также об измененной стоимости участка заявитель может узнать из уведомления об уплате земельного налога (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 11.02.2015 по делу N 33-145/2015, 33-27923/2014).
— Оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (абз. 5 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). До 15.09.2015 дела данной категории рассматривались согласно положениям гл. 25 ГПК РФ.
С 15.09.2015 дела этой категории рассматриваются в соответствии с гл. 25 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).
— Как указано выше, перечень исковых требований, которые предъявлялись до 15.09.2015 и которые следует предъявлять после этой даты, различный. Однако и в том, и в другом случае заявитель (административный истец) оспаривает результаты определения кадастровой стоимости земельного участка. Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка предполагает предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости участка (абз. 4 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
В _______________________ (суд субъекта РФ)
Заявитель: ___________(Ф.И.О.)_____________
адрес: ___________________________________,
телефон: _________________________________,
эл. почта: ________________________________
Представитель Заявителя: ____(Ф.И.О.)______
адрес: ___________________________________,
телефон: _________________________________,
эл. почта: ________________________________
Заинтересованное лицо: (наименование)
адрес: ___________________________________,
телефон: _________________________________,
эл. почта: ________________________________
Госпошлина: ________________________ рублей
Заявление об оспаривании результатов
определения кадастровой стоимости земельного участка
(на основании судебной практики Мособлсуда)
Заявителю на праве собственности/на праве постоянного (бессрочного) пользования/на праве пожизненного наследуемого владения/на праве аренды государственного (муниципального) участка принадлежит земельный участок площадью ______ кв. м, расположенный по адресу: __________________________, с кадастровым номером _______________ (далее — Земельный участок). Права Заявителя на Земельный участок подтверждаются свидетельством о праве собственности/свидетельством о государственной регистрации права от «___» ______ ___ г. N ___/выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданной «___» ________ _____ г./иными документами.
В соответствии с Распоряжением/другим документом Министерства экологии и природопользования Московской области/другого органа власти от «___» ________ _____ г. N _____ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель __________ по состоянию на «___» ________ _____ г.
С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость Земельного участка составляет ______ (__________) рублей, что подтверждается кадастровым паспортом Земельного участка от «___» ________ _____ г./кадастровой справкой о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____/кадастровой выпиской/выпиской из ГКН от «___» ________ _____ г. N _____, содержащей сведения о кадастровой стоимости Земельного участка/письмом Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г., выданным Заявителю/ответом Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г./другими документами.
Рыночная стоимость Земельного участка по состоянию на «___» ________ _____ г. составляет ______ (__________) рублей, о чем свидетельствует отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____/отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____, подтвержденный положительным экспертным заключением _____________ от «___» ________ _____ г. N _____/другие документы.
Указанная кадастровая стоимость Земельного участка превышает/значительно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы Заявителя, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога/увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Земельного участка/другое.
Согласно ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости среди прочих сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) определен порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В ________________________ (суд субъекта РФ)
Административный истец: ______(Ф.И.О.)______
адрес: ____________________________________,
телефон: __________________________________,
эл. почта: _________________________________
Представитель Административного истца: _____
_____(Ф.И.О.)______
адрес: ____________________________________,
телефон: __________________________________,
эл. почта: _________________________________
Административный ответчик: _(наименование)__
адрес: ____________________________________,
телефон: __________________________________,
эл. почта: _________________________________
Госпошлина: _________________________ рублей
Административное исковое заявление об оспаривании
результатов определения кадастровой стоимости
земельного участка
Административному истцу на праве собственности/на праве постоянного (бессрочного) пользования/на праве пожизненного наследуемого владения/на праве аренды государственного (муниципального) участка принадлежит земельный участок площадью ______ кв. м, расположенный по адресу: __________________________, с кадастровым номером _______________ (далее — Земельный участок). Права Административного истца на Земельный участок подтверждаются нотариально заверенной копией правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа (свидетельство о праве собственности/свидетельство о государственной регистрации права от «___» ______ ___ г. N ___/выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданная «___» ________ _____ г./иные документы).
В соответствии с Распоряжением/другим документом Министерства экологии и природопользования Московской области/другого органа власти от «___» ________ _____ г. N _____ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель __________ по состоянию на «___» ________ _____ г.
С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость Земельного участка составляет ______ (__________) рублей, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____, а также кадастровым паспортом Земельного участка от «___» ________ _____ г./кадастровой выпиской/выпиской из ГКН от «___» ________ _____ г. N _____, содержащей сведения о кадастровой стоимости Земельного участка/письмом Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г., выданным Административному истцу/ответом Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г./другими документами.
Рыночная стоимость Земельного участка по состоянию на «___» ________ _____ г. составляет ______ (__________) рублей, о чем свидетельствует отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____, подтвержденный положительным экспертным заключением _____________ от «___» ________ _____ г. N _____/другие документы.
Указанная кадастровая стоимость Земельного участка превышает/значительно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы Административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога/увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Земельного участка/другое.
ИЛИ
Кадастровая стоимость Земельного участка определена неверно, поскольку:
— при ее определении использованы недостоверные сведения о Земельном участке, а именно: сведения о Земельном участке неправильно указаны в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке/оценщик неправильно определил условия, влияющие на стоимость участка/оценщик неправильно применил данные при расчете кадастровой стоимости Земельного участка/другое. Об этом свидетельствуют следующие документы: ________.
— допущена кадастровая ошибка, повлиявшая на размер кадастровой стоимости Земельного участка, о чем свидетельствуют следующие документы: _______.
— допущена техническая ошибка, которая повлекла неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости Земельного участка в государственный кадастр недвижимости, о чем свидетельствуют следующие документы: _______.
Неверное определение кадастровой стоимости Земельного участка нарушает права и законные интересы Административного истца, поскольку влечет неверное определение его налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога/неверное определение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Земельного участка/другое.
Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости
- Февраль 2024 (1)
- Сентябрь 2020 (3)
- Август 2020 (3)
- Июль 2020 (9)
- Июнь 2020 (6)
- Май 2020 (7)
- Апрель 2020 (2)
- Март 2020 (5)
- Декабрь 2019 (2)
- Октябрь 2019 (16)
- Август 2019 (5)
- Апрель 2019 (1)
Снижение кадастровой стоимости через комиссию Росреестра зачастую дает неприемлемые для заявителя результаты. В некоторых случая формулировки комиссии настолько сложные, что несведущему человеку трудно в них разобраться. Потому уже на этом этапе, не приступая к обжалованию отказа Росреестра в суде, нужно нанять хорошего юриста. Он поможет понять заключение комиссии и подскажет, как действовать далее.
Если заявитель не согласен с решением комиссии по пересмотру кадастровой стоимости, он вправе обжаловать его в судебной инстанции. Такой подход имеет ряд достоинств:
- для суда заключение комиссии будет понятным;
- суд в большинстве случаев принимает сторону собственника объекта недвижимости;
- экономится время — судебное разбирательство длится меньше, чем бесчисленные повторные попытки подачи заявления в комиссию Росреестра.
Собственник земельного участка может оспорить размер кадастровой стоимости и в случае, если по результатам процесса ее снижение окажется недостаточным. При таком исходе решение комиссии по проверке кадастровой стоимости не будет рассматриваться на судебном заседании.
Судебный порядок оспаривания кадастровой стоимости регламентирован в 25 главе КАС РФ. Владельцы земельного участка могут обжаловать решение комиссии по рассмотрению споров, а также непосредственный размер кадастровой стоимости, если предварительно в эту комиссию не обращались. В зависимости от конкретной ситуации заявитель в исковом заявлении может указать одно из трех требований:
- рассмотреть и оспорить решение комиссии от Росреестра, а также определенные ее действия или бездействие;
- установить размер кадастровой стоимости, сопоставимый с рыночной стоимостью, известной по результатам независимой оценки;
- изменить кадастровую стоимость в связи с недостоверными данными, используемыми при проведении вычислений ее размера.
Также можно требовать исправления технической ошибки, если таковая имеется.
Судами первой инстанции в этом случае будут верховные суды субъектов РФ — края, республики, области, а также суды городов федерального значения, если земельный участок или иной объект недвижимости находится в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе. Ответчиками по исковому заявлению в данном случае будет Росреестр, а также учреждение, которое установило оценку кадастровой стоимости объекта.
К исковому заявлению в суд, кроме документов, перечисленных в статье выше, нужно приложить:
- квитанцию об оплате госпошлины;
- документ, подтверждающий попытку урегулировать спор в досудебном порядке (если истец является юридическим лицом);
- документы, являющиеся подтверждением о вручении копий иска другим лицам, участвующим в судебном разбирательстве.
В случае, если интересы собственника земельного участка представляет доверенное лицо, на его имя должна быть оформлена доверенность, заверенная у нотариуса. Ее также нужно приложить к подаваемым в суд документам. Отсутствие документов из перечня, а также указанных для обращения в комиссию Росреестра (подаются и в суд), приведет к отклонению искового заявления. Чтобы ничего не забыть, лучше обратиться к юристу, который проверяет пакет документов и подскажет, если чего-то не хватает. Такое отношение к делу позволит сэкономить время.
Оспорить кадастровую стоимость можно лишь в течение определенного срока. В соответствии с действующим законодательством инициировать процесс можно не позднее пяти лет с момента внесения в государственный кадастр данных по кадастровой стоимости земельного участка или другого объекта. В ситуации, когда на дату оспаривания кадастровой стоимости земельного участка в суде данные в кадастре уже изменились, предыдущую стоимость оспорить невозможно. Эта особенность указана в п. 3 ст. 245 КАС РФ.
Как показывает судебная практика, на рассмотрение дела в суде уходит два месяца с момента принятия искового заявления. Однако, в соответствии со ст. 141 КАС РФ, судебное разбирательство может длиться и три месяца, что не является нарушением. Такой вариант характерен для запутанных и сложных случаев, в которых трудно принять верное решение и нужно тщательно рассмотреть все обстоятельства и приложенные документы.
После принятия искового заявления суд в обязательном порядке оповестит истца и ответчика о месте и времени проведения судебного разбирательства. Неявка на процесс с одной из сторон в этом случае не будут являться основанием для переноса рассмотрения дела. Однако лучше присутствовать во время рассмотрения искового заявления: по мере необходимости суд может запросить доказательства правомерности указанных в исковом заявлении требований.
В случае, если суд решает удовлетворить притязания истца на снижение кадастровой стоимости земельного участка, в его решении будет обозначена кадастровая стоимость, которую устанавливается в суде. Именно это значение в обязательном порядке подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости. В случае несогласия с решением суда одна из сторон процесса имеет право в течение месяца подать апелляцию, чтобы обжаловать судебное постановление. Судебное решение вступает в законную силу через месяц после вынесения.
Судебное оспаривание кадастровой стоимости недвижимости имеет множество нюансов, а потому не всегда решение суда удовлетворяет истца. Чтобы такого не случилось нужно еще на этапе сбора документов нанять юриста, который поможет создать весомую доказательную базу и подскажет, какую тактику избрать, что указать в исковом заявлении. При таком подходе вероятность удачного исхода намного выше, а истец может сэкономить за счет отсутствия необходимости обжалования решения суда.
Снижение кадастровой стоимости недвижимости в Москве может быть затруднительно как для физического, так и для юридического лица. Как показывает практика, в столице высокий процент отказа в снижении кадастровой стоимости при попытке решить вопрос через комиссию Росреестра. Отчасти это связано с недостаточным уровнем знаний в юриспруденции и плохой подготовкой документов.
Чтобы снижение кадастровой стоимости недвижимости в Московской области и в Москве стало возможным, нужно нанимать юриста, знающего особенности процесса в этом регионе. В этом случае имеются высокие шансы на положительное решение комиссии Росреестра, а значит не придется обращаться в суд и нести судебные издержки.
Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в Москве может показаться дорогой услугой, но только на первый взгляд. На самом деле собственники тратят больше денежных средств когда каждый раз собирают все новые и новые документы и неоднократно пытаются оспорить решение комиссии из Росреестра.
Цены услуг на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка будут зависеть от конкретной ситуации, основания, выбранного для оспаривания и других моментов. Точную стоимость назвать дистанционно невозможно, можно лишь говорить о приблизительных значениях.
Размер госпошлины за административный иск в суд для физического лица составит 300 рублей, для юридического лица — 2000 рублей. Можно составлять иск самостоятельно, но в этом случае велика вероятность допустить ошибку. Юрист же за составление искового заявления возьмет от 3000 до 10 000 рублей.
В случае, если нужно будет сделать отчет о рыночной стоимости, придется подготовить еще от 10 000 до 50 000 рублей в зависимости от прайса компании и сложности работ. Экономить на этом моменте нежелательно: низкая цена отрицательно сказывается на качестве отчета.
Экспертиза от СРО может обойтись в 15 000 — 35 000 рублей, для юридического лица она будет обязательна, если разница между кадастровой и рыночной стоимостью составит более 30%., а кадастровая стоимость установлена ранее 1 января 2017 года В остальных случаях можно не обращаться в комиссию Росреестра, а сразу же направлять иск в суд, при этом наличие заключения эксперта от СРО будет необязательным.
Итого общая цена оспаривания кадастровой стоимости может обойтись в сумму около 50 000 — 100 000 рублей, это без учета услуг юриста, стоимость которых определяется прайсом компании и сложностью конкретного дела. Поэтому очень важно перед началом процедуры подсчитать, будет ли снижение кадастровой стоимостью выгодным и как скоро окупятся издержки. Расчеты будут приблизительными, потому что невозможно с точностью сказать, насколько снизится кадастровая стоимость земельного участка.
Оспаривание и снижение стоимости земельного участка является сложной процедурой, а потому будет преимуществом обращение в юридическую компанию за помощью. Опытные юристы помогут в решении проблем на всех этапах:
- При определении рыночной стоимости помогут подобрать надежную компанию, перепроверят отчет, дадут рекомендации по его исправлению, если это необходимо.
- Помогут проверить достоверность сведений, повлиявших на размер кадастровой стоимости. Сделают необходимые запросы в Росреестр.
- Подскажут, какие документы надо собрать для доказательства неверных сведений, влияющих на кадастровую стоимость земельного участка, проверят, чтобы никакой документ не был упущен.
- Составят заявление в комиссию при Росреестре, а в случае неудовлетворительного решения подскажут, как действовать дальше.
- Напишут исковое заявление в суд, помогут подготовиться к судебному процессу, а при необходимости будут присутствовать на нем.
Опытные юристы значительно упростят весь процесс от определения оснований для снижения кадастровой стоимости до контроля внесения исправленных данных в кадастр. Поэтому неразумно отказываться от их услуг и полагаться на собственные силы. Как показывает практика, граждане, действующие самостоятельно, в такой ситуации чаще теряют время и деньги, при этом не всегда добиваются нужного результата.
Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости и получить другие необходимые сведения можно как лично, так и на официальном сайте Росреестра. Чтобы найти данные, достаточно ввести кадастровый номер, условный номер, адрес объекта или номер права.
Также информацию можно узнать в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. В нем вся собственность отражена с указанием кадастровой стоимости.
Власти субъектов РФ размещают информацию о кадастровой стоимости на своих информационных ресурсах.
Оспорить кадастровую стоимость вправе юридические и физические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты ее определения (ч. 1 ст. 22 Закона № 237 ФЗ):
-
собственник, в том числе участник долевой собственности;
-
бывший собственник, если он оспаривает кадастровую стоимость как налогоплательщик;
-
лицо, которое владеет недвижимостью на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;
-
арендатор недвижимого имущества. Если арендатор пользуется недвижимостью, которая принадлежит гражданам или юридическим лицам, то для оспаривания необходимо, чтобы арендная плата рассчитывалась на основе кадастровой стоимости. Дополнительно требуется согласие собственника. Он может выразить его в договоре или иной письменной форме;
-
лицо, которое имеет исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
-
фактический пользователь земельного участка, если стороны соглашения или суд в своем решении установили плату за сервитут пропорционально кадастровой стоимости;
-
органы государственной власти, органы местного самоуправления – в отношении объектов недвижимости, находящихся в публичной собственности;
-
прокурор, действующий в публичных интересах.
Обоснование: п. 6 Пленума ВС от 30.06.2015 № 28 О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (далее – Постановление № 28).
По правилам Закона № 237-ФЗ кадастровую стоимость можно оспорить в любое время. Тем не менее нельзя заявить возражения по кадастровой стоимости, которая уже была заменена на новую в ЕГРН (ч. 4 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).
Одновременно в КАС в 2020 году остается норма, которая ограничивает срок оспаривания кадастровой стоимости пятью годами. Она актуальна для тех случаев, когда стоимость была определена по правилам Закона № 135-ФЗ, поскольку аналогичный срок оспаривания установлен в части 10 статьи 24.18 Закона № 135-ФЗ ( ч. 3 ст. 245 КАС).
Если заявитель пропустил срок, суд может его восстановить. Для этого нужно успеть подать ходатайство до появления новой кадастровой стоимости в ЕГРН (абз. 3 п. 8 Постановления № 28).
Чтобы оспорить кадастровую стоимость, нужно обратиться в специальную комиссию или в суд.
Но есть еще три способа.
Первый – изменить кадастровую стоимость до утверждения результатов оценки.
Второй – исправить ошибку.
Третий – изменить основной вид разрешенного использования земельного участка с текущего на более выгодный
Оспорить кадастровую стоимость могут арендатор, собственник или другие заинтересованные лица. Для этого нужно обратиться в суд илр комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости ( ч. 1 ст. 22 Закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ О государственной кадастровой оценке).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости – это определенная расчетная величина. Ее устанавливает оценщик с учетом экономических характеристик объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость нужна, чтобы рассчитать:
-
земельный налог или налог на имущество;
-
арендную плату или плату за пользование;
-
выкупную (продажную) стоимость при выкупе из государственной или муниципальной собственности и др.
С 1 января 2020 года заканчивается переходный период, в течение которого действовали два закона об оспаривании кадастровой стоимости (ст. 24 Закона № 237-ФЗ). Теперь оспаривать ее нужно по правилам Закона № 237-ФЗ.
Независимо от выбранного способа оспаривания кадастровой стоимости коммерческой недвижимости или жилья, владельцу имущества необходимо подготовить примерно одинаковый комплект документов. Он включает:
- выписку из ЕГРН о текущей кадастровой оценке объекта;
- документальные свидетельства недостоверности государственной оценки;
- правоустанавливающую документацию на имущество;
- экспертный отчет независимого оценщика.
При обращении в суд потребуется дополнительно оформить или получить документацию двух видов. Первый – это квитанция об уплате госпошлины. Второй – уведомление о вручении искового заявления всем заинтересованным сторонам.
Как оспорить кадастровую стоимость: инструкция для юриста
К числу злободневных и очень актуальных вопросов, касающихся рассматриваемой темы, относится включение НДС в процессе оспаривания стоимости объекта, указанной в кадастре. ВС РФ в течение 3-х последних лет трижды принимал решения, запрещающие включать НДС в кадастровую стоимость. Речь в данном случае идет о ситуации, когда в качестве кадастровой используется рыночная цена имущества.
Завышение кадастровой стоимости понятно – чем она больше, тем больше граждане заплатят налогов. Но как быть если она ставит вас в трудное финансовое положение, выход есть – оспаривание кадастровой стоимости.
Чтобы начать процесс оспаривания вам потребуется обратиться к профессиональному оценщику, который обладает всеми необходимыми сертификатами и соответствующим образованием. У него вы заказываете отчет об оценке вашего имущества, допустим это жилой дом. Оценка стоит около 5-10 тыс. Из его заключения вы узнаете о реальной стоимости вашего дома, и если она в несколько раз меньше кадастровой стоимости, тогда вы можете оспорить размер кадастровой стоимости, если же стоимость такая же или чуть меньше, но не существенно, то оспаривать кадастровую вы будете на свой страх и риск.
Итак у вас есть отчет об оценке, далее вам вы можете обратиться в соответствующую комиссию Росреестра по данным спорам либо обратиться в суде. Важно, что вы можете обратиться в суд сразу, без соблюдения досудбеного порядка.
В комиссию вы предоставляете
- заявление, в котором описываете обстоятельства, по которым считаете завышенной кадастровую стоимость,
- копии документов на дом (свидетельство, договор, выписку из ЕГРН)
- и отчет об оценке.
Соответственно, по представленным документам комиссия и примет решение, проверит как проводилась оценка при постановке на кадастровый учет, по каким показателям была произведена оценка. Если ваши доводы убедят комиссию, то она вынесет положительное решение, если нет, то обращаетесь в суд.
В суд вы составляете административное исковое заявление, прикладываете те же документы, и оплачиваете пошлину за подачу иска в суд.
На суде в большинстве случаев будет назначена судебная оценочная экспертиза, по результатам которой и будет принято решение. Поэтому можете заранее подготовиться к такому повороту событий и составить список возможных кандидатов в эксперты, так как росреестру не будет выгодно уменьшать стоимость кадастровую, и они постараются предложить своего эксперта, который может быть прямо заинтересован в исходе дела.
В качестве доказательства также можете предоставить техническое заключение о характеристиках дома, из каких материалов он состоит, процент износа, год постройки.
Кадастровая стоимость – Оспаривание
У клиента в собственности был земельный участок, который он получил по наследству. Кадастровая стоимость земли составляла 3 млн. рублей, что существенно превышало его рыночную стоимость, которая составляла около 1 200 000 руб. Соседние участки имели плюс/минус такую стоимость. А платить завышенный налог желания не было. Чтобы иметь гарантию того, что суд оспорит кадастровую стоимость, был заказан отчет об оценке участка, который показал стоимость в размере 900 тыс. рублей. И было принято решение обращаться в суд.
- Составили административный иск
- В суде назначили судебную оценочную экспертизу
- Экспертиза показала тот же результат, что и независимая оценка.
- Суд принял решение о пересмотре кадастровой стоимости и установил кадастровую стоимость в 900 тыс. руб.
Обычно интересует пересмотр кадастровой стоимость земельного участка непосредственно собственники. Основанием для обращения в соответствующие компетентные органы служит недостоверность сведений о земли, и из-за этого сложно продать участок либо сдать его в аренду. Также из-за ошибки могут неверно начислять налог. Как правило налог на земельный участок начисляется для собственника в большую стоимость. Естественно то, что мало кто захочет платить лишние налоги. Оспорить кадастровую стоимость в соответствии с нормами земельного законодательства можно обратившись в муниципалитет или же в судебные органы с исковым заявлением об исправлении кадастровой стоимости земельного участка.
Вы можете обратиться с письменным заявлением и собранным пакетом правоустанавливающих документов в комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости земли при администрации по месту жительства.
В заявлении, подаваемом в комиссию указываются обоснования о пересмотре кадастровой стоимости, кадастровая выписка, сведения о заявителе, сведения о правоустанавливающих документов на земельный участок. Можно дополнительно обратиться к заказчику, который выполняет работы по определению кадастровой стоимости земельного участка. Это может быть орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местной власти.
Заявление может не приниматься в тех случаях, если нарушен срок его подачи, представлен не полный комплект документов, документы подаются неуправомоченным лицом. После подачи документов следует принять непосредственное участие в комиссии и дождаться ее решения, которое выносится по истечению одного календарного месяца с момента принятия документов.
По результатам рассмотрения комиссия может вынести решение об отказе или же решение о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка. Если решение вынесли в вашу пользу, то тогда с официальными документами надо обратиться в регистрирующие органы.
Бывает так, что по тем или иным причинам комиссия выносит отказ. В такой ситуации стоит защищать свои права в порядке судебного производства. В исковом заявлении указывается наименование судебного органа, данные о заявителе, сведения об ответчике. Ответчиком по таким категориям дел выступает комиссия об оспаривании кадастровой стоимости
Как оспорить кадастровую стоимость недвижимости
Обязателен ли досудебный порядок урегулирования спора при оспаривании кадастровой стоимости?
Предварительное обращение в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора.
Обязательность досудебного порядка урегулирования спора зависит от того, кто является административным истцом.
1) Административный истец – физическое лицо. Обращение физического лица в комиссию в порядке досудебного разрешения спора не является обязательным, в связи с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд
2) Административный истец – юридическое лицо. По закону № 135-ФЗ об оценочной деятельности досудебный порядок при оспаривании кадастровой стоимости обязателен для юридических лиц (статья 24.18), а по закону о кадастровой деятельности досудебный порядок не обязателен (статья 22). От того, в соответствии с каким из указанных законов законом проводилась кадастровая оценка, зависит, какие правила будут применены. В отношении кадастровой оценки, начатой до января 2017 года, по умолчанию действует закон № 135-ФЗ об оценочной деятельности. Это означает, что перед обращением в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости необходимо будет соблюсти досудебный порядок урегулирования спора.
- См. подробнее статью «Обязателен ли досудебный порядок урегулирования спора при оспаривании кадастровой стоимости»?
В какой суд подавать административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости?
В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 20 КАС РФ административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии, рассматривают в качестве суда первой инстанции верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.
Размер госпошлины при обращении в суд
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, определяются в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций предусмотрены ст. 333.35 Налогового кодекса РФ.
Льготы при обращении в Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям предусмотрены ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
Госрегистрация прав подтверждается выпиской из ЕГРН
С 1 января 2017 г. государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Разъяснения Верховного Суда РФ
О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28.
Образцы административных исковых заявлений
Другие образцы административных исковых заявлений об оспаривании кадастровой стоимости см. в разделе «административный исковые заявления»:
- Административное исковое заявление об оспаривании решения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости
- Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
- Административный иск об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости
Не всегда для оспаривания кадастровой стоимости требуется обращение в суд. Существует метод досудебного урегулирования вопросов, и прибегнуть к нему будет не только правильно, но и необходимо. Росреестр создал специальную комиссию для разрешения подобных вопросов.
Основной причиной обращения в Росреестр с целью переоценки недвижимости, является внесение более актуальной информации об объекте. Однако порой оспаривание связано с тем, что при первоначальном внесении информации в реестр кадастра произошла ошибка. Для оспаривания кадастровой стоимости, при этом потребуется подкрепить своё заявление дополнительными документами:
- Справка о кадастровой стоимости;
- Нотариально заверенная копия правоустанавливающей документации;
- Если речь идёт об ошибочных данных, внесённых в кадастр, то важным будет привести документальные подтверждения наличия ошибки;
- Результаты экспертизы стоимости объекта недвижимости.
То есть, собственник должен провести независимую экспертизу недвижимости и привести достоверную информацию об оценочной стоимости недвижимости. К заявлению, при необходимости можно приложить дополнительную документацию, которая позволит административным органам, а именно комиссии Росреестра, принять верное решение.
Информация!
Раньше обращение в Росреестр для разрешения подобных вопросов было обязательным для юридических лиц, но сегодня обращаться в администрацию и попытаться решить вопрос без суда стало не обязательным. Если вы не получили положительного ответа от администрации, то можно начинать подготовку заявления.
В начале 2017 года в процедуру оспаривания кадастровой стоимости были внесены некоторые изменения, которые коснулись по большей части досудебного разрешения вопросов оспаривания кадастровой стоимости. Помимо отмены обязательного досудебного обращения, введены следующие изменения:
- Оценку недвижимости будут проводить бюджетные организации. То есть, обратиться за экспертным заключением можно будет только в государственную организацию, которая специализируется на вопросах кадастровой стоимости. В обязанности данного бюджетного учреждения войдут также: проведение ГКО, разъяснение кадастровой стоимости, систематизация данных о рыночных ценах на недвижимость, и рассмотрение ошибок, при назначении КС;
- При оценке кадастровой стоимости у собственника будет возможность заявить о выявленных несоответствиях, и рассчитывать на исправление ошибок при назначении кадастровой стоимости объекта. На стадии назначения, собственником могут быть выявлены ошибки в кадастровой документации. Бюджетные организации в чьи обязанности войдёт определение кадастровой стоимости, будут размещать промежуточную документацию на официальном сайте, что позволит избежать ошибок. В течение 60 дней после проведения оценки собственник сможет направить на рассмотрение поправки к существующей документации;
Информация!
В результате комиссия Росреестра будет реорганизована в отдельный орган, в чьи полномочия будет входить работа с кадастровой стоимостью объектов недвижимости. Пока создаётся бюджетная организация, оценку было решено заморозить, поскольку частные организации не могут проводить оценку, согласно новому законодательству. Однако разрешение спорных вопросов связанных с оспариванием кадастровой стоимости можно будет разрешить по средствам обращения в суд.
Оспаривать результаты кадастровой оценки можно, обратившись в специальную комиссию, которая создана при Управлении Росреестра по субъекту РФ. Обычные граждане могут не обращаться в эту комиссию, направляя свое заявления прямо в суд. А вот юридические лица и публичные собственники обязаны соблюдать процедуру, предусмотренную законом. Если этого не сделать, то заявление попросту не рассмотрят.
Если обращение в комиссию не дало положительного результата, пора доставать тяжелую артиллерию. В частности, подготовить административный иск для оспаривания кадастровой стоимости объекта. Но следует понимать, что суд это уже более серьезная инстанция. Для того чтобы добиться здесь успеха, не помешает обратиться за помощью к профессиональному юристу, который проконсультирует по вопросам получения необходимых документов и верного написания административного иска.
Кроме того, как уже говорилось, поначалу следует обратиться в комиссию. Но есть нюанс, заключающийся в том, что этот шаг обязателен только для юридических лиц, которые в своем исковом заявлении оспаривают кадастровую стоимость земли. А вот физические лица могут сразу же идти в суд, обходя посредническое звено.
Но не все знают, в какой именно суд обратиться. На самом деле, выбор немаленький, так как с 2015 года подобные дела (их называют административными) могут переходить в ведомство сразу нескольких судов. Это могут быть:
- Суды областного значения;
- Краевые отделения судов;
- Республиканские федеральные суды.
Оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости
Как уже говорилось, прежде чем проводить какие-то манипуляции, надо приготовить иск и собрать документы, которые будут подтверждением искового заявления. Но заниматься этим самостоятельно настоятельно не рекомендуем. Несмотря на кажущуюся простоту, оформление данного документа — сложный процесс, требующий профессиональных знаний. Именно поэтому иск готовится либо заявителем под присмотром юриста, либо самим юристом, а заявитель только ставит свою подпись.
Второй вариант предпочтительнее. Правильное соблюдение структуры бланка и полного перечня информации в документе позволяет серьезно уменьшить шансы на то, что суд посчитает бумагу неправильно составленной и не будет её рассматривать.
Итак, иск, касающийся объекта недвижимости, оформляется следующим образом:
Если кадастровая стоимость имущества истца ошибочно определена, исходя из неправильных данных, указанных в документах, её надо оспаривать. Но у административного истца есть свои особенности обращения.
- Надо проверить, выполнены ли все требования к исковому заявлению. Прочесть о них можно в ст. 125, ч. 1 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ. Чтобы потом не пришлось исправлять недостатки, которые найдет суд.
- Обязательно надо проверить, все ли документы были приложены к заявлению. В частности, обязательно должен быть отчет о проведении оценки рыночной стоимости.
- Суд может поставить другие расценки на участок, а не уравнять их с рыночной. Такой порядок действует с 2015 года.
- Установленная судом кадастровая стоимость определяется с 1 января, так что если решение вынесено осенью 2017, то вступит оно в силу только зимой 2018 года.
- Административный истец обязан оплатить госпошлину (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ). Юридическое лицо платит от 2000 до 6000 рублей, а физическое — всего 300 рублей. Причем оплачивается каждый объект, который оспаривается. То есть, если нужно оспорить стоимость сразу двух участков, надо заплатить за каждый из них в отдельности.
Перед обращением в суд компания обязана направить соответствующее заявление с необходимым приложением документов в комиссию при территориальном органе Росреестра. Для сведения к заявлению прикладывается тот же перечень документов, что и для суда. Основными являются отчет об оценке рыночной стоимости участка и экспертное заключение по отчёту.
При несоблюдении необходимых действий по урегулированию вопроса уменьшения кадастровой стоимости до рыночной, до суда, влечет юридически значимые последствия для заявителей.
Как правило, последствием является:
- Оставление иска без движения с предложением предоставить заключение комиссии
- Возврат заявления истцу
Досудебный порядок урегулирования спора заключается в следующем. Юрлицам, имеющем в собственности земельный участок, необходимо обратится в специальную комиссия для решения вопроса снижения кадастровой стоимости до рыночной. Основная суть урегулирования спора, является предъявление требований о нарушении права.
В такой ситуации заявитель обращается в связи с несогласием кадастровой стоимости объекта недвижимости. Досудебный порядок побуждает стороны решить спор самостоятельно, не вмешивая сюда судебные органы и использование искового производства. Если досудебный порядок не удовлетворяет заявителя, то он имеет право дальнейшего решения вопроса в суде.
Указанный порядок распространяется на два вида дел, связанных с кадастровой стоимостью: когда требования заключаются в установлении кадастровой стоимости в размере рыночной и когда требования об изменении кадастровой стоимости основаны на том, что она была определена на основании недостоверных сведений об объекте недвижимости (в том числе о целевом назначении этого объекта).
Оспаривание кадастровой стоимости
К административному исковому заявлению необходимо приложить следующие документы:
- уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, или копии заявления и документов по числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;
- выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, – если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, – если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- решение комиссии (при наличии);
- документ, подтверждающий уплату госпошлины (ее размер составляет 300 рублей);
- документы, удостоверяющие статус и полномочия адвоката, если представитель имеет статус адвоката; документы о высшем юридическом образовании, а также удостоверяющие полномочия – для представителя, не являющегося адвокатом;
- иные документы, подтверждающие требования.
Определение подсудности
С административным исковым заявлением и документами надо обращаться в суд общей юрисдикции на уровне субъекта РФ, в качестве которого выступает верховный суд республики, краевой и областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа, по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость (см. п. 3 Постановления № 28).
Сроки подачи искового заявления
Подать административное исковое заявление можно в следующие сроки:
- в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости – в течение пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в ЕГРН не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен;
- в случае оспаривания решения, действий (бездействия) комиссии – в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о таком решении.
Оспаривание кадастровой стоимости – это процесс, который часто волнует граждан. Особенно тех, кто собирается выкупать в собственность ту или иную недвижимость. Данный показатель является основополагающим свойством квартиры или земельного участка. Но что это такое?
Кадастровая стоимость – это стоимость недвижимости, выставленная после государственной оценки. Она оказывает влияние на то, сколько должен будет заплатить за выкуп, скажем, земли, гражданин при приобретении оной в частную собственность. Также от кадастровой стоимости зависит арендная плата за недвижимость.
Почему многие проводят оспаривание результатов определения кадастровой стоимости? Все это из-за того, что данный показатель напрямую влияет на сумму налога за имущество. Поэтому даже малейшая ошибка в расчетах способна повлечь за собой огромные траты со стороны населения.
Уже было сказано, что исковое заявление для оспаривания кадастровой стоимости недвижимости можно подать далеко не во всех случаях. Ведь фактически гражданин будет обвинять государство в серьезных ошибках. А значит, просто по личному желанию иск не подается. В каких случаях можно попытаться воплотить задумку в жизнь? Всего рассматривается два варианта:
- подача иска тогда, когда при определении стоимости были использованы недостоверные, ошибочные данные об объекте недвижимости;
- если на момент оценки была установлена рыночная цена на недвижимость.
Больше никаких законных оснований нет. Поэтому у граждан не так много шансов на удовлетворение искового заявления. В чем заключается его смысл?
При решении вопроса об изменении кадастровой цены объектов недвижимости необходимо опираться на следующие нормативные акты и судебные решения:
- Кодекс об административном судопроизводстве РФ (КАС РФ).
- Земельный кодекс РФ (ЗК РФ).
- ФЗ от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «O государственных кадастровых оценках недвижимости» (вступил в законную силу с января 2017 г.).
- Постановление Правительства РФ № 316 «Правила проведения оценки земель».
- Федеральный стандарт проведения оценки (ФСО).
- Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. № 36 и № 28 от 30.06.2015 г.
- Постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 г. по делу № А27-4849/2010.
Кроме того рекомендуется обратить внимание на практику Московского городского суда за 2015-2017 гг.