Проверка после плановой проверки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка после плановой проверки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Бывает плановая или внеплановая, выездная или невыездная, а ещё невыездная внеплановая электронная.

Обычно налоговики проверяют все документы ФЛП, которые прямо или косвенно относятся к предмету проверки. Предприниматели боятся её как огня.

Для проведения плановой проверки оформляется приказ от имени начальника ГНС или и. о. За 10 дней до проверки, не позднее, налоговики обязаны уведомить ФЛП.

Длится плановая проверка у предпринимателя 10 рабочих дней.

Что могут проверить:

  • как уплачиваете налоги и сборы: своевременно или нет, правильность начисления — не укрываете ли что-то;
  • если имеете дело с валютой, как соблюдаете валютное законодательство;
  • если есть работники: подавали ли уведомления в ГНС о приёме на работу, оформлены ли трудовые отношения;
  • отчётность: за себя, за наёмных работников;
  • первичка: речь обо всех документах, связанных с начислением и уплатой налогов, — которые подтверждают ваши доходы и расходы (для ФЛП на общей системе), как ведёте книгу учёта, КУРОКнига учёта расчётных операций и т. п.;
  • встречная проверка: налоговая может затребовать документы по контрагентам, которых проверяет;
  • как выполняете другие требования законодательства, которые контролирует ГНС.

При такой проверке могут обнаружить превышение лимитов для вашей группы ЕН, 1 млн для использования РРО и пр.

Налоговые проверки:ч.1. Кого и почему проверяют при плановых проверках?

Если проверка выездная, проводят её у предпринимателя по месту регистрации или по месту деятельности.

Но чаще ФЛП приглашают в налоговую с документами. Присутствие предпринимателя не обязательно, достаточно принести документы.

Решение о проведении такой проверки, как и любой другой документальной, оформляется приказом начальника ГНС, копию направляют ФЛП заказным письмом с уведомлением о вручении или вручают под подпись. В уведомлении должно быть место и время проверки.

Фактическую проверку проводят по месту деятельности — в магазине, кафе, офисе или там, где расположены объекты права собственности ФЛП.

Правило 1. Проверки должны проводиться только в рабочее время предприятия, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.

Правило 2. Процесс проверки можно зафиксировать при помощи средств аудиои видеотехники.

Правило 3. Присутствие руководителя (его заместителя) СХ или уполномоченного им лица при проверке обязательно.

Правило 4. В отношении проверок действует правило конфликта интересов: если нормы закона или иного нормативно-правового акта допускают неоднозначное толкование прав и обязанностей СХ, то решение должно приниматься в пользу последнего.

Правило 5. Производство (изготовление) или реализация продукции, выполнение работ, предоставление услуг СХ могут быть приостановлены исключительно по решению суда.

  1. Проверить наличие в направлении и приказе необходимых реквизитов и их соответствие действительности.

    В направлении на проведение проверки обязательно должно быть указано:

    • дата выдачи направления;
    • орган государственного надзора, который его выдал;
    • наименование предприятия или фамилия, имя, отчество физического лица-предпринимателя, проверка которого осуществляется;
    • местонахождение (при налоговой проверке — также код ЕГРПОУ) предприятия или его обособленного подразделения фамилия, имя, отчество физического лица-предпринимателя, проверка которого осуществляется;
    • номер и дата выдачи приказа, на основании которого осуществляется проверка;
    • перечень должностных лиц, принимающих участие в проверке с указанием их должностей, фамилий, имен и отчество;
    • дата начала и дата окончания проверки (при налоговых проверках — продолжительность проверки);
    • тип проверки (плановая или внеплановая);
    • вид проверки (проверка, ревизия, обследование, осмотр, инспектирования и т.д., при налоговых проверках: документальная или фактическая);
    • основания для проверки (исчерпывающий перечень таких оснований установлено законами Украины);
    • предмет (цель) проверки (за определенный период или по определенных обстоятельствах);
    • информация о проведении предварительной проверки (тип и срок ее осуществления) (не указывается в направлении на налоговую проверку);
    • подпись руководителя (его заместителя) и печать контролирующего органа.

    В приказе на проведение проверки должно быть указано наименование субъекта хозяйствования или фамилия, имя, отчество физического лица-предпринимателя, проверка которого осуществляется и предмет проверки (перечень вопросов, которые должны быть исследовании в ходе ее проведения). В приказе на проведение налоговой проверки дополнительно указывается дата выдачи; орган, который его выдал; местонахождение предприятия, дата начала и продолжительность проверки; цель и вид проверки; период деятельности, будет проверяться.

    Также советуем сверить данные направления и приказа на проверку, а также сверить данные направления на проверку и данные служебных удостоверений. В случае отсутствия в направлении и/или в приказе на проверку вышеуказанных сведений и/или в случае несоответствия указанных сведений объективным обстоятельствам действительности есть все основания для отказа в допуске проверяющих к проверке.

  2. Проверить соблюдение требований к назначению и проведению проверок.

    В случае проведения плановой проверки следует проверить наличие предприятия в план-графике проверок на текущий год (должен быть размещен на сайте контролирующего органа, а со временем – еще и в интегрированной автоматизированной системе государственного надзора (контроля)). Также стоит проверить получения предупреждения о ее проведении не позднее, чем за 10 дней до дня осуществления проверки.

    Если предупреждения о проведении плановой проверки не поступало и/или если предприятие не включено в план-график проверок, в допуске проверяющих к проверке можно отказать. Кроме того, основанием для отказа в допуске к плановой проверке после вступления в силу изменений к Закону о проверках может быть нарушение установленных требований к периодичности такой проверки и/или отсутствие на официальном сайте контролирующего органа данных об унифицированной форме акта, в которой предусматривается перечень вопросов в зависимости от степени риска.

    В случае проведения внеплановой проверки необходимо проверить соответствие оснований, указанным в направлении, требованиям закона. Также в этом случае стоит запросить копии документов, послуживших основанием для проведения проверки (например., копии жалоб, на основании которых был назначен проверку). Копии таких документов проверяющие, как правило, обязаны предоставить (не касается налоговых и других проверок, указанных выше). Непредоставление таких документов является основанием для отказа в допуске проверяющих.

    Также в допуске проверяющим можно отказать в случае, если они проводят внеплановую проверку по факту, который уже был предметом проверки.

  3. Проверить соответствие требованиям закона сроков проведения проверки, указанных в направлении.

    Срок проведения плановой проверки, как правило, не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней без права продления. Однако срок проведения плановых налоговых проверок может достигать 30 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 20 рабочих дней, и может быть продлен еще максимум на 10 и 5 рабочих дней соответственно.

    Срок проведения внеплановой проверки, как правило, не может превышать 10 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дней без права продления. Однако срок проведения внеплановых налоговых проверок может достигать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дней, и может быть продлен еще максимум на 5 и 2 рабочих дней соответственно.

  1. В ходе проверки следует осторожно показывать документы, которые требуются, но не менее осторожно отвечайте на вопросы. Помните, что проверяющие могут запрашивать только те документы, которые касаются предмета проверки и компетенции конкретного органа. Поэтому, например, СЭС не может требовать предоставления налоговой отчетности или пожарных документов, а пожарные — санитарных или трудовых книжек. Кроме того, если, например, проверка проводится в связи с поступлением от конкретного лица обращения о нарушении его прав, то проверка должна касаться именно изложенных в этом обращении обстоятельств, а не деятельности предприятия в целом.

    Перед тем, как давать проверяющим те или иные документы следует несколько раз подумать, прежде чем принять решение об их выдаче. Так же осторожным стоит быть и с ответами на вопросы проверяющих органов. Лучше всего, если на случай проверки у предприятия уже есть более или менее похожая на правду история, прикрывающая недостатки в его деятельности, которая может быть подтверждена документально. Если нет – лучше уклонится от ответов на вопрос или игнорировать его. Также можно сослаться на ст. 63 Конституции о праве отказаться от показаний в отношении себя и членом своей семьи. Кроме того, изменениями в Закон о проверках предусмотрено, что предприятия и их должностные лица не несут ответственности за отказ от дачи пояснений относительно деятельности предприятия.

  2. Внимательно следите за проверяющими и фиксируйте все их действия.

    Видеокамера и/или диктофон в течение всего времени проверки должны быть включены и неотрывно следовать за проверяющими. Рядом с ними постоянно должен быть, как минимум, один из надежных сотрудников, который бы фиксировал их действия, но при этом не отвечал на вопросы проверяющих, направляя их к директору (его заместителя). А еще лучше — посадить проверяющих в отдельную комнату (угол комнаты) и самостоятельно приносить им документы, которые ими требуют.

    Осмотр сейфов, ящиков и шкафов без Вашего согласия, а также изъятие оригиналов любых документов может осуществляться только органами досудебного следствия или по их поручению и только на основании решения суда и в присутствии, как минимум, двух понятых, которые не могут быть Вашими сотрудниками или лицами, пришедшие вместе с проверяющими.

  3. Требуйте получения документа, составленного по результатам проверки. Результаты проверки должны быть отражены в акте проверки (при налоговых проверках вместо акта может быть составлена справка об отсутствии нарушений).

    В последний день проверки два экземпляра акта должны быть подписаны представителями контролирующего органа, проводившего проверку, и субъектом хозяйствования или уполномоченным им лицом. Один экземпляр акта проверки должен быть вручен субъекту хозяйствования, а другой остается у контролирующего органа.

  4. Перед тем как подписывать акт, составленный по результатам проверки, следует внимательно ознакомиться с ним. В случае наличия каких-либо замечаний по ходу проверки и ее результатов — отразить их в акте проверки. Такие замечания будут неотъемлемой частью акта проверки и должны учитываться контролирующим органом при вынесении решения по результатам проверки.

  5. После ознакомления с актом и внесение в него своих замечаний, можно смело его подписывать. Отказ от подписания акта проверки не даст субъекту хозяйствования никаких преимуществ. В таком случае контролирующие органы будут иметь возможность проставить отметку об отказе от подписания акта.

  6. В случае несогласия с решением, принятым по результату проверки – обжаловать его в порядке, предусмотренном законом.

Конечно, вышеуказанный алгоритм является достаточно общим и нуждается в корректировке в зависимости от того, какой именно контролирующий орган и по какому вопросу пришел. Кроме того, большая его часть не касается визитов правоохранительных органов, которые осуществляют не проверки, а следственные действия. Но, тем не менее, надеемся, что этот алгоритм будет полезен для многих предприятий и случаев незаконных проверок в Украине будет меньше.

Камеральная проверка проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика и данных системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость, а также данных Единого реестра акцизных накладных и данных системы электронного администрирования реализации горючего.

Предметом камеральной проверки может быть:

  • своевременность представления налоговых деклараций (расчетов);
  • своевременность регистрации налоговых накладных или расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных, акцизных накладных или расчетов корректировки к акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных;
  • своевременность исправления ошибок в налоговых накладных и своевременность уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства.

Камеральная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) или направления на ее проведение.

Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком.

Согласие налогоплательщика на проверку и его присутствие во время проведения камеральной проверки не обязательно.

Камеральная проверка проводится без вынесения налоговыми органами приказа о ее проведении, в помещении налогового органа и без присутствия самого налогоплательщика. Однако при ее проведении налоговые органы также допускают нарушения. Чаще всего нарушения связаны с предметом такой проверки. Так, камеральная проверка проводится исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика, данных системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость, а также данных Единого реестра акцизных накладных и данных системы электронного администрирования реализации горючего.

Требовать для проведения камеральной проверки дополнительные документы (договора, акты, финансовые и банковские документы) налоговый инспектор не имеет права.

Если у предпринимателя требуют предоставить какие-либо дополнительные документы или данные для проведения камеральной проверки, ему следует отказать и потребовать направить официальный письменный запрос. Скорее всего такого запроса не последует, т.к. представители налоговых органов прекрасно понимают, что таким образом совершают нарушение действующего законодательства. Если же запрос последует, предприниматель имеет все основания обратиться с жалобой на действия должностного лица налогового органа в вышестоящий налоговый орган, суд или даже с заявлением в прокуратуру.

Прежде всего, следует помнить, что внеплановые документальные проверки проводятся только по основаниям, предусмотренным пп.78.1.1. – 78.1.19 п.78 ст. 78 Налогового Кодекса.

Но даже ссылаясь в приказе о проведении внеплановой документальной проверки налогоплательщика на основания, предусмотренные Налоговым Кодексом, налоговые органы допускают нарушения.

Так, в соответствии с пп. 78.1.1 НКУ внеплановая документальная проверка проводится, если получена налоговая информация, свидетельствующую о нарушении налогоплательщиком валютного, налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются эти нарушения, в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем ​​получения запроса. Таким образом, если налогоплательщик в течение 15 рабочих дней предоставил налоговым органам письменный ответ (отправлять его следует заказанным письмом с уведомлением о вручении), то основания для проведения внеплановой документальной проверки отсутствуют. Если же проверка все равно будет назначена, приказ о ее проведении следует обжаловать в административном суде.

Еще одним основанием, к которому часто обращаются налоговые органы для назначения внеплановой проверки, является пп.78.1.11 п. 78.1 ст. 78 НКУ, согласно которому внеплановая документальная проверка проводится по решению суда (следственного судьи). Обратите внимание, что ни постановление следователя, ни прокурора не может служить основанием для проведения внеплановой проверки согласно пп.78.1.11 НКУ. Также, административные суды не вправе рассматривать заявления налоговых органов о назначении проверок.

Кроме того, контролирующим органам запрещается проводить документальные внеплановые проверки, предусмотренные подпунктами 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 Налогового Кодекса, в случае, если вопросы, которые являются предметом такой проверки, были охвачены во время предыдущих проверок налогоплательщика.

Что следует знать о проверках: советы юриста

Требования к документам, которые должен предъявить проверяющий перед проведением документальной проверки, в равной степени касаются и фактических проверок.

Кроме того, фактическая проверка может проводиться только по основаниям, предусмотренным пп.80.2.1 – 80.2.7 п.80.2 ст. 80 НКУ. Назначение фактической проверки по другим основаниям является незаконным, такой приказ может и должен быть обжалован в административный суд.

Результаты проверок (кроме камеральных и электронных проверок) оформляются в форме акта или справки, которые подписываются должностными лицами контролирующего органа и налогоплательщиками или их законными представителями (при наличии). В случае установления в ходе проверки нарушений составляется акт. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка.

Акт (справка), составленный по результатам проверки и подписанный должностными лицами, проводившими проверку, предоставляется налогоплательщику или его законному представителю, который обязан его подписать.

В случае несогласия налогоплательщика с выводами акта (справки) такой плательщик обязан подписать такой акт (справку) проверки с замечаниями, которые он имеет право предоставить вместе с подписанным экземпляром акта (справки) или отдельно.

По результатам камеральной проверки в случае установления нарушений составляется акт в двух экземплярах, который подписывается должностными лицами такого органа, проводившими проверку, и после регистрации в контролирующем органе вручается или направляется для подписания в течение трех рабочих дней налогоплательщику.

Акт (справка) документальной выездной проверки составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами контролирующего органа, которые проводили проверку, и регистрируется в контролирующем органе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем окончания установленного для проведения проверки срока (для налогоплательщиков, имеющих филиалы и / или находящихся на консолидированной уплате, — в течение 10 рабочих дней).

Отказ налогоплательщика или его законных представителей или лица, осуществлявшего расчетные операции, от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить определенные контролирующим органом по результатам проверки денежные обязательства.

В случае несогласия налогоплательщика или его представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право подать свои возражения и / или дополнительные документы в контролирующий орган, проводивший проверку налогоплательщика, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем ​​получения акта (справки). Такие возражения и / или дополнительные документы рассматриваются контролирующим органом в течение семи рабочих дней, следующих за днем ​​их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указаны в замечаниях), и налогоплательщику направляется ответ. Налогоплательщик (его уполномоченное лицо и / или представитель) имеет право участвовать в рассмотрении возражений и / или дополнительных документов, о чем такой налогоплательщик отмечает в возражениях и / или письме о предоставлении дополнительных документов.

Налоговое уведомление-решение принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем ​​вручения налогоплательщику, его представителю или лицу, которое осуществляло расчетные операции, акта проверки, а при наличии возражений должностных лиц налогоплательщика к акту проверки и / или дополнительных документов, принимается с учетом заключения о результатах рассмотрения возражений к акту проверки и / или дополнительных документов — в течение трех рабочих дней, следующих за днем ​​рассмотрения возражений и / или дополнительных документов и предоставления (направления) письменного ответа налогоплательщику.

Решения, принятые контролирующим органом по результатам проверок, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.

В случае если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству или выходит за пределы полномочий контролирующего органа, он имеет право обратиться в контролирующий орган с жалобой о пересмотре этого решения.

Жалоба подается в вышестоящий контролирующий орган в письменной форме (при необходимости — с должным образом заверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает нужным предоставить) в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется.

Во время процедуры административного обжалования обязанность доказывания того, что любое начисление, осуществленное контролирующим органом в случаях, определенных этим Кодексом, или любое другое решение контролирующего органа является правомерным, возлагается на контролирующий орган.

Обязанность доказывания правомерности начисления или принятия любого другого решения контролирующим органом в судебном обжаловании устанавливается процессуальным законом.

Налогоплательщик одновременно с подачей жалобы контролирующему органу высшего уровня обязан письменно уведомлять контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства или принято другое решение, об обжаловании его налогового уведомления-решения или любого иного решения.

В случае если контролирующий орган принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы налогоплательщика, такой налогоплательщик имеет право обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем ​​получения решения о результатах рассмотрения жалобы, с жалобой в контролирующий орган высшего уровня.

Контролирующий орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, обязан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем ​​получения жалобы, на адрес налогоплательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.

В случае если контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства, уменьшения суммы бюджетного возмещения и / или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика на основаниях, определенных подпунктами 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4, 54.3. 5, 54.3.6 пункта 54.3 статьи 54 Налогового Кодекса, — на налогоплательщика может быть наложен штраф в размере 25 процентов суммы определенного налогового обязательства, завышенной суммы бюджетного возмещения.

При повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства по этому налогу, уменьшения суммы бюджетного возмещения нарушение влечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере 50 процентов суммы начисленного налогового обязательства, завышенной суммы бюджетного возмещения.

В случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в течение сроков, определенных Налоговым Кодексом, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа в следующих размерах:

при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем ​​срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 10 процентов погашенной суммы налогового долга;

при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем ​​срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 20 процентов погашенной суммы налогового долга.

В случае нарушения налогоплательщиком срока уплаты в бюджет согласованного денежного обязательства, предусмотренного абзацем вторым подпункта 222.1.2 пункта 222.1 статьи 222 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа в размере 20 процентов суммы такого денежного обязательства.

Кроме штрафов, Налоговым Кодексом предусмотрена уплата пени.

Начисление пени начинается:

  • при начислении суммы денежного обязательства, определенного контролирующим органом по результатам налоговой проверки — начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем ​​предельного срока уплаты налогоплательщиком налогового обязательства, определенного НКУ (в том числе за период административного и / или судебного обжалования);
  • при начислении суммы налогового обязательства, определенного контролирующим органом в случаях, не связанных с проведением налоговых проверок — начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем ​​предельного срока уплаты налогового обязательства (в том числе за период административного и / или судебного обжалования);
  • при начислении суммы налогового обязательства, определенного налогоплательщиком или налоговым агентом, в том числе в случае внесения изменений в налоговую отчетность в результате самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибок в соответствии со статьей 50 НКУ, — по истечении 90 календарных дней (270 календарных дней в случае осуществления налогоплательщиком самостоятельного корректировки в соответствии с подпунктом 39.5.4 пункта 39.5 статьи 39 НКУ), следующих за последним днем ​​предельного срока уплаты налогового обязательства.

В случае отмены начисленного контролирующим органом денежного обязательства (его части) в порядке административного и / или судебного обжалования пеня за период занижения такого денежного обязательства (его части) отменяется.

Пеня рассчитывается за каждый календарный день просрочки уплаты денежного обязательства, включая день погашения, из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на каждый такой день.

На суммы денежного обязательства, определенного п.3 (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени) начисляется пеня за каждый календарный день просрочки в его уплате, начиная с 91 календарного дня (с 271 календарного дня при осуществлении налогоплательщиком самостоятельной корректировки в соответствии с подпунктом 39.5.4 пункта 39.5 статьи 39 Налогового Кодекса), следующего за последним днем ​​предельного срока уплаты налогового обязательства, из расчета 100 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на каждый такой день.

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

Плановые проверки и называются плановыми, потому что они планируются заранее на год. То есть каждый контрольный (надзорный) орган разрабатывает план проведения проверок на год, указывая в каких населенных пунктах, в каких организациях, в какое время будет проводиться проверка. Планы проверок подлежат согласованию с органами прокуратуры.

На сайтах прокуратуры размещаются сводные планы плановых проверок юрлиц и ИП, органов местного самоуправления и должностных лиц, органов госвласти субъекта. Контрольные органы свои планы проверок размещают на своих официальных сайтах.

Размещение соответствующих планов позволяет заинтересованным лицам ознакомиться с ними и принять какие-то действия по подготовке к соответствующим проверкам.

Защита при проверке: алгоритм действий

О том, что будет проводиться плановая проверка юрлицо (ИП) должно быть уведомлено не позднее чем за 3 рабочих дня до того, как начнется проводиться проверка.

Уведомление осуществляется путем направления копии распоряжение или приказа руководителя органа, который будет проводить проверку, о начале проведения плановой проверки. Уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или по электронной почте.

Если контрольным (надзорным) органом не выполнены указанные требования закона об уведомлении, то это считается грубым нарушением.

Подготовиться к плановой проверке заранее можно, если отследить информацию по планам проверок. Зная, когда и кем будет проводиться проверка, а также по поводу чего, можно пересмотреть все документы, чтобы они были в порядке, проверить наличие таких документов.

Если о проверке узнали только из уведомления, то за 3 дня сложно как-то особо подготовиться к проверке. Можно назначить ответственное лицо, которое будет контактировать с проверяющими, далее действовать по ситуации. Проверяющими наверняка будут запрашиваться документы для проверки, будет осуществляться выезд на объекты и т.д., поэтому все максимально должно соответствовать, т.е. информация на бумаге должна соответствовать факту.

Срок проведения плановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. Указанный срок является одинаковым как для документарных проверок, так и для выездных. В определенных законом случаях срок проверок может быть меньше.

Если проверка проводиться в отношении субъекта малого предпринимательства (далее – СМП), то общий срок плановых выездных проверок не может быть более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

ВАЖНО: в отдельных случаях проверка может быть приостановлена.

Если же в ходе проверки необходимо провести какие-то сложные исследования, испытания и т.д., то срок проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении СМП – не более 50 часов, в отношении микропредприятий – не более 15 часов.

Если организация осуществляет деятельность на территории нескольких субъектов и имеет филиалы, представительства, то в отношении каждого филиала срок проверки не может быть более 20 рабочих дней, а в общем сроки проверки по всем филиалам не могут быть более 60 рабочих дней.

При проведении плановых проверок могут быть допущены нарушения, которые являются грубыми в соответствии с законом, а именно:

  • проверка может проводиться при отсутствии оснований для такой проверки, т.е. проверки нет в плане плановых проверок на год, либо проверка проводится чаще 1 раза в 3 года при отсутствии на то оснований
  • не уведомление надлежащим образом в установленные сроки организации (ИП) о проведении проверки
  • нарушение сроков проведение проверки
  • запрос документов и информации, которые не имеют отношения к проверке
  • не вручение акта по результатам проверки
  • незаконное продление сроков проверки
  • проведение проверки при отсутствии приказа или распоряжения о проверке
  • участие в проверке экспертов и экспертных организаций, которые являются работниками организации (ИП), которую проверяют

ВАЖНО: в случае не согласия с результатами плановой проверки их безусловно необходимо обжаловать.

Как говорит закон, если допущены грубые нарушения требований закон, то результаты проверки являются недействительными, не могут быть доказательствами нарушений со стороны юрлиц (ИП) и подлежат отмене вышестоящим органом контроля (надзора) или судом. Отмена осуществляется на основании заявления юрлица (ИП).

При обжаловании в суд юрлицо (ИП) должно подготовить и подать соответствующее заявление о признании результатов проверки или акта проверки недействительными.

Услуги наших адвокатов Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» по сопровождению проверок могут заключаться в следующем:

  • в консультировании по вопросам плановых проверок
  • изучение документов по проверке на предмет их законности
  • участие в проверке в качестве представителя юрлица и выявление нарушений со стороны уполномоченных лиц контрольного (надзорного) органа
  • обжалование действий проверяющих
  • обжалование результатов проверки
  • оказание иной юридической помощи связанной с плановой проверкой или просто с предпринимательской деятельностью организации или ИП

Проведение проверок всегда является стрессом для руководителей юрлица, для ИП и работников, поэтому к плановым проверкам стоит подготовиться заранее, а в ходе проверок есть смысл подумать о сопровождении такой проверки с Вашей стороны адвокатом. Звоните нам уже сегодня!

Порядок проведения плановой проверки

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Плановые и внеплановые проверки могут быть документарными, то есть удалёнными, и выездными.

Документарная проверка Выездная проверка
Что проверяют — соответствие работников;
— соответствие строений, зданий, территорий;
— состояние оборудования, транспортных средств;
— товары, услуги, работы.
— документы по организационно-правовой форме;
— права и обязанности;
— исполнение обязательных требований, предписаний уполномоченных должностных лиц территориальных органов Роструда.
Сроки Для малых предприятий — 50 часов, можно продлить ещё на 50 часов.
Для микропредприятий — 15 часов. Можно продлить ещё на 15 часов
20 дней, продлить нельзя.
Документарная проверка
Что проверяют:
— соответствие работников;
— соответствие строений, зданий, территорий;
— состояние оборудования, транспортных средств;
— товары, услуги, работы.
Сроки:
Для малых предприятий — 50 часов, можно продлить ещё на 50 часов.
Для микропредприятий — 15 часов. Можно продлить ещё на 15 часов.
Выездная проверка
Что проверяют:
— документы по организационно-правовой форме;
— права и обязанности;
— исполнение обязательных требований, предписаний уполномоченных должностных лиц территориальных органов Роструда.
Сроки:
20 дней, продлить нельзя.

Этот вид проверок подразумевает, что о них знают заблаговременно, информация содержится в общем плане и обозначена на сайте. Проверяющих будут интересовать аспекты работы, связанные с соблюдением общих требований, которые предъявляются в ходе осуществления определенной деятельности, и муниципальных правовых актов, которые ее регламентируют.

В ежегодном плане проведения проверок четко указывается дата проверки, или временной промежуток, цель проверки, и ее основание.

Орган, который будет осуществлять контроль направляет приказ или распоряжение, с обозначением лиц, участвующих в мероприятии. Указываются фамилия имя, отчество, а также занимаемая должность. Участие привлеченных экспертов и экспертных организаций обозначается отдельно.

В документе указывается, с какой целью и по каким основаниям будет проведена проверка, определены сроки и перечень административных регламентов. Приведен перечень документов, которые должны быть предоставлены для изучения и анализа. Затем прописываются даты начала и окончания проверки, которые не могут быть нарушены.

На законодательном уровне установлена и частота проведения такого вида проверок, которые должны проводиться один раз в три года. Исключения составляют образовательные, здравоохранительные и социальные сферы. Срок проведения не должен превышать двадцати рабочих дней.

В свою очередь плановые мероприятия делятся на документарные и выездные.

Документарные проверки имеет своей целью изучение документов, регламентирующих деятельность, при этом место проведения определяется местом нахождения проверяющего органа.

Выездные проверки будут проведены по месту нахождения проверяемых лиц, и предметом уже будут не только документы, но и вся деятельность с ее особенностями.

Такой вид проверок проводится при наличии обстоятельств, которые могут повлечь за собой нарушение правил безопасности, а также если не были устранены во время замечания предыдущих проверок. Еще одним основанием могут быть обращения граждан или требование прокуратуры.

Для осуществления документарной проверки необходимо направить определенный перечень документов по месту нахождения проверяющего органа.

Выездная проверка проводится в том случае, если в ходе изучения документов не представляется возможным составить полного представления.

Уведомление о внеплановой проверке направляется не позднее, чем за 24 часа. Если в основании лежат факты, представляющие какую либо угрозу вреда жизни и здоровью, то уведомление не будет сделано.

Как Роструд проверяет работодателей

Для всех видов проверок действуют следующие правила:

1. Контролирующий (надзорный) орган обязан до проведения проверки внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок (при представлении данной книги). В случае непредставления (отсутствия) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.

2. Проверка должна проходить в соответствии с принципами законности, открытости и доступности информации о проверке, равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов, ответственности контролирующих (надзорных) органов за нарушение законодательства пи исполнении своих полномочий, а также в соответствии с презумпцией добросовестности и невиновности проверяемого субъекта.

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок и формы проводимых проверок, является Указ № 510.

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», в редакции от 03.12.2014 (далее – Указ № 510).

Справочно:

координационные планы проверок формируются на каждое полугодие. С координационными планами проверок на 1-е полугодие 2015 г. можно ознакомиться на сайте КГК www.kgk.gov.by.

Существуют 2 вида проверок: плановые и внеплановые.

Плановой является проверка, включенная в координационный план контрольной (надзорной) деятельности. По общему правилу, такая проверка может быть проведена по истечении 2 лет со времени регистрации организации (иного момента начала деятельности для других проверяемых субъектов) в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска, а также на основании решения или поручения Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требующего ее безотлагательного начала.

Важно!

О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление должно содержать информацию о том, кто будет поводить поверку, когда, какие периоды будут проверяться, основание проведения проверки, а также перечень вопросов, подлежащих проверке.

Проверка может проводиться по так называемому чек-листу – исчерпывающему перечню требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом. По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющий в пределах своей компетенции может составить протокол об административном правонарушении и (или) вынести постановление по делу об административном правонарушении.

Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляют справкой проверки. Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в 2 экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания. Дата подписания акта (справки) проверки проверяющим (руководителем проверки) является датой составления акта (справки) проверки. Не допускается взимание контролирующими (надзорными) органами платы с проверяемых субъектов за осуществление проверок, за исключением возмещения (оплаты) в случаях и порядке, определенных Советом Министров Республики Беларусь, затрат, связанных с проведением исследований, испытаний, экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, отбором проб и образцов.

Высокая группа риска – проверка субъекта не чаще 1 раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, то следующую плановую проверку этого субъекта данный контролирующий (надзорный) орган назначает не ранее чем через 2 года.

Средняя группа риска – организации, отнесенные к данной категории, проверяют не чаще 1 раза в 3 года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через 5 лет.

Для организаций низкой группы риска проверка назначается по мере необходимости, но не чаще 1 раза в 5 лет.

Организации, которые добросовестно исполняют обязательства перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и не имеют фактов нарушений законодательства (независимо от отнесения их к группам риска), подлежат проверке одним и тем же контролирующим (надзорным) органом не чаще 1 раза в 5 календарных лет. Кроме того, Указ № 510 может освободить организацию средней или низкой группы риска от проверки в случаях, если данные контролирующего (надзорного) органа свидетельствуют об отсутствии признаков, указывающих на нарушения законодательства, а также если на дату назначения проверки имеется аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В последнем случае плановые проверки могут не назначаться (не назначаются) за период и по вопросам, проверенным в ходе аудита, за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды.

Кроме того допускается так называемая совместная проверка, т.е. проверка субъекта в течение календарного года, осуществляемая несколькими контролирующими (надзорными) органами в рамках одной плановой проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.

Календарные периоды для назначения плановой проверки исчисляются контролирующим (надзорным) органом с года окончания предыдущей плановой проверки (включая этот год) с учетом установленной сферы контрольной (надзорной) деятельности, назначенной после 1 января 2010 г. как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями). Иными словами, если в организации средней группы риска была проведена плановая проверка в феврале 2013 г., то следующая проверка по общему правилу не может быть проведена ранее февраля 2016 г.

Справочно:

порядок установления сроков проведения совместных проверок определяет Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее – КГК).

Перечислим виды внеплановых проверок:

1. Внеплановая тематическая оперативная проверка. Она осуществляется в пределах компетенции органами КГК, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, МНС Республики Беларусь, Минприроды Республики Беларусь, Государственным комитетом по стандартизации и их территориальными органами, Национальным банком, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций и ее филиалами, Минздравом Республики Беларусь, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, Минторгом Республики Беларусь. Проверка проводится, когда возникает необходимость оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности.

2. Встречная проверка. Ее проводят для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям.

3. Дополнительная проверка. Ее проводят для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями (их заместителями) органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок.

4. Контрольная проверка, которая проводится для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки.

Основания назначения отдельных видов внеплановых проверок уже были указаны выше.

Основаниями назначения внеплановой проверки являются:

– наличие у контролирующего (надзорного) органа какой-либо информации, свидетельствующей о нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц. Информация должна быть подтверждена документами или фактами;

– использование (расходование) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;

– существенное ухудшение показателей деятельности банков или небанковских кредитно-финансовых организаций, юридических лиц, не являющихся банками и признаваемых входящими в состав банковского холдинга; невыполнение предписания Нацбанка; необходимость оценки эффективности мероприятий по улучшению финансового состояния, выполняемых данными юридическими лицами; вероятность возникновения в банке положения, которое может повлечь за собой его неплатежеспособность либо создать угрозу поддержанию стабильности банковской системы и (или) интересам вкладчиков и иных кредиторов, а также по иным основаниям, указанным в подп. 9.1 п. 9 Указа № 510 или определенным Нацбанком, в целях проведения им надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолидированной основе.

Пункт 5 Указа № 510 также содержит основания и круг лиц, которые могут назначать (поручать назначение) внеплановой проверки в 2-летний срок со дня начала регистрации организации (иного момента начала деятельности для других проверяемых субъектов), который, по общему правилу, запрещен для проведения подобных проверок. В частности, такая проверка может быть назначена:

– по поручению Президента Республики Беларусь;

– по заявлению проверяемого субъекта;

– КГК (либо по его поручению) при наличии у него информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве, или совершении сделок (операций) с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства, или совершении финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконных финансовых операций) на сумму, превышающую 1 000 базовых величин;

– по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также руководителей (их заместителей) этих органов по находящимся в их производстве материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных правонарушений и преступлений, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании террористической деятельности;

– при осуществлении государственного санитарного, пожарного надзора, государственного надзора за соблюдением промышленного производства и аптечного изготовления лекарственных средств, государственного контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира. Такие проверки могут назначаться только при наличии оснований и с соблюдением определенных условий, установленных в Указе № 510;

– в целях проверки соблюдения обязательных требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;

– Нацбанком в рамках проведения надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолидированной основе, и по другим основаниям.

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

Такие сервисы

  • рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

  • формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

  • создают счета и договора

  • заполняют декларации

  • напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.

Контролю подлежат все сферы предпринимательской деятельности. В обширном списке надзорных структур: ГИТ, налоговая, Ростехнадзор, пожарная инспекция, Росфиннадзор. Каждая из них может прийти на предприятие с проверкой, но этот процесс строго регламентирован.

Главные нормативные акты:

  • Положение о госнадзоре, утвержденное постановлением Правительства №875 от 01.09.2012. В начале 2017 года в этот акт внесены существенные коррективы, связанные с риск-ориентированным подходом к охране труда (Постановление № 197 от 16.02.2017). Эти изменения отразились на том, с какой периодичностью проводятся плановые проверки ГИТ.
  • Закон № 294-ФЗ от 26.12.2008, который регламентирует сроки и процедуры надзорных мероприятий. Этот акт обеспечивает защиту прав предпринимателей в процессе государственного контроля.

Федеральный закон № 294-ФЗ охватывает большинство форм контроля, но не все. Для некоторых мероприятий работают специальные нормативно-правовые акты. Это определено статьей 1 (пункты 3, 3.1, 4–4.2) указанного закона.

Современные экономические реалии быстро меняются и законодательство гибко на это реагируют: в нормативные акты периодически вносятся изменения и дополнения. Рекомендуем регулярно отслеживать и изучать последние редакции, чтобы в полной мере выполнять требования закона и успешно проходить госпроверки.

Инструменты контроля: проверка и мониторинг

Суть плановых проверок в том, что проверяющие не «сваливаются, как снег на голову» — об их визитах можно и нужно знать заранее. В пункте 2 статьи 9 закона № 294-ФЗ сказано, что периодичность проведения плановых проверок составляет не чаще одного раза в три года. То есть, может быть и реже. С введением риск-ориентированного подхода так и есть: частота контрольных мероприятий зависит от вида надзора, категории риска конкретного предприятия или ИП, а также от специальных правительственных решений.

Главное — есть план, который утверждают на госуровне в конце каждого года — на следующий. Он и является основанием для проведения плановой проверки. То есть в 2019 году проверяют тех, кого внести в график в 2018-м.

Вас могут «запланировать», если прошло 3 года с тех пор как:

  • Состоялась госрегистрация предприятия или ИП.
  • Завершилась прошлая ПП.
  • Началась деятельность уведомительного характера.

Как проверить, есть ли вы в списке? Это можно сделать на официальных сайтах генпрокуратуры и Роструда или на портале Госуслуг.

Обратите внимание: порядок проведения плановых проверок предусматривает, что работодатели должны получить официальное уведомление не меньше, чем за 3 дня до ее начала.

Понятие риск-ориентированного подхода в госконтроле появилось в 2015 году. Этому посвящена статья 8.1 ФЗ № 294, которая введена в действие законом № 246-ФЗ от 13.07.2015. Согласно этой статье, к определенным видам надзора следует применять дифференцированный подход. Суть подхода в том, что интенсивность и периодичность надзорных мероприятий определяется присвоением предприятию или ИП определенной категории риска.

Перечень видов госнадзора устанавливает Правительство (постановление №806 от 17.08.2016).

Контрольные мероприятия со стороны структур из этого списка (например, плановые проверки соблюдения лицензионных требований) могут проводиться с разной периодичностью, в зависимости от категории риска:

  • Высокий — раз в 2 года.
  • Значительный — раз в 3 года.
  • Средний — раз в 5 лет.
  • Умеренный — раз в 6 лет.
  • Низкий — не проводятся.

Списки предприятий, отнесенных в сегмент высокого и значительного риска есть на сайте Роструда. Если вы не знаете свою категорию, можно сделать запрос в ГИТ — через 15 рабочих дней будет ответ. Также в ГИТ можно сделать заявку на пересмотр решения о присвоении категории риска. Ответ получите максимум через 18 рабочих дней: 15 займет рассмотрение, а 3 отведены на отправку решения.

В 9 статье закона № 294-ФЗ есть также пункт, который устанавливает специальную частоту плановых проверок. Так, контроль может быть проведен два или больше раз за 3 года, для предприятий, которые работают в области соцуслуг, тепло- и энергоснабжения, здравоохранения, электроэнергетики, образования.

Обратите внимание, что в рамках риск-ориентированного подхода плановые проверки в отношении специализированных организаций проводятся по отдельному графику. Это касается контроля со стороны антимонопольной службы предприятий, работающих по оборонным заказам:

  • 1 раз в 3 года — для средней категории риска.
  • 1 раз в 5 лет — для умеренной категории риска.
  • 1 раз в 10 лет — для низкой категории риска.

С 2016 года плановые проверки не проводятся в отношении представителей малого бизнеса, то есть компаний с низким доходом и небольшим штатом. Этот «мораторий» продлен до 31 декабря 2020 года.

Из моратория есть исключения. Он не распространяется на предприятия, которые занимаются лицензируемой деятельностью или попадают в список из п.9 статьи 9 ФЗ № 294. Также освобождение от ПП не работает в отношении штрафников: если с момента назначения админсанкции прошло меньше трех лет, малое предприятие могут включить в план по надзору.

Закон ограничивает срок проведения плановых проверок 20-ю рабочими днями. Это касается как документарных, так и выездных мероприятий. В выездном варианте проверяющие должны подстраиваться под режим работы контролируемого предприятия — учитывать выходные и праздники, соблюдать начало и окончание рабочих дней.

Бывает, что проверяющие не укладываются в отведенное время. Закон разрешает им просить о продлении максимум на 20 рабочих дней.

Для микропредприятий предельная длительность плановой проверки — 15 часов в год. Для представителей малого бизнеса — 50 часов в год.

Статья 9. Организация и проведение плановой проверки

В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее – Закон № 248-ФЗ). Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Достигается это за счет профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.

Закон разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора). Кроме того, закон определяет права и обязанности контролеров и лиц, в отношении которых проводятся проверки. Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.

Переняв некоторые положения из действующего ныне федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее – Закон № 294-ФЗ), новый закон вносит ряд нововведений, которые будут рассмотрены ниже.

В новом ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ конкретизируется и усложняется процедура организации и проведения проверки.

Закон предусматривает четыре вида проверок. При этом плановая и внеплановая проверка может проводиться в форме документарной и выездной проверки. Поэтому правильнее следовало бы говорить о следующих видах проверки:

  • плановая документарная проверка;
  • плановая выездная проверка;
  • внеплановая документарная проверка;
  • внеплановая выездная проверка.

По окончании проверки, независимо от ее результатов, составляется справка о проведении проверки. А в течение двух месяцев после этого должен быть составлен акт поверки.

В акте указываются факты выявленных налоговых правонарушений или их отсутствие, а также выводы и предложения проверяющих по их устранению и применению конкретных мер ответственности. Акт проверки передается налогоплательщику или его представителю. В течение 15 дней со дня его получения налогоплательщик может представить свои возражения на имя руководителя той инспекции, сотрудники которой были на проверке. Возражения должны быть обоснованы и документально подтверждены. Срок для подачи письма с Вашими возражениями будет исчисляться со дня подписания Вами акта при вручении, поэтому обязательно ставьте число, когда подписываете акт проверки или сохраняйте конверт, в котором акт проверки Вам направлялся.

В течение десяти дней (указанный срок может быть продлен не более, чем на один месяц) по истечении срока, установленного для представления налогоплательщиком возражений по акту налоговой проверки, руководитель налогового органа знакомится с материалами проверки, иными документами и выносит одно из следующих решений:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Копия решения передается налогоплательщику.

Решение вступает в силу в течение десяти дней со дня вручения его налогоплательщику (или его представителю).

В течение указанного срока (10 дней) на решение может быть подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган. В таком случае решение вступит в силу после его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

! После вынесения решения налоговый орган может принять обеспечительные меры в форме:

  • запрета на отчуждение имущества (продажа, дарение и т.п.);
  • приостановления операций по счетам в банке.

! Несоблюдение должностными лицами налоговых органов процедуры рассмотрения материалов проверки может являться основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом.


  • проверять требования, не относящиеся к полномочиям конкретного органа исполнительной власти ( полномочия прописаны в положениях о…., имеются в консультанте);
  • проводить проверку при отсутствии законного представителя предприятия или должностного лица или уполномоченного представителя;
  • требовать предоставить документы, не относящиеся к проверке, проводить исследования, не относящиеся к проверке;
  • в случае отбора проб в обязательном порядке должен быть составлен акт (протокол) отбора проб, один экземпляр которого передается представителю предприятия;
  • запрещено требовать документы до начала проведения проверки; требовать документы, имеющиеся у органа государственного надзора.

В ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц» все контрольные мероприятия делятся на несколько видов.

Документарные проверки. Это разновид­ность плановых проверок. Как следует из названия, смысл заключается в проверке достоверности документов (учредительных документов, лицензий, результатов предыду­щих проверок и т.д.), находящихся в распоря­жении органа контроля, если они вызывают сомнения или не позволяют оценить испол­нение аптечной организацией обязательных требований, установленных федеральными законами и муниципальными правовыми ак­тами. В ответ на официальный запрос аптека обязана предоставить копии обозначенных в нем документов. С 10 января 2016 года это можно сделать в электронном виде. При вы­явлении нарушений орган государственного контроля может инициировать выездную про­верку, вынеся дополнительное распоряжение или приказ о ее проведении.

Плановые проверки. Могут быть как выездны­ми, так и документарными. Проводятся на осно­вании ежегодных планов, которые публикуются в открытых источниках, а также приказа (рас­поряжения) руководителя органа государствен- ного/муниципального надзора. Информацию о дате визита проверяющих, цели и основаниях проверки, наименовании органа контроля мож­но найти на сайте Генеральной прокуратуры РФ, начиная с 1 января наступившего года. Для этого достаточно внести информацию об организации — название и ИНН. Также сводные планы предстоящих проверок размещаются на сайтах территориальных управлений: прокура­туры, Роспотребнадзора и Росздравнадзора.

СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ № 1969 ОТ 30.11.2020, СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 2024 ГОДА КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ ИМЕЮТ ПРАВО ЗАМЕНИТЬ ПЛАНОВУЮ ВЫЕЗДНУЮ ПРОВЕРКУ ПЛАНОВЫМ ИНСПЕКЦИОННЫМ ВИЗИТОМ.

ТАКОЕ РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЕТСЯ НЕ ПОЗДНЕЕ ЧЕМ ЗА 20 РАБОЧИХ ДНЕЙ ДО ДАТЫ НАЧАЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВОЙ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ. О ПРОВЕДЕНИИ ИНСПЕКЦИОННОГО ВИЗИТА АПТЕКА УВЕДОМЛЯЕТСЯ В ТЕЧЕНИЕ 10 ДНЕЙ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ.

Внеплановая проверка. Основанием для внеплановой проверки чаще всего становится истечение срока для устранения нарушений, выявленных ранее, обращения потребителей, требование прокуратуры в связи с поступив­шими обращениями. Поводы для проведения внеплановой проверки опубликованы в ст.10 ФЗ «О защите юридических лиц».

В 2020 году Минздрав утвердил еще одно основание для проведения внеплановых проверок Росздравнадзора. Приказом № 893н от 24.08.2020 введен индикатор риска наруше­ния обязательных требований.

Суть его состоит в том, что под «подозрение» контрольно-надзорного органа подпадает «дву­кратный (и более) рост количества приобретенных и отпущенных препаратов, подлежащих предмет­но-количественному учету», а также двукратное (и более) превышение средних показателей отпуска таких ЛС среди аптечных организаций, находя­щихся в одном субъекте Федерации.

Резкий рост продаж таких препаратов Росз­дравнадзор будет фиксировать при помощи системы маркировки движения лекарствен­ных средств.

Основные виды проверок, которые перечис­лены выше, могут отличаться по форме. В ап­течных организациях контрольные меропри­ятия могут иметь форму опроса, контрольной закупки, сбора образцов для сравнительного анализа, исследования предметов и доку­ментов, обследования помещений, зданий и сооружений, оперативного эксперимента.

Сейчас срок проведения проверки не мо­жет превышать 20 дней. С 1 июля 2024 года начнет действовать новый закон № 248-ФЗ от 31.07.2020, согласно которому срок сокраща­ется до 10 дней. Продолжительность подобных мероприятий должна быть зафиксирована в распоряжении или приказе руководителя контролирующего органа о проведении проверки. Также существуют ограничения в зависимости от типа учреждения:

  • для микропредприятия с количеством сотруд­ников до 15 человек срок выездных проверок не может превышать 15 часов в год;
  • для малого предприятия с количеством сотрудни­ков до 100 человек включительно — 50 часов в год. Исключения составляют сложные проверки, под­разумевающие расследования или экспертизы, их допустимо продлевать.

НЕОДНОЗНАЧНЫМ ПРЕДСТАВЛЯЛСЯ ВОПРОС О ПРОВЕРКАХ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ С БОЛЬШИМ ЧИСЛОМ ТОЧЕК ПРОДАЖ. СКОЛЬКО И КАК ПРОВЕРЯТЬ — КАЖДЫЙ ФИЛИАЛ ИЛИ СЕТЬ В ЦЕЛОМ КАК ЕДИНЫЙ ОБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? ЯСНОСТЬ ВНЕС ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ. ОПРЕДЕЛЕНИЕМ № 306-ЭС19-19540 ОТ 28.02.2020 УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ПРЕДЕЛЬНЫЙ СРОК ПРОВЕРОК ЮРЛИЦА, ИМЕЮЩЕГО ФИЛИАЛЫ, ДОЛЖЕН СОСТАВЛЯТЬ СОВОКУПНО НЕ БОЛЕЕ 60 РАБОЧИХ ДНЕЙ.

  • До начала проверки представители надзорного органа должны предъявить распоряжение (при­каз) о проведении контрольных мероприятий в аптеке вместе со своими служебными удосто­верениями. В нем обязательно указывается вид и основание осуществляемой проверки, дата и сроки, а также список проверяющих и при­сутствующих совместно с проверяющими лиц (ФИО и должности).

НА ЗАМЕТКУ

Не всегда проверяющие органы приходят с распоряжением или приказом. Если в аптеке проводятся оперативно-розыскные мероприятия или дознание, то документ, дающий основание для проведения проверки, может называться по-разному.

  • В том случае, если кто-то из присутствую­щих лиц не указан в приказе, то он не имеет права проверять вашу аптеку. Иногда в со­ставе большой комиссии могут оказаться люди, не фигурирующие в документе, их необходимо отстранить, так как это грубое нарушение со стороны надзорных органов. • Если адрес или наименование органи­зации в приказе о проведении проверки указаны неверно, то представитель органи­зации может считать его недействительным и отказать в возможности проверки сотруд­никам органов.
  • Важным условием проверки является тот факт, что проводиться она должна в при­сутствии руководителя организации или его законного представителя, действующего на основании доверенности или приказа руко­водителя аптечной организации. Он имеет право давать разъяснения по вопросам инспекторов, получать информацию, отно­сящуюся к предмету проверки, знакомиться с ее результатами.

НА ЗАМЕТКУ

Допускается фиксировать нарушения при проведении контрольных мероприятий в письменной форме или снимать на фото/видео. При возникновении спорной ситуации эти доказательства можно будет предъявить в суде.

Периодичность проведения плановых поверок определяется тем же № 294-ФЗ. По общему правилу, правилу каждое ведомство проводит на предприятии плановые проверки не чаще одного раза в три года.

При этом федеральными законами для той или иной категории предприятий может быть установлена иная периодичность проведения плановой проверки. Например, если организация работает в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения или в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. При этом для каждого вида деятельности действуют свои уточненные нормы. Вот для наглядности небольшой фрагмент из перечня указанных предприятий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *