Срок Уплаты Налога На Землю В 2024

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок Уплаты Налога На Землю В 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.

Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Таблица сроков уплаты налогов в 2024 году

Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2024 года.

Заявление подайте в налоговую по месту нахождения налогоплательщика или объекта. Направить его можно лично, по почте или через оператора ТКС. Через личный кабинет налогоплательщика подать заявление не получится.

В январе 2024 года плательщики земельного налога больше не будут составлять декларации за истекший год. С налогового периода 2020 года декларации по земельному налогу отменены. Утратила силу статья 398 НК РФ.

Это изменение внесено Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Несмотря на отмену отчетности, суммы платежей, как и раньше, нужно определять самостоятельно.

Инспекции будут рассылать уведомления об уплате налога, где будет и сумма, подлежащая уплате. Но ожидать получения такого уведомления не стоит. Инспекция может прислать его значительно позже после установленного срока уплаты налога.

А вот уточненные декларации за периоды до 2020 года ИФНС будут принимать по-прежнему — по месту нахождения земельных участков.

После отмены деклараций по земельному налогу для владельцев земли ввели новую обязанность. Если ИФНС не учла данные об участке при исчислении налога и не указала его в уведомлении, нужно сообщить ей об этом участке и предоставить документы, подтверждающие право владения. Это нужно будет сделать в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За невыполнение этого требования компании грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Установление срока уплаты земельного налога больше не является прерогативой местных властей (ч. 2 ст. 356 НК РФ).

Начиная с уплаты налога за 2020 год, вводится единый срок уплаты земельного налога (абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ):

  • не позднее 1 марта — годовой платеж;
  • до конца месяца, следующего после отчетного квартала, — авансовый платеж.

Эти изменения внесены Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Нормативным документом по земельному налогообложению является Глава 31 Налогового кодекса. В нем определены юридические лица, которые являются плательщиками сбора. Это все организации, у которых зарегистрировано право на земельные участки, находящиеся:

  • в собственности;
  • в бессрочном постоянном пользовании.

Не платят земельный налог организации:

  • пользующиеся наделом по договору безвозмездного срочного пользования или аренды;
  • в случае нахождения участка в перечне земель, не облагаемых налогом ст. 389 НК.

Уплата исчисленной суммы сбора производится юридическим лицом в налоговый орган по фактическому местонахождению участка земли. Организация может иметь несколько наделов в разных территориальных единицах. Тогда исчисление и уплата налога будет производиться следующим образом:

  • по каждому участку по ставкам, принятым конкретным муниципальным органом;
  • уплата в муниципалитет по месту нахождения каждого из участков.

Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, властями соответствующих образований устанавливаются его ставки. Они закрепляются нормативно-правовыми актами и не противоречат налоговому законодательству. В частности, ставки сбора не должны превышать максимальные пределы, устанавливаемые юридическим лицам статьей 394 НК. Ставка налога не должна быть более:

Налоговая ставка Категории земель
0,3 % ИЖС, ЛПХ, а также садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства.
Земли сельхозназначения.
Участки, используемые для таможенных нужд, а также обеспечения обороны и безопасности.
1,5 % Все участки, не отнесенные к категориям выше.

Ставку налога можно уточнить также при помощи электронных сервисов. Для этого на сайте Федеральной налоговой службы имеется справочный раздел по ставкам и льготам имущественных налогов.

Как посмотреть? Пошаговая инструкция:

  1. Отметьте «Вид налога».
  2. Выберите год налогового периода.
  3. Выберите субъект РФ и город.
  4. Нажмите кнопку «Найти».
  5. В таблице последнем столбце нажмите «Подробнее».
  6. Откроется таблица, где можно узнать необходимую информацию по всем ставкам, а также местным и федеральным льготам.

Если в вашем регионе не установлена налоговая ставка, то используйте федеральную (см. выше в таблице).

Соблюдение сроков уплаты налогов является обязанностью организаций. В случае нарушения, когда юридическое лицо допустило просрочку платежа, налоговый орган вправе взыскать с него пени. Они начисляются в соответствии со статьей 75 НК за каждый календарный день, превышающий установленный срок.

По итогам года налоговая инспекция с нерадивой организации взыщет штраф по ст.122 НК, подлежащего к уплате в бюджет. Размер его составляет:

  • 20% от суммы налога при неумышленном ошибке;
  • 40% от суммы налога при умышленном ошибке.

B cooтвeтcтвии co cт. 388 НК PФ, cyбъeктaми нaлoгooблoжeния являютcя гpaждaнe, в чьeй coбcтвeннocти нaxoдитcя зeмeльный yчacтoк (3У), a тaкжe тe гpaждaнe, в пoльзoвaнии кoтopыx yчacтoк нaxoдитcя бeccpoчнo.

Cyбъeктaми мoгyт выcтyпaть кaк физичecкиe, тaк и юpидичecкиe лицa.

Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.

Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.

Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.

Сообщены сроки уплаты земельного и транспортного налогов в 2024 году

  • Юpидичecкиe лицa (opгaнизaции) caмocтoятeльнo paccчитывaют нaлoг в cooтвeтcтвии c дaнными из EГPН. Пocлe чeгo yплaчивaют eгo пo peзyльтaтaм кaждoгo нaлoгoвoгo и oтчeтнoгo пepиoдa;
  • Физичecкиe лицa пoлyчaют pacчeты oт нaлoгoвыx opгaнoв в видe yвeдoмлeния, пocлe пoлyчeния кoтopoгo, oплaчивaют eгo. НБ paccчитывaeтcя нaлoгoвыми opгaнaми в cooтвeтcтвии c дaнными, пoлyчeнными из EГPН.

B cooтвeтcтвии co cт 393 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд пpиpaвнивaeтcя к oднoмy кaлeндapнoмy гoдy, нaчинaя c пepвoгo янвapя.

Oтчeтный пepиoд — этo квapтaлы гoдa (пepвый, втopoй и тpeтий). Oднaкo, пo peшeнию влacтeй, ycтaнoвкa тaкиx пepиoдoв нe являeтcя oбязaтeльнoй.

Cтaвкa нaлoгa нa зeмлю

  • 3eмeльныe ceльxoзнaзнaчeния, жилыe фoнды, cтpyктypы ЖКX, личныe пoдcoбныe и дaчныe xoзяйcтвa, CНT (caдoвoдчecкoe нeкoммepчecкoe тoвapищecтвo) и OНT (oгopoдничecкoe нeкoммepчecкoe тoвapищecтвo), 3У иcпoльзyeмыe для oбopoны и бeзoпacнocти (в т.ч. в пoгpaничныx и тaмoжeнныx зoнax) oблaгaютcя нaлoгoм пo cтaвкe 0,3% oт КC зeмли;
  • Для вcex ocтaльныx кaтeгopий зeмeльныx yчacткoв cтaвкa cocтaвляeт 1,5% oт КC зeмли.
  • Ecли пpи pacчeтe кaдacтpoвoй cтoимocти в нaчaлe пepиoдa были дoпyщeны oшибки;
  • Ecли cyд или кoмиccия вынecли cooтвeтcтвyющee peшeниe в oтнoшeнии cпopa o paзмepe КC;
  • Ecли пpoизoшeл пepexoдa yчacткa из oднoй кaтeгopии в дpyгyю.

B пpoчиx cлyчaяx, измeнить КC для oпpeдeлeния дpyгoй нaлoгoвoй бaзы, в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa, нeвoзмoжнo.

  • B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:

    Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;

  • Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
  • Дeти-инвaлиды;
  • Инвaлиды c дeтcтвa;
  • Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
  • Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
  • Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
  • Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
  • Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.

Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.

Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.

Новшества в исчислении земельного налога в 2024 году

С 2024 года для организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды организации уже не сдают.

Налоговые органы продолжат прием налоговых деклараций в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/[email protected]):

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;
  • при подаче уточненных налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.

Кроме того, налоговые декларации по транспортному и земельному налогам необходимо подать в тех случаях, когда организация хочет заявить о налоговых льготах за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Если организация заявит о налоговых льготах за предшествующие 2020 году периоды путем подачи заявления, то ИФНС попросту его не примет, а налогоплательщику будет предложено представить соответствующую налоговую декларацию (письмо ФНС от 12.09.2019 №БС-4-21/[email protected]).

Во всех вышеперечисленных случаях организации должны сдавать налоговые декларации по транспортному налогу по форме, утв. приказом ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/[email protected], а по земельному налогу – по форме, утв. приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/[email protected]

В связи с отменой налоговых деклараций для организаций – плательщиков транспортного и земельного налогов был введен заявительный порядок предоставления льгот по этим налогам (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ). То есть, чтобы рассчитывать на применение полагающихся льгот, организация должна направить в ИФНС заявление по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/[email protected]

В заявлении указываются объекты налогообложения (транспортные средства и земельные участки), а также полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы.

В одном и том же заявлении можно сразу указывать весь имеющийся у компании транспорт и участки. Причем заявление допускает одновременное указание в нем разных КПП, присвоенных по месту нахождения транспортных средств и земельных участков (письмо ФНС № БС-4-21/[email protected] от 03.02.2020).

Заявление о предоставлении налоговых льгот с приложением подтверждающих документов разрешается представить в любой налоговый орган. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС и через МФЦ. При этом налоговое законодательство не ограничивает сроки представления такого заявления. Заявить о льготах налогоплательщики вправе в любое удобное для них время.

Непредставление заявления само по себе не лишает организацию права на ту или иную налоговую льготу. Если у налоговиков будет иметься в наличии информация о том, что компании полагаются льготы, то транспортный и земельный налоги за 2020 год они рассчитают именно с учетом этих льгот. Но если налогоплательщик сам не заявит о налоговых льготах, то не исключено, что расчет налогов к уплате будет произведен налоговиками неверно и сообщение о начисленных суммах налогов поступит налогоплательщику с завышенными показателями. Поэтому всем организациям в течение I квартала 2024 года рекомендуется направить в ИФНС заявление об имеющихся льготах по транспортному и земельному налогам за 2020 год (информационное сообщение ФНС от 14.01.2021).

Алгоритм расчета земналога во многом зависит от правил определения базы налогообложения земли, а именно от того, проведена нормативная денежная оценка (НДО) земли или нет. Так, если:

— НДО земель проведена, то налог рассчитывается как произведение площади земли (в га), НДО единицы площади, проиндексированной на начало года (в грн), и ставки налога (в %);

— НДО земель не проведена, то налог определяют как произведение площади (в кв. м или га) и ставки (в грн за 1 кв. м или га). При этом ставка налога определяется исходя из НДО единицы площади пашни по области.

Следовательно, чтобы можно было рассчитать земналог, следует иметь три показателя: площадь земли, ее НДО и ставку налога.

Отчетным периодом по земналогу является календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года.

Целевое назначение участка

Ставка в рублях

Ставка в процентах*

Жилая многоквартирная зона

10,88 руб./гектар (стоимость не превышает порог в 43 512 руб.)

0,025 %

Жилая усадебная зона

21,76 руб./гектар (стоимость не превышает порог в 21 756 руб.)

0,1 %

Производственная зона

163,16 руб. /гектар (стоимость не превышает порог в 14 832 руб.)

1,1 %

Рекреационная зона

163,16 руб. /гектар (стоимость не превышает порог в 16 316 руб.)

1 %

Общественно-деловая зона для размещения:

  • автозаправок и газонаполнительных станций
  • рынков и торговых центров
  • игорных заведений и автомобильных рынков
  • иных объектов

163,16 руб. /гектар (стоимость не превышает порог в):

8 159 руб.

5 439 руб.

29 666 руб.

2 %

0,7 %

3 %

0,55 %

*Проценты по земельному налогу начисляются при условии превышения порога кадастровой стоимости за гектар, т.е. если цена 1 гектара участка выше установленного показателя.

Земельный налог в 2024 году и его расчёт для юридических лиц имеет ряд тонкостей. В этом случае ставка земельного налога зависит от площади, кадастровой стоимости участка, а также его целевого назначения и использования.

Право получения льгот и освобождения от уплаты государственного земельного налога имеют следующие физические лица:

  1. Военнослужащие, проходящие срочную воинскую службу
  2. Военнослужащие, проходящие альтернативную воинскую службу
  3. Участники и ветераны Великой Отечественной войны
  4. Граждане с I и II группами инвалидности
  5. Граждане, признанные недееспособными
  6. Дети, не достигшие совершеннолетия
  7. Граждане, имеющие право на получение пенсии по возрасту
  8. Многодетные семьи

Оплата налога на землю осуществляется согласно полученному извещению, которое поступает по адресу налогоплательщика до 1 августа. В извещении указана необходимая сумма к уплате. В 2024 году крайним сроком для внесения платежа по земельному налогу является 15 ноября.

За несвоевременную плату полагается штраф в размере 15% от неуплаченной стоимости, а за каждый последующий день просрочки будет начисляться пеня.

Способы оплаты государственного земельного налога:

  • Через инфокиоск
  • В отделениях почты и банка
  • В органах налоговой инспекции
  • Через интернет

Начиная с 2024 года, ИФНС будут направлять налогоплательщикам-«упрощенцам» сообщения об исчисленных контролерами суммах транспортного и земельного налогов (далее – сообщение) за прошлый налоговый период. Это следует из п. 4, 5 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ.

Сообщения будут составлены по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 05.07.2019 №ММВ-7-21/[email protected] В них будут указываться:

  • объекты налогообложения;

  • налоговая база;

  • налоговый период;

  • налоговая ставка;

  • сумма исчисленного налога.

Такие сообщения налоговики составят на основании имеющейся у них информации, в том числе сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН)[2], сведений, полученных ими от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, транспортных средств (п. 5 ст. 83, п. 4, 13 ст. 85 НК РФ)[3].

Обратите внимание

Положения Налогового кодекса и Приказа ФНС России № ММВ-7-21/[email protected] в настоящее время не предусматривают утверждение единого общеобязательного формата сообщений для направления их в электронной форме по каналам ТКС или через «Личный кабинет налогоплательщика» (см. Письмо ФНС России от 16.01.2020 №БС-4-21/453).

По общему правилу ИФНС будет направлять сообщения налогоплательщикам по окончании налогового периода после истечения установленного срока уплаты налога. Напомним: крайний срок для уплаты обоих налогов за 2020 год – 1 марта 2024 года (ст. 356, п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 НК РФ).

Иными словами, сообщения инспекцией будут направлены уже после того, как налогоплательщик исполнит обязанность по уплате транспортного и земельного налогов и соответствующих сумм авансовых платежей по налогам (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).

В случае несогласия с суммами исчисленных налоговиками налогов налогоплательщики могут оспорить их в порядке, установленном п. 6 и 7 ст. 363 НК РФ. Так, согласно п. 6 ст. 363 налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.

К сведению

В Письме ФНС России от 14.08.2019 №АС-4-21/[email protected] подчеркнуто: указанный в п. 6 ст. 363 НК РФ 10-дневный срок для представления пояснений и (или) документов касательно уплаты транспортного и земельного налогов не является пресекательным. То есть и по истечении данного срока ИФНС обязана будет рассмотреть полученные пояснения и (или) документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налога в рамках общего порядка взаимодействия с налогоплательщиками.

Расхождения между суммами налогов, исчисленных налоговиками, и платежами, произведенными налогоплательщиком, могут быть обусловлены рядом причин. Одна из них – неприменение налоговиками при расчете налогов, подлежащих уплате в бюджет, налоговых льгот, имеющихся у налогоплательщика. Причем о праве на применение такой льготы должны заявить сами налогоплательщики.

Согласно п. 3 ст. 361.1 и п. 10 ст. 396 НК РФ налогоплательщикам, имеющим право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством, начиная с 2020 года необходимо подать в налоговый орган по своему выбору заявление на предоставление этих льгот. Также они вправе подать документы, подтверждающие их право на налоговую льготу.

Заявление о льготах нужно подать по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 №ММВ-7-21/[email protected] Этим же приказом утверждены порядок заполнения формы (далее – Порядок) и электронный формат для его направления по каналам ТКС.

К сведению

Льготы по транспортному или земельному налогу за предшествующие налоговые периоды, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации в этот период (п. 3 ст. 55 НК РФ) заявляются посредством подачи деклараций. На этот нюанс обращено внимание в Письме ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/[email protected]

Заявление о предоставлении налоговых льгот включает:

  • титульный лист;

  • разд. 5 – лист с информацией о заявленной льготе по транспортному налогу;

  • разд. 6 – лист с информацией о заявленной льготе по земельному налогу.

Разделы 5 и 6 заполняются отдельно по каждому транспортному средству (земельному участку), по которым заявляются налоговые льготы (п. 17 Порядка)[4].

Допустима подача одного заявления в отношении нескольких объектов, даже если организации присвоены разные КПП по месту их нахождения. В таком случае на титульном листе нужно отразить КПП, присвоенный по месту нахождения одного из этих объектов (см. Письмо ФНС России от 03.02.2020 №БС-4-21/[email protected]).

Обратите внимание

Если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в ИФНС отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, ИФНС по информации, приведенной в заявлении, запросит сведения, подтверждающие право на эту льготу, у органов и иных лиц, у которых они имеются.

Орган или иное лицо, получившие запрос инспекции о представлении сведений, подтверждающих право на налоговую льготу, должны исполнить его в течение 7 дней со дня получения или в тот же срок сообщить в ИФНС о причинах неисполнения запроса.

Инспекция в течение 3 дней со дня получения такого сообщения обязана проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право на льготу, и о необходимости представления подтверждающих документов (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ, Письмо ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/[email protected]).

Заявление о предоставлении налоговой льготы налогоплательщик может подать в ИФНС по своему выбору (п. 10 Порядка):

  • по месту своего нахождения. Если налогоплательщик и объект, по которому заявлена льгота, находятся в разных местах, инспекция передаст заявление в налоговый орган по месту нахождения земельного участка или транспортного средства (п. 1.6 приложения к Письму ФНС России от 25.09.2019 №БС-4-21/[email protected]);

  • по месту нахождения объекта налогообложения – земельного участка или транспортного средства.

Указанное заявление налогоплательщик может подать в выбранную ИФНС одним из следующих способов:

  • на бумаге – лично, через представителя (действующего на основании доверенности) или заказным письмом по почте;

  • в электронном виде – по каналам ТКС[5].

Крайний срок подачи в ИФНС заявления о предоставлении налоговых льгот по транспортному и земельному налогам Налоговым кодексом не установлен.

При этом сообщение об исчисленных налоговиками суммах будет направляться налогоплательщику после истечения установленного срока уплаты налога – в течение 10 рабочих дней после составления, но не позднее 6 месяцев со дня истечения срока уплаты налога за налоговый период (то есть не позднее 1 сентября) (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). То есть когда налогоплательщик уже самостоятельно рассчитает и уплатит в бюджет транспортный и земельный налоги по итогам налогового периода. И как упоминалось ранее, это сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о льготе.

Соответственно, если налоговый орган на дату составления сообщения не будет обладать информацией об имеющейся у налогоплательщика льготе, в сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета этой льготы (см. Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/[email protected]).

Обратите внимание

Минфин в Письме от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672 пояснил: направление налогоплательщику сообщения об исчисленной ИФНС сумме налога не заменяет обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислить и уплатить транспортный и земельный налоги и соответствующие суммы авансовых платежей по налогам. Фактически целью направления такого сообщения является информирование налогоплательщика об исчисленной ИФНС сумме налога за определенный период для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии.

Из сказанного следует, что заявление о предоставлении налоговых льгот налогоплательщику целесообразно подать в выбранную ИФНС практически сразу после уплаты налога, то есть в первых числах марта. В противном случае есть риск того, что сумма налога к уплате, исчисленная налоговиками (исходя из имеющейся у них информации), превысит величину платежа, осуществленного налогоплательщиком. И эту разницу налоговики в дальнейшем будут взыскивать в принудительном порядке (если, конечно, налогоплательщик не оспорит сообщение).

Как рассчитывается земельный налог

ИФНС должна рассмотреть обозначенное заявление в течение 30 дней (этот срок может быть увеличен не более чем на 30 дней).

По результатам рассмотрения налоговики должны уведомить налогоплательщика о предоставлении льготы (либо сообщить об отказе от предоставления) (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Формы уведомления и сообщения утверждены Приказом ФНС России от 12.11.2019 №ММВ-7-21/[email protected] Как отмечено в п. 3 ст. 361.1 НК РФ, отказ от предоставления налоговой льготы должен быть обоснован (этого же требует и утвержденная форма сообщения).

Согласно п. 5 ст. 363 НК РФ сообщение об исчисленной сумме налога за прошедший налоговый период по общему правилу будет передаваться налогоплательщику в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота или через «Личный кабинет налогоплательщика».

При невозможности использования электронного формата сообщение будет направляться по почте заказным письмом. В этом случае сообщение считается полученным по истечении 6 рабочих дней с момента направления письма. Еще один вариант – передача руководителю организации (ее представителю) лично под расписку.

В случае несогласия с указанной в сообщении суммой налога (исчисленной налоговым органом) налогоплательщик согласно п. 6 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ вправе в течение 10 дней со дня получения такого сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность уплаченной ранее суммы налога. Как уже упоминалось ранее, предусмотренный п. 6 ст. 36310-дневный срок не является пресекательным (см. Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).

На рассмотрение пояснений и документов налоговому органу дается месяц. Этот срок может быть увеличен еще на месяц, если у ИФНС возникнет необходимость получить дополнительные сведения и (или) документы, связанные с исчислением налога (п. 7 ст. 363 НК РФ).

В тот же месячный (или двухмесячный – в случае продления) срок налогоплательщика должны проинформировать о результатах рассмотрения полученных документов, информации. Если окажется, что расчет налога ИФНС неверен, налогоплательщику направят уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение 10 рабочих дней после его составления.

Таким образом, сообщение о пересчитанной сумме налога должно быть направлено (передано) налогоплательщику не позднее 2 месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога.

Обратите внимание

Если по итогам рассмотрения ИФНС пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогу не менее 500 руб. (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представил заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от ее предоставления, при этом фактически учел ее при расчете налога и это привело к его занижению), то инспекция направит налогоплательщику требование об уплате налога и примет установленные НК РФ меры по взысканию недоимки (абз. 3 п. 7 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/[email protected]).

Для физлиц и ИП действует единый порядок уплаты земельного налога (п. 4 ст. 397 НК РФ). Они уплачивают налоги на основании полученных из ИФНС уведомлений. При этом фискальный орган не может прислать уведомление за срок, превысивший 3 налоговых периода.

В случае неполучения уведомления в срок граждане, владеющие землей, должны подать соответствующие сведения о находящемся в их собственности (постоянном пользовании) земельном участке в территориальную ИФНС. Эта обязанность для налогоплательщиков установлена в п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса. Передавать такую информацию следует по специально разработанной форме, скачать которую можно здесь.

Контроль за уплатой земельного налога осуществляет ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если участок расположен на территории нескольких ИФНС, то обязанность осуществлять контроль за начислением и уплатой земельного налога ложится на каждую из них.

Если земельный участок был получен физлицом по наследству, то налог начисляется со дня вступления в наследство. За участки, выделенные под застройку, на протяжении первых 3 лет при расчете земельного налога используется повышающий коэффициент 2. Он применяется до сдачи построенного жилищного объекта в эксплуатацию, а затем излишне уплаченные суммы земельного налога (поскольку по факту получения прав собственности на объект недвижимости до истечения 3-летнего срока должен начать применяться коэффициент 1) возвращаются налогоплательщику.

Если земельный участок перешел в собственность налогоплательщика до 15-го числа, то для расчета налога этот неполный месяц учитывается как полный. А если после 15-го числа — то налог начинает начисляться со следующего месяца. Аналогичные правила действуют при выбытии участка из собственности: если это событие произошло до 15-го числа месяца, то данный месяц при расчете налога не учитывается, а если после 15-го — месяц в расчете участвует.

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно.

Если вы не рассчитаетесь с государством вовремя, то кроме самого налога придется заплатить еще и пени — за каждый календарный день просрочки по процентной ставке, равной 1/300 от действующей ключевой ставки ЦБ.

Также в ФНС напомнили, что, как только общий долг превысит 3 тыс. рублей, служба начнет судебную процедуру за счет имущества неплательщика. При этом должника еще обяжут возместить все судебные издержки.

Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:

  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности (исключение действует с налогового периода 2024 года);
  • приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. С налогового периода 2024 года ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • с налогового периода 2024 года — земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.

Ставка налога для остальных участков не должна превышать 1,5% от кадастровой стоимости.

В 2024 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты имущественных налогов – не позднее 1 декабря 2024 года (для уплаты налога за 2024 год).

Обратите внимание, что в случае нарушения сроков оплаты земельного налога, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Кроме этого, налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ. Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Для физлиц и ИП действует единый порядок уплаты земельного налога (п. 4 ст. 397 НК РФ). Они уплачивают налоги на основании полученных из ИФНС уведомлений. При этом фискальный орган не может прислать уведомление за срок, превысивший 3 налоговых периода.

В случае неполучения уведомления в срок граждане, владеющие землей, должны подать соответствующие сведения о находящемся в их собственности (постоянном пользовании) земельном участке в территориальную ИФНС. Эта обязанность для налогоплательщиков установлена в п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса.

Контроль за уплатой земельного налога осуществляет ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если участок расположен на территории нескольких ИФНС, то обязанность осуществлять контроль за начислением и уплатой земельного налога ложится на каждую из них.

Если земельный участок был получен физлицом по наследству, то налог начисляется со дня вступления в наследство. За участки, выделенные под застройку, на протяжении первых 3 лет при расчете земельного налога используется повышающий коэффициент 2. Он применяется до сдачи построенного жилищного объекта в эксплуатацию, а затем излишне уплаченные суммы земельного налога (поскольку по факту получения прав собственности на объект недвижимости до истечения 3-летнего срока должен начать применяться коэффициент 1) возвращаются налогоплательщику.

Если земельный участок перешел в собственность налогоплательщика до 15-го числа, то для расчета налога этот неполный месяц учитывается как полный. А если после 15-го числа — то налог начинает начисляться со следующего месяца. Аналогичные правила действуют при выбытии участка из собственности: если это событие произошло до 15-го числа месяца, то данный месяц при расчете налога не учитывается, а если после 15-го — месяц в расчете участвует.

Срок уплаты налога для физлиц был установлен до 1 декабря следующего года. Например, за 2024 год налог на землю нужно уплатить не позднее 01.12.2021. Аналогичный порядок и срок уплаты действует и для ИП.

Земельный налог в 2024 году для юридических лиц: сроки уплаты

Начиная с 2024 года юридические лица не подают в налоговые органы декларацию по указанному налогу. Ранее именно в налоговой декларации указывались все обязательные сведения для исчисления и уплаты земельного налога: стоимость земельного участка, продолжительность владения, ставки и наличие муниципальных льгот.

В настоящее время налогоплательщики должны уплачивать налог и авансовые платежи по налогу на землю без подачи в налоговый орган налоговой декларации и квартальной отчетности. Расчет и уплата налога за год производится налогоплательщиками самостоятельно.

Впоследствии инспекция направляет налогоплательщику сообщение о сумме рассчитанного земельного налога на основании информации, имеющейся у налогового органа, которую она получает из Росреестра. С этим расчетом инспекцией земельного налога налогоплательщик обязан будет свериться (пункт 5 статьи 397 НК РФ, часть 9 статьи 3 ФЗ от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ).

То есть указанный способ уплаты земельного налога можно сравнить с уплатой налога физическими лицами на недвижимое имущество, когда граждане уплачивают налог на основании уведомлений налогового органа.

В этой связи, уже за 2020 года налогоплательщики-юридические лица, в силу пункта 9 статьи 3 ФЗ от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» налоговые декларации по земельному налогу в налоговый орган направлять не должны.

Второй важный момент — даты соответствующих налоговых платежей устанавливаются непосредственно НК РФ.

С 2024 года законодательные органы субъектов Российской Федерации не могут устанавливать какие-либо сроки платежей по земельному налогу. Уплата налога за налоговый период (год) производится налогоплательщиками не позднее 1 марта года, следующего за налоговым периодом. Так, например, уплата земельного налога за 2020 год должна была быть осуществлена не позднее 1 марта 2024 года.

Авансовые платежи в бюджет производятся не позднее последнего числа месяца, следующего за кварталом.

Как указано выше, сумму налога или авансового платежа плательщик должен рассчитать самостоятельно. Инспекция по окончании года направляет плательщику сообщения о сумме земельного налога, но происходит это не позднее шести месяцев после срока уплаты налога. В сообщении указываются: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка, сумма исчисленного налога.

Налогоплательщик должен сверить сумму налога, рассчитанного инспекцией, в случае, если инспекция рассчитала сумму налога в меньшем размере, чем она была уплачена налогоплательщиком в бюджет, сумму переплаты можно вернуть или зачесть в установленном законом порядке.

В противном случае налог необходимо будет доплатить, иначе налогоплательщику будут начислены пени за несвоевременную уплату налога.

При этом если сообщение о начисленном налоге по имеющемуся у налогоплательщика объекту налогообложения не было получено, необходимо уведомить об этом земельном участке налоговые органы.

Юридические лица представляют сообщение по форме, содержащейся в Приказе ФНС России от 25 февраля 2020 года № ЕД-7-21/[email protected] В срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщик должен предоставить информацию о земельных участках, которые являются объектами налогообложения, если он никогда не получал по ним сообщения об исчисленном налоге и не подавал заявление о предоставлении налоговой льготы по этому земельному участку (пункт 2.2 статьи 23 НК РФ). Сообщение не нужно направлять в инспекцию до того, как истекут сроки, предусмотренные подпункты 1, 2, 3 пункта 4 статьи 363 НК РФ для передачи (направления) организации сообщения об исчисленном налоге по объекту налогообложения (пункт 5 статьи 397 НК РФ, Письмо ФНС России от 5 февраля 2024 года № БС-4-21/[email protected]).

Ставки и льготы по земельному налогу устанавливаются как НК РФ, так и местными органами власти (законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, пунктом 2 статьи 387, статьями 394, 395 НК РФ).

Федеральные льготы действуют на всей территории РФ, а местные — только в тех муниципальных образованиях (городах федерального значения), где они были введены.

Если у налогоплательщика имеются льготы по земельному налогу, то о них необходимо заявить самостоятельно. Это следует из писем ФНС России от 3 декабря 2019 года № БС-4-21/[email protected] и от 17 апреля 2019 года № БС-4-21/[email protected] Заявление о предоставлении льготы оформляется по форме из приложения 1 к приказу ФНС России от 25 июля 2019 года № ММВ-7-21/[email protected]

Срок подачи заявления о предоставлении льготы в налоговую инспекцию НК РФ не установлен. Заявление о льготе за 2020 год ФНС России рекомендует представить в течение I квартала 2024 года.

Кроме того, налоговый орган может допустить ошибки в исчислении налога. В такой ситуации необходимо направить в инспекцию специальное сообщение о наличии объекта налогообложения и копии документов, подтверждающих право на земельный участок, форма и порядок заполнения которого утверждены приказом ФНС России от 25 февраля 2020 года № ЕД-7-21/[email protected] (письмо Минфина от 19 июня 2019 года № 03-05-05-02/44672).

Срок для направления пояснений в налоговый орган — 10 дней после получения сообщения от инспекции.

Срок рассмотрения пояснений — 1 месяц (подпункт б пункта 25 статьи 1 ФЗ от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ). По его итогам расчет налога должен быть скорректирован налоговым органом или инспекция направит налогоплательщику требование об уплате налога, если налог был уплачен в меньшем размере по сравнению с тем, как это было указано в сообщении. Если обязанность по уплате налога в связи с заявленными льготами у налогоплательщика не возникнет, то инспекция не будет направлять сообщение.

Налог на землю налогоплательщик обязан уплачивать в бюджет исходя из кадастровой стоимости.

По общему правилу налоговая база по земельному налогу — это кадастровая стоимость участка, указанная в ЕГРН на 1 января года, за который нужно рассчитать налог, что предусмотрено пунктом 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391 НК РФ.

Следовательно, уменьшение кадастровой стоимости земельного участка ведет к уменьшению размера земельного налога, подлежащего уплате в бюджет.

Юридические лица самостоятельно должны узнавать кадастровую стоимость земельного участка и определять налоговую базу с целью уплаты налога в бюджет.

Следует иметь в виду, что специальной кадастровой стоимости для уплаты земельного налога в принципе не существует. Для его расчета используют кадастровую стоимость, которая указана в ЕГРН (пункт 1 статьи 391 НК РФ). Эту стоимость определяет специальное государственное учреждение соответствующего субъекта Российской Федерации, как правило, в ходе государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества.

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости, в том числе земельных участков проводится по решению исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, не чаще одного раза в три года (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет (статья 6, часть 1 статьи 11, часть 1 статьи 14 ФЗ о кадастровой оценке).

Налогоплательщик может узнать кадастровую стоимость своего земельного участка следующим образом:

  • получить выписку из ЕГРН;
  • на сайте Росреестра с помощью публичной кадастровой карты.

Чем меньше кадастровая стоимость, тем меньше размер земельного налога, подлежащего уплате в бюджет. Этот способ, наряду с налоговыми льготами, является едва ли не единственным законным способом минимизации по уплате земельного налога в бюджет.

Как рассчитать земельный налог в 2024 году

Наступающий год принес изменения, официально зафиксированные в действующих законах. Вкратце их суть такова:

  • Крайний срок уплаты земельного налога за прошедший год перенесен с 1 февраля на 1 марта. Это максимальный предел, до наступления которого не будут начисляться штрафы и пени.
  • Для авансовых платежей установлен срок не позднее 30-31 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
  • Изменения коснулись прав субъектов федерации: они утратили ранее принадлежавшее им право устанавливать сроки внесения сумм налога по земельным объектам.
  • С 1 января 2024 суммы определяются соответствующим нормативным актом.

Внимание!

В числе важных моментов – отмена применения коэффициента 0,3 по отношению к земельным наделам, приобретенным в целях застройки индивидуальным объектом жилого назначения, но при этом используемых в осуществлении бизнес-деятельности.

Есть формула, позволяющая точно и без особых проблем рассчитать, какая сумма подлежит уплате. Она предельно проста и заключается в умножении налоговой базы на установленную ставку. В роли первой составляющей выступает кадастровая стоимость на начало истекшего года (отчетного периода). Если земельный надел недавно в собственности, высчитывается среднемесячное значение и умножается на количество месяцев в сроке. Узнать величину второго компонента можно, заказав выписку из ЕГРН.

Зависит от характера, систематичности и суммы, не внесенной своевременно. Законом предусмотрено несколько видов ответственности, в том числе и административная, и уголовная. Есть и собственно налоговая ответственность – когда фискальная служба накладывает штрафные санкции и пени за просрочку платежа, искажение базы или заведомое уклонение от платежей, предусмотренных законами. В любом случае наказание неизбежно, потому что государство обеспечивает защиту своих интересов и для этого предусмотрены разные механизмы.

В 2024 году вступают в силу изменения в Налоговый кодекс, которые коснутся и уплаты земельного налога. Чтобы не столкнуться с проблемами при расчете сумм, подлежащих уплате, лучше своевременно ознакомиться с нормативным документом.

Земельный участок — это недвижимое имущество, на которое также распространяются все изменения налогового законодательства. Налог на землю в 2024 году для физических лиц составит:

  • 0,3% от кадастровой стоимости участков, выделенных под ИЖС, ведение сельскохозяйственных и садово-огородных работ.
  • 1,5% — на земельные участки, используемые по иному назначению.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *