Бить или не бить: избиение ребенка родителями и последствия физического наказания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бить или не бить: избиение ребенка родителями и последствия физического наказания». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Нельзя считать побоями воспитание с применением физической силы. Дисциплинарные меры, которые подразумевают применение наказания в виде нанесения ударов за определенные проступки, некоторые считают вполне допустимыми. Причем среди сторонников таких методов есть даже педагоги и сотрудники правоохранительных органов.

Считается, что ребенок должен четко осознавать, за что его ждет такого рода наказание, а не жить в постоянном страхе, что его ударят, а то и изобьют.

Эффективность такого метода воспитания стоит под большим сомнением. Если закон защищает физическую неприкосновенность граждан, то на каком основании нарушить ее можно в отношении самых маленьких россиян?

Сомнения вызывает и польза такого метода, который лишь убеждает ребенка в том, что прав тот, кто сильнее. Парадокс: шлепок, подзатыльник, удар от начальника за неверно выполненную работу любой подчиненные воспримет как в лучшем случае оскорбление. Но тот же подчиненный сочтет нормой ударить сына за невыполненное домашнее задание или плохую отметку.

Сторонники физических наказаний, на какие бы семейные ценности они не ссылались, просто не в состоянии применять другие методы воспитания, недостаточно умны и образованы, чтобы наладить отношения с ребенком без причинения ему боли.

Последствия же даже одного удара могут быть весьма плачевными.

  • Ребенок замыкается в себе и делает все, чтобы родители не узнали о его проступках.
  • Растет недоверие к миру, семье, государству, которое не в состоянии защитить.
  • Боль, причиненная ребенку в семье, в доме, где он считал себя в безопасности, заставляет его осознать собственную беззащитность перед грубой силой и начать либо учиться отвечать агрессией на агрессию, либо лгать, изворачиваться, скрывать информацию, за которую могут наказать, любыми, в том числе противоправными методами.

Бить или не бить? Последствия физического наказания ребенка

Многие родители считают, что выбор мер воспитания – это только их дело. Бьют или нет они детей, никого не должно касаться. Однако если речь идет о жестокости, закон встает на защиту интересов ребенка.

Тем более, что наказание наказанию рознь. Если страдает психическое состояние, если ребенок оказывается на больничной койке, наказание ждет и горе-«воспитателя».

Шлепок или даже несколько при свидетелях могут и сойти с рук мамам и папам.

Однако если факт зафиксирован повторно, этому есть свидетели, сам ребенок жалуется, что его бьют, родителей ждет административное наказание (штраф до 30 000 руб., лишение свободы на срок до 30 дней, обязательные работы).

Если же побои повлекли расстройство здоровья, речь идет об уголовном преступлении, за которое родители ответят, как и любой другой преступник.

Мы уже писали подробнее о наказании за избиение несовершеннолетнего ребенка.

Среди причин, по которым малолетнего или несовершеннолетнего родители наказывают физически, часто называют семейные традиции воспитания, неспособность справиться иными методы воздействия, неуправляемость сына или дочери.

Однако чаще всего корень проблемы – в некомпетентности мам и пап, неумении воспитывать или нежелании выполнять обязанности по воспитанию детей. Часто на детях вымещают зло за неудачи на работе, в личной жизни, считая их виновниками всех бед.

Чаще всего побои наносят малышам, которым нет и 5 лет: ребенок заведомо беспомощен, он еще не понимает, куда и как обратиться за помощью, кому рассказать о том, что его бьют.

Порой такие детки и говорить не умеют, либо им внушили, что о таком стыдно и запрещено говорить с посторонними, либо малолетние запуганы и страшатся более серьезного наказания, если обмолвятся о том, откуда у них синяки.

Как правило, уже в школе, где дети находятся на глазах у множества посторонних – ровесников, педагогов, психологов, скрывать правду становится невозможно. Малыши уже способны правильно оценить настроение родителей и уровень угрозы, убежать, спрятаться, позвать на помощь.

Синяки и ссадины непременно привлекут внимание, да и сам школьник способен откровенно поговорить с учителем. Именно поэтому сами факты нанесения побоев малолетнему школьного возраста становятся известны чаще, но случают правонарушения и преступления в отношении них в семьях реже.

Для предъявления обвинения потребуется доказательная база, одного заявления будет недостаточно.

Соседи, родственники, близкие люди, которым стало известно о том, что ребенка бьют, не должен оставлять этот факт без внимания. О побоях могут сообщить также воспитатели, учителя, заметившие следы насилия на теле ребенка.

Бить или не бить: ответственность родителей за избиение детей

При обнаружении побоев следует обратиться в полицию, инспекцию или отдел по делам несовершеннолетних, органы опеки, к уполномоченному по правам ребенка, в суд.

Достаточно обращения в одну инстанцию, чтобы было проведено полное расследование, опрошены как члены семьи, так и ближайшее окружение. Не всегда обязательным является заявление, иногда достаточно и анонимного звонка.

Даже если побои не оставили следов на теле, порванная одежда, поврежденные вещи могут служить вещественным доказательством побоев и избиения ребенка.

О ненадлежащем исполнении обязанностей может рассказать отсутствие необходимой одежды, еды, бытовых и гигиенических принадлежностей, игрушек, предметов для развития и обучения.

Снять побои можно в бюро судебной экспертизы, а если пришлось обратиться за помощью в больницу, справку о телесных повреждениях обязан выписать врач.

Ребенок любого возраста имеет право на защиту. Подать заявление в полицию и орган опеки и попечительства о том, что к ребенку применяют недопустимые меры воспитания, могут:

  • педагоги: учителя в школе и внешкольных образовательных учреждениях, воспитатели в детских садах;
  • случайные свидетели;
  • соседи;
  • работники социальных служб.

Любой гражданин, который стал свидетелем избиения ребенка имеет полное право заявить об этом в компетентные органы.

Если факт рукоприкладства, но без ущерба здоровью ребенка, зафиксирован впервые, то вполне вероятно, что родители отделаются просто профилактической беседой. Повторное преступление такого характера и тем более со свидетелями, уже грозит административной ответственностью:

  • штраф в размере до 30 000 рублей;
  • общественные работы;
  • административный арест.

Если побои носят характер систематических, у ребенка остаются следы на теле, то говорить уже нужно об уголовном преступлении.

Кроме всего этого, к работе привлекаются и органы опеки и попечительства: такую семью обязательно нужно ставить на учет и контролировать все, что там происходит. Вполне вероятно, что дело может дойти до лишения родительских прав или изъятия детей из семьи на время – пока родители не перевоспитаются.

Так, избиение ребенка родителем может рассматриваться как уголовное преступление по таким статьям:

  • статья 112 УК РФ – до 5 лет лишения свободы, если побои были нанесены малолетнему или несовершеннолетнему ребенку;
  • статья 116 УК РФ – нанесение побоев с тяжкими телесными повреждениями;
  • статья 117 УК РФ – нанесение систематических побоев ребенку.

«Он по-другому не понимает». Что происходит с психикой, когда ребенка бьют

— С чем у ребенка потом ассоциируется насильственное раздевание и битье по обнаженным частям тела?

— С тем, что он вещь и с ним можно обращаться, как хочется. Он будет думать, что другие лучше знают, как с ним поступать. У людей может нарушиться восприятие своего тела и связанных с ним функций: либо они начнут ненавидеть это тело и причинять ему вред (самоповреждение, зависимости, расстройства пищевого поведения), либо они вступят в какие-то деструктивные отношения, где к телу регулярно практикуют насилие, либо вообще ни в какие отношения вступать не будут, потому что боятся близости: там, где близость, надо же открываться. А как открыться, если тебя в детстве предали твои близкие?

— С какого возраста мы начинаем осознавать свои границы?

— У родителей наверняка найдется аргумент: «Но если этот балбес по-другому не понимает, я ему миллион раз говорила…»

— Чтобы ребенка научить, важно опираться на его сознание. У родителей часто бывают завышенные ожидания от детей: «Почему он не понимает?» Да потому что у него мозг еще не развит. Мозг заканчивает свое созревание к 20–25 годам. Последней дозревает префронтальная кора, она отвечает за волевые процессы, за принятие решений, за ответственность и так далее. А вот сидит 5-летний ребенок, и от него требуют такого же поведения, как от взрослого.

Когда ко мне приходят родители, они не говорят с порога: «Вы знаете, я бью ребенка ремнем, давайте что-то с этим делать». Все боятся осуждения. Говорить со взрослыми на эти темы — вообще большая проблема.

Если ребенок рассказал психологу, что его били, это вызывает у родителей столько стыда!

Редко когда родители признаются, чаще от них слышишь оправдания: «Вот, я один раз шлепнул, но это в сердцах, я была уставшая». То есть отводят взгляд, говорят общими фразами и стараются этой темы вообще избежать.

Они стыдятся и молчат, как партизаны или переносят ответственность на ребенка. «Нет, этого не было! Один раз шлепнул и все, чтобы успокоился, а так я его не бью. Вы что?! — примерно так выглядит консультация. — Он неблагодарный, не ценит, что я для него делаю. Говорю ему заниматься, он не занимается, говорю убрать за собой посуду, он не убирает…» И поэтому я часто прошу ребенка выйти из кабинета во время таких разговоров, не надо усугублять его чувство вины.

— И что решит проблему вместо ремня, если ребенок неуправляем?

— Принципы бихевиоризма. Например, метод положительного подкрепления. Ребенок выполняет задание и за это получает «награду». Но часто родители обещают неправильно: «Будешь хорошо учиться полгода, мы тебе купим iPad». А потом они сокрушаются, что даже iPad не помогает.

  1. Как в самолете: сначала наденьте маску на себя, потом — на ребенка. Займитесь своей эмоциональной саморегуляцией, старайтесь заботиться о себе, чтобы в жизни было меньше стресса.
  2. Используйте принципы поведенческого научения, такие как положительное и негативное подкрепление. Подкрепление работает лучше, чем наказание. Разработать систему своевременных поощрений за хорошее поведение.
  3. Если вы договариваетесь с ребенком о каком-то правиле, то все члены семьи должны быть заодно: пусть супруг, бабушки, дедушки, дяди и тети знают, что iPad выдается только после того, как ребенок сделает уроки.
  4. Отложите ремень, который иногда висит на видном месте для угрозы. Ремнем ничему нельзя научить, ребенок будет только бояться или злиться.
  5. Если вы не готовы разговаривать с ребенком, самое лучшее, что вы можете сделать, — не кричать и не бить. Учитесь брать паузу. Погуляйте с собакой или просто сходите в магазин, но не идите на поводу у своих эмоций.
  6. Учите его выстраивать причинно-следственные связи и разговаривайте с ним. Сам он ничему не научится и будет брать пример с родителей: если вы кричите, он тоже будет это делать.
  7. Ребенок — это не кукла, а отдельная личность. Он не обязан соответствовать вашим ожиданиям, быть удобным и ответственным с самого рождения в силу того, что его мозг для этого пока не развит в полной мере.

Допустимо ли физически наказывать детей за мелкие проступки — разбили вазу, уронили горшок с цветком, отобрали игрушку у другого малыша, оторвали обои, сказали непристойное слово?

Ю. К.: Каким бы ужасным и гадким ни был проступок вашего ребенка, важно не срывать на него свои эмоции, а оставаться холодным и рассудительным. При этом задача родителей состоит в том, чтобы в момент наказания не выбить из ребенка чувство защищенности и безопасности. То есть главный посыл должен быть не «Ты плохой», а «Ты совершил плохой поступок». Чувствуете разницу?

В. Г.: Если вы решили шлепнуть ребенка, то сначала встаньте на его уровень: опуститесь на колени или присядьте, чтобы быть с ним на одной высоте. А потом подумайте, а чем он сможет вам ответить в случае физического воздействия на него, как сможет постоять за себя.

Самое страшное для маленького человека — это невозможность сказать: «Со мной нельзя себя так вести и трогать меня руками». Ни в коем случае нельзя перешагивать зону рукоприкладства.

Что происходит с ребенком в момент наказания?

Ю. К.: Самое главное и самое страшное — это потеря чувства защищенности и безопасности. Того самого чувства, которое является фундаментом для здорового психологического развития ребенка. Этот механизм очень похож на строительство дома: без крепкого и устойчивого фундамента невозможно возвести стены и положить крышу.

В. Г.: Если вы замахнулись на ребенка, то у него начинается физиологический процесс: все внутри сжимается — особенно анус, сфинктер. Ему хочется закрыться в «домике». Этот ужас, который направлен на него, он блокирует и создает зажим во всем кровотоке, а это приводит к гипоксии и неспособности правильно реагировать на окружающий мир. Отсюда и задержка развития.

Какой возраст считается наиболее чувствительным, когда насильственные методы приводят к серьезным проблемам?

На что может повлиять безобидный, по мнению родителей, шлепок по губам и попе или легкий удар ремнем?

Ю. К.: Любое физическое наказание, будь то удар, шлепок, подзатыльник, резкое одергивание за руку, действует на ребенка одинаково негативно. Физическое воздействие на ребенка — это как чинить микросхему кувалдой. При таких методах тормозится психосексуальное развитие: природные качества и таланты остаются неразвитыми. Это как сорвать зеленый апельсин с дерева и ждать, что он будет сладким.

В. Г.: Дети, постоянно вздрагивающие от ожидания физического наказания, не способны сосредоточиться ни на игрушках, ни на уроках.

Во время физических наказаний у ребенка может выработаться страх перед родителями: с течением времени это перерастает в невроз, глубокую обиду и ненависть. На фоне такого состояния малышу легче не подходить к маме и папе, сидеть в уголочке, играть одному. Такой ребенок потом очень тяжело адаптируется в окружающем мире: в общении со сверстниками и другими людьми в детском саду, школе.

Я работала с ребятами с 6 до 15 лет, которые ненавидят своих родителей. Они говорят: «Мне приходится это терпеть», «Я не знаю, когда это закончится», «Я хочу, чтобы меня просто перестали бить».

И мы с ними учимся открывать сердце для любви, нежности и заботы. «Вытащить» их очень сложно. Родители в таких ситуациях иногда говорят, что их дети стали замкнутыми, закрытыми. Но первопричиной является не ребенок: с каждым ударом у него растет количество обиды, нарушается его естественная связь с родными. В семье с насилием никогда не будет взаимопонимания.

Униженный ребенок всегда одинок. В таком состоянии он может попасть в плохие компании, начать злоупотреблять вредными привычками, думать о суициде. Он будет пытаться найти себя. Невозможно изменить его мировоззрение, потому что то, что ему недодали, он будет искать в «удовольствии».

Ребенок, которого в детстве били, выходя в свет, всегда очень насторожен: к резким движениям, звукам. Не может найти друзей, ему тяжело довериться кому-то, причем в отношениях со второй половиной тоже. В будущем у него — низкая самооценка и уверенность в жизни и себе. А еще его будет всегда преследовать право сильного: либо он будет чувствовать чью-то силу над собой, либо сам начнет применять ее в отношении тех, кто слабее его — детей, своего партнера.

Как физическое насилие влияет на ощущение личных границ?

Ю. К.: Если в семье не считаются с мнением ребенка, физические границы не имеют значения, а его эмоции и попытки сказать «нет» вызывают в родителях раздражение и агрессию, то и мир вокруг будет так же относиться к ребенку: например, закрепляется такой сценарий — будущий партнер может тоже применять к нему физическое и психологическое насилие. Такие дети, уже будучи взрослыми, чаще всего вступают в отношения с абьюзерами.

В. Г.: Если вы отшлепали малыша в 1,5–2 года, то значит вы позволили прикасаться к его телу жестоко. В тот момент, когда ребенок выйдет в окружающий мир, он будет понимать, что к нему можно прикасаться с силой, грубостью, ненавистью и гневом. Так нарушается граница неприкосновенности.

Можно ли бить детей: 8 фактов о физическом наказании

По каким частям тела никогда нельзя бить и почему?

В. Г.: Если ударить ребенка по голове, у него может быть минимальная мозговая дисфункция, гематома, кровоизлияние, микротравма головного мозга. Если ударить по губам, то это может привести к травмам в области виска или лобных долей.

Невозможно рассчитать силу удара, потому он наносится чаще всего в эмоциональном порыве. А потом, кроме физических последствий, можно заметить, что ребенок стал меньше понимать все, плохо разговаривать.

У таких детей начинает наблюдаться дефицит внимания, гиперактивность.

Есть ли какая-нибудь статистика, как выросшие дети, которых раньше били, поступают уже со своими детьми?

В. Г.: В 90% случаев избиваемый ребенок будет поступать так же, потому что он не знает другого способа. Но есть и те, кто, повзрослев, понимают, что не хотят поступать таким жестоким образом со своим малышом.

Ю. К.: Часто родители говорят: «Меня били в детстве, и ничего: нормальным человеком вырос!» Но это большая ловушка, потому что очевидно, что методы воспитания, которые использовали 25–30 лет назад, категорически не подходят современным детям. Кардинально изменился мир, общество, да и сами дети сейчас другие. Объем психики современных детей в разы больше, чем еще 30 лет назад.

Какие есть правила, как, избегая шлепков и ударов, реагировать на провинности ребенка?

Важно помнить, что мы наказываем ребенка для того, чтобы что-то ему объяснить, научить, расставить границы дозволенного, а не унизить, оскорбить и обидеть.

  • Наказание должно соответствовать возрасту и проступку ребенка.
  • Оно не должно наносить ни физического, ни психологического вреда.
  • Не работает: «Я навсегда забираю у тебя планшет!» Дети не понимают, что такое «навсегда», это идет в разрез с их ощущением времени.
  • Нельзя наказывать важными вещами: едой, сном, чтением, общением с друзьями и близкими людьми.
  • Наказание должно отвечать на вопросы: «За что?», «В каком объеме?» и «На какой срок?»
  • Если вы озвучили свое решение о наказании, крайне важно его выполнить.
  • Почему шлепки по попе бессмысленны, или Что говорят о физических наказаниях закон и психологи
  • Преступление и наказание: 13 способов воспитать ребенка без криков и угроз
  • Звезда сериала «Шерлок» и трилогии «Хоббит» признался, что не раз шлепал своих детей

Проверка неблагополучной семьи потребуется, если:

  • в соседней квартире часто кричат, слышится детский плач;
  • ребенок выглядит изможденным, пугливым, с ушибами и ссадинами;
  • мать или отец избегают разговоров о психологическом и физическом состоянии своего чада;
  • друзья или одноклассники говорят, что его бьют;
  • о жестоких родителях судачат другие соседи.

Домашнее насилие часто пытаются скрыть, но его можно определить.

Среди причин, по которым малолетнего или несовершеннолетнего родители наказывают физически, часто называют семейные традиции воспитания, неспособность справиться иными методы воздействия, неуправляемость сына или дочери.

Однако чаще всего корень проблемы – в некомпетентности мам и пап, неумении воспитывать или нежелании выполнять обязанности по воспитанию детей. Часто на детях вымещают зло за неудачи на работе, в личной жизни, считая их виновниками всех бед.

Как и каждый гражданин нашей страны, ребенок имеет право на защиту. Его интересы могут представлять как уполномоченные по правам детей, так и социальные педагоги, учителя, сотрудники органов опеки, отделов по делам несовершеннолетних и защите их прав,

Ни один родитель не должен думать, что рожденный им человечек полностью принадлежит ему и с ним можно делать что угодно.

Как сам пострадавший, так и соседи, школьные работники могут заявить о правонарушении и потребовать вмешательства правоохранительных органов в ситуацию, угрожающую жизни и здоровью.

Когда ребенка бьют в семье, это видно. Следы от побоев не скрыть. И находятся неравнодушные люди, готовые помочь пострадавшему от насилия чаду. Они обращаются в различные структуры, которые могут на законных основаниях защитить ребенка и наказать жестоких родителей. Рукоприкладство и издевательство над беззащитным ребенком — это преступление, поэтому наказание за избиение детей суровое. Однако привлечь к ответственности родителей могут не только посторонние граждане, но и сам ребенок, рассказав о своей проблеме. Для этого существуют телефоны доверия и различные центры, если подросток боится обращаться в правоохранительные органы.

Около 40% тяжких преступлений, связанных с насилием, происходит в России в семьях. Неадекватные родители избивают собственных детей. Как правило, об этом знают соседи, но не всегда понимают, куда стоит обращаться.

Пассивность многих людей связана ещё и с тем, что уголовное право не содержит санкций за несообщение об избиении детей. Но возможностей воздействовать на таких нерадивых родителей законодательство содержит немало.

При этом самим соседям ничего не нужно делать, кроме как сообщить о фактах избиения в государственные органы, которые уполномочены заниматься такими вопросами.

И. Кон даёт такое определение наказанию. “В самом общем значении слова, наказание — это применение к человеку или животному каких-то неприятных или нежелательных для него мер воздействия, причинение ему страдания в ответ на неповиновение или нежелательное, антинормативное поведение.

Мы должны понять, чего мы хотим добиться — «отомстить» ребёнку за его «неправильное» с нашей точки зрения поведение или дать ему инструменты для лучшей приспособляемости в социуме и жизни? Если второе, тогда прежде чем наказать за что-то нужно убедиться, что ребёнок чётко понимает, чего от него хотят, понимает для чего это нужно и может (а иногда и хочет) это выполнить.

Для этого нужно соблюсти ряд предварительных требований:

  • Избавиться от необоснованных ожиданий — не нужно наказывать четырёхлетку за разбитую чашку, он неловок в силу возраста и неспособен понять цену чашки по той же причине. Просто купите ему пластмассовую.
  • Личный пример. Хотите, чтобы ребёнок был вежлив — здоровайтесь с соседями, хотите, чтобы он не рвал цветы — объясняйте это, не рвите их сами, не наступайте на жуков.
  • Чёткие границы. Научитесь устанавливать чёткие границы (для этого нужна работа над собой): «Подожди, пока мы с папой договорим; не заходи в ванную комнату, пока я умываюсь», это поможет и ребёнку очень быстро осознать собственные границы, собственную идентичность, а значит с ним легче будет договориться.

Ну и собственно альтернативные наказания. Нужно помнить, что они будут работать, только, если выстроена система взаимодействия: есть чёткие понятные правила, границы, запреты, и они не меняются из-за хорошего/плохого настроения родителя.

Принуждение

, если вы понимаете, что что-то сделать надо, а ребёнок не хочет, значит, вы должны добиться исполнения этого —
Запрет.
Чёткие запреты помогают ребёнку держаться в рамках и не допускают двойственных толкований и недомолвок.

Оба этих способа призваны изменить саму ситуацию, а не отомстить ребёнку никак не связанным с самой ситуацией способом и не влияющим на неё непосредственно.

Например: ребёнок сидит на траве, пачкая белые штаны, мама разговаривает с подругой, увидев, что делает ребёнок, она просит его этого не делать и продолжает разговаривать. Ребёнок, предоставленный самому себе, продолжает возиться в травке, не придавая особенного значения словам матери. Так может продолжаться довольно долго — он возится, мать периодически просит его этого не делать, всё громче и строже и, возможно, дойдёт до крика или шлепка, но это не приучит ребёнка к чистоте, и не заставит уважать мамин труд, а только расстроит малыша, и сожжёт нервы матери. Что нужно было сделать вместо этого

Если чистота штанов действительно важна — после прогулки намечались гости или ресторан — значит, мать должна физически не дать ребёнку возиться в траве. Держать его за руку, или отойти в место, где нет травы, ну или даже прервать разговор и занять ребёнка чем-то интересным, это же ей важна чистота. Это и есть принуждение к тому поведению, которое вам важно.

Постоянные повторения сводят авторитет родительских слов не нет, ребёнок просто перестаёт вас слышать и придавать значение вашим словам. Если для вас действительно важно, чтобы он что-то сделал/не сделал, то попросите один раз, а затем добейтесь исполнения просьбы, в ином случае не сотрясайте воздух.

— И Король всех наказаний, хотя, по сути, это и не наказание вовсе: Метод Естественных Последствий.

Взрослый мир строится не на принципе наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. Что посеешь, то и пожнёшь — и тем взрослый и отличается от ребёнка, что он должен и может просчитывать последствия принимаемых им решений и нести за них ответственность.

Если вы плохо работаете — вас уволят, не для того чтобы наказать, а потому что нужно, чтобы работа была сделана. Если вы пилите мозг мужу — он уйдёт, не в наказание, а потому что ему надоест. Если вы будете есть колбасу на диване — ваше здоровье испортится, и т.д.

Наша задача как родителей, дать ребёнку столкнуться с естественным последствием его действий. Конечно, в разумных пределах. Только так у него сформируются чёткие правила и причинно-следственные связи, основанные на собственном опыте.

Нет. Бить детей нельзя.

К сожалению, детей бьют во многих российских семьях: кулаками, ремнем, линейкой, скакалкой или всем, что попадется под руку. Единой статистики нет, но есть много исследований на эту тему, где приводятся разные подсчеты. Например, в Госдуме говорили, что в России ежегодно около двух миллионов детей до 14 лет подвергаются избиениям в семье (правда, это данные за 2001-й).

2

Скажем так: если противопоставить шлепки порке ремнем — да, в каком-то смысле нормально. Но множество разных российских и зарубежных ученых считают, что это плохой метод воспитания. Давайте на всякий случай оговоримся, что мы считаем шлепком:

  • открытой ладонью
  • только по попе (а не по спине, щеке или затылку)
  • не сильно (так, чтобы не осталось следов)

3

Бить или не Бить? Вот в чем вопрос?

Наверное, стоит потом поговорить с ребенком и обсудить, что случилось. Извиниться. Объяснить, что вы его любите. И стараться не превращать насилие в инструмент воспитания. Это плохо работает.

Александр Борзенко

  • Новости
  • Истории
  • Разбор
  • Игры
  • Шапито
  • Подкасты
  • Meduza Live
  • Вечерняя Медуза
  • Срочные новости
  • Все новости
  • Шапито
  • Бот
  • О «Медузе»
  • Кодекс редакции
  • Блог
  • SecureDrop

«Бить детей нельзя, но в качестве наказания все-таки можно?» Мнение

Я живу в микрорайоне, где очень много молодых семей, а, следовательно, и детей разного возраста. Очень часто я наблюдаю картину, как мать раз двадцать может позвать ребенка домой, а он будет ныть со словами «давай еще чуть-чуть, не хочу, потом…» или вообще игнорирует просьбу матери. Аналогично с чужими вещами, бросанием песком и прочее.
Да, ребенок должен гулять, развиваться, познавать мир, но, вместе с тем, понимать, что он не один, и все не для него одного. В конце концов, мать – это тоже уникальная личность со своими потребностями, желаниями. Она может замерзнуть, хотеть в туалет, отдохнуть; ей сегодня еще нужно готовить ужин; ей может нездоровиться, время прогулки идет к концу.
И, глядя на некоторых мам, которые приняли новомодные идеи воспитания, я не хочу воспитывать так детей. Потому что я уже вижу результаты, а в силу некоторого опыта и профессиональной компетенции, могу предположить и последствия.

Я консультирую в реальности и в интернете. Очень часто мамы пишут, что не могут справиться с непослушанием ребенка, и они тоже занимаются уговорами и разговорами, но теперь пишут мне, что все безрезультатно, что ребенок не только не слушается, но уже и дерзит, обзывается и сам бьет родителей. У одной мамочки трехлетней дочери я уточнила, как наказывали ребенка, наказывали ли вообще.

В итоге мамочка написала, что старается давать ребенку больше свободы и разговаривать. Мамочка! это уже плохо работает! Может быть, вы слишком много разговариваете и даете свободы?

И так в большинстве случаев всех проблем. Игнорирование, разговоры, подкупы, иногда даже «углы» и лишения не дают результатов.

Точнее, они есть: взбалмошный, дерзкий ребенок и измотанный родитель. Такими темпами вообще детей не захочешь иметь. Зато почти каждый второй пишет мне, что шлепок – это насилие или неэффективно.

Итак, если физическое наказание детей – это насилие, то в итоге морально изнасилованными остаются взрослые. Но в чем насилие в 2-3 вразумительных шлепках? Если ребенок был предупрежден, если он знал, что нельзя, если он делает назло?

Но, не так ли воспитывают взрослых пенями, штрафами? А совсем распоясавшихся – тюрьмой, а кто совсем не понял – резиновой дубинкой?

Вы когда-нибудь видели толпу разбушевавшихся футбольных фанатов? Постойте рядом, попробуйте пообщаться.

Иногда родителей пугают тем, что, если они бьют детей, то и они начнут бить их. Но лично я чаще слышала истории о детях, которые поднимали руку на родителей, когда сами еще ни разу не получили. Значит, одно от другого не зависит и тут совершенно другие причины спрятаны. Пугают так же тем, что ребенок привыкнет к тому, что старший бьет младшего. Опять же, может, кого-то разочарую, но дети до этого обычно догадываются без посторонней помощи.

Я одно могу сказать точно: ребенок, которого не научили себя вести дома и уважать окружающих, поднимет руку на другого в любом случае.

Унижает обычно отношение. Можно и чашку кофе подать так, что ее пить не захочется.

А у телесного наказания есть правила и их необходимо соблюдать.

Если я знаю, что пересекать двойную сплошную нельзя, но делаю это, то штраф и взыскание меня расстроят, но не унизят.

Причем тут унижение? Я сама виновата. Если ребенок знает, за что он получает, он не рад, но он учится справедливости.

Если до шлепка родитель огласил приговор, а после шлепка посадил на колени и спокойно объяснил, почему нельзя так делать, что родитель любит ребенка и хочет, чтобы он вырос вежливым, добрым, воспитанным и потому он пресекает неправильные действия ребенка, то в чем здесь может быть проблема?
На самом деле, дети очень положительно реагируют на такой алгоритм действий.
Не верите – проверьте.

Родитель, ребенок и физические наказания: бить или не бить. Часть III

Мне скажут, что родители тоже могут ошибаться! Могут.

Но когда разница в возрасте между родителем и ребенком в 2, а то и 10 раз, то правее тот, кто опытнее.
Тем более, люди забывают о том, что есть абсолютные принципы, на которых каждый должен строить свое понимание правильного и неправильного.

Тогда каждый сможет проверить, насколько более авторитетный прав или заблуждается. Дети, которые четко усвоили, что родителя необходимо слушаться, не вырастают ведомыми, на это влияют другие обстоятельства. С такими детьми нет проблем в школе, у таких детей нет проблем с законом.

Конечно, правила не должны вбиваться грубой силой, но опять же телесное наказание и насилие – это не равные вещи, если все делается правильно.
Эта жизнь так построена, что на все есть свои правила, свои законы. Аналогично и в воспитании и наказании.

Физическое наказание детей или телесное? С «аргументами» разобрались.

И теперь я бы хотела рассмотреть на самом деле 100% эффективность телесного наказания.

Говоря о физических наказаниях, вы должны признаться самому себе, что словом «бить» определяются не только действительно тяжелые побои, но и шлепки, подзатыльники и подобные им «легкие» меры родительского воздействия. Специалисты выделяют непосредственно физическое наказание и так называемое педагогическое насилие. Физическое наказание — это когда родитель, например, тащит в ванную упирающегося заигравшегося трехлетку, которому пора спать, и при этом от души ругает его за нежелание следовать родительской воле. В ситуации педагогического насилия, в общем-то, происходит все то же самое, но при этом родитель выражает ребенку сочувствие и пытается его утешить.

Все мы знаем, как тяжело бывает сочувствовать ребенку, который, что называется, «от рук отбился». Даже те, кто хорошо понимает недопустимость физических наказаний, не застрахованы от единичных срывов и так называемых «экстренных подзатыльников».

Почему мы ругаемся, почему наказываем детей? Базой практически для всех «негативных» чувств: гнева, агрессии, неуверенности в себе и т.д. — является одно, самое древнее, переживание — страх. Мы боимся. И прежде всего не за ребенка, а за самого себя. Нам страшно оказаться плохими родителями, получить негативную оценку своих педагогических способностей. На этой фразе многие читатели могут воскликнуть: «А судьи кто?», имея в виду, что они не слишком зависят от мнения окружающих.

Но самый главный судья всегда рядом с нами — это наш внутренний родитель. Все обесценивающие и оскорбительные фразы, услышанные нами в детстве, а также наказания, принятые от самых близких нам людей, формируют внутреннюю установку на страх неудачи, неверного шага — а вдруг снова будут ругать. Мы несем эти предписания в себе через всю жизнь и передаем их наших детям.

Вот почему каждый раз, когда мы собираемся накричать на ребенка, полезно останавливаться и прислушиваться к тому, что сейчас с нами происходит. Но как бы мы ни старались, нам не удастся полностью отказаться от этих установок и вовсе избежать негативных реакций по отношению к нашим детям по той простой причине, что мы живые люди и не способны абсолютно контролировать свои чувства.

Что делать, если вы не смогли справиться с собой и все же шлепнули ребенка, например, испугавшись за него в экстренной ситуации? Важно суметь правильно поговорить с ним об этом и принести свои извинения. Однако фразы «Извини меня!» или объятий — в таком случае — недостаточно.

Почему? Это довольно легко почувствовать, представив, к примеру, что у вас очень нервный супруг. И вот, он в очередной раз пришел домой на взводе, нашел что-то, что вызвало его неудовольствие, и накричал на вас. А потом говорит: «Прости меня, это все из-за проблем на работе. Ты не же обижаешься?» Этот текст не слишком обнадеживает, поскольку не содержит четкой поведенческой альтернативы, которой обидчик планирует придерживаться впредь. Согласитесь, не стоило ворчать, что посуда не мыта — ведь можно было встать к раковине и помыть ее. Не следовало кричать из-за очередной двойки у ребенка — лучше разобраться, в чем он испытывает трудности, и постараться заинтересовать его учебой.

Общая формула извинений для тех случаев, когда родитель сорвался, может звучать так: «Прости меня, что я на тебя сорвался. Я понимаю, что должен был тебе просто помочь».

В стремлении отказаться от физического воздействия на ребенка нас часто подводит некоторая туманность собственной позиции на этот счет. В многочисленных статьях и книгах по психологии мы часто встречаем расплывчатые фразы типа «Наказание — это не лучший способ!» или «Сначала попробуйте договориться с ребенком», которые позволяют нам в любом случае отнести себя к ненасильственным родителям.

Однако позиция рассыпается, когда в действие вступает следующее утверждение: «А если он по-хорошему не понимает?». Поэтому, если вы твердо решили отказаться от насилия, единственно верным решением будет занять следующую позицию: неправильно наказывать и ругать ребенка в любом случае и в любой форме. С одной стороны, этой максималистичной позиции не удастся следовать в 100% случаев. Но, с другой — она создаст более жесткий «корсет», который поможет вам сориентироваться в самых разных ситуациях.

Помните о том, что это не ребенок плохой, а ему самому плохо. И наша родительская задача — помочь, на забывая при этом о себе, о своем собственном ресурсе. Мы не выбираем свое детство и свою историю. Бесконечные обвинения себя за срывы не могут разомкнуть порочный круг агрессии, гораздо более эффективной стратегией в данной ситуации будет забота о наполненности родителя и его принятии себя.

По материалам эфира Family Tree Channel с Александом Колмановским «To бить or not to бить». https://goo.gl/BUu73b

Как мы его определяем?

Все очень просто. Здесь мы показываем материалы с максимальным числом просмотров за последнюю неделю. В этот рейтинг может попасть любой материал сайта, включая запись в личном блоге. Редакция оставляет за собой право убрать из рейтинга какие-то материалы, противоречащие правилам проекта, но эта мера используется только в крайних случаях.

Заявитель должен предъявить доказательства того, что подобное преступление действительно имело место. К ним относятся:

  • показания свидетелей;
  • видеозаписи;
  • фотографии;
  • орудие преступления и т.д.

Дополнительно проводится врачебная экспертиза с целью установления факта нанесенного ущерба.

Физическое наказание детей — родители изверги?

Это возможно сделать при проведении медицинского освидетельствования, когда будет выдана соответствующая справка, заверенная подписью осматривающего врача и печатью поликлиники. Она должна также содержать дату и время ее оформления.

Можно обратиться к свидетелям, которые могли присутствовать при избиении человека и попросить их написать показания по факту. Другим способом может являться фото- или видеосъемка ситуации.

Дети, которые испытывают насилие в семье, всегда больная тема. Некоторые родители считают, что небольшие побои — это эффектный метод воспитания, который помогает им в этом нелегком деле. Им следует знать, что насилие не есть решение проблемы. Оно может только ее увеличить и привести к тому, что на них будет заведено уголовное дело по факту нанесения побоев.

Наказание, назначаемое при этом, зависит от степени того вреда, которое было нанесено пострадавшему. Для его определения привлекается судмедэкспертиза.

Сам по себе данный вопрос некорректен – все зависит от тяжести наступивших последствий. Так, санкциями ст. 111 УК РФ предусмотрено строгое наказание за избиение ребенка. На практике это означает, что если родитель (учитель, воспитатель и т.п.) причинил вред несовершеннолетнему, в результате чего он получил непоправимый вред здоровью, то обвиняемому грозит до 10 лет лишения свободы. Если в противоправных действиях участвовало двое или более взрослых, то срок наказания возрастает до 12 лет.

Если в результате избиения несовершеннолетний получил, например, сотрясение мозга, то такие последствия считаются вредом здоровью средней тяжести и наказываются в рамках п. «в», «г» ч. 2 ст. 112 УК РФ лишением свободы до пяти лет.

В случае причинения легкого вреда здоровью ребенка закон предусматривает несколько вариантов ответственности. По ст. 115 УК РФ допустимо наказание в виде штрафа до 40 000 рублей или в размере трехмесячного заработка обвиняемого; в виде обязательных работ сроком до 480 часов; в виде исправительных работ сроком до одного года; в виде ареста на срок до 4 месяцев.

За побои несовершеннолетнего по ст. 116 УК РФ можно получить наказание в виде:

  • обязательных работ в объеме до 360 часов;-
  • исправительных работ сроком до 1 года;
  • принудительных работ на срок до 2 лет;
  • ограничения свободы на срок до 2 лет;
  • лишения свободы до 2 лет;
  • ареста на срок до 6 месяцев.

Систематическое избиение несовершеннолетнего или причинение ему страданий в иной форме (истязание) карается законом лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.

Как видно из сказанного, каждый случай избиения несовершеннолетних уникален, поэтому нельзя заранее утверждать, какая санкция будет применена к виновному. Поэтому вынесению какого-либо обвинения всегда предшествует длительное разбирательство с уточнением всех обстоятельств правонарушения.

Чтобы привлечь к ответственности человека, подозреваемого в физическом насилии по отношению к ребенку, следует обратиться в полицию. Сделать это может любой гражданин России, достигший 18 лет. Несовершеннолетние также могут написать заявление самостоятельно, если в их отношении совершается правонарушение, однако в дальнейшем процессе должен участвовать их законный представитель. Кроме того, для них действует «телефон доверия», позвонив по которому можно получить бесплатную квалифицированную помощь и подробные объяснения, как действовать в конкретной ситуации.

Любой человек, ставший свидетелем противоправных действий, может и должен обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением. Полиция обязана принять такое заявлении и в течение 3 дней вынести решение о возбуждении уголовного дела либо отказе в таковом.

Медицинские работники обязаны по закону сообщать об известных им фактах причинения физического вреда ребенку независимо от желания потерпевшего и его законных представителей.

Нужно учесть, что в случае избиения несовершеннолетнего сверстниками, если такие действия не нанесли вреда здоровью потерпевшего, к подросткам и их представителям будут применены меры воспитательного характера (профилактические беседы, работа с психологом, обследование условий проживания и пр.). В крайнем случае нарушители будут поставлены на учет в ИПДН.

Поэтому, если ребенок подвергся избиению, не принимайте поспешных решений – прежде разберитесь в ситуации. Внимательно и беспристрастно постарайтесь выслушать обе стороны конфликта, а также его свидетелей, если таковые найдутся. Поговорите с учителями и одноклассниками ребенка и, выяснив все обстоятельства, возможно достаточно будет ограничиться профилактической беседой с обоими участниками.

Если же в результате разбирательства вы придете к выводу, что в школе есть дети, которые поступают так и по отношению к другим, делают это систематически либо совершают иные противоправные действия вроде вымогательства, у вас есть все основания писать заявление в полицию.

Приняв от вас заявление в свободной форме, следственные органы направят ребенка на медицинское освидетельствование, в ходе которого будут зафиксированы все нанесенные ему повреждения, оценено психологическое состояние. Если врачебная экспертиза фиксирует только побои или легкий вред здоровью (ст. 115, 116 УК РФ), то уголовное дело возбуждается исключительно по жалобе потерпевшего и рассматривается в мировом суде как дело частного обвинения без участия государственного обвинителя.

В тех случаях, когда здоровью несовершеннолетнего нанесен более значительный ущерб, к расследованию подключается прокурор, и дело не может быть прекращено за примирением сторон. Компенсация ущерба виновной стороной послужит лишь смягчающим обстоятельством.

В случае побоев рассматриваемый порядок следующий:

  1. написать заявление в свободной форме на имя начальника районного отделения полиции с указанием всех известных обстоятельств дела;
  2. пройти медицинское освидетельствование;
  3. собрать доказательства (выяснить имена свидетелей, провести их опрос, найти фото- и видеоматериалы, подтверждающие вашу позицию);
  4. когда дело будет передано в мировой суд, пригласить свидетелей и предоставить собранные доказательства по делу, включая результаты медицинского освидетельствования.

Если же вы стали случайным свидетелем избиения несовершеннолетнего и намерены сигнализировать в органы правопорядка о случившемся, то сначала постарайтесь записать происходящее на видео или сделать несколько фотографий, и только потом обращайтесь в полицию с заявлением. Вам понадобятся доказательства выдвигаемого обвинения как в ходе следствия, так и в суде. С этими материалами вы также можете обратиться в органы опеки и попечительства, если противоправные действия в отношении несовершеннолетнего совершают его законные представители.

Похожие темы

  • Дела несовершеннолетних
  • Пособничество
  • Избиение ребенка
  • Причинение легкого вреда здоровью
  • Уголовная ответственность несовершеннолетних
  • Правонарушения несовершеннолетних
  • Наказание за побои
  • Групповое избиение


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *